Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Какими цветами обозначаются звуки. Как составить звуковую схему слова

28.07.2011

Наглядное пособие «Ступеньки грамоты» переработано и дополнено с учетом его использования с другими пособиями учебно-методического комплекта «Обучение дошкольников грамоте».

Содержит: азбуку в картинках; картинки-схемы с изображением предмета и рядом клеточек под ним для выделения звуков слова; полоски-схемы звукового состава слов; предметные картинки для словесных дидактических игр и игровых упражнений; фишки-карточки для обозначения выделенных звуков анализируемого слова; пособие «Окошки» для обучения детей слоговому чтению; разрезные гласные буквы; разрезную азбуку (прописные и строчные буквы); карточки с правилами написания гласных букв после мягких и твердых согласных звуков; примерную схему работы с пособием «Ступеньки грамоты».

С помощью этого пособия дети учатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные звуки, согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие), обозначать их цветными фишками в виде схемы звукового состава слова; знакомятся с правилами написания гласных после твердых и мягких согласных звуков; выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Эти знания, навыки и умения будут способствовать дальнейшему успешному обучению детей осмысленному чтению и грамотному письму в школе.

Комплект состоит из трех частей:

I. «Ступеньки грамоты». Наглядно-демонстрационное пособие с разрезным материалом (58 таблиц, формат А3).

II. «Шаг за шагом по ступенькам грамоты». Рабочая тетрадь дошкольника с разрезным материалом (32 стр., формат 60х90/8).

III. Методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте». Программа с методическими рекомендациями по организации и проведению игровых занятий к УМК "Обучение дошкольников грамоте" (192 стр., формат 70х100/16).

I. Демонстрационный материал по обучению грамоте

«Ступеньки грамоты» (58 таблиц формата А3):

1. Азбука в картинках.

2. Картины-схемы звукового состава слов (19 таблиц).

Каждая таблица содержит изображение предмета, название которого ребенок должен проанализировать, и схему звуков — ряд клеточек (их количество соответствует количеству звуков в слове-названии). В процессе звукового анализа слова на схему выкладываются цветные фишки, соответствующие определенным звукам. Фишки вставляются в карман, который образуется при загибании нижнего края таблицы под схемой и закреплении его по боковой части.



3. Полоски-схемы звукового состава слов.

В пособии представлены 8 полосок — по 2 полоски-схемы для анализа трех-, четырех-, пяти- и шестизвуковых слов. Они используются при звуковом анализа слов как по раздаточным или демонстрационным картинкам, так и без картинок при произнесении конкретного слова. Цветные фишки выкладываются на полоски-схемы и вставляются в карманы (аналогично работе с картинами-схемами).

4. Предметные картинки.

Для словесных дидактических игр и игровых упражнений в таблицах представлены предметные картинки: демонстрационные (60 карточек) и раздаточные (84 карточки). Перечень картинок дается к каждому игровому занятию, в том числе к дидактическим играм и игровым упражнениям. Он указан в методическом пособии.

5. Фишки-карточки.

В средней группе при обозначении первого звука в слове используется 2 фишки: большой кружок синего цвета — для твердого согласного звука и маленький кружок зеленого цвета — для мягкого согласного звука.

В старшей и подготовительной группах для обозначения выделенных звуков анализируемого слова применяются фишки-карточки — прямоугольники разного цвета: по 6 фишек желтого, красного, синего, зеленого, черного и белого цветов и 2 фишки синего цвета с колокольчиком. В начале обучения для выделения звуков слова используются желтые фишки, затем они меняются: на красные фишки - при характеристике гласных звуков, синие или зеленые - при характеристике согласных звуков (соответственно твердых и мягких). Для обозначения звонкого твердого согласного звука применяется фишка синего цвета с колокольчиком. Черная фишка используется для обозначения ударного гласного звука, она ставятся позади красной фишки на 1-2 см выше.

6. Пособие « Окошки ».

Пособие «Окошки» используется для обучения детей слоговому чтению. К «окошечкам» прилагаются 2 ленты (полоски) букв — согласных м, н, б, п, г, к, з, с, р, л и гласных а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е. В ходе занятия лента согласных не двигается, пока не прочитаны все слоги на конкретную букву со всеми гласными.

7. Разрезные гласные буквы.

Разрезные гласные буквы (подготовительная группа) используется на этапе звукового анализа слов при переходе от звука к букве.

8. Разрезная азбука.

33 прописные буквы (2 комплекта) и 33 строчные буквы (4 комплекта) используются на этапе, когда дети усвоили умение выделять звуки в слове и проводить его звуковой анализ, т.е. при переходе от звука к букве, которой звук (или звуки) обозначаются. При ознакомлении детей с буквами алфавита цветные (или белые) прямоугольные фишки, которыми ранее выделялись звуки в слове, заменяются на соответствующие этим звукам буквы.

9. Карточки жи-ши, ча-ща, чу-щу .

С помощью этих карточек дети усваивают правила написания гласных букв после мягких или твердых согласных звуков.


10. Примерная схема работы с пособием «Ступеньки грамоты»
.

II . «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЬКАМ ГРАМОТЫ»

Рабочая тетрадь дошкольника

Рабочая тетрадь используется для занятий с детьми в средней, старшей и подготовительной группах детского сада: ребенок повторяет в ней конкретное задание, которое показывает воспитатель на демонстрационном материал таблиц «Ступеньки грамоты», или выполняет задание по указанию воспитателя. Тетрадь поможет дошкольнику практически овладеть умением проводить звуковой анализ слов, выделять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, ударный слог и ударную гласную, делить слова на слоги, называть слова по заданной звуковой модели, читать слоги, слова, простые предложения.

III . Пособие «ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ».

В пособии излагается программа подготовки к обучению грамоте в детском саду, даются методические рекомендации, описываются демонстрационный материал таблиц «Ступеньки грамоты», особенности работы с ним и другими книгами УМК. Приводятся примерные планы и конспекты занятий в средней, старшей и подготовительной группах (всего 100 занятий). Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста.

Цена комплекта: 1200 рублей.

Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.

Это слово или предложение?

Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова - из - из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.

Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово - это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.

Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза "Ворона сидит на заборе" будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете "ворона, сидеть, забор" - то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.

Слог и ударение

Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.

Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.

Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие - деление слова на слоги.

Второй этап - определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего - после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за "немыми" буквами ъ, ь.

Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным - прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя - гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги

Состав слова

Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.

Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:

  1. Напиши слово.
  2. Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова - основа. Иногда встречается нулевое окончание.
  3. Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
  4. Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
  5. Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове "учительница".
  6. Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.

Учимся думать

Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах "мячик", "лучик"), приставки (-у- в прилагательных "утренний", "узкий"). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.

Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?

Составление схемы слова - достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.

С началом осени взрослым зачастую приходится садиться за уроки вместе с детьми. Сложно приходится родителям первоклассников, поскольку программа младшей школы быстро забывается, а образовательные стандарты часто меняются. Еще до начала чтения и письма, когда вчерашние дошкольники в 1 классе проходят азбуку, им дают задание составить звуковую схему как слова, так и целого предложения. В таких случаях родителям на помощь приходит интернет с примерами и образцами.

Звуко-буквенный разбор слов

Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.

Таблица гласных и согласных звуков русского языка

Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же - на глухие и звонкие, парные и непарные.

Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: [а], [э], [о], [у], [ы].

Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.

Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:

  • Б (звонкий) - П (глухой);
  • В - Ф;
  • З - С;
  • Д - Т;
  • Г - К;
  • Ж - Ш.

Остальные согласные парными не являются:

  • звонкие: Н, Р, Л, М, Й;
  • глухие: Ц, Щ, Х, Ч.

Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:

  • Ч, Щ, Й - всегда мягкие.
  • Ж, Ш, Ц - всегда твёрдые.

Буквы Ь и Ъ не имеют собственных звуков. Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный, твердый - нет.

Схема букв и звуков русского языка в таблице для первого класса представлена на картинке:

В образовательной программе «Школа России» принято обозначать звуки цветами:

  • Гласный - красный цвет;
  • Согласный твёрдый - синий;
  • Согласный мягкий - зелёный.

Слияние согласной и гласной обозначают прямоугольником, разделенным пополам. Одну часть закрашивают синим или зелёным цветом, вторую - красным. Иногда в этой модели дополнительно обозначаются глухие и звонкие согласные, ударение и деление на слоги.

Примеры

Для графического изображения звукового состава слова можно подобрать цветные карточки. Для облегчения составления схемы в начале целесообразно использовать надписи на картинках. В перспективе можно самостоятельно начертить схематический состав слова в тетради по клеточкам с помощью цветных ручек или карандашей.

Чтобы показать алгоритм составления схемы, лучше начинать со звуковой записи односложных слов с помощью таблички.

Например, слова из трех букв: дуб, кот, мак, лук, жук, рак. Сначала надо написать транскрипцию.

Для слова «дуб» она выглядит так: [дуп]. Далее описать схему, где первые два звука представляют слияние твердой согласной и гласной, а третий - твердый согласный. Теперь надо графически изобразить результат:

  • Сначала нарисовать прямоугольник.
  • Его разделить пополам по диагонали.
  • Первую часть закрасить синим цветом, вторую - красным.
  • Следом нарисовать квадрат и закрасить его синим.

Оставшиеся слова также подходят под полученную схему.

Варианты, где одна или обе из согласных мягкие:


Слова из 4 звуков, состоящие из единственного слога:


Слова из 2 слогов:


Еще несколько примеров из 2 слогов и более:

  • Шишка, сосна:

  • Белка, чашка: есть мягкий согласный

  • Юбка: буква Ю в начале

  • Банан, жираф:

  • Лимон, петух:

  • Ёжик: всегда твердая Ж и йотированная Ё в начале

  • Пальто:

  • Пчела, слива:

  • Ворона, собака:

  • Ракета:

Как составить схему предложения

Распространенный вариант заданий для первоклассников - составить схему предложения. Это простая задача. Здесь не требуется вспоминать обозначения для подлежащих и сказуемых. Все слова в предложении обозначаются горизонтальными линиями. Если слово пишется с заглавной буквы, то вначале линии рисуется вертикальная черта. В конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

Примеры

Образцы, как разложить несколько предложений:


Образцы слоговой схемы

При обучении чтению первоклассников учат, как разложить слово на слоги. Для этого достаточно помнить, что слог образует гласная. Например, в слове «лист» один слог, а в слове «листья» - два.

Таким образом, слог может состоять:

  • Из одной гласной: Аист, Якорь.
  • Начинаться на согласную и содержать гласный: Дерево.
  • Согласные без гласной, Й, Ь и Ъ отходят предыдущему слогу: Мальчик, Цапля, Чайка, Чайник.
  • Согласные отходят к слогу из гласной: Арбуз, Экран, Астра.
  • В начале слова все согласные присоединяются к первой гласной: Стриж, Стрекоза.

На картинках примеры слов, разложенных на слоги:


Теперь можно попробовать самим разложить слово «Дельфин» на слоги. И решить следующую задачу.

С 30.03.15 "Слоговой поезд" Для закрепления умения делить слова на слоги предлагаю поиграть с детьми в игру «Кто, в каком вагоне поедет?». В этом весёлом слоговом поезде несколько вагончиков с 1, 2, 3, 4 окнами.

Надо разделить слова на слоги (по картинкам).

- Рассказать , кто в каком вагоне поедет по принципу: «В слове должно быть столько же частей, сколько окон в вагончике»

Например: «В слове «жук» один слог, значит, жук поедет в первом вагоне»

Кто в каком вагоне поедет?

С 23.03.15 Выбери слово со слогом... . Закрепляем умение слышать определённый слог в составе слова. Для этого предлагаю и гровое упражнение «Выбери слово со слогом …». Последовательность выполнения умственных действий:

  1. Назвать все картинки.
  2. Разделить слова на части.
  3. Назвать слова, заканчивающиеся на «ЛА», на «ЛЫ», на «ЛО».

ЛА ЛО ЛУ

Весло, узлы, кукла, акула, метла, пила, дупло, куклы

С 16.03.15 Начерти слоговую и звуковую схему слова. Предложите ребёнку:

Разделить слово на слоги (части). Начертить слоговую схему. Назови первый слог. второй слог и т.д.

Объяснить, почему в слове именно столько слогов. Например: "В слове "лиса" два слога, потому что 2 гласных звука - "И", "А"

Назвать в этом слове звуки по порядку. Нарисовать звуковую схему. Рассказать, сколько звуков в слове и какой каждый звук (гласный - согласный, твёрдый - мягкий).

С 9.03.15 Подбери схему к слову. Закрепляем навык деления слов на слоги (части). В этом помогут слоговые схемы . Распечатайте слоговые схемы и картинки. Приклейте картинки в тетрадь. Предложите ребёнку:

  1. Разделить каждое слово на слоги по алгоритму, указанному в рекомендациях от 24.02.
  2. Подобрать подходящую слоговую схему к слову и соединить её карандашом с нужной картинкой.
  3. Объяснить, почему конкретная слоговая схема подходит к конкретной картинке.

Назовите слоговые схемы

Подбери слоговую схему к слову

С 2.03.15 Составление рассказа по картинкам. Пусть ребёнок рассмотрит картинки и составит по ним рассказ так, чтобы по каждой картинке получилось не меньше трёх предложений. Чем рассказ получится длиннее, тем лучше. Начать надо с предложения, которое расскажет где или когда произошла эта история. А в конце может быть предложение, объясняющее, почему мальчик больше никогда не дразнил собак. Хорошо, если дети придумают имя мальчику и кличку собаке.

Составить рассказ «Собак дразнить нельзя»

С 24.02.15 Деление слов на части. Дети учатся делить слова на слоги. Слог - это часть слова. В детском саду дети часто путают понятие "слог" и "слово", поэтому лучше употреблять понятие "часть" (слова). Главное, чтобы дети хорошо поняли, как можно разделить слово на части. Сначала вспомните и назовите с ребёнком гласные звуки, ведь дети узнали правило "Сколько в слове гласных звуков, столько и частей". Вспомнить гласные звуки помогут буквы:

А, О, У, И, Э, Ы

Теперь надо выполнить последовательно следующие умственные действия:

1. Произнести слово медленно, протянув гласные звуки: буууу сыыы.

2. Назвать гласные звуки: "У", "А".

4. Сделать вывод: "В слове "бусы" 2 гласных звука, значит 2 части".

5. Произнести слово по частям: "бу - сы".

6. Назвать части по прядку: "Первая часть "БУ", вторая часть "СЫ"

Раздели слова на части

(бусы, Марина, зубы, рукава, бананы, груша, флаги, работа)

С 16.02.15 Гласные звуки в слове. Закрепляем у детей умение называть гласные звуки в слове. Это очень пригодится при делении слов на части (слоги) по основному принципу "Сколько в слове гласных звуков, столько и частей". Для этого предлагаю игровое упражнение "назови гласные звуки в слове". Не торопитесь! Не просите ребёнка сразу называть гласные звуки, иначе могут появиться ненужные проблемы. Упражнение выполняйте с ребёнком по этапам.

1. Назовите гласные звуки: "А, О, У, И. Э, Ы".

2. Произнеси слово (по картинкам) медленно, как бы пропевая каждый звук, выделяя голосом гласные звуки - "ффаааа ррттуууу кк".

3. Назови гласные звуки: "А", "У"

4. Сосчитай и ответь: "Сколько гласных звуков в слове "фартук"?". "В слове "фартук" 2 гласных звука"

Назови гласные звуки в слове

(банан, бык, фартук, капуста, фары, стол, груша, суп, гуси. барабан)

Ольга Гордеева

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове .

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики .

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ :

ддд-ом – первый звук Д – он согласный , звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

д – ооо – м - второй звук О - он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

до –ммм - третий звук М – он согласный , звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука , 2 согласных и 1 гласный.

Согласные звуки Д и М .

Гласный звук О .

Назовем звуки по порядку : Д О М.

Напишем слово буквами :ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный , глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

В слове кит 3 звука : 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь , И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

Буквы, обозначающие звонкие звуки :

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки :

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий . Если «не звенит» - глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки : Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки : Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий : Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети

определяют на слух :

МЕЛЬ – звук ль мягкий .

МЕЛ – звук л твердый .

КОТ – звук К твердый .

КИТ – звук Кь мягкий .

Родители могут проконтролировать следующим образом :

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук .

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук .

Звуков Е ,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]

Пишем НОЖ - говорим [НОШ]

Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э , О, У, А.

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова .