Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Самоучитель игры на барабанной установке. Методика игры на ударных инструментах

Барабаны – знаменитое семейство ударных музыкальных инструментов. Игра на барабанах сегодня считается довольно популярным явлением. Причём большинство барабанщиков, скорее, любители, чем профессиональные музыканты.

С одной стороны, создаётся впечатление, что те, для кого игра на барабанах исключительно хобби, не нуждаются в познании серьёзной практики этого занятия. В том числе, бытует мнение о том, что обуздать ударные можно только благодаря соответствующему настроению и хорошему чувству ритма. Вместе с тем стремление сделать свою игры более эффектной и завораживающей одерживает верх.

Подробнее о том, как научиться игре на барабанах в домашних условиях, расскажет выдающийся музыкант George Kollias.

Видео-обучение «Самоучитель игры на барабанах (George Kollias)»

Главное в игре на барабанах – музыкальность

Научиться игре на барабанах мечтает каждый. Многие осуществляют свои мечты и движутся к поставленной цели с детства. В дальнейшем, будучи музыкантами, не останавливаются на достигнутом и покоряют новые музыкальные вершины.

Действительно, как подчёркивают специалисты, барабанщик, прежде всего, должен совершенствовать полученные навыки и, как следует, работать над уровнем музыкальности. К примеру, мало повторять исполнение песни множество раз только для того чтобы безукоризненно сыграть её на выступлении. Необходимо постоянно привносить в композицию нечто новое – то, что заставит научиться чему-то по-настоящему уникальному.

Выдающийся барабанщик Джордж Коллиас прошёл непревзойдённый творческий путь. Вскоре после того, как в 12 лет парень освоил барабан, он создал свою группу. Музыкальное сообщество имело успех. Джордж писал музыку и текст к песням. Позже начала давать частые уроки игры на барабанах. С 2001 года музыкант преподаёт барабанное мастерство в учебных заведениях.

Итак, главное наставление Джорджа Коллиаса заключается в том, что барабанщик ни при каких обстоятельствах не должен забывать об истинной причине выбора ударных – это служение на благо музыке. Так, всё, что человек изучает, о чём читает, с кем знакомится, — должно быть использовано в музыкальном контексте. Подобная установка ещё ни разу не давала сбоев – рассказывает Коллиас. Наоборот – это прочный фундамент для написания настоящего шедевра.

Главные принципы обучения игре на барабанах:

  • всякие идеи, даже мелочные – повод для барабанщика выразить себя в музыке;
  • все упражнения нужно выполнять в соответствии с метрономом;
  • специальный пэд позволяет заниматься в полнейшей тишине;
  • наличие музыкального проигрывателя для прослушивания исполненных композиций;
  • пюпитр;
  • необходимо беречь уши, поэтому первое защитное средство барабанщика – бируши;
  • проводить ежедневные тренировочные занятия по несколько часов.

Становится понятно, что научиться игры не барабанах, по сути, не составляет особого труда. Для этого даже совсем не обязательно обладать абсолютным музыкальным слухом. Однако, не смотря на этом, не стоит останавливаться на развитии музыкальности. Также главным условием успешного результата обучения игре на барабанах считается чувство ритма. Над его развитием нужно плодотворно трудиться. Хорошим подспорьем для этого послужат специальные упражнения по оттачиванию профессиональных навыков игры от знаменитого музыканта Джорджа Коллиаса.

Кроме того, путь к улучшению ситуации – регулярные занятия на инструменте. Важно уделять этому максимум свободного времени. Это во многом позволит добиться успеха на нелёгком, но таком увлекательном музыкальном поприще.

На вопрос, как научиться играть на барабанах, сложно ответить однозначно. Почти каждый барабанщик прошел тяжелый путь от простых рудиментов до невероятных соло. Но секрет успеха существует: играть вдумчиво и регулярно. И результаты не заставят себя ждать.

Чтобы стать крутым ударником, надо работать в трех направлениях, то есть развивать:

  • чувство ритма;
  • технику;
  • умение импровизировать.

Только развив эти 3 навыка, вы взорвете публику на выступлениях. Часть начинающих барабанщиков работает только над техникой. С хорошим звуком даже простые ритмы звучат отлично, но без импровизации и умения сочинять партии далеко не уйти. Ринго Старр из The Beatles или Меган Уайт из White stripes играли просто, но их музыка вошла в историю.

Чтобы быстро развить все три умения, придется напрячься. В помощь вам упражнения и советы от известных ударников, которые помогут новичкам и тем, кто хочет двигаться дальше.

Импровизация и развитие музыкальности

Когда человек уже знает, как играть на барабанах, надо придумать, что играть. Все советуют слушать других музыкантов и снимать их партии. Это необходимо, но некоторые начинающие ударники просто копируют ритмы из любимых песен, даже не обратив внимания, подходят они для группы или нет.

Гэри Честер, знаменитый сессионный музыкант и один из лучших учителей, создал систему, чтобы развивать не только технику, но и музыкальное воображение. Книга New Breed требует больших усилий, зато после занятий с ней вы на практике узнаете, как написать барабанные партии.

Бобби Санабрия, известный барабанщик и перкуссионист, советует слушать музыку разных жанров, чтобы развить музыкальность. Начните осваивать перкуссию или другие музыкальные инструменты, например или . Тогда вам легче будет подобрать подходящую партию.

Кроме трех китов искусства игры на барабанах, существуют и другие. Каждому новичку нужно научиться:

  • правильной посадке;
  • хорошему захвату палочек;
  • основам нотной грамоты.

Чтобы сидеть ровно и правильно держать палочки, просто следите за этим первый месяц занятий. Если вы будете играть неправильно, вы быстро придете к границам по скорости, а ваши грувы покажутся зрителям скучными. Переделывать неправильный захват и посадку сложно, так как ваше тело уже привыкло к этому.

Если вы пытаетесь развить скорость, играя неправильно, это может привести к туннельному синдрому. Трэвис Баркер, Томас Ланг, Крис Дэйв и другие знаменитости столкнулись с этой болезнью, потом они начали больше времени уделять захвату палочек и легкости игры.

Как начать заниматься?

Многие новички так и не начинают играть хорошо. Им хочется поскорее сесть за установку. Выстукивать простые упражнения на пэде по несколько часов подряд скучно, но иначе руки не усвоят все движения. Чтобы не потерять мотивацию, смотрите больше видео с мастерами, это безумно вдохновляет. Отрабатывайте упражнения под вашу любимую музыку - заниматься станет интереснее, а музыкальность будет постепенно расти.

Однозначного ответа на вопрос, как научиться играть на барабанах, нет, у каждого великого ударника есть особенное звучание. Советы, данные в статье, помогут вам по-настоящему зазвучать. Ежедневная практика иногда изнуряет, если играть невнимательно, думая о посторонних вещах. Занимайтесь вдумчиво, тогда упражнения станут интересными, а ваше умение будет расти каждый день.

Научитесь бороться с ленью и не бросайте, если что-то не получается.

Всем привет! Дорогие друзья на первом уровне нашего самоучителя нотной грамоты для барабанщиков мы лишь познакомились с ней, уяснили некоторые важные моменты и разобрались зачем вообще она нам нужна =)

А вот сегодня тема будет раскрыта гораздо глубже, будет очень интересно я уверяю Вас! Поэтому располагайтесь поудобней, возьмите блокнотик, возможно Вам понадобится что-то выписать для себя или зарисовать.

Азы нотной грамоты для барабанщиков.

Что же входит в понятие «азы »? На мой взгляд, то как выглядит нота на нотном стане, где она располагается и что она обозначает, является основой основ. Знать это обязан каждый человек который хотя как-то связан с музыкой.

Как научиться нотной грамоте барабанщику?

Научиться нотной грамоте ударнику очень легко. Стоит всего лишь прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Поэтому, дабы не пропустить выход новых статей подпишитесь по почте !

Назовем эти статьи - «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»

  1. Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы (Сейчас Вы ее читаете)

Обозначения инструментов ударной установки на нотном стане.


Традиционно стандартный набор барабанов обозначается нотой с головкой овальной формы, различная перкуссия нотой с ромбовидной формой, а тарелки нотой х -образной формы.

Такой элемент как ков-белл (cow-bell) принято обозначать нотой с треугольной заштрихованной головкой между четвертой и пятой линией, либо на пятой линии.

Барабанщики во всем мире не пришли к единому стандарту какими именно нотами обозначать различные барабаны и тарелки в ударной установке. В связи с этим к каждой нотной записи как правило прилагается «нотный нейтральный ключ » (на англ. key ) - условные обозначения, указывающие какой барабан какой нотой обозначается.

Бас-Барабан.

Стандартно басовый барабан записывается нотами между первой и второй линиями нотного стана, но иногда на первой линейке.

Нота зафиксированная на первой линии говорит о том, что это второй бас-барабан (при игре карданом, удар по второй педали). У ноты басового барабана штиль может быть направлен как вверх , так и вниз ↓

Малый (рабочий) барабан.

Ноты малого барабана обычно записывают между третьей и четвертой линей. У ноты малого барабана штиль может быть направлен как вверх , так и вниз ↓

Том-томы.

Том-томы обозначаются обычной нотой штилем вверх . Ноты том-томов располагаются на нотном стане в зависимости от диаметра и тональности.

Чем меньше диаметр том-тома (соответственно выше тональность), тем выше располагается нота на нотном стане.

Стандартный набор ударной установки состоит из 3 том-томов – 2 из них навесные и один напольный (см.картинку).

Напольный том (floor-tom) - как правило обозначается нотой с штилем на второй линии.

Современные барабанщики зачастую используют столько томов, что их количество не поддерживается действующей нотации ударных. Максимально возможное количество том-томов которое возможно разместить на нотном стане - 5 штук .


Тарелки.

Что тарелки всегда обозначаются нотой с головкой х -образной формы я думаю не забыли?

Разберем способы игры на тарелках и их обозначение на нотном стане:

  1. играем по краю тарелки - стандартный случай, а значит обозначается нотой с х -образной головкой,
  2. играем по цоколю тарелки (на англ. bell) - обозначается нотой с ромбовидной головкой (в основном обозначается игра по цоколю райд (ride) тарелки).

Рассмотрим основные виды тарелок и пример «классической » схемы их расположения на нотном стане:

  • Райд (ride) - на пятой линии.

В наши дни обозначить все виды тарелок, которые используют барабанщики стало такой же проблемой как и у том-томов. Какие только тарелки не используют современные драммеры. Однако, некий стандарт все же есть! Итак, «современная » схема расположения тарелок:

  • Хай-хет (hi-hat) - палочкой, записывают над пятой линией,
  • Креш (crash) - так же над пятой линией, но жирным,
  • Второй креш (crash) - на шестой дополнительной линии жирным знаком,
  • Райд (ride) - на пятой линии,
  • Сплеш (splash) - на шестой дополнительной линии,
  • Чайна (china) - записывается над шестой дополнительной линией.


Артикуляция (способы звукоизвлечения) при игре на барабанной установке.

Извлекать звуки из отдельных частей ударной установки можно по-разному. Тут то и встает вопрос: как же обозначить различные способы звукоизвлечения? Зачастую, чтобы узнать о способе звукоизвлечения достаточно посмотреть лишь на головку ноты. Почему? Поймете дальше…

Способы звукоизвлечения на малом (рабочем) барабане.


Существует 3 способа обозначения игры на малом барабане:

  1. Обычная игра - записывается обычными нотами,
  2. Rim-shot - техника игры, когда барабанная палочка ударяется телом об обод барабана, а головкой – о мембрану,
  3. Сross-stick (он же side stick) - техника игры, когда задняя часть палочки лежит на мембране, а плечом палочки (приподымая заднюю часть палочки) наносят удар по ободу.

Способы звукоизвлечения на хай-хете (hi-hat).

Хай-хет относится к тарелкам, поэтому обозначается нотой с х -образной головкой. Располагается обычно над пятой линией.

Открытый и закрытый hi-hat обозначаются по разному. Нота с х -образной головкой и кружком вокруг говорит о том, что хай-хет открытый, а если без кружка, то закрытый.

Существует возможность обозначить игру на полуоткрытом (приоткрытом) hi-hat’е, выглядеть это будет как нота с кружком и диагональю слева направо.

Игра ногой на хай-хете обозначается такой же нотой с х -образной головкой с штилем вниз ↓. Располагается она ниже первой линии, либо на ней. Это позволяет визуально отделить игру на хай-хете палочкой и ногой.

Друзья вот мы и закончили изучать второй уровень, и теперь чтобы поистине стать грамотным барабанщиком, нам останется освоить последний - Третий уровень!

Две главные составляющие музыки – это мелодия и ритм. За последний в “живых” группах отвечают барабанщики (или ударники). Барабаны и бас составляют ритм-секцию коллектива. В отличие от той же бас гитары, их отчетливо слышно в любом миксе. Без барабанов музыка звучит скучно и блекло – ритм придает песням динамику и выразительность.

Вместе с гитарой и басом, барабаны составляют классическое трио инструментов, без которых не обходится ни одна группа. Поэтому, количество желающих научиться игре на ударных предостаточно. Но позволить себе купить ударную установку могут не все. Виной тому их немалая стоимость и традиционная “любовь к музыке” соседей новоиспеченного ударника. Кроме того, учиться играть на ударных трудно, больно и сильно изматывает. При неправильном подходе, путь от зеленого новичка до властелина ритма займет годы. Поэтому разберемся, как быстро научиться играть на барабанах с нуля и без самих барабанов.

Знакомство с барабанами

Для начала нужно познакомиться с инструментом. Лучше сделать это лично: посидеть, потрогать, постучать. Но если такой возможности нет, то на первое время будет достаточно и заочного знакомства.

Когда новичок смотрит на ударную установку (она еще называется “кухня”), то видит две вещи: барабаны и тарелки. Это и есть главные элементы, из которых состоит барабанная установка.

Барабаны делят на три вида:

  • Бас-бочка. По ней играют специальной колотушкой, которая приводится в движение педалью. Бочка нужна, чтобы издавать глухой низкий звук. Бас-бочка – это “бум”.
  • Малый барабан. Еще он называется рабочим. Яркий и сочный “тыщ”, который слышно на записях – на его совести.
  • Том-томы. Эти барабаны нужны для дополнительного заполнения и украшения ритмического рисунка. Классический вариант включает в себя три тома: два подвесных и один напольный.

Видов тарелок несравнимо больше. Но начинающему барабанщику достаточно знать о четырех: хай-хете, райде, крэше и сплэше. Главная тарелка – это хай-хет. Он представляет собой набор из двух тарелок, закрепленных на отдельной стойке с педалью. Хет выполняет роль метронома – по нему отстукивают основной ритм. Похожую роль играет и райд. А остальные тарелки нужны для расстановки акцентов.

Постановка рук и координации движений

Парадоксально, но на первых порах барабаны новичку не понадобятся. Первостепенная задача ученика – поставить руки и развить координацию движений между конечностями. Для этих целей нужно регулярно выполнять базовые упражнения. Отработайте правильную посадку, отбивайте ритм по коленям или по пэду – специальной резиновой тарелке, которая имитирует малый барабан. Поможет тут следующее упражнение:

  • Начните отбивать правой рукой простой ритм “четыре четверти”. Для этого просто считайте “раз-два-три-четыре” и делайте по удару на каждый счет.
  • Затем начните отбивать восьмые ноты: “раз-и-два-и-три-и-четыре”. Удары так же идут на каждый счет.
  • Добавьте удар левой рукой на каждую слабую долю. Слабые доли приходятся на “два” и “четыре”.
  • Затем, добавьте удар по воображаемой бочке на каждую сильную долю. Сильные доли – “один” и “три”.

Упражняйтесь так до тех пор, пока движения не отработаются до автоматизма. Как только эту случится, можете принимать поздравления – вы освоили простейший ритмический рисунок. А это важный шаг на пути к званию современного Бадди Рича.

Выполнять такие упражнения на развитие чувства ритма и координации – критически важно для новичка. Они помогут заложить основы техники, которую потом предстоит оттачивать в занятиях на настоящей установке. Кроме того, знание основ поможет не потеряться в момент, когда вы наконец получите доступ к вожделенной “кухне”.

Кроме того, важно обзавестись метрономом и подходящими палочками. Насчет метронома вопросов не возникает, а вот выбору палочек можно посвятить отдельную статью. Тем не менее, осветим главные моменты:

Подберите палочки подходящего размера. Новичкам рекомендуют отталкиваться от размера 5А. Но это не правило, и если держать палочки другой длины и толщины удобнее – берите их.

Покупайте качественные изделия. Не экономьте – плохие палочки ограничивают в технике, быстро ломаются, а самые дешевые экземпляры станут причиной появления заноз.

Практика

Самый простой ответ на вопрос “как быстро научиться играть на барабанах с нуля” – пойти к преподавателю. Это решение сэкономит кучу времени и нервов. Грамотный преподаватель поможет новичку освоить азы техники, укажет на огрехи и ошибки.

Если к позаниматься с преподавателем не получится, нужно наладить правильный подход к занятиям. Речь здесь пойдет о практике на настоящей ударной установке, но эти рекомендации применимы и к занятиям с пэдом.

Играйте под метроном. Для ударника метроном незаменим. Как бы хорошо барабанщик не чувствовал ритм, риск “поплыть” при игре остается.
Посвящайте время отработке базовых элементов. Даже профессиональным музыкантам нужно возвращаться к азам. Следите за собой и за своей техникой. Огрехи в технике выливаются в зажатость, потерю скорости, усталость и ошибки в игре. Для прогресса важны и посадка, и хват палочек, и сила удара.

Разминка обязательна. Чтобы разогреть конечности, начинайте практическую сессию с отработке простых ритмов, вроде того, что разобран выше. Начинайте в комфортном темпе и постепенно ускоряйтесь. Кроме того, можно усложнять упражнение, добавляя удары по разным тарелкам или томам.

Развивайте координацию. При игре на ударных задействованы все конечности и важно добиться их независимости. Для этого добавьте к базовым упражнениям открытие и закрытие хай-хета левой ногой.

Не гонитесь за скоростью. Если в выбранном темпе играть не комфортно (чувствуется усталость или зажатость мышц), уменьшите темп метронома. С развитием техники скорость придет сама.

Как научиться играть на барабанах руками

Ударные инструменты не ограничиваются барабанными установками. Кроме самих барабанов, к ним относят и перкуссию. Это ударные инструменты, которые отличаются по конструкции от классических барабанов: дарбуки, джембе, бонго, тамбурины и другие. Ответ на вопрос, как научиться играть на таких барабанах руками один – играть. Принципы игры на перкуссионных инструментах такие же. Единственное отличие – звук извлекается не палочками, а руками и зависит от места, по которому бьет исполнитель.

Леонид Гурулев

По Вашим просьбам начинается новый раздел. Сразу говорю, что на барабанах я играл весьма посредственно, только в силу "жестокой" необходимости. Теоретически представление имею, но практики - ноль. Прошу простить за плохое качество рисунков: очень уж "затертый" учебник я смог достать. Но с другой стороны, значит, много людей им пользовались, и наверняка, не один человек стал профессиональным барабанщиком. Что ж, будем надеяться, что и на страницах "Уроках музыки" этот "затертый" учебник сыграет свою роль, и кто его знает, может и последнюю.

При игре на ударных инструментах палочками или щетками заняты пальцы и кисти рук, локти и плечи. Всегда следует помнить, что палочки нужно держать крепко, но без излишнего напряжения. Напряжение мышц во время игры допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы удержать палочки. Нельзя также прижимать локти к туловищу, так как это мешает регулировать деятельность всех мускулов рук. Чтобы добиться технического совершенства при игре ногами, необходимо также уделять большое внимание развитию мышц ног. Здесь важна правильность посадки ударника. Он должен сидеть на такой высоте, чтобы мышцы ног находились в расслабленном состоянии, а сами ноги были согнуты в коленях под углом примерно в 135°. Высота посадки должна соответствовать также высотному положению маленького барабана и том-тома, а именно: верхняя плоскость маленького барабана должна находиться на такой высоте, чтобы руки в локтевом сгибе образовывали при игре прямой угол. В свою очередь, поверхность том-тома должна быть на одной высоте с поверхностью маленького барабана. В зависимости от положения рук следует отрегулировать и наклон плоскости маленького барабана. Первый вариант (см. варианты положения рук) предусматривает очень небольшой наклон (не более, чем в два сантиметра). Второй вариант - горизонтальное положение плоскости маленького барабана.



Первый вариант



Второй вариант

Комплектование ударных инструментов. Приступая к комплектованию инструментов, каждый ударник должен руководствоваться прежде всего профессиональными требованиями, но учитывать при этом и свой личный вкус. Один из наиболее распространенных комплектов ударных инструментов: маленький барабан со штативом, большой.барабан, чарльстон (механическое устройство с двумя тарелками), педаль к большому барабану, большой том-том, маленький том-том, большая тарелка, звонок, палочки и щетки.

Установка барабанов. При установке комплекта ударных инструментов следует тщательно отрегулировать высоту верхних плоскостей том-томов и маленького барабана: их поверхности должны быть непременно на одном уровне. Тогда можно будет свободно играть на этих инструментах обеими руками, не меняя в процессе игры высотную позицию рук.
При этом удастся избежать многих ненужных движений и добиться технической непринужденности исполнения.

Прежде чем приступать к освоению техники игры, следует научиться правильной посадке. Сидя за маленьким барабаном, рукам и верхней части туловища нужно придать положение, которое вы видите на рис. Руки в локтях округлены. Локти находятся на расстоянии от туловища и слегка выдвинуты вперед. Руки согнуты под прямым углом (это достигается установкой на правильной высоте маленького барабана). Все вышесказанное относится и ко второму варианту положения рук (см. варианты положения рук).

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Исходная позиция
Позиция № 1
Позиция № 2

Внимательно рассмотрите рисунки. Здесь показана смена pyк при ударах. Чтобы произвести удар (исходная позиция №1), поднимем палочку в правой руке вверх, как это показано на иллюстрации (позиция №2). Из этого положения палочка падает вниз и ударяет по коже маленького барабана. В то время, как правая палочка устремляется вниз, левая палочка, оставив исходную позицию, поднимается вверх, где принимает положение, показанное на иллюстрации (позиция № 3). Таким образом, в тот момент, когда одна палочка прикасается к коже маленького барабана, другая находится в приподнятом положении и готова произвести удар. Этому упражнению следует уделить особое внимание. Упражнение нужно делать очень медленно и отработать его до такой степени, чтобы движения стали механическими. Полное овладение упражнением - предпосылка достижения хорошей техники.

УПРАЖНЕНИЕ ПО РАЗМИНКЕ - Разминка рук имеет очень большое значение. Она помогает избегать переутомления мышц, растяжения связок и других травм, которые могут возникнуть при обучении игры на барабане. К разминке следует приступать за 5-10 минут до начала игры. Разминку можно делать и на инструменте, но это не всегда возможно. Поэтому более удобно пользоваться упражнениями, показанными на иллюстрациях.

ТРЕНИРОВКА - Тренировка на маленьком барабане сопровождается сравнительно большим шумом, что в домашних условиях может служить помехой для окружающих. Поэтому каждому будущему ударнику необходимо приобрести (изготовить) тренировочную дощечку. Она состоит из штатива и деревянного диска, на который наклеена резина. Тренировочная дощечка очень практична и ее легко переносить с места на место. Когда я работал руководителем эстрадного коллектива, то мой "барабанист" говорил, что занимался на мешочках, наполненных песком.