Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Возникновение первых колхозов, развитие и изменения в законодательстве. Колхозы О сельскохозяйственном производстве в условиях ссср

Когда в советских селах и деревнях к 30-м годам была проведена коллективизация и уклад жизни хлебопашцев и скотоводов насильственно обобществили, оценкой их труда спецпостановлением Совнаркома государство сделало трудодень. Эта единая мера учета труда и распределения доходов колхозников просуществовала до середины 60-х годов. В идеале трудодень должен был стать долей дохода колхоза, которая распределялась в зависимости от степени трудового участия того или иного работника.

Система трудодней, за всю историю своего существования многократно реформировавшаяся, тем не менее, оставалась довольно запутанной схемой материального поощрения колхозников. Она чаще всего не зависела от эффективности производства, но вместе с тем позволяла дифференцированно распределять доход от выращенного урожая (или сданной на убой скотины) – соразмерно вкладу определенного работника. За невыработку нормы трудодней в СССР была предусмотрена уголовная ответственность – проштрафившийся приговаривался к исправработам в своем же колхозе с удержанием четверти трудодней.

Вознаграждение за труд представляло собой главным образом, натуроплату (в основном, зерном). В военные горды (1941 – 1945) на трудодень выдавалось менее полкило зерна. Зимой 1946 – 1947 годов в СССР в связи с неурожаем случился массовый голод.

Колхозники с самого начала действия подобной системы оплаты массово протестовали – резали скот, уходили из деревень в города. В 1932 году в СССР ввели особый паспортный режим, в результате которого жители сел и деревень фактически получили статус крепостных, которым без разрешения «барина» (председателя колхоза или сельсовета) запрещалось покидать населенный пункт. Для детей крестьян в подобном случае после окончания школы чаще всего была одна дорога – идти работать в колхоз. В фильмах о колхозной жизни, являющихся классикой советского кинематографа, часто встречаются сцены, в которых председатель решает, отпускать выпускников сельской школы учиться дальше в город или нет. Парни, отслужившие в армии, зная, какая судьба их ждет дома в деревне, любыми способами стремились закрепиться в городах.

Если крепостной крестьянин в России до революции имел возможность получить доход со своего земельного надела и продать излишки, то советский колхозник лишался и этого – на приусадебное хозяйство в деревне или на селе государство накладывало непомерные налоги, селянин вынужден был платить едва ли не за каждую яблоню в саду.

Пенсии старикам в советских колхозах либо не платили вовсе, либо они были мизерными.

Дискуссии о с/х земле опять подняли вопрос о том, кто же может быть эффективным собственником. В суете споров вспомнили и о советских методах хозяйствования в сельском хозяйстве. И как часто бывает в пылу спора, перепутали все и вся, поэтому стоит напомнить одним и рассказать другим.

По многочисленным просьбам читателей, редакция дока продолжает публикацию на тему сельского хозяйства СССР.

Головоломка на экзамене истории

Преподаватели истории КПСС любили нерадивым студентам задавать вопрос на засыпку: "Когда появились совхозы?" Многие студенты вспоминали фильм "Поднятая целина" и начинали угадывать, что совхозы появились или в конце 20-х или в начале 30-х годов. Но, ответ оказывается прост. Первые совхозы появились в 1918 году, как первые социалистические хозяйства, которые должны были по задумке их создателей, показать, как хорошо умеют социалисты вести сельское хозяйство, чтобы из зависти все крестьяне побежали работать в эти совхозы. Но, не получилось. И оказалось, что в середине 20-х годов, самыми эффективными собственниками были кулаки. Так что появление колхозов было неспроста. Просто таким способом коммунисты решили в очередной раз поправить свое материальное состояние за чужой счет. Как проходила коллективизация можете прочитать или в диссидентской литературе, или, если хотите, в статье товарища Сталина в газете "Правда" "Головокружение от успехов". И там и там показано, что именно коллективизация уничтожила зачатки частного бизнеса в сельском хозяйстве и вернула времена крепостного права.

К вопросу о формах собственности

Для советских людей слова о существовании коллективной собственности в условиях СССР это был пустой звук. Формально колхоз считался коллективным хозяйством, к удивлению самых колхозников. Считалось, что совхозом руководит директор, которого назначают представители государственных местных органов власти, по согласованию с райкомом партии, а вот председателя колхоза избирают сами колхозники на собрании. На практике, все выглядело по-другому. На собрание приезжал представитель райкома партии и указывал, кто может быть председателем колхоза. Само голосование было сплошная фикция, и крестьяне прекрасно знали, что "голосуй не голосуй, все равно все по (вырезано цензурой)". По факту и директор совхоза, и председатель колхоза зависел от доброй воли райкома партии. При этом он знал, что снять его с работы или назначить могут только с одобрения того же райкома партии. Мало того, в случае совершения им уголовного преступления, он мог ничего не бояться, если за него заступился райком партии и его не исключили из партии. Так как существовало неписаное правило, члена КПСС осудить было нельзя, только общественное порицание. Не удивительно, что те же директора совхозов и председатели колхозов в своих хозяйствах вели себя, как помещики в своих имениях. Крестьяне, хотя и материли на чем свет своих руководителей, но и боялись, так как очень сильно от них зависели и понимали, что при желании, тот же председатель колхоза может запросто упечь бунтаря на пару годков лес в тайге рубить.

Кто управлял сельским хозяйством

В СССР была плановая экономика, а это значит, что все жили по планам, которые им давали вышестоящие организации. Первоначально Госплан СССР и Госснаб СССР разрабатывали план по народному хозяйству, а в том числе и по сельскому хозяйству. Несмотря на наличие громадных НИИ при Госплане и Госснабе, которые были обязаны объективно подсчитать, сколько и какой сельхозпродукции надо произвести для того, чтобы хватало всему народу, в реальности при планировании использовали проверенный метод "стеля". Это когда брали цифры прошлых лет, смотрели на потолок (стеля) и придумывали новые задания на новый год и следующую пятилетку. В результате, планы были не сбалансированы, и реально их выполнить было невозможно, так как эти планы не учитывали ни природно-климатические условия, ни наличие техники и посадочного материала, а тем более специфики проведения аграрных работ.

Планы, разработанные в Москве, спускались в республики. Потом уже Госплан УССР распределял плановые задания по облпланам, а они уже по райпланам, они в свою очередь уже доводили планы до конкретного совхоза и колхоза. Причем этот процесс был вечный. Весь предыдущий год плановые задания согласовывали и перераспределяли между совхозами и колхозами, но только начинался новый год, как в план начинали вносить бесконечные коррективы, которые вносились весь календарный год. В конце года, когда надо было отчитываться о выполнении плана, очень тяжело было понять, какой же план был первоначальный. В результате, все дружно занимались приписками и очковтирательством, начиная от председателя колхоза заканчивая секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Все это знали и дружно играли в эту игру.

Умный председатель колхоза или директор совхоза, так грамотно умел организовать поездку партийного и советского начальства на рыбалку или охоту, что в результате в стране появлялись колхозы и совхозы рекордсмены. Им просто безбожно занижали плановые задания и в результате руководители этих хозяйств и отдельные доярки с комбайнерами получали Героя Социалистического труда. Но продуктов питания, как не было на прилавках магазинов, так и не было дальше.

О сельскохозяйственном производстве в условиях СССР

Проблема сельского хозяйства заключалась в том, что оно не имело реального собственника. Как результат, руководитель колхоза или совхоза воровал машинами, а рядовые колхозники мешками. Причем, это воровство не считалось чем-то преступным, так как система оплаты труда в советском сельском хозяйстве, как бы подсказывала "тебе мало зарплаты, так пойди, укради". Официально заработная плата в сельском хозяйстве была на 30-40% ниже, чем в промышленности.

Произведенная продукция колхозов и совхозов выкупалась только государством. Соответственно, так как был один покупатель, то он устанавливал заведомо заниженные цены на с/х продукцию. Был момент, когда литр молока стоил дешевле литра столовой минеральной воды. Но даже заниженные цены на сельхозпродукцию во времена СССР были не проблема. Самая большая проблема, что на совхозы и колхозы наряды на товары распределяли в последнюю очередь. В СССР деньги на счету мало имели значение. Отдельные колхозы на счету в банке имели миллионы рублей, но это ничего не значило. Так как получить технику, топливо, другие промышленные товары и бытовые можно было только при наличии наряда на получение товара, который выдавался местным отделом Госснаба. В первую очередь Госснаб наряды выдавались предприятиям ВПК, промышленным и строительным предприятиям и только уже напоследок совхозам и колхозам. Поэтому достать самые элементарные промышленные товары для сельских предприятий была проблема.

Вот так и соревновались колхозы с заводами. Колхозы норовили, как можно меньше работать и как можно меньше сдать государству продуктов питания, а заводы норовили, как можно меньше производить продукцию и жаловались на нехватку продуктов питания.

Но, кроме производства продуктов питания, в СССР была самой большой проблемой это хранение и переработка продукции сельского хозяйства. Согласно советским гостам потери овощей и фруктов при хранении допускались в размере 30-40%. На практике больше половины выращенного урожая овощей и фруктов погибало. Не хватало элеваторов, складов и самих предприятий пищевой промышленности. На каждом съезде КПСС призывали больше строить заводов и фабрик пищевой промышленности. И строили, но все как-то мешало, и в результате уже в начале 1980 года начался товарный голод, который уже в конце 80-х и похоронил СССР с его методами хозяйствования.

Очень кратко о кредитовании сельского хозяйства в СССР

Экономика плановая, поэтому был план по выдаче кредитов сельскому хозяйству на календарный год с разбивкой по месяцам. Директора совхозов и колхозов всеми руками и ногами упирались, чтобы не брать эти кредиты. Время от времени, за недобор кредитов согласно плану, они получали взбучку в бюро райкома партии. И приходилось им через не хочу брать эти кредиты. Ставки были ничтожные 3-4%, были даже кредиты под 0,5% годовых. Но и эти кредиты они очень часто не возвращали и проценты не платили. Во-первых, им просто не нужны были деньги, им нужны были наряды Госснаба. Во-вторых, они знали, что время от времени эти кредиты аннулируют и все остаются довольными. Госбанк по этим кредитам не имел возможности взыскать залог, а тем более каким-то образом наказать должника. Зато на каждом съезде КПСС очень любили рассказывать, сколько денег было инвестировано в сельское хозяйства и сколько было выдано кредитов для его развития.

Высокие темпы коллективизации поддерживались массовыми репрессиями, вплоть до применения военной силы. К организации колхозов были привлечены городские жители (партийно-хозяйственный актив, студенты), плохо знакомые с деревенской жизнью, ее экономикой, традициями, а также тысячи рабочих. По партийной разнарядке их число должно было составить не менее 25 тысяч. Фактически же в деревню весной 1930 г. было послано более 27 тысяч активистов. Крестьяне принуждались к вступлению в колхозы под угрозой лишения избирательных прав, ссылки, конфискации имущества, прекращения снабжения дефицитными товарами. Административный произвол принял массовый характер. Руководители ряда областей и республик взялись досрочно завершить коллективизацию. Уже весной и летом 1930 г. в зерновых районах страны 60% хозяйств было обобществлено. Выдвинув в декабре 1929 г. лозунг о ликвидации кулачества как класса, Сталин придает своему тезису практический характер. К 1930 г. раскулачивание принимает необычайно жестокие формы Насильственная коллективизация, проведенная в сжатые сроки, при ожесточенном сопротивлении крестьян имела существенные последствия для дальнейшего развития страны и советского общества. Во-первых, ближайшим последствием коллективизации стали осуществление индустриализации и одновременное падение уровня сельскохозяйственного производства. Он составил в 1932 г. только 73% от уровня 1928 г., а в животноводстве - 47%. Условия жизни в деревне по сравнению с нэпом резко ухудшились. Это привело к обострению продовольственной проблемы и массовому голоду в 1932 - 1933 гг. в наиболее хлебородных районах страны (Украина, Северный Кавказ, Поволжье). 1932 г. не был неурожайным. Причина голода в значительной мере определялась политикой государства в деревне. Число погибших от голода оценивается в 3-4 млн человек. Известны даже случаи людоедства. Из голодающих деревень устремились толпы крестьян и беспризорных детей. В города они несли эпидемии сыпного тифа и других инфекционных заболеваний. Трагедия состояла в том, что официально голод в стране не признавался. Помощь голодающим не оказывалась. В печати сообщалось, что все слухи о голоде специально распространяют «кулацкие элементы», которые «в целях борьбы с Советской властью нарочно голодают и умирают». Все же ряд руководителей Наркомзема «за организацию голода в стране» был расстрелян. Во-вторых, ставшее нормой перекачивание средств из сельского хозяйства в промышленность закрепило техническую отсталость села и не позволило перейти от экстенсивных форм хозяйствования к интенсивным. В ходе коллективизации увеличился парк сельскохозяйственной техники. Только за 1930 г. численность тракторов возросла с 7 102 до 50 114. Но они принадлежали не колхозам, а МТС. За использование техники колхозы должны были отдельно рассчитываться либо выкупать ее. И то и другое было им не под силу. В-третьих, преобразование мелкого крестьянского хозяйства в крупное коллективное позволило перевести сельскохозяйственное производство на плановое начало, сделать его регулируемым и управляемым со стороны государства. Государство получило возможность детально устанавливать объем ежегодных поставок продукции и бесконтрольно распоряжаться ею. Фактически была восстановлена продразверстка. Хотя формально колхозное хозяйство представляло собой кооперативный тип собственности, фактически оно являлось полугосударственным. На него распространялись государственные принципы хозяйствования (жесткая централизация, директивность, плановость, уравнительность в распределении и т.д.) В первые годы существования колхозов крестьяне сопротивлялись вывозу хлеба в счет заготовок, нападали на государственные хлебные склады, громили магазины и кооперативные лавки. В ряде областей прошли «бабьи бунты». Для подавления волнений приходилось вызывать вооруженную милицию и сотрудников ГПУ. Апогея эти выступления достигли весной 1932 г., что заставило государство сократить объем хлебозаготовок и разрешить частную торговлю продуктами питания. В-четвертых, в результате коллективизации перестал существовать крестьянин как собственник. Отчуждение непосредственного производителя от средств производства, распределения продуктов труда и управления превратило его в наемного сельскохозяйственного рабочего, экономически не заинтересованного в результате и качестве своего труда, поскольку восторжествовал принцип уравнительности в доходах. В первой пятилетке это привело к снижению производительности сельского труда, а затем за счет репрессий и совершенствования профессиональной подготовки кадров ее удалось несколько повысить. В-пятых, поскольку экономическая заинтересованность исчезла, на смену ей пришла система внеэкономического принуждения. Юридически она была закреплена в 1932-1933 гг. паспортизацией населения, при которой колхозники паспортов не получали, а следовательно, не могли уехать из села без разрешения правления. Участились случаи воровства и хищений колхозного имущества. Неумелое обращение с техникой зачастую рассматривалось как вредительство. В связи с этим в августе 1932 г. был принят закон об охране социалистической собственности, или, как его называли в народе, - закон о «пяти колосках». Он предусматривал суровое наказание (до 10 лет заключения) за хищение и порчу государственного имущества даже в незначительных размерах.



Раскулачивание

Порядок раскулачивания определялся секретной инструкцией ЦИК СССР и Совнаркома от 4 февраля 1930 г. Этой инструкцией предписывалось кулаков - участников антисоветских движений (I категория) арестовывать, передавать их дела в органы ОГПУ. Зажиточные влиятельные кулаки (II категории) переселялись в пределах области или в другие области, третья группа - остальные кулацкие хозяйства - расселялись на худших землях, вне колхозных земельных участков. Земля, скот, хозяйственные постройки раскулаченных передавались в колхозы, личное имущество, продукты питания конфисковывались, а затем раздавались односельчанам или распродавались. Отбирались и денежные накопления. В местах поселений кулаки принуждались к лесоразработке, строительным, мелиоративным работам. Основными районами кулацкой ссылки стали Урал, Сибирь, Северный край, Казахстан, Дальний Восток. За 1930-1931 гг. более 300 тысяч крестьянских семей, насчитывавших 1,8 миллиона человек, оказались в вынужденной кулацкой ссылке с политическим клеймом «переселенцев». В эти же годы по стране прокатилась волна закрытия церквей. Лишь за один 1929 г. в стране было закрыто 1119 церквей. В 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя, с куполов которого годом раньше сняли позолоту. С многих церквей сбрасывались кресты и колокола, а священнослужители подвергались репрессиям. Насилие властей вызвало ответный протест крестьян, не желавших вступать в колхозы и видящих в них новое крепостное право. Наряду с такими формами, как письма-жалобы в местные и центральные органы власти, ширились и открытые выступления, вплоть до восстаний. В январе-марте 1930 г. произошло более 2 тысяч вооруженных выступлений крестьян. Не желая вести в колхозное стадо свой личный скот, крестьяне его резали. Поголовье крупного, а особенно мелкого скота сократилось в два-три раза. Опасение того, что может произойти всеобщее крестьянское восстание, заставило Сталина предпринять отвлекающий маневр. В марте-апреле 1930 г. он опубликовал статьи «Головокружение от успехов», «Ответ товарищам колхозникам», а ЦК партии в свою очередь принял постановление «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении», где вся ответственность за «перегибы» возлагалась на местные органы власти. После опубликования партийных документов темп коллективизации снизился. Из наспех созданных колхозов начался массовый выход крестьян. Но эта передышка была недолгой. Сталин убеждал партию, что политика, хотя и с некоторой корректировкой, остается прежней; он настаивал на скорейшей коллективизации сельского хозяйства. Осенью 1930 г., после сбора урожая, нажим на единоличников вновь усилился, а через несколько месяцев началась новая волна раскулачивания. Осенью 1931 г. и эта волна коллективизации выдыхается. Зимой и весной 1932 г. вновь наблюдался отток крестьян из колхозов. Тем не менее, несмотря на тактические уступки, сталинская политика насильственной коллективизации продолжалась.

Голод 1932 – 1933

Голод в СССР 1932-1933 гг. - массовый голод в СССР на территории Украины, Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири, Казахстана. Намечаемые высокие темпы коллективизации предполагали ввиду неподготовленности как основных масс крестьянства, так и материально-технической базы сельского хозяйства такие методы и средства воздействия, которые вынуждали бы крестьян вступать в колхозы. Такими средствами являлись: усиление налогового пресса на единоличников, мобилизация пролетарских элементов города и деревни, партийно-комсомольского и советского актива на проведение коллективизации, усиление административно-принудительных и репрессивных методов воздействия на крестьянство, и в первую очередь на его зажиточную часть. Фактически в условии угроз репрессиями и шантажа председатели колхозов и руководители сельских администраций были вынуждены передавать в рамках хлебозаготовки практически все объёмы производимого и имеющегося в запасах хлеба. Уже в 1928-1929 гг. хлебозаготовки проходили с большим напряжением. С начала 30-х годов ситуация ещё более обострилась. Объективные причины, которыми была вызвана необходимость хлебозаготовок. Для удовлетворения этих нужд в то время необходимо было иметь 500 млн пудов хлеба ежегодно. Валовые же сборы зерна в 1931-1932 гг., даже по официальным данным, по сравнению с предыдущими годами были значительно ниже. В результате того, что план хлебозаготовок в 1932 г. был составлен исходя из предварительных данных о более высоком урожае (в реальности он оказался в два-три раза ниже), а партийно-административное руководство страны требовало неукоснительного его соблюдения, на местах началось фактически полное изъятие собранного хлеба у крестьян. Голод начала 30-х гг. унес миллионы жизней. 7 августа 1932 г. был издан печально знаменитый Закон «Об охране социалистической собственности», получивший в народе название «закон о пяти колосках», который установил жестокие наказания за «хищение социалистической собственности». За расхищение колхозной собственности, в том числе за тайный обмолот колосьев в поле, назначались крайне суровые меры - вплоть до расстрела. К уголовной ответственности привлекались даже дети. Госзаготовки «под метелку» прошли в основных зерновых районах - на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье, откуда зерно шло на экспорт. И именно сюда пришел голод. С зимы 1932 г. нарастала смертность из-за недоедания. Общие оценки числа жертв голода 1932-1933, сделанные различными авторами, значительно различаются и доходят до 8 млн человек, хотя последняя оценка - 7 млн человек.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По организации колхозов и совхозов


Фактически не применяется. См. Федеральный закон от 11 июня 2003 года
N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
_________________________________________________________________________

1. Общие положения

1. Сложившаяся к настоящему времени структура государственных и кооперативных предприятий в сельском хозяйстве не приспособлена к рыночным отношениям, изначально ориентирована на государственные закупки, снабжение, цены и т.п. Одна из задач аграрной реформы создать иную, более отвечающую требованиям рыночной экономики структуру, базирующуюся на самостоятельных товаропроизводителях и рыночных механизмах их взаимодействия.

Основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В результате этих процессов должна быть создана система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снабжении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе, а также система частных и смешанных предприятий агробизнеса, обеспечивающих обслуживание сельского хозяйства, переработку и доведение его продукции до конечного потребления.

Приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах приватизации подлежит земля.

Реорганизация - это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования их в иную организационно-правовую форму. По своей организационно-правовой форме колхозы изначально являются негосударственными предприятиями. В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации совхозы также негосударственные предприятия. В этой связи колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации в соответствии с действующим законодательством. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие предприятия остаются пока в государственной собственности, порядок их приватизации и реорганизации определяется особо. Перечень этих предприятий устанавливается Правительством.

2. Приватизация земли в сельском хозяйстве и реорганизация колхозов и совхозов осуществляются в соответствии со следующими законодательными актами Российской Федерации:

Земельным кодексом :

Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" ;

Указом Президента "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" ;

Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке реорганизации колхозов и совхозов ;

И др.

3. Принципы реорганизации колхозов и совхозов:

сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслуживающего сельское хозяйств профиля использования объектов в реорганизуемых хозяйствах;

обеспечение всем производителям сельскохозяйственной продукции равного доступа к объектам производственной и социальной инфраструктуры;

добровольность выбора организационно-правовой формы предприятия в рамках действующего законодательства;

социальная справедливость и защищенность населения и работников реорганизуемых хозяйств;

учет национальных и исторических особенностей.

4. Согласно Указу Президента "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозы и совхозы должны до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.

Регистрация предприятий всех типов осуществляется районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту учреждения предприятия.

5. Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями:

раздел на крестьянские хозяйства и мыле предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;

реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;

реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).

В ходе реорганизации там, где это экономически целесообразно, хозяйства могут быть разукрупнены, и каждая часть хозяйства реорганизуется по своей схеме.

Направление реорганизации выбирается коллективом хозяйства на добровольной основе. Принцип добровольности не распространяется на колхозы и совхозы, объявленные несостоятельными, они подлежат ликвидации и реорганизации в особом порядке в соответствии с п.14 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" .

6. Независимо от избранного направления реорганизации для каждого хозяйства должны быть соблюдены следующие общие процедуры:

6.1. В колхозе или совхозе создается специальная реорганизационная комиссия, в которую входят представители местных органов власти, администрации хозяйства, трудовых коллективов, районного управления сельского хозяйства, комитета по земельной реформе, основных кредиторов хозяйства. Возглавляет эту комиссию руководитель хозяйства. Состав комиссии утверждается соответствующей районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

В функции реорганизационной комиссии входят:

разработка проекта реорганизации хозяйства;

обеспечение процесса реорганизации хозяйства;

организация и контроль за оценкой и разделом на паи имущества и земель хозяйства;

организация и контроль за соблюдением законности при выделении из хозяйств работников с имущественными и земельными паями;

обеспечение рациональной системы землеустройства на территории реорганизуемого хозяйства при выделении из него более мелких предприятий;

определение правопреемников реорганизуемого хозяйства по ранее заключенным договорам и полученным кредитам;

в случае необходимости выполнение функций ликвидационной комиссии;

правовое и экономическое консультирование работников при выборе ими организационно-правовой формы предприятия;

информирование населения о ходе и процедурах реорганизации.

В случае необходимости реорганизационная комиссия вправе привлечь экспертов для консультации. Деятельность реорганизационной комиссии осуществляется в соответствии с Положением о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

6.2. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансах колхозов и совхозов и имеющие обслуживающее значение для всей территории хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Порядок передачи, продажи и сдачи в аренду этих объектов определяется соответствующей инструкцией.

Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства.

Непогашенные кредиты колхоза или совхоза, полученные на приобретение или возведение передаваемых бесплатно объектов социальной сферы или инженерной инфраструктуры, также переводятся на местные органы власти.

6.3. До 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхозов должны провести общие собрания и принять решения по следующим вопросам:

форме собственности на землю в своих хозяйствах (индивидуальная, коллективно-долевая или иная, предусмотренная Земельным кодексом Российской Федерации);

выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по районной норме;

целесообразности получения в собственность земель, занятых лесными массивами, водоемами и соответствующими инженерными сооружениями при них, другими объектами общего пользования.

По итогам собрания необходимо подать в органы местной власти заявление на предоставление земли в ту или иную форму собственности, о количестве и составе этой земли.

6.4. В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если избрана индивидуальная или коллективно-долевая формы собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли.

Имущественные и земельные доли могут быть объединены в единую долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены между владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим.

Каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство на собственность.

6.5. Если трудовым коллективом не принято решение о полном разделе колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и малые предприятия, то после определения индивидуальных имущественных и земельных долей каждый работник или группа работников могут выйти из колхоза или совхоза для ведения индивидуального хозяйства. Они имеют право на получение надела в натуре, а также конкретного имущества в пределах суммы своей имущественной доли в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Предложения о выделении конкретных земельных участков и имущества готовит реорганизационная комиссия, решение которой затем утверждается в установленном порядке.

При выделении имущества и земель необходимо по мере возможности обеспечивать предоставление новым владельцам целостных производственных единиц (например, фермы, перерабатывающего цеха и т.д.). Для этого выделяющимся из хозяйства работникам предоставляется право обмена и выкупа долей у других владельцев.

Чтобы облегчить процедуру выделения земель для ведения крестьянского хозяйства, по представлению реорганизационной комиссии определяются массивы сельскохозяйственных угодий, подлежащие предоставлению в первую очередь.

При передаче объектов внутрихозяйственной производственной инфраструктуры необходимо обеспечить их равнодоступность для всех сельскохозяйственных производителей на территории реорганизуемого хозяйства, а также предотвратить возможность их перепрофилирования. С этой целью целесообразно указанные объекты передавать заинтересованным производителям в коллективную собственность на паях.

6.6. Собрание работников, не заявивших о своем выходе из хозяйства, принимает решение о направлениях дальнейшей реорганизации своего колхоза или совхоза. Возможны следующие варианты решений:

создание нескольких самостоятельных предприятий, каждое из которых принимает свою организационно-правовую форму;

реорганизация в акционерное общество или в производственный кооператив всего хозяйства (без выходящих работников).

7. На основе реорганизованного колхоза или совхоза в случае разделения его на несколько предприятий, крестьянских хозяйств возможно создание одной или нескольких ассоциаций.

8. В период реорганизации совхоза или колхоза администрация (правление) хозяйства несет ответственность за продолжение функционирования предприятия, а материально ответственные лица хозяйств - за сохранность его имущества в соответствии с действующим законодательством.

2. Определение земельной и имущественной долей (паев)

1.1. При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливаются площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.

1.2. Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства и др.

1.3. Разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйственные угодья хозяйства, за исключением земельных участков:

включенных в фонд перераспределения земель;

переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;

переданных данному хозяйству в аренду;

используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.

В хозяйствах, где земельная доля работников и пенсионеров превышает среднерайонную норму, передаваемую гражданам бесплатно, площади сельскохозяйственных угодий сверх этой нормы передаются в фонд перераспределения земель. Не подлежат распределению на доли земли, занятые под дорогами общего пользования.

1.4. Индивидуальная земельная доля определяется условно в натуральном (в га) или стоимостном (50-кратный налог на землю) выражении.

2. Определение имущественной доли

2.1. Для расчета индивидуальных имущественных долей первоначально оценивается стоимость всего имущества хозяйства.

Здания, сооружения, машины и оборудование оцениваются по остаточной балансовой или восстановительной стоимости или по оценочной стоимости (но не ниже остаточной). Денежные средства и прочие финансовые активы, товарно-материальные ценности принимаются к оценке по балансу хозяйства. Продуктивный и рабочий скот - по действующим ценам. Многолетние насаждения, незавершенное производство и расходы будущих периодов оцениваются по фактически произведенным затратам.

Стоимость имущества устанавливается на основе инвентаризации. Первый фонд рассчитывают по формуле

П = Ф - И - З - С,

где П - паевой фонд на момент реорганизации; Ф - стоимость основных, оборотных фондов и других активов; И - износ основных фондов; З - кредиторская задолженность, за исключением ссуд, полученных на создание объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, переданных бесплатно; С - стоимость переданных бесплатно объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры.

2.2. Решение о перечне категории лиц, на которых распределяются имущественные доли, принимает трудовой коллектив. В этот перечень включаются: лица, работающие в хозяйстве в настоящее время; временно отсутствующие по уважительным причинам работники хозяйства; пенсионеры хозяйства.

Трудовой коллектив может также принять решение о включении в этот перечень работников социальной сферы на территории хозяйства, а также лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы (имущественные доли последних могут направляться в неделимые фонды).

2.3. Имущественная доля работника или пенсионера в паевом фонде определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. При определении трудового вклада учитываются оплата труда, трудовой стаж, коэффициенты профессиональной сложности, фактически отработанное время и т.д. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства.

2.4. Возможные варианты оценки трудового вклада.

2.4.1. Определение трудового вклада по среднегодовой оплате труда работника за последние 5 лет. Среднегодовая оплата труда работника за последние 5 лет умножается на стаж его работы в данном хозяйстве (получается условный показатель годо-рубли).

В оплату труда включаются все виды материального стимулирования, как при исчислении отпускных.

2.4.2. Определение трудового вклада на основе оплаты труда за весь период работы в хозяйстве.

При подсчете трудового вклада этим способом надо обеспечить сопоставимость данных, так как уровень оплаты труда значительно менялся по годам.

2.4.3. Определение трудового вклада с учетом коэффициента профессиональной сложности. При определении трудового вклада работника может учитываться коэффициент профессиональной сложности, который исчисляется двумя способами:

отношением тарифной ставки данного работника к тарифной ставке работника основной специальности (механизатора, доярки);

отношением среднемесячной оплаты труда данного работника за последние 5 лет к среднемесячной оплате труда за этот период в хозяйстве в целом.

Стаж работы умножается на данный коэффициент, при этом время, отработанное в данном хозяйстве, учитывается в рабочих днях (получается условный показатель коэффициенто-дни).

2.5. Индивидуальная имущественная доля определяется следующим образом:

суммируются трудовые вклады всех работников и пенсионеров хозяйства (в годо-рублях, рублях или коэффициенто-днях);

рассчитывается доля имущества хозяйства, приходящая на единицу трудового вклада (в рубля на годо-рубль, рубль оплаты труда или коэффициенто-день);

умножается трудовой вклад работника или пенсионера на вышеназванную долю.

(Пример расчета для варианта 2.4.1. приведен в таблице см.ниже).

2.6. Стаж работников определяется на основе трудовой книжки. Все спорные вопросы решаются в рамках действующего трудового и пенсионного законодательства.

2.7. Имущественная доля работников социальной сферы определяется на основе их заработной платы по месту работы по варианту расчета, принятого для оценки трудового вклада работников хозяйства.

3.1. Имущественная и земельная доли по решению трудового коллектива могут быть объединены в единую долю, выраженную в рублях. Например, если имущественная доля равна 20 тыс.руб., земельная доля 50 тыс.руб., то единая доля принимается за 70 тыс.руб. без подразделения на имущественную и земельную части.

Если доли не объединены в единую, то владельцы имущественных и земельных долей могут обменивать их между собой.

Во избежание потенциально возможного излишнего дробления землепользования и для соблюдения принципа социальной справедливости целесообразно при выделении земельных долей некоторым категориям работников, заведомо не желающим вести индивидуальное производство на земле (например, пенсионерам, не имеющим наследников в данном хозяйстве), изначально предусматривать компенсацию земельной доли имущественной.

3.2. Владелец имущественной и земельной долей может использовать их следующими способами:

Определение трудового вклада работников в хозяйстве
(пример расчета сделан по варианту 2.4.1.)

Подразделение
(служба)

Ф.И.О. работника

Средняя
зарплата
за пос-
ледние
5 лет, руб.

Стаж рабо-
ты в данном
хозяйстве,
лет

Трудовой
вклад,
годо-руб-
ли
(гр.3хгр.4)

Доля пае-
вого фонда,
руб. на годо-
рубль, всего
(гр.7:на гр.5)

Инди-
видуаль-
ный пай,
руб.
(гр.7хгр.6)

Отделение N 1

Петров И.П.

Бабарыкин А.С.

Итого по отделению

Отделение N 2

Сидоров А.М.

Иванов Н.И.

Итого по отделению

Пенсионеры

Итого по списочному составу ипенсионерам

50250000

Всего по хозяйству

2343 тыс.руб.

получить земельный участок и другие средства производства в размерах своих долей (на землю - не более предельной нормы) при выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства;

внести их в уставный капитал акционерного общества, если хозяйство или его часть в него реорганизуется;

внести их в качестве вступительного пая в производственный кооператив (коллективное предприятие), если хозяйство или его часть в него реорганизуется;

продать их целиком или частично другим владельцам долей;

передать по наследству как имущество в рамках действующего законодательства.

3. Раздел колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и другие частные предприятия и объединение их в ассоциацию предпринимателей

1. Решение о ликвидации колхоза или совхоза и разделе его на частные предприятия с дальнейшим их объединением в ассоциацию предпринимателей принимается на общем собрании владельцев имущественных и земельных долей. Комиссия по реорганизации хозяйства в этом случае наделяется функциями ликвидационной.

2. Реорганизационная комиссия готовит план раздела хозяйства. Предлагаемые в плане для выделения хозяйственные объекты должны представлять собой самостоятельные производственные единицы (например, ферма, перерабатывающий цех, мельница, ремонтная мастерская, прудовое хозяйство и т.д.).

Сельскохозяйственные угодья для крестьянских хозяйств делятся в натуре на участки с учетом:

предполагаемого количества владельцев долей, желающих заняться земледелием;

предельной нормы предоставления земли на одно хозяйство;

предполагаемой специализации крестьянских (фермерских) хозяйств (исходя из зональных особенностей и наличной в реорганизуемом хозяйстве техники);

рационального землеустройства.

Предложенный реорганизационной комиссией план раздела хозяйства утверждается общим собранием владельцев долей.

3. Каждый объект, предложенный в утвержденном плане к выделению в самостоятельное предприятие, подлежит оценке по той же методике, по которой оценивалось имущество всего хозяйства при разделе его на индивидуальные доли. Стоимость объектов, на создание или приобретение которых брались кредиты, уменьшается на сумму непогашенного остатка этих кредитов.

4. После оценки данные объекты предлагаются для приобретения владельцам имущественных и земельных долей в обмен на эти условные доли. При наличии нескольких претендентов на один объект реорганизационной комиссией проводится конкурсный отбор, результаты которого затем утверждаются общим собранием простым большинством. Преимуществом при получении объектов пользуются работники, ранее работавшие на них.

Один объект может приобретаться несколькими лицами на паевых основах, если индивидуальных долей не хватает. Допускаются обмен долями и выкуп условных долей друг у друга по ценам и на условиях двухсторонней договоренности.

Земля под капитальными объектами передается в собственность новому владельцу вместе с этими объектами.

Непогашенные остатки кредитов переводятся на новых владельцев объектов, к которым эти кредиты относятся. Кредиты, которые невозможно отнести к конкретным объектам, делятся между новыми владельцами пропорционально оценке стоимости их имущества и земли.

Земля и имущество, оставшиеся нераспределенными, предлагаются для выкупа в порядке, установленном законодательством, сохраняются в коллективной собственности или передаются местным органам власти.

5. Лица, получившие имущество и землю в обмен на свои доли, становятся полноправными собственниками этих объектов, распоряжаются ими по собственному усмотрению в рамках действующего законодательства, самостоятельно выбирают сферу производственной деятельности при условии, если сельскохозяйственные угодья не выведены из сельскохозяйственного оборота, независимы в осуществлении своей производственной и хозяйственной деятельности, в выборе партнеров, в объединении с другими производителями.

Они обязаны зарегистрировать свои предприятия в соответствующем Совете народных депутатов и наделяются всеми правами юридического лица.

6. Для сохранения сложившихся производственных связей, рационального использования общей инфраструктуры, совместного выполнения некоторых хозяйственных функций целесообразно объединение индивидуальных предпринимателей в одну или несколько ассоциаций или обслуживающих кооперативов.

Вступление предпринимателей в ассоциацию строго добровольно. Ассоциация регистрируется в соответствии с действующим законодательством и функционирует на основе своего устава.

7. Высшим руководящим органом ассоциации является общее собрание членов, которое утверждает устав, избирает правление и утверждает планы и отчеты. Для оперативного управления деятельностью ассоциации правление нанимает исполнительного директора, который формирует штат исполнительных органов.

8. Активы ассоциации формируются в соответствии с уставом за счет: вступительных паевых членов (как денежных, так и имущественных); ежегодных взносов членов; имущества и земельных участков реорганизованного хозяйства, оставшихся нераспределенными; отчислений от прибыли от коммерческой деятельности ассоциации; других законных источников.

9. Основной целью ассоциации является создание условий для хозяйственной деятельности своих членов. Для реализации этой цели в ее рамках могут быть созданы:

подразделения инфраструктурного обслуживания (содержания и строительства дорог и других коммуникаций, транспортного обслуживания, мелиоративные и т.п.);

подразделения коллективного кредита и ведения взаиморасчетов (финансово-расчетный центр, кредитный кооператив, коммерческий банк);

подразделения по совместному материально-техническому снабжению и обслуживанию;

подразделения по совместному сбыту продукции;

подразделение по совместному ведению бухгалтерской отчетности;

другие службы для коллективного пользования.

Членство в ассоциации не предполагает обязательное участие во всех видах совместной деятельности: каждый член ассоциации может пользоваться услугами одной или нескольких служб.

10. Деятельность служб ассоциации по совместному снабжению и сбыту целесообразно организовывать на кооперативных принципах. Снабженческая служба продает членам ассоциации материальные ресурсы и оказывает услуги по рыночным или розничным ценам и тарифам. Полученную от этой деятельности годовую чистую прибыль (или ее часть) распределяют между членами пропорционально объемам сделанных за год покупок и полученных услуг. Сбытовая служба собирает у производителей продукцию по комиссионной цене, продает ее на открытом рынке, а затем годовая чистая прибыль от сбытовых операций (или ее часть) делится между членами пропорционально сданной продукции.

4. Реорганизация колхозов и совхозов в акционерные общества

1. Подготовительную работу по реорганизации хозяйства в акционерное общество, а также выработку проекта устава осуществляет реорганизационная комиссия. Решение о переорганизации колхоза или совхоза в акционерное общество и устав утверждаются на общем собрании владельцев имущественных и земельных паев, не заявивших о своем выходе из хозяйства. Протокол данного собрания оформляется как протокол учредительного собрания.

2. Учредителями общества могут быть все владельцы имущественных и земельных паев, оставшиеся в хозяйстве. Их вкладами в уставный капитал общества становятся имущественные паи и права пользования земельными паями. Вклады оцениваются в рублях и рассматриваются как доли учредителей в уставном капитале. Кроме того, трудовой коллектив может принять решение о дополнительной внесении средств в уставный капитал.

Учредителями акционерного общества на базе реорганизуемого колхоза или совхоза также могут быть другие граждане или юридические лица. Их вкладом в уставный капитал могут быть денежные средства, имущество, права пользования землей и другими природными ресурсами и прочие объекты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, которые оцениваются в рублях. Решение о привлечении дополнительных учредителей принимает собрание акционеров.

3. На сумму уставного капитала выпускаются акции в соответствии с законодательством Российской Федерации. На печатание акций необходимо разрешение Министерства экономики и финансов. Печатание акций осуществляют типографии, имеющие на это специальное разрешение.

При наличии более 100 учредителей акционерного общества необходимо издание проспекта эмиссии (выпуска) акций. Проспект представляется в Министерство экономики и финансов вместе с заявлением на разрешение выпуска акций.

Каждый учредитель получает сертификат акций на сумму своей доли в уставном капитале. На первое время после реорганизации (а для акционерного общества закрытого типа - и на весь период функционирования) можно не выпускать акции, а ограничиться выдачей учредителям свидетельств о доле в уставном капитале.

Имущество и земля реорганизованного хозяйства, не распределенные на паи между учредителями, зачисляются в резерв акционерного общества.

После регистрации носителем прав собственности на все имущество становится акционерное общество. Учредители не имеют имущественных прав на отдельные объекты, в том числе и внесенные в виде пая в уставный капитал.

4. Акционерное общество регистрируется в соответствующем местном Совете народных депутатов. Для регистрации представляются заявление учредителей, протокол учредительного собрания, устав общества и свидетельство об уплате государственной пошлины.

5. Акционерное общество в соответствии с законодательством может быть открытого и закрытого типа (товарищество с ограниченной ответственностью). Имущество общества открытого типа формируется за счет вкладов учредителей, открытой продажи акций, доходов и других законных источников и принадлежит акционерам на правах общей долевой собственности. Каждый владелец акций общества может передавать их другим собственникам без ограничений в рамках законодательства Российской Федерации.

Имущество общества закрытого типа формируется за счет вкладов учредителей, доходов и других законных источников. На переход акций от собственника к собственнику требуется согласие других акционеров, порядок этого перехода определяется уставом общества. В сельском хозяйстве акционерные общества закрытого типа обычно ограничивают число своих пайщиков учредителями и их наследниками, т.е. изначальными владельцами имущественных и земельных долей.

6. Порядок создания и функционирования акционерного общества регулируется Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" , Положением об акционерных обществах и Положением об обращении ценных бумаг .

7. Рекомендуется использовать форму акционерного общества при реорганизации сельскохозяйственного предприятия или его части в тех случаях, когда раздел в натуре на индивидуальные предприятия с законченным технологическим циклом невозможен или технологически нецелесообразен, например, для крупных птицефабрик, тепличных комбинатов, откормочных комплексов и т.п.

Прекращение членства в акционерном обществе наступает с момента продажи или передачи сертификата акций другому гражданину или юридическом улицу, возврат пая или иного имущества при этом не предусматривается. Для сельскохозяйственных акционерных обществ исключение составляет земля - если она находится в коллективно-долевой собственности, то выходящий из акционерного общества пайщик имеет право на получение надела в пределах своей доли (если иное не предусмотрено уставом).

При выборе типа акционерного общества - открытого или закрытого - надо имеет в виду, что акционерное общество открытого типа имеет потенциальные возможности для привлечения дополнительного капитала со стороны для развития производства в то время как в товариществах на паях (акционерных обществах закрытого типа) эта возможность ограничена.

5. Реорганизация колхозов и совхозов в производственные кооперативы (коллективные предприятия)

1. Подготовительную работу по реорганизации хозяйства в производственный кооператив (коллективное предприятие) и выработку проекта устава осуществляет реорганизационная комиссия. Решение о реорганизации колхоза или совхоза в производственный кооператив (коллективное предприятие) и устав утверждаются на общем собрании владельцев имущественных и земельных долей, не заявивших о своем выходе из хозяйства. Протокол собрания оформляется как протокол учредительного собрания кооператива.

2. Членами производственного кооператива (коллективного предприятия) могут быть все владельцы имущественных и земельных долей, оставшиеся в хозяйстве. Их доли становятся вступительным паем в кооператив. В дальнейшем по решению общего собрания членов эти паи могут возрастать за счет отчислений от доходов кооператива.

3. Имущество производственного кооператива складывается из вступительного и приращенного паевого капитала и неделимых фондов. Неделимые фонды являются общей совместной собственностью членов кооператива и не подлежат разделу в натуре. Паевой капитал находится в коллективно-долевой собственности, в соответствии с уставом кооператива пай (вступительный и приращенный) может выдаваться выходящему члену либо в натуре, либо в виде денежной компенсации.

4. Порядок создания и функционирования производственного кооператива регулируется Законом СССР "О кооперации" в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

5. Кооператив (коллективное предприятие) регистрируется в соответствующих Советах народных депутатов. Для регистрации представляются заявление учредителей, протокол учредительного собрания, устав кооператива и свидетельство об уплате государственной пошлины.

6. Рекомендуется использовать форму производственного кооператива (коллективного предприятия) при реорганизации колхозов и совхозов или их части в тех случаях, когда технологически возможен и целесообразен раздел хозяйства на индивидуальные предприятия, но трудовой коллектив или его часть не приняли решения о ведении индивидуального хозяйства. При реорганизации хозяйства-банкрота применение формы производственного кооператива недопустимо.

6. Ликвидация и реорганизация несостоятельных колхозов и совхозов

1. Несостоятельным (банкротом) на начало 1992 года может быть объявлен колхоз или совхоз, имеющий:

неликвидный баланс (кредиторская задолженность превышает активы хозяйства);

просроченную кредиторскую задолженность.

Не объявляются несостоятельными хозяйства с просроченной кредиторской задолженностью, если недостаток собственных финансовых средств вызван:

стихийными бедствиями и другими объективными причинами;

невыплатой хозяйству государством компенсации за удорожание средств производства и за сельскохозяйственную продукцию;

невыплатой хозяйству государством средств на социальное развитие.

В этих случаях погашение просроченной задолженности или обеспечение ее пролонгирования осуществляется за счет республиканского бюджета.

Местная администрация может не признавать хозяйство с просроченной задолженностью несостоятельным и по другим основаниям. Тогда погашение или пролонгирование долгов осуществляется за счет местного бюджета.

Несостоятельными не могут быть объявлены хозяйства, вошедшие в перечень государственных сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" .

2. С инициативой о признании колхоза или совхоза несостоятельным могут выступить кредитор или собрание кредиторов, трудовой коллектив хозяйства или районное управление агропромышленным комплексом. Инициатор объявления хозяйства несостоятельным направляет в областную, краевую или окружную администрацию по месту нахождения хозяйства соответствующее ходатайство и выписку из протокола собрания (если инициаторами выступает группа кредиторов или трудовой коллектив). Администрация в недельный срок должна принять решение о признании или непризнании хозяйства несостоятельным и направить соответствующее уведомление всем кредиторам, хозяйству и районной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. Решение о признании хозяйства несостоятельным должно быть опубликовано в местной печати.

3. Для ликвидации и реорганизации колхоза или совхоза, объявленного несостоятельным, создается ликвидационная комиссия из представителей местных органов власти, администрации хозяйства, трудового коллектива, районного управления сельского хозяйства, основных кредиторов. Состав комиссии и ее руководитель утверждаются районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов или совхозов.

В функции ликвидационной комиссии входят разработка проекта ликвидации и реорганизации несостоятельного хозяйства, организация процесса его ликвидация и погашения задолженности, управление деятельностью предприятия в ходе ликвидации и обеспечение сохранности имущества.

4. Хозяйства, признанные несостоятельными (банкротами) на начало 1992 года, должны быть ликвидированы в течение I квартала текущего года.

5. Проект ликвидации и реорганизации несостоятельного хозяйства должен содержать в определенной последовательности следующие меры:

5.1. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры передаются сельским (поселковым) Советам народных депутатов. При этом обязательства по кредитам, полученным на строительство указанных объектов, также передаются Советам.

5.2. Администрация (правление) хозяйства обязана в недельный срок после объявления несостоятельности представить ликвидационной комиссии развернутый баланс активов и пассивов на дату объявления, расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, другую необходимую информацию о финансовом и имущественном положении хозяйства, об обеспеченности рудовыми ресурсами.

5.3. Объявляется конкурс по привлечению хозяйствующих субъектов к погашению задолженности несостоятельного хозяйства. Граждане и юридические лица, изъявившие желание участвовать в данном конкурсе, должны в месячный срок представить программы реорганизации хозяйства, позволяющие повысить эффективность использования фондов хозяйства-банкрота и расплатиться с кредиторами. Предпочтение должно, как правило, отдаваться высокорентабельным сельскохозяйственным предприятиям.

Граждане и юридические лица, победившие в конкурсе и выплатившие часть кредиторской задолженности несостоятельного хозяйства, получают право на приобретение части имущества этого хозяйства в пределах выплаченной суммы и определенной ликвидационной комиссией. При этом полученные фонды должны использоваться для сельскохозяйственного производства или его обслуживания.

5.4. Если после проведения конкурса осталась непогашенная кредиторская задолженность, то оставшееся имущество выносится на аукцион.

Вначале проводится закрытый аукцион для работников хозяйства. Остаток выставленного на закрытый аукцион имущества реализуется на аукционе, открытом для всех желающих заниматься сельскохозяйственной деятельностью на территории ликвидируемого хозяйства.

Аукционы организуются ликвидационной комиссией в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Претензии к несостоятельному хозяйству погашаются в такой последовательности:

претензии по начисленной, но не выплаченной оплате труда;

невыплаченные налоги и другие платежи в бюджет;

обязательства перед кредиторами;

прочие обязательства.

Претензии, не удовлетворенные за отсутствием имущества, считаются погашенными.


Текст документа сверен по:
"Экономика сельскохозяйственных
и перерабатывающих предприятий",
N 5-6, 1992 год.

Коллективные хозяйства в деревне в Советской России стали возникать начиная с 1918 года. При этом встречались три формы таких хозяйств:

  • · Сельскохозяйственная коммуна (унитарное предприятие), в которой обобществлялись все средства производства (постройки, мелкий инвентарь, скот) и землепользование. Потребление и бытовое обслуживание членов коммуны полностью базировались на общественном хозяйстве; распределение было уравнительное: не по труду, а по едокам. Члены коммуны не имели своего личного подсобного хозяйства. Коммуны организовывались главным образом на бывших помещичьих и монастырских землях.
  • · Сельскохозяйственная артель (производственный кооператив), в которой обобществлялись землепользование, труд и основные средства производства -- рабочий скот, техника, оборудование, продуктивный скот, хозяйственные постройки и т. д. В личной собственности крестьян оставались жилой дом и подсобное хозяйство (в том числе продуктивный скот), размеры которого ограничивались уставом артели. Доходы распределялись по количеству и качеству труда (по трудодням).
  • · Товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ), в котором обобществлялись землепользование и труд. Скот, машины, инвентарь, постройки оставались в частной собственности крестьян. Доходы распределялись не только по количеству труда, но и в зависимости от размеров паевых взносов и ценности средств производства, предоставленных товариществу каждым его членом.

По данным на июнь 1929 год, коммуны составляли 6,2 % всех колхозов в стране, ТОЗы -- 60,2 %, сельскохозяйственные артели -- 33,6 %.

Параллельно с колхозами с 1918 года на базе специализированных хозяйств (например, конезаводов) создавались совхозы. Работникам совхозов начислялись заработная плата по нормативам и в денежной форме, они являлись наёмными работниками, а не совладельцами.