Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Значение макарий александрийский в православной энциклопедии древо.

Макарий Александрийский ( - ок. -), преподобный

Был современником и другом преподобного Макария Египетского . Родился в году, до сорока лет занимался торговлей, затем принял святое крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого "Келлии", в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом, в котором подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в своей келлии.

Подвижнической жизнью, постом, отрешением от земного преподобный Макарий стяжал дар чудотворения и прозрения сокровенных мыслей людей, удостоился многих чудесных видений. Так, преподобному дано было видеть, как один из подвижников святой обители - преподобный Марк причащался Святых Таин из рук Ангелов, а нерадивые братия получали во время причастия вместо Тела Христова горящие угли от эфиопов. Святой Макарий прославлен множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами.

Родился в Александрии в 295 г. В молодые годы торговал овощами. В сорок лет крестился, после чего отрёкся от мира и сделался иноком. Позже принял священный сан и начальство над монастырём, называемом Келлии. Святой вместе со своим близким другом преподобным Макарием Египетским были учениками преподобного Антония Великого.

Когда преподобный узнавал, что кто-либо совершает некий подвиг, то он сам старался подражать таковому и тщательно выполнял то же самое. Так, узнав, что в Тавенском монастыре в Великий пост не вкушают ничего, приготовленного на огне, преподобный Макарий положил себе за правило 7 лет не вкушать такой пищи, даже хлеба.


Случилось, что преподобному прислали очень вкусных ягод. Постник захотел полакомиться ими, но потом решил воздержанием победить своё желание, и отослал ягоды более слабому брату. Но и тот, приняв посланное, поступил так же, хотя сам голодал. Таким образом, ягоды обошли многих братий и снова вернулись к авве Макарию нетронутыми. Он принял их как драгоценный подарок и возблагодарил Бога за таковую добродетель воздержания всей братии. Сам он так и не отведал угощения. Из этого примера видно, что этот светильник пустыни не только сам был великим подвижником, но ещё и смог воспитать столь высокие добродетели в других.

Поражают суровые приёмы, которыми аскет обуздывал свою плоть. Он раздробил хлеб, положил куски сухарей в сосуд с узким горлом и ел в день лишь кусок, который можно было достать за один раз: «Сосуд мой не позволял есть столько, сколько бы я пожелал». Также ограничивал монах и воду, и всё это в продолжение трёх лет. Однажды, желая вконец побороть сон, он не входил под кров кельи в течение 20-ти суток, днём изнемогая под палящим египетским солнцем, а ночью замерзая от холода. Как рассказывал сам преподобный, от такого подвига высох его головной мозг, и если бы он ещё дольше не спал, то сошёл бы с ума: «Насколько я имел силы, я одолел сон, но человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей».


Для победы над блудным бесом умертвитель страстей шесть месяцев просидел нагим в болоте, поедаемый комарами размером с осу. Когда вернулся, его узнали только по голосу… О строгости и требовательности к себе говорит и другой случай. Когда однажды святой убил комара, он осудил себя как убийцу и мстителя на съедение второй раз.

Как-то раз, когда угодник Божий копал колодец для иноков, его ужалил аспид. Ужаленный произнёс: «Так как Господь мой не послал тебя на меня, то как осмелился ты приблизиться ко мне и укусить меня?» И растерзал змия. И остался здоров от укуса.

«Однажды я пожелал так поправить свой ум, — вспоминает авва Макарий, — чтобы ни о чём земном не помышляя, он пребывал в непрерывном созерцании Единаго Бога, ни на мгновенье не отлучаясь от Него. Для сего богомыслия я назначил себе пять дней и повелел своему уму: «Смотри, не сходи с небес! Ты имеешь там вместе с тобой все силы небесные и Творца их Бога. Итак, оставайся на небе и не спускайся в поднебесную, чтобы не впасть тебе в земные помышления». Преподобный простоял двое суток, вперив ум горе, и так этим раздражил дьявола, что тот, обратившись в пламень, сжёг всё в келье; даже рогожа, на которой стоял молитвенник, загорелась. «Устрашившись этого, я на третий день оставил своё намерение. Будучи не в силах более удерживать свой ум в помыслах о небесном, я снизошёл, по изволению Божию, до земных помыслов, дабы не впасть в грех высокоумия».


Епископ Палладий свидетельствует, как к святому приходил за исцелением пресвитер, у которого голова была так изъедена болезнью, что со стороны затылка виднелись зубы. Но обычно милостивый авва отказался принять просителя: «Он не достоин исцеления». Оказалось, что священник этот после прелюбодеяния дерзнул совершить Литургию и за то был наказан Богом. Святой Макарий призвал его к исповеданию греха, взял с него обещание не священнодействовать и не грешить и исцелил.

В различных местах безмолвник имел четыре кельи. Все они — без окон и дверей, в одной из них не было даже возможности вытянуть ноги. В келье, в полной темноте и безмолвии, богомолец пребывал все дни святой четыредесятницы. В просторной же келье пастырь принимал посетителей.

Бес пытался искушать старца тщеславием. У отца Макария появились мысли, что ему нужно уйти из пустыни в Рим, чтобы помочь многим страждущим изгнать нечистых духов. Преподобный лёг на пол, протянул ноги за порог кельи и сказал: «Влеките меня, бесы, если можете, а сам я не пойду!» И так пролежал до ночи. Ночью же помышления с великой силой напали на него. Тогда святой взял корзину вместимостью два четверика, наполнил её песком и, возложив на плечи, стал ходить по пустыне. Встретивший его инок спросил: «Отче, что ты носишь? Отдай мне твою ношу, а сам трудись». «Я томлю томящего меня, — отвечал анахорет, — когда он зовёт меня странствовать». Измучив так своё тело, он одержал победу над помыслами.


Преподобный Серафим Саровский подражал некоторым подвигам преподобного Макария. Например, в пустыньке святого Серафима для молитвенных бдений был дом без окон и дверей.

Святой Макарий многих исцелил. Иногда это удавалось не сразу. Так, одну расслабленную девицу из Фессалоник он 20 дней помазывал святым елеем и молился, пока болящая не стала здорова.

Раз гиена принесла святому целебнику своего слепого щенка. Милосердный отец плюнул щенку в глаза, помолился, и тот прозрел. Гиена в благодарность притащила огромную баранью шкуру. Пустынник принял её только после того, как взял с хищника обещание более не воровать овец. Гиена преклонила колени и голову, показывая, что повинуется.

По молитве святого прозорливца Господь показал ему козни бесовские против иноков во время богослужения. Когда бесы касались глаз инока, тот начинал дремать. Перед иными нечистые духи ходили в виде женщин, и ум тех иноков прилеплялся к соблазнительным образам. Перед третьими демоны разворачивали вид бурной «созидательной» деятельности, и те монашествующие начинали наполнять свои сердца попечениями о делах вместо молитвы. А от некоторых, если бесы начинали делать нечто подобное, враги Божьи и человечьи были отгоняемы некой силой и более не осмеливались приближаться к ним. Зато над невнимательными к молитве слабейшими братьями бесы надругивались, сидя на их шеях и плечах.

Тайнозритель видел, как недостойно причащающимся бесы влагали горящие угли вместо причастия. От причащающихся достойно они далеко отбегали…

Свою полную подвигов жизнь преподобный Макарий Александрийский мирно окончил в столетнем возрасте — около 394-395 гг.

Преподобный Макарий происходил из города Александрии, отчего и называется Александрийским, или Городским. Рождение его относится к 295 году. Первое время своей жизни он был торговцем овощей и святое крещение принял уже 40 лет от роду. После сего, отрекшись от мира, он соделался иноком и позже сподобился принять священный сан, а также начальство над монастырем, называемым Келии и находившемся в Египетской пустыне между Нитрией и Скитом. Он был искренним другом преподобного Макария Великого, Египетского, вместе с которым в царствование Валента был изгнан из отечества, а потом возвращен после соделанных ими в изгнании чудес и крещения многих язычников. Оба святых Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника, Антония Великого. Макарий Египетский был старше и первый отошел к Господу. Преподобный же Макарий Александрийский прожил еще несколько лет по смерти Макария Великого.

Епископ Палладий много пишет в своем “Лавсаике”о преподобном Макарии Александрийском, у которого он пребывал в течение девяти лет. Он свидетельствует, что Антоний Великий сказал Макарию: “Вот на тебе почил Святой Дух, и ты будешь после меня продолжателем моих дел”. Спустя некоторое время, когда преподобный Макарий находился в пути в пустыне и сильно изнемог, внезапно явился ему диавол и сказал: “Вот ты восприял благодать Антониеву, почему же ты не пользуешься ею и не просишь у Бога пищи и подкрепления в пути?” Преподобный ответил ему: “Господь моя сила и слава, ты же не искушай раба Божиего”. Тогда диавол стал искушать святого призраками, но тот отражал все козни вражии и посрамлял их.

Однажды преподобные Макарий Александрийский и Макарий Египетский желали переправиться чрез реку Нил. Им нужно было сесть на большой паром, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) с большим наружным блеском, имеющие медную колесницу, коней с вызолоченными уздами и свиту из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух старцев, одетых в ветхие рубища и смиренно стоящих в углу, они восхвалили их подвижническую жизнь, а один из тысячников сказал старцам: “Блаженны вы, пренебрегающие миром”. Макарий Александрийский на это ответил: “Мы-то действительно миром пренебрегаем, а вот над вами мир смеется. Знай же, что произнесенное тобою произнесено не по твоей воле, но пророчески, ибо оба мы называемся Макариями, то есть “блаженными”. Умилившись этими речами Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с себя свои блестящие одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь.

Случилось, что преподобному Макарию Александрийскому прислали очень хороших свежих ягод, и он сначала пожелал их съесть, но потом решил воздержаться и отослал к более слабому брату. Но и тот, приняв присланное, поступил так же, хотя сам сильно голодал. Когда, таким образом, ягоды эти пересылались от одного к другому и обошли многих братий, они снова попали к преподобному Макарию уже от последнего брата. Когда святой узнал, что ягоды обошли всю братию, то весьма изумился и, возблагодарив Бога за таковую добродетель воздержания всей братии, ничего не отведал от них и сам.

Если Макарий Александрийский узнавал, что кто-нибудь совершает какой-либо подвиг, то он всячески сам старался подражать таковому. Так, например, узнав об иноках Тавеннского монастыря, что они в течение всей Великой Четыредесятницы ничего не вкушают из приготовленных на огне кушаний, он положил себе за правило в течение семи лет не вкушать ничего из того, что бывает приготовлено на огне: ни печеных, ни вареных кушаний. При этом преподобный не ел ни хлеба, ни варева, кроме проса или каких нибудь семян, размоченных в воде. В таком воздержании преподобный прожил целых семь лет. Услыхав однажды о каком-то другом иноке, который в течение дня съедал лишь один фунт хлеба, и желая ему подражать, Макарий раздробил хлеб на небольшие части и положил их в сосуд с узким отверстием, в которое едва можно было просунуть руку. При этом преподобный поставил себе за правило столько вкушать в течение дня хлеба, сколько может взять рука, один раз просунутая в тот сосуд.

Желая побороть сон, он как-то раз не входил под кров кельи в течение 20 дней и ночей, а пребывал около нее днем под палящим зноем, а ночью, дрожа от холода и употребляя все усилия, чтобы не заснуть. Преподобный при сем прибавлял: “На сколько я имел силы, я одолел сон, но человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей”.

Однажды преподобного Макария стал весьма сильно искушать бес любодеяния, и он в течение шести месяцев нагим сидел в болоте, отдавая плоть на уязвление комарам. Когда же он вернулся в свою келью, то только едва по голосу узнали ученики, что это их авва Макарий. Но cвятой Макарий и вторично осудил себя на таковое же истязание: после того, как однажды убил на своей ноге сильно его беспокоившего комара.

В другой раз преподобный пожелал посмотреть сад и гробницу, называемую “Кипотафион”, в которой были погребены Ианний и Иамврий, волхвы египетские, жившие во времена фараона (Исх.7:11,22; 8:7), чтобы там побороться с бесами; ибо про это место говорили, что в нем было множество лютейших бесов, которых собрали туда названные волхвы. Изгнав оттуда, с помощью Божией, бесов, преподобный осмотрел все там и без затруднений вышел по прошествии 20 дней. Во время обратного пути у него вышли весь хлеб и вода. Макарий стал ослабевать от голода и жажды, но Господь чудесным образом послал ему буйволицу с буйволенком. Напившись ее молока, святой велел ей идти за ним и кормить в течение всего пути, что буйволица и делала.

Сей святой и дивный муж имел такую благодать от Бога, что оставался невредимым и после укушения ядовитым аспидом, подобно апостолу Павлу и согласно прореченному нашим Спасителям обо всех своих истинных угодниках.

Однажды, услыхав вторично, что у тавеннских иноков очень строгий устав жизни, преподобный Макарий переменил иноческую одежду на мирскую и отправился к ним. После 15-дневного пути по пустыне, преподобный прибыл в Тавеннский монастырь. Здесь он пожелал видеть авву монастыря, святого Пахомия Великого, мужа опытного и прозорливого, но которому тогда еще не было открыто Богом, кто такой Макарий. Войдя к Пахомию, Макарий попоросился остаться в монастыре, но преподобный Пахомий отказал в этом из-за его старости. Семь дней просил его Макарий Александрийский, пока тот не велел братии, чтобы они приняли его. Братий же было 1400 человек. Наступил пост Святой Четыредесятницы, и Макарий видел каждого из братий постящимся по мере сил своих. Один принимал пищу вечером, другой по прошествии двух дней, иной вкушал по истечении пяти дней; иной стоял всю ночь на молитве, а в течение дня сидел за работой. Подражая им, и сам Макарий, намочив финиковых ветвей, стал в одном углу и в течение всей Четыредесятницы до Пасхи не вкушал ни хлеба, ни воды, за исключением небольшого количества сухих листьев капусты, которые он вкушал в воскресные дни. И это он делал лишь для того, чтобы другие иноки видели, что он ест, и чтобы не впасть ему в грех превозношения. Стоя же в углу, преподобный Макарий непрестанно работал и совсем не отдыхал от трудов. Если же по необходимости он уходил с своего места, то, возвратившись, снова стоял, не отверзая своих уст, ни с кем не разговаривая, но в молчании всем сердцем своим вознося молитвы к Богу. Увидав такой подвиг преподобного, подвижники того монастыря стали говорить авве Пахомию: “Откуда ты привел к нам, к нашему посрамлению, такого бесплотного человека? Или его удали, или мы уйдем из монастыря”. Преподобный Пахомий стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему о пришельце, кто он такой. И было ему открыто, что это Макарий Александрийский. Тогда преподобный Пахомий, взяв за руку святого, ввел его в церковь и, любезно обнимая его, сказал: “Добре пришел ты, честный отче! я знаю, что ты Макарий, но ты не открыл своего имени мне. В течение многих лет я слышал о тебе и очень желал видеть тебя. Благодарю тебя за то, что ты научил смирению моих чад, дабы они не возносились умом, гордясь своими подвигами и постом; ты много принес нам пользы”. Услышали о Макарии и прочие братия и, придя отовсюду во множестве, лобызали его и просили, чтобы он молился за них. Преподобный Макарий, преподав всем наставление, возвратился в свое место.

Святой Макарий Александрийский имел несколько келий в различных местах: одну в Ските, находящемся во внутренней пустыне, другую в Ливии, третью на месте, называемом Келии, и четвертую на Нитрийской горе. Ни одна из его келий не имела ни дверей, ни окон. И преподобный Макарий пребывал в этих кельях в темноте во все дни Святой Четыредесятницы. Одна из его келий была тесна настолько, что в ней нельзя было протянуть ног. Другая была просторнее, и в ней преподобный беседовал с приходившими к нему.

Преподобный Макарий Александрийский получил от Господа дивный дар исцелений. Епископ Палладий повествует, что святой однажды исцелил от ужасной гангрены священника, которому Бог попустил эту болезнь за грехи любодеяния. Преподобный Макарий не сразу помолился о больном, а только после того, как тот раскаялся в грехе и поклялся больше не священнодействовать.

В то же время он исцелил и бесчисленное множество людей, страждущих от нечистых духов. Палладий вспоминает также об одной благородной девице, которая в течение многих лет была расслабленной и которую принесли к преподобному Макарию из Фессалоник. Святой совершенно исцелил ее, помазуя с молитвою в течение 20 дней святым елеем. После своего исцеления она раздала по монастырям обильные милостыни.

Бес, исконный враг рода человеческого, сильно озлобился на преподобного Макария за его строго подвижнический образ жизни и за многие исцеления приходящих к нему недужных. Тогда он стал искушать его ум тщеславием. У преподобного стали являться мысли, что ему надобно отправиться в Рим, чтобы принести там страждущим много пользы. Преподобный долгое время боролся с искушавшими его помыслами. Наконец, упав на пороге, он протянул за келью свои ноги и сказал: “Влеките меня, бесы, если можете, а сам я не пойду!” Так, на пороге, преподобный пролежал до позднего вечера. Ночью те же помышления снова с великою силою напали на него. Тогда блаженный, взяв корзину, наполнил ее песком и, возложив на свои плечи, стал ходить по пустыне. Там с ним встретился инок, который спросил его: “Отче! что ты носишь? Отдай мне свою ношу, а сам не трудись”. - “ Я томлю томящего меня, - отвечал Макарий, - Когда он пребывает в лености и праздности, он зовет меня странствовать”. Таким образом, трудясь в течение долгого времени, преподобный возвратился в келью, хотя измученный телом, но одержав победу над лукавыми помышлениями.

Ученик преподобного Макария - блаженный Пафнутий повествует о святом следующее. Однажды святой сидел на дворе; вдруг прибежала гиена и принесла в зубах своего щенка, который был слеп. Гиена бросила щенка к ногам святого. Он, подняв щенка, плюнул ему в глаза, помолился Богу, - и щенок прозрел. Гиена, взяв своего щенка, убежала. Наутро она снова пришла к преподобному, неся ему огромную шкуру, увидав которую святой сказал гиене: “Откуда у тебя эта кожа? Ты съела чью-нибудь овцу? Если ты добыла ее насилием, я не возьму ее”. Гиена же, наклонив голову к земле и приклонив колена, положила принесенную шкуру к ногам святого. Но преподобный сказал зверю: “Я сказал, что не возьму до тех пор, пока ты не обещаешься мне, что не станешь более обижать бедных, съедая их овец”. Тогда гиена наклонила свою голову, как бы соглашаясь со словами святого и обещаясь повиноваться ему. После сего преподобный Макарий взял шкуру гиены. С тех пор шкуру эту прозвали “дар гиены”. Позже святой отдал ее Мелании Римлянине, часто посещавшей пустынных отцов.

Вышеупомянутый Палладий, придя однажды к сему преподобному, спросил: “Что мне делать, авва Макарий, ибо меня осаждают помышления, говорящие: ты ничего здесь не делаешь - уходи отсюда!” Святой Макарий отвечал: “Скажи и ты своим помышлениям: я стерегу сии стены ради Христа”.

Для назидания Палладия святой Макарий рассказал о том, что видел, как преподобный Марк принимал причащение Божественных Таин от самих Ангелов. Сей преподобный Марк, когда был юношей, уже знал наизусть весь Ветхий и Новый Завет; он был также весьма кроток и воздержен. Преподобный Макарий был также свидетелем победоносной борьбы святого Марка с диаволом и его бесами, когда Марк был уже в престарелых летах.

Пресвитер же Руфин много рассказывает о дивной близости святого Макария Александрийского с горним миром и о священных видениях его. В одну из ночей диавол, постучавшись в двери келью Макария, сказал: “Встань, авва Макарий, и пойдем в собор на пение”. Он же, будучи исполнен божественной благодати, узнал вражеские козни и отвечал: “О лжец и ненавистник добра! Какое тебе общение и какая дружба с собранием святых?” - “Разве ты не знаешь, Макарий, - сказал диавол, - что без нас не совершается ни одно церковное пение и ни одно монашеское собрание? Иди же, и ты увидишь наши дела”. Старец отвечал: “Да запретит тебе Господь, лукавый бес!” И, обратившись затем с молитвою к Господу, стал просить, дабы Он явил ему, справедливо ли то, о чем, похваляясь, говорил диавол. И вот, когда наступило время полуночного пения, Макарий пошел в собор и снова молился про себя Богу. Спустя несколько времени, преподобный увидал в церкви черных эфиопов в образе неких малых отроков, быстро бегавших туда и сюда, как бы летающих. Эфиопы эти подсаживались к каждому брату и смеялись, и если они двумя пальцами касались чьих-либо глаз, тогда тот брат немедленно начинал дремать. Пред иными же они ходили в виде женщин, а пред другими представлялись как бы желающими нечто создать или устроить различные дела. И то, что бесы, насмехаясь над кем-либо, представляли, то же самое иноки те помышляли в сердцах своих. Видя сие, преподобный Макарий, тяжко вздохнул и, заплакав, начал молиться Богу: “Господи! Взгляни и не умолкни! Воскресни, Боже, и пусть рассеются враги Твои и да бежат от лица Твоего, так как душа наша наполнилась поруганием”. После отпуста авва Макарий начал подзывать к себе каждого инока поодиночке и испытывать у него, о чем он помышлял во время церковного пения. Каждый исповедовал ему свои помышления, и, таким образом, явно обнаружилось, что помышление каждого было именно о том, о чем, надругаясь, представляли пред ним бесы.

Сей же преподобный Макарий рассказывал еще другое, более дивное и ужасное, а именно: в то время, когда братия приступали к Божественным Тайнам, то некоторым из братий эфиопы влагали горящие угольки, а преподаваемое иерейскою рукою Тело Христово возвращалось обратно в алтарь. От тех же, кто были достойны святого причащения, бесы отбегали далеко. Между тем около алтаря с иереем стоял Ангел Господень и вместе с иерейскою простирал свою руку для раздаяния Божественных Таин. Таким образом, преподобный Макарий, будучи прозорливым, распознавал достойных и недостойных и предугадывал помыслы человеческие, внушаемые бесами.

Много и иного рассказывал преподобный Макарий для пользы и назидания братии; исправлял он нерадивых и совершал различные чудеса во славу Божию. Пожив такою богоугодною жизнью, преподобный Макарий Александрийский с миром отошел к Господу, имея 100 лет от рождения. Кончина святого последовала около 395 года (возможно, в 404 или 410 г.).

Подобно преподобному Макарию Великому, и преподобный Макарий Александрийский был церковным писателем. Нам сегодня известны его Правило монашеское в 30 главах; Письма к инокам; Слово об исходе души и о состоянии по смерти (ибо сами Ангелы показали святому по его молитвам состояния души на 3, 9 и 40 дни по кончине).

Ныне сам святой Макарий вместе с другими преподобными отцами в бесконечной жизни прославляет Отца и Сына и Святого Духа, единого в Троице Бога, ему же и от нас грешных да будет слава, честь и поклонение во веки.

Преподобный Макарий Александрийский был современником и другом (память 19 января) родился в 295 году, до сорока лет занимался торговлей, затем принял святое Крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого "Келлии", в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом, в котором подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в своей келлии.

Святой Макарий Александрийский, подобно Макарию Египетскому, был великим подвижником и наставником монахов и сотворил много чудес. Узнав о каком-нибудь особенном подвиге того или другого инока, он старался подражать ему в этом подвиге. Так, услышав, что некий инок употребляет в день только один фунт хлеба, он начинал есть столько же и даже меньше. Желая сократить свой сон, он 20 суток оставался под открытым небом, терпя жару днем и холод ночью. Однажды святому Макарию принесли гроздь винограда. Ему очень хотелось съесть ягоды, но он победил в себе это желание и отослал ягоды более слабому иноку. Тот, желая сохранить воздержание, послал ягоды другому, этот - третьему и так далее. В конце концов виноградная гроздь снова вернулась к преподобному Макарию. Подвижник удивился воздержанию своих учеников и возблагодарил Бога. Однажды святому пришла горделивая мысль - идти в Рим исцелять больных. Борясь с искушением, святой насыпал мешок песка, взвалил его на себя и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил свое тело и гордая мысль не оставила его.

Подвижнической жизнью, постом, отрешением от земного преподобный Макарий стяжал дар чудотворения и прозрения сокровенных мыслей людей, удостоился многих чудесных видений. Так, преподобному дано было видеть, как один из подвижников святой обители - преподобный Марк причащался Святых Таин из рук Ангелов, а нерадивые братия получали во время причастия вместо Тела Христова горящие угли от эфиопов. Святой Макарий прославлен множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами. Скончался святой Макарий Александрийский в возрасте 100 лет около 394-395 годов. Он написал "Слово о исходе души", входящее в состав Следованной Псалтири.

Иконописный подлинник

Ватопед. 1721.

Месяцеслов (фрагмент). Фреска. Монастырь Ватопед (Афон). 1721 г.

Хосиос Лукас. XI.

Прп. Макарий. Мозаика. Греция (Хосиос Лукас). Начало XI в.

Русь. XVII.

Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 19 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.