Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Приготовление ко Причастию. Кому нельзя причащаться

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Как правильно подготовиться к причастию
Редактор-составитель Татьяна Копяткевич

ИС Р17-709-0344

Что такое причащение


Причащение Святых Христовых Таин – одно из семи Таинств Православной Церкви. Также иногда его именуют Таинством Евхаристии (от греческого слова εὐχᾰριστία – «благодарение»). Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь Христовы, в которые во время этого Таинства «прелагаются» (претворяются) хлеб и вино. Это происходит, когда епископ или священник совершают в храме Божественную литургию, при этом Тело и Кровь по виду остаются хлебом и вином. Совершается это силою действия Божественной благодати Святого Духа. Верующие во время литургии причащаются – то есть под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христа.


История установления Таинства


Таинство Евхаристии было установлено Спасителем во время Тайной Вечери. После того как Он вместе со Своими учениками совершил ветхозаветную пасху, то есть завершил праздничный пасхальный ужин, Он, как об этом сказано в Евангелии, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22,19-20). Символически то же самое повторяется во время литургии в каждом православном храме: хлеб становится истинным Телом, а вино – истинной Кровью Христовыми. После этого причастники с верой и любовью вкушают их.


Для чего мы вкушаем Тело и Кровь Христовы


Совершая это Таинство, мы выполняем завет Спасителя: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Поэтому, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, мы вспоминаем о Нем, о Его крестной смерти, которая последовала буквально на следующий день после установления Таинства Евхаристии, и о Его славном воскресении.

Таинство Причащения для нас также – знак установления Нового Завета, то есть нового, теснейшего союза с Богом. Весь Ветхий Завет был лишь его предчувствием, или предвозвестием. Спаситель сказал: Сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мф. 26,28).

Вкушая Тело и Кровь Христовы, мы становимся едины с Ним: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56) и друг с другом: Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10,17).

Господь принял на кресте страшную смерть, освобождая нас от наших грехов. Поэтому причащаемся мы во оставление грехов (Мф. 26, 28), принося благодарственную жертву за все благодеяния Христовы конкретно к нам и к человеческому роду вообще (именно поэтому это Таинство и называется еще Евхаристией – благодарением).

Таинство Тела и Крови Христовых служит для нас таинственной духовной пищей и духовным лекарством от смерти. Об этом говорил Спаситель во время так называемой беседы о Хлебе Жизни: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51). Причащаясь Телу и Крови Христовым, мы приобщаемся к бессмертной жизни. О причастнике Святых Таин Христос неложно обещал: Я воскрешу его в последний день (Ин. 6,54).


Когда и где можно причаститься


Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову происходит, как правило, утром во время каждой полной литургии, которая может служиться большую часть года ежедневно. Во время Великого поста такие литургии совершаются только по субботам и воскресеньям, однако в этот период можно причаститься и на буднях – в среду и пятницу, когда служиться литургия Преждеосвященных Даров. В остальные дни Великого поста причастия не бывает.

В дни больших праздников (таких, как Рождество Христово или Пасха), когда бывает ночная служба, литургия служится также и ночью. Соответственно, в эти дни бывает и ночное причастие.

В больших храмах, где есть много священников, богослужение может быть ежедневным. Если священник один, то, как правило, на буднях он служит лишь в дни больших праздников или особо почитаемых святых. В любом случае желающему причаститься лучше узнать заранее, будет ли служиться литургия в тот день, когда он собирается причаститься.

Если желающий причаститься тяжело болен и не может сам прийти в храм, следует вызвать священника на дом. Для этих целей в храме на престоле всегда хранятся запасные Святые Дары.


Кому нельзя причащаться


1. Причащаться может лишь тот, кто был крещен в Православной Церкви и поэтому принадлежит к ней. Соответственно, все некрещеные или получившие крещение вне Православной Церкви к Таинству Тела и Крови Христовых не допускаются. То же касается и тех, кто по каким-либо причинам был отлучен от Церкви.

2. Причащение без веры невозможно. Тот, кто не верит в Бога, в действенность Таинств церковных, не исповедует веру Церкви в то, что Иисус Христос, таинственно присутствующий в Святых Дарах, – Сын Божий, воплотившийся ради нас и нашего ради спасения распятый, погребенный и победивший смерть Своим воскресением, не должен приступать к этому главному Таинству Церкви, как, впрочем, и ко всем остальным Таинствам.

3. Тот, кто не раскаялся в своих грехах, ведет безнравственную жизнь и не собирается исправляться, не может приступить к причащению. Здесь не имеются в виду те недостатки и грехи, которые человек осознает и с которыми борется: осознавать себя грешником – нормально для любого верующего человека. Речь идет о принципиальном нежелании жить по заповедям и вести внутреннюю работу надо собой.

4. Находящийся под запрещением духовника (то есть тот, на кого была наложена епитимия, состоящая в отлучении от причащения на определенный срок) также не может причащаться до тех пор, пока не получит разрешения от священника, который налагал эту епитимию.

5. Женщинам во время ежемесячной нечистоты приступать к Таинству Евхаристии (как, впрочем, и к другим Таинствам) нельзя.

6. Супруги, имевшие накануне супружеское общение, причащаться не могут.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Летом жители всей этнической Бурятии выезжают на массовые ритуалы поклонения духам местности. Буддисты называют их «обоо тахиха», шаманисты - «тайлган». Но многие, принимая участие в этих обрядах, не понимают, для чего мы проводим то или иное действо. А ведь по содержанию это второй летний праздник бурятского народа.

С какой целью проводится этот обряд? Какое значение имеет он в нашей жизни? Как к нему правильно готовиться, как одеваться? Что же нужно делать на обоо, а чего делать ну никак нельзя?.

Начнем с азов - как готовиться и чем различаются эти обряды у буддистов и шаманистов.

Обоо с точки зрения лам

Слово «обоо» переводится как «гора», «возвышенность». Это место обитания самого сильного и влиятельного духа близлежащих мест. Их испокон веков почитают местные жители, зная, что есть определенные места, где люди ближе всего к природе, к горам, к долинам, к рекам и озерам. Такие земли имеют своих хозяев - сабдаков (сабдагууд).

Сабдаки - это те же самые живые существа (духи) со своими минусами и плюсами, ими могут переродиться и те, кто не обрел человеческого рождения. Поэтому сабдаки разделяются на простых и возвышенных (достигших уровня арьи). Шаманисты называют этих духов чаще «эжины или эзэны».

Возле каждого села есть свое обоо, обычно оно располагается на холме и обозначено специально возведенной ступой. В назначенный, согласно лунному календарю, день местные жители собираются возле обоо, зовут ламу для проведения обряда. Также на обоо съезжаются все те, кто родился в данной местности, но живет в другом селе или городе. Главная цель обряда - преподнести угощения хозяевам местности, попросить, чтобы лето сложилось благополучно, не было засухи, шли дожди. Лама читает комплекс молитв, начинает, как правило, с молитвы очищения местности от накопившейся за год негативной энергии. Люди развешивают на специальных шестах принесенные с собой «хий морины», на которых пишут имена своих родных.


Фото: архив сайт

Наряду с обоо тахиха проводится обряд «Лусуд тахиха», - объясняет ректор Буддийского университета Дымбрыл-багша. - Это подношение хозяевам воды, обряд проводится у рек, озер и ручьев. Опять же у каждого села есть свое определенное место, где проводится данный обряд подношения нагам (хозяевам воды).

Чтобы духи понимали, лучше молитву хозяевам местности и воды произносить на их языке, т.е. санскрите, бурятском, монгольском языках.

Не просите у духов слишком много

Как отмечают ламы, у хозяев местности не следует просить слишком многого.

Люди часто загадывают желания, просят излечения от болезней или каких-то больших желаний, - рассказал Дымбрыл-лама. - К сожалению, хозяева местности бывают не способны удовлетворить запросы, среди них много сансарических существ, то есть находящихся в колесе сансары, поэтому, делая им подношения, не стоит просить у них все подряд.

Хозяева местности склонны решать больше житейские проблемы: чтобы не было несчастья в пути, чтобы дома было все благополучно, чтобы не было сильных природных катастроф, таких как наводнение, засуха.

Тайлган с точки зрения шаманов



Фото: архив сайт

Слово "тайлган" (тахил) происходит от древней общемонгольской формы "тахиху", перешедшей в "тайху", что значит "чествование" богов. Обычно тайлганы устраивались на вершинах гор, откуда открывается широкий обзор на расположенные у подножия улусы. Ведь хозяин местности обычно живет там, откуда может обозревать свои владения. Иногда тайлганы устраивались у подножия горы, на берегу реки или озера, каждый тайлган имел свое постоянное, живописное место проведения.

Открыть небесные ворота

Одним из самых крупных тайлганов считается обряд «Открытие небесных врат». Проводится, как правило, в последних числах мая. Как говорят шаманы, его нужно провести в определенное время, которое можно узнать по природным приметам: началось цветение, закуковала кукушка, распустились деревья, позеленела трава - все эти свидетельства лета говорят о том, что пора открыть небесные врата. Для этого в назначенное время собираются шаманы (в этом году порядка 50 человек) и проводят камлание.

Главная цель - попросить у божеств - 13 Хатов, или, как еще принято их называть, Северных нойонов, - благополучия, достатка, мира и спокойствия. Для обряда специально ищется 2 - 3-годовалый баран черного цвета, обязательно кастрированный. Он забивается, мясо варится в общем котле, а самую ценную часть - голову («тоолэ») - используют в качестве подношений божествам.

Высадка березовой рощи

Кроме того, шаманами высаживается «березовая роща». Это вкопанные на месте подношений молодые березки определенного количества - 3, 12 или 14. Они украшаются белыми и синими (символизируют «серебро»), красными и желтыми («золото») вязками, на расстоянии локтя от верхушки повязывается хадак (обычно синего цвета). Кроме того, первая береза называется «ур» - украшается тремя сделанными из шерсти гнездами, в каждом из которых расположено по три «золотых» яйца. Из ткани вырезаются изображения животных - белка, гуран, заяц. Символы солнца и луны, также подвешенные на березе, соединяются изображениями девяти девушек, тоже вырезанными из ткани. Кроме того, березы украшаются шелком. Из теста изготавливаются лампадки. Все это делается для того, чтобы призванные божества и духи приходили и наслаждались преподнесенными им угощениями.


Фото: fregat-vt.livejournal.com

Полсотни шаманов начинают камлать. В своих молитвах рассказывают о себе, объясняют, для чего проводится ритуал, для кого это делается. Первым делом они входят в транс и устанавливают связь со своими предками-шаманами, чтобы те стали своеобразными кураторами проводимого ритуала. Они просят донести до божеств, что люди отправляют им подношения, молятся о благополучии. Затем по очереди спускаются 13 Хатов, покровителей всего живого от Урала до Тихого океана. Последним спускается верховный хат Буха Нойон. Шаманы посредством предков спрашивают у него разрешения о том, можно ли преподнести угощения божествам. Затем березовая роща сжигается. После сжигания рощи главный шаман бросает чашу. Если она упала дном вниз, то все сделано правильно. Шаманы начинают читать молитвы на удачу. Потом всех божеств и предков провожают угощениями. Все присутствующие брызгают молоком, чаем и водкой, раскидывают принесенные приношения в ту сторону, куда укажет шаман. Затем шаманы садятся и просят благополучия со всех шести сторон: запад, восток, юг и север, небо и земля. Тря дня после обряда всем, кто там присутствовал, нельзя никому ничего давать, чтобы не упустить полученную удачу.

Как подготовиться по всем правилам?

При всем различии самих обрядов подготовка к ним во многом схожа. Нужно определить, где именно и когда проводится. Обоо у буддистов проводятся согласно благотворным датам в лунном календаре. Точное число узнайте в местном дацане.

Какие продукты принести буддистам?

Крепкий черный заваренный чай без молока, Рис. Из молочных: молоко, сметану или масло. Сладости: печенье и конфеты.

Внимание! Водку или любой другой алкоголь нести на обоо ламы не советуют.

Буддисты со временем отказываются от подношений водкой, потому что не хотят травить духов алкоголем, - утверждает Дымбрыл-багша.

Заранее приготовить хий морины

Хий морины, которые люди вешали на Сагаалган, со временем теряют свою силу. Молитвы удачи, начертанные на хий моринах, стираются под воздействием природных условий, поэтому их нужно обновить на обряде обоо, - говорит Дымбрыл-багша.

Напомним, на одном хий морине предпочтительнее писать одно имя - своего родственника, друга, коллеги или свое собственное. Они бывают пяти цветов, какой цвет нужен вам, зависит от символа вашего года рождения.

Не привязываться к определенной местности

Вопреки стереотипам, шаманы не привязывают обряды обоо строго к местности.

Предки придут к вам в любом случае, это касается родовых тайлганов, не обязательно ехать в то место, где ты родился, где жили предки. Духи предков во всяком случае вас услышат и откликнутся на призыв. Если же речь идет о подношении духам местности, то нужно ехать в определенное место, например, тайлган у Пяти пальцев или в честь Бухэ Батора в Омулевке, - рассказала заместитель председателя верховного шамана «Тэнгэри» Радна Дашицыренова. - Даты и места тайлганов назначает верховный шаман сразу после Сагаалгана.

На тайлган нужно обязательно захватить с собой хадак синего цвета, символизирующий небеса.

Какие продукты принести шаманистам?

Крепкий черный заваренный с утра чай с молоком На тарелке красиво выложить печенье, конфеты и сливочное масло. Купить небольшую бутылку водки и молоко.

Принесите с собой список друзей, родственников или коллег - всех тех, за кого хотите помолиться, и плату шаману (сумма произвольная), которая прилагается к списку.

На чье обоо ехать?

Часто возникает вопрос: на чье обоо должен ехать человек? Отца или матери?

Конечно, предпочтительнее ехать на обряд на родину отца. Однако у нас в стране распространены случаи, когда ребенок растет в неполной семье. В таком случае ему нужно ехать на обряд на родину того родителя, с которым он живет, - отвечают ламы.

На чье обоо должна ехать жена: своей родной местности или туда, где родился муж?

Здесь вопрос решается просто: женщина после замужества переходит в семью мужа и по традиции должна следовать за ним везде, в том числе и ездить на обряды обоо. Однако здесь нет особой строгости, если есть желание, то она может посетить и родную деревню для проведения обряда, - отмечают ламы.

Русская Православная Церковь

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове

Господь Вседержитель

Приближается великий День, когда Великий Бог воссядет судить всякое Своё творение. Все люди воскреснут: их бессмертные души навсегда соединятся с телами. И огненные ангелы понесут всех на суд к Богу, дать отчёт за все наши дела, сделанные на Земле. Будет восстановлена полная справедливость. Праведники получат вечную награду в Царстве Небесном, а за все злодейства грешникам придётся нести вечную расплату в геенне огненной.

Есть только один путь избежать наказания за свои злодеяния - принести покаяние Богу за свои грехи и получить прощение в таинстве Исповеди и Причастия. Возможно это потому, что Иисус Христос умер за наши грехи и взял наше наказание на Себя. И поэтому Бог прощает грехи лишь тем, кто является членом Православной Церкви, Которая является таинственным Телом Христа. Священник Церкви в таинстве Рукоположения (посвящения в сан) получает от Бога власть прощать и удерживать грехи людей. Желающему получить прощение грехов и спастись требуется следующее:

1. Необходимо быть православным христианином, принявшим таинство Крещения от законного священника (крещенные бабушками или кем-то другим должны решить этот вопрос со священником). Надо твердо верить и принимать Откровение Бога, данное Церкви - Библию. Суть его кратко изложена в Символе веры, который мы должны знать наизусть. Объяснение нашей веры можно узнать в книге «Катехизис». Она всегда есть в церковной лавке или библиотеке.

2. Надо вспомнить (и если нужно записать) свои злые дела, начиная с 7 лет (или с момента Крещения - кто крестился взрослым) и признать, что во всех своих злых делах виноват только ты, и никто больше. Огромное зло делают те, кто на исповеди рассказывают о чужих грехах.

3. Надо обещать Богу, что при Его помощи ты приложишь все старания, чтобы не повторять грех, а сделать противоположное доброе дело.

4. Если грех привёл к ущербу ближнего, нужно ещё перед исповедью приложить все старания, чтобы загладить этот вред (отдать украденное, помириться с обиженным).

5. Надо самому ради крови Христа простить все обиды, тогда и Бог простит нам грех. После этого должно подойти к священнику на исповедь и без утайки рассказать все свои злые дела, которые Христос через священника простит раскаявшемуся. Не надо бояться, что священник будет шокирован Вашей исповедью. За время служения каждый пастырь слышит практически все мыслимые грехи. Его ничем не удивишь и не расстроишь, кроме попытки свалить вину на другого. Надо помнить, что исповедь остаётся только между священником и Вами. За разглашение тайны исповеди священника могут лишить сана. Чтобы легче было подготовиться, приведём краткий список грехов, с которыми надо беспощадно бороться, в соответствии с 10 Заповедями.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Грехи: безбожие, лжеучения, коммунизм, магия, хождение к бабкам и целителям, астрология (в том числе и чтение гороскопов), участие в сектах, гордыня, хвастовство, карьеризм, самонадеянность, самолюбие.

2. Не делай себе кумира, не покланяйся и не служи им. Грехи: идолопоклонство, вызывание духов, кормление домовых, гадание, человекоугодие, сребролюбие.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Грехи: кощунство, издевательство над святыней, мат, божба, нарушение обещания, данного Богу, чертыханье, не читал Библию каждый день.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение поста.

5. Почитай отца твоего и мать твою. Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение их на молитвах, ругань на священство и власти, не почтение к старшим и учителям, не пригласил священника к родным перед смертью.

6. Не убивай. Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, драки, ненависть, обиды, злопамятство, раздражительность.

7. Не прелюбодействуй. Грехи: супружеские измены, секс вне брака, гомосексуализм, онанизм, смотрение порнографии.

8. Не кради. Грехи: воровство, грабёж, мошенничество, ростовщичество, скупость.

9. Не произноси ложного свидетельства. Грехи: лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман.

10. Не желай чужого. Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот.

Если Вы раскаялись в этих грехах, то должно подготовиться к величайшему Чуду святого Причастия, когда под видом хлеба и вина верные вкушают Тело и Кровь Христа для очищения от грехов и жизни вечной. Причастие совершается утром во время Таинства Божественной Литургии.

Для того, чтобы достойно причаститься должно подготовить себя постом (обычно три дня) и молитвой. Во время поста не едят яиц, мясных и молочных продуктов. Больше обычного читают Библию. Накануне Причастия вечером обязательно приходят в храм на вечернее богослужение и исповедуются в грехах. Во время подготовки прочитывается «Правило ко святому Причащению» и три канона - Господу, Богородице и Ангелу Хранителю. Все эти тексты есть в «Молитвослове». Если какое-то слово в молитвах не понятно, надо спросить о нём священника. В день Причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. С утра приходят в храм и во время Литургии благоговейно подходят к Святой Чаше вспоминая Смерть и Воскресение Христа. По окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела.

Священник Даниил Сысоев

Бог да даст спасение каждому читающему!

Узнать больше о православной вере вы можете на сайтах:

verapravoslavnaya .ru , pravoslavie .ru , azbyka .ru , stavroskrest .ru , businovohram .ru

Неотъемлемой частью говения является исповедь, то есть покаяние. Это одно из православных таинств, когда человек рассказывает служителю церкви о своих грехах, которые были содеяны им во время жизни. Важно знать, как подготовиться к исповеди, поскольку без этого нельзя будет приступить к причастию.

Как подготовиться к исповеди и причастию?

Существует несколько требований, о которых говорят священнослужители людям, желающим и причаститься.

  1. Человек должен быть православным христианином, который был крещен законным священником. Кроме этого, важно верить и принимать Священное Писание. Есть разные книги, с помощью которых человек может узнать о вере, например, «Катехизис».
  2. Разбираясь, что нужно знать перед исповедью и причастием, стоит указать, что необходимо вспомнить злые дела, начиная с семи лет или с момента крещения, если это происходило во взрослом возрасте. Важно указать, что нельзя упоминать о чужих грехах, чтобы оправдать собственные поступки.
  3. Верующий человек должен дать обещание Господу, что будут приложены все старания, чтобы больше не совершать ошибок и творить добро.
  4. В ситуации, если грех спровоцировал ущерб близким людям, тогда перед исповедью важно приложить все возможные усилия, чтобы загладить совершенный поступок.
  5. Не менее важно самому простить существующие обиды людям, в противном случае рассчитывать на снисхождение Господа не стоит.
  6. Рекомендуется выработать для себя привычку ежедневно, например, перед сном, анализировать прошедший день, принося покаяние перед Господом.

Пост перед исповедью

Прямых запретов, которые касаются того, можно ли употреблять пищу перед таинством исповеди, нет, но при этом рекомендуется воздержаться от еды в течение 6-8 ч. Если интересует, как поститься перед исповедью и причастием, тогда необходимо придерживаться трехдневного поста, так к разрешенным продуктам относят: овощи и фрукты, каши, рыбу, выпечку, сухофрукты и орехи.

Молитвы перед исповедью

Одним из важных этапов подготовки является чтение молитвенных текстов, причем делать это можно как в домашних условиях, так и в церкви. С их помощью человек проводит духовное очищение и готовится к важному событию. Многие православные верующие уверяют, что для того, чтобы подготовиться к исповеди, важно читать молитвы, текст которых понятен и известен, благодаря чему можно избавиться от тревожных мыслей и обрести понимание предстоящего ритуала. Священнослужители уверяют, что просить можно даже за своих близких людей, которым предстоит исповедь и причастие.


Как записать грехи перед исповедью?

Многие люди неправильно воспринимают необходимость перечислить собственные грехи, используя даже «списки». В результате исповедь превращается в формальное перечисление собственных ошибок. Священнослужители допускают использование записей, но это должны быть лишь напоминания и только, если человек действительно боится что-то забыть. Выясняя, как подготовиться к исповеди, стоит указать, что важно понимать термин «грех», так это деяние, противоречащие воле Господа.

Есть несколько советов, как писать грехи перед исповедью, чтобы выполнить все по существующим канонам.

  1. Сначала необходимо вспомнить проступки, которые касаются Господа, например, отсутствие веры, использование в жизни суеверий, обращение к гадалкам и создание себе кумиров.
  2. Правила перед исповедью включают указание грехов, совершенных против себя и других людей. К этой группе можно отнести осуждение окружающих, пренебрежение, вредные привычки, зависть и так далее.
  3. Важно во время разговора со священнослужителями обсуждать только собственные грехи, не придумывая особого церковного языка.
  4. Исповедуясь человек должен говорить о действительно серьезных вещах, а не о пустяках.
  5. Выясняя, как правильно подготовиться к исповеди и причастию, стоит указать, что верующий человек должен стараться поменять свою жизнь до похода на индивидуальную беседу в церковь. Кроме этого, нужно стараться жить в мире с окружающими людьми.

Можно ли перед исповедью пить воду?

Существует много запретов, касающихся таких важных и ответственных событий в жизни верующего человека, как исповедь и . Считается, что в качестве подготовки необходимо воздержаться от принятия пищи и жидкости как минимум за 6-8 ч. Важно заметить, что перед исповедью разрешается пить воду только людям, которым необходимо запить лекарства важных для жизни. Если человек перед причастием выпил воду, то следует сказать об этом священнослужителю.

Можно ли курить перед причастием и исповедью?

На счет этой темы есть разные мнения, которые выказывают священнослужители.

  1. Одни считают, что если человек курит длительное время, то ему будет трудно бросить вредную привычку, да и встречаются случаи, когда это является опасным. По их мнению, сигаретная зависимость не может быть поводом отказа в исповеди и причастии.
  2. Другие священнослужители, отвечая на вопрос, касающийся того, можно ли курить перед исповедью и причастием, категоричны, утверждая, что если человеку трудно воздержаться от табака перед этим важным событием, тогда сложно говорить о наличии торжества духа над телом.

Можно ли заниматься сексом перед исповедью?

Многие верующие люди неправильно воспринимают , считая это чем-то грязным и греховным. На самом же деле секс является неотъемлемой частью супружеских отношений. Многие священники придерживаются мнения, что муж и жена являются свободными личностями, и никто не имеет права входить в их спальню со своими советами. Секс перед исповедью не является строго запрещенным, но при возможности воздержание будет нелишним для поддержания чистоты тела и души.

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что Вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов Вы сможете сделать первые шаги.

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит : «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Грехи против Бога

  • Неблагодарность Богу.
  • Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.
  • Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.
  • Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).
  • Клятва именем Господа.
  • Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.
  • Мысли о самоубийстве.
  • Игра в карты и прочие азартные игры.
  • Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.
  • Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.
  • Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.
  • Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.
  • Нарушение обетов, данных Богу.
  • Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.
  • Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.
  • Осуждение Церкви и ее служителей.
  • Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.
  • Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.
  • Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.
  • Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.
  • Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Грехи против ближних

  • Воспитание детей вне христианской веры.
  • Вспыльчивость, гнев, раздражительность.
  • Высокомерие.
  • Лжесвидетельство.
  • Месть.
  • Насмешливость.
  • Скупость.
  • Невозвращение долгов.
  • Неуплата за труд заработанных денег.
  • Неоказание помощи нуждающимся.
  • Непочитание родителей, раздражение их старостью.
  • Непочтение к старшим.
  • Неусердие в своей работе.
  • Осуждение.
  • Присвоение чужого - воровство.
  • Ссоры с соседями и ближними.
  • Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).
  • Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.
  • Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Грехи против самого себя

  • Многословие, пересуды, празднословие. ,
  • Беспричинный смех.
  • Сквернословие.
  • Самолюбие.
  • Делание добрых дел напоказ.
  • Тщеславие.
  • Желание обогатиться.
  • Сребролюбие.
  • Зависть.
  • Ложь.
  • Пьянство, употребление наркотиков.
  • Чревоугодие.
  • Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.
  • Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.
  • Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.
  • Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.
  • Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

Как подготовиться к исповеди

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Как подготовить к исповеди детей

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, можно дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

  • - Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим утреннее молитвенное правило?
  • - Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?
  • - Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?
  • - Каждое ли воскресенье ходил в церковь?
  • - Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?
  • - Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?
  • - Не произносил ли без надобности имя Божие?
  • Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?
  • - Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?
  • - Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?
  • - Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?
  • - Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?
  • - Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?
  • - Не гадал ли, не ворожил?
  • - Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?
  • - Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?
  • - Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?
  • - Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?
  • - Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?
  • - Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?
  • - Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?
  • - Не обижал ли младших?
  • - Не мучил ли животных?
  • - Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?
  • - Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?
  • - Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?
  • - Не сквернословил ли?
  • - Не играл ли в карты?
  • - Не занимался ли рукоблудием?
  • - Не присваивал ли себе чужого?
  • - Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?
  • - Не ленился ли помогать родителям по дому?
  • Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?
  • - Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Как происходит исповедь

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в предыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения греховных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.