Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Сергей филиппов личная жизнь. Почему известный актёр Сергей Филиппов долгие годы отказывался от общения с родным сыном

Заслуженный артист РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1974).

Родился в простой рабочей семье.Отец его был слесарем, а мать портнихой. В школе Сергей Филиппов учился неважно, и в старших классах даже прослыл хулиганом. Один из его любимых предметов (таких было всего два - литература и химия) и подвёл его: как-то в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, а Сергея Филиппова исключили из школы.
После исключения из школы устроился учеником пекаря в частной пекарне. Но эта работа его интересовала мало, и в течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. Занятия настолько увлекли Сергея, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете. В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре.
Приехав в столицу, он узнал, что приёмные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят. Преподаватели прочили одарённому студенту блестящее будущее и после окончания техникума, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета.
Карьера балетного танцора оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета. Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии.
В 1935-1965 годах - артист ленинградского Театра Комедии.
С 1965 года - актёр киностудии "Ленфильм".

Сергей Филиппов умер 19 апреля 1990 года от рака лёгких в Ленинграде. Похоронен актёр на Северном кладбище.

В 2009 году вышла книга сына актёра - Юрия Сергеевича Филиппова - "Сергей филиппов. Есть ли жизнь на Марсе".

Сергею Филлипову посвящены документальные фильмы из цикла «Мой серебряный шар», «Как уходили кумиры», «Чтобы помнили» и др.

театральные работы

В спектаклях Ленинградского театра Комедии:
* "Простая девушка" 1938 год, В.В. Шкваркин, реж. Эраст Гарин, роль управдома Макарова.
* "Страшный суд" 1939 год, В.В. Шкваркин, реж. Николай Акимов и Павел Суханов, роль члена месткома Родионова.
* "Лев Гурыч Синичкин" 1946 год, Д.Т. Ленский, реж. и худ. Николай Акимов, роль содержателя театра Пустославцева.
* "На всякого мудреца довольно простоты", А.Н. Островский, 1946 год, реж. Борис Зон, роль Крутицкого.
* "Ревизор" Н.В. Гоголь, 1958 год, реж. Николай Акимов, роль Осипа.
* "Что скажут завтра", 1958 год, Д.Н. Аль и Л.Л. Раков, реж. Павел Суханов, роль Брускова.

Сын актера стал художником. Юрий Филиппов закончил высшее Художественно-промышленное училище им. Мухиной, работал в Европе, Азии и Америке. Помимо живописи занимался дизайном, сейчас увлечен карикатурой. О своем знаменитом отце Юрий Сергеевич написал книгу “Есть ли жизнь на Марсе”. Она вышла в свет в 2009 году. Сейчас готовит к изданию книгу афоризмов Сергея Филиппова со своими иллюстрациями.

Юрий Сергеевич, детские воспоминания всегда самые яркие. Что вспоминается из общения с отцом?

До развода родителей я с трудом что-то припоминаю. Был тогда очень маленьким. А после того как мама с папой расстались, отец приезжал за мной на такси и увозил в разные интересные места. Часто ездили с ним на охоту.

Он был охотник?

Он думал, что он охотник. У меня сохранилось его ружье. Но это даже не ружье, а гибрид из кларнета вместо ствола и приклада. Но тогда считалось, что мы страшно охотимся. Хотя ни одно животное от нашей охоты не пострадало. Отец шутил, что когда он едет на охоту, для экономии места спиртное наливает в шины автомобиля. Я же воспринимал это всерьез и никак не мог понять, как же они с друзьями после того как выпьют содержимое на спущенных шинах домой добираются.

В биографиях Сергея Николаевича, которые опубликованы, очень много нестыковок...

Да, это потому что он никогда о себе ничего не рассказывал. Именно это послужило поводом начать большую работу и написать книгу об отце.

Вы очень переживали развод родителей?

Конечно. Но моя мама была такой человек, она думала, что муж должен прийти домой вечером и прибивать гвоздики, налаживать дом. Ну а какое налаживание дома у актера вечером? Тем более настолько известного и популярного… Но даже когда они разошлись, я видел, что они друг друга любили. У Сергея Николаевича с его новой женой писательницей Антониной Голубевой были непростые отношения.


Он часто ей во время ссор говорил: “У меня есть красавица жена и талантливый сын, а ты - полицейский”. Голубева была старше его на 15 лет и ревновала безумно. Часто отец уходил из дома чистый, в отглаженном костюме, а возвращался весь ободранный. Думаю, что это было из-за чувства противоречия, некого протеста.

Многие его коллеги вспоминали, что Сергей Николаевич приходил в свою вторую семью часто пьяный, Но Голубева именно это использовала для давления на него. Наутро она ему всегда говорила: “Сережа, ты вчера такое нес! Тебя за это посадят. Только я могу тебя спасти”. Как человек своего времени он, конечно, боялся, что пьяным наболтал лишнего, что его могут посадить. Он был далеко не волевым человеком и Голубева умело этим пользовалась.

Когда Вы учились в школе, Ваш отец уже был очень известным актером. Одноклассники завидовали?

А у нас в классе было три Филипповых (смеется). Меня учителя не выделяли. Но слава отца на меня периодически переходила, и переходит до сих пор. Вот недавно захожу в ресторанчик, как сказал бы папа “выпить рюмку супа”. И сидят там два уважаемых почтенных человека, один другому говорит: “Изя, ты знаешь, кто это к нам пришел?” “Конечно, Юра Филиппов, известный художник, сын Смоктуновского”. А второй поднимается из-за столика и добавляет: “Нет, Никулина!” В общем, что тут скажешь, бедная моя мама! Конечно, это смешно.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

Ваши встречи с отцом были частыми?

Да частыми. Мы с ним играли на гитаре (у меня гитара отца сохранилась, она 1906 года), я очень много ходил в театр, а в театре Николай Павлович Акимов меня немного учил чему мог. С его помощью я научился работать изоиероглифом. У Акимова ведь все плакаты сделаны изоиероглифом. Но он как-то не в восторге был от моего творчества. С отцом мы вместе занимались фотографией, это было его хобби, много снимал маму.

А потом я уехал в Америку. Захотелось попробовать себя. Я тогда работал в худфонде и был на очень хорошем счету. Делал музей города, музей Ушакова, музей Пушкина - разрабатывал дизайн. Как-то пришел в худфонд, а мне его председатель говорит о моих работах: “Юра, надо быть скромнее, ты еще не в Чикаго”. Надо же ведь такую глупость залепить! А я ему сразу ответил: “Что совет даете? Спасибо. Учту”. И вот я тогда подумал, что в Америке я развернусь. И поехал. Сказано - сделано!

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

Сергей Николаевич не мог Вам простить этого?

Я думаю, что он просто боялся. Его жена внушала ему, что из-за эмиграции сына могут быть серьезные неприятности и лучше прекратить общение. А я писал отцу, но он так был напуган, что мои письма даже не распечатывал, правда хранил их в тумбочке рядом с кроватью. В этих письмах я посылал свои рассказы, которые по моей идее он должен был читать со сцены.

Когда он умер, мне об этом даже не сообщили. Квартира после его смерти долгое время стояла открытая. И “добрые люди” все оттуда вынесли. Сначала все, что можно вынесли родственники Голубевой. Они считают себя наследниками Филиппова, даже в каком-то документальном фильме появился “правнук” Филиппова. Потом, вдруг объявился еще и племянник. И никого не смутило, что у Филиппова есть только один сын, а детей у меня нет. А потом уже кто-то из актерской братии уносил вещи из квартиры. Брали на память - кто-то книгу, кто-то фото. Многие потом говорили, что хотели бы отдать эти вещи. Но мне то, что взято людьми на память не нужно. О смерти отца мне сообщили только через два года. Мы и могилу его с трудом нашли.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

А Вы знаете, как он жил в последние свои годы?

После смерти Голубевой он остался совсем один. Ему очень помогала актриса Любовь Тищенко. О ней можно сказать - это сама доброта. С ним до последнего жил его сокурсник по хореографическому отделению эстрадно-циркового техникума. Эти два старика и жили вместе в последние годы. Любовь Тищенко не раз отцу говорила: “Прочитайте письма, все-таки сын писал”. А он ей: “Если хочешь, сама читай!”

Умер он дома?

Никто не знает точно. Кто-то говорит, что его увезли в больницу, кто-то, что он умер дома и чуть ли не неделю полежал, пока его не нашли. Он был очень больной человек. Треть желудка была вырезана, но, говорят, что умер от рака легких.

У Сергея Николаевича еще была сложная операция по удалению опухоли на головном мозге?

Эту операцию ему делали в 1971 году. И он после этого прожил еще 25 лет. Опухоль была не злокачественная. Он потом даже шутил: “Хочешь потрогать мой мозг?” Поскольку там спилили часть кости и прикрыли все только кожей, у него на голове пульсировал небольшой кусочек. Рязанов хотел его снимать в “Необычайных приключениях итальянцев в России”, но побоялся взять, потому что отец был очень слаб после операции. Эту роль прекрасно сыграл Евстигнеев.

Почему, уезжая, Вы не смогли попрощаться с отцом?

У Голубевой попрощаешься! Актеры ее называли “полицейский в юбке”, а Филиппова “мальчик из Уржума” по названию ее книжки. У меня с ней отношения не сложились сразу же. Я был мальчик не то чтобы ехидный, но несогласный. Вот прихожу я как-то к ним, а она ведет себя как воспитательница: “Мальчик, ты любишь стихи?” А мне больше из рогатки, конечно, стрелять нравилось... “Какие ты стихи выучил?” И не отстает просто. А у нас дома была книга Архангельского “Пародии”. И вот я начал читать: “Не девушка - малина, шедевр на полотне, Маруся-Магдалина раздетая вполне..”. Она в шоке: “Какая гадость! Хулиган!” А я продолжаю: “У Васи, о боже, на розовой на коже вскочил преогромный волдырь..”. Мне тогда очень нравилось про волдырь почему-то. “Это плохое стихотворение!” И подарила мне свою книгу “Мальчик из Уржума”. Я, конечно, эту книгу тут же выбросил.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

А отец как на все это реагировал?

Ему уже все это безумно надоело. Она ведь как с ним познакомилась. Поскольку после развода мама его попросила покинуть дом, Акимов снимал ему комнату в “Астории” и он ходил обедать в ресторан (отец очень любил застолье). Когда он обедал в “Астории”, всех приглашал за свой столик. Проходит мимо громадного роста военный, морской адмирал: “Здравствуйте, Сергей Николаевич!” А он отвечает: “Здорово, старик!” Тот возмущен: “Я не старик! Я - адмирал Засосов, известный военный врач”. - “Да? Ну, так подгребай, вместе и засосем!” И вот это “подгребай” потом просто стало расхожим выражением. И фраза “Нет некрасивых женщин, есть мало водки” принадлежит тоже Филиппову.

И вот как-то там очередной раз с приятелями выпили и случилась пьяная драка. Сергей Николаевич был резкий человек и кому-то что-то ответил, а тот бросился на него с вилкой и поранил ему руку. Тут же крики начались: “Артиста убивают!” Явилась милиция. Всех забрали, кроме Филиппова. Все-таки кумир! А Голубева сидела рядом за столиком, она тут же бросилась перевязывать ему раненую руку, а потом увела его к себе, поскольку жила недалеко. А наутро он просыпается у нее.

Женщины любили Вашего отца?

Очень. Просто отбоя не было. Я до сих пор удивляюсь, как много у него было поклонниц. Это и послужило причиной развода с моей мамой.

Почему бюст с могилы Филиппова сейчас хранится у Вас дома?

Бюст, который стоял на могиле Сергея Николаевича не был сделан именно как памятник на могилу. Он был подарен ему неизвестным автором и стоял долгое время у него в шкафу. Мы долго искали этого художника, но безуспешно. В бюсте 36 кг бронзы. Его пытались унести с могилы. Поэтому пришлось поставить там копию, а этот дар неизвестного художника сохранить.

Каков Сергей Филиппов как человек глазами сына?

Очень добрый, но замкнутый. Причем замкнутым он стал именно во втором браке. У него были такие красавицы поклонницы. Но его сломило то, что его постоянно Голубева шантажировала, а он очень боялся. Гомиашвили рассказывал, что во время съемок “12 стульев” (она же ездила с ним везде, шагу ему не давала ступить одному) на теплоходе Сергей Николаевич как выпьет, так и начинал ее гонять. Причем в выражениях не стеснялся. Пока его полностью не подавила новая жена, он был другим.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

Почему одна из Ваших выставок, посвященных Сергею Филиппову называлась “По стопкам моего отца”?

Просто он мне часто повторял: “Сынок, иди по стопкам отца. Методом пробок и ошибок”. Вот я и иду.

Подруга Сергея Филиппова рассказала сайт, почему у актера не сложились отношения с сыном и как он умирал.

«Я прочту вам лекцию о том, есть ли жизнь на Марсе» – 60 лет назад советские зрители увидели первый фильм Рязанова «Карнавальная ночь». Эта фраза стала визитной карточкой в фильмографии ее исполнителя Сергея Филиппова, после роли лектора он стал невероятно популярен. Позже в его жизни было много взлетов: звездные роли в легендарных картинах «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Девушка без адреса», «Золушка».

Но жизнь за кадром была вовсе не похожа на сказку: король комедии не смог справиться с ролью отца, он много лет не общался с единственным сыном. Народный артист России спился и умер в нищете в квартире, заваленной хламом. О трагедиях в жизни кинолегенды нам рассказала его близкая подруга, актриса «Ленфильма» Любовь Тищенко.

Любовь Тищенко / архив редакции

– Мы с Сергеем Николаевичем познакомились в 1967 году, он устроился на работу к нам в Ленинградский театр-студию киноактера. До этого он 30 лет выступал в театре комедии, но его оттуда выгнали за пьянку. Когда к нам пришел, был очень грубым, нелюдимым человеком. Его безумно тяготила популярность, к нему на улице все время приставали прохожие – одни предлагали выпить, другие просили автограф. В общем, не давали ему и шагу ступить, – говорит 75-летняя актриса Любовь Григорьевна. – А в душе, как я уже потом узнала, он был ранимым человеком и очень интеллигентным, но жизнь и слава его так озлобили...

А ведь Сергей Филиппов готов был на все ради этой славы, но когда она на него обрушилась, сломался. Еще до звездного часа в карьере встретил свою первую жену Алевтину Горинович. Они познакомились в 1932 году во время учебы в эстрадно-цирковом техникуме в Ленинграде. Практически сразу стали жить вместе, а вскоре и расписались. После окончания техникума Сергей Николаевич решил работать по специальности, стал балетным артистом. Но во время одного из выступлений у него случился сердечный приступ​, врачи выявили порок сердца и запретили заниматься балетом. Тогда Филиппов решил реализовываться в качестве эстрадного артиста. Во время одного из выступлений его заметил известный театральный режиссер Николай Павлович Акимов. Он разглядел в недавнем выпускнике техникума талант и пригласил его к себе в Ленинградский театр комедии. Режиссер его боготворил и закрывал глаза на все его недостатки. А Филиппов, как и его родной отец, имел пристрастие к спиртному. Шумные компании, веселье с утра до вечера – это все у него было. И режиссер, и его супруга все терпели... Акимов и вовсе говорил: «Один талантливый пьяница дороже ста трезвенников». Но любому терпению всегда приходит конец.

«Карнавальная ночь» (1956) / Global Look Press

В 1938 году у Алевтины и Сергея родился сын Юрий, но появление малыша не остановило артиста, он продолжал пить и купаться в женской ласке на стороне. Спустя 10 лет брака, незадолго до начала Великой Отечественной войны, жена, не выдержав, крикнула «Хватит!» и выставила Филиппова на улицу. Вскоре он познакомился со своей второй супругой, детской писательницей Антониной Голубевой. Однажды он сидел в кафе, выпивал, и во время одной из драк его ранили вилкой. Хоть он сам и не участвовал в конфликте собутыльников, но, как человек известный, оказался в центре скандала. Его спасла Антонина, она во время потасовки в ресторане сидела за соседним столиком. Узнав Филиппова, решила ему помочь, утрясла все вопросы вокруг его имени. На следующее утро актер проснулся в ее кровати в легендарном Доме писателей на канале Грибоедова в Ленинграде. Так он там и остался на 40 лет.

«Золушка» (1947) / kino-teatr.ru

Антонина Голубева до брака с Сергеем Николаевичем была несколько раз замужем, у нее была дочь, которую она впоследствии не пускала на порог своей квартиры.

– Голубева была старше его на 13 лет! Ревновала она Сергея Николаевича жутко. Женщин совсем на порог дома не пускала, – вспоминает Любовь Григорьевна. – Я при жизни Антонины Георгиевны почти не ходила к ним. Как-то мне Филиппов привез с гастролей в подарок кружку, попросил меня зайти к ним, забрать ее. Я не решилась, его жена тогда бы совсем от ревности с ума сошла. Помню, была только один раз у них в гостях при жизни Антонины – на одном из юбилеев Филиппова. Он собрал дома друзей, среди них были не только артисты, но и простые рабочие и архитекторы. На столе было все покупное, жена Сергея Николаевича ничего не готовила сама. Хозяйка она была неважная, в квартире у них всегда была антисанитария, жилище было захламлено ненужными вещами. Он не обращал на это никакого внимания. Они шутили над этим часто! Филиппов называл жену Барабулькой (рыба с выпученными глазами. – Авт.), а она его Долгоносиком. Однажды супруга ему купила свитер, дома его за считаные дни съела моль. Сергей Николаевич достал свитер и, шокированный, спросил: «Барабулька, а что это с ним?», а она тут же нашлась: «Свитера в дырочку сейчас в моде».

«Собачье сердце» / архив редакции

Филиппов часто приходил в театр неопрятным. Помню, у него был белый костюм, он его доносил практически до черного цвета. Я ему сказала: «Снимайте, постираю». Он не сразу, но согласился. Так мы и стали дружить. Я ему помогала, как могла.

Отношения с единственным сыном Юрием у артиста не складывались. Позже в своих интервью Филиппов-младший рассказывал о частых конфликтах со второй женой отца.

– Я бы с такой женщиной тоже запил, – сказал он. – Жить надо или с красивой, или с любимой! А иначе совместная жизнь превращается в пытку, что и было у моего папы.

«Не может быть!» (1975) / kino-teatr.ru

– Когда Юра в 70-х решил вместе со своей мамой эмигрировать в США, Сергей Николаевич был категорически против и не давал разрешения на отъезд сына, – продолжает Тищенко. – Но они все равно уехали. Филиппов был ярым коммунистом и безмерно любил свою Родину. Отъезд Юры и Алевтины воспринял как предательство. С тех пор сын для него стал отрезанным ломтем, он не вспоминал о нем. Сергею Николаевичу приходили письма из США, но он их не читал. Конверты так и лежали нераскрытые на полу в углу его комнаты. Он мне говорил: «Хочешь, прочти их сама!» Я, конечно, не делала этого. На звонки Филиппов редко отвечал, двери в квартире никому, кроме меня и еще одного своего друга из театра, не открывал. Так что контакты с сыном он практически все оборвал. После смерти Сергея Николаевича говорили, что он сильно тосковал по Юре, я этого не замечала – хотя мы могли поговорить с ним по душам, но ни разу он не вспомнил о нем. Вычеркнул из жизни раз и навсегда. Ну а сын особо тоже не стремился общаться. Когда отец заболел, его не было рядом, он даже на похороны не приехал. Я навещала Сергея Николаевича в больнице. Он врачей не очень-то жаловал. В 1965 году, ему тогда было 53 года, у него нашли опухоль мозга. Хирурги ее успешно удалили. Нужна была вторая операция, медики хотели поставить в череп пластину, но он отказался. У него было мягкое темечко, Сергей Николаевич шутил на эту тему: «С возрастом часть моей головы стала мягкой».

Сергей Николаевич снялся более чем в 100 фильмах, он 30 лет выступал на сцене Ленинградского театра комедии / Global Look Press

Но из-за того, что он много лет пил и курил, проблем со здоровьем было много. У него были серьезные заболевания желудочно-кишечного тракта, эмфизема легких. В 1989 году умерла его жена, после ухода из жизни Антонины Георгиевны он совсем сдал, ведь они прожили вместе больше 40 лет. С ним поселился его друг Константин, они с Филипповым общались еще со времен совместного обучения в эстрадно-цирковом техникуме. Что уж и говорить, жил Сергей Николаевич впроголодь. После смерти Барабульки он не пил, мало ел, у него начались проблемы с психикой. Его копеечной пенсии хватало только на оплату коммунальных услуг, ему никто не помогал – ни театр, ни Гильдия актеров, ни общественные организации. Я приходила к нему, приносила еду, какую могла позволить на свою скромную актерскую зарплату, стирала его вещи.

Сергей Николаевич пережил свою жену ровно на год, она умерла 20 апреля 1989 года, а он – 19 апреля 1990 года.

Евгений Моргунов / Георгий Тер-Ованесов / Global Look Press

– Последнее время он был совсем плох, – уверяет Любовь Григорьевна. – Я вызвала скорую и отправила его в больницу, потому что были приступы удушья, ему было тяжело самостоятельно дышать. В больницу он ушел своими ногами, но потом уже с кровати не поднимался. Я каждый день навещала его в палате, спрашивала, что привезти ему, он отмахивался: «Люба, ничего мне не надо!» Сергей Николаевич вообще был таким человеком, который никогда и ни о чем не просил. У него последнее время совсем не было сил жить, он не хотел лечиться, ему хотелось умереть. Перед смертью он сказал: «Выброси все письма Юры...»

Заслуженный артист России Евгений Моргунов (Бывалый из троицы Гайдая. – Авт.) после ухода из жизни своего коллеги был шокирован отношением к нему:

– Самое страшное – остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер в одиночестве. Соседи обратились в «Ленфильм», но там приняли ужасающее решение (не дали на похороны ни копейки денег). И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые были на пенсии, у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали.

С сыном / семейный архив актера

– Мне Сергей Николаевич предлагал взять книги или еще что-нибудь на память о нем, но мне совесть не позволила, – говорит Любовь Тищенко. – А прямо в день его смерти в квартиру пришли дочка и внучка Голубевой, коллеги из театра Филиппова. Они в этот трагический день растаскивали его имущество, делили сервизы, торшеры, мебель. Представляете, один артист даже утащил диван, в который последние месяцы испражнялся Сергей Николаевич. Все-таки человеческая алчность не знает границ...

А спустя пару недель после погребения народного артиста России на Северном кладбище Санкт-Петербурга с его могилы пропал памятник. Потом его нашли в кустах неподалеку от могилы. На надгробии Филиппова написана фраза из его любимого стихотворения: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Так и вышло: умер знаменитый комик тихо, похороны прошли без торжественных церемоний прощания, аплодисментов и моря цветов.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Филиппова Сергея Николаевича

24.06.1912, Саратов - 19.04.1990, Москва.

Начало - «хулиганское»

Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать – портнихой. В школе учился неважно, а в старших классах и вовсе прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались мальчику особенно хорошо –литература и химия, последний из которых его однажды очень сильно подвел. Как-то в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов… создав тем самым по всей школе ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, и горе-химика исключили из школы.

Учеба

Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошел учеником пекаря в частную пекарню. Потом он перепробовал еще несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. И тут перед Филипповым открывалось блестящее будущее: через несколько недель он уже считался лучшим учеником. И юное дарование по совету преподавателей в 1929 году отправился поступать в Москву. Опоздав на приемные экзамены в балетное училище при Большом театре, а заодно и в хореографическое училище в Ленинграде, Сергей Филиппов, не растерявшись, подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.

Одаренному студенту все пророчили успех на многие годы. Окончив техникум, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора, к сожалению, оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля ему стало плохо, сердечный приступ. Из балета пришлось уйти.

Сергей Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера Филиппов играл в основном комедийные роли. Да и в амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде. Актер был безмерно счастлив, что сказав всего одну реплику, он может заставить смеяться целый зал.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Кино

В кино впервые актер начал сниматься в начале 1937 года. И дебют стал судьбоносным в творчестве Сергея Филиппова. Его пригласили на бессловесную и, как казалась, в тот момент, легкую роль финна-шюцкоровца в фильме о гражданской войне в Карелии режиссеров Музыкантов «За Советскую Родину», но книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера». Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову не надо было занимать.

Герою актера надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, он должен тут же рухнуть в воду. Одного плохо: съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду.

Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод еще, и еще, и еще. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза, совершенно закоченевшего, парня извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у кого угодно охоту сниматься в кино. Но Сергей Филиппов держался стойко, и желание сниматься росло с каждым дублем!

После «ледяного дебюта» актера заметили, и режиссеры охотно стали приглашать на съемки. Роль следовала за ролью.

Первый брак

К тому времени устроилась и личная жизнь актера. Он женился на Алевтине Ивановне Григорович, которая вместе с ним училась в эстрадно-цирковом техникуме. Рисковали они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у ее будущего мужа не было, как говорится, «ни кола, ни двора».

Бабушку, что говорится, просто поставили перед фактом, показав ей свидетельство о браке, и семья зажила. А в 1938 году у них родился сын Юрий.

Тридцатые годы

В 1939 году актер появился на экране сразу в трех фильмах. В картине «Член правительства» режиссеров Зархи и Хейфица в роли наглого и жестокого человека, лодыря и саботажника. Одного из тех, кто скоро начнет убивать из-за угла строителей новой колхозной жизни. С такими врагами Сергею Филиппову пришлось в свое время познакомиться. Будучи комсомольцем, он принимал участие в отрядах, отбиравших излишки зерна у кулаков. Хорошо запомнил он звериную ненависть этих врагов Советской власти и ярко перенес увиденное в жизни на экран.

Сергей Филиппов сыграл также эпизодическую роль погромщика в фильме «Выборгская сторона» Козинцева и Трауберга, где молодой артист выделился резкостью и точностью характера своего героя, и старого железнодорожника в картине «Аринка» Кошеверовой и Музыканта.

Сергей Филиппов переживал пору подъема. Талантливый режиссер Сергей Юткевич пригласил его в картину «Яков Свердлов» на роль матроса-анархиста и эта удачная работа как бы окончательно закрепила за молодым артистом право появляться на экране.

Своеобразие дарования актера, его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов, удивительно органическое существование в образе привлекало режиссеров. Артист поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, мимические реплики. Обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов.

«Приключение Корзинкиной»

Развитие советской эксцентрической кинокомедии проходило в сложных условиях. Этот жанр был отнесен к разряду «формалистических». Но первая картина - «Приключения Корзинкиной», режиссера Климентия Минца, с чудесной актрисой редкого комедийного дарования и огромного обаяния в главной роли, прошла с успехом. Сергей Филиппов сыграл в этом фильме роль мастера художественного слова, выступающего с чтением стихотворения на эстрадном конкурсе.

Герой актера, чтец вышел на сцену с мышкой, которая проскользнула за ворот фрака, читать «Умирающего гладиатора». Трагический смысл стихов Лермонтова и поведение самого исполнителя, хихикающего от того, что мышь его щекотала, находились в резком противоречии. Сергей Филиппов выдавал каскад мимических трюков, прибегал к самым острым приемам игры - гротеску и буффонаде - и достигал необыкновенного комического эффекта, роль удалась необыкновенно.

В таком же ключе сатирического преувеличения и буффонады актер сыграл следующую роль - ефрейтора Шпукке, в фильме «Новые похождения Швейка». В одной из своих статей режиссер этого фильма Сергей Юткевич, высоко оценивая творчество Сергея Филиппова, назвал его «великолепным буффоном».

«Ночной патруль»

Длинная вереница комедийных образов, созданных Сергеем Николаевичем в последующие годы, позволяет понять особенность его творчества. Он действительно ни на кого не был похож. У него были любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он никогда не стремился повторять их приемы, не копировал их маски. Сергея Николаевича зрители узнавали сразу, да он и не пытается спрятаться под какой-либо маской. В каждой, даже самой маленькой роли он искал, прежде всего, характер.

«Чаще всего, - говорил Сергей Николаевич, - мне приходится играть роли советских людей, наших современников, а потому я и стараюсь найти в каждой из них общественный смысл» . Таким престал перед зрителями Сергей Филиппов в картине «Ночной патруль» в роли завмага Ползикова. Актер присутствовал на допросах проворовавшихся дельцов, подобных Ползикову. Ему казалось, что он нашел эту особенность и показал ее не просто как черту характера данного завмага, а как явление, обусловленное тем социальным строем. Это постоянный, панический страх Ползикова перед советским правосудием и неизбежным разоблачением его жульнических операций.

Личная жизнь

Слава, обрушившаяся на Сергея Филиппова, по сути, разрушила его семью. Актер пользовался огромной популярностью у женщин, чем с удовольствием и пользовался. Бесчисленные романы с первыми красавицами Москвы и Ленинграда, постоянные выпивки, все это привело к тому, что через полтора десятка лет Алевтина Ивановна забрала сына и ушла. Официально развод они так и не оформили…

Сергей Филиппов не долго оставался один. Очень скоро он сошелся с писательницей Антониной Георгиевной Голубевой, которая, кстати, была почти на двадцать лет его старше. Они зажили, как сегодня говорят, гражданским браком.

Филиппов очень любил свою супругу и одновременно очень ее боялся. Голубева, будучи женщиной весьма ревнивой, сразу же взяла его в руки. Она контролировала каждый шаг мужа и даже запрещала ему видеться с сыном и бывшей женой. Пыталась Антонина Георгиевна бороться и с его пристрастием к алкоголю, но все попытки оказались безрезультатными. Филиппов продолжал пить, превращаясь в настоящего алкоголика…

1950–е годы

С середины 50-х последовал новый взлет популярности Сергея Филиппова. Все началось с его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров». Несмотря на резкие сатирические краски, его персонаж не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру. Филиппов создал живого человека, наделенного жизненными чертами. Наглый, самовлюбленный, дурак Алмазов на каждом шагу подчеркивает свое превосходство над другими. Но его, как и каждого, кто возомнит себя незаменимым в этой жизни, ждал бесславный конец.

Вторая половина 50-х – это время когда Филиппов безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей: в те годы настоящих комиков было немного. Одна из самых ярких удач Сергея Николаевича - лектор «из Общества» в картине «Карнавальная ночь» . Несколько мгновений присутствовал на экране лектор «из Общества» - Сергей Филиппов, а перед зрителем возникал незабываемый образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности, от науки, жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло. Он произносил очень мало слов. Но с помощью тонко разработанной мимики и жестов Филиппов передал неизмеримо больше того, что было отпущено актеру по тексту.

Невозможно не вспомнить еще одну работу артиста. В фильме «Девушка без адреса» он сыграл начальника конторы Василия Никодимыча Комаринского. Перед нами очередной «пустобрех», уверенный в своей необходимости и незаменимости и рассуждающий о «своевременности оборачиваемости поступающих директив своевременно и точно в свое время» в его конторе. Зато в домашнем кругу он превращается в подкаблучника Масика. Помните его фразу, обращенную к жене: «Масик хочет водочки» .

Последние роли

Судьба комедийного артиста зависит от развития комедийной драматургии. У Филиппова были годы, когда он не сыграл ни одной роли в кино. На репертуаре Филиппова, не пренебрегающего короткими сценками и эпизодами, отразилось и потребительское отношение к его творчеству иных кинематографистов, которые использовали его дарование как «острую приправу к пресному блюду».

Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, разновидности милиционеров, швейцаров, жуликоватых администраторов, подвыпивших граждан. Но и каждому из этих персонажей гениальный актер стремился придать живые человеческие черты. И ему всегда это блестяще удавалось. А если при этом еще актера не стесняли узкие рамки роли, то все убеждались в его широких возможностях.

В 1965 году Сергей Николаевич Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность - он продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии «Двенадцать стульев». Именно после этой работы актеру вскоре было присуждено звание народного артиста РСФСР.

70-е годы подарили нам также незабываемого шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», требующего у царя «Кемску волость». Запомнились и роли Филиппова фильмах: «Не может быть!» и «Табачный капитан».

В 1980-е годы актер из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие его работы, как роль Хювяринена в комедии

Чтобы помнили

Всенародно любимый актер Сергей Филиппов ушел из жизни голодным

Ровно 20 лет назад не стало знаменитого советского комика

До того как стать актером, Сергей Филиппов успел поработать в родном Саратове столяром-краснодеревщиком, пекарем, садовником и даже плотником, хотя мечтал лишь о сцене. Сергею повезло — он поступил на балетное отделение эстрадно-циркового училища в Ленинграде. Казалось бы, еще немного, и сбудется то, о чем Филиппов грезил, — работа в театре, лучшие балетные партии. Но однажды на репетиции юноша потерял сознание, а когда пришел в себя, узнал, что с балетом ему придется распрощаться: сердце не выдерживало больших физических нагрузок. В отчаянии Сергей поступил на службу в Ленинградский театр комедии, к Акимову, и со временем стал самым знаменитым комиком советского кино. На счету актера всего одна главная роль — Кисы Воробьянинова в гайдаевских «12 стульях», но Сергей Николаевич был палочкой-выручалочкой для режиссеров: его участие обеспечивало картине популярность, даже если это был эпизод. «Меня используют, как острую приправу к пресному блюду», — жаловался он, снявшись в «Карнавальной ночи», «Укротительнице тигров», «Неподдающихся», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото-82», «Собачьем сердце»... Всю жизнь актер мечтал о трагической роли и плакал, узнав, что в картине «Когда деревья были большими», сценарий которой его потряс, будет играть Юрий Никулин. Актер, обожаемый всей страной, был очень одинок. В конце жизни за ним ухаживали чужие люди, а после смерти Сергей Николаевич несколько дней пролежал в квартире, прежде чем его хватились...

АКТРИСА ЛЮБОВЬ ТИЩЕНКО: «ИЗМЕНА РОДИНЕ БЫЛА ДЛЯ НЕГО САМЫМ СТРАШНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ»

С актрисой «Ленфильма» Любовью Тищенко Сергей Николаевич познакомился еще в то время, когда они вместе снимались в картинах Надежды Кошеверовой - «Золушке», «Укротительнице тигров», «Синей птице», «Медовом месяце» и многих других.

Кошеверова очень любила работать с Сергеем Николаевичем, считала его чуть ли не творческим талисманом и брала почти во все свои картины. Мне там тоже доставались небольшие эпизодики. Потом мы с ним вместе служили в Театре-студии киноактера при «Ленфильме». Филиппов всегда много снимался, но кино не являлось главным в его жизни. Он очень любил балет и жалел, что в свое время бросил его.

- Почему так получилось?

В юном возрасте врачи выявили у него опухоль мозга, при таком заболевании, как вы понимаете, балетные нагрузки противопоказаны. А ведь у него были все данные для того, чтобы сделать прекрасную карьеру танцовщика. К тому же Филиппов был недоволен своими ролями: ему почти не предлагали главных, лишь эпизоды. Его заслуга в том, что он смог сделать их яркими и запоминающимися.

- Такими, как зануда-лектор в комедии Рязанова «Карнавальная ночь»?

Эту роль он особенно не любил. Когда при нем кто-нибудь начинал цитировать: «Одна звездочка, две звездочки, три звездочки...», Филиппова от злости просто трясло. Он был очень серьезным и глубоким человеком и всю жизнь мечтал о трагической роли, но почему-то ни одному режиссеру не пришло в голову предложить ее знаменитому комику. В последние годы он уже рад был бы и маленькие роли играть, да только его не звали. Впрочем, тогда кино практически не снимали, актеры выживали как могли.

Сергею Николаевичу особенно тяжело приходилось - пенсию платили небольшую, а помочь ему было некому. Жил он заброшенным, голодным, никому не нужным. Я, конечно, поддерживала его как могла - то творожок принесу, то лимончик к чаю куплю, но ведь и мои материальные возможности не слишком велики. В то время все мы жили трудно, даже наши маленькие зарплаты не выплачивали месяцами.

Сергей Николаевич однажды рассказывал мне, как в блокаду работал в Театре комедии у Николая Павловича Акимова. Когда утром шел на репетицию - на Невском, около Елисеевского, прямо на земле лежали умирающие люди. Когда возвращался обратно, они уже были мертвы, и кто-то даже успевал вырезать у них части тела.

Есть знаменитая блокадная фотография, на которой изображен худой мужчина с коркой хлеба в руках, очень похожий на Филиппова. Это не он, но голодал артист тогда, как и все ленинградцы, сильно. И вот под конец его жизнь будто сделала круг и вернулась к самым тяжелым временам - актер в последние годы очень нуждался. Так и ушел голодным...

- Любовь Григорьевна, как случилось, что на старости лет он остался совсем один?

Его первая жена вместе с сыном эмигрировали в США. Сергей Николаевич так и не смог ее простить... И не столько за то, что оставила его, сколько за то, что предала родину. Помню, как он со слезами на глазах говорил мне: «Не понимаю, как они могли?!».

Он был убежденным коммунистом, человеком старой закалки, искренне верил, что СССР - страна победившего социализма, а Америку считал средоточием всех язв капитализма. Для него измена родине была самым страшным преступлением, которое только можно себе вообразить. Сейчас его сын Юрий пишет воспоминания об отце...

- Вот только что он может рассказать, если уехал за границу ребенком... Они что же, совсем не общались?

Юра писал отцу, но Сергей Николаевич ни одного его письма так и не распечатал. Возможно, боялся прочитать там что-то, что поколеблет его негативное к ним отношение, или, несмотря ни на что, надеялся, что родные люди еще вернутся. Как бы там ни было, письма он не выбрасывал, а хранил дома прямо на полу, возле шкафа. Когда Филиппов умер, конверты с содержимым куда-то подевались - наверное, их просто выбросили.

Он любил свою первую жену, говорил, что она очаровательная, умнейшая женщина. Сергей Николаевич долго не мог ее забыть. А потом встретил Барабульку...

«МНЕ ЖЕ ПОЛОВИНУ МОЗГА ВЫРЕЗАЛИ, А Я ЕЩЕ НИЧЕГО!»

- Насколько я знаю, вторая жена вернула его к жизни, отогрела?

Да, он опять начал шутить. Антонина Георгиевна Голубева была писательницей, сказительницей, хорошо знала русский фольклор. Сергей Николаевич называл ее Барабулькой - есть такая маленькая рыбка. Кстати, мы с ней познакомились до ее замужества - она работала консультантом в картинах Игоря Владимировича Усова, где я снималась.

Антонина Георгиевна была очень хорошим человеком, а вот хозяйкой безалаберной. Готовила плохо, убиралась еще хуже. Как-то прихожу к ним в гости, а на Сергее Николаевиче надет свитер... в дырочку. «Что это такое?!» - спрашиваю. Оказывается, Барабулька вырезала ему ножницами дырочки там, где свитер поела моль. Та же участь постигла и шубу, которую Сергей Николаевич привез ей из какой-то поездки на Север. Барабулька повесила обнову в шкаф и просто о ней забыла, а вещь была дорогая, хорошая.

Когда жена начала болеть, Филиппов, который до этого никогда ничего не делал по хозяйству, сам стал ходить по магазинам - с авоськой, в которой лежали картошка, молоко и хлеб, и выглядел очень комично. Вообще, удивительная была пара - оба очень симпатичные, но совершенно неприспособленные к жизни.

Антонина была старше мужа почти на 20 лет и ревновала Филиппова абсолютно ко всем, в том числе и ко мне, хотя я никаких поводов не давала. Мы даже не шутили на эту тему. Жили они хоть и бестолково, но весело, были очень привязаны друг к другу. А вот когда Барабульки не стало, ему пришлось совсем худо.

- Кроме вас, актеру совсем никто не помогал?

Ну почему же? В последние полгода с ним жил его друг Константин Николаевич, которого Филиппов знал еще по балетному училищу. Сергей Николаевич тогда уже не пил - здоровье не позволяло. Раньше-то он сильно за воротник закладывал. А тут, бывало, приду к нему, а они сидят, классическую музыку слушают, о литературе разговаривают. Мне с ними было интересно.

Много помогал коллеге актер Виталий Матвеев, которого вы должны помнить по роли батьки Махно в первой экранизации романа «Как закалялась сталь». Мы с ним вместе по всему городу искали для Сергея Николаевича обувь, а задача эта не из легких - у Филиппова был 47 размер ноги. Часто навещал его и актер Олег Белов. Я приходила - что-то готовила, убирала, стирала. Хозяин тогда совсем уже махнул рукой на свой внешний вид, а мне хотелось, чтобы он был чистеньким, опрятным. В это время с ним уже достаточно трудно было общаться. Когда я приходила, мог даже матом меня послать: дескать, чего приперлась, иди к такой-то матери!

- А вы что же?

Старалась не обращать на это внимания, понимала, что имею дело с несчастным и больным стариком. К тому же он великий актер, значит, ему можно многое простить. Поэтому отвечала: «Никуда я не пойду! Мне надо прибраться, приготовить что-нибудь, да и рубашечку пора уже постирать». Он стоял, опешив: как это так, почему его не боятся, не обижаются?!

По правде говоря, Филиппов был человеком нетерпимым, с трудом переносил народное внимание. Поклонникам от него иногда доставалось, тем более что вели они себя порой просто бестактно: буквально хватали его за руки, за одежду.

Популярность-то у него была сумасшедшая, каждому хотелось хотя бы дотронуться до своего кумира, а Сергей Николаевич очень болезненно воспринимал чужие прикосновения. Я ему даже ногти не могла подстричь, каждый раз эта, казалось бы, простейшая процедура становилась проблемой: у него на кончиках пальцев на редкость чувствительная кожа, поэтому было больно. К тому же он сильно болел и из-за этого тоже срывался на окружающих. Кстати, далеко не всех Сергей Николаевич подпускал близко к себе, о коллегах очень резко отзывался, зло и смешно их копировал, - мы хохотали до слез! - а меня вот подпустил.

- Как вы думаете, почему?

Он принимал людей безоговорочно, не анализируя: человек ему либо нравился, либо нет. Я была не лучше и не хуже других, просто, видимо, наша с ним энергетика совпадала. В отличие от многих я его не раздражала. До сих пор казню себя за то, что, как мне кажется, очень мало времени ему уделяла.

- Чем он болел?

Ну, об опухоли мозга я вам уже говорила. К счастью, ее успешно прооперировали, и особых проблем не было. Вот только темечко у Филиппова никак не зарастало: у него там вместо кости была тонкая пленка. Помню, когда мы еще работали в Театре-студии киноактера, он мне как-то сказал: «Потрогай пленочку!». Это было так страшно! А Сергей Николаевич еще находил в себе силы шутить на эту тему. «Вот, - говорил, - министр Фурцева меня не любила, говорила, что дурак. Мне же половину мозга вырезали, а я еще очень даже ничего!».

- Кто прославленного комика провожал в последний путь?

На похороны пришли и его старые друзья, не имеющие к кино никакого отношения, и все наши актеры. А вот из родственников не было никого. У Барабульки остались дочь и внучка, но они повели себя крайне непорядочно.

Когда Филиппов был жив, они им совсем не занимались. Зато когда умер, буквально за день вывезли из квартиры все наиболее ценное - мебель, какие-то сервизы. Помню, мне нужно было взять его документы, чтобы все для похорон оформить, а они в вещах роются. Я тогда не выдержала, накричала на них: «Дайте хоть похоронить человека спокойно, успеете еще все вынести!». И поминки тоже мы сами устраивали. Часто пишут, что Гильдия актеров и киностудия устранились, но это неправда - они очень помогли.

- Что-то о нем на память у вас сохранилось?

Ничего, и сейчас я очень жалею об этом. Была где-то книжка, которую Сергей Николаевич мне когда-то подарил (у него была роскошная библиотека), но затерялась, не могу найти. При жизни он мне говорил: «Бери любые книги!», но я всегда отнекивалась: «Мне ничего не надо». Не за этим к нему ходила, просто жалела его и хотела помочь. И фотографий у нас с ним совместных не осталось, кроме одной - сделанной во время его юбилея. Его тогда отпустили из больницы, чтобы мог по-человечески отпраздновать день рождения дома. Он был Божий человек - ранимый, непонятый и очень несчастный. Таким я его запомнила.

АКТЕР ОЛЕГ БЕЛОВ: «ЗАЧЕМ ВЫ ТАК МНОГО КУРИТЕ?» - СПРОСИЛ Я. «ЧТОБЫ ПОБЫСТРЕЕ УМЕРЕТЬ», - ОТВЕТИЛ ФИЛИППОВ»

Олег Белов, которого с Сергеем Филипповым связывала многолетняя дружба, считает, что в воспоминаниях об актере существует явный перекос: «Чаще всего рассказывают о том, какие роли и в каких картинах он сыграл. А мне кажется, нужно прежде всего рассказывать, каким он был человеком - непростым, противоречивым, но невероятно обаятельным».

Никогда не забуду, как впервые увидел «живьем» Сергея Николаевича. Иду как-то на киностудию «Ленфильм» и глазам не верю - навстречу по Кировскому проспекту шагает Филиппов. По тем временам его популярность можно было сравнить только с гагаринской.

Я замер: жду, когда всеобщий кумир пройдет мимо. А он раз, и свернул в дверь дома, где был небольшой буфет. Я за ним. И стал свидетелем потрясающей картины: Филиппов входит, делает шаг вперед к стойке, а бармен за ней отступает на шаг назад и поворачивается к нему спиной. Артист делает еще шаг, бармен берет бутылку с буфета, еще шаг - откупоривает ее. Сергей Николаевич приблизился к стойке именно в тот момент, когда в стакане плескалось граммов 100 коньяка.

Я долго рассказываю, на самом деле они действовали удивительно быстро и синхронно - как в балете на льду. Сразу становилось понятно, что Филиппов уже десятки раз приходил сюда, не нужно было ни просьб, ни разговоров. Выпил и, не расплачиваясь, вышел опять на улицу.

- Он сильно закладывал за воротник?

Скажем так, жил насыщенной жизнью популярного человека. Тем более что сыгранные им персонажи позволяли его поклонникам при встрече говорить: «О, Сережа, пойдем выпьем!». А он и не отказывался. Ну а дружба наша началась с драки.

- Кто с кем дрался?

Дело в том, что Театр-студия киноактера, в которой мы с Сергеем Николаевичем работали, шефствовала над комбинатом «Апатит» в Хибинах Мурманской области. И вот однажды зимой нас пригласили на празднование какого-то очередного юбилея комбината. Компания подобралась небольшая - Сергей Николаевич, я и заместитель директора киностудии. И вот утром у меня в гостиничном номере раздается звонок. Снимаю трубку: «Это Филиппов. Я тебя, наверное, разбудил, но уже пора вставать, потому что буфет открывается в восемь». А я спросонья ничего понять не могу: «Ну и что?». - «Ну так пойдем, - говорит он мне, - по безобразию». Как я потом узнал, это было его любимое выражение.

Пошли мы с ним, он выпил рюмку коньяка, позавтракали и к 10-ти поехали во Дворец культуры. Там вручали какие-то грамоты работникам комбината, выносили и заносили знамена, а в качестве подарка выступили мы. Сначала я пел, играл на гармошке, на гитаре, а затем объявили Сергея Николаевича. Когда он вышел, весь зал встал и устроил ему бешеную овацию.

Закончилось все это часа в три, а на вечер нас пригласили в ресторан на банкет. Поначалу все шло хорошо, так как с нами за столом сидело какое-то местное начальство. Но когда все выпили, народ расхрабрился и начал подходить к гостю за автографами. Сначала по одному, а потом целыми толпами: наш стол окружили так, что вздохнуть нельзя. А Сергей Николаевич был не очень сдержанным человеком, и я видел, что он потихоньку начинает закипать, тем более что тоже выпил...

Кто-то уже начал панибратски хлопать его по плечу: «Сережа!». А когда молодая женщина, распихав всех, сорвала с шеи газовый шарфик, разложила его на столе перед Филипповым: «Вот здесь мне автограф оставьте!», он буквально взорвался: «Да пошла ты к такой-то матери, сука!». А дамочка пришла не одна, а с мужем, тот уже бежит к нашему столику: «Да что вы себе позволяете! Совсем обнаглели!». Сергей Николаевич повернулся и адресовал его туда же, куда перед этим послал жену. Шум, паника!

Филиппов выскакивает из-за стола и бежит через весь зал, я - за ним: «Подождите!». Спускаемся со второго этажа, а нам навстречу поднимается ничего не подозревающий пожилой мужчина. С улыбкой он распахивает руки: «Сергей Николаевич!».

Артист разворачивается и как вмажет ему! И вот мы выбегаем на улицу - зима, мороз, к тому же он подвернул ногу. Хорошо, что хоть гостиница была недалеко. Я довел его туда и с большим трудом успокоил. Утром, когда мы садились в поезд, со стороны, наверное, казалось, что люди возвращаются с войны: он хромал, я его поддерживал. В купе мы опохмелились (об этом начальство позаботилось), и Сергей Николаевич сказал: «Знаешь, Олежек, никогда и ни с кем не езжу на концерты, а с тобой я бы поехал». С этого началась наша концертная дружба.

«ОН НЕ СДЕРЖИВАЛ СВОИХ ЭМОЦИЙ, НЕ СТЕСНЯЛСЯ В СЛОВАХ И ВЫРАЖЕНИЯХ. ОСОБЕННО КОГДА ВЫПИВАЛ»

- Выходит, вы для него были человеком, проверенным в бою?

Так уж получилось. Мы с ним побывали в разных концах нашей страны, и всегда его приезд был для местных жителей огромным событием. Да, Филиппов не сдерживал своих эмоций, не стеснялся в словах и выражениях, особенно когда выпивал, но со временем я научился им управлять. Надо сказать, что, куда бы мы ни приезжали, нас принимали по первому разряду: на перроне или у трапа самолета всегда стоял первый секретарь райкома, Сергея Николаевича тут же сажали в машину и везли обедать. А какой обед без бутылки? Но тут я был тверд и требовал, чтобы спиртное убрали: мне же вечером с ним выступать, что я потом буду делать?

Филиппов, правда, поначалу пытался протестовать: «Да что такое?!». Но я его быстро успокаивал: «Вы, Сергей, лучше молчите!». Бывало, что он успевал где-то принять на грудь, но я это тут же замечал: «Сергей Николаевич, как вам не стыдно!». А он по-детски наивно оправдывался: «А я что? Я ничего! Ты что, видел, как я выпивал?!».

- Что он рассказывал во время встреч со зрителями?

О съемках вспоминал, какие-то байки придумывал. С каждым годом выступать ему было все труднее и труднее - сказывались возраст и болезни. Ему вообще можно было ничего особенно не выдумывать - просто выходить и рассказывать пару анекдотов. С учетом его мимики, жестов, интонаций все, что он говорил, было смешно - он в этом смысле был уникальным исполнителем, и если бы решил выйти и прочитать со сцены телефонную книгу, думаю, люди в зале все так же умирали бы от смеха. Это при том, что Сергей Николаевич не украшал свои выступления никакими спецэффектами.

Он, например, не признавал концертных костюмов, выступал в том же, в чем ходил каждый день. Его главным требованием к одежде было удобство, особенно это касалось обуви. Однажды я не выдержал: «Сережа, ну нельзя в домашних туфлях выходить на сцену!». - «Мне в ботинках жарко», - парировал он. «Хорошо, - сказал я, - куплю вам сандалии, в них не жарко». Как удалось раздобыть ему сандалии 47-го размера - отдельная история, но Сергей Николаевич надел их всего пару раз, а потом снова вышел на сцену в старых растоптанных туфлях. И я сдался. Зачем мучить человека? Публика все равно прощала ему все.

- Как складывались отношения Сергея Николаевича со второй женой?

Антонина Георгиевна, она же Барабулька, была совершенно под стать супругу - такая же бесхитростная и наивная. А как трогательно они друг к другу относились! Как-то поздно вечером мы с ним прилетели откуда-то с концертов, на улице зима, холодно. Я пошел за машиной, которую оставил на стоянке в аэропорту, а Сергея Николаевича оставил получать багаж. Пока отгреб машину от снега, пока подогнал... Прихожу - чемоданы уже стоят у ног Филиппова. И он так виновато мне говорит: «Знаешь, я уже Барабульке позвонил!». - «Зачем? - удивился я. - Мы еще не скоро доедем, она же будет нервничать».

Подъезжаем мы к их дому, а жили они на канале Грибоедова, въезжаем под арку во двор - вижу, стоит фигура в валенках, каком-то бесформенном пальто и старом пуховом платке. Ночью, на морозе - ждет. «Зачем она здесь?» - спрашиваю я Сергея Николаевича. «Ну как это, - удивился он, - меня встречает».

Я вышел первым, Барабулька подбежала ко мне: «Почему вы так долго?!». А потом подошла поближе и шепотом спросила: «Но он не заезжал к ней?». Я опешил: «К кому?». - «Как к кому - к буфетчице!». Представляете, она его ревновала! И это при том, что ему в то время было под 70, а ей уже за 80. Лирическая пара.

«КАК-ТО Я СПРОСИЛ: «СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, А ГДЕ ВАШ СЫН?». - «КАК ГДЕ? - ОТВЕЧАЕТ. - УМЕР! А Я ДАЖЕ НА ПОХОРОНЫ ЕГО НЕ ПОШЕЛ»

- Такое впечатление, что, дожив до седых волос, Сергей Николаевич остался ребенком!

Так оно и было! Однажды мы собрались на гастроли, а афиши кончились. У меня был блат в типографии, и я договорился, что мне отпечатают за два дня, но с готовых клише. В другой типографии согласились сделать это клише, но подпольно: через проходную его нужно было вынести на себе. Вы видели когда-нибудь клише? Это как будто фото, но на металлической основе и отливает всеми цветами радуги, словно бензин на асфальте. Заправили мне эту штуку - сантиметров 45 на 30 - под рубашку, и я с прямой спиной приехал к Филиппову домой. Он пришел в полный восторг. «Барабулька, - кричит, - посмотри, что мне Олежка сделал - такого красивого портрета у меня никогда не было!». - «Сергей Николаевич, - объясняю я ему, - это не портрет, а клише, чтобы печатать афиши!». И тут он произнес гениальную фразу: «А дашь мне хотя бы одну афишку?».

- Вы так тесно общались до конца его жизни?

Со временем жизнь нас развела. Отношения начали затухать, когда мы перестали ездить с концертами, - нас ведь в основном работа связывала. Когда умерла Барабулька, он остался совсем один и как-то поник. Приходя на «Ленфильм», я часто видел, что он сидит в углу в кресле и смотрит в одну точку.

Говорят, просиживал так часами. Время от времени я приезжал к нему, усаживал в машину и вез в магазин, чтобы купить что-то из одежды и еды, но он уже ко всему относился равнодушно, его ничего не радовало. Как-то я пришел к нему и поразился, какой грязной и запущенной стала его квартира. И страшно накурено - во всех комнатах банки с окурками. «А я вот все болею», - грустно сказал он мне. «Зачем же вы тогда столько курите?!» - не выдержал я. Он так грустно на меня посмотрел и горько сказал: «А это чтобы побыстрее умереть».

- О сыне своем что-нибудь рассказывал?

Никогда и ничего. Да я его и не спрашивал - понимал, что ему больно будет об этом говорить. Но однажды разговор все-таки зашел о детях, и я спросил: «Сергей Николаевич, а где ваш сын?». - «Как где? - отвечает. - Умер! А я даже на похороны его не пошел». Долгое время я был уверен, что так оно и есть, пока не узнал, что смерть и отъезд на ПМЖ в Америку были для Сергея Николаевича вещами равносильными.

- По иронии судьбы сын ведь тоже не приехал на похороны отца.

Его сын Юра появился в Ленинграде спустя много лет после смерти Сергея Николаевича, пришел в Театр комедии, в котором Филиппов работал многие годы, сулил актерам гастроли в Америке. Естественно, ничего из этого не получилось. Звонил и мне несколько раз, предлагал встретиться, но я, памятуя о том, что сам Сергей Николаевич исключил его из своей жизни, отказался.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter