Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Мошковская э. Детская поэтесса эмма мошковская

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) - российская детская писательница и поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории. В 1961 г. опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее произведения получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 г. выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей. Помимо стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Ее стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний, неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира. Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева).

Мошковская Эмма Эфраимовна родилась в 1926 году в Москве. Как она сама вспоминала, всё детство она провела в атмосфере взаимопонимания, любви и дружелюбности. Её дяди известны на всю страну:

  • М. Мошковский - основатель фармакологии в России;
  • Я. Мошковский - полярный лётчик.

Биография

Ещё в детстве Эмма Мошковская стала петь. И это у неё неплохо получалось. Именно поэтому сразу же после школы она поступила в Гнесинское училище. После его окончания она целых 3 года работала солисткой в филармонии города Архангельска. Однако спустя это время всё-таки вернулась домой. В Москве она решила поступить в оперно-хоровую студию при консерватории.

Ни о какой литературной карьере поэтессы Эмма даже не думала. Хотя уже тогда она с удовольствием писала стихи, небольшие шуточные тексты и эпиграммы, застольные песенки.

Детские стихи

Лишь в 60-е годы она отправила в журнал «Мурзилка» несколько своих стихов на суд редакторов. Мало того что их напечатали, так ещё и её творчество получило великолепные оценки от таких мэтров, как Чуковский и Маршак. Всё это пророчило будущей детской поэтессе отличную карьеру.

Кроме «Мурзилки», свои стихи Мошковская Эмма отправляла и в такие журналы, как «Вожатый», «Пионер». И уже к 1962 году она выпустила свой собственный первый сборник, в котором были собраны самые лучшие детские стихи. Эта книга получила название «Дядя Шар».

Невероятно быстро набрала популярность Эмма Мошковская. Биография это подтверждает. Ведь после первого же сборника она стала выпускать по 2-3 книги в год. И все они были невероятно востребованы у издательств.

Мультфильмы

Литературная карьера Мошковской одними только стихами для детей не ограничилась. В 70-е годы она занялась написанием сценариев для мульфильмов. Параллельно она записала несколько пластинок со своими детскими стихами, которые пользовались у советских ребят небывалой популярностью.

Все стихи поэтессы были написаны будто бы ребёнком. Такой стиль часто вызывал бурю негодований и критику со стороны коллег. Кто-то даже писал пародии на её произведения. Но Мошковская Эмма не обращала на это пристального внимания. Ведь главное - это детская любовь.

В последние годы своей жизни поэтесса очень плохо себя чувствовала. Поэтому ничего не сочиняла. Она лишь корректировала и дописывала уже когда-то начатые ею стихотворения. Именно они легли в основу посмертных сборников Эммы:

  • «Дедушка Дерево»;
  • «Хорошие вести».

Творчество

До сих пор остаётся популярной Эмма Мошковская. Стихи её переиздаются, переводятся на другие языки. А песни, которые она когда-то написала вместе с известными советскими композиторами, и сейчас исполняются звёздами эстрады.

Поэтесса Мошковская Эмма остаётся успешной до сих пор. И секрет её прост - она искренняя и подлинная в своих чувствах к детям. Жаль лишь, что все её лирические произведения, предназначенные для взрослой аудитории, так и остались неопубликованными.

  • «Земля кружится!»;
  • «Дядя Шар»;
  • «Слушай дождик»;
  • «Жадина»;
  • «Сто ребят - детский сад» и многих других.

Во всех этих книгах собраны стихи, которые очень тонко передают всю полноту детского мироощущения. В них можно увидеть разнообразные оттенки эмоций, которые испытывают дети в течение своей жизни. Благодаря музыкальному образованию поэтессы, все её стихи удивительно музыкальны, поэтому прекрасно ложатся на музыку. Они уже давно стали песнями.

И сейчас многие прекрасно понимают, что Мошковская - это поэт с большой буквы. Ведь чтобы понравиться ребёнку, нужно разговаривать с ним на одном языке. И стихи Эммы будто бы написаны малышом, а не взрослой тётенькой:

Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!

Детство, о котором рассказывает в своих произведениях Эмма Мошковская, - это островок счастья. Главные герои - конечно, дети. Все они очень разные, но невероятно многогранные личности. И как бы хотелось, чтобы все было, как в стихах поэтессы: все разбитые чашки вновь становились целыми, а любимая мама никогда не сердилась!

Эмма Мошковская. Стихи для детей

Мошковская заняла особое место в детской литературе. Ее стихи для детей были самобытны и своеобразны. Мошковская действительно была российской детской писательницей и поэтессой. Читая стихи для детей Мошковской может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок. В начале творческого пути Мошковская получила одобрение Маршака. Вот что писал Самуил Яковлевич о начинающем авторе: « Эмма Мошковская - один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». В 1962 г. Мошковская выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для детей. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы. До сих пор творчество Мошковской не оценено по заслугам, хотя книги ее стали вновь появляться, и многие понимают, что она – большой и самобытный поэт. ;

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

Учитель начальных классов.


« Эмма Мошковская - один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним».

Окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1954 ) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии (меццо-сопрано).

В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака .



Я громко Пою про ногу свою, Пою про башмак, Пою просто так!


Мошковская Э. Э заняла особое место в детской литературе. Ее стихи для детей были самобытны и своеобразны. Она действительно была российской детской писательницей и поэтессой. Читая её стихи для детей может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок.


Вот книжки разные, но все такие классные!


Её стихи тонко передают мироощущение ребенка и оттенки детских переживаний.

Радость и ликование

Многогранное творчество

Кроме детских стихов и сказок, Эмма Мошковская была переводчицей детских книг

Что-то мне тяжко , болит голова . Похудела рубашка , висят рукава

Я проснулся поутру-

Пляшет солнце на ветру


В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей. Помимо стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Ее стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний, неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира.

Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»).

Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и

Сергея Мазаева).



МОШКОВСКАЯ ЭММА ЭФРАИМОВНА

Даты жизни: 15 апреля 1926 - 2 сентября 1981
Место рождения : город Москва
Советская детская поэтесса и прозаик
Известные произведения : "Жадина", "Хитрые старушки", "Дождик вышел погулять"

Родилась в Москве. В 1954 г. окончила училище им. Гнесиных по классу вокала. Затем уехала в Архангельск и там работала в филармонии. Ее первые "пробы пера" носили характер поэтических пародий на друзей, посвящений разным датам, песенок под гитару бардовского типа. В это время обнаружилось, что певица наделена даром удивительно точно и эмоционально воссоздавать детское мироощущение, воспроизводить детскую речь. Постепенно сочинительство стало увлекать Мошковскую все больше и больше, а с 1961 г. ее стихи стали появляться на страницах журналов "Мурзилка", "Пионер", "Вожатый". Эти опыты с одобрением отметил С.Я. Маршак, посоветовавший Мошковской продолжать писательскую деятельность. В 1962 г. вышел первый сборник поэтессы - "Дядя Шар"; за ним последовали "Дождик вышел погулять" (1963) и "Как жираф в школу пошел" (1963). В 1964 г. Мошковская вступила в Союз писателей, и с этого времени ее занятия поэзией становятся профессиональными.
Мошковская нередко подчеркивала, что ее поэзия - своеобразная форма самовыражения, что пишет она не для детей, а о себе, передает собственное ощущение мира благодаря нерастраченной эмоциональной памяти детства. В отличие от многих поэтов, воссоздающих в поэтической форме воспоминания и ощущения детства, Мошковская жила и чувствовала с детской непосредственностью, а ее стихи становились своеобразным лирическим дневником. Сугубо детское чувство жизни, уникальный дар перевоплощения в ребенка с его специфическим восприятием мира - отличительная черта творчества Мошковской, которую не случайно считают создательницей психологической детской лирики.
Любимый герой Мошковской - маленький романтик, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он наделен особым "зрением души", а потому легко вступает в общение со старым дедом-грузовиком, маленькой речкой, муравьями, "танцующими после работы" пчелами, даже ветром. Особенно остро ощущение сознательности и одушевленности всего сущего передано в миниатюре "Они притворились":
Кто притворился часами?
И тикает он часами.
Он маленький,
Он огромный,
Он добрый или недобрый?
А кто этот коврик красный?
Он страшный или не страшный?
Кто притворился ковром?
Кто притворился столом?
И во что они все превращаются -
Только двери за мной
притворяются?
Сам малыш - человек смелый и добрый, чувствующий свою ответственность по отношению к окружающему:
Я боюсь,
И лес боится-
Замирает и таится...
Ты не беспокойся, лес!
Ты не бойся -
Я же здесь.
Программное стихотворение "Жил на свете один человечек..." дает наиболее полное представление о провозглашаемом автором принципе взаимоотношений с миром. Нашедший "двенадцать дощечек" герой строит себе домик, начиная с крылечка - "чтобы каждый войти к нему мог", но досок только на крылечко и хватает. Однако это не беда:
Небо крышу ему подарило,
И стеной был кудрявый лесок,
По утрам к нему солнце входило,
Майский жук заглянул на часок.
Потому переживания - "к сожаленью, тому человечку Не хватило на стены досок " сменяются утверждением - "Хорошо, что на крепкие двери, Не хватило на двери досок".
Силой своей фантазии лирический герой Мошковской легко может преобразить обыденную действительность: так, хмурый город станет веселым и разноцветным, если раскрасить дома в яркие цвета ("Будут хмурые смеяться!"), зимний пейзаж превратится в весенний, если посмотреть на него в зеленое стеклышко ("Я видел зеленое солнышко"), а обычный двор станет джунглями, где живут тигр и питон. К сожалению, только взрослые не всегда способны разделить радость детских открытий: мама ругает сына за оборванную бельевую веревку: "Но я-то знал: она - змея, а не веревка для белья!"
Эмоциональная палитра стихотворений М. удивительно богата и глубока, узнаваема и вызывает у читателя чувство сопереживания. Так, в стихотворении "Я маму мою обидел..." психологически достоверно передано чувство непоправимости сделанного и желание найти "крайний" выход из безвыходной на взгляд ребенка ситуации - уйти из дома "в тайгу":
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой...
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит
В основе поэтического своеобразия произведений Мошковской - органический психологизм детства, когда автор не пытается "объяснить" ребенка, а вводит в его внутренний мир с безудержной фантазией, легкими перепадами настроения и тенденцией преувеличивать масштабы радости или беды.
Мягкий юмор органично входит в лирику М. и избавляет ее поэзию от патетики и искусственного пафоса:
Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду!
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста...
И в обиде
Я обидел
И щеночка, и кота...
Я в обиде съел пирог,
И в обиде я прилег
И проспал в ней два часа.
Открываю я глаза...
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!
Поэтические произведения Мошковской музыкальны, ритмичны, динамичны и одновременно созерцательны, в них лирика и непосредственность чувств легко соединяется с мудростью и философией: "Снова Со всех дорожек ветер лето сметает. Сел на скамейки дождик и никого не пускает..."
Постепенно герой ее становится старше, новая радость приходит, когда он «дотянулся до книжек», потом он пойдет в школу, а потом вообще вырастет. Но в нем, как и в самой Мошковской, останется тот самый ребенок, который богаче любого взрослого, потому что у него есть сокровища, которые дороже знаний, тем более, дороже денег и которые нормальный человек не променяет ни на что:
У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приемник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка нет!
Все у них есть –
И часы, и браслет…
Через всю жизнь пронесла Мошковская свое волшебное стеклышко, которое делало мир прекрасным.

РАЗВЕ МОЖНО ПЛАКАТЬ НОЧЬЮ?
Разве можно плакать ночью,
Когда филины хохочут?
Разве можно плакать утром?
Плакать утром –
На смех курам
И не надо плакать днем.
Лучше днем
Попоём!
И не надо перед сном,
А не то не уснем…

РУЧКА УЧИТСЯ
Не моргать и не дышать!
Ручка учится писать
вот такую закорючку…
Чья-то ручка
учит ручку:
букву выводит –
буква выходит.
Значит, слово
будет готово!
Значит, будет фраза!
Только не сразу.

НОС, УМОЙСЯ!
Кран, Откройся!
Нос, Умойся!
Мойтесь Сразу,
Оба Глаза!
Мойтесь, Уши,
Мойся, Шейка.
Шейка, Мойся
Хорошенько!
Мойся, Мойся,
Обливайся!
Грязь, Смывайся!
Грязь, Смывайся!

МИТЯ-САМ
Он сам
Отправился в лес.
Сам
На берёзу полез.
Сам
Ухватился за ветку.
Сам
Оцарапал коленку.
Сам
Свалился с берёзы.
Сами
Закапали слёзы.
Он сам свои слёзы вытер,
Никто-никто их не видел!
Один только ветер увидел.
Видел, но только не выдал!
Ветер
И виду не показал!
И никому-никому не сказал!..

АНГИНА
В горло влез
Царап-Царапыч
И сидит, сидит, сидит.
Но могучий
Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из чашки,
Как из пушки на войне!..
И Царапу
Стало
Тяжко.
И полегче
Стало
Мне!

КАПРИЗЫ
Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки…
Пусть едят их злые волки!

ПЕНКИ
Молоко
На беду
Дали в детском саду,
И в стакане
У всех на виду
Вверху,
И внизу,
И у стенки
Заплавали
Страшные Пенки!..
Дайте мне мою цедилку
Дайте мне мою поилку!
А не то -
Я не буду гулять,
Я не буду,
Не буду играть,
Здесь останусь сидеть
И на пенки глядеть.
И всё пере- и переживать…

Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. – М.: Наука, 2001. – С. 298-301.

http://www.kykymber.ru/authors.php?author=81

ЭММА ЭФРАИМОВНА МОШКОВСКАЯ

Про Эмму Мошковскую рассказывают, что она была автором необычайно плодовитым: стихи в редакцию приносила сумками. Может быть, поэтому истинные бриллианты затерялись среди большого количества...До сих пор творчество Мошковской не оценено по заслугам, хотя, её коллега по цеху Ирина Токмакова всегда пропагандирует её стихи. И книги стали появляться.
Мошковская - большой и самобытный поэт. Она настолько "детская", что кажется, стихи написаны не взрослой тетей, а маленьким ребенком:

Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста...
И в обиде я обидел
И щеночка, и кота...
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза...
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!

А вот этот малыш говорит от имени зайцев:

На вокзале, на вокзале
Зайцы волка провожали,
И сказал какой-то зай:
- Милый, милый, уеззай!

Её герой громко выражает радость, часто поёт:

Я утром встаю
И сразу пою.
Я громко пою
про ногу свою,
Пою про башмак,
Пою просто так!

Это пение вовсе не случайно: Мошковская пела с детства, потом закончила училище им.Гнесиных по классу вокала и стала певицей, работала в Архангельской филармонии. Стихи писала сначала для себя, потом появились публикации в журналах "Вожатый", "Пионер", "Мурзилка". Их заметил и похвалил Маршак, что придало начинающей поэтессе уверенность. В каждом её стихотворении - сильное чувство, которое вызвано поэтическим открытием:

В колодце - особенная вода.
Звезды падают прямо туда!
И пахнет она звездой,
пахнет она избой,
пахнет калиткой скрипучей,
курами, петухом,
тепленьким молоком,
сонной травой у пруда...

Огорчения, которые бывают в жизни, недолги, потому что детство - это счастливый остров:

Я был на счастливом острове.
Там я катался на ослике!
И там грузовик мой валялся,
Который давно потерялся!
И была там чашечка белая
Опять совершенно целая!
И лампа была не разбитая,
Имама была не сердитая!

Герой стихотворения "Жил на свете человечек" находит 12 дощечек и решает построить дом, но хватает только на крылечко. Правда, "небо крышу ему подарило", одной из стен стал "кудрявый лесок", но даже лучше, что "не хватило на стены досок": все могли зайти в гости - звери, птицы, майский жук... А самое главное: "Хорошо, что на крепкие двери, не хватило на двери досок!".
Три книжки-игры сочинила Мошковская для будущих учеников: "Мы играем в магазин", "Мы играем в поезд", "Мы играем в школу". Каждый мог поиграть "во взрослых", стать то продавцом, то машинистом, то учителем.
Ребенок растёт, скоро ему в школу, и в предчувствии новых забот появляется новая радость:

Выясняются странные вещи:
уменьшаются старые вещи...
Что-то стало с нашим столом.
А был под столом мой дом!
Но стол стал уменьшаться...
и я перестал помещаться!
И уменьшалась кровать...
и кровать пришлось продавать.
И книжная полка - ниже...
И я дотянулся до книжек!

Но в герое, который сначала станет школьником, потом взрослым, останется тот самый ребенок, который богаче любого взрослого, потому что у него есть сокровища, которые дороже знаний, и дороже денег:

У взрослых - очки,
большие портфели,
такие огромные гири - гантели,
приёмник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка нет!
Все у них есть -
И часы, и браслет...
А такого красивого стеклышка нет!

Через всю жизнь пронесла Мошковская своё волшебное стеклышко, которое делало мир прекрасным.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.52-53., ил.