Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что такое литургия оглашенных и верных. Литургия оглашенных

Потому что к слушанию ее допускались в древнее время и оглашенные . Оглашенными назывались те люди, которые приготовлялись ко святому Крещению через оглашение, то есть словесное изучение христианской веры. Оглашенные и теперь есть в тех местах, где живут язычники, желающие обратиться в христианство.

Во время Литургии оглашенных вспоминаются события от Рождества Христова до Его страдания.

Начало Литургии оглашенных совершается так: по окончании проскомидии диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Священник в алтаре перед престолом Божиим прославляет царство Пресвятой Троицы такими словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». После этого диакон или священник произносит великую ектинию. За этой ектенией следует пение 102-го псалма «Благослови, душе моя, Господа», малая ектиния и пение 145-го псалма «Хвали душе моя Господа». Эти псалмы называются изобразительными , ибо в них изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце христианина должно прославлять Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, избавляющего от истления нашу жизнь, и не забывать всех Его благодеяний. Господь щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину вовек, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных, любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников...

В некоторые Великие праздники вместо этих псалмов поются антифоны - избранные стихи, которые, там, где это возможно, поются попеременно на двух клиросах, отчего они и получили свое название.

По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертью смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». В этой песни мы, вспоминая воплощение Сына Божия, Его распятие и смерть, просим Его спасти нас .

После пения этой песни произносится вторая малая ектиния и по окончании ее поются заповеди Блаженств . В этих заповедях содержится учение о том, какими мы должны быть, чтобы получить награду от Бога. Во время пения этих заповедей в первый раз за Литургией отворяют царские врата и совершают малый вход. Этот вход называется малым в отличие от великого, который бывает на Литургии верных.

Малый вход совершается так: во время пения блаженств священник дает с престола диакону Евангелие, затем оба обходят через горнее место престол и выходят из алтаря северной дверью. Впереди идет диакон с Евангелием, за ним священник; перед Евангелием несут горящую свечу. Остановясь на амвоне, перед царскими вратами, священник благословляет вход и целует Евангелие, а диакон, поднимая Евангелие в царских вратах, произносит: «Премудрость, прости», и входит в алтарь.

Малый вход означает явление Иисуса Христа на проповедь в мир после крещения. Так как во время малого входа верующие под образом Евангелия видят как бы Самого Господа Иисуса Христа, начавшего проповедовать Своё учение, то святая Церковь и призывает всех воздать поклонение Господу пением священной песни: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу».

Выход священника не царскими вратами, а северной дверью означает явление Иисуса Христа в мир не как царя, а как смиренного слуги. Евангелие символизирует учение Иисуса Христа. Горящая свеча означает Иоанна Крестителя , которого сам Христос назвал светильником горящим. Поднятие Евангелия в царских вратах является символом того, что евангельское учение выше всякого человеческого учения . После пения «Приидите поклонимся» и возгласа священника: «Яко свят еси Боже наш», диакон, встав на амвоне перед иконою Спасителя, возглашает: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны». Затем поётся песнь: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас».

Эта песнь называется Трисвятою , потому что в ней слово святый употреблено три раза , в отношении к каждому лицу Пресвятой Троицы. Она получила начало в 5-м веке, при греческом императоре Феодосии 2-ом и патриархе Прокле, по следующему случаю: во время землетрясения в Константинополе, все верующие, одни в храме, другие на площади, начали молиться Богу о помиловании. Тогда один отрок, находившийся на площади вихрем был поднят на воздухи, спустившись на землю, объявил, что он слышал вверху песнь ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, услышав эти слова, начал повторять их, присоединив к ним: «помилуй нас». И после этой усиленной молитвы землетрясение прекратилось. С этого времени Трисвятая песнь введена во все Богослужения христианской Церкви.

После пения Трисвятой песни читаются Апостол и Евангелие . В первом содержится учение Апостолов, а во втором - учение Самого Иисуса Христа.

Чтение посланий Апостольских и Евангелия верующие должны слушать с таким же вниманием и благоговением, как бы видели и слышали Самого Спасителя и апостолов. К этому вниманию они и возбуждаются перед чтением Апостола словами: «Вонмем! Премудрость», (т. е. будем внимательны; читаемое будет исполнено премудрости) и перед чтением Евангелия: «Премудрость! Прости! Услышим святаго Евангелия». Значение этих слов то же самое. Чтение Апостола напоминает проповедь св. апостолов, а чтение Евангелия знаменует собой проповедь Иисуса Христа.

После чтения Евангелия произносится сугубая ектения: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего, рцем». Этой ектенией мы молимся: о земле Русской, о Патриархах, Архиереях, о всех прежде почивших отцах и братиях, о благодетелях храма, певцах и предстоящих во храме. Затем следует ектения об оглашенных. В ней верующие молятся об оглашенных, чтобы Господь огласил их словом истины, т. е. наставил их в истине, открыл им Евангелие правды и присоединил их к святой Своей Церкви, чтобы и они вместе с верующими удостоились прославлять святое имя Его...

По словам праведного Иоанна Кронштадтского, Божественная литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. «Божественная литургия есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией», — говорил святой. На одном из предыдущих уроков в нашей церковной школе мы знакомили учеников с проскомидией — первой частью Литургии. Сегодня о второй ее части — Литургии оглашенных — расскажет клирик храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священник Артемий Добрынин.

Название этой части Литургии напоминает нам о тех временах, когда в Церкви существовал институт оглашенных — людей, которых готовили к принятию Святого Крещения. На Литургии им разрешалось присутствовать только до определенного времени, когда во время службы велась подготовка к приношению самой Евхаристической Жертвы. А после возглашения диакона «Оглашеннии, изыдите» они должны были покинуть храм. И хотя сейчас из храма никто не выходит, практика готовить к принятию Таинства Крещения в наши дни активно возрождается.

Кроме того, вторая часть Литургии призвана приготовить всех молящихся к достойному присутствию при совершении Таинства Евхаристии, напомнить им о жизни Христа, о спасительном значении страданий Господа для каждого из нас. Поэтому все верующие должны стараться внимательно слушать все, что произносят священник и диакон, вникать в смысл церковных песнопений и, особенно, в чтение Священного Писания.

Урок литургики

Литургия оглашенных начинается с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Этот начальный возглас священник произносит, поднимая обеими руками Святое Евангелие над престолом и делая им знак креста поверх антиминса.

За начальным возгласом следует великая, или мирная ектения — ряд молитвенных прошений, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения. Она начинается со слов диакона: «Миром Господу помолимся». Следующее прошение ектении — «о свышнем мире и о спасении душ наших» — говорит о завершении земной жизни человека: о Царстве Небесном и вечном спасении, являющемся целью христианской жизни. Последующие прошения ектении сосредотачиваются на земном бытии: верующих призывают молиться «о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей», о храме и входящих в него с верой и благоговением, о Патриархе и правящем архиерее, о гражданских властях, «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных», «о благорастворении воздухов» (хорошей погоде), о «изобилии плодов земных», о мирных временах, об избавлении от всякой скорби.

Затем следуют малые ектении, а между ними пение антифонов. Это греческое слово можно перевести как «попеременное пение». Такое название эти библейские песни получили в древности от обычая петь стихи псалмов двумя хорами попеременно. Две строки — один хор, две следующие — другой и т. д.

Антифоны поются разные — в зависимости от степени праздничности того или иного дня. Для дней будничных положено пение обычных, «вседневных» антифонов: первый — «Благо есть исповедатися Господеви …» с припевами «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас » (Пс. 91, 2, 3, 16); второй — «Господь воцарися, в лепоту облечеся …» с припевами «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас » (Пс. 92, 1-6).

Ко второму антифону присоединяется гимн «Единородный Сыне», автором которого был византийский император Юстиниан. Содержанием этого гимна, включенного в Литургию императорским декретом от 534 года, служит краткое изложение православной христологии. Введен он был в Литургию в ту эпоху, когда христологические споры еще продолжали волновать православный Восток.

Начиная от «шестеричных» святых и до двунадесятых Богородичных праздников поются так называемые «изобразительные». Первый антифон — «Благослови, душе моя, Господа… » (Пс. 102), второй — «Хвали, душе моя, Господа » (Пс. 145). Третий антифон — заповеди Блаженства из Нагорной проповеди Христа. Пение евангельских Блаженств на Литургии имеет глубокий нравственный смысл. Блаженства представляют собой квинтэссенцию нравственного учения Спасителя, содержат ту «обратную перспективу», в которой должен жить каждый христианин, те добродетели, которые необходимы каждому из нас для спасения. Об этом Церковь напоминает верующим в начале Божественной литургии.

В своем труде «Евхаристия» архимандрит Киприан (Керн) так раскрывает символическое значение всех действий и песнопений: «Вся Литургия есть возобновление и воспоминание всего искупительного подвига Христова; отдельные части Литургии символизируют и отдельные моменты или этапы Его жизни на земле. Так, проскомидия знаменует Его таинственное рождение в Вифлеемских яслях. Первая часть Литургии оглашенных — жизнь Спасителя до выхода на проповедь; к этому времени приурочено пение блаженств во время “изобразительных”. Чтение Евангелия — сама проповедь народу. В этом символическом обозначении уже совершившегося Воплощения имеет свое значение и пение гимна “Единородный Сыне”. Он поется в составе второго антифона всегда, какие бы антифоны ни были и какой бы праздник ни праздновался. Это некое исповедание веры в Воплощение Христово, торжественное признание Церковью Халкидонского догмата».

Малый вход

По окончании третьей ектении (малой) открываются царские двери для совершения малого входа, или входа с Евангелием. Для совершения входа священнослужители делают три поклона перед престолом, и затем священник подает диакону Евангелие. В это время священник читает молитву входа. В ней священник просит, чтобы вместе с ним и его служителями вошли Ангелы. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Когда уготована таинственная трапеза, когда закалается за тебя Агнец Божий, когда за тебя подвизается священник, когда духовный огонь истекает от пречистой трапезы, предстоят херувимы, летают серафимы, шестокрылые закрывают свои лица, все бестелесные силы молят за тебя вместе с иереем, духовный огонь снисходит с неба, от Пречистого ребра изливается в чашу кровь в твое очищение…»

После этого священнослужители обходят справа престол, переходят через горнее место, выходят через северные диаконские двери и становятся перед царскими вратами. Впереди идет свещеносец. Далее диакон крестообразно осеняет Евангелием восток со словами: «Премудрость, прости». Значение этих слов во время входа объясняется тем, что на Востоке в храмах народу дозволяется в некоторые моменты богослужения сидеть в особых стасидиях, или «формах». B особо важные моменты богослужения сидение в них запрещено. И священнослужитель для указания таких моментов приглашает верных стоять прямо, «просто», a не сидеть. В это время священник обращается к свещеносцу и благословляет его. Миряне часто принимают это благословение на свой счет и кланяются священнику. А это неправильно, так как это знак свещеносцу, a не преподание мира молящимся.

Пока певцы поют тропари и кондаки дня недели, храма и праздника, священник читает особую молитву «Трисвятого пения». Молитва эта заканчивается возгласом: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». B ответ на этот возглас певцы начинают пение Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

По окончании Трисвятого священник с диаконом отходят к горнему месту. Оттуда священник преподает всем мир. На что хор вместо молящихся отвечает священнику: «И духови твоему».

Чтение Священного Писания

Восхождением на горнее место начинается самый важный момент в Литургии оглашенных — чтение Священного Писания. Вначале читается апостольское чтение, которое предваряется пением прокимна, а затем читается Евангелие.

Во время чтения Апостола священник сидит, показывая тем самым равночестность своего сана с апостольским. Поэтому сидение мирян в это время не может быть ничем оправдано. А диакон в это время совершает каждение алтаря, иконостаса, предстоятеля, чтеца, клироса и молящихся.

После окончания чтения Апостола поется аллилуарий. Это пение является подготовительным к чтению Евангелия, увеличивая его торжественность.

Как пишет архимандрит Киприан (Керн): «Во время пения аллилуария священник про себя читает молитву “прежде Евангелия”. В этой молитве он просит Бога дать ему и народу разумение евангельских слов и страх блаженных заповедей, чтобы попрать плотские похоти и пройти духовную жизнь».

Чтение Евангелия предваряется также особыми торжественными возгласами священнослужителей. Священник, стоя перед престолом, возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем».

Затем диакон читает соответствующее зачало или, если положено уставом, то и два зачала Евангелия. После этого священник, благословляя диакона со словами: «Мир ти благовествующему» и при пении певцами «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» принимает от диакона Евангелие. Священник забирает Евангелие и кладет его на горнее место. Это делается для того, чтобы развернуть антиминс, на котором должно совершаться само Таинство Евхаристии.

Апостольские и евангельские чтения установлены давно и имеют свою долгую историю. Они распределены последовательно по евангелистам и начинаются с Литургии первого дня Пасхи.

После прочтения Евангелия в древней Церкви полагалось слово назидания епископа или священника. Этот обычай был распространен повсеместно. B современной же практике за Евангелием следуют ектении, которыми заканчивается Литургия оглашенных: сугубая, иногда заупокойная и об оглашенных. А проповедь священник произносит уже после окончания всей Литургии.

При подготовке данного материала использовался труд архимандрита Киприана (Керна) «Евхаристия»


Замечания по оформлению

При чтении нужно учитывать следующие замечания.

1. Напечатанное курсивом (пояснения и названия молитв) не читается во время молитвы.

2. Когда написано «Слава», «И ныне», надо читать полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

3. В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать "зовем", а не "зовём", "твое", а не "твоё", "мое", а не "моё" и т. д.

Семь Таинств Церкви

1. Крещение

2. Миропомазание

3. Евхаристия

4. Покаяние

5. Священство

7. Елеосвящение (Соборование)

Блаженства Евангельские

Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 3-12.

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Богослужения

Божественная литургия

О литургии

В разделе Божественная Литургия приведены песнопения Божественных литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Избранные песнопения литургии Преждеосвященных Даров помещены в главе "Песнопения из служб Триоди постной".

Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течении всего года, кроме Великого Поста, когда она совершается по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю ваий.

Литургия святителя Василия Великого совершается 10 раз в году: в воскресенье дни Великого поста, в Великие четверг и субботу, в день памяти святителя Василия Великого (1 января), в Рождественский и Крещенский сочельники (если же эти дни выпадают на субботу или воскресенье, то совершается в самые праздники Рождества Христова и Крещения Господня).

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия

До чтения третьего и шестого часов, или во время чтения их, в алтаре совершаются священнодействия проскомидии, через которые из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Св. Евхаристии и при этом совершается предварительное поминовение членов Церкви Христовой - небесной и земной. От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Св. Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией - приношением.

Литургия оглашенных

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих учительный, огласительный характер. В древней Церкви во время ее совершения могли присутствовать, вместе с верными, и оглашенные, т. е. лица, готовящиеся ко Св. Крещению, а также кающиеся, отлученные от Св. Причастия.

Диакон: Благослови, владыко.

Иерей: Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй (на каждое прошение).

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек) , честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем (или: o веси сей, если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Антифоны

Антифоны на литургии бывают трех родов: праздничные, изобразительные и вседневные (будничные). Какие из них поются, определяется на каждый день церковным Уставом. Праздничные антифоны поются в праздники Господни, за исключением Сретения (праздничные антифоны в Неделю ваий, на Пасху, на Вознесение и в День Святой Троицы приведены в главе «Песнопения из служб Триоди цветной»).

Вседневные антифоны положено петь в будни. Чаще всего в воскресные и праздничные дни, поются антифоны изобразительные (псалмы 102, 145 и Блаженны - Мф. 5, 3-12)

Первый антифон

1. Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его.

2. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.

1. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.

2. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.

1. Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя.

2. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.

1. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя.

2. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

1. Не до конца прогневается, ниже в век враждует.

2. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.

1. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

2. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.

1. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.

2. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.

1. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет.

2. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.

1. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.

2. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.

1. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.

2. Благословите Господа, ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.

1. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.

2. Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

Ектения малая

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Второй антифон

Во время второго антифона зажигается пономарская свеча. Алтарник берёт свечу во время «Единородный Сыне…» и становится с ней на горнем месте.

1. Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.

2. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.

1. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.

2. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.

1. Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них.

2. Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.

1. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.

2. Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.

1. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.

2. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.

Диакон выходит из алтаря на амвон и произносит: «Благослови, владыко!» (т. е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога). Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: «Благословенно (т. е. достойно прославления) царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (вечно)». Певчие поют: «Аминь » (т. е. «действительно так»).

Затем диакон произносит великую ектенью , в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их нужды.

После великой ектеньи поются псалмы 102-й: « Благослови, душе моя, Господа » и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа ». В этих псалмах изображены Божии благодеяния человеческому роду. Псалмы призывают прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие желания, избавляющего нашу жизнь от тления греха. Во 145 псалме говорится о важном духовном законе – надежде на Всемогущего Бога, а не на грешного и немощного человека: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения …» (ст. 3).

Псалмы 102 и 145 положено петь попеременно двумя хорами. Такой вид пения известен еще с ветхозаветных времен и называется антифонным. Церковное предание гласит, что во II веке по Рождестве Христовом св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохии, будучи восхищен на небо, видел ангельские хоры, попеременно славословящие Бога. В подражание им он ввел антифонное пение в Антиохийской Церкви. Впоследствии этот род пения получил широкое распространение. И сами псалмы, исполняемые на Литургии двумя хорами попеременно, стали называться антифонами .

По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне…». В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы – Сыне Божием, Господе Иисусе Христе.

В это время священник берет с престола Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Евангелие, северными дверями на амвон. Этот выход священнослужителей с Евангелием называется Малым входом (в отличие от следующего Великого входа) и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь.

Смотря на Евангелие как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или: молитвами Богородицы, или: во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа!» После сего поются тропари и кондаки – краткие песнопения, в которых описывается суть праздника.

Далее поется «Трисвятое» : «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». История этого песнопения такова. При императоре Феодосии II (V век) в Константинополе произошло сильное землетрясение. Христиане вместе со своим архиепископом вышли за город и молили Бога о помиловании и прекращении бедствия. В это время один отрок был поднят в воздух и услышал дивное ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же воспел ангельскую песнь с прибавлением слов: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое и вошло в чин Божественной Литургии.

По окончании «Трисвятого» читается Апостол – небольшой фрагмент (зачало) из посланий святых апостолов. Затем читается Евангелие , предваряемое и сопровождаемое радостным славословием Бога: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» , так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, чем благовестие (Евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа.

После Евангелия следует сугубая ектенья , в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: «Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления…»

Далее следует особая ектения об усопших , в которой мы молимся за всех умерших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных.

Потом произносится ектенья об оглашенных , в которой мы просим, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах святой веры («открыл им Евангелие правды») и удостоил святого Крещения («соединит их святей… Церкви» ).

Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: « Елицы оглашении изыдите». Словами: «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся» начинается Литургия верных.

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

Литургия оглашенных святого Кирилла Иерусалимского. О литургии оглашенных сведений почти нет. Им упоминаются в Церкви следующие чины: катихумены, просвещаемые, монахи, девы, клир и певцы. Из Огласительных слов ясно, что во время литургии оглашенных читалось Слово Божие и

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Литургия оглашенных. Чтение Писаний.Иерей, восходя на трон, говорит: «Мир всем».Народ: «И духу твоему».Читающий Пророчества начинает: «Так говорит Господь».Читающий Апостола: «Явилась благодать Божия»… и т. д. из послания к Титу 2:11 и след.Певчий поет, и все

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Литургия оглашенных. Вход.«Святый Боже и Отец, Святый Крепкий, Сын Божий, воплощенный и распятый плотию ради нас, Святый Бессмертный, Дух Святый, Единый Господь Саваоф, помилуй нас».Чтение Апостола и

Из книги Беседы о Литургии автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Литургия оглашенных. Каждение.Иерарх, закончив священную молитву у божественного жертвенника, начинает от него каждение и идет во всякое место храма.Затем описывается чтение Священного Писания и удаление оглашенных, одержимых и

Из книги ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ по чину Иоанна Златоустаго автора Златоуст Иоанн

Ектении об оглашенных. После этой ектении произносится ектения об оглашенных, напоминающая нам о древнем институте катихумената. В предшествовавшем историческом обозрении Литургии были приведены те древние чины литургий, основанных на апостольском предании и носящих

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Литургия Письменный текст общественных богослужений, особенно Евхаристии. Поскольку во время Реформации литургия была канонизирована, реформа литургии считалась особенно важной. См. стр.

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

5. Литургия Появление сочинений Дионисия хронологически совпало с поворотным пунктом в истории христианской Литургии. Когда Юстиниан закрыл последние языческие храмы и школы, христианство стало бесспорно религией народных масс в империи. Литургия, которая

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Беседа шестая ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ Вторая часть Божественной литургии носит название литургии оглашенных. Так называется она потому, что при совершении ее могли присутствовать оглашенные, то есть те, которые только готовились ко святому крещению. Кроме них, здесь могли

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Литургия Оглашенных По прочтении «Часов», и вслед за окончанием тайно (не вслух народа) совершенной «проскомидии», начинается часть литургии, называемая Литургиею Оглашенных, потому что при совершении ее могли присутствовать и оглашенные, т. е. готовившиеся к принятию

Из книги Размышления о Божественной Литургии автора Гоголь Николай Васильевич

Литургия Оглашенных Вторая часть литургии, совершающаяся уже во всеуслышание предстоящего в храме народа, называется «Литургией оглашенных», так как на ней разрешалось присутствие «оглашенных», то есть только готовившихся к принятию Христовой веры, но еще не крещенных.

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

4. Литургия Оглашенных "Апостольских Постановлений" Мы уже знаем Эфиопский извод этой Литургии, который есть в ваших хрестоматиях и занимает там всего 2 страницы. Причём вся анафора умещается в 25 строк. Схема её: PAEJ. "Санктуса" ещё нет, т.е. по-видимому, это действительно

Из книги автора

III. Литургия Средоточие благочестия Литургия, переведенная на славянский язык, почти сразу же стала средоточием русского благочестия. Большая часть изначальных текстов Киевской Руси была предназначена для непосредственного использования при совершении

Из книги автора

Ектения об оглашенных Д. Помолитеся, оглашеннии, Господеви.Л. Господи, помилуй.Д. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.Л. Господи, помилуй.Д Огласит их словом истины.Л. Господи, помилуй.Д Открыет им Евангелие правды.Л. Господи, помилуй.Д Соединит их Святей

Из книги автора

Молитва об оглашенных Господи Боже наш, иже на высоких живый и на смиренныя призираяй; иже спасение роду человеческому ниспославый, Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа: призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоншия Тебе своя выя, и сподоби я во время

Из книги автора

Литургия оглашенных Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных. Как первая часть, Проскомидия, соответствовала первоначальной жизни Христа, Его рожденью, открытому только ангелам да немногим людям, Его младенчеству и пребыванью в сокровенной неизвестности

Из книги автора

Литургия оглашенных Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.Диакон выходит из

Христианство, как и любая другая состоявшаяся и оформившаяся религия, имеет большое количество обрядов. Они позволяют пастве ощущать себя частью чего-то важного и стремиться к этому всеми своими помыслами и поступками. Богослужения и обряды в православии и католицизме имеют много общего, но и различий между ними немало. Обычно новичкам, которые только пришли к Богу, они становятся заметны не сразу, так как воцерковление является долгим процессом, во время которого постепенно раскрывается смысл всех таинств и обрядов. Однако даже те прихожане, которые считают неизменной частью своей жизни посещение богослужений, не всегда могут объяснить их смысл, рассказать о значении и перечислить чинопоследование. Литургия оглашенных - это церковная служба, кажущаяся одной из самых сложных для понимания православных. Многие даже не могут сказать, когда она начинается и чем заканчивается. Но на самом деле литургия оглашенных является важной частью коллективного служения Богу в христианстве и имеет свою историю становления, обращающую нас к временам, когда последователи религии подвергались массовым гонениям. Сегодня мы подробно расскажем о данной литургии и отдельно выделим все ее этапы.

Литургия: обратимся к терминологии

Для того чтобы начать рассказывать читателям непосредственно о литургии оглашенных, важно иметь некоторое представление о православной терминологии. В первую очередь давайте разберем, что именно представляет собой данное богослужение.

Слово «литургия» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «общее дело», что как нельзя лучше характеризует суть этого действа. С тех времен, когда христианство переживало этап становления, богослужения носили коллективный характер. Изначально это было единственной возможностью вознести хвалу Творцу и получить знания о христианстве.

Сегодня в литургии тоже участвует множество человек. Их можно условно разделить на четыре категории:

  • священнослужитель, ведущий службу;
  • диаконы;
  • хористы;
  • прихожане.

Действия всех участников богослужения обычно довольно слажены и подчинены определенным правилам. При этом многие прихожане считают себя всего лишь слушателями молитвы, что является в корне неверным отношением к литургии. Ведь обычные люди, пришедшие в храм, не могут быть пассивными зрителями всего происходящего у алтаря. Они принимают во всем непосредственное участие. И особенно это касается молитвы. Ведь в христианстве наделяют особенной силой. На подобных службах нужно обращаться к Богу не только со своими проблемами и заботами, но и вникнуть в слова священника, чтобы в едином порыве обратить к Творцу свое сердце. В такие моменты на всех молящихся нисходит истинное благословение.

Ранее считалось, что без подобных молитв невозможно свершить таинство причастия, так как хлеб и вино не превратятся в кровь и тело Христовы. Впрочем, и по сегодняшний день во многих храмах к литургии оглашаемых осталось такое же отношение. Отчасти его можно считать верным, но все же данное богослужение имеет и другой смысл. В первую очередь его нужно воспринимать как важную часть Великой литургии, которая может быть как повседневной, так и праздничной.

Краткое описание

Когда мы говорим о богослужениях в православии, то практически на сто процентов мы имеем в виду византийский обряд. Он возник почти на заре христианства и состоит из нескольких частей, одной из которых и является литургия оглашенных.

Главной целью византийского обряда считается подготовка верующего к причащению. Он должен еще раз вспомнить все основы христианства, моменты из земной жизни Христа и о его страданиях при распятии. Церковь за ограниченный временной интервал объясняет прихожанам, зачем Бог послал Сына своего к людям и поясняет важность таинств. Именно таким образом можно вкратце описать суть литургии оглашаемых.

Но почему она названа так? Этот вопрос интересует практически всех, кто недавно пришел к Богу и только знакомится с большинством обрядов. Ответ на него крайне прост. Богослужение, которое принято называть «литургия», является единым действом. Но состоит оно из нескольких частей. Самыми главными и внушительными по времени являются как раз литургия оглашенных и литургия верных. Названия им были даны еще в давние времена, и связаны они с таинством причащения.

Дело в том, что определенная категория прихожан не имеет права принимать участие в данном обряде. К этой группе относятся люди, отлученные от причастия, кающиеся за свершение грехов и те, кто только готовится к крещению. Они могут присутствовать на всем богослужении, кроме его заключительного этапа. На данный период они должны выйти за пределы храма. Сигналом к выходу из церкви служит оглашение священника, поэтому часть богослужения, доступная перечисленной категории людей, и была названа «литургия оглашенных».

Значение литургии

Сегодня эта часть службы недооценивается многими православными, они не понимают ее важности и воспринимают как этап, предшествующий причастию. Однако в Древней Руси ко всем относились очень серьезно. Сторонний человек, не прошедший долгий подготовительный этап, просто не мог стать христианином. Временной интервал от волеизъявления человека принять православие до самого таинства мог растянуться на годы. Это было особенно характерно для старообрядцев, но и в обычной церкви человек проходил несколько месяцев обучения и лишь потом получал право стать христианином. Процесс знакомства с религией в обязательном порядке включал в себя посещение основных богослужений в качестве активного участника на протяжении всего отведенного духовным наставником на обучение времени.

Литургия оглашенных была единственной возможностью присутствовать на служении, предшествующим причастию. После принятия крещения верующий получал полное право отстоять службу полностью и не выходить из храма после оглашения.

Интересно, что сами священники всегда с удовольствием рассказывают прихожанам о значении литургии с точки зрения церкви. Они говорят о том, что каждый ее этап символичен определенным событиям. К примеру, первые слова богослужения - это своеобразная ангельская песнь, возвещающая человечеству о рождении Сына Божьего. Обязательные пения делают отсыл к проповедям Христа, которые он вел в разное время. Малый вход можно соотнести с путешествием Иисуса по Палестине и проповедованием во всех городах и селах истинной веры. Дальнейшие этапы литургии должны напомнить людям о том, что молиться нужно не только за близких, но и за тех, кто не обрел благодать вечной жизни, не приняв своим единственным богом Всевышнего. Эта категория нуждается в наставлении и указании пути, а значит, молитва сможет стать для них некой путеводной звездой.

В Константинополе и других городах в древности литургии проводились очень пышно. Они сопровождались крестным ходом с массовыми проповедями. Обычно подобные богослужения было принято проводить в качестве благодарности за избавление от эпидемии, в честь окончания войны или как прошение о защите в тяжелые времена. В древности в храме литургия оглашенных проходила не всегда. Довольно часто после крестного хода к дверям церкви люди оставались за ними и слушали службу с улицы. Они считались непосредственными участниками действа, несмотря на место их нахождения. После оглашения двери храма закрывались, и внутри оказывались только те, кто имел законное право принять причастие в таинстве причастия.

Этапы проведения литургии

В православии существует специальная наука о проведении богослужений - литургика. Литургия оглашенных, согласно ее канонам, состоит из нескольких частей. Каждая имеет свой смысл и подчинена строгой последовательности. Мы изложим все этапы проведения службы в упрощенном и кратком варианте:

  • Проскомидия. Если быть максимально точными, то это еще не сама литургия, а ее преддверие. На данном этапе совершается своеобразное жертвоприношение из хлеба и вина, которые затем будут использованы для причащения прихожан.
  • Великая ектения. Ектении являются важной частью всех церковных богослужений и представляют собой перечень прошений к Господу.
  • Антифоны. Под данным термином скрываются песнопения, которые должны произносить хористы. В древности это делалось посредством двух хоров, расположенных друг напротив друга.
  • Гимн.
  • Малая ектения.
  • Пение.
  • Малый вход.
  • Разъяснение христианской веры. Данный процесс включает в себя чтение Евангелия.
  • Четыре ектении, идущие последовательно друг за другом: сугубая, об умерших, о входе оглашенных и о выходе оглашенных.

Новичкам все перечисленные этапы могут показаться непонятными, а само богослужение - слишком длительным. Сколько литургия оглашенных длится, ответить точно нельзя. Несмотря на то что все ее части подчинены строгому порядку и четко регламентированы, каждый священнослужитель вкладывает в нее всю свою душу и веру в Бога. Поэтому возможны серьезные расхождения по времени служения Всевышнему.

Самые распространенные вопросы, касающиеся литургии

Очень часто прихожане, только вставшие на путь веры, стесняются задавать вопросы о богослужениях. В итоге они теряют интерес к этим важным действиям и подчас пропускают значимые этапы, которые в будущем сделали бы их сильнее и крепче духом.

Нередко интерес вызывает то, какая литургия важнее - праздничная или ежедневная. По данной теме не может быть двух ответов. В православии любое обращение к Богу - это важное и значимое действие. А принятие участия в общей молитве, которую и представляет собой в некотором смысле литургия, придает человеку духовных сил и укрепляет его в вере. Поэтому обязательно выделите время и примите участие в этом действе, которое очень важно для каждого христианина. При этом не стоит разделять литургии между собой по значимости.

Когда дело касается воцерковленных людей, которые не так давно пришли в лоно церкви, то для них характерна ошибка, связанная с разделением одного богослужения на части по степени важности. Литургия оглашенных и литургия верных при таком подходе считаются разными. Первая крещеными людьми воспринимается как необязательная для присутствия. А вторая, после которой и происходит причащение, считается крайне важной. Священники выступают категорически против подобного подхода к служению Богу. Они утверждают, что литургия оглашенных является подготовительным этапом к таинству, а потому пропускать ее ни в коем случае нельзя.

Для того чтобы читателям было проще понять основную суть литургии и принимать в ней осознанное участие, мы дадим некоторые разъяснения к ее самым важным этапам.

Начало литургии

После проскомидии священник и диакон начинают подготовку прихожан к таинству причастия. Первыми словами литургии являются молитвы о призвании Святого Духа. Произносятся они священником и диаконом по очереди. Им вторят хористы. Паства обычно повторяет только последние слова текста, представляющие собой некую печать, подтверждающую и закрепляющую сказанное.

Считается, что во время литургии всем происходящим руководит сам Господь. А участники действа являются его помощниками. Причем здесь неважен статус человека - священники и рядовые прихожане равны перед Богом.

Далее наступает черед великой ектении. Она должна проводиться только в благостном расположении духа, поэтому священник начинает ее с молитвы, призванной вселить мир в сердца прихожан. В христианстве категорически запрещено приносить любые жертвоприношения Господу, в число которых входит и молитва, находясь в гневе или раздраженном состоянии.

Молитва читается в несколько этапов, каждый включает в себя определенные прошения. В процессе священник охватывает практически все сферы жизни человека, особый упор делается на духовное прозрение. Также просится милость на всех молящихся и саму церковь. Кроме уже перечисленных моментов важным считается прошение о благословении. Именно во время литургии благодать Божья спускается на всех принимающих в ней участие.

Антифоны

Пение - это неотъемлемая часть служения Господу. Но оно имеет некие различия в зависимости от того, какая служба ведется. Во время литургии значительное внимание уделяется антифонам. Они представляют собой псалмы, поющиеся целиком или группами по нескольку стихов. Отличительной особенностью антифонов от других песнопений является манера их исполнения. Петь псалмы должны оба хора попеременно.

Это создает особую атмосферу, которая наполняет храм прославлением Бога. Антифоны полностью состоят из прославляющих текстов, и когда пение идет со всех сторон, на молящихся снисходит особая благость, наполняющая их сердца и души любовью к Господу.

Интересно, что изначально антифоны были самостоятельными песнопениями. Их часто исполняли прихожане, направляющиеся в храм. Затем их начали использовать во время крестных шествий до начала литургии.

И лишь с течением времени они стали полноценной часть богослужения. Сегодня довольно сложно представить литургию без этих восхвалений, чередующихся с молитвой.

Сразу отметим, что хор поет несколько антифонов. Они сочетаются с малой ектенией и молитвой священнослужителя. Когда поется первый антифон, служитель церкви читает молитву о защите всех православных, и в частности тех, кто относится к прихожанам данной церкви. Параллельно читается малая ектения, к словам которой присоединяются все присутствующие в едином порыве.

Второй антифон полностью посвящен Сыну Божьему. В песнопениях рассказывается о том, как в Иисусе Христе слилось божественное и человеческое начало, что позволило ему возлюбить всех людей без исключения и отдать за них свою жизнь. Параллельно священник читает молитву о даровании вечной жизни и благословений. Сразу после нее произносится еще одна малая ектения.

Третий антифон посвящен заповедям Божьим. В песнопениях славится Господь, который мудро рассудил, дав людям свод правил, согласно которым они смогут жить праведно. Обычно на данном этапе происходит малый вход.

Малый вход: описание и значение

Еще в процессе исполнения псалмов хором священнослужитель заходит за алтарь. Через несколько минут он выходит оттуда с Евангелием и обходит всех присутствующих. Параллельно читается молитва, к которой присоединяются и прихожане. Все действия в совокупности направлены на прославление деяний Господа.

Интересно, что малый вход имеет два значения - духовное и практическое. Второе пришло к нам с тех времен, когда религия только проходила этап становления. Дело в том, что Евангелие - это очень ценная книга, иметь которую могли далеко не все простые люди. Даже церковь получала ее нередко в качестве бесценного дара от обеспеченного прихожанина. Хранилась книга в определенном месте и зачастую не в храме. Это могло уберечь ее от кражи в случае разграбления церкви врагами. Поэтому во время литургии Евангелие торжественно вносилось в храм для чтения перед всеми собравшимися.

Также малый вход имеет и духовное или символическое значение. Считается, что он изображает собой явление церкви как таковой для прославления Господа.

Чтение текстов

После антифонов литургия продолжается чтением тропарей, кондаков и текстов из Священного Писания. Все это выбирается в соответствии к тому дню, в который проходит служба.

Заключительные ектении

В конце литургии оглашенных священнослужитель читает несколько посвящена молитвам о главах православной церкви. Следующая за ней - заупокойная, посвященная поминовению всех ушедших из этого мира православных. Однако стоит иметь в виду, что по воскресным и праздничным дням она пропускается. Заключительным этапом данной литургии является ектения об оглашенных. Во время ее прочтения даются пояснения к таинству крещения и значению подготовки к нему. После окончания текста священнослужитель требует оглашенных покинуть храм. Таким образом, литургия для них заканчивается.

«Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова

В последние годы интерес к православной церкви среди людей значительно возрос. В городах и селах возрождаются храмы, люди крестятся и венчаются, а деятели искусства ставят даже спектакли на тему христианства.

Еще в девяностые годы прошлого века постановка в - «Литургия оглашенных» - наделала много шума. Она соединила в себе божественное и обыденное, тем самым доказав, что церковь неотделима от людей. Сегодня по мотивам постановки создан фильм, не менее интересный и необычный, чем спектакль.