Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Кротость значение слова в христианстве. Что такое кротость? Степени проявления кротости

В 1-м послании Петра написано: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3-4). Как видим, кротость в глазах Бога является нетленной красотой нашего духовного человека. Это была красота нашего Господа Иисуса Христа. И в глазах Отца Небесного это драгоценность. Если человек молчаливый, то это ещё не значит, что он кроткий . В сердце такое может бушевать! Но если человек не злобивый, не мстительный, не раздражительный, не злопамятный, - это признаки кротости . «Но может ли это сочетаться в одном человеке?» спросите вы. Действительно, кто же из нас может всё это иметь? Так вот, когда мы говорим о кротости, мы должны говорить и о том, как её достигать. Эти качества не присутствуют в человеке сами по себе.

Обратим внимание: для того, чтобы животное стало работать на человека, его сначала нужно укротить. Мы, люди технического века, уже далеки от этого, но ещё многие старшие знают, что лошадь нужно было объездить, приучить к седлу, хомуту, узде, иначе она служить не будет. Точно так же и наша плоть: если её не приучить к духовному труду, не укротить её, то сама по себе она служить Богу не может. Прочитаю два места о кротости , какие обетования Господь связывает с ней: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:5). И второе место из неканонической книги Иисуса сына Сирахова: «Сын мой! веди дела твои с кротостью, и будешь любим богоугодным человеком» (Сир.3:17).

Блаженство кротких

В чём же блаженство кротких ? Слово говорит, что они наследуют землю. «Но когда и где кроткие могли чего-то добиться?» - спросите вы. Скорее агрессоры наследуют землю, или наглые добиваются поставленных ими целей. Мы все хорошо знаем, что вряд ли кроткие могут чего-то добиться. В глазах этого мира кротость считается недостатком, даже слабостью.

Но если мы посмотрим на историю человечества, то увидим, что хищные, воинственные и кровожадные нации, приводившие в страх людей, потом всегда сходили на нет, иногда даже Господь их и вовсе уничтожал. В Библии много тому примеров. А миролюбивые люди, ценившие закон и уважавшие других людей, в конечном счёте, побеждали. В слове Божием, конечно, имеется в виду новая земля и новое небо. Об этом говорится, что кроткие наследуют землю. Здесь, на этой земле, кротким приходится во многом уступать, это безусловно так.

Кротость - не слабость

Однако кротость не есть слабость, а наоборот, скорее это сила владеть собой. Сила самообладания, терпения. Мирской человек или даже христианин может быть душевным или плотским. Бывает даже так, что человек может иметь Духа Святого, но живет по плоти, а не по духу. Об этом говорится в 8-й главе послания к Римлянам. Если человек громче всех кричит или запугивает, или оказывает давление, то на самом деле это слабость, духовная слабость. Но когда мы способны в каком-то спорном вопросе не повысить голос, не разгневаться, не допустить раздражения, не мстить за себя, не угрожать, то это признаки кротости, это умиротворяюще действует на людей, но для этого нужна сила духа.

В книге Чисел говорится: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ.12:3). Кротчайший . Там это слово употребляется в превосходной степени. Написано, что Аарон и Мариамь стали обвинять Моисея, что он взял жену эфиоплянку. На самом деле, они обвиняли его вроде бы на законном основании, а Моисей не защищался, он молчал. И в этом проявилась его кротость . Но за него вступился Господь. Мы помним, что Он поразил Мариамь проказой. Почему так? Потому что Моисей был верным и Господь ему доверял во всём. Моисей не радовался наказанию своей сестры, но молился и ходатайствовал пред Богом о её помиловании. И в этом тоже проявилась его кротость. Тут есть чему поучиться. Наш Господь Иисус Христос Сам был кротким и нас направлял к тому же: «направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс.24:9).

Чтобы познавать пути Господни, идти этими путями, недостаточно соглашаться с ними теоретически. Оказывается, надо что-то изменить в своём сердце, в своём поведении, надо бодрствовать и достигать кротости . Не стремясь к кротости, мы не сможем учиться у Бога. Все мы умеем учить других, но если мы не научим себя самих, то наши слова окажутся пустыми. И мы знаем это на практике, что часто человек учит других, а для души своей бесполезен. Об этом стоит задуматься. И если мы хотим учиться у Господа, нужно укрощать своё сердце, а оно не подчиняется сразу, оно вроде непокорной лошади. Трудно на наше сердце надеть узду Духа Святого. Но если мы хотим служить Господу, хотим, чтобы Он руководил нами, мы будем стараться, и Господь нам поможет. Помните, Давид даже не разгневался, когда его злословил Семей. Он встретил это кротко - он нуждался в милости Божьей и в Его руководстве. У Давида были ошибки, промахи, грехи, но кротостью он всегда располагал к себе сердце Господа.

Кротость это великое оружие Божие

В Притчах записано такое обетование: «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Прит.25:15). Это очень мудрое поучение и нам надо положить его в своё сердце, учиться не упорствовать, не настаивать на своём.

Помните случай, когда разгневанный Давид шёл наказать Навала? Навал действительно оскорбил его, поступил с ним жестоко. А жена Навала Авигея, услышав об этом, вышла навстречу Давиду со своим кротким и мудрым словом. И она остановила Давида, убедила его не проливать крови. Слово Божие даёт нам великие уроки.

Нам надо вникать в них, размышлять над ними, учиться поступать в своих обстоятельствах подобным образом, потому что кротость - это великое оружие Божие, и оно нужно нам и в церкви, и в семейных отношениях. Как у нас часто бывает? Мы готовы проявить свою власть с гневом, с криком или ещё какими-то другими плотскими методами и забываем, что Бог дал нам более сильное оружие - духовное! Авигея, слабая женщина, одна остановила большой вооружённый отряд! И это пример того, что делает кротость. Кротость - это сила, а не слабость.

Нам надо приобретать духовную точку зрения на жизнь, чтобы нам быть побеждающими христианами, а не разбитыми и поражёнными. В книге Екклезиаста написано: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки» (Еккл.10:4). Вы видите, что делает кротость? У человека нет силы бороться с начальником, даже если он не прав. А уж если человек не прав - тем более. Но кротость и в этом случае приходит на помощь. И это помогает всегда, в любой ситуации, потому что это - духовный подход. В Писании есть ещё одно серьёзное наставление: «Если впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым» (Гал.6:1). Понимаете? Мы не должны подходить свысока к согрешившему человеку. Надо исправлять его в духе кротости, чтобы самим не впасть в искушение, чтобы иметь страх Божий, ибо никто не свободен от греха. Чтобы нам послужить Господу - а мы все этого хотим - прежде всего нужно облечься в кротость и ни к кому не относиться свысока. Это относится к каждому человеку, высоко он поставлен или не очень. Если этого не будет, мы не только не сможем решать проблемы, но будем их умножать.

Хочу обратить ваше внимание на мудрость и кротость пророка Нафана. Вы помните, что было, когда Господь послал его обличить Давида? Он не стал рубить с плеча, или, как мы, прямо говорить правду в глаза. Он понимал, что имеет дело с царём, который тяжко согрешил. Да ведь и не только к царю, к любому человеку не так-то просто подойти с обличением. Нафан подошёл с мудростью, он начал с притчи, как бы издалека, и это сокрушило сердце Давида. Кротость всегда сопровождается мудростью, без мудрости она просто невозможна. В Притчах говорится, что со смиренными мудрость (Прит.11:2). Видите, как все духовные качества связаны между собой. Чтобы постигнуть их, нам надо глубже вникать в Слово Божие.

Очень важный совет даётся в послании Иакова: «Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13). Да, только так мы можем кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то убедить: добрым поведением с мудрою кротостью. При этом самый раздражённый и нерасположенный человек улыбнётся и скажет: слава Богу! Кротость , которая названа нетленной красотой, достигается непросто, как и все духовные качества: она достигается через крест, когда человек смиряется, отвергает себя. Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф.11:28-29). Вот путь - мы найдём покой, в нашей душе будет мир, когда мы научимся у нашего Господа кротости. Если мы Его дети, Его ученики, мы должны стремиться жить, как Он жил на этой земле. И тогда мы сможем у Него научиться. Ведь мы пришли к Нему, не так ли? Так как же мы можем ходить своими путями? На своих путях мы никогда ничему не научимся. Мы пришли и каждый раз приходим к Господу через покаяние. Нет другого пути обновления. Чтобы научиться кротости у Господа, надо взять Его иго. Иго - это крест, и иго это благо, и бремя Его будет для нас лёгким, если мы не на словах, а по истине согласимся идти Его путём. Братья и сёстры! Смиримся под крепкую руку Божию!

Михаил Бурчак,

Мастерская в Полтаве начала шить "пасторские рубашки"

Мастерская «Dior di Eva» в украинском городе Полтава при церкви «Великое поручение» занялась пошивом рубашек с колораткой, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org.

«Мы увидели необходимость пасторам подчеркивать свой духовный сан во время различных светских мероприятий – круглых столов, пресс-конференций, интервью представителя СМИ, во время публичных выступлений, проведения свадебных церемоний и даже похорон», - говорят в мастерской.

«В современном обществе принято встречать по одежке. По ней же мы узнаем врача, полицейского, пожарного. Так и священнослужитель должен быть узнаваем. Пасторская рубашка с колораткой - символ принадлежности к духовенству, а также возможность для священника, одетого в обычную повседневную одежду, позиционировать себя как такового, - объясняют в мастерской. - К сожалению, «форменная одежда» священника отвергается в пользу обычных строгих костюмов, которые всегда были неотъемлемым атрибутом бизнесменов или чиновников. Почему человек, совершающий служение Богу и людям, в наше время избирает для себя выглядеть как обычный менеджер, предприниматель или госслужащий? Ведь правило «встречать по одежке» никто не отменял».

На сегодняшний мастерская предлагает индивидуальный пошив таких рубашек по любым размерам. «Выбор цвета не ограничиваем только черным и имеем возможность доставить заказ в любую точку стран СНГ за короткий срок», - отмечают в «Dior di Eva».

Колоратка том виде, в котором мы привыкли видеть ее в наши дни, не всегда была такой. Первоначально она представляла собой белый воротник вокруг шеи и была похожа на ошейник. Цвет одежды избирался черный. Таким образом, белый воротник и черный цвет одежды стали символом послушания Богу и посвящения своей жизни служению Ему. Также существует утверждение, что колоратка символизирует собой святость и чистоту священнослужителя и, что человек с таким воротником - раб Божий.

Услугами «Dior di Eva» уже воспользовались пасторы из России и Украины. Ознакомиться с образцами цветов, условиями заказа можно на сайте мастерской.

В Испании выходят в свет книги Папы Римского Франциска

В Испании опубликована первая книга Папы Римского Франциска под названием «Реальная власть – это Служение» («El verdadero poder es el Servicio»). Книга впервые вышла в свет еще в будущность Папы архиепископом Буэнос-Айреса, в 2007 г. Ее цель – продемонстрировать основополагающие принципы идеи христианского служения людям.

Следуя примеру Иисуса Христа, Который пришел послужить людям и отдал Свою Жизнь за людей, автор описывает служение как один из важнейших жизненных принципов. Священническое служение как разновидность служения людям является важным свидетельством веры. Священник должен представлять из себя пример христианского воспитания, поскольку, кроме исполнителя церковных Таинств, он является еще и миссионером. Пишет Седмица.

Часть книги посвящена размышлениям о Деве Марии, проповедям Страстной Недели и Пасхи, а также темам диалога культур.

Вскоре после выхода в свет первой папской книги издательство Publicaciones Claretianas объявило о публикации в середине апреля следующего труда Папы Франциска под названием «Открытый ум, верующее сердце» («Mente abierta, corazn creyente»). Книга состоит из 4 частей. Первая представляет встречу со Христом посредством диалогов из Евангелия. Вторая посвящена современной жизни Католической Церкви и теме новой евангелизации. Третья рассказывает о современной Церкви – ее сильных и слабых сторонах. Последняя, четвертая, часть посвящена молитве с т. зр. конкретных вызовов и нужд современной жизни.

Обе книги содержат анализ пасторского служения и представляют жизнь христианина как реальность, направленную на совершенствование отношений человека с Богом, миром и человеком.

Книги переводятся на английский, немецкий, французский, хорватский, каталанский и китайский языки.

Книга доктора-христианина стала бестселлером

Книга доктора-христианина Бена Карсона «Америка прекрасная: пересмотр того, что сделало эту страну великой» заняла высокие строчки в трех категориях списка бестселлеров «Нью-Йорк таймс».

Вышедшая в январе 2012 года книга стала №1 в категории «нехудожественная книга в бумажной обложке» и №3 в категории «нехудожественная книга в твердой обложке». Со времени выхода книга 23 раза появлялась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс».

В книге «Америка прекрасная» Карсон, высококвалифицированный нейрохирург, размышляет, как США изменили мир и то, как страна использовала свое положение свободной и процветающей страны.

«Какая честь знать, что книга удостоилась внимания такого большого количества читателей», - сказал Карсон.

«Это говорит мне, что состояние нашей страны не проходит незамеченным, и граждане хотят, чтобы наши политические лидеры действительно опирались на Божье Слово, а не на себя. Я действительно верю, что лучшие дни Америки еще впереди, и мы должны использовать данные Богом таланты, чтобы улучшить нашу жизнь, общество и мир».

Вице-президент издательства «Зондерван» Трейси Данц также сказала: «Мы радуемся успеху этой книги. Желание Бена жить жизнью, к которой призывает его Бог, вдохновляет меня, и я действительно верю, что эта книга может изменить жизнь».

Карсон в прошлом месяце снискал одобрение на Национальном молитвенном завтраке в Вашингтоне, когда он критиковал Обаму за налоговую политику и реформу здравоохранения при обзоре его президентской деятельности. Карсон также был главным спикером на Конференции консервативных политических действий 2013, проходившей 14-16 марта в Оксон-Хилле, где он намекнул на политические стремления, которые могут даже привести его к участию в следующих президентских выборах.

В США снимут фильм о мальчике, который побывал на небесах

Актер Грег Киннер, возможно, сыграет в фильме по книге пастора церкви в американском штате Небраска, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Сharisma News.

Книга «Небеса действительно существуют» (Heaven Is for Real) написана в 2010 году. Она основана на реальных событиях - истории о четырехлетнем мальчике, который во время операции пережил клиническую смерть, попал на небеса и вернулся обратно. Киннер сыграет роль отца мальчика - пастора Тодда Бруно из небольшого города в штате Небраска.

Грег Киннер номинирован на премию «Оскар» 1998-го года за лучшую мужскую роль второго плана в филмье «Лучше не бывает». Также он известен по участию в фильмах «Матадор», «Маленькая мисс Счастье» и мини-сериалу «Клан Кеннеди».

Режиссером фильма «Небеса действительно существуют» будет Рэндалл Уоллас, который является автором сценария к фильму «Храброе сердце». Продюсерами фильма станут Джо Рот (Оз великий и могучий) (Oz the Great and Powerful) и пастор церкви «Дом горшечника» в Далласе Ти Ди Джейкс.

В Киеве рассказали как совмещать веру и публичную профессию

В понедельник 18 марта 2013 года на профи-клубе «Новомедиа» побывал журналист Александр Иваницкий (телеканал 1+1, программа «Гроші». Он же – редактор христианской газеты «Прямая речь»), - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на пресс-центр Ассоциации «Новомедиа».

Общение прошло в формате «вопрос-ответ». На протяжении часа с лишним Александр рассказывал о своем пути на телевидение, создании проекта «Гроші» (Деньги), критериях успеха на ТВ; своей христианской газете, и о вере в журналистской профессии.

Журналист «1+1» рассказал, что не смотрит телевизор, а программу «Гроші» смотрит в интернете.

По его мнению, на областном ТВ (Александр начинал с ТРК "Акцент" в Лисичанске) есть творческое ограничение (цензура), поэтому все едут в столицу: «В Киеве легче себя реализовать, однако конкуренция в больших городах значительно выше, чем на региональном уровне», - отметил он.

Также гость поделился особенностями создания сюжетов для программы «Гроші». Он рассказал, что в сюжете должно быть раскрытие, расследование какой-то проблемы, к примеру - злоупотребление служебным положением и так далее.

По его словам, украинская пресса – сильна: когда нарушитель закона понимает, что он "в свете", то в нем просыпается либо совесть, либо страх. Также Александр видит своей основной задачей на ТВ делать что-то полезное и принципиально не берет материалы, противоречащие его личной вере.

Вместе с тем, гостю профи-клуба неоднократно приходилось для подготовки сюжетов выступать в разных ролях. Так, во время «Евро-2012» Александр два дня работал уборщиком в фан-зоне.

Журналист совмещает свою работу на ТВ с редакторской деятельностью в газете «Прямая речь». Часто Александр сам пишет статьи и берет интервью у интересных на его взгляд людей. Как правило, это мужественные или милосердные люди. «Самая главная задача нашей газеты – это, чтобы каждый, прочитав что-то в ней, мог вдохновиться на доброе дело», - сказал спикер.

«В жизни нужно вести себя так, чтобы тебя спросили: кто ты, в чем секрет твоего счастья? Это хорошее начало для разговора с человеком о Боге», - подытожил встречу Александр Иваницкий.

Напомним, встречи профи-клуба проходят каждый третий понедельник месяца.

На этом всё. До новых встреч!
Пусть Бог обильно благословит Вас в стремлении познать Его!

Третья заповедь блаженства звучит так: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Кто такие кроткие и что такое кротость?

Молчать и терпеть?..

Если обратиться к греческому тексту Евангелия, то можно увидеть, что словом кроткие переведено греческое слово «праос». Кроме значения «кроткий» это слово также переводится как тихий, ласковый, спокойный, сдержанный, ручной, прирученный. Все эти значения можно передать одним словом - беззлобный. Великий учитель монашеской жизни - преподобный Ефрем Сирин (306-373 гг.) писал о кротких так: «Кроткий, если и обижен - радуется; если и оскорблен - благодарит; гневных - укрощает любовью; принимая удары - не метётся; когда с ним ссорятся - спокоен; когда (его) подчиняют - веселится…, в унижениях радуется, заслугами не кичится, со всеми мирен…, чужд лукавства, не знает зависти».

У известного духовного писателя XX века святителя Николая Сербского (1881-1956 гг.) есть замечательное высказывание: «Кротость есть дочь плача и внучка смирения». Получается, что кроткий - это тот, кто молча терпит все жизненные неурядицы и унижения, а ко всему прочему - готов безропотно подчиняться. Если предыдущие заповеди о духовной нищете и духовном плаче современному человеку еще можно как-то понять и принять - да, во всем нужно полагаться на Бога и хорошо бы оплакивать свои грехи - но вот как быть кротким? Что доброго и полезного в постоянном терпении, вплоть до «радости в унижениях»? Мир диктует совершенно другие условия, ведь как известно, «выживают сильнейшие». Для победы здесь и сейчас больше востребована дерзость - качество противоположное кротости. Почему именно я должен терпеть, подчиняться, прощать, любить? Пусть меня терпят, подчиняются, прощают и любят. А я буду только потреблять. И как это ни странно - именно такие люди благоденствуют, получая от жизни все.

Еще более интересно, что это противоречие заметили не сегодня и даже не вчера. Заповедь о блаженстве кротких - прямая цитата из Псалтири: Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36, 11). Псалом 36 - это рассуждение о праведниках и нечестивых. Псалмопевец видит, что нечестивые - преуспевают в пути своем, в их руках - мечи и луки, они обладают многими богатствами, они подобны крепкому, укоренившемуся многоветвистому дереву (см. Пс. 36, 7, 14, 16, 35). А что остается праведнику? Уповать на Господа и делать добро; жить на земле и хранить истину (Пс. 36, 3). Потому что только добро, вера, надежда и любовь - есть настоящая жизнь, настоящее существование. Успех нечестивого - иллюзия, обман. Все это есть только здесь и сейчас. У нечестивых нет и не может быть будущего: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36, 1-2) иУклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек (Пс. 36, 27-29).

Господь не случайно взял слова именно из этого псалма. Оккупированная римлянами Иудея видела то, о чем говорилось в приведенных только что цитатах. Нечестивые язычники, утвердившиеся в своем звании властителей мира, притесняющие бедных и попирающие святыни покорили избранный народ Божий. И уже сама надежда на обещанного Богом Спасителя превратилась в ожидание лидера, который поведет армию на освободительную войну и покорит и уничтожит врагов. Но пришедший Спаситель кротко напоминает о том, что именно кротость и терпение сделают верующих наследниками обетований Божиих. В этих словах - призыв переосмыслить весь привычный нам порядок. И не просто переосмыслить, а изменить его, начав прежде всего с самих себя. Будьте кроткими, любящими, терпеливыми, а не дерзкими, гордыми, ненавидящими и мстительными. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Уподобиться Христу

Господь Иисус Христос говорил о Себе: Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Кроткие - уподобляются Христу. Но Христос обещал кротким - наследовать землю. Какую землю и где? И унаследовал ли Он Сам, будучи кротким? Конечно, видеть в словах Христа обещание благоустроенного земельного участка будет ошибкой. Ведь и Сам Обещавший не владел ничем в земной жизни - у него не было даже места, где Он мог быприклонить голову (Мф. 8, 20). И снова перед нами парадокс - Христос, как Бог - Владыка мира, но одновременно - он беднее всех - лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда (Мф. 8, 20), а Он - ничего. Ничего из земных благ, ничего из того, что порой превращается в идола, в жертву которому приносится все. Господь же обещает кротким землю, где живут и не умирают - землю живых (Пс. 26, 13), вечную жизнь с Богом, ту жизнь, которой живет Сам Христос. И принять это дар могут только те, кто был кроток, кто был терпелив и незлобив, кто готов был открыть свою любовь другим. По-настоящему обладать может только искренний и бескорыстный. Бог любит человека не потому, что желает что-то получить в ответ на эту любовь (да и имеет ли Бог в чем-то нужду в нашем смысле?), а потому, что Он Сам - Любовь. Поэтому признаками кротости можно назвать искренность и бескорыстие - стремление отдать самого себя, не ожидая награды. Потому что награда от Бога - превыше любых ожиданий. Эту мысль лучше всех выразил апостол Павел, когда написал христианской общине города Филиппы, что Христос уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2, 7-10).

В известной книге Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963 гг.) «Письма Баламута», где старый опытный бес - Баламут - дает советы своему молодому племяннику - бесу-искусителю Гнусику, высказана простая и очень глубокая мысль о том, что когда человек искренне и бескорыстно наслаждается чем бы то ни было, он тем самым защищает себя от самых тонких бесовских искушений. Потому что соединенная с искренностью и бескорыстием кротость открывает путь Богу в сердце человека.

В этом кроется ответ на вопрос, поставленный в начале наших рассуждений - как можно быть кротким в этом мире? Подлинную кротость, кротость во всей ее полноте явил Иисус Христос. А это значит, чтобы быть кротким, нужно быть таким, как Христос. Возможно ли это для человека? Человек не может стать Христом в прямом смысле, потому что Христос - вечный Бог. Но каждый из нас - и все мы вместе в Церкви, Теле Христовом - может стать богоподобными, то есть похожими на Христа. Сила Христова явилась именно в кажущемся поражении - отвержении народом, распятии и смерти. Распятие и смерть - стали не бесславным концом, а вечной победой над грехом. Победа пришла оттуда, откуда ее сложнее всего было бы ожидать. Поэтому и наша победа связана с теми добродетелями, которые менее всего ценятся в этом мире. Наверное, это можно назвать одним из свойств Божиих - являть Себя через то, чего никто не ожидает. И одно из самых ярких явлений силы Божией - это явление пророку Илие: И сказал (Господь Илие): выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра… (3 Цар. 19, 11-12). Не в разрушительной и неуправляемой стихии видим мы Бога, а в освежающем и ласковом прикосновении тихого ветра, чуть слышно шелестящего листву. Тихо и кротко прикосновение Бога…

Продолжение следует

Газета «Саратовская панорама» № 40 (968)

«Плод же духа: …кротость» - «Итак, облекитесь,
как избранные Божии, святые и возлюбленные,
в… кротость» -/Гал. 5.22; /Кол.3.12/.

Что такое кротость? Можно сказать так: кротость – это медлительность раздражительной части души в своих худых порывах, которые, как правило, возникают из-за земных интересов. Кротость не изучается в университетах. Её нельзя получить лабораторным путем. Кротость - дар Божий. В греч. prautes (праутес) – признак того, кто покорён Слову Божию. Греческое слово, переведенное как «кроткий», означает «нежный, внимательный, учтивый».
«Кротость - смиренная преданность Богу, соединенная с верою, осененная Божественной благодатью» - /Игнатий Брянчанинов/.
Кроток – в греч., это praus (праус), которым характеризуется человека, всегда владеющего своими чувствами и нравом. Он знает, когда надо быть гневным и когда не надо быть гневным. Он терпеливо выносит причиняемое ему зло, но всегда готов прийти на помощь. Такие качества свойственны лишь людям, сердцем которых повелевает Христос. Оно подразумевает самообладание, которое дает возможность иметь эти качества. Библейскую кротость нельзя путать с леностью. Кротость не должна ассоциироваться со слабостью характера. Библейская кротость сочетается с великой духовной и моральной силой. Люди, названные в Писании кроткими, обладали огромной силой воли. Пример Моисей, который назван: «кротчайший из всех людей на земле» - /Числ.12.3/.
Кроткий человек проявит такую твердость в отстаивании истины, что, если это необходимо, пойдет на смерть ради нее. Мученики были кроткими, но не слабыми духом людьми.
«Кроткий - синоним – безропотный, т.е. принимающий без ропота, без сопротивления тяжёлые условия, - несправедливое отношение к себе. Не проявляющий недоброжелательства, злости. Легко уступающий другим. Покорный – послушный, смирный» - /Словарь Синоним/.
Кротость – неотъемлемое христианское качество. Кроткий человек мягок и уступчив. С таким человеком приятно иметь дело. Тем не менее, как отмечает мудрый царь Соломон, «мягкий – кроткий» язык переламывает кость» - /Прит.25.15/. Кротость – это замечательное качество, которое сочетает в себе мягкость характера с твёрдостью духа. Что свойственно кротости.
Как говорит Дион Хрисостом, греческий богослов: «Кротость есть признак великой силы; но чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Неужели ты думаешь, что мало нужно иметь силы, чтобы получать оскорбления и не возмущаться? Не погрешит тот, кто назовёт такое расположение к ближнему даже мужеством».
Истинную кротость может обрести лишь тот человек, которому воссиял свет Христов, кто понял совершенно новое устройство сверхъестественного мира, кто познал, в чем состоит истинная, богоугодная сила.
Поэтому святая кротость - это не только нежное цветение христианского духа, но и центральная добродетель истинного христианина, в которой отражается основной закон сверхъестественного порядка. В ней светится тайна сверхъестественной силы Того, Кто сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» - /Мф. 11.29/. Кротость Спасителя, в сущности, свидетельствует о силе Его духа, которая давала Ему спокойно сносить обиды и оскорбления в свой адрес.
Кротость воплощает в себе силу, источник которой в большей любви к другим, чем к себе. Кротость есть признак великой силы; для того чтобы быть кротким, нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Если это имел наш учитель Христос, Он был кроток и смирён сердцем, то и мы, Его ученики, должны быть такими же кроткими как Он. А чтобы быть кроткими нам нужно иметь силу.
Христос сказал: «Но вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святой» - /Деян.1.8/. Без этой силы мы не можем быть кроткими?! Кротость – сила, под контролем Святого Духа. И другое определение: «Кротость – иметь великую силу/возможности/объем, но использовать лишь немного». Кротость – незаменимая и необходимая добродетель, которая должна быть присуща истинно христианскому сердцу; по этому признаку – кротости – христиане и должны отличаться от прочих людей.
Кротость является между тем в различных видах. Так христианская кротость есть кротость ума, или вера в Божественное Откровение, когда человек с младенческой простотой принимает слово Божие и полагает его в основание своей внутренней и внешней жизни. Христианская кротость есть кротость сердца, т. е. послушание, когда человек, отвергая собственную волю, со всей готовностью покоряется воле Божией и свято исполняет заповеди Небесного Отца; удерживает нечистые порывы своего гнева и ярости, сохраняет благое расположение к врагам и обидчикам, прощая наносимые ему обиды.
Христианская кротость есть кротость уст и языка, или смиренное молчание, когда человек, убегая празднословия и срамословия, противных любви христианской, хранит благоговейное и спасительное безмолвие. Христианская кротость есть кротость всех поступков и всего поведения, или братолюбие, когда человек во всех случаях и со всеми обращается скромно, дружелюбно и уважительно.
Из мусульманского источника: «Сразу же необходимо сказать, что сдержанность и кротость – качества, присущие людям с широким сердцем и душой, ни в коем случае не нужно путать с малодушием и слабостью».
Кротость это не значит слабость. Кротость - это способность контролировать свои чувства, эмоции, порывы в послушание Божьему Слову.
«На свете немало людей, которые не проявляют внешних признаков гнева в результате бессилия и страха. Но стоит им стать обладателями силы и влияния, как они превращаются в совершенно других людей, не похожих на тех, кем были до этого. В этом случае никто не сможет спрятаться от их гнева, злобы и мести, достанется даже прежним обидчикам. Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) сказал о таких людях: «Того, кто молчит и бездействует, будучи слабым, и мстит, будучи сильным, нельзя назвать сдержанным и кротким. Таким человеком можно назвать лишь того, кто прощает, будучи сильным находясь в кротости» - /Гурар аль-хикам/.
Кротость - это качество характера. Кроткий человек имеет спокойную и нежную натуру. Обычно он тихий, скромный, смиренный, любящий, снисходительный, выдержанный и долготерпеливый. Однако это не значит, что он вялый, уступчивый и безвольный. Чтобы быть кротким, необходимо иметь сильную волю и большую духовную силу. Кротость обычно противопоставляется невоздержанности и раздражительности.
Быть кротким - значит укоротить себя, остановить себя в тот момент, когда хочется ответить злом на зло, устранить несправедливость, проявленную по отношению к вам лично или по отношению к близким вам людям. Кротость – отсутствие в поведении человека раздражительности, зла, вспышек гнева. Искры гнева гаснут в кротком человеке как спичка, опущенная в воду. У верующего человека есть причины нуждаться в кротости, и он осознанно стремится обладать этим качеством. Основная причина - Господь Иисус Христос, наш Спаситель оставил нам пример совершенной кротости, чтобы мы следовали этому примеру. Он (Христос) говорит: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же» - /Ин.13.15/.
Люди по природе имеют разные характеры. Одним служителям Бога легче проявлять кротость, чем другим. Тем не менее, плод Божьего духа, включающий кротость, нужно развивать всем христианам. Павел с любовью увещал Тимофея: «Преуспевай… стремись к кротости» - /1Тим.6.11/. Слово «стремись» подразумевает усилия. В одном переводе Библии этот призыв звучит как «добивайся» - /перевод В.Кузнецова/. Если ты прилагаешь усилия, чтобы размышлять над прекрасными примерами из Слова Божьего, эти примеры могут навсегда запечатлеться в твоей памяти, «привиться» тебе. Они будет формировать, и направлять тебя /Иак.1.21/.
Насколько нам удаётся проявлять кротость, будет видно из того, как мы обращаемся с другими. «Кто среди вас мудрый и понимающий? – спрашивает ученик Иаков. Пусть покажет образцовым поведением дела свои с кротостью, которая присуща мудрости» - /Иак.3.13/. «И впредь напоминай им…быть благоразумными, относясь ко всем людям со всей кротостью» - /Тит.3.1,2/. Подражайте мне, как я Христу» - написал апостол Павел - /1Кор.11.1/. Это нелегко. Тем не менее, все мы можем проявлять кротость, если приложим усилия. Но одной лишь силы воли недостаточно. Почему? Богоугодная кротость – составляющая плода Святого Духа. Чем больше мы поддаемся влиянию действующей силы Бога, тем больше в нас будет заметен этот плод. Только в этом случае мы сможем относиться «ко всем людям со всей кротостью»-/Тит.3.2/. Кроткий дух и кроткое поведение располагают к христианству. Нам заповедано подражать величайшему примеру кротости Христа; кротость несёт с собой вознаграждение в виде спокойного и довольного настроения, а также сопровождающих её благословений. Кроткие всегда радостны и веселы, кроткие научаются правым путям и водятся по ним, они насыщаются хлебом и благословляются спасением. Таковы обязанности, которые должны нам напоминать.
«Подлинно нет ничего сильнее ее (кротости), нет ничего могущественнее. Она вводит душу нашу в постоянный мир, заставляя ее стремиться к нему, как бы в пристань, и таким образом служит для нас источником всякого успокоения» - /Дион Хрисостом/.

Источники: Библия.
«Толкование Новозаветных Посланий». Мэтью Генри, английский богослов 1662 - 1714 - – «Комментарий на книги Библии».
Дитрих фон Гильдебранд /1889 - 1977/ - католический философ - феноменолог/
У.Баркли - преподаватель кафедры изучения Нового Завета в университет Глазго, Шотландия, автор популярного комментария к Евангелию, написанного в 1952-1958 гг.
Крэйг Хилл и его жена Джен, г. Дэнвер, штат Колорадо, США. Крэйг и Джен являются старшими лидерами организации «Основания семьи».

Безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость, бесхарактерность. Кротость голубиная... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М … Словарь синонимов

КРОТОСТЬ, кротости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к кроткий; незлобие, смирение, покорность. Кротость нрава. Сказать что нибудь с кротостью в голосе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

кротость - голубиная (Блок); лучистая (Коринфский); небесная (Козлов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

кротость - КРОТОСТЬ1, безответность, безропотность, смирение КРОТКИЙ, ангельский, безобидный, безответный, безотказный, безропотный, беспрекословный, бессловесный, непрекословный, овечий, покорный, послушный, смиренный, смирный, тихий, уступчивый,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Качество, высоко ценимое на Св. Руси. По определению святого Игнатия Брянчанинова кротость смиренная преданность Богу, соединенная с верой и осененная Божественной благодатью, покорность сердца уму. Св. Кирилл Туровский произнес слова, ставшие… … Русская история

кротость - мягкость духа, незлобивость А. Человеческая скромность 1. Кротость требуется от нас как христианское качество: Кол 3:12; 1Тим 6:11 один из плодов Духа: Гал 5:22,23 доброжелательность: Еф 4:2; Флп 4:5; 1Пет 3:15 2. Кротость великая сила мягкий… … Библия: Тематический словарь

Кротость - – незлобливость, смиренность, покорность, снисходительность. Возможные проявления – спокойный тон, негромкий голос, скромная поза. Не ищи мудрости, ищи кротости (пословица). Кротость чаще всего оценивается как робость, боязнь, душевная слабость,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Голубиная кротость. Книжн. О кротком, тихом, терпеливом человеке. БМС 1998, 318 … Большой словарь русских поговорок

Кротость - (др.рус. – укрощенный) – нравственно этическое качество личности, выражающееся как скромность, доброжелательность, терпимость и терпеливость, снисходительность, смирение, незлобивость – все это вместе сосуществующее в человеке. Кроткий человек –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Ж. отвлеч. сущ. по прил. кроткий Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Как воспитать свою душу. Смирение и кротость в нашей повседневной жизни , . Эта книга посвящена двум величайшим христианским добродетелям - смирению и кротости, и состоит из избранных изречений великих старцев, которые своими словами как бы отвечают на наши вопросы о…
  • Как стяжать кротость души? Святые отцы о кротости , Молотников Михаил Давидович. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5) - таково третье евангельское блаженство. Что такое кротость в православном понимании, какую "землю" наследуют кроткие и почему они…