Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

П.Олексенко "Империя Рамы - древнейшее мировое государство, существовавшее на Земле в золотом веке" - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Рама-Навами: что это такое

Рама - герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. Этот классический эпос сложился а своем завершенном письменном виде за несколько веков до- нашей эры и широко вошел в обиход, стал одной из основ индийской культуры в период формирования индуизма, в начале нашей эры.

Рамаяна - любимая поэма индийцев. Многие ее стихи они знают с детства и пересказывают наизусть. В деревнях специальные сказители, чаще всего брахманы, долгими зимними ночами по частям нараспев пересказывают ее, как и другую великую эпическую поэму древней Индии, Махабхарату, жадно внимающим слушателям. Сюжет Рамаяны прост.

Царевич Рама, сын царя Дашаратхи, наследник престола, красавец и умница, в честном поединке сильнейших добивается руки красавицы Ситы. Однако младшая жена престарелого монарха заставляет его изменить первоначальное решение: наследником будет не Рама, а ее сын Бхарата. Огорченный Рама вместе с Ситой и младшим братом Лакшманой покидает дом отца. Дашаратха с горя умирает. Бхарата не смеет принять престол и умоляет Раму возвратиться, но тот непреклонен: ведь отец не изменил своего решения. В лесу, где жили Рама, Сита и Лакшмана, появляется демоническая красавица, пытающаяся соблазнить Раму. Она терпит неудачу и в гневе требует мщения от своего брата, предводителя демонов Раваны, прельщая его красотой Ситы.-Равана похищает Ситу, Рама ищет ее. Ему помогают животные и духи, в том числе сын обезьяны и бога ветра Хануман. Хануман легко перелетает через пролив, отделяющий Индию от Цейлона, и в царстве Раваны на острове Ланка находит спрятанную от людей печальную Ситу. Рама во главе войска обезьян и медведей прибывает на Ланку и в могучей битве одолевает демонов-ракшасов. В единоборстве с Раваной Рама побеждает, освобождает свою Ситу, но сомневается в ней. Оскорбленная Сита восходит на костер, «о в пламени огня она вновь появляется на руках бога Агни: пламя не коснулось Ситы, она невинна! Рама возвращается в свое царство, и Бхарата отдает ему престол. Правда, снова возникают в народе худые толки о Сите: она нечиста, ее касались руки демона. Сита удаляется, вдали от Рамы она рожает ему сыновей-близнецов. Но народ требует доказательства ее невиновности. Сита клянется, и земля, подтверждая ее клятву, принимает ее в свое лоно. Рама остается один и соединяется с Ситой лишь после смерти.

Итак, Рама - герой, благородный муж и воитель, умелый монарх и любящий супруг. Его Сита - олицетворение женской верности и преданности, любви и благородства, она - эталон индийской жены. Гибель ее тоже символична: чистота жены настолько свята, что только смерть смывает подозрение. И хотя гибель Ситы рушит счастье Рамы, Рамаяна в целом никем в Индии не воспринимается как трагедия. Напротив, силы добра торжествуют, Рама получает по закону полагавшийся ему престол, его сыновья наследуют ему. Даже судьба Ситы не столь уж трагична: она любила мужа, сохранила ему верность, родила ему детей... Словом, Рамаяна и Рама в высшей степени отражают национальный дух индийцев, их образ жизни и мыслей, их этические и культурные стандарты. Неудивительно, что Рама был обожествлен в представлении народа. Любимый герой стал одной из аватар божественного Вишну, и в его честь в Индии ежегодно на больших площадях устраивают пышные и красочные праздники - Рам-лилы, играют драмы на сюжет Рамаяны и т. п.

Сначала следует медитировать на Бога Раму, держа внимание на правом сердце.
Физическое описание Бога Рамы следующее: Его руки очень длинны, достигают коленей. Он держит лук и стрелу в Своих руках, сидит на троне, облаченный в желтые одежды. Его глаза подобны свежим лепесткам лотоса и Он счастлив, так как Он смотрит на Свою жену Ситу, которая сидит слева от Него. Его кожа цвета дождевой тучи — светло-голубого. Его волосы очень длинны и Его тело покрыто различными украшениями.
1. Личность Бога Рамы столь огромна, что мы могли бы написать тысячи миллионов стихов, описывающих ее, каждое слово ее способно разрушить величайшие грехи человеческих существ.
2. Мудрый человек должен выучить эту Хвалу Богу Раме (называемую Рамаракша) наизусть. Качества Бога Рамы описываются следующим образом:
3. Его кожа светло-голубого цвета и Его глаза похожи на лотосы, большие и дающие радость. Перед Ним Шри Лакшмана и Его жена Сита.Он украшен короной, сделанной из длинных волос. У Него меч в одной руке и лук со стрелой в другой, и на спине запас стрел, чтобы убивать Ракшасов. Он вне рождения и смерти. Его силы не имеют пределов и посредством Своих сил Он воплотился как Бог Рама. Он способен разрушить все негативные энергии и выполнять все наши желания.
4. Пусть Бог Рама, Который рожден в знаменитой династии Рагураджа, защитит мою голову. Пусть Бог Рама, сын Короля Дашратха, защитит мой лоб.
5. Пусть Бог Рама, сын Королевы Каусалья, защитит оба моих глаза. Пусть Бог Рама, любимый ученик святого мудреца Вишвамитры, защитит оба моих уха. Пусть Бог Рама, защитник Хавана святого мудреца Вишвамитры, защитит мой нос. Пусть Бог Рама, Который любит Своего брата Лакшмана, защитит мой рот.
6. Пусть Бог Рама, Который вмещает все знание, защитит мой язык. Пусть Бог Рама, Которому поклоняется Бхарата, защитит мое горло. Пусть Бог Рама, Который владеет всем разрушительным оружием, защитит мои плечи. Пусть Бог Рама, Который сломал крепкий лук во время Сваямвары Ситы, защитит мои руки.
7. Пусть Муж Шри Ситы, Бог Рама, защитит кисти моих рук. Пусть Бог Рама, Который победил Пурашурама, защитит мое сердце. Пусть Бог Рама, Который уничтожил Ракшаса по имени Кхур, защитит середину моего тела. Пусть Бог Рама, Который дал убежище Джамбвану, защитит мой пупок.
8. Пусть Бог Рама, Который является Владыкой Сугрива, защитит мою талию. Пусть Бог Рама, Который является Владыкой Ханумана, защитит мой пах. Пусть Бог Рама, Который есть разрушитель рода Ракшасов, защитит мои бедра.
9. Пусть Бог Рама, Который построил мост над морями, защитит мои колени. Пусть Бог Рама, Который разрушил десятиликого Равану, защитит мои икры. Пусть Бог Рама, Который дал Раджлакшми Бхибишане, защити мои стопы. Пусть Бог Рама, Который дает радость каждому, защитит мое тело.
10. Каждый, кто учит этот Рама Кавач, который полон энергии Бога Рамы, проживет долгую жизнь, будет удовлетворенным и счастливым, будет иметь сыновей, будет достигать цели, куда бы он ни направлялся, одаренный смирением.
11. Каждый, кто обладает защитой этого Рама Кавача, будет спасен от злых духов мертвых людей, живущих на Земле, в Небе и в Аду.
12 — 13. Каждый, кто вспоминает имя Бога Рамы, как Рам, Рачандра или Рамбхадра, никогда не падет жертвой греха, будет испытывать все виды благополучия и будет в конце освобожден (т.е. получит свою Самореализацию).
14. Этот Рамракша или Рама Кавача крепок, как железная клетка Бога Индры, следовательно, он также называется Ваджрапанджар. Тот, кто декламирует этот Рамракша, торжествует победу везде, где он идет, благословен и Ему подчиняются все.
15. Этот Рамаракша был продиктован Богом Шивой Мудрецу Буддхакаушике во сне, и Он записал его утром следующего дня, точно как было продиктовано.
16. Бог Рама подобен прекрасному саду дающих нектар деревьев. Бог Рама, Который является разрушителем всех наших бед и тревог и славится во всех трех локах (Небо, Земля и Ад), есть наш Бог Всемогущий.
17 — 19. Бог Рама и Его брат Лакшмана, являющиеся главами династии Рагху, защитите нас. Бог Рама и Лакшмана описываются следующим образом: Молодые, красивые, хорошо сложенные, очень сильные и смелые. Их глаза подобны лотосам и Они одеты в питамбар. Они питаются кореньями и травами. Они достигли господства над органами Своих тел и имеют вид духовно развитых. Они непорочны.Они защищают всех животных, и Они великие стрелки из лука. Они уничтожили род Ракшасов.
20. Пусть Бог Рама и Его брат Лакшмана, у Которых лук и стрела наготове в Их руках и много стрел у Них за спиной, идут передо мной на моем пути, чтобы защитить меня.
21. Пусть Бог Рама, Который всегда на страже, с луком и стрелой, и с палицей, Который всегда руководит нашими умами, и Который вместе с Лакшманой есть вездесущий во Вселенной, защитит нас.
22 — 24. Тот, кто использует имена Бога Рамы в различных формах, данных ниже, получает много благодеяний от Бога Рамы. Различные имена Рамы: Тот, Кто дает радость, Сын Дашратхи, Тот, Чей слуга Лакшмана, Кто силен, Кто великий муж, Тот, Кто есть Пурнабрахма (вся Вселенная), Сын Каусальи, Кто имеет великое знание, Бог хаванов, Пуран Пурушоттам (идеальный человек), Тот, Кто дорог Шри Сите, Кто владеет всем и Воин, Которому нет равных.
25. Тот, Кто славит Бога Раму, имеющего голубую кожу, глаза, подобные лотосу, одетого в питамбор, свободен от рабства греха и смерти.
26. Бог Рама, Который является старшим братом Лакшманы, высочайший в династии Рагху, Муж Шри Ситы, Кто очень красив, полон сострадания и добрых качеств, Кто любит брахманов (реализованных душ), Кто очень дхармичен, Кто есть Царь, Любитель Истины, Сын Дашратхи, Чья кожа светла и чья личность миролюбива. Кто дает радость другим, Кто украшает династию Рагху, как кум-кум на лбу, и Кто есть враг Раванны, я кланяюсь Тебе.
27. Я кланяюсь Мужу Шри Ситы, Который известен также как Рам, Рамбхадра, Рамчандра, Ведхас, Рагхунатх и Натха.
28. О Бог Рама, Который есть старший брат Бхараты, Который безжалостен в бою, будь нашим защитником!
29. Я поклоняюсь Стопам Бога Рамы в моем уме. Я восхваляю Стопы Бога Рамы. Я склоняюсь у Стоп Бога Рамы. Я сдаюсь у Стоп Бога Рамы.
30. Бог Рама есть моя Мать и мой Отец. Он мой Бог и мой Друг. А также всегда сострадательный Бог Рама является всем для меня, и я даже не знаю кого-нибудь другого вообще.
31. Я кланяюсь Богу Раме, по правую сторону от которого Лакшмана и по левую сторону Которого дочь Короля Джанаки, Шри Сита.
32. Бог Рама, Который дает радость каждому, Который сражается смело на поле битвы, Чьи глаза подобны лотосу, Который является величайшим в династии Рагху и Который является сострадательным Богом, я сдаюсь Ему.
33. Шри Ханумана, Который летает в небе, как Он пожелает, Который быстр, как ветер, Который овладел и подчинил себе свои чувства и органы, Который является самым умным из всех, Который есть Сын Бога ветра, Который есть Предводитель обезьян, Который есть вестник Бога Рамы, я сдаюсь Тебе.
34. Мудрый Вальмики, Который сидит на ветви дерева в образе кукушки, распевая «Рам Рам» прекрасным голосом, я кланяюсь Тебе.
35. Бог Рама, Который является Разрушителем всех наших бед, Который дает нам богатство и дает радость людям, я кланяюсь Тебе снова и снова.
36. Когда мы говорим «Рам Рам» и поклоняемся Богу Раме, то это делает нас свободными от мировых проблем, делает нас свидетелями, помогает нам встретиться с материальным благополучием и отпугивает вестников Ямы (Бога смерти).
37. Я поклоняюсь Мужу Шри Ситы, Богу Раме, Который всегда достигает Победы. Я кланяюсь Богу Раме, Который убил армию Ракшасов. Я считаю, что нет никого более великого, чем Бог Рама, и я Его слуга. Бог Рама, пусть мое внимание всегда будет обращено к Твоему Существу и да поможешь Ты мне развиваться.
38. Шри Шива сказал Шри Парвати: «Тот, кто берет Имя Бога Рамы и поклоняется Ему, такой человек мне угоден». Это восхваление Богу Раме равно Вишнусахасранама. Таким образом, Рама Кавача, написанный Мудрым Буддха-каушикой, подошел к концу; и да будет он преподнесен к Стопам Бога Рамы.

На 60 дней.
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8300 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 7000 руб

Рамешварам — место бога Рамы, священный индуистский город.
Рама — инкарнация бога Вишну и герой «Рамаяны».
Злой демон Равана, правитель Шри Ланки, похитил жену Рамы — Ситу.
Рама, при поддержке войска обезьян во главе с их предводителем Хануманом, разгромил демона Равану и освободил Ситу. Они прибыли в место, где сейчас находится Рамешварам, построили лингам и совершили поклонение Шиве. Так что Рамешварам — очень священный город, где Рама (воплощение бога Вишну) поклонился богу Шиве. Бог поклонился богу. Индуисты очень чтут это место, здесь всегда много паломников.
Рамешварам называют южным Варанаси, т.к. он расположен на южной оконечности полуострова Индостан, на острове. С материком его связывают два моста – автомобильный и железнодорожный. От этого острова до Шри Ланки всего 40 км. Отсюда Хануман как раз строил мост на Шри Ланку для вызволения Ситы (Мост Рамы)

Читайте также:

Рамешварам интересен не только своими храмами. Он очень интересен длинной песчаной косой Данушкоди (Рамешварамской косой), которая ведет к Мосту Рамы

Храм Раманатхасвами (Рамалингешвара)

Самый главный храм Рамешварама – Раманатхасвами (Рамалингешвара) , в котором находится джйотирлингам .
Джйотирлингамы – это нерукотворные самовозникшие лингамы. Считается, что они возникли из божественного света («джйоти» — свет). В Индии их двенадцать.
Было очень интересно посмотреть, что из себя представляет джйотирлингам. Почему-то думалось, что раз это лингам света, то от него должен исходить свет или что-то в этом роде.
Это уж потом я прочитала, что джйотирлингамы внешне ничем не отличаются от обычных лингамов. Только просветленный может увидеть их как колонну огня, пронзающую небо и землю. Но будучи в Рамешвараме, я этого не знала, поэтому всей душой рвалась увидеть, что это за зверь такой.

Чтобы освободить свою жену Ситу из плена, Рама убил демона Равану, который по происхождению являлся брахманом. Убийство брахмана — тяжкий грех, который надо было искупать-замаливать. Рама отправил своего верного помощника Ханумана на гору Кайлаш за лингамом, т.к. Шиве поклоняются в форме лингама. Но Хануман там задержался, благоприятный срок для пуджи подходил к концу. Тогда Сита взяла и сделала лингам из песка.
Когда Хануман вернулся, то очень расстроился, что его не дождались. Тогда Рама установил второй лингам, который принес Хануман, и постановил, что ему следует поклоняться в первую очередь.
Поэтому в храме Раманатхасвами (Рамалингешвара) два лингама — Вишва Лингам (который принес Хануман) и Рамнатха Лингам (который построила Сита, не дождавшись Ханумана).
Еще этот храм известен самым длинным храмовым коридором в Индии (230 м, по другим данным — 253 м). Называется он «Третий коридор». Тоже очень хотелось посмотреть – что за третий коридор такой, и почему он третий, прямо как «Тайна третьей планеты». 🙂
А еще, в храме Раманатхасвами (Рамалингешвара) находятся 22 священных водоема, каждый из которых обладает своими уникальными свойствами: один очищает от грехов, другой дарит мудрость, третий помогает стать богатым и т.д. В длинных коридорах храма встречаются группы мокрых паломников, они приезжают сюда из дальних уголков Индии и стараются окунуться во все священные воды.

Интернет пишет, что для не-хинду вход во внутренние части храма закрыт. Но когда мы подошли к главному входу на разведку и спросили охранников, они сказали – да, нельзя, но если вам нарисуют тилаку на лбу, то можно. Мы подумали, что мы чего-то не так поняли, неправильно перевели, наверно, они что-то другое имеют в виду.
Каково же было наше удивление, когда, подойдя поближе к заветному месту и спросив у тамошнего охранника, нельзя ли нам пройти дальше, он сказал «подождите здесь», сбегал к ближайшему алтарику, набрал там священного пепла в ладонь – подставляйте лбы! Намазал нам лбы этим пеплом – теперь проходите! Мы обалдели 🙂 С таким мы еще не сталкивались, чтоб тилаку ставил не брамин, не пуджари, а секьюрити с дубинкой.

Ну, раз позволено, подошли мы к алтарю с джйотирлингамом, затаив дыхание…
Столба света не было, только свечи мерцали…
Не просветленные, стало быть.

Спросили у того же охранника, какой коридор называется Третьим.
— Это первый, за ним второй, дальше третий, – радостно объяснил он.
Ах, вот оно что! Оказывается, «третий» он просто по счету, если считать от главного алтаря. А я голову ломала. 🙂
Да, действительно, длинный…

Читайте также:

Когда будете путешествовать по южной Индии, не пропустите еще один очень интересный древний храм — в Чидамбараме

Побывали мы еще в двух небольших интересных храмиках. Очень даже интересных!
Первый – где хранится след бога Рамы, а второй – храм богини Кали.

Это небольшой храм, где находится след бога Рамы.

Расположен он на холме. Если подняться на его крышу, то прикольно там посидеть и поглазеть в бинокль. Видно далеко-далеко, до самого синего моря. А если посмотреть поближе, то можно увидеть, как в деревне женщины носят на головах корзины с песком из одной кучи в другую.

Кстати, возле храма висит табличка, из которой следует, что он называется Arulmigu Ramar Padam, а вовсе не Гандамадана Парватам (как написано в путеводителях), так что я до сих пор сомневаюсь насчет его названия. Вот эта табличка:

Если вы поедете в этот храм на рикше, то лучше его не отпускать. Мы этого не знали – и на вопрос «вас подождать?» ответили «нет, не надо», и он уехал.
Когда мы набылись в храме и надумали ехать обратно – все рикши оказались «waiting» (ожидающие), в некоторых лежала обувь (т.к. индуистские храмы посещают босиком). Мы ходили от одного рикши к другому, пока нам не предложили ехать в багажном отсеке 🙂 Было весело! Мы устроились валетом, а чтобы не вывалиться, борт застегнули на все защелки.
Пассажиры нашего тук-тука совершали паломничество по храмам Рамешварама, так что по пути мы заезжали еще в несколько, выпрыгивали из своего отсека и заходили вместе с ними.

Но эти храмы не считаются. Это формат «зашел-вышел». Считаются только те, где «побыл-посидел-погулял». Из таких самый-самый интересный – это наш третий храмик.

Храм богини Кали — Намбунайяги Амман

Храм богини Кали, расположенный по пути в Данушкоди. Тихий такой, небольшой храмик, стоящий вдали от дороги, на песке…

Там потрясает всё.
И растущий рядом баньян, большущий, просто огромный, я таких знатных баньянов еще не встречала. Внутрь него входишь и гуляешь там внутри под его ветвями, как в саду, и качаешься на его ветвях (вернее, на корнях) как на качелях.

И множество-множество маленьких деревянных колыбелек, привязанных к этому баньяну счастливыми женщинами в благодарность богине Кали за подаренного младенца.

И пуджари – черный, кудрявый (как и положено служителю Кали), отец которого был пуджари в этом храме, дед которого был пуджари в этом храме, и еще несколько поколений мужчин в его роду служили богине Кали в этом храме.

Вокруг храма гуляют и громко кукарекуют петухи, которые идут на жертвоприношения богине – так сказал пуджари. Еще козы гуляют, но про коз мы не спросили.
Но самый сюр начался, когда он стал писать на листочке адрес эл.почты со словами:
— Вы можете написать на этот адрес письмо о своих проблемах, я его зачитаю на ухо богине Кали, и она поможет решить ваши проблемы.
Ничего себе!! Письмо богине по эл.почте… Такое только в Индии возможно! Но самое интересное, что когда находишься там, то такие вещи совсем не удивляют, там это воспринимается как само собой – ну письмо богине, обычное дело, что такого…
А он все спрашивал нас:
— Когда вы пришлете письмо?
Я подумала – зачем ждать и писать письма, когда можно прямо здесь и сейчас самой поговорить с богиней.
— Можно подойти?
— Можно.
Подошла к святилищу…
…А где же черепа?? Где кровавый язык и злобное лицо?? На меня смотрела совсем другая Кали – совершенно не злобная, добрая и ласковая, с каким-то русским лицом и в кокошнике…

РАМА РАМА

(др.-инд. Râma, «тёмный»), Рамачандра , в индуистской мифологии седьмая аватара Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Земными родителями Р. были царь Айодхьи Дашаратха и его жена Каусалья. Предком Р. считается Рагху, легендарный царь Солнечной династии; поэтому Р. часто именуют Рагхава («потомок Рагху»). Когда Р. стал юношей, он женился на царевне из Видехи - Сите, пройдя ради Ситы через брачное испытание и сломав на нём лук Шивы, который до него не мог даже согнуть ни один из претендентов на руку царевны. Дашаратха решил провозгласить Р. своим наследником. Однако его вторая жена Кайкейи, которой некогда Дашаратха обещал выполнить два её желания, потребовала от него, чтобы он на 14 лет изгнал Р. из Айодхьи, а наследником сделал её сына - Бхарату. Вместе с Рамой в изгнание уходят его сводный брат Лакшмана и Сита, а Дашаратха вскоре умирает, не перенеся разлуки с любимым сыном. Ведя отшельническую жизнь в лесу, Р. и Лакшмана совершают многие подвиги и убивают несколько могучих ракшасов, вызвав этим гнев Раваны. Равана похищает Ситу и уносит её на колеснице по воздуху в свою столицу на остров Ланка.
После долгих и бесплодных поисков Ситы Р. заключает союз с царём обезьян Сугривой. Мудрый советник Сугривы Хануман проникает на Ланку и обнаруживает там Ситу. Он сообщает об этом Р., и Р., возглавив войско обезьян и медведей, строит мост через океан и осаждает Ланку. В последовавшей битве Р. и Лакшмана убивают военачальников ракшасов, а в заключительном поединке Р. побеждает десятиголового Равану. Освободив Ситу, Р. возвращается с ней в Айодхью, и Бхарата добровольно уступает ему царство. В седьмой книге «Рамаяны» рассказано о завершении жизни Р.: в Айодхье, послушный ропоту подданных, обвиняющих Ситу в неверности, Р. изгоняет её в лес; Сита находит себе убежище в обители аскета Вальмики. Р. находит там своих сыновей Кушу и Лаву, призывает к себе Ситу, но Ситу по её просьбе поглощает мать-земля, и супругам было суждено соединиться лишь на небе.
В качестве аватары Вишну Р. представлен только в поздних, первой и седьмой, книгах «Рамаяны», которая окончательно сложилась в устной традиции приблизительно к 3 в. н. э. В остальных книгах поэмы, а также в «Дашаратха-джатаке» буддийского канона «Типитаки», где впервые изложена часть сказания о Р., Р. - ещё смертный, хотя и богоравный герой. Но начиная с 11 в. культ Р. становится одним из двух (наряду с кришнаизмом) важнейших культов индуизма. В североиндийском вишнуизме имя Р. служит обозначением высшего божества и Р. рассматривается как единственное и всеобъемлющее воплощение творческого начала абсолюта, высшей объективной реальности - Брахмана.
Как верховное божество трактуется Р. и в классической эпической поэме на языке хинди «Рамачаритаманасе» («Море деяний Рамы») Тулсидаса. «Рамаяна» неоднократно перелагалась на все новоиндийские языки. Из Индии сказание о Р. проникло во многие страны Азии; известны его яванские, малайские, кампучийские, сиамские, тибетские, монгольские, китайские и другие версии. Одновременно сюжеты, связанные с жизнью и подвигами Р., нашли широкое отражение в изобразительном искусстве Южной и Юго-Восточной Азии: храмы Кайласанатхи в Эллоре близ Бомбея (8 в.), Прамбанана на Яве (9 в.), Ангкор-Вата и Ангкор-Тхома в Кампучии (12-13 вв.), могольская миниатюра 16-17 вв. Основными культовыми центрами рамаизма являются в Индии город Ауд вблизи Файзабада (где некогда, по преданию, располагалась Айодхья - столица царства Рамы), Битхур (место обители Вальмики, где жила Сита и родились Куша и Лава), гора Читракут, Нашик в верхнем течении реки Годавари, Рамешварам (крайняя южная точка Индостана, откуда Рама, по преданию, переправлялся на Ланку), Сита-Элийя на Ланке (место заточения Ситы в плену у Раваны) и др. В Северной Индии начало празднества «дасахра» (в конце сентября каждого года) ознаменовывается представлением рамлилы - народной драмы на сюжет «Рамаяны».
Лит.: Тулси Дас, Рамаяна или Рамача-ритаманаса, пер. с инд., М.-Л., 1948; Махабхарата. Рамаяна, пер. с санскрита, М., 1974;
Рамаяна. Литературное изложение В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина, М., 1966; Гринцер П. А., «Махабхарата» и «Рамаяна», М., 1970; его же, Древнеиндийский эпос. Генезис и типология, М., 1974; Jacobi Н., Das Râmâyana. Geschichte und Inhalt, Bonn, 1893; Stutterhetm W., Râma-Legenden und Râma-Reliefs in Indonesien, Munch., ; , Der Kampf der Götter und Dämonen, , 1962; Gonda J., Viljnuiem and Sivaism. A comparison, L., 1970; Jaiswal S., The origin and development of Vaisnavism, Delhi, 1967.
П. А. Гринцер.


(Источник: «Мифы народов мира».)

VI в.
Деогарх.
Храм Дасаватара.


Синонимы :

Смотреть что такое "РАМА" в других словарях:

    Монкут พระบาทสมเด็จพระจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

    РАМА, рамы, жен. 1. Четырехугольное, овальное или иной формы скрепление из брусьев, планок для вставки в него чего нибудь или для обрамления чего нибудь. Оконная рама. Дверная рама. Позолоченная рама картины. 2. Название многих технических… … Толковый словарь Ушакова

    Буддха Лоетла Нафалай พระบาทสมเด็จพระพุทธเลิศหล้านภาลัย … Википедия

    Чулалонгкорн พระบาทสมเด็จพระจุลจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

    Вачиравудх พระบาทสมเด็จพระรามาธิบดีศรีสินทรมหาวชิราวุธฯ พระมงกุฎเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

    1) одно из воплощении индийского бога Вишну; 2) ободок, ограничение; основа. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. РАМА Седьмое воплощение Вишну, по инд. мифологии. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Рама - Рама, его сводный брат Лакшмана и Сита в изгнании. VI в. Рама, его сводный брат Лакшмана и Сита в изгнании. VI в. Рама в древнеиндийском эпосе “Рамаяна” и “Махабхарата” герой, совершивший поход из Северной Индии на остров… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (самоназвание рама) индейский народ общей численностью 2 тыс. чел., проживающий на территории Никарагуа. Язык рама. Религиозная принадлежность верующих: протестанты (моравские братья), часть традиционные верования … Современная энциклопедия

Рама, герой индийской мифологии

(санскр. Rama = милый, красивый) - имя, носимое тремя героями индийской мифологии и баснословной истории: Парашурамой (см.), Рамачандрой и Баларамой. Обыкновенно, однако, под Р. разумеется второй из названвых героев, являющийся особым любимцем народной фантазии, главным действующим лицом целого ряда литературных произведений. Этот Р., старший сын царя Дашаратхи (Dacaratha), происходившего из солнечной династии и правившего в Айодхье (теперешний Ауд), в действительности был седьмым воплощением бога Вишну (см.), происшедшим в конце второй мировой эпохи. История Р. рассказывается уже в одном эпизоде Магабхараты, но самое подробное ее изложение дает Рамаяна (см.). Когда Дашаратха, будучи бездетным, просил богов о даровании ему сына, Вишну явился ему в жертвенном пламени и дал сосуд с божественным питьем для его жен. Дашаратха отдал половину напитка своей жене Каушалье, родившей Раму-полубога, четверть - другой жене, Кайкеи, родившей Бхарату, обладавшего только 1/4 божеской природы, и другую четверть - третьей жене, Сумитре, родившей двух других братьев Р., Лакшману и Шатругхну, наделенных каждый только 1/2 божественности. Когда они еще были мальчиками, мудрец Вишвамитра обратился к Р. за помощью против ракшасов (см.). Р. и Лакшмана отправились к мудрецу в его лесное уединение, и Р. убил здесь женщину-демона Тараку, решившись на это только после долгого убеждения его Вишвамитрой, который снабдил его небесным оружием. Царь Видехи, Джанака, обещал свою красавицу дочь Ситу (Sîtâ = борозда) в жены герою, который сможет натянуть чудесный лук, принадлежавший прежде богу Шиве. Р. не только натянул, но и переломил его, получив таким образом Ситу, ставшую его преданной и верной женой. Между тем Дашаратха под влиянием второй своей жены Кайкеи обещал ей сделать своим наследником ее сына Бхарату, а Р. отправил на 14 лет в изгнание. Покоряясь воле отца, Р. удалился с женой и братом Лакшманой в леса между pp. Ямуной (теперь Джамна) и Годавари (Годавери). После смерти Дашаратхи Бхарата не пожелал вступить на трон и отправился с войском за истинным наследником, Р. Р. не хотел принять престол, пока не минет срок изгнания, назначенный отцом; Бхарата согласился быть наместником своего брата. Одна из ракшасок, сестра Раваны (см.), влюбилась в Р.; отвергнутая им, она напала на Р. и его спутников с целой армией ракшасок, уничтоженной, однако, героем. Тогда она удалилась к Раване и внушила ему своими описаниями страстную любовь к Сите, которую он хитростью похитил (см. Равана). В погоне за похитителем особенно полезной для Р. оказалась помощь Ганумана, сына ветра, министра и полководца Сугривы, царя обезьян. Равана был убит. Сита возвращена супругу. Чтобы очиститься от подозрения в вынужденной неверности, Сита в присутствии людей и богов вошла в пламя; Агни вывел ее оттуда невредимой и вручил Р., который воцарился в Айодхье. Окончание истории Р. излагается в последнем отделе Рамаяны, являющемся позднейшей прибавкой. Подозрения Р., разрушенные испытанием помощью огня, опять возобновились, и он отправил Ситу в уединение мудреца Вальмики. Здесь она родила двух сыновей, Кушу и Лаву, сходство которых с Р. было очевидно. Когда им минуло 15 лет, они случайно попали в Айодхью и были узнаны и признаны своим отцом. Сита, которую призвал к себе Р., в народном собрании призвала в свидетели своей невинности землю, которая разверзлась и скрыла навсегда от Р. его верную жену. Не желая жить без нее, Р. решился последовать за ней, что было одобрено и богами. Любимый брат Р., Лакшмана, хотел пожертвовать собой, чтобы Р. остался в живых, но боги взяли его в рай Индры. Р. отправился к реке Шараю и, войдя в воду, был приветствован голосом Брахмы с неба, после чего "слился со славой Вишну". Подобно Кршне, Тезею, Георгию Храброму, Р. является героем-истребителем чудовищ; вместе с тем он - олицетворение благородства, добровольного подчинения дому, верности, доброты, великодушия и прочих добродетелей. В легенде о Р. есть несколько бледных и стертых мифических воспоминаний: Сита родилась из борозды, проведенной ее отцом кругом жертвенника: в ведийских гимнах встречается также олицетворение борозды как богини земледелия и плодородия; это же имя носит богиня - жена Индры, призываемая в грхьясутрах во время пашни и посева. Этим, может быть, объясняется и первичное тождество Р., мужа Ситы, с Р. Галабхрт (Halabhrt = носитель плуга), принадлежащего к циклу сказаний о Кршне. Таким образом, едва ли можно сомневаться, что в истории Р., как ее передает Рамаяна, мы имеем дело с позднейшей (хотя все-таки очень древней) переработкой еще более древнего, быть может, доведийского мифа, от которого уцелели только стертые обломки в виде некоторых собственных имен и случайных тождеств, по которым нельзя восстановить древнейшую форму мифа. Р. до сих пор является предметом культа, особенно в его родине Ауде и Бихаре; но этот культ, по-видимому, довольно позднего происхождения (литературные памятники его все, несомненно, поздние) и сравнительно мало распространен. Характерно, что он не подвергся такой дегенерации, как культы многих других божеств. Элемент сладострастия и распущенности остался чужд культу Р., что объясняется особенной чистотой самой легенды: Р. и Сита - олицетворения чистой супружеской любви, верности долгу и великодушия - не допускали низменной примеси, а популярность и литературная распространенность легенды предохраняли ее от искажения, которое могло бы повлечь за собой и искажение самого культа. От Р. ведет свое начало целый ряд туземных династий Индии (особенно раджпутских), a имя его дало начало особой форме приветствия: "Ram! Ram!", употребительной доныне.