Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Ефремов расстроил свадьбу дорошиной и даля. Олег Даль: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Романы нины дорошиной

«Историю о том, как Олег влюбился в Нину Дорошину, и о свадьбе, которая так плохо закончилась, знают все...» В фильме «Первый троллейбус». 1963 г. Фото: FOTODOM.RU

Так и началась наша дружба. Вскоре я поняла: с его стороны то странное происшествие не было пьяной выходкой. Просто если Олега заставляли играть что-то банальное, незначительное - тут-то он и начинал выделывать разные фортели. Один раз, во «Вкусе черешни», понес отсебятину, считалочку какую-то вставил в текст. И из-за кулис это видел Ефремов. Смотрел, смотрел, а потом как давай хохотать… И никак Даля не наказал. Так уж сложилось: Олегу прощали в театре всё. Перед его невероятным обаянием, добротой, искренностью никто не мог устоять. А уж то, что он очень талантлив, мы поняли сразу. Так что ни один артист, включая самого Ефремова, не пользовался у нас такой свободой.

Даль упрекал нас: «Что ж вы жметесь?»

Вот от чего Олег сразу пришел в восторг в «Современнике» - так это от нашего товарищества. Что и говорить, такого коллектива, где бы все друг другу помогали и были буквально одной семьей, наверное, нигде больше не было. У некоторых наших артистов он даже жил! Сначала нашел приют у Гали Соколовой. У нее, в отличие от многих, была собственная квартира. Когда мы были на гастролях, Галя скупила на аукционе в антикварном магазине мебельный «лом». Мы его собрали, починили и в итоге стали обладателями шикарной мебели красного дерева. В эту уютно обставленную квартирку к Гале толпами ходили наши молодые артисты. Надо же им было где-то собираться, а рестораны не по карману. Приходил туда и Олег. Бывало, он засиживался в театре допоздна, и Галя говорила: «Ночуй у меня». Далю у Гали страшно нравилось, там все было в его вкусе. Хозяйка подавала вкусный кофе и всегда узнавала вкусы гостя, спрашивала: «Что тебе приготовить?» А Олег обожал, чтобы за ним ухаживали.

«На свадьбе Олега с Ниной Дорошиной вышел скандал: невеста куда-то пропала и отсутствовала полвечера. Вместе с одним из гостей - Олегом Ефремовым. Потом они вдруг появились. Вместе. Все были шокированы, а на Даля просто больно было смотреть», - вспоминают близкие актера.

«Начало романа Даля с Лизой Апраксиной, ставшей в итоге его последней женой и главной женщиной его жизни, было странным, ни на что не похожим, - рассказывает Лариса Мезенцева, близкий друг семьи Далей. - Они познакомились в 1969 году на съемках фильма «Король Лир» в Нарве. Олег играл Шута, а Лиза на картине работала монтажером. Пару раз виделись, когда Даль приходил отсматривать рабочий материал. Но по-настоящему познакомились, когда Лиза пригласила всю съемочную группу в ресторан, отмечать свой день рождения. Олег попытался приударить за хорошенькой именинницей, они танцевали вместе, но у Лизы, красавицы с длинными черными волосами и невероятными глазами, поклонников было немало. И Даль поначалу был только одним из них. И в тот вечер ей точно было не до него - у Лизы тогда завязались отношения с оператором, красавцем из Литвы.

Позже, вернувшись из ресторана в гостиницу, Лиза обнаружила Олега спящим в холле на полу. Он был пьян. Лиза его растолкала, поставила на ноги. С трудом они поднялись по лестнице и нашли его номер. «Давайте ключ», - сказала Лиза. Но ключа не было. Даль принялся настойчиво стучаться в собственный номер, ожидая, что ему кто-то откроет. «Олег, но ведь вы живете один!» - пыталась образумить его Лиза. Потом она просто нашла ключ у него в кармане.

Прошло несколько дней. Сидит Лиза у себя в номере, тут стук в дверь. На пороге хмурый милиционер: «С вещами на выход!» А Лиза, родившаяся в тридцатых, еще помнила, что такое репрессии и аресты, и очень испугалась. Но перед выходом выглянула в окно, а там Даль сидит на капоте милицейской машины с букетом цветов.

Оказалось, что за какую-то выходку его задержали, но по дороге в отделение он успел обаять весь свой «конвой» и уговорил помочь ему сделать сюрприз красивой девушке. Лиза бросилась на улицу и отругала Олега так, что испугались даже милиционеры. На следующий день влюбленный актер принес огромный букет роз и, стоя на коленях, просил прощения…

После съемок они разъехались по разным городам: Лиза - в Ленинград, Олег - в Москву. Впрочем, Даль иногда звонил ей. Они говорили обо всем на свете, и Лизе становилось все интереснее с этим странным, нервным, но очень тонким и умным человеком. И вот как-то в разговоре Олег пригласил ее в Москву - на свой спектакль в «Современнике». Театр тогда гремел, на спектакли не прорваться, словом, Лиза с радостью согласилась.

Приехала. Звонит Далю. И слышит резкое: «Какая еще Лиза?» Обиженная, ничего не понимающая, она вернулась в Ленинград. Вскоре Олег позвонил как ни в чем не бывало. Оказалось, когда она приезжала, он готовился к главному прогону в театре и вообще ни о чем, кроме работы, думать не мог, так что даже не сообразил, кто ему звонит.

В следующий раз они увиделись, когда Даль смог вырваться в Ленинград. И опять у него нашелся конкурент: в это же время за Лизой ухаживал писатель Сергей Довлатов. Вот только теперь ей уже всерьез нравился Олег. Лиза рассказывала, что как-то раз оба поклонника нагрянули в гости и старались друг друга пересидеть. Час уже поздний, ситуация неловкая, а гости домой не собираются. И тогда Лиза тихонько попросила Олега распрощаться, а потом вернуться. Он так и сделал.

И с этого вечера они навсегда остались вместе. В шесть утра, счастливые, пошли будить Лизину маму - Ольгу Борисовну. Даль сказал Лизе: «Ты моя жена, и я должен сделать тебе предложение». Когда они появились в комнате Ольги Борисовны, она проворчала: «Не могли потерпеть еще час, когда мне вставать на работу?» - но явно была рада: Олег ей очень нравился.

Вскоре Ольга Борисовна стала для Даля «Оленькой» (как он ее называл) - обожаемой тещей, которой он доверял безмерно. Когда Олег с Лизой начинали спорить и переходить на повышенные тона, Ольга Борисовна говорила дочери: «Так, марш в комнату, я сама с Олегом разберусь!» И теще удавалось с ним справляться гораздо лучше, чем жене. Такой уж Ольга Борисовна была человек - она рано потеряла мужа и больше замуж не вышла, потому что не хотела, чтобы у дочери был отчим.

Полжизни она посвятила уходу за своим обожаемым отцом, великим теоретиком литературы Борисом Михайловичем Эйхенбаумом. Ольга Борисовна и Лиза тяжело пережили его уход. Когда в их доме появился Олег - не менее талантливый, чем Эйхенбаум, и к тому же чем-то на него неуловимо похожий, - Ольга Борисовна стала боготворить зятя. Стоило ей посмотреть на Олега, как на ее лице появлялась улыбка. Про то, как она ухаживала за ним, и говорить не стоит. Во многом это благодаря ей брак Олега с Лизой стал таким прочным и счастливым. В отличие от предыдущих попыток Даля обрести семью».

ЕФРЕМОВ УВЕЛ НЕВЕСТУ

«Первой его женой стала Нина Дорошина, - вспоминает сестра Даля Ираида Ивановна. - У нас, родных Олега, отношения с Ниной не сложились с самого начала, когда Олег привел ее к нам знакомить.

Было в ней что-то такое, будто ненастоящее. Сам Олег называл Нину «социальная правдишка», имея в виду ее роли. Но любил сильно. И страшно переживал удар, который Нина ему нанесла - прямо на свадьбе.

Это была самая скандальная свадьба, какую только можно вообразить. Невеста почти сразу куда-то пропала и отсутствовала полвечера. Вместе с одним из гостей - Олегом Ефремовым. Потом они вдруг появились. Вместе. Где они пропадали все это время?.. Для нас, родных Олега, это было шоком. Да и другие испытывали недоумение. Что касается самого Олега, на него просто страшно было смотреть. Стерпеть такое на собственной свадьбе он не мог и сразу после праздника куда-то исчез на три дня. Фактически их брак продлился меньше недели.

Интересно, что с Олегом Ефремовым Олег после этого общался так, словно ничего не произошло. Их ведь связывал «Современник», и это было для брата даже важнее любви, ревности, обиды. Правда, Нину Дорошину они с Ефремовым в разговорах между собой никогда не упоминали.

Кстати, на той же свадьбе я впервые увидела еще одну коллегу брата по театру - Татьяну Лаврову, вскоре ставшую его следующей женой. Помню, Олег танцевал с Лавровой, а потом представил всей родне: «Знакомьтесь, это Танечка». Когда мы узнали, что у них завязались отношения, были рады. Таню наша семья одобрила сразу. Как и Танина семья - Олега. Отчим Лавровой, режиссер, влиятельный человек, взялся помочь с квартирой - до этого Таня и Олег снимали комнатенку рядом с театром. Однажды я заглянула к ним в гости: полуподвальное помещение, темнота, сырость, а из обстановки - матрас на полу и умывальник.

Но Танин отчим выбил для них квартиру в Сокольниках. Вот только прожили они там в мире и согласии не больше полугода - потом начались скандалы. Две сильных творческих личности «в одной клетке», да еще оба Близнецы по гороскопу, молодые, вспыльчивые, чуть что - споры, ругань! Дело кончилось разрывом. Много лет Олег и Татьяна не общались, но после его смерти она приехала на сороковины. И, пока была у нас, рыдала не переставая. Наверное, это о чем-то говорит…»

«С Олегом жить было непросто, - продолжает Лариса Мезенцева. - Характер сложный, взрывной, да еще проблемы с алкоголем. Даль переехал в Ленинград к жене Лизе и теще Ольге Борисовне в 1970 году, после первого ухода из «Современника».

Это было нелегкое для него время - Олег переживал из-за театра, вот и участились запои: он пропадал на весь день, но ночевать приходил домой. Возвращался иногда очень пьяный, раздетый, разутый. Поначалу Лиза и Ольга Борисовна отнеслись к проблеме Олега с невероятным терпением: что бы ни случилось, дома его ждал ужин и хорошее отношение. Бывало, жена с тещей ходили его разыскивать. Как-то раз пришли к писателю Виктору Конецкому, жившему в том же подъезде, - Олег частенько заворачивал к тому выпить, не дойдя домой. Вот и в этот раз женщины видели в окно, как Олег входит в подъезд, да так его и не дождались. Но только Конецкий развел руками: у меня, мол, никого нет. Лиза с Ольгой Борисовной придирчиво осмотрели квартиру, извинились и ушли. Оказалось, что Олег спрятался, завернувшись в большую морскую карту.

Все бы ничего, но со временем он стал поднимать руку на жену.

Не то чтобы Олег избивал Лизу. Но в пьяном угаре, рассердившись на какую-то мелочь, мог оттолкнуть, грубо схватить за руку. Но и этого Лизе было достаточно. Однажды она просто побоялась выйти из комнаты встречать мужа и заперлась у себя. И тогда Ольга Борисовна взяла ситуацию в свои руки. Спокойно и серьезно поговорила с зятем и настояла: «Олег, уезжай в Москву». Трудно представить, чего стоил этот шаг самой Ольге Борисовне, для которой Даль стал очень дорогим человеком. Недаром же она много позже завещала развеять ее прах над могилой Олега... Но характер у этой женщины был твердый: раз решила - не передумает. И Олегу ничего не оставалось, как уйти из дома. Как выяснилось, не навсегда и даже не надолго.

Чтобы вернуться в семью, Олег впервые решил «зашиться».

За помощью пошел к Владимиру Высоцкому - тот ему рассказывал про таблетки, что Марина Влади привозила из-за границы, заодно и посоветовал врача. Лекарство вшивали, эффект длился год, но Олега в первый раз обманули - сказали, что это на два года. После операции радостный Олег позвонил Лизе: «Дорогая, я бросил пить!» Но не сообразил, что на календаре первое апреля… Лиза приняла это за злую шутку и в сердцах бросила трубку. Тогда, несмотря на съемки, Олег сорвался в Ленинград, позвонил в дверь и прямо на пороге продемонстрировал шов от операции. Два года он держался, спокойно потягивал компот на всех праздниках и банкетах, но когда срок истек, опять пришлось обращаться к Высоцкому.

Олег делал это сознательно, никто не заставлял, он сам хотел побороть болезнь. Все ради Лизы, без которой он просто не мог жить.

Долгое время супруги надеялись на рождение ребенка. Олег ведь с юности тянулся к детям и всегда с ними ладил. Но сложилась какая-то странная ситуация: врачи говорили, что и Олег, и Лиза совершенно здоровы, но беременности просто не наступало. В конце концов они смирились. Правда, однажды чуть не усыновили ребенка из детдома. Но в последний момент Олег засомневался: «Кто знает, с какими генами, наклонностями окажется малыш? И сумеешь ли ты с ним справиться одна, если со мной что-то случится?» Так и не решились.

Вообще, очень многое в жизни Олега связано с предчувствием раннего ухода.

Помню, как он часто веселил Лизу, импровизируя, разыгрывая сценки. Особенно смешно ему удавалось изобразить старика: Даль охал, шаркал, просил помочь, подать, принести. Тогда мы об этом не думали, поняли много позже: так смеяться над старостью может себе позволить только человек, который знает, что никогда не состарится…»

ТРИ РАЗА ДАЛЬ СПАССЯ ЛИШЬ ЧУДОМ

«Ощущение хрупкости жизни преследовало Олега с самого детства, - вспоминает сестра актера Ираида Ивановна. - Когда брат родился, мне было уже восемь лет, и я помню, как отец ждал сына, даже имя придумал заранее. И до самого конца они с Олегом были очень близки. Когда папы не стало, уже после похорон, брат нашел на буфете записку: «Олег, твою бритву я починил. Отец». Он разрыдался в голос…

Первое время, до войны, мы жили в Люблино в трехкомнатной квартире, почти коммунальной: в одной комнате - наша семья, в другой - мамина сестра с двумя детьми, в третьей - бабушка.

Олег родился в мае 1941 года, и буквально через два месяца мы с мамой эвакуировались в Воронежскую область, а папу перевели работать на завод в Куйбышев. После битвы за Москву отец перевез нас к себе, а в 45-м все вернулись домой. Приехали - холод в доме жуткий, дров нет, бабушка болеет. Олегу было четыре годика, маленький, щупленький мальчишечка. Помню, сидит он однажды во дворе, прислонился к низенькой ограде и ни на что не обращает внимания. Я к нему: «Алька, что случилось?» А у него взгляд потухший, затуманенный, будто и не узнает меня… Хватаю брата на руки, несу домой, вызываем врача, и выясняется, что у него фолликулярная ангина - температура под сорок, ребенок не может дышать…

А это послевоенное время, какие там условия для лечения? Сами делали ему какие-то компрессы, и помню, как мама, стоя у кроватки, шептала в отчаянии: «Мы теряем Алечку, теряем Алечку!» Потом его забрали в больницу, каким-то чудом все благополучно закончилось. Но эта болезнь, видимо, сказалась на сердце...

Два года спустя тетя с нашими двоюродными братьями, мама и Олег поехали в Туапсе. Снимали там крохотные домики у скалистого берега, где мальчишки крутились целый день. И однажды Олег поскользнулся на камне и полетел в холодную воду. Волны, пусть и невысокие, плещутся, берег крутой, а Олежке всего шесть лет, и плавать толком не умеет! Он захлебывался, искал какую-нибудь опору, колошматил руками по воде…

К счастью, Женька, двоюродный брат, он был чуть постарше, бросился в воду и как-то его вытащил. Рассказывал потом: «Алька скользит, ухватиться не за что, я его выталкиваю из воды, а нас все глубже тянет…» И когда они прибрели домой, мокрые, продрогшие, а Женя с порога еще бухнул: «Олег сейчас почти утонул!» - мама от переживаний едва не слегла. Она жила в постоянной тревоге - с обожаемым сыном случится страшное… Через восемь лет мы переехали в новый дом. Он уже был заселен, но наружные работы продолжались, все в лесах. Конечно, ребята по ним лазили, прыгали. Однажды доска под Олегом проломилась, и он упал с пятого этажа! Чудом остался жив. После этого в доме часто звучала фраза: «Не дай бог что-то случится с Олегом!» Но при этом никто не воспитывал его домашним мальчиком, заласканным родителями.

Он постоянно пропадал где-то с ребятами, увлекался то спортом, то игрой на гитаре, особенно в старших классах. Собирались с парнями в каком-то закутке и могли горланить до самой ночи. Тогда, в конце пятидесятых, было время стиляг, и Олег был одним из них. Он даже вступать в комсомол так пошел: в перешитом папином пиджаке с ватными плечами, брюках-дудочках и прической под Элвиса. Секретарь райкома бушевал: «Это что такое? Вы куда пришли?!» К счастью, скандал замяли. Олега заставили переодеться и приняли в комсомол.

Но главными и непреходящими увлечениями брата были театр и литература. Уже в пять лет он ставил домашние спектакли в своей комнате. «Занавес» - раздвижные комнатные двери - открывался, и на пороге появлялся Олежка в образе Онегина.

Костюм сооружал сам из занавески и старой шляпы. И в таком виде, немного не выговаривая буквы, затягивал: «Позор, тоска, о, жалкий жребий мой!» С малых лет Олег много читал, освоил, по-моему, всю библиотеку нашего дяди-словесника. А Пушкин и Лермонтов - это любовь с детства!

Я не могу вспомнить момент, когда поняла, что мой брат - известный актер. Однажды мы сидели на даче, играли в шашки. Вдруг прибегает Миша Кононов с криками: «В кинотеатре «Россия» начали показывать фильм «Мой младший брат»!» И мы всей компанией бросились к электричке, специально в Москву в кино поехали. Когда Олежка появился на экране, у меня сердце замерло от страха. Никто даже не улыбался весь сеанс, хотя фильм-то с юмором! Так переживали за него, что с трудом сюжет улавливали.

Это только потом имя Олега Даля на афише стало привычным.

Сейчас многие картины с участием Олега подзабыты. Зато те, в которых он мог бы сыграть, но по разным причинам это не состоялось, как назло, остаются бестселлерами. Например, «Ирония судьбы...». На роль Жени Лукашина Рязанов пробовал многих - Петра Вельяминова, Андрея Миронова. И Олега. Но главный герой задумывался этаким недотепой, не привыкшим к женскому вниманию, и Рязанов, присмотревшись к Олегу, сказал: «Невозможно представить, чтобы на такого женщины внимания не обращали…» И это случалось нередко - роль, на которую брат рассчитывал, доставалась другим. Доходило до смешного, когда какая-то мелочь будто нарочно мешала пройти пробы. Помню, его, начинающего актера, вызвали на прослушивание.

Накануне вечером, когда Олег лег спать, мама выгладила его джинсы и сделала на них стрелки, как на брюках. Утром брат пришел в ужас: «Что ты натворила?!» Пытался их разгладить, но толком ничего не вышло, и пришлось ехать с этими дурацкими стрелками. И во время проб Олег не знал, куда деть ноги, думал беспрестанно о своих джинсах, о том, что выглядит глупо, и в результате все провалил…

Но еще больше было ролей, от которых брат сам отказывался. Олег был очень придирчив. Если материал слабоват, не соглашался ни за что. Объяснял: «Нельзя играть знатных сталеваров, секретарей райкома. Это называется «творческая проституция». Это унижает душу актера!» Хотя случалось, что во время очередного простоя родственники просили: «Да согласись ты на эту роль, заработаешь! Звание дадут!»

Но он твердил одно и то же: «Я не могу на это пойти. Где тут искусство?» Ну а если он соглашался, режиссеру тоже не легче. Выкладываясь на площадке на все сто, он потом придирчиво отсматривал материал и, если ему что-то не нравилось, требовал переснять. А бывало, начав работать, он вдруг бросал все. Так вышло, например, с фильмом «Экипаж». Предложение показалось Олегу заманчивым, ведь он в детстве мечтал стать летчиком и Александра Митту ценил как режиссера. Согласился сниматься, но быстро охладел: его покоробило, что кабина пилотов сделана ненатурально, да и многие детали в сценарии выглядели абсурдно. И когда, простудившись, он заболел воспалением легких, с радостью использовал это как предлог, чтобы вообще отказаться от роли. Олег был внимателен к деталям, для него не существовало мелочей, а «бутафорию» он вообще не переносил на дух.

Он и свою роль в «Земле Санникова» еле до конца дотянул. И то благодаря тому, что с Камчатки уехать было не так-то просто - пограничная зона все-таки. Вернувшись домой, все шутил: «Хоть Камчатку увидел за государственный счет!»

Куда больше, чем кино, Олег любил театр. Но в «Современнике» ролей ему давали мало. Его любили все, начиная от капельдинеров и заканчивая самим Олегом Николаевичем, но эта любовь сыграла с братом злую шутку, ведь она давала надежду на главные роли. А вместо них были катастрофические простои! Или даже не то что эпизоды, а просто проходы, почти без слов. Хотя поначалу это казалось невероятной удачей - из всех своих однокурсников один Олег попал в такой престижный театр. Мне вспоминается празднование 33-летия брата.

В этот день они с Лизой приехали в Люблино. На стол поставили огромную банку икры, которую подарила брату буфетчица из театра. Для 1974 года это было фантастическое угощение! Но сам день рождения был невеселым, потому что Олег замкнулся в себе, видимо, подводил итоги. И они казались ему неутешительными. Мол, возраст Христа, а я так мало сделал... И это при том, что он постоянно работал над своим мастерством, вне зависимости от того, были роли или нет».

«Среди режиссеров Олег слыл актером ненадежным, трудным, а то и скандальным, - вспоминает Лариса Мезенцева. - В любой момент от Олега можно было ждать какой-то выходки, иногда довольно обидной. Как-то, вернувшись с банкета по случаю окончания съемок фильма «В четверг и больше никогда», он сказал: «При всей своей внешней глубокомысленности, Иннокентий достаточно мелок!»

А ведь они со Смоктуновским работали вместе. Но почему-то Олег невзлюбил коллегу и на том же банкете высказал ему все в лицо. Была в нем какая-то… нетактичность, что ли, - он не терпел компромиссов, не мирился с полуправдой, не желал размениваться на мелочи, будто каждый момент в жизни мог стать решающим. Помню, одно время он очень близко общался с Юрием Богатыревым, ценил его и как друга, и как актера. Но однажды по ТВ увидел передачу: Богатырев читает стихи Пушкина, слезы льются градом, а затем камера опускается ниже и показывает, как актер в это же время режет лук. Дурацкая шутка, придуманная телевизионными редакторами, но Олег с тех пор даже не разговаривал с бывшим другом… Так глумиться над произведениями любимого поэта было для него святотатством.

Олег вообще к искусству относился как к чему-то божественному. Помню, как он смотрел по телевизору фильмы со своим участием. Молча, сосредоточенно, подмечая каждую деталь. Даже зеркало повесил в кабинете, чтобы почаще смотреть на себя. «Это не нарциссизм, - объяснял домашним Олег. - Я актер и должен знать свое лицо». При этом он до странного боялся своих фотографий, рвал их, отказывался от снимков с проб. В чем смысл этой причуды - я так и не знаю, и, наверное, никто не знал. Олег вообще был совершенно непредсказуемым человеком. Однажды очень удивил жену, придя домой с офисным стулом, который всю дорогу нес на голове. Оказалось, он потратил на него кучу денег. Но Олег сказал, что стул нужен ему для кабинета. При том что никакого кабинета у него тогда и не было.

Всю жизнь Даль тщательно оберегал от посторонних одну свою тайну - будучи крещенным еще в детстве, он глубоко верил в Бога. Хотя в церковь не ходил и обрядов не соблюдал. Просто у него на прикроватной тумбочке всегда лежала одна и та же книга - Евангелие. И Олег его читал на ночь. Он никому никогда об этом не говорил. И, кажется, не только потому, что советский актер в те времена не мог себе позволить быть верующим. Просто Даль считал эти вопросы слишком глубинными, интимными, чтобы их обсуждать.

ПОСЛЕДОВАЛ ЗА ВЫСОЦКИМ

Летом 1980 года Олег глубоко переживал смерть Высоцкого. Они не были ни друзьями, ни даже приятелями, не проводили много времени вместе, но между ними словно существовала какая-то связь. И, стоя у гроба Высоцкого, Олег сказал: «Я буду следующим!»

Это слышали все, кто стоял рядом. А в январе 1981 года, в день рождения Высоцкого, Олег признался Лизе, что ему приснился Володя и позвал к себе. Впрочем, это не означало, что он стал готовиться к смерти. Наоборот, в то время Олег был полон надежд самому поставить спектакль, все ждал ответа от начальства - разрешат ли? Уезжая на съемки в Киев в марте 1981 года, Олег попрощался с семьей легко, весело, как всегда. А вскоре Лизе из Киева позвонили и сообщили страшное известие...

В тот день Олег сильно вымотался на съемках. Настолько, что после ужина в гостинице сказал Леониду Маркову: «Все, пойду к себе умирать». В этот вечер сердце Олега остановилось. Может быть, его сгубила роковая рюмка, которую уставший Даль позволил себе, запершись у себя в гостиничном номере, - он ведь в очередной раз был «зашит»…

Помню, как после похорон выяснилось, что у Олега была сберкнижка и там имеются кое-какие сбережения.

Он как будто чувствовал: с ним что-то случится, надо успеть обеспечить родных. И отложил целиком весь гонорар за фильм «Вариант «Омега» - 1300 рублей. У него вообще была такая позиция: мужчина зарабатывает, женщина ведет хозяйство. Олег ничего не делал в доме, ни разу не помыл посуду, не забил ни одного гвоздя. Но он позволил трем женщинам - своей маме, теще и жене - не работать. Ради этого месяцами мотался по городам и весям с концертами «Товарищ кино». И как бы он ни был зависим от алкоголя, это никогда материально по семье не ударяло. Олег ведь не по ресторанам гулял, а тихо выпивал где-то в комнатках «Ленфильма» или у друзей...

О том, чтобы пропить все деньги или выносить из дома вещи, даже речи быть не могло. Так же как и о том, чтобы сорвать из-за выпивки работу - что бы ни было накануне, утром Олег поднимался и шел на съемки. Он был Мужчиной с большой буквы. И даже после смерти продолжал оберегать своих женщин. Не только сберкнижкой - своим именем. Ведь его вдове помогали многие. Помню, Анастасия Вертинская все доставала Лизе какие-то путевки, передавала деньги... Даля ведь действительно любили все! Вот только это не сделало его жизнь легкой...»

Нина Дорошина – народная артистка Российской Федерации, звезда советской комедии « ». Также актриса снималась в популярных картинах «По семейным обстоятельствам» и «Первый троллейбус». Киноактриса стала воплощением эпохи, показав на экране простоту людей того времени.

Будущая актриса родилась в подмосковном городке Лосиноостровске, c 1939 переименованном в Бабушкин. Семья Нины Михайловны Дорошиной жила в одной комнатке коммунальной квартиры.

Отец Нины был оценщиком мехов на Ростокинском комбинате. Весной 1941 года его отправили на несколько месяцев в командировку в Иран. Мужчина повез в далекую страну с собой всю семью и этим уберег жену и дочь от ужаса войны. До 12 лет Дорошина жила на Ближнем Востоке, где свободно овладела персидским языком и горячо полюбила культуру персов.

Вернувшись в Советский Союз, Нина стала учиться в женской гимназии, где и влюбилась в театральную сцену. Девушка записалась в драмкружок, в котором ей отдавали мужские роли – ведь в школе не было мальчиков. В старших классах девушка нашла более профессиональную студию при Клубе железнодорожников, которым руководила актриса Камерного театра Мария Львовская. Эта женщина окончательно убедила Нину Дорошину в том, что нужно «идти в артистки».


После школы талантливая девушка без труда поступает в Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Бориса Захавы и Веры Львовой). В этом образовательном учреждении вместе с будущей актрисой учились и . После вуза Дорошина дебютировала в театре «Современник» в спектакле «В поисках радости», в котором заменила заболевшую актрису. В итоге молодая артистка произвела хорошее впечатление на организаторов постановки.

Нина Михайловна всей душой прониклась атмосферой этого театра и до сих пор, без малого 60 лет, остается верна «Современнику». Героини актрисы - всегда страстные роковые женщины, от исконно русских простых девушек до шекспировских королев. Особо зрители отмечают роли в спектаклях «Виндзорские насмешницы», «Двенадцатая ночь» и «Четыре строчки для дебютантки».

В 1981 году Нина Дорошина вернулась в свою альма-матер, начав преподавать там курс актерского мастерства.

Фильмы

Первые кинокартины с участием Нины Дорошиной вышли на экран в 1955 году, когда начинающая актриса числилась еще студенткой в вузе. И если в мелодраме «Сын», где актриса сыграла продавщицу в магазине, ее имя даже не указали в титрах, то в фильме «Первый эшелон» роль Нелли Паниной запомнилась советскому зрителю.


В течение следующих 15 лет Дорошина снималась много и появлялась в разноплановых картинах, но в неизменном амплуа энергичной, словоохотливой и яркой женщины. Из этого периода выделяются фильмы «Конец старой Березовки», «Артист из Кохановки» и «Они встретились в пути». Но с начала 70-х артистка решила сосредоточиться на театральной работе. Из последующих ролей отмечают одинокую оперную певицу из комедии «По семейным обстоятельствам».

А вот в 1984 году вышел фильм «Любовь и голуби», который вернул Дорошиной популярность у кинозрителей. Эта картина стала народным хитом. К актрисе пришла всесоюзная слава, ленту назвали лучшей в кинематографической биографии Нины Михайловны, а ее героиню запомнили миллионы зрителей по всей стране.


Более того, роль экспрессивной Надежды Кузякиной стала ее визитной карточкой. Интересно, что своим появлением эта картина обязана именно Нине Михайловне: актриса играла в одноименном спектакле на сцене «Современника», где Меньшов увидел и был потрясен ее исполнением. Сидя в зрительном зале, режиссер загорелся сделать из спектакля полноценный кинофильм и не прогадал - «Любовь и голуби» действительно стал классикой советского кинематографа. Причем потрясающе сыграли все актеры – и , и , и , и . И, конечно, сама Нина Дорошина.

Сегодня эксперты мира кино отмечают, что картина вышла неудачно по времени, ведь фильм попал под каток начинавшейся борьбы с пьянством. Кинокритики обвинили режиссера в ошибочном представлении крестьянского быта, отсутствии правильного понимания жизни простых людей. Но время все расставило по своим местам, зрители с улыбкой на лице вспоминают любимых героев, утверждая, что «Любовь и голуби» – шедевр советского кино, одна из лучших комедий эпохи.


Виктор Тульчинский и Нина Дорошина во время сбора труппы Московского театра "Современник"

Но, как ни странно, после этого успеха актриса всего раз появляется на съемочной площадке трагикомедии «Вам что, наша власть не нравится?!» и снова возвращается в театр. В «Современнике» шутили, что актриса способна сыграть даже телефонную книгу, а игра на сцене в исполнении Дорошиной выглядела очень убедительно. Партнеры Нины Михайловны в интервью не раз говорили, что откровенно не понимают – то ли ей действительно плохо на сцене и нужно вызывать скорую, то ли это сама она так реалистично страдает по роли. Подобные отзывы коллег по театральному цеху – подтверждение профессионализма Нины Дорошиной.

Личная жизнь

Первым мужем Нины Дорошиной стал актер , с которым женщина познакомилась на съемках мелодрамы «Первый троллейбус». Мужчина был младше Нины на 7 лет, но это не помешало будущим отношениям. Между коллегами по театральному цеху вспыхнул бурный роман, вскоре закончившийся свадьбой, на которой гуляла вся труппа «Современника». Но семейная жизнь показала, что Дорошина и Даль - слишком разные люди, поэтому молодые супруги быстро развелись.


Тем более у Нины Михайловны развивался роман с . Эти отношения многие считают мучительными. Логического завершения отношений так и не последовало, но в более поздних интервью актриса неоднократно намекала, что именно Ефремов был единственным мужчиной, которого она любила по-настоящему.


Позднее актриса в родном театре встретила Владимира Тышкова, который там служил осветителем. Вместе со вторым супругом, который, как и первый муж, был моложе ее, Нина Михайловна прожила вплоть до смерти Владимира в 2004 году. Этот брак стал для актрисы тихой гаванью, в которой женщина нашла теплоту и понимание. Правда, детей у Дорошиной так и не было, поэтому последние годы актриса проживала в московской квартире в компании любимой кошки.

Смерть

В августе 2017 года в российской прессе появилась информация о том, что Нина Дорошина тяжело больна, у актрисы , а сама она пребывает в полном одиночестве, так как за советской кинозвездой некому ухаживать. Поклонники забеспокоились о здоровье кумира, услышав подобные новости. Многие начали предлагать помощь прославленной киноактрисе.


Вскоре выяснилось, что слухи об отнявшихся ногах знаменитости, бессилии, а также родственниках, которые бросили актрису на произвол судьбы, преувеличены. Соседи кинозвезды рассказали представителям прессы, что артистку в последнее время часто посещал медики. Информацию о болезни актрисы соседи опровергли, заявив, что родственники и друзья часто заходили к Нине Михайловне.

По информации некоторых интернет-изданий, ухаживала за киноактрисой Олеся, ее племянница.

«Давать интервью надо с прической и гримом, находясь в прекрасном состоянии, а она не в форме. У человека отпуск. Из-за сообщений в прессе у человека поднялось давление. Поэтому она не хочет никого видеть, кроме врачей, которых знает», – добавила Олеся Дорошина.

Несмотря на проблемы со здоровьем, легенда советского кино преподавала в «Щуке» актерское мастерство и продолжала выступать в «Современнике». В знаменитом образовательном учреждении с нетерпением ждали возвращения любимого преподавателя. Однако этому сбыться было не суждено.

Утром 21 апреля 2018 года в Москве. Сосед артистки пришел на помощь, услышав крики из ее квартиры. По словам мужчины, Нина Михайловна держалась за сердце. Несмотря на то, что "скорая" приехала быстро, помочь народной артистке врачи не успели.

Соседи сообщили, что накануне смерти Нина Дорошина уже вызывала "скорую помощь" из-за проблем с сердцем, однако от госпитализации отказалась. Ей было 83 года.

Фильмография

  • 1955 –– Первый эшелон
  • 1957 –– Неповторимая весна
  • 1957 - Они встретились в пути
  • 1957 –– Рядом с нами
  • 1959 –– Люди на мосту
  • 1960 - Конец старой Березовки
  • 1961 –– Любушка
  • 1961 –– Артист из Кохановки
  • 1963 –– Первый троллейбус
  • 1964 –– Лушка
  • 1965 –– Строится мост
  • 1966 - Алешкина охота
  • 1977 - По семейным обстоятельствам
  • 1984 - Любовь и голуби
  • 1988 - Вам что, наша власть не нравится?!

21 АПРЕЛЯ не стало Нины ДОРОШИНОЙ - Нади из фильма «Любовь и голуби». В последнее время Нина Михайловна жаловалась на проблемы с сердцем. Роль Нади она называла вершиной своего творчества. После фильма «Любовь и голуби» играть в кино отказывалась принципиально.

Образ Надежды знаком ей из детства: они с братом и родителями жили в рабочем поселке при меховой фабрике в Подмосковье - оттуда ее Надя.

Олег ЕФРЕМОВ и Нина ДОРОШИНА в фильме «Первый эшелон», 1955 г.


НИНА Дорошина свою первую и единственную любовь встретила на съемочной площадке. Ей было 17 лет, ему - 25. Она была студенткой Щукинского училища, он - перспективный, амбициозный будущий художественный руководитель театра. Нина Дорошина и Олег Ефремов познакомились на съемках картины «Первый эшелон». Ни он, ни она никогда, как сейчас принято говорить, официально не подтверждали свои отношения. Но друзья и близкие всегда отмечали – для Нины Дорошиной Олег Ефремов стал мужчиной ее жизни. В интервью Первому каналу почти десять лет назад, отрывки которого вошли в документальный фильм «Памяти Нины Дорошиной», Нина Михайловна с теплотой вспоминала те съемки. В Ефремове отмечала его творческую влюбчивость:

«Мне было 17… А Олегу Николаевичу 25. Все молодые такие, влюбленные, мы справили две свадьбы там, в экспедиции. Таня Доронина вышла замуж за Олега Басилашвили, Изольда Извицкая за Эдика Бредуна. А Ефремов.... Ну вот он делал спектакль «Белоснежка и семь гномов» и был в Люсю Крылову влюблен, делал «Чайку» – был влюблен в Настю Вертинскую».

Близкие друзья Нины Дорошиной убеждены: актриса всю жизнь любила только Олега Ефремова, хотя дважды была замужем.

Нина ДОРОШИНА и Олег ДАЛЬ.

Первый раз она сочеталась узами брака с молодым и интеллигентным Олегом Далем. Они тоже познакомились на съемках. Дорошина уже служила в театре «Современник», играла в лучших спектаклях, а ее любимый Ефремов редко и неохотно разрешал своим актерам сниматься в кино. Но Нину на фильм «Первый троллейбус» в экспедицию в Ялту отпустил и пообещал, что вырвется, приедет на выходные. Но не смог. Расстроенная, пошла вечером на пляж. Море штормило, Дорошина плыла, не останавливаясь, пока волна не начала ее накрывать. Она могла бы утонуть, если бы не Олег Даль. Молодой актер – он был младше Дорошиной на восемь лет - влюбился в Нину с первого взгляда. Они проговорили всю ночь, а на утро он сделал ей предложение. Она неожиданно, как говорили многие тогда в их окружении, назло Ефремову, согласилась. Свадьбу решили играть в доме внуков Сталина Бурдонских - Александра и Надежды. На праздник собралась вся труппа «Современника» и, конечно, Олег Ефремов. Народный артист, режиссер Александр Бурдонский незадолго до своей смерти в 2017 году вспоминал ту свадебную вечеринку в своем доме:

«Все было весело и красиво, но все время шел диалог между Ниной и Ефремовым. В разгар свадьбы он усадил Дорошину на колени и сказал: «А любишь ты, лапуля, все-таки меня». Олег Даль в ярости выскочил из квартиры, а Нина, Ефремов и другие гости остались».

«Любовь и голуби», 1984 г.


Даль вернулся через две недели. Какое-то время они пытались строить семью. По словам друзей, он боготворил Нину, а она пыталась принимать его любовь. Но долго не смогла. «Я не люблю вспоминать свои личные отношения и о них рассказывать. Но могу сказать – всякий разрыв, всякий уход – это стресс. Я, конечно, сама во многом виновата, но если думают, что это бесследно прошло в моей жизни, то скажу – нет!».

ПОСЛЕ развода с Далем Дорошина долго оставалась одна. Потом снова вышла замуж. Фактически за своего многолетнего поклонника – осветителя театра «Современник» Владимира Тышкова (скончался в 2004 году). Как говорили друзья, он стал для нее тылом. И когда он сильно заболел, она была рядом.

Нина Дорошина умерла 21 апреля 2018 года от сердечной недостаточности у себя дома. К концу жизни актриса фактически осталась одна. Она пережила всех своих мужчин, а детей так и не родила. «Чем я пожертвовала? Ну, может, тем, что не родила детей. Но об этом не жалею», - говорила она в одном из последних интервью. От одиночества Дорошину спасали студенты «Щуки», которых она неоднократно называла своими детьми.

По материалам интернет-ресурсов .

Удивительная актриса. Возраст свой никогда не скрывала, пластических операций не делала, на диетах не сидела и голодом себя не морила, да и красавицей, если быть до конца честным, даже в молодости никогда не была. Но сходите в «Современник» на «Зайцы. Love story» и посмотрите, как Дорошина играет любовь: молодым актрисам — красавицам модельным — такое и не снилось! Она даже Гафта переигрывет, он как будто устает с ней тягаться и к концу спектакля как-то стухает. А Дорошиной все нипочем, она чуть ли на голову становится, крутится как белка, садится на шпагат — как будто нет и не может быть никаких 75-ти! Она играет не просто любовь — а любовь не состоявшуюся, которая как бы коснулась плечом — и прошла мимо. А вместе с ней — и вся жизнь под откос.

А у нее и в жизни было так. Почти так. Хорошенькая пышечка сыграла одну из первых ролей в знаменитом фильме «Первый троллейбус», в котором засветились многие будущие звезды «Современника». И Олег Даль сыграл там свою первую роль. И в Нину влюбился именно тогда. Впрочем, Нина его не замечала, она мечтала о сцене, о больших ролях в кино — не до любви ей было. Да и вообще — ухажеров у нее всегда было полно, потому что была в ей какая-то манкость, какая-то загадочная женская притягательность, сейчас бы сказали — сексуальность, хотя сама Нина Михайловна долго хохотала, когда однажды произнесли это слово рядом с ее именем.

Очень хотелось поговорить с ней о любви. Но она не любит давать интервью, не хочет рассказывать о себе, пока был жив ее муж вообще не позволяла себе вспоминать других мужчин. Ее запутанные отношения с двумя Олегами - Далем и Ефремовым — долго не давали покоя журналистам, обрастали слухами и нелепыми подробностями. Только однажды Нина Михайловна приоткрыла завесу свой личной жизни…

Олег Ефремов нравился женщинам. Имел многочисленные романы и массу поклонниц — это сейчас уже ни для кого не секрет. Нина Дорошина тоже была дамой его сердца, но в отличие от ветренного Олега, она влюбилась в него всерьез и надолго. Они часто ссорились, расставались и соединялись, Нина плакала, клялась, что никогда больше и не посмотрит в его сторону… А потом снова начинались репетиции, Олег блистал на сцене и в кресле режиссера, и клятвы, само собой, забывались. Однажды они люто поссорились на гастролях где-то в Крыму. Нина выпила с подружками пару бокалов вина и побежала к морю — решила искупаться, вот говорят же, что пьяному море по колено. Она заплыла не очень далеко, но было темно, она испугалась, не увидев берега, закричала, захлебнулась соленой водой — и еще больше испугалась…

А в это время на пляже отдыхала компания ребят из этого же театра. Они тоже слегка выпили, и услышав крики девушки, решили: кто ее спасет — тот на ней и женится. И вот судьба: Нину спас никто иной как Олег Даль, и сам обалдел, когда узнал ее на берегу. И обрадовался — он всегда мечтал на ней жениться. Даль проводил обессиленную девушку до номера, да так и остался у нее. А утром как честный человек предложил ей немедленно пойти в ЗАГС. Нинина душа жаждала мести, и она согласилась.

Они поженились, и у них на свадьбе гулял весь «Современник». Ефремов нервно курил на кухне, и, конечно, выпил лишнего… Потом подошел к невесте и прямо спросил: «Зачем ты вышла за него, если любишь меня?» И жестом хозяина посадил обалдевшую невесту себе на колени. Был страшный скандал, Даль грозился покончить с собой, Нина металась между двумя своими мужчинами, но любовь все-таки победила, развод последовал незамедлительно…

Они с Ефремовым сходились и расходились. То жили вместе — то не разговоривали неделями. Ефремов женился, заводил романы, пару раз серьезно влюблялся. Но в перерывах между всеми этими мероприятияи возвращался к Дорошиной. Пока она, наконец, решительно не положила этому конец и не вышла замуж. За хорошего и надежного человека, с кем прожила всю его жизнь (ее муж долго болел и скончался несколько лет назад).

Олег Николаевич тоже долго и тяжело болел. Около него уже не было ни его любимых женщин, ни бывших жен. Только дочка Настя да сын Михаил. Анастасия Олеговна потом рассказывала: «Отец уже не вставал, совсем мало говорил. Буквально перед уходом взял меня за руку и сказал: «Позови Нину…» Но театр «Современник» был на гастролях, и со своим возлюбленным Нина Михайловна простилась только на похоронах…

Может, потому ей так и удается до сих пор играть любовь, что сама она прошла через ее чистилище…

Справка «СП»

Нина Михайловна Дорошина родилась в Москве 3 декабря 1934 года, закончила театральное училице им. Щукина. Работала в театре киноактера и много снималась в кино, в основном в эпизодах («Первый эшелон», «Безумный день», «Человек родился» и др.) В 1959 году пришла в театр «Современник». С тех пор она блистает на сцене знаменитого театра и очень немного снимается в кино. Роль Надюхи в культовом фильме «Любовь и голуби» режиссера Владимира Меньшова - самая звездная в ее биографии, зато в театре она играет практически все — от классики до современности, от Ануйя до Галина и Коляды.