Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Вес ракеты тополь. МБР «Тополь-М»: история и ТТХ

Преодолев 11 тыс. километров, ракета, выпущенная с Плесецка, точно поразила цель

20 апреля 2004 года в 21.30 по московскому времени произошло историческое событие в жизни «пораженных в правах» в 90-е годы Ракетных войск стратегического назначения. Впервые за 15 лет был осуществлен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты с космодрома Плесецк в район акватории Гавайских островов на предельную дальность, превышающую 11 тысяч километров. До этого момента все пуски были «домашними». Ракетой, которая улетела в дальние края, была 15Ж65 «Тополь-М» мобильного базирования.

Эволюция МБР

С конца 60-х годов советские и американские конструкторы национальных ракетно-ядерных щитов пошли разными путями. Американцы успокоились, создав в 1970 году твердотопливные баллистические ракеты «Минитмен» и закопав их в землю. То есть ракеты были размещены в шахтах раз и навсегда. И до сих пор именно они, поставленные на вооружение в далеком 1970 году, представляют наземный сегмент ядерных сил США.

Советские же ракетостроители постоянно не только модернизировали существующие жидкотопливные ракеты, но и создавали новые типы. Это относилось не только к конструкции, но и к их базированию. Вначале МБР открыто находились на стартовых площадках полигона Капустин Яр. Затем МБР начали размещать в шахтах. И это также был не лучший вариант с точки зрения живучести ракет. Довольно скоро координаты шахт были проставлены на стратегических картах США и внесены в компьютеры нацеленных на СССР ракет.

А в начале 70-х годов Московский институт теплотехники совершил революцию в ракетном деле. И если имя С.П.Королева, сделавшего громадный вклад в создание ракетной техники космического назначения, всем прекрасно известно, то мало кто знает об Александре Давидовиче Надирадзе (1914 - 1987), длительное время бывшем генеральным конструктором МИТ (прежде он назывался НИИ-1 Миноборонпрома). Именно благодаря ему в стране появился уникальный класс ракет.

Ракеты колесят по стране

В середине 70-х годов в Ракетные войска стратегического назначения начали поступать подвижные грунтовые ракетные комплексы «Темп-2С» (SS-16) разработки МИТ. У этих МБР, установленных на шасси МАЗа, была внушительная дальность в 10500 км и мощная боеголовка - 1,6 Мт. «Темп-2С» обладал двумя принципиальными достоинствами, которых прежде не было у советских пусковых систем.

Во-первых, они постоянно перемещались, меняя свое местоположение. В связи с чем были недосягаемы для упреждающих ракетных атак противника. Американские сухопутные МБР до сих пор этим достоинством не обладают.

Во-вторых, использовавшиеся ракеты были твердотопливными. Они более простые и безопасные в эксплуатации, чем МБР на жидком топливе. У них повышенная надежность, а также снижено время подготовки к старту.

Последним «советским» изделием МИТа, созданным в условиях экономической и организационной стабильности, стал мобильный ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь» с трехступенчатой твердотопливной ракетой 15Ж58. Он был принят на вооружение в 1988 году.

На базе «Тополя» был создан более совершенный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Он уникален как по своим тактико-техническим возможностям, так и по условиям, в которых происходила разработка. РТ-2ПМ2 был принят на вооружение в 2000 году, став первой в истории МБР, созданной в «нечеловеческих условиях». Комплекс начал разрабатываться в конце 80-х, когда в отрасли резко сократилось финансирование, и подводился к испытаниям, когда отрасль практически лежала в руинах. Ситуация усугубилась и распадом СССР. Так, например, важнейший участник проекта - днепропетровское КБ «Южное» - в начале 90-х годов выбыл из игры.

«Тополь-М» имеет две модификации - шахтного базирования и мобильного. Установить ракету в шахту оказалось проще - этот этап конструирования и последующих испытаний завершился в 1997 году. Через три года была готова и мобильная пусковая установка. А официальная ее эксплуатация в частях РСВН началась в 2005 году, спустя год после того, как ракета улетела на Гавайские острова.

Испытания ракеты продемонстрировали ее высочайшую надежность, превысившую результаты испытаний ракет других типов. С декабря 1994 года по ноябрь 2014 года были проведены 16 испытательных пусков, как из шахтных установок, так и с мобильных. Лишь один из них оказался неудачным. При этом ракета не взорвалась, а отклонилась в полете от цели и была ликвидирована.

Хитрая модернизация

Конструкторам пришлось проявить максимум изобретательности, чтобы обойти рогатки, расставленные Договором СНВ-2. МИТ не имел права создавать новую ракету, «Тополь-М» был заявлен как модернизация «Тополя». Модернизированная МБР не должна была отличаться от исходной по любому из следующих признаков:

Количеству ступеней;

Виду топлива каждой из ступеней;

Стартовой массе (не более 10-процентного отклонения);

Длине ракеты (не более 10-процентного отклонения);

Диаметру первой ступени (не более 5-процентного отклонения);

Забрасываемому весу (не более 5-процентного отклонения).

В связи с чем тактико-технические характеристики комплекса «Тополь-М» не могли претерпеть существенных изменений относительно комплекса «Тополь». И конструкторы сосредоточили главные усилия на создании ракеты с уникальными способностями преодоления ПРО противника.

При этом за счет использования в ракете новейших технологий конструкторам удалось существенно повысить ее энергетические возможности. Так, корпуса всех трех ступеней сделаны методом намотки «кокона» из композиционного материала. Это облегчило ракету и позволило забрасывать больший полезный вес БЧ.

Благотворно это сказалось и на динамике полета. Время работы маршевых двигателей трех ступеней - 3 мин. За счет быстрого набора скорости снижается уязвимость ракеты на активном участке траектории. Эффективная система управления несколькими вспомогательными двигателями и рулями обеспечивает маневр в полете, делая траекторию непредсказуемой для противника.

Борьба против ПРО

На «Тополе-М» установлена маневрирующая боеголовка нового типа мощностью 550 кт. На стадии заводских испытаний она была способна преодолевать ПРО США с вероятностью до 60% - 65%. Сейчас этот показатель доведен до 80%.

Новая боеголовка обладает большей устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва и к воздействию оружия, основанного на новых физических принципах. Следует отметить, что она была полностью смоделирована на суперкомпьютере и впервые в отечественной практике создана без испытаний узлов и деталей в ходе натурных взрывов.

Ракета снабжена комплексом средств прорыва ПРО, в состав которых входят пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик головной части. Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения: оптическом, радиолокационном, инфракрасном. Они имитируют характеристики ГЧ на нисходящем участке траектории полета столь достоверно, что способны противостоять радиолокационным станциям со сверхразрешением. Средства искажения характеристик боеголовки включают в себя радиопоглащающее покрытие, имитаторы инфракрасного излучения, генераторы радиопомех.

Пусковая установка массой 120 тонн размещается на восьмиосном шасси высокой проходимости колесных тягачей Минского завода. Ракета находится в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере. Старт - минометного типа: с выключенным двигателем ракета выталкивается из контейнера пороховыми газами на высоту в несколько метров. В воздухе она отклоняется с помощью порохового ускорителя. И уже после этого включается маршевый двигатель во избежание повреждения пусковой установки газовой струей маршевого двигателя первой ступени.

Количество комплексов «Тополь-М», стоящих на боевом дежурстве в РСВН ежегодно возрастает на 5-6 единиц. Сейчас насчитывается 60 комплексов шахтного базирования и 18 мобильного. При этом в армию уже пришел новый, более совершенный комплекс «Ярс», ракета которого оснащена тремя БЧ с индивидуальным наведением. В ней удалось еще более снизить время активного участка траектории, повысить точность стрельбы и вероятность преодоления ПРО.

ТТХ комплексов «Тополь-М», «Ярс» и «Минитмен-3»

Количество ступеней: 3 - 3 - 3
Тип двигателя: РДТТ - РДТТ - РДТТ
Базирование: мобильное, шахтное - мобильное, шахтное - шахтное

Длина: 22,5 м - 22,5 м - 18,2 м
Диаметр: 1,86 м - 1,86 м - 1,67 м
Вес: 46500 кг - 47200 кг - 35400 кг

Забрасываемый вес: 1200 кг - 1250 кг - 1150 кг
Мощность заряда: 550 кт - 4х150-300 кт или 10х150 кт - 3х0,3 Мт

Дальность: 11 000 км - 12 000 км - 13 000 км
Максимальное отклонение от цели: 200 м - 150 м - 280 м
Время активного участка траектории: 3 мин - 2,5 - н/д
Траектория: настильная - настильная - высокая

Год принятия на вооружение: 2000 - 2009 - 1970.

Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО - SS-27 Sickle «Серп») - российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).

Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.

Предназначена для выполнения задач по нанесению по территории противника в условиях противодействия существующих и перспективных систем ПРО, при многократном ядерном воздействии по позиционному району, при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами. Применяется в составе комплекса 15ПО65 шахтного базирования и 15П165 мобильного базирования.

Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.
Основные характеристики ракеты Тополь-М

Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ) 22,55 м
Длина (без ГЧ) 17,5 м
Диаметр 1,81 м
Стартовая масса 46,5 т
Забрасываемый вес 1,2 т
Вид топлива Твёрдое смесевое
Максимальная дальность 11000 км
Тип головной части Моноблочная, ядерная, отделяемая
Количество боевых блоков 1 + около 20 муляжей
Мощность заряда 550 Кт
Система управления Автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования Шахтный и мобильный

Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки - 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.

Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.

При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.

«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).

Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Метод старта - миномётный для обоих вариантов . Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части . Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.

Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс». Проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.

Высокая устойчивость ракеты 15Ж65 к воздействию систем ПРО потенциального противника достигается за счёт:

  • Сокращения по времени и протяжённости активного участка путём крайне быстрого разгона ракеты. Время разгона до конечной скорости (свыше 7 км/с) составляет менее 3 мин.
  • Возможности ракеты маневрировать на активном участке, усложняющей решение противником задачи перехвата, а также совершать программный манёвр при прохождении облака ядерного взрыва
  • Защитного покрытия корпуса новой разработки, обеспечивающего комплексную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва и оружия, основанного на новых физических принципах.
  • Комплекса преодоления ПРО, включающего пассивные и активные ложные цели и средства искажения характеристик головной части. ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном), позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, вплоть до высот 2 - 5 км; являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и пр. Впервые спроектированы ЛЦ, способные противостоять РЛС со сверхразрешением. Средства искажения характеристик головной части состоят из радиопоглощающего (совмещенного с теплозащитным) покрытия ГЧ, генераторов активных помех и пр. Радиолокационная заметность боевого блока снижена на несколько порядков, ЭПР составляет 0,0001 кв.м. Дальность его обнаружения снижена до 100 - 200 км. Оптическая - и ИК-заметность ББ предельно снижена за счёт эффективного охлаждения поверхности ББ на заатмосферном участке и снижению светимости спутного следа ББ на атмосферном участке, достигаемой в т.ч. за счёт впрыска в следовую область специальных жидких продуктов, снижающих интенсивность излучения. В результате принятых мер обеспечивается преодоление моноблочной ГЧ перспективной многоэшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования с вероятностью 0.93 - 0.94. Высоко- и заатмосферный участок ПРО преодолевается с вероятностью 0.99, атмосферный - с вероятностью 0.93 - 0.95.

Ракета 15Ж65 оснащена термоядерной моноблочной БЧ мощностью 0.55 МГт. Проведены испытания МБР с РГЧ (от 3 до 6 разделяющихся головных частей мощностью 150 кт.) В перспективе планируется оснащение ракеты маневрирующей ГЧ (испытания которой также успешно проведены в 2005 г. и продолжаются), в связи с чем возможность перехвата ГЧ, по мнению российских специалистов, будет практически сведена к нулю.

Круговое вероятное отклонение - не более 200 м, что позволяет ГЧ полумегатонной мощности уверенно поражать сильнозащищённые точечные цели (в частности, КП и ШПУ). В силу ограниченного забрасываемого веса, ограничивающего мощность ЯБЧ, ракета «Тополь-М» в отличие от ракеты 15А18 «Воевода» (мощность моноблочной ГЧ которой составляла 20-25 МГт) имеет ограничения по осуществлению уничтожающего воздействия по крупной площадной цели.

Комплекс 15П165 мобильного базирования обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, способен функционировать скрытно и автономно в течение длительного периода времени. Площадь патрулирования комплекса - 250 000 кв.км.

Ракета «Тополь-М» унифицирована с ракетой «Булава» морского базирования, создаваемых для вооружения РПКСН проекта 955. Конкурентом «Булавы» является жидкостная МБР Р-29РМУ2 «Синева ». Она существенно превосходит «Булаву» (как и все другие МБР) по энергомассовому совершенству, но уступает по важному для российских ракет морского базирования критерию - выживаемости на активном участке за счёт меньшей скорости разгона и большей уязвимости от лазерного оружия, свойственной жидкостным ракетам по сравнению с твёрдотопливными. Однако ракета «Булава», со стартовой массой около 37 тонн, существенно уступает по ударной мощи существующим более тяжёлым твёрдотопливным ракетам, в том числе ракете «Трайдент»-2 со стартовой массой 59 тонн. (БЧ «Булавы» - 6х150 кт, «Трайдент-2″ (теоретически) - 8х475 кт). Проект оснащения морской составляющей ядерных сил России ПЛАРБ с лёгкими баллистическими ракетами «Булава» подвергается критике специалистов, указывающих на необходимость вооружения отечественных ПЛАРБ высокотехнологичной твёрдотопливной БРПЛ Р-39УТТХ, испытания которой были свёрнуты в 90-х гг. и которая, в случае постановки на вооружение, не имела бы мировых аналогов среди БРПЛ по ударной мощи и лётно-техническим характеристикам.

Транспортировка ракеты «Тополь-М» и загрузка в шахту

Транспортировка и загрузка в шахту межконтинентальной баллистической ракетного комплекса 5-го поколения РТ-2ПМ2 «Тополь-М» . Место действия: 60-я Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознамённая ракетная дивизия.

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» - это ракетный комплекс стратегического назначения, работы над созданием которого начались еще в советский период, но доводка и серийное производство производились уже российскими предприятиями. «Тополь-М» - первый образец МБР, созданный уже после распада СССР. Сегодня на вооружении российской армии стоят ракетные комплексы шахтного (15П165) и мобильного (15П155) базирования.

«Тополь-М» стал результатом модернизации советского стратегического ракетного комплекса «Тополь», превосходя своего предшественика практически по всем основным характеристикам. В настоящее время «Тополь-М» составляет основу российских РВСН. Его разработкой занимались конструкторы Московского института теплотехники (МИТ).

С 2011 года российское Министерство обороны прекратило закупку новых комплексов «Тополь-М», ресурсы были направлены на создание и развертывание межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» РС-24 .

С самого начала создателям ракетного комплекса «Тополь-М» были поставлены довольно серьезные ограничения, касающиеся, в первую очередь, габаритных характеристик ракеты. Поэтому основной акцент при ее разработке был сделан на повышение живучести комплекса в условиях нанесения противником ядерных ударов и на способность боевых блоков преодолевать вражескую систему ПРО. Максимальная дальность стрельбы комплекса составляет 11 тыс. км.

По мнению ряда экспертов, ракетный комплекс «Тополь-М» не является идеальным вариантом для российских РВСН. Его пришлось создавать по причине отсутствия других альтернатив. Недостатки МБР во многом связаны с характеристиками комплекса «Тополь», на базе которого он был создан. И хотя конструкторам удалось улучшить многие параметры, но совершить чудо они, конечно же, не могли.

История создания

Работы над новой межконтинентальной баллистической ракетой с твердотопливными двигателями начались еще в середине 80-х годов. Проектом занимались Московский институт теплотехники и днепропетровское КБ «Южное». Перед конструкторами была поставлена задача создать универсальную ракету для стационарного и мобильного ракетных комплексов. Единственным различием между ними являлся двигатель ступени разведения боевого блока: на ракетах шахтного базирования конструкторы планировали установить жидкостный двигатель, а на мобильных комплексах – твердотопливный.

В 1992 году КБ «Южное» прекратило участие в проекте, и завершение разработок полностью легло на плечи российской стороны. В начале 1993 года появился президентский указ, который регламентировал дальнейшие работы над ракетным комплексом, также давались гарантии дальнейшего финансирования. Головным предприятием по этому проекту был назначен МИТ.

Конструкторам нужно было разработать универсальную ракету, пригодную для различных видов базирования, обладающей высокой точностью, дальностью полета, способную преодолевать систему противоракетной обороны противника.

«Тополь-М» создавался как модернизация советского ракетного комплекса «Тополь». При этом Договор СВН-1 четко определял, что именно считать модернизацией и какие характеристики комплекса должны быть изменены. Новая баллистическая ракета должна была отличаться по одной из следующих характеристик:

  • количеством ступеней;
  • видом топлива хотя бы одной из ступеней;
  • длиной ракеты или длиной первой ступени;
  • диаметром первой ступени;
  • массой, которую ракета могла забрасывать;
  • стартовой массой.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что конструкторы ракетного комплекса были изначально сильно ограничены. Поэтому тактико-технические характеристики (ТТХ) ракеты «Тополь-М» не могли серьезно отличаться от своего предшественника. Основными отличиями стали особенности полета ракеты и ее способность к преодолению вражеской ПРО.

Усовершенствованные твердотопливные двигатели трех ступеней ракеты позволили значительно сократить продолжительность активного участка полета ракеты, чем была серьезно понижена вероятность ее поражения противоракетными системами. Система наведения ракеты стала гораздо более устойчива к электромагнитному излучению и другим факторам ядерного взрыва.

Государственные испытания новой ракеты начались в 1994 году. Был произведен успешный запуск «Тополя-М» с космодрома Плесецк . Затем были проведены еще несколько запусков, и в 1997 году началось серийное производство комплекса «Тополь-М». В 2000 году на вооружение был принят ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования, в том же году начались испытания и запуски мобильного комплекса.

Размещение «Тополя-М» шахтного базирования началось в 1997 году в шахтах, которые ранее использовались для ракет УР-100Н. В конце 1998 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк. Мобильные комплексы «Тополь-М» стали массово поступать в войска в 2005 году, тогда же была принята новая государственная программа перевооружения, согласно которой до 2019 года Министерство обороны планировало закупить 69 новых МБР.

В 2005 году состоялся запуск ракеты «Тополь-М» с маневрирующей боевой частью. Он стал частью программы российских РВСН по созданию средств для преодоления американской системы ПРО. Также проводились испытания боевой части с прямоточным гиперзвуковым двигателем.

С 1994 по 2014 год было проведено шестнадцать запусков МБР «Тополь-М», из которых только один запуск был признан неудачным: ракета отклонилась от своего курса и была ликвидирована. Запуски производились и с установок шахтного базирования, и с мобильных ракетных комплексов.

В 2008 году было озвучено решение об установке на МБР «Тополь-М» разделяющихся боевых частей. Первые подобные ракеты начали поступать в войска в 2010 году. Годом раньше было объявлено об остановке производства мобильных комплексов «Тополь-М» и о начале работ над комплексом с более высокими характеристиками.

Устройство комплекса

Основой мобильного и стационарного ракетного комплекса «Тополь-М» является МБР 15Ж65.

Ракета имеет три ступени и ступень разведения боевых блоков, все они оснащены твердотопливными двигателями. Каждая ступень имеет цельный корпус из композитных материалов (типа «кокон»). Сопла ракетных двигателей также изготовлены из композитных материалов на основе углерода, с их помощью происходит управление полетом ракеты. В отличие от своих предшественников, МБР «Тополь-М2» не имеет решетчатых рулей и стабилизаторов.

Ракета с обоих комплексов запускается минометным стартом. Стартовая масса снаряда составляет 47 тонн.

Боеголовки ракеты имеют специальное покрытие, снижающее их заметность на экранах радаров, а также могут выпускать специальные аэрозоли – источники инфракрасного излучения. Новые маршевые двигатели ракеты позволяют значительно уменьшить активный участок полета, на котором она наиболее уязвима. Кроме того, на этом участке полета ракета может маневрировать, что делает ее уничтожение еще более проблематичным.

Высокий уровень стойкости ракеты и боевых блоков против поражающих факторов ядерного взрыва были достигнуты за счет целого комплекса мероприятий:

  • покрытие корпуса ракеты специальным составом;
  • применение при создании системы управления элементарной базы, более устойчивой к электромагнитному импульсу;
  • аппаратура системы управления вынесена в отдельный герметичный отсек, покрытый специальным составом из редкоземельных элементов;
  • кабельная сеть ракеты надежно экранирована;
  • при похождении облака ядерного взрыва ракета делает так называемый программный маневр.

Мощность твердотопливных зарядов всех двигателей ракеты значительно выше, чем у ее предшественников, что позволяет ей значительно быстрее набирать скорость.

Вероятность преодоления американской системы ПРО для боевых блоков МБР «Тополь-М» составляет 60-65%, идут работы над повышением этого значения до 80%.

Система управления ракетой – инерциальная, на основе цифровой ЭВМ и гиростабилизированной платформы. «Тополь-М» может успешно стартовать и выполнить свое задание даже в случае нанесения блокирующих высотных ядерных ударов по району дислокации комплекса.

Следует отметить, что МБР «Тополь-М» создавалась с использованием наработок и технологий, полученных при изготовлении МБР «Тополь», это значительно сократило время создания ракеты, а также снизило стоимость проекта.

Перевооружение частей РВСН шло с использованием уже существующей инфраструктуры, что также позволило значительно сократить экономические издержки. Это было особенно важно для конца 90-х годов, когда российская экономика переживала не самые лучшие времена.

Для установки ракет «Тополь-М» шахтного базирования использовались шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства. Под «Тополь» переоборудовали шахтные установки советских тяжелых МБР. При этом в основание шахты заливали дополнительные пять метров бетона, проводили некоторые дополнительные преобразования. Большая часть шахтного оборудования использовалась повторно, что существенно сокращало затраты на развертывание комплекса, а также ускоряло работы.

Каждый стационарный ракетный комплекс «Тополь-М» состоит из десяти ракет в пусковых установках и одного командного пункта повышенной защищенности. Он расположен в специальной шахте на амортизаторах, что делает его менее уязвимым для ударов противника. Ракета заключена в специальный металлический транспортно-пусковой контейнер.

«Тополь-М» мобильного базирования установлен на шасси МЗКТ-79221 повышенной проходимости с 8 осями. Ракета размещена в высокопрочном транспортно-пусковом контейнере из стекловолокна. Конструкционно ракеты мобильного и шахтного комплексов не имеют различий. Вес одной пусковой установки составляет 120 тонн, а ее длина – 22 метра. Шесть пар колес могут поворачиваться, что обеспечивает мобильному комплексу минимальный радиус поворота.

Удельное давление колес мобильной установки на грунт меньше, чем у обычного грузовика, что обеспечивает ей высокую проходимость. Установка оснащена 12-цилиндровым двигателем мощностью 800 л. с. Она может преодолевать брод глубиной 1,1 метр.

При создании мобильного комплекса учитывался предыдущий опыт создания подобных машин. Высокая проходимость и маневренность значительно повышает живучесть комплекса, позволяет ему в кратчайшие сроки покинуть зону вероятного удара противника.

Запуск может быть произведен с любого грунта, из любой точки дислокации комплекса, оснащенного средствами маскировки против различных средств обнаружения (оптических, инфракрасных, радиолокационных).

Серийное производство пусковых установок налажено на волгоградском заводе «Баррикады».

В 2013 году ракетные части, вооруженные мобильными установками «Тополь-М», получили тринадцать специальных машин маскировки и инженерного обеспечения. Их основной задачей является уничтожение следов ракетных комплексов, а также создание ложных позиций, которые были бы заметны средствам разведки вероятного противника.

Тактико-технические характеристики

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Максимальная дальность стрельбы,км 11000
Количество ступеней 3
Стартовая масса, т 47,1 (47,2)
Забрасываемая масса, т 1,2
Длина ракеты без головной части, м 17,5 (17,9)
Длина ракеты, м 22,7
Максимальный диаметр корпуса, м 1,86
Тип головной части моноблочная, ядерная
Эквивалент боезаряда, мт 0,55
Круговое вероятное отклонение, м 200
Диаметр ТПК (без выступающих частей), м 1,95 (для 15П165 – 2,05)
МЗКТ-79221 (МАЗ-7922)
Колесная формула 16×16
Радиус поворота, м 18
Дорожный просвет, мм 475
Масса в снаряженном состоянии (без боевого оснащения), т 40
Грузоподъемность, т 80
Максимальная скорость, км/ч

МРК СН (межконтинентальный ракетный комплекс стратегического назначена) «Тополь-М» (SS-Х-27, «Sickle» по классификации НАТО) с ракетой РС-12М2 (РТ-2ПМ2, 15Ж65) является результатом дальнейшей модернизации ракетного комплекса «Тополь» (SS-25). Данный комплекс полностью создан российскими предприятиями.

Работы по созданию нового ракетного комплекса начались еще в середине 1980-х годов. Постановлением Военно-промышленной комиссии от 09.09.1989 предписывалось создать два ракетных комплекса (мобильный и стационарный), а также универсальную трехступенчатую твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету. Данной опытно-конструкторской работе дали название «Универсал», а разрабатываемому комплексу - обозначение РТ-2ПМ2. Комплекс совместно разрабатывался Московским институтом теплотехники и КБ «Южное» (Украина, Днепропетровск).

Ракета должна была быть унифицированной для обоих комплексов, однако в первоначальном проекте в системе разведения боевого блока предполагалось различие. Для ракеты шахтного базирования боевая ступень должна была оснащаться жидкостным реактивным двигателем с использованием перспективного монотоплива ПРОНИТ. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал твердотопливную двигательную установку. Также существовали различия и в транспортно-пусковом контейнере (ТПК). В подвижном варианте ТПК должен был изготавливаться из стеклопластика, в стационарном - из металла, с креплением ряда систем наземного оборудования на нем. Поэтому ракете для подвижного комплекса присвоили индекс 15Ж55, для стационарного - 15Ж65.

В марте 1992 г. было решено разработать на базе «Универсала» комплекс «Тополь-М» (КБ «Южное» в апреле прекратило участие в работах по данному комплексу). 27 февраля 1993 г. Президент РФ подписал соответствующий указ (эта дата считается началом работ по «Тополь-М»). Данным указом МИТ назначался головным предприятием по разработке «Тополя-М», и гарантировалось финансирование работ.

Фактически нужно было разработать ракету универсальную по видам базирования. При этом, как в шахтном, так и в мобильном вариантах ракета должна была иметь высокие боевые возможности, высокую точность огня и быть способной нести длительное боевое дежурство в разных степенях готовности. Кроме этого, она должна была иметь высокую стойкость к воздействию поражающих факторов во время полета и преодолевать противоракетную оборону вероятного противника.




АПУ комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР "Ярс" во время репетиции парада в Москве, 26.04.2011 г. Ранее считалось, что это АПУ "Ярс" (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/)

Ракета для МРК СН "Тополь-М" создавалась как модернизация межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М. Условия модернизации были определены Договором СНВ-1. Согласно данному документу новой можно считать ракету, которая от аналога отличается по одному из нижеперечисленных признаков:
- число ступеней;
- вид топлива для любой из ступеней;
- стартовая масса отличается более чем на 10 процентов;
- длина собранной ракеты без ГЧ (головная часть), или длина первой ступени ракеты отличается более чем на 10 процентов;
- диаметр первой ступени отличается более чем на 5 процентов;
- забрасываемый вес более чем на 21 процент в сочетании с изменением длины первой ступени на 5 или более процентов.

Вследствие данных ограничений тактико-технические характеристики ракеты МРК "Тополь-М" претерпеть значительных изменений не могли и основные отличия от аналога (РТ-2ПМ) заключаются в особенностях полета и устойчивости при проникновении сквозь ПРО противника. Головная часть с самого начала разрабатывалась с учетом возможности быстрой модернизации в случае появления действующих систем противоракетной обороны у вероятного противника. Существует возможность установки ГЧ с разделяющимися боеголовками с индивидуальным наведением.

Ракетный комплекс «Тополь-М» во многом уникален и приблизительно в 1,5 раза превосходит ракетный комплекс предыдущего поколения по боеготовности, живучести и маневренности (в мобильном варианте), эффективности поражения различных объектов, даже при условии противодействия со стороны противника. Энергетическими возможностями ракеты обеспечиваются увеличение забрасываемого веса, значительное снижение высоты активного участка траектории полета, а также эффективное преодоление перспективной ПРО.

При разработке МРК СН «Тополь-М» использовались последние достижения отечественного ракетостроения и науки. Впервые использовали новую систему экспериментальной отработки в ходе испытаний с высокими нормативными режимами работы агрегатов и систем ракетного комплекса. Это резко сократило традиционный объем испытаний и снизило затраты без потери надежности.

Комплекс представляет собой моноблочную трехступенчатую твердотопливную ракету, размещенную в транспортно-пусковом контейнере. Срок нахождения ракеты в нем минимум 15 лет, при этом общий срок эксплуатации составляет минимум 20 лет. В числе особенностей комплекса:
- возможность использования имеющихся шахтных пусковых установок без существенных затрат (изменяется только система крепления к ракете контейнера). Используются шахтные пусковые установки, которые освобождаются от снимаемых с вооружения ракет, и ПУ согласно договору СНВ-2;
- повышенные, по сравнению с «Тополем», точность стрельбы, уязвимость ракет во время полета от воздействия средств противовоздушной обороны (включая ядерное ) и готовность к пуску;
- способность ракет маневрировать во время полета;
- невосприимчивость к электромагнитным импульсам;
- совместимость с имеющимися системами управления, связи и обеспечения.

Ракета 15Ж65 (РТ-2ПМ2) имеет 3 маршевые ступени с мощными твердотопливными энергетическими установками. Маршевые ступени ракеты имеют цельномотанный корпус "кокон" изготовленный из композиционного материала. У 15Ж65 в отличие от “Тополя” отсутствуют решетчатые стабилизаторы и рули. Управление полетом осуществляется центральным частично утопленным поворотным соплом маршевых двигателей трех степеней ракеты. Сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод-углеродного материала. Для сопловых вкладышей использована трехмерноармированная ориентированная углерод-углеродная матрица.

Стартовая масса ракеты составляет более 47 тонн. Полная длина ракеты составляет 22,7 метра, а без головной части длина равняется 17,5 метров. Максимальный диаметр корпуса ракеты (первая ступень) – 1,86 метра. Масса головной части составляет 1,2 тонны. Длина первой ступени составляет 8,04метра, масса полностью снаряженной ступени – 28,6 тонны, время работы – 60 секунд. Тяга ракетного твердотопливного двигателя первой ступени на уровне моря составляет 890 кН. Диаметр второй и третей ступени составляет – 1,61 и 1,58 метра соответственно. Время работы ступеней соответственно - 64 и 56 секунд. Три твердотопливных маршевых двигателя обеспечивают быстрый набор скорости, снижая на разгонном участке уязвимость ракеты, а современные системы управления и десятки вспомогательных двигателей обеспечивают маневр в полете, делая траекторию труднопредсказуемой для противника.

Моноблочная термоядерная отделяемая боеголовка с термоядерным 550-килотонным боевым блоком, в отличие от стратегических межконтинентальных баллистических ракет другого типа, в короткие сроки может быть заменена боеголовкой имеющей разделяющиеся головные части индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Кроме того, ракета комплекса «Тополь-М» может быть оснащена маневрирующей головной частью. Новая ядерная боеголовка, по данным СМИ может преодолевать ПРО США, что подтверждается результатами испытаний комплекса (21 ноября 2005 года) с новой ГЧ. Вероятность преодоления американских ПРО в настоящее время равняется 60-65 процентов, в перспективе – более 80.

Следует отметить, что при создании боевой части МБР были максимально использованы технологии и наработки, полученные при создании боевой части для "Тополя", что позволило уменьшить стоимость и сократить время разработки. Новая БЧ, несмотря на такую унификацию, значительно более устойчива к поражающим факторам ядерного взрыва и действию оружия, которое основано на новых физических принципах, по сравнению с предшественницей, обладает меньшей удельной массой, а также имеет более совершенные механизмы обеспечения безопасности при транспортировке, хранении и нахождении на боевом дежурстве. Боевая часть имеет повышенный коэффициент полезного использования делящихся материалов. Данная головная часть создавалась без испытаний узлов и деталей в ходе натурных взрывов (впервые для отечественной военной промышленности).

Ракета 15Ж65 снабжается комплексом средств прорыва противоракетной обороны (КСП ПРО) в состав которых входят пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик ГЧ. Ложные цели от боевых блоков неотличимы во всех диапазонах электромагнитного излучения (лазерном, оптическом, радиолокационном, инфракрасном). Они позволяют имитировать характеристики ББ почти по всем селектирующим признакам на всех участках нисходящей ветви траектории их полета, являются стойкими к ПФЯВ и др. Данные ложные цели – первые, способные противостоять радиолокационным станциям со сверхразрешением. Средства искажения характеристик ГЧ состоят из радиопоглощающего покрытия, аэрозолей-источников инфракрасного излучения, генераторов активных радиопомех и так далее.


Ракета 15Ж65 может эксплуатироваться в составе стационарного (15П065) или мобильного (15П165) БРК. При этом для стационарного варианта используются шахтные пусковые установки ракет, которые снимаются с вооружения или уничтожаются в соответствии с СНВ-2. Стационарную группировку создают путем переоборудования шахтных пусковых установок 15П735 и 15П718.

В состав боевого стационарного шахтного ракетного комплекса 15П065 входит 10 ракет 15Ж65 в пусковых установках 15П765-35, а также один унифицированный КП типа 15В222 высокой защищенности (размещен в шахте на подвеске с использованием специальной амортизации). Работы по переоборудованию ШПУ 15П735 под размещение ракет "Тополь-М" провели под руководством Дмитрия Драгуна в ОКБ "Вымпел".

Ракета 15Ж65 в процессе боевого дежурства размещается в металлическом ТПК. Транспортно-пусковой контейнер унифицирован для различных видов ШПУ и совмещает в себе функции транспортно-перегрузочной машины и установщика. Транспортно-установочный агрегат был разработан в конструкторском бюро "Мотор".

Межконтинентальные баллистические ракеты "Тополь-М" мобильного базирования развернуты в составе комплекса 15П165. Ракета мобильного базирования размещена в высокопрочном стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере на шасси высокой проходимости МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) с восемью осями Минского завода колесных тягачей. Конструктивно ТПК от шахтного варианта практически не отличается. Пусковая установка и адаптация ее к тягачу осуществлялась ЦКБ «Титан». Серийное производство пусковых установок осуществляется на волгоградском производственном объединении «Баррикады». Масса пусковой установки составляет 120 тонн, ширина - 3,4 метра, длина - 22 метра. Шесть из восьми пар колес являются поворотными (первые и последние три оси), что обеспечивает исключительную для таких габаритов маневренность (радиус поворота, например, составляет всего 18 метров) и проходимость. Давление на грунт составляет в два раза меньше, чем у обычного грузовика. Двигатель пусковой установки - 12-цилиндровый V-образный 800-сильный дизель ЯМЗ-847 с турбонаддувом. Глубина преодолеваемого брода – 1,1 метра. При создании агрегатов и систем 15П165 использовано несколько принципиально новых тех. решений. Так, например, система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку “Тополь-М” на мягких грунтах. Улучшены маневренность и проходимость установки, повышающие ее живучесть. "Тополь-М" может производить пуски ракет из любой точки позиционного района и обладает улучшенными средствами маскировки против оптических и других средств разведки.

Характеристики ракетного комплекса “Тополь-М” позволяют в значительной степени повысить готовность ракетных войск стратегического назначения к выполнению боевых задач в различных условиях, обеспечивать скрытность, маневренность действий и живучесть отдельных пусковых установок, подразделений и частей, а также автономное функционирование и надежность управления в течение длительного времени (без пополнений запасов материальных средств). Точность прицеливания увеличена почти в два раза, точность определения геодезических данных увеличена в полтора раза, время подготовки к пуску сокращено в два раза.

Перевооружение частей ракетных войск стратегического назначения проводится с использованием имеющейся инфраструктуры. Стационарный и мобильный варианты полностью совместимы с существующими системами связи и боевого управления.

Тактико-технические характеристики ракеты 15Ж65:
Максимальная дальность стрельбы – 11000 км;
Количество ступеней – 3;
Стартовая масса – 47,1 т (47,2 т);
Забрасываемая масса – 1,2 т;
Длина ракеты без головной части – 17,5 м (17,9 м);
Длина ракеты – 22,7 м;
Максимальный диаметр корпуса – 1,86 м;
Тип головной части – ядерная, моноблочная;
Эквивалент боезаряда – 0,55 Мт;
Круговое вероятное отклонение – 200 м;
Диаметр ТПК (без выступающих частей) – 1,95 м (для 15П165 – 2,05 м).

Тактико-технические характеристики МЗКТ-79221 (МАЗ-7922):
Колесная формула – 16x16;
Радиус поворота – 18 м;
Дорожный просвет – 475 мм;
Масса в снаряженном состоянии – 40 т (без боевого оснащения);
Грузоподъемность – 80 т;
Максимальная скорость – 45 км/ч;
Запас хода – 500 км.

Подготовлено по материалам:
http://rbase.new-factoria.ru
http://www.arms-expo.ru
http://www.kap-yar.ru
http://army.lv
http://military-informer.narod.ru

При проектировании РК «Тополь» применялись принципиально новые технические решения. Над этой задачей работали конструкторы и инженеры многих российских промышленных объединений. Их исследования и разработки вывели этот тип вооружения в ряды суперсовременной техники, практически не имеющей аналогов и опережающей свое время. Именно такие устройства способны защитить государство от внешней агрессии и, в случае необходимости, стать оружием возмездия.

История создания

Известно, что первые разработки нового спецкомплекса, были начаты в середине 80-гг. прошлого века. Однако официальное постановление о начале работ над этим проектом, датировано сентябрем 1989 года. От государственной комиссии поступил заказ на создание сразу двух видов вооружения: стационарного и передвижного типа. А также межконтинентальной баллистической ракеты, состоящей из трех ступеней, работающей на твердом и жидком топливе.

Проект получил специальное имя «Универсал», а в документах комплексное орудие числилось под кодовым названием РТ-2ПМ2.

Первые разработки

Решение этой задачи было поручено двум инженерно-производственным организациям - КБ «Южное» в Днепропетровске и институту теплотехники в Москве (МИТ). Предполагалось, что, несмотря на требуемую высокую степень унификации, механизмы ракеты для вооружения передвижного и шахтного типа, все же будут иметь некоторые различия:

  • Оружие с маркировкой 15Ж65, стационарного базирования, должно было быть обеспечено жидкотопливным реактивным двигателем, работающем на инновационном горючем «Пронит».
  • Подвижный спецкомплекс оснащался ракетой (15Ж55) с твердотопливной установкой.

Транспортно-пусковой контейнер для обоих типов тоже должен был отличаться. Для первого вида - металлическая конструкция со специальными приспособлениями для закрепления различных элементов наземных систем. Для мобильного устройства - из стеклопластика.

Тополь-М

В апреле 1992 года КБ «Южное» прервало свое участие в совместных разработках, именно поэтому главным конструкторским бюро проекта стал МИТ. На базе уже полученных результатов было решено продолжить создание ракетного спецкомплекса, получившего новое название Тополь-М. Полностью унифицированное оружие планировалось оснастить устройством, работающим на твердом горючем.

Испытания нового образца были начаты зимой 1994 года. Для этого использовалась установка, размещенная в шахте на Плесецком космодроме.

После чего была продолжена разработка мобильного типа вооружения (подвижного грунтового ракетного комплекса - ПГРК), первые испытания которого прошли осенью 2000 года.

Интересно. Считается, что срок работы «Тополь-М» 15 лет. Однако осенью 2005 года было решено осуществить учебно-боевой запуск оружия, которое находилось в использовании более 20 лет. Необходимо было проверить надежность и безопасность всех систем и устройств.

Пуск проходил на космическом аэродроме в Плесецке, в направлении испытательного полигона на Камчатке (Кура). Межконтинентальная баллистическая ракета смогла поразить условную мишень, расположенную на полигоне с необходимой точностью. Применение такого вида вооружения, пробывшего такой длительный срок в эксплуатации, было совершено впервые.


Производство

После проведения успешных испытаний (было произведено четыре запуска баллистического оружия) в 1997 году ракетный комплекс для шахтного использования, был запущен в производство. А в 2000 году, после утверждения Государственной комиссией, был подписан приказ о принятии Тополь-М на вооружение.

  • Производством головой части, а также боевых механизмов занимался Российский федеральный ядерный центр в городе Саров. Системы управления Тополя-М создавались Санкт-Петербургским оптико-механическим Объединением «Ломо» и Научно-производственным центром автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина в Москве.
  • Разработка приводов была поручена Всероссийскому научно-исследовательскому институту «Сигнал» в Коврове, а также Люберецкому заводу им. А.В. Ухтомского.
  • Проектированием стартовой ракетной установки и базовых конструкций занимался Федеральный центр двойных технологий «Союз».
  • Разработка пусковых механизмов и автомобилей обеспечения проводилась Федеральным научно-производственным центром «Титан-Баррикады», а их производство производственным объединением «Баррикады».
  • Создание и переоборудование уже готовых пусковых установок в шахтах было поручено КБ «Вымпел» в Москве совместно с Обуховским заводом в Санкт-Петербурге.

В изготовлении композитных контейнеров было занято московское «ЦНИИ Спецмашиностроения».

Размещение

Зимой 1997 года в 140 полк РВСН 60 ракетной дивизии, размещенной в пгт Татищево, были доставлены две боеголовки типа 15Ж65 для комплекса стационарного типа (15П065-35). А через двенадцать месяцев этот полк, с десятью пусковыми установками (ШПУ), вооруженными баллистическеским оружием класса «земля - земля» (МБР), стал на боевое охранение. С 1999 по 2005 год еще четыре полка с ШПУ заступили на БД.

Размещение передвижных РК было начато осенью 2005 года. Такие устройства были доставлены в 321 ракетный полк. А в 2006 году президентом Российской Федерации была подписана новая программа, включающая в себя перевооружение некоторых подразделений, на период до 2015 года. В этом плане предусматривалось приобретение 69 передвижных установок «Тополь-М».

Загрузка в шахту межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М»

Интересно. Межконтинентальный баллистический комплекс РТ-2ПМ2 послужил прототипом для создания космической ракеты-носителя конверсионного типа «Старт». Ее запуск происходит на космических аэродромах Свободный и Плесецк.

Переоборудование

Шахтная модификация ракетного спецкомплекса «Тополь-М» включает в себя десять ракет (15Ж65)с пусковыми установками, а также командный пункт, который оборудован средствами повышенной защитой. Он находится внутри специальной шахты и располагается при помощи амортизаторов, что значительно снижает уязвимость.

Мобильный вариант вооружения состоит из девяти МБР (15Ж55), которые установлены на автономных ПУ.

Для устройства стационарного комплекса были использованы уже готовые шахтные механизмы под тяжелые межконтинентальный баллистический тип вооружения. Для этого дополнительно необходимо было залить бетонную смесь высотой в пять метров. Такое переоборудование значительно ускоряло работу, сокращало затраты на переоборудование, а также экономило время.

Поскольку «Тополь-М» является модификацией предыдущей модели «Тополь» его переоборудование должно было проводиться с учетом Договора СНВ-1. При этом в документе было определено, какие характеристики можно считать модернизированными, а что должно быть изменено.

Новый вариант баллистического оружия должен был отличаться хотя бы одним из следующих пунктов:

  • забрасываемым весом;
  • массой на старте;
  • общей длиной или размером и диаметром первой ступени;
  • количеством отделяемых частей;
  • видом горючего.

Факт. По состоянию на конец 2017 года на вооружении стоят 78 ракетных комплексов. Из них стационарного типа - 60 единиц, мобильных - 18 единиц.

Описание комплекса

Установка «Тополь - М» - является уникальным ракетным спецкомплексом, построенным исключительно российскими предприятиями. Его боевые и технические характеристики превосходят практически в полтора раза все вооружение предыдущего поколения.

  • Энергетические особенности боеголовки позволили уменьшить высоту активного пространства траектории, повысить забрасываемую массу, а также значительно увеличить эффективность преодоления защитных средств ПВО.
  • Благодаря исследовательской работе многих российских предприятий стало возможным создание унифицированного баллистического оружия, которое может запускаться как из высокозащищенных шахтных пусковых установок, так и для мобильных ПУ. Полная унификация позволила значительно снизить затраты на разработку, испытания и производство оружие, не уменьшив при этом ее боевые качества и надежность.

«Тополь-М» - стратегический комплекс с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, которая находится в специальном транспортно-пусковом контейнере. Для переоборудования пусковых установок с предыдущего типа оружия («Тополь») существенные затраты не потребуются. В процессе переоборудования необходимо лишь смена крепежных элементов контейнера. Это связано с конструктивными особенностями модернизированного оружия.


Интересно. Специально для баллистической межконтинентальной ракеты конструкторы создали головную часть, имеющую возможность маневрирования. Это позволяет избежать перехвата и уничтожения всеми существующими на сегодняшний день комплексами ПВО.

Особенности

  • Высокоточная система наведения и управления.
  • Невосприимчивость к воздействию электромагнитного импульса, а также наличие программного маневра во время прохождения облака от ядерного взрыва.
  • Система создания и запуска ложных целей.
  • Возможность маневрирования во время полета.
  • Возможность развертывания на мягком грунте.
  • Повышенная проходимость и маневренность спецкомплекса.
  • Специальный состав покрытия корпуса.
  • Герметичный отсек для систем управления.
  • Увеличенная прицельная дальность стрельбы с минимальным отклонением.
  • Наличие системы преодоления противоракетной обороны.
  • Благодаря применению твердотопливного горючего значительно увеличивается дальность стрельбы всех ступеней.
  • Инерциальное управляющее устройство оснащено бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ), что значительно увеличивает точность выстрела.

Интересно. В 2013 году в состав ракетных комплексов вошли первые двенадцать машин МИОМ. Эти автомобили осуществляют инженерное обеспечение и маскировку ПГРК, находящихся на боевом дежурстве. А также создают, отлично видимые со спутников, ложные следы к боевой позиции.

Устройство комплекса

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) является основой для передвижного и шахтного комплекса «Тополь-М».

Она состоит из трех ступеней, а также ступени, разводящей боевые блоки. Каждый из этих агрегатов находится внутри цельного корпуса (тип «кокон»). Корпус, а также сопла ракетных силовых установок, изготовлены с применением углеродных композитных материалов.

Запуск мобильного и шахтного комплекса производится при помощи минометного старта.

Боезаряды покрыты специальным составом, который позволяет значительно снизить их заметность на экранах ПВО-радаров.

МБР состоит из:

  • головной части (повышенный класс мощности, термоядерная);
  • переходного отсека;
  • маршевой силовой установки (3 ступень);
  • соединительного отсека (2);
  • маршевого двигателя (2);
  • соединительного отсека (1);
  • двигателя маршевого типа (1);
  • хвостового отсека (1 ступень).

Схема и состав ступеней:

  • В конструкцию первой ступени входит силовая установка маршевого типа, работающая на твердотопливном горючем, и хвостовое отделение. На его корпусе размещаются стабилизирующие устройства и система аэродинамического управления. РДТТ оснащен одним неподвижным соплом.
  • Вторая ступень состоит из аналогичного двигателя и соединительного отсека.
  • В схему третьей ступени входит головная часть, двигатель и соединительное отделение. В передней части днища третьей ступени размещен узел отсечки тяги, снабженный 8 реверсивными расширениями и окошками, которые прорубаются детонирующими удлиненными зарядами (ДУЗ).

Предстартовая подготовка, пуск и дальнейший полет полностью автоматизированы, они находятся под управлением специальной системы слежения.

В полную боеготовность комплекс приводится на протяжении двух минут. МБР может запускаться как во время движения, так и в в стояночном режиме. В этом случае ПУ должна быть вывешена при помощи домкратов.

«Тополь-М» оснащен специальным оборудованием, позволяющим преодолеть систему ПВО противника. Для этого осуществляется генерирование ложных боеголовок, полностью идентичных ракете. Созданные мишени ничем, практически, от нее не отличаются, ни в радиолокационном, ни в оптическом, инфракрасном и лазерном диапазоне. Эти псевдо-ракеты могут выдерживать поражающее действие ядерного заряда и лазерное излучение, а также двигаться аналогично самой боеголовке, что сильно затрудняет их идентификацию.

На заметку! МБР получила способность к маневру, что значительно снижает возможность попадания в ее корпус противоракетного вооружения.

Боезаряды покрываются специальным составом, который делает их незаметными для радаров. В дополнение к этому возможно распыление специальных аэрозолей, видимых в инфракрасном диапазоне и затрудняющих поиск самой боеголовки.


Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Габаритные размеры, м:

  • общая длина ракеты составляет 21,5;
  • диаметр транспортно-пускового контейнера - 2;
  • размер головной части - 2,1;
  • первая ступень - 8,1, диаметр корпуса - 1,8;
  • вторая ступень - 4,6, диаметр корпуса -1,55;
  • третья ступень - 3,9, диаметр корпуса - 1,34.

При боевом патрулировании ракетный спецкомплекс охватывает площадь 125000 квадратных километров. Максимальная дальность стрельбы «Тополя-М» около двенадцати тысяч километров. На старте ракета имеет общую массу 45 тонн, при этом вес головной части равняется одной тонне, а снаряженная первая ступень баллистической ракеты весит 27, 8 тонн.

Мощность одного заряда - 0,55 мегатонн, разлет орудия от 150 до 200 метров. В виде пусковой установки для мобильного типа используется восьмиосная база МЗКТ-79221.

Классификация

«Тополь-М» является межконтинентальной баллистической ракетой. Имеет индекс 15Ж65 (кодовое название СНВ РС-12М2). Исходя из классификации НАТО, она относится к классу оружия SS-27 Sickle B1.

Несмотря на массивную «внешность», МБР классифицируется как легкое вооружение.


Испытания

В период с декабря 1994 года по январь 2017 года было проведено 16 успешных запусков. При этом взлет МБР происходил как из шахтных ПУ, так и из мобильных пусковых установок, находящихся на территории космодрома Плесецк. Учебная мишень в большинстве случаев находилась на полигоне Кура (полуостров Камчатка). Испытательный запуск в апреле 2004 года проводился для определения предельной дальности полета и прошел успешно.

Из всех испытательных выстрелов только один закончился неудачей. Это произошло в октябре 2009 года еще с прототипом «Тополя-М». МБР отклонилась от основного курса и была уничтожена.

Пуск ракеты Тополь-М

Заключение

Условия договора СНВ-1 существенно ограничили возможность переоборудования баллистической ракеты «Тополь». Именно поэтому тактико-технические характеристики нового варианта оружия не имеют значительных отличий от предыдущей модели. Основные различия баллистических устройств заключаются в возможности преодоления противоракетной обороны противника.

Усовершенствование твердотопливных реактивных устройств позволило значительно сократить продолжительность отрезка траектории летательного оружия, на котором работает маршевый ракетный двигатель. Что дало возможность уменьшить вероятность перехвата и уничтожения МБР противоракетными установками противника. Возможность маневрирования головного отсека также снижает возможность поражения системой ПРО.

Управляющая система наведения стала менее зависима от возможных электромагнитных импульсов и других факторов, вызванных ядерным взрывом.

Подводя итоги, можно смело сказать, что первая межконтинентальная баллистическая ракета, произведенная российскими конструкторами, во многом превосходит мировые аналоги. «Тополь-М» вобрал в себя большую часть разрабатываемых инновационных технологий и является главной и уникальной составляющей Ракетных войск стратегического назначения.