Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Школа стильных образов и идей. Крой по косой мадлен вионне Она безупречно одевалась сама и создавала потрясающие наряды для своих современниц

(франц. Madeleine Vionnet; род. 22 июня 1876) – французская женщина-кутюрье. Ей принадлежит немало изобретений в области моды, которые актуальны до сих пор. Сегодня саму Мадлен знают единицы, но ее творения знакомы каждому. Эта женщина внесла огромный вклад в развитие моды ХХ века.

Биография и карьера

Мадам Вионе родилась в 1876 году в небольшом французском городке Альбервилле, который расположен в Альпах. Мадлен была из очень бедной семьи, поэтому ей пришлось рано начать самой зарабатывать деньги. Она мечтала быть скульптором, но в 11 лет девочка стала помощницей местной портнихи. Затем она отправилась в Париж, где устроилась работать швеей в Дом мод «Винсент» на улице Кадет. Мадлен тогда было 17, и ее перспективы не были радужными, ведь у девушки отсутствовало даже школьное образование. Однако она стала уже опытной и умелой швеей.

В 22 года Вионне отправилась в Лондон. Там она сначала устроилась прачкой, потом попала в мастерскую «Кэти О’Рэйли», которая занималась копированием модных моделей одежды из Франции. Судьба преподносила ей много трудностей и проблем. Мадлен вышла замуж за эмигранта из России, родила дочь, но та умерла в совсем маленьком возрасте. Вионне тяжело переживала утрату, а ее семья сразу же распалась после смерти ребенка. Поэтому женщине ничего не оставалось, как с головой уйти в работу и творчество.

Впервые удача повернулась к женщине лицом в 1900 году. Это было в Париже, когда Мадлен начала работать в известнейшем в то время модном доме сестер Калло (). Очень скоро одна из сестер – мадам Гербер (Gerber), сделала Мадлен Вионне своей главной помощницей. Вместе они занимались руководством художественной части работы компании. Впоследствии Мадлен так вспоминала о своей наставнице:

«Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее бы я выпускала форды».

После Дома Калло женщина перешла на работу к знаменитому Жаку Дусе (Jacques Doucet). Там она была закройщицей. Но работа у мэтра моды успешной для девушки не была. Она своим энтузиазмом и творческим порывом слегка обескуражила и напугала самого Жака Дусе, а также его клиентов. Вионне предлагала покончить с жесткими корсетами, различными подкладками и оборками, которые перестраивали фигуру. Она считала, что не корсет должен дарить женщине стройность, а гимнастика и здоровый образ жизни. Мадлен предлагала шить простые удобные наряды из мягких тканей, причем , которые их демонстрировали, должны были быть без белья. Такие взгляды были поистине революционными для того времени. И работа у Дусе закончилась большим скандалом.

В 1912 году Мадлен решила открыть собственное дело, именно тогда и появился модный Дом Madeleine Vionnet на парижской улице Риволи. Хотя фактически полноценную работу ателье начало только в 1919 году , помешала ему Первая мировая война. Однако сразу после ее окончания новая марка приобрела настоящую известность, именно в это время женщины смогли, наконец, понять и оценить взгляды Мадлен. Изменилось время, а вместе с ним изменилось отношение к дамам, их телу и одежде.

Мадлен создавала очень сложные и элегантные наряды. Она совсем не умела рисовать, но математический талант и превосходное пространственное мышление помогали Вионе творить шедевры. Впоследствии эту женщину стали называть архитектором моды. Ее эскизы рождались не на бумаге, а прямо на манекене. Правда, он был маленьким, в половину роста человека. Мадлен скрупулезно перекалывала ткань, пока не добивалась идеальной формы платья.

Новаторство Вионне

Главным и наиболее известным изобретение мадам Вионне является косой крой. Она придумала поворачивать ткань под углом в 45 градусов относительно ее основы. Без нарядов с таким кроем невозможно представить себе моду 30-х годов. Подобные приемы применялись в моделировании одежды и ранее, но они использовались лишь в деталях, потому что платья с корсетами не давали полной свободы дизайнерскому творчеству. Мадлен, в свою очередь, создавала таким способом целые изделия. Этот раскрой наделял ткань естественной эластичностью и давал ей возможность идеально облегать фигуру. Материал, который выбирала , был струящимся и «текучим», таким как атлас, крепа и шелк. Именно она ввела моду на эти ткани.

Поставщиком для ателье Вионне была фабрика Бьянчини-Ферье (Bianchini-Férier) – крупнейший производитель текстиля в то время. Мадлен заказывала очень широкие полоски ткани, они достигали двух метров. Специально для нее бы создан новый материал нежно-розового цвета. Это была смесь шелка и ацетата. Впрочем, оттенок мало интересовал эту женщину, она всегда была довольно равнодушна к цвету. Главной страстью Мадлен была форма наряда, которая соответствовала естественным линиям тела. По этому поводу она любила говорить:

«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней».

Особенность творений мадам Вионе заключается в том, что они абсолютно бесформенны на вешалке, но невероятно живые и элегантные, когда надеты. Ведь главной задачей моды Мадлен считала приспособление под человека, под его нужды и потребности. Тело ни в коем случае не должно подстраиваться под форму и крой модного наряда.

В 1923 году маленькое ателье Мадлен стало настолько популярным, что уже не могло справиться с огромным потоком заказчиков. Поэтому мастерская перебралась в новое, более просторное помещение на улице Монтень. Внутреннее убранство студии и мастерской создавалось по эскизам таких художников, как Жорж де Фер (Georges de Feure), Рене Лалик (Rene Lalique) и Борис Лакруа (Boris Lacroix).

Через год появилось представительство Дома Мадлен в Нью-Йорке, расположившееся на Пятой авеню. А затем открылось отделение в южно-французском Биаррице – на этом курорте собирались самые богатые люди мира.

В 1925 году появились первые духи от Madeleine Vionnet , но выпуск их продолжался недолго, и вскоре о них забыли.

Еще одним изобретением Вионне стали наряды, ткань которых собрана либо одним швом, либо узлом. Она придумала воротник-трубу и горловину-хомут, а также детали в форме треугольника, прямоугольника и ромба. Она изобрела вечерние платья с капюшоном и с подкладкой из той же ткани и того же цвета, что и сам наряд. Эта деталь обрела вторую жизнь и новый расцвет в 60-е годы.

Мадлен очень любила шить платья из одного куска ткани, они застегивались на спине или у них не было никакой застежки вовсе. Это было непривычно для клиенток и им приходилось специально учиться надевать и снимать эти моделей. Однако платья пришлись по душе свободолюбивым женщинам, ведь теперь они могли справляться со своим туалетом сами, без посторонней помощи. К тому же такие наряды были просто созданы для того, чтобы танцевать модный джаз и управлять автомобилем. Мадлен шила платья, которые держались только благодаря банту, завязанному на груди. Этот наряд был настоящей гордостью мадам Вионне. Вообще, Мадлен каждую новую идею использовала впоследствии регулярно, с каждым разом стараясь довести ее до совершенства. Модный Дом Вионне посещали самые состоятельные и стильные дамы того времени. Отличительной чертой изделий Мадлен была гармония, которая заключалась в удивительном сочетании простоты и роскоши ее нарядов. Именно к этому и стремится современная мода. Среди ее клиенток были Грета Гарбо (Greta Garbo) и Марлен Дитрих (Marlene Dietrich).

С наступлением 30-х годов Вионне почти перестает использовать косой крой, а предпочтение отдает классическим и античному стилю. В этом она не была первооткрывателем, а последовала примеру других модельеров, таких как Мадам Грэ (Madam Gres) и Агюстабернар (Augustaberbard). Древнеримские мотивы прослеживались в узлах, жгутах, сложном крое и текучих формах. Манекенщицы позировали в образах нимф и богинь на фоне руин, колонн и античных орнаментов. Это направление вечерней моды получило название «неоклассицизм». Что касается драпировок, то тут мадам Вионне была непревзойденным мастером. Они подчеркивали фигуру и не утяжеляли наряд. Секреты создания некоторых из них до сих пор остались неразгаданными.

Мадлен Вионне опасалась того, что будут подделывать ее творения и воровать идеи. Поэтому каждое изделие было подробно сфотографировано с трех сторон, и каждому был присвоен собственный номер. Все данные модельер хранила в специальных альбомах. За все годы работы в своем ателье Мадлен собрала 75 таких книг. Позже они были переданы в Музей моды и текстиля Парижа. Эта женщина стала первым в мире борцом с контрафактной продукцией. Произведения были для Вионне как произведения искусства, она считала, что они должны жить вечно, словно полотна художников, и со временем только прибавлять ценности.

Мадлен входила в число первых , которые стали нанимать в свои фирмы профессиональных манекенщиц. Она внесла весомый вклад в то, чтобы это профессия начала считаться престижной. Отношения с сотрудниками в целом в Доме Вионне строились на высоком уровне. Перерывы на отдых в распорядке рабочего дня были обязательными, к тому же работники могли уходить в отпуска и получать материальную поддержку по болезни, что в то время было большой редкостью. Более того, Мадлен создала при своем ателье больницу, столовую и даже туристическое агентство для сотрудников.

Упадок Дома Madeleine Vionnet

Однако финансовое состояние компании Мадлен, несмотря ни на что, было удручающим. Она была прекрасным модельером и добрым человеком, но плохим коммерсантом. У фирмы не было стабильности и хорошего заработка. Решающий удар Дому мод нанесла Вторая мировая война, она совсем подорвала бизнес.

Модный Дом Madeleine Vionnet был закрыт в 1940 году, сама она осталась почти без средств и после этого жила 36 лет, находясь в полном забвении публики. При этом она продолжала с интересом следить за событиями в мире высокой моды. Ее изделия разошлись по всему миру, их продавали с аукционов за огромные деньги, из которых Мадлен ничего не получала. Умерла Вионне в 1975 году, немного не дожив до своего столетия. Эта женщина обладала безупречным вкусом, она сама всегда идеально выглядела и превосходно одевала своих клиенток. Ее стиль заимствовали современницы и другие дизайнеры. Она была главной законодательницей всей парижской моды на протяжении 20-х и 30-х годов прошлого века.

Новая жизнь

В 80-е и 90-е годы ХХ века дизайнеры одежды нередко обращались к гениальным идеям мадам Вионне. Таким образом, она определила развитие моды на несколько десятилетий вперед.

В 2007 году модный дом Madeleine Vionnet вновь возобновил свою работу, когда прошло около трех десятилетий после смерти его создательницы. Принадлежит компания человеку по имени Арно де Люммен (Arno de Lummen). Его отец купил компанию в 1988 году. Он пригласил на работу Софию Кокосолаки (Sophia Kokosolaki) – модельера из Греции. Однако она вскоре покинула марку, чтобы работать на собственное имя. После нее стал Марк Одибе (Marc Audibet), который в прошлом трудился на

1

1

1

"Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней".

Мадлен Вионне

Мадлен Вионе прославилась прежде всего своей техникой кроя, предполагающей раскладку на ткани не как обычно по долевой ните, а по косой, под углом 45 градусов к долевой ните. Нельзя не заметить, что Мадлен не была автором этой техники, но именно она довела ее до абсолютного совершенства. Все началось в 1901 году, именно тогда Мадлен Вионне поступает на работу в ателье сестер Калло, где работает с одной из совладелиц ателье - мадам Гербер. Мадлен замечает, что некоторые детали одежды, а именно небольшие вставки, кроются по косой, однако такая техника используется не слишком часто. Вионне же начинает использовать эту технику повсеместно, раскраивая полностью все детали платья по косой. В результате готовое изделие приобретает совершенно иную форму, платье будто струится и полностью облегает фигуру. Такой подход кардинально изменяет одежду и оказывает огромное влияние на моду в будущем.

НЕ ТОЛЬКО ПОРТНИХА, НО И ТВОРЕЦ

Благодаря огромному опыту, который Вионне получила в ходе работы в различных ателье Лондона и Парижа, она смогла выработать свой собственный непохожий ни на чей другой стиль. Она создала неповторимую технику кроя и тем самым смогла взбудоражить мир моды ХХ века.

Будучи по своей натуре модернистом, Вионне считала, что присутствие на одежде украшений должно быть сведено к минимуму, они не должны утяжелять ткань. Одежда должна сочетать в себе такие качества как комфортность и свобода движения. Вионне считала, что одежда должна полностью повторять формы женского тела, а не наоборот фигура подстраиваться под неудобные и неестественные формы одежды. Она была одной из небольшого количества дизайнеров начала ХХ века, наравне с Полем Пуаро и Коко Шанель, которые создавали женскую одежду на бескорсетной основе. Мало того, модели Вионне демонстрировали свои платья на голое тело, без нижнего белья, что было достаточно провакационно даже для готовой ко многому парижской аудитории. Во многом благодаря Вионне смелые и открытые "новому" женщины смогли отказаться от корсетов и ощутить свободу в движении. В 1924 году, давая интервью The New-York Times, Вионне призналась: "Лучший контроль тела - это естественный мышечный корсет - который может создать любая женщина благодаря физическим тренировкам. Я не имею в виду тяжелые тренировки, а наоборот то, что вы любите и что делает вас здоровыми и счастливыми. Очень важно чтобы мы были счастливы".

В 1912 году Мадлен Вионне открывает свой собственный Дом моды в Париже, однако по истечении 2 лет она вынуждена приостановить его деятельность. Причиной тому стала начавшаяся Первая Мировая война. В этот период Вионне переезжает в Италию, занимается саморазвитием. В Риме Мадлен заинтересовалась античной культурой и искусством, благодаря чему она стала уделять больше внимания драпировкам и последовательно усложняла их. Подход к драпировкам был аналогичен технике кроя - основная идея заключалась в естественности линий и ощущении легкости и воздушности.

В период с 1918 по 1919 годы Вионне снова открывает ателье. С жтого периода и еще на 20 лет вперед Вионне стала законодателем женской моды. Благодаря культу женского тела, ее модели стали настолько ппопулярны что со временем заказов в ателье стало так много, что работающий там персонал просто не справлялся с таким объемом. В 1923 году Вионне, с целью расширения своего бизнеса, приобретает здание на авеню Монтень, которое полностью реконструирует в сотрудничестве с архитектором Фердинаном Шаню, декоратором Жоржем де Фер и скульптором Рене Лалик. Это великолепное здание получило впечатляющие название "храм моды".

Приблизительно в этот же период времени коллекция женской одежды Модного дома Вионне пересекает океан и попадает в Нью-йорк, где пользуется такой популярностью, что спустя 2 года Мадлен Вионне открывает в США филиал, в котором продавались копии парижских моделей. Особенностью американских копий было то, что они были безразмерными и подходили практически на любую фигуру.

Такое успешное развитие Дома моды привело к тому, что в 1925 году в нем работало уже 1200 человек. По численности Дом моды конкурировал с такими успешными модельерами как Скиапарелли, у которой на тот момент работало 800 человек, Ланвин - у которой работало около 1000 человек. Очень важным моментов является то, что Мадлен Вионне была социально-ориентированным работодателем. Условия труда в ее Доме моды существенно отличались от других: обязательным условием работы были короткие перерывы, работницы имели право на отпуск и социальные пособия. Мастерские были оборудованы обеденными зонами и лечебницами.

На фото слева - пригласительный билет на показ коллекции Дома моды Вионне; справа - эскиз модели Вионне в одном из парижских журналов

НЕРАСКРЫТЫЕ СЕКРЕТЫ

Мадлен Вионне была абсолютным виртуозом в вопрсе по работе с тканью, она могла создать необходимую для платья форму, не используя замысловатые приспособления и инструменты - все что было необходимо для этого - это ткань, манекен и иголки. Для своей работы она использовала маленькие деревянные куколки, на которые накалывала ткань, изгибая ее так, как это было необходимо и закалывая ее иголками в нужных местах. Ненужные "хвосты" она обрезала ножницами, после того, как Мадлен была удовлетворена результатом, она переносила задуманную модель на конкретную женскую фигуру. В настоящее время такой способ работы с тканью называется - способом "наколки".

Не лишним будет отметить, что вопреки красоте и изящности получаемых линий, одежда Вионне не отличалась легкостью в эксплуатации, а именно, ее достаточно сложно было надеть. Некоторые модели платьев требовали определенных навыков от своих обладательниц для того чтобы они смогли просто их одеть. В силу такой сложности, имели место такие случаи, когда женщины забывали эти приемы и просто не могли одеть платья от Вионне.

Постепенно Мадлен еще более усложнила технику кроя - ее лучшие модели не имеют ни застежек, ни вытачек - есть лишь один единственный диагональный шов. К слову сказать, в коллекции Вионне есть модель пальто, которая изготовлена вообще без одного шва. В ненадетом виде модели платьев представляли собой обычныые лоскуты ткани. Трудно было даже представить, что только с использованием особых приемов скручивания и завязывания эти куски ткани могли превратиться в элегантные наряды.

На фото выкройка и эскиз вечернего платья Дома моды Вионне

В процессе работы над моделью Мадлен преследовала только одну цель - в итоге платье должно сидеть на клиентке как влитое. Она использовала множество подходов, позволяющих визуально улучшать фигуру, например уменьшить обхват талии или наоборот увеличить линию декольте. Еще одной изюминкой кроя Вионне было сведение к минимуму швов на изделии - в коллекции ее творений есть платья с одним швом. Некоторые из методов работы с тканью, к сожалению, до сих пор остаются нераскрытыми.

Вионне положила начало такому особо популярному в наше время понятию как авторское право. Боясь случаев незаконного копирования своих моделей, она пришивала к каждому издеию специальный ярлык с присвоенным порядковым номером, и отпечатком своего пальца. Каждая модель фотографировалась в трех ракурсах, а затем заносилась в специальный альбом с подробным описанием особенностей, свойственных тому или иному изделию. В целом за период своей деятельности Вионне создала около 75 альбомов.

Вионне была первая кто использовал одинаковую ткань как на верх изделия, так и на его подкладку. Этом прием стал достаточно популярным в те времена, однако применяется и современными модельерами.

МОДЕЛИ ИЗ РАННИХ КОЛЛЕКЦИЙ

  • Вечерний ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1953

  • Вечернее пальто, Madeleine Vionnet. прибл.1935

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. прибл.1937

  • Вечерний ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1936

  • Дневной ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1936-38

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. прибл.1939

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. Весна-Лето 1938

  • Вечерняя накидка, Madeleine Vionnet. прибл.1925

  • Платье, Madeleine Vionnet. 1917

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. Весна-Лето 1932

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1930

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1939

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1932

  • Халат, Madeleine Vionnet. 1932-35

    Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1933-37

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1936

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1934-35

  • Вечерняя накидка, Madeleine Vionnet. 1930

ВПЕРЕД В БУДУЩЕЕ

С момента, как Мадлен Вионне открыла свой Модный дом, прошло уже более 100 лет, но ее идеи по прежнему популярны и востребованы. Конечно ее узнаваемость не так велика, как например Коко Шанель и Кристиван Диор, но ценители модного искусства знают какой неоценимый вклад в модную индустрию сделала эта "великолепная во всех отношениях" женщина. Она смогла достигнуть своей цели - сделать женщину утонченной, женственной и грациозной.

Удивительно, что модели Вионне, даже спустя более чем 70 лет как она отошла от дел, до сих пор востребованы современной содой. Благодаря ее легко узнаваемой эстетике и неоценимому вкладу в дизайн. Вионне повлияла на работы сотен современных модельеров. Гармония форм и пропорций ее платье не перестают вызывать восхищение, а техническое мастерство, которого удалось достичь Вионне, возвело ее в ранг одного из самых влиятельных модельеров за всю историю моды.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

Место рождения: Шийёр-о-Буа, северо-центральная часть Франции.

В 1888 году становится ученицей швеи мадам Буржёй;

В 1895 году едет в Лондон изучать портняжное дело. Там работает для Kate Reilly, ателье, где изготавливали копии парижских моделей;

В 1901 году начинает работать в ателье сестер Калло в Париже, где постигает строгие стандарты искусства конструирования;

В 1906 году Жак Дусе приглашает ее к себе на работу, чтобы освежить традиции своего Дома моды;

В 1912 году открывает собственный Дом моды;

Из-за Первой мировой войны закрывает свой Дом моды в 1914 году, уезжает в Рим, где шьет модели для частных клиенток;

В период с 1918 по 1919 годы Вионне снова открывает ателье, организует судебный процесс против модельера, который занимался подделкой ее моделей. Для того, чтобы защитить свои творения от плагиата, Мадлен решает использовать специальные логотипы, нумерует каждую модель, фотографирует их прямо, спереди, сзади, а затем формирует специальный альбом моделей;

1939 год - после начала Второй мировой войны Вионне решает отойти от дел. Немного позже из-за отсутствия финансирования Модный дом Вионне закрывается;

С 1945 года начинает преподавать в школах моды по направлению драпировка ткани.

В 1952 году Мадлен Вионне безвозмездно передает свои альбомы с платьями и эскизами Музею декоративных искусств В Париже.

Но ее ДОм моды не канул в века времен, он существует и по сей день. Конечно ему было суждено пережить несколько покупок и продаж. В настоящее время Дом является собственностью компании Go TO Enterprise, которой владеет Гога Ашкенази, миллиардерша казахского происхождения.

«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней», — сказала однажды Мадлен Вионне. Это стало ее жизненным принципом, который она пронесла через всю жизнь. Вы спросите, кем же была эта женщина с замысловатым именем: может быть, философом или заядлой феминисткой. Нет, Вионне была виртуозным модельером, оставившим неизгладимый след на страницах истории моды, она создала свой стиль, которому следовали миллионы женщин по всей планете.

Мадлен хоть и была названа критиками «королевой косого кроя», совсем не имела в своей родословной благородных кровей. Напротив, она родилась в бедной семье 22 июня 1876 года в маленьком французском городке Альбервилле. Девочка с ранних лет мечтала стать архитектором, однако им было суждено не воплотиться в жизнь. Вионне пришлось бросить школу в 12 лет и работать помощницей портнихи. Родители не возлагали на дочь надежд, отсутствие финансовой независимости не позволяли им жить ради Мадлен. Не имея полного образования, она не имела больших перспектив, казалось судьба уже все решила за девушку, однако та однозначно решила – все будет по-моему. И так и случилось: в 18 лет девушка переехала в Париж и устроилась в модный дом «Винсент» швеей. Перед ней открылся совершенно иной мир, в котором жила красота, которую бедная девочка из провинции никогда не видела.

О личной жизни Вионне известно очень мало, в юношеском возрасте Мадлен вышла замуж за эмигранта из России, что потом обернулся трагедией. Девушка родила дочку, однако малышка скоропостижно скончалась. Этой потери брак не выдержал, вскоре супруги развелись. Потеря ребенка сказалась на всей жизни Вионне, как известно, она до конца жизни оставалась в одиночестве, один на один со своей тяжелой утратой. Мадлен видела одну единственную цель — начать творить, ведь мир моды так неожиданно захлестнул ее, мечты о карьере архитектора испарились. Однако в связи с личностными переживаниями девушка не смогла долго оставаться во Франции и отправилась в Англию.

В 22 года Вионне переехала в Лондон, трудности с поиском работы заставили девушку какое-то время работать прачкой. Это было очень сложное время для нее, однако Мадлен не опускала руки. Вскоре ее взяли в модный дом «Кэти О’Рэйли», в нем создавались копии одежды известных модельеров. Девушка работала с энтузиазмом, внезапно поняв, что способна на большее, чем просто копировать чужие идеи. Набравшись сил в Лондоне, Мадлен возвращается в Париж, полная новых идей и желания творить. Ей сопутствует удача: в 1900 году девушка устраивается в одно из самых престижных модных домов того времени Сестер Калло. Успехи и трудолюбие в работе тут же выделили Вионне, в коллективе она стала лучше, а позже одна из сестер сделала Мадлен своей главной помощницей. Многому Вионне научилась у своей наставнице, ведь именно она показала ей истинный мир моды. Так, Мадлен вспоминает мадам Гербер: «Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее я выпускала форды.»

Мадлен многому научилась в модном доме сестер Калло, но поняла, что нужно идти дальше. Перейдя к знаменитому Жаку Дусе, начинающий дизайнер работала закройщицей. Роскошные туалеты, влиятельные покупатели и шарм самого владельца модного дома внушали Вионне невероятный энтузиазм. Творческий порыв был настолько силен, что обескуражил и даже напугал метра моды. Политика Мадлен была слишком жесткой, она на прямую говорила Дусе о том, что стоит отказаться от корсетов и подкладок, меняющих фигуру. Залог красоты по ее мнению – усердная работа над собой и собственным телом, одежда должна подчеркивать все достоинства, но никак не скрывать недостатки. Работа у знаменитого модельера закончилась для нее громким скандалом, Вионне, посмевшая диктовать каноны моды самому Дусе, была отстранена от работы. Но это не отбило желание у начинающего дизайнера продолжить свой путь. В 1912 году Мадлен открывает свое ателье, однако и на этот раз жизнь словно ставит перед женщиной преграду – начинается Первая Мировая война, перечеркнувшая планы Вионне. Но модельер находит в себе силы переступить через это препятствие, ателье начало работать в 1919 году, Мадлен слишком долго ждала, пора начать творить.

Война изменила не только людей, но еще и их взгляды, постепенно мир моды начал склоняться к простоте, которую так прославляла Мадлен. Не умея рисовать, она подходила к созданию туалетов при помощи математического склада ума. Соблюдение пропорций и креативность мышления помогли ей прославиться. За эти навыки дизайнер и получила титул «архитектор моды». Изначально костюмы не создавались на бумаге, как это делали прочие кутюрье, Вионне создавали платья на манекене. Долгая, кропотливая работа не надоедала Мадлен, она стремилась к идеалу.

Один из первых показов Вионне поразил публику и затем породил целую вереницу скандалов. Мадлен всегда предпочитала в своих моделях использовать тонкие летящие ткани, не сковывающие движений. Так, она использовала шелк, атлас, кепа, которые так и струились по женской фигуре. Своим маникенщицам дизайнер запрещала носить нижнее белье, что стало настоящим откровением для общества того времени. Эту идею посчитали слишком откровенной даже для свободных нравов Парижа.

Главным новаторством в творчестве Мадлен считается именно косой крой, без которого невозможно представить моду 30-х годов. Этот способ шитья позволял ткани идеально облегать фигуру. Удивительность творений кутюрье заключалась в том, что на вешалке платья смотрелись совершенно бесформенно, однако стоило их примерить и они сидели как влитые. Этот успех она объясняла тем, что любой наряд должен подстраиваться под человеческое тело, под его особенности фигуры и потребности. Крой и форма наряда должны быть индивидуально подобраны под него.

Как ни странно, но Вионне была достаточно равнодушна к цветам, в ее моделях присутствовала практически вся цветовая палитра: от теплых до холодных тонов. Намного больше дизайнера интересовали ткани. По специальному заказу модельера поставщик материалов для ателье Вианни Бьянчини-Ферье создало новую ткань – смесь шелка и ацетата. Вскоре работами Мадлен заинтересовались самые богатые и влиятельные женщины по всему миру. Этому способствовало активное развитие бренда. В 1923 году количество клиентов было на столько велико, что пришлось открыть новое ателье намного больше и просторнее прежнего на улице Монтень. Через год о кутерье заговорила и вся Америка На пятой авеню открылось представительно модного дома Вианни в Нью-Йорке.

Платья Медлен производили настоящий фурор, ведь она придумала совершенно новые формы деталей в форме ромба и треугольника. Она являлась модератором образа вечернего платья с капюшоном и пальто с подкладкой того же цвета и ткани, что и сам наряд. Вианне прославляла не только свободу движений в одежде, она была уверена в том, что одежда освободит женщин от пустых стереотипов. Так, появились платья без застежек или пуговицах на спине. Модели долгое время учились самостоятельно одевать их без посторонней помощи. Эти туалеты были созданы для танцев, их обладательница могла свободно водить машину. В работах Вионне сочеталась простота и роскошь, которая покорила самых стильных и известных женщин всего мира.

В середине 30-х она почти отошла от косого кроя, последовав примеру других модельеров, стала интересоваться античным стилем. Узлы, жгуты, сложный крой, тякучие ткани — все это стало отражаться в работах Медлен, также пользовавшихся успехом.

Как и многие другие кутюрье того времени, Вианне боялась плагиата, поэтому она пришивала к своим моделям бирки и даже придумала лейбл своего модного дома. Новаторством в этой сфере стали альбомы, своего рода первые каталоги одежды, в которые дизайнер помещала фотографии платьев и нарядом с трех ракурсов. Таких альбомов за период своего творчества Вионне выпустила 75 штук.

Медлен стала первой, кто начал воспринимать работу манекенщицы всерьез, выплачивая большую зарплату, организовывая материальную помощь при болезни. Вионне создала даже туристическое агентство и больницу при модном доме для работниц. Именно она сделала работу модели престижной, этот стереотип остался и посей в нашем мире.

Однако при всем успехе и популярности бизнеса кутюрье, он потерпел крах. Наступление Второй Мировой войны поставило крест на дальнейшем его развитии, и в 1940 году модный дом Вионне был закрыт. Еще долгие 36 лет Мадлен следила за жизнью моды, но находясь в полном забвении.

Она умерла в 1975 году, совсем не много не дожив до своего 100-летия. Вионне показала миру пример, как можно подняться на ноги, не опускать руки при самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Она подарила женщинам ощущение легкости, нежности, в каждую свою работу она вложила часть души, наверное, именно это сделала ее одной из великих кутюрье 20 века.

Память о ней сейчас возрождается, в 2007 году модный дом Вионне снова открыл свои двери. Владелец компании Арно де Люммен ценит и чтит память о знаменитой владелице дома. Сейчас арт-директор компании Хусейн Чаян, который совсем не давно представил свою коллекцию. Стоит сказать, что дизайнер не отошел от тех принципов, которые заложила Медлен, все те же прямые линии легкие ткани, не сковывающие движения. Стоит только надеяться, что имя Вионне снова засияет на модном небосводе.

Манекенщица Соня в модели «Барельеф», скопированной с платья танцующей нимфы на фризе потолка в Лувре. Фото: Джордж Хойнинген.

Она безупречно одевалась сама и создавала потрясающие наряды для своих современниц. Ее модели известны многим, имя помнят единицы. Королева косого кроя, архитектор среди портных, гений роскошной простоты.Мадлен Вионне.

Она родилась в бедной семье сборщика податей в 1876 году, в Шайер-о-Буа. Мечтала стать скульптором, проявляла способности к математике… Но в 11 лет стала помощницей портнихи. В 16 переехала в Париж, где стала ученицей модного портного, в 18 вышла замуж. Вскоре стала мамой, но дочка умерла, брак распался. Мадлен отправилась в Лондон, где работала прачкой, потом швеей в лечебнице для душевнобольных, затем перешла в ателье Кейт Рэйли, которая обслуживала богатых британок, копируя парижские модели. Здесь она освоила технику кроя и научилась виртуозно копировать. И стала известной, создав свадебное платье для невесты герцога Мальборо.

Мадлен Вионне создавала свои модели на деревянном манекене.

Вернувшись в Париж, она устроилась в Дом моды сестер Калло. «Без них я бы продолжала штамповать «форды», а благодаря им, стала создавать «роллс-ройсы», –
вспоминала потом Мадлен. В 1906-м кутюрье Жак Дусе пригласил Вионне обновить старую коллекцию и создать «молодежный» отдел в его Доме. К этому времени Мадлен уже открыла для себя крой по косой не только отдельных деталей, но и всего платья. И пришла к убеждению: заковывать женское тело в жесткие корсеты – преступление. А потому, предложив отказаться от них, создала коллекцию, которая состояла из платьев (она их еще и укоротила!), скроенных по косой – под углом в 45 градусов относительно основы ткани. Платья заструились вдоль тел, облегая их. Чтобы не нарушать гармонию, Мадлен потребовала: манекенщицы должны надеть платья на голое тело. Последовал скандал. Ни Дусе, ни светские львицы не приняли революционные дерзания Мадлен. Зато их в полной мере оценили богема и дамы полусвета, став верными клиентами ее Дома моды Vionnet . Она открыла его в 1912 году. Но грянула Первая мировая война, Дом на улице Риволи в Париже пришлось закрыть. Мадлен отправилась в Рим изучать историю архитектуры и искусства.

Она влюбилась в античные костюмы. Позже древний стиль лег в основу многих ее коллекций платьев с очень сложными драпировками. При этом они, всегда совпадая с естественными линиями женского тела, не выглядели тяжеловесно. В ее антику гармонично вплеталась и вышивка, которая располагалась только вдоль основных нитей, что позволяло любой ткани продолжать струиться.


В 1919 году Дом Vionnet открылся вновь. И началось блистательное шествие мадам Вионне на вершину высокой моды. Ее стиль стал символом элегантности. Филигранный крой и искусные драпировки (многие их секреты до сих пор не разгаданы) приводили клиенток в восторг. Книга заказов Дома Vionnet «лопалась по швам» (быть может, еще и поэтому Мадлен стала создавать платья с одним швом, а то и вовсе без единой строчки?). В 1923-м Дом Vionnet переехал на улицу Монтень. Интерьеры мастерских и студий были оформлены по рисункам Рене Лалика, Бориса Лакруа и Жоржа де Фёра (он создал знаменитый фриз из фигур в античном стиле). В 1924-м она открыла филиал Дома и в Нью-Йорке.

Она не рисовала эскизы, а работала в технике наколки: как скульптор создавала модели на деревянной кукле, накладывая куски ткани так и эдак. Она укутывала манекен тканью, драпируя ее и добиваясь того, чтобы будущее платье сидело идеально. Мадам Вионне считала: это мода обязана приспосабливаться к телу, а не тело «ломаться» под жестокие порой правила моды. Еще одно ее нововведение: клиновидные вставки в подол платья, которые словно разбивали геометрический строй верха. Это делало модель невесомой. Она ввела и другие конструктивные новшества: например, круговой крой с фигурными подрезами и треугольными вставками. Она «сочинила» также горловину «хомут», воротник-трубу, фасон топа с двумя бретелями, завязывающимися на шее сзади, воротник-капюшон.


Модель в наряде от Вионне. 1924

Такая техника кроя требовала новых материалов, и Вионне заказывала ткани необычной ширины – до 2 м. Но не только в размерах было дело: необходимы были более «текучие» материалы. Ее поставщик Бьянчини-Ферье создал для Мадлен уникальный по тем временам бледно-розовый креп, в состав которого входили шелк и ацетат. Это была одна из первых синтетических тканей.

Крой и отделка платьев от Vionnet были и остались неповторимыми. Их практически невозможно скопировать. Модельер Аззедин Алайя, чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Вионне, потратил целый месяц. Тайну вечернего платья из ткани цвета слоновой кости, созданного в 1935 году, никто, кроме него, так и не открыл.


Кстати, о копировании. Вспомнив Кейт Рэйли, Мадлен решила обезопасить себя от подделок и в очередной раз стала первопроходцем. На каждое платье нашивался ярлык. На нем Мадлен ставила подпись и… отпеча- ток своего большого пальца. На каждый предмет, вышедший из мастерских, наносились серийные номера, велись и списки тех, кому официально разрешалось копировать модели. Так она дала старт системе защиты авторского права в индустрии моды. Кроме того, прежде чем отправить платье клиентке, она фотографировала его с трех сторон, а снимки помещала в альбом. В 1952 году Мадлен передала 75 альбомов (плюс рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume) . Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее альбомы положили начало Музея моды и текстиля в Париже. Мадлен первой стала устраивать и настоящие фотосессии в студии, снимая моделей у трельяжа или на фоне античных масок, колонн, руин и прочих древностей.


С 1928 года все модели Вионне фотографировались перед 3-створчатым зеркалом, чтобы засвидетельствовать ее авторство в «копирайт-альбомах».

Вионне серьезно относилась к своим сотрудникам, удобно оборудовала их рабочие места, организовала столовую, детские ясли, работу врача и стоматолога, и давала оплачиваемые отпуска до того, как это было закреплено законом.

…Она говорила: «Я не думаю о моде, а просто делаю платья». И задавала тон в моде на протяжении 20 лет, пока в 1939 году не отошла от дел. Богиня стиля покинула этот мир в 1975-м, не дожив год до векового юбилея.

Блузка, созданная из одного куска ткани, сохраняла свою форму только благодаря завязанному банту.

Отпраздновал столетие ее Дом, возрожденный в 2006 году. Креативным директором марки стала дизайнер София Кокосалаки. Но в 2009-м сменилось не только руководство Дома, но и его месторасположение: наследник итальянской текстильной империи Marzotto Group Маттео Мардзотто стал владельцем бренда и перевез штаб-квартиру Vionnet в Милан. Дом Vionnet возглавил дизайнер Родольфо Паглиалунга, экс-креативный директор итальянского бренда Prada . Но былая слава к марке так и не вернулась. В преддверии 100-летия у Vionnet появился новый владелец – влиятельная британская бизнес-леди казахского происхождения Гога Ашкенази. Сегодня она – 100-процентный держатель акций компании. В команду Гоги Ашкенази уже вошли дизайнеры, работавшие с Домами мод Ungaro, Dolce&Gabbana и Versace.


Платье из коллекции «Греческие вазы», созданное по мотивам росписи амфоры, хранящейся в Лувре и фрагмент вышивки знаменитого Дома Лесаж, выполненной для платья Вионне из коллекции «Греческие вазы». Tags: ,

«…То, что я творила, нельзя назвать модой. Сделанное мною было создано для того, чтобы остаться навсегда. Я хотела, чтобы мои платья пережили время благодаря не только своему крою, но и своей художественной ценности. Я люблю то, что не теряет достоинств с течением времени…» Так незадолго до смерти Мадлен Вионне сформулировала то, чем она жила и дышала на протяжении всей своей жизни…

Крой по косой. Воротник – хомут и воротник – копюшон. Одежда без швов. Платья на голое тело. Искусные драпировки струящихся тканей. Необъяснимо…

Страсть к математике. Любовь к архитектуре. Головоломки выкроек, которые до сих пор не разгаданы. Имя, которое, увы, позабыто. Одежда из фондов музеев, до сих пор вызывающая восхищение ценителей прекрасного… Все это оставила в наследство Мадлен Вионне - классический гений Высокой моды.

Все будет по-моему

Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876-го года. С раннего детства она мечтала стать скульптором, в школе проявила значительные способности к математике, но бедность вынудила ее оставить школу и в одиннадцать лет стать помощницей портнихи, чтобы приносить хоть какую-то пользу своей семье. Перспективы у девочки, не получившей даже школьного образования, были весьма туманны, жизнь казалось предопределенной и не сулящей каких-то больших радостей. Однако Мадлен сумела все сделать по-своему. Впрочем, этим самым «по-своему» она занималась всю свою жизнь.

Очень рано выйдя замуж, она переехала в Париж – в поисках лучшей доли. Мадлен повезло – хорошие портнихи требовались повсюду, и ей удалось устроиться в известный Дом Моды. Вскоре она родила дочку, но случилось несчастье - девочка умерла. Вскоре распался и казавшийся таким крепким брак, а потом бедная девушка лишилась и работы. Отчаявшись, она на последние деньги купила билет и, не зная языка, уехала в Англию…

Как человеку проявить себя? Жизнь предоставляет немало возможностей для этого, главное – суметь воспользоваться хоть одной из них. Мадлен Вионне это удалось – причем, неоднократно, а, пожалуй, каждый раз, когда судьба дарила ей свою благосклонную улыбку. Начав работать в Туманном Альбионе скромной прачкой, вскоре она стала одной из самых знаменитых женщины этой страны, а вернувшись в Париж – признанной законодательницей моды и стиля…

Платье должно улыбаться

Собственный Дом Моды она создала благодаря… скандалу. На показе, где впервые были представлены ее уникальные, раскроенные по косой платья, облегавшие фигуру подобно неизвестному тогда трикотажу, Мадлен – дабы не нарушать гармоничность линий – потребовала, чтобы манекенщицы надевали их на голое тело. Это было «слишком» даже для богемного Парижа, но именно так прогрессивные и свободомыслящие женщины того времени нашли «своего» модельера… И пусть Модный Дом Мадлен Вионне проработал, в сущности, лишь от конца Первой мировой войны до начала Второй мировой – за эти годы ею было сделано столько открытий, воплощено столько новаторских идей, сколько нынешним дизайнерам и не снилось…

Именно Мадлен впервые – во всеуслышание! - заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни и гимнастика, а не корсет. «Когда женщина улыбается, то платье должно улыбаться тоже», - говорила Вионне. И создавала платья, которые лишь подчеркивали естественную красоту женщины, повторяя линии ее фигуры, приспосабливаясь к изгибам ее тела… В таких платьях дамам было так легко танцевать модный джаз и водить машину...

Хорошо зная математику, она никогда не забывала, что тело имеет три измерения, и не полагалась на плоское изображение на бумаге. Мадлен не столько шила, сколько конструировала, по-своему «лепила», создавая объемные модели, для чего использовала специальных деревянных куколок, вокруг которых оборачивала куски ткани и накалывала их в нужных местах булавками. Когда ткань садилась идеально, все то же самое переносилось на фигуру конкретной женщины. В итоге модели Мадлен Вионне сидели на женщинах, как влитые, полностью приспособившись под линии конкретной фигуры.

Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры, а модели были похожи на скульптурные произведения, отличающиеся ассиметричностью форм. Впоследствии, чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Мадлен Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Чего греха таить, надевать такую одежду было непросто, и клиенткам приходилось некоторое время специально тренироваться, чтобы научиться это делать самостоятельно, или же каждый раз приезжать в Модный Дом Мадлен Вионне, дабы… одеться!

Великий экспериментатор

Основные эксперименты Вионне совершила в технике кроя: она ввела в обиход крой по косой - под углом 45 градусов к направлению долевой нити, благодаря которому умудрялась создавать одежду практически без швов. Однажды специально для нее сделали шерстяные отрезы шириной пять метров, из которых она создавала пальто… вообще без швов!

Дополнением к филигранному крою стали и многочисленные драпировки, многие секреты которых до сих пор не разгаданы. Она оказала влияние на всю моду XX века, хотя всегда заявляла: «Я не знаю, что такое мода, я никогда не думаю о ней. Я просто делаю платья». Ее чувственные платья из шелка, крепдешина, габардина и сатина носили всемирно признанные звезды: Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и Грета Гарбо. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы. Модельер удивительным образом умудрялась соединять роскошь и простоту, получая в результате ту желанную гармонию, которая востребована всегда… Античный стиль, который достаточно часто использовался в моде и до Мадлен, в ее коллекциях обрел вторую жизнь. Он считался символом элегантности на протяжении двух предвоенных десятилетий.

Новатор по жизни

Новое понимание одежды как естественного продолжения и украшения фигуры обеспечило безумную популярность Дома Моды Вионне. Чтобы защитить свои уникальные модели от подделок, мадам Вионне стала пришивать к ним метки с собственным именем - логотипом, каждую модель фотографировала с трех сторон, а позднее – используя трехстворчатое зеркало, и заносила всю подробную информацию обо всех моделях в специальный альбом. Кстати, за свою творческую жизнь Мадлен создала семьдесят пять таких альбомов. В 1952-ом году она передала их (а также рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume). Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее так называемые «копирайт-альбомы» стали затем основой для создания знаменитого Музея моды и текстиля в Париже.

Новаторскими были и ее взаимоотношения с персоналом собственного Модного Дома. Именно Мадлен Вионне сделала уважаемой и престижной профессию манекенщицы. В ее Модном Доме всем сотрудникам были предоставлены необходимые социальные права, обязательно устраивались регулярные перерывы, всем работникам предоставлялись отпуска, выплачивались пособия по болезни. При ее Модном Доме специально для персонала были созданы поликлиника, столовая и даже маленькое туристическое бюро! К 1939-му году на Дом Вионне, изготовлявший до трехсот моделей в год, работало около трех тысяч человек.

Наследство вкуса

Однако ни новый подход к модным показам, ни разнообразные социальные программы, ни эксперименты в технике кроя не принесли Мадлен Вионне финансового успеха и стабильности. Вторая мировая война подорвала модный бизнес, ее Дом закрылся. Больше мадам Вионне созданием моделей не занималась, жила скромно, но живо интересовалась всем происходящим в мире Высокой моды. Ее модели распродавались на аукционах за огромные деньги, которые шли мимо нее…

Не дожив чуть меньше года до своего столетнего юбилея, она любила повторять: «Вкус - это чувство, которое делает различия между тем, что по-настоящему красиво, тем, что просто бросается в глаза, и также тем, что уродливо! Это знание передается по наследству - от матери к дочери. Но некоторые люди не нуждаются в обучении: чувство вкуса у них врожденное. Я думаю, я одна из таких людей…»

«Любовь к геометрии позволила Мадлен Вионне создавать изысканнейшие фасоны на основе простых форм, таких как четырехугольник или треугольник. Ее творчество – вершина искусства моды, которую невозможно превзойти…»

Секрет стиля

Никто так и не сумел разгадать секрет вечернего платья цвета слоновой кости, созданного Мадлен Вионне в 1935-ом году. Оно находится в Парижском Музее Моды и Текстиля и относится к тем чудесным творениям, идеальная форма которых достигается при помощи одного единственного шва.