Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Икона и молитва богородице избавительница от бед. Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница от бед

В основе названия иконы лежит вера христиан, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в молебном каноне ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Иногда образ называют «От бед страждущих».

Среди Богом отмеченных мест нашей земли одно из самых прославленных — небольшая деревушка Ташла, что в Самарской области. Здесь в октябре 1917 года, перед страшными испытаниями, Пресвятая Богородица явила Свою икону «Избавительница от бед», напомнила о Себе, о Своей милости к русской земле. К тому же оставила нам навсегда чудотворный источник, на котором давно уже потерян счет удивительным исцелениям.
Уроженке села Ташла, временно проживающей в соседних Мусорках, келейнице Кате 8 октября 1917 года во сне явилась Царица Небесная и указала место, куда нужно пойти и выкопать из земли Ее чудотворный образ. Девушка рассказала о видении своим подругам Фене Атяшевой и Паше Гавриленковой, в ту пору бывшей уже вдовицей. Втроем и пошли они к ташлинским оврагам. В дороге Кате снова было видение: впереди них Ангелы в белых одеждах проносили икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Катя показала подругам то место, на которое ей во сне указала Сама Преблагая. Когда они начали копать землю, собрался народ. Многие недоверчиво смотрели на их «затею», даже смеялись. А что было дальше, лучше сказать словами безымянного автора, составившего «Стихотворную повесть о чудесном явлении иконы Божьей Матери «Избавительница от бед» 8-21 октября 1917 года»:

«И тут же они перестали копать,
За Пашей толпа наблюдала:
Та землю рукой начала разгребать,
Крестяся, икону достала.

Толпа загудела, увидевши Лик
Иконы — Царицы Небесной
И тут же из ямы пробился родник
Целительной влаги чудесной».

Священник церкви села Мусорки отец Василий Крылов отнес икону в ташлинскую Троицкую церковь.

Свято-Троицкий храм села Ташла.

А по дороге случилось первое исцеление: болевшая тридцать два года Анна Торлова приложилась к иконе и вдруг почувствовала прилив сил… Великая радость охватила людей! Икону положили на аналое посреди храма для поклонения.
Вскоре приехал ташлинский священник о. Димитрий Митекин. Но икона чудесным образом ушла из храма. Церковный сторож Троицкой церкви Ефим Куликов ночью увидел как бы блеск молнии, мелькнувшей от храма в сторону ташлинского оврага, где была явлена икона. Утром иконы в церкви уже не нашли.
Второе явление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» было в декабре 1917 года. Лик Богородицы и на этот раз появился в том роднике, что пробился на месте первого чудесного явления иконы. У родника собрались верующие. Но икона чудесным образом не давалась в руки отцу Димитрию Митекину. Тогда священник упал на колени и стал со слезами каяться в грехах, молил у Богородицы и у прихожан прощения… Тогда икона всплыла опять и ее взяла все та же Паша Гавриленкова. С тех пор святой образ уже не покидал село.

До 1925 года с чудотворной иконой Богородицы устраивались крестные ходы. Весть о случившемся в Ташле разнеслась по всему Поволжью. Люди шли и шли к иконе и к источнику. Место это стало одним из самых почитаемых в Поволжье. Вот почему новые власти, объявившие войну Православию, столько сил положили на то, чтобы уничтожить саму память о чуде. Церковь была закрыта, а икону спасли от поругания верующие — передавали ее втайне из избы в избу. Потом безбожники порешили покончить и с родником. Поставили возле него скотный двор, и святое место вскоре было завалено навозом. Но родник выжил, только пробился еще в одном месте, в нескольких шагах от прежнего — Богородичного.
В войну стало не до атеизма — церковь открыли вновь. В нее вернулась и чудотворная икона.
Икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» по-прежнему находится в Троицкой церкви села Ташла, а в Самарском Покровском кафедральном соборе хранится копия с этой иконы. А в купальне, сделанной на месте явления иконы, по-прежнему во множестве происходят исцеления от различных недугов.
«Любовь безграничную страждущий люд
Питает к Царице Небесной.
В Ташлу и теперь богомольцы идут
Дорогой духовной чудесной».
Этими словами заканчивает свое бесхитростное повествование о ташлинском чуде безымянный автор поэтического «Сказания».

о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла со слов очевидцев

Эта икона найдена в земле в деревушке Ташла Ставропольского района Самарской области в октябре 1917 года. Ангелы небесные, Божии посланники, указали людям место, на дне оврага, где следовало искать чудотворную икону. Была выкопана яма глубиною с аршин, и искатели извлекли из земли совсем небольшую, с блокнотный листок, иконочку Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед», которая лежала ликом кверху. И тут же в том месте появился источник родник — пробилась из глубины сильная струя воды. С иконой и источником связаны истории многих удивительных исцелений. Икона Божией Матери «Избавительница от бед» стала святыней самарской земли. На месте ее явления, на источнике, люди построили часовенку и колодезь, где часто служились молебны. Колодезь углубляли и очищали, а в засушливые 20-е годы он был почти единственным источником, снабжающим село водой. Небольшое самарское село Ташла стало местом паломничества верующих со всей России. Они поклоняются чудотворной иконе, купаются в святом источнике, набирают целительной воды для родных и близких — как великую святыню везут ее домой.

Явление иконы

По свидетельству очевидцев
Сообщение Атякшевой Феодосии Давидовны, уроженки села Мусорки Ставропольского района Куйбышевской области 1885 года, о явлении иконы Божией Матери, которое было 1917 году в воскресенье 8 октября (старого стиля) в селе Ташла.

«Я, Атякшева Феодосия Давидовна, проживала в отдельном домике, как в келье, и со мною проживала девица Чугунова Екатерина Никаноровна, уроженка села Ташла, 1885 год.

Я, Феодосия, перед Крестом и Евангелием заверяю, как было это явление: утром 21 октября (нового стиля), когда мы проснулись, мне Екатерина сказала, что она пойдет к обедне в храм с. Ташла, и ушла, а я решила пойти в свой храм с. Мусорки. Когда я вернулась их храма, пришла Екатерина и говорит: «В Ташле в храме службы не было, потому что батюшка уезжал в Самару и не возвратился; но вот что я тебе должна рассказать. Мне сегодня ночью во сне уже в третий раз явилась Божия Матерь и сказала строго, что если я не выполню Ея наказа, то буду наказана. Каждый раз, являясь мне во сне, Она говорила, что я должна выкопать из земли Ея икону в указанном месте. Сегодня утром, когда я проходила к селу Ташла, над оврагом увидела двух ангелов, несущих икону Божией Матери, озаренную ярким сиянием, и когда они опустились на дно оврага, это видение исчезло, а я упала в обморок. Когда очнулась, пошла к своим родственникам и рассказала им обо всем этом, а они мне сказали, что некоторые слышат там, в овраге, церковное пение. Прошу тебя, Феня, пойдем сейчас же вместе на то место, может быть и ты увидишь то, что видела я». Мы пошли вместе в Ташлу, и когда подошли к этому оврагу, Екатерина вскрикнула: «Смотри, смотри, вот опять ангелы несут икону в сиянии, направляются в то же место, и вот опять все исчезло…» После этих слов Екатерина упала без сознания. Я очень перепугалась, не зная, что с ней делать, так как место пустынное, никого не видать. Слава Богу, это продолжалось не долго.
Екатерина очнулась и спрашивает меня: видела ли я что-нибудь, но я ничего не видела. Мы пошли к проживающей недалеко от оврага Гавриленковой Параскеве и упросили ее пойти вместе с нами в овраг. Паша взяла косырь, и мы пошли. Когда мы подходили к оврагу, Екатерина опять закричала: «Смотрите, смотрите, вот опять ангелы несут икону и пропадают в том же самом месте», — а сама опять упала в обморок.
Очнувшись, Екатерина подошла к месту, где она трижды видела исчезновение видения, и показала, где нужно копать. Паша начала окапывать косырем это место, а стоявшего здесь мальчика Петю послали за лопатой. Вскоре Петя пришел вместе со своим отцом Захарием Кривойченковым, который и начал копать лопатой, но немного покопал и сказал: «Ну что она навыдумывала, чего тут напрасно-то копать».

Только успел выговорить эти слова Захарий, как тут же был отброшен в сторону, точно ветром, и некоторое время пролежал в обмороке, а когда очнулся, взял лопату и уже беспрекословно продолжал копать в указанном месте. Параскева же в этой ямке время от времени прокалывала косырем. И вот, когда ямка была глубиною с аршин, Параскева ощутила косырем что-то твердое, она стала руками разрывать землю и вынула из земли икону Божией Матери, небольшого формата, которая лежала ликом кверху.

Как только Параскева вынула из земли икону, в том месте появился родник воды. К этому времени народу уже собралось очень много, а Екатерина лежала в расслабленном состоянии, и ее отправили к сестре.
Решили послать в село Мусорку за священником, чтобы перенести явленную икону в храм села Ташла.
Из Мусорки приехал священник отец Василий Крылов. Взял икону и понес ее в храм.
При подходе к храму для встречи иконы, под перезвон колоколов, вышли к хоругвями и иконами. Из толпы слышались выкрики всем известной больной Анны Торловой (уроженки с. Ташла), которая кричала: «Идет, идет маленькая икона и выгонит нас…». Эта женщина исцелилась, а болела 32 года. Икону внесли в храм, вложили под стекло вместе с иконой Святой Троицы и на анолое поставили среди храма.
Священником о. Василием Крыловым был тут же отслужен молебен, и храм был всю ночь открыт для доступа к иконе. В это время был случай: одна ташлинская женщина не поверила явлению иконы и стала кричать: «Это все выдумки…». После своих слов выбежала из храма, спрыгнула с высокого крыльца, перемахнула через забор и убежала домой, а после этого заболела.
В понедельник 22 октября (нов. стиля) приехал из с. Мусорки священник о. Алексей Смоленский. Он отслужил Литургию и молебен в храме, а к вечеру приехал из Самары свой священник о. Димитрий Митекин. Он увидел, что в храме много народу, и узнал, что явилась икона Божией Матери «Избавительница от бед», и отслужил всенощную. Во вторник 23 октября была отслужена Литургия, а после Литургии пошли крестным ходом с иконой «Избавительница от бед» на место явления и там служили молебен.

В это время также наблюдалось много исцелений. Слух о явлении чудотворной иконы очень быстро распространился по окрестным местам, и целые толпы постоянно шли на поклонение иконе. На источнике были оборудованы колодезь и часовенка, где часто выходили из храма служить молебны.

Колодезь углубляли и очищали, и в засушливые 1920-1922 гг. он был почти единственным снабжающим водою село. С момента явления иконы все это время сопровождалось многими чудодейственными исцелениями больных; но несмотря на это в настоятеле храма Святой Троицы священнике о. Димитрии Митекине все время было какое-то сомнение, маловерие к явлению иконы.
И вот случилось чудо: в субботу 23 декабря (нов. стиля) отслужена была в храме Святой Троицы всенощная, во время которой икона «Избавительница от бед» находилась в храме, а утром 24 декабря в воскресенье обнаружили, что иконы в храме нет. Икона исчезла из запертого храма.
При этом церковный сторож Ефим Куликов сообщил батюшке о. Димитрию, что когда он утром шел в храм, то видел как бы молнию, блеснувшую от храма в сторону источника.

После Литургии пошли крестным ходом на источник и служили там молебен, но иконы нигде не казалось. До меня, Феодосии Атякшевой, в в тот же день 24 декабря дошел слух об исчезновении иконы, и я тут же, как пришла из храма, пошла в село Ташла. Когда я встретилась с Екатериной, она со слезами сообщила мне об исчезновении и упросила тут же пойти с ней на источник. Как только мы увидели часовню, Екатерина радостно воскрикнула: «Смотри, смотри, икона сияет над часовней». Мы вернулись в село, пришли к старосте храма Ивану Ефремовичу, у которого был ключ от часовни, он позвал еще некоторых старичков, и пошли на источник. Когда открыли часовню и творила колодца, нашим взорам представилось: лед в колодце немного подтаял, и в том месте плавает икона Божией Матери ликом вверх. Всех нас охватила величайшая радость, и один из присутствующих побежал за батюшкой о. Димитрием. Когда о. Димитрий прибыл, он с радостью почерпнул ведром из колодезя икону, взял ее в руки, приподнял перед собою и сказал, чтоб тут же шли в храм и с хоругвями и иконами шли на источник, а сам он стоял в том же положении с иконою до прихода крестного хода и молился. Под колокольный перезвон возвратился с иконою в храм.
Отец Димитрий Митекин отслужил отслужил тут же благодарственный молебен перед иконою Божией Матери «Избавительница от бед», и сам слезно молился и каялся в том, что это исчезновение иконы он принимает лично за свою вину, за свое сомнение и маловерие, проявленное к этому явлению иконы Божией Матери «Избавительница от бед».
Икона снова водрузилась в храме Святой Троицы села Ташла, и снова пошел поток молитвенников с разных мест, на поклонение иконе «Избавительница от бед», и множество притекающих с верою к Ней получали различные исцеления».
Подпись (Атякшева)

Все вышеизложенное о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла подтверждаем и свидетельствуем, заверяя перед Крестом и Евангелием, матушка отца Василия Крылова: Анисия Дмитриевна Крылова, год рождения 1876, проживавшая в селе Мусорки Ставропольского района с 1900 по 1920 год.
Подпись (Крылова)

И Андрина Евдокия Романовна, год рождения 1896, уроженка и жительница села Ташла.
Подпись (Андрина)

Подписи указанных лиц заверяю.
Иоанн, Епископ Куйбышевский и Сызранский, 1981 г.


В основе названия иконы лежит вера христиан, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в молебном каноне ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Иногда образ называют «От бед страждущих».
Среди Богом отмеченных мест нашей земли одно из самых прославленных - небольшая деревушка Ташла, что в Ставропольском районе Самарской области. Здесь в октябре 1917 года, перед страшными испытаниями, Пресвятая Богородица явила Свою икону "Избавительница от бед", напомнила о Себе, о Своей милости к русской земле. К тому же оставила нам навсегда чудотворный источник, на котором давно уже потерян счет удивительным исцелениям.
Уроженке села Ташла, временно проживающей в соседних Мусорках, келейнице Кате 8 октября 1917 года во сне явилась Царица Небесная и указала место, куда нужно пойти и выкопать из земли Ее чудотворный образ. Девушка рассказала о видении своим подругам Фене Атяшевой и Паше Гавриленковой, в ту пору бывшей уже вдовицей. Втроем и пошли они к ташлинским оврагам. В дороге Кате снова было видение: впереди них Ангелы в белых одеждах проносили икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Катя показала подругам то место, на которое ей во сне указала Сама Преблагая. Когда они начали копать землю, собрался народ. Многие недоверчиво смотрели на их "затею", даже смеялись. А что было дальше, лучше сказать словами безымянного автора, составившего "Стихотворную повесть о чудесном явлении иконы Божьей Матери "Избавительница от бед" 8-21 октября 1917 года":
"И тут же они перестали копать,
За Пашей толпа наблюдала:
Та землю рукой начала разгребать,
Крестяся, икону достала.

Толпа загудела, увидевши Лик
Иконы - Царицы Небесной
И тут же из ямы пробился родник
Целительной влаги чудесной".
Священник церкви села Мусорки отец Василий Крылов отнес икону в ташлинскую Троицкую церковь. А по дороге случилось первое исцеление: болевшая тридцать два года Анна Торлова приложилась к иконе и вдруг почувствовала прилив сил... Великая радость охватила людей! Икону положили на аналое посреди храма для поклонения.
Вскоре приехал ташлинский священник о. Димитрий Митекин. Но икона чудесным образом ушла из храма. Церковный сторож Троицкой церкви Ефим Куликов ночью увидел как бы блеск молнии, мелькнувшей от храма в сторону ташлинского оврага, где была явлена икона. Утром иконы в церкви уже не нашли.
Второе явление иконы Пресвятой Богородицы "Избавительница от бед" было в декабре 1917 года. Лик Богородицы и на этот раз появился в том роднике, что пробился на месте первого чудесного явления иконы. У родника собрались верующие. Но икона чудесным образом не давалась в руки отцу Димитрию Митекину. Тогда священник упал на колени и стал со слезами каяться в грехах, молил у Богородицы и у прихожан прощения... Тогда икона всплыла опять и ее взяла все та же Паша Гавриленкова. С тех пор святой образ уже не покидал село.

До 1925 года с чудотворной иконой Богородицы устраивались крестные ходы. Весть о случившемся в Ташле разнеслась по всему Поволжью. Люди шли и шли к иконе и к источнику. Место это стало одним из самых почитаемых в Поволжье. Вот почему новые власти, объявившие войну Православию, столько сил положили на то, чтобы уничтожить саму память о чуде. Церковь была закрыта, а икону спасли от поругания верующие - передавали ее втайне из избы в избу. Потом безбожники порешили покончить и с родником. Поставили возле него скотный двор, и святое место вскоре было завалено навозом. Но родник выжил, только пробился еще в одном месте, в нескольких шагах от прежнего - Богородичного.
В войну стало не до атеизма - церковь открыли вновь. В нее вернулась и чудотворная икона.
Икона Пресвятой Богородицы "Избавительница от бед" по-прежнему находится в Троицкой церкви села Ташла, а в Самарском Покровском кафедральном соборе хранится копия с этой иконы. А в купальне, сделанной на месте явления иконы, по-прежнему во множестве происходят исцеления от различных недугов.
"Любовь безграничную страждущий люд
Питает к Царице Небесной.
В Ташлу и теперь богомольцы идут
Дорогой духовной чудесной".
Этими словами заканчивает свое бесхитростное повествование о ташлинском чуде безымянный автор поэтического "Сказания".

Икона Божией Матери "Избавительница от бед"
Эта икона найдена в земле в деревушке Ташла Ставропольского района Самарской области в октябре 1917 года. Ангелы небесные, Божии посланники, указали людям место, на дне оврага, где следовало искать чудотворную икону. Была выкопана яма глубиною с аршин, и искатели извлекли из земли совсем небольшую, с блокнотный листок, иконочку Пресвятой Богородицы "Избавительница от бед", которая лежала ликом кверху. И тут же в том месте появился источник родник - пробилась из глубины сильная струя воды. С иконой и источником связаны истории многих удивительных исцелений. Икона Божией Матери "Избавительница от бед" стала святыней самарской земли. На месте ее явления, на источнике, люди построили часовенку и колодезь, где часто служились молебны. Колодезь углубляли и очищали, а в засушливые 20-е годы он был почти единственным источником, снабжающим село водой. Небольшое самарское село Ташла стало местом паломничества верующих со всей России. Они поклоняются чудотворной иконе, купаются в святом источнике, набирают целительной воды для родных и близких - как великую святыню везут ее домой.

Явление иконы
По свидетельству очевидцев
Сообщение Атякшевой Феодосии Давидовны, уроженки села Мусорки Ставропольского района Куйбышевской области 1885 года, о явлении иконы Божией Матери, которое было 1917 году в воскресенье 8 октября (старого стиля) в селе Ташла.

"Я, Атякшева Феодосия Давидовна, проживала в отдельном домике, как в келье, и со мною проживала девица Чугунова Екатерина Никаноровна, уроженка села Ташла, 1885 год.

Я, Феодосия, перед Крестом и Евангелием заверяю, как было это явление: утром 21 октября (нового стиля), когда мы проснулись, мне Екатерина сказала, что она пойдет к обедне в храм с. Ташла, и ушла, а я решила пойти в свой храм с. Мусорки. Когда я вернулась их храма, пришла Екатерина и говорит: "В Ташле в храме службы не было, потому что батюшка уезжал в Самару и не возвратился; но вот что я тебе должна рассказать. Мне сегодня ночью во сне уже в третий раз явилась Божия Матерь и сказала строго, что если я не выполню Ея наказа, то буду наказана. Каждый раз, являясь мне во сне, Она говорила, что я должна выкопать из земли Ея икону в указанном месте. Сегодня утром, когда я проходила к селу Ташла, над оврагом увидела двух ангелов, несущих икону Божией Матери, озаренную ярким сиянием, и когда они опустились на дно оврага, это видение исчезло, а я упала в обморок. Когда очнулась, пошла к своим родственникам и рассказала им обо всем этом, а они мне сказали, что некоторые слышат там, в овраге, церковное пение. Прошу тебя, Феня, пойдем сейчас же вместе на то место, может быть и ты увидишь то, что видела я". Мы пошли вместе в Ташлу, и когда подошли к этому оврагу, Екатерина вскрикнула: "Смотри, смотри, вот опять ангелы несут икону в сиянии, направляются в то же место, и вот опять все исчезло..." После этих слов Екатерина упала без сознания. Я очень перепугалась, не зная, что с ней делать, так как место пустынное, никого не видать. Слава Богу, это продолжалось не долго.
Екатерина очнулась и спрашивает меня: видела ли я что-нибудь, но я ничего не видела. Мы пошли к проживающей недалеко от оврага Гавриленковой Параскеве и упросили ее пойти вместе с нами в овраг. Паша взяла косырь, и мы пошли. Когда мы подходили к оврагу, Екатерина опять закричала: "Смотрите, смотрите, вот опять ангелы несут икону и пропадают в том же самом месте", - а сама опять упала в обморок.
Очнувшись, Екатерина подошла к месту, где она трижды видела исчезновение видения, и показала, где нужно копать. Паша начала окапывать косырем это место, а стоявшего здесь мальчика Петю послали за лопатой. Вскоре Петя пришел вместе со своим отцом Захарием Кривойченковым, который и начал копать лопатой, но немного покопал и сказал: "Ну что она навыдумывала, чего тут напрасно-то копать".

Только успел выговорить эти слова Захарий, как тут же был отброшен в сторону, точно ветром, и некоторое время пролежал в обмороке, а когда очнулся, взял лопату и уже беспрекословно продолжал копать в указанном месте. Параскева же в этой ямке время от времени прокалывала косырем. И вот, когда ямка была глубиною с аршин, Параскева ощутила косырем что-то твердое, она стала руками разрывать землю и вынула из земли икону Божией Матери, небольшого формата, которая лежала ликом кверху. Как только Параскева вынула из земли икону, в том месте появился родник воды. К этому времени народу уже собралось очень много, а Екатерина лежала в расслабленном состоянии, и ее отправили к сестре.
Решили послать в село Мусорку за священником, чтобы перенести явленную икону в храм села Ташла.
Из Мусорки приехал священник отец Василий Крылов. Взял икону и понес ее в храм.
При подходе к храму для встречи иконы, под перезвон колоколов, вышли к хоругвями и иконами. Из толпы слышались выкрики всем известной больной Анны Торловой (уроженки с. Ташла), которая кричала: "Идет, идет маленькая икона и выгонит нас...". Эта женщина исцелилась, а болела 32 года. Икону внесли в храм, вложили под стекло вместе с иконой Святой Троицы и на анолое поставили среди храма.
Священником о. Василием Крыловым был тут же отслужен молебен, и храм был всю ночь открыт для доступа к иконе. В это время был случай: одна ташлинская женщина не поверила явлению иконы и стала кричать: "Это все выдумки...". После своих слов выбежала из храма, спрыгнула с высокого крыльца, перемахнула через забор и убежала домой, а после этого заболела.
В понедельник 22 октября (нов. стиля) приехал из с. Мусорки священник о. Алексей Смоленский. Он отслужил Литургию и молебен в храме, а к вечеру приехал из Самары свой священник о. Димитрий Митекин. Он увидел, что в храме много народу, и узнал, что явилась икона Божией Матери "Избавительница от бед", и отслужил всенощную. Во вторник 23 октября была отслужена Литургия, а после Литургии пошли крестным ходом с иконой "Избавительница от бед" на место явления и там служили молебен.

В это время также наблюдалось много исцелений. Слух о явлении чудотворной иконы очень быстро распространился по окрестным местам, и целые толпы постоянно шли на поклонение иконе. На источнике были оборудованы колодезь и часовенка, где часто выходили из храма служить молебны.
Колодезь углубляли и очищали, и в засушливые 1920-1922 гг. он был почти единственным снабжающим водою село. С момента явления иконы все это время сопровождалось многими чудодейственными исцелениями больных; но несмотря на это в настоятеле храма Святой Троицы священнике о. Димитрии Митекине все время было какое-то сомнение, маловерие к явлению иконы.
И вот случилось чудо: в субботу 23 декабря (нов. стиля) отслужена была в храме Святой Троицы всенощная, во время которой икона "Избавительница от бед" находилась в храме, а утром 24 декабря в воскресенье обнаружили, что иконы в храме нет. Икона исчезла из запертого храма.
При этом церковный сторож Ефим Куликов сообщил батюшке о. Димитрию, что когда он утром шел в храм, то видел как бы молнию, блеснувшую от храма в сторону источника.

После Литургии пошли крестным ходом на источник и служили там молебен, но иконы нигде не казалось. До меня, Феодосии Атякшевой, в в тот же день 24 декабря дошел слух об исчезновении иконы, и я тут же, как пришла из храма, пошла в село Ташла. Когда я встретилась с Екатериной, она со слезами сообщила мне об исчезновении и упросила тут же пойти с ней на источник. Как только мы увидели часовню, Екатерина радостно воскрикнула: "Смотри, смотри, икона сияет над часовней". Мы вернулись в село, пришли к старосте храма Ивану Ефремовичу, у которого был ключ от часовни, он позвал еще некоторых старичков, и пошли на источник. Когда открыли часовню и творила колодца, нашим взорам представилось: лед в колодце немного подтаял, и в том месте плавает икона Божией Матери ликом вверх. Всех нас охватила величайшая радость, и один из присутствующих побежал за батюшкой о. Димитрием. Когда о. Димитрий прибыл, он с радостью почерпнул ведром из колодезя икону, взял ее в руки, приподнял перед собою и сказал, чтоб тут же шли в храм и с хоругвями и иконами шли на источник, а сам он стоял в том же положении с иконою до прихода крестного хода и молился. Под колокольный перезвон возвратился с иконою в храм.
Отец Димитрий Митекин отслужил отслужил тут же благодарственный молебен перед иконою Божией Матери "Избавительница от бед", и сам слезно молился и каялся в том, что это исчезновение иконы он принимает лично за свою вину, за свое сомнение и маловерие, проявленное к этому явлению иконы Божией Матери "Избавительница от бед".
Икона снова водрузилась в храме Святой Троицы села Ташла, и снова пошел поток молитвенников с разных мест, на поклонение иконе "Избавительница от бед", и множество притекающих с верою к Ней получали различные исцеления".
Подпись (Атякшева)

Все вышеизложенное о явлении чудотворной иконы Божией Матери "Избавительница от бед" в селе Ташла подтверждаем и свидетельствуем, заверяя перед Крестом и Евангелием, матушка отца Василия Крылова: Анисия Дмитриевна Крылова, год рождения 1876, проживавшая в селе Мусорки Ставропольского района с 1900 по 1920 год.
Подпись (Крылова)

И Андрина Евдокия Романовна, год рождения 1896, уроженка и жительница села Ташла.
Подпись (Андрина)

Подписи указанных лиц заверяю.
Иоанн, Епископ Куйбышевский и Сызранский, 1981 г.

По материалам книги "Избавительница от бед" под редакцией А. Жоголева

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Избавление от бед страждущих» (память в Неделю Всех святых)

Кондак 1
Возбрани врагом нашим озлобляти нас и от Господа нашего отлучати, а нас научи пети Тебе весело:

Икос 1
Ангелов множество, по Твоему, Мати наша, велению, ополчаются на избавление наше грозно, Ты же приими молитву сию:
Радуйся, Ангелов на спасение наше посылающая.
Радуйся, Царице горних чинов, их небесную помощь нам дающая.
Радуйся, Ангелам хранити нас повелевающая.
Радуйся, Воинством Ангельским врагов наших поражающая.
.

Кондак 2
Видя бедствующие толикую и таковую помощь Твою сердечно Тя призывающим, наставляют тем пети Сыну Твоему непрестанно: Аллилуиа.

Икос 2
Разумеют мнози, яко дарова Тя Сын Твой, Избавление от бед страждущих, призывающим Тя сице:
Радуйся, бедствующих Мати.
Радуйся, страждущих утешение.
Радуйся, безнадежных надеждо.
Радуйся, беспомощных помоще.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 3
Сила Вышняго дарова Тя на помощь и спасение миру, в бедах погибающу, и кто Тобою избавлен бысть, поет Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи непостижимую любовь к роду человеческому, кии слезы не отвергла еси, и того не принудила призвать Тя, вопиюще:
Радуйся, бедствующих скорое услышание.
Радуйся, плененных свобождение.
Радуйся, погибающих быстрое спасение.
Радуйся, печальных и скорбных утешение.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 4
Буря несчастий налетает на ны. Спаси нас, погибающих, спаси, Избавление от бед страждущих, бурю погибельную на земле укрощающая и приемлющая нашу песнь: Аллилуиа.

Икос 4
Слыша человечестии роди всю Твою к христианом дивную любовь и Твое мощное избавление от всяких находивших на них лютых, научишася пети Тебе:
Радуйся, человеческого рода от бед Избавление.
Радуйся, уныния прогонительнице.
Радуйся, бурь житейских прекращение.
Радуйся, радости по скорби нам подательнице.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление

Кондак 5
Боготечной звезде подобящаяся, мрак и темноту в грехолюбивых сердцах разгоняющая, да во свете Твоея любви узрят Господа и вопиют Ему: Аллилуиа.

Икос 5
Видяще людие Российстии Твое нечаянное от многообразных бед избавление, радостно поют сице:
Радуйся, в бедах наших Отъятельнице.
Радуйся, печалей наших отгнание.
Радуйся, в скорбех наше утешение.
Радуйся, в радостех наше воздержание.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 6
Проповедают помощь Твою и любовь Твою, Мати, все исцеленные, утешенные, оправданные и спасенные Тобою от бед и поют Твоему Высокодержавному Сыну: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия нам свет спасения во мгле погибели, окружившей нас, и наставил есть пети Тебе:
Радуйся, мглу греха разгоняющая.
Радуйся, тьму греховную истребляющая.
Радуйся, мрак души моея просвещающая.
Радуйся, светом радости душу мою ободряющая.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 7
Хотящим нам конечному отчаянию предатися отовсюду бедам належащим, помыслихом о Тебе, Избавление от бед страждущих, и ободрихомся, и утешихомся, поюще Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 7
Новую и нежданную показа Ты нам милость Свою, под Державную руку Твою нас восприявши, и отсюда вопием Ти:
Радуйся, Царица Державная.
Радуйся, под Твою Державу нас восприявшая.
Радуйся, защиту Твою нам даровавшая.
Радуйся, врагов наших поражение.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление

Кондак 8
Странное чудо - на погибель обреченные, в нуждах томящиеся, бесчисленные внезапу спасение и избавление получают от Тебе, Вселюбящей Мати, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вси сущии во мраце скорбей, вси обуреваемые бурей несчастий, приидите к доброму пристанищу и нашему поможению - покрову Девы, Избавление от бед страждущих, вопиюще Ей:
Радуйся, от глада нас избавляющая.
Радуйся, вредоносящее естество от растительного мира отгоняющая.
Радуйся, посевы, и леса, и все растущее от погибели спасающая.
Радуйся, земледельцев скорбящих утешение и отрада благословенная.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 9
Все существо человеческое хвалит Тя, вси воспевают Тя, многоразличное избавление ему несущую и вместо печалей радость подающую, поющим: Аллилуиа.

Икос 9
Витии и многоумнии обезумеша, видяще Твое быстрое, чудесное от бед страждущих избавление и умолкоша нам, поющим Ти:
Радуйся, чудесами нас укрепившая.
Радуйся, беды чудесами истребившая.
Радуйся, чудесами нас вразумившая.
Радуйся, иконою Твоею нас возвеселившая.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 10
Спасти хотя всякую душу человеческую любовию печешися о ней, дондеже не научиши ю пети Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 10
Стеною мир христианский хранящи и каждую душу от врагов ограждающи обретеся и проявися дивный образ Твой, «Избавление от бед страждущих», да прославим его, поклонимся и притецем к Твоему заступлению, Мати Божия, воспевая:
Радуйся, Избавительнице наша.
Радуйся, наставнице наша.
Радуйся, веселие наше.
Радуйся, вечная радосте наша.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 11
Пение непрестанное приносят Ти Тобою избавленнии и Тобою паки радость обретшии, Божественному Сыну Твоему поют радостно: Аллилуиа.

Икос 11
Светосияющим светилом лучезарным во мраце греха явися нам Твоя икона, «Избавление от бед страждущих», темже радуемся мы, грешнии, имуще таковую чудную икону Твою в храме своем, яко залог Твоего к нам и ко Обители нашей благоволения, и надеяся на Твоя матерния молитвы и скорое их услышание, умильно глаголем:
Радуйся, радостей источниче.
Радуйся, печалей прогнание.
Радуйся, бед уменьшение.
Радуйся, всякого покоя подательнице.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 12
Благодать от иконы Твоея, «Избавление от бед страждущих», текущая, исцелений струи обильно подающая и сердца веселием оживляющая, побуждает всех вольной волей пети о Тебе, Мати, Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Воспеваем Твоея иконы дивное обновление, воспеваем Твое милостивное на нас, грешных, призрение и, воспевающе, поем:
Радуйся, от смерти и вечного огня изымающая.
Радуйся, мертвых воскрешающая.
Радуйся, предсмертное наше упование и защито.
Радуйся, по смерти наше упокоение.
Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 13
О, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, умилосердися ныне и помилуй нас, в лютых и безысходных бедах сущих, Единому сущу, нас избавляющу, и научи нас сердечно воспевати Богу, спасающему нас: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Милость Божией Матери изливается на землю посредством множества явленных икон. По слабости человеческой веры, в трудные времена или накануне потрясений Богородица посылает Свои образа, чтобы призвать людей к молитве и напомнить об ограниченности человеческих усилий без Бога. Так явилась в Россию икона «Избавительница от бед», история странствований и чудотворений которой показывает милость и любовь Божией Матери к человеческому роду, Её терпение и прощение людских грехов.

Первые чудеса от иконы в Греции

В 1822 г. иеромонах Феодул с Пелопоннеса (Южная Греция) передал в благословение своему ученику Мартиниану маленькую икону Богородицы «Избавительница от бед». Мартиниан вёл страннический образ жизни, переходя от селения в селение, временами останавливаясь в пустынных местах для молитвы. Дар учителя он носил на груди, соорудив небольшой футляр.

Спустя некоторое время Владычице изволилось прославить Свой образ чудесами. В 1844 г., когда крестьяне Спарты страдали от нашествия саранчи, Мартиниан призвал их к молитве Богородице.

Молитва перед иконой «Избавительница от бед»

Икона «Избавительница от бед» была установлена среди поля, все селения собрались на молебен. Едва закончили молиться, как тучи вредителей рассеялись, оставив лишь небольшое количество на деревьях. Отчаяние крестьян сменилось ликованием, когда налетевшая стая птиц поклевала оставшихся насекомых.

Слух о событии быстро распространился по деревням и вскоре к Мартиниану потянулись люди, неся Богоматери свои болезни и трудности. Помощь Пресвятой Девы была настолько щедра, что монаху не хватало времени на молитву, поскольку он постоянно принимал посетителей. Среди чудес того времени стали известны воскрешение умершего от болезни ребёнка и исцеление бесноватой женщины.

Мартиниан решил бежать от людской славы, спрятавшись в недоступной горной пустыне. Но Божия Матерь потребовала вернуться к страждущим.

Прибытие «Избавительницы» на Кавказ

Состарившись, Мартиниан поселился в русском Пантелеимоновом монастыре на г. Афон (Греция). В то время стало известно, что на кавказском берегу Черного моря строится русский монастырь, во всём подражающий св. горе Афон, Новоафонский. Некоторые иноки из Пантелеимонова монастыря отправились устраивать там монашескую жизнь. Проникнувшись любовью к новой кавказской братии, Мартиниан завещал после своей смерти отправить ей в дар чудотворную «Избавительницу».

В 1889 году икона, в сопровождении настоятеля Новоафонского монастыря архим. Иерона, прибыла на берег Абхазии, где Божией Матери устроили торжественную встречу.

О других русских монастырях:

  • Желтоводский Макарьевский женский монастырь в Нижегородской области

Икона Божией Матери «Избавительница»

В это время Россия была потрясена катастрофой, случившейся на станции Борки (возле Харькова), когда произошло крушение поезда с Императорской Семьёй . Чудом Божиим, никто из царственных особ не пострадал. Император Александр III возвращался после посещения Кавказа, где отдыхал и посещал Новоафонский монастырь.

В честь чудесного избавления Царственной Семьи от смерти, празднование прибывшей святыне установили 17 октября, день катастрофы. Едва в этот день была отслужена литургия, в море поднялся шторм, выбросивший на берег множество рыбы, из которой приготовили угощение для молящихся.

Исчезновение иконы после революции

Долгое время «Избавительница от бед» украшала построенный для неё храм в Новоафонском монастыре. Чудеса от образа не прекращались, их записывали, скрепляя подписями многих свидетелей, в т.ч. высоких чиновников. Записи были короткие: такой-то казак или крестьянин исцелён от образа, число и месяц. На Кавказ стекались люди со всей России.

После революции 1917 г. новоафонской братии долго удавалось удерживать монастырь от закрытия и разорения. Но в 1924 г. обитель была окончательно закрыта и иноки разошлись по горным трущобам, спасая святыни монастыря. Икону «Избавительница» забрал один из монахов, впоследствии ставший священником в Гудауте (Абхазия).

Крестный ход и с иконой Божьей Матери»Избавительница»

Интересно. После Великой Отечественной войны отношение к Церкви улучшилось, и в Гудауте был открыт храм, где «Избавительницу» поместили в украшенный киот и открыли для почитания прихожанам.

Но вскоре Божией Матери изволилось покинуть Кавказ.

Почаевская «Избавительница»

Внимание. Место нынешнего пребывания оригинала «Избавительницы» неизвестно. Есть предположения, что она была вывезена в Почаев (Украина).

В 1992 г. похожая на оригинал старинная икона небольшого размера (12 на 15 см) была передана престарелой монахиней Гавриилой в Лавру, где и находится поныне. Старица получила образ от священника той же Лавры в 1970 г. с поручением «пустить икону по течению Днепра». В те годы Почаевская Лавра находилась под угрозой разорения и таким образом он хотел спасти святыню. Но монахиня не решилась бросить образ в реку и сохраняла его в своём доме.

Почаевская Лавра

Через некоторое время образ Богородицы чудесным образом обновился и монахиня решила передать его в Лавру. Со времени пребывания чудотворной иконы в Крестовоздвиженской церкви зафиксированы случаи исцелений.

Явление «Избавительницы» в Ташле

Важно. Пресвятая Дева скрыла местонахождение подлинника Своей иконы, являясь в разных местах России Своим святым образом «Избавительницы». Этим Она показала, что благодать исходит не от конкретной вещи, а повсюду присутствует по воле Божией.

В 1917 г. произошло явление образа «Избавительницы от бед» в с. Ташла Самарской обл. Жительница неприметного селения Екатерина Чугунова не раз видела наяву двух Ангелов, опускающих в овраг образ Пресвятой Богородицы. Долготерпеливый Господь повторял явление, преодолевая недоверие Екатерины и её односельчан. Явные чудеса Божии происходили даже когда женщина уговорила соседей отправиться в указанный овраг с лопатами искать святую икону.

Ташла. Храм иконы Пресвятой Богородицы

Вырыв большую яму, заполнявшуюся водой, крестьяне наконец нашли в ней небольшой образ Богородицы, написанный на доске, в точности походившей на новоафонскую «Избавительницу». Был вызван местный священник, икону доставили в церковь и отслужили молебен. Тут же последовало исцеление жительницы Ташлы, болевшей до этого 32 года. На месте обретения «Избавительницы» забил родник, над ним построили часовню.

В послереволюционные годы церковь в Ташле, хранящая чудотворный образ, претерпела сильные притеснения. С «Избавительницы» содрали дорогую ризу, а саму икону пытались похитить и уничтожить, но Пресвятая Дева возвращала Свой образ на место. После закрытия храма в 1932 г. жители Ташлы хранили икону в домах, передавая друг другу. Церковь была вновь открыта после Великой Отечественной войны и «Избавительница» вернулась на место, где пребывает поныне.

Маровская икона

Еще один чудотворный список с «Избавительницы» был сделан в Иерусалиме, в конце XIX в. Его привезли в Нижегородскую губернию. Когда образ провозили мимо села Мары, икона вдруг стала так тяжела, что воз не мог сдвинуться с места. Понимая волю Пресвятой Девы, образ оставили в местном Крестовоздвиженском монастыре. После закрытия монастыря в 1927 г. святую икону сохраняли жители Мары. В настоящее время святыня вернулась в возрождающуюся обитель. Образ прославлен многими чудесами.

Церковь на месте Маровского монастыря

Изображения на иконах «Избавительницы» и их значение

Божия Матерь изображена в образе «Одигитрии» (Путеводительницы), по преданию, впервые написанной евангелистом Лукой. Богомладенец восседает на Её левой руке, держа в руке свернутый свиток. Богородица указывает правой рукой на Христа - единственный путь верующего (отсюда название «Путеводительница»). Художественные детали тоже имеют смысл:

  • Одежда Богоматери - голубой хитон и красный мафорий - символизируют девственную чистоту и царское величие.
  • Три звезды на мафории Божьей Матери означают Её нерушимое девство, при этом одна звезда закрыта фигурой Богомладенца. Это символизирует воплощение Христа из «девственного чрева».
  • Одежда Христа - белый цвет с позолотой - святость и благодать Божия
  • Свиток в руке Богомладенца - Ветхий Закон, действие которого завершилось с явлением Христа.
  • Золотистый оклад на иконе символизирует Божественный Свет, одевающий всё святое. Растительный орнамент на его углах - живоносная сила этого Света.

Образ «Избавительницы», находящийся ныне в Новоафонском монастыре, дополнен фигурами Апостола Симона Кананита и Целителя Пантелеимона. Великомученик Пантелеимон , покровитель русского монастыря на Афоне, как бы передаёт образ Симону Кананиту, покровителю Новоафонской обители. Доска с фигурами святых раньше являлась киотом для «Избавительницы», небольшой образ был вставлен в нишу, прорезанную между святыми.

Новоафонский монастырь

С утерей оригинала иконы изображение Вмч. Пантелеимона, Ап. Симона и образа Богородицы пишется как особый сюжет.

К сожалению православных паломников, монастырь в Новом Афоне сейчас находится в расколе с Русской Православной Церковью, что затрудняет молитву у образа Богородицы: посещение монастыря не рекомендовано священноначалием Московского Патриархата.

Интересно. Первоначальный образ «Избавительницы» вдохновил современных художников на написание различных вариантов иконы, где символизм и каноничность может не соблюдаться.

Паломничества к иконе и прошения к Божией Матери «Избавительнице»

Наиболее почитаемой иконой в России является Ташлинская. Как говорит само название образа, молитва перед ней избавляет от разных бед. К Богородице обращаются в болезнях, за избавлением от наркотической зависимости, в опасностях глобальных катастроф. Ташлинская икона БожиейМатери

Враг рода человеческого не дремлет: в прессе периодически появляются публикации об опасности ташлинского источника для здоровья, о «торговле» святой водой. Но Божия Матерь и вера преодолевают его происки и поток верующих в Ташлу не иссякает в течение десятков лет.

В 2013 г. волжское казачество, с благословения Патриарха, организовало всероссийский крестный ход со святой иконой. Владычица вновь отправилась по земле исцелять страждущих.

Посмотрите видео о чудотворной иконе Богородицы

(празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул), подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес), в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий (с 1831 схим. Мартиниан; † 1884). Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни (совр. ном Лакония, Греция), рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи (Поселянин. С. 668-672). Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где скрывался старец, и пришли к нему с мольбами о помощи. После неск. поклонов старца перед иконой исцелились Елена и др. страдавшие беснованием, в т. ч. Мария из сел. Скифьяника и Григорий из сел. Скутари.

20 июля 1889 г. по завещанию архим. Макария, настоятеля Пантелеимонова мон-ря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита муж. монастырю; 4 сент. настоятель этого мон-ря архим. Иерон вместе с иером. Иларионом передал образ еп. Сухумскому Александру, к-рый отслужил перед возложенной на аналой иконой молебен. После 1-го совершенного в обители празднества в честь иконы, установленного в память спасения имп. Александра III с семейством при крушении поезда близ ст. Борки (17 окт. 1888), штормовой волной на берег у монастыря вынесло много рыбы. Чудесные исцеления от иконы были засвидетельствованы в офиц. акте, подписанном представителями церковной власти и гос. чиновниками (19 мая 1891 был исцелен крестьянин Тульской губ. М. И. Медынцев, богомолец из Екатеринославской губ. мещанин К. Я. Соколовский, 20 мая - казак Калитвенской станицы С. В. Калинин); по молитвам перед иконой архим. Иерона обитель была спасена от пожара.

С 1924 г., когда мон-рь закрыли, «И.» и. хранилась у одного из монахов Новоафонского мон-ря, оставшегося жить в Абхазии. По окончании второй мировой войны он был определен приходским священником в открывшуюся в Гудауте ц. Покрова Пресв. Богородицы. Туда он принес чудотворную икону. До наст. времени в этом храме находится киот, сооруженный для «И.» и., очевидно, еще в дореволюционное время в Новоафонском мон-ре. В этом киоте хранится список чудотворного образа. По непроверенным сведениям, во 2-й пол. XX в. «И.» и. была вывезена на Украину в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру .

Миниатюрная по размерам икона (ок. 14×13 см) написана на доске. На ней представлена Божия Матерь «Одигитрия» с благословляющим Младенцем Христом на левой руке. Богомладенец в левой руке держит опущенный вертикально свиток. «И.» и. была украшена ризой филигранной работы и вложена в медный позолоченный киот.

Созданный в XIX в. в мастерской Новоафонского мон-ря образ отражает историю «И.» и., к-рая связывала Старо- и Новоафонскую обители: на иконе, на фоне собора Новоафонского мон-ря, изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем «И.» как отдельный образ. Один из ранних списков, очевидно нач. XX в., хранится в соборе Новоафонского мон-ря. В советское время он находился в Майкопе и был возвращен монастырю в 90-х гг. XX в. Новописаная икона той же иконографии была передана в дар мон-рю вмч. Пантелеимона на Афоне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, когда он посетил мон-рь в февр. 1998 г.; икона пребывает в соборе Покрова Пресв. Богородицы. В честь «И.» и. освящен один из храмов Новоафонского мон-ря.

Лит.: Рус. паломник. 1887. № 38. Ил. на с. 462; Сказание о чудотворной иконе, именуемой «Избавительница». Серг. П., 1893; Вышний покров над Афоном. М., 1997р. С. 112-122; Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Избавительница» // К свету. 1997. № 16: Храмы и святыни Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. С. 62-68; Поселянин. Богоматерь. С. 668-674.

Маровская

чудотворная «И.» и. из Маровского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Макарьевского у. Нижегородской губ. датируется кон. XIX в. По преданию, она была написана для с. Сорвижское Котельнического у. Вятской губ. в Греции или в Иерусалиме. 3 года икону несли из Палестины. После остановки в мест. Ст. Мары на отдых несшие образ не смогли продолжить шествие, т. к. икона стала неподъемной. Глас от иконы возвестил им, что образ должен остаться в Ст. Марах. Икону перенесли в Троицкую ц. (не сохр.) Маровского жен. мон-ря, основанного в 1885 г. на территории упраздненной в 1780 г. Маровской муж. пуст.; она стала его главной святыней. После закрытия обители (1927) монахиням удалось спрятать икону. В настоящее время икона, тайно передававшаяся в советское время из рук в руки, хранится у жительницы с. Вазьянка Спасского р-на Нижегородской обл. В. А. Афониной. По молитвам перед этой иконой получают защиту и избавление от врагов, от всевозможных бед и гибели, от различных страстей, от тюрьмы.

Э. П. И.

Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница»

(«Избавительница от бед»), возможно, является списком афонской «И.» и. Она была обретена 8 окт. (н. с. 21 окт.) 1917 г. в с. Ташла (ныне Ставропольский р-н Самарской обл.).

По свидетельству жительницы с. Мусорка Ф. Д. Атякшевой, заверенному в 1981 г. архиеп. Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым), уроженке с. Ташла девице Екатерине Никаноровне Чугуновой во сне трижды являлась Божия Матерь с повелением обрести Ее икону, находящуюся в земле в овраге близ этого села. Утром 8 окт. 1917 г., когда Чугунова шла мимо оврага в церковь, ей трижды был явлен в ярком сиянии образ Божией Матери, несомый 2 ангелами, спускающимися в овраг. В тот же день икона была извлечена из земли. На месте ее обретения забил родник. Образ крестным ходом во главе со священником церкви соседнего с. Мусорки Василием Крыловым перенесли в ц. во имя Св. Троицы в Ташле (1775), где поместили на аналой и отслужили молебен. Храм был открыт всю ночь для доступа к иконе. В день обретения иконы был зафиксирован случай исцеления от иконы уроженки с. Ташла Анны Торловой, болевшей 32 года. После литургии 10 окт. состоялся крестный ход с иконой на место ее явления, где был отслужен молебен. Многочисленные исцеления от иконы и источника стали привлекать паломников. Над источником оборудовали колодец, рядом возвели часовню. В ночь на 11 дек. 1917 г. образ исчез из запертого храма и был обнаружен после видения Чугуновой на месте явления: икона плавала в полынье колодца ликом вверх. Ее чудесное исчезновение из храма, как полагали, связано с тем, что настоятель Троицкого храма свящ. Димитрий Митейкин, отсутствовавший в день обретения иконы, с недоверием отнесся к факту ее чудесного явления. После благодарственного молебна и покаянной молитвы образ вновь перенесли в храм.

В неурожайные 20-е гг. XX в. вслед. засухи в Поволжье колодец на месте обретения иконы был одним из немногих источником воды в Ташле. Позже его завалили мусором, однако он не иссяк. В церкви устроили зернохранилище, богослужения в ней были возобновлены в 1947 г. До этого времени, по словам прот. Иоанна Державина, настоятеля Троицкого храма в 1959-1960 гг., икона хранилась у сельчанки Евдокии Андриной. Возвращенная в храм, она была поставлена в его центральной части на аналое, в 1960 г. перенесена на преграду левого клироса, где пребывает и в наст. время. На месте обретения образа ныне оборудован новый колодец, построены купальни; в 2005 г. на возвышенности вблизи оврага возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Избавительница».

Особенности живописи и деталей позволяют предположить, что ташлинский образ представляет собой список иконы Божией Матери «Избавительница» из Новоафонского монастыря. Сходны расположение в среднике фигур Богородицы и Младенца, наличие фигурной рамы, внутренние углы иконы декорированы, цветок (10-лепестковый на новоафонском образе и 8-лепестковый на ташлинской иконе), воспроизведенный на фоне иконы, около правого плеча Богоматери, и др. В облачении Богородицы идентично декорированы края мафория, зарукавья платья.

Вместе с тем ташлинская икона имеет ряд отличительных от новоафонского образа черт: декорация внутренних верхних углов ташлинской иконы несколько условна (в ее верхнем правом углу крупные мазки краски заменяют обильные завитки иконы-образца, отчетливо просматривается лишь верхний правый угол внутреннего обрамления); взгляд Богородицы устремлен на молящегося (а не отведен в сторону); горловина платья Богоматери лишена декора; ножки Богомладенца упираются в край иконы; на нижнем крае надпись: «Избавительница». На ташлинской «И.» и. очевидны нарушения пропорций рук Младенца: поднятая в благословляющем жесте правая рука больше левой.

В 2003 г. к тыльной стороне иконы (9,3×11,2 см) приделана серебряная пластина с текстом о 2 явлениях иконы и тропаря. Для иконы были изготовлены неск. окладов: первоначальный, драгоценный, созданный вскоре после революции, утрачен; 2 других (кон. 40-50-х гг. и 2-я пол. 60-х гг.) сохраняются в ризнице храма. В наст. время икона украшена окладом (2003) в виде двух 8-конечных звезд из серебра и золота с полудрагоценными камнями и вмонтирована в центр натянутого на доску (140×93 см) холста с изображением 2 ангелов, поддерживающих ее звездообразный оклад; композиция напоминает о видении Чугуновой иконы над местом ее обретения.

Икона почитается в Поволжье. Ее обретение в канун революции 1917 г. рассматривается верующими как знак милости Пресв. Богородицы. Парафраз строки из кондака (гл. 8) к иконе «И.» и.: «Радуйся, Избавительница от всех бед» стал названием ташлинского образа. Ежедневно перед образом поется акафист, в основу к-рого положен текст акафиста к «И.» и. Служба в честь ташлинской иконы проходит по общей Минее. День обретения иконы отмечается крестным ходом к св. источнику, совершением торжественного молебна.

Лит.: Чудотворные иконы Богоматери / Сост.: А. А. Воронов, Е. Г. Соколова. М., 1993. С. 63; Избавительница от бед / Сост.: Н. Огудина, Л. Белкина. Самара, 2002; «Избавительница от бед»: Сб. мат-лов. Акафист / Ред. А. Жоголев. [Самара, 2005]; Электр. ресурс: http://www.samara-history.ru/digest/digest_5.html

И. Ю. Чибикова

лечит болезни физические и душевные, избавляет от любой зависимости и творит чудеса

Празднование иконы Божией Матери «Избавительница» отмечается 30 октября . Название свое образ носит неслучайно: считается, что он помогает избавиться от многих физических и душевных недугов, вредных привычек и негативных эмоций.

Икона Богоматери «Избавительница». Фото arts.in.uа

Свою историю икона ведет с конца XVIII века, когда святой образ из рук афонского подвижника Константина Феодула получил греческий старец Мартианин . Длительное время монах проживал в Пантелеимоновом монастыре, а затем вместе с иконой предпринял путешествие по Греции. Везде верующие поклонялись образу, просили у него небесной защиты и исцеления от болезней.

Слава о разлетелась по свету особенно после того, как с ее помощью одна из провинций Греции смогла избавиться от нашествия саранчи. Местные жители во главе со старцем Мартианином помолились у иконы — вся саранча взмыла в небо, и полчища птиц истребили ее за считанные минуты.

Когда старец умер, икона некоторое время оставалась в монастыре, а затем настоятель принял решение подарить святой образ Новоафонскому монастырю на Кавказе. Многие верующие приезжали сюда, чтобы лично поклониться иконе и попросить божественной помощи. Однако в годы советской власти монастырь был закрыт, колокола сброшены на землю, в огне. Неизвестно, сгорела ли вместе с другими иконами «Избавительница», или монахам все-таки удалось ее спасти. Однако оригинальный ее список до сих пор не найден. Зато есть точные списки образа, которые также обладают силой исцеления.

Икона Богоматери «Избавительница»(Ташлинский список). Фото выкса.рф

С иконой Божией Матери «Избавительница» связывают много чудес. Согласно преданию, с ее помощью воскрес умерший мальчик. Ребенок долго болел и родители, видя, что он умирает, позвали священника, чтобы тот его причастил. Однако батюшка опоздал, и малыш умер до его прихода. Тогда священник со старцем Мартианином и родителями мальчика стали прося ее воскресить ребенка. И произошло чудо: мальчик ожил.

Говорят, что именно эта икона спасла от смерти императора Александра ІІІ и его семью, когда они возвращались домой после посещения Новоафонского монастыря, где заложили собор . Случилось так, что царский поезд попал в серьезную аварию, пострадало огромное количество людей, а император и его близкие чудом остались живы.

Монахи монастыря, в котором хранилась икона, долгое время фиксировали все случаи исцеления, которые происходили с прихожанами. Так, известно, что в конце ХІХ века один из списков иконы «Избавительница» был привезен в Санкт-Петербург. И когда в городе началась эпидемия холеры, на одном из заводов совершили молебен с чудодейственной иконой. В результате ни один рабочий не заразился.

Икона «Избавительница» — один из самых почитаемых образов в христианстве. Фото nekei.cerkov.ru

От любых болезней, в том числе врожденных и неизлечимых. Известны случаи, когда к образу прикладывались онкобольные и рак отступал.

Также нередко за помощью к образу «Избавительницы» обращаются те, кто страдает какой-либо зависимостью или их родственники. Считается, что Богоматерь может помочь избавиться от и наркотикам, от игромании и табакокурения.

Икону Божьей Матери «Избавительница» можно встретить в домах у многих верующих, ведь обращаются к ней не только те, кто мучается различными болезнями, но и те, кто не знает, как поступить в сложной ситуации, как избавиться от печали и пережить несчастье.