Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что такое духовный подвиг в христианстве. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова), Подвиг - читать, скачать - схиархимандрит Иоанн (Маслов)

В ысокий духовный подвиг Рихарда Рудзитиса

19 февраля мы отметили знаменательную дату - 120 лет со дня рождения Рихарда Яковлевича Рудзитиса (1898 – 1960) - поэта, писателя, философа, близкого сотрудника и последователя Рерихов, председателя Латвийского Общества Рериха в 1930-х годах.

Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих, с которыми Рихард Яковлевич вёл обширную переписку, высоко ценили его как преданного делу сотрудника, утончённого философа и талантливого писателя, автора стихов и книг, проникнутых высокой одухотворённостью. Елена Ивановна писала: «Дорогой Рихард Яковлевич, считаю Вас современным бардом Великого Грааля во всей всеобъемлемости этого Понятия. Учёный и поэт - это совмещение не часто встречается, а у Вас оно налицо, и учёность Ваша именно настоящая... Пишите и ничем не смущайтесь, Щит Света покрывает Вас» (19 декабря 1939 г.).

Предлагаем читателям фрагменты из сборника Р.Я. Рудзитиса «Беседы с сердцем». Часть их была написана во время его пребывания в лагере строгого режима в Коми, куда Рихард Яковлевич был сослан в 1948 году. Как вспоминала его дочь И.Р. Рудзите, «отец проявил бесстрашие и геройство в лагере, написав шесть книг стихов и афоризмов чернильным карандашом на лоскутках, которые пришивал внутрь своего бушлата, зная, что за такую работу грозит карцер или продление срока». Так появились многие произведения Рихарда Рудзитиса, впервые увидевшие свет только в 2009 году в книге «Избранное» (Минск, издательство «Звёзды Гор»).

Приведём пронзительные строки из воспоминаний художника Л.Р. Цесюлевича, предваряющих книгу: «Осень 1954 года... И тут узнаю: вернулся из лагеря Рихард Яковлевич!.. Вижу сразу - мыслитель, глубина чувств и страдания. Сильный духом человек, самостоятельный, как скала в бушующем океане. В нём целый мир. Громада знаний. И вместе с тем - резкая и жгучая боль, хотя скрытая. Никакой расслабленности, сидит в напряжении, выпрямившись. И даже пространство вокруг него напряжено...

Да, на лице видна скорбь, боль, глубина перенесённого. Нежнейший, добрейший человек, носитель культуры, чуткий поэт, жаждущий нести каждому свет через прекрасное, посвятивший всю жизнь не себе, но несению культуры, истины, блага для всех, - был осуждён, пытаем, терзаем. Но никого не предал, остался верен своему духу, своей цели. Не сломался, не приспособился, не озлобился... Прошёл тропой жгучих страданий с поднятой головой и несломимой верой в сердце, верой в Высшее».

В кратком предисловии к изданию, написанном президентом Международной организации «Звёзды Гор» М.Д. Скачковой, сказано: «Бардом Великого Грааля назвала Рихарда Рудзитиса Елена Ивановна Рерих. Это звание он оправдал всей своей жизнью и высоким духовным подвигом... Поэт и философ, борец за Знамя Мира, Рудзитис прошёл суровую школу жизни, но дух его не могли сломить никакие испытания, ни застенки Лубянки, ни долгие годы лагерей. Об этом свидетельствуют его труды, полные мужества, вдохновения и веры в прекрасное будущее». Жизнь Рихарда Рудзитиса «на века останется ярким примером служения общему благу. Мы приносим ему благодарность наших сердец за его бессмертные творения!»

Присоединимся к этим словам и отдадим дань почтения и глубокой признательности одному из героев духа, жизнью своей проложившему нам путь в лучшее будущее, - Рихарду Яковлевичу Рудзитису.

Рихард РУДЗИТИС

Беседы с сердцем

Щедрое, чистое Сердце, всеобъемлющее, всё понимающее, свет излучающее, отзывающееся на все страдания, умиротворяющее безграничной благожелательностью и улыбкой радующее. Сердце, могущественное в бескорыстии, огненный факел преданности и самоотверженности, возносящее и руководящее несметными душами, о величайшее Сердце, ты - огненная чаша алмазов накоплений бесчисленных жизней, ты - Свет!

О маленькое, робкое сердце в моей груди, подражай, пылко стремись подражать ему. Стремись хоть немного быть похожим на дающее, всё освещающее Сердце.

Если у тебя зародился импульс сделать что-то хорошее, делай это немедля, или хоть в ближайшие часы, ибо, откладывая, взвешивая умом, ты можешь счесть это доброе дело не очень важным и нужным, или будешь чувствовать себя неловко, или поленишься, или - скорее всего - сложатся обстоятельства, которые помешают осуществить твоё доброе намерение. Нет, каждое доброе дело важное, и оно тем более плодоносно, если рождено семенем первого огненного импульса.

Абезь, 29.VI.1952

Скажи спасибо неблагодарным, они помогают нам воспитывать себя. Они заставляют глубоко задуматься над некоторыми своими негативными качествами: может быть, у них всё же есть какая-то, пусть небольшая правда. Углубляй, напрягай, просветляй эти качества, пока они не засияют! Именно так!

Всё думаю об искусстве взаимоотношений. Разве самым лучшим воспитательным методом не является всепобеждающая благожелательность? Разве это не лучший бальзам даже для самых тёмных, грубых сознаний?

Надо принимать человека, в конце концов, таким, как он есть. Прежде всего ищи в себе начало добра, потом в других. И к самому себе, о сердце, предъявляй самые высокие требования. Большинство людей, по-видимому, могут подняться лишь на «волосок» выше вчерашнего сознания. И так надо стараться даже на эту микро-меру, терпеливо «тащить их вверх». Это было бы достижением, если бы хоть на малую долю расширился их взгляд и утончились качества.

О Ты, Несказуемое, но ведомое сердцу, помоги мне неустанно выявлять и применять хоть искорку блага!

Пробуди во мне неустанное горение сердца, чтобы я мог повсюду умножать лишь добро.

30.VI.1952

Всё просто - если тебя кто-то обидел или даже оговорил, особенно, если это знакомый (близкий человек так не поступил бы, ибо сердце его тебе доверяет), иди сейчас же - если так велит твоё сердце - немедля, выясняй недоразумение, чтобы оно не проросло в душе и не обожгло сознание, как пламя. Кротко, бесконечно терпеливо выслушивай всё. Может, когда ты будешь уходить, дверь за тобою запоёт в дружественных чувствах.

Если только сердце так скажет. Иначе проходи мимо сора, которым безумное сознание загрязняет пространство. Новый порыв урагана очистит воздух вокруг тебя.

2.VII.1952

Ты говоришь: никогда ничего не поздно. Даже у моста в Тот мир можно преобразиться. Каждое качество можно облагородить, укрепить. Можно непрестанно себя исправлять. Надо только захотеть.

Воля, стань звездою о двенадцати лучах в своей широте. Воля, стань бушующим пламенем в своей неотступности. Воля, устремись воздвигнуть гору величия, но и в бесконечном смирении и терпении приводи в порядок и очищай обыденность этого мира, чтобы даже самый скромный цветок жизни засиял в симфонии ежедневных обязанностей и заданий.

Воля, из получающего стань дарителем. Только сердце жертвующее, истинно, получает и становится всё богаче. Стань лучистым магнитом, сердце, чтобы привлечь всё хорошее и посеять только доброе.

3.VII.1952

Сердце, старайся понять всё немедля, в быстром ритме находчивости. Сердце, очищайся беспрестанно, просветляйся, стань алмазным ключом всех дел.

15.VII.1952

Часто я думаю, как распутать клубок кармы. Для многих, на самом деле, карма, которая привела их к этой горе Судьбы 1 , скорее спасательный круг, который их здесь охраняет от морального омута и поддерживает физически здоровыми и уравновешенными, заставляя жить умеренной жизнью, искать для всех своих печальных следствий настоящие причины.

Говорят, что из причин вытекают следствия, что карма - неизбежная школа: каждый обязательно должен пройти назначенный курс. У ребёнка ведь не спрашивают, хочет ли он ходить в школу, его просто заставляют.

В общем, обычному сознанию изменить карму очень трудно. Его судьба «начертана в звёздах» - созданное в прошлой жизни, или кармическое, имущество душа несёт с собою в этой жизни как неизбежные черты характера, наклонности и способности. Конечно, содеянное можно исправить не столько личными страданиями, как преображением сердца, стараясь уменьшить страдания других, умножая счастье восхождения человечества. В сознании жертвенных духов всё личное переплавляется в общечеловеческое и даже в космическое. Но где же они - духи огненного служения, которые так устремляются ради общего блага, что стрелами молний испепеляют карму за собою? Много ли истинных ваятелей своей судьбы, свободных, готовых на жертву сознаний? Почему большинство людей всё ещё живут под почти фатальным знаком Мойры?

«В самые трудные дни Учитель говорит - считайте, что вы счастливее многих. Будем признательны».

26.VII.1952

Настоящая жизнь начинается там, где всё мелкое, слишком обыденное посажено в почву великого, где сеют семена гор и горизонтов из золотой сеялки будущего - в строительстве, в служении, в практических, самых ощущаемых взаимоотношениях и симпатиях.

5.VIII.1952

Где же успех, и где внезапная волна прилива неудачи? Не всегда можно это решить логикой. Иногда кажется, что всё вокруг тебя рушится, - и тут же девятый вал возносит тебя на твёрдую вершину. Может быть, тебе кажется, что ты осуждён на долгие, непрерывные беды, но высший Разум в сердце втайне шепчет: нет, ты станешь свободным, ты уже так одарён, выдержи лишь ещё малость. Ты ведь не знаешь, когда, из каких глубин волна принесёт тебе благо радости.

Только не теряй ни на мгновение ясность и дисциплину духа. Только держись крепко за Серебряную Нить, с такой силой отчаяния, как утопающий хватается за соломинку, как ныряющий хватает глоток воздуха.

Только старайся всеми силами помогать своему Спасителю, ибо Он всегда спешит на помощь тебе. Открывая свою сущность в доверии, напрягая пламенно волю, ты поможешь спасительному лучу коснуться тебя. Потому неустанно иди через каждодневность, словно у тебя сто глаз и ушей, чтобы каждая твоя клетка звучала колоколом находчивости.

Все эти внезапные волны тумана необходимы, чтобы ты никогда не терял бдительности, чтобы заострить внимание, не позволить ни на мгновение покинуть доверенный сторожевой пост.

Держи своё сердце в постоянном молитвенном настрое. Пусть иногда сердце - как сухая лучина в ожидании пламени. Всё же и в этом беззвучии старайся, пусть без слов и мыслей, найти неожиданный прилив сердечного тепла. Гори, светись, даже под пеплом!

Ты, Кто всегда давал силу сердцу моему, даруй ему и бальзам непрерывной выдержки. Учи его всегда быть готовым.

9.VIII.1952

Чаша весов твоей кармы не перестанет взвешивать твою жизнь, пока в тебе останется хоть пылинка самости, причиняющей боль, ибо как песчинка может иногда остановить целый сложный механизм, так и каждый твой новый камешек, пусть случайной ошибки, даже неосознанный эгоистический импульс, может задержать (пусть на время) или даже нарушить perpetuum mobile 2 устремлённого ввысь развития твоей жизни, - особенно в этом спиральном круге твоего сознания, когда начинаешь понимать свою огромную ответственность...

Вокруг тебя стремительно проносятся острия шипов неизвестных причин, которые, словно стрелы охотника, направленные в дичь, превращаются в разрушительные последствия. Пусть будут благословенны спасающие нас силы, разве каждый удар не делает тебя более свободным - он сбивает пыль с твоей сущности.

Молния уже давно тебя задела, наконец, прогремел и гром в твоём сознании, ты начинаешь понимать, когда и что с тобою произошло, и почему. Так почему же ты так волнуешься и содрогаешься в страхе ещё теперь, после долгих мгновений времени, от простого, пусть и сурового звучания страхов, о сердце, если довольно легко однажды вынесло сам удар молнии?

Часто, как в мантраме сердца, я думал о свидетельстве жизни Святого Сергия: Он доверял лишь Всевышнему и своим силам.

Но сердце импульсивно старается выявить всю сердечность, доверяться, отдаваться душе другого, почувствовать самое дружеское соприкасание. В эти богатые опытом годы, проходя мимо самых противоположных сознаний, ты учился держать хоть немного в узде соизмеримости не только свою волю и чувства, но и сердечные отношения. И всё-таки как часто, поддавшись чувствам, опять забывшись, испытываешь разочарование. Но даже робкое дитя, медленно отстраняя руку матери, стремится сперва самостоятельно справиться со своим заданием. Так и ты слушай прежде всего своё сердце, и старайся нести сам свою ношу ответственности и ноющей тоски, сколько сможешь, а иногда ещё больше. Как часто ты совсем один, и только Бог не забыл тебя!

20.VIII.1952

Откуда этот корень ужасной, противоэволюционной апокалиптической «теплоты» в людях? Как человеческий лик, который после миллионов лет должен был сиять на восходе солнца, может забыть своё бывшее, пусть и неосознанное, подобие с Богом? Не «тёплым», не погрязшим в материальных заботах принадлежит Царство Божие, но детям, которые искрятся тысячами духовных интересов, но юности, у которой, в полёте восхищения, ноги едва касаются загрязнённой коры Земли, ибо душу ещё притягивает магнит огня Тонкого Мира, который устремляет их пламенем дерзания переродить этот ограниченный мир по облику недавно покинутой Родины Света. Сердце устремляется к этому ещё чистому поколению, увлечённому желанием творчества, к этим свободным завоевателям Будущего, дерзателям ве­ликого, к бескорыстному роду творцов, которым предначертано вести планету по новому огненному спиральному кругу духа, вверх.

Всё продвигается вперёд так медленно, черепашьим шагом. Но ведь духовный прогресс редко имеет «скачки» - сотрясения души, «переломы» и возобновления, откровения, «перерождения свыше», - только тогда, когда в душе уже созрели плоды прежних накоплений. Распятый разбойник, которому Христос пообещал счастье рая, конечно, в веках уже показал и отличные труды, и вера в Христа только добавила ступеньку для лестницы его нового сознания...

Но скажи, о сердце, чего ты хочешь всегда от меня, горем побитого, без родины, без цели, сокрушённого, брошенного, без милого сердцу труда?

Почему ты вечно недоволен другими? Вглядывайся прежде всего в зеркало своей сущности и будь ригористически недоволен единственно собою. Предъявляй великие требования к себе, к своим тенденциям жизни, своей часто безуспешной работе, хаотической мысли. Беспощадно очисти молнией каждый угол своего сознания, засорённого самостью. Старайся засверкать каждым качеством. Старайся ещё и ещё: пусть каждый твой импульс станет соразмерным с восхождением.

22.VIII.1952

Делай всё, что только возможно, чтобы быть всегда справедливым и культурно благожелательным в своих отношениях. Если же тебя всё-таки не понимают, нападают на тебя, тогда ещё есть возможность - «не умывай рук», но при случае попробуй найти (если только в сердце противника горит хоть уголёк блага!) какой-то другой метод, как его победить, - лучом своего сердца, и так спасти от его собственного затемнения.

Умей и противника посетить, пусть мимоходом, пусть и с маленьким праздничным подарком. С улыбкой доброжелательства, с добрым словом, или даже - с дружественным молчанием. Так ты скорее его победишь и освободишь...

28.IX.1952

Заводы, изготовляющие скрипки, научились создавать стандартные инструменты из старого, звучной породы клёна или, пусть редко, из добротной, изогнутой яблони; и такие скрипки, по признанию знатоков, по своему тонкому звучанию на самом деле имеют отличную тональность. И всё-таки, не знаю, может ли какой-то из этих массовых инструментов соревноваться с изделиями рук народных мастеров, которые кусок немого дерева оживили, насытили своей психической энергией, дали ему удивительное благозвучие, сделали скрипку «вещью в себе», «космосом в себе».

Такие мысли во мне пробудились, когда сегодня случайно услышал древнюю мелодию литовского канклеса. Он кажется дивным созданием, в котором каждый аккорд звучит перезвоном небесных колокольчиков, бесконечно чисто, робко, волнующе. Кто знает, быть может, этот старый волшебный инструмент прошёл через многие руки творцов, тонкослышащих и виртуозных мастеров, и каждый прилагал свою улыбку душевной ласки, своё сияние духа, вздох сердца и непостижимую боль тоски? Потому больно, если этот ангельский инструмент, иногда попадая в недостойные руки, вздрогнет, застонет в бесстыдных вихрях звуков, которые словно лишают его святости, заставляют потерять первозданный смысл красоты.

Так и великая этическая личность сообщает новый магнетический флюид и благозвучие даже физическим предметам, которых она касается. И более того, не чувствуем ли мы иногда, что и наша душа оживает в теплоте её сердца, как замёрзшая птица в руках святого? Музыкальность её духа одухо­тво­ряет все вещи и наполняет окружающее тайным свечением, розовой аурической атмосферой, ибо там вибрируют, летают искры её мыслей, импульсы чувств, сокровенные вибрации сердечной любви. Войдя затем во внутренне музыкальную среду этой высокой личности, мы чувствуем близость духа самого мастера, его дыхание, пламя его сердца и заветных мыслей, бесконечно тёплое сердечное магнетизирующее свечение.

И всё-таки невозможно уподобить великую гармоническую индивидуальность, обладающую космическим сознанием, пусть ветхое тело у неё настолько щемяще ограничено, - личность с её полифонической тональностью - сравнить с древним литовским канклесом, который звучит в благородной ясности, как только к нему прикоснёшься, нельзя её сравнить и с симфонией всех арф Земли. И даже простое, в своей чистоте звучащее сердце разве может с ней сравниться? Но всё же и близость простого, но духовно благородного человека мы нередко переживаем как мелодию, которая волнует, увлекает, делает добрее наше существо. Тембр такого голоса, пусть он слетает с губ седой старушки, в нашей душе отзывается столь захватывающе и светло, как бы слуха касались надземные звуки. В одухотворённую тональность этого голоса сердце всё не может прекратить вслушиваться, ибо он насыщен вибрациями светлых мыслей и благодатных чувств.

Так и отношения людей могут быть даром божественной музыки.

5.IV.1953. На Пасху

Иногда ты борешься один, настолько одинокий, настолько окружённый стихиями, словно в пустыне души, - и вдруг, как бы впервые, видишь, что твой товарищ, который был рядом с тобою, с кем ты каждый день сидел у одного стола, ходил в одну школу труда и страданий, - погружённый в себя, другим никогда свою святыню не открывавший, - истинно творит свой тихий подвиг. Он по-своему, возможно, больше тебя, боролся, страдал, побеждал, продумывал глубины всех вещей и уже создал картины Будущего, когда другие считали его самым обычным человеком.

16.VI.1954

Странник дальних путей, прошедший земли и небесные дали, познавший корень всего доброго и злого, скажи - где ты видел более божественное, несказуемо прекрасное алмазное сияние, чем в отношениях сердец, сплочённых чувствами вековых симпатий? С ними мы даже на краю бездны устоим, они всегда - как Рука Света, даже во тьме.

2.VII.1954

Каждое утро и вечер, составляя план напряжённого дня или отчитываясь перед собой за пройденный день, за сделанное или за то, что не успел, подумай, сердце, не забыло ли ты свой долг по отношению к другим, нет ли ещё какого-то окна возможностей, через которое можно бросить в сознание луч света? Кроме слов, как много ещё может быть реальных посвящений, ласки сердца, чтобы заставить сердце забиться в радости.

«И удесятери руки свои,

И умножь сердце своё».

10.I.1955

Истинно, надо научиться более стремительно, более находчиво мыслить в отношениях с близкими. Истинно, как бесконечно много ежедневных возможностей подарить луч радости другим мы упускаем. Как много лучших чувств сердца, милых слов, обод­ряющих взглядов, которые часто возмещают груды материальных подарков. Истинно, учись, учись, учись посвятить другому свой лучший трепет, о сердце!

10.IV.1955

Твоя задача - излучать вокруг себя вибрации гармонии и умиротворения, о сердце. В эти часы, в конце Кали-юги, когда миру угрожает прилив хаоса, всеми силами, дисциплиной духа устремляйся быть вестником благозвучия Света.

11.IV.1955

Если бы люди однажды поняли, что большинство страданий они возложили на себя сами, доб­ровольно, - всё, что вызывает зависть, ревность, недовольство, все обиды в бесконечных вариациях, саможаление, неудовлетворённость и сомнения, бессчётные вожделения, т.е. всю пыль и грязь самости, затем - приступы гнева и, наконец, страх. Именно страх, «имя которому легион», съедает психическую энергию человека и бросает его на шипы страданий. Так, чем слабее сознание, тем больше оно склоняется под ношею горя и обвиняет в своих страданиях, невольно или сознательно, других, даже судьбу, только не себя, когда чаще всего именно оно само - истинный виновник своих мучений. Большинство страданий - следствия духовного невежества. Как трудно продвинуть сознание. Как иногда невозможно дать человеку понять настоящие корни его страданий. Он жалуется на несправедливость, когда сам её породил. Как мало тех, кто ищет вину прежде всего в себе, кто чувствует великую ответственность за всех.

Сознание, воспламенись в свете духа, тогда ты во всех делах поймёшь смысл, как бы с расстояния.

4.V.1955

Не борись, если ощущаешь рядом с собою духовное отупение. Молчи на упрёки. Ведь твои логичные аргументы не помогут. Возбуждённый человек во всём видит лишь себя, свои представления. Тогда лучше направь сознание на другое - на утверждение добра. Если не можешь выдержать, просто уйди. Вдыхай прану и лети в молитве. Посылай миру пламенную мысль! Сознание ведь так медленно растёт. Так мало понимания духа.

30.VIII.1955

Только для себя.

Не упускай ни одного случая, где есть возможность чему-то научиться.

Меньше говори, сумей больше излучать.

Прилагай к каждой своей мысли и действию меру справедливости.

Проверяй всегда свои побуждения.

Сумей обращать меч своей воли именно туда, куда не хочется, когда чувствуешь себя уставшим, когда трудно, на то, чего внутренне избегаешь.

Куй свою волю, как стрелу молнии, спешить на помощь и сокрушать тьму.

Старайся увеличить тепло своего сердца к каждому, пусть жестом - улыбкой дай другому бодрость.

У каждой чуткой души часто бывает сердечная ноющая боль, она ждёт от тебя мажорного тона. Особенно этот дар сердца нужен молодёжи.

Помоги ещё и ещё умножить сердечность. Исцеляй сердцем.

22.XII.1955

Троякий смысл страданий:

1. Страдания как уплата долгов, или то, что называют искуплением или наказанием.

2. Страдания как школа или прояснение сознания. Бич, который гонит, является и уроком.

Этим двум группам подвержено большинство людей.

3. Страдания как проверка сознания - огненное испытание готовности человеческого духа, когда он приближается к порогу новой лестницы. «Кого Бог любит, того испытывает». Здесь уже приоткрываются врата к духовному геройству. Но только тогда, когда человек выдерживает экзамен.

В лагерных переживаниях стремлюсь найти хоть немного знаков решающего испытания.

О нет, это не страдания, что там было. Сердце с трепетом всегда категорически отклоняет это слово. Ведь тогда школьник свои экзамены тоже может назвать «страданиями»? Нет, это был поток огня, напряжение, пусть и огромное. Но над ним парил серебряный луч Благословения. Этот луч был мостом над сгущением теней к Свету.

26.XII.1955

Р. Рудзитис. Избранное. Минск: Звёзды Гор, 2009

1 Горой Судьбы Рихард Яковлевич Рудзитис называл Инту, город в республике Коми, где находились лагеря для репрессированных.

2 perpetuum mobile - вечный двигатель (лат. ).

Рихард РУДЗИТИС

НАСТАНУТ ВСЁ ЖЕ ВРЕМЕНА

Настанут всё же времена,
Когда все расы и народы
Сольются в братстве на века,
В единстве победят невзгоды.

Далёкой былью станет зло,
Над миром власть утратит злато,
И улыбнётся друг светло,
Благословляя сердцем брата.

Сползёт громадная плита
Греха и зла с людской природы,
Расправит крылья вновь душа,
Свет Духа озарит народы.

Так будет, верь мне. Верь мне, брат!
Доверься сердцу - сердце знает!
На небесах колокола звенят
И Воскресенье мира возвещают!

(Перевод с латышского: Мария Скачкова)

Икона Богородицы Тамбовская (Уткинская)ПРАЗДНОВАНИЕ:29 апреля ИСТОРИЯ В 1686 году святитель Питирим приехал в Тамбов и вместе с прочими святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, именуемой Ильинско-Черниговской, считающейся покровительницей Юго-Западного края. Поэтому поставлена была икона на юго-западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской, тем более что в иконописном образе были некоторые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, были изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий, и преподобная Евдокия. Предполагают, что это Небесные покровители родителей епископа Питирима, и, вполне возможно, что сам он и написал образы этих святых. Позже на месте юго-западных городских врат соорудили небольшую деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В этой церкви и пребывала икона. А когда купец Иван Уткин построил на свои средства в 1771–1778 гг. каменную Архидиаконо-Стефаниевскую церковь, то Тамбовскую икону перенесли сюда и поместили в алтаре над жертвенником. Церковь в народе стали называть по имени строителя Уткинской, а икону впоследствии совершенно забыли. Но Царица Небесная сама о себе напомнила. В начале XIX века одному калужскому заштатному священнику, который страдал болезнью ног и не мог ходить, во сне явилась именно эта икона Божией Матери, и было сказано: «Отыщи эту икону. Молись перед ней, и ты получишь исцеление». После этого сна священник получил некоторое облегчение от своей болезни, так что смог ходить, и тотчас принялся разыскивать увиденную во сне икону. Посетив разные селения и города, он, наконец, добрался до Тамбова, где, осмотрев все церкви, обнаружил ту самую виденную во сне икону в алтаре Уткинского храма, а после молитвы перед ней получил совершенное исцеление. Этот случай стал широко известен в городе, и после него было ещё несколько чудесных исцелений горожан. Тамбовская икона снова стала известна, и когда в 1835 году старая Уткинская церковь был значительно расстроена, то по просьбе горожан правый придел освятили в честь Тамбовской иконы Божией Матери. С течением времени благодарные тамбовцы усердно украшали икону: появилась роскошная сребропозлащённая риза, множество драгоценных камней. Случаи исцеления, бывшие от иконы, не успевали записывать. В 1888 году по распоряжению Святейшего Синода из всех церквей города 16 апреля в честь Тамбовской иконы стал совершаться крестный ход, а в 1900 году саму церковь стали именовать Богородичной. После революции тамбовские храмы разорили, пострадала и чудотворная икона. С иконы сняли ризу, выковыряли камни, а сама она бесследно исчезла. В городе имеются чтимые списки чудотворного образа. МОЛИТВЫТропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской»глас 4 Днесь све́тло красу́ется град Тамбо́в,/ и святи́тель Христо́в Питири́м ра́дуется./ Сия́ет бо ны́не чудесы́ ико́на Твоя́, Влады́чице,/ ю́же из первопресто́льнаго гра́да Москвы́ святи́тель принесе́,/ и ди́вное лю́дем явля́ет Твое́ заступле́ние,/подаю́щи исцеле́ние всем, с ве́рою к Тебе́ притека́ющим./ Те́мже уми́льно вопие́м Ти:/ спаса́й нас ико́ною Твое́ю,// Де́во Всепе́тая. Перевод: Сегодня светло ликует город Тамбов и святитель Христов Питирим радуется. Потому что чудесно сияет сейчас икона Твоя, Владычица, ее же из первопрестольного города Москвы святитель принес, и являет людям Твое удивительное заступление, подавая исцеление всем, прибегающим к Тебе с верой. Потому смиренно взываем к Тебе: «Спасай нас иконой Твоей, Дева, Воспеваемая всеми». Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тамбовской»глас 3 А́нгели Бо́жии и вси святи́и на Небеси́ ны́не ра́дуются,/ ви́дяще сла́ву Твою́, Пречи́стая Де́во./ Ве́рнии бо лю́дие пред ико́ною Твое́ю/ прино́сят Тебе́ благода́рственныя моли́твы,/ ра́ди ми́лости и щедро́т, явле́нных всем нам,/ наипа́че же гра́ду на́шему./ Потщи́ся, Богоро́дице Де́во,// и в пре́дния дни спаса́ти нас Твои́м заступле́нием. Перевод: Ангелы Божии и все святые на Небесах сейчас радуются, видя славу Твою, Пречистая Дева, поскольку верующие люди перед иконой Твоей приносят Тебе благодарственные молитвы за милость и сострадание, явленные всем нам, более всего же городу нашему. Постарайся, Богородица Дева, и в будущие дни спасать нас Твоим заступлением.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «НЕФТЕГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В НАУКУ»

ТЕМА: "ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА»

НАПРАВЛЕНИЕ: Гуманитарное – «Дорога в мир знаний»

ФИО студента: Коротких Виктория Владимировна

Руководитель: Маткаримова Юлия Юрьевна

2017 год

ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА

Коротких Виктория Владимировна

ГБПОУ «НГТ»

Научный руководитель: Маткаримова Юлия Юрьевна

«Как далеко простираются лучи крохотной свечки!

Так же сияет и доброе дело в мире ненастья…»

У. Шекспир

На уроках истории, изучая страницы своего прошлого, мы говорили о подвигах наших предков. В том числе поднимался вопрос о «духовных подвигах». Меня заинтересовал вопрос: что такое «духовный подвиг».

Очень часто мы, молодые, слышим от старшего поколения упреки в наш адрес в том, что мы безнравственны, бездуховны и невоспитанны.

Конечно, сейчас в современном обществе наблюдается противоречие между сложившимся мировоззрением у молодёжи и общечеловеческими ценностями, которые вырабатывались на протяжении многих веков.

Для возрождения духовности в обществе нам нужно оглянуться назад, и искать примеры для подражания среди наших предков. Богата наша Родина героями, принёсших себя в жертву ради спасения других. Здесь и святители, и князья, мученики, и простые люди.

Так уж сложилось, что в истории нашего народа неразрывна связь подвига духовного и подвига ратного. Я считаю, что для современных подростков эта тема актуальна. Вопрос веры и служению отечеству в настоящее время у многих вызывает потребность обсуждения.

Цель моей работы – ответить на вопрос «что есть духовный подвиг», на конкретном примере изучить духовно-нравственного подвиг православного русского воина, совершенного им в исторический период, когда решалась судьба нашей Родины. Мною выбран герой Куликовской битвы 1380 года монах-схимник Александр Пересвет.

В моей работе я применяла следующие методы исследования, которые определили этапы работы над проектом:

Мониторинг среди студентов моей группы;

Анализ исторических источников;

Использование цифровых образовательных ресурсов сети Интернет;

Анализ и систематизация материала;

Представление материала в форме электронной презентации и доклада.

Сведения о Куликовской битве содержатся в произведениях древнерусской письменности: “Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”, Краткая и Пространная летописные повести о Куликовской битве, “Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича”, “Житие преподобного Сергия Радонежского”.

На уроке истории, изучая Куликовскую битву, студенты моей группы (25 человек) выполняли письменное задание – нужно было ответить на вопрос: «В чём заключается духовный подвиг Александра Пересвета?» Я, с помощью преподавателя, проанализировала результаты этой работы, в итоге: 12 % (3 человека) обучающихся нашей группы с заданием справились, 16% (4 человека) - мыслили в верном направлении, но не смогли правильно сформулировать свою мысль, 72% (18 человек) - пересказ события. Вывод: молодое поколение не имеет представление о подвиге духовном.

Что такое подвиг воинский мы себе представляем. А вот что есть подвиг духовный? Диакон Иоанн Иванов говорит: «…подвиг – это целенаправленный сдвиг, приближение к цели. Люди, которых мы считаем героями, целенаправленно жертвуют своей жизнью, своими взглядами ради кого-то или чего-то, то есть совершают хороший поступок в интересах общества (Еф. 6, 12)».

Действительно, духовный подвиг - это тяжелейшая борьба за чистоту своей души с грязными мыслями, это проявление бесконечного человеколюбия и милосердия, смирения и сострадания. И эта духовная битва делает добрее и светлее мир, в котором он живет. В этом суть христианского духовного подвига. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг.

Среди разных героев встречаются такие, которые, появившись один раз, навечно входили в историю своего Отечества. К ним относится легендарный воин-монах Александр Пересвет, герой сражения на Куликовском поле 1380 года.
Время донесло до нас об этом герое мало сведений, которые иногда больше похожие на легендарные. Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином, воином, возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Позже, инок Пересвет попал в Троице-Сергиевский монастырь. Достоверно известно только то, что в 1380 году он уже был послушником этого монастыря. Пересвет был монахом - схимником. Великая схима - это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского настоятеля Троицко-Сергиевского монастыря перед Куликовской битвой московский князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков, хорошо владеющих оружием. Одним из них был Александр Пересвет.

Посылая на битву монахов-схимников, Сергий Радонежский понимал, что они будут лучшим примером в бою для православного воинства. Как написано в «Сказании о Мамаевом побоище», передал им монашеское облачение – схимы, «оружие нетленное вместо тленного».

Наиболее подробный рассказ о Пересвете содержится в “Сказании о Мамаевом побоище”, написанном в конце XV века. В нем красочно описывается поединок Пересвета с Челубеем. По древней традиции, любые битвы открывались рыцарским поединком. Татарский воин Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что он был непобедимым воином- поединщиком, в бою он использовал копьё ,которое было длиннее обычного, что не давало сопернику шансов нанести должный удар.

Разъехавшись по полю, два всадника опустили копья на уровень груди и помчались во весь конский мах друг на друга. Они сталкнулись с грохотом, в последний миг умело направив копья. Перед боем Пересвет удлинил своё копьё при помощи яблоневого посоха (этот посох сохранился до наших дней в Рязанском краеведческом музее.). В решающий момент он направил эту конструкцию в область лица Челубея, выбрав уязвимое место, и убил его. При этом ему самому пришлось насадиться на копье, иначе бы оно сбило его. На Пересвете не было ни лат, ни защитного костюма, только монашеские одежды. Ценой своей жизни Пересвет победил Челебея и положил начало Куликовскому сражению.

Существует версия о том, что Пересвет последним движением руки сумел повернуть послушного коня к своему войску. Тот донес его уже бездыханное тело, пронзенное вражеским копьем, до строя передового полка.
Сегодня для нас подвиг Александра Пересвета несет большое духовное значение, поскольку он был мучеником на Куликовском поле.
Так инок Александр Пересвет совершил свой исторический не только ратный, но и прежде всего духовный подвиг во имя земли Русской.

Тема война-христианина актуальна и неоднозначна. С одной стороны защита Отечества - долг любого Христианина. А с другой - Заповеди учат нас терпимости и смирению.

Перед этим выбором стоял и Александр Пересвет. Казалось бы, не за тем он ушёл в монастырь, чтобы вновь взять в руки оружие и рисковать своей жизнью. Одна из христианских заповедей гласит: «Не убий». Но в тоже время Евангелие от Иоанна сказано: «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя». (Ин. 15:13)

Подвиг Пересвета заключается во- первых, в послушании преподобному Сергию, а во-вторых в его выборе - он положил свою жизнь не только за военную идею победы, но и за близких. Вера этого человека была настолько убежденной и живой, что он действительно не боялись смерти.
Пересвет знал, что нужно пожертвовать собой. Видя такой уровень душевного и духовного развития, нам нужно многому поучиться у таких людей. Да монах, да с оружием в руках! Но не себя он защищал (себя он, наоборот, не пощадил), он погиб ради спасения Отечества. И поэтому его можно сравнить со Святым Георгием Победаносцем, убивающим змея, который олицетворяет зло. Сам же Александр Пересвет Русской Православной Церковью был причислен к лику святых.

Божьи Заповеди - это идеал к которому надо стремиться. Христианская культура - это рассказ не только о выборе между добром и злом, а о выборе между большем и меньшем злом, а в жизни такой выбор стоит чаще. «Поднявший меч от меча погибнет»,- говорит Господь, но меч защитника находится в человеческих руках и нужно воспитать воина, который будет использовать оружие для защиты, а не для мести.

Как уже говорилось мною выше, богата наша Родина великими людьми, принёсших себя в жертву ради спасения других. Имя Александра Пересвета светится здесь, на скрижалях родной истории, напоминая современникам и будущим поколениям россиян, что военная слава Руси вырастала из её духовной мощи. Мне хочется верить, что родит земля Русская новых Пересветов, способных в трудное время совершить не только ратный, но и духовный подвиг.

Список используемых источников и литературы

    Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982

    Никитин А. Подвиг Пересвета. – Терра инкогнита. 1996, № 2–3 Никитин А.Л. «Лебеди» Великой Степи. НиР, 1988, № 9

    Егоров В.Л. Пересвет и Ослябя. ВИ, 1985

    Шамбинаго С.К. Повесть о Мамаевом побоище. СПб., 1906

    Дмитриев Л.А. История памятников Куликовского цикла. Сказания и повести о Куликовской битве...

    Шамбинаго С К. Повести о Мамаевом побоище. СПб., 1906,

    Салмина М.А. «Летописная повесть» о Куликовской битве «Задонщина». «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. М.-Л., 1966

    Благословение преподобного Сергия. Под редакцией В. Силовьева. Изд.совет РПЦ, 2005

    Карышковский П. О. Куликовская битва. М., 1955.

    Летописная повесть о Куликовской битве. - "Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. Сост. и общ. редакция Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М., 1981.

    Православный воин http://pravoslav-voin.info/voin/114-pismo-k-bogu.html

    Пересвет и Ослябя на www.youtube.com

Можно всю жизнь ходить в церковь, причащаться, исповедоваться и так ничего не понять по-настоящему, не начать жить духовной жизнью, работать над собой. Наша церковная жизнь обязательно должна быть чем-то трудным, чтобы человек начал внутренне работать, чтобы он не просто осуществлял какую-то свою привычную бытовую схему, отбывая какие-то праздники, какие-то службы. Нужно, чтобы у него была цель, чтобы он этой цели достигал. Каждый человек должен иметь свою программу духовной жизни.
Жизнь перестает быть подвигом. Она вошла в определенную колею и стала бытом. Как только подвиг ушел из жизни, пропали и духовные плоды. Оказывается, благодатная жизнь с Богом возможна только тогда, когда человек живет подвигом. Без этого подвига духовной, благодатной жизни нет. В чем же подвиг? Какой подвиг, когда нет тяжелых грехов и не в чем особенно каяться? Теперь это должен быть подвиг молитвы, смирения, любви, послушания, подвиг постоянной борьбы со своими страстями, со своей гордыней, тщеславием, честолюбием, властолюбием, раздражительностью. Должно быть постоянное внимание к себе, к своей духовной жизни, очень требовательное внимание. А более всего нужно смирение. Смирение- основа духовной жизни, смирение дается через послушание, через постоянное терпение скорбей, через постоянную победу над своей гордыней, над своим тщеславием, над своей обидчивостью.
Всякий человек может жить подвигом. Когда начинается подвиг, начинается духовная жизнь. Подвиг может иметь совершенно разные формы. Но все, что человеку очень трудно, даже превосходит силы, его естественные возможности - это и есть подвиг. Когда человек не может чего-то сделать, но с верой в то, что Бог ему поможет, устремляется навстречу этой трудности - вот это и есть подвиг. Как только таким подвигом веры, преодолением самого себя, своих страстей начинает жить человек, для него открывается духовная жизнь.
От нас не требуются такие же духовные подвиги как у древних святых. Господь не вменит нам то, что мы не достигаем таких уровней. У каждого времени свой уровень трудности и свои достижения духовные. Но от нас требуется то же самое, что и от них,- требуется подвиг. В народе говорят: "Ты делай свое дела, а если чего-то ты не умеешь, то Ангел за тебя сделает, если ты действительно полагаешь все свои силы" Когда человек трудится, живет подвигом, тогда ограниченность снимается, уходит. Господь своей благодатью восполняет помимо человека все необходимое.

Не надо искать такие игольные уши, чтобы и подвига не было, и жизнь духовная была!!!
Чтобы причащаться, исповедоваться, молиться, считаться православным, считаться хорошим, и в тоже время - никаких подвигов. Это есть некий рубикон в жизни человека. От того, поймет ли он его и захочет ли его преодолеть, зависит его духовное будущее. И большинство перед этим рубиконом останавливается и не хочет идти дальше.
Людей, по-настоящему желающих искать подвига духовной жизни, очень мало. Подавляющее большинство ищет жизни душевной, душевного комфорта, душевных отношений, жизни земной, а не небесной, не хочет освобождаться от своей воли, не хочет ничем существенным жертвовать.

Можно дерзнуть сказать, что даже революция, со всеми ее трагическими последствиями, в большей степени была обусловлена именно расцерковлением русского народа. Расцерковлением, которое произошло в результате превращения церковной жизни в церковный быт , в результате снижения благодатной жизни, благодатного общения с Богом, низведения ее до отправления церковных обрядов. Люди перестали ощущать, что значит "таинство", перестали в Таинстве находить встречу с Богом.