Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Занятия с логическими блоками Дьенеша с использованием карточек. План-конспект занятия на тему: Занятия по математике с блоками Дьенеша

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Интеграция НОД

«Помощь Лунтику»

для детей 4-5 лет.

Воспитатель:

Смаранди М. Д.

г. Покачи, 2015г.

Интеграция НОД

с использованием логических блоков Дьенеша

«Помощь Лунтику»

для детей 4-5 лет.

Цель: формирования элементарных математических представлений, логического мышления и психических функций.

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Труд».

Задачи:

Образовательные:

Учить обобщать предметы по размеру, цвету, форме;

Формировать умение оперировать свойствами предметов;

Закрепить название геометрических фигур;

Закрепить навыки безопасного поведения на улице;

Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы.

Развивающие:

Развивать навыки связной речи, внимание, память, сообразительность;

Развивать представления детей об улице, дороге ;

Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения к себе, к окружающим людям.

Учить сочувствовать, сопереживать.

Словарная работа:

Существительные (улица, пешеходный переход, светофор, транспорт);

Прилагательные (воздушный, наземный, водный , грузовой);

Глаголы (идти, ездить, переходить, перевозить).

Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша , на прогулке наблюдение за транспортом, чтение стихотворения А. Северного «Светофор», рассматривание сюжетных картин о ПДД.

Оборудование: дорожные знаки: «Блоки Дьенеша», «Пешеходная дорожка», «зебра», «светофор», 4 машины, цифры - 2,3, 4, раскраски для сюрпризного момента.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята к нам прилетел Лунтик из своей планеты, но не с пустыми руками. Он привез очень много кристаллов – это любимые игрушки Лунтика. Вот они (показываю корзинку с блоками Дьенеша) . Лунтик свои игрушки называет кристаллы. -- Мы как их называем? (геометрические фигуры).

Лунтик просит помочь навести какой-то порядок в его кристаллах.

Поможем Лунтику?

  1. Игра: «Разложи по размеру, (цвету, форме)».

Воспитатель : У Лунтика их очень много. Давайте разложим геометрические фигуры по размеру и загрузим в машины.

(2, две машины)

Почему? (потому, что геометрические фигуры здесь большие и маленькие. Дети раскладывают).

А теперь, давайте разложим по цвету.

Сколько машин нам понадобится? (3, три машины) .

Почему? (потому, что геометрические фигуры 3-х цветов), (называют цвета) (Дети выполняют задание , раскладывают блоки по цвету )

Воспитатель: Очень хорошо, молодцы! Все правильно разложили. А можно еще как – то по другому разложить? (По форме)

Сколько машин нам понадобится? (4, четыре машины)

Почему? (потому, что геометрические фигуры здесь 4-х видов), (дети раскладывают блоки по форме).

Воспитатель : Какие же вы молодцы, навели порядок, загрузили машины. Сейчас надо перевезти груз, но для этого надо знать и соблюдать что ? (правила дорожного движения).

Давайте расскажем и покажем Лунтику. (Беру светофор, переключаю цвета, а дети рассказывают).

Дети: Красный свет - прохода нет.

Желтый - приготовься,

А зеленый свет горит,

Это значит путь - открыт.

(На зеленый свет, дети перевозят груз).

Воспитатель : А если, нет светофора, а пешеходу надо перейти дорогу. Что должен знать пешеход? (надо переходить по пешеходному переходу). (Показываю знак пешеходный переход).

2. Игра: «Собери картину». Работа за столом.

Воспитатель : Ребята, Лунтик не знает, что человек придумал разный вид транспорта. Назовите Лунтику виды транспорта. (воздушный, наземный, водный)

Для чего нужен транспорт человеку? (чтобы перевозить людей и грузы)

Давайте соберем из геометрических фигур разные виды транспорта и покажем Лунтику . (дети садятся за столы, перед каждым ребенком набор «Модули Дьенеша» и картинка с изображением транспорта. Дети выполняют задание, называют какой транспорт и какому виду относится, воспитатель и Лунтик поощряют словом детей).

3. Игра: «Какой фигуры не хватает?» Работа за столом.

Воспитатель : Давайте покажем Лунтику, какие еще игры мы играем с геометрическими блоками.

(Раздаю детям карточки с заданиями “Какой фигуры не хватает” Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки).

(Дети выполняют задания, воспитатель и Лунтик поощряют детей).

4. Рефлексия.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Ну как, помогли мы Лунтику? Как мы помогли Лунтику? (разложили кристаллы (геометрические фигуры), собрали и показали разные виды транспорта, как мы играем с геометрическими фигурами). Лунтик дарит детям раскраски.

Конспект методической разработки НОД «Игровое путешествие по сказке «Репка» (с блоками Дьенеша), старшая группа

Вся образовательная деятельность НОД «Игровое путешествие по сказке «Репка» построена на использовании технологии развивающего обучения З.Дьенеша и предусмотрена для организации регламентированной деятельности со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений.
Блоки Дьенеша представляют собой 48 геометрических фигур 3 основных цветов: красного, синего и желтого, 4 форм: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника, двух размеров: большие и маленькие, двух свойств толщины: толстые и тонкие. Блоки можно начинать использовать с младшего дошкольного возраста.
В данном занятии систематизирован авторский опыт работы педагога: при проведении занятия используются авторские игры с блоками Дьенеша, авторская методика ознакомления с составом числа из двух меньших с помощью блоков Дьенеша и авторская физкультминутка с анимацией.
Непосредственно-образовательная деятельность построена в форме увлекательного путешествия по сказке. Реализуя сказочные задания, дошкольники выполняют игровые упражнения с блоками Дьенеша достаточно высокого уровня сложности.
На занятии используются методы, активизирующие познавательную активность дошкольников: проблемные ситуации, развивающие игры. Методы и приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка, предусмотрены ситуации выбора для дошкольников. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет предупреждать физическую утомляемость детей, возможную при высокой умственной активности детей дошкольного возраста. В процессе познавательной деятельности созданы условия для творческой активности детей, задействованы сенсорные сферы ребенка, эмоционально – волевая сфера.
Данная образовательная деятельность имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой. Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей, создание эмоционально-положительного фона, введение в игровую ситуацию и моделирование проблемной ситуации, вызывая интерес дошкольников на предстоящую деятельность.
В ходе занятия в процессе развивающих игр наблюдаются высокая насыщенность занятости детей при умственной деятельности достаточно высокого уровня сложности, активная смена видов деятельности и методов обучения и воспитания.
В завершении образовательной деятельности воспитателем предусмотрены рефлексия, подведение итогов познавательно-игровой деятельности и задания для последующей занятости родителей с детьми в домашних условиях с целью закрепления пройденного материала, что способствует целостности и эффективности образовательного процесса.
Все предложенные игры, а также методику ознакомления с составом числа можно использовать как фрагменты других занятий, как совместную с педагогом, а в дальнейшем и самостоятельную деятельность детей для развития логического мышления, психических функций внимания, памяти, восприятия, речи, а также формирования мыслительных умений и способностей старших дошкольников.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений».
Интеграция ОО: «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира», «Речевое развитие», «Физическое развитие, «Социально-коммуникативное развитие».
Программное содержание:
Цель:
Развитие логического мышления и психических функций внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:

1) Закрепить состав числа 6 из двух меньших.
2)Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию (в том числе со знаком отрицания); соотносить размер объекта с размером геометрических фигур.
3)Упражнять в арифметических действиях сложения в пределах 6.
4) Систематизировать представления детей о родословной, генеалогическом древе.
5) Познакомить с профессией дизайнера одежды.
6) Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающие задачи:
1) Развивать логическое мышление и творческое воображение, способность к моделированию и конструированию в играх с блоками Дьенеша.
2) Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
3) Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
4) Развивать внимание, память, воображение, речь, творчество, наблюдательность, познавательный интерес.
5) Продолжать формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине, находить общее свойство совокупности.
6) Совершенствовать стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи; пополнение словаря: родословная, генеалогическое древо, эскиз, дизайнер.
Воспитательные задачи:
1) Содействовать поддержанию интереса к математике, к развивающим играм с блоками Дьенеша.
2) Воспитывать интерес к изучению своей родословной, желание создать генеалогическое древо своей семьи.
3) Воспитывать любознательность, интерес к профессии дизайнера
4) Воспитывать сочувствие, сострадание, уважение друг к другу, желание помочь.
5) Формировать умение действовать в коллективе сообща, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность.
Оборудование: Видео и аудио сопровождение: аудиозапись музыки Э. Грига «Утро», мультимедийная презентация «Игровое путешествие по сказке «Репка»; авторская физкультминутка с эффектами анимации «Репка».
Материал: Демонстрационный: магнитная доска, блоки Дьенеша, плакат «Состав числа 6», плоскостные изображения блоков Дьенеша, цифры 1-6, письмо, схема к игре «Найди нужную фигуру», толстый большой синий квадрат, тонкий большой синий прямоугольник, картинки «Платье», «Брючный костюм», «Костюм с юбкой», фотоаппарат, картинки «Генеалогическое древо» и «Математическое генеалогическое древо».
Раздаточный: блоки Дьенеша, силуэты одежды с изображением символов блоков Дьенеша на вороте, рукавах и нижней части; силуэты ведерок и рыбок, схемы «Поймай рыбку», шаблоны генеалогического древа.
Предшествующая работа: дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми с замедленным темпом развития, беседы о родословной и генеалогическом древе, рассматривание репродукции картины З.Серебряковой «На террасе в Харькове», чтение энциклопедии «Хочу всё знать» (раздел о генеалогическом древе)
Форма проведения: совместная деятельность1 Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Придумано кем–то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон доставил мне письмо для детского сада. Давайте его прочитаем: «Дорогие дети! Помогите мне, пожалуйста, составить генеалогическое древо. Я в большом затруднении, потому что даже не знаю, что это такое. Одна надежда на вас. Выручите меня, пожалуйста. Заранее благодарна, Ваша Мышка» Что будем делать?
Воспитатель: Конечно же, надо помочь. Но как нам это сделать, ведь мы не знаем, из какой сказки Мышка? Скажите, дети, в каких сказках встречается мышка? Действительно, сказок, героиней которых является мышка, немало, как бы не ошибиться. Давайте воспользуемся подсказкой.


Воспитатель: (показывает детям схему к игре «Найди нужную фигуру») Нам надо найти фигуру, которая соответствует какому числу? Да, числу 6. Давайте посчитаем, в каком ряду шесть фигур. Сколько фигур в первом верхнем ряду? Сколько фигур во втором? Сколько – в третьем? Верно, 6 фигур в третьем ряду. Какая наша фигура будет по толщине? Да, толстая. А по размеру? Совершенно верно, большая. По цвету она должна быть не… Да, не желтая и не красная, значит, синяя. И по форме она будет не круглая и не треугольная… Правильно, квадратная или прямоугольная. Таким образом, какую фигуру мы ищем? Да, конечно же, толстый большой синий квадрат или прямоугольник. И расположен он… Верно, на подоконнике. А на подоконнике 2 фигуры (выбор детьми нужной фигуры).
Воспитатель: Дети, на квадрате загадка:
В сказке жили, не тужили:
Дедка, бабка, внучка, Жучка,
Также кошка, еще мышка.
Дружно вместе сообща
Репку вытянули не спеша.
Конечно же, это сказка «Репка». Итак. Начинаем путешествие в сказку «Репка».
Воспитатель: Давайте вспомним начало сказки.
Дети: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку». Воспитатель: А бабка говорит: «Я тебе, дед, обязательно помогу, но только после того, как ребята посчитают, сколько всего героев в нашей сказке?»

3.Авторская методика ознакомления с составом числа 6 из двух меньших с помощью блоков Дьенеша.
Воспитатель:
Дети, сколько всего героев в сказке «Репка»? Совершенно, верно, 6. Давайте обозначим число цифрой (выкладываю цифру 6 на магнитной доске).
Разделение фигур по размеру. Как еще можно разделить героев сказки по размеру? Сколько у нас маленьких героев? Да, одна мышка. Фигурой какого размера покажем мышку? Совершенно верно, маленьким треугольником. Обозначим число цифрой (выкладываю маленькую фигуру во второй ряд слева; ниже, в третий ряд – цифру 1). А сколько всего героев не маленького размера?. Конечно, 5, отметим их фигурами какого размера? Безусловно, большими фигурами. Обозначим число цифрой (выкладываю большие фигуры во второй ряд справа, цифру – в третий ряд). Значит, 6 – это сколько и сколько? Да, 1 и 5.


Разделение фигур по цвету. Как еще можно разделить героев сказки на группы? Да, по возрасту. Сколько у нас немолодых героев? Верно, двое: бабка и дедка. Предлагаю обозначить их синим цветом. Сколько синих фигур мы возьмем? А сколько в сказке молодых героев? Конечно, 4. Их мы обозначим… Да, красным цветом. Кто хочет разложить фигуры у доски? (ребенок выкладывает блоки и цифры с помощью взрослого). Значит, 6 – это 2 и 4.


Разделение фигур по форме. По какому признаку можно разделить героев сказки «Репка»? Да, на людей и на животных.. Какой формой мы отметим людей? Сколько всего кругов нам понадобится? Какой формой мы обозначим животных? Сколько треугольников мы возьмем? (выкладывание фигур и цифр ребенком у доски). Значит, 6 – это 3 и 3.


Давайте повторим, 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и3. (по схеме «Состав числа»)
Воспитатель: Молодцы, путешествуем дальше. Кто хочет продолжить сказку?
Дети: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку»
Воспитатель: А внучка говорит: «С удовольствием помогу, но только после того, как вы поможете мне украсить мне наряд к празднику".

4.Авторская игра с блоками Дьенеша «Мастерская дизайнера» (работа с раздаточным материалом) Воспитатель: Сейчас мы отправляемся в мастерскую дизайнера одежды. Вы знаете, кто такой дизайнер одежды? Дизайнер одежды - это человек, который придумывает новые модели одежды, помогает нам стать красивее. Согласитесь, было бы очень скучно, если бы все ходили в одинаковой одежде. Вот и внучку мы сейчас порадуем и изготовим ей новые образцы одежды. Внучке можно помочь украсить на выбор платье, блузку с юбкой и жакет с брюками. Давайте внимательно рассмотрим ваши эскизы одежды. Эскиз – это рисунок одежды, по которому в мастерской изготовят новые красивые наряды. Итак, нам нужно украсить ворот одежды, рукава, и, наконец, подол платья, юбки или брюк. Все понятно?


Воспитатель: Теперь вы должны выбрать, в какую дизайнерскую мастерскую вы отправитесь. Я вам предлагаю стать дизайнерами платья, брючного комплекта и костюма с юбкой. Выбор за вами.
(Дети выбирают дизайнерское направление и украшают одежду по схеме)
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько одежды вы украсили. Внучка благодарит вас. А это значит, что сказка продолжается, помогайте, ребята.
Дети: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку».
Воспитатель : Жучка охотно прибежала на помощь, но прежде чем начать работать, предлагает всем вместе с ней потанцевать.

5. Авторская физкультминутка с эффектом анимации «Репка».
6.Авторская игра с блоками Дьенеша «Подводное царство»
Воспитатель:
Кто хочет дальше продолжить сказку?
Дети: «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку».
Воспитатель: Но кошка прибежать не может, так как очень голодна. Предлагаю помочь кошке поймать рыбок в реке к обеду. Вот вам ведерки, в которые вы должны поймать рыбок в соответствии с символами.


(Дети самостоятельно находят рыбок в соответствии с символами, задания предлагаются разной степени сложности в зависимости от уровня развития детей)
Воспитатель: Молодцы, хороший улов получился. Кошка наелась и готова тянуть репку. А мы продолжаем путешествие по сказке.
Дети: «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку».
Воспитатель: Мышка прибежала и предлагает вам помочь ей составить генеалогическое древо семьи. Кто скажет, что такое генеалогическое древо? Правильно, это родословная семьи. С давних времен у людей существовал обычай вести свою родословную. О чем рассказывает родословная? Правильно, родословная рассказывает о своей семье, родственниках и об истории семьи - предках. Ребята, как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи? Для чего нужно знать историю своей семьи?
Воспитатель: Посмотрите на рисунок. Здесь родословная показана в форме генеалогического древа.

7.Авторская игра с блоками Дьенеша «Составим генеалогическое древо»
Воспитатель:
Давайте попробуем составить генеалогическое древо Мышки с помощью волшебных блоков.
Воспитатель: Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную своей семьи? У дерева есть крепкие, глубокие корни. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Почему родословную начинают составлять с дедушки и бабушки? (потому что они самые старшие в семье). Именно благодаря им у нас появились дружные и крепкие семьи. Какой фигурой мы обозначим дедушку? (большим толстым синим прямоугольником). А бабушку? (большим красным толстым кругом). Почему?
Воспитатель: Далее. У дерева есть крепкий, высокий ствол, от него вправо и влево отходят ветви: на них расположены наши любимые… Совершенно верно, мамы и папы, дяди и тети. Какую фигуру мы выберем для папы Мышки? (большой синий тонкий прямоугольник или квадрат) А для ее мамы? (большой тонкий треугольник красного или желтого цветов). Прочему мы выбрали именно эти фигуры?
И, наконец, на вершине дерева, на самых ее молоденьких веточках, находятся… Конечно же, дети. Какую фигуру мы возьмем для обозначения дочки Мышки? (маленький тонкий треугольник красного или желтого цветов). А для ее брата Мышонка? (маленький синий тонкий прямоугольник или квадрат). Почему мы сделали такой выбор?


Воспитатель: (фотографирует генеалогическое древо семьи и показывает картинку с изображением генеалогического древа детям) Молодцы. Мы с вами составили математическое генеалогическое древо семьи Мышки. И самое главное, мы выполнили просьбу нашей Мышки и отправим ей фото нашего генеалогического древа.
Воспитатель: Таким образом, каждый ярус генеалогического древа указывает на одно поколение: поколение кого? (дедушек и бабушек, родителей, детей) Этой традиции нужно обязательно следовать, стараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.
Воспитатель: А наша сказка близка к завершению. Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли. Как вы думаете, почему они смогли вытянуть репку? (Тянули все вместе, дружно, они жили большой и дружной семьей). И мы сейчас будем дружной семьей.
8. Пальчиковая игра «Дружная семья»
Раз, два, три, четыре –
Кто у нас живёт в квартире.
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!

10. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми. Формирование навыков самооценки. Формирование коммуникативных навыков.
Воспитатель:
Понравилось вам наше путешествие по сказке «Репка»? Чем мы занимались во время нашего путешествия? Что нового узнали? Что такое генеалогическое древо? Кто такой дизайнер одежды? Зачем нужен эскиз дизайнеру? Чему научились? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? С какими трудностями вы встретились?
Воспитатель: Вот мы и выполнили просьбу нашей Мышки. На память о нашем путешествии она вам дарит шаблоны генеалогического древа, чтобы вы дома вместе с родителями смогли составить свою родословную и познакомить нас с нею. Узнайте побольше о своих предках, нарисуйте их, наклейте фотографии, подпишите с помощью родителей. Мы обязательно устроим выставку ваших генеалогических древ и вы познакомите нас со своими предками. До новых путешествий.

Литература:
1. Б.Б. Финкельштейн. Давайте вместе поиграем. - Санкт-Петербург: Корвет, 2001.
2. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2000.

Приложение 1

Методика ознакомления с составом числа из двух меньших с помощью блоков Дьенеша

Материал: блоки Дьенеша, отличающиеся по 3-4 признакам (количество соответствует числу, с составом которого происходит ознакомление), цифры, схема «Состав числа».
Содержание : 1. Разделение фигур по размеру.
2.Разделение фигур по цвету.
3.Разделение фигур по форме.
4.Разделение фигур по толщине.
Ознакомление с составом числа 9 из двух меньших. Материал: блоки Дьенеша: 2 больших красных толстых круга, 2 маленьких тонких красных круга, 2 маленьких толстых синих круга, маленький синий тонкий круг, маленький красный тонкий квадрат; цифры 1 - 8, схема «Состав числа 8» .
Содержание: Дети, сколько всего блоков? Давайте обозначим число цифрой (выкладываю цифру). Чем отличаются фигуры? Как можно разделить блоки на группы? (по цвету, форме и размеру)
Разделение фигур по форме. По какому признаку можно разделить блоки? Да, по форме. Сколько квадратов? Обозначим число цифрой 1 (выкладываю квадрат во второй ряд; ниже, в третий ряд – цифру 1). А сколько всего кругов? Обозначим число цифрой 7 (выкладываю круги во второй ряд, цифру – в третий ряд). Значит, 8 – это 1 и 7.
Разделение фигур по размеру. Как еще можно разделить блоки? Сколько всего больших фигур? Обозначим число цифрой (выкладываю большую фигуру во второй ряд; ниже, в третий ряд - цифру). А сколько всего маленьких фигур? Обозначим число цифрой (выкладываю маленькие фигуры во второй ряд, цифру – в третий ряд)
Разделение фигур по цвету. Как еще можно разделить фигуры на группы? Да, по цвету. Сколько красных фигур? А сколько синих? (ребенок выкладывает блоки и цифры с помощью взрослого). Значит, 6 – это 2 и 4.
Разделение фигур по форме . Ещё по какому признаку можно разделить блоки? Да, по форме. Сколько кругов? А сколько квадратов? (выкладывает ребенок, дети исправляют недочеты). Значит, 6 – это 3 и 3.
Разделение фигур по толщине . А по-другому можно разделить фигуры? Правильно, по толщине. Сколько тонких фигур? А толстых? (выкладывает ребенок, самопроверка). Значит, 6 – это 4 и 2.
Давайте повторим, 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3 (по схеме «Состав числа»)Игра «Мастерская дизайнера»
Возрастная категория : старший дошкольный возраст.
Цель: Учить украшать одежду по заданным правилам и алгоритму, упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию; развивать логическое и комбинаторное мышление и творческое воображение, внимание, способность к декодированию информации и моделированию.
Материал: блоки Дьенеша, силуэты одежды с изображением символов блоков Дьенеша на вороте, рукавах и нижней части, карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина) и символами отрицания этих свойств.
Игровое правило: Украшать ворот, низ рукавов и низ одежды по заданным свойствам.
Варианты игры: Самостоятельно задавать свойства украшения одежды.
Украшать одежду в другом дизайне (пояс, по центру сверху-вниз, по всей поверхности одежды, в одном цвете (форме, размеру) и др.
После украшения одежды преобразовывать, изменяя 1-4 заданных свойства.

Игра «Подводное царство»
Возрастная категория : старший дошкольный возраст.
Цель: Упражнять в систематизации и классификации рыб по 4 свойствам (цвет, форма, размер, толщина), развивать логическое мышление, творческое воображение, способность к моделированию и конструированию, умение рассуждать, доказывать.
Материал: 48 рыбок (каждый элемент, подобно логическим блокам Дьенеша, характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной), ведерки красного, синего и желтого цветов, макет водоема, карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина) и символами отрицания этих свойств.
Игровое правило: Располагать пойманных рыбок в ведерки в соответствии с карточками-символами.
Варианты игры: «Превращать» рыбок, заменяя карточки на ведерке другими символами.
Последовательно изменять рыбок, используя схему со стрелкой разной степени сложности.
Превращение рыбок при попадании в другое ведерко, изменяя 1-4 заданных свойства, используя блоки Дьенеша или символы блоков.

Кристина Конова

онспект занятия с блоками Дьенеша в средней группе " Лунный гость ".

ЦЕЛИ : Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (ФЦКМ, (формирование элементарных математических представлений, «Физическая культура» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Социализация» .

Программные задачи :

Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Развивать у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и отличать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы).

Формировать умения оперировать двумя и даже тремя свойствами.

Учить детей принимать активное участие в воссоздании силуэта в играх моделирующего характера по образцу. Упражнять в счете на слух в пределах 7.

Продолжать учить детей обобщать предметы по форме, размеру, цвету. Воспитывать умения помогать друг другу и попавшим в беду.

Материал : молоточек, цифры от 0 до 7, 3 обруча, наборное полотно, "Логические блоки Дьенеша ",экран, ноутбук, видео :игрушка мягкая Лунтик, Луна; запись звука взлетающей ракеты; конфеты - морские камешки.

Этапы. Описание этапов.

1 этап. "Полетим на Луну на ракете"

На чем летают в космос? (на ракете) . А у нас есть ракета? (нет) . Но у нас есть геометрические фигуры. Давайте из этих фигур соберем ракеты (каждый для себя) .

2 этап. "Отгадывание кода"

Ребятки, а наши ракеты не заведутся, если мы не отгадаем специальный код, а этот код зашифрован, внимательно слушайте и считайте удары молоточка. И так, внимание! Слушаем молча и про себя считаем.

3 этап. "Помощь Лунтику"

Давайте поможем Лунтику расчистить планету от камней. Для этого нужно в синий кратер (обруч) положить все синие фигуры, а в зеленый все круги. Подходим по одному берем камень, называем цвет, форму, размер и говорим, куда этот камень нужно положить.

Наши ракеты к полёту готовы. А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Пять, четыре, три, два, один!

(Звучит звук взлетающей ракеты)

В. Полетели! (дети встают, и друг за другом выходят из-за столов, и встают в большой круг, внутри которого лежат два обруча разного цвета, вокруг рассыпаны "Логические блоки Дьенеша ")

Вот и прилетели. Мы находимся на Луне.

Ребятки, на эту планету падает много камней, прилетевших из космического пространства. Посмотрите, как их много!

Чем они отличаются? (Цветом, формой, величиной, толщиной)

Ну что, ребята, давайте поможем Лунтику расчистить планету от камней. Для этого нужно в синий кратер положить все синие фигуры, а в зеленый все круги. Подходим по одному берем камень, называем цвет, форму, размер и говорим, куда этот камень нужно положить (я беру большой кружок и положу его в зеленый обруч и т. д.)

В. Посмотрите, правильно выполнено задание? (Да)

Хорошо, а сейчас скажите мне, камни какой формы лежат у нас внутри синего кратера (внутри синего кратера лежат все синие фигуры и т. д.)

А камни, какой формы, цвета и размера остались за кратерами (дети называют) .

Для того чтобы было чисто, давайте все камни, которые остались снаружи уберем их в красный кратер. (Все дети убирают)

В. Вот все и убрали. Теперь порядок! Молодцы!

Ребятки, вам понравилось наше путешествие? (Да)

Чем мы занимались во время нашего путешествия (Помогали Лунтику расчищать планету от камней) .

Молодцы!- Лунтик остался очень доволен. И приготовил вам сюрприз, но уже на Земле.

В. Возвращаться нам пора, По местам, мои друзья!

Звездолет, звездолет,

Отправляемся в полет.

Из полета возвратились

Мы на землю приземлились.

В. Наша ракета совершила мягкую посадку. Вспомним, с какими заданиями мы с вами справились, что интересного, необычного с вами произошло.

(Ответы детей)

В. Ребята, на какой планете мы с вами живём? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение. Люблю тебя, моя Земля,-

планета Жизни - Голубая.

Твои мне шепчут тополя,

как хороша ты, пух роняя.

Под Солнцем ты совсем одна

хранишь сокровища морские,

полей просторы; гор страна

вершинами манит седыми.

Луна, твой спутник, хоть мала,-

гроза приливов и отливов.

Не мудрствуя, она смогла

твой бег укоротить, порывы.

Расцвет всей жизни на земле -

воды целительная сила.

Из пара, льда в кромешной мгле

ты воду к жизни возродила.

Не счесть твоих озёр и рек,

в тайге не отыскать тропинок.

И господин твой - человек,

вершит с судьбой свой поединок.

(Появляется Лунтик - игрушка)

Ребятки, за вашу помощь,оказанную мне,я привез вам, угощение! Эти разноцветные камешки очень вкусные и сладкие моя мама мне всегда покупает в магазине.

Спасибо, ребята, что помогли очистиь мою планету от камней. До свидание.


Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе "Путешествие в страну геометрических фигур"

Виды детской деятельности:

познавательно-исследовательская, продуктивная, художественная, игровая, коммуникативная.

Цели:

  1. Закрепить различать и называть геометрические фигуры; основные признаки предметов: цвет, форму, величину.
  2. Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.
  3. Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, доброжелательные отношение друг другу.

Материалы и оборудование: ИКТ, блоки Дьенеша, карточки с заданиями, бумага, трафареты геометрических фигур, восковые мелки, письмо.

Ход занятия: Письмо

Дети играют на ковре. Воспитатель приносит письмо.

Воспт.: Дети, сегодня утром я получила письмо. Предлагаю открыть и прочесть его вместе. Согласны.

Воспт.: Хорошо. Вот что здесь написано: «Здравствуйте, дети. Мы жители города математических игр Формандия приглашаем вас на праздник Дня города. Приезжайте, очень ждем.» Ребята, поедем в гости?

Дети: Да-а.

Воспт: Хорошо, мы сегодня с вами поедем в волшебный город математических игр. А чтобы пойти в гости какое у нас должно быть настроение?

Дети: Хорошее...

Воспт.: А какое у вас настроение?

Дети: Хорошее

Воспт.: Отлично. Значит мы готовы отправиться в путь.

  • Поезд

Воспит.: Что же нам ещё нужно, чтобы добраться до города математических игр?

Дети: Транспорт.

Воспит.: Верно, город Формандия находится далеко. Я предлагаю добраться до него на поезде. И как вы все знаете, места в поезде пронумерованы. А номера вагонов необычные, а состоят из геометрических фигур. У каждого из вас также будут билеты, на которых отмечен ваш вагон, но они зашифрованы. Нам необходимо разгадать шифр и тогда мы узнаем под каким номером находится наш вагон. А чтобы было легче разгадать шир вспомним геометрические фигуры. (презентация геометрических фигур на компьютере) .

Воспит.: Все фигуры мы повторили. А теперь я раздам вам билеты, в которых зашифрован нужный номер вашего вагона. Но сначала мы немного потренируемся.

Дети расшифровывают на карточках номер вагона.

Воспит.: Отлично. Все разгадали шифр и узнали, какой нужен вагон. А теперь занимайте места. (Дети рассаживаются на стульчики-вагончики)

Воспит.: Дети, рассаживайтесь по вагонам. Осторожно, двери закрываются, поезд отправляется. (Слышится гудок и тихий стук колес поезда) . Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний» . (Игра «Четвертый лишний» из геометрических фигур)

  • Презентация-игра «Четвертый лишний»
  • Физкультминутка

Воспит.: Молодцы! Мы и в эту игру сыграли. А теперь пора немного передохнуть:

Мы шагаем друг за другом
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Дети выполняют движения и считают.)

  • Классификация

Воспит.: Вот мы и приехали в город Математических игр. Но, к сожалению, оказалось все геометрические фигуры в этом городе перемешались и нам необходимо им помочь. (Игра «Классификация» по цветам, по величине, по форме)

  • Подарок

Воспит.: Вы очень хорошо справились со всеми трудностями и очень понравились жителям Формандии. А мы с вами должны им сделать подарок, ведь у них сегодня праздник. Какой же подарок самый лучший? Конечно тот, который мы сделаем своими руками. Для этого нам необходимо нарисовать одну из геометрических фигур и превратить её в какой-нибудь предмет. (дети под музыку и с помощью трафаретов рисуют понравившуюся геометрическую фигуру и с помощью восковых мелков превращают в какой-нибудь предмет)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе

с использованием Блоков Дьенеша.

Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение работать с блоками Дьенеша.

Задачи:

Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства по 3 признакам (цвет, форма, величина);

Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5, в количественном счете;

Приучать использовать в речи слова, характеризующие количественные и пространственные отношения;

Развивать внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать;

Продолжить учить действовать по словесной инструкции воспитателя;

повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство отзывчивости, желание помочь герою мультфильма.

Словарная работа : афиша, геометрические фигуры, таинственный, путешествие.

Билингвальный компонент: медведь - аю, заяц - қоян, мышка - тышқан, кот - мысық.

Оборудование : « ракета», кодовый замок, схема сказочного города, «цветочная поляна», красный и синий обруч, блоки Дьенеша для игры «Засели домик», игрушка ворона, деревья для таинственного леса, геометрические фигуры для лисички и мишки, игра «Кладоискатели», афиша сказки «Приключения Буратино».

Ход занятия:

1. Общий круг:

Здравствуйте, мои друзья! Я очень рада Вас видеть.

Давайте встанем в круг и порадуемся этому дню, встрече друзей, гостей.

Игра: «Хлоп, привет»

Дети стоят на середине группы, хлопают в ладоши и прикладывают ладони к ладоням соседа со словами: «Хлоп, привет!»

2. Основная часть:

Ребята, я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие. Готовы путешествовать?

На чем можно быстро добраться? (на ракете)

Занимайте свои места (у детей на груди эмблемы синего и красного цвета)

Итак, ракета к запуску готова, считаем от 1 до 5, полетели.

(дети руки над головой «домик», на выдохе у-у-у).

Интересно узнать, в какой же стране мы с вами очутились? В стране геометрических фигур. Ой, что это, посмотрите, как вы думаете, что же приключилось? (ответы детей)

звучит фонограмма «Хвост за хвост»

Дети, кто это поет? Почему Кот Леопольд такой злой? Так кто же погрыз эти фигуры? (Мыши)

Надо что-то делать, давайте же скорей отправляться в страну геометрических фигур. Ой, посмотрите, а на входе большой замок, как же нам его открыть?

Игра «Кодовый замок»

Какая фигура лишняя, почему?

(открыли замок и очутились в стране геометрических фигур)

Посмотрите, как интересно в сказочной стране, красиво.

(Звенит телефон. Воспитатель берёт трубку)

« Да, я вас слушаю. Это говорит кот Леопольд? Хорошо, я поговорю с ребятами) (кладётся трубка ).

Ребята, коту Леопольду нужна наша помощь; Его пригласили в кино и прислали афишу сказки, а вредные мышата эту афишу порезали на кусочки и разбросали их по всей нашей группе. Поможем найти афишу сказки?

Посмотрите, вот, что осталось от афиши. На месте пустых квадратов должны быть части афиши, а найдем мы их после того как выполним все задания мышат. Как вы думаете, с какого задания мы начнем выполнять? (с 1), почему?

Поищите глазками в нашей группе цифру 1 .

Задание 1. Мы попали в «Сказочный Город»


Где живет Медвежонок? (аю)

Где живет Заяц? (қоян)

Где живет Кот Леопольд? (мысық)

Где живут мыши? (тышқан)

молодцы, справились с заданием, давайте найдем здесь часть афиши и с помощью магнита приклеим на место (Какое?) №1.

Цифра 2 – задание №2. мы попали на «Цветочную полянку»


Посмотрите, вредные мышата и здесь напакостили, разбросали все цветочки с красочной клумбы. Давайте мы цветы поместим на клумбу.

Команда синие – собирает цветы синего цвета и помещает в синий обруч;

Команда красные– собирает цветы круглой формы и помещает в обруч красного цвета.

А куда же мы поместим остальные цветы? (в общую часть). А почему? (потому, что они не красные и не квадратные).

Нашли часть афиши и поместили на цифру 2.

Цифра № 3 – задание 3 «Город Мастеров»

Дети садятся за столы согласно эмблемам.

Индивидуальная работа с блоками Дьенеша – игра «Засели домики»

Часть афиши №3 – на свое место

Цифра №4 – задание 4 «Таинственный лес»

Вот и сорока-белобока прилетела, посмотрите, она что-то принесла. (в клюве – мешочек, там письмо):

Я мишка косолапый,

Веселый и лохматой,

В лесу спокойно жил,

С лисичкою дружил.

А злой колдун однажды

Всех нас погубил.

Вы ребята. Помогите

Из фигур нас соберите!

Вот фотография мишки и лисички.

Я предлагаю девочкам собрать лисичку, мальчикам – мишку. Походите, поищите фигуры и составьте животных по образцу.

Молодцы, расколдовали животных.

Посчитайте, сколько фигур в изображении мишки, какие фигуры? А лисички? Молодцы!


Часть афиши № 4 – на свое место.

Цифра 5 – задание №5 «Кладоискатели».

Под одной из фигур спряталась последняя часть афиши. Вы должны с помощью схемы ее найти.

Восстановили всю афишу.

Как называется сказка, на которую пригласили Кота Леопольда? (приключения Буратино). Мы сфотографируем афишу и отправим Леопольду по электронной почте. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.

Занимайте свои места в ракете, считаем от 5 до 1 – полетели (у-у-у).

3. Итог, рефлексия:

Понравилось вам путешествие? Что было интересно? Что было трудно?

4. Пальминг: вы стали добрее, умнее, дружнее.

Я точно знаю, что у каждого из вас доброе отзывчивое сердце, и вы всегда придете на помощь в трудную минуту. Ну, а кот Леопольд, за то, что вы помогли ему собрать афишу приготовил вам угощение. (конфеты)