Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Среда и место обитания млекопитающих. §51

надо по плану определить 1 место обитания 2 особенности внешнего строения 3 особенности внутреннего строения 4 значение в

природе и жизни человека

хоботные

ластоногие

непарнокопытные

зайцеобразные

парнокопытные

насекомоядные

китообразные

каждый отряд описать по плану срочно надо(

Помогите, пожалуйста. Вопросы экзамена. Желательно кратко и самое основное. Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

Билет 3
1) Зоология как наука. Признаки и многообразие животных.Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.
2) Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
3)Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе.

1)Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.

Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе. 2) Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Влияние человека на животных.
Особенности строения систем внутренних органов тела рыб и их функциональное значение.
Охрана птиц. Перечислите птиц занесенных в Красную книгу Казахстана. можете ответить на эти вопросы?

2. Среда обитания и особенности внешнего строения птиц.

3. Какие отличия во внешнем строении имеют представители разных отрядов рептилий? С чем это связано?

Задание 1. Изучите внешнее строение млекопитающего.

1. Рассмотрите животное (морскую свинку, хомячка). Выясните, на какие отделы можно мысленно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных позвоночных животных имеются такие же отделы тела.

2. Напишите, по каким признакам млекопитающие отличаются от других животных.

1. Голова, шея, хвост, туловище, конечности.

2. Шейных позвонков 7; диафрагма, два поколения зубов и их дифференциация, губы и щеки, 4-х камерное сердце, левая дуга аорты, наружное, среднее и внутреннее ухо, три слуховые косточки, волосяной покров, тазовая почка, млечные железы, теплокровность, живорождение.

3. Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах ног млекопитающих? Запишите свои наблюдения.

Чаще всего они передвигаются на 4 ногах, но есть исключения - человек, кенгуру, человекообразные обезьяны могут ходить на 2 ногах. На пальцах ног есть ногти.

4. Выясните и запишите, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует?

Нет, он расположен неравномерно и неоднороден. Отсутствует на носу и подушечках лап. У всех млекопитающих шерсть растет на разных местах, но в основном там, где тело наиболее уязвимо к холоду.

5. Напишите, какие органы расположены на голове млекопитающего. Каких из этих органов нет у других позвоночных животных?

Уши, глаза, усы.

6. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

Млекопитающие - класс эволюционно развитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами; они вынашивают, рожают и выкармливают детенышей.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. У одних млекопитающих хорошо развиты как ость, так и подшерсток, у других - преобладает ость или подшерсток. Объясните, почему у млекопитающих наблюдаются такие отличия в волосяном покрове.

Зависит от образа жизни. Ость делает мех прочным, а подшерсток сохраняет температуру тела.

Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения .

1. Копыта, шерсть, ногти, когти - производные эпидермиса кожи.

2.У всех млекопитающих одна пара млечных желез.

3.Во время линьки окраска шерсти никогда не меняется.

4.У млекопитающих развиты органы осязания и обоняния.

5.Чешуйчатый покров пресмыкающихся и шерсть млекопитающих имеют разное происхождение и не являются признаком родства этих классов.

6.У всех млекопитающих хорошо развито зрение.

7.Ушные раковины имеются только у представителей класса млекопитающих.

8.Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.

9.У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.

10.У всех млекопитающих млечные железы располагаются на брюшной стороне тела.

Правильные утверждения: 1, 4, 6, 7, 8, 10.

Задание 5. Заполните таблицу.

Тема : « Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания» (слайд 1).

Цели урока:

Образовательные - изучить общие черты животных класса Млекопитающие; сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания;

Развивающие - вспомнить и закрепить знания учащихся о экологических особенностях различных групп млекопитающих; повторить последовательность работы по алгоритму кубиков;

Воспитывающие - продолжить умение работать в группе, развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира .

Дидактическое и материальное оснащение урока : И.Н.Пономарева «Биология. Животные» учебник для 7 класса, изд-во «Вентана –граф», 2009, чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.

Ход урока :


  1. Организационный момент .

  2. Актуализация опорных знаний, мотивационных состояний:

  • Повторение работы с алгоритмом кубиков (слайд 2 )

  • Разминка – вопросы на кубиках (сторона №1, слайд 2) вопросы распределяются между учащимися, а затем они отвечают. В помощь или подтверждение их ответов используется фото-ряд (слайды 4-5).
-Какого зверя забивают в настольной игре (козла)?

-Какой бык при полете поднимается выше всех (як)?

-Какой зверь был официальным талисманом игр московской олимпиады 1980 года (медведь)?

-Этот зверек дал название короткой мужской прическе (ежик)?

-В честь какой кошки в ВОВ назвали немецкий танк т-5 (пантера)?

-Какие животные обитают на шахматной доске (слон, конь)?

-Изображение какого зверя видят спортсмены-стрелки при стрельбе по бегущей мишени (кабан)?

-Какая американская кошка представляет собой товарный знак спортивной одежды и обуви (пума)?

-Какая горная коза подарила свое название грузовому автомобилю (газель)?

-Какой зверь является лучшим лесорубом (бобер)?

-С каким зверьком, имеющим ценный мех, связано в русском языке обозначение четырех десятков (соболь)?

-Какого зверька таежники называют «медвежья совесть» или «грозовой барометр» (бурундук)?

-Какой зверь рождается с усами (кошка)?

-Какое млекопитающее дало название древней русской монете (куница, монета « куна»)?

-Какое млекопитающее можно встретить в океанах, если вода окрашена в розовый и фиолетовый оттенки (кит)?

-Что такое «териология»? какое происхождение имеет это слово? (Возникает проблемный вопрос, который позволяет перейти к новой теме.)


  1. Формирование новых понятий, способов действий:

  • «териология» - раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных (слайд 6).

  • происхождение млекопитающих (слайд 7 – видеофрагмент)

  • общая характеристика млекопитающих (сторона кубиков №2, слайд 8. Учащиеся проговаривают и обсуждают все пункты.)
_млекопитающие имеют второе название «звери»;

_известно около 5000 современных видов зверей;

_ распространены по всему земному шару;

_высшие позвоночные животные;

_теплокровные (постоянная температура тела);

_тело покрыто шерстью (волосяным покровом);

_рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;

_размеры от 4 см до 33 метров;

_масса от 1,2 граммов до 150 тонн;

_обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;

_имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);

_все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;

_высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;

_в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей.

Учащимися озвучиваются известные российские териологи (сторона кубиков №2, кубик №16, слайд 9).


  • внешнее строение млекопитающих (сторона кубиков №3) :
учащиеся делятся на группы для изучения внешнего строения –

1 группа изучает отделы тела, конечности млекопитающих (работа с фигуркой кошки, слайд 10); 2 группа изучает строение головы (работа с чучелом зайца, слайды 11-12); 3 группа изучает строение шерсти, кожи и ее видоизменений (слайды 13-16). Каждая группа анализирует изученный материал и представляет коллективу.


  • подумаем вместе! (для закрепления материала отвечаем вместе на вопросы кубиков №15-16 стороны №3):
-почему к названию класса нельзя добавить частицу «ся»? (тогда название приобрело бы другой смысл - животные сами питаются молоком);

-почему звери спят свернувшись в клубок? (для меньшей теплоотдачи);

-почему отстрел зверей разрешен зимой? (более ценный мех, нет линьки);

-что такое запах псины? (сгорание от тепла тела сальных выделений на шерсти млекопитающего);

-сколько развивается молочных желез у зверей? (по количеству детенышей) (впечатления детей из книги С. Михалкова «от 2 до 5»: «Маленькая девочка моется в бане с мамой, внимательно ее разглядывая. Помолчав некоторое время, она спрашивает у матери: «Мамочка, разве у тебя только 2 груди?». «Да»- отвечает, улыбаясь, мама. Подумав, девочка произносит: «Странно, а я думала как у нашей кошки дамки, восемь штук в 2 ряда»);

-почему толстые животные нервные и раздражительные? (это вопрос отводится учащимся для домашней проработки).


  • проверим на практике – отчет учащихся выполнявших исследовательские проекты по изучению млекопитающих животных (сторона кубиков №4).
Темы проектов: 1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание шерсти собаки, вибриссов, поведение и повадки при выполнении команд, слайд 17).

2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки. Изучение многообразия копытных животных в Казани, слайд 18).

3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят, слайды 19 - 25, мини-презентация).

4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа «О подражании приматов человеку и освоению жестов «конфета» и «пить»», слайд 26.)


  1. Применение новых понятий, способов действий:
- применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных, соответствие внешнего строения со средой обитания (сторона №5)

- какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (приспособленность)

- учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей (слайды 27-28):

1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;

2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;

3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.

В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.


  • закрепим знания (рефлексия) (сторона №6, слайд 29)
Выбрать правильные утверждения:

-млекопитающие - высшие теплокровные позвоночные животные.

-внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания.

-кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров.

-забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей.

-жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года.

-зародыш развивается вне материнского организма.

-передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе.

-водные млекопитающие произошли от сухопутных предков.

-роговые образования кожи способны видоизменяться.

-молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей.

-на громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом.

-конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем.

-шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.

-хвост выполняет функцию руля или опоры.

-звери заселили все среды жизни на планете

Проверка и оценка ответов учащихся (слайд 30):13-15 правильных ответов - оценка «5», 9-12 правильных ответов - оценка «4», 6-8 правильных ответов - оценка «3», ниже 6 – стоит еще раз потрудиться дома.


  • животное-загадка : определите признаки, по которым можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?

  1. Домашнее задание: Проработать последний вопрос кубика №16, стороны №3

Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».

Цель урока: отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания.

Задачи:

Образовательные:

Изучить общие черты класса млекопитающие;

Сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.

Развивающие:

Вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;

Воспитывающие:

Продолжить умение работать в группе

Развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.

Оборудование: презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный .

Формы организации учебного процесса: работа в парах, фронтальная

Ход урока.

Орг. момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

    Проверка д/з

Рассмотрите фотографии животных. слайд

На какие два класса можно разделить животных?

На основании каких внешних признаков вы отнесли этих животных к классу Пресмыкающихся и к классу Птиц?

    Актуализация знаний. (Постановка проблемного вопроса).

Учитель показывает иллюстрации различных представителей класса Млекопитающих и загадывает загадки на слайде

Я, друзья, подземный житель

Землекоп я и строитель

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нём.

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос, Будто нос

Лет тыщу рос.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)

В птичник повадиться –

Рыжим хвостом

Заметает следы

Как вы думаете к какому классу относятся эти животные?

(Все эти животные относятся к классу Млекопитающие)

Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

Правильно. Где можно встретить млекопитающих?

В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.

Давайте сформулируем тему урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

2. Постановка проблемного вопроса: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

3. Изучение нового материала

Откройте статью учебника на стр. 244 найдите и зачитайте определение кто такие млекопитающие?

Млекопитающие – это хордовые, теплокровных животные, которые выкармливают новорожденных детенышей своим молоком.

Давайте попробуем дать общую характеристику классу Млекопитающих.

    Около 5 тысяч видов.

    Теплокровные животные, шерстный покров.

    Живорождение.

    Выкармливание детенышей молоком.

    Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).

    Разнообразное и сложное поведение.

    Имеют различные приспособления к условиям обитания.

    Дифференциация зубов.

    Наличие наружного уха.

    Наличие разнообразных желез.

Теперь мы с вами можем ответить на проблемный вопрос

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

А теперь мы вместе постараемся найти ответ на вопрос: Каковы особенности внешнего строения млекопитающих? Слайд

Внешний облик и размеры очень разнообразны: от 4 см (карликовая белозубка из насекомоядных), до 33 м при массе 150 т. (голубой кит) слайд

В теле млекопитающих различают те же отделы, что и у других наземных позвоночных животных: голову, шею, туловище, хвост и две пары конечностей. Слайд

Ноги располагаются не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся, а под туловищем. Поэтому туловище приподнято над землёй. Это расширяет возможности в использовании конечностей. Слайд

В строении головы хорошо различимы лицевой и мозговой отделы. Спереди находится рот, окружённый мягкими губами. На конце морды имеется покрытый голой кожей нос с парой носовых отверстий. Спереди по бокам головы расположены глаза, защищённые подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. Хорошо развиты слёзные железы, секрет которых омывает глаза и обладает бактерицидным действием. Ближе к затылку, выше глаз, по бокам головы выступают крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его.

Среди зверей известны:

Стопоходящие

Пальцеходящие

Прыгающие

Лазающие по деревьям

Летающие

Плавающие.

Особенности строения млекопитающих позволяют им совершать разнообразные движения, развивать большую скорость при беге, прекрасно летать, плавать в воде. Это свидетельствует о длительной эволюции зверей и способности приспосабливаться к разнообразным условиям. Млекопитающие освоили почти все среды жизни: Слайд

Водная (дельфин, морской котик, касатка)

Наземно – воздушная (летучая мышь, лисица)

Почвенная (крот, слепыш), и

места обитания: Слайд

Наземные

Древесные

Подземные

Воздушные

Способы питания на слайде

- У большинства млекопитающих развит шерстный покров, защищающий их от резких перепадов температур – от охлаждения и перегрева, защищает от механических повреждений, придаёт покровительственную окраску. В шерсти различают более жёсткие и длинные остевые волосы и короткие мягкие волоски, образующие подшёрсток. Длинные и жёсткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибриссами. Слайд. Звери периодически линяют по сезонам: меняется густота и окраска шерсти. Зимой шерсть более густая, а у зверей, обитающих на снежном покрове, становится белой. Летом шерсть более редкая и окрашена в защитные тёмные тона.

Нижний конец каждого волоса погружён в кожу, вокруг него имеется волосяная сумка , к ней подходят небольшие мышцы, поэтому шерсть может подниматься так, как у испуганной кошки или лающей собаки. У основания волоса находятся сальные железы . Их секрет смазывает шёрстный покров, придавая ему эластичность, уменьшая смачиваемость и слипаемость шерсти.

Млекопитающие и рептилии имеют родственные отношения. Какие? Откройте учебник на стр. 246 и найдите ответ. Слайд

В коже млекопитающего много желёз. Слайд

Заполнить таблицу слайд

Закрепление

Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.

Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.

Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.

Если останется время работа по слайдам

Домашнее задание Слайд