Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Поэт навои. Навои: биография, коротко о жизни и творчестве: алишер навои

Существует множество легенд о знаменитом на весь мир поэте, имя которого Алишер Навои. Биография его полна различных мифов, но мы постараемся развеять их и внести определенную ясность в его историю жизни.

Родина великого поэта

Родился Навои в древнем городе Герате (соврем. Афганистан) в 1441 году, при рождении его нарекли именем Низамиддин Мир Алишер. Историки все еще не пришли к точному мнению относительно его национальной принадлежности: одни считают его барласом или чагатаем, другие - узбеком или уйгуром. Однако точно можно сказать, что по происхождению он принадлежит к тюркским народам. Об этом свидетельствуют, помимо стихов его близкого друга Абдурахмана Джами (в которых говорится "хоть был я персом, а он тюрком, мы были лучшими друзьями"), его личные труды, где он писал, что его родной народ - это тюркский. Во времена СССР Алишер Навои трактовался именно как узбекский поэт и мыслитель.

Семья поэта

Семья поэта была весьма обеспеченной, его отец был известным чиновником при дворе Тимуридов, а его родной дядя - поэтом. По этой причине с самого детства Алишер Навои (биография которого тесно связана с государственным управлением) писал стихотворения на самые разные темы. С 1466 по 1469 годы молодой поэт жил и учился в Самарканде, преподавал некоторое время в медресе и всячески поддерживал каждого начинающего поэта или ученого.

Алишер Навои: биография

Великий деятель относился к суфийскому ордену верующих (накшбандии), которые отказывались от мирской жизни (фани - бренность бытия) и поэтому никогда не заводили семьи. Как и любой член священного ордена, Алишер Навои (стихи которого также описывают это обстоятельство, например, "Лисун ут-тайир") считал, что существует только одна любовь - к Аллаху, поэтому он не интересовался женщинами и женитьбой.

Великий поэт рос и воспитывался в одном дворе с детьми Тимуридских кланов. С Хусейном Байкарой (позже ставшим правителем Хорасанского государства) Навои имел самые близкие дружественные отношения, которые длились всю его жизнь. И причиной тому, что Алишер Навои (биография его круто изменилась вследствие этого решения) вернулся из Самарканда в родной Герат, послужила именно коронация его друга Хусейна. В 1469 году, по возвращении поэта, правитель Хусейн Байкара назначил его главным Хранителем печати Хорасанского государства.

Всю свою жизнь Алишер Навои, стихи которого актуальны и в наши дни, служил государству, писал многогранные поэтические произведения, а также оказывал материальную помощь всем поэтам, писателям, художникам и музыкантам. В истории Средней Азии он запомнился как главный инициатор строительства многочисленных медресе, больниц и даже библиотеки.

Произведения Алишера Навои

Большинство своих трудов великий поэт и мыслитель писал на чагатайском языке, взяв себе псевдоним Алишер Навои (на узбекском языке это означает "мелодичный, напевный"). Свое первое стихотворение он написал в 15 лет. Поэт оказал огромное влияние на развитие литературного языка, внес неоценимый вклад в улучшение структуры чагатайского говора, а позже и узбекского языка.

Культурное наследие поэта содержит более 3000 произведений в различных жанровых композициях. Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений поэта является "Пятерица", в которой содержится 5 дастанов. "Лейли и Маджнун", "Фархад и Ширин", "Смятение праведных" - это наиболее читаемые поэмы Алишера Навои.

Алишер Навои: стихи на русском

Многие произведения поэта, написанные на фарси и чагатайском языке, были переведены на русский язык. Одно из самых известных стихотворений - "Двух резвых своих газелей.." - перевел советский поэт Несмотря на то что Алишер Навои отрицал любовь и другие чувства к женщинам, он все же писал очень чувственные стихотворения. Среди них - "В ту ночь моей печали вздох весь мир бы мог свести на нет...", "Всегда кричит моя душа, едва ее обидят злом...", "Как от вздохов безнадежных дым струится, посмотрите!.." и другие.

Помимо лирических стихотворений, поэт создавал и исторические трактаты, в которых описывал жизнь легендарных деятелей культуры. К примеру, "Пятерица смиренных" была посвящена его учителю и соратнику Абдурахману Джами.

В конце своей творческой деятельности Алишер Навои написал две философские поэмы, описывающие его представления об идеальном устройстве государства. Одна поэма - "Язык птиц", или, как ее называют, "Парламент птиц: Семург" - является вершиной его творчества, этот аллегорический трактат высмеивает всех невежественных правителей, которые не знают принципы устройства государства. Все произведения Алишера Навои полны смысла и посвящены самым разным темам, начиная от любви до политики и усовершенствования социальной жизни обычных крестьян.

Политическая деятельность

Можно отметить, что Алишер Навои имел либеральные взгляды на многие вещи. К примеру, он всегда выступал против средневековых деспотических законов, открыто осуждал чиновников, которые брали взятки, а также старался защитить интересы малоимущего класса. В 1472 году Навои получил титул эмира (став визирем государства), он использовал свои полномочия для улучшения жизни бедных людей. Несмотря на дружбу с правителем и другими знатными чиновниками, Алишер Навои все же был сослан правителем Хорасанского государства Байкарой в другую область за свои откровенные выступления против казнокрадов и взяточников. В Астрабаде он продолжил свои планы по улучшению социально-общественной жизни народа.

Алишер Навои внес огромный вклад не только в развитие государственного устройства, он оказал значительное влияние на улучшение узбекского языка. Его произведения известны во многих восточных странах (Узбекистан, Иран, Турция и др. страны Средней Азии). Великий поэт скончался у себя на родине, в Герате, в 1501 году.

Низамаддин Мир Алишер Навои (1441-1501) - выдающийся узбекский поэт , убежденный гуманист , мыслитель , государственный деятель .

Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в семье известного государственного чиновника, Гиясаддина Кичкине в Герате . Отец Алишера - выходец из известного монгольского племени Барлас , был дружен с другими тимуридскими семьями, составлявшими элиту власти в городе.

С детства мальчика окружали люди искусства, так один дядя будущего поэта - Абу Саид , был литератором, второй - Мухаммад Али - известным музыкантом и каллиграфом. С юных лет Алишер воспитывался с детьми властьпридержащих семей, его наперстник и лучший друг детства Султан-Хусейн Байкара впоследствии стал правителем Хорасан а .

Навои получил хорошее всестороннее образование, свои «университеты» юноша проходил в Герате , Самарканд е , Мешхеде . Одним из любимейших учителей юного Алишера был Джами - знаменитый поэт и философ того времени, который разглядел его художественный дар, и в дальнейшем остался верным другом и единомышленником.

Как поэт, Навои проявил себя уже в 15 лет, причем писал он одинаково хорошо как на фарси, так и на тюркском.

Когда к власти пришел Хусейн Байкара , сам поэт и приверженец искусств, Навои был срочно призван ко двору мулазимом (приближенным) правителя, а в 1469 году получил первую должность - хранитель печати. В 1472 году Алишер получил повышение и был назначен визирем (советником), награжден титулом эмира.

На своем посту Алишер Навои оказывал большую помощь музыкантам, поэтам, художникам, калиграфам, пользовался огромной популярностью среди народа.

По инициативе Навои в Герате было развернуто масштабное строительство. На берегу городского канала Инджил построили общественный научно-просветительский комплекс: библиотека , медресе , ханака , больница .

Жил Алишер Навои на удивление, очень скромно. Являясь приверженцем суфийского ордена Накшбанди , он вел аскетическое существование, никогда не был женат и не имел наложниц.

Приверженец идей гуманизма, поэт и при дворе боролся против средневекового деспотизма и произвола, обличал злоупотребления знати, корыстолюбие и взяточничество, защищал интересы неимущего класса, частенько решая дела в пользу несправедливо обиженных.

Потерпели крах все надежды изгнанника на справедливое переустройство страны, раздираемой борьбой за власть династией Тимуридов . И в 1488 году, Навои решает оставить службу и вернуться в Герат .

После возвращения домой поэт полностью погрузился в творческую деятельность - единственное, что доставляло ему настоящее удовольствие, и умер 3 января 1501 года на 61 году жизни.

Дошедшее до нас литературное наследство знаменитого поэта велико и многогранно, это около 30 сборников стихов, поэм, научных работ и поэтических трактатов, которые полностью раскрывают духовную жизнь в Средней Азии конца XV века.

Вершиной творчеста Навои принято считать знаменитую «Хамсу » («пятерицу »), сборник из пяти поэм, основанных на народном эпосе - популярная в те времена форма изложения философско - художественного мировоззрения. Его трактовка считается одной из лучших в данном жанре, с давних времен до наших дней.

Еще одним несомненным вкладом Алишера Навои в литературную деятельность своего времени, было введение староузбекского языка , наряду с фарси , в творчество литераторов . До него никто не писал на тюрки , считая его слишком грубым для стихосложения.

Таким образом, творчество поэта оказало неоспоримое воздействие на развитие не только узбекской, но и других тюркоязычных литератур.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

РЕФЕРАТ

На тему: Алишер Навои

Подготовил ученик 8 «Б» класса Тошбаев Бахтиер

Алишер Навои

Алише м р Навои м (перс. ЪбнФнС джЗннэ; узб. Alisher Navoiy; уйг. ?лшир Нава"и) (Низамаддин Мир Алишер ) (9 февраля 1441, Герат -- 3 января 1501, там же) --среднеазиатский тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.

Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

Происхождение

Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414--1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я таджиком, оба мы были близки друг к другу».

По мнению Мухаммеда Хайдара Дулати (1499--1551) Алишер Навои происходил изуйгурских бахшей. Есть так же версия, что он был выходцем из тюркизированного монгольского племени барласов.

В своих стихах Алишер Навои пишет о тюрках как о своём народе следующее:

Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,

А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.

Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего,

Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего

В историографии советского периода Алишер Навои интерпретировался как узбекский поэт.

Биография

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера -- Абу Саид -- был поэтом; второй дядя -- Мухаммад Али -- был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами -- в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси).

В 1466-1469 годах Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.

В 1469 году он был назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 году получил чин визиря и титул эмира. В 1476 году он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, -- в период охлаждения их отношений, -- в Астрабаде.

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитекторКавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил, ханака, библиотека, больница.

Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.

навои творчество тюркский литературный

Произведения

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений -- диванов(сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Лирика

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.

« Сокровищница мыслей » -- поэтический свод, составленный самим поэтом в1498--1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» . Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров -- мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчествутуюги.

Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» -- лирическая исповедь поэта, передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший -- по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

Любовь для Навои -- одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навоифарси утрачивает статус единственного литературного языка. Поэт составил также так называемый « Диван Фани » -- сборник лирических стихов на фарси.

« Сорок хадисов » («Арбаин кирк хадис») -- произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке, написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда. Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

Свои касыды на персидском языке Навои собрал в два сборника -- « Шесть необходимостей » («Ситтаи зарурия») и « Четыре сезона года » («Фусули арбаа») .

«Пятёрица»

Вершина творчества Навои -- знаменитая « Пятёрица » , включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485).

« Пятёрица » представляет собой «ответ» (назира) на «Пятёрицы» Низами Гянджеви и индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

« Смятение праведных » -- первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

« Лейли и Меджнун » -- поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви, Амиром Хосровом, Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

« Фархад и Ширин » -- героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви, однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

« Семь планет » -- поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

« Стена Искандара » -- последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандара (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Исторические сочинения

Название

Оригинал

Примечание

Пятерица

Смятение праведных (Хайрат ал-абрар), Фархад и Ширин (Фархад у Ширин), Лейли и Меджнун (Лайли у Маджнун), Семь планет (Саб"а-йи саййара), Стена Искандара (Садд-и Искандари)

История правителей Аджама

Тарих-и мулук-и аджам

Пятерица смятенных

Хамсат ал-мутахаййирин

1491-1492, 1498-1499

Собрание избранных

Маджалис-ан-нафаис

В 1498-1499 гг. А. Навои дополнил своё произведение

Сокровищница мыслей

Хаза"ин ал-ма"ани

Сборник состоит из четырёх диванов: Чудеса детства, Редкости юности, Диковины среднего возраста, Полезные советы старости

Язык птиц

Лисан ат-тайр

Суждение о двух языках

Мухакамат ал-лугатайн

Возлюбленный сердец

Махбуб ал-кулуб

после 1485 г.

История пророков и ученых

Тарихи анбия ва хукама

после 1492 г.

Вес размеров

Мезан ал-авзан

также возможный перевод «Весы размеров»

после 1493 г.

Жизнеописание Пахлавана Мухаммада

Манакиб-и Пахлаван Мухаммад

после 1489 г.

Жизнеописание Сайида Хасана Ардашера

Манакиб-и Саййид Хасан-и Ардашир

Алишер Навои -- автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами; антология«Собрание утончённых» (1491--1492) содержит краткие характеристики писателей -- современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов» , содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, озороастрийской и коранической мифологии.

Поздние произведения о государстве

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму « Язык птиц » («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя. Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

Посмертное признание

§ Поэт и писатель Бабур высоко ценил творчество Навои и даже пытался вступить с ним в переписку.

§ Сулейман Великолепный высоко ценил творчество Навои и имел в своей библиотеке манускрипты с его произведениями «Сокровищница мыслей», «Пятёрица» и «Спор двух языков».

§ Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI - начале ХХ в.

§ В 1941 году узбекский писатель Ташмухамедов, Муса написал роман "Алишер Навои".

§ В 1947 году в Узбекистане был снят фильм "Алишер Навои".

§ В 1980-е годы в Узбекистане был снят 10 серийный видеофильм "Алишер Навои".

§ В честь Навои назван город в Узбекистане.

§ В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.

§ В Ташкенте есть Театр оперы и балета имени Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои.

§ Национальная библиотека Узбекистана носит имя Алишера Навои

§ Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан

§ Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои

§ В честь Навои назван кратер на Меркурии.

§ В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Ташкенте, Самарканде, Токио. В планах -- установка памятника поэту в Вашингтоне и Баку.

§ Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты, тогда столицы Казахстана. Также в честь поэта названы один изпроспектов в Киеве и улица в Баку и Ашхабаде.

§ В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».

§ Барельеф в честь Алишера Навои установлен в городе Мазари-Шариф в Северном Афганистане.

§ Памятник Алишеру Навои был установлен в городе Оше.

§ Улица имени Навои в Алматы

§ С 2009 года в Астраханской области проводятся ежегодные культурные мероприятия в честь Алишера Навои.

Библиография

§ Алишер Навои Сочинения в 10 томах]. -- Т.: «Фан», 1968-1970. -- Т. 1-10. -- 3095 с. -- ISBN нет

§ Навои А. Стихотворения и поэмы. -- М., 1965.

§ Навои А. Сочинения. -- Т. 1-10. -- Ташкент, 1968-70.

§ Навои А. Пять поэм. -- М.: Худож. лит., 1972. (БВЛ)

§ Навои А. Избранная лирика. -- Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.

§ Навои А. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. -- Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978.

§ Навои А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Камиля Яшена; Сост. и примеч. А.П. Каюмова. -- Л.: Сов. писатель, 1983. -- 920 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)

§ Навои А. Возлюбленная сердец. -- Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.

§ Навои А. Кн. 1-2. -- Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983.

§ Навои А. Афоризмы. -- Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1985.

§ Навои А. Афоризмы Алишера Навои. -- Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.

§ Навои А. Друга я не нашёл: Газели. -- Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.

§ Навои А. Стена Искандера / Пер. с узб. Н. Айшов. -- Алма-Ата: Жазушы, 1989.

§ Навои А. Афоризмы -- Aphorisms. -- Ташкент: Укитувчи, 1991.

§ Навои А. Зеница ока: [Стихи]. -- Ташкент Изд.-полигр. об-ние им. Гафура Гуляма, 1991.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизненный и творческий пути Алишера Навои, его достижения и вклад в культурную и общественно-политическую жизнь своего времени. Служба при дворе султана и написание основного поэтического труда – "Хамсу". Особенности религиозно-философских взглядов.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    В 1441г., 9 февраля, в столице Хорасанского государства Герате родился мальчик, которого назвали Алишер (свой поэтический псевдоним «Навои», что значит «мелодичный», он взял позже). Жизнь, государственная деятельность и творчество Алишера Навои.

    реферат , добавлен 16.06.2008

    Изучение детских годов, учебы в духовной семинарии и университете, службы в коллегии иностранных дел Федора Тютчева. Исследование мюнхенского и петербургского периодов творчества поэта, его увлечения немецкой философией и поэзией, последних годов жизни.

    презентация , добавлен 14.05.2011

    Изучение жизненного пути и творчества Бернарда Шоу. Определение предпосылок формирования его уникального стиля. Характеристика парадокса как литературного явления. Исследование парадоксов произведений английского драматурга. Сопоставление их функций.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2015

    Описания семьи, родового дома, годов учебы и службы Ивана Александровича Гончарова. Исследование творческого наследия писателя. Работа в журнале "Современник". Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова. Работа над романом "Обломов".

    презентация , добавлен 08.02.2015

    Исследование жизненного и творческого пути русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Описания его семьи, детских годов, учебы в гимназии и работы в редакции газеты. Характеристика произведений и лирических стихотворений. Присуждение Нобелевской премии.

    презентация , добавлен 17.10.2013

    Исследование происхождения, детства и годов учебы Вальтера Скотта. Первые литературные выступления и оригинальные произведения поэта. Изучение романтических и исторических поэм, принесших ему славу. Возрождение исторической памяти шотландского народа.

    презентация , добавлен 31.01.2014

    Исследование жизненного и творческого пути русского советского писателя Константина Михайловича Симонова. Описания детства, юности, учебы в литературном университете. Характеристика его работы военным корреспондентом. Анализ стихотворений и произведений.

    презентация , добавлен 29.11.2012

    Изучение жизненного пути и литературного творчества А.Т. Твардовского – одного из поэтов ХХ века, показавшего в своей поэзии жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. Анализ стихотворения "Братья".

    презентация , добавлен 21.01.2012

    Исследование жизненного пути, особенностей творчества и общественного поведения Ивана Алексеевича Бунина. Анализ его деятельности в Одессе во время гражданской войны. Эмиграция во Францию. Описания фильмов-спектаклей по мотивам произведений писателя.


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

АЛИШЕР НАВОИ (1441-1501)

Низамаддин Мир Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого в Герате был центром общения людей искусства. Мальчик рано приобщился к миру поэзии и уже в 15 лет стал известен как поэт, слагавший стихи на двух языках - тюрки и фарси.

Алишер учился в медресе Герата, Мешхеда и Самарканда. Во время учебы он познакомился и подружился с наследником престола государства Тимуридов Султан-Хусейном Байкара (1438-1506). Наследник тоже был писателем и поэтом, его произведения тоже стали классикой азиатской литературы Средних веков, по сей день переиздаются и изучаются в учебных заведениях.

Государство Тимуридов было охвачено междоусобными войнами. Султан-Хусейну пришлось воевать, чтобы занять престол предков. Но едва в 1469 году он стал законным правителем, как немедленно призвал своих друзей по медресе на помощь. Алишер Навои не скрывал от властителя, по некоторым данным - своего молочного брата, что его идеалом является просвещенная монархия. Султан-Хусейн подходил под образ такого монарха. В 1469 году Навои стал хранителем печати, а в 1472 году получил титул эмира и был назначен визирем государства Тимуридов.

На этом посту проявился организаторский талант Алишера Навои. В степи на караванных дорогах он строил пристанища для путников, в душном городе разбивал парки. Благодаря ему в Герате, на берегу канала Инджиля, были возведены мечети, медресе, библиотека, баня-шифайя, которая служила чем-то вроде лечебно-оздоровительного центра, где табибы лечили больных. Археологи утверждают, что предназначенная для ученых и поэтов ханака походила на современный Дом творчества. При гератской библиотеке работали каллиграфы, переплетчики, художники-миниатюристы.

Визирь лично участвовал в строительных работах: носил кирпичи, месил глину. По окончании очередных работ Навои премировал мастеров нарядными халатами. Более того, ежегодно визирь раздавал одежду нищим, а себе оставлял лишь часть получаемой им от правителя суммы, равную расходам обычного человека.

Согласно традиции у каждого восточного поэта в жизни были две ключевые фигуры - правитель и возлюбленная. О женщинах в жизни Навои история умалчивает. Известно, что у него не было ни жены, ни детей.


Есть старинная легенда о том, будто Алишер и Султан-Хусейн влюбились в одну девушку по имени Гуль. Верный долгу поэт стал просить девушку выйти замуж за султана, которому он был многим обязан. После долгих уговоров девушка согласилась, но попросила Навои выполнить одно ее условие - выпить некое лекарство. Она тоже выпила какое-то снадобье. Сразу после свадьбы с султаном Гуль открыла поэту свою тайну - он навсегда останется бездетным, а она умрет через сорок дней. Так все и случилось.

Идеальное правление визиря долго продолжаться не могло. В 1487 году Султан-Хусейну Байкаре понадобились дополнительные деньги. В государственной казне нужной суммы не оказалось. Навои был против увеличения налогов. Хусейн Байкар предпочел прислушаться к сопернику Навои Мадждеддину Мухаммаду, обещавшему добыть искомую сумму и даже большую, если его назначат на пост визиря. Навои был удален из Герата под предлогом назначения его правителем далекой, но очень важной провинции Астрабад.

В конце жизни поэт оставил службу и целиком отдался усиленной творческой работе. С 1488 года он вернулся в Герат. Там Навои вновь попал в свою стихию. Особенно ему была дорога дружба с поэтом Абдурахманом Джами (1414-1492). Большую часть своих произведений Навои написал по совету и благословению друга. Джами был первым, на чей суд выносил Навои созданные им шедевры. О дружбе с Джами поэт написал книгу, которую назвал «Пятерица изумленных».

Литературное наследие Алишера Навои велико и многогранно. Поэт создал около тридцати сборников стихов, больших поэм, прозаических сочинений и научных трактатов.

В 1498-1499 годах Навои составил свод своих стихотворений - «Сокровищницу мыслей». Стихи были расположены хронологически по четырем сборникам-диванам, соответствовавшим четырем ступеням возраста поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». В это собрание вошли стихи разных лирических жанров, особенно много газелей, излюбленный жанр Навои. Поэт оставил также «Диван Фани» - сборник стихов на фарси.

Вершина творчества Навои - «Пятерица», или «Хамсе», созданная как ответ на «Пятерицы» Низами Гянджеви и Амира Хосрова Дехлеви.

Первой в 1483 году была написана поэма «Смятение праведных». Она состоит из 64 глав и носит философско-публицистический характер. На 1484 год приходятся сразу три поэмы. «Лейли и Меджнун» - по мотивам древнеарабского предания о трагической любви юного Кайса к красавице Лейли. «Фархад и Ширин» - героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует иранский шах Хосров. «Семь планет» - состоит из семи сказочных новелл, объединенных общей фабулой. В 1485 году Навои написал последнюю, пятую поэму - «Искандарова стена» - об идеальном правителе и высоконравственном мудреце Искандаре.

В конце жизни поэт создал аллегорическую поэму «Язык птиц» (1499) и философско-дидактическое сочинение «Возлюбленный сердец» (1500). Тогда же им была написана и литературоведческая работа - антология «Собрание утонченных». В этой книге Навои охарактеризовал современных ему писателей Востока.

Вскоре после отъезда Навои в Астрабад Хорасан охватили междоусобицы. Воевали между собой сыновья и родственники Султан-Хусейна. Поэт пытался примирить соперников, но безуспешно. Тогда, опечаленный своими неудачами, Навои решил отправиться паломником в Мекку, чтобы провести остаток дней в отдалении от Тимуридов. Перед отъездом он собрал на пир поэтов, ученых, музыкантов и объявил в разгар торжества о своем решении стать отшельником-дервишем и удалиться в построенную им ханаку. Гости благоговейно пали перед поэтом ниц.

Известно, что всю жизнь Навои, получивший от отца большое наследство, стремился к аскезе. Мечтал о келье дервиша-отшельника. Его ханака, построенная у восточного крыла гробницы шейха, мало чем от нее отличалась. В такой келье поэт и умер в 1501 году.

А вот и легенда, с которой я намеревался начать этот рассказ.

По достижении преклонных лет Алишер Навои пожелал совершить хадж. Перед тем как отправиться в Мекку и Медину, он отправился попрощаться с Султан-Хусейном. Правитель сказал:

Вы своими благодеяниями и святостью намного превзошли других паломников.

И не дал соизволения на хадж.

Прошел год. И Навои вновь собрался к святым местам. И опять отказал ему Султан-Хусейн, сказавший:

Без вас будет трудно управлять страной, Мир Алишер. На моих советников и вельмож нельзя положиться, они только того и ждут, чтобы сместить меня с трона. Если вы считаете меня своим другом, то не оставите в трудный час.

И в третий раз вознамерился Навои совершить хадж. Султан-Хусейну нечем было удержать поэта, и он дал свое соизволение.

Обрадованный Навои поспешил домой. По дороге к нему присоединился попутчик - бедный юноша, который пришел из глухой деревушки и никогда не видел поэта. Он слышал, что Навои всегда помогает сирым и убогим, и хотел молить благодетеля о помощи.

Во дворе Навои они увидели множество людей, собрались хафизы и поэты, музыканты и каллиграфы, переплетчики и каменотесы, художники и литераторы, хлебопеки и повара, садовники и кузнецы, арбакеши и носильщики - все, кому столько лет помогал тимуридский сановник.

К удивлению юноши, все стали кланяться его спутнику и молить его не покидать их. Иначе снова нарушится в стране покой и прольется кровь невинных людей.

Вы заменяете отца сиротам, даете приют бесприютным, несете воду жаждущим, - взывали люди к Навои. - Перед вашим милосердием и великодушием благоговеют не только люди, но и все земные существа. Откажитесь от хаджа!

Навои остался дома. А бедного юношу поэт усыновил и сделал своим наследником.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Введение

Биография Алишера Навои, этого талантливейшего поэта и выдающегося мыслителя своей эпохи, издавна привлекала внимание многих историков-востоковедов и литературоведов. Ее исследованию посвящены целые труды, а на Родине поэта даже была создана школа навоиведения. Но актуальность изучения данной темы с течением времени не уменьшается, поскольку, наверное, стоило бы посвятить тома анализу каждого произведения этого автора, чья поэтика чрезвычайно интересна и разнообразна по приемам, а взгляды – необычайно прогрессивны для представителя средневековой восточной цивилизации.

Родившись в Герате, одном из главных культурных центров тогдашнего Востока, и с детства впитав в себя красоту и изысканность литературного языка фарси, Алишер очень рано осознал свою миссию – стать родоначальником узбекской литературы. В своей книге «Спор двух языков» он писал, что тюркам следовало бы держаться своего родного языка: «Если же у них есть способность писать на обоих языках, нужно преимущественно писать на родном языке…» И хотя это отнюдь не было принято в его обществе, Навои хватило смелости и ума стать достойным примером для поэтов своего народа.

Кроме того, Навои считал: «Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и после смерти останется бессмертным». И то, что память о Навои как о прекрасном многогранном ученом и незаурядном государственном деятеле прошла сквозь века, обессмертив его имя, на мой взгляд, очень красноречиво свидетельствует о правдивости сказанных слов.

Но, поскольку творческое наследие Алишера Навои очень богато и представляет собой огромный исторически-литературоведческий интерес, мне хотелось бы прежде всего в своей работе показать его пестроту и разнообразие, остановившись более подробно на самых выдающихся достижениях этой неординарной и воистину яркой личности, внесшей значительный вклад в культурную и общественно-политическую жизнь своего времени.

Чудеса детства и редкость юности

Тот, кому было суждено под поэтическим именем Навои стать родоначальником узбекской литературы, выдающимся мыслителем и государственным деятелем, Низамиддин Мир Алишер родился в Герате 9 февраля 1441 г.

Мальчик происходил из тюркской феодальной знати. Его отец Гиясуддин Кичкине в царствование Шаруха, вероятно, был близок ко двору падишаха и владел большими землями. Мать была дочерью одного из кабульских эмиров – Шейха Абусанда Чанга.

Маленький Алишер жил в довольстве. Родители решили дать живому и любознательному ребенку хорошее образование. Чуть ли не с четырехлетнего возраста Алишер посещал одну из лучших гератских школ. Историк Хондамир с похвалой отзывается о его учебе.

Повлияла на высокое культурное развитие мальчика и семья. Так, один его дядя, Абу-Саид, писал стихи под прозвищем Кабули, второй, Мухаммад Али, был хорошим музыкантом, славился искусством в каллиграфии и писал стихи под псевдонимом Гариби. Двоюродный брат Алишера, Сеид-ака Хайдар, носил поэтическое прозвище Сабухи.

Обучаясь в школе, Алишер увлекался чтением стихов, особенно восхищаясь строками «Гулистана» и «Бустана» Саади, а также поэмой Фаридуддина Аттара «Разговор птиц». Да и свои стихи он начал писать рано, лет в семь-восемь. Таким образом, уже в детском возрасте сложились литературные вкусы и интересы будущего великого поэта.

Среди школьных товарищей Алишера был будущий правитель Герата, Хусейн Байкара. Дети были очень дружны. Но вскоре внешние обстоятельства разлучили их. Когда в 1447 г. умер Шахрух и в стране разгорелась междоусобная борьба за власть, Гиясуддин Кичкине решил оставить родной край и с группой знатных земляков переселиться в Ирак.

Юные годы Алишера прошли вдали от Герата. Но добровольное изгнание длилось недолго. В 50-х годах во владениях Тимуридов восстановился некоторый порядок. Абулкасим Бабур завладел Хорасаном со столицей Гератом, а в Самарканде воцарился Абу-Саид.

Семья Алишера возвратилась в Герат, и его отец занимал при Бабуре ряд должностей. Одно время он был правителем хорасанского города Себзевара.

Когда Алишеру исполнилось пятнадцать лет, он поступил на службу к Абулкасиму Бабуру.

Правитель Хорасана, любивший поэзию, поощрял стихотворные опыты одаренного юноши. Алишер проявлял большие способности к изучению языков и в то время уже так свободно владел персидским и арабским, как и родным тюркским. Он писал стихи на двух языках, подписывая персидские именем Фани («Бренный»), а тюркские – именем Навои («Мелодичный»).

Тогда уже некоторые поэты (Лутфи, Саккаки) писали на тюркском языке – вопреки установившемуся в аристократических кругах мнению, что на грубом народном языке нельзя выражать тончайшие мысли и чувства.

Молодой Алишер как-то показал свои стихи престарелому Лутфи, который считался самым изысканным тюркским поэтом. Лутфи пришел в восторг от газелей юноши и воскликнул: «Я охотно променял бы на эту газель десять-двенадцать тысяч моих стихов на двух языках и считал бы сделку весьма удачной».

Такого же лестного мнения был о таланте Алишера и известный поэт Шейх Камаль.

В свите Бабура состоял и давний знакомец Алишера Хусейн Байкара. Этот честолюбец мечтал о власти, о завоеваниях, о троне. Когда в 1457 г. Абулкасим Бабур умер и снова возникла борьба за престол, Хусейн Байкара с головой окунулся в эту борьбу. Он отправился на поиски воинственных друзей-беков и союзников.

Алишер же тем временем жил в Мешхеде, изучая науки (математику, законодательство, астрономию) и поэзию. Его дни протекали медленно, тяжело и одиноко. В одном из посланий к Сайиду Хасану, поддерживающему его в этот трудный период, Навои пишет, что ему негде было жить, нечем питаться, некому преподносить свои стихи. Но именно в эти нерадостные дни произошла первая встреча с Абдуррахманом Джами, ставшего его верным другом и наставником в творчестве.

В сложившейся ситуации Навои довелось уехать в Самарканд, знаменитый своими учеными, медресе, обсерваторией. Два года поэт учился в медресе ученого-законоведа и арабиста Фазуллаха Абуллайса. Тамошний правитель Ахмад Хаждибек, писавший под псевдонимом Вафаи, приблизил к себе поэта. Другие литературные деятели той эпохи – Шайхим Сухейли, Мирзабек, Алои Шаши, Юсуфшах Сафои – быстро сдружились с ним.

Об одаренности и признанности Навои уже на тот момент известным поэтом свидетельствует следующий факт: в 1464-1465 гг. поклонники его творчества готовят первый сборник его стихов (диван).

Именно в Самарканде материальное положение Навои значительно улучшилось, и, что гораздо важнее, Алишер впервые стал вникать в государственные дела, обретать опыт управления державой.

Думаю, что своеобразным портретом молодого Навои может стать стихотворный отрывок, написанный о нем Айбеком:

Он защитник людей от зла,

И улыбка его светла,

Сила юности, чувств родник

Не иссякнет в нем ни на миг.

Он умеет беречь казну,

Чтоб счастливой сделать страну.

Дать ей воду, науке кров

И больницы для бедняков.

Много дел у него, забот,

В мыслях только одно – народ…

Диковины среднего возраста

В 1469 г. Хусейну Байкаре все-таки удалось занять гератский престол. По его просьбе Навои разрешается вернуться. В праздничный апрельский день он преподнес султану свою касыду «Новолуние», в которой искренне поздравил его с восшествием на престол. В благодарность Навои получает должность хранителя печати. С этого времени по-настоящему начинается его активная общественно-политическая и культурная деятельность.

Ранний период службы Навои при дворе отличался тем, что правитель наделял его большими полномочиями. Мечтой же самого Алишера была поэзия, поэтому вскоре он подал в отставку. Однако в феврале 1472 г. ему был присвоен титул эмира и он был назначен главным визирем. Он постоянно ездит по стране, исполняя свои обязанности. В «Дарственной записи» он писал: «По мере возможностей я старался сломить меч угнетения и исцелить целебной мазью раны угнетенных».

Большое значение Навои придавал строительству культурно-просветительных учреждений. В районе Мусалла в Герате на средства Навои были построены большое красивое медресе «Ихласия», дом для чтецов Корана «Дарал-хуффаз», дом для ученых, приезжих и дервишей «Халасия», дом для лекарей «Дараш-шифа», соборная мечеть. Был проведен и канал. В Хорасане было около трехсот общественно полезных и учебных построений, созданных благодаря эмиру. Среди них много историко-архитектурных памятников, рабатов, мечетей, сардоба (крытых водохранилищ), бассейнов.

Заботой Навои были окружены ученые, поэты, музыканты, каллиграфы, живописцы.

Но, заботясь о других, Алишер не забывал и собственного призвания, писал свои стихи каждую свободную минуту, нередко – по ночам.

Приблизительно между 1472 и 1476 гг. он, по настоянию Хусейна, составил свой собственный первый диван «Редкости начала», а примерно в 1480 г. – второй диван «Редкие концы».

Лирические творения Навои, сборники его газелей прославили имя их создателя во многих странах Востока. Но поэт мечтал о том, чтобы написать для своего народа и на языке своего народа нечто большее, вроде «Шах-намэ» персидского поэта Фирдоуси.

И на сороковом году жизни, в расцвете духовных и физических сил, Навои принялся за свой основной поэтический труд – «Хамсу» («Пятерицу»).

Ради высокого замысла в 1476 г. Алишер освободился от должности визиря. Но придворная клика ненавидела его. Навои же, в свою очередь, не мог скрыть своего презрения к низкопоклонничеству и коварству, царившим среди приближенных султана.

Огромную поддержку в этот период ему оказал Джами. Во многом благодаря ему Навои всего за два года (1483-1485) написал все пять поэм своей «Хамсы»: дидактическую поэму, состоящую из философских афоризмов и притч, «Смятение праведных», эпопею труда и творчества «Фархад и Ширин», роман любви и жертвенного подвига «Лейли и Меджнун», авантюрно-философскую повесть «Семь планет» и историко-политический роман «Вал Искандера».

Следует подчеркнуть, что основной чертой положительных героев Навои является подлинный гуманизм. Они относятся враждебно ко всякому насилию над человеческой личностью. Так, один из главных героев произведений Навои, Фархад – настоящий гуманист, защитник обиженных и угнетенных. Он не способен обидеть муху, и если кому-нибудь приходится переживать печали, Фархад огорчается больше, чем сам пострадавший. «Если нечаянно в ногу нищего попал репей, – он готов был вытащить его своими ресницами».

Но гуманизм в понимании Навои – это не мягкотелая сентиментальность, не безрассудная доброта чувствительной натуры. Навои ценит и прославляет сознательную целеустремленную человечность. Фархад активно борется со злом, и когда деспот Хосров нападает на Армению, герой, «неспособный обидеть и муху», вынимает из ножен меч для решительной борьбы с захватчиками.

Творчество Навои проникнуто жгучей ненавистью к тиранам и поработителям народа. В «Смятении праведных» поэт без всяких аллегорий гневно разоблачает тиранию правителей:

Кто к наслаждениям избрал насилья путь,

Тот проклят и презрен навеки в мире будь!

Проклятья, ненависть в народе тот найдет,

В ком угнетателя себе народ найдет.

В суровое время феодальных междоусобиц, приносивших неисчислимые бедствия народу, поэт мечтал о таком обществе, устои которого зиждились бы на прочном мире и дружбе. Алишеру казалось, что покой в стране может быть установлен только при помощи сильной централизованной власти монарха, могущего создать крепкую державу.

В данных исторических условиях это было ярчайшей прогрессивной идеей, и не только для Средней Азии.

Да и вообще надо подчеркнуть, что поэт уделял много времени проблеме защиты Родины.

Он по личному опыту знал, что уговорами, словами, проповедью нельзя «сломить меч насилия». Врага можно победить только силой в открытой борьбе. Нет другого способа защиты Отечества от разорения, от нападения чужеземцев, которые «готовы слизать, как саранча, всю зелень и всю землю в дальних краях». Патриотизм с точки зрения Навои – естественное для человека чувство. Оно не имеет ничего общего с национальной ограниченностью.

Навои меньше всего свойственны мысли о расовом различии, о превосходстве людей той или иной национальности. В «Хамсе» мы находим представителей многих стран и народов: Фархад – сын китайского народа, его друг Шапур – иранец, Ширин – армянка, Меджнун – араб.

В произведениях родоначальника узбекской литературы фигурируют негры, туркмены, грузины, арабы. Навои прежде всего оценивает душевные качества, и для него не играют никакой роли ни национальные, ни общественные различия.

Последние советы старости

Аналогии иногда приводят к неверным выводам, и поэтому опасно сравнивать время Навои с эпохой Возрождения на Западе. Но если считать главным и наиболее характерным для Ренессанса стремление к освобождению человеческой личности от крепких пут теологии и религиозного фанатизма, то нечто подобное мы находим в чаяниях и стремлениях культурных деятелей Герата XV века.

Совершенно естественно, что именно ближе к старости, с приобретением ценнейшего жизненного опыта, окончательно выкристаллизовались взгляды Навои как мыслителя, заиграл множеством ослепительных граней алмаз его одаренности.

В своих религиозно-философских высказываниях Навои противоречив. Он посвящает Мухаммеду – «любимцу» мусульманского бога и четверым первым халифам восторженные оды, но как передовой человек своего времени, как мыслитель, он свободен от религиозной нетерпимости своей среды, в нем нет и следа фанатизма. Для него бог не то могущественное существо, которое находится над миром, в каком-то воображаемом пространстве. В понимании Алишера бог есть мир, он воплощен, растворен во всех мировых вещах и явлениях. Все изменения, происходящие вокруг нас, объясняются действием божественной красоты, отражающейся в бесконечном ряде зеркал. Этим размышления Навои схожи с суфийской философией.

Кроме того, Навои утверждает, что нет тела без души, так же как нет души без тела. Согласованность духа и материи происходит при посредстве человеческого мозга. Источником всех знаний, по его мнению, являются наши органы чувств, а весь добытый ими материал перерабатывается разумом.

Крылатым стало изречение Навои: «Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым».

Сам Навои постоянно совершенствовался, стараясь любые приобретенные знания переработать творчески, и поэтому остался в памяти современников и потомков не только великим поэтом и выдающимся государственным деятелем, но и историком, лингвистом, художником, музыкантом, каллиграфом.

Такое многообразие дарований Алишера Навои отмечали и его современники. В восторженных отзывах, оставленных нам Джами, Бабуром, Мирхондом, Хондемиром, Сам-Мирзой и Даулет-шахом, неизменно подчеркивается богатство интересов Навои. Так, сам-Мирза писал о нем: «Этот великий человек, этот добродетельный ученый не потерял бесполезно ни одной минуты свей жизни, которую он всецело посвятил изучению наук и добрым делам, а также содействию прогрессу науки и, наконец, составлению литературных трудов, которые до конца мира останутся нерушимыми памятниками его славы!»

Кроме «нерушимых памятников славы», Навои создал и научные произведения. К самым известным из них относят: «Спор двух языков», «Собрание утонченных» (литературоведческая работа), «Весы размеров» (по теории аруза), «Муфрадат» (по теории жанра муамма). Кроме этого, он написал трактаты на историческую тематику «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов». Его художественные письма вошли в сборник «Муншаат». К мемуаристике этого выдающегося автора причисляют жизнеописание Джами – «Пятерица смятенных», «Жизнеописание Сайид Хасан Ардашера», «Жизнеописание Пахлаван Мухаммада». Самым последним произведением Навои считается «Махбуб ал-кулуб», написанный в 1500 г. В нем выражены окончательно сформулированные, наивысшие взгляды Навои на общество и политику.

Но, подведя итоги разнообразной деятельности Алишера Навои, стоит все же вернуться к описанию его жизненного пути, чтобы увидеть, каково было его завершение.

Как было сказано выше, Алишер давно уже не принимал непосредственного участия в государственных делах. Но как неустанный защитник народа от насилия и своеволия беков и чиновников, казался слишком опасным его врагам.

Под влиянием дворцовой знати Хусейн резко изменил свое отношение к прежнему другу. В 1487 г. Навои получил строгий приказ отправиться в отдаленную провинцию, в Астрабад, правителем этого края. Это было почетной, но жестокой ссылкой.

В Астрабаде Навои проявил кипучую деятельность. Он заботился о школах и больницах, о бедняках, о благоустройстве города и провинции…

И вновь, в изгнании, писал прекрасные стихи. Это были скорбные газели, в которых изливались чувства поэта, бессильного изменить ход событий и обреченного видеть вокруг себя несправедливость и злобу. Он писал и гневные, обличительные стихи, в которых призывал султана отказаться от недостойной жизни и обратить свои взоры на страдания и нужды народа.

В Астрабаде Навои собрал многие тысячи строк своих газелей в большой сборник, названный им «Чар-диван» («Четыре сборника»).

Но, тоскуя по родному Герату, поэт решился на дерзость и самовольно вернулся в столицу. Султан позволил ему остаться. Алишер получил титул «приближенного его величества», но почти не принимал участия в политике.

Много тяжелых переживаний выпало на долю Навои в этот последний период его жизни. В 1492 г. умер, оплакиваемый поэтом, его большой друг и учитель – Джами.

В эти годы Хусейн уже не чувствовал себя прочно на троне. Его сыновья жаждали расширения своих владений. Старший сын султана, Бадиузземан, поднял восстание. Тогда Хусейн вспомнил о старом друге Навои. Алишер во имя мира и народного спокойствия выступил посредником между падишахом и мятежным царевичем.

Но даже мудрость Алишера была бессильна предотвратить междоусобную войну. Поэт называл свою Родину «цитаделью безумия», «темницей мучений». Он скорбел о том, что цветущий Хорасан и трудолюбивый его народ словно «покрылись черной краской», что «султан срывает кровлю со своей страны, как с курятника».

Во время одного из походов, когда Хусейн Байкара был далеко от столицы, его сын Бадиузземан подступил к Герату и осадил его. Султан возложил оборону на наместника Валибека и Алишера.

Последнему на тот момент было уже около шестидесяти лет. Постоянная борьба с врагами и упорный созидательный труд подорвали его здоровье. Все же в опасную для Родины минуту этот согбенный, обычно опиравшийся на палку старец с юношеским рвением заботился об укреплении городских стен и валов. В итоге ему удалось после сорокадневной осады примирить отца и сына.

Это, наверное, было последним добрым поступком Навои.

В декабре 1500 г. он почувствовал себя совсем дурно. Врачевание искусных лекарей не помогло, и 3 января 1501 г. он умер.

По рассказам современников, всеобщее горе охватило Герат. От султана до ремесленника, все скорбели о великом поэте, мыслителе и государственном деятеле. По цветистому выражению летописца, «от криков, поднявшихся к небу, его синева закрылась облаками и на землю потоком полились слезы».

Народ оплакивал одного из лучших сыновей своих. А он жил. Жил и продолжает жить в своих бессмертных творениях…

Выводы

Алишер Навои был первым выдающимся представителем узбекской литературы, открывшим читателю красочный, необычайно образный мир своего народа. Этот мир был запечатлен в немалом наследии поэта и мыслителя – почти 30 поэтических сборниках, крупных поэмах, прозе, научных трактатах.

Известный литературовед и лингвист В.М. Жирмунский писал: «Навои, подобно своим западным современникам типа Леонардо да Винчи, выступает перед нами как всесторонне развитая и цельная личность, объединяющая в своем универсализме науку и искусство, философскую теорию и общественную практику». И еще более очевидной становится ценность его достижений в свете исторических событий эпохи, в которую ему довелось жить. Ведь это было время чрезвычайных и необычных противоречий!

Так, за десять лет до рождения Алишера Навои в Европе было сожжено на костре благородную француженку Жанну д’ Арк. Алишер был ребенком, когда убили выдающегося ученого Улугбека, «приближающего звезды к глазам своим». В этом же веке Менгли Гирей дотла сжег Киев. Тогда же мечтал о своих картинах, воспевающих женскую красоту и мужество, несравненный Джорджоне… В этом веке Москва, наконец, освободилась из-под татаро-монгольского ига, турецкое войско султана Мехмета штурмом взяло Царьград, Колумб открыл Америку, а Васко да Гама оплыл вокруг Африки…

То был век страшный и дикий.

То был век прекрасный и великий.

Век крови, насилия и костров, на которых пылали самые выдающиеся умы, самые честные сердца, самые прозорливые души. Век науки, искусства и открытий, которым суждено было стать великими.

И я считаю, что поэзия Алишера Навои – это тоже одно из величайших мировых открытий XV века, достойное внимания каждого. Ведь этому поэту удалось, наверное, главное: оставить по себе не только памятники, но – память.

Список использованных источников и литературы

1. Айбек. Гули и Навои. (Из народных легенд). – Ташкент, 1971.

2. Бертельс Е.Э. Навои: опыт творческой биографии. – М. -Л., 1948.

3. История узбекской литературы. В 2-х томах. Т. 1. (С древнейших времен до XVI в.) – Ташкент, 1987.

4. Навои А. Избранные произведения. / Под ред. Дейча А., Пеньковского Л. – Л.: Советский писатель, 1948.

5. Навои А. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1983.