Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что можно определить у числительного. Виды имен числительных — простые, составные и сложные

Урок русского языка 6 класс

Ковалева Т.И., учитель русского языка и литературы
п.Центральный, Володарский р-н, Нижегородской обл. МБОУ СОШ №45

Тема : « Простые, сложные и составные числительные».

Цели урока:

Откройте учебники на стр. 147 § 60. Прочтите материал учебника.


  1. Расскажите, пользуясь слайдом, о группах числительных? Кто попробует?

  2. ……, повтори то, что сказала …...

- сообщение учеников из истории числительных;

Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.

Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».

в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;

три + на + дцать = тринадцать

4. Закрепление

Мы с вами познакомились с группами числительных по строению. Закрепим изученное, выполнив следующее задание.

Слайд № 2.

Посмотрите на слайд.

Задание: Выберете и назовите простые числительные. Как вы это определили?

сложные числительные

составные числительные

Простые: шесть участков, одиннадцатый век.

Сложные: пятьсот рублей, стотысячный покупатель.

Составные: две целых пять десятых процента, тридцать пятый год.

Молодцы. Вы справились с заданием.

Перечислите еще раз группы числительных, на которые вы искали примеры.


- работа по карточкам (2 человека)

Распределительный диктант: разделить числительные на две группы (простые и составные):

Три, сорок восемь, тысяча девятьсот сорок пять, семьдесят седьмой, пятьсот сорок два, триста пятнадцать, шестьсот восемьдесят один, один миллион двести тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят один, сто тринадцать.

А сейчас вы выступите в роли конструкторов.


Задание: У вас на партах лежат части предложений с числительными. Составьте 3 предложения и запишите в свои тетради .
- Прочитайте предложения и назовите группу числительных по строению в этой пословице.
1. В учебнике по русскому языку триста шестьдесят пять страниц.

(Составное).

2. Мы учимся в шестом классе.(Простое).

3.Вес конфет составляет пятьдеся т килограмм.(Сложное).

4.Проверочная работа.
А сейчас проверим, насколько вы усвоили тему урока.

Задание: У каждого из вас лежат на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки.


Слайд № 3.
Посмотрите на ключ.

сл п с п сл

Проверьте у себя правильность выполнения работы. Поставьте себе оценку, передайте листочки.


Подведем итог проверочной работы.

Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.

Кто сделал 1 ошибку?

Кто не справился?

Я рада, что большая часть класса научилась определять группы числительных по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока , достигнуты.

На следующих уроках мы продолжим знакомство с числительными.


А сегодня на уроке получили оценки…

Выставление оценок с кратким комментарием.


Задание на дом с рекомендациями (1 мин.)

Слайд № 4.

§ 60 стр.147 Выучить группы числительных по строению.

Упражнение 351. Определить группы числительных по строению.

☼ дополнительно по желанию: выписать из газет или журналов 3

предложения с числительными, различными по своему строению.


Это :

А вы знаете, что число «семь» с древних пор считалось священным и было весьма распространено, поэтому так много существует пословиц, поговорок, фразеологизмов с этим числом.

Задание: Вспомните и назовите примеры.

Давайте я начну. На седьмом небе, 7 пятниц на неделе, спустить 7 шкур, до седьмого пота, семи пядей во лбу и т.д

Литература.


  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский]. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013.

  2. Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. - М.: Экзамен, 2006. - 318, - (Серия «Учебно-методический комплект»).

  3. Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений»/Л. В. Шибалова. – 2 – е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  4. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя/Г. А. Богданова.- 2-е издание - М.: Просвещение, 2003.

  5. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - 2-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013
Карточка №1
Задание: Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых.

Карточка № 2.
Задание : Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых
Карточка № 3
Задание : Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.

Мы учимся в шестом классе.

Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.

В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.

Иногда случается так, что очень простой вопрос может поставить человека в тупик. Так, на обычный вопрос: что такое числительное, можно услышать в ответ слова пятерка, двойка, пара, либо тройка, дюжина, десятка и прочее. Это все интересно, хотя на самом деле эти слова не являются числительными, так как имеют род, могут изменяться по падежам и числам, их также нельзя записать цифрами. Из этого следует, что вышеперечисленные слова – это имена существительные.

В лингвистике также неоднозначно решается вопрос и о том, к какой части речи следует относить слова биллион, триллион, миллиард, миллион и тысяча. Ведь они обладают как признаками числительных, так и признаками существительных.

Что такое имя числительное

В русском языке имя числительное представляет собой самостоятельную часть речи, обозначающую число предметов, их количество и порядок. Вопросами имени числительного являются: который? сколько?

Форма именительного падежа представляется начальной формой имени числительного.

С учетом выражаемого значения и грамматических особенностей имена числительные поделены на две категории:

  1. Количественные числительные (шесть, сорок, тридцать восемь).
  2. Порядковые числительные (седьмой, тринадцатый, двадцать пятый).

Количественные числительные

Количественные качественные числительные поделены на три грамматических разряда:

  1. Числительные, выражающие целые числа.
  2. Числительные, выражающие дробные числа.
  3. Собирательные числительные.

В составе количественных числительных находятся:

  1. Определённо-количественные числительные (обозначают конкретное число: триста, пять, полтораста).
  2. Неопределённо-количественные числительные (обозначают неопределённое количество единиц: много, мало, немного, немало).
  3. Местоименные числительные: столько, сколько, несколько, сколько-то, сколько-нибудь.

С точки зрения особенностей словообразования выделяют:

  1. Простое числительное. Примеры: семь, второй, двенадцать.
  2. Сложное числительное. Пример: семьдесят, пятидесятый.
  3. Составное числительное. Пример: сто двенадцать, двести пятьдесят первый, две седьмых.

Дробные числительные

Будучи разновидностью количественных числительных, дробные числительные необходимы для обозначения дробного числа. К примеру: пять вторых состава, две трети пути.

Если конструктивно рассматривать дробное числительное, то можно определить, что в его структуре первая часть (числитель) является количественным числительным (пять, два), тогда как вторая часть (знаменатель) является формой родительного падежа порядкового числительного (например: вторых, десятых, шестых).

Обозначать дробные числительные также могут и смешанное число. Пример: пять целых две трети, шесть целых семь вторых.

Склонять дробное числительное необходимо в зависимости от его структуры.

Имя числительное - часть речи, служащая для обозначения числа, количества и порядка предметов. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой? который? Примеры: три, сто двадцать семь, первый, оба, четверо.

Количество могут означать и другие части речи. В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: пять (или 5) хоккеистов (числ.) - великолепная пятёрка (сущ.).

Простые и составные числительные

По количеству слов числительные бывают: простые и составные. Простые состоят из одной основы, составные - из двух основ или нескольких слов.

  • Простые — имеют одну основу (описывают одну цифру): один, три, восемь.
  • Сложные — имеют две основы (описывают две цифры), пишутся слитно: тринадцать, семьдесят.
  • Составные — состоят из нескольких слов, пишутся раздельно: две тысячи четырнадцать, сто восемьдесят.

В составных числительных число слов равно числу значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слов тысяча, миллион и т.п. и с учетом слитного написания сложных числительных: 102 — сто два, 1501 — тысяча пятьсот один.
Слитно пишутся числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный» и т.д.: пятитысячная (купюра), стодвадцатимиллионный (бюджет).

Значение и грамматические признаки

В зависимости от значения и использования числительные разделяются на количественные и порядковые .

Выделяют и другие виды числительных, которые в школьной программе обычно не рассматриваются: счётные (единичный случай, двоичный код), мультипликативные (двойной удар, тройная выгода), неопределённо-количественные (мало, несколько). Классификация числительных - неоднозначный вопрос, так как разные авторы и филологи выделяют различные виды числительных. Но в школьной программе всё просто, изучаются количественные и порядковые числительные.

Морфологические признаки

Имя числительное - изменяемая часть речи, числительные склоняются по падежам. Начальная форма числительного — именительный падеж.

Все количественные числительные (целые, собирательные, дробные) изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам (один, одна, одно) и числам (один, одни), числительное два - по родам (два, две).

Порядковые числительные изменяются по падежам, числам и родам. Порядковое числительное согласуется с существительным, в словосочетании порядковое числительное является зависимым словом: первый вагон, второй вагон, третий звонок.

На главной странице сайта подробно описывается склонение всех видов числительных с правилами, исключениями и примерами.

Синтаксическая функция

Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Порядковые числительные чаще являются определением, реже - сказуемым и подлежащим.
Двадцать делится на пять (числительное двадцать - подлежащее).
Шестью шесть - тридцать шесть (числительное тридцать шесть - именная часть сказуемого).
Мы едем в пятом вагоне (числительное пятом - определение).
Война закончилась в 1945 году (в 1945 году - обстоятельство времени).

Количественное числительное в сочетании с существительным является одним членом предложения.
Восемь сотрудников нашей фирмы завтра едут в командировку (восемь сотрудников - подлежащее).
Рабочий день начинается в восемь часов (в восемь часов - обстоятельство).

Числительное пол-

Числительное пол- может писаться слитно, через дефис, раздельно.

Пишется слитно: если имеет значение «половина» и входит в состав сложного слова, вторая часть которого является существительным в родительном падеже и начинается с согласной буквы: полкилограмма, полкилометра, полтретьего, полчаса;
если находится в составе наречий: вполоборота, вполголоса;
пишется слитно слово поллитровка и слово четверть в составе сложных слов: четвертьфинал. Пишется через дефис: перед гласной буквой, перед буквой л, перед именем собственным: пол-острова, пол-лимона, пол-России. Пишется раздельно: если имеет самостоятельное значение и соотносится с последующим существительным через согласованное определение: пол столовой ложки, пол сахарного мешка.

Сокращённое написание

Порядковые числительные могут иметь одну или две буквы справа (3-й, 21-го), других вариантов не существует. Если часть слова записана цифрой, а часть буквами с собственным корнем, то наращение справа не применяется (10-летие, 2-тонный, 3-процентный). Во всех числах, начиная с пятизначных, целая их часть разбивается неразрывными пробелами на группы по три знака: 18 789 300, 25 000 (но 200, 3700). Если четырёхзначные числа используются в одном столбце или списке с числами большего порядка, то и они разбиваются на группы: 15 000, 2 000, 145 000. Неразрывный пробел в Windows ставится одновременным нажатием Alt + Shift + Пробел, для MAC — Alt + Пробел.

Правописание не с числительными

С именами числительными отрицание не пишется раздельно. Примеры: не два, не первый в списке, через наш город проходит не нулевой меридиан.

Употребление нуль и ноль

Допустимо употребление обеих форм. Использование каждой формы имеет свое обоснование.

  • При подсчёте, сравнении чаще используется форма ноль: ноль меньше единицы, ноль целых и одна десятая.
  • В терминологическом значении преобладает форма нуль: сумма равняется нулю, уличная температура держится на нуле.
  • В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, в двадцать ноль-ноль, свести к нулю, температура абсолютного нуля.
  • Прилагательное часто образуется от формы нуль: нулевой километр, нулевой пробег.

По составу количественные числительные делятся на простые, сложные и составные. Простые числительные – это слова с простой основой – немотивированные и суффиксальные:два , пять , десять , сорок , сто , сколько , столько , пятнадцать , тридцать ; сложные числительные – это слова со сложной основой: шестьдесят , восемьсот (подробнее см. § 1032, 1034). Составные числительные состоят из нескольких слов (двух и более), каждое из которых само является простым или сложным числительным: двадцать пять , восемьсот тридцать восемь . В составное числительное может входить существительное со значением числа; например: тысяча девятьсот семьдесят шесть ; (один ) миллион пять тысяч сто девяносто пять . При обозначении очень больших чисел или количеств (миллиард , тысячи миллиардов ) употребляются сущ. биллион (миллиард) , триллион (число, равное тысяче миллиардов) , квадрильон (условное название числа, изображаемого единицей с пятнадцатью или двадцатью нулями) , которые выступают в разных сочетаниях с числительными или другими существительными: один триллионпять биллионов восемь миллионов сто тысяч двести восемьдесят один .

СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Числительные два , три , четыре образуют падежные формы по образцу смешанного склонения прилагательных (см. § 1315). Система их флексий в косв. пад. представляет собой несколько видоизмененную систему флексий падежных форм смешанного скл. прилагательных во мн. ч. Числ. два , три , четыре имеют следующий фонемный состав флексий:

Парадигмы

дв -а

дв -е

тр -и

четыр -е

дв -ух

тр -ёх

четыр -ёх

дв -ум

тр -ём

четыр -ём

как им. или род. п.

как им. или род. п.

дв -умя

тр -емя

четырь -мя

о дв -ух

о тр -ёх

о четыр -ёх

Числительные от пяти до десяти и все числительные на -дцать и -десят образуют падежные формы по третьему скл. существительных (см. § 1187). Отличительной особенностью склонения числительных на -десят является так называемое двойное склонение, т. е. склонение обеих составных частей: пятьдесят , пятидесяти , пятьюдесятью . Числительные на -десят образуют падежные формы от вариантных основ: формы им. и вин. п. имеют основу на твердую согласную, а формы других косв. пад. – на мягкую согласную:пятьдесят , но пятидесяти .

Парадигмы

пять

пятнадцать

пятьдесят

пят -и

пятнадцат -и

пятидесят -и

пят -и

пятнадцат -и

пятидесят -и

пять

пятнадцать

пятидесят

пят -ю

пятнадцат -ю

пятидесят -ю

о пят -и

о пятнадцат -и

о пятидесят -и

Составные числительные изменяются по падежам. При образовании падежных форм нормально изменение по падежам каждого слова, входящего в составное числительное.

тысяча

двести

восемьдесят семь

тысячи

двухсот

восьмидесяти семи

тысяче

двумстам

восьмидесяти семи

тысячу

двести

восемьдесят семь

тысячью (тысячей )

двумястами

восемью десятью семью

о тысяче

о двухстах

о восьмидесяти семи

СКЛОНЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ И НЕОПРЕДЕЛЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Собирательные числ. оба , двое , трое , четверо и др., а также неопределенно-количествен- ные числительные много , немного , сколько , сколько -нибудь , сколько -то , несколько , столько ,столько -то образуют формы косв. пад. по адъективному типу склонения прилагательных. Собирательные числительные имеют падежные формы с системой флексий мн. ч. Числительные двое , трое , четверо имеют в им. п. флексию | 1 | (орфогр. -о и -е ), а в остальных падежных формах флексии, тождественные флексиям адъективного склонения прилагательных в его разновидностях твердой (собирательные числ. с основой на твердую согласную) или мягкой (собирательные числ. с основой на |j|)

Числ. оба , обе образует падежные формы от разных основ: в формах косв. пад. муж. и сред. р. – основа |обоj|-, в формах косв. пад. жен. р. – основа |об"ej|-.

ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ

Птичье щебетание.
Тиканье капели.
Всходит утро раннее
Первого апреля.
В этот день улыбчивый
Жить без шуток плохо.
Если ты обидчивый,
Вспыльчивый, забывчивый,
Хмурый, неуживчивый,
Берегись подвоха!

Валентин Берестов

Я ИДУ НА УРОК

С.М. ВОВК,
г. Балхаш-9,
Казахстан

Пять уроков по теме «Имя числительное»

6-й класс

Имя числительное как часть речи

Первый урок

1. Знакомство с материалом учебника.

2. Опрос по прочитанному:

    На какие вопросы отвечают имена числительные?

    Приведите примеры количественных числительных.

    Приведите примеры порядковых числительных.

    Почему числительные относят к именным частям речи?

    Какими членами предложения могут быть числительные?

3. Рассказ учителя о происхождении числительных.

Сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много . Не напоминает ли вам эта система видения мира и себя в этом мире слова другой части речи? Да, эта система счета напоминает нам местоимения: я (один, первый, един), ты (второй, другой, не я), он (третий) и мы (много) . Наверное, такое близкое отношение человека к самому себе объясняет и то, что в русском языке числительное один имеет все три рода: один, одна, одно – и даже множественное число: одни . Сравните: два имеет уже только две формы – два и две , а остальные числительные имеют только одну форму.

Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти – одиннадцать, два на десяти – двенадцать (запишите оба слова). Устно образуйте остальные числительные.

Идем далее. Два десятка – двадцать, три десятка – тридцать (запишите). Четыре десятка – ... Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят . Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок . Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур – набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.

От пять десятков образовалось пятьдесят (запишите, подчеркните мягкий знак). От шесть десятков – ... (и так до 80, все слова запишите, ь подчеркните, корни выделите). И вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто .

Просклоняем это числительное:

и.п. (сколько?) девяносто,
р.п. (скольких?) девяноста,
д.п. (скольким?) девяноста,
в.п. (сколько?) девяносто,
т.п. (сколькими) девяноста,
п.п. (о скольких?) о девяноста .

Попробуйте теперь самостоятельно просклонять числительное сто . Сделайте выводы. На Руси не было слова тысяча , а было другое слово – тьма . Осталось оно сейчас только в фразеологизмах. Можете ли вы их вспомнить? (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.)

У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища . Смех смехом, а мир таким образом получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.

Миллиард еще называют биллионом . Би – по-латыни «два». Какие слова вы знаете с этим значением? (Бинокль, бинарный, биссектриса, бином.)

Попробуйте записать числа:

Не напоминают ли они вам другие слова?

Да и само слово цифра заимствовано. Слово сифр по-арабски означает «ноль». Назовите орфограмму в слове цифра .

4. Словарный диктант с взаимопроверкой (после записи учащиеся проверяют диктант друг у друга, так как с орфограммой они хорошо знакомы) .

Циферблат, акция, циркуль, цирк, цыган, лисицы, бледнолицый, демонстрация, операция, цилиндр, цикламен, цыпленочек, цинга, циновка, цыплята, синицы, цыганочка, акация, спицы.

Задания

1) Определите, к какой части речи относятся эти слова.

2) Составьте с любыми словами из этого диктанта пять словосочетаний «числительное + существительное».

5. Перед вами слова: тройка, тройной, устроить, втрое, втроем .

Как вы думаете, есть ли среди них числительные? Правильно, нет. Прочитайте материал учебника на стр. 124 и выполните упр. 320.

6. Синтаксическая пятиминутка.

Запишем на доске предложения и сделаем их синтаксический разбор.

7. Письмо по памяти.

Прочитайте предложение, записанное на доске, и запишите его по памяти.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля свыше двухсот тысяч слов.

1) Найдите сложное прилагательное, объясните его написание (велико русс кого ) .

2) Найдите слова с безударными гласными, подберите к ним проверочные (толковый – толк, словарь – слово, живой – жив) .

8. Хитрый вопрос. За тридевять земель – это за сколько?

9. Выводы в конце урока.

10. Домашнее задание .

1) Найдите и запишите 10 пословиц и поговорок с числительными.

2) Напишите самое длинное числительное.

(Из домашней работы Луць Эльвиры . Как считает ученица, самым длинным числительным может быть число из 47 слов.)

Восемьсот двадцать четыре дециллиона девятьсот семьдесят три нониллиона сто пятьдесят четыре октиллиона триста семьдесят пять септиллионов пятьсот девяносто восемь секстиллионов семьсот сорок восемь квинтиллионов двести шестьдесят один квадриллион девятьсот тридцать один триллион семьсот семьдесят семь миллиардов пятьсот пятьдесят пять миллионов двести девяносто четыре тысячи сто восемьдесят четыре.

Пословицы, выписанные детьми.

1. Семеро одного не ждут.
2. Семь раз отмерь, один отрежь.
3. Один в поле не воин.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5. У семи нянек дитя без глазу.
6. Семь бед – один ответ.
7. За одного битого двух небитых дают.
8. Один волк гоняет овец полк.
9. Один гусь травы не вытопчет.
10. Двое дерутся – третий не суйся.
11. Два сапога – пара.
12. Два одному – рать.
13. Двое пашут, а семеро руками машут.
14. Двое плешивых да за гребень дерутся.
15. Три жены имел и от всех терпел.
16. Три раза прости, а четвертый прихворости.
17. Три деньги в день – куда хошь, туда и день.
18. Пятое колесо в телеге лишнее.

Куделин Игорь

Простые и составные числительные

Второй урок

Пословицы проверяются устно у 2–3 учащихся, дополнительное задание – самое длинное числительное – записывается как словарная диктовка: на доске пишет ученик, придумавший это числительное, а класс пишет в рабочих тетрадях (обычно такое числительное начинается миллиардом).

2. Наблюдайте за новым материалом.

Посмотрите на числительные, которые встречаются в пословицах, и на числительное, которое мы сейчас написали. Имеются ли различия? Сформулируем правило. Числительные, состоящие из одного слова, – это простые, из двух и более – составные. Проверим себя по учебнику. Откройте параграф 57. Подумаем теперь еще над одним вопросом. Бывают ли порядковые числительные простыми и составными? Приведите примеры. А теперь выведем общее правило и запишем.

3. Опорный конспект в тетради по теории.

4. Составляем примеры.

Двое учащихся идут к доске. Один составляет примеры с простыми числительными, другой – только с составными.

Сто разделить на пятЬ десят равно двум. Если четыре умножить на пять, то получится двадцать. Из одиНН адцати вычесть семь – будет четыре. МиЛЛ иард разделить на миЛЛ ион – будет тысяча. СлО жите сто и шестЬ сот – получите семЬ сот.

Двадцать два плюс восемьдесят три равно ста одному. Тысяча пятьдесят четыре минус шестьдесят четыре – будет девятьсот девяносто. Двенадцать умножим на одиннадцать – получим сто тридцать два. Две тысячи шестьсот двадцать три разделить на шестьдесят один равно сорока трем.

5. Выборочный диктант.

Прослушайте предложения. Выпишите в одну колонку простые числительные, а в другую – составные .

    Двести пятьдесят лет необходимо для образования нефти.

    Сорок процентов территории Нидерландов жители этой страны отвоевали у моря с помощью дамб.

    Гигантское дерево рассамала поднимается над землей на пятьдесят–шестьдесят метров и имеет крону диаметром двадцать–тридцать метров.

    Если записать все то, что мы говорим на протяжении всей нашей жизни, то получится ровно тысяча томов по четыреста страниц в каждом.

    В нашей Галактике, которая называется Млечный Путь, насчитывается сто миллиардов звезд.

    Жизнь на Земле зародилась три миллиарда восемьсот лет назад.

    Двести двадцать пять миллионов лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры.

6. Самопроверка (сверяем с записью на доске, сделанной заранее).

7. Упражнение на закрепление (из учебника).

8. Игра «Составь предложение».

Откройте учебник на двадцатой странице, найдите собственное имя существительное.
На пятьдесят пятой странице возьмите глагол в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде (в рамочках).
На пятьдесят девятой странице вы найдете существительное в рамочке – запишите его с соответствующим глаголом.
На сто семьдесят второй странице в рамочке помещены два существительных. Образуйте из них сложное существительное и введите его в предложение.

Какое предложение у вас получилось?
(Вячеслав прибыл на состязание маляров-штукатуров.)

Что вы можете сказать о числительных, которые использовались в игре?
(Они порядковые и составные, за исключением первого числительного – оно простое.)

Придумайте аналогичное задание для своего друга по парте. И на следующем уроке вы сможете с ним поиграть. (Отрабатываются орфоэпические нормы произношения числительных.)

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание . «Путешествие в будущее». Представьте себе, что вы перенеслись на 10–20 лет вперед. Опишите нам любое изделие из будущего (машину, робота, часы, космическую ракету или что-то более фантастическое). Напишите его паспорт, используя 10 составных числительных.

Правописание мягкого знака в числительных

Третий урок

1. Проверка домашнего задания. Выставка домашних работ. (Висит несколько дней, чтобы была возможность ознакомиться со всеми работами. Потом можно вручить приз за самую оригинальную идею или самое фантастическое изделие будущего.)

2. Материал для наблюдения.

Вы заметили, что в одних числительных мягкий знак пишется в середине слова, в других – в конце. Можете ли вы объяснить эту закономерность? (См. урок № 1.)
А что по этому поводу говорит нам учебник? Обратимся к нему.

3. Запись по памяти.

У имен числительных
Мягкий знак один:
Либо он в конце стоит,
Либо посреди.

4. Материал для рассуждения. Почему же тогда в числительном пятьюдесятью два мягких знака?

5. Предупредительный диктант.

Заранее на доске записаны слова диктанта с пропущенными орфограммами (эти же слова можно написать на ватмане или кодокарте). Разбираются все случаи написания слов с мягким знаком, и орфограмма вписывается цветным мелом на месте пропусков (на ватмане и кодокарте – маркером). Затем написанное закрывается, учащиеся пишут под диктовку .

Нянчит, кровельщик, семьдесят, меньше, ветви, пятьсот пятьдесят пять, гвоздик, сельдь, семьдесят, молотьба, январский, шестнадцать, возьмешь, октябрьский, пятнадцатый, серьга, тоньше, восемьдесят шесть, стекольщик, печник, восемьсот восемьдесят восьмой, стаканчик, скворечник.

Самопроверка.

6. Упражнение на закрепление (упр. 325).

7. Творческий диктант.

Сейчас я вам прочитаю отрывок из старинной географической книги, написанной замечательным педагогом, географом и путешественником Сергеем Мечем. Это рассказ об ощущениях, испытанных при виде полярного сияния. Записывать этот текст вы будете от 3-го лица. Все числительные записываете только словами. Понятно? Начнем .

Наступала ночь. Термометр показывал 38 градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому . Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Холод мешал мне уснуть, и я стал рассматривать небо. Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх тысячи красных и желтых лучей. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через пятнадцать минут красный огонь залил все небо. Через десять-одиннадцать секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд пятнадцать, а затем распались на миллион отвесных полос. Через полчаса это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в мрачную и непроглядную.

Подчеркните орфограммы в числительных.
Обозначьте приставки глаголов.

8. Игра «Угадай числительное».

У него два корня: первый – как у существительного пятак , второй – как у существительного десятка .

(Это числительное – пятьдесят .)

Придумайте свое слово – и вы сможете поиграть на следующем уроке с соседом по парте.

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание . § 58, упр. 328.

Разряды количественных числительных

Четвертый урок

1. Фронтальный опрос по изученной теме.

2. Контрольный словарный диктант по теме предыдущего урока.

Шестьсот каменщиков, нянчиться с четырьмя детьми, восемьсот меньше миллиона, помощник кровельщика, восьмой бакенщик, просьба сменщика, ищут письмо, семнадцать спортсменов, положить сельдь на тарелочку, одиннадцатое декабря, январский морозец, третьего дня, вскользь.

3. Материал учебника (стр. 127). Опорный конспект.

4. Интеллектуальная разминка.

Замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, три (котенка), четыре (мальчика).

Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – числительные, обозначающие целые числа.

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

Трое, четверо – собирательные числительные.

5. Упражнение на закрепление (упр. 329).

6. Выборочный диктант.

Задание . Количественные числительные выпишите в три колонки .

В суровых арктических просторах расположился заснеженный остров Врангеля, неизвестный науке до начала XIX века. Он имеет в длину 150 км, в ширину – 75 км. В 1820–1824 годах русская экспедиция Ф.Врангеля впервые обследовала этот заснеженный край и составила первую карту этого района. Российские исследователи пытались добраться до неизвестной земли, но каждый раз, удаляясь на 200–300 километров от материка, становились заложниками непроходимых торосов. Трое из них оказались однажды на дрейфующей льдине, двоим пришлось искупаться в незамерзшей полынье.
Только спустя полвека американскому капитану Лонгу удалось на китобойном судне проплыть вдоль южного берега этого острова. Он и назвал эту землю островом Врангеля.
Сейчас весь остров объявлен заповедником. Десять месяцев – с сентября по июнь – здесь царит зима. С середины ноября наступает полярная ночь, которая длится полтора месяца. Скорость ветра во время ураганов достигает здесь 120 километров в час, а высота сугробов – 25 метров.
Полярный день здесь длится два с половиной месяца. Остров преображается: журчат ручьи, пестреют мхи, лишайники, травы и карликовые кустарники. Редко встретишь на острове растения высотой больше 15 см. Реки и озера острова зимой промерзают до дна, поэтому рыбы в них нет. Зато у побережья устраивают свои лежбища самые крупные звери Арктики – моржи. Старые самцы достигают в длину 4,8 м, а весят 2,5 тонны. Но главная достопримечательность заповедника – белый медведь. Эти могучие хищники трехметровой длины весят иной раз по 700 кг. В глубоких сугробах на склонах гор можно насчитать зимой до 200 медвежьих жилищ. Три четверти всех видов животных и растений острова занесены в Красную книгу.

7. Сверимся с доской.

    Числительные, обозначающие целые числа

Сто пятьдесят
Семьдесят пять
Двести
Триста
Десять
Сто двадцать
Двадцать пять
Пятнадцать
Семьсот
Двести

    Дробные числительные

Полтора
Два с половиной
Четыре целых восемь десятых
Две с половиной
Три четверти

    Собирательные числительные

Двое
Трое

8. Подсчитаем результаты.

В этом тексте 256 слов. Какой процент составляют числительные, обозначающие целые числа?

256 – 100%
10 – х % х = 3,94%

Какой процент составляют дробные числительные?

256 – 100%
5 – х % х = 1,97%

Какой процент составляют собирательные числительные?

256 – 100%
2 – х % х = 0,8%.

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание . § 59, упр. 330.

Практическое занятие

Пятый урок

Отработка навыков правописания и произношения количественных числительных.

Задания

1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Все числительные запишите словами.
2. Укажите разряд, вид, падеж числительных.
3. Найдите и подчеркните прилагательное в превосходной составной степени.

I вариант

II вариант

    0,005 секунды затрачива_т пч_ла на 1 взмах крыла.

    За 1,5 года Африка и Южная Америка удаляют(?)ся друг от друга на 6 см.

    Человек за 1 день делает около 20 000 шагов, а за год – 7 000 000. За всю свою жизнь человек мог бы обойти земной шар 9 раз или пр_одолеть ра_тояние от Земли до Луны.

    Самое дли_ое каноэ – 35,6 м на 70 человек – построили в Новой Зеланди_.

    Наивысшее сооружение древних – пирамида Хеопса (146,6 м).