Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Площадь и церковь санта-мария новелла во флоренции. Флорентийская аптека Санта Мария Новелла (Santa Maria Novella)

Адрес: Италия, Флоренция
Строительство: XIII-XV века
Архитектор: Леон Баттиста Альберти
Координаты: 43°46"28.8"N 11°14"57.9"E

Удивительной красоты Базилика Санта-Мария-Новелла расположена в цветущем городе Флоренция , в его историческом центре, неподалеку от главного вокзала и всего в полукилометре от легендарного собора Дуомо .

Санта-Мария-Новелла c высоты птичьего полёта

Быть может, некоторые туристы скажут, что это одно из старейших сооружений (!) не может сравниться с главным храмом Флоренции. Однако такое мнение ошибочно, и услышать его можно только от людей, которые еще не побывали в «цветущей» и не познакомились с ее многочисленными достопримечательностями, памятниками истории и архитектуры. Церковь, построенная, по мнению археологов и историков, в 1279-м году, считается одним из важнейших доминиканских храмов не только во Флоренции, но и во всей Италии !

Внутренний интерьер Санта-Мария-Новелла не может не вызвать восхищения: высокие потолки, величественные колонны, огромное распятие и, кажущийся бесконечным, зал - лишь малая часть того, чем может насладиться путешественник, прибывший в цветущий город для ознакомления с его главными достопримечательностями. Увы, во многих отечественных туристических проспектах уделяется слишком мало внимания этой Базилике: по большей части в брошюрах описываются Дуомо, галерея Уффици и прекрасный мост Понте Веккьо .

Вид базилики с площади Санта-Мария-Новелла

Для того чтобы прочувствовать уникальную атмосферу Флоренции, узнать историю становления этого города стоит обязательно побывать во многих ее храмах и дворцах. Для этого совсем не обязательно следовать советам агентств, где приобретается тур в Италию, достаточно увидеть фото Базилики Санта-Мария-Новелла и других не менее известных достопримечательностей, чтобы составить полное представление о том, что посмотреть во Флоренции и куда отправиться в первую очередь.

Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции: строительство и история

В настоящий момент доподлинно известно, что монахи, входившие в доминиканский орден, прибыли во Флоренцию еще в 1219-м году. В качестве дара за их подвиг во имя веры они получили небольшую церковь, посвященную Богоматери. Находилась она в те времена на территории, названной «Виноградниками». В те далекие времена еще не существовало массивных крепостных стен, защищавших город от вторжений неприятеля. «Цветущую» тогда окружало множество полей, на которых произрастали кусты винограда самых разнообразных сортов. Как нетрудно догадаться, именно по этой причине местность, дарованная доминиканцам, и называлась «Виноградниками».

Вид на фасад церкви

Когда точно была освящена церковь Богоматери на «Виноградниках», ученые ответить затрудняются. В документах есть упоминание об этом событии, однако запись, касающуюся даты освящения, прочитать невозможно: некоторые говорят о 1049-м году, а некоторые о 1094-м. Впрочем, эта информация не имеет практически никакого значения, ведь в 1279-м году началось строительство величественной Базилики Санта-Мария-Новелла. В связи с недостатком финансирования церковь была возведена лишь к концу 14-го века, а отделка фасада и работы над внутренним интерьером продлились еще дольше. Кто был главным архитектором, разработавшим план храма, освященного папой Мартином V, скорее всего, так и останется загадкой. Стоит лишь отметить тот факт, что закончить фасад и создать огромный центральный вход удалось благодаря поддержке династии Ручеллаи.

В 1565-м году перестройку церкви начал известнейший архитектор, художник и писатель Джорджо Вазари, положивший начало такой науке, как искусствознание. К слову, именно этот талантливый ученый и начал строительство знаменитой Галереи Уффици, которая словно магнит притягивает к себе всех, кто приехал во Флоренцию.

Вид базилики со стороны центрального вокзала Флоренции

По разработанному Вазари проекту рабочие немного сузили огромные окна, выполненные в готическом стиле, переместили и полностью изменили ограждение хора и восстановили боковые алтари. Все работы по изменению внешнего облика храма и его внутреннего интерьера были завершены уже в 1571-м году, а спустя шесть лет в Санта-Мария-Новелла появилась Капелла Гадди, которая была спроектирована Джованни Дозьо. Базилика, к огромному счастью, не подвергалась нападениям и разграблению, именно благодаря этому современные флорентинцы и гости города могут увидеть все великолепие внутреннего интерьера, нетронутые витражи и огромное количество капелл, над которыми трудились самые гениальные мастера. К слову, в огромном списке людей, внесших вклад в строительство и украшение Базилики Санта-Мария-Новелла, можно встретить и имя великого Микеланджело .

Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции: бесценное наследие предков

В наши дни доминиканский храм предстает перед посетителем практически в том же виде, что и в конце 16-го века. Неподдельный интерес вызывает «Большая Капелла», в которой за алтарем можно увидеть уникальное распятие и огромное количество фресок: именно над ними, по утверждению историков и искусствоведов, трудился Микеланджело. Стоит отметить, что все витражи этой капеллы сохранились до нашего времени еще с 1492-го года.

Интерьер базилики

После «Большой Капеллы» туристу рекомендуется посетить капеллы «Барди» и «Ручеллаи». В «Капелле Барди» незабываемые впечатления подарит великолепная картина под название «Мадонна и роза», написанная Вазари, а в «Капелле Ручеллаи» масса фресок на библейские темы. Кстати, в «Капелле Ручеллаи» ранее хранилось полотно под названием «Мадонна Ручеллаи», которое было решено перенести в Галерею Уффици, чтобы талантом художника Дуччо ди Буонинсенья могло насладиться как можно больше гостей города. Говоря о многочисленных капеллах Базилики Санта-Мария-Новелла, нельзя не вспомнить и о «Строцци ди Мантова», в которой можно увидеть как выглядит рай, описанный в произведении Данте « Божественная комедия».

Настоящим произведением искусства можно считать ризницу, построенную в готическом стиле, и в которой хранится ваза, выполненная Джованни делла Роббиа еще в 1498-м году. После осмотра всех капелл и ризницы ценители прекрасного отправляются к зеленому клуатру, входящему вместе со зданиями монастыря и «Испанской Капеллой» в музей Базилики. Прямо из зеленого клуатра, в котором можно найти массу уникальных фресок, лепнины, украшений из драгоценных металлов и даже древнейших костюмов, через огромный проход туристы попадают в верхние помещения храма.

Алтарь базилики

Самым таинственным местом в Базилике Санта-Мария-Новелла считается Клуатр Мертвых . Таинственным это помещение считается не потому, что там появляются призраки, как, к примеру, в опере Гарнье , а из-за того, что вход в нее закрыт. В Клуатре Мертвых доминиканского храма в огромных погребальных капеллах нашли покой самые влиятельные и самые богатые жители Флоренции. Удивительно, но все эти люди завещали похоронить свои тела не в Дуомо, а в храме, который в определенный промежуток времени даже был официальной резиденцией римских пап. К слову, жили папы в помещениях Большого Клуатра, с которым, в отличие от Клуатра Мертвых, можно ознакомиться и в наши дни. Естественно, «Капелла пап» отличается роскошным внутренним убранством: ее украшают различные фрески, а потолок поражает воображение девятью картинами, на которых изображены ангелы. Прямо возле них красуется герб легендарной династии Медичи.

В принципе, она первая в городе встречает путешественников, так как рядом с ней расположен железнодорожный вокзал, носящий то же имя. Но когда мы приехали, задерживаться возле нее не входило в наши планы. На сей раз мы собирались уделить ей столько внимания, сколько она заслуживает.

Уже в середине XIV века Санта-Мария-Новелла упоминается в великом литературном произведении. Во время вошедшей в историю страшной чумы 1348 года именно под этими сводами, как утверждает Боккаччо, встретились несколько приятных дам и молодых людей - героев бессмертного «Декамерона».

Подобно Санта-Мария-дель-Фьоре и Сан-Лоренцо, нынешнее здание Санта-Мария-Новелла также имеет предысторию. С IX века, когда это место было еще границей города, здесь существовала небольшая часовня. В XIII веке она была передана стремительно набиравшему силу ордену доминиканцев, которые в 1279 году начали строительство нового, большего здания. Достроили его только к середине XIV века, когда был облицован мрамором нижний ярус фасада, но закончен фасад был более века спустя - в 1478 году - на средства покровительствовавшей церкви знатной семьи Ручеллаи.

Вход в церковь - через внутренний дворик

И самое интересное в Санта-Мария-Новелла находится внутри - это фрески и распятия XIII - XV веков. Заходим.

Алтарная часть церкви разделена на несколько часовен-капелл знатнейших флорентийских семейств, которые заказывали росписи самым знаменитым художникам своего времени.

Одна из главных ценностей церкви - Распятие работы Джотто, относимое к раннему периоду его творчества, ориентировочно к 1290 - 1300 году. Одно из первых произведений, где художник отходит от византийского канона и Христос обретает живые человеческие черты, даже слишком натуралистичные по мнению современников.
Напоминаю, что, как приличная девочка, я не снимаю то, что снимать нельзя, поэтому здесь и далее иногда будут не мои фотографии.

В капелле Гонди, с которой началось строительство церкви в 1279 году, сохранились еще византийские фрески, самые древние во Флоренции. Там же находится Распятие работы Брунеллески. Это единственная известная деревянная скульптура великого архитектора, строителя купола Дуомо и церкви Сан-Лоренцо. С его созданием связана легенда о споре Брунеллески и Донателло, гласящая, что Брунеллески создал свое Распятие в ответ или в пику Распятию Донателло, находящемуся в церкви Санта-Кроче.

Распятие Донателло (1406 - 1408 г.) и распятие Брунеллески (1410 - 1415 г.).

В капелле Барди на стенах фрески Спинелло Аретино, вторая половина XIV века…

… и «Мадонна и Розы» Джорджио Вазари, двумя веками моложе.

Капелла Строцци-ди-Мантова расписана в середине XIV века Нардо ди Кьоне картинами Страшного Суда, Рая и Ада, в соответствии со структурой Божественной Комедии Данте…

… а Алтарь «Христос Освободитель, Богоматерь и святые» в капелле создан в 1357 году его знаменитыми братом Андреа Орканья.

В капелле Строцци находится шедевр зрелого Ренессанса - фрески Филиппино Липпи
из жизни Святого Филиппа и Иоанна Богослова, датируемые 1497 - 1502 гг.

Но самое грандиозное произведение в Санта-Мария-Новелла, на которое мы собственно и пришли - это центральная капелла Торнабуони, расписанная мастерской - боттегой - Доменико Гирландайо в 1485 - 1490 гг. Стены капеллы покрыты фресками жизнеописания Богоматери с одной стороны и святого Иоанна Крестителя с другой.


Картинка отсюда

Эти картины, наполненные светом, красками, жизнью, являют собой не только прекрасный образец живописи зрелого Ренессанса, но на них будто оживает и выходит к зрителю мир флорентийцев, существовавший 500 лет назад. Росписи капеллы сделаны по заказу Джованни Торнабуони, дяди Лоренцо Великолепного, и среди многочисленных фигур можно найти портреты членов семьи заказчика, известных людей Флоренции, друзей Гирландайо, членов Платоновской Академии при Лоренцо Великолепном, и автопортрет самого автора. В создании этих фресок принимал участие молодой Микеланджело, который некоторое время учился у Гирландайо. Упоминания о процессе создания этих фресок есть в замечательной книге Ирвинга Стоуна «Муки и радости», посвященной жизни Микеланджело.
Предлагаю просто посмотреть. Картинки отсюда

Житие Иоанна Крестителя. Благовещение Захарии.

Житие Иоанна Крестителя. Встреча Марии и Елизаветы.

Рассказываем о знаменитой флорентийской аптеке Санта Мария Новелла (Santa Maria Novella), открытой в главном городе итальянского Ренессанса аж с 1612 года. Здесь можно приобрести духи, которыми пользовалась в свое время Екатерина Медичи, снадобья по рецептам доминиканских монахов, да и просто побродить по залам аптеки и познакомиться с историей флорентийской фармацевтики — занятие очень любопытное.

Екатерину Медичи даже современники не могли назвать красавицей. Худая, рыжеволосая, невысокая. Неудивительно, что ее супруг, французский король Генрих (Анри) Второй вплоть до своей трагической гибели на рыцарском турнире воспринимал жену, как не более чем машину для воспроизведения на свет многочисленного потомства, реальную власть же в стране и сердце короля имела официальная фаворитка короля Генриха красавица Диана де Пуатье.

Считается (и с этим фактом сложно поспорить), что великой и грозной французской королевой представительница знаменитой флорентийской династии стала лишь после смерти своего супруга, случившейся 10 июня 1559 года, однако и при жизни Генриха Второго Екатерина Медичи, вроде бы все время оставшаяся в тени блистательной Дианы де Пуатье, повлияла на образ жизни французской аристократии немало.

Дело в том, что Флоренция шестнадцатого века пусть и уступала Парижу в плане блеска придворной жизни, но во многих других аспектах значительно превосходила французскую столицу. Например, в вопросах гастрономии. Именно благодаря флорентийским поварам, отправившимся вместе с Екатериной Медичи ко французском двору, возникла знаменитая cuisine française, а джелатто, которое флорентийские повара приготовили на свадьбу Генриха Второго и Екатерины Медичи, так понравилось французам, что они немедленно начали изобретать всевозможные рецепты мороженого. Во-вторых, Екатерина Медичи научила француженок носить туфли на каблуках и панталоны в качестве нижнего белья. Дело в том, что будущая королева Франции была очень невысокого роста, и специально в честь ее свадьбы с французским монархом флорентийские мастера придумали женские туфли с высокими каблуками, раньше такую обувь носили лишь мужчины.

«Свадьба Екатерины Медичи», картина Jacopo Chimenti, хранится в галерее Уффици

Про изобретение же Екатериной Медичи панталонов упоминает Ги Бретон в своей книге «Истории любви в истории Франции»: дело в том, что королева любила ездить верхом и таким образом демонстрировать публике свои стройные ноги. Однако мода того времени не предусматривала, что публика увидит лишь ноги королевы и ничего более, вот изобретательная итальянка и додумалась надевать под юбку панталоны, дабы избежать конфуза. Между прочим, церковь идею королевы одобрила, потому что посчитала, что панталоны — дополнительная защита чести девушек от мужских посягательств. Кстати, о ножках. Именно Екатерина Медичи познакомила французов и с популярным в то время во Флоренции балетом, недаром, само название этого вида искусства происходит от итальянского глагола ballare — танцевать.

На фото: витрина парижского отделения аптеки Santa Maria Novella

Третим даром, который молодая Екатерина Медичи преподнесла французам, были духи, известные сегодня под названиями «Acqua della Regina» или «Acqua di Colonia Santa Maria Novella» с ароматом одной из разновидностей ромашки, которую традиционно использовали во Флоренции для получения целебных настоек и ароматизации помещений. Духи очень понравилась дамам при французском дворе, а нечистоплотные французы сразу смекнули, что они могут продолжать мыться лишь в случае крайней нужды, неприятный же запах грязного тела можно заглушить с помощью всевозможных Eau de Colognes. Чтобы послушать аромат того самого аромата «Acqua della Regina» нужно отправиться на узкую флорентийскую улочку via della Scala, что расположена близ центрального вокзала Флоренции и облицованной белым, зеленым и розовым мрамором церкви Санта-Мария-Новелла. Здесь в здании с синей вывеской с 1612 года открыта посещения всех желающих знаменитая .

Хотя сегодня представительства Profumo-Farmaceutica di Santa Maria Novella действуют в разных странах мира, одно открыто даже в Москве по адресу Большая Дмитровка дом 20/1, во флорентийскую аптеку заглянуть все же стоит, не только для того, чтобы послушать ароматы, изобретенные аж в шестнадцатом веке, и прикупить себе мыло, крем, шампунь или ароматизатор для дома, но и для того, чтобы посмотреть на украшенные фресками и золотыми медальонами старинные залы, считающиеся сегодня такой же городской достопримечательностью, как , или .

На фото: зал аптеки Santa Maria Novella

Я не преувеличиваю, сопоставляя флорентийскую аптеку и собор, увенчанный куполом Филиппо Брунеллески, дело в том, что впервые в список мест, обязательных для посещения гостями города, аптека Santa Maria Novella попала аж в 1667 году, то есть она упоминается в одном из первых официальных путеводителей по Флоренции. Сегодня аптека представляет собой несколько залов, где вполне современные витрины с косметикой по-итальянски органично вписаны в реконструированные интерьеры семнадцатого и восемнадцатого веков. Если хотите узнать, что за аромат привезла с собой во Францию Екатерина Медичи, подойдите к стойке в первом зале, на которой выставлены ароматические эссенции, и попросите продавщицу (они все говорят по-английски, а некоторые даже по-русски) послушать «Acqua della Regina» , которые теперь чаще называют официальным ароматом Santa Maria Novella.

На фото: стойка с ароматами в аптеке Santa Maria Novella

Важный момент — не наносите эссенцию на запястье, дело в том, что все ароматы, продающиеся в аптеке, очень стойкие, держатся на коже до трех дней, вне зависимости от того, сколько раз вы приняли душ. Сразу становится понятно, как парфюмерия в стародавние времена могла перекрыть запах грязного тела, но в нашем же случае от подобной долговечности аромата минусов больше, чем плюсов — понравился парфюм — не понравился, жить с ним придется минимум несколько дней. Духи Екатерины Медичи «Acqua della Regina» оказываются триумфальными и горьковатыми, как ни странно, но это кажется очень символичным — жизнь королевы, действительно, была не сахар. Всю молодость она страдала от невнимания мужа и насмешек двора, а после того, как получила практически абсолютную власть над Францией, была вынуждена увидеть смерть собственных детей: из 10 детей Екатерины лишь Маргарита Валуа, известная нам как королева Марго, дожила до 62 лет, любимый сын королевы, Генрих III Валуа, заколотый фанатиком Жаном Клеманом, погиб в возрасте 37 лет, а прочие дети Екатерины не дожили даже до тридцатилетия.

На фото: духи Екатерины Медичи в Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella)

Другие ароматы, представленные в коллекции Eau de Colognes, отказываются не менее драматичными по настроению: «Tabacco Toscana» вызывает ассоциации со страстными итальянскими мужчинами, а аромат «Muschio» точно передает церковные запахи оплавляющихся свечей и ладана. Впрочем, если имперский «Acqua della Regina» — этакая парфюмерная иллюстрация жизни Екатерины Медичи, то «Muschio» и «Muschio Oro», удивительно точно передающие запахи, знакомые любому туристу, хоть раз заглядывавшему в итальянскую церковь, можно назвать парфюмерным отображением истории самой аптеки. Дело в том, что, хотя официальной датой открытия аптеки считается 1612 год, история ее начинается в аж тринадцатом веке и непосредственное участие в ней приняли монахи доминиканского ордена.

На фото: церковные фрески на стенах зала аптеки Santa Maria Novella

В тринадцатом веке Флоренция переживала экономический подъем, поэтому неудивительно, что в город немедленно устремились представители разнообразных монашеских орденов. На востоке города обосновались францисканцы, именно они к 1385 году построили церковь Санта Кроче (Santa Croce), ставшую одним из символом старого города, на юге расположились представители ордена кармелитов, построившие храм Санта-Мария-дель-Кармине (Santa Maria del Carmine), а на северо-западе Флоренции обосновались доминиканцы, они возвели в этой части города церковь Santa Maria delle Vigne, позже переименованную в Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella).

На фото: Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella)

Таким образом во Флоренции возник знаменитый церковный крест: на севере Баптистерий Святого Джованни, где крестили всех жителей города, на юге — Санта-Мария-дель-Кармине, на востоке Санта Кроче и облицованная светлым мрамором Санта-Мария-Новелла на западе. Первые упоминания о монашеском лазарете и лавке, в которой торговали целебными снадобьями, относятся к 1385 году, так что неудивительно, что своды и потолок в одном из залов аптеки украшены церковными фресками.

На фото: фреска на потолке Santa Maria Novella с изображениями апостолов- евангелистов

Правда, в те времена отношение к здоровью и личной гигиене в среде монахов было своеобразным, взять, к примеру, принцип alousia — лишение тела плотских утех, к которым причисляли и мытье. Более того, считалось, что вода открывает на теле поры, в результате чего тело становится более подверженным смертельным заболеваниям. Именно отсутствие личной гигиены в купе с высокой плотностью населения в городах, окруженных крепостными стенами, а также систематическое недоедание, привело к тому, что в 1348 году в Тоскане случилась печально известная эпидемия бубонной чумы, получившая название «Черная смерть». По разным данным она выкосила более половины населения этого региона Италии.

Но иногда история полна злой иронии: дело в том, что в Тоскану чума была завезена генуэзцами — известными мореплавателями, но и представления о необходимости личной гигиены жители Флоренции тоже переняли у мореплавателей: по одним данным, от тех же генуэзцев, по другим — от венецианцев. Мореплаватели «подсмотрели» привычку мыться у арабов и турков и взяли ее на вооружение, доминиканские же монахи, все еще считавшие, что вода открывает поры, через которые болезнь проникает в тело, предложили жителям Флоренции альтернативный вариант: вместо купания протирать тело розовой водой, состоящей из воды и масла мелиссы. Мол, масло поры защищает, и вы будете здоровы. Снадобье Acqua di Melissa продается в аптеке и по сей день, рецепт приготовления воды не менялся с 1690 года.

Удивительно, но после того, как флорентийцы приучили себя обтираться розовой водой минимум раз в два дня средняя продолжительность жизни во Флоренции увеличилась с 27 до 52 лет, так что очень полезной водичка оказалась. Начало же расцвета предприятия доминиканцев связано, конечно, с именем Козимо I Медичи, основателя знаменитой флорентийской династии. Уже в 1543-1545 годах при его посредничестве во Флоренции появился сад, где монахи могли культивировать целебные растения, а в 1657 году в городе была основана Accademia del Cimento — первая в Европе академия, занимающаяся в том числе и вопросами фармацевтики с научной точки зрения.

Сад аптеки Санта Мария Новелла, расположенный и по сей день во Флоренции по адресу Via della Petraia 38/F

В 1612 году аптека Санта Мария Новелла наконец получила официальное помещение и открыла двери для всех желающих. Между прочим, аптекарь Анджиоло Маркицци, управлявший в то время лавкой, настолько хорошо проявил себя во время очередной эпидемии чумы, прокатившийся по Флоренции в 1628-1631 годах, что даже получил от Фердинанда II Медичи звание аптекаря Королевской династии и эмблему, ставшую одним из символом Profumo-Farmaceutica di Santa Maria Novella.

На фото: стены зала аптеки украшены эмблемами и портретами отцов-основателей

Кстати, самым эффективным средством борьбы с чумой во времена Анджиоло Маркицци считался Уксус семи воров , он и сегодня продается в аптеке, а называется снадобье . Представляет собой зелье — уксус на основе вытяжки из семи различных трав, а свое неофициальное имя «Уксус семи воров» получил из-за флорентийской городской легенды. Если верить ей, то во время эпидемии чумы семь воров намазались этой эссенцией, проникли в зараженный дом и вынесли из него все, что можно, не подхватив заразу. При этом каждый из воров знал только один ингредиент волшебного зелья, так что провернуть авантюру они могли лишь сообща. Сейчас эссенцию предлагают использовать для ароматизации помещений, а в семнадцатом веке ее наносили на тело.

На фото: Acento Aromatico или Уксус семи воров

Кстати, если надумаете покупать в аптеке ароматы для дома, коих тут продается великое множество, вот вам еще один исторический факт. В четырнадцатом — шестнадцатом веках ароматизация помещений считалась одним из самых эффективных средств для борьбы с чумой: жителям зараженных годов предписывали ароматизировать помещения, например, маслом лаванды, как можно чаще вдыхать аромат цветов, да и в длинный клюв маски чумного доктора часто закладывали кусочки чеснока или сухие травы, дабы продезинфицировать зараженный воздух сильным запахом.

На фото: сушеные травы в зале аптеки

Так что, покупая, к примеру, ароматизатор для помещения Sali di Lavanda , изготовленный по рецепту семнадцатого века, имейте в виду, вы не просто приобретаете парфюм для дома, а серьезное по меркам Флоренции в эпоху Медичи фармацевтическое средство.

Адрес аптеки Santa Maria Novella : Via della Scala, 16, 501123, Firenze, Tel +39 055 216276, www.smnovella.com

Хотите увидеть нетуристическую Флоренцию? Отправляйтесь на экскурсию по городу с местными жителями!

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Базилика Санта Мария Новелла словно визитная карточка Флоренции. Именно ее сказочно прекрасный фасад сразу обратит на себя внимание на площади у городского железнодорожного вокзала. И вмиг заставит окунуться в атмосферу средневековой старины и волшебства. При всем богатстве Флоренции на достопримечательности, это архитектурно-историческое сокровище выпадает из общего ряда, благодаря своей внешней и внутренней уникальности. Соседство сохранивших средневековый стиль строений вдоль периметра одноименной площади Санта Мария Новелла лишь оттеняет ее необычность. Легкая ажурная вязь из светлых и темных мраморных плит, стрельчатые арки, изысканные капители на фасаде делают здание похожим на изящную шкатулку, выполненную в восточном стиле. Сравнительно небольшие размеры подчеркивают своеобразную прелесть архитектурного решения. Внутренне убранство просто потрясает собранием неподражаемых произведений искусства. А еще базилика Санта Мария Новелла является первой и главной доминиканской церковью Флоренции.

Детище Виноградников

Ее Величество История скупа на подробности. Тем более, когда речь идет о делах давно минувших дней. Первые упоминания о базилике датируются 1246 годом. Этой дате предшествовала своя история. О том, как на славную землю Флоренции прибыли два монаха-доминиканца. Им, в знак признания заслуг, было дано разрешение на строительство церкви на месте старенькой молельни. Городских стен Флоренции тогда еще не было, и окружали будущую достопримечательность лишь прекрасные виноградники. Даже местность носила название «Виноградная».

В создании шедевра участвовали многие мастера. И времени на создание ушло немало. Отсюда смешение стилей, создающих индивидуальность базилики Санта Мария Новелла. Романский, ренессансный, готический – приверженцы каждого найдут приятные для себя элементы и детали. Пытаясь найти гармонию в соединении разных структур, архитекторы и скульпторы немало потрудились. Так, Леон Баттиста Альберти, который довел фасад до совершенства, придумал оформление в виде квадратов. А также своеобразные завитки – волюты, соединившие внутри центральный и боковые нефы.

Бурный ход истории, вечное перетягивание территориального «одеяла» мало способствовали созиданию. Поэтому строительство церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, как и многих других архитектурных шедевров, продолжалось очень долго. В XIV веке фасад был покрыт светлым и темно-зеленым мрамором, его украсили боковые порталы. В XV веке семейство Руччелаи взяло финансовую опеку над строительством Санта Мария Новелла. Благодаря этим меценатам базилика приобрела свои нынешние очертания. А доброе имя Руччелаи увековечено на фронтоне фасада латинизированной вязью. Над ней, в треугольной части фронтона – словно испускающий солнечные лучи Лик Младенца. В XVI веке готические окна были сужены, что позволило создать боковые алтари. Тогда же построили великолепную капеллу Гадди. Официальное освящение церкви во Флоренции состоялось в 1420 году.

Шкатулка сокровищ

Так можно охарактеризовать бесценное собрание фресок, скульптур, картин, украшающее внутренние помещения базилики Санта Мария Новелла. Датируются они XIV–XVI веками. Как и в некоторых других храмовых строениях Флоренции, внутри находятся три нефа, разделенные колоннадой. Восторг и благоговение невольно ощущает каждый, кто вошел в это огромное прекрасное здание. Длина – почти 100 метров, арочный свод украшен белым и зеленым мрамором. Впереди, за центральным алтарем, на высоте 45 метров посетителей ждет потрясающее зрелище: шедевр Джотто «Распятие». Созданное великим художником 700 лет назад, оно и сейчас вызывает духовный трепет. Что же говорить о современниках Джотто, для которых это было первое в истории искусства произведение, где Христос «очеловечен» до натуралистичности.

Слева от алтаря базилики Санта Мария Новелла не менее раритетные византийские фрески. Они признаны самыми древними из всех, которыми славятся храмы Флоренции. Фреска Мазаччо «Троица» тоже входит в число уникальных. Специалисты признали, что именно в этом произведении впервые учтены законы перспективы. Впечатляют и размеры – 18 квадратных метров!

Алтарной частью базилики Санта Мария Новелла можно любоваться часами. Она разделена на несколько часовен-капелл, оформлением каждой из которых занимались знаменитые семейства Флоренции. Чтобы не ударить в грязь лицом перед современниками и оставить свой след в истории, они нанимали самых знаменитых творцов. Не жалели средств, чтобы их часовни в базилике Санта Мария Новелла были самыми прекрасными и запоминающимися.

В капелле Строцци-ди-Мантова воспроизведены сюжеты Божественной комедии Данте: картины Рая, Страшного Суда, Ада. В капелле Гадди находится единственное деревянное распятие, творение рук великого скульптора и архитектора Брунеллески. В центральной части алтаря, в часовне Торнабуони, фрески жизнеописания Богоматери и Иоанна Крестителя. Они представляют не только огромную художественную ценность, но и интересны своей историей. Среди фигур, окружающих великих святых, изображены члены семьи заказчика, их знаменитые современники – члены Платоновской Академии и даже сам Джованни Торнабуони.

Монастырь-музей

Рядом с базиликой Санта Мария Новелла во Флоренции действительно есть здание монастыря. Оно представлено внутренними двориками, носящими названия «Капелла испанцев», «Зеленый клуатр». Третье помещение – Трапезная. Их стены также украшают великолепные средневековые фрески. А в Трапезной хранятся священные реликвии, ювелирные изделия, литургические одеяния. Есть здесь и монастырь усопших – «Клуатр Мертвых». Местные жители утверждают, что иногда тут появляются настоящие призраки! Их мало кто видел. Но туристы имеют возможность полюбоваться здесь прекрасными надгробными памятниками. Базилика Санта Мария Новелла знаменита еще и тем, что упоминается в романе Боккаччо «Декамерон». Именно здесь ведут свою неторопливую беседу герои произведения. Ирвинг Стоун в своем произведении «Муки и радости» тоже упоминает ее, рассказывая о жизни и творчестве Микеланджело.

Во Флоренции достопримечательности начинаются прямо у вокзала. Базилику Santa Maria Novella - главную визитную карточку Флоренции, можно увидеть сразу, выйдя из здания вокзала на привокзальную площадь. С этой стороны она имеет суровые черты романско-готического стиля. Тем удивительнее оказывается впечатление от главного фасада базилики, выходящего на Piazza Santa Maria Novella.

1. Кружевной фасад церкви работы Леона Баттисты Альберти выглядит очень нарядно и легко в отличие от контрфасада. Базилика Санта-Мария Новелла считается старейшим соборам во Флоренции и одним из важнейших доминиканских храмов не только во Флоренции, но и во всей Италии. Так как здание строилось довольно долго, оно сочетает в себе элементы разных стилей архитектуры, а внутри хранится множество шедевров искусства XIV-XVI веков (Боттичелли, Бурнeллeски, Гиберти, Гирландайо, Филиппино Липпи, Мазаччо, Нино Пизано, Джорджо Вазари). В эту церковь нельзя заходить мимоходом, сюда надо идти специально.

2. От вокзала на площадь можно пройти по Via degli Avelli, обогнув базилику слева, рядом со стеной старинного кладбища.

3. Надо идти вдоль арок, но на самом деле это не просто арки, а погребальные склепы знатных флорентийских семей.

7. И выйти на площадь, чтобы очутиться перед фасадом базилики. Площадь была открыта по инициативе муниципалитета в 1287 году, а обустройство её было закончено к 1325 году. На площади собирались верующие, чтобы слушать проповеди доминиканских монахов, которые проживали в соседнем монастыре.

8. В дальнейшем эта просторная площадь стала местом проведения праздников и представлений, таких как бег с колесницами. Для этих соревнований на площади поставили два мраморных обелиска, поддерживаемых бронзовыми черепахами. Теперь здесь отдыхают уставшие туристы после потрясения от Флоренции.

9. С этой смотровой площадки на крыше одного из дворцов можно сделать прекрасные снимки базилики и площади.

11. Монахи доминиканского ордена прибыли во Флоренцию из Болоньи примерно в 1219 году. В 1221 году они получили в свое распоряжение маленькую церковь Богоматери на Виноградниках. Первый камень в фундамент нового и более широкого здания был помещен в 1279 году, однако строительство завершилось только в середине XIV века.
По поручению и на средства семьи Ручеллаи, покровительствовавшей церкви, к 1478 году Леон Баттиста Альберти закончил фасад белого и темно-зеленого мрамора. Между 1565 и 1571 годами церковь была перестроена Джорджио Вазари.
Главный фасад церкви представляет собой смешения романского, готического и ренессансного стиля. Леон Баттиста Альберти вынужден был исходить из сохранившейся готической структуры и деталей украшения нижнего яруса, однако в результате построил фасад, близкий по стилю к ренессансу и флорентийскому романскому стилю.

12. Сияющее солнце, изображенное наверху, под крышей, - это эмблема доминиканцев. На верхнем архитраве - надпись с указанием имени покровителя (Ручеллаи) и даты постройки - 1470 год.

13. Ниже - высокая полоса с серией квадратных форм, придуманная Альберти для маскировки явных противоречий структуры. Чтобы соединить большой неф с боковыми нефами, значительно более низкими, Альберти придумал две опрокинутые волюты (завитки).

14. На фасаде церкви также установлены астрономические приборы, позволившие точно определить расхождение между астрономическим календарным годом и юлианским календарем.

15. Прекрасные люнеты были выполнены в начале XVI века.

19. Рядом, слева, вплотную примыкая к базилике, расположены лоджии госпиталя Сан Паоло, основанного в XIII веке.

20. Предполагается, что эти здания относились ранее к монастырю, что вполне правдоподобно, ввиду гармоничного сочетания декора.

21. Вход на территорию базилики со стороны Via degli Avelli.

23. Дворик старинного кладбища.

25. Выход на Piazza Santa Maria Novella.

26. Вид в сторону Пьяцца делла Стационе.

27. Колокольня базилики высотой 68 метров была построена около 1332 года в романском стиле, с трехстворчатыми окнами и висячими арками, покрытие купола - готический элемент.


Италия, Флоренция. Церковь Санта-Мария Новелла, вид со стороны вокзала через привокзальную площадь