Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Массаж языка зубной щеткой для детей. Правила выполнения логопедического массажа языка ребенку

Нам, для решения нашей задачи, только время нужно, что логопед и подтвердила. Занятия сами нам очень понравились. И рекомендовать этого логопеда я буду с великим удовольствием. У нас прошло четыре-пять занятий. Так как упор у меня был упор на логопедический массаж, Светлана Борисовна наблюдала, занималась с мальчиком. А потом вынесла вердикт, что нам логопедический массаж не нужен, что это наша общая проблема, а не речевого аппарата. И логомассаж ни к чему, только психологическая травма будет...

у ребёнка, и всё. Мы с ней договорились, что будем заниматься в прежнем режиме по проблеме ДЦП, а к ней можем обращаться за консультацией. Но в данное время нам нужно побороть общий тонус, при его улучшении будет улучшение и в речи. На самом деле, я со специалистом согласна. На данный момент вижу улучшение общего состояния, в речи не могу сказать, чтобы были улучшения, но вижу, как улучшается владение губами, гортанью, языком... Пока в речи подвижек нет, думаю, что в ближайший год должны быть подвижки. Сейчас ребёнку три с половиной года. Мы очень много видели логопедов. У нас появилась сейчас возможность в бесплатный логопедический центр походить. Я хочу сказать, что Светлана Борисовна просто умница! Она очень настроена на ребёнка, даже если он такой непростой. Ищет методы, как с ним заниматься, чтобы и качество сохранить, и чтобы ребёнок был увлечён. Человек хочет делать свое дело, ориентирован на результат. Это мне очень-очень понравилось.

Оценка 5

Елена , Долгопрудный

Услуги заказа: Логопеды.

1500

Хороший логопед. Мы занимались с ней, но нам нужен теперь другого профиля специалист. Логопед делал ребёнку не только логопедический массаж, она отрабатывала определённые звуки. И чтение у нас было. Специалист делал всё, о чём я просила. У меня специальная программа есть, по которой мы занимались. Занятия для ребёнка ведутся в комплексе: у нас ведь не только логопед. С нами и нейропсихолог работает, и нейрокорректор, и логоритмика – всё вместе. Ребёнок посещает ещё и занятия, которые проходят...

в ресурсном центре. В целом, логопед произвёл хорошее впечатление. Она никогда не опаздывает на занятия, с ребёнком очень хорошо общается. К аутистам нужен определённый подход. Я приглашала своего нейропсихолога, который объяснил специалисту, как с сыном надо общаться. Они отрабатывали то, что было необходимо. Нам просто был нужен новый человек.

Оценка 5

Наталья Александровна , м. Бунинская аллея

Услуги заказа: Логопеды. Дизартрия. Логопедический массаж.

1700

Были с ребенком на консультации Логопеда Баскаковой Светланы Андреевны. Очень компетентный педагог. За один час занятий были выявлены все проблемы ребенка, касающиеся речевого развития, даны очень дельные советы и пояснения по поводу путей решения этих проблем. Ребенку Светлана Андреевна понравилась, она смогла заинтересовать его, расположить к себе, в результате с трудом удалось увести малыша домой. Всем рекомендую этого логопеда, который компетентен во многих вопросах, касающихся проблем...

речевого, личностного, умственного развития ребенка, владеет навыками логомассажа, работает с заикающимися детьми. Сразу видно, что это очень добрый, корректный человек, пунктуальный, знающий свое дело педагог.

Оценка 5+

Проблемы с речью у ребенка могут быть патологией или вариантом нормы. Если нарушения ярко выраженные или сохраняются во взрослом возрасте (от 3 лет), необходимо прибегать к терапии. В качестве основы лечения выступают занятия с логопедом и массажные процедуры. Логопедический массаж для детей в домашних условиях совмещается с другими методами терапии.

[ Скрыть ]

В каких случаях применяется

Массаж используется для профилактики и полноценного лечения.

Показания к использованию физиотерапии:

  • дефекты речи, возникшие как самостоятельная болезнь или симптом другой патологии;
  • дизартрия;
  • заикание, связанное с гипертонусом мышц;
  • слюновыделение из-за рта во взрослом возрасте;
  • пониженный мышечный тонус.

Занятие с профессионалом показаны всем без исключения. Желательно несколько месяцев поработать над развитием речевого аппарата.

Условия проведения логопедического массажа

Если ребенку 3 года и более, его необходимо занять активными играми. В помещении нужно создать благоприятные условия, оно должно быть чистым и проветриваемым. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Процедуру проводят через 2 часа после еды. Первый сеанс длится не более 5 минут, после продолжительность массажа увеличивают.

Массировать язык руками можно только в перчатках. Массаж руками предпочтительнее, если выполняется профессионалом. Специалист использует больше элементов и правильно воздействует на мышцы.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях должен проводиться после консультации со специалистом. Кроме того, потребуется регулярно посещать врача для контроля и корректировки лечения.

В ходе терапии используют разные способы и методики, чтобы выяснить наиболее подходящий из них. Серьезные патологии требуют комплексного воздействия. Использование физиотерапии вместе с другими методиками логопедии позволяет достичь хороших результатов в лечении. В физиопроцедурах должна соблюдаться мера, так как слишком частый массаж способен навредить. Родители, которые по каким-либо причинам не могут выполнять процедуры, должны посещать специалиста. После устранения основных дефектов желательно продолжить занятия с логопедом для профилактики и достижения больших результатов.

Методики

Отличия различных методик заключаются в способе проведения массажных действий, их интенсивности, продолжительности и других нюансов. Из-за этого эффективность различных методов при разных патологиях различается.

Выделяют методики:

  • Новиковой;
  • Дьяковой;
  • Краузе;
  • Приходько.

Цель любого метода одна - воздействовать на язык, а также другие важные речевые элементы.

А именно:

  • щеки;
  • руки;
  • губы;
  • мочки ушей.

Во время исполнения массажа используются разные массажные элементы:

  • надавливания;
  • растирания;
  • вибрации;
  • поглаживания.

При гипотонусе

Если родители хотят проводить терапию при гипотонусе дома, то следует придерживаться следующих принципов:

  • все действия должны быть направлены на активизацию мышечных волокон;
  • необходимо массажировать не только язык, но и мышцы плечевого пояса.

Подойдет методика логопедического массажа Дьяковой Е. А., по которой рекомендуется выполнять действия в определенной последовательности:

  1. Вначале потребуется провести массаж мимических мышц.
  2. После перейти к губам, языку, шее.
  3. Заканчивать необходимо мышцами плечевого пояса. Во время процедуры используют поглаживание и точечное надавливание. Такое воздействие поможет избавиться от гипотонуса.

При гипертонусе

При гипертонусе задача - расслабить все мышцы. Используются легкие и скользящие движения. Точечные надавливания исключаются. Процедура носит расслабляющий характер и проводится в удобной позе.

Объектами процедуры становятся:

  • язык;
  • мимические мышцы;
  • губы.

Желательно массировать все части тела, которые страдают от гипертонуса. Комплексный массаж требуется детям с ДЦП. Детский церебральный паралич требует постоянной терапии и контроля со стороны специалистов. Это состояние нередко сопровождается повышенным тонусом мышц. Регулярная физиотерапия позволяет значительно снизить симптомы болезни.

Способы проведения массажа

Ложками

Массаж может осуществляться обычными ложками. С их помощью взрослый ребенок сможет выполнять некоторые действия самостоятельно. Если малышу уже год, родители могут начинать использовать легкий массаж ложками.

Ложками воздействуют практически на все участки лица.

А именно:

  • мимические мышцы;
  • губы;
  • язык;
  • щеки.

Для некоторых упражнений потребуется 2 ложки.

Массаж с их помощью помогает бороться как с гипотонусом, так и с гипертонусом. Используются надавливания и растирания. Применяя сразу 2 ложки, удается воздействовать на симметричный участок на другой стороне лица.

Для воздействия используется внутренняя, боковая и внешняя сторона ложки. При должных навыках ими удается промассировать точки, связанные с речевым аппаратом. Перед использованием ее нужно тщательно вымыть.

Как правильно применять ложки, можно посмотреть на видео от kvitoksh2.

Зубной щеткой

Массажные действия при помощи зубной щетки просты и легки в исполнении, отлично подходит для массажа языка. С ее помощью необходимо делать легкие надавливания или растирания.

Для детей с проблемами в развитии речевого аппарата воздействие зубной щеткой - предпочтительный вариант терапии. Все элементы массажа понятны и могут выполняться в домашних условиях.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом. Для грудных детей нужно подбирать специализированную щетку.
  2. Желательно подложить под язык марлевые салфетки. У детей при массаже выделяется много слюны.
  3. Процедура должна выполняться без усилий. Нужно делать круговые движения без сильного надавливания.
  4. При массажных действиях следят, чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягать и шевелить языком и губами.

Логопедический массаж рук и лица

Наибольшее внимание потребуется акцентировать на пальцах, щеках и губах.

Можно выполнять следующие действия:

  • нажатия на подушечки пальцев по 4-10 раз;
  • массирование ладоней;
  • массирование верхней выемки губы;
  • поочередное щипание верхней и нижней губы;
  • поглаживание и пощипывание щек от носа к ушам.

Дополнительно потребуется регулярно заниматься умственным развитием.

Родители замечают наличие проблем в речевой функции своего чада только к трем-четырем годам.

До этого возраста малыши мило шепелявят, коверкают слова или пропускают буквы, но эти дефекты абсолютно безвредны в большинстве случаев и со временем проходят. К четырем годам мама уже точно понимает, правильно ли развивается речь ее малыша.

Исправлять дефекты речи лучше в детском возрасте. И чем раньше, тем лучше. Картавость, игнорирование некоторых букв алфавита, задержка развития речи, «каша» во рту, заикание – это поводы обращения к логопеду.

Первым делом доктор определит причину дефекта и назначит лечебный логопедический массаж. Специалист предварительно проведет осмотр ротовой полости ребенка, исследует состояние плечевого пояса и мышц лица и лишь после полного анализа определится с тактикой лечения.

Логопедический массаж – это методика, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния ребенка.

Регулярные занятия успешно корректируют произношение, улучшают звучание голоса, тонизируют мышцы речевого аппарата, стимулируют нормальную речь, снижают слюноотделение

Сеансы массажа направлены на мышцы языка, губ, щек и неба.

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Пониженный тонус называется мышечной гипотонией. Причины ее могут быть следующие:

  • рахит;
  • сепсис;
  • Синдром Дауна;
  • ботулизм и другие недуги.

Методика при гипотонусе

Начинают процедуру с проработки основной групп мышц, постепенно переходя к второстепенным. Действия, применяемые при сеансах активизирующего массажа: поглаживания, разминания, растирания, пощипывания, вибрация.

Сначала производят четыре легких движения, сила растет. Движения становятся надавливающими, но при этом не вызывают неприятных ощущений. Повторяют до десяти раз.

Поглаживайте область лба от середины к бокам, задействуйте средние и указательные пальцы обеих рук . Разминания делайте указательными и большими пальцами, соединенными в кулак.

Растирания осуществляйте по спиралевидной траектории от середины лба к вискам. Закончите легкими постукиваниями и пощипываниями кончиками указательных пальцев.

Щеки

Начните растирать и разминать щечки по горизонтальным линиям от носовых пазух к ушным раковинам. Разминайте щеки двумя пальцами по часовой стрелке. После осуществляйте разминания по спиралевидной траектории от ушей к подбородку.

Пощипайте всю щечку в хаотичном порядке. Помассируйте линии на скулах по дуге от подбородка к ушной раковине и от верхней губы к внешнему уголку глаза.

Губы

Губная мускулатура разминается от середины к уголкам рта. Каждая губа прорабатывается отдельно . Сначала поглаживайте губы, потом пощипывайте. Тщательно разминайте носогубную складку.

Массаж при повышенном мышечном тонусе

Повреждения мозга в процессе родов или во время внутриутробного развития приводят к гипертонусу мышц речевого аппарата. Также причинами недуга могут быть:

  • гипоксия;
  • краснуха;
  • асфиксия;
  • конфликт резус-фактора;
  • родовые травмы.

Методика при гипертонусе

Повышенный тонус требует применения расслабляющей техники, включающего следующие элементы: классическое поглаживание, вибрационные движения и точечный массаж. Процедуру начинают с воротниковой зоны, плеч, лица, языка и губ.

Расслабления мышечных волокон добиваются медленными скользящими и чуть надавливающими движениями. Количество повторений – 8–10 раз.

Ладошками гладьте по шее от линии роста волос к воротниковой зоне. Движение повторите десять раз.

Тремя пальцами ведите со стороны висков к середине лба, после чего устремитесь от линии роста волос к надбровным дугам.

Щеки

Гладьте щеки по кругу кончиками пальцев. Ведите пальчиками по дуге от висков к ноздрям. Растирайте щеки по дуге от ушей к носу спиралевидными движениями. Гладьте скулы с легкими нажимами от ушей к подбородку.

Губы

Гладьте поочередно обе губы пальцами, а затем разминайте от углов рта к середине. Двумя руками осуществляйте поглаживания от носовых пазух к подбородку и в обратную сторону. Постукивайте пальцами по всей поверхности губ.

Язык

Специалист делает особым инструментом. В домашних условиях процедуру проводят при помощи указательного пальца. Гладьте им от кончика языка к его корню.

Как делать логопедический массаж ложками

Для процедуры вам понадобятся четыре чайных ложки. Желательно приготовить еще несколько чистых ложечек на случай падения.

На ложках не должно быть витиеватых рисунков, а также других элементов, которые могут поранить малыша во время сеанса

Каждый элемент повторяется 6–8 раз.

Методика массажа ложечками:

  • Выпуклой стороной ложек поглаживайте ребенку виски по часовой стрелке.
  • Выпуклостями погладьте глазные впадины. Ведите вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза, обратно проведите ложкой под глазом.
  • По кругу гладьте щечки ребенка выпуклыми сторонами ложек.
  • Растирайте по спирали виски горками ложечек. Заканчивается движение аккуратным нажатием.
  • Растирайте межбровное пространство по спиралевидным траекториям горками ложек.
  • Массируйте щечки от подбородка к глазам боковой стороной ложки.
  • Растирайте носогубную область концом ложки.
  • Всю верхнюю губу проработайте кончиком ложки. Делайте слабые нажатия.
  • Аналогично помассируйте нижнюю губу.
  • Подбородок и скулы разомните горками ложек при помощи круговых движений.

Техника логопедического массажа при дизартрии

Дизартрия представляет собой тяжелое нарушение речевой функции , связанное со сбоем в работе центральной нервной системы. Характеризуется недуг подменой звуков, появлением невнятной речи. Одним из осложнения дизартрии является полнейший голосовой паралич.

Процедура производится указательным пальцем, обмотанным куском марли. При этом малыш лежит на спинке, под шеей у него небольшой валик, голова слегка наклонена назад.

  • Постучите пальцами над верхней губой слева направо, простучите область под нижней губой в обратном направлении.
  • Верхняя губа. Похлопайте подушечками от носа к губе, после нежно погладьте эту зону ребром ногтя.
  • Два пальца обеих рук лежат на уголках губ. Надавливающими движениями сводите углы губ, рот должен принять форму трубочки.
  • Подушечку указательного пальца поместите на средину нижней губы и толкайте ее вверх.
  • С помощью больших и указательных пальцев обеих рук проработайте две губные мышцы. Для этого соедините их вместе и «лепите пельмени», двигаясь слева направо.
  • Палец, укутанный в марлю, заведите за щечку ребенка. Делайте круговые движения, поднимаясь вдоль щеки. Пальцы внутри щеки и снаружи ее должны касаться друг друга.
  • Припечатайте кончик язычка к верхнему ряду зубов.

Первые сеансы длятся не дольше 8 минут. Постепенно время увеличивается до 20 минут. Полный курс составляет 20 сеансов, повторить его можно через два месяца.

Логопедический массаж рук и лица

Процедуру проводите в теплой комнате, предварительно помыв и продезинфицировав руки антисептическим средством.

Лицо
Осуществляется массаж лицевых мышц варежкой. Следите, чтобы ребенок не ощущал боли и излишнего трения . Сеанс начинают с массирования лобной доли от центральной области к бокам, затем гладят глаза от внутренней точки надбровной дуги к внешней и в обратную сторону.

Следующим шагом будут брови и линии роста волос. Закончите процедуру поглаживанием и разминанием щек и губ.

Руки
Процедура массажа кистей рук дарит положительный настрой и развивает мелкую моторику, которая связана с работой головного мозга, а также с нормальным функционированием различных систем и органов.

Моторика напрямую влияет на человеческую речь. Ежедневные сеансы логопедического массажа рук способны значительно улучшить артикуляцию.

Разомните пальцы рук. Начните с конца мизинчика. Поднимитесь вдоль пальца вверх, разминая каждый сантиметр. После нажимайте на подушечки пальцев, разминая и постукивая по ним кончиком ногтевой пластины.

Потом спиралевидными движениями пройдитесь по ладони. Закончите разминанием внутренней стороны ладошки от края к ее центру.

Видео о том, как правильно делать логопедический массаж и в чем его польза.

Заключение

Самостоятельно принимать решение о проведении логопедического массажа своему ребенку нельзя. Врач обязательно должен осмотреть малыша и назначить расслабляющий или тонизирующий массаж.

О любых изменениях сообщайте доктору. Взаимодействие с медиками, регулярность процедур и дополнение массажа специальными упражнениями, развивающими артикуляцию и звукопроизношение – вот главные составляющие успеха.

Логопедический массаж ребенку включает в себя целый комплекс упражнений. Деткам младшего возраста их должна делать мама, ребята постарше, как минимум половину упражнений способны сделать самостоятельно. Подобная процедура показана в тех случаях, когда малыши им имеют невнятную речь, не выговаривают некоторые звуки или вовсе не разговаривают.

Как действует логопедический массаж языка для детей?

В артикуляции, отвечающей непосредственно за речь, принимают участие некоторые мышцы, которые могут быть подвержены гипертонусу. Массаж помогает снизить его. Он также способствует уменьшению слюноотделения и активизации мышц со слабой сократительной способностью. Мышечные волокна при подобном воздействии становятся более эластичными и подвижными. Именно это и помогает малышу справиться с вышеуказанными проблемами.

Стоит отметить, что мышечный тонус может быть повышенным или пониженным. В этих случаях техника выполнения несколько отличается.

Массаж языка ребенку при пониженном тонусе

Пониженный тонус, как правило, характерен прикорневой области языка. Ее массируют рефлекторными движениями. Отрывистые движения разные по динамичности способствуют тому, что мышцы укрепляются, соответственно тонус постепенно стабилизируется.

Совместно с массажем данного органа при пониженном мышечном тонусе следует воздействовать также и на лоб, переносицу и область скул и щек.

Как делать ребенку массаж языка при гипертонусе

Начать расслабляющий логопедический массаж ребенку при гипертонусе стоит с плеч и области шеи. После того, как их мышцы будут хорошенько размяты и расслаблены, можно приступать непосредственно к языку:

Массаж языка ребенку при повышенном тонусе мышц должен проводиться в комплексе с воздействием на остальные составляющие артикуляционного аппарата. Только в этом случае он даст положительный эффект за сравнительно короткий срок.

Массажные логопедические процедуры являются одним из методов коррекционного воздействия при различных формах нарушения речевого развития. Логопедический массаж благоприятно действует на организм человека и стимулирует мышечную и нервную системы, что важно для речедвигательного процесса. Он может быть частью комплекса медико-педагогической восстановления взрослых после инсультов, детей, подростков, у которых ставят диагнозы речевых расстройств и нарушений (в том числе заикания).

Для чего логопедами назначается массаж

Логопедический массаж – это механическое раздражение (поглаживание, разминание) в зонах мышц верхнего плечевого пояса, шеи, головы, особенно области языка, мягкого неба, щек и губ. Практически физиопроцедура сокращает период формирования и нормализации произносительной стороны речи при воздействии логопедического характера, способствует улучшению состояния голоса, речевого дыхания, стабилизирует эмоциональный фон человека. Указанная процедура рассматривается одним из инструментов развития речи – вот как можно охарактеризовать, что такое логопедический массаж (ЛМ).

Но причинами непонятной для окружающих речи может быть не только нарушения тонуса органов артикуляции (подвижности мышечных тканей губ, языка), но и проблемы грамматического построения речи и слоговых структур слов, недоразвитость фонематического слуха. Следовательно, для коррекции общего и речевого развития необходим подход системный.

К основным задачам логопедического массажа относят активизацию и нормализацию периферического речевого и артикуляционного аппаратов, укрепления глоточного рефлекса, стимуляцию речевого развития, уменьшение слюнотечения

О показаниях и противопоказаниях к массажу

Существуют определенные показания к логопедическому массажу, связанные с нарушениями артикуляционной моторики. К ним относят:

– состояние дизартрии – когда имеются нарушения иннервации (снабжения нервами) мышц речевого аппарата;

– механическую дислалию (укороченность подъязычной связки);

– ринолалию (нарушения речепроизношения вследствие дефектов строения аппарата речи).

Для этого врач-логопед обследует пациента, исключая противопоказания:

– состояния с острыми воспалительными процессами и повышенной температурой тела;

– наличие эпилепсии, судорог;

– инфекционные заболевания полости рта;

– высыпания герпеса на губах, болезни кожи на голове;

– склонность к кровотечениям из носа;

– рвота, тошнота;

– конъюнктивит.

Бывают случаи назначения ЛМ ребенку при аутизме, моторной алалии, задержке речевого развития (ЗРР). Логопедический массаж при ЗРР – сомнительное назначение, так как он помогает корректировать звукопроизношение, а ребенок в данном случае не говорит. Следовательно, использоваться может не как основной метод коррекции, а только в комплексе с другими методиками.

Разновидности массажа

Необходимо понимать, с какой целью назначается массажный курс, будет ли он активирующим или расслабляющим, с каким сопровождением будет проводиться (постановка звуков, артикуляционная гимнастика).

Виды логопедического массажа классифицируются на:

– классический – со стандартным набором ручных приемов;

– точечный – воздействие на биоактивные точки;

– аппаратный – методика с применением вакуумных и вибрационных приборов;

– зондовый – массаж с применением специального инструмента по методу Новиковой Е.В.;

– массаж, разработанный Дьяковой Е.А. – систематизированная и обобщенная методика для различного рода речевых нарушений;

– сегментарно-рефлекторный – выполняется в технике классического с сегментарным делением на зоны (лицо-голова – шейный отдел – воротниковая зона).

О лечебном классическом массаже

Традиционный вид массажа проводится на поврежденном участке тела непосредственно или рядом с ним, при этом не учитывается рефлекторное воздействие. Процедурой предполагается проведение ЛМ лица и языка, а также гимнастика для дыхательного и артикуляционного аппарата. Применяются классические массажные приемы.

Логопедический массаж в картинках можно рассмотреть ниже.

  1. Проработка лобной части лица: от середины лба к виску поглаживающие движения, к волосам от бровей и легкое разминание лобной зоны.

  2. Зона щек: разминание, растягивание по щекам от уголков рта к височной части лица, к нижней части подбородка от скул.

  3. Участок носа: поглаживающие и растягивающие движения крыльев носа, далее – поглаживание к уголкам рта.

  4. Зона рта: нижнюю и верхнюю губы поглаживают поочередно с растяжкой к уголкам.

  5. Участок подбородка: проработка приемами поглаживаний и разминаний от центра к периферии.

Такой логопедический массаж лица ребенку можно делать в домашних условиях. После этого проводят массаж язычной мускулатуры и при необходимости гимнастику.

Кратко о выполнении точечного массажа

Эффективность точечного массажа во многом зависит от правильности определения при пальпации локализации точек воздействия, на лице часто отмечают в таких местах пульсацию. Следует начинать массажный курс с проработки не более четырех точек, с постепенным увеличением их количества.

Точечный логопедический массаж проводится по комплексам биоактивных точек (БАТ) в зависимости от целей, преследуемых процедурой (например, для нормализации артикуляционных мышц или напряжения мышечных тканей голосового аппарата). Массирование точек симметричных выполняется одновременно и попарно, прорабатываются точки локального и общего действия. Сеансы проводятся через день лечебным курсом, определяемым врачом.

Метод зондового массажа

Методика зондового массажа языка разработана Новиковой Е.В. Автор создала особые приемы и специальные инструменты – набор зондов из восьми штук. Каждый из применяемых зондов предназначается для определенной зоны мягкого неба, щек, губ, языка и способствует постепенной реанимации прорабатываемого участка. При осмотре врач определяет степень поражения мускулатуры лица ребенка и количество необходимых сеансов.

Такой детский логопедический массаж в домашних условиях может выполняться при условии специального обучения родителей. Проведение зондового ЛМ требует подготовки и опыта, поэтому должен проводиться опытным массажистом-логопедом. Важно, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта при этом. Указанная процедура противопоказана грудным детям до шести месяцев.

О массаже по методике Дьяковой Е.А.

Логопедами используется метод, разработанный Е.А. Дьяковой. Она смогла систематизировать и представить описание методик и техники ЛМ, а также обосновать целесообразность его применения при различных формах речевых нарушений.

В книге «Логопедический массаж» Дьякова Е.А. подробно изложила физиологические аспекты комплекса массажных процедур, порядок диагностического обследования пациентов, подробные методики дифференцированного и точечного ЛМ и основные приемы логопедического массажа.

При медленном, легком воздействии понижается возбудимость тканей, что оказывает действие расслабляющее. А при быстрых движениях повышается раздражимость тканей, следовательно, мышцы сокращаются. Использование дифференцированных массажных приемов способствует повышению тонуса мышц при гипотонии и понижению их при спастичности артикуляционной мускулатуры.

Пониженный мышечный тонус: методика выполнения и приемы массажа

Пониженный мышечный тонус может быть вызван синдромом Дауна, рахитом, другими болезнями, при которых требуется активизация групп мускулатуры. Логопедический массаж при пониженном тонусе языка проводится в классической технике, начиная с лица. Каждый из приемов повторяется до десяти раз.

Выполняются приемы поглаживания, растираний, под конец используют постукивания и пощипывания. Особенностью процедуры будет увеличивающаяся сила надавливания, при этом ребенок должен испытывать комфортные ощущения. Особое внимание уделяется мускулатуре губ: массируется каждая губа отдельно, прорабатываются тщательно носогубные складки.

Массаж при повышенном тонусе мышц: основные приемы и методика

Увеличенное мускульное возбуждение, обусловленное гипоксией, родовыми травмами, купируется расслабляющей техникой массажа. Из классических приемов предпочтение отдается поглаживаниям и вибрациям.

Логопедический массаж при повышенном тонусе языка начинается в воротниковой зоне, переходит на плечи, затем – лицо, язык и губы. Для расслабления языка проводится легкое массирование шеи с поворотами головы вправо-влево, против часовой и по часовой стрелке.

Массаж выполняется слегка давящими, плавными, легкими движениями. Проводится серия разглаживающих приемов в зонах лба, щек, глаз, подбородка, с переходом на участок шея-ключица и возвратом к лицу (мочки ушей).

Расслабляющий логопедический массаж предусматривает проработку мускулатуры языка с использованием покачиваний вверх-вниз и вправо-влево, плавных поглаживаний краев и центра. Направление перемещений по языку осуществляется к корню от кончика. Под окончание сеанса язык вытягивается вперед и выполняются движения в стороны.

Порядок выполнения массажа мускулатуры языка

Массаж мускулатуры языка следует делать в положении лежа за два часа до еды или после нее. Начинают процедуру проработкой десен горизонтальными движениями, затем перемещения по деснам изменяются на вертикальные.

Со средней линии с помощью пальца массируется небо, при этом приеме ребенком могут произноситься звуки Э и А. Упражнение дублируется до 15 раз.

Логопедический массаж языка проводится пальцами одной руки, а фалангами второй руки удерживается сам массируемый орган. Для этого применяют приемы поглаживаний, похлопываний, а также перетирания, вибрации, покалываний специальным зондом, распластывание языка с помощью клизмы-спринцовки.

Чтобы расслабить мышечные ткани языка, делают под нижней челюстью вибрирующие движения указательным пальцем в зоне подчелюстной ямки и под углами челюсти – по 15 секунд. Движения по языковой мускулатуре могут быть прямыми, кругообразными, спиралевидными, направления их движения указаны на рисунке.
Логопедический массаж рта – обязательный этап подготовки перед началом массажа языка.

О логопедическом массаже с помощью ложек

Результативной для процесса формирования речи у ребенка является методика, использующей в качестве инструмента для ЛМ обычные ложки. Процедурой предусматривается проработка поверхностей лица и шеи выпуклой стороной ложек приемами поглаживаний и растираний.

Логопедический массаж ложками может проводиться с детьми в игровой форме. При этом массирование, которое выполняется самим ребенком, оказывает приятное воздействие, так как малыш не сделает себе больно. Разная температура ложек может применяться для стимулирующего или расслабляющего эффектов массажа.

Указанный метод может служить подготовительным этапом для зондового и классического массажей, к артикуляционной гимнастике. Также во время процедуры ребенком усваиваются названия частей лица, происходит развитие мелкой моторики.

При ознакомлении с техникой проведения и правилами массажа с помощью ложек родители смогут сами выполнять его дома, в частности если назначен логопедический массаж для детей двух лет.

Кратко о массажной технике при дизартрии

При устранении дизартрии, вызванной поражением нервной системы, требуется массажные процедуры на язычной мускулатуре и корректировка звукопроизношения с использованием артикуляционной и дыхательной гимнастики. ЛМ поспособствует нормализации тонуса мышц и произношения слов, поможет устранить голосовые нарушения. Рекомендуется использовать дифференцированный логопедический массаж.

При дизартрии массажные сеансы активизируют и укрепляют губные мышцы техникой точечного воздействия. Перед массированием языка проводится пассивная гимнастика, расслабляющая и растягивающая мышечные прикорневые ткани языка. Длительность процедуры зависит от степени заболевания и возраста пациента.

Особенности массажа при алалии и ринолалии

К группе речевых нарушений, называемых алалиями, относят состояния, при которых у ребенка речь возникает с сильной задержкой (не формируется). Стимуляции речевых зон эффективно помогут приемы ЛМ. Для этого массируются лицо и руки пациента для развития мелкой моторики, связанной с речевой функцией и активностью мозга.

Логопедический массаж при алалии начинается проработкой лица с применением классических приемов: лобная часть – глазные впадины – щеки – межбровное пространство. Затем массируются зоны носа, рта и язык. После этого разминаются кисти рук, начиная с тыльной стороны ладони снизу вверх по фалангам с переходом на внутреннюю сторону.

При изменениях тембра голоса с искажением звукопроизношения, вызванное нарушениями резонаторной функции полости носа, также назначаются массажные процедуры. Логопедический массаж при ринолалии направлен на активизацию мягкого неба. Для этого с помощью указательного пальца на границе мягкого и твердого неба выполняют поглаживания и растирания для рефлекторного сокращения мышц неба и глотки. Далее проделывают зигзагообразные и точечные движения по небу справа налево и обратно.Уже в раннем периоде необходимо делать логопедический массаж для грудничков и дыхательную гимнастику, направленные на нормализацию мышечного тонуса артикуляционных и дыхательных органов. Важно подобрать оптимальную программу занятий для ребенка и позу для манипуляций.

Обычно проводится дифференцированный расслабляющий ЛМ для лица и аппарата артикуляции. Методом легких разглаживаний прорабатываются лицевая мускулатура и губы, в том числе с использованием точечного и аппаратного (вибрационного) массажей. Чтобы расслабить шею прибегают к пассивным движениям головы, а это частично снимает напряжение с корня языка.

Логопедический массаж для детей с ДЦП направлен на укрепление и активизацию мышц языка. Для этого используют деревянный шпатель, которым производят поглаживающие и вибрирующие движения.

Основные приемы массажа показаны на рисунках.

При расслабляющем массаже для усиления указанного эффекта можно на лицо пациента за пять минут до процедуры положить теплый компресс, например, полотенце, смоченное в воде 45℃ и тщательно отжатое.

Нужно правильно использовать инструменты и приспособления. Для этого необходима консультация у логопедов там, где делают логопедический массаж. Инструментальный метод часто применяется для массирования языка, дополняя массажные ручные приемы. Но заменять их полностью не стоит, поскольку определить состояние мышечного тонуса может только логопед, опираясь на свои ощущения во время проведения процедуры.

Логопед.Дефектолог.Логопедический массаж лица и органов артикуляции: Видео