Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Цвет купола на храме что означает. Купола и главы храмов

СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

Главное в храме - купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии - храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира. «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты… » Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества.

ФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма - символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы - символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита

"Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся".

Е.Н. Трубецкой

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. НО шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом

Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм

тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

ЦВЕТ КУПОЛА

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

В Православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов.

В современном лексиконе под куполом часто понимается навершие храма, т.е. его глава. Настоящее же определение следующее: «Купол - это пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх».

Глава в храмовой архитектуре - это декоративное покрытие, расположенное над куполом и устраиваемое на световом барабане. Главка - глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле - как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия. Соответственно, к главам часто относят и простейшие посводные покрытия (металлом либо лемехом непосредственно по своду).

Главы храмов могут быть различного размера и формы в зависимости от размера, типа и конструкции покрытия храма. Традиционное количество глав на многоглавых храмах - три, пять, семь, двенадцать, но может быть и иным. Как правило, количество глав бывает не меньшим, чем число престолов в храме.

Технологически сложные и большие каменные купола правильной сводчатой конструкции стали сооружать после изобретения бетона во времена Римской империи при строительстве языческих храмов и больших общественных сооружений. Самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Здесь полусферический купол перекрывает круглое здание 43,5 м в диаметре.

Позже традиция куполостроения была перенята византийской архитектурой. Византийские архитекторы впервые разрешили задачу помещения купола над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана посредством устройства тромпов и парусов. Кульминацией этого периода стало возведение 42-метрового купола Софийского собора в Константинополе.

Крестово-купольный тип храма распространился из Византии по всем ее провинциям и странам, подвергшимся ее влиянию, в том числе в Древней Руси.

В древнерусском зодчестве главы бывают шлемовидными или луковичными. Шлемовидным называют специфическую форму купольных покрытий с килевидным верхом, близкую к форме древнерусского шлема. У луковичной главы также килевидный верх, но максимальный диаметр главы больше диаметра барабана. Высота луковичной главы, как правило, не меньше ее ширины. У шлемовидной главы высота всегда меньше ширины.

При наличии финансовых возможностей главы в Древней Руси золотились, но гораздо чаще их покрывали деревянным лемехом либо металлом, выкрашенным в любой светостойкий цвет (чаще всего зеленый или синий, голубой).

В современных храмах форму и цвет глав не регламентируют. Выбор этих параметров производится исходя из архитектуры храма, с учетом традиционной символики цветовых решений.

Рассмотрим такие особенности куполов и глав, как материалы основы
и кровельного покрытия

Сводчатые купольные покрытия могут быть выполнены традиционно из кирпича, а также из бетона, с использованием торкретбетонирования, по металлическому каркасу и из дерева.

Кирпичный купол. Кирпичные купола выкладываются по опалубке, опирающейся на кружала и стены или на пониженные по отношению к ним подпружные арки. После затвердения раствора кружала удаляются и опалубка снимается. Кирпичи и камни, применяемые для кладки куполов, перед укладкой увлажняются.

Бетонный купол. В купольном покрытии могут применяться и бетонные конструкции. Купола пролетом до 15 м бетонируют за один прием без перерыва, укладывая бетонную смесь от пят к замку, чтобы не вызвать перекос опалубки. При больших пролетах бетонирование ведут поярусно кольцевыми участками с непрерывным бетонированием каждого яруса. Бетонирование монолитных железобетонных конструкций куполов выполняют из тяжелого бетона класса В25 по прочности, марки F50 по морозостойкости.

Металлический купол. Купола и главы на барабанах с целью уменьшения веса и удобства монтажа могут выполняться на основе металлического каркаса. Необходимые элементы выполняются на специализированных предприятиях металлоконструкций, затем их собирают и обшивают на земле в условиях стройплощадки и потом устанавливают на место с помощью крана.

Однако металлический купол сложен в обработке, требует покрытия грунтовкой и краской, защищающей от внешних воздействий. Металлический купол подвержен коррозии. Конечно, современные покрытия позволяют защитить металл от разрушения, но необходимость периодических работ по защите купола на высоте требует участия специалистов, что в свою очередь сказывается на стоимости обслуживания.

Деревянный каркас куполов и глав. При устройстве куполов и глав применяются также деревянные конструкции. Деревянные купола не подвержены коррозии, но дерево гниет, а значит, купол требует более частого обслуживания, чем металлический.

Такой купол значительно легче металлического, но при строительстве деревянного купола используются дополнительные металлические конструкции. Деревянный купол требует металлического каркаса, который и обшивается деревом, поэтому в деревянном куполе основную массу имеет металлический каркас. Все изделия из дерева должны быть защищены от гниения, возгорания и поражения насекомыми.

Металлический и деревянный купол предполагают большое количество высотных работ, а также монтажные, сборочные работы с использованием спецтехники. Соответственно, это сказывается на сроках монтажных работ и на их стоимости.

Использование фарфора

Уникальным для храмостроительной практики стало использование в покрытии куполов фарфора: по такой технологии благоукрашены храм во имя св. Игоря Черниговского в подмосковном Переделкино и церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери на Сущевском валу в Москве. Такие купола хорошо переносят погодные перегрузки - от высокой плюсовой температуры до экстремальной отрицательной.

Поскольку поверхность купола криволинейная, применяются фарфоровые плитки разного размера. Форму куполу задает металлический каркас, обтянутый сеточкой из нержавеющей стали. Плитки к нему крепятся при помощи проволочек, продетых в специальные отверстия с тыльной стороны.

Металлы в кровельном покрытии

В качестве листовых материалов кровельного покрытия куполов и глав используются различные виды металлов (и их сплавов), к числу которых относятся сталь, алюминий, цинк, алюмоцинк, медь.

Легкие стали. Основным поставщиком специальных легких сталей является Финляндия.

Кровельный цинк. Кровельный цинк поставляется на отечественный рынок из Германии, а алюмоцинк 185 - из Швеции.

Для металлических кровель из оцинкованного листа эффективными мероприятиями, повышающими эксплуатационную надежность, являются нанесение антикоррозионных и антиобледенительных покрытий. Оба типа покрытий продлевают срок службы кровель, сокращают объемы ремонта и, как следствие, позволяют удлинить межремонтные циклы.

Практика эксплуатации оцинкованных покрытий показывает, что уже через 5-6 лет они начинают корродировать, и для предупреждения дальнейшей коррозии их необходимо окрашивать.

Применяемые для этих целей масляные краски плохо прилипают к оцинкованной поверхности и быстро отслаиваются от нее. Поэтому для оцинкованной стали нужно применять другие материалы, имеющие к ней хорошую адгезию.

Сталь с покрытием нитридом титана.

В современном храмоздательстве все большую популярность приобретает сталь с покрытием из нитрида титана, имитирующего цвет золота.

К ее достоинствам можно отнести:

Высокую износостойкость к коррозийному и атмосферному воздействию;

Высокую отражающую способность покрытия;

Разнообразие цвета: золото, медь, синий.

Недостатками являются:

Атмосферные загрязнения, которые осаждаются на пористую структуру нитрида титана, со временем искажая его первоначально золотистый цвет.

На устойчивость покрытия оказывают влияние:

1. Качество проката основы.

2. Качество очистки поверхности стали.

3. Выбранная технология напыления.

4. Качество компонентов напыления. При качественном исполнении всех четырех позиций стоимость квадратного метра покрытия нитридом титана составляет около 2500 рублей.

Михаил Юрьевич Кеслер.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» № 43, 2014 г.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Зачем на православных храмах возводят купола? Это делают только в России или во всех православных странах? Сколько куполов должно быть у храма и сколько не может быть никогда? Какой они бывают формы и в какой цвет могут быть покрашены? Рассказываем!

Зачем храмам нужны купола?

Купола православных храмов в том виде, как мы знаем их сейчас, - это вопрос исключительно традиции. В том смысле, что это так сложилось: у храмов должны быть купола. Причем, сложилось именно у нас. В православной Греции, например, - многие церкви возводятся вообще без привычных нам куполов.

Вот, например, церковь на острове Корфу: типичная православная греческая архитектура.

Как и этот храм: тоже Греция

Тогда какое на самом деле значение купола имеют для храма, если их не везде сооружают, и зачем они нужны храму?

Изначально купол - это всего лишь один из видов свода, которое может иметь здание. Например, такая конструкция будет идеальна, чтобы закрыть большие пространства, когда нужно избежать поддерживающих колонн. Такой тип перекрытия известен с древнейших времен. Еще до христианства купола возводились в культовых и важных для государства зданиях - короче говоря, там, где собиралось большое число людей: праздновать что-то или справлять религиозный обряд.

Со временем, купола стали уже напрямую ассоциироваться с «сакральными» зданиями. В христианской традиции купольный свод сразу стал символизировать небесный мир, вечность, вселенную. Причем, символизм почти сразу стал основной стороной купола, поскольку в большинстве храмов (в тех странах и культурах, где он использовался) купол не имел и не имеет конструктивного значения и был просто «венчанием» конструкции.

Посмотрите: собор святой Софии в Константинополе (сейчас - это мечеть). Он был построен как православный храм в VI веке, но сохранил в себе «изначальный» подход к куполу - как к полноценному своду.

А вот , Москва. Купол маленький, «символический». Роль же свода играет крыша-перекрытие.

То, что купол может играть «символическую», а не конструктивную роль, сложилось исторически. Например, на Руси: первые сами храмы почти все были деревянными и выполнялись в технике классического сруба, поэтому перекрывать их большими куполами было конструктивно нелогично и нецелесообразно. Купол уже не играл роль «крыши», а просто возвышался над храмом. Поэтому, правильнее их называть не куполами, а главами или «главками».

Это не древний храм, а современный: в , но он хорошо иллюстрирует сказанное в отношении куполов у деревянных храмов:

А вот пример конструкции храма, когда купол, наоборот: действительно выполняет конструктивную роль. Москва. Храм Успения Пресвятой Богородицы недалеко от Пречистенки. Купол закрывает собой весь придел, хотя над ним все равно поставлен небольшая башенка, которую венчает «луковка».

Или в подмосковной Кубинке. Тоже: большой свод в форме купола и над ним «луковка» поменьше.

Или главный собор Иоанно-Богословского монастыря в Москве. Не самый ярко-выраженный, может быть, пример, но тем не менее:

Купола действительно стали неотъемлемой частью русской традиции. Причем, нашим куполам присуща именно форма «луковки». Кто-то видит в этом напоминание о горящей свече. Возможно. Но изначально такого символизма в луковичную форму купола не вкладывалось - речь шла просто о красивой форме, которая гармонично завершала бы образ храма.

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Сколько куполов бывает у храма?

Вообще говоря, сколько угодно - в том смысле, что никаких догматов или сформулированных законов на этот счет нет. Число куполов определяется архитектурной концепцией храма. Другое дело, что в христианской традиции за некоторыми числами хранится символическое значение или ассоциации, а потому число куполов в подавляющем большинстве случаем ограничивается следующем количеством:

  • Один купол символизирует Единого Бога
  • Три купола символизируют Святую Троицу
  • Пять куполов - Спасителя и четырех евангелистов
  • Семь куполов напоминают о семи Таинствах Церкви
  • Совсем редко: девять куполов символизируют девять ангельских
  • Еще реже: 13 куполов - Иисуса Христа и его двенадцать апостолов
  • Наверняка есть храм и с 33-ю главками: по числу лет земной жизни Спасителя.

Цвета куполов: какие бывают?

Каким должен быть цвет купола в Церкви, это тоже не определяется каким-то правилами или канонами. То есть, он может быть любой (у храма Василия Блаженного на Красной Площади они, вообще, пестрые), но опять-таки - традиционно купола в русской традиции бывают такими:

Позолота - один из самых частых способов украсить главку. Никакой символической нагрузки тут нет: это просто очень красиво, величественно.

Синие купола (чаще всего - со звездами). Такие купола венчают храмы, посвященные Пресвятой Богородице. А звезды напоминают о Рождестве Христа от Девы Марии.

Зеленые купола . Вообще, в нашей Церковной традиции зеленый цвет - это символ Троицы или Святого Духа. Но в случае с куполами такой прямой зависимости нет. Вот, например, храм святителя Николая в , рядом с метро Библиотека имени Ленина в Москве.

Ну и наконец: черные купола . Кто-то говорит, что они символизируют собой монашество и встречаются в монастырских храмах, но это не так. Есть достаточно городских, «приходских» храмов с черными главками. Например, старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке - что в двух шагах от метро Парк Культуры.

Еще черными со временем становятся медные купола: медь с годами приобретает очень красивый черный цвет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Что символизируют синие купола?

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.


Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три - Святую Троицу.

Пять куполов обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Семь куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать - Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос - какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены - церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Если цвет церкви зеленый, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если желтый, то строилась в честь святителя.

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия. Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала. Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

Как и в предыдущей статье о колокольных звонах, скажу что православная Россия отличается от запада своими главами и куполами (так же цветами одеяний, крестами). Но об этом в следующий раз. Основные статьи, которые легли в основу данной заметки, вы можете найти по ссылкам ниже. Уверена, что будет интересно. Данная статья не является ни перепечаткой статей и никак не несет смысловую нагрузку этих статей. Первоначально статья называлась Купола России. Но все что здесь сказано относится и к Украине и к Белорусии. Надеюсь, они еще не против входить в Русь.

Цвета куполов.

Из всех источников следует, что канонов на цвет, конфигурацию венчающих куполов и главок церквей нет. Хотя цветовая палитра в религиях всегда имела свое определенное значение, но при окраске, как самих соборов церквей и храмов, так и отдельных элементов архитекторы руководствуются собственными пристрастиями, вкусами настоятелей церквей и архитектурными канонами, а также модой той эпохи. Так, сине-голубые цвета в оформлении Троицкого собора в Петербурге есть дань цветам формы солдат Измайловского полка. Самым ярким показателем отсутствия канонов и приверженности к эстетическим изыскам церковных архитекторов является Храм Василия Блаженного (Покрова на рву),

Богородичный храм.

В христианстве купол является образом небес и обычно украшен сюжетами Небесного Царства Бога, ангелами. Цвета куполов иногда несут свою смысловую нагрузку. Так золото — символ небесной славы. Купола в золотом наряде, обычно, посвящаются Христу,если куполов несколько то центральная и главная посвящена Христу. Купола и главы покрывают также и мусульманские мечети, индуистские храмы и иудейские синагоги. И не только в православная церковь использует золочение своих куполов. По дороге на Махачкалу не раз встречала золоченые купола мусульманских мечетей.

Синие купола со звездочками украшают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Не смотря на то, что канонов нет, храмов с синими куполами со звездами, которые не посвящены Богородице на Руси практически нет. Если храм увенчан зелеными куполами то скорее всего это Троицкий храм, потому как зеленые цвета - цвета Святого Духа. Храмы, посвященные различным святым, венчают куполами с серебряным покрытием и серебряными крестами. Черные цвет монашества и встречаются обычно в монастырских постройках.




Конфигурации глав и куполов.

Церковные купола и главы делятся по стилям на шлемовидные (сферовидными, западная церковь), луковичные, грушевидные и конусовидные (чаще закавказская православная церковь). Шлемовидными куполом чаще всего называют форму, очень напоминающую форму древнерусского шлема.



Купол-луковица. Название само говорит за себя. Кстати, такие купола и главы можно видеть не только в России, но и в Турции, Индии и на Среднем Востоке. Высота такого купола зачастую превышает ширину. Но и исключение не мало.

Купола-зонты. Особенностью таких куполов является разделение купола на сегменты, где ребра жесткости расходятся от центра к барабану. Примером такой конструкции мы можем вспомнить главный купол Софийского собора

Луковичные главы появились середине XVI века, и в дальнейшем стали повсеместно. Из Византии было заимствовано подсводное покрытие крыши, затем оно все вытягивалось вверх и превратилось в шлемовидное. Потом высота храмов оказалась недостаточной, и над куполами стали строить главы луковичной формы. Настоящими главами храмов нужно считать только луковицеобразные. Шлемовидные и сферовидные купола выполняют роль крыши. Шлемовидный купол, архитектурный стиль запада, на Руси не прижились. Есть факты, что луковицеобразные главы были и на дохристианских храмах, а затем только, по мере проникновения христианства, служителям церкви пришлось смириться любовью русичей к луковицевидным главам на храмах. Поэтому луковицеобразные главы канонизировали.

Считать, что возведение храмов с куполами пришло только с крещением Руси с запада, а до этого народы Руси жили в землянках, носили невыделанные шкуры вместо одежды это невежество и заблуждение. Русичи строили храмы задолго до прихода христианства. Проповедники почти все языческое перевели в христианские обряды. Поэтому зачастую христианские праздники органически переплетаются с языческими традициями.

Количество куполов.

Количество куполов. Православные храмы зачастую строят с нечетным числом куполов. Исключение 2 и 4 главые храмы. Количество куполов созвучно числовой иерархии устроения церкви. Число глав зависит от того кому они посвящены.

1 главый храм, его купол означает единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога. 1глава и колокольня. Такие храмы величественны и степнны.

2х главый храм символ двух естеств Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангела и человека). Фотографию не нашла.

3х главый храм символ Пресвятой Троицы, но не всегда. Канонов и на это нет. Пересмотрела фотографии церквей Святой троицы. Все что я посмотрела было 5 и больше главные.

4х главый храм символизируют четыре стороны света. Кажется я видела такую церковь где то на море. Фотографии тогда еще не делала.

5ти главый храм Из 5 куполов один главный, больше и выше остальных, символизирует Иисуса Христа, и четырех евангелистов. Самая популяная архитектура с 5 главами. Причем конфигурации купола всех типов. В ростове большинство церквей 5 купольные или однокупольные. Возможно это оптимальное соотношение.

7 ми главый храм. Семь его куполов это семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Тоже очень популярная архитектура. Хотя уступает 5 купольным решениям.Кажется и в Ростове есть 7 купольные храмы. Если есть обязательно выложу.

9 ти главый храм. Его купола образ небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Точно есть фотка. но какая из храмов 9 главая сложно посчитать. Фотографии были не с вертолетов.

13ти главый храм. Иисус Христос и двенадцать его апостолов.

25 глав Святая Троицы и двадцать четыре старца. Храм в Кижах, архитектурный памятник деревянного зодчества. Не знаю сколько там куполов. Надо искать информацию. Но где-то между 25 и 33 главами. Не ошибусь если фотографизя займет это место.

33 главы. Время жизни Иисуса Христа на земле. Сколько храмов у нас с 33главами? Это наверно ужасно сложно строить и поддерживать храм в хорошем состоянии. Неужели соображения благоразумия и экономии не перевешивают религиозные символы?

Заключение

Для написания статьи пришлось перерыть немало материала. Пересмотреть сотни фотографий церквей. Работа шла трудно, но интересно. Узнала много исторических фактов. Надеюсь, и вы почерпнете, что-то интересное для себя, заинтересуетесь этой темой и копнете поглубже.

В жизни много вещей, мимо которых мы проходим мимо. Иногда задумываемся над вопросом и не находя ответ забываем об этом. Будьте любознательными. Знания не приносят счастья, но привносят мудрость в нашу жизнь.