Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Таблица по обществу деятельность и ее виды. Деятельность человека (обществознание): виды, описание и особенности

Типология политической культуры

Существуют различные типологии политической культуры, в частности типология исторической преемственности.

В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую - второстепенным.

Основные черты современной демократической политической культуры:

традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.);

морализм, выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;

индивидуализм, стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры - частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах;

политический активизм, состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех.

В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др.

Автократический тип политической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами.

Идеал автократической политической культуры - государство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры - безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти - лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером.

Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается.

Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Выделяют три чистых типа политической культуры:

патриархальную, когда у людей отсутствует интерес к своей политической системе. В патриархальных общинах политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций;

подданническую, которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в ее функционировании. Здесь уже существуют специализированные политические институты, на них ориентируются члены общества, проявляя при этом разные чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как законные или незаконные;

активистскую, в рамках которой людей интересует не только то, что политическая система дает им, но и то, могут л и они игратьак- тивную роль в этой системе, выполнять свои гражданские права и обязанности.

Типы политических культур

Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:

1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности - общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;

2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;

3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.

Определить реальное состояние политической культуры общества довольно сложно, особенно если в этом обществе отсутствуют демократия и гласность. Многие десятилетия советские идеологи марксизма пытались доказать, что уровень развития политической культуры в СССР значительно выше, чем в буржуазных странах. При этом в качестве главного аргумента они указывали на то, что социализм (в соответствии с марксистской теорией) является более высокой стадией развития общества. Однако утвердившиеся с конца 80-х гг. XX в. в России демократия и гласность показали, что состояние политической культуры в нашей стране находится на достаточно низком уровне развития. По данным исследований, проведенных автором в начале 90-х гг., примерно 40-45 % взрослого населения России можно отнести к активистскому типу политической культуры, 30-35 % - к подданническому и 20-25 % - к патриархальному типу.

Любое современное общество, любая политическая система представляют собой сложную структуру, состоящую из различного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры доминирует в обществе, во многом зависит форма политической системы и политический режим власти.

Определение

Габриэль Алмондом и Сидней Вербой определили политическую культуру как совокупность специфических политических установок в отношении поли­тической системы и ее различных частей и установок по отношению к собственной роли в системе.

Сидней Верба. Политическая культура – это тот феномен, что задает фор­му выражения связи между событиями в политике и пове­дением индивидов как реакции на них; хотя политическое поведение индивидов и групп... – это ответ на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени оп­ределяется тем [символическим] значением, которое при­дается каждому из этих событий людьми, их наблюдающи­ми. Можно сказать, что политическая культура - всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное.

Таким образом, политическая культура, интегрируя и систематизируя такие феномены как «политическая иде­ология, национальный характер и дух, национальная политическая психология и фундаментальные ценности народа», является, по существу, «системой ориентации на политическое действие внутри данного общества».

Функции политической культуры

Политическая культура выполняет в обществе опреде­ленные функции: 1) идентификации, реализуя потребность человека в по­нимании групповой принадлежности; 2) ориентации, объясняя смысл политических явлений; 3) адаптации и социализации - через освоение навыков поведения для реализации своих прав; 4) интеграции, направленной на сохранение ценностей государства через интеграцию интересов групп; 5) коммуникации, осуществляя взаимодействие субъек­тов и институтов на основе символов, стереотипов.

Уровни политической культуры

Габриель Алмонд выделил три уровня политической культуры:

Политическая культура нации включает в себя три уровня ориен­тации граждан: их отношение а) к политической системе, б) к поли­тическому процессу, в том числе к процессу определения политичес­кого курса, и в) к результатам и следствиям реализации политического курса.

Ориентации системного уровня отражают представления граждан и их лидеров о ценностях и организациях, скрепляющих политическую систему. Идентифицируют ли себя граж­дане с нацией и принимают ли общую систему управления?

В ориентациях уровня процесса отражены представления о том, как должна действовать политика, а также отношение индивидов к политическо­му процессу.

Ориентации уровня политического курса касаются того, что граждане и их лидеры ожидают от политического курса правительства. На достижение каких целей должна быть направлена прави­тельственная политика и как эти цели должны достигаться?

Типология политической культуры Габриеля Алмонда и Сиднея Вербы

Габриель Алмонд и Сидней Верба выделили три «чистых» типа политической культуры:

приходская, или парокиальная, для которой характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и су­щественных ожиданий от ее функционирования;

подданническая (англ. subject), где сильна ориентация на политические институты, но невысок уровень индивидуальной активности граждан;

партиципаторная, или участническая (англ. participant), отражающая заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности.

Соотношение установок различных типов политической культуры в авторитарных и демократических политических системах разной степени индустриализации.

Понятие гражданской политической культуры

Габриель Алмонд и Сидней Верба отмечали:

Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных. Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к таким двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного.

Таким образом, в рамках гражданской культуры индивид не обязательно бывает рациональным, активным гражданином. Тип его активности - более смешанный и смягченный. Это позволяет индивиду совмещать определенную долю компетентности, включенности и активности с пассивностью и невключенностью. Более того, его взаимоотношения с правительством не являются чисто рациональными, Поскольку они включают в себя приверженность - как его, так и принимающих решения - тому, что мы назвали демократическим мифом о компетентности гражданина.

«Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти государствах». Эта работа опиралась на большой массив эмпирических данных, полученных в ходе сравнительных исследований 1959 – 1960 гг. в США, Великобритании, ФРГ, Италии и Мексике. Алмонд и Верба вычленили три «идеально-чистых» типа политической культуры.

Патриархальная - отсутствие в обществе интереса к политической системе, его ограничение местной или этнической солидарностью, ориентация политического поведения на воспроизведение раз навсегда заданных образцов. Индивиды в принципе не соотносят свое существование с политической системой как таковой, и вопрос о возможностях влияния на систему даже не ставится.

Подданническая - характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием членов политического сообщества в ее функционировании, инициатива политического действия здесь исходит от институтов, продуцирующих и доводящих до массы нормы политического поведения, Доминирующими здесь являются представления граждан о своем зависимом положении от политической системы, о невозможности и безрезультатности своей активности.

Партисипаторная (активистская) - заинтересованность и активное участие в политической системе, граждане выступают активными субъектами политической жизни, понимают что они в состоянии реально влиять на политическую систему через участие в выборах, через организацию групп давления, политических партий для выражения своих интересов.

Алмонд и Верба подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные типы: патриархально-подданический, подданнически-активистский, патриархально-активистский.

Наилучшие шансы на достижение стабильной демократии имеют общества, в которых в основоном партисипаторная политическая культура включает в себя также значительные элементы приходской и подданнической ориентаций. Этот особый гибрид и был назван гражданской политической культурой - граждане достаточно сильно вовлечены в политику и активно выражают свои интересы и предпочтения, но не настолько, чтобы блокировать принимаемые элитой политические решения. Субъективно считая себя способными повлиять на правительство и представительную власть, люди во многих случаях остаются пассивными, предоставляя власть имущим значительную свободу действий. Сравнительная редкость политического участия, относительная неважность такого участия для индивида и объективная слабость обычного человека позволяют правительственным элитам действовать. Противоположная роль гражданина как фактора, обеспечивающего ответственность элит, поддерживается благодаря его глубокой приверженности нормам активного гражданства, равно как и его убежденностью, что он может быть влиятельным гражданином. Гражданин, существующий в рамках гражданской культуры, располагает, таким образом, резервом влиятельности, он считает, что в случае необходимости может мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях.

Из пяти исследованных стран ближе всех к гражданской политической культуре, по мнению Алмонда и Вербы, стояла Великобритания, за ней следовали США, ФРГ, Италия и Мексика. Алмонд и Верба выводят формулу гражданской культуры, присущей демократическим индустриальным странам Запада: 60 % - участников; 30% - подданных; 10 % - парохиалов.

Мерриам Чарлз Эдвард (1874-1953)-выдающийся американский ученый, один из создателей современной политической науки. Почти вся его педагогическая и научная деятельность связана с Чикагским университетом, где с 1923 по 1940 г.

Ч. Мерриам возглавлял отделение политической науки, в рамках которого сформировалась чикагская школа политических исследований. В своих работах ученый развивал бихевиоральный подход в изучении политических феноменов. Разрабатывая новую методологию научного анализа, Ч. Мерриам обосновал необходимость междисциплинарных исследований, широкого использования количественных методов, настаивал на тесной связи политической науки с действительностью. Все эти вопросы широко освещены в его книге “Новые аспекты политики”. М считал, что в политической науки для получения точного знания необходимо интенсивнее проводить эмпирические исследования и применять метода, заимствованные из других наук как социальных, так и естественных.

Самостоятельно ни одна наука не способна дать адекватный анализ и интерпритацию какой-либо проблемы социальных явлений. Так как на практике происходит постоянное взаимодействие и взаимовлияние различных сфер общества. Помимо необходимости взаимодействия политической науки с социальными. Мерриам обосновывает также значение интеграции политических исследований с естественными науками (биология. Медицина, география и т п). Достижения в области естественно-научных исследованиях будут способствовать расширению политического мышления и развитию новых подходов к изучению объектов политики.

Гарольд Дуайт Лассуэл- американский политолог, один из основоположников современной политологии, представитель бихевиористского подхода в политической науке и один из основателей чикагской школы социологии, теоретик междисциплинарного подхода к исследованию поведения личности в различных сферах деятельности.

предлагал создать единую интегрированную политическую науку, ориентированную не только на чисто теоретические "библиотечные", а в первую очередь - на полевые исследования, что позволило бы ей более соответствовать потребностям политической практики.

В "Психопатологии и политике" Г.Лассуэлл пришел к выводу, что причины политических и социальных явлений коренятся в индивидуальной психике, в бессознательном, скрытых политизированных чувствах, Основой психоаналитического объяснения политического поведения является теория фрустрации, суть которой состоит в том, что бессознательные сексуальные мотивы (libido) с помощью "проекции", "замещения", "сублимации" (термины З.Фрейда) трансформируются в иные, в том числе и в политические желания. По Лассуэллу, борьба за власть - это лишь компенсация детской травмы; власть помогает преодолеть низкое самоуважение; власть объясняется в терминах компенсаторной теории политики. Исследует психологию "искателей" власти - индивидов, готовых на все ради ее получения. Он предлагает оригинальную типологию политических деятелей по двум критериям: 1) исполнение той или иной политической роли; 2) особенности детского психосексуального развития. Таких подтипа три: агитатор, администратор, теоретик.

Г.Лассуэлл рассматривал коммуникацию как сложный процесс, имеющий свои социальные функции, внутреннюю структуру и общую направленность. Важнейшей ее функцией является поддержание равновесия любой системы. Осуществил анализ таких трех важнейших функций массовой коммуникации, как: 1) информационная функция; 2) корреляция с социальной структурой и "ответственностью" общества, воздействие на него и его познание через обратную связь; 3) "трансмиссия" культурного наследия - познавательно-культурологическая функция, функция преемственности культуры.

Введя в структуру коммуникативного процесса такой его важнейший элемент, как "эффект" он - одним из первых поставил вопрос об управлении массовым сознанием

Модель Г. Лассуэлла, называется линейной, "однонаправленной", состоит из: 1) коммуникатор (инстанция, организующая и контролирующая процесс массовой коммуникации); 2) сообщения (контент-анализ); 3) технические средства; 4) аудитория (ее количественно описываемые социальные и социально-психологические характеристики; 5) результаты (изменения в сознании аудитории). Огромное значение в научных исследованиях Г.Лассуэлла имеют проблемы пропаганды, как "управления коллективными аттитьюдами (установками) посредством манипулирования значимыми символами".Пропаганда предполагает, по мнению Г.Лассуэлла, распространение прежде всего политических мифов и стереотипов.