Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

День левши. Чем они отличаются от правшей и почему левшей нельзя переучивать

Титова Наталья, мама троих детей, двое из которых - левши

Около 15% людей являются левшами, то есть примерно каждый седьмой житель планеты. Родители, увидев, что их ребенок не такой, как остальные, начинают опасаться сложностей как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

Немного теории: откуда берутся левши

Кто такие леворукие ? Это люди, у которых ведущая рука - левая. Левши же помимо левой руки используют чаще и левую ногу, лучше слышат левым ухом и более четко видят левым глазом. Также в мире есть амбидекстры - те, кто пользуется одинаково хорошо и левой, и правой частью тела.

Как же так получается, что одни люди - левши, а другие - правши? Как правило, женщины носили младенцев на левой руке, ближе к сердцу, а мужчины-воины защищали щитом прежде всего область сердца, поэтому правая рука была у тех и других более свободна для активной деятельности. Так определилось ее преобладание. А леворукость - это исключение из правил.

iconmonstr-quote-5 (1)

«Левшество» также передается по наследству: по статистике, около 50% левшей рождаются у родителей, у которых ведущая рука - левая.

Если один из родителей левша, то ребенку суждено в основном владеть левой рукой более чем в 16% случаев. А если оба родители правши, левшой ребенок будет только в 6% случаев.

Леворукость также бывает следствием патологии развития - от нарушений развития головного мозга до травм правой руки в раннем детстве. Но это уже другая история.

Мой личный опыт: чем отличаются левши от правшей

Я - мама троих детей, один из которых - правша, а двое других - чистые левши. Расскажу про отличие между ними из личного наблюдения.

Правша. Мой ребенок-правша не склонен к спонтанным действиям, неожиданным поступкам, но всегда надежен и тверд в своих убеждениях и предпочтениях. Он последовательно выполняет дела, более структурирован, у него аналитический склад ума, склонность к конструкторской деятельности. Ему важны стабильность и устойчивость, чтобы все было на своих местах - сейчас, завтра, через несколько лет. Во всем этом виден рационализм левого полушария.

Левша. В отличие от него левши - и девочка, и мальчик - более артистичны, обладают тонкой душевной организацией. Это творческие люди, которые любят нестандартные решения. Они выражают себя через чувства, готовы к приключениям, переменам, более открыты миру. Левши не просчитывают варианты («а что будет, если…»), они живут здесь и сейчас, готовы заниматься несколькими делами сразу, у них всегда есть желание улучшать то, что имеют. Перестановка в комнате, поход на три недели, совмещение футбола и театральной деятельности - чем только они не увлекаются! Кстати, театр, сочинение стихов, рисование, хор, игра на гитаре, раскрашивание парных кед в разные цвета - это все следствие работы более творческого правого полушария, которое отвечает за левую половину тела.

Как же так вышло, что в одной семье такие разные дети, спросите вы. Моим детям «левшество» досталось частично через меня (я - амбидекстр), мою бабушку и моего дядю, которые были частично леворукими. Зато в детях леворукость проявилась в полной мере. А вот сын унаследовал гены праворукости от отца.

Если ваш ребенок не проявляет себя с рождения как левша, делайте окончательные выводы о его леворукости не ранее 4-4,5 лет. Для этого используйте специальные тесты на определение ведущей руки.

Помните: левшей ни в коем случае нельзя переучивать, из-за этого могут произойти серьезные сбои в работе межполушарных связей, также это может быть чревато нарушениями здоровья.

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть новыми умениями, купите специальные товары, которые сконструированы под левую руку: ручки, ножницы, прописи.

Преимущества левшей

Да, левшам немного сложно жить из-за неприспособленности мира к их особенностям. Вместе с тем у них много преимуществ, которые надо знать и использовать.

Быстрая адаптация. Тот, кто родился левшой, вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в праворуком мире. И у них это хорошо получается.

Творческие способности. Леворукие люди являются более эмоциональными, воспринимают мир скорее визуальными образами. Поэтому они оказываются способными к оригинальному художественному творчеству.

Способность из нерабочей руки сделать рабочую. Левши пользуются правой рукой гораздо чаще, чем правши левой.

Среди гениальных людей очень много левшей: великий актер немого кино Чарли Чаплин, изобретатель и живописец Леонардо да Винчи, римский император Тиберий, художник Пабло Пикассо, ученый Альберт Эйнштейн, автор «Алисы в Стране чудес» Льюис Кэрролл, участник группы «The Beatles» Пол Маккартни, император Наполеон, полководец Александр Македонский, композитор Людвиг ван Бетховен, футболист Диего Марадона, создатель Microsoft Билл Гейтс и другие.

Так что, если вы или ваш ребенок оказались левшами, будьте благодарны судьбе за такой прекрасный подарок и используйте в жизни эти прекрасные преимущества!

В школьные годы понятие «левша » у меня ассоциировалось именно с большим талантом, лесковским Левшой. Надо же, подковал блоху! Одной левой!

Сегодня я знаю, что леворукие люди существовали всегда и везде . С ними даже связано множество легенд. Например, в Древней Греции считали, что левша способен приносить счастье , ведь он состоял в родстве с богами. Почти так же полагали китайцы и индусы. Это очень редкий пример, когда левшей признавали хорошими людьми. Древние германцы, сравнивая левшей и правшей, нарекали первых неумехами за неумелое обращение с оружием и инструментами. Их обвиняли в пособничестве дьяволу и колдовстве.

Так кто же они? Чем они интересны? В чем отличие ? Давайте разбираться вместе с сайтом для мам .

Левша — кто он?!

«Левшой» называют в народе человека, у которого левая рука обладает доминирующей активностью . Есть мнение, что у этих людей правое полушарие мозга намного сильнее развито. Оно контролирует образное мышление и память. Собственно, этим левши отличаются от правшей, у которых доминирует правая рука.

Было время, когда детей, бравших ручку левой рукой и начинавших писать, насильственно переучивали , принуждая их писать только правой рукой. Впоследствии такая практика была прекращена. Ученые мужи пришли к выводу, что насильственное переучивание детей с доминирующей левой рукой даже вредно . Оно противоречит законам природы, ведет к задержке в развитии, отклонениям в психике и всяким другим негативным явлениям.

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .
Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.

Некоторое время назад я задавал примерно такой же вопрос нейропсихологу, доктору психологических наук . Привожу выдержки из ее ответа:

Да, оба полушария мозга имеют разные стили работы. Да, у взрослых и детей имеются индивидуальные различия, и, в частности, они могут предпочитать разные стили работы. Но что, как правило,не учитывается в популярных изложениях принципов работы мозга – это изменчивость функциональных систем мозга, его пластичность, вероятностный характер психического развития. Близкие результаты могут быть получены разными средствами.

Так, нейропсихологическое исследование одаренных школьников, имеющих высокие достижения в математике, показало, что среди них есть как выраженные правши, так и левши и амбидекстры (люди без выраженного предпочтения правой или левой руки). При этом правши чаще всего проявляли высокие волевые качества и упорство в решении задач, а левши и амбидекстры (особенно с разным предпочтением глаза и уха) часто отличались повышенным уровнем тревожности, интроверсии и астеничности (Ж.А. Лукьянчикова, 2006). Опытный нейропсихолог говорит лишь о тенденциях в проявлении эмоционально-волевых качеств, она не делит школьников на левополушарных и правополушарных и подчеркивает, что дети в обоих концах континуума левшества-правшества могут быть успешными математиками. Это миф, что можно определить по одному тесту доминирование того или иного полушария и связанную с ним специфику когнитивных и эмоциональных процессов, профессиональные и личностные предпочтения.

В чем же специфика работы левого и правого полушария у взрослых? Ученые отмечают, что моторные и сенсорные (воспринимающие информацию) области больше представлены в левом полушарии, ассоциативные зоны - в правом; и что в левом полушарии наблюдается преобладание внутрирегиональных коротких связей, а в правом – длинных межрегиональных. Эти особенности полушарий определяют, что задачи межсенсорной интеграции лучше решает правое полушарие, а левое хорошо справляется с задачами, требующими точности движения или восприятия.

Двум полушариям соответствуют две стратегии переработки информации: аналитическая (последовательная) у левого полушария и холистическая (параллельная) – у правого. Это объясняет, почему правое полушарие успешнее решает новые и хорошо упроченные (автоматизированные) старые задачи, а левое полушарие – новые варианты старых задач, предъявляющие требования к компактности хранения и точности извлечения из памяти.

Еще один миф связан с тем, что правое полушарие начинает работать сразу с момента рождения, а левое, якобы, развивается постепенно. Не работающие нервные клетки не получают достаточно питания и погибают, так что весь мозг работает с самого начала. Что же касается разных стратегий работы, то ученые спорят, когда в полной мере актуализуются эти стратегии, но ясно, что предрасположенность к ним закладывается до рождения. Близкий к предыдущему миф говорит, что за доминированием в раннем детстве правого полушария следует доминантность правого. Исследования электрической активности мозга свидетельствуют о циклических сменах доминантности. Смены доминантности можно проследить на примере развития речевой функции.

Как известно, у взрослых правшей доминантно по речи левое полушарие (у амбидекстров и левшей речевые функции распределены между левым и правым полушарием). Однако интонация и смысловая цельность высказывания зависит от функций правого полушария. У новорожденного звуки речи вызывают большую активацию левого полушария, а звуки музыки, интонационный контур фразы – правого. Эти данные интерпретируют как свидетельство генетической предрасположенности левого полушария к обработке быстрых акустических изменений, в частности, звуков речи, и правого – к изменениям более длинных сигналов. У детей 13-17 месяцев различия в мозговой реакции (связанные с событиями потенциалы) на знакомые и незнакомые слова были двусторонними с несколько большей активацией справа. К 20 месяцам различия обнаруживались только в левом полушарии. Более того, 20-месячные дети со словарем более 150 слов обнаруживали четко локализованный левополушарный ответ, дети же со словарем менее 50 слов давали более диффузный ответ. Отсюда был сделан вывод, что быстрый рост словаря («лексический взрыв») предполагает левополушарный сдвиг доминантности для этой функции. У детей 28-30 месяцев слова открытого класса (существительные, глаголы) и закрытого класса (служебные слова) производили разный эффект, но он был симметричным. Дети 3 лет обнаруживали преобладание левосторонней активации при предъявлении служебных слов. При этом опять дети с более богатым словарем были более похожи по картине ВП на старших детей, чем дети с менее богатым словарем. На основании этих данных исследователи предполагают, что приобретение первых 50 слов по одному, а позднее такое же освоение словосочетаний и синтаксических конструкций (item-based) идет с активным участием правого полушария. Напротив, выведение правила и его применение идет с участием левого полушария (подробнее см. Ахутина и др., 2013).

Все мы знаем, что левшей на свете гораздо меньше, чем правшей, однако далеко не всем известно, как достоверно определить, является ли человек лево- или праворуким, какие особенности личности психологи связывают с данными группами и насколько достоверны расхожие мнения о специфике характера право- и левополушарных. Именно эти понятия, явления и процессы я решила сделать объектом своего исследования.

В связи с этим в своей работе я решила рассмотреть типы мышления под несколько нетрадиционным углом — с точки зрения право- и левополушарности. Вследствие этого, тема моего исследования, на первый взгляд, может показаться не вполне корректной: с типами мышления у психологов, как правило, ассоциируется конвергентность, дивергентность, логика, интуитивность, интровертность, экстравертность и ряд других понятий. Однако, с моей точки зрения, доминирование одного из полушарий человеческого мозга оказывает на формирование личности, характера и темперамента человека влияние, глубину которого сложно переоценить, и одной из целей моего исследования является обоснование и доказательство данного тезиса.

Из остальных задач моей работы следует отметить определение соотношения между правшами, левшами и амбидекстрами, а также определение зависимости между функциональной ассиметрией головного мозга и некоторыми особенностями восприятия и реакции методом тестирования.

Из истории

На нашей планете, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности, больше правшей. Так было всегда. Закрепление функции речи за левым полушарием, доминирующем у правшей, произошло еще во времена верхнего палеолита. На наскальных рисунках, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Французский ученый Джерре Леви объясняет это явление принципами естественного отбора: мужчины всегда выполняли роль охотников и руководителей переселений, и те из них, кто обладал хорошими зрительно-пространственными способностями (а подобные свойства психология приписывает, в основном, праворуким), имели преимущество.

Но человечество никогда не состояло исключительно из правшей. На древнегреческих вазах нередко встречаются изображения воинов, которые правой рукой прикрываются щитом, а левой наносят удар. В войске Александра Македонского имелась специальная «левая дивизия» — семьсот отборных воинов-левшей.

В древние времена леворуких людей считали «нечистыми». В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она левша. В фольклоре многих народов и в Библии слово «левый» означает все плохое, а слово «правый» — все хорошее. По-английски левый — еще и «зловещий», «скверный», по-французски — «неуклюжий», «нечестный», по-итальянски — «дефектный», а по-русски — «некачественный».

В Италии каждый ребёнок знает, что дьявол — левша. На иконах, изображающих страшный суд, праведники стоят справа от Спасителя, а слева — грешники. О традиционном отношении к левшам говорят и народные поговорки и приметы: «Встал с левой ноги — весь день пойдёт наперекосяк», «Родинка на левом плече — останешься старой девой», если кто-то протягивает для приветствия левую руку — значит, недолюбливает, желает зла. Существует убеждение, что чёрная кошка перебегает дорогу исключительно слева направо.

В средние века, охотясь на ведьм, леворукость связывали с дьяволом. Возможно, тот факт, что Жанна д’Арк была левшой, помог инквизиторам приговорить ее к сожжению на костре. Император Петр Первый запрещал свидетельствовать в суде кривым, рыжим и леворуким, «понеже Бог шельму метит». А в Советском Союзе левшей переучивали вплоть до 1985 года.

Но леворукость отнюдь не всегда и не везде считалась дефектом. Так, древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги, ацтеки делали операции на почках левой рукой, древние инки считали, что быть левшой — большое счастье, а эскимосы по сей день верят, что каждый левша — колдун, а значит человек, пользующийся уважением и многочисленными привилегиями.

Если говорить о более современных примерах, то левша Наполеон Бонапарт был изображен своим современником на картине верхом на лошади и держа телескоп у левого глаза. При работе над Сикстинской Часовней Микеланджело рисовал обеими руками — он, как и президент США, Джеймс Гарфилд, который одной рукой мог писать по-латински, а другой - по-гречески, был амбидекстром.

Нейл Армстронг свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» сделал левой ногой. Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США — Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш — были левшами.

Разделение функций между полушариями

Из-за особенностей строения головного мозга большинство людей пишет, рисует, перелистывает страницы книги, держит телефонную трубку, нажимает кнопки в лифте и так далее какой-нибудь одной рукой, вследствие чего мы разделяем мир на правшей и левшей.

Вышеупомянутые особенности строения мозга заключаются в его функциональной ассиметрии: левое полушарие контролирует сокращения мышц правой части тела, а правое — левой. В упрощенном виде это явление характеризуют термины «правополушарность» и «левополушарность», обозначающие, соответственно, правшей и левшей; разделение же функций между гемисферами получило название функциональной ассиметрии.

Изучение принципов «разделения труда» между большими полушариями головного мозга началось в середине XIX века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. К примеру, у правшей при поражении правого полушария выявлялись обонятельные галлюцинации, нарушение образного мышления, топографической памяти; при поражении левого полушарие наблюдалось нарушение речи, сознания, вербальной памяти; у левшей же были отдельные, только им присущие синдромы — такие, как состояние сумеречного сознания, зеркальность, кожно-оптическое чувство, нарушение сна с последующим развитием эндогенной депрессии и нарушение речи (в 85% случаев), что впервые было установлено английским ученым Э. Броком.

Исходя из этого, легко предположить, что задачи правого и левого полушарий различны. Более того, современные медики с уверенностью могут сказать, что нет такой функции, за которую были бы ответственны как правая, так и левая гемисфера.

Однако, исследователями были зафиксированы факты «обмена» функциями между полушариями. В частности, широко известен случай с двухмесячного возраста британским подданным Брайаном Бертеном, попавшим в автокатастрофу. Мальчику удалили левое, сильно травмированное полушарие и создали самые благоприятные условия для развития, после чего, вопреки прогнозам, он стал нормально говорить (т.е. функции речи взяло на себя оставшееся у него правое полушарие). Врачи и нейрофизиологи наблюдали за Брайаном в течение многих лет. Пять лет спустя после операции коэффициент интеллекта у него составлял 164 пункта из 200, а к 26 годам Бертен окончил университет и получил ученую степень.

Но, по мнению ученых, этот случай должен оставаться исключением, не переходящим в правило. Считается, что причиной невротизации детей независимо от их функциональной ассиметрии полушарий является нарушение межполушарного взаимодействия: блокирование активности ведущего и перегрузки менее активного полушария. Прямым следствием этого являются различные невротические расстройства — истерия, психастения, шизофрения и т.п.

В 30-40 годах началось изучение функциональной асимметрии на здоровых людях. Выявленные асимметрии разбили на три основных вида: психическая, моторная и сенсорная.

Моторная асимметрия — асимметрия функционирования ног, рук, мышц лица. Например, у правшей левая рука более вынослива, чем правая к статичному усилию; мышцы левой части лица сильнее правой, в результате левая половина лица кажется более мужественной.

Сенсорная асимметрия — асимметрия функционирования органов чувств. Различают асимметрию органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, а ее обработка и хранение происходит в гемисфере, адаптированной к данному виду информации.

Наиболее выражена асимметрия функционирования органов зрения и слуха. Известно, что ведущий глаз первый «ловит» предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший по размеру и более и контрастный. В опытах по изучению асимметрии осязания установлено, что болевой порог выше на ведущей руке, а температурная чувствительность — у неведущей.

На данный момент времени не существует убедительных данных, доказывающих существование функциональной асимметрии органа вкуса и обоняния.

Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) определяется как психическая асимметрия. Известно, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правое полушарие: состояние отрицательного эмоционального напряжения проявляется активацией теменно-височной области правой гемосферы: в результате выработки некоторых веществ в данной зоне в крови повышается уровень кортизола, наблюдается сдвиг болевого порога, повышение частоты и сила сердечных сокращений.

Психическая асимметрия полушарий мозга проявляется также в отношении речевых функций. Центр речи лишь в 15% случаев локализуется справа, что чаще обусловлено перемещением центра речи из левого в правое полушарие в результате травмы левой гемисферы головного мозга в период детства и полового созревания.

Правши, левши и оберукие

Исходя из анализа трех типов функциональной ассиметрии, составляется профиль ассиметрии человека, который позволяет условно разделить людей на правшей и левшей. При этом лишь наличие 75—100% «левых» или «правых» признаков позволяет говорить о том, что человек является так называемым истинным левшой или правшой.

Всех остальных относят к людям «смешанного типа», способным пользоваться обеими руками, ногами, глазами и так далее в равной степени. Их называют оберукими или амбидекстрами, и они, в свою очередь, делятся на «чистых» и «смешанных». «Чистые» оберукие одинаково хорошо работают и правой, и левой рукой. Но чаще амбидекстры одной рукой хорошо пишут, а другой, например, держат ложку — это «смешанный» тип. Французы для большей ясности даже ввели понятие «графический левша, но бытовой правша» — для тех, кто все делает правой, а левой только пишет или рисует.

Оберукость — явление не столь редкое, как может показаться. Так, с точки зрения физиологии, у детей до двух лет обе руки развиты совершенно одинаково — из-за этого, кстати, возникло предположение, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых детей, превращаемся в калек-взрослых.

Медики утверждают, что распознать в человеке правшу или левшу можно только на четвертом-пятом году жизни. С этим утверждением, правда, не согласны психологи, которые заявляют, что леворукость дает о себе знать уже на третьем месяце. Народные приметы говорят о том, что если, лежа на спине, ребенок принимает «позу фехтовальщика», значит, он, скорее всего, станет левшой; если же младенец все время норовит повернуть голову вправо, значит, будет правшой.

Почему человечество разделилось на правшей и левшей неясно. Так, З. Фрейд полагал, что леворукость — это эмоциональное следствие чего-то негативного, что было в жизни человека; генетики утверждают, что лево-/праворукость передается по наследству, а некоторые совсем уж фантастические теории говорят о том, что когда-то на нашей планете побывала экспедиция из «параллельной Вселенной». У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих «богов» детей — левшей, обладавших удивительными способностями и талантами.