Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что такое явление природы. Летние явления природы

Несмотря на то что люди уже давно дали описание и нашли рациональное объяснение тому, почему происходят те или иные природные процессы и явления, самые необычные и редкие из них до сих пор удивляют, восхищают и поражают, в частности огнедышащие горы, извергающие лаву, сметающую всё на своём пути; завораживающие дух вихри, мчащиеся на огромной скорости и поднимающие в небо камни, бревна, машины и даже целые дома; вздымающиеся на десятки метров ввысь из недр нашей планеты невероятные фонтаны кипящей воды.

Что представляет из себя природное явление

Явления природы представляют собой обычные, а в некоторых случаях сверхъестественные метеорологические и климатические процессы в результате которых природа естественным образом изменяется. При этом они могут быть довольно безобидными и не вызывать у людей абсолютно никакого удивления и восприниматься как нечто, само собой, разумеющееся, например, когда идет снег или падает дождь, а могут представлять собой самые настоящие стихийные бедствия, сея вокруг себя смерть и разрушения.

Классификация природных явлений

Необыкновенные проявления природного мира ученые начали изучать ещё с прадавних времен, а в последнее время, когда наука начала продвигаться вперёд семимильными шагами, его тайны постепенно стали приоткрываться всё больше и быстрее, например, уже в XVII ст. Гильберт доказал, что наша планета является огромным магнитом с полюсами, а через столетие Франклин открыл атмосферное электричество.

Поскольку явлений природы на нашей планете существует великое множество, известно о них до сих пор довольно мало. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученые сделали их описание, систематизировали и классифицировали. Благодаря этому появилась возможность не только изучать виды природных процессов по категориям, но и прогнозировать и даже предотвращать возможное появление опасных природных явлений, но удивительные проявления природного мира настолько непредсказуемы, что далеко не всегда это удаётся сделать даже при наличии новейшей аппаратуры.

Следующая классификация является довольно-таки условной, поскольку одно и тоже явление природного мира довольно часто соответствует сразу нескольким пунктам. Таким образом, явления природы различают:

По характеру воздействия – некоторые виды природных процессов или явлений могут иметь сразу несколько характеристик, например, сильное наводнение может иметь разрушительный характер в городе, парализовать движение на дорогах и истощить почву, сделав её малопригодной для хорошего урожая.

  • Стихийные природные явления разрушительного характера – ураганы, смерчи, землетрясения, даже нашествие насекомых-вредителей (саранчи);
  • Парализующие явления природы полностью или на долгое время останавливают движение транспорта (снегопад, гололед, туман);
  • Явления с истощающим воздействием, из-за которых понижается урожайность, плодородность грунта, истощаются подземные воды и уменьшается запас других природных ресурсов;

По происхождению:

  • Стихийные природные явления, вызывающие техногенные аварии – молнии, гололёд, биохимическая коррозия.
  • Климатические – эти виды являются самыми распространёнными. Их примерами могут служить тайфун, метель или дождь;
  • Геолого-геоморфологические – это такие стихийные природные явления, как цунами, землетрясение, извержение вулкана;
  • Биогеохимические – опасные природные явления этого типа являют собой в основном выбросы вредоносных газов из озер, болот и других водоёмов;
  • Биологические – их появление нередко вызывают объекты живой природы: усиленное размножение сельскохозяйственных вредителей, а также кровососущих насекомых, хищных и ядовитых животных, эпидемии, заболевания растений и домашнего скота.
  • Космические – прежде всего опасна для нашего мира чрезмерная активность солнца также влияет на наш мир и космическая погода. Например, вспышки и выбросы заряженных солнечных частиц и их взаимодействие с атмосферой и магнитными полями нашей планеты нередко приводят к чрезвычайным ситуациям.

По продолжительности:

  • Мгновенные – длятся недолго (в течении нескольких секунд или минут) и наиболее опасны (например, землетрясения);
  • Кратковременные явления природы длятся от нескольких часов до нескольких суток (шквал, наводнение, дождь, жара и что интересно – полнолуние);
  • Долговременные (период их действия более продолжительный и нередко составляет месяцы, а в некоторых случаях – годы) – к этому виду явлений относят природные процессы, длящиеся месяцы и даже годы (например, извержение вулканов, возникновение озоновых дыр, пересыхание водоемов);
  • Вековые – длятся не один десяток лет и способны растянуться на века (глобальное потепление).

По регулярности действия:

  • Суточные – например, закат Солнца и его восход;
  • Сезонные – осенью опадают листья, весной – на деревьях и кустах появляются почки.

По масштабам распространения:

  • Глобальные
  • Локальные
  • Региональные

Влияние природы на человека

Ученые давно заметили, что природа активно влияет не только на жизнь нашей планеты, но также на здоровье и самочувствие человека и даже на продолжительность его жизни. Немаловажная роль в данном случае отводится таким факторам, как качество воды, земли, чистота воздуха, климатические условия.

Например, если люди проживают на территории, неблагоприятной для проживания (слишком холодные температурные показатели зимой и высокие – летом, наличие повышенной влажности, чрезвычайно сильные ветра), то человеческому организму будет сложно выдержать, он быстро выйдет из строя и придет в негодность.

Влияния подобных природных условий на свой организм человек абсолютно не замечает, а обращает внимание только на самые необычные, (например, радуга, северное сияние, световые столбы), таинственные (вот уже долгое время не даёт людям покоя тайна Бермудского треугольника) или опасные природные явления, способные привести к серьезным техногенным авариям или человеческой смерти.

сайт про самые интересные явления

На нашем сайте сайт вы найдёте сведения про самые необычные и удивительные явления природы и их влияние на окружающий мир. Например, вам небезынтересно будет узнать о том, что радуга бывает не только солнечной, но также и лунной, туманной, огненной или перевернутой. Также узнаете, почему люди видят миражи, полярное сияние или гало.

Здесь вы прочитаете о том, что представляют собой опасные природные явления, поражающие своей красотой и мощью – смерч, извержение вулкана, цунами, землетрясения и другие проявления природного мира.

Тема: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Тема урока: Природные явления и их классификация.

Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями и их разнообразием.

Задачи урока:

I . Образовательные задачи:

  • Вспомнить и закрепить знания об оболочках Земли.
  • Сформировать знания у учащихся о том, что образование любого природного явления связано с процессами, происходящими в оболочках Земли.
  • Дать общее представление, учащимся о видах природных явлений по месту их возникновения.

II . Развивающие задачи.

  • Развивать у учащихся способности и умения предвидеть природные явления своей местности, которые могут привести к тяжелым последствиям, а так же способы защиты от них.

III . Воспитательные задачи.

  • Воспитать у учащихся убеждение в том, что любое природное явление разрушительной силы приносит государству огромный ущерб различного вида, в первую очередь материальный и гибели людей. Поэтому государству необходимо направлять средства научным учреждениям, для того чтобы они занимались данной проблемой и в будущем смогли бы их предсказывать.

Ход урока

Учитель: Сегодня дети мы с вами поговорим о природных явлениях и их разнообразии. Некоторые вы конечно знаете, какие-то вы узнали из курса природоведения и географии, а если кто-то интересуется средствами массовой информации то и от туда. Если включить телевизор, радио или воспользоваться Интернетом, то можно сказать с уверенностью, что природные явления разрушительной силы происходят все чаще и чаще, а их сила становится все больше. Поэтому нам необходимо знать какие природные явления бывают, где всего чаще они возникают и как от них защититься.

Учитель: И так давайте с вами вспомним из курса географии, какие оболочки Земли существуют.

Всего выделяют 4 оболочки Земли:

  1. Литосфера – в нее входит земная кора и верхняя часть мантии.
  2. Гидросфера – водная оболочка, в нее входит вся вода в разных состояниях.
  3. Атмосфера – газовая оболочка, самая легкая и подвижная.
  4. Биосфера – сфера жизни, это область существования всех живых организмов.

Учитель: Во всех этих оболочках идут свои определенные процессы, в результате которых возникают природные явления. Поэтому, различные природные явления по месту их возникновения можно разделить:

Учитель: Из данной схемы мы видим, какое большое количество существует природных явлений. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. (В данной части дети должны принимать активное участие.)

Геологические.

1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.

Рисунок 1.

2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма.

Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой.

Рисунок 2.

3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород.

Образование оползней зависит от различных факторов, таких как:

  • какие горные породы слагают данный склон;
  • крутизна склона;
  • грунтовые воды и др.

Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта).

Рисунок 3.

4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

Причины обвалов в горах могут быть:

  • породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами;
  • деятельность воды;
  • геологические процессы (землетрясение) и др.

Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород.

Рисунок 4.

5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°.

Причинами схода снежной лавины являются:

  • землетрясение;
  • интенсивное таянье снега;
  • длительный снегопад;
  • деятельность человека.

Рисунок 5.

Метеорологические.

1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям.

Рисунок 6.

2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с.

Рисунок 7.

3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава.

Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с.

Рисунок 8.

Гидрологические.

1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д.

Причины наводнения:

  • интенсивное таяние снега в весенний период;
  • обильное выпадение осадков;
  • загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах;
  • деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки).

Виды наводнений:

Рисунок 9.

2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород.

Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д.

Рисунок 10.

3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.

Цунами возникает в результате:

  • землетрясения;
  • извержения подводного вулкана;
  • оползней и т.д.

Рисунок 11.

Биологические.

1. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.

Лесной пожар может быть: низовой и верховой.

Подземный пожар – это горение торфа в заболоченных и болотных почвах.

Рисунок 12.

2. Эпидемия – это распространение инфекционной болезни среди большого количества населения и значительно превышающий уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в данной местности.

Рисунок 13.

3. Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни среди животных (например: ящур, чума свиней, бруцеллез КРС).

Рисунок 14.

4. Эпифитотии – это массовое распространение инфекционного заболевания среди растений (например: фитофтороз, ржавчина пшеницы).

Рисунок 15.

Учитель: Как видите, в мире существует огромное количество явлений которые окружают нас с вами. Так давайте же запомним их и будем предельно осторожны в момент их возникновения.

Некоторые из вас могут сказать: «А зачем нам их все знать, если основная часть для нашего района они не характерны?». С одной позиции вы правы, но вот с другой нет. Каждый из вас завтра, послезавтра или в будущем наверняка соберется в путешествие в другие уголки Родины и страны. А там как известно могут быть совершенного другие явления, не характерные для нашей местности. И вот тогда ваши знания помогут вам в критической ситуации выжить и избежать негативных последствий. Как говорится: «Береженого Бог бережет».

Литература.

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.
  2. Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя.
  3. Смирнов А.Т. Программа общеобразовательных учреждений основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.

Лето является самым любимым временем года у школьников и их родителей. Это долгожданная пора каникул и отпусков. Лето характеризуется повышением температурных показателей до возможного максимума, а также отличительными признаками, явлениями природы. Это время года длится три месяца. в различных географических широтах оно наступает по-разному. В Южном полушарии летними месяцами являются декабрь, январь и февраль. На севере от экватора это время года распространяется на июнь, июль и август. В холодных странах теплый сезон может длиться не более одного месяца.

Явления природы летом

Каждое время года характеризуется определенными климатическими особенностями. Зимой выпадает снег, наступают морозы; весной начинают цвести деревья, прилетают птицы, бывает половодье; осенью мы замечаем листопад, постоянные дожди. Но какое явление, наблюдаемое в природе, характеризует лето? Это время года определяется сразу несколькими метеорологическими изменениями.

Все летние явления природы (примеры: гроза, роса, радуга и проч.) связаны со значительным потеплением. В это время года погода стоит знойная, сухая, тем не менее для человека она считается благоприятной. Стоит отметить, что сильно изменчивы метеорологические летние явления природы. Примеры: дождь, град, ветер. В дни, когда ярко светит солнце и чистое небо, за считанные минуты могут собраться кучевые облака и пойти настоящая гроза с громом и молниями. В случае с кратковременным ливнем через полчаса температура вновь поднимется и солнце продолжит ярко светить.

Осадки летом всегда лежат в коротком интервале, зато они отличаются высокой интенсивностью. Наряду с грозами зачастую поднимается сильный ветер с резкими порывами. После осадков часто можно увидеть такое явление, как радуга. По утрам нередко выступает роса.

Ветер

Эта природная аномалия представляет собой поток воздуха, который преимущественно направлен относительно горизонтальной поверхности земли. Ветер классифицируется по мощности, скорости, масштабам, уровню распространения. Для определения категории аномалии следует учитывает ее силу, продолжительность и направленность.

На суше в летнее время ветры бывают шквальными только во время сильной грозы или перед ней. Это связано со столкновением двух противоположных по температуре и направлению воздушных масс в разных слоях атмосферы. На американском континенте нередко в это время года происходят мощные ураганы. Какое явление, наблюдаемое в природе летом, случается в акватории моря или океана? Там чаще всего бывают кратковременные штормы, которые отличаются интенсивностью и сильными порывами ветра. Нередко они поднимают волны высотой до нескольких метров.

Примечательно, что в изменениях сезонных температурных показателей ветров важную роль играют глобальные муссоны. Их длительность варьируется в пределах нескольких месяцев. Муссоны имеют разные циркуляцию и температуру, силу и направление. Именно от них зависит, каким будет время года: теплым или холодным.

Облака

В результате конденсации поднимается в верхние слои атмосферы. Частицы кристаллизуется под действием низких температур и объединяются в Именно так в небе образуются облака (фото явления природы см. ниже).

Каждая тучка состоит из частичек воды и имеет уникальную форму, которая меняется под действием потока воздуха и температуры. Если в верхних слоях атмосферы -100 градусов по Цельсию, то облака будут состоять из капельных элементов. В противном случае в их составе будут преобладать кристаллы льда.

Летние облака принято разделять на грозовые, дождевые, кучевые, перистые, слоистые и другие. Если воздушные элементы соединились в тучи, то существует большая вероятность выпадения осадков. Самые сильные ливни выпадают из слоистых и кучевых облаков. Если воздушные массы имеют однородный состав, то осадки будут незначительными и краткосрочными.

Дождь

В жаркое время года осадки считаются довольно редкой климатической аномалией. Сам по себе дождь представляет непрерывное падение воды по вертикали. Начальной точкой движения являются тучи. Дождь - явление природы накопительное. Пока тучи не наберут большое количество влаги, выпадение осадков не начнется.

На сегодняшний день принято различать пять видов летних дождей:

1. Обыкновенный. Выпадает без таких ярко-выраженных особенностей, как мощность или продолжительность.

2. Краткосрочный. Его главным признаком считается быстротечность. Такие летние явления природы как начитаются, так и заканчиваются неожиданно.

3. Грибной. Осадки определяются низкой интенсивностью и быстротечностью. Во время выпадения дождя солнце продолжает светить.

4. Ливневый. Определяется внезапностью. За короткий период с особой мощностью на землю выпадает большое количество воды. Ливни зачастую сопровождаются сильными ветрами, молнией и громом. В летнее время эти дожди принято называть грозами.

5. Градообразный. Вместе с капельками воды на землю падают льдинки разных размеров. Такие осадки характеризуются быстротечностью и мощностью, негативно сказываются на сельском хозяйстве.

Град

Смешанные дожди со льдом требуют особого внимания в силу своей опасности для имущества, а порой и для жизни людей. Град представляет собой тип осадков, когда выпадает на землю замерзшая вода. Не стоит путать со смешанным дождем со снегом. Здесь соединенные частицы льда могут достигать размеров до нескольких сантиметров. Град обладает высокой прочностью и прозрачностью (фото явления природы вы можете увидеть ниже). Это делает его опасным как для мелких животных и птиц, так и для более крупных особей.

Осадки такого типа выпадают во время грозы из крупных кучевых облаков. В свою очередь, тучи отличаются по черному или пепельному цвету и белым верхушкам. Град образуется в обычных дождевых облаках в результате переохлаждения капель влаги. Частицы льда постепенно увеличиваются, скрепляясь между собой. Осадки с градом могут длиться от пары минут до получаса. Крупные льдинки способны полностью уничтожить целые посевы культур.

Гроза

Этот метеорологический феномен относится к самому мощному в плюсовую температуру. Дождь с градом и гроза - летние явления природы, которым присваивается Такие осадки сопровождают сильными резкими порывами ветра, порой шквальными.

Отличительными климатическими особенностями грозы являются молния и гром. Мощный заряд электричества выбрасывается из облаков к поверхности земли. Молния образуется в атмосфере из-за столкновения отрицательных и положительных зарядов. В результате возникает электромагнитная индукция в сотни миллионов вольт. Когда напряженность заряда достигает максимума, формируется удар молнии.

Гром является следствием быстрого расширения воздуха в результате резкого нагревания частиц вокруг электромагнитной дуги. Звуковые волны отражаются от облаков и вызывают сильнейшее эхо.

Радуга

На сегодняшний день это одна из самых удивительных и изумительных природных аномалий, связанных с осадками. Радуга - явление, которое может возникнуть как после дождя, так и в процессе него или перед ним. Время формирования феномена напрямую зависит от передвижения ливневых облаков.

Цветовая гамма радуги отражается под углом 42 градуса. Дуга видна сквозь занавес дождя на противоположной стороне от солнечных лучей. Спектр радуги представлен семью цветами. Именно столько компонентов у солнечного света. Преимущественно это явление возникает в результате краткосрочных осадков в летнее время года.

Человеческий глаз определяет цвета радуги через капли дождя, которые играют роль призмы. Это своего рода большой спектр природного происхождения.

Роса

В тихую погоду в результате охлаждения ночью и потепления утром с первыми лучами солнца на поверхности земли, траве, цветах и прочих растениях и предметах образуются капельки воды. Такое метеорологические явлением называется росой.

В ночное время земная поверхность охлаждается. В результате этого пар в воздухе начинается конденсироваться и превращаться в воду, оседая на предметах. Принято считать, что роса образуется только при ясном небе и слабом ветре. Стоит отметить, что чем ниже температурные показатели, тем больше будут капельки.

Чаще всего этот феномен формируется в тропиках, где ему сопутствует влажный климат и длинные холодные ночи.

Летние 2 класс

В школьной программе вводные основы климатических аномалий изучают по учебникам «Окружающий мир». Первые уроки проводятся уже с второклассниками. На таких занятиях рассказывают о том, что такое летние явления природы, каковы их признаки и особенности.

Знакомство с временами года должно проходить с включением в программу доступных примеров. Летом становится теплее, дни длиннее, ночи короче, начинают петь птицы, идут грибные дожди, вода в реках и озерах прогревается, трава зеленеет и проч.

Для восьмилетних детей летние явления природы представляют собой загадку. Поэтому обязательно следует подкреплять теорию практикой. Для этого проводятся различные экскурсии. В июне можно познакомить ребятишек с деревьями, насекомыми, птицами. Июль - подходящее время для прогулки по дендрарию или лесу, где можно послушать звуки природы. В августе не лишним будет ознакомиться с ягодами, грибами, плодами деревьев.

Приметы о летних явлениях

  • Если дует южный ветер, то стоит ждать ненастья, если западный, то скоро будет похолодание.
  • Для быстрого прекращения сильной грозы нужно выкинуть из окна в сторону направления дождя метлу.

  • Загоревшийся предмет после удара молнии тушить нельзя, так как там горит черт.
  • Продолжительный ветер с постоянными порывами - к утопленнику.
  • Если гром раздается с севера, лето ожидается холодным, если раскаты слышны на юге, значит будет жарким.
  • Если на лужах образуются большие пузыри от дождя, это к сильному шторму.

Есть приметы о явлениях природы, касающиеся радуги:

  • Если дуга полная и высокая, стоит ждать потепления.
  • Зеленая радуга - к долгому ливню, красная - к шквальному ветру, желтая - к штилю.

Тема: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Тема урока: Природные явления и их классификация.

Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями и их разнообразием.

Задачи урока:

I . Образовательные задачи:

  • Вспомнить и закрепить знания об оболочках Земли.
  • Сформировать знания у учащихся о том, что образование любого природного явления связано с процессами, происходящими в оболочках Земли.
  • Дать общее представление, учащимся о видах природных явлений по месту их возникновения.

II . Развивающие задачи.

  • Развивать у учащихся способности и умения предвидеть природные явления своей местности, которые могут привести к тяжелым последствиям, а так же способы защиты от них.

III . Воспитательные задачи.

  • Воспитать у учащихся убеждение в том, что любое природное явление разрушительной силы приносит государству огромный ущерб различного вида, в первую очередь материальный и гибели людей. Поэтому государству необходимо направлять средства научным учреждениям, для того чтобы они занимались данной проблемой и в будущем смогли бы их предсказывать.

Ход урока

Учитель: Сегодня дети мы с вами поговорим о природных явлениях и их разнообразии. Некоторые вы конечно знаете, какие-то вы узнали из курса природоведения и географии, а если кто-то интересуется средствами массовой информации то и от туда. Если включить телевизор, радио или воспользоваться Интернетом, то можно сказать с уверенностью, что природные явления разрушительной силы происходят все чаще и чаще, а их сила становится все больше. Поэтому нам необходимо знать какие природные явления бывают, где всего чаще они возникают и как от них защититься.

Учитель: И так давайте с вами вспомним из курса географии, какие оболочки Земли существуют.

Всего выделяют 4 оболочки Земли:

  1. Литосфера – в нее входит земная кора и верхняя часть мантии.
  2. Гидросфера – водная оболочка, в нее входит вся вода в разных состояниях.
  3. Атмосфера – газовая оболочка, самая легкая и подвижная.
  4. Биосфера – сфера жизни, это область существования всех живых организмов.

Учитель: Во всех этих оболочках идут свои определенные процессы, в результате которых возникают природные явления. Поэтому, различные природные явления по месту их возникновения можно разделить:

Учитель: Из данной схемы мы видим, какое большое количество существует природных явлений. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. (В данной части дети должны принимать активное участие.)

Геологические.

1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.

Рисунок 1.

2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма.

Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой.

Рисунок 2.

3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород.

Образование оползней зависит от различных факторов, таких как:

  • какие горные породы слагают данный склон;
  • крутизна склона;
  • грунтовые воды и др.

Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта).

Рисунок 3.

4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

Причины обвалов в горах могут быть:

  • породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами;
  • деятельность воды;
  • геологические процессы (землетрясение) и др.

Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород.

Рисунок 4.

5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°.

Причинами схода снежной лавины являются:

  • землетрясение;
  • интенсивное таянье снега;
  • длительный снегопад;
  • деятельность человека.

Рисунок 5.

Метеорологические.

1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям.

Рисунок 6.

2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с.

Рисунок 7.

3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава.

Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с.

Рисунок 8.

Гидрологические.

1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д.

Причины наводнения:

  • интенсивное таяние снега в весенний период;
  • обильное выпадение осадков;
  • загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах;
  • деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки).

Виды наводнений:

Рисунок 9.

2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород.

Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д.

Рисунок 10.

3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.

Цунами возникает в результате:

  • землетрясения;
  • извержения подводного вулкана;
  • оползней и т.д.

Рисунок 11.

Биологические.

1. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.

Лесной пожар может быть: низовой и верховой.

Подземный пожар – это горение торфа в заболоченных и болотных почвах.

Рисунок 12.

2. Эпидемия – это распространение инфекционной болезни среди большого количества населения и значительно превышающий уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в данной местности.

Рисунок 13.

3. Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни среди животных (например: ящур, чума свиней, бруцеллез КРС).

Рисунок 14.

4. Эпифитотии – это массовое распространение инфекционного заболевания среди растений (например: фитофтороз, ржавчина пшеницы).

Рисунок 15.

Учитель: Как видите, в мире существует огромное количество явлений которые окружают нас с вами. Так давайте же запомним их и будем предельно осторожны в момент их возникновения.

Некоторые из вас могут сказать: «А зачем нам их все знать, если основная часть для нашего района они не характерны?». С одной позиции вы правы, но вот с другой нет. Каждый из вас завтра, послезавтра или в будущем наверняка соберется в путешествие в другие уголки Родины и страны. А там как известно могут быть совершенного другие явления, не характерные для нашей местности. И вот тогда ваши знания помогут вам в критической ситуации выжить и избежать негативных последствий. Как говорится: «Береженого Бог бережет».

Литература.

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.
  2. Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя.
  3. Смирнов А.Т. Программа общеобразовательных учреждений основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.

Природные явления – это обычные, а иногда и сверхъестественные метеорологические и климатические явления, которые происходят естественным образом во всех частях мира. Они могут быть самыми простыми для многих, как дождь или снег, а могут быть и разрушительными и невероятными, как землетрясение или извержение вулкана. Однако даже они могут быть не очень важны для людей, если они прошли стороной и не нанесли почти никакого ущерба. В противном же случае природному явлению присуждают "звание" стихийного бедствия.

Природные явления начали исследовать еще много веков назад. Хотя, возможно, их исследование началось еще с глубокой древности. Так, например, в 17 веке естествоиспытатель Гильберт сумел доказать, что Земля — это большой магнит со своими полюсами, а в 18 веке Б. Франклин открыл атмосферное электричество.
Однако и по сей день о природных явлениях известно мало. Ученые многих стран изучают их для составления прогноза возникновения и предотвращения возможного их появления.

Полярное (северное) сияние — это одно из самых красивых в мире оптических явлений, которое можно наблюдать исключительно в высоких широтах, недалеко от полюсов. Обычно полярные сияния — голубовато-белые и только в исключительных случаях можно наблюдать многоцветные сияния. Полярные сияния возникают в следствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства. Северное сияние может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток и поражает своей необычайной красотой.

Молнии и шаровые молнии. Любая молния — электрический ток, который в зависимости от условий может принимать различные формы. Особенно удивительны шаровые молнии, которые раньше называли огненными шарами. Природа возникновения шаровых молний до сих пор точно не известна. Иногда их наблюдали даже внутри домов и самолетов. Поведение шаровых молний так же не изучено. Шаровая молния может быть огненно-красной, оранжевой или желтой и парить в воздухе несколько секунд пока не исчезнет. Молнии всегда сопровождаются громом и яркой вспышкой света и чаще всего наблюдаются во время грозы. Каждый из нас неоднократно видел обычную, так называемую линейную молнию. А вот шаровая молния — явление довольно редкое. В природе примерно на тысячу обычных, линейных молний приходится всего 2-3 шаровых.

Синяя луна. Все мы привыкли видеть обычную луну, но иногда при запыленности атмосферы, повышенной влажности или по другим причинам, Луна выглядит окрашенной в разные цвета. Особенно необычна синяя и красная Луна. Синяя луна — настолько редкое природное явление, что у англичан есть даже поговорка "однажды при синей луне", что значит примерно то же, что наше "после дождичка в четверг". Синяя луна появляется от пепла и гари. Например, когда в Канаде горели леса, луна была синей целую неделю.

"Огненный" дождь (звездный дождь). На самом деле с неба падают не звезды, а метеориты, которые входя в земную атмосферу, нагреваются и сгорают. При этом возникает вспышка света, которую видно на довольно большом расстоянии с поверхности Земли. Чаще всего звёздным или метеорным дождём называют метеорный поток большой интенсивности (до тысячи метеоров в час). Метеорный поток состоит из метеоров, которые сгорают в атмосфере и не достигают земли, а метеоритный дождь — состоит из метеоритов, которые выпадают на землю. Раньше не отличали первые от вторых и оба эти явления называли "огненный дождь". Интересный факт: каждый год от осколков метеоритов и космической пыли масса Земли увеличивается в среднем на 5 миллионов тонн.

Миражи. Несмотря на свою распространенность, миражи всегда вызывают почти мистическое чувство удивления.

Самые опасные природные явления: Топ-10

Все мы знаем причину появление большинства миражей — перегретый воздух меняет свои оптические свойства, вызывая световые неоднородности, называемые миражами. Мираж — это явление давно объясненное наукой, но продолжающее поражать воображение людей. В основе оптического эффекта лежит особое распределение плотности воздуха по вертикале. При определенных условиях это приводит к возникновению у горизонта мнимых изображений. Однако все эти скучные объяснения мгновенно забываешь, когда сам становишься свидетелем чуда, рождающегося у тебя на глазах.

Сель (араб. — "бурный поток") — это поток массы с высокой концентрацией минеральных частиц, обломков горных пород, каменей. Масса эта представляет собой нечто среднее между жидкой и твердой массой. Возникают эти потоки внезапно, обычно в области сухих лугов и бассейнах небольших горных рек, хотя чаще всего в горах во время сильного и обильного дождя.

Причинами селей могут служить:
1)Сильные ливневые осадки.
2)Таяние ледников или снегового покрова.
3)Вырубка леса в горной местности (корни деревьев сдерживают почву горной местности, предотвращая тем самым возникновение селевых потоков), которая тесно связана с двумя предидущими причинами.

Потенциальным селевым очагом являются селевые бассейны или селевые русла с большим количеством рухлообломочного материала и условий его скопления, превращающиеся в действующие сели в результате возникновения тех или иных условий обводнения (ливни, ледники и т.д.).То есть, если объяснять проще, опасными селевыми участками являются те, потоки которых при резком появлении большого кол-ва воды начинают нести с собой различные обломки деревьев, камни, мусор и/или другие вещи.

Цунами - длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Цунами образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений (с магнитудой более 7). В результате землетрясения распространяется несколько волн. Первое научное описание явления дал Хосе де Акоста в 1586 в Лиме, Перу после мощного землетрясения, тогда цунами высотой 25 метров ворвалось на сушу на расстояние 10 км.

Одной из самых необычных небесных аномалий, которая стала предметом разговоров и споров многих ученых, являются облака «Асператус». Иногда они принимают форму, напоминающую помятый лист бумаги, взбитые сливки или клубящиеся «рога». За столь устрашающий и необычный вид им дали прозвище «дьявольские облака».

Впервые эти мрачные и загадочные тучи были замечены в 1953 году. Ранее никаких сведений об их существовании не было, поэтому люди не знали к чему готовиться. Некоторые считали их предзнаменованием апокалипсиса, другие ожидали нашествие страшных ураганов и смерчей. Но ничего такого не произошло – тучи развеялись сами по себе, без дождя, шума и пыли.

Вскоре дьявольские облака начали появляться в разных уголках планеты, поэтому ученые заговорили о них всерьез. Явление существовало, а объяснения ему не было. Кроме того, даже не было никакого научного названия, а лишь то, что придумали очевидцы. Из-за их неровной формы было принято решение дать название «Undulatus asperatus», что означает в переводе «волнисто-шероховатые».
Теперь перед учеными стоит новая задача – определить причину появления дьявольских облаков. Пока удалось установить лишь то, что они содержат в себе много влаги.

Огни святого Эльма – загадочное, очень красивое и одновременно пугающее природное явление, представляющее собой не что иное, как электрическое свечение. Оно может возникнуть на острых концах мачт или реях кораблей, башнях, вершинах скал или высоких деревьях во время, когда в атмосфере наблюдается большая напряженность электрического поля.

Ученые нашли свое объяснение огням святого Эльма. В науке они известны под названием точечный или коронный разряд. Возникает он в электрическом поле с резкой неоднородностью. Роль электродов в этом случае выполняют заостренные объекты. Выглядеть огни Эльма могут по-разному: как фейерверк, как танцующее пламя или же, как спокойное мерцающее свечение. В большинстве случаев очевидцы описывают их как бело-голубые огоньки, но встречались и ярко алые «экземпляры». Они не вызывают возгорания, не обжигают и исчезают, в основном, спустя минуту после появления. Зачастую свечение сопровождается шипением или потрескиванием, напоминающим звук сжигания хвороста или травы.