Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Бог всяческая. Дионисий Ареопагит: Бог — влечение и любовь

После Воскресения Христа Его тело преобразилось, Господь мог с легкостью проходить сквозь закрытые двери, стены и др. С точки зрения Православия, после Второго пришествия, такое же преображение ждет всех достойных Царства Небесного.
- "...когда восстанут мертвые и преобразятся живущие, и Бог будет всякая во всем".
1. Объясните, пожалуйста, тела людей будут иметь те же возможности, что и Христос после воскресения?
2. Как правильно понимать "...Бог будет всякая во всем"? (каждый будет как Бог?)
3. Что значит стать богом по Благодати? В буквальном смысле стать богом? Или просто, как сосуд Божий, принять в себя Благодать Божию?


18.09.2011, Юрий, Украина


Уважаемый Юрий!

1. Архимандрит Софроний в своей книге «Рождение в Царство Непоколебимое» пишет: «Христос есть незыблемое основание и высший критерий учения Церкви о человеке – антропологии. Все, что мы исповедуем относительно человечества Христа, является откровением о предвечном замысле Бога о всем человечестве в целом (ср. Еф. 1, 4-5). То обстоятельство, что Господь, снизойдя до земли, пребыл в Своей извечной Ипостаси, ни в коей мере не умаляет приложимости Его опыта и «примера» к нам, людям, которым «Он должен был во всем уподобиться» (Евр. 2, 17).

Если Христос воистину Сын Человеческий, единосущный нам, то из этого следует, что все совершенное Им в Его земной жизни возможно в равной мере и для других «сынов человеческих». Если мы признаем, что Он есть мера всех вещей, то мы также должны признать весь диапазон возможностей человеческой природы в целом… и должны надеяться, что святые в грядущем веке воспримут ту же полноту обожения. Иначе Христос не заповедал бы нам: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

2. «Да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 27). Свт. Феофан объясняет: «Когда облекутся се в нетленные тела, тогда и с человечеством Спасителя сочетаются полнее, а через Него и с Божеством преискренне. Господь Спаситель, как глава, все тело спасаемых проникнет и с Собою сочетает, а оно через сочетание с Его человечеством к Божеству ближе, живее и существеннее прикоснется. Вот это и есть: «будет Бог всяческая во всех».

3. Человек не станет Богом по существу, но во всем уподобится Богу по дарованной ему Благодати. Прп. Макарий так пишет об этом: «Как тело Господа, когда восшел Он на гору, прославилось и преобразовалось в Божественную славу и в безконечный свет, так и тела Святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в такой мере распростерта была и воссияла на теле Христовом, так, подобно сему, и во Святых внутри сущая сила Христова в оный день будет преизливаться вовне - на тела их, потому что еще ныне они умом своим причащаются Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: Святяй и освящаемии от единого (Евр. 2, 11); и: славу юже дал еси Мне, дах им (Ин. 17, 22). Как одним огнем зажигаются многие светильники, так необходимо и телам Святых - сим членам Христовым-соделаться одним и тем же с Самим Христом (15,36)» (Наставления св. Макария Великого, глава 8).

Свт. Афанасий Великий

Свт. Василий Великий

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Если Сын по Божеству покоряется Отцу, то покорился бы Ему от начала, как от начала был Богом. Если же в начале не покорился, но покорится в последствии; то по человечеству,– за нас, а не по Божеству, - за Себя.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.

Свт. Иоанн Златоуст

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Свт. Григорий Богослов

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Будет же Бог «Бог всяческая во всех» во время «устроения» (Деян.3:21) , то есть не один Отец, совершенно разрешивший в Себя Сына, как свечу, которая извлечена на время из большого костра, а потом опять в него вложена (савеллиане не соблазнят нас таким изречением), но всецелый Бог, притом когда и мы, которые теперь, по своим движениям и страстям, или вовсе не имеем в себе Бога, или мало имеем, перестанем быть многим, но сделаемся всецело богоподобными, вмещающими в себе всецелого Бога и Его единого. Вот то совершенство, к которому мы спешим! И о нем-то особенно намекает сам Павел. Ибо что говорит он здесь неопределенно о Боге, то в другом месте ясно присваивает Христу В каких же словах? – «Где нет Еллина, ни Иудея, ни обрезания и ни необрезания, варвара и Скифа, раба и свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11) .

Слова. Слово 30.

Свт. Феофан Затворник

Егда же покорит Ему всяческая, тогда и сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех

Все, говоренное Апостолом,– в стихах 25–27 ,– направлялось к тому, чтобы пояснить слова: егда предаст царство Богу и Отцу . Сущность дела в следующем: Ему предано все во власть, чтобы всех врагов Бога и человечества упразднил. Когда это исполнено будет, тогда и цель вручения означенной власти будет достигнута и самой той власти продолжаться нужды не будет, почему она и сложена должна быть. И сложится: Сын покорится Покоршему Ему всяческая ,– или, что то же, предаст царство Богу и Отцу . В чем именно будет сие состоять, мы не можем ясно себе представить, но что так будет, не можем сомневаться; не можем сомневаться и в том, что хотя это будет по домостроительству спасения, однако покорится сам Сын,– так впрочем, что этим ни мало не будет явлено, и тем паче делом совершено какое-либо умаление славы, силы и державы Божества Единородного. Святой Златоуст говорит: «Покорится так, как прилично Сыну Богу, и не по-человечески, но свободно и с полною властию. Иначе как Он седит на престоле вместе с Отцем? Как Он живит, ихже хощет, якоже и Отец (Ин. 5, 21) ? Как все принадлежащее Отцу принадлежит и Ему, и принадлежащее Ему принадлежит и Отцу (Ин. 17, 10)? – Это показывает нам совершенную власть Его наравне с Отцем».

То, что здесь говорится: егда покорит , то есть Отец, а прежде сказано: дондеже покорит Сам Сын,– «выражает как совершенное согласие Сына со Отцем, так и то, что Родивший столь могущественного и совершающего такие дела Сына есть начало и первая причина всех благ» (святой Златоуст).

И будет Бог всяческая во всех . И теперь Он во всех: о Нем бо живем, движемся и есмы . Но тогда это совершится и проявлено будет особым некиим образом, столько совершеннейшим, что настоящее исполнение всяческих Богом сравнительно с тем есть будто неисполнение. И это непонятно, но так должно быть и будет. Ибо такие всемирные изменения, как упразднение всех врагов добра, истребление всех следов зла из всех областей бытия, с заключением производителей его в одно неисходное место где-то, как говорит святой Златоуст, на последних границах сущего, а в заключение всего покорение Сына Отцу и предание Ему Царства (хотя это действие мы не можем хорошо представить),– такие изменения не могут не сопровождаться приискреннейшим Бога приобщением ко всем могущим вмещать Его общение.– Бог всегда есть сокровеннейший; и тогда Он пребудет таковым. Но есть степени Его откровения. Иначе Он в нас, иначе в Ангелах, и из Ангелов иначе в Херувимах, Серафимах и Престолах. Если мы тогда подвигнемся несколько повыше по лестнице совершенства, то что дивного, если Он в нас откроется тогда столь полно, что настоящее будет сравнительно с тем незначительно.

Мы отпали от Бога; для воссоединения беспредельная благость Божия ввела Богочеловечество Сына Божия. В настоящий период времени сим неизреченным посредством совершается воссоединение, состоит в действии, в ходу есть. В лице Его человечество воссоединено с Божеством ипостасно, как невозможно ему быть соединену ни в ком другом. Все, однако же, воссоединяются по образу Его, и этим показывается, как сему воссоединению предназначено быть приискренним. На земле оно совершается таинственно, посредством таинств, благодатию Святого Духа. На небе, в прославленных, оно существеннее является,– но должно быть не во всей полноте, ибо они находятся еще не в целостном естестве своем. Когда облекутся все в нетленные тела, тогда и с человечеством Спасителя сочетаются полнее, а чрез Него и с Божеством приискреннее. Господь Спаситель, как глава, все тело спасаемых проникнет и с Собою сочетает, а оно все чрез сочетание с Его человечеством к Божеству ближе, живее и существеннее прикоснется.– Вот это и есть: будет Бог всяческая во всех . Все подобные соображения суть детские лепетания. Но что будет нечто изумительно великое и преславное в самых отношениях Божества к нам и нас к Нему, это есть несомненный предмет надежд, сколько дивный, столько же и верный.

Блаженный Феодорит пишет на эти слова: «Теперь по сущности Бог повсюду есть, потому что естество Его неописанно, и о Нем , по Апостольскому слову, живем и движемся и есмы (Деян. 17, 28) ; но не во всех по благоволению, потому что благоволит в боящихся Его, и во уповающих на милость Его (Пс. 146, 11) . Но и в них Он – не всяческая, потому что никтоже чист от скверны (Иов. 14, 4) ; и не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142, 2) и аще грехи назриши Господи, Господи, кто постоит (Пс. 129, 3) ? – Посему, хотя благоволит за то, в чем преуспевают, но не благоволит за то, в чем прегрешают. В жизни же будущей, когда прекратится тление и преподастся бессмертие, не будет места страстям, а по конечном изгнании страстей не воздействует уже ни один вид греха. Так наконец будет Бог всяческая во всех , когда все избавлены будут от грехопадений, и к Нему обратятся, и не будут уже принимать в себя наклонности к худшему. Но что божественный Апостол сказал здесь о Боге, то в другом месте изрек о Христе, говоря: идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, Варвар и Скиф, раб и свобод, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11) . Принадлежащего Отцу не приписал бы он Сыну, если бы благодатию Божиею не научен был Его равночестию.»

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Антоний Великий

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Вопрос . Тогда почему Апостол явно высказывает, что Сын покорен Отцу как большему, когда говорит, что Ему покорится все, и тогда Он Покорится Покорившему Ему все? И как Он может быть равен Отцу? Ведь явно, что Он как меньший покоряется большему.

Ответ . Нужно увидеть самого этого великого проповедника Божия, что здесь он в плотском смысле говорит к молодым и еще обнаженным душам, которые слишком ранние для обдумывания возвышенных учений. «Обнаженные» – «те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись». Церковное собрание – носитель Христа, а теперь в вере покоряются Ему страны. Не до конца еще покорены страны, которые готова принять Церковь, и еще не достигнуто полное число стран, как говорит Апостол, но ежедневно Церковь становится покоряющей благодаря тому, что к ней прибавляются верующие, то есть Христос становится покорителем, и полнота стран будет тогда, когда Церковь примет покорение в совершенстве и без остатка, что есть Христос по плоти – тогда и она во всем покорится Покорившему ее, как здесь сказано, Самому Христу по плоти во всем. Бывает, что письмо прикровенное, и открывает не всю Христову власть и Божественность, чтобы не думали, что Он противоположен Богу, не делали Его противоположным Отцу. Одно дело, когда общаются с теми, кто совершенен чувствами – для тех пища тверже, чем молоко. Младенческая пища дается сосункам. Если повествование начинается с Божественных вещей, потихоньку совлекаются покровы на владычности Христа, и указуется, что Он равен по славе, по силе, по самовластности Богу, велегласным восклицанием: «Чаем Сына Его с небес, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу» славы Его» . Действием власти Своей Он мощен, и Ему покорно все. И в другом месте сказано: «Бог был во Христе, Который подчинил Ему весь мир» . Предстает, что все в совокупности покорно Ему. Отойди от ребячества, когда сам Апостол указует, что все учатся не теми же самыми книгами, но каждому послано по подобию и как за руку каждый ведом к совершенству.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 127.

Прп. Ефрем Сирин

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Итак, если подчинено Ему все, то как же говоришь: когда подчинено будет Ему все, тогда и Сам Сын подчинится Подчинившему Ему все ? Кто же решится сказать: когда подчинится Сыну все, тогда возвратится и подчинится Сын Отцу? Ведь вот, подобным почти образом, и диаволом сказано Ему было на горе: эти все царства и славу их Тебе дам, если повергшись униженно поклонишься мне (Мф. 4:8 - . Ведь, если после того как подчинится Ему все, тогда Сам подчинится Ему, - если, говорю, это так: то теперь Он не подчинен, - и когда подчинится Ему все, то за это возвратится и подчинится Тому, Кто подчинил Ему все. Притом, когда подчинял Отец все Сыну, разве Сам Сын не мог все подчинить Себе Самому?

Диавол был в состоянии подчинить все твари суетною надеждою, - а Сын ужели не мог подчинить Себе всего? Правда, хотя причиною всего этого было уничижение, однако не такое, чтобы, когда подчинится Ему все, тогда подчинился и Сын Отцу, - Тот, Кто от начала веков без изменения пребывает с Отцом Своим чрез рождение. Не говорим, что ему не подчинено было все, но подчинено Ему все и не подчинено Ему. Подчинено, конечно, Божеству Его, почему сказал: все Твое Мое есть ; подчинится же - плоти, которая по природе своей, конечно, была в подчинении, а по милосердию благодати Его сделал ее покорительницею высших и низших (Флп. 2:10) .

Итак, когда и Отцом подчиняется Сыну эта мятежная свобода, тогда чрез Него и с Ним подчиняется и Отцу, да будет Бог все во всем , то есть: чтобы Бог был между всем, как Сам Он есть, и место всего, поелику ведь и теперь пребывает Он скрытно и в тех, кои не желают, но в конце будет во всех уже и явно: в Нем воссияют праведники как солнце (Мф. 13:43) , или даже сильнее солнца, насколько в состоянии будет воспринять природа человеческая.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Анастасий Синаит

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Вопрос: Некоторые затрудняются, слыша высказывание апостола относительно воскресения: «тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему» (1 Кор. 15:28).

Ответ: Это затруднение присуще арианам и несторианам, которые желают доказать, что Бог Слово уступает [Отцу], есть раб и тварь. Им же следует задать такой вопрос: как Сын подчинится Отцу при воскресении: как ныне не подчинившийся или как уже подчинившийся? И если они ответят: «Как не подчинившийся», то их посрамляет сам апостол, говорящий о Христе, что Он был послушен и подчинен Своему Отцу «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8) .

Поэтому [возникает вопрос]: как Тот, Кто послушен Своему Отцу даже до смерти, может подчиниться Ему еще больше при воскресении? Конечно, Тело Христово, которое есть Церковь спасаемых, как и Павел свидетельствует (см.: Еф. 1.22-23; Кол. 1.24) , подчинится Ему, благоговейно поклоняясь Отцу через Христа и со Христом. Тогда Сын скажет Богу и Отцу: «Се Аз, и дети, яже Ми даде Бог» (Ис. 8:18) . Ты сказал Мне, Своему Сыну: «Проси от Мене , как Сын, истинный и единосущный, и дам ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли, упасеши я в силе могучей» (Пс. 2.8) .

Вопросы и ответы.

Прп. Нил Синайский

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Сказано: «егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын» вместо нас «покорится Отцу» (1 Кор. 15:28) . Как Глава наша, Христос покорится Отцу за члены Свои: «зане уди есмы» Христовы, «от плоти Его и от костей Его» , как говорит Апостол (Еф. 5:30) . Посему нашу покорность, так как мы прежде были непокорны и непослушны, соделывает Христос Своею покорностью, как наш Восприемник.

Письма на разные темы. Карину, чиновнику при градоначальнике.

«Да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28) , свет – достойным света, а карающий огонь – достойным вечного мучения!

Письма на разные темы. Досифею.

Блаж. Августин

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Если Сын равен Отцу, то как же Отец больше? Ведь и Сам Господь говорит: Отец Мой более Меня (Ин. 14:28) . Но правило кафолической веры таково, что если Писание говорит, что Сын менее Отца, то это говорится в отношении Его человеческой природы, когда же утверждается, что Он равен Отцу, говорится о Его Божественности.

О различных вопросах.

Он будет целью наших желаний, Кого мы будем лицезреть без конца, любить без отвращения и восхвалять без утомления. Эта обязанность, это расположение сердца и это занятие будут, конечно, общими для всех, как общей будет и сама вечная жизнь.

…Апостол увещевает и рабов подчиняться господам и служить им от души с готовностью, чтобы, если не могут получить от господ своих свободы, они сами сделали некоторым образом служение свое свободным, служа не из притворного страха, а по искреннему расположению, пока прейдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая, и будет Бог всем во всем .

О граде Божием.

Не будет никакой нужды, и потому мы будем счастливы. Мы наполнимся, но в Боге: Он станет для нас всем тем, чего здесь мы желаем как великого.

Проповеди.

Само видение станет лицем к лицу (1 Кор. 13:12) , что и есть обетованная высшая награда праведным. Будет же это тогда, когда Он отдаст Царство Богу Отцу. Тогда… откроется видение и Его собственного образа, когда все творение, вместе с образом, в котором Сын Божий сделался Сыном Человеческим, покорится Богу. В этом образе и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем .

О Троице.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему

Дабы кто не сказал, что хотя Отец и не покорил Сыну, однако Сыну ничто не препятствует быть сильнее Его, сполна разрушает такое предположение и говорит, что и Сын покорится Отцу, показывая полное единомыслие Сына с Отцом. Посему знай, что Отец есть причина и источник сей силы для Сына, и что Сын не есть какая-нибудь иная сила, противоположная Отцу. Если употребил выражение более смиренное, чем следовало, то не удивляйся. Ибо Павел, когда хочет уничтожить что-нибудь с корнем, обыкновенно употребляет усиленные выражения. Например, желая доказать, что верующая жена, живя с мужем неверующим, не терпит вреда, он сказал, что неверующий муж освящается женой (1 Кор. 7:14); не то он говорит, что муж, оставаясь неверующим, делается святым, но усиленным выражением показывает, что верующая не терпит никакого вреда. Так и здесь именем покорения с корнем разрушается лукавый помысел, который мог явиться у иного, о том что Сын, может быть, сильнее Отца, если Он может совершать столько дел. Григорий же Богослов говорит, что Сын, усвояя все наше Себе, и наше подчинение почитает Своим. Ныне мы противимся Богу: неверующие - тем, что не признают Его, верующие - тем, что многие работают страстям, и посему-то мы не покорены. Но когда одни признают Того, Кого ныне отвергают, а другие, мы, отстанем от страстей в жизни сей, тогда, без сомнения, можно сказать, что Сын покорился. Ибо, приняв на себя лице человечества, Он вменяет наше Себе.

Да будет Бог все во всем

То есть дабы все было в зависимости от Отца; дабы никто не думал, что есть два начала безначальные и раздельные. Ибо когда враги будут под ногами Сына, а Сын не противится Отцу, но, как прилично Сыну, покоряется Отцу; тогда, конечно, Бог и Отец будет все во всех. Некоторые же говорят, что этим, то есть покорностью всего означается прекращение зла. Ибо когда не будет греха, очевидно, что Бог будет все во всех. Тогда не будут уже многие из нас вдаваться в нечистые побуждения и страсти, не имея в себе ничего божественного или имея оного мало, но все будем богоподобны, все будем вмещать в себе Бога, и только Его. Ибо Бог будет все для нас, и пища, и питие, и одежда, и помышление.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Полный хор добродетелей Бог станет все во всем , а не только мудростью Соломона, кротостью духа Давида, рвением Илии и Финея, верой Авраама, совершенной любовью Петра… ревностью проповеди сосуда избранного, двумя-тремя добродетелями в каждом другом. Бог тогда будет всецело во всем - все число святых прославится полным хором добродетелей, и будет Бог все во всем .

Беседы против пелагиан.

Ориген

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Покуда я не подчинен Отцу, до тех пор нельзя сказать, что Он покорился Отцу. Не по причине Самого Сына, но из-за меня, в котором не завершен еще Его труд, о Нем нельзя сказать, что покорился, поскольку, прочтем: вы - тело Христово, а порознь - члены (1 Кор. 12:27) .

Гомилии на Книгу Левит.

Воистину не знаю, почему еретики не понимают сути речи апостола, которая содержится в этом высказывании, и порицают его за слова о покорении Сына [Отцу]… Не понимают того, что покорение Христа Отцу блаженство нашего совершенства выражает и провозглашает славный венец предпринятого Им труда.

…Я полагаю, что сказанное о Боге производящий все во всех (1 Кор. 12:6) означает также «Бог будет всем в каждом». Через каждого все будет таким образом, что рациональный ум, до самых глубин очищенный от всех примесей греховного и отмытый от пятен порока, будет воспринимать, созерцать, познавать во всем только Бога и ничего, кроме Него. Бога ощущать, о Боге думать, Бога видеть, Бога держать. Бог будет мерилом каждого движения души, и так будет Бог все во всем .

…Господь наш Христос Сам в святых добродетелях наставит тех, кто способен воспринять Его в Его премудрости, и после предварительного упражнения в святых добродетелях возобладает в них до того времени, как подчинит их Отцу, Который покорил Себе все , что означает - когда будут способны воспринимать Бога, Бог станет для них все во всем .

О началах.

Но каково же это подчинение, которым все должно подчиниться Христу? Я думаю, что это - та покорность, которою мы сами желаем покориться Ему, - та покорность, которою подчинены Ему и апостолы, и все святые, последовавшие Христу. Покорение, которым мы покоряемся Христу, означает спасение покоренных, даруемое Христом, как и Давид говорил: «Не Богу ли повинется душа моя? от Того бо спасение Мое» (Псал. 61:1) .

О началах. Книга 1.

Экумений

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Как Отец, Он считает своим все, что делает Сын, и вся сила, которой обладает Сын, восходит к Отцу. Ибо, родивший Его безвременно, Он Сам есть виновник Его силы.

Фрагменты.

Марий Викторин

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Бог есть и существование, и сущность, хотя Он и выше всего, поскольку является Отцом всего. Мы не должны сомневаться, употребляя в отношении Бога слово сущность, потому что при отсутствии слов, описывающих высшую реальность, не будет для нас неуместным заимствовать знакомые и понятные обозначения и использовать их в таком специальном значении.

Против Ария.

Евагрий Понтийский

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Опять, что скажет еретик о Боге непокорном и ради нас соделавшемся грехом (2 Кор. 5:21) ? Ибо написано: Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог во всем . Не устрашаешься ли ты, о человече, что Бог через тебя назван «непокорным »? Ведь твою покорность Он соделал Своей и, поскольку ты сопротивляешься добродетели, то Он назвал Себя «непокорным ». Подобным же образом Он назвал Себя и «гонимым », говоря: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? (Деян. 9:4) , когда Савл спешил в Дамаск, чтобы заключить в оковы учеников Христовых. И еще Он наименовал Себя «нагим », подразумевая, что какой–либо один из братьев ходит раздетым. Ибо говорится: Я был наг, и вы одели Меня (Мф. 25:36) . А когда кто–либо находится в темнице, Он говорит о Себе как о «заключенном » (Там же). Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Ис. 53:4 ; Мф. 8:17). Одна из таких немощей и есть наша непокорность - ее Он также понес. Поэтому Господь усвояет Себе случающиеся с нами несчастья, принимая на Себя наши страдания вследствие общения с нами.

Послание о вере.

Амвросиаст

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Здесь открывает тот же смысл, что Сын передает Царство Богу Отцу. Добавляет же Павел для ясности того, что Отец, передавая царство Сыну, Сам не покоряется Ему, ибо есть несообразность в покорении Отца Сыну. Все покорил под ноги Сына, чтобы Он так же славился, как славится Отец… Говорит это, поскольку всех начальств, и властей, и сил, и господств гордость покорена будет и возлюбят Христа как Бога; и тогда Христос по единственной власти Отца явит Себя Богом, но от Бога, так что единого начала высокая и невыразимая сила пребудет… Ибо, когда поймет всякое творение, что голова ему - Христос, а голова Христу - Бог Отец, это означает, что все творение будет чувствовать одно и все в один голос на языках небесных, земных и подземных признают, что один только есть Бог, от Которого все.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Когда все же покорит Ему . По более принятому чтению, нужно перевести здесь не: покорит , а: покорится или будет покорено . - Тогда и сам Сын покорится . Здесь Ап. возвращается к мысли, высказанной в 24-м ст. Он сказал там, что должен наступить конец, затем в ст. 25-27 дал вставочные замечания относительно того, что должно предшествовать этому концу. Теперь он еще определеннее говорит, что самый конец будет состоять в подчинении Сына и с Ним вместе всего мира Богу. - Подчинение Сына Отцу будет вполне добровольное (Сын покорится , а не будет покорен) . По толкованию Иоанна Златоуста, это подчинение Сына должно обозначать Его полное согласие с Отцом. По мнению блаж. Августина, здесь дан намек на то, что Сын представит избранных на благовоззрение Отца. Другие толкователи относят это подчинение только к человеческой природе Сына, или же к прекращению посредничества Христа между Богом и человеком. Правильнее - последнее мнение. Сыну как искупителю и ходатаю за человечество предоставлено главенство над Церковью и миром с определенною целью и на известный срок, по миновании которого Сын должен занять снова Свое прежнее положение Сына . «Чрез это однако Он ничего не потеряет: не Он сойдет с трона Божия, а Его подданные с Ним взойдут на этот трон… Сын возвращается снова в то положение, которое Он оставил для совершения Своего Мессианского служения - Он перестает быть посредником Божеского мироправления, потому что Бог Сам входит в непосредственное общение с человеком» (Godet ). - Покорившему Ему . Сын таким образом возвратит Отцу то, что Ему было дано Отцом. - Да будет Бог все во всем . Эти слова служат к объяснению того, почему Сын все возвратит Отцу. Прежде чрез Него Бог открывался миру - Он есть все и во всем (Кол III:11) . Но Он пользуется этим Своим положением для того, чтобы все привести к Богу и, в частности, для того, чтобы Бог был всё в верующих. - Заметить нужно, что Ап. здесь говорит: Бог, а не: Отец . Ясно отсюда, что он мыслит здесь Бога во всей полноте Его бытия - и как Отца, и как Сына, и как Духа Святаго. - Все во всем - правильнее: всем (твор. падеж) во всех (т. е. людях). Бог будет жить во всех людях, в каждом отдельном верующем, действовать чрез них. Они, подобно Христу во время Его земной жизни, будут носителями святости и любви Божией, чрез них Бог будет наполнять Собою все, все вещи (ср. Ин XVII:21) [В этом месте приверженцы учения о восстановлении всех вещей в первобытном состоянии ищут для себя опорный пункт. Но что касается выражения о всех, то хотя оно и может быть отнесено к осужденным людям, однако не в том смысле, что все они будут спасены. Оно может указывать только на то, что все будут прямо и непосредственно подлежать власти Божией, которая в отношении к грешникам проявится в форме правосудия и всемогущества. Затем, если говорить о всеобщности спасения, то это спасение нужно счесть уделом и демонов, а между тем в 25-м стихе говорится о поражении злых сил. Поэтому естественным является предположение о том, что здесь Ап. предвозвещает образование общества разумных и свободных существ, которые приведены будут Христом в теснейшее единение с Богом и будут трудиться во славу Божию, как трудился Сам Христос в течении своей земной жизни. - Параллелями к содержащемуся здесь учению о всеобщем воскресении служат: 1 Сол IV:13-17 всеобщий суд, на который соберутся все народы , или точнее все язычники (παντα τά έθνη), о котором говорится в ев. Матфея XXV:31 и сл.)].

Ареопагит: Бог - ни-что

Она [Причина всего; Бог] не душа, не ум; ни воображения, или мнения, или слова, или разумения Она не имеет; и Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не уразумеваема; Она и не число, и не порядок, не величина и не малость, не равенство и не неравенство, не подобие и не отличие; и Она не стоит, не движется, не пребывает в покое; не имеет силы и не является ни силой, ни светом; Она не живет и не жизнь; Она не есть ни сущность, ни век, ни время; Ей не свойственно умственное восприятие; Она не знание, не истина, не царство, не премудрость; Она не единое и не единство божественность или благость; Она не есть дух в известном нам смысле, не сыновство, не отцовство, ни что-либо другое из доступного нашему или чьему-нибудь из сущего восприятию; Она не что-то из не-сущего и не что-то из сущего; ни сущее не знает Ее такой, какова Она есть, ни Она не знает сущего таким, каково оно есть; Ей не свойственны ни слово, ни имя, ни знание; Она не тьма и не свет, не заблуждение и не истина; к Ней совершенно не применимы ни утверждение, ни отрицание; и когда мы прилагаем к Ней или отнимаем от Нее что-то из того, что за Ее пределами, мы и не прилагаем, и не отнимаем, поскольку выше всякого утверждения совершенная и единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной.

Максим Исповедник: постижение непостижимого

Когда же бывает в Боге: то сперва от пламенной любви ищет уразумения естества Его, но утешение находит при сем не из познания того, что есть в Нем: ибо сие невозможно и невместительно равно для всякого сотворенного естества, а утешается познанием того, что окрест Его, как-то: вечности, беспредельности, неописанности, благости, премудрости и силы вседетельной, всепромыслительной и всесудительной. И то только в Нем всякому постижимо, что Он беспределен; и самое познание недоведомости Его есть ведение, превосходящее ум

Дионисий Ареопагит: Бог - всякое очарование и всё прекрасное

Ведь в простой сверхъестественной природе всяческой красоты [Боге] всякое очарование и все прекрасное единовидно предсуществует как в причине. Из этого Прекрасногоу сущему дано быть прекрасным в соответствии с собственным логосом; и благодаря Прекрасному происходит сочетание, любовь и общение всех; и все объединяется Прекрасным; и Прекрасное есть Начало всего как творческая Причина, все в целом и движущая, и соединяющая любовью к собственному очарованию; Оно и Предел всего, и Возлюбленное — как доводящая до совершенства Причина, ибо ради Прекрасного все появляется; и Образец, ибо в согласии с Ним все разграничивается. Потому и тождественно Добру Прекрасное, что по всякому поводу все стремится к Прекрасному и Добру, и нет ничего такого в сущем, что не было бы причастно Прекрасному и Добру

Дионисий Ареопагит: Бог - влечение и любовь

Истины ради осмелимся также сказатьи то, что и Сам являющийся Причиной всего благодаря любви к прекрасному и добру во всем, по избытку любовной благости оказывается за пределами Себя, будучи привлекаем ко всему сущему Промыслом, словно благостью, влечением и любовью, и из состояния запредельно все превышающего низводится сверхсушественной неотделимой от Него выводящей вовне силой. Почему и называют Его опытные в божественном люди Ревнителем — как испытывающего сильную и добрую любовь к сущему, как побуждаемого Своим любовным влечением к ревности, как обнаруживающего Себя Ревнивцем, ревнующим Им вожделенное, и как ревностным в заботе о сущем. Одним словом, влечение и любовь принадлежат Прекрасному и Добру, в Прекрасном и Добре имеют основание и благодаря Прекрасному и Добру существуют и возникают.

Лествичник: любовь Бога и любовь к Богу

Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных. Любовь есть Бог (1 Иоан. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской. Блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной.

Григорий Нисский: всякое понятие о Боге - идол

Всякое понятие, составляемое по естественному уразумению и предположению, согласно с каким-нибудь удобопостижимым представлением, созидает Божий кумир, а не возвещает о самом Боге

Антоний Сурожский: «Покажите мне Бога!»

Много лет назад ко мне пришел человек и стал просить: “Покажите мне Бога!” Я сказал, что не могу этого сделать, и прибавил, что если и мог бы, то он не увидел бы Бога. Потому что я тогда думал и теперь думаю: чтобы встретить, увидеть Бога, нужно иметь что-то общее с Ним, что-то, что даст нам глаза, чтобы увидеть,и восприимчивость, чтобы уловить, почуять. Этот человек спросил меня тогда, почему я так о нем думаю, и я предложил ему размыслить и сказать, какое место в Евангелии его особенно трогает, чтобы мне попытаться уловить, в чем его сообразность с Богом. Он сказал: “Да, такое место есть: в восьмой главе Евангелия от Иоанна рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии”. Я ответил: “Хорошо, это один из самых прекрасных и трогательных рассказов; а теперь сядьте и подумайте: кто вы в этой сцене? На стороне ли вы Господа и полны милосердия, понимания и веры в эту женщину, которая способна покаяться и стать новым человеком? Или вы - женщина, которая изобличена в прелюбодеянии? Или один из старейшин, которые все один за другим вышли вон, потому что знали свои грехи? Или же один из молодых, которые колеблются и медлят?” Он подумал и сказал: “Нет, я - единственный из иудеев, который не вышел и стал забивать эту женщину камнями”. Тогда я сказал: “Благодарите Бога, что Он не дает вам встретиться лицом к лицу с Ним теперь!”

К. С. Льюис: Господь - утешение и ужас

Бог — наше единственное утешение, и ничто не вызывает в нас большего ужаса, чем Он: в Нем мы сильнее всего нуждаемся и от Него же больше всего хотим спрятаться. Он - наш единственный возможный союзник, а мы сделали себя Его врагами. Послушать некоторых людей, так встреча лицом к лицу с абсолютным добром - одно удовольствие. Им следовало бы хорошенько задуматься; они все еще играют в религию. Надмирная доброта несет с собой либо великое облегчение, либо - величайшую опасность, в зависимости от того, как вы ей отвечаете. А мы с вами отвечаем неправильно.

Александр Шмеман: верить в Бога или в религию?

Вера в Бога и в Христа — с одной стороны, в религию — с другой: совершенно разные опыты; поэтому современное возвращение к религии так и пугает меня, а именно оно — в основе наплыва к нам студентов, в двусмысленном успехе Православия. И хочется выйти на свежий воздух, увидеть небо и звезды, прикоснуться к живой жизни и в ней почувствовать Бога, а не в наркотической священности.

К. С. Льюис: Троица? А смысл?

Вы можете задать вопрос: «Если мы не можем вообразить себе Существо, вмещающее в себя три личности, то какой смысл говорить о Нем?» Что ж, пожалуй, нет никакого. Однако смысл в нашем фактическом вовлечении в жизнь этого триединого Существа, которое может начаться в любое время — сегодня вечером, если хотите

Честертон: нехорошо быть Богу одному

Триединый Бог — загадка для разума, но таинственность и жестокость султанов свойственны ему куда меньше, чем одинокому богу Магомета. Одинокий бог не просто король, он восточный царь. Сердцу человека, особенно европейца, гораздо ближе неясные намеки и символы Троицы, образ совета, где равны милость и правосудие; вера в то, что свобода и разнообразие живут и в сокровеннейшем средоточии мира. Европейцы всегда остро чувствовали, что «нехорошо человеку быть одному». Тяга к обществу утверждалась всюду, и восточных отшельников вытеснили западные монахи. Так даже аскетизм стал братским, и немые трапписты нуждались друг в друге. Любя сложность жизни, мы, несомненно, должны предпочесть унитаризму веру в Троицу. Ибо для нас, тринитариев (если можно так выразиться), для нас сам Бог — не одиночка, а общество. Учение о Троице — бездонная тайна, а я не слишком умелый теолог. Достаточно сказать, что эта тройная загадка бодрит, как вино, и греет, как английский очаг; и то, что так смущает разум, удивительно успокаивает сердце. Но из пустыни, из глухого песка и яростного солнца идут жестокие дети одинокого Бога, настоящие унитарии, которые с ятаганом в руке разорили мир, — ибо нехорошо Богу быть одному.

Честертон: Троица - догма и чувство

Люди просвещенные любят приводить как пример догматического крохоборства и мелочных сектантских споров вопрос о предвечности Сына. Те же либералы вечно приводят как пример чистого, простого христианства, не испорченного догматическими спорами, слова: «Бог есть Любовь». Но ведь это одно и то же; во всяком случае, второе почти бессмысленно без первого. Сухая догма — логическое выражение прекраснейшего чувства. Если безначальный Бог существует прежде всех, кого же любил Он, когда некого было любить? Если в немыслимой вечности Он был один, что значат слова о том, что Он — Любовь? Эту тайну можно объяснить только мистически: по-видимому, в Его природе есть что-то, подобное самовыражению; Он что-то порождал и созерцал порожденное Им. Без этого поистине неразумно усложнять последнюю суть Божества такой идеей, как любовь. Если наши современники действительно ищут простую религию любви, пусть они обратятся к Никейскому Символу Веры. Трубный глас истинного христианства — весь мятеж, вся любовь, вся милость Вифлеема — звучал особенно громко и чисто, когда Афанасий бросил вызов холодному компромиссу ариан. Это он сражался за Бога Любви против бога бесцветного далекого надзора, бога стоиков и агностиков. Это он защищал Младенца Христа от серого божества фарисеев. Он бился за ту несравненно прекрасную связь, ту взаимную близость, благодаря которой Пресвятая Троица полна тепла и любви, как Святое Семейство.

Божественный Апостол, заключив учение о духовных дарованиях, полезным признал изложить и учение о воскресении. Ибо некоторые обманщики вводили коринфян в заблуждение, говоря, что не будет воскресения тел. Апостол же, как исполненный духовной мудрости, не просто излагает сие учение, но дает сперва видеть цель Владычнего вочеловечения и показывает, что и Крест, и страдание, и Воскресение Спасителя были ради общего воскресения. И это яснее дознаем из самих слов Апостола.

. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились.

. Которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

«Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите, имже и спасаетеся, кацем словом благовестих вам» . Апостол снова к учению присоединил похвалу, предварительно услаждая слух коринфян. Посему-то сказал: «в немже стоите» ; и, подтверждая сказание о стоянии, присовокупил: «имже и спасаетеся» . Говорит же следующее: «Намереваюсь напомнить вам о проповеданном мною у вас благовествовании, которое приняли вы усердно и ожидаете приносимого им спасения; напоминаю же вам, желая показать цель оного» Ибо сие выразил, сказав: «кацем словом благовестих вам» . Потом присовокупляет:

«Аще содержите, разве Аще не всуе веровасте» . Ибо если не верите воскресению тел, то излишня проповедь Евангелия.

. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию.

«Предах бо вам исперва, еже и приях» . Не сам я изобрел проповедь и не человеческим последовал рассуждениям, но от Владыки Христа приял учение о сем. Что же приял ты?

«Яко Христос умре наших ради, по Писанием» . Сие предсказали и пророки, и Исаия взывает: «Той же язвен бысть за» беззакония «наша, и мучен бысть за» грехи «наша, наказание мира нашего на Нем» ().

. И что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию.

«И яко погребен бысть» . И сие предрекли пророки, ибо сказано: «Будет с миром погребение Его» ().

«И яко воста в третий день, по Писанием» . Говорит же и божественный Давид: «яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (); а Господь изводит на среду Иону ( 40), потому что в прообразе имеется число трех дней.

. И что явился Кифе, потом двенадцати.

«И яко явися Кифе» . Достаточное для свидетельства лицо, но оно одно. Посему Апостол прибавил:

«Таже единонадесятим» . И чтобы не стал кто подозревать и их, будто бы о любимом Учителе проповедали воскресение, которого не было, Апостол по необходимости присовокупил:

. Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили.

«Потом же явися боле пяти сот братиям единою» , не порознь, но всем вкупе. Свидетельство же такого числа людей неподозрительно. И чтобы не подумал кто, что он сам говорит, чего не было, прибавил:

«От нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша» . Кому угодно, говорит Апостол, возможно дознать об этом от них самих.

. Потом явился Иакову, также всем Апостолам.

«Потом же явися Иакову» . И это было лицо значительное не по одному родству, так как назывался он братом Господним, но и по собственной своей добродетели, так как наречен был праведным.

«Таже Апостолом всем» . Апостолами назвал опять Павел не одних двенадцать, ибо о них уже упоминал, но всех приявших таковое рукоположение. А чтобы не показалось, будто бы говорит это по слуху, причислил к свидетелям и себя, придав словам своим обычную ему скромность в образе мыслей.

. А после всех явился и мне, как некоему извергу.

«Последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне» . Желая назвать себя худшим из всех людей, Апостол оставляет в стороне совершенно образовавшихся в матерней утробе и потом рожденных по закону природы, уподобляет же себя выкинутому зародышу, который не включается и в число людей. Потом излагает причины сего.

. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

«Аз бо есмь мний Апостолов: иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию» . И, чтобы повествованием о бывшем прежде не сделать свидетельства своего не имеющим силы, присовокупил:

. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

«Благодатию же Божиею есмь, еже есмь» . Апостол пытается скрыть свое богатство и принужден обнаружить. Не сказал же ясно, что он такое, но говорит: «есмь, еже есмь» .

«И благодать Его, яже во мне, не тща бысть» . Не напрасно помиловал меня Бог, ибо предуведал, что творит.

«Но паче всех их потрудихся» . И принужденный обнаружить совершенное им, не исполнился Апостол высокого о себе мнения. Ибо скрывает чудеса и указывает на один труд, и о нем говорит, что это – дело Божией благодати. Ибо сие и присовокупил:

«Не аз же, но благодать Божия, яже со мною» . Потом обращает слово к предположенному им.

. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

«Аще убо аз, Аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте» . Многими другими апостолами проповедано Евангелие, в нем проповедано Воскресение Бога и Спасителя нашего; это и вы усердно приняли. Положив сие как бы в некое основание, Апостол назидает на сем учение об общем воскресении, доказывая самыми твердыми умозаключениями.

. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

«Аще же Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть?» Мы проповедали, говорит Апостол, что Христос не только Бог, но и Человек, ибо «во образе Божий сый… приял зрак раба» (); и сказали, что Он и умер, и восстал. Но очевидно, что Божество бесстрастно, страданию же подлежит тело. Его-то и Кресту предал Христос, и воздвиг от гроба. Посему как же, продолжает Апостол, некоторыми подвергается сомнению воскресение тел, когда мы уверовали в Воскресение Владыки Христа?

. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

«Аще же воскресения мертвых несть, то ни Христос воста» . Если невозможно одно, то не было и другого, потому что Владыка Христос имел тело.

. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

«Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша» . Если подлинно Христос не воскрес, то напрасно мы проповедуем со множеством для себя опасностей, напрасно и вы веруете проповеданному.

. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают.

«Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, егоже не воскреси» . Мы подлежим наказанию за клевету, осмелившись утверждать, что воскресил Христа, «Егоже не воскреси» . Потом Апостол снова повторяет те же слова с намерением многими умозаключениями утвердить веру в воскресение и говорит:

. Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

«Аще бо мертвии не востают, ни Христос воста. Аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших» . Ибо образом Владычней смерти служит крещение; но излишен образ, если не приводит к отпущению грехов. Посему бремя грехов еще на нас. Сието и присовокупил Апостол к сказанному выше, что «Христос умре наших ради, по Писанием» ().

. Поэтому и умершие во Христе погибли.

«Убо и умершии о Христе погибоша» . Напрасно, по-видимому, умерщвлены за исповедание Христово добродетельные мученики и хотя с усердием подъяли подвиги, но венцов не прияли, потому что если нет воскресения, то нет и возглашения о победе.

. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

«[И] Аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы» . Ибо проходим жизнь среди опасностей всякого рода, томимые голодом, терпя непрестанно обиды, переходя из темницы в темницу по вселенной, не имея приюта, скитаясь, борясь с непрестанными треволнениями. Но не то с нами в самом деле, потому что поддерживает нас добрая надежда, и в Воскресении Спасителя нашего имеем залог нашего воскресения. Сие и присовокупил Апостол.

. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

«Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть» . Он первый сокрушил державу смерти, а за начатком, конечно, последует все смешение. И слово сие подтверждает Апостол древним примером.

. Ибо, как через человека, так через человека и воскресение мертвых.

«Понеже бо человеком бысть, и человеком воскресение мертвых» . Потом от естества переходит Апостол к лицам, чрез это делая учение сие более ясным.

. Как в все умирают, так во Христе все оживут.

«Якоже бо о вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» . Обратите внимание на основание рода, и увидите, что за прародителем последовали и потомки; и все стали смертными, потому что он приял смертность. Так все естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения, потому что и Он «перворожден из мертвых» (), как есть первородный. Не без причины же Христа наименовал здесь Апостол Человеком, зная, что Он Бог, но чтобы, показав соестественность, подтвердить учение о воскресении. Поелику же сказал, что «вси оживут» , по воскресении же будет разделение живших целомудренно и предававшихся в жизни невоздержанию, страдавших неверием и просиявших верою и, одним словом, стремившихся к делам похвальным и к делам укоризненным, то по необходимости присовокупил:

. Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

«Кийждо же во своем чину» . Так и Господь в Священном Евангелии учит, что агнцев «поставит… одесную » , а козлов ("козлища" ) "ошуюю" ().

«Начаток Христос» , то есть первый воскрес Он.

"Потом же" Христовы «в пришествии Его» – во время скончания. Христовыми же называет Апостол не только уверовавших во Христа после Его вочеловечения, но и просиявших благочестием и добродетелию под законом и прежде закона.

. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.

«Таже кончина» , то есть общее всех воскресение. Ибо когда совершится оно, тогда все приимет конец – и настоящий порядок вещей, и предречения пророков.

«Егда предаст Царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу» . Предаст Он Царство Богу и Отцу, не Сам лишаясь Царства, но покоряя мучителя диавола и его споспешников и всех приводя в необходимость преклонить главу и признать Бога всяческих.

. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.

«Подобает бо Ему царствовати, – дóндеже положит вся враги под ногама Своима» . Речение "дондеже" не означает здесь времени, но дает знать, что Христос несомненно всех покорит. Сему подобно сказанное Давидом: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (). Если же единомысленники Ариевы и Евномиевы говорят, что речение сие употреблено об одном Сыне, то пусть услышат, что говорит и Сам Бог: «Аз есмь, и дóндеже состареетеся, Аз есмь» (). Если же сие речение понимать о времени, то окажется, что всяческих имеет бытие, соразмерное с Старостию) человеческою. Но такое пустословие свойственно повредившимся в уме. А Бог всяческих вечен, совечен же Ему и Единородный Сын Его. И Царство имеет также вечное; и сему именно научил нас божественный Даниил, ибо сказал: «Царство Его, Царство вечное» (), оно не разрушится в вечное время.

. Последний же враг истребится – смерть.

«Последний враг испразднится смерть» . Ибо, диавола и споспешников его послав во тьму кромешную, Христос положит конец смерти и воскресит всех усопших.

. Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.

«Вся бо покори под нозе Его!» Здесь Апостол сказал, что Отец покорил Ему все; а в Послании к Филиппийцам говорит, что Сам Он совершил это, ибо сказав: «иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» , присовокупил: «по действу же возмогати Ему и покорити Себе всяческая» (), то есть Кто возмог все покорить Себе, Тот и тленное наше тело украсит нетлением.

«Внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся» .

. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет все во всем.

«Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая» . Единомысленники Ариевы и Евномиевы обыкли постоянно иметь у себя на языке место сие, думая умалить сим достоинство Единородного. Но им должно было понять, что божественный Апостол в этом месте написал вовсе не о Божестве Единородного. Ибо, убеждая верить воскресению плоти, пытался он воскресение оной доказать Владычним Воскресением. Известно же, что подобное подтверждается подобным. Посему-то Апостол называл Христа и «начатком умерших» , и нарек Человеком, и сравнением Его с подобными доказывал, что чрез Христа будет общее воскресение, чтобы, указав на Воскресение соестественного с нами, убедить прекословящих уверовать, что все люди соделаются причастниками того же Воскресения. Итак, надлежит знать, что два естества во Владыке Христе и что Божественное Писание нарицает Его иногда по человеческому, а иногда по Божественному естеству, ибо хотя и именует Его Богом, но не отрицает и человечества, и хотя называет Человеком, однако же исповедует вместе и Божество. Невозможно же было говорить о Нем все возвышенное по естеству, какое от нас восприял. Ибо если и при том, что изречено о Нем уничижительного, иные отрицают восприятие Им плоти, то явно, что было бы большее еще число страждущих сею болезнию, если бы не было сказано ничего уничижительного. Что же значит: «и тогда покорится?» Сие прилично тем, которые в настоящее время присвояют себе чужую власть. Ибо если тогда покорится, то теперь еще не покорен. Посему незаконно поступают хулители и старающиеся покорить не приявшего еще уставов покорности. Ибо надлежит ждать и изучить способ покорения. Но о сем пространно рассуждали мы в состязаниях с противниками. Посему надлежит кратко высказать цель Апостола. Писал он Послание к Коринфянам, недавно еще освободившимся от эллинского баснословия, а баснословие эллинов исполнено всякого непотребства и неправды. Умолчав о другом и не скверня тем языка, скажу только, что поклоняются они богам-отцеубийцам и говорят, что дети восстали на родив ших, изгнали их из царства и восхитили себе владычество. Итак, Поелику Апостол о Владыке Христе сказал великое, что Он «испразднит всяко началство и всяку власть и силу» , положит конец самой смерти и «вся покори под нозе» , то, чтобы коринфяне, увлекаемые оным баснословием, не предположили, будто бы и Христос с родшим Отцом делает то же, что сделали демоны, которым они кланялись, – по необходимости, сказав: яко вся покорена суть», присовокупил: «яве, яко разве Покоршаго Ему вся» , и еще прибавил, что «и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая» . Ибо не только не покорит Себе Отца, но и Сам примет подобающую Сыну покорность. Посему как божественный Апостол, предусматривая вред, какой мог произойти от эллинского баснословия, употребив слова уничижительные, присовокупил это для пользы коринфян, так и прекословящие пусть определят вид оной покорности. Конечно, если хотят они уразуметь истину, Христос оказал послушание ныне, вочеловечившись и соделав наше спасение. Посему как же покорится тогда? Ужели тогда только «предаст Царство Богу и Отцу» ? Если понимать это так, окажется, что и Отец не имеет теперь Царства. Столько несообразности в утверждаемом противниками. Но Христос усвояет Себе и принадлежащее нам, потому что мы называемся Его телом, а Он именуется нашею Главою. "Той" грехи (недуги») «наша прият, и болезни понесе» (). Так и словами псалма говорит Христос: «Боже, Боже Мой: вонми Ми, Вскую оставил Мя еси? Далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих» (); тогда как «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (); но нашего рода устами делается Он, соделавшийся начатком нашего естества. Так усвояет Он Себе и нынешнее наше непослушание, и тогдашнюю покорность; и Поелику , по избавлении от тления, покоримся мы, – говорится, что покорится Он. К сему разумению приводят нас следующие за тем слова. Ибо божественный Апостол, сказав: «тогда Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая» , присовокупил:

«Да будет всяческая во всех» . Теперь по сущности Он повсюду, потому что естество Его неописанно "и о Нем" , по апостольскому слову, «живем и движемся и есмы» (); но не во всех по благоволению, потому что «благоволит в боящихся Его и во уповающих на милость Его» (). Но и в них Он – «не всяческая»; потому что «никтоже чист от скверны» (); и: «не оправдится пред Тобою всяк живый» (); и: "аще" грехи (беззакония») «назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (). Посему хотя благоволит за то, в чем преуспевают, но не благоволит за то, в чем прегрешают. В жизни же будущей, когда прекратится тление и преподастся бессмертие, не будет места страстям; а по конечном изгнании страстей не воздействует уже ни один вид греха. Так наконец будет «Бог всяческая во всех» , когда все избавлены будут от грехопадений, и к Нему обратятся, и не приимут в себя наклонности к худшему. А что божественный Апостол сказал здесь о Боге, то в другом месте изрек о Христе; говорит же так: «идеже несть Иудей ни Еллин, обрезание и необрезание, варвар и Скиф,… но всяческая и во всех Христос» (). Но принадлежащего Отцу не приписал бы Сыну, если бы благодатию Божиею не научен был Его равночестию. Приступим же к истолкованию по порядку следующего.

. Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

«Понеже что сотворят крестящиися мертвых ради? Аще отнюдь мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради?» Крестящийся, говорит Апостол, спогребается со Владыкою, чтобы, приобщившись смерти, соделаться общником и воскресения. Если же тело мертво и не воскреснет, то для чего и креститься?

. Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?

«Почто же и мы беды приемлем на всяк час?» Сказав сие о всех вообще, Апостол говорит о себе.

. Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

«По вся дни умираю, тако ми ваша похвала, юже имам о Христе Иисусе Господе нашем» . И преизбыток опасностей выразил, и обнаружил свою попечительность. Непрестанно, говорит, отдаю себя на явные смерти. Похвалою же своею он назвал веру коринфян, и сим убеждая их к вере.

. По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!

«Аще бо по человеку со зверем боряхея в Ефесе, кая ми польза, Аще мертвии не востают?» По человече скому рассуждению, говорит Апостол, делался я пищею зверей, но чудесно спасен. Какой же для меня плод от сей опасности, если нет воскресения мертвых?

«Да ямы и пием, утре бо умрем» . Пророческие это слова (); и Апостол привел их кстати, как бы так говоря: излишен пост, излишне воздержание, насладимся удовольствиями настоящей жизни, потому что любителям добродетели не уготовано никакого воздаяния. Потом, пристыжая коринфян, говорит:

. Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.

«Не льститеся: тлят обычаи благи беседы злы» . Благими назвал здесь нравы легкомысленные, удобно обольщаемые.

. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.

«Истрезвитеся праведно, и не согрешайте: неведение бо Божие нецыи имут, к сраму вам глаголю» . Как заблудившимся и упоенным неверием сказал: «истрезвитеся» . Весьма же премудро неверование воскресению назвал неведением Бога. Кто «исповедует Бога ведети» (), тот верует, что Он праведен. Праведному прилично воздаяние. Но праведного воздаяния в настоящей жизни не видим. Посему исповедующему, что верует в Бога, должно ожидать воскресения. Потом Апостол представляет вопрос, предлагаемый неверующими, и говорит:

. Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?

«Но речет некто: како востанут мертвии? Коимже телом приидут?» Вопрос двоякий: и об образе воскресения, и о будущем качестве тела. Потом Апостол объясняет то и другое тем, что для людей всего известнее, и несмысленным называет того, кто неспособен уразуметь это.

. Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое.

«Безумне, ты еже сееши, не оживет, Аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, Аще случится, пшеницы или иного от прочих» . Погляди на семена, смотри, что борозды подобны гробам, семена погребаются в них, как тела, потом дают росток и отпрыск. «Не тело будущее сееши» , то есть не колос, но «голо зерно» или «пшеницы или иного от прочих» . Весьма удачно заменил Апостол одни именования другими; не сказал: не произрастет, «аще не умрет» , но от нас взятые именования приложил к семенам, ими доказывая наше воскресение. Так же и Господь сказал: «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, едино пребывает: Аще же умрет, мног плод сотворит» (). Так Апостол, показав образ воскресения, показывает и качество тел.

. Но дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

«Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело» . Ибо как от пшеницы родится пшеница, от чечевицы – чечевица и от каждого вида – тот же вид, так и наши тела воскреснут те же самые с большею славою, нетлением и бессмертием. Это же, как можно видеть, бывает и с семенами, ибо, будучи посеяны голыми, произрастают покрытые богатыми оболочками. Посему Апостол объясняет здесь то и другое: и образ воскресения, и качество тел. Потом говорит и о разделении воскресших.

. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.

«Не всяка плоть таже плоть: но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам» . Естество плоти, говорит Апостол, одно, потому что состоит из четырех стихий; но разность в виде. Посему и воскресение и преложение тел в нетление для всех также одно; но разность нравов производит разность воздаяний.

. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.

«И телеса небесная, и телеса земная: но ина убо небесным слава, и ина земным» . Достойные небес облекутся славою, приличною небесным; а имевшие земной образ мыслей приимут одеяние, соответственное произволению. Так, произведя сие разделение и показав отлучение земных, показывает Апостол различие и между небесными. Ибо не все праведники соделаются причастниками одного и того же, но приимут воздаяние, соразмерное их преспеяниям. Сие и Господь предрек в Священном Евангелии, ибо сказал: «обители многи» у Отца Моего (). Так и здесь сказано:

. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

«Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе» . Так и из праведников одни «просветятся» подобно "солнцу" (), а другие подобно луне, иные уподобятся светлости самых блистательных звезд, а иные сравнятся с менее светлыми. Так, показав и это различие, Апостол переходит к учению об общем воскресении.

. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении.

«Такожде и воскресение мертвых» , то есть как показывает сравнение с семенами.

«Сеется в тление, востает в нетлении» . В два или в три дня подвергается зловонному тлению, но освобождается от тления и восстает нетленным.

. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе.

«Сеется не в честь, востает в славе» . Ибо что бесчестнее мертвого тела?

«Сеется в немощи, востает в силе» . Ибо что немощнее этого гноя или праха? Однако же приимет это негиблющую силу.

. Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

«Сеется тело душевное, востает тело духовное. Есть тело душевное, и есть тело духовное» . Везде Апостол употребил слово сеется, повелевая несомненно верить, что посеянное произрастет. Называет же душевным, что управляется душою, а духовным – что домостроительствуется Духом. А таковую благодать многократно в большей мере приимут достойные. Посему-то данное ныне и именуется залогом (), потому что там дана будет во много крат большая благодать.

. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.

«Но не прежде духовное, но душевное, потом же духовное» . Ибо по немощи душевного уготовано духовное врачевство.

. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба.

«Первый человек от земли перстен; вторый человек Господь с небесе» . Апостол дает разуметь Второе Его пришествие, потому что придет к нам с небеси.

. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.

. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

«Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии: и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго» . Как стали мы участниками в клятве, наложенной на перстного праотца, и общниками в смерти его, так соделаемся причастниками славы Небесного Владыки. Ибо сие: «да о6лечемся» , – сказал Апостол в виде предречения, а не увещания.

. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

«Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут» . "Плотию" и "кровию" называет Апостол природу смертную. А ей, будучи еще смертною, невозможно улучить Небесного Царства. Сие-то и присовокупил Апостол:

«Ниже тление нетления наследствует» . Но явно, что, соделавшись нетленною, насладится обетованных благ.

. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

«Се, тайну вам глаголю» . "Тайною" называется, что не всем объявлено, но вверено одним друзьям. Посему Апостол утешает коринфян, объявляя им сокровенное.

«Вси бо не успнем: вси же изменимся» . Ибо не только скончавшиеся восстанут нетленными, но и остающиеся еще в живых облекутся в нетление.

. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

"Вскоре" (έυ άτόμω ) «во мгновении ока» . Апостол показал мгновенность воскресения. Называет же неделимым (άτόμου ) самое тонкое тело, видимое в солнечном луче, которое не допускает сечения по чрезмерной малости, «и мгновением ока» назвал движение зеницы. А сим показал Божию силу, ибо и малейшей части времени не пройдет в бездействии между Божиим повелением и воскресением мертвых.

«В последней трубе» . Будет же это, говорит Апостол, когда прозвучит последняя труба.

«Вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся» . Не о себе сказал Апостол: "мы" , но о тех людях, которые в то время останутся еще в живых.

. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

«Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие» . Апостол ясно дал знать, что воскреснет не другое что, но то самое, что истлевает, ибо, как бы неким перстом, указал на то словом: смерть победою. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» Божественный Апостол, так как созерцает самое исполнение, видит и победу Владыки, и воскресение мертвых, как бы воспевая торжество над врагами, изрек сию пророческую песнь (; ).

. Жало же смерти – грех; а сила греха – закон.

«Жало же смерти грех» . Ибо он предал смерти род наш.

«Сила же греха закон» , потому что «грех не вменяется не сущу закону» ().

. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!

«Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом» . Учение о воскресении Апостол по необходимости заключил песнопением.

. Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

«Темже, братие моя возлюбленная, тверди бывайте, неотступни» . Дает им сие повеление, как колеблющимся.

«Избыточествующе в деле Господни всегда» . Трудолюбиво собирайте богатство благочестия.

«Ведяще, яко труд ваш несть тощь пред Господем» ; потому что "Судия" правдив и подвижникам соплетает венцы (), делателям "даст мзду" (). Так, после сего увещания Апостол советует позаботиться о служении святым.

13/26 августа - День Памяти Св. Преподобного Максима Исповедника

- "Значит ты один спасешься, - возразили монофелиты преп. Максиму, отказывавшемуся от общения с ними, - а все прочие погибнут".

Святый ответил на это: "Когда все люди поклонялись в Вавилоне золотому истукану, три святые отрока никого не осуждали на погибель, Они не о том заботились, что делали другие, а только о самих себе, чтобы не отпасть от истинного благочестия. (Прор. Да. гл.3) Точно так же и Даниил, брошенный в ров, не осуждал никого из тех, которые, исполняя закон Дария, не хотели молиться Богу, а имел в виду свой долг, и желал лучше умереть, чем согрешить и казниться пред своею совестью за преступление Закона Божия (гл. 14.ст.I и след.). И мне не Дай Бог осуждать кого-либо или говорить, что я один спасусь, однако же я согласен скорее умереть, чем, отступив в чем-нибудь от правой веры, терпеть муки совести".

- "Но что ты будешь делать, - сказали ему посланные, когда римляне соединятся с византийцами. Вчера ведь пришли из Рима два апокрисиария, и завтра в день воскресный, будут причащаться с патриархом Пречистых Тайн."

Преподобный ответил:

- "Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Ибо я знаю из писаний св. Апостола Павла, что Дух Святый предает анафеме даже Ангелов, если бы они стали благовествовать иначе, внося что либо новое". (Галат. I,8). (Жития Святых - 21 января стр. 709-10).
********************

"Вчера, в восемнадцатый день месяца, который был Преполовением Святой Пятидесятницы, патриарх объявил мне, говоря: "Какой Церкви ты? Византийской, Римской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской? Вот, все они с подвластными им епархиями объединились между собой. Итак, если ты, как говоришь, принадлежишь к Кафолической Церкви, то соединись, чтобы, вводя в жизнь новый и странный путь, не подвергся тому, чего не ожидаешь".
Я сказал им: "Бог всяческих объявил Кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него, назвав блаженным Петра за то, что Он исповедал Его (Мф 16, 18). Впрочем, я хочу узнать условие, на котором состоялось единение всех Церквей, и если это сделано хорошо, я не стану отчуждаться"
(прп. Максим Исповедник. Письмо Анастасию).

"Я думаю не о единении или разделении римлян и греков, а о том, чтобы мне не отступить от правой веры"
(прп. Максим Исповедник. Изложение прения 7, по изданию М.Д. Муретова).

“Я не желаю чтобы еретики мучались, и не радуюсь их злу. Боже сохрани! — но сугубо радуюсь их обращению. Ибо что верным может быть милей, нежели видеть рассеянных чад Божиих собранных воедино. Я не потерял рассудок, чтобы советовать ценить немилосердие выше человеколюбия. Напротив, я советую со вниманием и усердием творить добро всем людям и всем верным быть всем для нуждающихся. Но при этом я говорю: нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель”.

Во время своего исповедничества именно преп. Максим с двумя- тремя монахами и составлял Константинопольскую Церковь, не будучи Епископом. Почему же нынешние непоминающие не являют собой полноту Церкви? Потому что преп. Максим был крещен в Истинной Церкви, и всегда пребывал в Истине. То же самое можно сказать о наших Новомучениках - которые часто молились не только без Епископа, но и без священника. Но - они были крещены в Православной Греко-Российской Кафолической Церкви.
Наши же ревнители из МП - крещены, миропомазаны в церковной организации, изначально бывшей сергианским новообновленческим расколом и пребывали таким образом в ереси сергианства и экуменизма. Потому ни к какому спасению они не идут, а топчутся на месте, лишь немного прозрев. Спасение - только в Церкви, в Которой Епископы стоят в Истине.
Преподобный Отче Максиме, моли Бога о нас!