Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как называются люди которые едят с помойки. Фриганы – идейные искатели бесплатной еды в каменных джунглях

Новость последней недели – свалку в Балашихе наконец закрыли. Кошмарный вид и отвратительный запах давно надоели местным жителям. Свалка гнила, дымилась, воняла, но, как это ни странно, приносила некоторым гражданам неплохой доход.

ПО ТЕМЕ

30% мусора на полигоне – пищевые отходы. И ковыряться в них неприятно. Но может случится так, что старания будут вознаграждены сторицей. В выброшенных вещах можно откопать довольно-таки интересные штучки. А отдельные предметы могут принести неплохой доход.

Конечно, редкости попадаются нечасто. На помойке много старой советской мебели. Мало кто из бывших владельцев знает, что она из массива дуба или ореха. Потому что выглядит она как рухлядь. Если собрать много таких обломков – можно их неплохо продать. Кубометр массива дуба продается за 30 тысяч рублей, а ореха – за 60 тысяч.

На полигонах много сломанной техники. Люди выкидывают компьютеры и неработающие телевизоры. А предприимчивые граждане собирают выброшенные мониторы и системные блоки, разбирают по частям и несут в скупку. Можно найти старую одежду, битую посуду. И, самое главное, среди всего этого хлама реально отыскать очень интересные, а порой совсем не дешевые вещицы. Практически все более-менее приличные находки с помоек продаются на блошиных рынках, таких как "Салтыковка".

сайт поинтересовались у завсегдатаев "блошки", сколько можно заработать на мусоре

Андрей Анатольевич – вольный торговец-старьевщик – рад тому, что закроют помойку в Балашихе: "Хоть свободно проехать можно будет". Он вообще уверен, что сейчас найти на помойках что-то ценное практически невозможно. Это редкость и большая удача. Лет семь назад он ходил в пункт приема макулатуры как на работу. В неделю находил 3-4 антикварных книги в нормальном состоянии, а не оборвыши (когда нет обложки или листов). Теперь не ходит. Основной более или менее нормальный товар собирают дворники, когда разбирают квартиры при переездах. Все найденное заносят в подвал – потом сдают оптом. Он у них и покупает.

"А ходить самому, конечно, можно, – говорит продавец, – но во-первых, надо хорошо разбираться, а во-вторых, успеть опередить конкурентов. Вот сейчас, например, приехала бригада из Киргизии, так у них дети даже фантики выгребают – все в макулатуру сдают. Я на большие помойки – в тех же Кузьминках – раньше за упаковкой ходил. Из магазинов коробки выкидывают – так можно было найти, сейчас и этого нет. Выгодный ли бизнес? Ну не знаю. Иногда, конечно, попадается. Вот, например, смотри что выкидывают".

Андрей достает из закромов двое часов. Оба циферблата – швейцарские. Причем одни часы – наградные. С памятной надписью – "офицеру … за долгую службу". "Обидно, – говорит он, – это ведь после войны вручали. Человек заслужил, а родственникам вообще все равно. Все выбрасывают. Так нельзя". Но тем не менее, раз выбросили и никому не нужно – можно продать. Такие часы стоят порядка 5000 рублей.

Практически все, чем торгует Андрей – с помойки. Он особо товар не разбирает. Просто рассортировывает по коробкам. Значки – со значками. Бусы – с бусами. Часы – с часами. Его личное увлечение – старые книги. Но продавать приходится все. Среди груды мелочи попадаются и настоящие раритеты. Покупатели, зная это, приходят к Андрею регулярно. Работает ранок только по субботам и воскресеньям – и не близко. Вот раз в неделю и приезжают искать богатства. Куда дальше попадает купленный здесь товар – неизвестно. Может быть, в антикварные салоны. Может, в личные коллекции. Единственное, что советует Андрей Анатольевич: "Все, что купил – обработай сначала хотя бы водкой – а то ведь на помойке нашли".

Здесь, на "блошке", многие работают в перчатках. Не для того, чтобы, как в музее, ценность экспоната не нарушить, а чтобы не испачкаться или еще хуже – чем-нибудь не заразиться. У Натальи Ивановны – исключительно фарфор. Разного качества и разного времени. В основном свой, из дома. Но бывает, и она покупает у того, кто приносит. Она вообще не уверена, что со свалки.

"Я ведь не спрашиваю. Подойдет бабка какая-нибудь, а иногда и парень молодой – надо? Если цена устраивает – беру. Закон рынка, если знаю, что продам – конечно, возьму", - рассказывает она.

Спрашиваю пожилого мужчину, у которого на покрывале вполне приличные старые керосиновые лампы, самовары и прочая жестяная утварь – можно ли заработать на "помоечных сборах"? Дядя Боря, как он представляется, обижается: "Во-первых, сам я по помойкам не хожу. Кто это вам нарассказывал? А деньги заработать? Много тут миллионеров видите? Дай бог на хлеб наскрести! Не от хорошей жизни вся эта торговля. Вот при СССР у меня пенсия была бы 132 рубля, сегодня это 86 тысяч – хорошие деньги, я разве бы торговал? А то вон бабка сегодня целый день стояла – так никто ничего не купил. Мы ей сбросились, кто сколько мог – чтобы неделю до следующего рынка было на что поесть…"

Вот такой вот бизнес. Ненадежный…

Но есть и здесь настоящие "акулы". Это не одинокие старики, и не вольные торговцы. Они приезжают на "Газелях", битком забитых барахлом. Это и старая одежда, и потертые предметы быта. Продавец попросил имени не называть, но сказал, что все это собирается бригадами на свалках и отправляется в перевалочный пункт, а торговцы приезжают и забирают оптом – на вес.

Нашлись люди, которые попытались сделать "помоечный бизнес" цивилизованным. И предложили жителям сразу нескольких городов не выбрасывать ненужные вещи, а позвонить им. Приедут, все заберут и вывезут абсолютно бесплатно. И старую мебель, и домашний хлам, и посуду. Назвали свой проект соответственно – "Свалка".

Граждане избавляются от всех ненужных предметов, вообще не доходя до помойки. А вывезенные вещи собирают на складе, где все разбирается, моется, дезинфицируется кварцеванием, а потом продается. Сотрудник "Свалки" Ирина уверена, что часто люди вообще не понимают, что выбрасывают и отдают, например, "кузнецовские" старинные чашки или другие раритеты. Правда, она убеждена, что сейчас подобное случается чрезвычайно редко. Но закон один – что для одних хлам, то для других ценность.

Покупать старье, как ни странно, приходит очень много молодежи. Покупают виниловые диски, прикольную одежду ищут. Люди постарше приходят за книгами. Молодые родители – за игрушками. Продается все, и каждая вещь находит своего хозяина. Но поскольку цель проекта благотворительная, дело это не очень выгодное. Зато, по мнению Ирины, интересное и приятное: "Приходят люди и радуются, говорят, как тут у вас интересно. Сколько всего разного. И покупатели – люди необычные, неординарные. Поговорить с ними всегда интересно".

Как выяснилось, не все, что находится на помойке, является мусором. Но к вечеру даже на блошином рынке остается много вещей, так и не нашедших хозяина. И весь хлам вновь сваливают в контейнеры неподалеку. Казалось бы – мусор от мусора…Так нет! И здесь еще неуемные граждане умудряются найти что-то ценное. В основном – книги. Которые сегодня совсем никому не нужны… Такой вот круговорот мусора в природе.

freeganism от free - «свободный, бесплатный» и vegan - «веганизм ») - стиль жизни, отрицающий принципы потребительства . Его приверженцы ограничивают свое участие в традиционной экономической жизни и стремятся к минимизации потребляемых ресурсов. В качестве источника продуктов питания и других материальных благ фриганы используют свалки , мусорные контейнеры и т. п. В отличие от бездомных и нищих , фриганы поступают так в знак нежелания быть частью экономической системы купли-продажи. В узком смысле фриганизм есть одна из форм антиглобализма .

Наибольшего расцвета движение фриганов достигло в Швеции, США, Бразилии, Южной Корее, Британии и Эстонии .

Этимология названия

Термин «фриган» появился в середине девяностых. Автором термина, судя по всему, является Уоррен Окс, ударник группы Against Me!, который в 1999 году написал манифест фриганов - памфлет «Почему фриган?». Слово freegan происходит от слова vegan - так себя называют радикальные вегетарианцы. Это связано с тем, что большинство фриганов также поддерживают основные положения движения веганов .

Предпосылки возникновения

Самыми ранними предтечами явились организация Food Not Bombs, а также анархистская труппа уличных артистов Diggers, которая существовала в шестидесятых в Сан-Франциско и принципиально не покупала пищу и не пользовалась платными социальными сервисами (последнее характерно не только для них, наиболее радикальные растаманы отрицают официальную медицину, Боб Марли, как известно, отказался от операции, что стоило ему жизни). По мнению Боба Торреса, профессора социологии Университета Св. Лоренса в Кантоне, штат Нью-Йорк, движение фриганов стало настолько популярным из-за растущей в обществе фрустрации, связанной с неудачами экологического «мейнстрима». Торрес указывает на то, что зелёные не всегда задумываются, сколько природных ресурсов требуется для производства тех натуральных экологически чистых продуктов, которые они употребляют .

Идеология фриганизма

Как говорит Вайсман, фриган стремится противопоставить себя обществу потребления , основанному на конкуренции , имморализме , конформизме и жадности . Поэтому фриган должен потреблять лишь необходимый минимум, помогать другим и быть щедрым.

Основная цель фриганов - минимизировать или вообще исключить свою финансовую поддержку корпораций и остановить тем самым глобализацию мировой экономики, дистанцироваться максимально от общества бесконтрольного потребления.

Обычно они употребляют в пищу те продукты, что были забракованы перед поступлением в супермаркеты и выброшены на помойку в свежем виде. Обычно эти продукты годны к употреблению в пищу, и причина того, что они оказались на помойке, в том, что один образец из партии оказался некондиционным. Многие из них также одеваются в вещи, найденные на помойке, и имеют домашнюю утварь, также бракованную или выброшенную кем-то в контейнер в б/у состоянии. Часть найденных непродовольственных товаров они обменивают на блошиных рынках на нужные им вещи, не признавая денежных отношений.

У фриганов существуют свои законы, свой кодекс чести. Так, фриганы роются только в помойках супермаркетов и многоквартирных домов, всё то, что валяется на задворках частных домов, не подлежит использованию. Фриганы из соображений безопасности никогда не копаются в контейнерах с медицинскими отходами возле клиник.

Кодекс чести запрещает фриганам залезать в поисках добычи в контейнеры, находящиеся на закрытых территориях. Фриганы обязаны соблюдать чистоту возле мусорных ящиков, оставлять их в лучшем состоянии, чем они были до их визита, чтобы облегчить труд фриганам, которые туда придут следующими. Фриганы не должны забирать из ящиков документы или бумаги с какими-либо конфиденциальными записями, вмешательство в личную жизнь людей на основе находок из помойки категорически запрещается .

Фриганизм и вегетарианство

Фриганизм в России

Ансамбль "Стол-Стул-Стены", играющий импровизационную инструментальную музыку, назвали свой первый альбом "Ищите на помойках" и распространяли его на московских мусорках, предлагая слушателям миновать потребительскую цепочку.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Философия фриганов осуждает и отрицает любое сверхпотребление и сверхпроизводство - вместо участия в поддержании традиционной системы купли-продажи они практикуют сбор продуктов и прочих материальных благ на мусорках. Движение пришло из США и сейчас широко распространено в Старом Свете. При этом проблему иррациональной растраты продуктов в Европе сегодня начинают обсуждать не только экоактивисты, но и - не так давно французский парламент принял «закон Макрона», который обязывает любой продуктовый магазин во Франции, площадь которого превышает 400 квадратных метров, передавать все выведенные из продажи пищевые продукты в благотворительные организации и нуждающимся.

В России идеи фриганизма пока не так распространены, а те, кто практикует здесь дампстер-дайвинг, занимаются этим не столько из экологических соображений, сколько из прагматических. Хотя бывает по-разному. Мы расспросили пятерых практикующих фриганов о мотивации, отношении к потреблению и правилах «охоты» за мусором.

Алексей Грибель

Я переехал в Питер два с половиной года назад и после долгих скитаний поселился в комнатке без всего. В квартире жили молодые ребята (состояние её было изрядно убитое на тот момент, когда они въехали) и не успели ещё привести всё в порядок. Я стал обращать внимание, что разную мебель и строительные материалы постоянно выбрасывают около нашего дома, и после некоторого внутреннего противоборства притащил домой хороший раскладной диван, а потом и разную посуду.

При невысоких условиях жизни хочется жить хорошо. Так я стал чаще посещать свалки во дворах моего района и больше облагораживать свой новый дом. Набрав побольше стенок от старых шкафов и побольше досок, смастерил крепкий второй этаж, который стоял и после того, как я отчалил оттуда.

Как-то раз моя знакомая назвала меня фриганом и рассказала мне про движение. Но на тот момент я брезговал брать еду. К еде я обратился, когда переехал на новое место на Петроградской. Вот там-то я и узнал, насколько отъелись состоятельные люди. В дом стали приходить модные вещи в большом количестве, которые были ношены от силы один сезон, и на одежде было сэкономлено порядка 40–50 тысяч за полгода.

Я одел себя, свою девушку, и мы много всего раздавали друзьям и относили на фримаркеты. Из еды на наш стол стали попадать сыры, творог и сметан, срок годности которых на несколько часов перевалил за циферку на упаковке. Не будь этих цифр, многие люди, наверное, с голоду померли бы, не зная, пропало оно или нет.

Кроме еды и одежды, я находил флешки для фотоаппаратов, плеер, профессиональный фен, 17 тортов, ящик конфет, много было разных дорогих женских вещей и обуви в прекрасном состоянии дорогих марок. Но венцом моих находок стали две шкатулки с украшениями пару месяцев назад, когда я проводил экскурсию для журналистов местного телеканала. Там была преимущественно дешёвая бижутерия и украшения из поделочных камней, но главной находкой стало треснувшее обручальное кольцо, кольцо с бриллиантом, золотая и серебряная цепочки. Этот венец в ломбарде оценили в 11,5 тысяч рублей

Я стараюсь брать ровно столько, сколько мне нужно для проживания. Деньги - это эквивалент труда, так зачем тратить их на необходимые вещи, если они вокруг меня бесплатно?

На самом деле удивительно, как много ресурсов люди превращают в мусор, даже не израсходовав и половины. Забивая холодильники до отказа, люди выбрасывают в мусорку как минимум треть того, что просто испортилось. Я стараюсь брать ровно столько, сколько мне нужно для проживания. Деньги - это эквивалент труда, так зачем тратить их на необходимые вещи, если они вокруг меня бесплатно?

Это как квест, есть несколько контрольных точек на твоём маршруте, и в некоторых из них для тебя оставлены сюрпризы, твоя задача - пройти эти точки и найти то, что для тебя оставили. Радует, когда есть осознанные граждане, которые, избавляясь от ненужных вещей, не бросают их в бак, а оставляют рядом на видном месте - так любой желающий может забрать их себе и путь этих вещей продолжится. Ведь представьте, что каждая вещь, которую выбрасывают, была кем то собрана, соткана, сшита, сколочена, выращена, рождена, на это были затрачены огромные ресурсы, силы и время, но прожорливость человечества такова, что нужно от всего надкусить краешек, а потом выкинуть. Такая вот система потребительства.

Я ужаснулся, когда за «Пятёрочкой» обнаружил гору из приблизительно 30–40 куриных грудок и бёдер; поначалу я обрадовался, мол, дома будет пир, но после перед глазами пробежала картина жизни. Куриц вырастили, забили, разрезали на куски, положили на полки красоваться на три дня, чтобы потом они отправились бесславно кормить червей. С тех пор я не покупаю мяса. Я ем его, если только меня угощают или если я его нахожу.

Родные сильно переживали, чтобы я ничего не подхватил, но достаточно соблюдать простые правила гигиены, постирать или помыть с мылом - и вашему здоровью ничего не будет угрожать. Сейчас они спокойны. Моя девушка поддерживает меня и всегда рада, когда я приношу домой что-то интересное и вкусное, также составляет мне компанию в прогулках. Есть пара друзей, которые раньше скептически относились к фриганству, но сейчас могут составить нам конкуренцию по части добываемого скарба.


Наташа Дзен

Я фриганю около двух лет. Всё началось с того, что я стала находить материалы для учёбы, когда училась на художника. Потом это стало достаточно привычно, и я начала больше фриганить вместе со своим другом Алексом. Для меня это не борьба и не протест, просто способ сосредоточиться на более нужных вещах, больше вкладывать деньги и время в своё творчество и интересы, а не тратить на бытовые нужды. Постепенно начинаешь покупать всё меньше, привыкаешь находить или делать самому всё необходимое. Вообще для меня всегда был идеалом DIY-образ жизни, а фриганство - это такой промежуточный опыт жизни в каменных джунглях. Большинство найденных вещей нужно совсем немного починить, подшить, постирать. Но большинству людей проще не заморачиваться и купить новое.

Обычно всё происходит как-то между делом, по пути куда-то, например от метро до дома. Целенаправленно идти фриганить приходилось только тогда, когда совсем не оставалось денег. Мы часто переезжали и всегда находили хлебные места рядом. Ну и ты постепенно становишься внимательней к таким вещам.

Беру только то, что нужно, и ничего больше. Есть много мест, где ежедневно выбрасывается свежая еда, в этом смысле самые дорогие места - наилучшие для нищебродов, материалов для ремонта от досок до шпаклёвки - невероятное количество на каждом шагу, одежду и обувь часто выбрасывают не потому, что она испорчена, а просто потому, что вышла из моды, надоела или купили что-то новое.

Для меня всегда был идеалом DIY-образ жизни, а фриганство - это такой промежуточный опыт жизни в каменных джунглях.

Недавно Алекс принёс зеркало высотой два с лишком метра, которое выбросили из салона красоты неподалёку, а я всегда хотела такое. И всё равно каждый раз я не перестаю удивляться, как часто люди выбрасывают новые, иногда не распакованные вещи, абсолютно исправные. Скалывается общее впечатление, что люди ****** [обнаглели].

Мы часто отдаём вещи друзьям или через всякие группы взаимопомощи. Пару раз продавали и сдавали в ломбард. Все знакомые в курсе про фриганство, для кого-то пример оказался заразительным.

Те, кто знает нас и наш образ жизни, видят позитивную сторону и относятся с интересом, пониманием. Но я совершенно спокойно воспринимаю и негативную реакцию. Она идёт, как правило, от незнакомых людей. Единственное, мне не нравится, когда фриганов сравнивают с шоплифтерами. Последнее я совсем не поддерживаю.

Я никому фриганство не рекомендую, это не для всех. Был такой момент, когда мы фриганили всей квартирой летом, совсем не покупали еду. В итоге один сосед сделал вывод, что ему больше подходит покупать овощи, чем в определённое время забирать их после закрытия овощных ларьков, затем перебирать, обрезать и мыть. Ты выбираешь - тратить своё время и силы либо деньги. Всегда можно найти компромисс, сейчас всё происходит как-то легче и быстрей, видно, с опытом. Каждому лучше самому выбирать свой ритм и стиль жизни.

Руслан Журавлёв

Да я уже давно в этой теме. Сейчас мне 27, а начал я, можно сказать, 20 лет назад, когда был ещё школьником - проходил как-то около помойки и увидел, как в контейнере копалась бабушка, я тоже подошёл, посмотрел, глаза загорелись от радости, я открыл пакет, а там, насколько помню, лежал плеер кассетный. По тем временам это было круто - не у каждого он был.

Сегодня во многих странах люди голодают и не знают, что такое нормальная еда и вода, но в развитых странах выкидывают вполне нормальную еду и вещи.

Вообще, для меня это больше азарт, или даже привычка, или мания. Это как покурить для кого-то или выпить. Хотя я вроде бизнесмен, у меня небольшая сеть суши-магазинов в Москве, у меня всё, в общем-то, есть, но я не такой, как все, и понимаю, что надо быть собой.

Собираю всё у мусорок около магазина, там обычно товар выкидывают хороший, прямо с прилавка. Приезжаю на машине, надеваю перчатки, беру влажные салфетки - и вперёд. Народ, конечно, смотрит осуждающе в основном, но кто-то даже присоединяется, ведь на одну зарплату не проживёшь. Тем более я не нарушаю закон, мусор за собой убираю.


Олег Давыдчик

Началось всё с того, что мой друг поехал в кругосветку. В Нью-Йорке он познакомился с этой движухой. Там это вообще просто. Аренда земли дорогая, поэтому многие магазины не имеют своих баков, а просто к вечеру выставляют большие мусорные пакеты с едой на улицу у дороги. Если успеешь первее мусорщиков, то сможешь набить свой холодильник под завязку.

Всё это выглядело дико интересно! Гораздо интереснее, чем просто покупать еду в магазинах. Поэтому, когда мой друг вернулся в Беларусь, мы решили проверить минские баки на наличие еды. И открыли настоящий фруктовый рай. Это была зима, но, если честно, я даже летом столько фруктов не ел. В первый раз мы привезли три больших коробки хурмы, во второй раз - две коробки бананов и кучу других овощей и фруктов . Тогда я только в общих чертах знал, что это называется дампстер-дайвинг или фриганизм. Это было просто интересно: садиться в тачку, брать фонарики, перчатки и с наступлением темноты ехать в рейд по городу, а потом удивлять друзей фотографиями найденного и угощать всех килограммами фруктов и свежими салатами. Этакий фруктовый Робин Гуд.

В какой-то момент мы даже решили завести инстаграм Dumpsterchef , туда в основном попадают фотографии найденных в мусорных баках магазинов Минска продуктов или того, что мы из них приготовили. Сейчас я немного больше знаю про идеи фриганизма, и многие из них мне близки. Суть в том, что это своеобразный протест. Протест против сумасшедшего потребительства, которое набирает обороты в современном мире. Человек производит гораздо больше, чем ему надо, гораздо больше, чем может потребить.

Я где-то читал, что в мире на разных этапах выбрасывается от 30 до 50 процентов продовольствия. Эта цифра даже мне кажется немного завышенной, но всё равно я вижу, что еда на самом деле выбрасывается тоннами. Это колоссальные объёмы. А ведь на производство и утилизацию всего этого уходит огромное количество энергии и природных ресурсов. Так что это напрямую связано и с вопросами экологии. И тем не менее я не могу назвать себя идейным фриганом. Да, я согласен со многими его идеями, но если говорить по-честному, то я занимаюсь этим больше из интереса. Где-то это неплохой способ сэкономить (особенно в дорогих странах вроде Норвегии), где-то это способ развлечься: насобирать еды, а потом собрать кучу друзей. Ну и вообще, я считаю глупостью идти и покупать то, что лежит просто так с другой стороны магазина. Мне кажется, в этом есть доля абсурда.фотографию . Мы ничего подобного даже близко в наших странах не встречали. Слева вверху можно заметить ананас. На полном серьёзе, ананаса вкуснее я в своей жизни до этого не ел. У нас такие в магазинах даже не продаются.

Кроме фруктов, очень много молочки, разных конфет, батончиков, выпечки. Мы с подругой не едим мясо, но его там тоже можно собирать килограммами. Срок годности почти всех продуктов не истёк, а только подходит к концу.

В целом в Европе гораздо лояльнее к этому относятся. В некоторых фруктовых лавках есть практика просто выставлять залежавшийся товар напротив магазина. Хочешь - бери. Порой выпечку выставляли в отдельном большом пакете. Во многих пекарнях ближе к вечеру можно спрашивать старый хлеб прямо у продавцов. Они без проблем отдадут то, что не смогли продать за день. У нас всё-таки отношение немного другое.

Для Минска мы сделали специальную карту с магазинами тех районов, которые мы успели объехать. На ней помечены магазины, в которых наверняка можно как минимум подобрать себе что-нибудь на ужин. Но чаще всего стоит брать пакет побольше. В целом стоит выбирать магазины покрупнее, где идёт большой оборот продуктов. Дальше направляемся на задний двор выбранного магазина и ищем мусорные баки. Чаще всего у нас это обычные пластиковые баки, но иногда попадаются и специальные большие контейнеры для уничтожения мусора. В них лучше не залазить - может закончиться плохо.

Также стоит понимать, что если баки стоят просто на улице, то вы без проблем можете в них заглядывать и не бояться угроз со стороны работников магазина - закон вы не нарушаете. Но если мусорные баки стоят за забором, на прилегающей к магазину территории, то официально вам туда нельзя. Тем не менее если ворота открыты или вы чувствуете в себе достаточно смелости, чтобы перелезть метровый заборчик, то можете проверить и эти мусорки. Скорее всего, вас там ожидает джекпот. Но только в данном случае лучше не вступать в конфликты с администрацией и по первому требованию покидать запретную территорию.

Дальше просто начинаешь исследовать содержимое баков. Чаще всего сразу понятно: или там кроме бычков и пустых коробок ничего нет, или стоит посмотреть повнимательнее - и, скорее всего, в этом пакете тебя ждут пара килограммов персиков. У нас в основном выкидывают только фрукты. Но вообще, лучше внимательно смотреть, что берёшь. Обращать внимание на срок годности. особенно если это молочная или мясная продукция. Если ты сомневаешься в свежести каких-то продуктов, то лучше не брать их. Также не стоит брать больше, чем тебе надо. Мы же не хотим выбрасывать всё это по второму кругу?

Фотографии: «Википедия» , , , Олег Давыдчик.

Насте Лапше 21 год, и она фриганит уже почти год. Она нигде не учится и не работает, а большую часть еды и вещей находит на помойках. По ее словам, в мусорных баках можно отыскать практически любой деликатес - от овощей и фруктов до консервированной фунчозы и блюд из ресторанов. Там же Настя однажды находила дневник нациста-семиклассника и муляж человеческого черепа. The Village Екатеринбург пообщался с Настей и узнал, как и зачем фриганы находят еду на помойках, насколько безопасно есть такие продукты, и как девушку воспринимают в обществе.

Настя Лапша

фриган

Об идеологии фриганизма

Фриганы - это люди, которые вместо того, чтобы тратить деньги на еду, на вещи, целенаправленно идут за ними на мусорку. Движение фриганизма пришло из капиталистического центра мира, США, во второй половине прошлого века. От бомжей и нищих фриганы отличаются идеологической составляющей движения - тем, что они сознательно хотят снизить уровень потребления. Мы живем в мире, где магазины и рестораны каждый день выбрасывают тонны абсолютно нормальной еды, которая остается к вечеру.

Фриганы имеют много общего с веганами. Слово «фриганизм» образовалось от английского free - «свободный, бесплатный» и vegan - «веганизм». Некоторые фриганы при этом не отказываются от мяса: если покупаешь мясо в продуктовых, то спонсируешь корпорации, которые убивают животных, а если находишь мясо в мусорке, то животное уже было убито и выброшено. Ты не причастен к этому - наоборот, ты освобождаешь его. Я не ем мясо даже из помойки, но некоторые едят, при этом никогда не его специально покупая, они тоже считаются веганами. Кто-то из фриганов сортирует отходы, устраивает фри-маркеты, то есть бесплатно раздает одежду. Некоторые устраивают лекции, благотворительные концерты в поддержку кого-либо.

Одна из причин стать фриганом у многих заключается в отсутствии денег. Некоторые люди просто отрицают современное общество и не хотят в нем жить

Одна из причин стать фриганом у многих заключается в отсутствии денег. Некоторые люди просто отрицают современное общество и не хотят в нем жить. Они сквоттируют (Сквоттинг - процесс самовольного заселения незанятого или покинутого здания людьми, не являющимися его арендаторами или собственниками, и живущих там без разрешения , - прим. ред.), живут на вписках и едят из помоек. По сути, они маргинализируются, чтобы меньше трудиться на работе и меньше зарабатывать. Сейчас труд такой, что на работе ты тупеешь - а когда ты фриганишь, для жизни в месяц необходимо тысяч пять, не больше. Поэтому выбор многих очевиден.

В России движение развито не очень хорошо - даже в Москве и Питере, не говоря о Екатеринбурге. Вокруг фриганизма есть множество стереотипов: что это нестерильно, что фриганы ведут себя, как бомжи. Но мы всегда надеваем перчатки, пользуемся фонариками, внимательно нюхаем и проверяем еду, моем все с мылом и дезинфицируем. Невозможно заразиться чем-то, если не совать все сразу в рот. В Европе вообще много лайфхаков бесплатной жизни. Например, можно собирать и сдавать бутылки. Там топят за экологию, поэтому таким образом можно нормально зарабатывать.

О пути к фриганизму, работе и деньгах

Я пришла к фриганизму прошлой осенью, практически год назад. Сейчас мне 21. Главными мотиваторами стали отсутствие денег и нежелание спонсировать систему. Мне не нравится, какую работу предлагает современное общество. Оно предлагает работать за мизерную зарплату с утра до ночи, горбатиться в ужасных условиях. Это не кажется мне справедливым. Остается либо заниматься любимым делом, либо фрилансить. Но любимое дело - не всегда заработок. А фриланс иногда идет в разрез с тем, что ты хочешь - массовое искусство или андеграунд.

Сейчас я практически ничем не занимаюсь, только начинаю рисовать для себя. Недавно я отчислилась из университета. Я стала разъезжать и жила то в Москве, то в Екатеринбурге, то где-то еще в России. Весной мы с друзьями как-то сквоттировали в центре Екатеринбурга, устраивали там поэтические вечера, концерты и все там изрисовали. В бараках было много советской литературы и вещей, детские игрушки.

Мы всегда надеваем перчатки, пользуемся фонариками, внимательно нюхаем и проверяем еду, моем все с мылом и дезинфицируем

Сейчас мне финансово помогают родители, но я хочу отказаться от помощи и жить самостоятельно. Я трачу мало и даже не знаю, на что мне тратить, одежда есть. Даже если не рыться в помойке, можно есть самую дешевую гречку из магазина. Когда я жила в Москве, я тратила тысячи четыре в месяц: две - на безлимитный проездной, еще две - на что-то нужное. Деньги могут понадобиться только на лекарства, на вещи первой необходимости. Если ты художник, то деньги нужны на краски, а фанеру и доски тоже можно найти в заброшенных зданиях. Если я покупаю что-то в пластиковых или картонных стаканчиках, то потом на них рисую. Еще до фриганизма я рисовала на коробках от пиццы, которые оставались после доставки.

В будущем мне хочется по максимуму познать взаимодействие с миром, с людьми. Есть мечта - объединиться с художниками по интересам, делать что-то совместное, не только для себя, но и для людей. Какое-нибудь действенное социальное искусство. Все это можно связать с веганством, сквоттированием, волонтерством. Хорошо заниматься чем-то для себя и совмещать это с социальной работой, с помощью ущемленным людям.

О сообществах фриганов

В Екатеринбурге сообщество фриганов «ВКонтакте» четыре года назад создали мои друзья, сейчас им занимаюсь я. У нас есть своя интерактивная карта, из которой можно узнать, где существуют полезные точки и в какое время магазины и кафе избавляются от продуктов. Время от времени мы устраиваем рейды и исследуем город совместно с другими участниками сообщества.

Есть определенная тусовка людей, которые выступают против потребления. Если ты заинтересовался фриганством, тебе становится любопытно, как еще можно жить. Есть сообщество фриганов «ВКонтакте» - «Сфриганили», там можно найти информацию о фриганах любого города России. Кого-то можно встретить прямо на мусорках. Например, в центре Москвы есть кафешки, которые регулярно выкидывают много готовой еды в большую мусорку. За раз у нее могло собраться по 15-20 человек - так и знакомились.

Среди фриганов можно встретить разных людей - и студентов, и работающих. Когда я жила в Москве, бывало, что из магазинов мы выносили по 3-6 коробок - еды было так много, что мы даже не знали, куда ее девать. Помимо просроченной продукции, в мусорку попадает и та, у которой закончился срок реализации. Он короче срока годности, поэтому магазины избавляются также от товаров, соответствующим всем нормам употребления, но запрещенным к продаже.

Есть определенная тусовка людей, которые выступают против потребления. Если ты заинтересовался фриганством, тебе становится любопытно, как еще можно жить

О бомжах и малоимущих

Если говорить про бомжей, то мне кажется, они мало знают о фриганизме. Когда люди понимают, что есть халява, они начинают относиться к этому более жадно, поэтому иногда среди фриганов возникает конкуренция. Главное - не намусорить, потому что бывали случаи, что если намусорили, то по этой причине магазины и кафе закрывали помойки от всех зевак.

Нужно проводить акции по их просвещению. Нужно не давать им бесплатную еду, а учить их существовать и выживать более-менее цивильно. Рассказывать, что есть такая субкультура, образ жизни, что действительно выкидывают много хорошей еды. Потому что когда ты даешь что-то человеку, он начинает просить все больше. В Москве у меня не было конкуренции с бомжами, потому что мусора там много, и почти весь - открытый. В Екатеринбурге в своем районе я часто прихожу на помойку и встречаю бомжей - я сразу ухожу, потому что не хочу отбирать и драться с ними за еду.

Я считаю, что о фриганизме важно рассказывать всем бедным, малоимущим, многодетным, безработным, которым не хватает времени, чтобы работать. Этим людям надо показывать. Это несправедливо: ты приходишь на мусорку, а там, например, целая коробка выкинутого хлеба, который можно было отдать тем, кто голодает. Магазины должны вносить закон, о том, чтобы еду не выкидывали, а отдавали.

Это несправедливо: ты приходишь на мусорку, а там, например, целая коробка выкинутого хлеба, который можно было отдать тем, кто голодает

В Москве и Питере подобным взаимодействием занимались Food Not Bombs - группы активистов, бесплатно раздающие веганскую и вегетарианскую еду. Движение зародилось в США в начале 1980-х. Значительное количество пищи, распространяемой активистами, - это излишки, которые иначе испортились бы на складах, рынках и в супермаркетах и оказались бы выброшенными. Поэтому они тоже фриганят и раздают еду бедным людям.

В Екатеринбурге еду бездомным раздавали возле церквей и вокзала, но от моей помощи и фриганства там отказались. Мне кажется, что нужно связываться с конкретными организациями, которые помогают людям, и снабжать их едой. В Екатеринбурге мне сложно это сделать, потому что здесь выкидывается относительно немного еды, и нужно прокормить сначала себя. Это, скорее, тема для Питера и Москвы.

О находках

Я стараюсь выходить за едой каждый вечер, если у меня есть время. Обычно в моем районе попадаются мешки картошки, фрукты, молочка, фунчоза по сто рублей, в баночке, абсолютно нормальная. Еще лайфхак - приходить на рынки по вечерам, когда продавцы уже собираются. На полу валяется много целых фруктов и овощей, их тоже можно брать.

В Екатеринбурге продукты мы находим еду в основном у магазинов - в обычные помойки люди выкидывают уже тухляк. Фриганы не едят протухшую еду (кроме молочной продукции, которую можно использовать в приготовлении блинов). В моей практике фриганы редко травились - а если травились, то это были люди со слабым желудком или те, кто съедали не очень хорошее мясо с помоек.

Часто выбрасывают интересные вещи. Я находила старые монеты, старые фотокарточки, кроссовки и много одежды. В нашем городе люди живут беднее, чем в Москве - москвичи богатых районов зажрались и выкидывают то, что еще даже не успело износиться. У нас хорошие точки есть в районе Ботаники и метро Динамо. Я живу в Пионерском, и здесь с этим сложновато.

Самое странная вещь, которую я находила - личный дневник нациста-семиклассника. Сверху были нацисткие знаки и изображения Сталина с Гитлером, внутри - много рисунков. Мне кажется, чья-то мама просто нашла его и выкинула на помойку. Дневник я забрала себе, но потом где-то потеряла. Однажды я нашла череп - похожий на тот, что стоит в школьных кабинетах биологии. Его я поставила у себя дома.

Сотрудники магазинов и кафе относятся к фриганам по-разному. Кто-то отдает продукты, с некоторыми можно договориться. Некоторые выгоняют сразу, как только видят. К примеру, в Москве есть дорогой магазин «Азбука вкуса», где сотрудники очень остро реагируют на фриганов. Мусорки там находятся за забором, поэтому чтобы до нее добраться, приходится влезать на частную территорию. По факту, фриганам даже могут предъявить, что они похищают чужие продукты. Но это же смешно: магазин уже выкинул продукты, но по факту они до сих пор ему принадлежат. В Москве я чаще всего фриганила по ночам, поэтому меня не замечали.

Во многих кафешках в центре Москвы еду просто выносили во двор на больших мусоровозках и говорили: «Вы только потом за собой уберите». Но в одном кафе, например, наоборот: перед тем, как вынести продукты, специально их всех открывали и портили, чтобы мы не могли взять их себе. Могли высыпать продукты в один бак, сверху полить коктейлями и все перемешать. И недоумевали: «Почему ты берешь еду из мусорки, пойди и купи ее в магазине».

Обычные прохожие воспринимают фриганов нормально. Пару раз нас даже принимали за бомжей и давали деньги. Бывает, что со мной начинают знакомиться, чтобы узнать, чем мы таким занимаемся - для людей это выглядит необычным. Некоторые видели, что это интересно, и начинали рыться в помойке вместе со мной. В Москве у меня было много забавных случаев с маргинальными людьми, попадались всякие фрики, тронутые на голову и старики. Они начинали со мной говорить, рассказывать какие-то шутки, травить байки про свою жизнь.

Мой друг как-то познакомился с девятнадцатилетним бомжом, который уехал из Самары, чтобы делать в Москве бизнес. Полгода он жил по впискам, три дня в «Кофешопе» - просто брал там печеньки по акции

Мой друг как-то познакомился с девятнадцатилетним бомжом, который уехал из Самары, чтобы делать в Москве бизнес. Полгода он жил по впискам, три дня в «Кофешопе» - просто брал там печеньки по акции. Он не обычный бомж: он подросток, который пытается замутить бизнес, но вообще не знает, как это сделать. Все время ходит с рюкзаком и с пакетами, в которых кастрюли. Просто он так вот взаимодействует с миром и верует в Христа и колдунов.

Агрессии со стороны прохожих я не встречала. Правда, знакомые рассказывали мне, как их кусали бомжи или били бабки, которые продают еду с помоек. Да, некоторые умудряются продавать найденную еду в переходах и на остановках. Часто, когда я еду в метро с открытой коробкой, у меня все спрашивают: «Это что, продается?» Мои близкие не знают, что я фриганю, но я рассказывала им, что в этом нет ничего плохого.

Юра не бездомный и не маргинал. Он питается едой с помоек, потому что убежден, что всю необходимую еду можно не покупать. Такой способ добычи еды называется фриганизм или фриганство. Павел Никулин провел несколько дней с фриганами - идейными противниками потребительского образа жизни.

Кризис перепроизводства

«А сейчас кто-то лишится **ала!» - нарушил ночную тишину злой мужицкий возглас.

Я услышал этот страшный крик и вжался спиной в пластмассовый мусорный бак. Ладонь нащупала ржавый канцелярский нож, найденный пару минут назад.

Выкрик отвлек меня от копания в помойке одного из продуктовых ритейлеров на окраине Питера. Ничего незаконного я вроде не сделал, но меня вдруг посетила мысль, что меня разоблачили и будут наказывать. Мой спутник Юра закрыл ладонью налобный фонарик и поднес палец к губам.

Минута в тишине. Выкрик адресован не нам. Самое время вернуться к мусорным бакам.

Наклони и потряси его, - командует Юра. Из бака выкатываются клубни картофеля. Складываем их в кислотно-зеленый пластиковый пакет для мусора. Туда же я кидаю упаковку шампиньонов, кабачок, кучу моркови в сетке, мягкий обезжиренный творог, который я обычно съедаю на завтрак. Юра набирает в свой рюкзак каких-то сладостей.

Осталось поделить бананы. На мой взгляд, их тут около двух килограммов. Большие ярко-желтые с тонкими черными прожилками бананы лежали в деревянном ящике. Настоящее богатство. Праздник. Пир.

Юра - анархист. У него есть дом, он часто делает какую-нибудь работу за деньги, любит путешествовать.

«Я полтора месяца катался без денег. Воровать я не очень умел, и было стремно там воровать - я не знал, какая будет ответственность. Для меня было большим открытием, что там на помойке были био-йогурты, тростниковый сахар, тортики. То, что я там не могу купить, - там лежит в помойке», - рассказывает он.

Фриганство стало популярным на западе не так давно - чуть больше 10 лет назад. Идея в том, что можно забирать с помоек пригодную к употреблению пищу, количество которой иногда достигает половины ассортимента магазина. Многие из фриганов, как мой знакомый Юра, - анархисты или же по крайней мере занимают жесткие антикапиталистические и антиглобалистские позиции. Поэтому объяснение того, почему пригодная еда попадает в мусорки, у них простое: кризис перепроизводства. Владельцу или директору магазина проще выкинуть на свалку мешок картошки или яблок, чем его перебрать.

«Самая лучшая помойка - это та, где нужно чуть труда, чтобы туда попасть, - перелезть забор, что-то отогнуть. Чтобы это было тяжело», - объясняет Юра.

«Все помойки открытые. Я видел, что порой с них срезают замки, но такие помойки популярны и быстро истощаются. Ты приходишь, а там все разобрано», - разводит он руками и улыбается.

Вместе с ним и двумя его товарищами Аней и Гошей мы пакуем собранную еду на газоне у супермаркета.

Кефир лучше не бери. Тяжелый, да и портится действительно быстро. А молоко и йогурты можешь брать спокойно. Они часто дольше срока годности живут, - делится опытом Гоша.

А сыр? - спрашиваю я, видя, как Юра берет кусок, покрытый по бокам плесенью.

Сыр это вообще круто. Сразу после того, как еду стали запрещать, мы нашли целый бак, полный твердого сыра.

Привет! - нас окликают парень и девушка, появившиеся откуда-то из темноты. Тоже Юрины знакомые. У парня большой пакет. У девчонки - пластиковый ящик, полный пирожных, бананов, йогуртов, а еще пиво и вино. Ребята охотно делятся частью добычи. Я на их еду не претендую. Домой я беру грибы с картошкой, творог, бананы.

Грибы с картошкой я зажарил на ужин. Творогом с бананами позавтракал. Сытно.

«Отрыжка капитализма»

Не затем твои деды воевали, чтобы ты бросил охоту и собирательство! - шутит Гоша. Он называет фриганство «отрыжкой капитализма», хотя и не брезгует фриганить сам. - Фриганство - это крутой инструмент. Ты можешь жраку найти и всякую одежду. Реально на халяву и не вовлекаясь в товарно-денежные отношения. А еще ты видишь, как работает капитализм. Бананы, за которые люди **ярятся в Эквадоре, стоят приличных денег, а на помойке они потом кучей лежат.

Мы сидим с ним, Юрой и Аней в фудкорте одного из питерских ТЦ. Люди рядом то и дело оставляют недоеденные порции риса, картошки-фри, салатов. На приличный ужин еды можно набрать минут за двадцать, а запить все чьей-нибудь недопитой колой. Я так и сделал, пока ждал ребят, на следующий день после похода на первую помойку.

Один наш товарищ не ест не fair trade продукты типа кофе или сахара, но объедается ими с помойки, - кивает Юра (справедливую торговлю или fair trade часто позиционируют как альтернативу свободной торговле. Сторонники fair trade уверены, что рыночные цены не отражают истинной стоимости производства, и считают, что новые правила торговли должны способствовать экономическому росту в развивающихся странах и предлагать лучшие торговые условия для производителей и рабочих - прим. автора). - Он не платит денег за товар, который в рабских условиях произведен, а потом выкидывается тоннами.

Бананы действительно самый частый продукт, который можно найти в мусорке, поэтому любой фриган, как шутит Аня, знает тысячи рецептов блюд из бананов. Она перечисляет основную продуктовую корзину фригана: бананы, молочка, картошка, морковь, «короче, все, что быстро портится, или что-то, что теряет товарный вид».

95% еды можно найти на помойках, говорит Юра. Но покупать что-то все равно приходится. Например, на помойках не бывает продуктов с долгим сроком хранения - сахара, растительного масла, муки, чая, кофе и всякой бытовой химии вроде стирального порошка. Правда, европейцы нашли выход из подобной ситуации. Западные анархисты, когда у них кончался кофе, пробивали нужные им упаковки ножами, а потом забирали с помоек, рассказал Егор.

А мясо? - спрашиваю я.

Юра не ест, потому что ему кажется, что мясом с помойки легко отравиться. А Гоша ест, хотя и считает себя вегетарианцем.

Этого мяса до хера, плюс можно найти всякие вкусняшки типа семги, которую я не ел много лет. Раньше мне казалось, что веган не должен пить молочку. А потом я понял, что если ты не покупаешь и не воруешь, то ничего страшного нет, ты же не участвуешь в потреблении и не поддерживаешь индустрию. Не жрать мясо и молоко с помойки - это не очень. Гниет и гниет. Какая разница?

А еда должна быть бесплатной? - спрашиваю я Гошу, пока Юра идет искать чей-нибудь недопитый стакан с колой.

Да стопудово! Это вытекает из права на жизнь. Это наша привилегированная позиция - мы можем пойти на помойку за едой. У каких-то африканских детей такой возможности нет. Даже бомжей уже будет прогонять охрана, а мы прилично выглядим.

И большинство из нас работает. Это просто один из методов добывать жраку. Мы не на тачку с квартирой копим. Не на винишко тратим. Мы бабки вкладываем в важные проекты, в помощь товарищам.

Место преступления

Ребят, это вообще насколько законно? - спросил я Юру и Женю.

Все-таки мы проникли на запертую помойку.

В Европе были случаи, когда фриганами занималась полиция, но тут обычно всем все равно, - ответил кто-то из них. В большинстве случаев таких, как мы, стараются не замечать. Нас для них просто нет, хотя иногда могут наорать или, наоборот, подсказать, что молоко еще не испортилось.

***
С едой мы управляемся быстро. В этот раз у нас полно мучного, йогуртов, яиц и, конечно же, бананов.

***
Когда я смотрел телевизор, кто-то с экрана сказал, что копаться в мусоре не стыдно, но стыдно быть от этого счастливым. Я думал об этом в полупустом вагоне питерского метро, который нес меня в центр города. От меня воняло тухлой курицей, обувь была перемазана в раздавленных фруктах и овощах, зато рюкзак раздувало от найденной в мусорке еды.

В этот момент я был по какой-то непонятной причине абсолютно счастлив.