Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Крупнейшие битвы 2 мировой войны. Значимые битвы второй мировой войны

С тех пор, как первые бронемашины начали свое шествие по искореженным полям сражений во время Первой Мировой Войны, танки стали неотъемлемой составляющей сухопутной войны. За эти годы произошло много танковых сражений, и некоторые из них имели огромное значение для истории. Вот 10 сражений, о которых Вам нужно знать.

Битвы в хронологическом порядке.

1. Битва при Камбре (1917)

Произошедшая в конце 1917 года, эта битва на Западном фронте стала первым крупным танковым сражением в военной истории и именно там, впервые были серьезно задействованы общевойсковые силы в больших масштабах, что стало подлинным поворотным моментом в военной истории. Как отмечает историк Хью Стрэчан, "крупнейшим интеллектуальным сдвигом в войне между 1914 и 1918 гг., стало то, что общевойсковые сражения были сосредоточены вокруг возможностей орудий, а не сил пехоты." И под словом "общевойсковой", Стрэчан имеет в виду согласованное использование различных видов артиллерии, пехоты, авиации, и, конечно же, танков.

20 ноября 1917 года британцы напали на Камбре с 476 танками, 378 из которых являлись боевыми танками. Испуганные немцы оказались застигнуты врасплох, так как наступление мгновенно продвинулось на несколько километров вглубь по всему фронту. Это был беспрецедентный прорыв защиты противника. Немцы в конечном итоге реабилитировались, начав контратаку, но это танковое наступление продемонстрировало невероятный потенциал мобильной, бронетанковой войны - метод, который стал активно использоваться только год спустя, во время заключительного удара по Германии.

2. Битва на реке Халхин-Гол (1939)

Это первое крупное танковое сражение в течение Второй мировой войны, где советская Красная Армия схлестнулась с японской императорской армии у своей границы. Во время китайско-японской войны 1937-1945 гг, Япония заявила, что Халхин-Гол является границей между Монголией и Маньчжоу-Го (японское название оккупированной Маньчжурии), в то время как СССР настаивали на границе, лежащей восточнее у Номон-Хана (именно поэтому этот конфликт иногда называют инцидентом у Номон-Хана). Военные действия начались в мае 1939 года, когда советские войска заняли спорную территорию.

После первоначального успеха японцев, СССР собрал войско в 58000 тысяч человк, почти 500 танков и около 250 самолетов. Утром 20 августа генерал Георгий Жуков предпринял неожиданную атаку после симуляции подготовки к оборонительной позиции. В течение этого сурового дня, жара стала просто невыносимой, достигнув 40 градусов по Цельсию, в результате чего пулеметы и пушки стали плавиться. Советские Т-26 танки (предшественники Т-34) превосходили устаревшие японские танки, пушкам которых не хватало бронебойной способности. Но японцы отчаянно боролись, например, был очень драматический момент, когда лейтенант Садакайи атаковал танк своим самурайским мечом, пока не был убит.

Последующее наступление русских позволило полностью уничтожить силы генерала Комацубара. Япония потеряла 61000 человек, в отличие от Красной Армии, где было убито 7974 человек и ранено 15251. Эта битва стала началом славного военного пути Жукова, а также продемонстрировала важность обмана, технического и численного превосходства в танковой войне.

3. Битва при Аррасе (1940)

Не следует путать эту битву с битвой при Аррасе 1917 года, это сражение было во время Второй мировой войны, где британский экспедиционный корпус (БЭФ) сражался против немецкого Блицкрига, и постепенно военные действия продвигалось по побережью Франции.

20 мая 1940 года виконт Горт, командующий БЭФ, начал контратаку против немцев, под кодовым названием «Frankforce». В ней приняли участие два пехотных батальона численностью в 2000 человек - и всего 74 танка. BBC описывает то, что произошло дальше:

«Пехотные батальоны были разделены на две колонны для атаки, которая состоялась 21 мая. Правая колонна изначально успешно продвигалась, забирая в плен ряд немецких солдат, но вскоре они столкнулись с немецкой пехотой и СС, при поддержке воздушных сил, и понесли тяжелые потери.

Левая колонна также успешно наступала до столкновения с пехотным подразделением 7-й танковой дивизии генерала Эрвина Роммеля.
Французское прикрытие в ту ночь позволило британским войскам отойти на прежние позиции. Операция «Frankforce» была закончена, а на следующий день немцы перегруппировались и продолжили свое наступление.

В ходе «Frankforce» было взято в плен около 400 немцев, обе стороны понесели примерно одинаковые потери, также был уничтожен ряд танков. Операция превзошла себя - нападение было столь жестоким, что 7-я танковая дивизия полагала, что была атакована пятью пехотными дивизиями».

Интересно, что некоторые историки считают, что эта свирепая контратака убедила немецких генералов объявить сделать передышку 24 мая - короткий перерыв в Блицкриге, что дало БЭФ выиграть некоторое дополнительное время, чтобы эвакуировать свои войска во время «Чуда в Дюнкерке».

4. Битва за Броды (1941)

До Курской битвы в 1943 году, это было крупнейшее танковое сражение времен Второй мировой войны и величайшее в истории до этого момента. Оно произошло в первые дни операции Барбаросса, когда немецкие войска стремительно продвинулись (и относительно легко) вдоль Восточного фронта. Но в треугольнике, образованном городами Дубно, Луцк и Броды, возникло столкновение, в котором 800 немейких танков выступили против 3500 русских танков.

Бой длился четыре изнурительных дня, и закончился 30 июня 1941 г. громкой победой Германии и тяжелым отступлением Красной Армии. Именно во время битвы за Броды, немцы впервые всерьез схлестнулись с русскими танками Т-34, которые были практически невосприимчивы к немецкому оружию. Но благодаря ряду воздушных атак Люфтваффе (которые подбили 201 советских танков) и тактическому маневрированию, немцы победили. Более того, считается, что 50% советских потерь бронетехники (~ 2600 танков) были на счету недостатков тыла, нехватки боеприпасов, и из-за технических проблем. Всего в том сражении Красная Армия потеряла 800 танков, и это большая цифра по сравнению с 200 танками со стороны немцев.

5. Вторая битва при Эль-Аламейне (1942)

Это битва стала переломным моментом во время кампании в Северной Африке, и это было единственным крупным танковым сражением, которое было выиграно силами Британских ВС без прямого американского участия. Но американское присутствие, безусловно, ощущалось в виде 300 танков «Шерман» (в общей сложности у британцев было 547 танков), спешно доставленных в Египет из США.

В сражении, которое началось 23 октября и закончилось в ноябре 1942 года, произошло противостояние педантичного и терпеливого генерала Бернарда Монтгомери и Эрвина Роммеля, хитрого Лиса пустыни. К несчастью для немцев, однако, Роммель был очень болен, и был вынужден уехать в немецкую больницу до того, как битва начала разворачиваться. Вдобавок, его временный заместитель генерал Георг фон Штумме, умер от сердечного приступа во время боя. Немцы также страдали от проблем с поставками, особенно от нехватки топлива. Что в итоге привело к катастрофе.

Реструктурированная 8-я армия Монтгомери начала двойную атаку. Первый этап, операция «Лайтфут», состояла из мощной артиллерийской бомбардировки с последующей пехотной атакой. В ходе второго этапа, пехота расчистила путь для танковых дивизий. Роммель, который вернулся в строй, был в отчаянии, он понял, что всё потеряно, и телеграфировал об этом Гитлеру. И английские и немецкие армии потеряли около 500 танков, но войска союзников не смогли взять на себя инициативу после победы, что дало немцам достаточно времени для отступления.

Но победа была очевидна, что побудило Уинстона Черчилля заявить: "Это не конец, это даже не начало конца, но это, пожалуй, конец начала."

6. Курская битва (1943)

После поражения под Сталинградом, и намечающегося контрнаступления Красной Армии по всем фронтам, немцы решили сделать смелое, если не сказать безрассудное, наступление под Курском, в надежде вернуть себе свои позиции. В результате чего, битва под Курском сегодня считается самой крупной и долгой битвой с участием тяжелой бронетанковой техники в войне, и одной из крупнейших одиночных бронетанковых столкновений.

Хотя никто точных цифр сказать не может, советские танки изначально превосходили количество немецких в два раза. По некоторым оценка, изначально на Курской дуге схлестнулось около 3000 советских танков и 2000 немецких. В случае негативного развития событий, Красная Армия была готова бросить в бой ещё 5000 танков. И хотя немцы догнали Красную Армию по количеству танков, но это не могло обеспечить им победу.

Одному командиру Немецкого танка удалось уничтожить 22 советских танка в течение часа, но кроме танков шли русские солдаты, которые подходили к вражеским танкам с "суицидальной храбростью", подбираясь достаточно близко, чтобы бросить мину под гусеницы. Немецкий танкист позже писал:

"Советские солдаты были вокруг нас, над нами и между нами. Они вытаскивали нас из танков, подбивали. Это было страшно".

Все германские превосходство в отношении связи, маневренности, и артиллерии затерялось в хаосе, шуме и дыме.

Из воспоминаний танкистов:
"Атмосфера была удушающей. Я задыхался, а пот ручьями стекал по моему лицу."
"Мы каждую секунду ожидали, что будем убиты."
"Танки таранили друг друга"
"Металл горел."

Вся область на поле боя была заполнена сгоревшей бронетехникой, источавшей столбы черного маслянистого дыма.

Важно отметить, что в это время там происходило не только танковое сражение, но и воздушное. Пока внизу разворачивалась битва, самолеты в небе пытались подбивать танки.

Спустя восемь дней, атака была остановлена. Хотя Красная Армия победила, она потеряла пять бронемашин на каждый немецкий танк. С точки зрения фактической численности, немцы потеряли около 760 танков, а СССР около 3800 (в общей сложности 6000 танков и штурмовых орудий были уничтожены или серьезно повреждены). В отношении жертв, немцы потеряли 54182 человек, у нас - 177847. Несмотря на такой разрыв, Красная Армия считается победителем сражения, и, как отмечают историки "Гитлеровская долгожданная мечта о нефтяных месторождениях Кавказа была уничтожена навсегда."

7. Битва при Арракуре (1944)

Произошедшая во время Лотарингской кампании во главе с 3-й армией генерала Джорджа Паттона с сентября по октябрь 1944 года, менее известная битва при Арракуре была крупнейшим танковым сражением для армии США до этого момента. Хотя Битва в Арденнах позже окажется крупнее, эта битва происходила на гораздо более обширной географической территории.

Битва важна тем, что все немецкие танковые силы были поражены американскими войсками, в основном оснащенными пушками 75-мм. танка «Шерман». Благодаря тщательной координации танков, артиллерии, пехоты, и военно-воздушных сил, немецкие войска потерпели поражение.

В итоге американские войска успешно нанесли поражение двум танковым бригадам и частям двух танковых дивизий. Из 262 танков немцев, более 86 были уничтожены, а 114 серьезно повреждены. Американцы, напротив, потеряли всего 25 танков.

Битва при Арракуре предотвратила немецкую контратаку, и вермахт был не в состоянии восстановиться. Более того, эта область стала стартовой площадкой, с которой армия Паттона начнет свою зимнее наступление.

8. Битва при Чавинде (1965)

Битва при Чавинде стала одним из крупнейших танковых сражений после Второй мировой войны. Она произошла в ходе индо-пакистанской войны 1965 года, где столкнулось около 132 пакистанских танков (а также 150 единиц подкрепления) против 225 индийских бронемашин. У индийцев были танки «Центурион», в то время как у пакистанцев были «Паттон»; обе стороны использовали также танки «Шерман».

Битва, которая длилась с 6 по 22 сентября, состоялась на участке Рави-Чинаб, соединяющем Джамму и Кашмир с материковой частью Индии. Индийская армия надеялась отрезать Пакистан от линии снабжения, отрезав их от округа Сиалкот области Лахор. События достигли своего пика 8 сентября, когда индийские силы двинулись к Чавинде. Пакистанские воздушные силы присоединились к битве, а затем случилось жестокое танковое сражение. Крупная танковая битва произошла 11 сентября в регионе Филлора. После нескольких вспышек активности и затишья битва, наконец, закончилась 21 сентября, когда индийские силы, наконец, ретировались. Пакистанцы потеряли 40 танков, в то время как индийцы потеряли более 120.

9. Битва в Долине Слез (1973)

Во время арабо-израильской войны «Судного дня», израильские силы боролись с коалицией, которая включала Египет, Сирию, Иорданию и Ирак. Целью коалиции было вытеснить израильские силы, занимающие Синай. В одной ключевом пункте на Голанских высотах, у израильской бригады осталось 7 танков из 150 – и в оставшихся танках в среднем осталось не более 4-х снарядов. Но примерно в то самое время, когда сирийцы собирались совершить еще одну атаку, бригада была спасена случайно собранным подкреплением, состоящим из 13 наименее поврежденных танков, управляемых ранеными солдатами, которые были выписаны из больницы.

Что касается самой войны «Судного дня», то 19-дневная битва стала крупнейшим танковым сражением со времен Второй мировой войны. На самом деле, это было одно из крупнейших танковых сражений, в которой участвовали 1700 израильских танков (из них 63% были уничтожены) и примерно 3430 танков коалиции (из которых примерно от 2250 до 2300 были уничтожены). В конце концов, победил Израиль; Соглашение о прекращении огня при посредничестве Организации Объединенных Наций вступило в силу 25 октября.

10. Битва Истинга 73 (1991)

Данная статья будет посвящена теме решающих битв самой кровопролитной войне в истории человечества – Второй мировой. И здесь будут названы не только те битвы, которые оказали влияние на сторону победителей, ведь не нужно забывать, что в начале войны немцы владели преимуществом и это они заслужили рядом блестящих побед.
И так, начнем. Какие же битвы можно назвать самыми значительными и самыми решающими в ходе Второй мировой войны?
1. Захват Франции.
После того, как немецкие войска взяли Польшу, Гитлер понимал, что ему нужно избавиться от опасности на Западном фронте, это бы обеспечило немецкой армии не развязывание войны на два фронта. А для этого нужно было захватить Францию.
Захватить Францию Гитлеру удалось всего за несколько недель. Это был настоящий «блицкриг». Молниеносные танковые удары помогли сломить и окружить самые боеспособные армии французов, голландцев и бельгийцев. Однако не это было главной причиной поражения для союзников, их излишняя самоуверенность стала для них катастрофической ошибкой, которая привела к капитуляции Франции и решительной победе немцев на Западном фронте.
При наступлении на Францию не происходило огромных сражений, были всего лишь локальные попытки сопротивления в отдельных частях французской армии и когда пала Северная Франция, победа Германии не заставила себя ждать.
2. Сражение за Британию.
После того, как пали французы, необходимо было уничтожить и Великобританию, которая находилась на хорошо защищенных от прямого нападения островах.
Гитлер прекрасно понимал, что сломить англичан можно будет только после того, как будут разбиты их ВВС. На начальном этапе воздушные атаки на Британию проходили успешно, немецкие бомбардировщики бомбили крупнейшие города. Но когда у англичан появился радар, они смогли перехватывать немецкие самолеты еще на подлете к островам.
Количество немецкой боевой техники в воздухе сильно уменьшалось, и спустя несколько месяцев началась катастрофическая нехватка не только самолетов, но и кадров.
А вот королевские ВВС тем временем набирали свою силу и полностью получили преимущество в воздухе над Британией. Эта победа позволила англичанам не только обезопасить себя от атак немцев, но и дала время восстановить свой военный потенциал после поражения в битве за Францию. Кроме того, победа англичан дала дорогу проведению операции под названием «Оверлорд», о которой речь пойдет дальше.
3. Битва за Сталинград.
Тем временем на Восточном фронте продолжалось успешное наступление армий Вермахта, которые уже полностью оккупировали Украину и теперь готовы взять важнейшие города для СССР, в том числе и Сталинград. Однако здесь они вынуждены были остановиться.
Практически захватив город, немцы встретили решительное сопротивление Красной Армии, которое не удавалось сломить из-за численного преимущества противника, проблемами с припасами и оружием, а также суровыми морозами.
Сражение за Сталинград началось в июле 1941 года и успешно складывалось для немцев до ноября этого же года. Но вот уже с наступлением зимы силы Союза начали мощнейшую контратаку, которая вынудила немцев отступить. Таким образом, одна из лучших армий Вермахта под командованием Паульса была окружена и разбита.
Всего за время сражения при Сталинграде немцы потеряли около 1 млн. бойцов, а также огромное количество единиц оружия и боевой техники. Боевой дух немцев был подорван настолько, что наступление советских войск остановить уже было невозможно. Наступил коренной перелом не только в ходе Великой Отечественной, но и в ходе Второй мировой.
4. Курская битва.
Данное сражение можно смело назвать последней попыткой немцев начать контратаку на Восточном фронте. Немцы решили провести молниеносную атаку по линии обороны СССР на Курской дуге, но их план был подорван и наступление завершилось полным провалом. После этого, огромные силы Красной Армии начали контрнаступление, и благодаря численному преимуществу им удалось сломать оборону немцев, что значило одно – поражение Германии уже предрешено. Были разбиты лучшие армии, а количество солдат Вермахта уже уступало силам Красной Армии в несколько раз, и это не говоря уже о том, что на Западном фронте начали давить силы союзников.
В ходе Курской битвы также произошло крупнейшее танковое сражение – битва под Прохоровкой, где победили советские танки, хоть и с огромными потерями.
5. Сражение в заливе Лейте.
Это сражение можно назвать последней решительной попыткой японцев перехватить инициативу в войне на Тихом океане. Японский флот атаковал флот США в надежде разбить его и начать контрнаступление. Эта битва продолжалась с 23 по 26 октября 1944 года и завершилась полной победой американцев. Японцы воевали настолько отчаянно, что жертвовали собой ради уничтожения противника – речь о так называемых «камикадзе». Но это им не помогли, они потеряли свои мощнейшие суда и больше не предпринимали решительных попыток остановить флот США.
6. «Оверлорд».
В 1944 году Германия уже была на грани поражения, но его нужно было ускорить, для этого был открыт Западный фронт – операция «Оверлорд».
В июне 1944 года огромные силы США и союзников высадились в Северной Франции. Уже спустя два месяца был освобожден Париж, а еще спустя два силы союзников подошли к западным границам Германии. Для того, чтобы сдерживать наступление на Западном фронте, немцы сильно растянули свои силы и еще сильнее ослабили позиции на Восточном фронте, что ускорило наступление Красной Армии.
Открытие Второго фронта стало решающим ударом по военной силе Германии, за ним последовала только оккупация и падение Берлина.
7. Битва за Берлин.
Несмотря на то, что Германия уже проиграла, Берлин продолжал стоять. Город был взят в кольцо, и помощи ждать было не откуда, но немцы стояли.
Битва за Берлин, которая продолжалась всю весну 1945 года была завершена к 8 маю. При обороне Берлина немцы оказывали мощнейшие очаги сопротивления, из-за чего гибло огромное количество солдат Красной Армии, но их участь все равно была решена.
После того как застрелился Гитлер боевой дух Вермахта был полностью уничтожен и Германия капитулировала – победа была одержана. Тем временем на Тихом океане, США уже почти подчинило себе Японию – Вторая мировая подходила к концу.
Вот такими были решающие битвы Второй мировой. Конечно, это список можно было дополнить еще десятком важных сражений, однако все же эти битвы и операции были ключевыми.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что танковые сражения Второй мировой войны выступают одним из главнейших ее образов. Как являются окопы образом Первой мировой или ядерные ракеты послевоенного противостояния между социалистическим и капиталистическим лагерями. Собственно, это неудивительно, поскольку танковые сражения Второй мировой войны во многом определили ее характер и ход.

Не последняя заслуга в этом принадлежит одному из главных идеологов и теоретиков моторизированной войны, немецкому генералу Хайнцу Гудериану. Ему в значительной мере принадлежат инициативы мощнейших ударов единым кулаком войск, благодаря которым нацистские силы добивались столь головокружительных успехов на европейском и африканском континентах более двух лет. Танковые сражения Второй мировой войны особенно давали блестящий результат на первом ее этапе, в рекордные сроки разгромив устаревшую морально польскую технику. Именно дивизии Гудериана обеспечили прорыв немецких армий под Седаном и успешную оккупацию французских и бельгийских территорий. Лишь так называемое «дюнкерское чудо» спасло остатки армий французов и англичан от тотального разгрома, позволив им реорганизоваться в дальнейшем и защитить на первых порах Англию в небе и не дать нацистам сосредоточить абсолютно всю свою военную мощь на востоке. Взглянем же немного подробнее на три наиболее крупные танковые битвы всей этой бойни.

Прохоровка, танковое сражение

Танковые сражения Второй мировой войны: битва под Сенно

Этот эпизод произошел в самом начале немецкого вторжения на территорию СССР и стал составной частью Витебского сражения. После взятия Минска немецкие части продвигались к слиянию Днепра и Двины, намереваясь оттуда начать наступление на Москву. Со стороны советского государства в битве участвовали две насчитывавшие более 900 боевых машин. В распоряжении вермахта имелось три дивизии и около тысячи исправных танков, подкрепленных авиацией. В результате сражения 6-10 июля 1941 года советские силы потеряли более восьмисот своих боевых единиц, что открыло противнику возможность продолжить свое продвижение без изменения планов и начать наступление в сторону Москвы.

Крупнейшее в истории танковое сражение

В действительности же самая масштабная битва произошла еще ранее! Уже в первые дни нацистского вторжения (23-30 июня 1941 года) между городами Броды - Луцк - Дубно, что на Западной Украине, было столкновение с участием более 3200 танков. Кроме того, количество боевых машин здесь было втрое больше, чем под Прохоровкой, и длительность сражения протекала не один день, а целую неделю! В результате боя советские корпуса были буквально смяты, армии Юго-Западного фронта потерпели быстрое и сокрушительное поражение, что открыло противнику путь к Киеву, Харькову и дальнейшей оккупации Украины.

О том, как 70 лет назад началась Вторая мировая война, читайте в материале "Союз неправых сил" . В рейтинге журнала — 10 самых кровопролитных сражений.


1. Сталинградская битва


Значение: битва под Сталинградом стала самым кровопролитным сражением в мировой истории. У этого города на Волге против немецкой группы армий "Б" и их союзников было выставлено семь советских армий (плюс 8-я воздушная армия и Волжская флотилия). После сражения Сталин сказал: "Сталинград стал закатом немецко-фашистской армии". После этого побоища немцы уже никогда не могли оправиться.

Безвозвратные потери: СССР — 1 млн 130 тыс. чел.; Германия и союзники — 1,5 млн чел.

2. Битва за Москву


Значение: командующий немецкой 2-й танковой армией Гудериан так оценил последствия поражения под Москвой: "Все жертвы и усилия оказались напрасными, мы потерпели серьезное поражение, которое из-за упрямства верховного командования привело в ближайшие недели к роковым последствиям. В немецком наступлении наступил кризис, силы и моральный дух немецкой армии надломлены".

Безвозвратные потери: СССР — 926,2 тыс. чел.; Германия — 581,9 тыс. чел.

3. Битва за Киев


Значение: поражение под Киевом стало тяжелым ударом для Красной армии, оно открыло для вермахта дорогу на Восточную Украину, в Приазовье и Донбасс. Сдача Киева привела к фактическому развалу Юго-Западного фронта, советские солдаты стали в массовом порядке бросать оружие и сдаваться в плен.

Безвозвратные потери: СССР — 627,8 тыс. чел. (по немецким данным, число пленных составило 665 тыс. чел.); Германия — неизвестно.

4. Битва за Днепр


Значение: в сражении за освобождение Киева с обеих сторон приняли участие до 4 млн. человек, а фронт боев растянулся на 1400 км. Писатель-фронтовик Виктор Астафьев вспоминал: "Двадцать пять тысяч воинов входит в воду, а выходит на том берегу три тысячи, максимум пять. И через пять-шесть дней все погибшие всплывают. Представляете?"

Безвозвратные потери: СССР — 417 тыс. чел.; Германия — 400 тыс. убитых (по другим источникам, около 1 млн чел.).

5. Курская битва


Значение: самая масштабная битва в истории Второй мировой войны. Войска Центрального и Воронежского фронтов разгромили две крупнейшие армейские группировки вермахта: группу армий "Центр" и группу армий "Юг".

Безвозвратные потери: СССР — 254 тыс. чел.; Германия — 500 тыс. чел. (по немецким данным, 103,6 тыс. чел.).

6. Операция "Багратион"


Значение: одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества, в ходе которой силами 1-го Прибалтийского, 1, 2 и 3-го Белорусских фронтов была разгромлена немецкая группа армий "Центр" и освобождена Белоруссия. Для того чтобы продемонстрировать значимость успеха, после битвы более 50 тысяч немецких пленных, захваченных под Минском, были проведены по улицам Москвы.

Безвозвратные потери: СССР — 178,5 тыс. чел.; Германия — 255,4 тыс. чел.

7. Висло-Одерская операция


Значение: стратегическое наступление 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, в ходе которого была освобождена территория Польши к западу от Вислы. Эта битва вошла в историю человечества как самое стремительное наступление — на протяжении 20 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 км в день.

Безвозвратные потери: СССР — 43,2 тыс. чел.; Германия — 480 тыс. чел.

8. Битва за Берлин


Значение: последняя битва советских войск в Европе. Ради штурма столицы Третьего рейха были объединены силы 1-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов, в боях принимали участие дивизии Войска Польского и моряки Балтийского флота.

Безвозвратные потери: СССР с союзниками — 81 тыс. чел.; Германия — около 400 тыс. чел.

9. Битва под Монте-Касино


Значение: самое кровопролитное сражение с участием западных союзников, в ходе которого американцы и британцы прорвали немецкий оборонительный рубеж "Линия Густава" и взяли Рим.

Безвозвратные потери: США и союзники — более 100 тыс. чел.; Германия — около 20 тыс. чел.

10. Битва за Иводзиму


Значение: первая военная операция сил США против Японии на суше, ставшая и самым кровопролитным сражением на Тихоокеанском театре военных действий. Именно после штурма этого маленького островка в 1250 км от Токио командование США решило перед высадкой на Японские острова провести показательную атомную бомбардировку.

Безвозвратные потери: Япония — 22,3 тыс. чел.; США — 6,8 тыс. чел.

Материал подготовили Виктор Беккер, Владимир Тихомиров

«Адмирал граф Шпее» стал третьим немецким «карманным линкором», построенным после крейсеров «Дойчланд» («Лютцов») и «Адмирал Шеер» . В первые месяцы Второй мировой он безнаказанно топил британские торговые суда, став самым знаменитым кораблём своего типа. А итоги его первого и последнего боя дают богатый материал для анализа эффективности артиллерийского вооружения и броневой защиты немецких тяжёлых крейсеров. Почему же бой при Ла-Плате и его результаты до сих пор вызывают столь жаркие споры?

На момент начала Второй мировой войны тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» под командованием капитана-цур-зее Ганса Лангсдорфа находился в Центральной Атлантике. Приказ на открытие крейсерской войны он получил только 25 сентября 1939 года – до этого момента Гитлер ещё рассчитывал мирно уладить конфликт с Великобританией. Война должна была вестись строго по призовым правилам, поэтому о неожиданных артиллерийских или торпедных атаках речи не шло.

Почти два с половиной месяца «Шпее» и «Дойчланд» вместе с несколькими судами снабжения безнаказанно действовали в Атлантическом и Индийском океанах. Для их поиска англичанам и французам пришлось выделить 3 линейных крейсера, 3 авианосца, 9 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров. В конце концов, группа «G» коммодора Генри Хэрвуда (тяжёлый крейсер «Эксетер», лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес») перехватила «Шпее» у берегов Южной Америки, недалеко от устья реки Ла-Плата.

Этот бой стал одним из немногих классических артиллерийских морских сражений Второй мировой войны, дав наглядную иллюстрацию к старому спору о том, что эффективнее – калибр орудий или вес залпа?

«Адмирал граф Шпее» проходит через Кильский канал, 1939 год
Источник – johannes-heyen.de

По суммарному водоизмещению три британских крейсера превосходили «Шпее» примерно вдвое, по весу минутного залпа – более чем в полтора раза. Чтобы превознести достижения своей стороны, некоторые британские исследователи сравнивали вес разового залпа кораблей без учёта темпа стрельбы – эти цифры дошли до советской печати и некоторое время дезориентировали любителей военно-морской истории. Согласно этим данным, корабль стандартным водоизмещением 12 540 т оказывался вдвое мощнее трёх крейсеров общим стандартным водоизмещением 22 400 т.


Схема тяжёлого крейсера «Адмирал граф Шпее», 1939 год
Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995

«Шпее» нёс всего шесть орудий, зато 283-мм калибра, выпускавших в минуту 4500 кг металла. Кроме того, у него имелось восемь 150-мм орудий в лёгких установках, размещённых по четыре на борт (ещё 2540 кг металла в минуту, по 1270 кг на борт).


Кормовая башня «Адмирала графа Шпее»
Источник – commons.wikimedia.org

«Эксетер» также нёс шесть орудий, но лишь 203-мм, так как первоначально считался скаутом класса «B», а не «А». Вес его минутного залпа составлял всего 2780 кг – в два с лишним раза меньше, чем у противника. Однотипные «Аякс» (флаг Хэрвуда) и «Ахиллес» имели по восемь 152-мм орудий в двухорудийных башнях и при максимальной скорострельности (8 выстрелов в минуту) могли выпускать в минуту по 3260 кг металла (больше, чем флагман). Таким образом, суммарный бортовой залп британской эскадры составлял 9300 кг, то есть, превосходил залп «Шпее» если не в два, то минимум в полтора раза (с учётом того, что средний калибр «немца» мог вести огонь на борт лишь половиной орудий). Несомненно, «Шпее» был гораздо лучше защищён, зато имел на 5 узлов меньшую скорость. Таким образом, имел место классический пример «несимметричного» боя, в котором каждая сторона имела свои преимущества.

Один против трёх

Противники обнаружили друг друга утром 13 декабря 1939 года, почти одновременно (около 5:50 по Гринвичу), однако немцы быстрее поняли, что перед ними – боевые корабли. Правда, лёгкие крейсера они приняли за эсминцы, поэтому рейдер охотно двинулся на сближение. В первые минуты огня никто не открывал, хотя дистанция составляла чуть больше сотни кабельтовых.

В 6:14 коммодор Хэрвуд отдал приказ разделиться, чтобы взять противника в «клещи». Тяжёлый «Эксетер» двинулся прямо на «немца», заходя слева от него, в то время как оба лёгких крейсера пошли по широкой дуге, обходя противника справа и держась на большом расстоянии от него. Этот манёвр выглядит странно: держась на расстоянии в сотню кабельтовых, англичане имели мало шансов попасть в противника, в то время как вражеские 283-мм пушки оставались для них весьма опасными. Напротив, наиболее эффективной тактикой для них было быстро сократить дистанцию и приблизиться на такое расстояние, когда 152-мм снаряды смогут пробить борт «Шпее». К тому же, это позволило бы британцам использовать торпедные аппараты – немцы такой возможности побаивались (свидетельством этому является поведение «Лютцова» и «Хиппера» в «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года). «Эксетер» действительно стрелял торпедами в начале боя, а вот «Аякс» использовал их только в конце боя (около 7:30), когда дистанция сократилась до 50 каб; чуть ранее одну торпеду выпустил «Шпее». Даже если бы торпеды не попали в немецкий крейсер, уклонение от них, так или иначе, понизило бы точность его стрельбы.


Английские крейсера «Аякс» и «Эксетер» (на заднем плане). Монтевидео, ноябрь 1939 года

В свою очередь, «Эксетер», с его более дальнобойными орудиями, не имел никакой необходимости сокращать дистанцию. Единственное объяснение его манёвра состоит в том, что англичане преувеличивали защиту «Адмирала графа Шпее» и постарались подойти к нему поближе. Однако это никак не оправдывает разделения сил: в одиночку тяжёлый крейсер существенно уступал «карманному линкору». Вдобавок, заходя с разных сторон, англичане позволил противнику ввести в действие все восемь 150-мм орудий вместо четырёх.

Первая фаза боя: сокрушительный удар по «Эксетеру»

В 6:18 «Шпее» открыл огонь по «Эксетеру» из носовой башни главного калибра с дистанции примерно 90 каб. «Эксетер» ответил в 6:20 – сначала из двух носовых башен, затем, чуть довернув влево, ввёл в действие кормовую башню. В 6:21 начал стрельбу «Аякс», в 6:23 – «Ахиллес». Все британские корабли вели огонь полубронебойными снарядами («коммон») – для 203-мм орудий это было вполне оправданно, но 152-мм снаряды не имели шанса пробить броню «немца». Логичнее было бы использовать фугасные снаряды, имевшие больший поражающий эффект, но в начале войны англичанам их попросту не хватало.

Немцы стреляли «лесенкой» – давали следующий залп, не ожидая падения предыдущего – но для большей точности сначала вели огонь из башен поочерёдно, и перешли на полные шестиорудийные залпы только после того, как добились первого накрытия. Сначала «Шпее» стрелял полубронебойными снарядами, но после первых накрытий перешёл на фугасные мгновенного действия: главный артиллерист немецкого крейсера Пауль Ашер рассчитывал добиться максимального поражения, считая защиту «Эксетера» слабой и неполной.


Тяжёлый крейсер «Эксетер» в 1941 году

«Эксетер» был накрыт уже третьим залпом, получив существенные осколочные повреждения незащищённого оборудования (в частности, был уничтожен самолёт на катапульте). Четвёртый залп дал одно попадание в носовую часть, но полубронебойный 283-мм снаряд пронизал корпус насквозь, не успев взорваться. Следующее попадание было столь же малорезультативным – возможно, немцы заметили это и поэтому перешли на стрельбу фугасными снарядами.

Первый же попавший в «Эксетер» 283-мм фугасный снаряд (в 6:25) взорвался, ударившись о вторую башню – её лёгкая 25-мм броня пробита не была, но башня всё равно вышла из строя до конца боя. Осколки выкосили людей на мостике (командир корабля кэптен Фредерик Белл чудом уцелел), и крейсер на некоторое время лишился управления, а главное – вышла из строя система управления артиллерийским огнём. Вряд ли даже бронебойный снаряд мог нанести больший ущерб.

После этого «Шпее» разделил огонь, перенацелив носовую башню на лёгкие крейсера – тем более что после 6:30 «Эксетер» укрылся дымовой завесой. Расстояние до новой цели в этот момент составляло около 65 каб. В 6:40 283-мм снаряд взорвался у форштевня «Ахиллеса», повредив командно-дальномерный пункт и ранив командира корабля Эдварда Перри (некоторые источники пишут о ранении артиллерийского офицера), а также выведя из строя радиостанцию, что нарушило связь с самолётом-корректировщиком. Вскоре после этого в «Эксетер» попало ещё два снаряда: один из них вывел из строя первую башню (причём в прибойнике загорелся заряд, и во избежание взрыва англичанам пришлось затопить её погреба), а второй пронизал корпус над поясом, уничтожил радиорубку и взорвался под палубой у левого борта. Второе попадание вывело из строя 102-мм орудие и вызвало пожар в кранцах первых выстрелов.


Бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года
Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967

В 6:42 в «Эксетер» попал последний снаряд – место попадания неизвестно, но, судя по всему, оно было в носовой части в районе ватерлинии, так как к концу боя крейсер имел метровый дифферент на нос и крен на левый борт, а его скорость снизилась до 17 узлов, хотя машины остались неповреждёнными. Наконец, в 7:30 вода замкнула кабели электропитания кормовой башни и вывела её из строя – крейсер лишился всей своей артиллерии.

В ответ «Шпее» получил с «Эксетера» только два 203-мм снаряда. Один из них насквозь пробил высокую башенноподобную надстройку и не взорвался. Зато второй с дистанции примерно 65 каб вошёл в борт почти под прямым углом (в этот момент «Шпее» резко отвернул влево, с 6:22 до 6:25 сменив курс почти на 90°), прошил 100 мм брони верхней части пояса над броневой палубой, затем пробил 40-мм верхнюю продольную переборку и под очень острым углом соприкоснулся с 20-мм броневой палубой, где и взорвался в продуктовой кладовой. Была перебита главная пожарная магистраль, возник локальный пожар, но в целом немецкому кораблю повезло: повреждения оказались незначительными. Сработала «разнесённая» система бронирования – можно утверждать, что она обеспечивала защиту от 203-мм бронебойных снарядов на дистанции как минимум в 65 каб и при попаданиях под углами, близкими к 90°.

Вторая фаза боя: «Шпее» против лёгких крейсеров

Примерно в 6:45 «Шпее» перенёс весь свой огонь на лёгкие крейсера, которые уже давно стреляли по нему и добились нескольких попаданий (правда, практически не нанеся повреждений). До них в этот момент было около 90 каб, и эта дистанция увеличивалась, так как «Шпее» уходил от англичан точно на траверз. Видя это, Хэрвуд, находившийся на «Аяксе», приказал своим кораблям разворачиваться и догонять противника, всё ещё держась правее него.

В 6:55 корабли Хэрвуда отклонились на 30° левее, чтобы ввести в действие все свои башни. На этот момент дистанция между противниками составляла 85–90 каб. По заверениям англичан, после этого уже второй залп дал попадания, но немецкий корабль начал маневрировать, сбивая прицел. После 7:10 «Шпее» некоторое время опять стрелял по появившемуся из дыма «Эксетеру» с дистанции в 70 каб, однако попаданий не добился.

Действия немецкого командира были крайне неудачными – маневрируя, Лангсдорф мешал стрелять не только противнику, но и собственным комендорам. В то же время Хэрвуд, пользуясь преимуществом в скорости, неуклонно сокращал дистанцию, а это приносило больше выгоды лёгким крейсерам, все 152-мм орудия которых сейчас были введены в действие.


Лёгкий крейсер «Аякс» в 1939 году
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Благодаря высокой скорости стрельбы и наличию самолёта-корректировщика англичане уже с дистанции в 80 каб начали добиваться всё большего количества попаданий. К 7:10 в «Шпее» попало от 4 до 6 снарядов. Один угодил в 150-мм установку №3, уничтожив её вместе с расчётом, другой попал в корму за броневой цитаделью, убил двух человек, но не разорвался (по английским данным, это была учебная болванка). Ещё два снаряда попали в башенноподобную надстройку: один взорвался над верхним директором главного калибра (погибло три человека, но повреждения опять оказались минимальными), другой уничтожил правый дальномер и нанёс повреждения директорам зенитного и главного калибров (на некоторое время была нарушена связь последнего с башнями). Взрывом была выведена из строя слабо защищённая система подачи снарядов к носовой группе 150-мм орудий.

Чтобы сблизиться с противником, после 7:10 Хэрвуд изменил курс, и теперь у его крейсеров могли стрелять только носовые башни. В это время немецкий корабль также находился к англичанам строго кормой. В результате, несмотря на сокращение дистанции, попадания прекратились. Однако в 7:16 «Шпее» начал маневрировать, введя в действие обе башни и добившись накрытия. Расстояние между противниками стало быстро сокращаться.

Англичане снова пристрелялись: один их снаряд попал в кормовую часть «Шпее» и вывел из строя аппаратуру дистанционного управления торпедными аппаратами, ещё один вывел из строя 105-мм универсальную установку, а третий взорвался у основания катапульты, уничтожив стоявший на ней самолёт. Ещё два снаряда попали в кормовую башню, не причинив ей вреда. Наконец, известно, что один из 152-мм снарядов попал в надводную часть броневого пояса (толщина – 100 мм) в районе кормовой башни, но не пробил её.

В 7:25 немецкий 283-мм снаряд с дистанции около 50 каб насквозь пробил барбет третьей башни «Аякса» и ударился в барбет четвёртой башни, выведя из строя обе (при этом непонятно, произошёл ли взрыв). Одновременно вышла из строя подача к одному из орудий во второй башне. На крейсере осталось всего три целых орудия, но Хэрвуд не вышел из боя.

Взаимные манёвры опять на некоторое время сбили наводку обеим сторонам, но в 7:34 с дистанции в 40 каб «Шпее» опять добился накрытия: осколки от близкого разрыва снесли на «Аяксе» верхушку мачты вместе с антеннами (С. Роскилл описывает это как попадание и относит на 7:38).


«Адмирал граф Шпее» входит на рейд Монтевидео после боя
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В этот период боя «Шпее» получил сразу три попадания в надстройку, уничтожившие камбуз, но опять не нанёсшие серьёзных повреждений. Ещё один снаряд попал в носовую башню, не пробив её брони, но, по некоторым данным, заклинив среднее орудие – возможно, временно.

На кораблях обеих сторон стали подходить к концу боеприпасы, стреляли они медленнее и осторожнее, поэтому попаданий больше никто не добился. На «Аяксе» имелось 7 убитых и 5 раненых, на «Ахиллесе» – 4 убитых и 7 раненых. В 7:42 Хэрвуд поставил дымовую завесу, и под её прикрытием британские корабли описали зигзаг, чтобы резко увеличить расстояние до противника. Англичане постарались не выпускать немецкий корабль из вида, но при этом держаться от него на дистанции в полтораста кабельтовых, и в итоге «проводили» противника почти до самого Монтевидео.

Итоги сражения

За всё время боя в «Шпее» попало два 203-мм и до восемнадцати 152-мм снарядов. Последнее объясняется большим количеством и высокой скорострельностью шестидюймовых орудий: за минуту британские крейсера могли выпустить свыше сотни снарядов и к концу боя почти исчерпали боезапас. А вот 203-мм снарядов «Эксетер» мог выпустить лишь два десятка в минуту, да и в огневом бою он участвовал не до конца столкновения.

Далеко не все 152-мм снаряды оказали на «Шпее» хоть какое-то воздействие. Часть их не взорвалась, а некоторые просто прошли через высокую надстройку без особого вреда для корабля.


Повреждения, полученные «Адмиралом графом Шпее» во время боя у Ла-Платы
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Известны места и последствия попаданий 14 снарядов из 18 (они описаны выше). Как минимум один снаряд (возможно, больше) попал в главный пояс, не пробив его. Три снаряда попали в башни главного калибра, имевшие 140-мм лоб (один – в носовую, два – в кормовую), также не пробив брони и лишь временно выведя из строя одно 283-мм орудие. Более-менее серьёзный эффект произвело попадание только двух 152-мм снарядов: один из них уничтожил 150-мм орудие, другой вывел из строя подачу 150-мм снарядов и на некоторое время нарушил управление огнём главного калибра. Известно, что «Шпее» имел две пробоины площадью около 0,5 м2 каждая (над ватерлинией и на уровне неё), вполне устранимых в море. Таким образом, основное воздействие шестидюймовых снарядов сказалось лишь на палубе и надстройках немецкого корабля.

Воздействие 203-м снарядов оказалось ещё менее существенным. Один из них также прошёл навылет через надстройку, поскольку англичане использовали полубронебойные снаряды. Другой (скорее всего, не «коммон», а чисто бронебойный) попал в «Шпее» под очень удачным углом, пробил пояс и внутреннюю переборку, но взорвался на 20-мм броневой палубе.

На попадания 152-мм снарядов пришлась и большая часть немецких потерь в людях: 36 человек убиты (в том числе, один офицер), ещё 58 – ранены (правда, в большинстве своём легко). Однако повреждения самого корабля практически не снизили его живучесть и очень слабо повлияли на его боеспособность. В то же время факт почти полного пробития брони говорит о том, что реальную опасность для живучести «карманного линкора» (хотя бы в теории) представляли лишь 203-мм снаряды.

Воздействие немецких 283-мм снарядов на британские корабли было куда более ощутимым. Хотя «Шпее», даже ведя огонь всем бортом, мог выпускать в минуту не более двенадцати снарядов главного калибра, в «Эксетер» попало шесть таких снарядов (правда, два из них прошили оконечности и не взорвались). В итоге британский тяжёлый крейсер лишился всей артиллерии, снизил ход и принял значительное количество воды, причём её поступление не удавалось остановить довольно долго. На корабле погиб 61 человек (включая 5 офицеров), а ещё 34 моряка были ранены. Если бы Лангсдорф действовал решительнее, не «дёргал» свой корабль из стороны в сторону и постоянно не менял цели, ему бы не составило особого труда настичь и потопить «подранка» (в крайнем случае, торпедами).


Взорванный и горящий «Шпее»
Источник – Illustrated London News, Dec. 30, 1939

Стрельба «Шпее» по лёгким крейсерам оказалась куда менее удачной – фактически, немцы добились лишь одного попадания главным калибром в «Аякс» и двух очень близких падений, в основном, причинивших ущерб системам управления и связи обоих крейсеров (в частности, на некоторое время нарушилась связь с корректировщиком). Зато всего один удачно попавший 283-мм снаряд вывел из строя половину артиллерии флагманского «Аякса», вынудив Хэрвуда фактически прекратить артиллерийский бой. Примечательно, что 150-мм орудия «Шпее» не произвели ни одного попадания – отчасти потому, что система управления их огнём действовала гораздо хуже (во многом, из-за того, что они имели ограниченные углы наводки и при маневрировании корабля были вынуждены постоянно менять цели).

В целом, вторую половину сражения (бой с лёгкими крейсерами) «Шпее» провёл заметно хуже, чем первую. Англичане добились вдвое большего процента прямых попаданий – и это притом, что на дистанции в 70–80 каб немецкие 283-мм орудия должны были значительно превосходить в точности 152-мм орудия противника. Столь плохая стрельба отчасти объясняется неудачным и непродуманным маневрированием. С другой стороны, единственный попавший прямо в цель немецкий 283-мм снаряд нанёс противнику больше ущерба, чем два десятка английских 152-мм снарядов – самому «Шпее».


Затопленный «Шпее». Фото, сделанное англичанами в 1940 году
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Ошибочное решение Лангсдорфа идти в Монтевидео, ставшее заведомой ловушкой, было принято не из-за потерь и повреждений, а после того, как командир «Шпее» получил сообщение о том, что израсходовано 60% снарядов. Возможно, сыграл свою роль и психологический эффект от неудачного хода второй фазы боя, начинавшегося столь многообещающе для немцев. Вечером 17 декабря 1939 года «Шпее» был взорван и затоплен его же командой в нейтральных водах в четырёх километрах от уругвайского берега. Командир корабля Лангсдорф застрелился. Это также свидетельствует об эмоциональной неустойчивости немецкого командира, помешавшей ему адекватно руководить боем и добиться победы.

Список литературы:

  1. В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эскмо, 2012
  2. С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967
  3. http://www.navweaps.com