Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Адвокат добровинский биография. Маэстро звёздных разводов Добровинский сделал клиентку своей любовницей Адвокат александр добровинский биография

Биография Александра Добровинского


Александр Андреевич Добровинский (25 сентября 1954, Москва) - прославленный юрист, руководитель московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнёры». Адвокат Добровинский http://politt.ru/?p=1279 стал известным для широких слоев населения представлением интересов Ф. Киркорова, Р. Байсарова, А. Мордашова, Б. Березовского, В. Слуцкера и других публичных персон по резонансным гражданским и уголовным делам, в частности связанным с семейными дрязгами. Сергей Полонский также задействовал нашего героя в качестве юриста, о чем горько пожалел впоследствии.

Александр Андреевич Добровинский
Дата рождения: 25 сентября 1954
Место рождения: Москва, РСФСР, СССР
Гражданство: СССР → Россия
Род деятельности: адвокат

Александр Добровинский родился в 1954 году в Москве. Учился на экономическом факультете ВГИКа, но не завершил данное учебное заведение.
В 1972 году 18-летний Александр Добровинский уехал в Париж, где жила его мама Люси Рубиновна, француженка российского происхождения.
Там он препробывал ряд видов заработка - работал официантом, был владельцем парижского ресторана русской кухни «Регаль». Через три года уехал в США, где и получил юридическое образование. Александр Добровинский работал ассистентом в юридической фирме, таксистом, чтобы оплачивать учёбу.

В Россию Александр Добровинский вернулся в начале 1990-х годов. Александр Добровинский экстерном получил диплом юриста и в 1992 году открыл свое первое адвокатское бюро. Специализировался на корпоративном праве, а также на бракоразводных процессах.
Первую известность Добровинскому принесла скандальная история со швейцарской фирмой «Noga», пытавшейся отсудить у Российской Федерации долги за поставленное продовольствие и угрожавшей арестом принадлежащего государству имущества.

На протяжении нескольких лет Александр Добровинский представлял интересы оппонентов ЮКОСа, боровшихся за активы Восточной нефтяной компании. Александр Добровинский участвовал в освещавшихся в прессе процессах по разделу имущества в ходе разводов предпринимателя Л. Черного в 1999 году, владельца «Северстали» А. Мордашова в 2001 году.

В 2007 году Александр Добровинский представлял интересы главного редактора русской версии журнала Forbes М. Кашулинского в деле по иску компании Интеко, владельцем которой являлась супруга тогдашнего мэра Москвы Ю. Лужкова Е. Батурина. В 2009 году представлял интересы бизнесмена Р. Байсарова, бывшего гражданского мужа К. Орбакайте, в их конфликте из-за сына Дени.

Александр Добровинский также был адвокатом совладельца компании «Фининвест» В. Слуцкера в деле о разводе с женой, хозяйкой сети World Class О. Слуцкер.
В 2010 году представлял интересы Ф. Киркорова, обвинявшегося в избиении помощника режиссёра М. Яблоковой.
Далеко не во всех спорах Добровинский выступал на стороне публичных персон. Так, в июле 2011 года он представлял интересы фотокорреспондента газеты «Комсомольская правда» Е. Гусевой, направил в полицию заявление с требованием возбудить уголовное дело в отношении певца Валерия Меладзе по обвинению в избиении журналистки.
В 2012 году коллегия адвокатов Добровинского открыла филиал в Лондоне, который будет обслуживать клиентов, имеющих деловые и личные интересы в Великобритании.

В 2014 году Александр Добровинский купил дачу, ранее принадлежавшую Любови Орловой и Григорию Александрову, а также личный архив актрисы. Александр Добровинский свободно владеет английским и французским языками. Автор более десяти научных работ по юриспруденции. Кандидат юридических наук.

Александр Добровинский - победитель открытого ежегодного Всероссийского конкурса «Лидер года» в номинации «Лучший адвокат Pocсии 2003 года».
Александр Добровинский - бывший председатель совета директоров компании «Арбат Престиж».
С 2012 года ведет передачу «Йога для мозгов» на радиостанции «Серебряный дождь».
В марте 2013 года Александр Добровинский был назначен председателем правления компании Potok, а месяцем позже стал совладельцем банка «Пушкино».
30 сентября 2013 года Центробанк РФ в связи с неоднократным нарушением федеральных законов отозвал лицензию у банка «Пушкино», владельцем 19-процентного пакета акций которого явллся Александр Добровинский .

Увлечения Александра Добровинского

Александр Добровинский - чемпион России по гольфу (2002). Также возглавляет ряд престижных объединений спортсменов в этой сфере вроде Московского загородного гольф-клуба.

Александр Добровинский известен как страстный коллекционер. Крупнейшая в мире частная коллекция советского фарфора, принадлежащая Александру Добровинскому, выставлялась в Пушкинском музее, где заняла 5 залов. Несколько раз менял квартиры ради удобной экспозиции этой коллекции. Собрал коллекцию лакированных шкатулок с изображением революционных миниатюр, а также фотографий и картин первой половины XX века. Собирал тибетскую иконопись XVII-XVIII века, аксессуары для курения сигар.

Девочка собирается продавать свои игрушки, чтобы рассчитаться с любящим отцом

Знаменитый адвокат Александр Добровинский , представлявший интересы Филиппа Киркорова , Анастасии Волочковой и многих других медийных персон, в силу своей профессии не раз разбирал чужие семейные скандалы. Но в собственной жизни возможность таких конфликтов всегда отрицал. Он уверял, что у него с родными царят взаимные любовь и согласие. И вдруг как гром среди ясного неба - на интернет-портале Life.ru и еще в ряде сетевых СМИ появилась информация о его судебных разбирательствах со своей несовершеннолетней дочерью. Причем, как утверждалось, это была дочь вовсе не от его жены Марины, с которой он прожил много лет, а совсем от другой женщины.

Думаю, желтая пресса знает мою жизнь лучше, чем я сам, - заявил нам в ответ на просьбу о комментариях Александр Андреевич. - Поэтому все вопросы нужно адресовать к ней. Ни объяснять, ни оправдываться перед желтой прессой не вижу никакого смысла.

С большим трудом мы разыскали Любовь - маму той самой девочки, с которой судился Добровинский. Она тоже не изъявила желания обсуждать взаимоотношения с адвокатом. Но некоторые подробности этой скандальной истории нам все-таки выяснить удалось.

Недавно дочери Полине исполнилось 10 лет, и, хотя денег на ее содержание отец не выделяет, в суд на алименты я не подавала, - ответила на наши вопросы Любовь. - Понимаете, Добровинский - человек публичный, любые судебные иски с его участием освещались бы в прессе, и я не хотела травмировать психику ребенка. К сожалению, иск прилетел с той стороны, откуда не ждали, и оградить дочь от шумихи не удалось.

В 2014 году Добровинский оформил в собственность Полины 90 процентов квартиры на Воробьевых горах. При этом 10 процентов он оставил себе. Мотивировал это желанием обезопасить дочь от мошенников, которые могут позариться на ее жилплощадь. Но, видимо, теперь ситуация изменилась. И он подал в Никулинский суд иск к дочери с требованием вселить его на принадлежащие ему 15 квадратных метров.

Ради получения решения о вселении Добровинский даже отказался от жены Марины, которую в течение 20 лет называл единственной любимой. Утверждал в суде, что она ему не жена, а просто друг. А его представители заявили, что Марина была «женщиной для выходов в свет» - чем-то типа «бороды». Это просто редкий цинизм - ради квартиры предать свою семью, все свои так усердно афишируемые ранее ценности.

Вокруг маститого адвоката всегда вьётся множество алчных дам (слева - гражданская супруга Марина)

Эксклюзивная недвижимость

Добровинский был уверен в своей победе, - продолжает Любовь. - Думал, что, только услышав его фамилию, в суде все «сделают ку», как в фильме «Кин-дза-дза». К его неудовольствию, Никулинский суд в полном объеме отказал в удовлетворении его требований.

Но Добровинского это не остановило. Не успели опубликовать решение суда, как на имя дочери от него пришло письмо, в котором он предложил ей выкупить его долю в квартире за 420 тысяч долларов. Таких цен за 15 «квадратов» нет ни в Москве, ни в Нью-Йорке. Реально эта площадь стоит в разы меньше. Но это же доля Добровинского. Соответственно, это эксклюзивная недвижимость, и цена назначена, как на часто посещаемом им аукционе «Сотбис».

Причем в случае, если дочь в течение месяца не заплатит назначенную сумму, любящий отец оставил за собой право продать свои 10 процентов другому лицу. То есть теоретически в квартире в ближайшее время может оказаться какой-нибудь цыганский табор. Похоже, великого адвоката совершенно не волнует ни психологическое состояние ребенка, ни нарушение его прав как несовершеннолетнего.

Вдобавок к этому Добровинский отправил официальную бумагу в ТСЖ с просьбой возместить ему расходы на содержание жилья, которые он оплачивал за дочь последние три года. Сумма расходов составила около миллиона рублей. В общем, долги ребенка перед отцом растут как на дрожжах.

Добровинский - богатейший человек. Он всегда хвастался своими уникальными коллекциями произведений искусства, крутым «Роллс-Ройсом», огромным офисным зданием в Последнем переулке, квартирой на Арбате площадью 220 квадратных метров и выкупленной им дачей Любови Орловой на двух гектарах земли во Внуково. И с его стороны крайне недостойно так издеваться над собственным ребенком. Полина вместе с одним мальчиком в школе открыла сайт. Собирается продавать свои поделки, чтобы собрать денег, сколько нужно. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Представьте себя вальяжно разлегшимся на диване с газетой и вкуснейшим коньяком. Вам никто не давит на мозги, не доносятся крики детей, и не маячит перед глазами жена. Вы с головой погружены в мечтания о крутой спортивной тачке, красавице секретарше и прочей ерунде, столь далекой от семейного очага. И внезапно этот придуманный мирок разрушает скрип двери – и к вам с долгим и мучительным монологом подкатывает жена.

От нее вы узнаете, как трудно ей жить и ничего не делать – просиживать целыми днями дома. И именно вы окажетесь виновны в ее "бедах" – в том, что предоставили ей личного водителя, море кредитных карточек, горничных и пр. Оказывается, все это было сделано вами намеренно, чтобы жена чувствовала себя ненужной всему миру.

Затем абсолютно бесконтрольно, мощным потоком на вас выльется информация о том, что одна ее знакомая открыла потрясающее PR-агентство, другая – стала издателем глянцевого журнала, а третья – отвечает за салон красоты. Жена даст понять, что всем этим успешным бизнес-леди она ничуть не уступает, и что не одному вам удалось раскрутить свой бизнес, когда все только начиналось, и любой мог словить удачу. Супруга даст понять, что у нее уже есть клиентская база, конечно же, из близкого окружения, которые на все сто готовы отдать своих детишек в ее детский сад, а все эти выходы в свет, прозябание на даче и шопинг – все это наскучило до ужаса.

Нет-нет, от вас потребуется всего пара миллионов стартового капитала. Разве это большие деньги после стольких прожитых лет вместе, после двух детей, после загубленной молодости и задушенных личных перспектив развития в пользу брака? Если вы не готовы спустить деньги в трубу, а вместе с ними потратить кучу времени и нервов, Добровинский предлагает несколько дельных советов.

Во-первых, ни за что сразу же не говорите "нет". Сделайте наоборот. Расскажите, как вы сами много раз хотели предложить жене что-то вроде семейного холдинга, но стеснялись. Начните обсуждать всевозможные варианты, подчеркивая, что только вы способны реализовать идеи жены. Что вас ждет? Ночь приятная сюрпризов. А потом следует немного подождать – авось само рассосется. Новые подробности о "рентабельном" бизнесе ее подружек, быть может, поотобьют охоту у решившей податься в предприниматели супруги.

Но если она упорно настаивает на своем, а такое бывает, то отправьте благоверную на обучение. К примеру, жена мечтает открыть косметическую или стоматологическую клинику. С вас потребуются деньги на помещение, на разрешения, на рекламу, персонал и т.п. бесконечные траты, которые не окупятся никогда. Что ж, обязательно уверьте свою жену, что у нее талант от Бога в той области, куда ее понесло. А затем расскажите ей, что этого все равно мало – и надобно поехать за границу, потому что только там лучшее обучение и только там есть такие специалисты, о которых здесь и не мечтают. Но это только первый этап. Есть же всевозможные курсы повышения квалификации, ординатура, в конце концов, так что в светлый путь!

Не сработал и этот способ? Выдайте некую сумму денег, а затем по полочкам распишите, куда и что следует потратить. И на этом все. Ваша супруга утверждала, что справится сама? Вот и "поверьте" ей. Закончите такими словами: "Я вечно занят, вечно на работе. А ты прекрасно со всем справишься. Через год в этом убедимся". Ограничивайтесь только финансовой помощью – и ничем более. Иначе все шишки падут на вас: не с теми людьми свел, не то насоветовал, не то оборудование купил, не то место нашел и т.д.

Наконец, самый эффективный вариант. Если жену вдруг понесло на творчество – радуйтесь. Жена-поэтесса, писательница, художница? Да это же замечательная возможность втихушку "продавать" ее "шедевры" за ваши же скромные деньги друзьям. Вы потратите совсем немного, чтобы выпустить ее сборник стихов или рассказов, а довольны при этом останутся абсолютно все.

Фото Jan Coomans

Наша первая героиня -

куратор и арт-эксперт Марина Добровинская.

Жена известного адвоката Александра Добровинского, Марина предпочла образу светской дамы карьеру в мире искусства. Она вовремя поняла, что именно в мире искусства способна чувствовать себя по-настоящему счастливой. А, значит, успешной. Наша встреча проходила в квартире Марины и Александра, где мы смогли лично увидеть их известную коллекцию.

Марина, последнее время много слышала про ваши арт-туры. Скажите, они проходят в рамках образовательной программы аукционного дома Phillips или это уже ваши собственные идеи?

Это все мои идеи. Образовательная программа - тоже моя идея, которую я просто предложила аукционному дому. Мне кажется, они очень обрадовались и до сих пор довольны, что такие курсы существуют в Москве. Идея поездок не нова, им уже 7 лет, столько же, сколько и моей программе. Я ее называю просветительской, к нам приходят люди уже довольно образованные в этом плане. А ездить мы начали с первого года. Это неотъемлемая часть программы, так как услышать одну теорию - недостаточно. Всегда хочется все увидеть своими глазами. Согласитесь, приятно, прослушав цикл лекций, поехать в этот город, страну и самому посмотреть шедевры, о которых тебе рассказывали.

То есть эти поездки напрямую связаны с курсами? Ехать без подготовки бессмысленно?

Такое у нас бывает, возможно все. Но я всегда стараюсь предупредить людей, которые не посещали курсы, что им придется столкнуться с тем, к чему они не совсем привыкли. Например, современное искусство, к знакомству с которым, я убеждена, нужно готовиться.

А если человек подкован, знаком с эпохой и авторами, о которых ему рассказали, ему будет интересно? Почему стоит ехать именно в рамках вашего проекта, а не посетить выбранный город и музей самостоятельно?

В музеи мы, конечно, тоже ходим, но не на постоянные экспозиции - это действительно можно увидеть самим. Поездки, которые организую я, нацелены на места, в которые просто так не попасть. В них входят знакомства с художниками и их ателье, походы в запасники музеев, какие-то особенные выставки и галереи, где можно пообщаться с людьми искусства. Если мы идем в музей, то нас там встречает куратор или сам директор. У нас персональный подход.

Как вы разрабатываете программу на год - вы заранее знаете, какие города будете посещать в рамках курсов и с учетом выставок?

Все складывается по-разному. Все поездки организую я сама, их всего четыре в год, максимум пять. Что-то я готовлю три месяца, а есть такие, на подготовку которых уходит год. У нас на курсах параллельно идут два цикла: классическое прикладное искусство, то есть старые мастера, и история современного актуального искусства. В любом случае, поездка «покрывает» те места, художников, о которых человек уже слышал. Это всегда интересно.

Хотелось бы услышать об организации ваших курсов: сколько раз в неделю они идут или, сложно ли вписать их в свой график. И о каком периоде рассказывается на лекциях о современном искусстве?

Курсы рассчитаны на учебный год с начала октября до конца мая. Я стараюсь сделать их удобными для людей с детьми. После отдыха, сентябрь - сложный месяц: нужно составить расписание, организоваться и решать какие-то бытовые проблемы. Начинать учебу лучше с октября. Во время школьных каникул мы тоже делаем перерыв: это неделя в ноябрьские праздники, две недели в Новый год и потом отдых на майские. Цикл удобен для всех. Всего 30 лекций за учебный год по классической истории и 30 по современной. Лекции проходят 2 раза в неделю: вторник - классика, среда - современное и актуальное искусство. Цикл по классическому искусству начинаем с античности и до середины 19 века, современное и актуальное искусство - с середины 19 века и до сегодняшнего дня, включая искусство видео-арта и перформанса, то есть то, что сегодня особенно актуально. Учтено все. Лекторы, которые у нас читают, меняются каждые 5 занятий, чтобы вы могли услышать новые темы, мнения, ведь у каждого специалиста есть свой «конек». Важно слышать совершенно разных людей. Слушать одного, пусть даже прекрасного, неправильно. Классическая часть устроена немного по-другому: есть мой любимый лектор, который ведет сразу 15 занятий, а потом идут тематические лекции блоками по 5 занятий.

И все 7 лет это востребовано?

Мы начали с узкого круга, в который поначалу входили мои подруги и знакомые. И до сих пор 90% - это женщины, но теперь заинтересовались и мужчины, постепенно мы перестали умещаться в маленькой галерее, где начинали занятия. Так что переехали в лекторный зал в ЦУМе. Потом стало тесно и там, и теперь мы базируемся на Остоженке в зале на 130 мест в Музее фотографии Ольги Свибловой.

То есть это уже серьезная школа?

Да, хотя я и сама такого не ожидала. При том, что понимала, как это нужно и интересно. Семь лет назад, когда я начала делать курсы, в Москве ничего подобного не было. Были какие-то курсы при Пушкинском музее и в Третьяковке. Но не о современном искусстве, а только классика, и там было очень много цензуры. Я все делаю очень по-западному, у меня нет никакой цензуры. Художники, арт-критики могут говорить любые слова и высказывать любые мнения, и я приветствую это.

Как же все это зарождалось, как этот ваш проект вдруг начал жить?

Началось с того, что я ушла из своей профессии - по первому образованию я стоматолог. Отработав 18 лет в стоматологии, я ушла, потому что младший ребенок много болел. Так как мы с мужем увлечены искусством и коллекционированием, я решила сама найти какие-то курсы и чем-то заняться. Нашла программу при Музее декоративно-прикладного искусства - это была чистая классика, курсы длились два года, и я ходила туда 4 раза в неделю. В конце концов, написала дипломную работу и получила диплом.

На какую тему?

Я коллекционирую советское стекло, есть у меня любимый художник - Владимир Муратов из Гусь-Хрустального, он, к сожалению, уже умер, но я была с ним знакома и купила у него несколько работ. Я считаю, что это совершенно гениальный художник с очень изысканным вкусом, и именно о нем была моя дипломная работа. Потом я поняла, что курсы должны существовать, но они должны быть другими, не такими скучными, и сделала свою программу. На тот момент я очень дружила с аукционным домом Sotheby’s, они строили офис в Москве и предложили мне занять некую должность у них.

Дружили как коллекционер?

Да, мы с мужем являемся их клиентами. Мне тогда их предложение не понравилось, я себя сидящей в офисе и пишущей отчеты не вижу. В ответ я предложила организовать курсы в Москве. У них есть курсы в Лондоне, но они немного для другой целевой аудитории - для будущих сотрудников, там взращивают профессионалов. А я предложила сделать лекции для любителей и клиентов. Но решение так и не было принято. Тогда же я и познакомилась с Симоном де Пюри, в то время - владельцем Phillips de Pury, компании, которая занимается только современным искусством. Симон пришел в дикий восторг от моей идеи и сразу же решил, что нужно организовать такие курсы в Москве. Через неделю он уже прислал мне из Нью-Йорка финансового директора, который подписал со мной договор. И с тех пор я как бы при Phillips.

Если мы говорим о полномасштабном образовательном курсе, то выбор городов для поездок очень велик. Как вы формировали шорт-лист тех мест, куда часто ездите?

Нет такого списка, любой город может завлечь своей культурой. Мы ездили даже в Питер. Интересно, конечно, путешествовать по Европе. Так как я всем занимаюсь сама, организация поездки в какой-то новый город занимает до года. Например, скоро будет Нью-Йорк, и я готовлю эту поездку уже давно. Это непросто, потому что я всегда еду на очень мало дней: в Европу - на 3 с половиной дня, в Нью-Йорк - 5 дней. Почему? Во-первых, очень много материала, который надо посмотреть. Все должно быть в правильное время и не слишком долго, чтобы человек не устал, не заскучал. Каждые 5 минут - продуманы и организованы. За три с половиной дня мы смотрим очень много, плюс обеды и ужины, иногда походы в оперу или театр. Программа очень насыщенная. Через эти три дня кажется, что ты в поездке был два месяца, но так надолго, конечно, уехать сложно - у нас у всех мало времени, у всех семьи. Кроме того, если человек видит и слышит слишком много, то информацию сложно запомнить и легко начать путаться. Все должно быть пропорционально. Я многое перепробовала, прежде чем прийти к такому формату, и мне он сейчас кажется идеальным.

Очень хорошо это понимаю по своей прежней работе. Нужно сделать так, чтобы все были довольны, чтобы у людей была возможность отдохнуть и выдохнуть, переодеться перед ужином. Я понимаю, какой за этим стоит труд.

Да, это все не так просто. Но мне это очень нравится, я сама получаю огромное удовольствие и никогда ничего не повторяю. Хотя у меня есть любимый город - Брюссель, в который мы поедем в четвертый раз, но это настоящий кладезь искусства, культуры, невероятно вкусной еды, и каждый раз поездку можно делать совсем новой.

Расскажите про ваш Брюссель! Я тоже люблю этот город, но обычно, побывав там один день, еду куда-нибудь в Гент или Брюгге. И вдруг вы мне говорите, что будете там в четвертый раз...

Во-первых, мы всегда едем туда в конце января, чтобы попасть на антикварную ярмарку BRAFA. Я считаю, что это одна из лучших ярмарок искусства в Европе. Цены хорошие и вещи качественные, участвуют прекрасные галереи - много парижских, причем в самом Париже у них совсем другие цены. На ярмарку мы приезжаем обычно в первый же день, на вернисаж, после него - ужин, который иногда посещает королева. Общество коллекционеров - это очень интересно! Потом - Гент, любимый город, я никогда его не пропускаю. Ехать всего минут 40, и надо обязательно посмотреть Гентский алтарь братьев ван Эйков, я считаю его одним из чудес света в искусстве, на него можно смотреть бесконечно. В Генте также находится прекрасный музей современного искусства с потрясающим директором, который в прошлый раз сам нас встречал и все рассказывал. Показал экспозицию и даже отвел в запасник, достал припрятанного Кабакова.

Гентский алтарь братьев ван Эйков

Кстати, мне всегда было интересно узнать: из запасников музеев можно что-то приобрести?

Нет, музеи не продают ничего, только покупают для своей коллекции. Если нужно что-то продать, то - через аукцион, но редко. Они все хранят в запасниках и постепенно меняют экспозицию, могут какие-то вещи достать для выставок, одолжить их в другие страны и города.

В Генте есть также прекрасный музей дизайна. Иногда мы ездим в Антверпен - в музей современного искусства и музей моды, где всегда отличные выставки. В этот раз мы точно поедем в предместье Антверпена в ателье Вима Дельвуа, современного художника, самая известная работа которого - татуировки на спинах свиней. Его вещи недавно были выставлены у нас в Пушкинском музее, вкраплены в главную коллекцию, и его готичные скульптуры смотрелись прекрасно.

Работы Вима Дельвуа (Wim Delvoye)

В Брюсселе есть вилла Ампан - нереальной красоты здание в стиле ар-деко, построенное графом Ампан. После его смерти вилла была продана, и кто там только ни жил, даже было советское посольство. В итоге ее купила семья Богосян - ювелиры из Женевы из фирмы Bogart. Они отреставрировали виллу очень красиво и сделали выставочное пространство: 3-4 экспозиции в год, одна лучше другой. Пропустить невозможно.

Вилла Ампан (Villa Empain)

Также все знают про музей Рене Магритта, но мало кто знает, что в Брюсселе есть и его дом-музей. Этот художник был очень скромным, жил с женой на окраине города, его квартирка и ателье сохранились в оригинале! Что еще? Музейный остров в центре Брюсселя - Королевский музей с потрясающей коллекцией, музей музыки. Все рядом. Еще мы были в ателье скульптора Изабель Тильжес, она француженка, но давно живет в Бельгии. Создает очень изысканные скульптуры. Потом мы были в ателье художницы Изабель де Борграв, она делает костюмы, посуду, мебель из бумаги. В ателье работы художников можно и приобрести, либо вам дадут адрес галереи, где это можно сделать.

Работы Изабель де Борграв (Isabelle de Borchrave)

Примерная стоимость ее работ?

От 2-3 тысяч евро, какие-то вещи - до 20 тыс... Еще мы ужинали дома у Джеральда Ватлета, известного декоратора. Он еще и телевизионный кулинар, у него своя передача. Я познакомилась с Джеральдом в бельгийском посольстве в Москве, рассказала о проекте, о поездке в Брюссель, и он пригласил нас к себе домой на ужин, сказал: «Буду для вас готовить». Я уточнила, что нас 17 человек в группе! Он и бровью не повел: «Нет проблем, приготовлю для 17 человек». У него потрясающая квартира, эклектичная и красивая, и отличный ужин. Фрикасе из курицы я запомню надолго!

Были мы и в музее комиксов, без этого нельзя представить себе Брюссель. А в следующем году обязательно пойдем в здание арсенала, где находится фабрика бельгийских сумок Delvaux, которая существует с 1869 года. Это - любимая марка королевской семьи. Выделка не уступает сумкам Hermes - красивая работа, изысканные модели. На фабрике работают 200 человек, причем каждый по 40-50 лет. Плюс - музей сумок. Туда обычно не очень любят пускать посетителей, но для нас сделают исключение.. Также в программе - старая пивоварня, которую купил коллекционер, занимающийся, в том числе, интерьерами. Он сделал шоу-рум интерьеров и вписал туда свою бесподобную коллекцию. Собирает он все: от античных статуй и китайских ваз до Аниша Капура, в коллекции - одни шедевры.

Марина, вы многим интересны как медийная персона, вас знают не просто как жену известного мужа, а именно как Марину Добровинскую. Какое у вас отношение к этому?

Я очень спокойно к этому отношусь. И совершенно не стремлюсь попасть в светскую хронику. Мне важнее то, что я делаю, а не то, что говорят обо мне как о личности.

Глядя на вас, понимаешь, что вы достигли какого-то высокого уровня самосознания, культуры и отношения к жизни. Поэтому очень интересно, что для вас значит качество жизни? Допустим, гостиница 5 звезд? Это прежде всего сервис или декор?

Это абсолютное удобство. Для меня люкс -это правильный матрас, правильно обустроенный шкаф, правильная ванна с правильным душем. На мой вкус неудобны гостиницы W с открытым душем без перегородок - красиво, но неудобно. В Брюсселе я люблю бывший Conrad, сейчас он Steigenberger, в Париже люблю Le Meurice, Hotel Georges V. Для меня важно, в каком месте находится гостиница, чтобы оттуда можно было удобно добираться. Если я еду с группой, то смотрю, может ли припарковаться автобус рядом с отелем - узкие улочки не подойдут, потому что тогда наши дамы на шпильках пойдут пешком по брусчатке.

Prince de Galles открыли относительно недавно, дверь в дверь к Georges V. Оба отеля роскошные, но по-разному.

Я там не была, нужно посмотреть, насколько он современный и удобный. Не так давно мы были в Израиле, один день в Иерусалиме в гостинице Mamilla. Она очень красивая, с шикарным рестораном на крыше и в саду, но комнаты ужасно неудобны, открытые души без перегородок...

А у вас есть свой повар?

Есть помощница, которая готовит, когда меня нет. Но для дочек и мужа я готовлю сама. А для себя не люблю.

Какие у вас предпочтения в еде? У меня одна дочка ест мясо, другая нет, муж любит поесть, я всегда в поисках новых диет...

Во время поездок с группой мы просто ходим в хорошие рестораны, чтобы всем подошло. Я сама 3 года не ем мясо, но ем рыбу, и поход в ресторан для меня не проблема, я всегда найду то, что мне нравится. Но никогда не мешаю, скажем, белок с неправильным углеводом, я не ем рыбу с рисом или картошкой. И стараюсь не есть мучное, сладкое просто не люблю. Больше люблю соленое. Пицца для меня вкуснее сладостей.

Как вы относитесь с макробиотике (учение о питании на основе даосизма, предполагающее, что в продуктах есть энергия инь и янь, баланса которой стоит придерживаться - прим.)?

Нужно сдать кровь и понять свои индивидуальные особенности. Кому-то она не подходит, и нужно, наоборот, есть много белков. Обычное молоко можно заменить молоком из миндаля, гречки, сои...

Но по вкусу соевое молоко - соевое.

Да, настоящего вкуса будет недоставать. Но я к сое отлично отношусь. Моя подруга Ира Азарова открыла ресторан Fresh, и вот эта кухня действительно подходит всем. Там есть молоко и козий сыр, то есть ресторан все-таки не веганский, но он вегетарианский. Огромный выбор, все свежее. Я люблю йогурты, сама делаю их в йогуртнице. Покупаю русское козье молоко, беру 1 козий йогурт как закваску и готовлю.

Вообще, все смеются, что санкции способствуют развитию философии употребления местных продуктов.

Знаете, это было бы возможно, если бы мы жили в Азербайджане, где все растет. У нас это нереально. Помидоры не растут, и огурцы только летом. А нам зимой нужны огурцы и салат. Не питаться же только картошкой и яблоками. Яблоки тоже, кстати, не всегда растут.

Чем вы увлекаетесь, что, например, читаете?

Люблю журналы по искусству - многие привожу из поездок. Очень нравится Beaux Arts. И журналы о путешествиях. В России я читаю Conde Nast Traveller, Geo, немецкую коллекцию журналов Merian... Сейчас я, кстати, работаю над своими путеводителями, думаю, в следующем году они будут готовы.

Как возникла идея их создания?

Благодаря поездкам, так как я все время искала необычные, полузакрытые места. Ничего похожего я не встретила, и решила сама сделать навигатор по искусству: это будут и галереи, и отели, и рестораны. Чтобы человек мог открыть книгу и узнать, куда, допустим, пойти в Лондоне, чтобы все свое путешествие связать с искусством: музеи, отели, книжные магазины... Если вы приезжаете с детьми - я расскажу о тематических мастер-классах для них.

Когда ждать выхода этих путеводителей?

В феврале-марте 2015 будут, скорее всего, Париж и Брюссель. Их пишут журналисты или искусствоведы-журналисты, каждый о своем городе. Я делаю путеводители только на русском и изначально только для России. Их всего выйдет 500 штук - limited edition. Мало, но на то есть причины. Будут в них и секретные адреса, куда можно попасть только с этим путеводителем как с ключом!

Если взять, к примеру, Нью-Йорк - что это будут за места?

Скорее всего, ателье Tiffany & Co. Или запасник какого-то музея. Что-то необычное, куда самостоятельно не попасть. В Париже это будет музей Cartier и их ателье. Не буду пока раскрывать все тайны. Путеводитель будет без фотографий, но с рисунками художника, он специально создает серию иллюстраций для города. Так что записывайтесь в waiting-list. Стоить он будет около 10 000 рублей, много уже забронировано, но еще можно купить.

Марина, если вернуться лично к вам - вас считают очень элегантной женщиной, вы специально работали над образом?

Так сложилось, что с 13 лет я жила в Германии, затем 8 лет в Италии, потом во Франции. Живя в Италии, тем более в Милане, нельзя не обрести что-то итальянское. Мне кажется, что со мной все случилось само собой. Вкус был мне привит теми странами, где я жила.

Какой стиль вам ближе?

Итальянский. Именно там, мне кажется, стиль действительно виден, он во всем и везде. Там нигде нет уродства, во всяком случае, я его не вижу.

А в России?

В России я обращаю внимание на другие вещи. Что касается моей семьи - да, в плане вкуса я могу решать, что вот это должно быть так, а не по-другому. Советую что-то дочерям. Хотя они уже тоже сами все знают.

И вы довольны их вкусом?

Не всегда, они молодые, а подросткам часто хочется сделать розовую челку - пусть они через это пройдут, я считаю, что это нормально. Но я никогда не стараюсь никого переделать, исправить, и ни в коем случае не буду ничего навязывать, если человек сам не пришел за советом. Хуже и быть не может. Но даже если и просят рекомендации, тоже нужно быть осторожным: если к вам пришли за советом, это не значит, что ваш ответ понравится.

Это мудро, но в вашем дипломатичном ответе читается, что в окружающиъ может что-то напрягать.

- «Напрягать» - не то слово, могу просто отметить про себя. У нас пока не все знают, что такое «быть к месту», «быть в меру» есть история про overdressed. Напыщенно и старательно одеваются, делают или говорят. Никуда от этого не денешься. Я предпочитаю быть толерантной.

Это залог гармонии.

Да и скучно будет жить, если все будут все видеть и делать одинаково. По стандартам.

Если кто-то спросит у вас совета: хочу быть похожим на вас, что мне делать?

- «Учиться, учиться и учиться». Читать, учить языки, обогащаться. Это - настоящее богатство. И то, что никто у вас никогда не отберет. Особенно это важно для женщины. Она интересна детям, подругам, мужчине, когда образована и занята делом.