Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Конспект урока по русскому языку на тему "безударные гласные в корне слова". План-конспект урока (5 класс) на тему: «Безударные гласные в корне слова»

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА

(закрепление)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

    формирование умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции;

    уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    осуществление межпредметных связей;

    активизация познавательной деятельности учащихся;

    развитие орфографической зоркости;

    развитие операций мышления, памяти, внимания, воображения, речи;

    создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма;

    воспитание аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня на уроке мы проведем игру “Что? Где? Когда?”

Как называются участники этой игры?

ДЕТИ:

– Знатоки.

УЧИТЕЛЬ:

Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Роль ведущего исполнять буду я. Задания для вас прислали сказочные персонажи. (Появляется пособие с изображением Дюймовочки, Кота в сапогах, Айболита, Буратино, Чебурашки, Красной шапочки.)

Давайте вспомним из каких сказок эти герои и кто автор.

ДЕТИ отвечают.

2. Постановка проблемы

УЧИТЕЛЬ:

Итак, уважаемые Знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Первое задание от Чебурашки.

Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал придти.

Собрались ребята вечером.

“– Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт.”

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был длинный деревянный меч.

Ребята расстроились,что в футбол поиграть не удастся.

Почему так получилось?

ДЕТИ:

Дима допустил ошибку в своей записке.

УЧИТЕЛЬ:

Какое правило не знал Дима?

ДЕТИ:

Правило о правописании безударных гласных в корне слова.

(Повторяется правило о правописании безударных гласных, проверяемых ударением. Учитель обращает внимание детей на плакат.)

УЧИТЕЛЬ:

Помогите Диме исправить его ошибку.

ДЕТИ:

Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет в сильной позиции,т.е. под ударением: с мячом – мяч, мячик.

УЧИТЕЛЬ:

Все ли гласные в слабой позиции требуют проверки?

ДЕТИ:

Только 5 гласных: а, о, и, е, я.

УЧИТЕЛЬ:

Испытание вы выдержали достойно. 1-0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло.)

3. Актуализация знаний

На столе разложены конверты с заданиями. Приглашается ученик, который выбирает любой конверт.

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 2. Задание от Буратино.

Следует установить соответствие. Приглашается 1 участник из команды знатоков.

стр-на и

м-сты е

п-сьмо а

з-мля я

п-тно о

УЧИТЕЛЬ:

Проверяем. Докажите, что задание выполнено верно.

(КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО. Дети называют проверочные слова к данным, записывают в тетрадях, выделяют в словах корень.)

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы! Счёт 2–0 в пользу Знатоков.

(1 из учеников выбирает следующий конверт.)

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 3. Это письмо вам прислала Красная шапочка. Даны слова: (запись на доске)

ст-лица, ст-рожка, р-бота, т-традь, с-довник, сн-говик

Задание: определить закономерность и записать слова в 2 столбика.

(2 учащихся выполняют задание на индивидуальных досках.)

Проверка.

ДЕТИ:

В 1-й столбик мы выписали слова с безударной гласной, проверяемой ударением (доказывают).

Во 2-м столбике слова, правописание которых надо запомнить, безударную гласную нельзя поставить в сильную позицию.

Дополнительное задание: придумать и записать предложение с любым словом из 2-го столбика.

УЧИТЕЛЬ:

Счёт 3–0 в пользу Знатоков!

4. Физкультминутка

УЧИТЕЛЬ:

За такой ударный труд вы заслужили музыкальную паузу.

(Включается аудиозапись. Дети танцуют под музыку.)

5. Упражнение в подборе проверочного слова через ряд родственных слов

УЧИТЕЛЬ:

Выбираем следующее письмо. Оно от Айболита.

ВНИМАНИЕ! Чёрный ящик!

Не сердятся, а усами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся.

ДЕТИ:

– Это часы.

УЧИТЕЛЬ:

Проверим. (Достаёт из ящика часы.) Какие это часы?

ДЕТИ:

– Механические.

УЧИТЕЛЬ:

А какие ещё бывают часы?

ДЕТИ:

Электронные, песочные…

УЧИТЕЛЬ:

4–0 в пользу Знатоков!

Какая орфограмма в слове “часы”?

ДЕТИ:

Безударная гласная, проверяемая ударением.

УЧИТЕЛЬ:

Запишите отгаданное слово и ряд родственных слов.

ДЕТИ записывают: часы, часовой, часовщик, часик.

УЧИТЕЛЬ:

Подчеркните слово, которое будет проверочным для всех остальных?

ДЕТИ:

Часик, т.к. гласная в сильной позиции.

УЧИТЕЛЬ:

Почему вы не записали слово “час”?

ДЕТИ:

В ряд родственных слов его записать нельзя, т.к. это форма того же слова.

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 5.

(Выбор конверта.)

УЧИТЕЛЬ:

Это послание от кота в сапогах.

(На партах приготовлены карточки с текстом.)

Что надо сделать, чтобы выполнить задание?

ДЕТИ:

Надо исправить ошибки.

6. Самостоятельная работа. (по вариантам)

(2 ученика составляют схемы предложений для проверки с/р.)

1 вариант: Настала осинь. На диревьях пожилтели лесточки. Часто идут халодные дажди.

2 вариант: Дятел – лисной доктор. Он лечит бальные диревья. Под карой много вредных насекомых.

Взаимопроверка.

На доске:

1 вариант:

2 вариант:

УЧИТЕЛЬ:

Счёт 5–0 в пользу Знатоков.

Последний раунд.

(Выбор конверта.)

УЧИТЕЛЬ:

Дюймовочка хочет проверить ваше внимание. Приготовили сигнальные карточки.

Я называю слова, вы показываете карточку с гласной, требующей проверки. Озеро, моряк, больница, ряды, варенье, грибники, звонок, цветник, мясник.

7. Итоги урока

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы! Наша игра подошла к концу. Со счётом 6–0 победила команда Знатоков!

Знание какого правила вам помогло одержать победу?

ДЕТИ:

Правила о правописании безударных гласных в корне слова.

УЧИТЕЛЬ:

Как пишется гласная в корне родственных слов?

ДЕТИ:

– Одинаково.

УЧИТЕЛЬ:

Давайте вспомним весёлый стишок про безударную гласную.

ДЕТИ (хором):

Если в слове безударная вызвала сомнение,

Ты её немедленно поставь под ударение!

УЧИТЕЛЬ:

Но не всегда мы можем поставить гласную под ударение, есть в русском языке много слов с непроверяемой безударной гласной, написание таких слов надо запомнить.

Все наши ученики награждаются медалями с изображением мудрой Совы.

Наиболее активные участники команды получают по 5 баллов в журнал.

8. Домашнее задание

МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова с. Михайловка Приморского края

Учитель начальных классов: Вакулина Ольга Юрьевна

Конспект урока русского языка во 2 классе

с использованием технологии критического мышления.

Тема урока. Безударная гласная в корне слова.

Тип урока : Урок ознакомления с новым материалом.

Планируемые результаты:

Предметные: использование новых знаний в практической деятельности.

УУД:

Личностные : формирование самооценки на основе положительного отношения к учебе, проявление самостоятельности, личной ответственности.

Познавательные : уметь находить безударную гласную в корне слова, использовать различные приёмы работы по выявлению орфограммы, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные : сотрудничество с учителем и учащимися, уметь высказывать и доказывать свое суждение.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, уметь применять правило на письме, контролировать свою собственную деятельность.

Оборудование: интерактивная доска, карточки для работы в парах, группах, учебник «Русский язык», авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, рабочая тетрадь «Пишем грамотно», презентация к уроку.

Ход урока

    Стадия вызов.

1.1 Мотивирование к учебной деятельности.

Итак, урок русского языка. Скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно изучать такой предмет? (Мы русские люди и должны хорошо знать свой язык).

Посмотрите на презентацию. Заяц Степашка принес нам какой-то зашифрованный конверт. Давайте кликнем мышкой и узнаем, что же там такое? (На экране иллюстрация березки и задание)

Какое дерево изображено?

Назовите второй звук в этом слове. (звук –и-)

Давайте я вам напомню, как правильно пишется такая буква.

Напишите в соединении Ии полстроки.

Назовите четвертый звук в слове (звук –о-). Посмотрите, как я напишу эти буквы в соединении. Допишите строку.

А теперь логическое задание. На экране записаны соединения этих букв. Вы должны установить закономерность и продолжить ряд.

Оиииио Оиииоо...

Вывод: для чего мы проводим минутки чистописания? Зачем нужно писать аккуратно и правильно соединять буквы?

      Создание проблемы. (Словарная работа)

- На слайде записаны слова. Выпишите словарные слова, вставьте пропущенную букву.

М . ..роз, гор...д, п...нал, к...р...ндаш, с..стра, с...рока, п...льто.

Почему не выписали слово «сестра»? (Оно не относится к словарным словам, но опасное место есть).

Так какую букву мы должны написать? А как это доказать?

1.3. Постановка учебной задачи.

У вас на столах у каждого таблица «Знаю-Хочу знать- Узнал». Самостоятельно напишите все, что вы знаете о гласных буквах. Обсудите свои записи в парах. (гласные бывают ударные и безударные, в корне слова и не в корне, проверяемые и непроверяемые).

Напишите во вторую колонку, что вы хотите знать. Обсудите в парах. (Как называется опасное место, где оно находится и как проверить эту букву?)

2. Стадия осмысления.

2.1. Работа с упражнением в учебнике. (стр.87. упр.1).

- Прочитайте внимательно задание. Расскажите пошагово, что нужно сделать.Прежде, чем выполнять упражнение, какие правила мы должны повторить? (что такое родственные слова, как выделить корень).

- Спишите первую строку, найдите проблемное место, которое не соответствует поставленной задаче (в группе слов встретилось слово, в корне которого гласная стоит под ударением.)

- Как вы думаете, для чего в группе это слово? (оно является проверочным).

- Выполните до конца упражнение. Самостоятельно подчеркните проверочное слово.

- Сделайте вывод: как проверить безударную гласную в корне слова?

- Прочитайте правило в учебнике. Соотнесите его с вашими выводами.

2.2 . Физминутка.

2.3 .Первичное закрепление.(Прием «пометки на полях»- «+-правильно, «- неправильно, «?-затрудняюсь).

Вам всем даны карточки. Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека (2 варианта работы).

Прочитайте задание. Все ли вам понятно? Выполняйте в группах, используйте прием «Пометки на полях».

Карточка 1. Карточка 2.

Задание. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

Бельчонок радился висной.Всё вокруг было зилёным.А когда появился первый красный лесточек, бельчонок очень испугался, что это пожар.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

Проверка задания. Доказательность суждения.

2.4 . Самостоятельная работа ( рабочая тетрадь «Пишем грамотно» с. 9. Упр.1.(Даны проверочные слова, нужно написать слово, котором ударная гласная станет орфограммой).

Самоконтроль по образцу (на экране выполненное задание).

2.5. Подведение итогов урока.

- В таблице «Знаю-Хочу знать-Узнал» заполните последнюю колонку.

Зачитайте, что вы узнали нового на уроке.

3. Рефлексия.

Какая была тема урока?

С какими трудностями сталкивались?

Как находили выход из затруднительного положения?

Кто и какой помощью пользовался?

3.1 Домашнее задание.

3 класс

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Тип урока: комбинированный
Цели урока :
Предметные:
 усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
 формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
 развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
 расширение творческой деятельности учащихся;
 формирование объективной самооценки.
Личностные:
 формирование личностных универсальных учебных действий;
 развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ход урока

    Организационный момент.

Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

II. Запись числа, классной работы.

111.Проверка дом задания

Что было задано на дом?

Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?

Что такое корень?

Постановка проблемы

На доске записаны слова.

Вставь безударные гласные, выделяя корень, и запиши в тетрадь

З.ма, сн.жный, м.рзлота, к.рмушка, х.лодный, м.роз, за.ц, пов.лил

Что объединяет эти слова?

В этих словах есть безударный гласный в корне слова, одна тема – «Зима»

Открытие новых знаний

На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

Слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной

Значит, какими бывают безударные гласные (на доске появляются карточки под темой)?

Безударные гласные бывают проверяемыми и непроверяемыми

IV. Сообщение темы урока.

V. Актуализация знаний.

Гласные ~а, ~ о, ~ е, ~ и, ~я ~ опасные.

А в каком случае их необходимо проверять ?

Когда они безударные ,

Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, ~нужно узнать , ~в какой части слова он находится.

Если безударный гласный в приставке или суффиксе, ~вспомните, как они пишутся.

Рассмотрим случаи, когда безударный гласный звук встречается в корне слова.

Какой алгоритм написания безударной гласной в корне мы знаем?

Вспомните.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.

Обозначь орфограмму.

~Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне, потому что ~безударный гласный проверяется ударением.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Например,~тропинка – тропы, ~почтовый – почта.

В каждом ряду выберите из трёх слов ~проверочное слово.

Гроза, грозный, грозит; Проверочное слово – ~грозный.

Каток, катит, катить; Проверочное слово – ~катит .

Ходит, ходьба, выход; ходит

Даль, далеко, далёкий; даль

Носит, носить, носильщик; носит

Светить, свет, светлячок. свет

Запишите три цепочки слов по образцу.

Подберите проверочные слова.

Замените глаголы:~ именами существительными.

г о стить, ~

прих о дить, ~

сп е шить, ~

зал е денеть, ~

вым а зать, ~

св и стеть ~

Образуйте от имён существительных однокоренные имена прилагательные.

Дополните словосочетания по образцу:

Дождь – дождливые дни

Лес – … (лесные жители)

Осень – … (осенние запасы)

Зверь –… (звериные тропы)

Лось – … (лосиные следы)

Запишите три словосочетания, которые вам больше нравятся.

VI. Физминутка.

VII. Самостоятельная работа в парах.

Из слов составьте предложения. ~

Выделите орфограмму с безударной гласной в корне слова. ~

Разберите предложения по членам предложения.

В, жила, дупле, сова, старая.
Она, только, по, ночам, вылетала.

VIII Самостоятельная работа по учебнику.

с. 104 упр.194

IX. Дифференцированная работа (разноуровневые задания).

1 вариант. С.лить, с.лёный; к.рмить, к.рмушка; б.льной, заб.леть; д.лёкий, д.леко; м.лчун, м.лчать; в.рить, в.ренье.

2 вариант. Св.тить, св.тильник; п.сьмо, зап.сать; пч.линый, пч.ла; уд.влять, уд.вительный; з.рно, з.рновой; пл.сать, пл.сунья.

ВЗАИМОРПРОВЕРКА. Обменялись тетрадями, сверяем с доской, исправляя ошибки простым карандашом.

Вывод : – Молодцы! Быстро справились с работой.

X. Итог урока.

– Ребята, давайте повторим правила, без которых мы с вами не можем обойтись,записывая слова с безударной гласной в корне?

XI. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

* Я не знал (а)… Теперь я знаю…

* Мне было трудно

* Теперь я могу…

* Мне было легко, потому что…

* Мне захотелось…

Молодцы!

XII . Оценивание.

- Спасибо за работу на уроке

X II I . Домашнее задание.

Класс : 5

Тема: «Безударные гласные в корне слова».

Цели: Личностные :

  • Осознание алгоритма успешного учебного действия.
  • Осознание практической важности данного правила.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные:

  • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные:

  • Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозапись.

Ход урока

1.Орг. момент

Создание ситуации для психологического настроя.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

Ребята, обратите внимание на доску

Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»

Итак, прочитайте рассказ.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?

(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово?

Вспомните, что такое орфограмма.

Посмотрите, в какой части слова пропущена буква?

Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.

Какую цель мы поставим перед собой?

Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? (поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету).

Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.

2.Изучение нового материала

Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

1. Лингвистическая задача «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

Снегирь – в словарь

2.Кейсовый метод. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп...шу в кино, сп...шу упражнение, св...ла гнездо, св...ла в

школу, резиновые м...чи, стальные м...чи.

При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.

  1. «Четвертое лишнее»:
    Менять, сменить, заменить, мина.
    Волны, волнистый, вол, волноваться.
    Изба, избаловать, избушка, избенка.
    Давка, давить, давно, придавить.
    Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.
    Физкультминутка .

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

  1. Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
    Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.

3.Закрепление изученного материала

Если безударные гласные в корне:

а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;

б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;

в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.

4.Итог урока

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

5.Оценивание

6.Домашнее задание

Базовый: упр.63 (пункт 1)

Повышенный: упр.63 (пункт 1,2,3)


Методическая разработка урока по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

1. Аннотация.
Вопрос о правописании безударных гласных в корне слова является одним из важных вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Тема « Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.
Орфограмма «безударные гласные в корне» - это самая часто встречающаяся орфограмма русского языка. Данная тема является одной из самых трудных грамматико-орфографических тем программы начальной школы.
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, студентов педагогических вузов, рассматривает различные методы и приемы активизации обучающихся при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Разработка раскрывает применение различных технологий: проблемного обучения, личностно-ориентированного, технологии самооценки, игровой технологии, работы в парах и группах.

2. Содержание
2.1. Введение

Данная тема является одной из самых трудных грамматико- орфографических тем программы начальной школы. Орфограмма «безударн ая гласная в корне» - это самая часто встречающаяся орфограмма русского языка. В «Содержании образования» по русскому языку она имеет значимое место и данной теме уделено много уроков в 1- 4 классах.
Предлагаемые материалы составлены исходя из сложившейся в школе системы изучения безударных гласных. Они с успехом могут быть использованы на уроках русского языка во 2-4 классах независимо от системы, по которой работает учитель. В разработке указана тема урока, основная учебная задача, планируемые результаты,формируемые компетенции, применяемые технологии обучения,материал для повторения. Отбор гнезд однокоренных слов сделан на основе изучения лексики учебников русского языка для 2-4 классов с учетом частотности их употребления, а также использованы слова повышенного уровня сложности, применяя личностно-ориентированную технологию обучения.
На уроке используются стихи, пословицы, которые не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Материал урока соответствует возрастным особенностям учащихся, уровню их обученности, уровню мотивации к учению.
Сценарий урока включает в себя выполнение практических заданий под руководством учителя, выполнение задания в группе, в парах. Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности способствуют достижению высокой работоспособности учащихся на протяжении всего урока. В начале урока учитель мотивирует обучающихся на достижение результата урока, учащиеся разрешают проблемную ситуацию и сами формулируют тему урока, задачу урока. В конце занятия проводится анализ выполнения задач и достижения результатов.
Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке при проведении физкультминутки. В конце урока проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом. Задачей этого этапа является способствование формирования вывода, подведения итога урока, самооценки учащимися собственной учебной деятельности. Учащиеся сравнивали задачи, поставленные в начале урока с результатами своей работы. Проводили самооценку, используя прием «Недописанный тезис», совершенствовали умение выражать свою мысль.
Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через оценку, похвалу, соревновательный момент, задания творческого характера.

2.2. Основная часть

Конспект урока по теме «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением»

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и умений.
Педагогическая цель : способствовать формированию интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.
Цели :
Образовательные :формировать умение работать по алгоритму проверки безударной гласной в корне слова; формировать в деятельности умение к способности учиться.
Развивающие: развивать поисковые и исследовательские способности обучающихся; развивать дух соревнования.
Воспитательные:воспитывать настойчивость в решении проблемы, умение преодолевать трудности; способствовать формированию сотруднических отношений в классе.
Формируемые УУД на уроке.
Личностные : повышать мотивацию к учению, уровень самооценки; формировать осознание роли ученика; формировать умение проявлять дружелюбность, внимательность, взаимопомощь.
Регулятивные : действовать по инструкции учителя, находить и исправлять ошибки, формировать умение самоконтроля и самооценки, определять тему урока и ставить цель с помощью учителя.
Коммуникативные : умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами,поставленными учителем; учить работать в паре, группе.
Предметные : обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов; развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, быть толерантным к чужому мнению и высказывать свое собственное.
Методы обучения : частично-поисковый; метод проблемной ситуации; умение аргументировать выбор точки зрения; работа в группах, деятельностный метод.
Технологии : технология проблемного обучения, технология самооценки, работа в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология.
Формы организации познавательной деятельности : общеклассная; индивидуальная; групповая.
Планируемые результаты : различают проверяемую и непроверяемую безударную гласную; самостоятельно находят способ проверки, используют алгоритм проверки орфограммы, организуют работу в группе.
Формируемые компетенции :
исследовательские;
информационные;
языковые;
деятельностные;
коммуникативные.
Оборудование : Р.Н.Бунеев Русский язык Москва Просвещение2013
Карточки для самостоятельной работы в группе.

Организационная структура урока
1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.

- Ребята, каждый урок требует от нас,чтобы мы проявляли на уроке важные качества, чтобы усвоить материал. Определите, какие качества личности нам нужны на уроке.
Учитель говорит и показывает буквы, а дети добавляют слова:
-Мы самые-А-ктивные.
-Мы самые В-нимательные.
-Мы-Н-аблюдательные.
-Мы самые Д-ружные.
-Мы самые С-тарательные.
Мы в третьем классе учимся,
Все у нас получится.
А сейчас скажем хором: « Мы- самые лучшие»
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.
- На уроке мы с вами будем соискателями. А кто такой соискатель? Работа с толковым словарем.(Лицо, представляющее или готовящееся представить свой труд на соискание учёной степени. «Толковый словарьОжегова»).
- Представим, что мы-маленькие соискатели.Мы будем работать на уроке и представим свой труд в конце урока. Сделаем самооценку своего труда.
3 . Постановка проблемы урока.
Какую орфограмму мы будем сегодня искать, вы узнаете, разгадав шифр, для этого соотнесите с каждой цифрой букву алфавита: 1 6 10 16 33.(Дети работают в парах)
4. Определение темы урока.
Сформулируйте тему урока.
Тема урока:Правописание безударных гласных.
-Какая главная задача перед нами стоит?(Учиться находить орфограмму «безударная гласная» в словах и подбирать проверочное слово.)
-А какие две орфограммы безударных гласных звуков бывают?
(Проверяемые и непроверяемые).
-О каких гласных будем говорить, узнаете, вставив буквы в пословицу, собрав ее.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
Каждый день жизни нам приб -вляет ч-стицу мудрости.
-Объясните смысл пословицы.(На каждом уроке мы узнаем что- то новое, с каждым днем становимся умнее)
-Кто сделает вывод? Какая тема урока?(Дети сообщают тему урока, доказывают, почему урок посвящен проверяемым гласным звукам.)

5. Мозговой штурм.
– Ответим на первый вопрос: Какую орфограмму будем проверять? (Безударные гласные а, о, и, е, я)
– В какой позиции проверяем безударные гласные? (В слабой позиции.)
В какой части слова надо проверять гласную? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять безударную гласную в корне слова? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова или изменить форму слова.)
6. Работа в команде с алгоритмом.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.(Учитель предлагает 5 обучающимся у доски назвать алгоритм проверки безударных гласных)
Алгоритм проверки безударных гласных
Прочитать слово.(1уч)
Поставить ударение.(2 уч)
Выделить корень.(3уч)
Определить безударную гласную.(4 уч)
Подобрать проверочное слово.(5уч)
7.Письмо по памяти.
- Используя алгоритм, выполним задание.Вставим пропущенные буквы.
На пруду к-ток хороший
Лед сверкает, как ст-кло.
На к-ньках б-жит Алеша
И в мороз ему т-пло.
Дети, пользуясь алгоритмом, доказывают,какую гласную вставят в слова.
-Продолжим поисковую работу. Какие другие орфограммы встретились в стихотворении? Какой ряд быстрее их назовет?
8 Закрепление. Работа по алгоритму в парах с самопроверкой по эталону.
- Найди ошибки и исправь, объясни, почему выбрал ту или иную букву.
1. Баяться валков - быть без гребов.
2.Болен – личись, а здаров – беригись. 3.В гости хадить- надо и к себе вадить.
4.В нагах правды нет.
Дети записывают предложения в тетрадь.
Самопроверка по алгоритму проверки безударных гласных.
Контрольная проверка с учителем. На доске записаны буквы, которые нужно вставить.
1.о-о-и.
2.е-о-е.
3.о-о.
4.о.
Самооценка .
Оцените свою работу по алгоритму самооценки.
1.Что нужно было сделать?
2.Удалось получить результат?
3.Выполнено верно или с ошибками?
4.Справился сам или с чьей- то помощью?
9.Физкультминутка.
Сейчас мы отдохнем, но отдых наш будет необычный. Я буду читать стихотворение и выполнять движения, а вы,повторяя движения, должны проявить смекалку и продолжить за мной. Внимание:
На берегу растёт с. сна,
А рядом с нею – … (сосны)
Горит прекрасная зв. зда,
А рядом с нею – … (звёзды).
А на траве лежит р. са,
А рядом с нею – … (росы).
Вот по траве спешит к. са,)
А рядом с нею – …(косы).
-Какие слова вы называли- проверочные или проверяемые?
10.Закрепление.Работа в группе с применением личностно-ориентированной технологии.

Учитель предлагает выполнить задание по выбору: обучающимся предлагается работа по таблице №1и по таблице №2.(См. Приложение 1)

11. Работа в группе.Включение в систему знаний.
- Наша поисковая работа подходит к концу. В классе расклеены слова с безударной гласной в корне слова, а на парте у вас тоже лежат слова. Определите вашу поисковую задачу.(Дети формулируютее так:
-Мы должны к проверяемым словам, которые на парте, найти проверочные слова, которые спрятались в классе.)
(См. приложение№2)
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем проверочные слова искать.
Самостоятельная работа в группах.
Ответственный в команде после обсуждения в группе снимает проверочные слова,которое находит группа в классе. Побеждает та команда, которая быстрее всех выполнит задание.
12. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Русский язык- любимый наш урок.
Мы не скачем по верхушкам- скок да скок.
Познавать порой науку нелегко.
Изучаем мы проблему глубоко.
-Какими нужно быть, чтобы глубоко изучить безударные гласные?(Внимательными, наблюдательными, дружными, старательными)
- Чему научились на уроке? (Различать проверяемую и непроверяемую безударную гласную; самостоятельно находить способ проверки безударной гласной, использовать алгоритм проверки орфограммы, работать в группе)
- Как проверить безударную гласную в корне? (Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной или подобрать роственное слово.)
Мозговой штурм :
Слухам вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
Учитель называет слова с безударной гласной, дети быстро подбирают проверочное слово хором:
Посвятить (стихи) , посветить (фонариком) ,полоскать (белье) ,поласкать (собачку) , залезать (в огород), зализать (рану) ,разредить (всходы) , разрядить (ружье) ,свила (гнездо) – отвела (ребенка) , отварил (в воде) , отворил (окна) , частота (пульса) , чистота (в квартире) ,посидел(на лавочке),поседел (дед).
-Оцените свою работу на уроке.Продолжите предложение.
1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Мое настроение…
4.Материал урока мне был…
5.С каждым уроком я…
13. Домашнее задание.
Найти в учебнике по литературному чтению 10 слов с проверяемой гласной в корне слова и написать с проверочными словами в тетрадь.

2.3. Заключение
Содержание методической разработки урока соответствует со-держанию программы, целям и поставленным задачам урока. Данный урок способствует закреплению и отработке навыков проверки безударных гласных в корне слова.
На уроке отрабатываются умения обучающихся работать в парах, группах, умения формулировать тему урока и стравить цели. Закрепляются знания в игровой форме. Использование таких методических приемов, как прием учебно-мозговой штурм, позволяет активизировать познавательный интерес учащихся и способствует организации дифференцированного обучения. На уроке использованы различные технологии: технология проблемного обучения, личностно- ориентированная технология, технология самооценки, технология сотрудничества в группе. В повседневной работе я отправляю обучающихся за справкой к словарю. Это учит детей внимательно относиться к слову.
На уроках литературного чтения и других уроках я продолжаю работу по правописанию безударных гласных в корне слова,всегда обращая внимание на данную орфограмму. На данном уроке задаю домашнее задание, используя межпредметные связи.
Таким образом, тема «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением», проходит через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся. Последовательность и систематичность в работе, наличие межпредметных связей помогают моим ученикам усваивать эту, одну из наиболее трудных, тему. Также урок имеет большое воспитательное значение: воспитывает настойчивость в решении проблемы, умение преодолевать трудности; способствует формированию сотруднических отношений в классе.

3. Список литературы
1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.
2. 2.Р.Н.Бунеев «Русский язык»3 класс Москва « Просвещение»
3. Е.В. Бунеева. Н.А. Исаева Методические рекомендации для учителя Москва Баллас 2011
Приложение 1
Карточка-тест №1.
Соедините стрелкой проверочное слово с проверяемым, а в строке справа к проверяемому слову выберите нужную букву, а остальные зачеркните.
Проверочные
слова Проверяемые Ответы

1 2 3 4
письма м..рской а и е о
море п…сьмо о е и я
стой с..довый о и а е
сад ст…ит а о и я
лежа м…чи е и я о
меч л…жать и я е о

Карточка-тест № 2.
Подберите и напишите проверочные слова, справа в строке к слову выбери и оставь нужную букву, остальные зачеркни.

Проверочные
слова Проверяемые Ответы
1 2 3 4
д..лекий о и е а
с..нева е и я о
тр..щит и а е о
кр..чит е о и я
б..льной а о е и
с…дой и е я о

Приложение № 2.
Проверяемые
Проверочные
примерять (платье) мерка примерка
примирять (поссорившихся) мир мирный
запевать (песню) припев певчий
запивать (лекарство) пил пить
спиши (упражнение) пишет письма
спеши (в школу); спешка поспешно
посидеть (на траве) сидя усидчивый
поседеть (от горя); сед