Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Продуктивные и непродуктивные типы словообразования.

Не все аффиксы в одинаковой степени употребительны: некоторые из них принимают активное участие в словообразовательном процессе, другие, наоборот, не участвуют в современном словообразовании. С точки зрения употребительности и активности в словопроизводстве и формообразовании аффиксы делятся на продуктивные и непродуктивные.

Продуктивные - это такие морфемы, которые активно участвуют в современном словопроизводстве и дают новые образования. Эти морфемы без труда выделяются в словах. Так, например, в образовании названия лиц мужского пола в русском языке насчитывается свыше 50 различных суффиксов. Но в современном словообразовании наиболее продуктивны четыре: -щик- (-чик-), -ик-(-ник-), -щ-, -ист-. Их границы в слове четкие: газосвар/щик, бетон/щик, ракет/чик, аппарат/чик, вечер/ник, заоч/ник, массов/ик, передов/ик, атомн/ик, ленинград/ец, бульдозер/ист.

Важное условие для появления нового слова - наличие продуктивной модели , по которой создается новая лексическая единица. Если те или иные аффиксы участвуют в новообразованиях, то можно считать, что данные морфемы продуктивны и являются живыми языковыми реальностями.

Непродуктивные - это такие аффиксы, при помощи которых в настоящее время не образуются новые слова и формы. Непродуктивные аффиксы часто встречаются в давно образованных, повседневных и весьма употребительных словах, но словообразовательными моделями они уже не являются (глашатай, завсегдатай, соглядатай, ходатай ). Вот, пожалуй, все слова с суффиксом -тай-, имеющиеся в русском языке. Новых образований этот суффикс уже не дает. То же относится к суффиксам: -ев-( о) (варево, зарево ), -ад- (а) (блокада, клоунада, колоннада ), -ель- (гибель, капель, колыбель, метель ), -е- (я) (ворожея, жнея, швея ), -знь - (болезнь, боязнь, жизнь ), -яш- (кругляш, кудряш, племяш ), -им- (отчим, побратим ) и др., которые уже перестали быть средством словопроизводства и лишь сохранили свойство выделяемости.

На продуктивность аффиксов, и в первую очередь суффиксов, оказывают влияние не только языковые, но экстралингвистические (или внеязыковые) факторы , в частности, измененим социальной потребности в тех или иных группах лексики. Известно, что в современном языке стали непродуктивными суффиксы -ш- (а), -их- (а), обозначающие жен по профессии мужа (профессорша ). Для нас важнее общественное качество лица, поэтому в современном русском языке явно преобладают способы образования названий лиц по сферам производственной деятельности, по действиям или состояниям, характеризующим общественный облик человека, его социальное положение, по идеологическим признакам, по отношению к общественному направлению, научному, идейному, художественному течению и т. п.


Теперь рассмотрим случаи утраты продуктивности суффиксов в силу чисто языковых причин . Иногда применение того или иного суффикса ограничено количеством основ, с которыми может сочетаться данный суффикс. Например, употребление суффикса -ат - ограничено количеством слов, обозначающих части тела человека и животных, так как только с этими основами способен сочетаться этот суффикс (бородатый, носатый, волосатый, хвостатый, рогатый и др.).

Иногда архаизируется та или иная словообразовательная модель, например использование суффикса многократности -ыва-, -ива- в бесприставочных глаголах (читывать, говаривать и др.).

Характерной особенностью продуктивных аффиксов является многообразие и широта их связей , что дает возможность активно образовывать новые слова и новые формы.

Кроме продуктивности - непродуктивности, аффиксы различаются по их регулярности. Те аффиксы, которые повторяются в языке и образуют определенный словообразовательный или формообразующий тип, называются регулярными. Так, в русском языке словообразовательный тип существительных мужского рода с суффиксом -ист- (коммунист, тракторист, активист ) и коррелятивная форма женского рода с суффиксом -(а) (коммун/ист/к/а, трактор/ист/к/а, актив/ист/к/а ), безусловно, регулярный тип словообразования.

Регулярные аффиксы противопоставлены нерегулярным, которые в словах встречаются от случая к случаю (спорадически), чаще всего единично. Они вне конкретного слова непонятны и не образуют воспроизводимого типа словообразования и словоизменения. Приведем примеры. Суффикс -енёк - в слове муж/енёк единичный; в русском языке нет слов, в которых повторился бы этот суффикс. То же относится и к суффиксам -ел- в слове коз/ел, -анёк- в слове куманёк, -авец- в словах крас/авец, мерз/авец, -унок- в слове рис/унок, -юх- в слове кон/юх.

Регулярность и продуктивность - это разноплановые, но соотносительные понятия. Когда говорят о регулярности аффиксов, то имеют в виду их повторяемость. Например: писать - писатель - писательский; читать - читатель - читательский; любить - любитель - любительский и т. д.; агитировать - агитация, ликвидировать - ликвидация, аргументировать - аргументация и т. п.

Если же эти регулярные аффиксы активно участвуют в новых образованиях, то мы имеем дело с продуктивными словообразовательными аффиксами. Следовательно, все нерегулярные аффиксы -одновременно являются непродуктивными, но не все регулярные аффиксы являются продуктивными.

Словообразовательная система языка непрерывно изменяется. Именно этим можно объяснить наличие в языке продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных аффиксов. Следовательно, словоформообразовательные типы не являются раз навсегда данными.

Асанова Зера Ариповна, Сейдаметова Нарие Сеидмаметовна

НЕПРОДУКТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Статья раскрывает особенности словообразовательной аффиксации имен прилагательных в крымскотатарском языке, а именно - рассматриваются словообразовательные типы имен прилагательных, в образовании которых участвуют непродуктивные аффиксы. Определено количество имен прилагательных, функционирующих в данный момент в языковой системе крымскотатарского языка, с непродуктивными аффиксами, которое позволяет говорить об их непродуктивности. Непродуктивные словообразовательные морфемы выявлены путем сопоставления производных и производящих основ, исходя из их формально-семантической соотнесенности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/10-2712.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 2. C. 44-47. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

^БЫ 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 2

УДК 8П.512.19"373.6П:8Г367.623

Статья раскрывает особенности словообразовательной аффиксации имен прилагательных в крымскотатарском языке, а именно - рассматриваются словообразовательные типы имен прилагательных, в образовании которых участвуют непродуктивные аффиксы. Определено количество имен прилагательных, функционирующих в данный момент в языковой системе крымскотатарского языка, с непродуктивными аффиксами, которое позволяет говорить об их непродуктивности. Непродуктивные словообразовательные морфемы выявлены путем сопоставления производных и производящих основ, исходя из их формально-семантической соотнесенности.

Ключевые слова и фразы: имя прилагательное; крымскотатарский язык; словообразование; словообразовательный тип; непродуктивный аффикс.

Асанова Зера Ариповна, к. филол. н. Сейдаметова Нарие Сеидмаметовна, к. филол. н.

Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь [email protected]гы; [email protected]гы

НЕПРОДУКТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ

ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Для крымскотатарского словообразования в настоящее время объектом значительного внимания являются непродуктивные словообразовательные аффиксы, выделяющиеся в составе производных слов крымскотатарского языка. Определение деривационного статуса и семантики аффиксальных морфем, анализ словообразовательных моделей является неотъемлемой частью изучения имен прилагательных, поскольку, в силу того, что имя прилагательное в тюркских языках не имеет особых морфологических показателей, словообразовательные аффиксы имен прилагательных выступают в качестве одного из классификационных критериев прилагательного как части речи.

Целью данной статьи является определение словообразовательных типов имен прилагательных крымскотатарского языка, в образовании которых участвуют непродуктивные аффиксы. Объектом исследования послужили производные суффиксальные имена прилагательные, имеющие в своем составе непродуктивные словообразовательные аффиксы, извлеченные методом сплошной выборки из «Крымскотатарско-русско-украинского словаря» .

В качестве способа словообразования имен прилагательных в крымскотатарском языке наиболее активно используется аффиксация. Этот способ образования имен прилагательных описывается во всех имеющихся грамматиках крымскотатарского языка .

По степени активности участия в деривационном процессе аффиксы характеризуются как продуктивные и непродуктивные. Непродуктивными аффиксами являются такие служебные морфемы, которые когда-то образовывали слова в небольшом количестве, в настоящее же время новые слова и формы слов не образуют или образуют очень редко. Необходимость изучения непродуктивных аффиксов четко осознается исследователями словообразования, поскольку подобное исследование позволяет познать словообразовательную систему языка как в диахронии, так и в синхронии . Продуктивность или непродуктивность аффикса определяется сравнением количества и состава содержащих его слов в данной языковой системе с тем, что наблюдалось в языке в предшествующие периоды его развития. Различные внутренние и внешние факторы порождают языковые изменения и способствуют вытеснению слабых звеньев языковой системы, а иногда приводят и к полному их исчезновению. В прошлом продуктивные аффиксы на следующих этапах развития языка стали менее продуктивными или вовсе потеряли свою продуктивность. В тюркских языках многие непродуктивные аффиксы, как и продуктивные, этимологически соотносятся с самостоятельными словами . Причины перехода продуктивных аффиксов в непродуктивные могут быть различными. Некоторые непродуктивные аффиксы сохранились в единичных словах, т.е. в таком случае можно говорить об архаизации соответствующей словообразовательной модели: шишман (полный, тучный) < шиш- (пухнуть, тучнеть), къаравул (ссторож) < къара- (смотреть), къытмыр (скупой) < къыт- (скупиться, экономить) и др. . Другой вид непродуктивных служебных морфем представлен аффиксами, возникшими в результате различных морфонологических процессов в структуре слова : толу < толуг (полный), тышары < ташкъару (наружный, внешний), сарылтым < саргылт (желтоватый) и др. Иногда непродуктивность аффикса объясняется узостью круга тех основ, с которыми он может соединяться в процессе словопроизводства. В ряде случаев аффиксы могут становиться непродуктивными в результате вытеснения их из числа продуктивных служебных морфем другими, синонимичными им: акъчиль - акъча (беловатый), кокчиль - кокче (голубоватый, сероватый) и др.

На современном этапе в большинстве случаев выделение непродуктивных словообразовательных аффиксов в структуре производных слов представляет определенные сложности. А. Н. Кононов отметил, что структура тюркского слова - в части деления на корневую и аффиксальную морфемы - чрезвычайно трудно поддается анализу «в силу динамической природы аффиксальных морфем» . К словам с непродуктивными

аффиксами можно применить основные признаки производных основ, приводимых Е. А. Земской : они имеют производящие основы, семантически мотивируются ими, делятся на производящие основы и аффиксы, при помощи которых образованы.

Применение формально-семантического подхода к изучению и описанию процессов словообразования позволяет рассматривать проблемы, связанные с выделением в структуре слова непродуктивных аффиксов в аспекте семантико-словообразовательных отношений производных и производящих слов.

В результате анализа словообразовательной структуры производных имен прилагательных крымскотатарского языка, выявления значений словообразовательных аффиксов выделены следующие непродуктивные словообразовательные аффиксы:

1. -чан /-чен (10 единиц). В качестве производящих основ данного аффикса выступают имена существительные и, в единичных случаях, глаголы.

Тип + -чан / -чен» выражает словообразовательное значение «склонный к действию или процессу, обозначенному в производящей основе»: яшав + чан (живучий), талап + чан (требовательный), арекет + чен (подвижный), из + чен (последовательный), мусафир + чен (гостеприимный), иш + чен (деятельный, активный), ой + чан (задумчивый), халкъ + чан (народолюбивый), лаф + чан (разговорчивый) (здесь и далее примеры составлены авторами статьи).

Тип «V + -чан / -чен» выражает словообразовательное значение «склонный к действию или процессу, обозначенному в производящей основе»: ашыкъ + чан (торопливый).

2. -чакъ /-чек (6 единиц). Семантика аффикса раскрывается следующим образом: «образует имя прилагательное с преобладанием того, что обозначено в глагольной основе, со значением склонности к действию или процессу, обозначенному в производящей основе» .

Тип «V + -чакъ /-чек» имеет словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: унут + чакъ (забывчивый), тартын + чакъ (робкий, стеснительный, нерешительный), утан + чакъ (стеснительный), эрин + чек (ленивый), чекин + чек (застенчивый), макътан + чакъ (хвастливый) и др.

3. -чыкъ (4 единицы) генетически восходит к аффиксу чакъ , поскольку при сходном материальном облике их словообразовательное значение, характер и структура производящих основ полностью совпадают. Производящие основы - только общетюркские слова.

Тип «V + -чыкъ» передает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: къувур + чыкъ (кучерявый), чыл + чыкъ (привередливый), айлан + чыкъ (извилистый).

4. -гъыч (1 единица) присоединяется, как правило, к основам глаголов. В современном крымскотатарском языке морфема -гъыч образует имена существительные и лишь в одном случае - имя прилагательное.

Тип «V + -гъыч» выражает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: башлан + гъыч (начальный).

5. -гъач /-геч, -къач /-кеч (3 единицы) в современном крымскотатарском языке встречается лишь в единичных случаях. Имеет этимологическую связь с морфемой -гъыч [Там же, с. 162-168]. В качестве производящих основ выступают имена прилагательные и глаголы.

Тип «АД] + -къач /-кеч, -гъач /-геч» передает значение «являющийся результатом действия, обозначенного производящей основой»: ялан + гъач (голый).

Тип «V + -къач / -кеч, -гъач / -геч» имеет словообразовательное значение «являющийся результатом действия, обозначенного производящей основой»: тюрт + кеч (бодливый), арт + къач (лишний).

6. -гъын /-гин, -къын /-кин, -къун /-кюн (30 единиц). Непродуктивный, регулярный аффикс, этимологически возводится к показателю причастной формы -гъан, имеющему лексико-грамматическую семантику [Там же, с. 212]. Производящими основами являются глаголы. В единичных случаях в качестве производящей основы могут использоваться местоимения: озь + гюн (своеобразный).

Тип «V + -гъын /-гин, -къын /-кин» образует имена прилагательные со словообразовательным значением «преобладания качества», обозначенного глагольной основой: кес + кин (острый), кер + гин (натянутый), без + гин (апатичный, вялый, пессимистичный), аз + гъын (худой), дал + гъын (задумчивый), тал + гъын (усталый, медленный), чыл + гъын (неистовый), зып + къын (шустрый), шаш + къын (ошеломленный), дар + гъын (обиженный), къыз + гъын (1) горячий; 2) валящий; 3) разгневанный), шиш + кин (одутловатый), джош + къун (1) упоенный; 2) азартный; 3) страстный), эр + кин (свободный), дур + гъун (1) устоявшийся; 2) спокойный, тихий), ёр + гъун (усталый) и др.

7. -ын /-ин, -н (10 единиц) присоединяется к основам имен существительных.

Тип + -ын / -ин, -н» выражает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: чет + ин (крайний), уст + юн (превосходящий) и др.

Этот аффикс встречается и в неразложимых словах: акърын (тихий), бутюн (целый, весь), къыйын (трудный), якъын (близкий), тегин (тихий), чиркин (некрасивый), ялын (голый), къалын (толстый) и др.

8. -инки - сложный аффикс, состоящий из элементов -ин + ки, присоединяется к глагольной основе.

Тип «V + -инки» имеет словообразовательное значение «находящийся в состоянии, возникшем в результате

действия, обозначенного производящей основой»: котер + инки (сес) (приподнятый, повышенный (голос)).

9. -ыш /-иш, -ш (5 единиц) присоединяется к основам глаголов и имен прилагательных.

Тип «V + -ш /-ыш /-иш» выражает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: таны + ш (знакомый), эр + иш (непослушный), янъл + ыш (ошибочный).

^ЭЫ 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 2

Тип «Аф + -ш / -ыш» передает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: кен + иш (широкий).

Этот аффикс наблюдается также в словах юваш (тихий), къыйыш (кривой) и уже не вычленяется как самостоятельная морфема.

10. -ыш + -ыкъ (2 единицы). Аффикс присоединяется к глагольным основам.

Тип «V + -ышыкъ» выражает словообразовательное значение «являющийся результатом того, что обозначено производящей основой»: къый + ыш + ыкъ (гнутый, согнутый), ал+ыш+ыкъ (привыкший).

11. -мыр /-мер (2 единицы) присоединяется к основам имен существительных и глаголов.

Тип «V / N + -мыр / -мер» имеет словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: къат + мер (слоеный), къыт + мыр (скупой).

12. -дар (9 единиц) заимствован из персидского языка. Он присоединяется к основам имен существительных.

Тип <<№ + -дар» выражает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: вефа + дар (верный, преданный), гъад + дар (лютый, зверский, жестокий), хабер + дар (1) уведомленный; 2) компетентный), алякъа + дар (причастный), махсул + дар (плодовитый, плодородный), миннет + дар (благоверный, благодарный, признательный), дин + дар (набожный, верующий) и др.

13. -кяр (12 единиц) заимствован из персидского языка. Производящими основами выступают имена существительные.

Основная часть имен прилагательных на -кяр субстантивируется: авескяр (любитель), ийлекяр (обманщик) и др.

Тип <<№ + -кяр» передает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: лютуфкяр (любезный), исьянкяр (бунтующий, упрямый), макъсаткяр (целеустремленный), эсапкяр (расчетливый), зиянкяр (зловредный), хулюс + кяр (искренний, добродушный), феда + кяр (самоотверженный) и др.

14. -унч /-ч (3 единицы). Производящими основами выступают глаголы.

Тип «V + -нч / -ч» выражает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: кызгъан + ч (жадный), игрен + ч (брезгливый), тын + ч (спокойный).

15. -гъыр /-гир, -къыр / -кир, -кюр (6 единиц) присоединяется, как правило, к глаголам. В отдельных случаях его производящими основами могут быть слова и других частей речи.

Тип «V + -гъыр / -гир, -къыр / -кир, -кюр» имеет словообразовательное значение «способный к действию, обозначенному основой»: чалыш + къыр (работящий, прилежный), сез+гир (чувствительный), тап+къыр (находчивый, сообразительный), оть + кюр (резкий, проникновенный) и др.

Тип + -гъыр / -гир, -къыр / -кир, -кюр» имеет словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: иш + кир (деятельный, активный, трудолюбивый) и др.

Аффикс -гъыр встречается и в других словах, структура которых в современном состоянии не членится на составные части: къынгъыр (кривой).

16. -ракъ / -рек присоединяется к основам имен прилагательных в сравнительной степени: узунджа (длиннее) >узун + джаракъ (длинноватый).

Тип «АД] + -ракъ / -рек» выражает словообразовательное значение «ослабление основного признака»: эсли + джерек (староватый), юксек + черек (высоковатый) и др.

17. -ы /-и, -у (4 единицы) восходит к морфеме -ыгъ. Присоединяется к основам глаголов.

Тип «V + -ы / -и, -у / -ю» передает словообразовательное значение «являющийся результатом действия, обозначенного производящей основой»: тол + у (полный), къур + у (сухой), айр + ы (раздельный), ол + ю (мертвый), къатты (твердый).

18. -или /-ылы (4 единицы) образует производные прилагательные непосредственно от глагола.

Тип «V + -или / -ылы» выражает значение «признак, полученный в результате действия, обозначенного в производящей основе»: кес + или (отрезанный), ас + ылы (повешенный), къап + алы (закрытый), сайылы (считанный) и др.

19. -ман /-мен (2 единицы) присоединяется к глаголу.

Тип «V + -ман / -мен» имеет словообразовательное значение «являющийся результатом действия, обозначенного в производящей основе»: къоджаман (огромный), шишман (толстый, полный, тучный).

20. -пы в современном крымскотатарском языке встречается в составе лишь одного имени прилагательного.

Тип «V + -пы» выражает словообразовательное значение «являющийся результатом действия, обозначенного производящей основой»: сал + пы (обвислый).

21. -мси (2 единицы), -тим, -(л)тым / -(л)тим, -(ул)тым / -(юль)тим (6 единиц), -чыл / -чиль (2 единицы), -мти /-мты + -лы /-ли (1 единица). Аффиксы употребляются крайне редко и присоединяются только к именам прилагательным цветообозначения и вкуса: акъ (белый) > акъчиль (беловатый), къызыл (красный) > къызылтым (красноватый), сары (желтый) > сарымтылы (желтоватый), экши (кислый) > экшимси (кисловатый) и др.

Тип «АД] + -мси» имеет словообразовательное значение «обладающий неполнотой признака, обозначенного производящей основой»: мавы + мси (голубоватый).

Тип «АД] + -тим, -(л)тым / -(л)тим, -(ул)тым / -(юль)тим» передает словообразовательное значение «обладающий неполнотой признака, обозначенного производящей основой»: сары + лтым (желтоватый),

ешиль + тим (зеленоватый), къара + лтым (черноватый), кок + юльтим (голубоватый), мавы + лтым (синеватый).

Тип «Adj + -мти / -мты» передает словообразовательное значение «неполноты признака (или ослабленного качества)»: сары + мтылы (желтоватый).

Тип «Adj + -чыл /-чиль» имеет словообразовательное значение «ослабление основного признака»: акъ + чиль (беловатый), кок + чиль (голубоватый).

Итак, исследование словообразовательной связи аффиксов имен прилагательных с различными основами позволило выявить различную степень их продуктивности в образовании имен прилагательных в крымскотатарском языке. Сопоставление производных и производящих основ на основе их формально-семантической соотнесенности также дало основания для выделения непродуктивных словообразовательных морфем.

К наименее продуктивным и нерегулярным аффиксам относятся -ман, -чиль, -льтим, -шын. Аффикс -гъын / -гин, -къын / -кин, -къун / -кюн, в прошлом продуктивный, регулярный аффикс, в современном крымскотатарском языке не образует имена прилагательные.

Как показало исследование, большинство непродуктивных аффиксов образуют единичные основы. Это свидетельствует о том, что они находятся уже на стадии полного исчезновения из системы адъективного словообразования крымскотатарского языка. Существенной отличительной особенностью системы аффиксального образования имен прилагательных является то, что она выявляет определенные ограничения в синтагматических связях корневых и аффиксальных морфем или проявляет избирательную сочетаемость, то есть аффиксы присоединяются к ограниченному числу производящих основ.

Список источников

1. Ганиев Ф. А. Современный татарский литературный язык: суффиксальное и фонетическое словообразование. Казань: Дом печати, 2005. 360 с.

2. Земская Е. А. Унификсы (об одном виде морфем русского языка) // Вопросы филологии: ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1969. № 341. С. 4-5.

3. Кононов А. Н. О фузии в тюркских языках // Структура и история тюркских языков: сб. ст., посвящ. памяти чл.-кор. АН СССР, проф. Н. К. Дмитриева / редколл.: д-р филол. наук Э. В. Севортян (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1971. С. 108-120.

4. Котвич В. Исследования по алтайским языкам. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. 372 с.

5. Крымскотатарско-русско-украинский словарь: в 3-х т. / сост. С. М. Усеинов. Симферополь: Оджакъ, 2006. Т. 1. 416 с.; Т. 2. 328 с.; Т. 3. 432 с.

6. Куркчи У. Татар тили грамматикасынынъ эсаслары. Симферополь: 1-я Гос. тип. Крымполиграфтреста, 1934. 32 с.

7. Къуртмоллаев Э. А. Татар тилининъ грамматикасы. Симферополь: Къырымдевнешр, 1940. 1 къысым. Фонетика ве морфология. 212 с.

8. Меметов А. М. Земаневий къырымтатар тили. Симферополь: Къырымдевокъувпеднешир, 2006. 320 с.

9. Меметов А. М. Крымскотатарский язык. Симферополь: КРП «Издательство "Крымучпедгиз"», 2013. 576 с.

10. Меметов А. М. Къырымтатар тили: Юкъары сыныф талебелери ве филология факультетлерининъ ашагъы курс сту-дентлери ичюн дерслик. Акъмесджит: Къырымдевокъувпеднешир, 1997. 176 с.

11. Меметов А., Мусаев К. Крымтатарский язык. Симферополь: Крымучпедгиз, 2003. 288 с.

12. Самойлович А. Н. Опыт краткой крымско-татарской грамматики. Пг.: Тип. И. Бораганскаго, 1916. 104 с.

13. Хабичев М. А. Карачаево-балкарское именное словообразование (опыт сравнительно-исторического изучения). Черкесск: Ставроп. кн. издательство. Карачаево-Черкес. отд-ние, 1971. 302 с.

14. Чобан-заде Б. Къырымтатар ильмий сарфы. Симферополь: Доля, 2003. 240 с.

15. Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык: в 3-х ч. М.: Просвещение, 1981. Ч. 2. Словообразование. Морфология. 270 с.

16. Jankowski H. Gramatyka jezyka krymskotatarskiego. Poznan: Un-t im. Adama Mickiewicza, 1992. 455 s.

NON-PRODUCTIVE WORD-FORMATIVE AFFIXES OF ADJECTIVES IN THE CRIMEAN TATAR LANGUAGE

Asanova Zera Aripovna, Ph. D. in Philology Seidametova Narie Seidmametovna, Ph. D. in Philology Crimean Engineering Pedagogical University, Simferopol [email protected] ru; [email protected]

The article reveals the peculiarities of word-formative affixation of adjectives in the Crimean Tatar language, namely, those word-formative types of adjectives are examined, in the formation of which non-productive affixes participate. The number of adjectives with non-productive affixes functioning at the moment in the language system of the Crimean Tatar language is determined, which makes it possible to talk about their non-productivity. Non-productive word-formative morphemes are identified by comparing derivative and productive stems on the basis of their formal-semantic correlation.

Key words and phrases: adjective; Crimean Tatar language; word formation; word-formative type; non-productive affix.

Словарный состав современного английского языка пополняется в основном путём словообразования и заимствований. Продуктивными способами словообразования в современном английском языке являются:

  • 1) Словосложение.
  • 2) Аффиксация.
  • 3) Сокращения.
  • 4) Конверсия.
  • 5) Образование глаголов путём присоединения послеглагольных словообразовательных элементов (Никишина http://www.pglu.ru).

Сначала рассмотрим продуктивные способы образования новых слов.

1. Словосложение является одним из наиболее древних, универсальных и распространенных способов словообразования в английском языке. Процесс словосложения представляет собой слияние двух основ - омонимичных словоформ, например, «carryback» (перенос убытков на более ранний период), «think-tank» (коллективный мозг).

В случаях, когда соединяют слова, оканчивающиеся и начинающиеся на одну и ту же гласную или согласную, одна из них опускается:

«net» + «etiquette» = «netiquette» (неписаные общепринятые правила общения или размещение информации в Интернет).

Возрастает количество сложнопроизводных единиц. Основным продуктивным суффиксом является суффикс - «er»: «page-turner» (чрезвычайно интересная книга); «all-nighter» (нечто, длящееся всю ночь, например, занятия во время сессии).

Среди сложных единиц значительную долю составляют слова, образованные при помощи частиц и наречий, особенно это характерно для прилагательных и глаголов:

«laid-back» (расслабленный), «buttoned-down» (консервативный), традиционный, «turned-on» (взволнованный), «switched-off» (отключенный, ничего не чувствующий).

Одной из самых употребительных многокомпонентных моделей стала в последние время модель со словом line, которая находится на грани сложных слов и словосочетаний:

«straight-line responsibility» (прямая ответственность);

«dotted-line responsibility» (ответственность, поделенная на двоих);

«bottom-line» (окончательный);

«top-of-the-line» (самый лучший).

Данная модель ограниченна в употреблении ситуациями неформального общения представителями деловых кругов.

Очень часто при подобном способе образования неологизмы имеют сатирическую окраску, особенно в прессе:

«... that they taste the same in Peking as they do in London or New York, and so it was that world burgernomics was born by McDonald"s»

(http://www.independent.co.uk).

В данном случае автор статьи хочет обратить внимание читателя на значительное развитие сети ресторанов МакДональдс, индустрии быстрого питания, где существуют свои законы и явления. И подобно другим экономическим законам одинаково действуют в разных странах:

(... что в Пекине они по вкусу такие же, как и в Лондоне или Нью-Йорке, вот так МакДональдс создала мировую гамбургерномику).

В целом, многокомпонентные единицы, употребляемые в неформальном общении, более характерны для американского варианта, например:

«to nickel-and-dime» (уделять большое внимание мелочам),

«meat-and-potatoes» (основной),

«nuts-and-bolts» (базисный),

«quick-and-dirty» (бар, кафе, где можно быстро перекусить).

2. Аффиксация - это ещё один продуктивный способ образования новых слов в английском языке. На разных стадиях развития общества язык отдает предпочтение разным способам словообразования и, в частности, разным аффиксам. Популярность тех или иных словообразовательных средств определяется нуждами общества в определенный момент его развития.

Например, в 80-х и 90-х годах XX в. в английском языке появилось огромное количество слов, образованных с помощью суффиксов -ist, -ism, ставших необыкновенно продуктивными в области политической корректности для обозначения разных способов вербальной и невербальной дискриминации: «alphabetizm», «sexist».

Негативные коннотации имеют следующие суффиксы:

eer («profiteer» (спекулянт), «racketeer» (рэкетир));

ster («funster» (клоун, кривляка); «schoolster» (училка, плохой учитель));

nik («neatnik» (чистоплюй), «noodnik» (зануда));

hop («to jobhop» (часто менять работу));

er («do-nothinger» (бездельник, канительщик)) (Земская, 1992).

Суффикс «ness» продолжает оставаться одним из самых продуктивных в современном английском языке («hawkishness» (агрессивность)).

Аффиксы характеризуются следующими общими признаками:

Все аффиксы являются семантически релевантными морфемами, обладающие в большей или меньшей степени абстрактным значением.

Аффикс должен обладать признаком свободной идентификации, т.е. восприниматься как часть слова.

Аффиксы должны употребляться для образования слов от разных по происхождению основ; заимствованные аффиксы должны порождать новые слова на базе того языка, который их заимствовал.

аффиксы должны обладать определенной частотой употребления; при этом свидетельством их продуктивности и принадлежности именно к разряду аффиксов (а не компонентов сложных слов) могут служить данные словарей неологизмов.

3. Сокращение является наиболее продуктивным среди нерегулярных способов образования морфологических неологизмов, которые отражают тенденцию к рационализации языка, к экономии языковых усилий. Несмотря на то, что сокращения составляют лишь незначительный процент от общего количества неологизмов, их число растет.

Из четырех видов сокращений (аббревиатуры, акронимы, усечения, слияния) преобладают усеченные слова, например:

«anchor» < «anchorman» (обозреватель новостей, координирующий теле- или радиопрограммы).

Слово ограниченно в употреблении американским вариантом (в британском варианте ему соответствует «presenter», «lib» < «liberation»).

Особенностью усечений является их употребление ограниченно в рамках разговорной речи. Усечение наиболее характерно для различных типов сленгов (школьного, спортивного, газетного). Среди приведенных выше примеров превалируют газетные усечения. Так, «upmanship» часто появляется на страницах английских газет и используется в рекламах, в рекомендациях как достичь успеха:

«Upmanship is the art of being one up on all the others. Hospital upmanship:

My Doc is better`n yours».

(Левашов, 2007).

Среди сокращений большое место занимают аббревиатуры и акронимы. «VCR» (video-cassette recorder), «TM» (transcendental meditation), «PC» (personal computer), «MTV» (Music Television). Как правило, аббревиатуры произносятся по буквам. Когда аббревиация встречается только на письме, она читается как полное слово. Новым является отсутствие точек после каждой буквы аббревиатур, что приближает их к акронимам. Акронимы произносятся как полные слова:

«IMHO» (in by humble opinion) (По моему скромному мнению) молодежный сленг;

«CAD» (computer-aided design) (Система автоматизированного проектирования) в медицине.

Особого внимания заслуживают акронимы, употребляемые в сфере образования: «TEFL» (Teaching English as a Foreign Language); всем известна международная организация преподавателей английского языка как иностранного «IATEFL» (International Association of Teachers English as a Foreign Language) и американская организация «TESOL» (Teachers of English to Speakers of Other Languages); в сфере охраны окружающей среды: «UNEP» (United Nations Environmental Program).

4. Конверсией называется переход слова из одной части речи в другую. Так, например, сейчас в сети Интернет можно часто видеть «E-mail me /us to …» Уяснение значения подобного неологизма не представляет труда. Синтаксический контекст дает возможность определить принадлежность слова к переходным глаголам, и зная значение слова «E-mail» (электронная почта) переводим: Высылайте сообщения электронной почтой по адресу …

Конверсия как способ создания новых слов значительно снизила свою активность и уступает всем другим видам словообразования.

Среди конвертированных существительных усиливается тенденция к образованию от глаголов с послелогами: «rip-off» (мошенничество) (от «to rip-off» (мошенничать)). Значительное количество новых существительных образуется путем конверсии от прилагательных, например:

«collectbles» (предметы, подлежащие коллекционированию, особенно устаревшие или редкие);

«cool» (самоконтроль, сдержанность) часто употребляется во фразах «to lose one`s cool», «to keep one`s cool» (потерять контроль, сдержаться).

Особенно продуктивно образование существительных от прилагательных, оканчивающихся на - «ic», например: «acrylic», «transuranic, tricyclic». Существительные могут образовываться от глагольных фраз, например: «work-to-rule» (выступление рабочих с требованиями соблюдать все пункты трудового договора).

При образовании существительных от прилагательных на семантическом уровне происходит приглушение семы «качество» и добавление семы «предмет», которая становиться центром значения субстантивированной единицы: «acrylic» (акрил) (синтетический материал).

Таким образом, при конверсии происходит обогащение содержания понятия.

По территориальному параметру новые конвертированные единицы ограниченны преимущественно американским вариантом и в меньшей степени британским вариантом английского языка (Земская, 1992).

Непродуктивными являются способы образования множественного числа представляющие собой остатки древних парадигм или заимствованные из других языков, например: супплетивные формы с чередованием гласных (man - men, tooth - teeth), архаичный суффикс -en (ox - oxen), некоторые индивидуальные суффиксы единственного и множественного числа у заимствованных существительных (antenna - antennae, stratum - strata, nucleus - nuclei и др.); кроме того, у некоторых существительных форма множественного числа омонимична единственному (sheep, fish, deer и др.). Единственное число существительных в большинстве случаев немаркировано (обладает «нулевым экспонентом»).

Существует ряд суффиксов, которые используются в непродуктивном словообразование:

  • -hood - neighborhood, childhood
  • -ment - judgment, development
  • -ance - importance, appearance
  • -ence - dependence, difference
  • -ly - slowly, lively
  • -ity - curiosity, clarity.

К непродуктивным префиксам относятся: -in- и его фонетические варианты - im-, il-, ir-, возникшие в результате регрессивной ассимиляции с начальным согласным корня. Префикс in - романского происхождения; встречается, в основном, в составе заимствованных слов; придает значение отрицания:

«incorrect» (неправильный, неверный) - «correct» (правильный); «improbable» (невероятный, неправдоподобный) - «probable» (вероятный, правдоподобный); «illegal» (незаконный) - «legal» (законный);

«irregular» (нестандартный) - «regular» (стандартный).

En - префикс романского происхождения; в сочетании с основами существительных и прилагательных образует глаголы:

«enlarge» (увеличивать), «enslave» (порабощать), «enrich» (обогащать);

иногда придает им значение включения во что-то: «enchain» (сажать на цепь, заковывать), «encircle» (окружать).

Некоторые лингвисты выделяют в английском языке так называемые мертвые префиксы. К ним относятся префиксы for- и а- германского происхождения. В древне-английском языке префиксы for- и а- имели значение: for- значение уничтожения, отмены, а- усилительное значение. В современном английском языке префиксы for- и а- утратили свое значение и слились с корнем; например, «forgive» (прощать), «forbid» (запрещать), «arise» (возникать, появляться), «awake» (будить, пробуждать).

В некоторых случаях они даже частично сохраняют латинские формы словоизменения (formula мн. ч. formulae, memorandum мн. ч. memoranda).

Так же, к непродуктивным способам относятся изменения ударения в корне слова. Глагол преобразуется в существительное (См. Приложение)

Выводы

Проанализировав предоставленную информацию, можно сделать выводы о том, что неологизмы появляются в языке постоянно в результате развития науки, техники, культуры, общественных отношений и т.д.

Новые слова появляются в языке двумя способами: они либо приходят путем заимствования, либо образуются в самом языке продуктивными способами.

Следует отметить, что новые слова воспринимаются как неологизмы только до тех пор, пока выражаемые ими понятия не станут привычными, после чего они прочно входят в словарный состав и уже не воспринимаются как новые.

В английском языке существуют продуктивные и непродуктивные способы образования слов.

Продуктивными способами словообразования в современном английском языке являются: 1) Словосложение. 2) Аффиксация. 3) Сокращения. 4) Конверсия. 5) Образование глаголов путём присоединения послеглагольных словообразовательных элементов.

К непродуктивным способам словообразования относятся:

1). Чередования гласных в корне. 2). Изменение ударения.

КСР № 3 Тема: «Морфемная структура слова. Морфемика»

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Словообразование - раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Основа слова и её виды.

Основа (лингвистика) - неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение.

В изменяемых словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующего аффикса: сосн , пустын , восьм -ой , наш , занимательн -ый ,чита . В неизменяемых словах основа равна слову: высоко , мечтая . В некоторых случаях основа может быть прерывистой:

§ глагольные формы, содержащие постфикс -ся / -сь

учащ -ие -ся ;

§ основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то / -либо / -нибудь

как -ой -то ;

§ основы некоторых сложно-составных существительных

шкаф -а -купе ;

§ основы сложных числительных

сем -и -десят -и .

В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы - корня: город ,стол , жёлт -ый . Производными являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н -ый ; с одной или несколькими приставками: пере-лет ; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н -ый ). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.

От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы - основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил является производящей для слова сильн ый .

Изменение в морфемной структуре слова

Слово исторически изменчиво (меняется его фонемный состав, значение, морфемный облик). Современная морфемная и словообразовательная структуры могут не совпадать с историческим соответствием, о чем свидетельствуют морфемный и словообразовательный анализы слов.



Основные причины таких явлений – это следующие процессы:

опрощение – языковой процесс, в результате которого слово с производной основой становится непроизводным. При опрощении происходит превращение слова со сложной структурой в одноморфемное. В русском языке разные части речии разные морфемные структуры подвержены опрощению . Таковыми могут быть исторически суффиксальные структуры:ведь-м-а – ведьм-а , префиксальные по происхождению слова: за-кон – закон , суффиксально-префиксальные дериваты:на-реч-ий-э, слова, образованные с помощью сложения основ: вель-мож-а. Причины, приводящие к опрощению , это: изменение лексического значения мотивирующего слова (слово крыльцо изначально было образовано от слова крыло ), исчезновение из словарного запаса мотивирующего слова (двор в значении "лица, окружающие царя"), выпадение слов из словарного запаса (слово варежка было образовано от слова варега ), изменение в звуковом состав слова: слово облако произошло от слова обволакивать и раньше произносилось как обвлако ;

переразложение – процесс, в результате которого происходит перемещение границ между морфами. Переразложение может происходить, если слово исторически было производным и остается производным, но в его составе теперь выделяются другие морфы. Так, изначально слово горячность произошло от прилагательного горячный (горячн-ость), но теперь, после исчезновения такого прилагательного, структура слова выглядит как горяч-ность , а мы как его производящее рассматриваем прилагательное горячий ;

усложнение основы – это усложнение производящей основы, в результате чего нечленимые, непроизводные слова становятся членимыми, производными. Данный процесс противоположен опрощению . Например, слово зонтик именно в таком виде пришло к нам из голландского языка, однако сейчас мы выделяем в данном слове и корень, и суффикс: зонт-ик .

Исторические изменения в морфемной структуре слов

Морфемный состав слова не является неизменным. В процессе развития языка в нем могли происходить изменения.
Например, слово простыня было образовано от прилагательного простой, в нем выделялся когда-то суффикс -ын’-(а). Таким образом, некогда это слово состояло из трех морфем - корня, суффикса и окончания. Теперь же в нем выделяются только две морфемы - корень и окончание: простын’-а. Следовательно, морфемная структура слова стала проще. И вот это явление - слияние двух морфем в одну, т. е. сокращение количества морфем в слове,- называется опрощением . Другой пример опрощения - слово сметана.
Но в языке можно найти примеры прямо противоположного явления. Оно называется усложнением морфемной структуры слова. В результате усложнения одна морфема начинает делиться на две. Примером могут служить слова зонтик и фляжка. Оба эти слова - заимствованные, одно из голландского языка (zonnedek), другое из польского (flaszka), следовательно, ни в том, ни в другом первоначально не было суффикса. Позже эти заимствования были восприняты как уменьшительные и к ним были образованы слова зонт и фляга.
Наконец, третий тип изменения морфемной структуры слова - это переразложение . Количество морфем остается тем же, но изменяется граница между морфемами: от одной из морфем один или несколько звуков отходят к другой морфеме. Например: в древнерусском языке были приставки вън-, съи- и соответствующие им предлоги вън, кън, сън. Если корень слова начинался с согласного звука, употреблялись приставки въ- и съ-, например: въ-брати, съ-брати, но если корень начинался с гласного звука, то использовался вариант приставки, оканчивающийся на -н-, например: вън-имати, сън-имати (ср. просторечный глагол имать ‘хватать; брать’). Таким же образом распределялось употребление предлогов перед местоимениями: къ тому, въ томъ, съ тэмъ, но кън ему, вън емъ, сън имъ. Позже согласный н отошел к корню. Так, сейчас мы выделяем морфемы с-ним-а-ть; в-ним-а-ть. Корень ним- по аналогии с этими словами появился и в тех однокоренных глаголах, где в древнерусском языке его в таком виде не было: при-ним-а-ть (др.-рус. при-им-а-ти); за-ним-а-ть (др.-рус за-им-а-ти). Подобного происхождения и сочетания предлогов с формами местоимений в нем, к нему, с ним, ср.: здороваюсь с ним, но доволен им.

Типы аффиксов по функциям.

Аффиксы словообразующие, формообразующие и синкретичные

Словообразующими называются префиксы, суффиксы и постфиксы, служащие для образования новых слов: язык – праязык; суп – суповой; добить – добиться.

Формообразующими являются такие аффиксы, служащие служат для образования формы какого-либо слова: умный – умнее, умнейший (при помощи -ее-, -ейш- образуются простые формы сравнительной и превосходной степени имени прилагательного); бросать – бросить, заварить – заваривать (суффиксы -а-, -и-, -ива- образуют видовые формы глаголов); бежать – бежал (при помощи суффикса -ть- образуется форма инфинитива, -л- – форма прошедшего времени глагола); читаjут – читаjущий, читать – читавший (суффиксы -ущ-, -вш- образуют формы действительных причастий).

В некоторых случаях трудно провести границу между двумя этими типами аффиксов, например: в каких случаях постфикс -ся является формообразующим, а в каких – словообразующим. Чтобы не ошибиться в функции подобных аффиксов, необходимо обратиться к толковому словарю.

Синкретичными аффиксами называются такие морфемы, которые одновременно выполняют формо- и словообразующие функции, например: писать – переписать, подписать (при присоединении префиксов изменилось и лексическое значение слова и его форма: писать – несов. вид, переписать – сов. вид). Синкретичными могут быть и флексии, ср.: супруг – супруга. Супруг. 1. То же, что муж. 2. мн. Муж и жена. Супруга (устар., теперь офиц. и прост.). То же, что жена (в 1 зн.). (Цит. по: Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1972 – С. 717.). При помощи флексии -а образуется не только новое слово, изменяется и его форма. Данная морфема указывает, что это существительное женского рода, стоит в именительном падеже единственного числа.

Аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные

И непродуктивные

Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и образуют определенные словообразующие или формообразующие модели, например: суффиксы -тель-, -н-(-ый) (учитель, преподаватель; морозный, холодный); префиксы не-, из- (некрасивый, неплохо, изложить); флексии -у, -ешь, -ишь (читаjу, читаjешь).

Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко, например:

суффикс -к- со значением действия, выделяющийся только в слове драка, флексия -м, встречающаяся лишь в словах дам, ем, создам.

Итак, говоря о регулярности/нерегулярности аффиксов, мы имеем в виду то, как часто или редко в настоящее время они встречаются в словах.

При определении продуктивности/непродуктивности аффиксов мы обращаем внимание на их различную производительность в образовании новых слов или форм.

Продуктивными называются такие аффиксы, которые служат для образования многочисленных групп слов в современном русском языке, например, суффиксы -ист-, -ник-, обозначающие лицо мужского пола по роду занятий (машинист, защитник); суффиксы -ск-, -н- при образовании относительных и качественных прилагательных (горно-алтайский, вредный); префиксы без-, не-(безопасный, несмелый).

Между понятиями регулярные / нерегулярные, продуктивные / непродуктивные аффиксы существует тесная связь: все нерегулярные аффиксы непродуктивны, а регулярные могут быть как продуктивными, так и непродуктивными.

Регулярность – способность повторяться в составе разных слов. Регулярные аффиксы: -тель, -ой (большой). Неругул аффиксы встречаются у небольшого кол-ва слов, сочет-ся с небольшим кол-вом морфем (глаш-атай, ход-атай; лент-яй, слюн-тяй).

Некоторые нерегул аффиксы встреч-ся в 1-2 словах (куст-арник, секл-ярус, тороп-ыг-а, казн-ачей). В СРЯ около 200 нерегул аффиксов. Земская называет их унификсы.

По участии в образовании новых слов аффиксы бывают продуктивные и непродуктивные. Продуктив участвуют в образовании новых слов. Иногда эти термины применяются в отношении к формообраз аффиксам. К продуктивным аффиксам относятся: у сущ окончание а, ами, непродуктивные: ми в твор падеже, ух-двух. Все нерегулярные=непродуктивные. Регулярные могут быть любыми (изн у сущ – регулярный \крив-изн-а, бел-изн-а\, но он непродуктивный). В зависимости от словообразовательного значения аффиксы могут быть рег и нерегулярные. Пример суффикс арь у сущ: 1-со знач лица по роду деят-ти (нерегул, прод), 2-со знач неодуш предмета (букварь, словарь), 3-только два сущ (глухарь, пескарь).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 9. по частотности выделяют регулярные и нерегулярные.:

  1. 11. Регулярная реализация и расширение структурных схем простого предложения.
  2. Перспективы применения антимикробных пептидов выделяемых из насекомых
  3. 21. Системные свойства С-го типа. Соотношение понятий регулярности и продуктивности. Критерии эмпирической и системной продуктивности С-го типа.
  4. 26. Местоимение как часть речи, выделяемая по традиции. Семантическая и фор-мально-грамматическая классификация местоимений.
  5. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.