Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что значит легитимность власти. Что такое легитимность государственной власти и в чём её суть

В последнее время участились случаи, когда народы тех или иных стран выражают недоверие властям своих государств, при этом в прессе фигурируют такие термины, как "легитимность" и "нелегитимность". Для многих остается непонятным, что означают эти понятия.

Легитимность: что это такое?

Термин "легитимность" происходит от латинского слова legitimus, которое переводится как "законный, согласный с законами, правомерный". В политической науке этим термином обозначают добровольное признание народом за права принимать решения, касающиеся всего народа. В научной литературе можно найти полные ответы на вопросы: "Термин “легитимность” - что это такое? Как понимать выражение “легитимность власти”?" Итак, это политико-правовой термин, который означает одобрительное отношение граждан страны к институтам власти. Естественно, что в таких странах верховная власть является легитимной. Однако когда этот термин впервые вошел в употребление, то обозначал совершенно другое. Это было в начале 19-го века во Франции, в годы узурпации власти Наполеоном. Какая-то группа французов желала восстановить единственно законную власть короля. Вот это стремление монархистов и называлось термином “легитимность”. Что это больше соответствует значению латинского слова legitimus, сразу же становится очевидным. В то же самое время республиканцы стали использовать этот термин как признание данного государства и установленной на его территории власти другими государствами. В современном понимании легитимность - это добровольное принятие власти народными массами, которые составляют большинство. Причем это одобрение в первую очередь связано с моральной оценкой: их представлениями о благородстве, справедливости, совести, порядочности и др. Чтобы завоевать доверие масс, власть старается внушить им идею о том, что все ее решения и действия направлены на благо народа.

Великий немецкий социолог и философ Макс Вебер ввел типологию легитимности власти. Согласно ей существуют традиционная, харизматическая и рациональная легитимность.

  • Традиционная легитимность. Что это такое? В некоторых государствах народные массы слепо верят, что власть - это святое, и подчиняться ей - неизбежность и необходимость. В подобных обществах власть получает статус традиции. Естественно, что подобная картина наблюдается в тех государствах, в которых руководство страной передается по наследству (королевство, эмират, султанат, княжество и т. д.).
  • Харизматическая легитимность формируется на основе веры людей в исключительные достоинства и авторитет того или иного В подобных странах возможно образование так называемого Благодаря харизме руководителя народ начинает верить всей политической системе, царящей в стране. Люди испытывают эмоциональный восторг и готовы во всем неукоснительно подчиняться ему. Обычно такой складывается на заре революций, смены политической власти и т. д.
  • Рациональная или демократическая легитимность формируется ввиду признания народом справедливости действий и решений лиц, стоящих у власти. встречается в сложно организованных обществах. В данном случае легитимность имеет нормативную основу.

Идея легитимного государства исходит из двух и легитимность. Государство такого типа, по сути, имеет полное право требовать от своих граждан послушания, поскольку в этих обществах на первом месте стоит власть закона. Следовательно, независимо от личностей отдельных членов правительства народ должен подчиняться действующим в данном государстве законам. Если же граждан не удовлетворяют эти законы, и они не желают повиноваться им, то у них есть несколько выходов: эмиграция (отъезд из данного государства в другое), свержение власти (революция), неподчинение, которое чревато наказанием, предусмотренным в законодательстве этой страны. Легитимное государство является механизмом передачи от одного поколения к другому права выбора.

от лат. "легитимус" - законный) - законность политической власти, ее общественное признание, одобрение большинством населения и согласие подчиняться власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЕГИТИМНОСТЬ

от лат. Legitimus - согласный с законами, законный, правомерный). Смысл понятия «Л.» переводится на рус. язык как правомочность власти. История понятия «Л.» восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Преимущественно Л. трактовалась как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. Указанный термин ввел в политологию и детально его разработал М. Вебер. Нем. социолог и политолог указывал на то, что любая власть нуждается в собственном самооправдании, признании и поддержке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся разделением прав и обязанностей составляет, по Веберу, основу Л. Подчинение основной «массы» господствующим группам базируется на преимущественно эмоциональном характере принятия власти. Т. о., Л. отражает в основном субъективно - иррациональное отношение лиц и структур подвластных к самой власти. В XX столетии категория «Л.» активно использовалась в западной политической науке. Прежде всего она применяется для характеристики политической стабильности и анализа эффективности деятельности политических институтов. В амер. политологии понятие Л. усиленно разрабатывалось С. Липсетом («Политический человек») и Л. Биндером («Иран. Политическое развитие в меняющемся обществе»), во франц. политической науке М. Дюверже. В конце 60-х - начале 70-х гг. проблема Л. исследовалась в тесной связи с теорией господства представителями «Франкфуртской школы», прежде всего Ю. Хабермасом («Проблемы легитимации позднего капитализма»), а также К. Эдером, К. Оффе и М. Фуко. Л. не только теоретическая проблема современной политологии, но и острейшая практическая задача любых властных систем. Отсутствие широкой Л. институтов власти неизбежно ведет к отказу подвластных признать любые акты власти, независимо от их рациональности, к политической нестабильности, напряженности и усилению конфликтов. Наиболее проблематично обеспечение широкой Л. власти в период трансформации социальных систем, перехода от одного политического режима к другому, когда старые способы обоснования власти разрушены и отвергнуты большинством, в новые еще не созданы и не работают. В такой ситуации власть начинает «буксовать» - решения принимаются, но не выполняются. Как показывает опыт, законодательное расширение исполнительной ветви власти не способствует ее эффективности, преодолению кризиса властных институтов. Выход из состояния «безвластия» возможен на пути поиска и создания широкой Л. власти, необходимым условием которой являются в демократическом обществе свободные выборы на многопартийной основе.

Литература: Ожиганов Э. Н. Понятие «легитимации» в теории политической системы // Развитие политических систем в современном мире. М., 1981; Ожиганов Э. Н. Политическая теория Макса Вебера. Рига, 1986; Шпакова Р. П. Легитимность политической власти: Вебер и современность // Советское государство и право, 1990, № 3.

Отличное определение

Неполное определение ↓

от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в т. ч. и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. Вопрос о Л. обычно встает при смене правительства (политического режима) в результате революции или переворота.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЕГИТИМНОСТЬ

лат. законный) - обязательный признак законной власти любого цивилизованного государства, обозначающий признание ее как внутри страны, так и на международной арене.

Л. как понятие складывается в период английской и французской буржуазных революций XVII-XVIII вв., однако в активное употребление входит только в начале XIX в., когда с его помощью сторонники монархии во Франции стремились восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же понятие Л. приобрело и другой смысл, связанный с признанием данной власти и территориальных границ государства всем международным сообществом.

Л. власти - это ее этическая оценка, которую не следует путать с понятием легальности как характеристики юридической. Любая власть, если она издает законы и обеспечивает их выполнение, легальна. Но в то же время она может оставаться непризнанной народом, т.е. не быть легитимной (между тем в обществе может действовать не только не-легитимная, но и нелегальная власть, например власть теневиков, мафиозных структур).

М. Вебер предложил различать три "идеальных типа" Л.: традиционную, харизматическую и рациональную. Традиционная Л. опирается на совокупность обычаев и привычку их придерживаться. Именно в эти рамки укладывается оправдание Л. монархии. Так, до 1879 г. во Франции для обоснования Л. королевской власти ссылались на традиционный принцип наследования, который рассматривался как исторический прецедент. Харизматическая Л. определяется преданностью субъектов (подданных) делу или личным качествам лидера. Примером может служить популярность генерала Ш. де Голля во Франции, который первым с момента учреждения в стране в 1970 г. III Республики начал использовать понятие Л. по отношению к политической власти. Рациональная Л. подразумевает соответствие действий политического режима тому принципу, с помощью которого он был установлен. Например, если речь идет о демократии, то действия властей должны соответствовать ее требованиям. Практически это может быть выражено в утверждении власти при помощи традиционных демократических институтов (выборов, референдума).

Для поддержания Л. используются самые разнообразные меры: изменение действующего законодательства и форм государственного управления; учет национальных традиций и обычаев; отделение политических институтов от армии; осуществление экономических и социальных программ; поддержка законности и правопорядка; популяризация личных качеств руководителей государства и правительства и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

(лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) - определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом. История понятия "Л." восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Л. преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц. поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. В научный обиход термин "Л." ввел М. Вебер, указавший, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Этот термин часто переводится как "законность", что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия. В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию Л., которая дает возможность измерить Л. эмпирическим путем. Д. Истон и его последователи утверждают, что условием Л. политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Л. в их представлении - это "степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки". Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую Л. Диффузная Л., согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности. Специфическая Л. ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической Л. были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить Л. власти, политического режима или его отдельного института. В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии Л. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора - управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая Л.) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая Л.). Демократическая Л. - это перенос на все общество механизма Принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм - мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально - как для выбора представителей народа, так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма. Технократическая Л. связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип Л. может иметь свои "извращения", когда к власти приходит "компетентная, элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство". Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая Л.) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая Л.). Идеологическая Л. основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения. Онтологическая Л. - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия "тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять". В политологической литературе выделяются также три уровня Л. власти: 1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности; 2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности - специфические политические структуры; 3) персональный: в основе - одобрение данного властвующего лица; источник легитимации - личный авторитет правителя. Для поддержания Л. власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения Л. власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Показателями Л. власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др. Л. политического явления не означает его юридически оформленной законности. Л. не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Решения.

Чем ниже уровень легитимности , тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Легитимное действие - это такой поступок , который не оспаривается никем из «игроков », которые имеют право и возможности это действие оспорить. Действие перестаёт быть легитимным, когда субъекту действия приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить своё право поступать так, как он поступил [ ] .

Легитимный, -ая, -ое (спец.). Признаваемый законом, соответствующий закону. || сущ. легитимность, -и, ж. Л. власти. (Словарь Ожегова, Толковый словарь русского языка)

Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

Легитимность власти не следует путать с понятием легальность власти, также существующим в политологии .

Легальность власти - её юридическое обоснование, законность , её соответствие существующим в государстве правовым нормам. Легитимность, в отличие от легальности, не юридический факт, а социально-психологическое явление. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, но она может быть нелегитимна, то есть не признаваться народом.

В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафия, которая может восприниматься народом (или его частью) как легитимная либо нелегитимная.

Легитимность - это доверие и принятие власти общественным сознанием , оправдание её действий, она связана с моральной оценкой. Граждане одобряют власть, исходя из своих моральных критериев, представлений о добре, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то - оправдать принуждение, применение силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий (легитимация), обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т. д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на «своих» и «чужих».

Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Соответствующая типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером . Согласно ей, три типа легитимности соответствуют трём источникам правомерности политической власти : традиция , харизма и рационально-правовая основа. Вебер подчёркивал, что речь идёт не об отнесении любого реального режима к какому-то из типов, а об абстракциях (так называемых «идеальных типах»), в конкретных политических системах сочетающихся в той или иной пропорции.

В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.

  • традиционная легитимность , формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;
  • рациональная (демократическая) легитимность , возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создаёт возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.
  • харизматическая легитимность , складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделённого исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только ещё формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением часто оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.