Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Викторина по экологии "Экологический калейдоскоп"; начальные классы. Экологический калейдоскоп "этот удивительный мир" Презентация экологический калейдоскоп для начальной школы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 28

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д. М. КАРБЫШЕВА

Г.О. САМАРА

Классный час на тему экологии

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Работу выполнил:

учитель начальных классов

Брускова О.П.

Возраст детей, для которых предназначен классный час – 7-10 лет.

Необходимая предварительная работа – распечатать карточки с заданиями.

Цель : формировать первоначальное представление об экологии как науке, её роли в жизни людей.

Задачи :

Образовательные:

формировать представление о понятии «экология», учить соблюдать правила и нормы поведения в природе;

Развивающие:

развивать любознательность, логическое мышление, воображение, речь, умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

Воспитательные:

воспитывать экологическую культуру (учить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды).

Предметные результаты:

участвовать по мере сил в охране природы;

иметь представление об экологии.

Метапредметные результаты:

Высказывать предположения о том, что такое экология;

Рассказывать по рисунку (экологическим знакам) о природе - нашем зелёном доме;

Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке (экологическом знаке);

В сотрудничестве с одноклассниками организовывать поисковую деятельность по изучению законов экологии.

Личностные результаты:

Понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы.

Познавательные:

Ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема), наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

Ведущий:

Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многие другие. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Наука эта - ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» - наука . Ведь природа – это общий дом для растений, животных и человека.

Предлагаю вашему вниманию викторину - путешествие «Экологический калейдоскоп». Приглашаю вас в Царство природы, поиграть, поразмышлять, отгадать загадки, спеть, а в итоге – торжественное посвящение в юные экологи.

Надеюсь, благодаря активной работе во время классного часа, вы поймёте насколько важно беречь природу и приложите усилия для её защиты и охраны.

Итак, в добрый путь! Мы начинаем путешествие в удивительное, прекрасное и загадочное Царство природы.

Вы, друзья,

Смотрите не подкачайте!

И правдивыми быть и добрыми обещайте!

Не обижайте ни птахи, ни сверчка,

Не покупайте для бабочки сачка!

Любите цветы, леса, поля и пашни –

Всё, что зовётся Родиною нашей!

Мир растений, грибов

В нужном порядке вставьте «выпавшие» слова, а мудрый совет исполните тёплым весенним денёчком (работа по карточкам)

Много леса - …,

Мало леса - …,

Нет леса - … !

(Варианты: не губи, береги, посади .)

Подскажите нужное словечко, дополнив поговорку.

В июле муравьи трудятся, а ………….. красуется.

( Варианты: листва, стрекоза, солнышко).

Попробуйте, ребятки, отгадать загадки.

Кто, как только жарко станет

«Шубу» на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой?

(Лес)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт она всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.

(Трава)

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке.

Заглянешь в серединку –

Увидишь сердцевинку.

Из плодов он твёрже всех.

Называется …

(Орех)

Увидел красный гриб в лесу,

Любуюсь на его красу:

Беленькая ножка,

На шляпке – горошки.

Но его я не сорву.

Полюбуюсь и уйду.

(Мухомор)

Высока, всегда зелёная.

Выше ивы, выше клёна я.

Тяну ручки - прямо к тучкам.

А вокруг танцуют внучки:

Пушистые, пригожие,

На ёжиков похожие.

(Ель)

Я - капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

(Земляника)

Мир животных

Постарайтесь чётко, звонко произнести скороговорки. Кто лучше?

Летели лебеди с лебедятами.

На иве галка, на берегу галька.

Проворонила ворона воронёнка.

В кого превратились или были заколдованы:

Князь Гвидон?

(В комара, муху, шмеля. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкин)

Великан – людоед из сказки Ш. Перро?

(Во льва, мышь. «Кот в сапогах»)

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г. Х. Андерсена?

(В лебедей. «Дикие лебеди»)

Пиноккио?

(В осла. «Приключения Пиноккио» К. Коллоди.)

Вспомните, кто они (удав, лисёнок и т. д.),следующие герои сказок:

Рики –Тики – Тави?

(Мангуст. «Рики –Тики – Тави» Р. Киплинг)

Господин Нильсон?

(Обезьянка. «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен)

Каа?

(Удав. «Маугли» Р.Киплинг)

Людвиг Четырнадцатый?

(Лисёнок. «Тутта Карлссон Первая и единственная» Э.Экхольм)

Матроскин?

(Кот. «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э.Успенский)

Кто это? Догадайтесь по описанию:

Бурый, косолапый, неуклюжий - …(медведь).

Серый, зубастый, страшный - …(волк).

Хитрая, пушистая, рыжая - …(лиса).

Волк рычит, воет, скулит.

Лисица тявкает, скулит.

Кабан хрюкает.

Ёж фыркает.

Белка цокает зубками.

Олень, лось трубит.

Рысь рычит.

Зубр мычит.

Кто где живёт?

Медведь зимой спит в берлоге.

Волк в логове.

Лиса в норе.

Бобёр в хатке на берегу.

Белка в дупле.

Ёж в норке.

Зубр в пуще.

Кабан в чаще.

Заяц под кустом дрожит.

Кто что любит?

Медведь - мёд, малину, ягоды, рыбу, падаль.

Кабан - жёлуди, падаль.

Лиса - кур, гусей, зайцев.

Волк - овец, телят, зайцев.

Рысь - мясо других животных.

Зубр - траву, листья.

Лось, олень - траву, ветки, кору, сено, соль.

Ёж - мышей, змей.

Белка - орехи, шишки, грибы.

Заяц - кору молодых деревьев.

Человек и природа

Про природу люди

Перестали думать.

Разрушают, портят,

Убивают, мутят.

И зверей, и птиц

Жестоко убивают.

Мусором, отходами

Речки загрязняют!

Как же это так? Разве это правда? Правда, но не все люди такие. Ребята, вы любите природу?

Деревья не ломаете?

Из рогаток по птицам не стреляете?

Знаете ли вы правила поведения в природе? Впишите недостающие слова (работа по карточкам).

    Используйте ( мешки под мусор) , чтобы забрать весь скопившийся мусор с собой до ближайшей урны или свалки.

    Используйте для подстилки под палатку коврики или матрацы, (не рубите ) хвою и лапник.

    Используйте ( проложенный) маршрут для похода.

    Не ( разоряйте ) муравейники.

    После отдыха на природе (загасите ) костер водой или (засыпьте) землёй.

К каждой схеме сформулируйте правило поведения в природе. (работа по карточкам)

Варианты ответов:

    Не обижай лесных жителей.

    Не ломайте ветки деревьев.

    Не трогайте диких животных.

    Не ловите бабочек ради забавы.

    Не разоряйте птичьи гнезда.

    Не рвите цветы.

У природы ищите вдохновенья

Для песни, для сказки,

Для стихотворенья!

Давайте вспомним слова каждой строчки из песни и весело споём о солнечном лете! («Песенка о лете» Из мультфильма «Дед Мороз и лето» Слова Ю.Энтина, музыка Е.Крылатова)

Мы в дороге с песенкой о …… ,

Самой …… песенкой на свете.

Мы в лесу …… ,быть может, встретим.

Хорошо, что дождь …….

Мы покрыты бронзовым …… .

Ягоды в лесу …… пожаром.

Любим …… жаркое недаром.

Лето - это …… !

Вот оно какое, …… лето!

Лето …… зеленью одето,

Лето жарким …… согрето,

Дышит лето ветерком!

На …… солнечной опушке

Прыгают зелёные …… .

И танцуют …… - подружки,

…… всё кругом!

(Слова: лете, лучшей, ежа, прошёл, загаром, горят, лето, хорошо,

наше, яркой, солнышком, зелёной, лягушки, бабочки, расцветает)

ИТОГИ

Вы старательно выполняли все задания, а значит, увидели и услышали красоту окружающей природы: серебристую стрекозу, деревце с ветвями – пальчиками, ароматную землянику на тонкой ножке, шустрого кузнечика, песенку дождя… Возможно, природа вдохновила вас на написание сказки или песни. Под радостные крики: «Ура!», аплодисменты зелёных ладошек - листочков и барабанную дробь дождя – вы посвящаетесь в юные экологи

Вам ещё только предстоит найти ответы на загадки Природы, бережно относиться к Ней, ведь, ДОМ, в котором мы все живём, не только очень загадочный и интересный, но и очень хрупкий. Сохраните его!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Журнал «Педсовет»,№6,2000 г.

Детский журнал для семейного чтения «Радуга»,№6(22),2005 г.

Тузова В.Л. «Первый класс – день за днём»-СПб, 2002 г.

«Экология для детей»/Под редакцией Ю.С. Астахова-Самара,1994 г.

Карточки:

    Используйте _____________________,чтобы забрать весь скопившийся мусор с собой до ближайшей урны или свалки.

    Используйте для подстилки под палатку коврики или матрацы, _________________ хвою и лапник.

    Используйте ______________ маршрут для похода.

    Не _________________ муравейники.

    После отдыха на природе ____________костер водой или ____________землёй.

Вакхова Надежда Тимофеевна.

Учитель математики, классный руководитель 9 класса.

МКОУ Старосельская средняя общеобразовательная школа Сафоновского района Смоленской области, д. Старое Село

Экологический калейдоскоп

Этот удивительный мир

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

А.К.Толстой

План проведения классного часа

1.Вступительное слово о лесе.

2.Первый конкурс. Викторина «САМОЕ – САМОЕ»

3.Второй конкурс: «ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ»

4. Третий конкурс: «ЗДОРОВЬЕ ИЗ ЛЕСА»

5. Четвёртый конкурс: «Птицы – друзья леса»

6. Пятый конкурс: «ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

7.А знаете ли вы, что...

8. Не виновата, а - в ответе.

Все мы любим лес. Да разве можно его не любить? Удивительно красивы наши леса! Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. В них мы находим отдых и тишину от городского шума, прохладу от летнего зноя, а в чаще – защиту от ветра.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось,

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Начинаем игру – экологический калейдоскоп

«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР»

Первый конкурс. Викторина «САМОЕ – САМОЕ»

1. Самое красивое дерево в нашей стране? (Берёза).

2. Самый страшный враг леса? (Пожар).

3. Самый любимый корм лося? (Ветки осины).

5. Самое распространённое дерево в российских лесах? (Лиственница).

Второй конкурс: «ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ»

    Как называется сосновый лес и город в Нижегородской области? (Бор).

    Как называется берёзовый лес и город в Свердловской области? (Роща).

    Как называется множество деревьев, растущих на большом пространстве, и река в Бельгии? (Лес).

    Название этого червя происходит от атмосферного явления. Кто он? (Дождевой червь).

    Смените одну букву в названии домашней птицы и вы превратите её в хищного лесного зверька с ценным мехом. (Курица – куница).

Третий конкурс: «ЗДОРОВЬЕ ИЗ ЛЕСА»

    Как используется липовый цвет в народной медицине?

(Как чай от простуды и кашля).

    Как используют кору дуба в народной медицине? (Как отвар из коры при воспалительных заболеваниях полости рта, при кровоточивости дёсен).

    Для человека настойка этой многолетней травы – успокаивающее средство, а для кошек – возбуждающее. Что это за трава? (Валериана).

    Как называется жёлтый кислый плод южного дерева, который мы употребляем во время простуды? (Лимон).

    Мёд, собранный с цветков этого дерева, душистый и необычайно вкусный. Назовите это дерево. (Липа).

Четвёртый конкурс: «Птицы – друзья леса»

1.Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи).

2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).

3.Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики).

4. Какая птица зимой белая? (Белая куропатка).

5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка).

Пятый конкурс: «ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Когда бобры строят свои жилища?

а) Утром; б)ночью ; в) днём.

2. Как поступает волк, добыв пищу?

а) Ест сам;

б) кормит волчицу;

в) отдаёт пищу новорождённым волчатам.

3. Когда лоси сбрасывают свой головной убор – рога?

а) Зимой; б) весной; в) летом; г) осенью?

4. Назовите зверька с самой драгоценной шкурой?

а) Белка; б) куница; в) соболь.

5. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими).

6. Сухие или свежие грибы ест белка? (Сухие).

А знаете ли вы, что...

Писатели, художники, композиторы, люди разных профессий находят в лесу источник своего вдохновения.

«Леса учат человека понимать прекрасное». (А.П.Чехов).

1. В творчестве каких писателей, поэтов тема родной природы занимает большое место? (Некрасов, Пушкин, Лермонтов, Есенин и т.д.)

2. На полотнах каких художников изображены сосновые, еловые леса, природа родного края? (Ив. Ив. Шишкин, Виктор Мих. Васнецов, Вас. Ив. Суриков, Исаак Ил. Левитан и т.д.)

Лес – это источник древесины. Ель используют для музыкальных инструментов, для строительства; дуб применяют в кораблестроении, производстве мебели; сосна – источник химических продуктов (скипидар, канифоль, дёготь), осину используют при производстве спичек, разных поделок.

Лес – это жизненная среда для многих птиц и зверей, это запасы пушнины, дичи.

Лес – это ягоды, грибы, лекарственные растения.

Забота о сохранении богатств природы – долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность – беречь и охранять леса, обитающих в них птиц, животных.

НЕ ВИНОВАТА, А – В ОТВЕТЕ

Спасибо, лес, тебе за всё:

За тишину уединенья,

И теплоту прикосновенья,

За воздух, что пахуч, как мёд,

За аромат полян цветущих,

За всё живое, что живёт,

За всех свистящих и поющих,

За бескорыстье бытия,

За щедрость до самозабвенья.

Прошу прощенья у тебя

За все людские прегрешенья.

Прости, что погулял топор

В твоём еловом полумраке,

Что непотушенный костёр

Промчался бешеной собакой,

Что не смогла предотвратить

Я подлый выстрел на рассвете,

ЗА ВСЁ ПРОШУ МЕНЯ ПРОСТИТЬ,

НЕ ВИНОВАТА, А – В ОТВЕТЕ.

Надежда Кудашкина.

Название документа экологический калейдоскоп.ppt





























‹‹ ‹

1 из 28

› ››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Экология –это наука, которая изучает наш дом - планету, на которой мы живем, и то, как надо жить в этом доме. Калейдоскоп (от греческого kalos-красивый, eidos-вид)

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Нижний этаж грибы Из чего состоит гриб? Сколько живет гриб? Сколько лет живет грибница? Без чего не могут жить грибы? Какой лес предпочитает белый гриб? С каким деревом дружит сыроежка? В какой работе участвуют грибы в лесу?

№ слайда 6

Описание слайда:

Что вы знаете о лишайниках. Что такое лишайники? Можно ли по состоянию лишайников определить загрязненность воздуха?

№ слайда 7

Описание слайда:

Правила в природе 1. Не рви цветы, не ломай деревья. 2. Не разоряй гнезда и муравейники. 3. Оберегай растения и животных, особенно занесенных в Красную книгу. 4. Жги костры только в специально оборудованных местах: костер должен быть удален от деревьев, место костра очищено от травы и обложено камнями или землей; для костра использовать су­хой валежник или специально запасенные дрова; перед уходом костер залей водой и засыпь землей. 6. Не жги весной траву, так как от неё может загореться лес. 7. Не устраивай мусорных куч, все пустые банки и бутылки вместе с другим мусором унеси с собой из леса и выбрось в специально оборудованные для этого места или закопай. 8. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных. 9. Не шуми и не тревожь обитателей леса.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Викторина «Деревья» 1. Хвоя этого дерева живет 10-12 лет. Шишки подняты вверх, как свечи, созрев, рассыпаются на части, оставляя стержень. На коре много вздутий, до 700, а в них прозрачная «пахучая» жидкость, ее назы­вают «бальзам». Зимой эта смола защища­ет дерево от холода, в другое время - от насекомых, пытающихся проникнуть под кору. 2. На зиму это дерево сбрасывает свою хвою. Хвоинки мягкие, шелковистые. Долгожитель. После «смерти» хорошо сохраняется древесина. Санкт-Петербург построен на сваях из этого дерева. Колоды-саркофаги, боевые колесницы с коле­сами раньше строили из него. Шишки овальной формы.

№ слайда 10

Описание слайда:

3. В переводе с латинского «кверкус» - красивое дерево. Долгожитель. Очень устойчив к нападению вредителей, сильным бурям, засухе. Олицетворение силы, мощи, крепости. Венком из ветвей этого дерева награждали за спасение жизни и воинские подвиги. Древние славяне это дерево почитали как магическое, связанное с богом грома и молнии Перуном, а древние греки связывали его с богом Солнца, науки и искусства Аполлоном. 4. Это дерево отличается от других цве­том коры, в ней находится белое вещество - бетулин. В любую погоду кора его остается прохладной.

№ слайда 11

Описание слайда:

5. В древесине этого дерева есть «млечный» сок, в котором содержится каучук. На листьях этого дерева не бывает каких-либо повреждений, сделанных гусеницами и жуками, - насекомые почему-то не трогают листву дерева. По «слезам» дерева можно предсказать приближение дождя. 6. За нежный, красивый облик это де­рево древние славяне связывали к Ладой, богиней любви и красоты. Название от греческого слова «птилон» - крыло. Листья сердцевидной формы. Большое дерево в период цветения дает 12 кг меда, который считается самым лучшим. 7.Древесина этого дерева быстро гниет, а живет оно мало - 80-100 лет. Осенью в период листопада дерево сбрасы­вает с себя и лишние ветки. Когда нет листьев, дерево можно узнать по вкусу коры - чувствуются горечь и запах. Цветет дерево до появления листьев. От пня поросль не дает.

№ слайда 12

Описание слайда:

8. Какое дерево - прекрасный «пылесос», один из лучших очистителей пыли и сажи? Волокна древесины неровные, и топор в ней увязает. 9. Это дерево растет на Кавказе. Древесина твердая, от нее отскакивает даже топор. Нож его не берет. В воде сразу идет ко дну. Из него изготавливают детали машин. Его научное название самшит, а какое народное? 10.Плоды дерева похожи на колбасу, но несъедобны. 11. Ствол имеет длину около 10 м, вы­сота около 100 м. Живет 3-4 тыс. лет. В одном таком дереве индейцы прорубили тоннель в 9 м, в котором ездил грузовик. В другом дереве устроили танцплощад­у, где танцевали 15 пар, играл духовой оркестр и еще хватило места для 20 зрителей. Этих деревьев осталось всего 500. Как оно называется? 12. Это дерево растет в тропиках. Плод круглый, достигает веса 16-30 кг. Из него пекут лепешки, разрезая плод и добавляя дрожжи, молоко.

№ слайда 13

Описание слайда:

13. Оно растет в Бразилии. Дерево-корова - так называют его в народе. Чтобы его «подоить», надо надрезать кору. Сок напоминает молоко. Каково его научное название? 14. Это дерево можно встретить в Индии, Китае, Японии, на Кавказе, в Крыму. Подсушенные плоды напоминают конфеты. Что это за дерево? 15. Диаметр дерева составляет примерно 10 м. Оно кормит, поит и одевает. Листья едят как овощи. Из плодов готовят напиток, похожий на лимонад. Из коры получают волокно для сетей, мешков, бумаги, одежды. Кора мягкая, и поэтому ее поражает грибок, в дуплах устраивают кладовки, склады и жилые помещения для людей.

№ слайда 14

Описание слайда:

«Деревья для человека» 1. Дрова каких деревьев дают мало тепла? 2. Какая древесина идет на изготовление карандашных палочек? 3. Назовите деревья-«пионеры», которые заселяют любой свободный клочок земли. 4. Корни этого дерева помогают гидростроителям, скрепляя берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам подмывать или размывать берега?

№ слайда 15

Описание слайда:

5. Из древесины какого дерева изготавливают скипидар, серу, канифоль? 6. Из древесины каких деревьев изготавливают фанеру? 7.Из чего делают фанеру? 8. Из древесины каких деревьев делают телеграфные столбы? 9. Из хвои, листьев, древесины каких деревьев получают лекарственные средства? Какие?

№ слайда 16

Описание слайда:

10.Какие деревья являются «медоносами»? 11. Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? 12. Из какого дерева плетут рыболовные снасти, веревки, корзины, делают мешковину? 13. Какие деревья неприхотливы и не боятся ни жары, ни холода? 14. Семена какого дерева прорастают лишь во влажном состоянии после воздействия на них пониженных температур?

№ слайда 17

Описание слайда:

Птицы 1. Какие птицы не высиживают яиц? 2. Дятлы любят переезжать каждый год на новую квартиру. А у какого вида дятлов гнездо квадратное? 3. В Испании эту птицу называют «обманщик пастухов». Ведет ночной образ жизни, спасая коз и коров от насекомых, которые летают у их вымени и мучают, не давая им отдыхать. 4. Эта птица при опасности может ши­петь, так вытягивая шею и поворачивая голову, что многие принимают ее за змею. 5 Какая птица летает со скоростью 100-200 км/ч?

№ слайда 18

Описание слайда:

6. Самцы этих птиц очень вежливы и заботливы: уступают лучшую еду самкам и прилежно воспитывают птенцов, к нам прилетают с первым снегом. 7. Эта птица в хорошем настроении издает нежные звуки, за это ее называют «лесная флейта», а в плохом настроении кричит, как кошка, за что ее называют «лесная кошка». 8. Какая птица у нас самая маленькая и много ли она ест? 9. Эта птица ловит насекомых на лету, даже строительный материал для гнезда находит в воздухе. На земле она ведет себя беспокойно из-за своих коротких ног и длинных крыльев. Название получила за свои звуки, а может, за то, что, летая, она «стрижет воздух». В народе птицу называют «лесной барашек», в полете крылья, гудя от ветра, издают блеющий звук. 10. Эта птица замуровывает себя на 4 месяца в дупле. Высиживает там яйца, вскармливает птенцов и линяет. Делает она это для того, чтобы в дупло не заполз­ли ядовитые змеи, - оставляет только щель для дыхания.

№ слайда 19

Описание слайда:

Лекарственные растения в помощь человеку» 1. Какие растения останавливают кровь? 2. Какие растения очищают кровь? 3. Какие растения богаты витаминами? 4. Какие растения применяют при простуде и кашле? 5. Какие растения применяют как успокоительное?

№ слайда 20

Описание слайда:

6. Какие растения применяют при заболеваниях глаз? 7. Какие растения применяют при заболеваниях почек? 8.Какие растения применяют при заболеваниях сердца? 9. Какое растение понижает сахар в крови? 10. Какое растение содержит ментол - физиологически активный компонент, обладающий анестезирующим действием?

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Растения герои исторических событий Когда ещё не было на Земле царицы цветов - красавицы розы, этот цветок повсюду ценился до­роже всех других творений богини Флоры. Им ук­рашали хижины в Древнем Китае и в Индии, его обожествляли в Египте и Вавилоне, о нём слагали элегии и оды в Риме и Греции. И вовсе не за красоту, которую затмит потом божественная роза, - он утолял боль ране­ным воинам, из него делали масло для бла­говоний, древние повара готовили из ягод и лепестков его изысканные блюда и на­питки. И на Руси его тоже знали. В летопи­сях можно найти указания на то, что для его заготовки снаряжались целые экспеди­ции, собиравшие его с «великим прилежа­нием». Потребность в нём была столь вели-то, что его закупали в соседних княжест­вах. В пору Ивана Грозного посылали в Ка­зань для обмена на ягоды и лепестки этого растения собольи меха, бархат, парчу, ат­лас. Приготовленным из его плодов креп­ким наваром пропитывали повязки и на­кладывали их на раны. Древние римляне считали его симво­лом нравственности, греки разводили его в садах вокруг храма Афродиты - богини любви и красоты, лепестками его украшали путь новобрачных. Это был цветок радос­ти, любви, веселья. Вопрос. Назовите это растение (Шиповник.)

№ слайда 23

Описание слайда:

Дерево-защитник Обычай сажать это деревце пошёл от древних греков и римлян. Средневековые жители верили, что оно способно защитить от злых духов, драконов, болезней и прочих напастей. Ветви этих деревьев прибивали к воротам и входным дверям домов. В средней полосе России, веря, будто это дерево и от злой силы защищает и от печали излечивает, и счастье дарит, старались посадить его ближе к дому, возле окон, выходит на улицу: и людям виднее, и сатане страшнее, а себе- красота и радость. Из чего испокон веков рубили на Руси дома? Конечно из дерева: кто побогаче - из дуба, кто победнее - из ели да сосны. Смолистые бедняцкие избы стояли долго, топились они по-чёрному и чуть что - вспыхивали враз. Огонь за счи­танные минуты охватывал целые деревни. Особая опасность исходила от «огненных» ремесленников - кузнецов да плавильщиков. Потому их мастерские отселяли подальше от жилья, на окраины, а кругом обсаживали этим деревом. На Руси был ещё обычай выносить под это дерево больного, ибо верили, что дух этого дерева отгоняет болез­ни. Оказалось, что цветы, и листья, и ягоды, и даже кора этого дерева содержат летучие вещества - фитонциды, гу­бительные для болезнетворных микробов. Вопросы. Назовите это дерево? Почему мастерски кузнецов и плавильщиков обсаживали этим деревом? (Рябина. Исстари было замечено, что древесина её загорается с большим трудом, да и пышная крона не сразу поддаёте} верховому пламени.)

№ слайда 24

Описание слайда:

Божественное происхождение В Древнем Египте этому растению приписывалось божественное происхождение. По преданию, оно выросло из крови уби­того Гора, сына Осириса и Изиды. В память об этом из расте­ния свивали венки и устраивали празднества, где оно играло особую роль. По той же причине это растение с незапамятных времён считалось символом тяжкого горя и печали, с его по­мощью выражали соболезнование близким умерших. В Древней Греции если кого-то считали безнадёжно больным, то говорили, что ему нужно только это растение или что ему скоро понадобится это растение. Зелень его вплетали также в букеты роз и лилий. Когда греческие земледельцы-колонизаторы начали осваивать Пелопоннес - полуостров на юге страны, они были поражены скудной растительностью тамошних мест. На каменистой почве росло лишь это растение. Вопросы. Назовите это растение. Предположите, почему зелень этого растения вплетали в букеты лилий и роз? (Петрушка. Зелень петрушки вплетали в букеты ли­лий и роз, чтобы напомнить: веселье не вечно.)

№ слайда 25

Описание слайда:

Голова В Древней Греции этот овощ обрёл широкое признание и необыкновенную популярность. Считается, что это растение - первый овощ, который встретился человеку. Выдающийся полководец древности Александр Маке­донский, по преданию, всегда перед боем считал необходимым накормить своих воинов именно этим овощем: видимо, он был уверен, что в этом секрет его побед. Интересно, что великий математик и философ Пифагор не только прославлял этот овощ, но, говорят, ещё и занимался его селекцией: недаром один из лучших сортов в древности называли именем Пифагора. В Древней Греции всерьёз верили, что этот овощ обладает всеми известными на земле «семью благами»: горячее... И поэтому усиленно советовали принимать при различных заболеваниях. Учёные не без основания считают, что древние славяне получили эту культуру от греко-римских колонистов Крыма и других районов Причерноморья. Латинское название этого растения в переводе означает «голова». Вопросы. Что это за растение? Назовите ■«семь благ* на земле.

№ слайда 26

Описание слайда:

«Заморский» гость «Растению этому поклонялись, и его же не­навидели, его цветами украшали королевские дворцы, и это же растение скармлива­ли домашним животным. В немецком городе Оффенбурге стоит памятник известному английскому мореплавателю и пирату Фрэнсису Дрейку. Надпись на памятнике гласит, что именно Дрейк доставил это растение в Европу. Но на самом деле европейцы, по крайней мере испанцы, познакомились с ним раньше. Как в Европе, так и в России «заморского» гостя встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулёза, рахита настолько цепко держалась в народе, что сажать его наотрез отказывались. Первые годы плоды этого растения были редким блюдом даже на царском столе. Из описи, составленной для одного дворцового обеда в 1741 году, мы узнаём, что этот «деликатес» был подан там в количестве 1 ¼ фунта, что составляет 0,5 кг, - и это для всего царского двора! Потребовалось более ста лет, чтобы этот гость занял одно из первых мест на нашем столе. Вопрос. Назовите это растение.

№ слайда 27

Описание слайда:

Бодрящие «ягоды» Об этом растении в Европе впервые узна­ли от итальянского врача Проспера Альпинуса, который сопровождал венецианское посольство в Египет и привёз оттуда в 1591 году вести об этом растении. В Египте была известна арабская ле­генда о том, как в Эфиопии один пастух заметил, что козы, поевшие ягод с куста растения, не спят, а всю ночь резвятся, прыгают. Пастух рассказал об этом мул­ле, который на себе решил испытать дей­ствие ягод. Ему это было необходимо для того, чтобы не засыпать в мечети. Опыт удался. Растёт это дерево в Эфиопии, ранее называвшейся страной Каффа. Вопрос. Назовите растение, о котором идёт речь в арабской легенде.

№ слайда 28

Описание слайда:

Впечатление В 1492 году, спустя несколько дней после открытия островов в Карибском море, Христофор Колумб сделал запись о неведомом европейцам зерновом растении, а также о способе его использования населением Кубы. Однако первые образцы были доставлены в Испанию только по возвращении из второго путешествия. Сильное впечатление произвели на испанских конкистадоров обширные посевы этой культуры в Латинской Америке. Считая новооткрытый континент краем несметных богатств, они готовы были встретить там даже растение из благо­родного металла. Неудивительно, что один испанец из свиты Эрнандо Кортеса писал об этом растении: «На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра». Вопрос. Какое растение произвело такое сильное впечатление на испанцев?

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Название материала - интерактивная дидактическая игра-викторина «Экологический калейдоскоп».

Предназначение - для проведения внеклассного занятия, можно использовать на уроках экологии, биологии, естествознания.

Цель : воспитание любви к живой природе, воспитание экологической культуры детей

Задачи:

  • приобщение к культуре, природе родного края,
  • развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся,
  • расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию,
  • формирование чувства солидарности и здорового соперничества.

Оборудование - мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Форма использования - проецирование на экран при фронтальной работе с коллективом.

Правила игры (Слайд 3).

Наше игровое поле состоит из пяти тем: «Вторая жизнь дерева», «Птицы», «Легенды о цветах», «Животные нашего края», «Северные ягоды». В каждой теме шесть вопросов. В игре существует 3 типа вопросов: вопрос и 3 варианта ответов, вопрос без варианта ответа (правильный ответ картинка), «кот в мешке» («Летает - не летает» - блиц-вопросы); и музыкальная пауза (за нее просто дается очко). Музыкальная пауза - дети с музыкальным руководителем подготовили номер, песню.

На большинстве слайдов детям предоставляются варианты ответов, которые работают как триггеры. При щелчке по правильному ответу, фигура меняет цвет, а неверные ответы исчезают. При ошибочном ответе - неправильный ответ исчезает, а правильный меняет цвет.

Дети по очереди выбирают вопросы. После окончания игры жюри подсчитывает баллы и определяет победителей.

Приложение 1. Сценарий игры-викторина «Экологический калейдоскоп».

Приложение 2. Игра-викторина «Экологический калейдоскоп».

Липина Людмила Сергеевна, воспитатель ГОООУ ЗСШИ пгт. Зеленоборский Мурманской области. По образованию я учитель физики и математики. Имею опыт работы по специальности, а также учителя технологии. Работала в ОЮ, общеобразовательной школе, коррекционной школе VIII вида, а сейчас работаю в школе–интернате санаторного типа. Я мама троих взрослых детей и бабушка замечательного карапуза. Очень люблю заниматься с детьми поделками в различных техниках. Самое мое большая награда это восторг детей от совместного творчества. Мои воспитанники лауреаты и призеры выставок и конкурсов по ДПИ в нашем поселке, регионе, на Всероссийских выставках.