26 апреля православные украинцы отмечают Страстную пятницу. Этот день напоминает верующим о муках Иисуса Христа перед распятием. Это самый строгий день Великого поста и Страстной недели, которая предшествует Пасхе.
Страстная пятница наступает за два дня до Пасхи. В 2019 году Воскресение Христово празднуется 28 апреля, соответственно, Страстная пятница выпадает на 26 апреля.
Вся неделя перед Пасхой традиционно посвящена памяти о том, как судили и казнили Сына Божьего, как его снимали с креста и хоронили. Каждый день посвящен определенному событию из Библии. В конце же празднуется его воскрешение - это главный праздник у православных.
История и значение Страстной пятницы
Название этого дня происходит от выражения "Страсти Христовы", потому что именно в пятницу Иисус Христос страдал и в итоге был казнен мучительной смертью на горе Голгофе. Его смерть была жертвой, признанной искупить грехи всего человечества.
Все четыре Евангелия, входящие в Библию, подробно описывают события этого дня. В пятницу священники осудили Иисуса и пришли к римскому прокуратору, чтобы тот вынес приговор. По обычаю иудейской Пасхи, можно было предложить народу освободить одного преступника. Понтий Пилат предложил на выбор Иисуса Христа и вора Варавву. Толпа выбрала жизнь второго.
Иисуса Христа заставили нести на гору крест для собственного распятия, для насмешки на него надели красный плащ и терновый венец, символизирующий корону. Его прибили гвоздями к кресту на горе рядом с двумя преступниками. Иисус скончался после нескольких часов мучений, и в этот момент на Иерусалим опустилась тьма. Также в храме города разорвалась пополам завеса.
Что можно и чего нельзя делать
Страстная пятница - это самый строгий день, она предполагает полный отказ от еды до тех пор, пока в церкви во время службы не вынесут Плащаницу. После этого можно съесть хлеб и выпить воды.
Существует традиция запрета на любые домашние дела. В особенности - стирку, шитье и резку чего-либо. Нельзя забивать гвозди, вбивать что-либо в землю, пользоваться острыми инструментами.
Все приготовления к Пасхе, включая уборку, должны быть закончены к этому дню (обычно всем этим занимаются в Чистый четверг). Никакие дела не должны отвлекать от духовного очищения и молитв.
Единственное исключение - выпечка. В Страстную пятницу разрешается печь, в том числе и куличи. Считается, что выпеченный в этот день хлеб долго не заплесневеет.
Нельзя в этот день употреблять алкоголь, заниматься сексом, веселиться. По поверью, тот, кто будет смеяться в Страстную пятницу, будет плакать весь оставшийся год. Если на Страстную пятницу выпадает какой-то праздник, к примеру, день рождения, то празднование необходимо перенести на другой день.
Нельзя стричься и заниматься косметическими процедурами.
После службы в церкви можно принести домой 12 свечей, зажечь их и дать догореть до конца - считается, что это помогает очистить дом от скверны.
Страстной или Великой называют пятницу последней недели Великого поста перед Пасхой. В 2019 году Страстная пятница выпадает на 26 апреля. В этот день нужно воздерживаться от принятия пищи до совершения церковного обряда выноса Плащаницы. После этого можно есть только хлеб и пить только воду. УНИАН расскажет вам об истории этого дня, о том, что можно и что нельзя делать в Страстную пятницу, а также о главных приметах самого строгого дня Великого поста.
История Страстной пятницы
Страстная Пятница посвящена воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа. Именно в этот день своей мучительной смертью на Голгофе Иисус Христос принес жертву, искупая ею все грехи человеческие.
В этот день Иисус Христос, приговоренный к распятию, с терновым венком на голове нес свой крест на Голгофу, где в последствии на нем же был распят.
Согласно преданиям, Иисус провисел на кресте около шести часов. Последними его словами были: "Свершилось… Отче! В руки Твои предаю дух Мой".
Чтобы убедиться в смерти распятого, один из воинов пронзил его ребро, из которого вытекли кровь и вода, – по одному из толкований, символы будущих таинств Евхаристии и Крещения.
Когда Страстная пятница
Страстной, или Великой называется пятница последней, шестой недели Великого поста, непосредственно перед Пасхой. В 2019 году Светлое Христово воскресенье в православии выпадает на 28 апреля. Соответственно, Страстной будет пятница накануне него, то есть 26 апреля.
Католическая Пасха в 2019 году отмечалась на неделю раньше, 21 апреля, а Страстная пятница в католичестве соответственно 19 апреля.
Кстати, иногда даты Пасхи, а следовательно и Страстной пятницы, в православии и католичестве совпадают. Такое произошло, например, в 2017 году, когда Светлое Христово воскресенье выпало на 16 апреля.
Что нельзя делать в Страстную пятницу
Готовить тоже нежелательно. Нельзя прикасаться к острым металлическим предметам в доме: не занимайтесь шитьем и вышивкой, ничего не режьте. Хлеб можно только разламывать.
Кроме того, большим грехом считается работа на земле. В этот день нельзя ничего садить. Говорят, если посеять пшеницу или посадить что-либо в этот день, урожая не будет.
В Страстную пятницу необходимо воздержаться от алкоголя и плотских утех. Люди, которые напиваются в этот день, рискуют стать алкоголиками. А зачатые в Страстную пятницу дети рождаются больными или становятся преступниками.
Для сохранения здоровья в этот день необходимо отказаться от стрижки, окраски волос и других косметических процедур.
Что можно делать в Страстную пятницу
В Страстную пятницу христианам стоит посетить богослужение и помолиться. Наши предки считали, что если принести с богослужения 12 зажженных свечей и расставить их в доме, то это обязательно принесет в дом благополучие и удачу на следующий год.
Хотя в Страстную пятницу работать нельзя, но разрешено выпекать паски. В народе говорят, что выпечка, приготовленная в Великую пятницу, не испортится и не покроется плесенью, а также будет обладать целебной силой. Также есть народное поверье для мам - в этот день можно отлучить ребенка от грудного вскармливания - такой малыш должен быть здоров и силен.
Приметы на Страстную пятницу
Если в Страстную пятницу небо звездное - будет хороший урожай зерновых, а вот если весь день облачно, "хлеб будет с бурьяном", т.е. год будет неурожайным.
В Страстную пятницу нельзя плевать на землю. В народе говорят, что кто плюнет на землю - от того на весь год все святые отвернутся.
Если в Страстную пятницу испечь пасхальный кулич, он очень долго не зачерствеет и не заплесневеет, а еще излечит от многих болезней.
Если младенца отлучить от материнской груди в Страстную пятницу, то ребенок будет расти сильным и здоровым.
Если в Страстную пятницу постирать белье и вывесить его сушиться, то на нем проявятся следы крови.
Заговоры и гадания в Страстную пятницу
В Страстную пятницу проведение каких-либо гаданий, магических ритуалов, обрядов и, тем более, заговоров крайне не желательно. Это день великой скорби по распятому Христу.
Страстная Пятница - самый грустный в году день для верующего христианина. Узнайте, какие поверья и запреты связаны с пятницей перед Пасхой.
Великая, или Страстная Пятница - суть даты
Из всех дней Великой Недели этот - скорбный . Осужден и распят на Голгофе Иисус Христос, пожертвовавший своей жизнью ради прощения грехов человечества. Страстная Пятница была последним земным днем, прожитым Спасителем.
Великая Пятница выпадает на Великий Пост, который длится до Пасхи. В этот день следует соблюдать его строже, чем обычно. Принято ограничиваться, насколько возможно. Все земное и бренное должно отойти на второй план. До Выноса Плащаницы (около 14:00) лучше вообще воздержаться от пищи, а после него предпочесть хлеб, сырые плоды и воду.
Церковь рекомендует посвятить дату молитвам и обязательно сходить на храмовую службу. Проходит три богослужения. Утром Часы с прочтением Евангелие о Страстях Господних. После полудня - вечерня с выносом плащаницы. Вечерняя служба длится до утра субботы и завершается погребением Плащаницы. В старину свечи из церкви несли зажженными. Сейчас их тушат на выходе из храма, дома зажигают возле икон.
Что нельзя делать в Страстную Пятницу
В Великую Пятницу нельзя работать по дому - грех. Домашние дела лучше сделать в . Заняться личной гигиеной тоже лучше заранее, в Пятницу оставить все земные дела и заняться духовностью. Исключение - приготовление куличей, но об этом ниже. Пчел перевозить принято в этот день, чтобы избежать их гибели.
Один из самых серьезных грехов - «протыкать землю» , то есть, работать в саду. Посадить в пятницу перед Пасхой что-либо - урожая не будет, в дом придет беда. Это не касается капусты и петрушки. Посеянные сейчас, они дадут двойной урожай.
Нельзя плевать на землю, чтобы на целый год не отвернулись святые и ангелы. Под особенным запретом работа с металлическими орудиями, они символизируют копье, которым был убит Христос. Даже нарезка хлеба попадает под запрет, его нужно ломать руками.
В Страстную Пятницу нельзя стричься и красить волосы - к потере здоровья и красоты. Лучше отказаться от косметических и лечебных процедур.
По мнению церкви, весь день перед должен быть посвящен молитвам и размышлениям о жертве Христа. Соблюдение Великого Поста касается не только пищи. Зачатые в Страстную Пятницу дети родятся больными или вырастут злыми, жестокими людьми. Кто напьется в день смерти Сына Божьего, превратится в алкоголика в течение года.
В Великую Пятницу нельзя радоваться и веселиться. Поэтому День рождения или другой праздник лучше перенести на другое время. Эта дата посвящена вселенской скорби. Смеяться, петь, громко разговаривать и гулять ради развлечения нельзя. Кто засмеется в пятницу перед Пасхой, будет год плакать.
Приметы на пятницу перед Пасхой
Наши предки подметили способ проверки дома на наличие порчи. Сходите утром на службу в церкви, не забудьте перед ее началом купить свечку, с которой полагается стоять до завершения служения. Остаток свечи принесите домой. С ним обойдите весь дом, не пропуская ни одной комнаты. Возле предмета, на который наведена порча, свеча начнет трещать и чадить.
Чтобы привлечь благополучие, нужно принести 12 свечей из церкви. Расставьте их по дому и зажгите. Пусть догорят. Если вы считаете себя зажиточным человеком, для дополнительных доходов, угостите нуждающихся.
В старину верили, если в пятницу перед Пасхой постирать белье и вывесить его на улицу для просушки, на нем проявятся следы крови - напоминание, что домашние дела запрещены.
Кто воздержится от еды и воды до начала Страстной Субботы, за три дня до своей кончины будет знать точное время и причину смерти. Никакой напиток потом не сможет навредить тому, кто вытерпел жажду в предпасхальную пятницу. Заболевший в эту дату, быстро выздоровеет.
Пятница перед Пасхой - лучший день, чтобы отлучить младенца от груди. Ребенок вырастет здоровым и сильным, в его жизни будет много счастья.
Протрите чистой тряпкой углы дома и спрячьте ее от посторонних. Она помогает при болезнях поясницы и ног. После бани нужно обвязать тряпку вокруг больного места и оставить на ночь. В Чистый Четверг печи чистят от золы, ее со Страстной Пятницы хранят, чтобы лечить сглаз, депрессию и алкоголизм. Освященное в церкви кольцо из любого драгоценного металла защищает от болезней.
Выпечка в Страстную Пятницу
Церковь и ряд примет советует заниматься приготовлением куличей и покраской яиц в - хлопотать по хозяйству в Страстную Пятницу нельзя. Но народные легенды наделяют приготовленную в этот день выпечку волшебными свойствами .
Приступая к приготовлению блюд для пасхального стола, прочитайте любую известную вам молитву. Тесто должна делать хозяйка дома в одиночестве, без помощников. Видеть его никто не должен, блюдо получится невкусным. Пока выпечка находится в духовке, запретите домашним шуметь, чтобы куличи получились пышными и красивыми.
Кулич, испеченный в Страстную Пятницу, не съедается целиком на Пасху. Порцию нужно хранить за иконами до следующей Великой Недели. Кусочки этого кулича дают больным для улучшения самочувствия. Он же защищает от пожаров и стихийных бедствий. Плесневеть приготовленный в этот день кулич не будет.
В Пятницу пекут хлеб. Его не едят, а хранят в доме. Хлеб, выпекаемый в Страстную Пятницу - сильный талисман от болезней и стихийных бедствий. Он защищает дом от воров и козней недругов. Хорошо, если хлеб получился красивым. Если он подгорел, следует остерегаться неприятностей.
Выпечку хранят до следующей Великой Недели. Ее не выбрасывают в мусор, а скармливают птицам.
Великая Пятница - время телесных ограничений и духовного самосовершенствования. Отложите мирские дела и уделите время церкви, молитве и размышлениям о Боге. Старинные приметы помогут привлечь богатство и удачу, избавиться от бед и болезней.
Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа
Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.
Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.
В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождениее Иисуса Христа во гробе.
На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского. О чтении 12 страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, – говорил святой Иоанн Дамаскин в Великий Пяток, – собрались послушать о кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».
Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».
Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (Ин. 13, 31-32), то есть «вместе с крестом», говорит Иоанн Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были, сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть, – и падают пред Его Божественным всемогуществом и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествует над их ослепленною злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись от Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: согрешил, предав Кровь неповинную. Первосвященники, вместо утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: «что нам до того? смотри сам». «Не слова ли это тех, сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя безсмысленною личиною притворного неведения»? Отчаянный Иуда поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, как цена крови, по совету первосвященников, не положили в казну церковную. «Понимаешь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».
Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, и Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).
Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т. 2
Песнопения из службы в пятницу Страстной седмицы Великого Поста
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.
«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».
Евангелие от Луки
Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал Ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это.
Лк. 23, 32-49
И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
Лк. 23, 48
Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение… Какое было это зрелище?
На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им, и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь… Какое это было зрелище?
Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном Изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.
Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст? И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
Возвращались, бия себя в грудь, возвращались в недоумении и ужасе те, которые приходили посмотреть на Спасителя, висевшего на древе крестном, подобно плоду зрелому и червленеющемуся, приходили посмотреть с помыслом испытующим, из самомнения напыщенного и ложного. Вера молчала в них. Возгласило к ним померкшее солнце, возгласила к ним вострепетавшая земля, возгласили к ним камни, с треском расступаясь и подымаясь над могилами мертвецов, внезапно оживленных смертью Спасителя. Возвращались в ужасе тщетно-любопытствовавшие: в ужасе не от совершенного богоубийства, – в ужасе от грозного взора и гласа содрогнувшейся бесчувственной природы, выразившей свое познание Бога пред неузнавшим Его человечеством. Возвращались, бия себя в грудь в страхе за себя, за плоть и кровь свою, в угождение которым пролита кровь, истерзано тело Богочеловека.
В то время, как иудеи, почивавшие в Законе, хвалившиеся обширным и точным знанием Закона, недоумевали, взирая на событие, предреченное Законом и Пророками, взирая на самопроизвольную Жертву, которой они были бессознательными жрецами; в то время, как Иудеи недоумевали и возвращались, волнуемые опасением и мрачным предчувствием собственного бедствия, – стоял пред крестом и Жертвою язычник, сотник, стоял безотходно. Ему невозможно было уйти, потому что он начальствовал стражею, сторожившею Жертву: ему дана была эта счастливая невозможность, потому что таилась в сердце его вера, явная для Сердцеведца. Когда провозгласила природа свое исповедание Бога, – сотник дал ответ на таинственный голос природы, дал ответ на таинственную исповедь исповедью явною и всенародною. Воистину Он был Сын Божий, сказал он о казненном, висящем пред очами его страннике, узнав в казненном страннике Бога. Иудеи, гордившиеся знанием буквы Закона и своею обрядовою наружною праведностью, недоумевали пред распятым на древе Сыном Человеческим и Сыном Божиим. С одной стороны поражали их знамения – землетрясение, раздрание церковной завесы, глубокий мрак, наступивший в самый полдень; с другой – их ослепляли и ожесточали плотской разум и гордое самообольщение, представлявшие Мессию в блеске земной славы, пышным царем, завоевателем вселенной, в главе многочисленного войска, среди сонма роскошных царедворцев. В это время воин, язычник, исповедал казненного странника Богом: в это время исповедал Его Богом уголовный преступник. Сойди со креста! – насмешливо говорили Богочеловеку слепотствующие иудейские архиереи и книжники, не понимая какую всесвятую Жертву, какое всесвятое и всесильное Всесожжение они принесли Богу, – пусть сойдет со креста, чтобы мы видели, и уверуем: в это время грубый, невежественный разбойник признал Его Богом, восшедшим на крест по причине Божественной праведности Своей, а не по причине греха Своего. Телесными очами он видел обнаженного, близ себя распятого, подчиненного одной участи с собою, безпомощного нищего, осужденного и духовною и гражданскою властью, истерзанного, казненного, и еще терзаемого и казнимого всеми выражениями ненависти: очами смиренного сердца он увидел Бога. Сильные, славные, разумные, праведные мира осыпали Бога ругательствами и насмешками, – разбойник обратился к Нему с благонамеренною и успешною молитвою: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие твое (Лк. 23, 42).
Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечем, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось. Но Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это – и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события: безмолвствовала от преизобилия скорби: безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса.
Стоял при кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, – в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал Любовь Божественную. Божественная Любовь есть источник Богословия. Она – дар Святого Духа, и Богословие – Дар Святого Духа. Она открыла Апостолам таинственное значение искупления. Ибо любовь Христова объемлет нас, благовествует ученик и посланник Христов, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (2 Кор. 5, 14). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни.
Внезапно раздался с креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено! Се, Сын Твой ; потом глас к возлюбленному ученику: Се, Матерь твоя . Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого, и объявляет Свою по человечеству Матерь материю ученика и всех учеников своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом, падшая Ева – непорочною Мариею. Преступлением одного, сказал Апостол, подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (Рим. 5, 15). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния безчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.
Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братья, в домы наши, и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши. Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной Любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения. На эту любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту Любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстьми и похотьми; на эту Любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений, и почерпнули из нее исцеление душам; на эту Любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта любовь растворила скорби их Божественным утешением. Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приимет от нас. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14, 23, 24). Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему: то кровь Богочеловека не пролита ли за нас напрасно? Не напрасно ли за нас истерзано Его всесвятое Тело? Не напрасно ли возложена на крестный жертвенник, и заклана Великая Жертва? Всесильно ходатайство Ее за нас во спасение: всесильна и жалоба Ее на тех, которые пренебрегут Ею. Глас крови праведного Авеля восшел от земли на небо, и предстал Богу с обвинением на пролившего эту кровь: глас великой Жертвы раздается среди самого неба, на самом престоле Божества, на котором возседает великая Жертва. Глас жалобы Ее есть вместе и Божие определение, изрекающее вечную казнь врагам и презрителям Сына Божия. Кая польза в крови Моей: внегда сходити Ми во истление? Вещает всесвятая Жертва, обвиняя христиан, искупленных ею, принявших цену Ее в себя, низвергших Ее вместе с собою в смрад греховный. Ужасное преступление это совершается всяким, кто взем уды Христовы, свои душу и тело, искупленные Христом и принадлежащие Христу, творит их уды блудницы разнообразным совокуплением со грехом. Разве не знаете, говорит Апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог. Аминь.
Страстная пятница – это последняя пятница на неделе перед Пасхой, какая наступает после Чистого четверга. В 2020 году этот день приходится на 17 апреля, а светлое воскресение празднуют 19 апреля. Какая эта пятница и почему так называется — особая история.
Она называется Страстной или страшной потому, что именно в этот день умер Спаситель, распятый на кресте. Пожалуй, это самый скорбный день в христианском календаре. Поэтому с ним связаны определенные правила, запреты, а еще приметы и даже заговоры.
Согласно Евангелию, в пятницу преданный своим учеником Иудой Христос предстал перед судом прокуратора Иудеи Понтия Пилата по обвинению в бунте и подстрекательстве. Пилат, осознавая несправедливость этих наветов, тем не менее приговорил Христа к казни через распятие на кресте.
Казнь состоялась на горе Голгофа. При этом крест, на котором его распяли, Христос нес по улицам Иерусалима сам в сопровождении стражи. Одновременно с Иисусом там же были казнены двое разбойников, причем один из них раскаялся в своих грехах.
Великая пятница в православных и католических церковных службах
По давней традиции, богослужения в Страстную пятницу посвящены повествованиям о муках Христа на кресте, его смерти и погребении.
Во время православной вечерни (фактическое время этой службы — около 15.00) поется особый канон, а из алтаря к верующим , изображение Спасителя во гробе. Это действие стали включать в вечерню только с конца XVI века, а сейчас оно является обязательным. В центре храма Плащаница находится три неполных дня.
В католичестве принято богослужение Крестного пути, которое напоминает верующим об основных моментах страданий Иисуса по дороге на Голгофу, и особая вечерняя служба Страстей Господних (после 15 часов дня, время смерти Христа по Библии).
Как правильно провести Страстную пятницу
Великая пятница — день самого строгого поста в христианстве. Верующие полностью отказываются от пищи до времени выноса в храм плащаницы, но и с этого момента разрешаются только вода и хлеб.
Так как Страстная пятница — время траура и скорби, в этот день особенно не рекомендуется предаваться веселью, праздникам и утехам. Вместо развлечений лучше сосредоточиться на молитве и помощи близким.
Что нельзя делать в пятницу после Чистого четверга
В Страстную пятницу категорически запрещается работать по дому. Все приготовления к Светлому Христову Воскресению должны быть закончены в . Те, кто занимается стиркой, уборкой, шитьем в этот день берут на себя великий грех — сегодня необходимо только поститься и молиться, вспоминая страдания Христа.
Особенно большим грехом считается «протыкать землю» в Страстную пятницу, то есть сажать что-либо на огороде и вообще работать на земле. В народе знают, что если посеять пшеницу или посадить что-либо в этот день — урожая не будет.
Также в Великую пятницу необходимо воздержаться от употребления алкоголя и плотских утех. Люди, которые напиваются в день страданий и смерти Иисуса Христа, рискуют стать алкоголиками. А еще считается, что дети, зачатые в Страстную пятницу, рождаются больными или в будущем становятся жестокими преступниками.
Также рекомендуется воздержаться в Страстную пятницу от стрижки, окраски волос и вообще любых косметических процедур. Если день рождения или чей-то юбилей выпадает на этот скорбный день — разумно перенести его празднование. Веселиться и танцевать в день вселенской скорби совершенно не приветствуется.
Что можно делать в пятницу после Чистого четверга
Церковные праздники нашли свое отражение в народных традициях. Однако мнение священнослужителей может немного отличаться от общепринятых устоев.
Это же мы наблюдаем и в случае с Великой пятницей. С одной стороны, да, в этот день не стоит работать, прибираться по дому, а тем более устраивать «пир на весь мир».
Но с другой – если вы не успели навести порядок в четверг, и есть какие-то срочные дела, ими все равно придется заняться. Церковь не запрещает этого, хотя призывает побывать на богослужении и уделить время не только земным заботам.
Одним словом – действуйте по обстоятельствам, но старайтесь не предаваться безудержному веселью: всему свое время.
А вот еще один ответ на важный вопрос — можно ли печь куличи и сыть полы в Страстную пятницу:
Приметы и поверья в Страстную пятницу
На Великую пятницу после Чистого четверга приходится множество примет и поверий. Рассмотрим наиболее важные из них.
Приметы с землей
В Страстную пятницу нельзя плевать на землю. Народные приметы говорят, что кто плюнет на землю — от того на весь год все святые отвернутся.
И конечно, ничего нельзя втыкать в землю и делать какие-либо работы в саду и в огороде.
Приметы для дома
В Великую пятницу можно определить, есть ли на вашем доме порча. Для этого утром этого дня нужно пойти в церковь и отстоять службу с зажженной свечкой. После службы с остатком этой свечи придите в свой дом или квартиру и обойдите ее комнату за комнатой. Возле «порченной» вещи свеча сильно затрещит и начнет чадить черным дымом.
Оботрите тряпкой все углы в доме и уберите ее подальше от чужих глаз. Такой тряпкой обычно лечат больные поясницу (обвязывают ее вокруг талии) и ноги (вытирают их после мытья в бане).
Печная зола, взятая в этот день, помогает в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски.
Куличи в Великую пятницу
Куличи и любая выпечка, которую испекли в Страстную пятницу, никогда не заплесневеет. Также кусочек такого кулича дают заболевшему человеку — на скорейшее выздоровление. А еще кусочек такого кулича весь год, до следующей Пасхи, хранят в доме за иконами — такой оберег защищает от пожара.
Приметы на удачу и богатство
Проснувшись утром в пятницу на Страстной неделе первым делом, ни с кем не разговаривая до этого, выглядывали в окно и примечали, на кого первого упадет взгляд.
- Если приметили молодого парня или мужчину — весь год будете здоровым.
- Увидели молодую девушку — к благополучию.
- Увидеть целую семью — вы будете жить со всеми родными в мире и согласии.
- А вот если ваш взгляд упал на старика, инвалида или больного человека, то это, к сожалению, предвещает болезнь или крупную потерю.
- Если увидели птицу, то для девушки это к новому знакомству, а для парня к добрым вестям.
- Если взгляд упал на собаку — такой знак предвещает грусть и печаль.
- Первой увидеть кошку в Страстную пятницу – к достатку и богатой жизни.
Заговоры в Страстную пятницу
Знахари использовали магию этого дня для многих целей — лечили недуги, ставили обереги, заговаривали от болезней. Вот лишь некоторые заговоры, которые читаются в Страстную пятницу.
Заговор на весь год и от всех врагов
Этот заговор читают утром в Великую пятницу, чтобы защитить себя на целый год от любых врагов, сплетников и недоброжелателей.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Царь Ирод бьется, дерется,
Кровь проливает, никого
Не жалеет,
Никому не спускает.
Против злого человека есть
Великий Стрелец –
Бог Отец!
У Господа нашего
Иисуса Христа
Солнце – лук, месяц – стрела:
Есть чем стрелять.
Никому не даст Господь
Меня обижать.
Господь Бог у меня впереди,
Богородица позади,
С Ними я никого не боюсь,
С Ними я никого не страшусь.
А вы, мои лиходеи-враги,
Вам спица в языки,
Каленые клещи в клыки
И в поганые очи пески.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Заговор, чтобы попросить прощения у покойного
Случается, что близкий человек, которого вы обидели, умер, и вы не успели попросить у него прощения. В этом случае вымолить прощение у покойника можно в Страстную пятницу.
Вечером в пятницу накануне Великой субботы читают такой заговор:
Во имя Отца и Сына И Святого Духа.
Нет начала без конца.
Именем Творца.
Именем Иисуса Христа.
Встану я, перекрестясь.
Выйду я за порог,
Благословлясь,
Пойду я к святой церкви,
К золотому кресту,
К Божьей Матери
И ее сыну Иисусу Христу.
Вымолю поклонами
И крестами,
Выплачу покаянными Слезами.
В мертвом царстве,
Покойничьем государстве,
Среди тьмы
Тьма мертвых людей.
Царей, палачей,
Судей и государей,
Лихих и добрых людей,
Есть одна мертвая душа.
Перед этой душой
Есть моя вина.
Ради Господа Иисуса Христа.
Ради Его тернового венца
Прошу и молю меня (имя) простить
И моей живой душе
Грех отпустить.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно
И во веки веков.
Заговор от депрессии
В Страстную пятницу знахари заговаривают и отчитывают людей, страдающих депрессией. Для этого три освященных крашеных яйца опускают в воду, которой потом должен умыться больной.
Укрепи мои верные слова, Господь,
Укрепи, Христос, рабу Божью (имя).
Как люди радуются светлой Пасхе,
Так и раба Божья (имя) пусть будет жизни рада.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Заговор для мира в семье
Чтобы в вашей семье всегда был мир и лад, когда будете печь пасхальные куличи, испеките вместе с ними маленький хлебный колобок. Одну половину от него съешьте сами, а вторую сохраняйте в течение года в доме за иконами.
Когда будете класть колобок за икону, скажите такие слова:
Господи, спаси, сохрани, оборони.
Ныне и присно и во веки веков.