Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Вне этих ощущений ничего не существует, что можно было бы назвать миром или чувством эго. Существует только бесконечное сознание

В последнее время часто можно услышать про расширенное сознание, однако далеко не каждый способен объяснить, что это такое. Именно для этого и есть данная статья - здесь подробно будет описано понятие сознания, а также его формы и виды. Естественно, больше всего внимания будет уделено такому типу, как расширенное сознание. Вы узнаете не только, что это такое, но и какими методами оно достигается, а также, какие уровни у него имеются. Но для начала стоит разобраться с самим сознанием и базовыми его типами.

Что такое сознание

Прежде чем рассматривать детально расширенное сознание, необходимо в целом разобраться с тем, что такое обычное сознание. Все люди используют это слово, однако если задуматься о том, что на самом деле оно означает, то мало кто сможет дать четкий ответ. Дело в том, что четкого ответа не существует - в целом человеческое сознание можно описать как структуру, благодаря которой человек способен контролировать свои действия. Таким образом, если вы теряете сознание, то есть падаете в обморок, то тут же теряете контроль и над своим телом. Когда вы делаете что-то бессознательно, или на подсознательном уровне, то вам не нужно контролировать эти действия. Вы вдыхаете и выдыхаете воздух без постоянного контроля этих действий, то есть вы делаете это на подсознательном уровне - поэтому, когда человек теряет сознание, он не умирает, так как существуют процессы, которые не требуют вовлечения непосредственно самого сознания. Так что теперь вы имеете представление о том, что такое нормальное человеческое сознание. Но прежде чем изучать расширенное сознание, необходимо немного задержаться на базовом уровне, чтобы получить более широкое представление о том, в каком состоянии вы можете находиться каждый день - это очень важно для дальнейшего понимания тонкостей перехода к расширенному сознанию.

Сознание спящее

Нет смысла описывать нормальное сознание, так как его может представить себе каждый человек. В таком состоянии сознания вы находитесь тогда, когда все вокруг вас и внутри вас находится в порядке, без каких-либо серьезных изменений. Но что означает, например, спящее сознание? Нет, это не то состояние, в котором сознание находится, когда ваше тело отдыхает во время сна. Хотя смело можно сказать, что оно является наиболее приближенным. Дело в том, что спящее сознание наблюдается у тех людей, которые переутомились физически и психологически. Они могут делать различные вещи, разговаривать, но чаще всего это происходит практически бессознательно, то есть нет прямой связи действий с эмоциями. Всем знакомо чувство, когда вы возвращаетесь домой после тяжелейшего дня, падаете на кровать - а на следующий день не помните, как вообще добрались до дома. Это и есть спящее сознание.

Сознание улетающее

Данный тип сознания очень близок к предыдущему, фактически, он является предвестником спящего. Когда ваше сознание переключается в режим улетающего, вам стоит задуматься об отдыхе. Оно характеризуется потерей возможности концентрации. Ресурсы вашего организма еще не исчерпаны, но зачастую мысли, на которых вы хотите сосредоточиться, ускользают от вас.

Сознание прыгающее

Данный вид характерен для психически нестабильных людей, а также для тех, кто находится в серьезном нервном напряжении. В данном состоянии ваше внимание не может остановиться на одной вещи и постоянно переключается с одного объекта на другой, тем самым мешая вам нормально функционировать.

Сознание яркое

Этот пример сознания уже гораздо более знаком всем людям. Многие считают, что именно оно является приближенным к расширенному, но на деле это не так. Яркое сознание характеризуется обостренным восприятием происходящего вокруг. Вызывается оно какими-либо сильными переживаниями, как положительными, так и отрицательными. У большинства людей оно возвращается к нормальному состоянию довольно быстро, когда проходит состояние эйфории.

Сознание спокойное

Если же вас интересует расширенное состояние сознания, то вам стоит обратить внимание именно на этот пункт. Дело в том, что именно этот тип является наиболее близким к расширенному - это своего рода путь к вашей цели. Чтобы постичь расширенное сознание, вам нужно научиться в любой ситуации обретать спокойное сознание. Этот тип характерен для человека, который отдохнул, полон сил, но не спешит их тратить, не отвлекается на какие-то детали, не старается сделать несколько дел сразу. В таком состоянии вы способны размеренно и без спешки подумать о себе, своей жизни, своем окружении, оценить ситуацию и так далее. Именно после этого можно пытаться постичь расширенное состояние сознания.

Что это такое

Однако, что значит расширить сознание, мышление? Как этого можно достичь? Методы стоит оставить на потом - они будут более детально описаны позже. Сейчас стоит сконцентрироваться на понимании того, что представляет собой расширенное сознание. Итак, вы уже знаете, что такое спокойное сознание - а теперь представьте, что вы возноситесь над собой и можете посмотреть на себя со стороны. Если говорить в целом, то именно это и есть расширенное состояние сознания. Вы не просто можете спокойно оценить ситуацию, вы можете сделать это, глядя на нее со стороны, находясь как будто не в своем теле - так вам удастся познать гораздо больше, чем если вы будете просто пытаться что-то оценить в спокойном состоянии сознания. Считается, что это одно из высших состояний сознания, к которому должны стремиться абсолютно все. Но при этом не стоит думать, что вы можете просто вне своего тела - и вы тут же познаете расширенное сознание. Чтобы научиться его обретать, вам понадобятся годы, а то и десятки лет тренировок. Это очень сложный процесс, который дается далеко не всем. Поэтому не расстраивайтесь, если вам сразу же не удастся войти в расширенное сознание - хорошо, если вы сможете сделать это через несколько лет. В данном случае не стоит торопиться - иначе вы не сможете даже обрести спокойное сознание, что уж говорить о расширенном.

Первая методика

Какова же практика, расширяющая сознание? Именно этим вопросом задаются люди, которые хотят постичь данное состояние. На самом деле, методов существует несколько. В данной статье будет рассказано о самых известных, популярных и наиболее эффективных способах. И первый из них - это отключение эмоций. Дело в том, что именно эмоции очень сильно загружают человеческое сознание, перенаправляя его на те темы, которые его не должны волновать. Человек радуется, расстраивается, пугается и так далее. И все это за счет эмоций, которые не позволяют вам найти гармонию со своим внутренним миром и посмотреть на ситуацию со стороны. Вы не сможете добиться расширения сознания, если будете отвлекаться на различные эмоции, поэтому если вас интересует, как расширить сознание человека, то первое, что вам предстоит сделать - это научиться отключать ваши эмоции. Если вам удастся это сделать, то вы снимете невидимое ограничение с ваших возможностей, у вас появится шанс подняться на ступеньку выше над тем уровнем, на котором находятся все среднестатистические люди.

Гармония

Еще один метод, который вам обязательно нужно освоить - это гармонизация состояния тела. Что это значит? Дело в том, что постоянно ваше тело совершает какие-либо мелкие или даже крупные движения. Легкий поворот головы, взгляд в сторону, поднятие руки. Все эти действия происходят благодаря тому, что ваш мозг отдал приказ через нервную систему. Естественно, все эти действия требуют от него концентрации, внимания, а также ресурсов. И все это загружает ваше сознание, поэтому вы можете не надеяться обрести спокойствие, пока не сможете взять все это под контроль. Ваша цель - установить временную гармонию всего вашего тела, чтобы мозгу не приходилось отвлекаться на какие-либо команды. Все процессы, которые должны происходить в вашем теле, будут подсознательными, а ваше сознание будет чистым от всех лишних действий. Опытные специалисты могут достигнуть такого состояния самостоятельно и довольно быстро, однако если вы только начинаете практиковать, то вам может помочь, например, музыка, расширяющая сознание. Она гармонизирует колебания вашего тела, тем самым облегчая вашу задачу.

Мантры

Какие еще есть способы расширить сознание? Если вы действительно хотите добиться в этом успеха, то вам определенно стоит узнать, что такое мантра. Мантра - это специальный текст, который может иметь конкретное значение, а может вообще его не иметь. Суть этого текста заключается в том, чтобы его постоянно повторяли. Зачем это делается? Все довольно просто - когда вы читаете мантру, вы заполняете свое сознание единственной информацией. Когда это происходит, ваше сознание уже не способно воспринимать другие сигналы, которые посылает ему как окружающий мир, так и непосредственно само тело. Результатом становится своеобразная блокировка сознания, которая и позволит вам добиться его расширения. Как видите, можно расширить сознание разными способами, однако лучше всего использовать целый комплекс, благодаря чему вероятность успеха значительно возрастет.

Первый уровень расширенного сознания

Если вы смотрели кино, расширяющее сознание, то, вероятнее всего, слышали о том, что существуют уровни такого сознания. Это действительно так - многие специалисты выделяют три уровня расширенного сознания, каждый из которых необходимо постигнуть, чтобы подняться еще на одну ступеньку вверх. Итак, первый уровень отличается от обычного стандартного сознания не слишком сильно. Однако различия уже довольно заметны, так что вряд ли вы сможете войти в подобное состояние и не обратить на это внимания. Как же узнать подобное состояние сознания? Дело в том, что в стандартном состоянии человек воспринимает мир таким, какой он есть. Это значит, что для него дом - это дом, дерево - это дерево, а стол - это стол. Ничего необычного, все вполне стандартно. Если же вы смогли достигнуть состояния расширенного сознания, то все в мире начинает становиться не статичным, а динамичным. Так стол для вас перестает быть просто столом, он превращается в часть взаимосвязанной постоянно изменяющейся системы.

Второй уровень расширенного сознания

Когда вы сможете полностью постигнуть первый уровень расширенного сознания, вас впереди будет ожидать еще и второй уровень. Что он собой представляет? По сути, это примерно то же самое, что и первый уровень. Только на этот раз ваше сознание перестает быть «наблюдателем». Если на первом уровне вы просто следили за тем, как предметы переплетаются между собой во взаимосвязи, как все становится динамическим, то на втором уровне ваше сознание также становится частью всех этих переплетений. И в результате остается постигнуть только один, самый высокий уровень расширенного сознания.

Третий уровень расширенного сознания

Что вас ждет на третьем уровне? Как вы уже поняли, это последний, самый высокий уровень, к которому стремятся абсолютно все, но достигнуть которого способны лишь единицы. Ваше сознание все еще остается частью всего происходящего вокруг, оно все еще является частью всеобщей сети, но при этом оно встает на ступеньку выше и получает контроль над происходящим. Именно об этом и шла речь изначально - когда вы достигаете такой стадии, вы способны оценить ситуацию целиком, проникнуться ей, понять суть всего происходящего. Проще говоря, ваше сознание одновременно остается и вашим сознанием, и становится чем-то высшим, управляющим всем вокруг.

Сикидвая сказал:

Я понимаю, О мудрый, что в Боге нет ни мира, ни чувства эго. Но как получается, что мир и чувство эго кажутся существующими?

Кумба ответил:

Воистину, это безграничность, безначальная и бесконечная, существует как чистое воспринимающее сознание. Только это является огромной вселенной, которая как бы его тело. Нет другой субстанции, называемой интеллектом, как нет ни внешнего, ни пустоты. Сущность существования есть чистое ощущение, которое есть суть сознания . Как текучесть существует только без отрыва от жидкости, так сознание и несознание существуют только без отрыва друг от друга. Для такого существования нет рационального обоснования, потому что оно есть такое, какое есть.

Поэтому нет ни противоречия, ни разделения в само-очевидном сознании .

Если бесконечное сознание было бы причиной чего-то еще, как его можно было бы считать неописуемым и несравненным? Поэтому Брахман не является ни источником и ни причиной. Что можно тогда считать следствием? Поэтому было бы неверно связывать это творение с Брахманом или связывать инертное с бесконечным сознанием. Если здесь возникает мир или чувство эго, то они оба – пустые слова для забавы.

Сознание невозможно разрушить. Но даже если вообразить такое разрушение, то сознание, воображающее себе это, – свободно от разрушения и от создания. Если такое разрушение можно вообразить – это несомненно один из фокусов сознания. Поэтому существует только сознание, не одно и не множество! Достаточно уже этих дискуссий.

Т.к. нет материального существования, то нет и думания. Нет ни мира, ни чувства эго . Будь постоянно спокоен и умиротворен, свободен от умственных ограничений, будь ты в теле или вне тела. Когда понимается реальность Брахмана, не остается места для тревог и страданий.

Сикидвая сказал:

Святой, молю тебя, объясни мне все так, чтобы у меня не осталось сомнений в том, что разума нет.

Кумба сказал:

О король, воистину нет и никогда не было ничего, называемого разумом. То, что светит здесь и известно как разум, есть бесконечное сознание. Непонимание его истинной природы приводит к возникновению понятия разума, и мира и всего остального. Если даже это – незначительные понятия, то могут ли называться реальными «я» и «ты»? Нет никакого мира, а то, что кажется существующим – не создано. Все это воистину Брахман. Как это может быть познаваемо и кем?



Даже в самом начале этого цикла творения этот мир не был создан. Он был описан мною как создание, чтобы ты понял. В полном отсутствии любых причинных факторов, все это не могло вообще быть создано. Потому и все, что есть – это Брахман и ничего более . Это даже не логично – утверждать, что безымянный и бесформенный Бог создал этот мир! Это неверно. Когда создание этого мира видится как насквозь неверная идея, тогда и разум, в котором возникают понятия о создании, тоже нереален.

Разум есть клубок понятий, которые ограничивают истину. Такое ограничение подразумевает потенциальную делимость истины. Но бесконечное сознание неделимо, в нем нет делений. Может ли тогда разум, который разделяет, быть реальным? Все, что кажется существующим здесь, ощущается в Брахмане, Брахманом и такое ощущение из вежливости называют разумом! Только бесконечное сознание расстелено тут в виде этого мира. Почему мы тогда называем его миром? В пространстве бесконечного сознания каждое мелкое проявление есть только отражение сознания в самом себе – и потому здесь нет ни разума, ни мира . Только по глупости все это видится как «мир». Потому разум нереален.

Таким образом отвергается существование творения, но не того, что существует реально. Реальность такова, что то, что кажется этим миром, на самом деле безначально и никогда не было создано . Тот, кто отвергает заключения мудрых древних текстов и собственные ощущения о появлении и исчезновении субстанций, - дурак и от такого надо держаться подальше. Трансцендентальная реальность вечна, мир не является нереальным (только ограничивающий принцип, разум, нереален). Поэтому все есть неделимое, безграничное, безымянное и бесформенное бесконечное сознание. Это отражение Брахмана в самом себе, который является бесконечными формами, проявляющимися как вселенные со своими циклами появления и разрушения. Это и есть сам Брахман, который знает сам себя на мгновение как вселенную и потому кажется таковым. Никакого разума нет.

Сикидвая сказал:

Мое непонимание кончилось. Благодаря тебе, я стал мудрым. Я свободен от всех сомнений. Я знаю то, что достойно знания. Океан иллюзии остался позади. Я спокоен, как чистое знание, без понятий «я».

Кумба сказал:

Если нет этого мира, есть ли «я» и «ты»? Поэтому, оставаясь спокойным внутри, занимайся спонтанными действиями, как того потребует момент. Все это есть Брахман, который есть мир, «я» и «мир» - слова без смысла. Когда бессмысленность таких выражений понятна, то, что ранее виделось миром, понимается как Брахман.

Создатель Брахма – всего лишь идея или понятие. Также, как и «я». От правильного или неправильного понимания идей зависит свобода и несвобода! Понятие «это я» приводит к оковам, зависимости и саморазрушению. Понимание «это не я» приводит к свободе и очищению. Свобода и рабство – тоже всего лишь понятия. То, что воспринимает эти понятия, - и есть бесконечное сознание, которое единственно реально. Понятие (чувство) «это я» - источник всех страданий и волнений. Отсутствие таких чувств – это совершенство. Пойми, что «я не являюсь моим чувством эго» и будь осознанным.

Когда возникает такое осознание, пропадают все понятия. Остается совершенство. В чистом осознании, совершенстве или Боге нет ни причинности, ни следствий в виде творений или объектов. В отсутствии объектов, нет восприятия и нет последующего чувства эго . Когда нет чувства собственной важности, есть ли рождение и смерть и вся эта самсара? Когда нет самсары (кажущегося мира), остается только чистое существование . В нем вселенная существует как статуя в необработанном куске мрамора. Тот, кто так видит вселенную, без вторжения разума и потому без понятия вселенной, только тот видит истину. Такое видение называется нирваной.

Если слово «волна» лишается своего смысла, остается только океан, и так же существует только Брахман, когда слово «создание» теряет свой смысл. Это создание есть Брахман, только Брахман воспринимает это творение . Когда теряется смысл слова «творение», истинное значение «творения» видится как бесконечный Брахман. Когда исследуется смысл слова «Брахман», понимается ВСЕ. Когда ты так исследуешь слово «творение», понимается Брахман. Это есть сознание, которое является основой и субстратом всех таких понятий, их восприятие обозначается словом «Брахман». Когда эта истина четко понимается и когда двойственность знания и известного (объекта знания) отбрасывается, то, что остается – есть высшее спокойствие, неописуемое и невообразимое.

Сикидвая сказал:

Если высшее существо реально и мир реален, тогда я предполагаю, что высшее существо есть причина, а мир является следствием!

Кумба ответил:

Это только если есть причина, можно подразумевать и следствие. Но если нет причины, может ли от нее возникнуть следствие? Между Брахманом и вселенной нет причинно-следственной связи – все, что есть здесь, - является Брахманом . Если нет даже семени, как может что-нибудь родиться? Брахман безымянен и бесформен, и определенно в нем нет причинности. Поэтому Брахман является не-деятелем, в котором причинность не существует. Поэтому нет никакого следствия, называемого миром.

Ты есть только Брахман и только Брахман существует. Когда этот Брахман воспринимается без мудрости, он ощущается как эта вселенная. Эта вселенная тогда является как бы телом Брахмана. Когда это бесконечное сознание считает себя не тем, чем оно является на самом деле, это называется саморазрушением или опытом восприятия. Это само-разрушение есть разум. Его сущность есть само разрушение самоосознания. Даже если это саморазрушение длится всего лишь миг, оно известно как разум, который длится целый цикл создания и разрушения мира.

Такое понятийное существование прекращается только с восходом верного понимания и прекращения всех понятий. Потому что понятийное существование нереально, оно прекращается само по себе, когда понимается истина. Когда мир существует только как слово, а не как реальная независимая субстанция, можно ли его принять за реальное существование? Это независимое существование подобно воде в мираже. Может ли эта вода быть реальной? Состояние непонимания, в котором нереальность кажется реальной, называется разумом. Непонимание истины есть глупость или разум, верное понимание есть само-осознание или самореализация. Как понимание, что «это не вода» приводит к пониманию миража как миража, понимание, что «это не чистое сознание, а подвижное сознание, называемое разумом» приводит к его разрушению.

Когда понимается несуществование разума, видится, что не существуют и чувство эго и т.д.. Только одно существует – бесконечное сознание. Все понятия прекращаются. Фальшь того, что появилось как разум, прекращается, когда прекращаются понятия. Я не есть, нет другого, ни ты и ни они не существуем, нет ни разума, ни чувств. Есть одно – чистое сознание. Во всех трех мирах ничто никогда не рождалось и не умирало. Существует только бесконечное сознание. Нет ни единства, ни многообразия, ни искаженного восприятия, ни непонимания. Ничего не пропадает и ничего не появляется. Все, даже энергия, проявляющаяся как желание или нежелание, есть твое собственное Я.

Кумба (Кудала) сказал:

Я надеюсь, что ты был внутренне духовно пробужден, и что ты знаешь теперь то, что достойно познания и увидел то, что стоило увидеть.

Сикидвая ответил:

Воистину, благодаря тебе я увидел высшее состояние. Как получилось, что я этого до сих пор не понимал?

Кумба сказал:

Только когда разум совершенно успокоен, когда ты полностью оставил все желания удовольствий и когда чувства лишены способности приукрашать и прикрывать реальность, только тогда слова учителя правильно понимаются . Твои предыдущие усилия не пропали зря, потому что они принесли результат сегодня и нечистота отпала. Когда человек освобождается от психологических обусловленностей и грязь отмыта или очищена, слова учителя проникают прямо в сердце ученика, как стрела входит в стебель лотоса. Ты достиг этого состояния чистоты и потому просветлился от моих слов и твое непонимание пропало.

В нашей компании твои кармы (действия и остаточные последствия) были уничтожены. До этого полудня ты был полон неверных понятий «я» и «мое», - по глупости. Теперь, в свете моих слов, разум оставил твое сердце, ты был полностью пробужден, ведь непонимание длится, только пока разум действует в твоем сердце. Теперь ты просветлен и освобожден. Находись постоянно в бесконечном сознании, свободном от страданий, от желаний и от всех привязанностей.

Сикидвая сказал:

А у просветленных людей разум остается или нет? Как он живет и действует в этом мире без разума?

Кумба ответил:

Воистину, у просветленных не остается разума. Что такое разум? Плотные психологические ограничения, приводящие к перерождению, известны как разум – и это отсутствует у просветленных. Просветленные мудрецы живут с помощью разума, свободного от ограничений и неспособного привести к перерождению. Это не разум вообще, а чистый свет. Просветленные живут и действуют в этом состоянии, а не в разуме. Непонимание и инертный разум – это разум, а просветленный разум называется сатва. Глупцы живут в своем разуме, а просветленные живут в сатве.

Кумба продолжил:

Ты достиг состояния сатвы или просветленного разума из-за своего отказа от всего. Обусловленный разум был полностью отброшен, я в этом уверен. Твой разум стал похож на чистое бесконечное пространство. Ты достиг состояния полного равновесия, что есть состояние совершенства. Это и есть полный отказ от всего безо всякого остатка.

Какого счастья можно достигнуть, умерщвляя плоть? Высшее и бесконечное счастье достигается только в полном равновесии. Какое счастье можно получить на небесах? Тот, кто не достиг само-осознания, пытается ухватить немного удовольствия благодаря выполнению каких-то ритуалов. Тот, у кого нет золота, ценит медь!

О мудрый, ты мог бы очень просто стать мудрым с помощью Кудалы. Почему ты выбрал эти бесполезные и бессмысленные жестокие ритуалы? У них есть начало и конец, а в середине есть кажущееся счастье. Однако твои ритуалы в некотором смысле пригодились для этого духовного пробуждения. Теперь всегда будь тверд в истине.

В этом бесконечном сознании возникают все эти реальности и даже нереальные понятия, и в то же бесконечное сознание они уходят. Даже идеи «это надо сделать» и «этого делать не надо» - капельки этого сознания. Оставь и их и будь не обусловленным. Все эти методы типа ритуалов – непрямые. Почему бы не пойти прямым путем само-осознания?

То, что было описано тут как сатва, должно быть оставлено самой сатвой – т.е. полной свободой от нее или непривязанностью к ней. Все страдания в этих трех мирах, О король, возникают только от умственных желаний. Если ты находишься в состоянии равновесия, в котором и движение и неподвижность мыслей не отличаются друг от друга, ты попадешь в вечное.

Есть только единое бесконечное сознание. Тот Брахман, который есть чистое сознание, сам известен как сатва. Глупец видит это как мир. Движение, как и неподвижность, в этом бесконечном сознании – только понятия в голове наблюдающего: тотальность бесконечного сознания есть сумма всего этого, но лишенная таких понятий. Его реальность вне слов!

Вашишта продолжил:

Сказав это, Кумба пропал из глаз как раз тогда, когда король собирался преподнести ему цветы в знак уважения. Раздумывая над словами Кумбы, Сикидвая погрузился в глубокую медитацию, полностью свободный от желаний и стремлений.

Вашишта продолжил:

Пока Сикидвая сидел в глубокой медитации, полностью освободившись от малейших умственных модификаций или движений в сознании, Кудала оставила свой маскарад, возвратилась во дворец и в своей собственной женской форме продолжала заправлять делами королевства. Она вернулась к месту, где сидел Сикидвая, через три дня и была чрезвычайно довольна, обнаружив, что он до сих пор сидит в медитации. Она подумала: «Я должна заставить его вернуться к осознанию мира, разве он должен сейчас оставить тело? Пусть он опять будет править государством на некоторое время и потом мы оба одновременно оставим тела. Несомненно, то, что я ему сказала, не будет потеряно. Я должна разбудить его путем практикования йоги».

Она зарычала как лев, а потом еще и еще. Он не открывал глаз. Она толкнула его тело, но он оставался погруженным в высшее Я. Она подумала: «Увы, он полностью погружен в себя. Как его вернуть опять к осознаванию тела? С другой стороны, зачем мне все это делать? Пусть он достигает состояния без тела, и я тоже тогда должна оставить свое тело сейчас!»

Пока она готовилась покинуть свое тело, она снова подумала: «Пока я еще не оставила это тело, дай-ка я посмотрю, нет ли где семени скрытых тенденций в его теле? Если есть, его можно разбудить и потом мы оба будем жить, как свободные существа. Если нет, и если он достиг окончательного освобождения, я тоже оставлю это тело». Она осмотрела тело и нашла, что источник индивидуальности все еще присутствовал в нем.

Рама спросил:

О мудрый, когда тело мудреца лежит как бревно, как можно узнать, осталась ли в его теле искра очищенного разума?

Вашишта сказал:

В его сердце, невидимый и тонкий, остался след сатвы, которая является причиной, по которой осознание тела оживает. Это похоже на то, как и цветок, и плод уже потенциально присутствуют в семени. У мудреца, чей ум совершенно свободен от движения мысли, сознание совершенно твердо и стабильно как гора, - его тело находится в состоянии превосходного равновесия и не показывает признаков боли или наслаждения, оно не живет и не умирает, а остается в лучшей гармонии с природой. Тело, как и разум, претерпевает изменения только до тех пор, пока существуют понятия двойственности и единого. Движение мысли проявляется как этот мир. Из-за этого разум ощущает удовольствия, злость и непонимание, которые остаются неуязвимыми. Но когда разум полностью успокоен, такие затруднения в нем не возникают. Такой человек подобен чистому пространству.

Вашишта продолжил:

Когда сатва находится в состоянии полного равновесия, не ощущается никаких физических или психологических проблем. Невозможно оставить сатву, она достигает конца с течением времени. Если в теле нет ни разума, ни даже сатвы, тогда тело растворяется на составляющие его элементы, как снег тает на солнце. Тело Сикидваи было свободно от разума (движения мыслей), но в нем оставалось немного сатвы. Поэтому оно не превратилось в элементы. Заметив это, Кудала решила: «Я войду в чистый вездесущий интеллект и попробую пробудить в нем осознание тела. Если я этого не сделаю, он, конечно, сам проснется через некоторое время, но что же мне - одной быть все это время?»

Кудала оставила свое тело и вошла в чистый разум (сатву) Сикидваи. Она взволновала этот чистый разум и быстро снова вошла в свое тело, которое она мгновенно превратила в тело молодого аскета Кумбы. Кумба начал тихонько напевать гимны из Сама Веды. Слушая их, король начал осознавать тело. Он снова увидел перед собой Кумбу и был счастлив. Он сказал Кумбе: «О счастье, мы снова возникли в твоем сознании, О боже! И ты снова пришел сюда, просто чтобы излить на меня фонтан благословения!»

Кумба сказал:

С того времени, как я покинул тебя, мое сердце было здесь с тобой. Нет никакого желания идти на небеса, хочется побыть рядом с тобой. У меня нет ни родственников, ни друзей, ни ученика кроме тебя в этом мире.

Сикидвая ответил:

Я необычайно благословен что ты, хоть и просветленный и не имеющий привязанностей, хочешь быть со мной. Молю тебя, будь со мной в этом лесу!

Кумба спросил:

Скажи мне – ты некоторое время был в высшем состоянии? Оставил ли ты понятия «это отличается» или «это несчастье» и другие такие? Прекратились ли стремления к удовольствиям?

Сикидвая ответил:

Благодаря тебе, я достиг другого берега этой самсары, кажущегося мира. Я достиг того, чего следовало достичь. Нет ничего, кроме высшего Я – ни уже известного, ни неизвестного, ни достижения, ни того, от чего следует отказаться, ни одного, ни другого, ни даже чистого разума. Как безграничное пространство, я остаюсь в безусловном состоянии.

Вашишта продолжил:

Проведя час в этом месте, король и Кумба пошли в лес, где они бродили восемь дней. Кумба предложил пойти в другой лес, и король согласился. Они соблюдали нормальные правила жизни и выполняли подходящие религиозные ритуалы для удовольствия богов и предков. Неверные понятия типа «это наш дом» или «это не то» не возникали в их сердцах. Иногда на них были роскошные одежды, иногда – лохмотья. Иногда на них была душистое сандаловое масло, иногда – пепел. Через несколько дней король сиял тем же внутренним светом, как Кумба.

Увидев это сияние, Кумба (Кудала) начал думать: «Это мой муж, благородный и сильный. Лес прекрасен. Мы находимся в состоянии, не знающем усталости. Почему тогда в сердце не возникает желания к удовольствиям? Освобожденные мудрецы принимают с удовольствием все то, что приходит к ним само по себе. Если же мудрый пойман в сети конформизма и придерживается ограничений, это приводит опять к глупости. Та, чьи чувства не возбуждаются в присутствии собственного мужа в саду цветов, - не лучше неживого бревна! Что знающий истину или само-осознанный мудрец приобретает, оставляя то, что достигнуто без усилий? Я должна так сделать, чтобы мой муж мог насладиться со мной телесной любовью». Решив так, Кумба сказал Сикидвае: «Сегодня благодатный день, и мне надо отправиться на небеса, чтобы повидать своего отца. Попрощайся со мной до вечера».

Два друга обменялись цветами. Кумба ушел. Скоро Кудала оставила свой костюм, вернулась во дворец и немного поуправляла страной. Она вернулась к Сикидвае опять в виде Кумбы. Заметив изменение в выражении ее лица, король спросил: «О сын богов, почему ты выглядишь несчастным? Святые не позволяют никаким внешним воздействиям влиять на свое равновесие».

Кумба сказал:

Кто, оставаясь в равновесии, не разрешают своим органам действовать натурально, пока тело живо, - упрямые и недалекие люди. Пока есть семя, есть и масло, и пока живо тело, есть разные настроения. Тот, кто восстает против разных состояний, в которые тело приходит естественно, - машет мечом, рубя воздух. Равновесие йоги – для ума, а не для органов действия и их состояний. Пока есть тело, надо разрешить органам действия выполнять их соответствующие функции, а интеллект и чувства должны оставаться в состоянии спокойствия. Таков закон природы, которому подчиняются даже боги.

Кумба продолжил:

Теперь, О король, послушай, какое несчастье приключилось со мной.

Когда рассказываешь другу о несчастье, оно уменьшается, как тяжелая темная туча становится светлой после дождя. Разум тоже становится чистым и мирным, когда друг слушает о твоей судьбе.

Покинув тебя, я отправился на небеса исполнить свои обязанности. По приближении вечера, я покинул небеса, чтобы вернуться к тебе. По пути в пространстве я встретил мудреца Дурвасу, торопливо летящего, чтобы успеть к вечерним молениям. Он был одет в темные облака и украшен молнией. Он был похож на женщину, торопящуюся на встречу с любовником. Я поприветствовал и в шутку сказал ему об этом. Рассердившись на мою дерзость, он проклял меня: «За эту наглость, ты будешь становиться женщиной каждую ночь». Я расстроен от мысли о том, что каждую ночь я должен становиться женщиной. Воистину это трагедия, что божьи дети страдают от последствий оскорбления мудрых. Но почему я должен печалиться, ведь это не затрагивает самое Я.

Сикидвая сказал:

Бесполезно печалиться, сын богов. Пусть будет, что будет, и собственное Я не затрагивается судьбой тела. Перепадающие нам радости и страдания волнуют только тело, а не того, кто в нем обитает . Если даже ты подвержен грусти, что говорить о тех, кто не понимает! Возможно, рассказывая об этом, ты просто используешь подходящие слова и выражения!

Вашишта продолжил:

Так они утешали друг друга, потому что были неразлучными друзьями. Солнце зашло и по земле расползлась темнота ночи. Они выполнили вечерние ритуалы. Скоро тело Кумбы стало понемногу изменяться. Борясь со слезами, прерывающимся голосом он сказал Сикидвае: «Увы мне, я чувствую, как мое тело растворяется и уходит в землю. У меня вырастает грудь. Кости разрастаются, приобретая форму, подобающую женщине. Смотри, платье и украшения вырастают прямо из этого тела. О что мне делать, где спрятаться, ведь я на самом деле стал женщиной!»

Сикидвая ответил: «О мудрый, ты знаешь то, что стоит узнать. Не печалься о неотвратимом. Судьба затрагивает только тело, а не то, что в нем воплощено». Кумба тоже согласился: «Ты прав. Мне больше не грустно. Может ли кто противиться мировому порядку или природе?»

Так разговаривая, они легли в постель. Так Кудала жила со своим мужем, как молодой аскет днем и как женщина ночью.

Вашишта продолжил:

Через несколько дней, Кумба (Кудала) сказал Сикидвае: «О король, выслушай мое признание. Уже некоторое время я становлюсь по ночам женщиной. Я желаю исполнить ночью роль женщины. Я чувствую, что я должен жить, как жена мудрого мужа. Во всех трех мирах нет у меня никого ближе, чем ты. Поэтому я хочу выйти за тебя замуж и наслаждаться супружескими наслаждениями с тобой. Это естественно, приятно и возможно. Разве это плохо? Мы отказались от желаний и ничего не отвергаем и смотрим на все одинаково. Поэтому, давай делать то, что естественно, без желания и отрицания».

Сикидвая ответил: «О мой друг, я в этом не вижу ничего хорошего и ничего плохого. Поэтому, О мудрый, делай так, как хочешь. Мой разум находится в полном равновесии и во всем я вижу только бесконечное сознание. Потому делай, как пожелаешь».

Кумба ответил: «Если ты так чувствуешь, О король, то сегодня самый подходящий день. Небесные светила будут свидетелями на нашей свадьбе».

Они собрали все необходимое для ритуала. Они омыли друг друга святой водой, помолились предкам и богам.

К этому времени наступила ночь. Кумба превратился в красивую женщину. «Он» сказал королю: «Дорогой друг, теперь я женщина. Меня зовут Маданика. Я приветствую тебя, и я – твоя жена». Сикидвая украсил Маданику гирляндами, цветами и драгоценными камнями. Наслаждаясь ее красотой, король сказал: «О Маданика, ты светла как богиня Лакшми. Да будем мы жить вместе, как солнце и тень, Лакшми и Нараяна, Шива и Парвати. Да будет благословенен наш союз».

Они разожгли святой огонь и выполнили ритуалы, в строгом соответствии с указаниями святых текстов. Алтарь был украшен цветами и разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями. Его четыре угла были украшены кокосами, а также там были горшочки с водой святого Ганга. В центре был святой огонь. Они обошли вокруг этого огня и принесли необходимые подношения ему с соответствующими святыми гимнами. Делая так, король время от времени держал Маданику за руку, показывая свою любовь к ней и радость от события. Они обошли святой огонь три раза, потом удалились в брачную обитель (заранее приготовленную пещеру). Луна светила прохладным светом, брачная постель была покрыта душистыми цветами. Они взошли на ложе и хм... завершили бракосочетание.

Вашишта продолжил:

Когда взошло солнце, Маданика стала Кумбой. Так они и жили – друзья днем и супруги ночью. Однажды, когда Сикидвая спал, Кумба (Кудала) отлучилась во дворец, немного там позанималась своими делами и возвратилась в кровать.

Месяц они жили в пещерах гор Махендра. Потом они бродили по разным лесам и горам. Некоторое время они жили в божественном саду в лесу Парижата на южных склонах горы Майнака.

Через несколько месяцев такой жизни, Кудала подумала: «Я должна испытать возмужалость короля, предложив ему радости и удовольствия рая. Если его это не взволнует, значит, он никогда больше не будет стремиться к удовольствиям».

Так решив, Кудала создала своей магией иллюзию, в которой Сикидвая увидел главного из богов, Индру, в небесном сопровождении. Сохраняя спокойствие при их внезапном появлении, король поприветствовал их должным образом. Потом он спросил Индру: «Молю тебя, скажи мне, что я сделал, чтобы заслужить твой визит ко мне?»

Индра ответил: «О мудрый, мы пришли сюда, привлеченные твоим присутствием. Мы слышали в раю хвалу твоей славе. Пошли скорее в рай – услышав о твоей славе, все небожители сгорают от нетерпения увидеть тебя. Молю тебя, прими эти небесные амулеты, которые дадут тебе возможность путешествовать в пространстве, как делают святые. Несомненно, О мудрый, просветленные существа не отказываются от счастья, которое приходит без усилий. Да очистят небеса твой визит». Сикидвая сказал: «Я знаю, как хорошо в раю, О Индра! Но для меня рай повсюду, а также нигде. Я счастлив там, где я есть, потому что я ничего не желаю. Я не могу попасть в тот рай, который ты описываешь и который ограничен определенным местом! Поэтому я не могу выполнить твою команду». «Но», - сказал Индра, - «мне кажется, это нормально, если просветленные мудрецы желают испытать удовольствия, заслуженные ими». Сикидвая молчал. Индра собрался уходить. Сикидвая сказал: «Я не пойду сейчас с тобой, потому что сейчас еще не время».

Благословя короля и Кумбу, Индра со своим сопровождением пропал.

Вашишта продолжил:

Убрав свою иллюзию, Кудала сказала про себя: «Отлично, короля не привлечешь обещаниями удовольствий. Даже когда Индра пришел и пригласил его на небеса, король остался спокойным и чистым как пространство. Теперь я задам ему другой тест и посмотрю, можно ли его поколебать двойными силами – привлекательности и отталкивания».

В ту же ночь Кудала создала своей магией прекрасный сад и чудесную кровать в нем. Она также создала прекрасного юношу, гораздо красивее и привлекательнее Сикидваи. Казалось, что она сама сидит на кровати в объятиях своего любовника.

Сикидвая закончил свои вечерние медитации и начал искать свою жену Маданику. Через некоторое время он обнаружил место, где пряталась сладкая парочка. Он увидел их полностью увлеченными любовными утехами. Ее волосы рассыпались и она держала в своих руках его лицо. Их губы слились в страстном поцелуе. Совершенно очевидно они выражали огромную любовь и влечение друг к другу. Каждым движением они выражали свою любовь. На их лицах светилось отражение наслаждения их сердец. Они ничего не видели вокруг.

Сикидвая увидел все это, но остался спокоен. Он не пожелал помешать им и повернулся, чтобы уйти. Но его заметили. Он сказал им: «Пожалуйста, не прерывайте своего удовольствия».

Через некоторое время Маданика вышла из сада и встретила Сикидваю. Ей было ужасно стыдно. Но король сказал: «Дорогая, что же ты так быстро ушла? Все существа живут, чтобы наслаждаться счастьем. Трудно найти в этом мире такую гармоничную пару. Меня это никак не взволновало, потому что я хорошо знаю, чего хотят люди в этом мире. Кумба и я – замечательные друзья, а Маданика – результат проклятия Дурвасы!»

Маданика взмолилась: «Такова природа женщин! Они непостоянны. Они в восемь раз чувственнее мужчин. Они слабы и не могут устоять пред похотью в присутствии того, кого желают. Пожалуйста, прости меня и не сердись». Сикидвая ответил: «Я совсем на тебя не сержусь, дорогая. Но будет правильно, если я теперь к тебе буду относиться как к хорошему другу, а не как к жене». Кудале понравились слова короля, которые окончательно доказали, что он выше похоти и злости. Она тут же отбросила свою форму Маданики и предстала в своей изначальной форме как Кудала.

Сикидвая сказал:

Кто ты, прекрасная леди, и как ты здесь оказалась? Сколько времени ты уже здесь? Ты выглядишь почти как моя жена!

Кудала ответила:

Воистину, я и есть Кудала. Я сама приняла форму Кумбы и других с целью пробудить твой дух. Я также сама приняла форму этого небольшого иллюзорного мира со всем этим садом и т.д., который ты только что видел. С того самого дня, когда ты бездумно покинул свое королевство и пришел сюда для выполнения ритуалов, я старалась пробудить твой дух. Это я, приняв форму Кумбы, учила тебя. Формы, которые ты воспринимал, Кумбы и других, – нереальны. И теперь ты полностью пробужден и знаешь все, что стоило узнать.

Вашишта продолжил:

Сикидвая вошел в глубокую медитацию и увидел все, что случилось с того момента, как он покинул дворец. Он обрадовался и его любовь к жене увеличилась многократно. Возвратясь в это сознание, он обнял Кудалу с такой любовью, что трудно описать. С сердцами, переполненными любовью, они оставались некоторое время в особом состоянии.

Сикидвая потом сказал Кудале:

О, любовь дорогой жены слаще нектара! Какие неудобства и боль ты испытала ради меня! Метод, которым ты вытащила меня из этого ужасного океана непонимания, невозможно ни с чем сравнить. Я слышал легенды об исключительных женщинах и образцовых женах, но все это ничто по сравнению с тобой. Ты превосходишь их во всем. Ты боролась за мое просветление. Как мне отблагодарить тебя? Любящая жена может достигнуть большего, чем святые тексты, учителя и мантры – из-за своей любви к мужу. Жена для мужа – все, - друг, брат, доброжелатель, слуга, учитель, компаньон, богатство, счастье, святое писание, раб. Такой жене надо постоянно молиться.

Дорогая Кудала, ты лучшая из всех женщин в этом мире. Иди сюда, снова обними меня.

Вашишта сказал:

Сказав это, Сикидвая снова любяще обнял Кудалу.

Кудала сказала:

Когда я увидела, что ты поглощен выполнением бесполезных ритуалов, мое сердце заболело. Я облегчила эту боль, придя сюда и стараясь пробудить тебя. Это воистину было для моего собственного удовольствия и наслаждения. Я не заслужила похвал за это!

Сикидвая ответил:

Пусть тогда всегда все жены исполняют свои эгоистичные желания и пробуждают дух мужей, как это сделала ты!

Кудала сказала:

Я не вижу у тебя тех мелких желаний, мыслей и чувств, которые мучали тебя несколько лет назад. Молю тебя, расскажи мне, что ты есть сейчас, в каком ты состоянии и что ты видишь.

Сикидвая ответил:

Дорогая, я в том состоянии, к которому ты меня пробудила. У меня нет привязанностей. Я подобен бесконечному неделимому пространству. Я есть спокойствие. Я достиг состояния, в которое трудно попасть даже богам Шиве и Вишну. Я свободен от сомнений и непонимания, и не испытываю ни страданий, ни восторга. Я не могу сказать «это есть» или «то есть». Я свободен от ограничений и наслаждаюсь состоянием внутреннего блаженства. Я есть то, что я есть – это трудно выразить словами! Ты мой учитель, дорогая, и я приветствую и поклоняюсь тебе. Благодаря тебе, любимая, я пересек океан самсары. Больше я не провалюсь в непонимание.

Кудала спросила:

В этом случае, что ты хочешь делать сейчас?

Сикидвая ответил:

Я не знаю запретов или разрешений. Чтобы ты не делала, я считаю верным. Делай то, что считаешь нужным, и я последую за тобой.

Кудала сказала:

Боже, мы оба теперь просветленные. Для нас и желание и его противоположность – одно и то же. Нам не нужны дыхательные упражнения и другие практики. Мы есть то, чем мы были в начале, в середине и в конце, и мы отбрасываем все остальное. Мы были королем и королевой в начале, середине и в конце. То, что надо оставить, - это заблуждение! Поэтому, давай вернемся в королевство и дадим ему мудрого правителя.

Сикидвая спросил:

Почему бы тогда не принять приглашение в рай Индры?

Кудала ответила:

О король, я не желаю ни удовольствий, ни богатства королевства. Я остаюсь в том состоянии, которое мне было дано естественным путем. Когда мысли «это удовольствие» противостоит мысль «это не удовольствие», они оба пропадают. Я остаюсь в этом спокойствии, которое вне и того и другого.

Двое просветленных провели ночь в брачных наслаждениях.

Вашишта продолжил:

На восходе они поднялись и исполнили свои утренние обязанности. Кудала материализовала своей мыслью золотой сосуд со святыми водами семи океанов. Этими водами она омыла короля и возвела его в императоры.

В свою очередь, король снова возвел на престол свою жену Кудалу. Он предложил, чтобы она создала силой мысли армию, и она ее создала.

Следуя за королевской парой на прекрасном слоне, вся армия маршировала по направлению к королевству. По пути Сикидвая показывал Кудале разные места, где он был аскетом. Скоро они достигли пригорода своей столицы, где их приветствовали жители.

Каждый человек боится смерти. Но умираем ли мы вместе со своим телом? Выдающийся ученый современности Роберт Ланца нашел ответ на этот вопрос и доказал, что наше сознание существует в бесконечном множестве параллельных вселенных вне пространства и времени. Как такое возможно? Читайте подробнее в нашей статье!

Книга «Биоцентризм: как жизнь и сознание являются ключом к пониманию истинной природы Вселенной» просто взорвала интернет своим громким заявлением, что жизнь на самом деле не заканчивается смертью тела, а длится вечно.

Автор этой книги, ученый Роберт Ланца, которого New York Times провозгласил одним из самых успешных ученых современности, считает, что теория вечного сознания абсолютно обоснована и как минимум близка в истине.

Вне времени и пространства

Ланца является экспертом в области регенеративной медицины и научным руководителем Общества передовых клеточных технологий. Прежде чем он стал известным благодаря исследованиям стволовых клеток, ученый провел ряд успешных экспериментов по клонированию исчезающих видов животных.


Кроме того, Ланца недавно начал заниматься физикой, квантовой механикой и астрофизикой. Это интересное сочетание стало благодатной почвой для создания теории биоцентризма, который в настоящее время и занимается профессор. Биоцентризм учит, что жизнь и сознание – это основа Вселенной, и что именно сознание создает материальный мир, а не наоборот.

Изучая структуру Вселенной, ее законы и константы основных сил, Ланца предполагает, что интеллект существовал до материи. Он также утверждает, что пространство и время не являются объективными и реально существующими вещами. Они, в понимании ученого, лишь инструменты нашего животного понимания жизни. Ланца утверждает, что мы на самом деле несем пространство и время в своей голове, как черепахи носят свой панцирь. Это означает, что люди существуют даже вне времени и пространства. Теория биоцентризма предполагает, что смерть сознания невозможна, и что люди ошибаются, отождествляя себя со своим телом.


Мы считаем, что тело рано или поздно умрет, и что наше сознание тут же погибнет вместе с ним. Так бы и происходило, если бы тело создавало наше сознание. Но что если человеческий организм получает сознание таким же образом, как происходит прием кабельного ТВ-сигнала? Тогда становится ясно, что сознание продолжает существовать, даже после того, как покидает свою физическую оболочку. На самом деле, сознание действительно существует за пределами времени и пространства. Оно может находиться в любом месте: как в организме, так и вне его.

Ланца также считает, что существует одновременно несколько параллельных Вселенных. Если в одной Вселенной тело умирает, то в другой оно по-прежнему существует и поглощает сознание, которое покинуло первый вариант Вселенной. Это означает, что человек, который погибает, в конечном итоге попадает не в рай или ад, а в мир, похожий на тот, в котором он жил. И так происходит снова и снова.

Бесконечное количество Вселенных

Интересная и популярная на сегодня теория о параллельных Вселенных имеет огромное количество сторонников, в том числе многие известные ученые придерживаются именно такого взгляда на устройство жизни. Среди них выделяются физики и астрофизики, которые абсолютно уверенны в существовании параллельных миров, что, по их мнению, может указывать на возможное существование бесконечного множества Вселенных. Они утверждают, что не существует никаких физических законов, не допускающих существование параллельных миров.


Эта идея впервые была описана писателем-фантастом Гербертом Уэльсом в 1895 году. 62 года спустя, доктор Хью Эверетт изучил ее и сделал предположение, что в каждый момент времени Вселенная разделена на бесчисленное множество похожих частей. В одной из этих Вселенных вы сейчас читаете эту статью, а в другой вы можете смотреть телевизор.

«Главным определяющим фактором в разделении Вселенной на части являются наши действия», - говорит Эверетт. Когда мы делаем свой выбор, Вселенная немедленно делится на несколько Вселенных, каждая из которых содержит различные последствия наших поступков.

Андрей Линде, ученый с ФИАНа, разработал теорию множественности Вселенных еще в 80-х годах. Сейчас он работает в Стэнфордском университете. Линде объясняет, что Вселенная состоит из большого количества сфер, которые создают подобные себе сферы, которые, в свою очередь, затем производят новые сферы в еще большем количестве, и так до бесконечности. Эти сферы полностью независимо друг от друга, но они представляют различные части одного и того же физического мира.


То, что наша Вселенная не является уникальной, подтверждается данными, полученными с помощью телескопа Планка. Ученые используют эти данные для создания наиболее точной карты космического излучения, которое существовало еще с момента зарождения Вселенной. Они также обнаружили, что во Вселенной есть очень много черных дыр. Теоретический физик Лаура Мерсини-Хоутон из Университета Северной Каролины утверждает, что такие аномалии возникают из-за того, что окружающие Вселенные интенсивно влияют на нашу Вселенную, и что черные дыры – это самое наглядное последствие такого влияния.

Научное объяснение существования души

Таким образом, мы с вами уже узнали о том, что существует много мест, или много различных Вселенных, в которые наша душа может быть перемещена после смерти тела, в соответствии с теорией нео-биоцентризма. Но есть ли научная теория сознания, которая бы обосновывала это заявление? Да, такое объяснение существует, и его суть заключена в том, что происходит с сознанием во время клинической смерти. По словам доктора Стюарта Хамероффа, клиническая смерть возникает тогда, когда квантовая информация, обитающая в нервной системе, покидает тело и рассеивается во Вселенной.


Он утверждает, что человеческое сознание находится в микротрубочках клеток головного мозга, которые являются основным центром квантовой обработки информации. После смерти эта информация выходит из тела вместе с нашим сознанием. Ученый считает, что наша душа – это результат квантовых гравитационных эффектов, происходящих в этих микротрубочках.

Таким образом, наше сознание создает Вселенную, а не наоборот. То, что происходит в нашей голове, неразрывно связано с тем, что случается во внешнем мире. Человек одновременно существует в нескольких параллельных Вселенных, и наше будущее зависит только от того, что мы делаем и выбираем сегодня. И самое главное - наше сознание вечно!

Сознание - это искра жизни, которая соединяет каждого из нас с Универсальной Жизнью. Это нить, которая настраивает нас в унисон со Вселенной. Если вы хотите парить в Запредельном, вам необходима нить сознания.

Сознание - это искра, позволяющая нам войти в Свет. Именно сознание соединяет нас с Богом. Оно - звено между Богом и человеком, между Небом и землей.

В физическом мире мать говорит ребенку, кто его отец. В духовном мире наше устремление говорит нам, кто есть Бог. Кто же Бог? Бог - это бесконечное Сознание. Он также Самопросветляющий Свет. И нет такого человека, в котором не было бы этого бесконечного Сознания и Самопросветляющего Света.

Наша Цель внутри нас. Для достижения этой цели нужно начать духовную жизнь. А в духовной жизни самым необходимым является сознание. Без него всё - бесплодная пустыня. Входя в какое-то темное место, мы берем с собой фонарик или другой источник света, чтобы знать, куда идти. Если мы хотим что-то знать о своей непросветленной жизни, нам нужно воспользоваться помощью сознания.

В своей внешней жизни и достижениях человек очень ограничен. Но тот же человек, войдя в сокровенные тайники своего сердца, чувствует, что существует нечто, стремящееся постоянно расширять себя. Это сознание. Сознание соединяет человека с высшим Абсолютом.

Сознание - наш настоящий учитель, дорогой друг и верный раб. Как раб, сознание несет Богу наше огромное невежество. Как друг, сознание говорит нам, в чем заключается высшее Знание. Как учитель, сознание открывает нам неоспоримую истину о том, что сегодняшний несовершенный и неисполненный человек - завтрашний совершенный и исполненный Бог.

Сознание поет. Оно поет песню вселенского Единства. Сознание играет. Оно играет в игру космического Проявления. Сознание танцует. Оно танцует с исполняющим Видением Бога внутри и с исполненной Реальностью Бога снаружи. Сознание действует. Оно действует через взывающее, восходящее и отрекающееся устремление человека и через нисходящее, защищающее и просветляющее Сострадание Бога.

Когда сознание - сама активность, оно преклоняется перед Богом-Матерью, своим Источником. Когда сознание - само безмолвие, оно преклоняется перед Богом-Отцом, своим Источником. От Матери оно получает самую мощную Силу для совершения высшего жертвования ради бессознательной земли. От Отца оно получает высший Свет для просветления непросветленной земли. Само сознание одновременно является и Светом и Силой. Как Свет, оно отождествляется с чистым вдохновением и глубоким устремлением нашего внутреннего мира. Как Сила, оно проявляет свою божественную верховную власть над мрачнейшим рабством и неистовым невежеством мира.

Сознание, которым пользуется неустремленное тело, называется сознанием, подающим надежду. Сознание, которым пользуется упрямый витал, известно как пагубное сознание. Сознание, которым пользуется бескомпромиссный ум, - это сомневающееся сознание. Сознание, которым пользуется раскрывающееся сердце, - это исполненное истины сознание. А сознание, которым пользуется безграничная душа, - плодотворное сознание.

Aum Anandamayee Chaitanyamayee Satyamayee Parame

«О Мать-Абсолют Бытия-Сознания-Восторга». Это тройственное сознание - протяженнейшая длина, широчайшая широта и глубочайшая глубина. Протяженнейшая длина - это Бесконечность. Широчайшая широта - Вечность. Глубочайшая Глубина - Бессмертие. Когда сознание живет в Бытии, человечество с преданностью принимает то, что от всей души предлагает ему Божественность. Когда сознание живет в своем собственном царстве, человечество и Божественность любяще и все же с удивлением делятся друг с другом своими переживаниями. Когда сознание живет в Восторге, человечество осознано и преобразовано, а Божественное проявлено и исполнено.

Слеп тот, кто не видит Сознания-света. Глух тот, кто не повинуется Сознанию-справедливости. Несчастен тот, кто не может вкусить Сознания-плода. Глуп тот, кто отрицает существование Сознания-моря.

Вопрос: Сознание и мысль - это одно и то же?

Шри Чинмой: Нет. Давайте считать, что сознание - это стол, а мысли - мухи. Мухи постоянно сидят на столе, ползают по нему и перелетают с места на место. На стол это существенно не влияет, но его нужно приводить в порядок. А как привести в порядок сознание? Светом своего сердца.

Вопрос: Помогает ли ум поддерживать высокий уровень сознания?

Шри Чинмой: Нет. Наш ум совсем не способен удерживать высокий уровень сознания. Если ум ищет и взывает, он может помочь поднять уровень сознания. Но он не может удерживать высокий уровень сознания. Делать это может только свет души. Душа наделила этой способностью также сердце, и сердце может делать это от имени души. Если нам помогает сама душа, тогда наше сознание остается совершенным. Но если эта помощь исходит из сердца, которое еще не полностью просветлено, тогда сознание не остается на неизменно высоком уровне. И, тем не менее, сердце обладает гораздо большей способностью удерживать высокий уровень сознания, чем ум.

Вопрос: Как начинающему в медитации узнать, поднимается его сознание, остается устойчивым или снижается?

Шри Чинмой: Начинающий в медитации может легко определить, поднимается его сознание, остается устойчивым или снижается. Если он чувствует чистоту в сердце, во всем своем существе, значит, его сознание остается устойчивым. Если он чувствует искренность, значит, его сознание поднимается. Если же он становится жертвой сомнений относительно своего ощущения или видения, тогда его сознание снижается.

Вопрос: Как повысить сознание, если кажется, что нам угрожают негативные силы?

Шри Чинмой: Когда нам угрожают негативные силы, нужно почувствовать, что внутри нас есть самый сильный в мире друг, и этот друг - наша душа. Давайте укроемся под крыльями души. Давайте призовем душу и будем молить ее о руководстве. Если мы позовем этого друга на помощь, он, конечно же, вступит в бой с этими негативными силами от нашего имени. Душа спасет нас, защитит, просветлит и сделает нас более совершенными.

Вопрос: Следует ли осознать Высшее или достичь высшего сознания, прежде чем общаться с неустремленными людьми?

Шри Чинмой: Сначала нужно осознать Высшее. Лишь после этого вы можете смело общаться с неустремленными людьми. Когда вы общаетесь с неустремленными людьми, это все равно, что посещать психиатрическую больницу. Пока вы сами недостаточно сильны, вы тоже можете быть затронуты.

Если вы устремлены, то, чтобы помогать остальным устремленным, нужно достичь Высшее. Пока вы еще только сами поднимаетесь вверх, в Высшее, вы можете помогать своим младшим братьям, которые устремляются, но еще не достигли вашей высоты. Но будет глупо с вашей стороны пытаться помочь совсем неустремленным людям. Вы не сможете изменить их природу, поскольку они не хотят меняться.

Еще не осознавшему искателю Бог обычно говорит: «Устремляйся сам, и если, поднимаясь, ты увидишь, что кто-то немного позади тебя, помоги ему, вдохнови его, веди за собой, чтобы и он смог прийти туда, где находишься ты. Но только не поступайте так с неустремленными людьми, ибо в этом случае вы сами не сможете устремляться. А если вы не устремляетесь, тогда как вы осознаете Меня?» Так что, будем мудры. Вначале, на определенном этапе, мы будем общаться с теми, кто устремляется. А затем, постигнув Высшее, мы сможем общаться и с теми, кто не устремляется, если такова Воля Бога.

Вопрос: Что такое бессознательность?

Шри Чинмой: Бессознательность - это состояние сознания, в котором нет света, ни малейшего проблеска света.

Вопрос: Когда вы говорите о сознании минералов, растений, человека и божественного, что именно вы имеете в виду?

Шри Чинмой: В минеральном сознании практически нет света. В растительном сознании есть лишь проблеск света. Ограниченный свет есть или может быть в человеческом сознании. Но человеческое сознание способно вместить безграничный Свет, как это происходит с очень опытными искателями. В конечном счете Божественное сознание воплощает беспредельный, бесконечный Свет.

Вопрос: Существует ли предельное сознание, или сознание всегда может быть превзойдено?

Шри Чинмой: Со строго духовной точки зрения ничто не является наивысшим. Все превосходит себя. Сам Всевышний постоянно превосходит Свою высшую Высоту. Всевышний - это Тот, кто вечно поет Песню Самопревосхождения.

Мы называем что-то наивысшим, исходя из своего нынешнего осознания. Но то, что является предельным сегодня, не должно и не может оставаться предельным завтра. Цель нынешнего дня - отправная точка завтрашнего дня. Предельной реальности не существует. Предельная реальность существует для сегодняшнего дня, для нынешнего достижения. Но завтра мы сможем подняться выше и превзойти реальность, которую вчера считали предельной. Сегодняшнее предельное сознание нужно превосходить более интенсивным устремлением завтрашнего дня.

Вопрос: Какая взаимосвязь между душой и сознанием?

Шри Чинмой: Душу можно сравнить с кусочком льда, а сознание - с водой.

Вопрос: Какая взаимосвязь между сознанием и осознанием?

Шри Чинмой: Сознание подобно ровному зеленому полю, а осознание - высочайшей вершине Эвереста. Поле примыкает прямо к горе, а подножие горы непосредственно связано с вершиной горы. Но сознание и осознание - оба являются одним неделимым потоком универсального Сознания.

Вопрос: Какая взаимосвязь между интуицией и сознанием?

Шри Чинмой: Интуиция - это стрела, а сознание - лук. Если стрела выпущена, она попадает в цель. Если же лука нет, стрела не может сыграть свою роль, и наоборот. Оба они незаменимы.

Вопрос: Действительно ли душа каким-то образом связана с тем, что мы называем сознанием?

Шри Чинмой: Сознание всегда связано с душой. Но то, что мы в человеческой жизни называем сознанием, вовсе не является подлинным сознанием, это обыкновенное чувство. Когда мы воспринимаем что-то неуловимое, чему не можем найти определения, мы называем это сознанием. На самом деле это вовсе не подлинное сознание. Это скорее очень тонкое желание. Мы входим в него и тотчас чувствуем, что это наше сознание. Но подлинное сознание - это Свет, который соединяет Небеса и землю. Сами Небеса находятся в нашем сознании.

Сознание и душу невозможно отделить друг от друга, в то время как тело можно легко отделить и от души, и от сознания. Когда мы пользуемся термином «физическое сознание», мы говорим о конечном сознании. А оно - часть бесконечного Сознания, которое вошло в грубое физическое, и теперь само физическое владеет им и использует его. То же самое может произойти и с витальным сознанием, и с ментальным сознанием. Но божественное сознание - это бескрайнее единство, которое вмещает безмолвие, оно вмещает свою собственную подлинную форму. Когда оно вмещает силу, оно проявляет свою внутреннюю реальность.

Душа, которая вечна, и сознание, которое бесконечно, неразлучны. У них единый источник - это жизнь, вечная жизнь. Жизнь души бесконечна и жизнь сознания бесконечна. Они дополняют друг друга. Душа выражает свою божественность через сознание, а сознание выражает свое всепроникающее безмолвие через душу.

Вопрос: Иногда я просыпаюсь утром в очень возвышенном состоянии и с чувством единства, но не понимаю, что же произошло. Может ли совершаться ночью какая-то духовная работа, которую мы не осознаем?

Шри Чинмой: Вы отчасти осознаете эту работу. Если бы вы совсем не осознавали ее, вы не смогли бы сейчас рассказать мне о ней. Вы не осознаете ее на ментальном плане, но существует много других планов сознания. Когда вы действительно получаете какое-то переживание, ваша душа осознаёт это.

Сознание подобно лестнице. Вы можете подниматься вверх или спускаться вниз по разным ступеням. Сейчас между ступенькой, на которой вы находитесь, и ступенькой, на которой у вас было это переживание, нет связи. Если вы остаетесь в физическом сознании, как поступает большинство людей на протяжении дня, тогда переживание, которое у вас было во внутреннем мире, не может действовать должным образом. Физическое сознание не имеет свободного доступа к тому особому плану сознания, на котором у вас было переживание. У физического сознания должен быть божественный свет, и лишь тогда оно может иметь свободный доступ на все планы сознания.

Во время сна, когда душа переходит с одного плана на другой, она подобна свободной птице. Если физическое сознание хочет знать, что делает душа на протяжении двадцати четырех часов в сутки, его нужно формировать и направлять светом души. Что касается вас, вы осознавали переживание души, но потом забыли о нем, потому что не знаете всех планов сознания, существующих между областью души и физическим сознанием.

Вопрос: В чем различие между человеческим сознанием и божественным сознанием?

Шри Чинмой: В основном человеческое сознание состоит из ограничения, несовершенства, зависимости и невежества. Это сознание хочет оставаться здесь, на земле. Оно находит радость в конечном: в семье, в обществе, в земных делах и заботах. Божественное сознание состоит из Покоя, Блаженства, божественной Силы и так далее. Его природа - постоянно расширяться. Человеческому сознанию кажется, что нет ничего важнее земных наслаждений. Божественное сознание чувствует, что нет ничего важнее и значительнее, чем небесные Радость и Блаженство на земле. Человеческое сознание пытается убедить нас, что мы бесконечно далеки от Истины и исполненности. Оно пытается заставить нас считать, что Бог где-то далеко, в миллионах миль от нас. А божественное сознание дает нам почувствовать, что Бог прямо здесь, в каждом биении сердца, в каждом человеке и во всем вокруг нас.

Человеческое сознание убеждает нас, что мы можем существовать без Бога. Если человеческое сознание глубоко невежественно, ему чудится, что в Боге нет необходимости. Мы видим миллионы и миллиарды людей, которые не молятся и не медитируют. Они думают: «Если Бог есть - очень хорошо, если Его нет - мы ничего не теряем». И хотя они пользуются словом «Бог» по поводу и без повода, реальность существования Бога их не интересует ни на Небесах, ни в повседневной земной жизни.

Божественное сознание совсем другое. Имея даже то ограниченное божественное сознание, которое у нас есть, мы чувствуем высшую потребность в Боге каждое мгновение. Оно дает нам почувствовать, что мы находимся на земле именно потому, что существует Он. И когда мы лелеем божественные мысли, божественное сознание дает нам понять, что именно Бог вдохновляет нас лелеять эти божественные мысли. Божественное сознание дает нам ощущение, что во всем есть божественная воля, божественное намерение, божественный идеал, божественная цель. У обычного человеческого сознания нет никакого намерения, никакой позитивной цели, это просто бешеный слон, который несется сломя голову.

В божественном сознании всегда есть цель, и эта цель всегда превосходит себя. Сегодня мы считаем своей целью что-то одно, но, достигнув порога этой цели, сразу же получаем вдохновение превзойти ее. Эта цель становится отправной точкой для более высокой цели. Так происходит потому, что Бог постоянно превосходит Себя. Бог беспределен и бесконечен, но Он превосходит даже Свою собственную Бесконечность. Поскольку Бог постоянно совершает прогресс, мы также совершаем прогресс, когда находимся в божественном сознании. В божественном сознании все непрерывно расширяется и растет в более высокий и более исполняющий Свет.