Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что такое березовый кап. Быстрая и качественная сушка капов и сувелей в домашних условиях

Просмотры: 31073

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.



Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник ») - это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.



По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.



Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.



Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем .

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью ), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.



Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.



Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.



Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.



При обнаружении массивного капокорня , необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.

Кап, сувель. Заготовка, сушка, свойства.

Автор данного материала - большой специалист в художественной обработке древесины (и не только древесины), уже знакомый нам по Сергей из Подмосковья. Сегодня Сергей раскроет читателям секрет быстрой сушки таких редких и интересных материалов, как кап и сувель. Информация очень редкая и полезная. Читаем...

Итак для начала определимся с некоторыми понятиями.
КАП - (он же ведьмин веник) это доброкачественное образование на дереве представляющий собой пучок тонких веточек растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.
Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но цениться весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделке мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), также производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров,женских заколок, мелкие украшения (кап берёзы). Использование на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также цениться резчиками по дереву за неповторимую текстуру.
Нельзя найти два одинаковых куска капа, даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.) но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с мяч волейбольный или с большую тарелку.
Резать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.
На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа(эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции и как понимаете, спилить мне там ничого не дали бы... Но я изловчился и нашол кап ясеня, по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков. Глядим:

СУВЕЛЬ - (она же свиль) Как ясно из названия нарост получил название из-за своей структуры (витая структура, это ещё мягко сказано). Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от КАПА, в будущем не путать сувель и кап).
Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от ореха до 1,5 метров высотой (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью). В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.
Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким "морозным" рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает "светиться" изнутри(при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно жёлтого до розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.
Фотки:

Как видно - кап на сувель не похож совершенно.

ЧАГА- это гриб, (не путать с грибом-трутовиком!!!) и он нам не нужен для наших целей.

Итак, как сушить. Сразу скажу что метод "запаривания" подходит для небольших кусков дерева. Где-то в половину мяча футбольного или небольшого поленца.

1. Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем то подобным.

СПИЛИВАТЬ НАРОСТЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО В СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА, ИДЕАЛЬНО - В КОНЦЕ АВГУСТА, НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ, ДО НАЧАЛА СОКОДВИЖЕНИЯ.

2. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц. всё равно отвалятся.
Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый, остальные наросты варят по той же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево естественно всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать всё равно, какую, холодную или горячую - всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки а не суммарный объём древесины.

3. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки с верхом соли (стаканы с водой кто считать будет??? А?). Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно.
Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду(именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной).
Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

4. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок(опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка.
Стружки подойдут от электрорубанка(можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Кастрюльку и побольше было можно взять! Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

5. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения.
Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный "бульончик". И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

6. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем на шкаф ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

7 Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки.
Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

8. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! используйте перчатки!

9. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага.
Дерево "привыкнет" к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

10. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать припуск на их удаление в последующей обработке.

11. Где искать наросты... Естественно в лесу. НО! определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые большие и красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами, кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.
Вроде всё. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.

12. После окончательного привыкания дерева к атмосфере можно начинать работать с заготовкой. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и если есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет" что называется, проявится вся внутренняя красота.

Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

За сим заканчиваю, вашЪ Serjant.

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

Оцени, пожалуйста, этот пост:


Кап еще называют «ведьминым веником» — это небольшое образования на дереве, доброкачественного характера. В основном имеет вид капли, из которой растут тоненькие веточки, собирающиеся в пучок. В разрезе поперек можно наблюдать структуру из броских сучков. Обработка капа не проста, хотя шлифовке и полировке все же поддается. В результате работ имеет очень привлекательный вид.

Некоторые участки березового капа могут отдавать перламутром. В промышленности он не представляет особой ценности, но является достаточно дорогим в силу своей красоты и уникальности.

Иногда кап может использоваться в качестве шпона для отделки мебели, но чаще всего это кап экзотических деревьев. А вот из березового капа делают прекрасные шкатулочки, женские небольшие украшения или заколки, портсигары.

Кап березовый отличается качественной текстурой, поэтому нож с деревянной рукояткой весьма красивый и дорогой.

Двух идентичных капов в природе не отыскать, даже половинки отличаются друг от друга. Их можно увидеть на множестве разных деревьев. В наших широтах очень ценится березовый кап. Вырастает он не большим, максимальный диаметр как у большой тарелки.

В силу плотной текстуры, сделать на капе какой-либо рисунок сложно, да и нет смысла.

Чтоб березовый кап можно было в будущем использовать по назначению, очень важно его правильно собрать. Для этого мы ознакомим вас с подробной инструкцией:


Правильная обработка березового капа

Очень часто при распиливании капа образуется уникальный и неповторимый рисунок, который не захочет менять мастер. В иных случаях, кап после распиливания обрабатывают:

  • Крупный капы практически всегда распиливают, так как из него можно изготовить сразу несколько предметов. Кап разделяют на несколько пластин, толщина каждой зависит от того, какой планируется изготовить предмет.
  • Чтоб в будущем получился отличный рисунок, следует заранее продумать угол распила. Чем больше на срезе будет спящих почем, тем лучше.
  • Когда кап свежий, рисунок проявляется слабо, но пилить намного проще.
  • Что рисунок проявился в полную красоту, перед изготовлением предмета следует кап хорошо пропарить.
  • Пропаривать кап можно дома, для этого подойдут мелкие опилки. Для проведения процедуры берут нужную по размеру емкость (кастрюлю рекомендуется использовать старую, так как красители, которые будут проявляться, отмыть не удастся). Опилки выкладывают щедрым слоем на донышко, сверху кладут кап. Плотно укладывать нельзя, должен оставаться зазор хотя бы в 0,5 сантиметра. Поверх сыплют опилки тонким слоем.
  • Выложенный кап в кастрюлю заливают хорошо подсоленной водой (в основном нижний слой). Вода не должны полностью покрывать заготовки, а только немного их касаться. Соль берут с расчетом 1 ст. л. на 1 л воды. Если будет немного больше – не беда.
  • Подготовленный кап накрывают крышкой и ставят на небольшой огонь. Как только смесь закипит, отчитывают около 10 часов, и дают капу хорошо пропариться. Чтоб избежать неприятностей, в емкость поглядывают каждый час, при необходимости доливают воду.
  • По стечению времени, емкость снимают с огня, и оставляют остывать.
  • После остывания заготовки промывают под проточной водой, и оставляют сушиться. Чтоб они просыхали равномерно, каждые несколько часов их следует переворачивать. Период просушивания длиться около 3-4 суток.
  • Когда заготовки полностью высохнут, их опять пропаривают по вышеуказанной схеме, снова просушивают. Процедуру повторяют до трех раз.
  • Если после пропаривания кора не отпала полностью, ее аккуратно снимают вручную.
  • Процедуру просушивания предпочтительнее проводить на улице. Первые сутки переворачивают достаточно часто, на третий день хватит и 1-2 раз.
  • Замечательно, если есть возможность осуществить финальную просушку в специальном духовом шкафу несколько раз.
  • Если кап попался весьма крупным (больше баскетбольного мяча), такой вид обработки не подойдет. Процесс просушки или пропарки может привести к трещинам и другим повреждениям.
  • Вываривают как в основном разделенный на части. Цельные наросты на березе обрабатывают как обыкновенное дерево – с помощью шлифовки и покрытия лаком.
  • При выпаривании, пластины капа приобретают оттенок выделяемых компонентов, он может быть весьма разнообразным (желтый с золотым отливом, коричневый и т. д.).
  • После обработки можно проводить последующие процедуры, например, покрытие лаком или краской.
  • Перед покрытием лаком, поверхность хорошо отшлифуют с помощью крупного наждака, затем мелкого. Древесную пыль стирают мягкой тканью.
  • Рисунок проявится во всей красе, если кап обработать воском.

На самом деле работа с капом очень кропотливая, требует внимания и много времени. Но то, что получается в результате трудов безусловно радует. Из березового капа получаются превосходные сувениры, которые имеют индивидуальный и неповторимый рисунок.

ОБРАБОТКА КАПА

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричне-вой шершавой корой. Это капы.
Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа по-больше выдалбливали чашу или братину.

Но в таких изделиях своеоб-разный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились пер-вые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота". Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.


Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские мастера много раз участвовали в международных выставках.
Своя особая технология обработки капа была у мастеров Звенигород-ского района Московской области. Но после Великой Отечественной войны этот своеобразный промысел угас.

Сравнительно недавно возникло производство изделий из капа в Баш-кирии, которая славится запасами каповой березы. Весной, как только стает снег, в горные леса юга Баш-кирии отправляются заготовители капа. Они осторожно срезают наро-сты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы, чтобы оно не зачахло, не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. За-мечено, что древесина капа растет вдвое-втрое быстрее, чем нормаль-ная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.

Кап, растущий на стволе дере-ва, принято называть стволовым ка-пом, а у корня — капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на два вида: кру-говые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.


Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя и из них можно делать различные декоративные вещицы.
Очень часто капы путают с другими наростами — с так называемой сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле име-ет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы. Отличить кап от сувели можно по «спящим» почкам, которые в большом количестве расположены на поверхности настоящего капа и представляют собой небольшие полусферические бугорки. Из некото-рых бугорков могут прорастать тонкие веточки — «проснувшиеся» почки.

На срезе текстурный рисунок капа — это сложное переплетение го-дичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хоро-шего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и де-коративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и дре-весина его больше ценится у мастеров.

Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных воло-кон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Не-возможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Но если вы за-интересуетесь обработкой капа, можете срезать его с поваленных деревь-ев на складе ближайшего леспромхоза — с разрешения кладовщика, конечно.
Начинайте обрабатывать кап с того, что распилите его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изде-лия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка.

Со временем вы научитесь по форме капа, по расположению спящих почек сразу определить, как его лучше распилить, чтобы обнару-жить скрытую красоту. Старайтесь распиливать кап так, чтобы плос-кость распила рассекала поперек максимальное количество спящих почек.
Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и мало-заметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый про-стой способ — проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропаривание древесины в опилках. Намочите опилки и положите их на дно кастрюли слоем около 20 мм, сверху положите слой заготовок, покройте его новым слоем опилок и т. д.

Теперь поставьте кастрюлю в духовку на два-три часа. В резуль-тате запарки из капа удаляется древесный сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, и приобретают множество оттен-ков — от золотисто-янтарного до темно-шоколадного.

После пропарки высушите кап в течение нескольких часов в сушиль-ном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но уже не менее недели.
Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различ-ные изделия — некоторые из них показаны на рисунках.
Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным ла-ком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки — они имеют более интенсивный блеск и делают текстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой — сперва крупной, потом мелкой.