Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Манипулятивные приемы в сми. Десять способов манипулирования общественным сознанием с помощью сми

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование понятий средств массовой информации (СМИ) и общественного мнения. Свобода выражения мнений и убеждений. Формы периодического распространения массовой информации. Взаимосвязь между упоминаемыми темами в СМИ и настроением общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Характерные черты общественного мнения в политике. Обобщение и детализация социально-политических технологий, используемых при подготовке и осуществлении "цветных революций". Их роль в управлении общественным мнением, сетевые технологии как инструменты.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Исследование каналов целенаправленного формирования общественного мнения жителей г. Калуга о работе ООО "Русинтерфарм". Средства массовой информации как регулятор общественного мнения. Теоретические понятия "общественное мнение", "общественность".

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Теоретические основы манипулятивных технологий в средствах массовой информации. Духовное помыкание на примере манипуляции в годы перестройки: отбор событий реальности для сообщений, создание образа коллективного врага, наклеивание ярлыков, сенсационность.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    История возникновения средств массовой информации, характеристика основных видов: печать, радиовещание, телевидение. Понятие и функции общественного мнения, особенности его формирования. Исследование влияния СМИ на формирование общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2011

    Признаки манипулятивного воздействия. Феномен и механизмы языковой манипуляции. Технологии и классификация инструментов в текстах интернет-средствах массовой информации. Использование риторического инструментария. Конвергенция каналов доставки сообщений.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    Формирование общественного мнения и его роль в успешном существовании различных предприятий. Характеристика средств массовой информации (СМИ). Грамотная работа МНТК "Микрохирургия глаза" со СМИ - важный фактор в процессе создания общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2009

На мой взгляд актуальность темы курсовой работы заключается в том, что значительно стали различаться средства и способы воздействия на подсознание используемые, например, сто лет назад, и современные. С массовым распространением телевидения, интернета, и печатных СМИ - это стало делать намного легче. В частности речь идет именно о большом охвате территории. Так сказать, воздействие на массовое сознание в значительно больших объемах.
Члены современного общества практически лишены диалога друг с другом, общение им заменяют средства массовой информации. СМИ, а в большей степени телевидение, персонифицируют процесс коммуникации, тем самым повышая доверие и лояльность к себе. Главной целью собственников СМИ является изменение ценностей, восприятия действительности и интерпретации событий, а вследствие этого и поведения общества в выгодном для них направлении. Для достижения данной цели применяются различные манипулятивные технологии, которые присутствуют абсолютно во всех каналах СМИ. Сегодня вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ создают его.
Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию.
Знания, полученные в результате написания данной работы, можно
применять в повседневной практике, исследуя материалы и программы
различных средств массовой информации на предмет использования в них манипулятивных приемов, а также защищая себя от воздействия манипулирования.
Исследования на тему «манипулирования общественным мнением в СМИ» можно найти в работах С.Г. Кара Мурза «Манипуляция сознанием» , Е.Л. Доценко «Психология манипуляции», Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием» , Л.И. Рюмшиной «Манипулятивные приемы в рекламе» , И.М. Дзялошинского«Манипулятивные технологии в масс медиа», А. Карпова
«Манипулятивные технологии PR» и у других авторов. Хотя работ,
посвященных проблеме манипулирования достаточно, их объединяет то, что, во-первых, авторы ограничиваются перечислением существующих манипулятивных приемов, не классифицируя их, а во-вторых, авторы не отражают взаимосвязи между особенностями различных каналов средств массовой информации спецификой применения на них манипулятивных приемов.
Цель курсовой работы заключается в анализе современных манипулятивных технологий, а так же их сути и применения в СМИ.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения комплекса
частных задач:

1. проанализировать понятие манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия на общественное мнение;
2. определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия;
3. рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ в отдельности, акцентируя внимание на телевидении, в зависимости от их специфики;
4. рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением.
Объектом курсовой работы является исследования и общественное мнение.
Предметом исследования выступает воздействие средств массовой информации(телевидения, радио, прессы) на общественное мнение.
Методы исследования. В курсовой работе применен теоретический анализ и обобщение социально-психологической литературы.
На основании всего этого можно сделать вывод, что проблема манипулирования общественным мнением в СМИ достаточно изучена в сфере существующего арсенала манипулятивных приемов, но не в сфере их классификации и использования на каждом из видов средств массовой информации в отдельности.

Глава 1. Манипулятивные технологии в арсенале современных СМИ

1.1.Манипуляция как способ влияния на общественное мнение

В настоящее время на общество обрушивается огромный поток
информации. Каждый день мы вынуждены принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения. Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку, т.е. внутреннюю готовность к каким либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать ее без вопросов.

Манипулирование общественным сознанием можно рассматривать как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.) или отдельных личностей (олигархов, лидеров политических движений). Эта деятельность осознанна и целенаправленна, у ее организаторов есть определенные цели, намерения получить выгодные для себя результаты (например, побудить человека к совершению определенных действий).
«Манипуляции общественным сознанием изучены плохо, несмотря на то, что упоминание о них можно найти еще у Платона («Государство») и Макиавелли («Государь»)».
Слово «манипуляция» происходит с латинского языка manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях европейских языков манипуляция толкуется как обращение
с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное
управление).

Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. Согласно С.Г. Кара Мурза, от понимания манипуляции в техническом смысле (манипуляторы – приспособления для управления механизмами) произошло современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. С.Г. Кара Мурза выделяет следующие родовые признаки манипуляции:
1) манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия. Мишенью манипулятора является дух, психические структуры
человеческой личности;

2) манипуляция – скрытое воздействие, факт которого не должен
быть обнаружен объектом манипуляции. Как замечает Г. Шиллер, «для
достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех
манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все
происходящее естественно и неизбежно. Как выясняется, для манипуляции
требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не
будет ощущаться». Если попытка манипуляции вскрывается и это становится известно широкой аудитории, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт применения манипулятивных технологий наносит значительный ущерб манипулятору. Еще тщательнее скрывается цель манипуляции. Иногда наряду с сокрытием и утаиванием информации применяется такой метод как «предельное самораскрытие», игра в искренность, например, когда политик хочет «сойти за своего» и показаться аудитории честным и искренним человеком;

3) к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к особого рода вещам. Используя «живой материал», манипулятор добивается своих целей.
Итак, процесс манипулирования людьми можно объяснить следующим
образом. Он может рассматриваться как использование людей в целях получения выгоды манипулятором. Люди в этом случае превращаются в
объекты манипуляции, обесцениваются и овеществляются. Действия,
совершаемые над манипулируемым, неведомы, скрыты и незаметны для него.
Психологический смысл манипуляций состоит в программировании и
контроле поведения людей, получении над ними власти или преимущества
за счет ограничения их свободы, выбора, создания такой ситуации, в
которой объект будет вести себя выгодным для манипулятора образом, не
имея выбора или не осознавая его.

Цель любой манипуляции – скрывая свои истинные намерения, побудить человека к совершению определенных действий, изменению ценностных установок, мнений, отношений, представлений и взглядов. Необходимое условие – сохранить у объекта манипуляции иллюзию свободы выбора решений, иллюзию независимости. Иными словами, сделать так, чтобы человек был уверен, что он действует по собственной воле, что это его собственное желание. Например, покупатель в магазине выбирает хорошо и качественно разрекламированный товар из числа других менее известных. Этот товар ранее им не приобретался. При покупке он испытывает
положительные эмоции, в его сознании всплывает визуальный ряд,
показывающий счастливых и здоровых людей (они счастливы уже от
одного обладания рекламируемым товаром), вспоминаются короткие
фразы, которые заверяют покупателя в высоком качестве и преимуществе
товара в своем классе. Покупатель даже не сомневается в том, что это
его собственное решение приобрести данный товар, ведь он выбрал его из
немалого числа альтернатив. Но на деле покупатель, являющийся
объектом манипуляции, даже не рассматривает должным образом эти
альтернативы.

В данном примере покупатель, безусловно, был нацелен на удовлетворение своих потребностей. А. Карпов пишет: «Потребности человека психика «материализует» в виде набора стереотипов, установок,
стандартных правил. Оценивая любую внешнюю ситуацию, человек
сравнивает ее с этими стереотипами и делает «вывод» о том, насколько
удовлетворена та или иная потребность. Этот «вывод» есть не что
иное, как эмоция (слово вывод взято в кавычки, т.к. под ним обычно
понимают логический вывод, а эмоция – это не логический вывод).
Если потребность удовлетворена то, мы не задумываясь и не рассуждая,
ощущаем положительную эмоцию (радость, благодарность), если нет
отрицательную (страх, гнев, ненависть)». Именно потому, что эмоциональная сфера мало подвержена логике (большинство предпочитают эмоциональную оценку ситуации рассуждениям и логическим выводам), она является одной из самых уязвимых мишеней для манипулирования. Чтобы заставить человека действовать по заданной манипулятором программе, нужно вызвать эмоцию настолько сильную, чтобы она заполонила человека, не дала возможности вернуться на рациональный уровень и спокойно обдумать ситуацию. «И если набор стереотипов известен манипулятору, то его задачей является сформировать (через механизмы восприятия и воображения) такой образ действительности, который соответствующим стереотипом будет
«преобразован» в требуемую эмоцию».

Нужно понимать, что всякая манипуляция есть взаимодействие и без
участия объекта, на которого она направлена, манипуляция не состоится.

Перейдем непосредственно к манипулированию общественным мнением. Под общественным мнением понимают состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных организаций или личностей, выражает позицию одобрения или осуждения по тем, или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений.
Под манипулированием общественным мнением можно понимать один из способов господства и подавления воли граждан через программирование их поведения. Данное воздействие направлено не на отдельных индивидов, а на общество в целом, оно ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном манипуляторам направлении. Манипуляцию общественным мнением можно рассматривать как комплексную стратегию убеждения с целью навязывания коллективных ценностей и преобразования ментальности определенной группы людей для поддержания власти правящей элиты, а шире – для «воспроизводства сложившегося статуса «кво» в социальной структуре. Человек не имеет прямого контакта с общественным мнением. О его содержании люди узнают из СМИ, причем рейтинг считается единственной объективной характеристикой общественного мнения. Картина общественного мнения, созданная на основе рейтингов, внедряется в сознание индивида, который всегда подсознательно отождествляет себя с большинством, поскольку в массовом сознании именно большинство является носителем реальной истины. Людям не говорят прямо: «Действуйте так, а не иначе», но находят
психологический трюк, который вызывает соответствующую реакцию. Речь идет теперь о том, чтобы распространять эти «стимулы», которые вызывают определенные действия, чувства, определенные мистические порывы».
Воздействие на общественное мнение – одна из ведущих функций СМИ. Манипулирование общественным мнением в большинстве случаев основывается на использовании стереотипов. Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения – весь культурный контекст данного общества. Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то
несогласным с этим явлением очень трудно воззвать людей к здравому
смыслу.

СМИ чаще всего упрекают в манипулировании общественным
мнением. И на то есть все основания. По мнению М. Паренти, СМИ
«отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы
пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше
отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что
считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто
контролирует мир коммуникаций». СМИ стали главным инструментом манипулирования общественным мнением. Поэтому многие ученые считают, что СМИ создают символический образ реальности, по-другому квази реальность. СМИ предлагают нам готовые модели поведения (через сериалы, ток-шоу), предоставляют готовые мнения и толкования, по сути, превращая общество в бездумную массу потребителей информации, которые прекращают думать и анализировать информацию, упрощая тем самым процесс манипулирования. СМИ ограничивают рамки информации, которая должна достигать аудиторию.


В действительности, то, что не попадает в СМИ, как бы и не существует, мы не придаем такой информации должного значения.
Например, на телевидении в основном показываются представители средних и высших слоев, люди с престижными профессиями и высокими доходами. Выходцы из низших слоев встречаются гораздо реже. Женщины фигурируют как воплощение любовных страстей и семейных отношений, а не профессиональных качеств. Значительное место занимает тема насилия как «самое простое и дешевое драматургическое средство демонстрации правил игры за власть».
Но это часто пагубно влияет на людей: они настолько привыкают жить в виртуальном, символическом мире (например, в мире компьютерных игр), что при соприкосновении с реальным миром могут начать убивать людей, как врагов в игре. СМИ также формируют внутреннюю готовность аудитории воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности определенным образом, изменяя не только сознание людей, но и их социальные установки (понятие связано со значимостью для человека определенного предмета или действия, которые оцениваются как «хороший- плохой», «полезный- вредный» и т.п.).
Манипулирование так же применяется в политической коммуникации, в публичных выступлениях. В постиндустриальном обществе власть информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. Информационная функция является важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, об экономической, культурной и иной жизни общества.
Влияние на политику СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Основными этапами информационного процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений.
Отбор наиболее важной информации и ее представление - важная задача всей системы СМИ, что, естественно, открывает широкие возможности для манипулирования общественным мнением.

Таким образом, информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных СМИ, а также от способа и форм подачи информации.
Среди манипулятивных приемов, используемых в политической коммуникации, можно выделить следующие приемы:

1) наклеивание ярлыков. Одним из наиболее действенных орудий
политического языка являются манипулятивные термины, или «ярлыки»,
которые «навешиваются» политическим оппонентам. Опасность их в том,
что, входя в широкий обиход благодаря СМИ, они приживаются надолго,
становятся привычными, повседневными словами;
2) техника «создания негативных ассоциаций», задачей которой является активизировать в памяти человека какой-либо отрицательный образ и перенести его на конкретного политика. В период парламентской кампании
СМИ активно использовали эту технику. Немощный, больной Примаков
(ассоциация с временами «застоя»); и наоборот, деятельный, молодой, перспективный политик Путин (ассоциации с честностью, открытостью, энергичностью качествами, способными вывести страну из кризиса, образ немногословного, но деятельного политика);

3) техника «создания контр ассоциаций» с целью ассоциировать политика со сложившимся в сознании положительным образом. Примаков человек, чьи преклонные годы скорее свидетельствуют о богатом жизненном и политическом опыте, признанном уважении и закрепленным за ним образе
мудрого, неконфликтного политика;

4) апелляция к конкретным фактам и документации. Данная техника
основана на особенности психологии человека, заключающейся в том, что
простой обыватель склонен больше верить конкретным цифрам и бумажкам с печатью, нежели «голым» словам. Аналитическая программа С. Доренко (особенно в период парламентской кампании) яркий пример использования этой техники. Любое слово ведущего подтверждалось наглядным доказательством: демонстрируются отдельные документы и статьи законов, цитируются ранее напечатанные в СМИ материалы, показываются видеосюжеты с поясняющими комментариями.

Итак, можно сделать вывод, что манипуляция направлена на изменение общественного мнения, а затем и поведения в выгодном для манипулятора направлении. Для достижения данной задачи нужно вызвать у аудитории определенную, причем, сильную эмоцию, также используются стереотипы общества, которые, к сожалению, известны манипуляторам. В какой бы области не применялось манипулирование, его цели и приемы
остаются скрытыми для общества, человек, как объект манипуляции,
обесценивается.

1.2. Манипулятивные приемы в СМИ

Существует огромное количество манипулятивных приемов, но в
большинстве случаев они не классифицированы. Обычно авторы ограничиваются перечислением нескольких приемов, не относя их к отдельным группам. Проанализировав работы С.Г. КараМурза («Манипуляция сознанием»), А. Карпова («Манипулятивные технологии PR»), И.М. Дзялошинского («Манипулятивные технологии в массмедиа») и Г. Шиллера («Манипуляторы сознанием»), можно составить следующую классификацию:

1) Манипулирование информационными потоками. Оно достигается в
первую очередь отбором событий для сообщений. Одним из механизмов
манипулирования общественным мнением, который использует СМИ,
является привлечение внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена СМИ, становится достоянием общественного внимания. СМИ в этом случае выступает основным «проблематизатором» общества. Но информационная картина мира не всегда адекватна реальности.
В число приемов контроля над информационными потоками прежде всего
следует включить метод фабрикации фактов (прямой лжи) или дезинформации. Специалисты считают, что данный прием не применяется лишь в тех случаях, когда его можно обнаружить, в то время как политики и
деятели современной прессы нередко заявляют, что пресса не использует
прямой лжи, т.к. того же эффекта можно достичь, дозируя правду. «Когда
разоблачение затруднено недоступностью информации или обходится
слишком дорого, пресса лжет без зазрения совести («в политике слово
«правда» означает любое утверждение, лживость которого не может быть
доказана)». Простой обман, будучи одним из важных частных приемов во всей технологии манипуляции, сам по себе составить манипулятивное воздействие не может. Как пишет Е.Л.Доценко, «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск». Ложь может иметь множество форм: приписывание кому-либо или чему-либо различных качеств, искажение образов действительных событий, преувеличение, перетасовка фактов, чистый вымысел. Согласно И.М. Дзялошинскому, дезинформация используется, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения, и, когда будет известна правда, цель дезинформации уже будет достигнута.

Одним из важнейших правил манипуляции сознанием является изоляция адресата от постороннего влияния. Манипуляция несовместима с диалогом и общественными дебатами. Идеальной ситуацией является тотальность воздействия – отсутствие альтернативных, неконтролируемых
источников информации и мнений. Сейчас уже заложен фундамент для этого
– СМИ являются для современного человека практически единственным источником информации и ориентиром в мире, реальное межличностное общение постепенно сокращается – его заменяет телевизор, компьютер, радио. Главным в манипуляции является создание у адресата иллюзии независимости и плюрализма каналов информации.

2) Отбор событий реальности для сообщений. Основная часть СМИ создает виртуальную реальность. Над мнениями господствует тот, кто определяет структуру информационного потока, отбирает факты и проблемы,
превращая их в сообщения, иначе говоря, формирует повестку дня. Ясно,
что те проблемы, которые освещают СМИ, не всегда настолько сильно
волнуют общество, как может сложиться впечатление, они могут быть и не
столь важными на фоне других, но уже не освещаемых вопросов. Таким
образом, СМИ не оставляю т места для диалога, не обеспечивают разнообразия мнений, т.е. обеспечиваю т выполнение основного правила проведения успешной манипуляции. Г. Шиллер пишет: «Информационные
монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах деятельности. Они предлагают лишь одну версию действительности – свою
собственную». Примеров изъятия фактов и проблем из реальной действительности очень много: в западных СМИ практически отсутствует серьезная информация об Азии. Из Китая, Индии и Японии поступают либо экзотические сообщения (каратэ, китайская кухня), либо возбуждающе политические (терроризм, религиозное насилие, публичные казни наркоторговцев). Из всего сказанного можно сделать вывод, что те факты, которые не выгодны и противоречат интересам власти, составляют незначительную часть повестки дня. Итак, путем замалчивания невыгодной для собственников СМИ информации, они создают «виртуальную» реальность, или квази реальность, вместо отражения действительности.
3) Принцип демократии шума. Прием заключается в потоплении сообщения, которого невозможно избежать, в беспорядочном потоке бессмысленной и неважной информации. Г. Шиллер пишет: «Подобно тому как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски мысли».

4) Использование слухов. Под слухами понимается передаваемая в межличностном общении информация, касающаяся важных событий в общественной жизни и отражающая стремление людей домыслить неясную для них ситуацию. В основе слухов нередко лежат ложные сведения, слухи могут быть следствием дефицита информации. С одной стороны, они объясняют ситуацию, а с другой, помогают людям снять эмоциональное напряжение.
5) Повторение. Это главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании. С.Г. КараМурза приводит слова С. Московичи: «Повторение является вторым условием пропаганды. Оно придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими». Специалистам по манипулированию хорошо известен простой психологический эффект: образ, который человек запомнил, становится для него «своим»,поэтому человек доверяет этому образу. Важно помнить, что память практически не контролируется сознанием, что, естественно, облегчает манипулирование. Этот метод воздействует на подсознание человека, побуждая его принимать утверждения целиком и безоговорочно и превращая их в действие. Повторяющаяся мысль сводит рассуждения людей к минимуму и превращается в очевидность, не зависящую от времени, места и личности.

6) Дробление. Состоит в разделении целостной проблемы на отдельные фрагменты таким образом, чтобы читатель или зритель не смог их
соединить и осмыслить проблему. Дроблению служит множество
технических приемов: разбиение газетной статьи на части и помещение
их на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.
Г. Шиллер дает такое объяснение: «Что бы ни было сказано, все
полностью растворяется в последующих рекламных объявлениях, комических трюках, интимных сценах и сплетнях». Разрывая на части информацию о важном событии, удается снизить его воздействие на массы или вообще лишить его смысла. Разновидностью дробления является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл.

7) Метод состоит в немедленности информации, придании ей характера
неотложности и незамедлительности. В США считается, чтонагнетаемое ощущение срочности сообщений создает ощущение необычайной
важности предмета информации. Постоянное обновление информации, лишает ее структуры и мешает человеку осмыслить и понять информацию, ведь они вытесняются еще более новыми сообщениями. Поскольку человек концентрируется на событиях, происходящих в данный момент, у него рвется
связь с прошлым, а это крайне важно для снятия психологической защиты
от манипуляции.

8) Сенсационность. Система сенсаций позволяет дробить информацию так, чтобы аудитория не получила полного и целостного знания о проблеме.
«Это сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность
и уникальность, что на них концентрируется и нужное время
удерживается почти все внимание публики». При помощи данного метода можно умолчать о событиях, которые публика не должна заметить. Событие, чтобы быть отобранным в разряд сенсационных, должно содержать сигнал высокой запоминаемости, хотя бы на подсознательном уровне. Общество под постоянным воздействием сенсаций, особенно несущих негативную информацию, достигает необходимого для манипулятора уровня «нервозности», ощущения постоянного кризиса и напряжения. Информация, поданная на телевидении в виде сенсации, обычно сопровождается интервью в прямом эфире, репортажами с места события, что создает у зрителя ощущение достоверности информации и отсутствия посредника между ними и реальностью. Но как правило, сенсационная информация искажает происшедшее событие, и ощущение достоверности у зрителя является иллюзией.
10) Перенос положительного образа. Суть метода состоит в проекции позитивных качеств человека (авторитет, престиж), какого-либо объекта или
моральных ценностей (индивидуальный, групповой, национальный) на другого человека или группу. Например, в политической рекламе на основе известности партии или конкретного политика «раскручивается» имидж членов избирательного блока.

11) Использование авторитетов. Метод заключается в использовании авторитетных, известных целевой аудитории людей или групп. Существуют следующие критерии отбора персонажей для этого метода: доверие к представителю группы влияния, его известность, высокие профессиональные качества, личные достоинства, высокий официальный пост (в прошлом или настоящем), его близость с целевой аудиторией и т.д. Авторитетная личность или знаменитость подтверждают достоинство, важность того или иного человека или явления, в результате чего доверие аудитории к сообщению повышается. Здесь действует психологический механизм «переноса», при котором достоинства авторитетной персоны переносятся на человека или явление. Такой же, как все, как мы или «игра в простонародность». Прием заключается в том, чтобы поднять доверие целевой аудитории, обеспечивая идентификацию того или иного человека или группы с ней. Используются
характерные для той или иной аудитории идиоматические выражения, шутки, социальные и культурные особенности. В избирательных кампаниях важнейшее значение имеет имидж кандидата, причем он должен соответствовать выбранной целевой аудитории.

и т.д.................

Манипулирование общественным мнением

Сложность структуры общественного мнения, возможности его формирования, противоречивость условий его действия порождают важную характеристику этого явления – подверженность манипуляции.

В основе манипулирования, т.е. воздействия на общественное мнение при помощи определенных средств с целью достижения значимых результатов, лежит объективная характеристика сознания,связанная с ее изменчивостью, неустойчивостью, стремлением личности к позитивным изменениям. Нежелание мириться с происходящим, потребность заглянуть в будущее, активность субъекта – почва для манипуляций при формировании общественного мнения. Мощным инструментом такой манипуляции являются средства массовой информации.

Влияние на общественное мнение особенно сильно тогда, когда массы испытывают доверие к источнику информации. Для этого используется клише «Из компетентных источников известно…», «Одно высокопоставленное лицо сообщило…» и т.д.

Поскольку правящие круги заинтересованы в распространении определенных идей в массах, используется такой прием, как внедрение их через специальные журналы. Например, в США это «Журналы мнений». Такой способ манипулирования общественным мнением заключается в следующем:выдвигая на своих страницах «нужные идеи», «Журналы мнений» стремятся, чтобы они были замечены более массовыми изданиями и уже через них широко распространялись среди читателей. Создается впечатление, что информация поступает нейтрально, не от политических элит, не из властных структур и правительственного источника, а значит, эти журналы якобы не связаны с интересами господствующих групп.

Важным способом воздействия на общественное мнение являются ограничение и дозировка каналов информации. Немаловажный способ влияния на общественное мнение состоит в учете особенностей аудитории, когда фабрикуется содержание информации. Если тема сложная или аудитория имеет низкий уровень образования, то делаются готовые выводы и заключения (например, обозначения, где надо смеяться во время показа американских комедийных телесериалов). Если же тема простая, то аудитории предоставляется возможность сделать выводы самой. Для высокоинтеллектуальной аудитории материал подается с«двойной аргументацией»: «за» и «против». Это способствует более эффективному внедрению нужных идей, норм, ценностей. Поскольку негативной информации в большом количестве люди стремятся избегать, постольку такая информация строго дозируется. При этом учитывается и то, что охотнее воспринимается и имеет убедительную силу материал, подтверждающий имеющуюся точку зрения читателей,слушателей, зрителей. СМИ сообщают то, что хочет услышать, увидеть аудитория.

Эффективными приемами манипулирования общественным мнением являются прием многократного повторения сообщений и прием непрекращающейся в течение суток трансляции передач. Люди слышат, не слушая,запоминают и не только повторяют то, что услышали, но нередко начинают действовать в соответствии с услышанным. Эти приемы лежат в основе эффективной социальной технологии «промывания мозгов». На этом же строится и вся реклама.

Манипулятивная функция СМИ делает общественное мнение небезопасным с идеологической и политической точек зрения. Это касается как опросов общественного мнения, так и обнародования их результатов. Мнения могут стать силой, а соотношение мнений привести к обоюдоострым силовым конфликтам. Люди, особенно в обстановке кризиса,оказываются под силовым давлением полей уже сформированных мнений. Эти мнения поддерживаются определенными социальными группами. Таким образом, выбор человеком мнения зачастую оказывается выбором его или другой социальной группы [КажановО.А. Социологические проблемы изучения общественного мнения: Курс лекций. –Смоленск, 2006. - 135с.].

Российские ученые Панарин И.Н., Грачев Г., Мельник И. в своих работах описывают семь основных приемов информационно-психологического воздействия, которые в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 30-х годов в Институте анализа пропаганды. Они достаточно широко известны специалистам как «азбука пропаганды» и в настоящее время активно используются российскими средствами массовой коммуникации:

1. «Приклеивание или навешивание ярлыков» - прием заключается в выборе оскорбительных эпитетов, метафор, названий, имен, так называемых «ярлыков», для обозначения, именования человека, организации, идеи, которые используются для того, чтобы опорочить личность, высказываемые идеи и предложения, организацию, социальную группу или предмет обсуждения в глазах аудитории.

2. «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» - основан на эксплуатации положительных чувств и эмоций людей по отношении к определенным понятиям и словам («свобода», «демократия») – название партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Отечество – вся Россия».

3. «Перенос» или «трансфер» - искусное и незаметное распространение авторитета или престижа того, что ценится и уважается людьми на то, что преподносит источник коммуникации – политик может завернуться в государственный флаг во время своего выступления, появление в церкви в день большого праздника.

5. «Свои ребята» или «игра в простонародность» - попытка установить доверительные отношения с аудиторией как с близкими по духу людьми (Лужков играл в футбол, Ельцин ездил в общественном транспорте).

6. «Перетасовка» или «подтасовка карт» - сбор и преподнесение только положительных или только отрицательных фактов при одновременном замалчивании других, чтобы показать привлекательность или наоборот неприемлемость какой-либо идеи, точки зрения, политической программы и т.д.

7. «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» - при использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что...» или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т.п. [Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипуляция личностью. Организация, способы и технологии информационно – психологического воздействия. М.: Алгоритм, 2002. – 288 с. – с.118].

И.Н. Панарин в своей книге «Информационная война и дипломатия» описывает еще несколько манипулятивных приемов и технологий информационных войн, используемых противоборствующими сторонами во время избирательной кампании.



«Осмеяние». Эффект действия данного приема основывается на том, что при осмеянии отдельных высказываний и элементов поведения человека к нему инициируется шутливое и несерьезное отношение, что автоматически может распространяться и на другие его высказывания и взгляды.

«Метод отрицательных групп отнесения». Техника пользования этим методом независимо от содержания взглядов и идей, одинакова. В каждом случае утверждается, что данная совокупность взглядов является единственно правильной.

«Повторение лозунгов» или «повторение шаблонных фраз». Условием эффективности использования этой техники является, прежде всего «соответствующий лозунг», то есть относительно краткое высказывание, сформулированное таким образом, чтобы привлекать внимание и воздействовать на воображение и чувства читателя или слушателя.

«Эмоциональная подстройка». Эту технику можно определить как способ создания настроения с одновременной передачей определенной информации. Настроение вызывается среди группы людей с помощью различных средств (соответствующее внешнее окружение, определенное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, различные театрализованные формы, музыка, песни, и т.д.). На этом фоне передается соответствующая информация, но стремятся к тому, чтобы ее не было слишком много.

«Продвижение через медиаторов». Данная техника основывается на том, что процесс восприятия значимой информации и, в частности, определенных ценностей, взглядов, идей, оценок имеет зачастую двухступенчатый характер. Это означает, что эффективное информационное воздействие на человека часто осуществляется не непосредственно от средств массовой коммуникации, а через значимых для него авторитетных людей.

В качестве медиаторов или «лидеров мнений», в различных ситуациях и для разных социальных групп и слоев могут выступать неформальные лидеры, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, науки, искусства, спортсмены, военные и т.д.

Манипулятивный эффект усиливается за счет вкрапления в развлекательные программы, интервью и т.п. прямых или косвенных оценок политических лидеров, происходящих событий, что способствует оказанию желаемого влияния на подсознательном уровне психики человека.

«Мнимый выбор». Суть данной техники заключается в том, что слушателям или читателям сообщается несколько разных точек зрения по определенному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которую хотят, чтобы она была принята аудиторией.

«Инициирование информационной волны». Одной из эффективных техник информационного воздействия на большие группы людей является инициирование вторичной информационной волны. Суть заключается в проведение пропагандистской акции такого характера, что она заставляет осветить ее в ряде СМИ. Возможен вариант, когда не содержание самой акции, а ее освещение в некоторых средствах массовой коммуникации делается таким образом, что это заставляет значительно большее количество средств массовой коммуникации комментировать первоначальные сообщения, тем самым многократно усиливая мощность информационно-психологического воздействия. Происходит распространение информационного сообщения в других СМИ, то есть создается так называемая «первичная» информационная волна. Основная же цель использования этого приема заключается в создании вторичной информационной волны на уровне межличностного общения посредством инициирования соответствующих обсуждений, оценок, появления соответствующих слухов. Все это позволяет достичь и усилить эффект информационно-психологического воздействия на целевые аудитории.

В современной практике мы являемся свидетелями многочисленных форм искусственного привлечения внимания к конкретным персонам или событиям, в том числе с помощью скандалов как способа создания информационных волн [Панарин И.Н. Информационная война и дипломатия.- М.: ОАО «Изд. дом «Городец», 2004. – с 222-227].

Воздействие на общественное мнение - одна из ведущих функций СМИ. Манипулирование общественным мнением в большинстве случаев основывается на использовании стереотипов. Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную "карту стереотипов" разных групп и слоев населения - весь культурный контекст данного общества. Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу. СМИ чаще всего упрекают в манипулировании общественным мнением. И на то есть все основания. По мнению М. Паренти, СМИ "отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций".

СМИ стали главным инструментом манипулирования общественным мнением. "А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества".

Поэтому многие ученые считают, что СМИ создают символический образ реальности, по-другому квазиреальность. Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами телезрителей "в шаблонных капсулах, содержащих продукцию массового производства информации и развлечений". Из таких "капсул" - телевизионных сюжетов, печатных материалов, образов, сообщаемых идей - складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия между большими и разнородными группами людей. Этот мир обуславливает образ мышления, чувств и поведения не индивидуумов, а масс в целом.

СМИ предлагают нам готовые модели поведения (через сериалы, ток-шоу), предоставляют готовые мнения и толкования, по сути, превращая общество в бездумную массу потребителей информации, которые прекращают думать и анализировать информацию, упрощая тем самым процесс манипулирования. СМИ ограничивают рамки информации, которая должна достигать аудиторию. В действительности, то, что не попадает в СМИ, как бы и не существует, мы не придаем такой информации должного значения. В работе "Политика иллюзии: СМИ и манипулирование общественным мнением" высказывается следующее мнение - массы стремятся подражать высшим классам. В силу этого обстоятельства элита получает возможность навязывать массам определенный образ жизни, якобы присущий высшим классам. Так доминирующие группы влияют на поведение людей и даже в чем-то предопределяют его. СМИ, будучи подвластными доминирующему классу, пытаются привить обществу систему общих ценностей. Например, на телевидении в основном показываются представители средних и высших слоев, люди с престижными профессиями и высокими доходами. Выходцы из низших слоев встречаются гораздо реже. Женщины фигурируют как воплощение любовных страстей и семейных отношений, а не профессиональных качеств. Активно эксплуатируется модель "выйти замуж за богатого" для девушек. Значительное место занимает тема насилия как "самое простое и дешевое драматургическое средство демонстрации правил игры за власть". Но это часто пагубно влияет на людей: они настолько привыкают жить в виртуальном, символическом мире (например, в мире компьютерных игр), что при соприкосновении с реальным миром могут начать убивать людей, как врагов в игре.

СМИ также формируют внутреннюю готовность аудитории воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности определенным образом, изменяя не только сознание людей, но и их социальные установки (понятие связано со значимостью для человека определенного предмета или действия, которые оцениваются как "хороший - плохой", "полезный - вредный" и т.п.).

Манипулирование применяется в политической коммуникации, в публичных выступлениях. Большинство манипулятивных техник входит в основу информационного воздействия и нейролингвистического программирования (НЛП).

В постиндустриальном обществе власть информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. Информационная функция является важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Влияние на политику СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Основными этапами информационного процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. Отбор наиболее важной информации и ее представление - важная задача всей системы СМИ, что, естественно, открывает широкие возможности для манипулирования общественным мнением. Таким образом, информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных СМИ, а также от способа и форм подачи информации.

СМИ, как правило, пользуются двумя основными способами распространения информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ - фрагментарная подача информации - особенно распространен на телевидении и имеет ряд особенностей, порождая для слушателей или зрителей ряд трудностей в познании сути того или иного события или процесса.

" с помощью средств массовой информации.

1. Отвлечение внимания

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
"Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля - в загон, как и все прочие животные (цитата из книги "Тихое оружие для спокойных войн").

2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения

Данный метод также называется "проблема-реакция-решение". Создается проблема, некая "ситуация", рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

3. Способ постепенного применения

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

4. Отсрочка исполнения

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве "болезненного и необходимого" и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что "завтра все изменится к лучшему" и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

5. Обращаться к народу как к малым детям

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? "Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…

7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. "Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью

Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…

9. Усиливать чувство собственной вины

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!

10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, "система" получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Ноам Хомский - американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.