Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как делают матрешки. Изготовление матрёшек

Вконтакте

Кажется, что матрёшку знают все. Во всех странах, во всём Мире. Это, пожалуй, очень близко к истине. Действительно, эти яркие расписные деревянные куклы не только очень красивы. Они интересны.

И детям, и взрослым нравится открывать матрёшку и обнаруживать там следующую. Потом ещё и ещё... И есть ощущение «тайны», а вроде всё так просто!

Немного истории

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось в то время, особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание».

В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937).

Zvezdochkin , CC BY-SA 3.0

Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Впоследствии имя Матрёшка стало нарицательным и стало означать токарное, разъёмное, красочно расписанное, деревянное изделие. По сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия.


Матрёшки в стиле Малютинская Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца

Изготовление матрёшек

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.


Bogomolov.PL , CC BY-SA 3.0

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и так далее. Количество кукол может быть различным.

После изготовления заготовки, работу продолжает художник. Рисунки могут быть самыми разнообразными. Чем дальше развивается ремесло, тем больше фантазии проявляют мастера. Современные матрёшки порой уже очень не похожи на первые, «малютинские».


Tamaki Sono , CC BY 2.0

В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по прежнему отдают предпочтение гуаши.

В конце работы матрёшку могут покрыть лаком, но бывают и матовые, не покрытые лаком матрёшки. Так же бывают резные, и с выжиганием.

Фотогалерея








Матрёшка ещё «молода»

Существует мнение, что матрёшка - это «древняя русская кукла». Это вовсе не так!

Матрёшка появилась только в XIX веке. Тогда, 100 лет назад, в России был период бурного экономического и культурного развития, подъема национального самосознания и интереса к русской культуре.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила мировое признание. Видя большую популярность русской деревянной куклы, предприниматели-иностранцы стали выпускать матрешки в русском стиле.

Но, лишенные национальной почвы, они не прижились ни в Германии, ни во Франции. Благодаря популярности Сергиево-Посадской матрешки в России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.

Прообраз матрёшки

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Почему «матрёшка»

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Освоение технологии

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Музеи матрёшки

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве - в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде. В этих же городах находятся и основные центры по производству матрёшек.

Классическая матрёшка

В наше время многие считают, что истинный, классический образ матрёшки - это «Семёновская», в жёлтом платке и с яркими розами на переднике. Так случилось из-за того, что в Советское время не слишком много внимания уделялось культуре ремесла. Было много других задач, которые надо было решать. Поэтому, развивались лишь немногие направления Русских промыслов. Среди них - Семёновская хохлома. Поколение, выросшее в то время, считает Семёновскую матрёшку «своей». Но классика - это Сергиево-посадская матрёшка, с курочкой в руках. Такая, как была создана Малютиным.

Мы производим заготовки уже более 10 лет и знаем в них толк. Изготовление матрешек начинается с подбора подходящей древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна сушат на улице под навесом два-три года. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть и расколоться. К созданию деревянной игрушки необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка матрёшки проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу матрёшку — неразборную — делают первой.

Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Деревянные заготовки матрешек необходимой высоты обрабатывают и разрезают на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть деревянной матрешки. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

Купить Заготовки Матрешек Заказать Свою Матрешку Записаться на Мастер-Класс

Матрёшку-заготовку мы вытачиваем следующим образом:

Брусок закрепляют в патрон станка и обтачивают до цилиндрической формы
Резцом выравнивают торец матрёшки

Полукруглым резцом вытачивают внутреннюю полость матрёшки

Примеряют внутреннюю матрёшку к наружной матрёшке, оставляя

между ними небольшое расстояние на покраску и усушку древесины

Вырезают выступ для соединения нижней части с верхней частью матрёшки

Резцом отрезают нижнюю часть матрёшки от бруска

Вытачивают внутреннюю полость верхней части матрёшки

Соединяют обе части и формируют наружную форму матрёшки

Шлифуют матрёшку шкуркой

Резцом отрезают верхнюю часть матрёшки от бруска

После грунтовки клеем ПВА матрёшку можно использовать для росписи.

У нас Вы можете купить деревянные заготовки матрёшек на заказ от производителя в розницу и оптом! Высокое качество и низкие цены!

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок... Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев- Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это и известные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "брендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль: обязательно шаль, передник и сарафан, при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно- педагогического музея игрушки в Сергиевом- Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

Технология изготовления матрешки

Шлифовка заготовки. Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

Нанесение клея. Клей на матрешке наносится в виде узора.

В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

Нанесение потали.

Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.

Матрешка

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Матрешка «с петухом», 8-местная. Конец XIX в.

Однако с историй возникновения матрешки не все так просто и однозначно.

«Родилась матрёшка в Москве в Леонтьевском переулке в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней - еще одна…» .

Из исследования Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. . В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Являлся ли он на самом деле художник Малютин автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина» .

Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера» .

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона.

Вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов - древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка - семеновская - высотой1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.

Технология изготовления матрешки

Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Обычно сушат на улице под навесом два-три года. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть и расколоться.

Начинается работа с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

Последовательность изготовления матрешки:

1- закрепленную в патрон токарного станка заготовку обтачивают до получения цилиндрической формы, рейером- полукруглым резцом.

2- Выравнивание торца заготовки мейселем - резцом для чистовой обработки.

3- Вытачивание внутренней полости нижней части матрешки, рейром - полукруглым резцом.

4- Примерка внутренней матрешки к нижней части наружной матрешки, между ними должен оставаться небольшой зазор на покраску и усушку древесины.

5- Формирования четверти уступа для соединения матрешки, мейселем - резцом для чистового точения.

В селе Полховский Майдан Нижегородской области мало что изменилось за сотни лет. Те же деревянные домики с изразцам. Те же разбитые дороги. Тот же липовый лес. Тот же промысел. Уже четыре века подряд в здешних мастерских рождается самый узнаваемый сувенир России – матрешка.

Крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря. В начале XX века деревянные поделки стали выжигать, немногим позже – красить. Тогда и сложился характерный майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.

Раньше было целое производство и называлось «Красная заря», где всем селом точили и красили матрешек. Даже ходили по домам и проверяли, не точит ли кто дома. Но с развалом Советского Союза не стало и завода. Вся деревня теперь точит дома.Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели. Секреты токарного дела и уникальной полхов-майданской росписи передаются от отца к сыну, от матери к дочери.

Люди живут здесь просто. Честно трудятся. Заготавливают лес, который потом пустят на деревянную утварь и игрушки. Сырье берется в лесу. Кто не хочет ездить в лес, покупает древесину, заказывая полную машину ЗИЛ (зимой стоимость 17 000 рублей), а летом – 20 000. Жители рассказывают: «Набросают полмашины коряг, сам разбирайся потом. В 12 км от села есть лес. Там покупаешь разрешение у лесника, и он показывает, где можно рубить, а где – нет. Находятся и такие люди, кто без документов рубит, но если поймают, штраф выпишут 100 000 рублей».

Токарная мастерская для мужской половины – все равно что второй дом. Здесь они проводят по 10–12 часов в сутки. Иначе на кустарном промысле не заработать.

Только на первый взгляд это сестры-близняшки. На самом деле двух одинаковых не найти. Ручная работа.

Процесс изготовления матрешек начинается с выбора древесины. Из множества видов деревьев выбирают липу, так как она очень мягкая и с ней легко работать. Лучшее время для заготовки материала – ранняя весна. Дереву нужно подсохнуть, чтобы принять форму, после чего липу распиливают.

Нижнюю часть матрешки точат из сухого дерева, которое сохло несколько лет. Верхнюю часть – из сырой, так как в дальнейшем дерево высыхает, и поэтому матрешка плотно захлопывается. Сперва точат самую маленькую цельную однерочку. После приступают ко второй, состоящей из двух частей.

Изнутри вся древесина удаляется, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера и т. д. После матрешку женщины красят масляными красками. Покрывают лаком.

– Раньше мода была в Москве, однерки наточишь, зувындочки, по-нашему, (однерка – самая маленькая матрешка, размер ее 15 мм.). Блатные любили и на штаны… и везде навешивать. Мода была раньше такая. Рубль одна стоила. Можно было на него и опохмелиться.

Раньше майданские деревянные изделия продавали лишь в соседних селах. После того как токарные станки стали электрическими, матрешек увидели и дальние города России, и другие страны. С ярмарочных площадей Нижнего Новгорода и Москвы круглобокие красавицы разъезжаются по всему миру. Их пакуют в обычные тюки, китайские сумки, волокут по бездорожью.

И в дождь, и в снег им приходится томиться на прилавке. Прежде чем кто-то выберет для себя матрешку из сотен конкуренток. В торговле матрешками мало творчества. Это бизнес. В сувенирных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга пятиместные матрешки стоят от 250 до 7000 рублей.

Кроме традиционных точат и матрешек с портретами героев из сказок, а также пасхальные яйца, свистульки, елочки, петушков, булавы. Мода на деревянные изделия меняется. Спрос рождает предложения.

Однажды папа Карло состругал маленького мальчика Буратино. У нас все было по-другому. Майданцы выточили и расписали девочку-труженицу, умницу и красавицу. Она дала работу целому селу и стала символом всей России.