Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Нужно ли существование зла в мире. Беседа о смысле зла

Противоположность идеалу и законам добра - зло. Возникает оно при свободном выборе ошибочного познания. Проявляется в агрессивности, страхе, злости, насилии, разрушении, ненависти, несвободе. Иерархия – существа, осознанно или неосознанно служащие злу. Представители среди людей: преступники, черные маги, экстрасенсы.

Что есть зло?

Чтобы осознать злонравную суть, нужно разобраться, как выглядит зло. Основные категории зла:

  1. Преднамеренное – личная мотивации, разработка задач и исполнение целей путем добровольным нанесением вреда другому человеку с целью его подчинению, унижению, уничтожению и насилию на моральном и физическом уровне.
  2. Непреднамеренное – происходит в результате необдуманных действий, личность не осознает совершаемых поступков. Человек может раскаиваться в своих поступках. Относятся люди под алкогольным и наркотическим воздействием, душевнобольные.
  3. Моральное – противоположность к идеальным принципам, к которым стремится общество. Сопровождается отсутствием совести. Моральное зло бывает:
  • враждебное – проявляется в стремлении к власти и превосходстве. Для используются все методы. Характеризуется ненавистью, агрессией, жестокостью и желанием уничтожить;
  • распущенность – личностное качество, направленное на саморазрушение. Проявляется в качестве трусости, лености, отсутствием самоконтролю, приоритетом личных желаний. Человек начинает деградировать и разрушается духовно и физически.

Психология зла

Понимание добра и зла сказывается на жизни человека. Добро и зло учат различать с рождения, убеждая в правильности хороших поступков и в неправильности плохих. Человек по мере возможности сам пытается определить, что такое зло. Не всегда удается понять, что положительно, отрицательно. В результате ошибочного восприятия реальности появляются проблемы. Совершаются плачевные ошибки.

Человек вырабатывает свою точку зрения, считая ее адекватной и правильной. Распространенное явление, когда люди недовольны в жизни своим статусом и положением. Некоторые религиозные и философские убеждения утверждают, что деньги – это плохо, обладать предметом воздыхания – грех, жить в богатстве – необязательно. Исходя утверждениям, все, что естественно для жизни – нехорошо и плохо, человек не должен иметь то, что хочет.

Что же тогда хорошо для человека, а что плохо? У каждого свое ведение по этому поводу. Никто не должен навязывать свою точку зрения. У каждого человека есть инстинкты, пробуждающие истинные желания. Придавая разумную форму своим инстинктам, человек сможет легко различать . Следуя естественным желаниям, удовлетворяются потребности. Человек становится уравновешенным и спокойным, он адекватно оценивает добро и зло, психология личности формирует правильное представление о хорошем и плохом.


Что такое зло - философия

Философы считают, что основа жизненного идеала человека заключается в познании противостояния добра и зла. Их утверждения:

  1. Сократ считал, что зло – случайное явление, совершающее человеком неосознанно, путая его с добром. Лучшее средство от зла – знание.
  2. Платон говорил, что данные понятия реальны: добро – мир идей, зло – изменчивость, чувственность, видимость.
  3. Спиноза и Гоббс утверждали, что нет понятия добро и зло - философия мыслителей заключалась в том, что критерии плохого и хорошего образуются при сравнении явлений и вещей друг с другом.
  4. Интерпретация Конфуция говорит, что корни зла начинаются с общества, в природе человека не заложен негатив. Человек, в поколении которого были социальные виды зла, может проходить природную очистку. Спасение заключается в хороших делах и манерах.
  5. Руссо доказывал, что все люди внутренне хорошие, а зло зарождается под влиянием социума.
  6. Вечного зла не существует, его можно преодолеть религией, культурой, воспитанием и моралью. Кант считал, что люди двойственны:
  • разумные, с волевыми чертами характера;
  • чувствующие, подвержены испорченности и слабостям.

Зло в православии

Основные положения, что такое зло:

  • зло не относится к бытию, оно не существует само по себе, есть злые существа – духи или люди;
  • суть зла заключается в разрыве с Господом;
  • зло возникло в мире ангелов - херувим, обладавшей большой силой и свободой, поднял бунт и отделился от Бога;
  • злые ангелы, бесплотные существа, не могли нарушить бытие, но когда на земле появился человек, имеющий плоть, у сатаны появилась возможность искушать людей и через них разрушать природу;
  • сатана соблазнил вкушать с дерева познания, что было запрещено Богом для предотвращения с Ним разрыва, нарушение указания Господа привело людей на путь зла.

Из-за непослушания прародителей, грех вкоренился в природу человека и образовался греховный центр. Борьба со злом в православии заключается в преодолении соблазнов и искушений. Но не в борьбе с сатаной, так как злой дух побежден Богом в виде Воскресения его Сына. Согласно религии, человек награжден свободой воли и выбора, поэтому он должен пройти все испытания для укрепления преданности к Творцу.


Что такое зло в буддизме?

Понятия «зла» в буддизме не существует. Высшее зло - . Представляет собой цепочку трансформации животных, людей и богов. Каким бы человек не был праведным, его жизнь полна страданий. Боль и скорбь исходят от желаний человека. Чем больше желаний, тем больше мучений. Допустим, при желании поесть страдают животные, мясо которых едят. Чтобы преодолеть страдания, нужно отказаться от удовольствий. Вот как появилось зло на земле по буддизму – из-за желаний, которые являются для людей злом.

Злость - что это такое?

Неудовлетворительный результат в ожиданиях, желаниях, действиях приводит к негативным эмоциям. Большое накопление неудовлетворительности перерастает в агрессию, которая влечет за собой великую силу разрушения. Так что такое злость? Это и чувства, выполняющие защитную функцию. Человек испытывает боль и расстройство. Он осознает, что находится в зоне дискомфорта, и пытается оттуда выйти.

В чем причина зла в человеке?

У всех есть определенные надежды и мечты. При столкновении с реальностью они частично или полностью могут разрушаться. Человек начинает испытывать боль и погружается в глубокую неудовлетворенность. Что вызывает злость:

  • заболевания различного рода – злость сопровождается девиантным поведением, физическими или эмоциональными взрывами;
  • депрессия или стресс – наряду с психическим расстройством возникает раздражительность;
  • повышенная тревожность – возникает при постоянных беспокойствах, может сопровождаться вспышками гнева;
  • недостаток во внимании – отсутствие внимание со стороны окружающих, особенно если нет взаимного внимания, выражается в резких вспышках ярости;
  • отрицание личных эмоций – прямой путь к гневу, сдерживание обиды приводит к агрессии;
  • недосыпание – истощается нервная система, поведение становится неадекватным и непредсказуемым;
  • слабохарактерность – подверженность к манипуляциям приводит в состояние обиды и озлобленности.

Что делает злость с человеком?

Озлобленность превратилась в эпидемию, стала основной проблемой в обществе. Злой человек теряет уважение окружающих, лишается любви, симпатии и всеобщей удовлетворенности. Злость парализует, делает слабым, приводит к агрессии, бесполезным страданиям и бессмысленным терзаниям себя. Вредит здоровью. При сильном озлоблении происходит большой выброс кортизона и адреналина, что провоцирует боль в затылке и шее, сильные головные боли, язву желудка и прочее.

Как победить зло внутри себя?

Как победить зло в себе и нужно ли себя упрекать, ненавидеть, ограничивать? Нужно понимать, что такое зло и с чего оно берет начало. Чем больше человек ставит себе запреты, тем больше увеличивается гнев и ярость. Создается психологический комплекс в ненависти к себе, мешающий нормально жить, радоваться и развиваться. Это приводит к разрушению. Еще на начальном этапе нужно очищать себя от негатива: осознавать и разрешать пороки, но не запрещать.


Что делать если чувствуешь злость?

Что делать если внутри злость:

  1. Проанализировать ситуацию и неадекватное поведение.
  2. Сосредоточиться на эмоциях и чувствах, представить образ негатива (камень, бомба), цвет, форму.
  3. Перед собой мысленно поместить образ.
  4. Пофантазировать: пропустить образ через воображаемый фильтр, увидеть на выходе «чистую» энергию;

Христианство - религия, в которой вопрос о природе зла имеет принципиальное значение. В связи с тем, что Бог - благой Творец всего, то может возникнуть противоречие: откуда возникает зло как явление, обратное представлению о благом Боге? Разрешению данного противоречия и посвящена настоящая статья.

Понятие зла в Священном Писании

В Священном Писании, особенно в Ветхом Завете, явления, события, действия или переживания, которые противоречат признанным нормам или оцениваются негативно, называются злом. Тем же словом именуется все «плохое» или «дурное», приносящее вред или способное его причинить. Например, во Второзаконии Моисей говорит: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его… Поразит тебя Господь злою проказою…» (Втор. 28:15;35). Здесь видно, что Моисей определяет проказу «злой», имея в виду наносимый ею вред.

Кроме того, злом является и нравственная характеристика людей и их поступков И увидел Господь, что велико развращение человеков… и что все… помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5); или, например, прелюбодейство названо злом во Втор. 22:22).

Кроме того, злом называется страдание, боль, болезни, несчастье и все то, что приносит угрозу жизни (например, Пс. 90:10 или Притч 13:22). Такое зло (в т. ч. катаклизмы, смерть, бедность и т. д.) святитель Василий Великий называл «злом мнимым» , потому что оно не зависит от свободы человека. А «зло действительное» полностью зависит от свободы человека - это человеческое несовершенство и грехи .

Зло как грех , это, в первую очередь, состояние противления Богу, противоестественное благому бытию . И первоначально мир не имел в себе ничего злого, потому что Бог, Который его сотворил, - совершенен, и Его творения совершенны, а значит Бог зла не творил (из Священного Писания видно, что «Бог сотворил весь мир весьма хорошо» (Быт. 1:31), и Сам Господь есть Совершенство, Он без греха и без зла: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:47). Однако зло связано с употреблением в той или иной степени свободной воли против Бога .

Таким образом, добро и зло не существуют как самостоятельные силы, но становятся «реальностью только как результаты соответствующих действий человека, оставаясь вне человеческих поступков лишь абстрактными возможностями». Таким образом, беды и страдания, называемые злом, являются следствием преступления заповедей Божиих (об этом говорит пророк Моисей во Втор. 30:15-18). Соответственно, единственно правильное и нормальное состояние человека - с Богом , а значит, без смерти, без непослушания, без проклятия, без служения иным богам и т. д.

Премудрый Соломон пишет: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия…, и нет пагубного яда… и лишь неправда причиняет смерть» (Прем. 1:13-15). Таким образом, «неправда, - пишет святой Дионисий Ареопагит, - что Бог был причиной зла, так как надо было бы отрицать Его любовь, чтобы не сказать, что Он творил, включая и сегодняшний день, только добрые дела» .

Премудрый Соломон

Стало быть, нормальное состояние тварной личности - доброе , и потому добродетель - состояние естественное, а противоположное такому состоянию - зло, не естественное . Об этом говорит и святитель Василий Великий.

Однако, если посмотреть на начало Евангелия от Иоанна, то можно прочитать: «В начале было Слово… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3). Может возникнуть противоречие, что всё, а значит и зло, через Него начало быть. Однако святитель Василий Великий разрешает это так: «Зло не происходит от Бога, поскольку ничто не происходит от своей противоположности» . Ориген в связи с этим говорит то же: зло не существует в собственном смысле и не имеет самостоятельного бытия , и в «этом смысле зло есть “ничто”, - этим словом… обозначается все то, что “получило мнимое существование…, притом не от Бога и не от Слова Божия”».

Таким образом, важно отметить, что зло не имеет сущности, природы . Зло - это отсутствие добра, произошедшее через отрицание добра, и состояние, обратное состоянию добра ; а добро имеет свое бытие , напротив, не через лишение, но само по себе, так как добро есть бытие , и Источник всякого добра - только Благой Бог (Мф. 19:17).

Определение зла в творениях святых отцов

Итак, зло - лишь противоестественная реальность бытия . Об этом говорят, например, святители Григорий Богослов и Афанасий Великий. Святитель Григорий Нисский также размышляет: «Зло, вне произволения взятое, само по себе не существует». Блаженный Августин, к тому же, добавляет еще, что «зло - это недостаток или порча добра. Если добро может быть без зла, то зло без добра… существовать не может » . Эта же мысль есть и у святителя Василия Великого.

В качестве иллюстрации к сказанному выше можно привести пример, который использовал святитель Григорий Нисский. Он называет порок не чем-то самим по себе существующим, но отсутствием существующего, и проводит пример слепоты, что она противоположна зрению, и сама по себе не существует и потому является описанием бывшей прежде способности видеть.

Если говорить о зле как о нравственной характеристике личности и ее поступков, то, в таком случае, зло можно понимать как состояние воли, ложной по отношению к Богу, и вне свободной воли нет никакого самостоятельного зла (святитель Григорий Нисский). И, так как апостол Иоанн Богослов говорит, что мир во зле лежит (1Ин. 5:19), то, таким образом, «зло - это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога».

Также не нужно считать, что, сотворив человека со свободной волей, Бог косвенно стал Творцом зла, потому что, по мысли святителя Григория, «свобода воли дана нам для того, чтобы мы имели возможность сами стремиться к своему Первообразу и чтобы таким образом мы могли сделаться достойными высоких благ». И далее он приводит сравнение, что если при ясном свете человек добровольно закроет глаза и в связи с этим упадет в ров, «то, конечно, странно было бы винить здесь солнце», имея в виду под «солнцем» Бога и Его отношение к возникновению зла.

К тезису о том, что зло - это состояние, обратное добродетели, наводят размышления преподобный Иоанна Дамаскина: «Зло - это… своевольное отвращение от естественного к противоестественному». Продолжая мысль преподобного Иоанна, следует привести размышление святителя Василия Великого, который говорит, что зло - это «не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее… вследствие отпадения от добра». И потому святитель Василий советует не доискиваться зла вовне, не представлять себе, «что есть какая-то первородная злая природа», но каждому признать себя виновником своего злонравия. Святителю Василию вторит и святитель Афанасий Великий: «Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности».

Зло возникает в отстранении от Блага, от неверия. По мысли Климента Александрийского, Господь отвращает Свое лицо от человека в тех случаях, когда он сам не желает с Ним взаимодействовать, видеть Его, жить в соответствии с Его заповедями. И Господь, создав человека свободным, не нарушает этой свободы и удаляется; соответственно, человек начинает существовать в условиях отсутствия добра, добровольно выбрав такой путь. В связи с этим русский богослов Н. А. Бердяев говорил: «Зло есть отпадение от абсолютного бытия, совершенное актом свобод. Зло есть творение, обоготворившее себя».

Итак, чтобы обозначить то, как впервые произошел акт отсоединения от Бога, с какого момента появилось собственно понятие «зло», необходимо снова обратиться к Священному Писанию.

Появление зла в мире

Первое проявление зла - это небесный бунт против Бога. Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). Это произошло с Люцифером и с теми, кто пошел вместе с ним. По слову апостола Иуды, некоторые ангелы воспротивились Богу, не сохранив своего достоинства, и оставили свое жилище. И Бог их, таким образом, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд. 6).

Падение с неба Люцифера. Поль Гюстав Доре

Ангелы, впоследствии падшие, были сотворены благими. И, согласно фундаментальному догматическому труду митрополита Макария (Булгакова), падение ангелов обусловлено несколькими пунктами.

Во-первых, причина падения ангелов - гордость : «ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость» (Сир. 10:15). Об этом же рассуждает апостол Павел (1Тим. 3:2-6). Об том же свидетельствует и пророк Исаия, сравнивая гордость вавилонского царя-тирана с гордостью диавола: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12-14).

Во-вторых, у диавола могло быть две причины возгордиться : с одной стороны, исходя из слов пророка Исаии, он возомнил быть равным Богу по своему естеству…, или даже возмечтал быть выше Бога, отчего и сделался противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2 Фес. 2:4). С другой стороны, причиной гордого падения могло быть и то, что в какой-то момент Денница не захотел поклониться второй Ипостаси Троицы - Сыну Божию, позавидовав Его преимуществам, или же, увидев по откровению, что «некогда сей Сын Божий пострадает, усомнился в Его Божестве и не хотел признать Его Богом» . В русле богословия митрополита Макария размышляет митрополит Антоний Сурожский, говоря, что, вероятно, ангелам «дано было увидеть, как Сын Божий распинается на кресте и умирает. И это так их потрясло, что… они это отбросили со всем своим пылом». И, хотя пыл их был благороден, но он не был «откорректирован безграничной верой, то есть доверием Богу и Его Премудрости».

По какой действительно причине произошло падение ангелов, не известно, кроме сказанного в Священном Писании, что диавол пал по гордости. Преподобный Макарий Великий сказал, что Бог сотворил всех разумных личностей чистыми и простыми, а то, «что некоторые из них совратились во зло, это произошло с ними от самопроизвола: потому что по собственной своей воле уклонились они от достодолжного помысла» .

Отпав от Бога, сатана проявил свой свободный выбор. Ведь свобода воли дана каждому разумному существу для того, «чтобы оно, упражняясь в добре, могло онтологически приобщиться к этому добру…, чтобы добро… становилось его собственным достоянием», потому что «никто никогда не стал добрым по принуждению» .

В то же время каждое свободное творение может направлять свою свободу против Бога и тем самым порождать зло. Не будучи отдельной сущностью, зло, становясь качеством отпавшего, действует как активное разрушительное начало , «ипостазируется… в лице диавола и демонов». Однако «диавол не имеет никакой силы там, где Бог не позволяет ему действовать». И, таким образом, Бог, будучи абсолютно непричастным злу, в педагогических целях может пользоваться злом в качестве орудия (Исх. 4:21; 1 Цар. 16:14 и т.д.). Однако в таких случаях Бог «может использовать зло для достижения добра или для избавления людей от еще бо́льшего зла» .

И потому, хотя Бог и попускает удаление от добра и, таким образом, реализацию свободного выбора сотворенного существа в сторону зла, однако, как пишет святитель Филарет Московский в Пространном Катехизисе, направляет это зло к благим последствиям . Иллюстрацией к этим словам может быть речь ветхозаветного патриарха Иосифа к своим братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:30).

Святой Дионисий Ареопагит пишет, что «демоны по природе не злы», иначе вина падала бы на Создателя природы. Митрополит Антоний Сурожский в связи с этим рассуждает, что демоны исказили принцип любви, перенеся ее с Бога на себя. В связи с этим представляется немаловажным обозначить особый взгляд митрополита Антония на проблему возникновения зла.

Как уже было сказано, изначально все существа созданы были без примеси зла, все были призваны к еще большему совершенству: и перед ангелами, и перед людьми «открывалась возможность возрастания от великолепия к большей красоте, от славы к славе, от полноты общения к бо́льшей приобщенности, но на каждом этапе, чтобы достичь следующего, тварь должна была отказаться от уже достигнутой, уже имеющейся полноты и красоты». И чтобы двинуться дальше, нужно было расстаться с тем, что уже казалось и таким прекрасным. Нужно было, по мысли митрополита Антония, доверяясь Богу, переступать в новое, неведомое. И, таким образом, «некоторые из ангелов достигли… такого уровня красоты, гармонии, что почувствовали: как можно расстаться с этим и идти далее в неведомое? Что если я потеряю всю эту великолепную красоту, и окажусь лишенным ее, и не приобрету ничего взамен?» И в тот момент, когда они обратили внимание на себя, «вместо того, чтобы перенести взор на Бога…, они отпали от полноты приобщенности, того уровня полноты, которого уже достигли».

Святой Григорий Палама говорит, что ангелов можно сравнить с прозрачными драгоценными камнями, через которые льется свет Божий, только лишь за счет которого эти самые камни приобретают необычайную красоту и льют свет во все стороны, отдают это Божественное сияние всей твари. Отсюда следует, что все творения Божии Бог создал не для того, чтобы лишь «воспевать величие Бога, Его красоту, а для того, чтобы быть выражением всей красоты и всего сияния и всей святости Божественной». И один из ангелов настолько был лучезарен, что в Священном Писании говорится о нем как о сыне зари (Ис. 14:12), как о помазанном херувиме: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего» (Иез. 28:14-15).

Этот ангел света, достойный наибольшего совершенства и наивысшей красоты, оглядываясь вокруг, не видел никого, кроме Бога, и, как пишет об этом митрополит Антоний, «застыл в плену собственной красоты и, подобно Нарциссу из греческой мифологии, умер в самосозерцании»: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:27). Можно предположить, что в тот момент Люцифер мог подумать: «Я же так совершен, я так прекрасен, во мне живет все Божественное…, почему я не подобен Богу, почему я ниже Его, когда я весь пронизан Божеством и весь сияю этим светом Божества?» , так что хотел поставить престол на высоте, выше звезд Божиих и быть подобным Всевышнему (Ис. 14:13-14).

И в момент попытки увидеть в себе не Божественный свет, но что-то свое, обособленное, «свет, который в нем был, потух, потому что этот свет был не его свет, это было Божие присутствие. И когда он выбрал себя вместо Бога», то по определению «стал из ангела света ангелом тьмы».

Итак, исходя из размышлений митрополита Антония, нужно сказать, что они хотя и специфичны, однако имеют место быть, так как частично проливают свет на возможный сценарий событий, при которых, как известно из Писания, Денница возгордился и пал.

Подытоживая настоящую статью, следует сказать, что зло - не сущность, оно не было создано Богом, и Он никак не причастен к Его появлению. Зло - это понятие, характеризующее личность, потому что злом нужно называть состояние личности, через свою свободную волю воспротивившейся Богу, Его благому замыслу, Его заповедям. И, хотя зло - не сущность сама по себе, однако имеет определенные качества, известные по опыту, и может описываться как добровольно утраченная способность к благу, к добру, к бытию с Богом и, соответственно, состояние, противоположное состоянию с Богом.

Наконец, происхождение зла , согласно Священному Писанию, связано с гордостью, самолюбованием и самолюбием . В связи с этим можно обратиться к высказыванию русского философа и психолога С. Л. Франка: «Объяснить зло значило бы обосновать и тем самым оправдать зло… Единственно правомерная установка в отношении зла есть - отвергать, устранять его, а никак не объяснять и тем самым узаконивать и оправдывать».

Мысль о мировом зле лежит тяжким бременем сомнения на сердцах многих людей, и только верующему сердцу дано победить эти сомнения. Однако языческая религия не могла дать человеку утешительного ответа. Людям приходилось смиряться с мыслью о том, что или зло происходит от самих богов, или боги бессильны перед злом.

Но Христианство утверждает, что Бог благ, т.е. любит свое творение и всемогущ. Почему же в мире, где правит благой и всесильный Бог, существует зло? На этот нелегкий вопрос Христианство дает неожиданный ответ: по-настоящему существует лишь то, чему Сам Господь даровал жизнь, а, если Бог не сотворил зла или смерти, то они и не существуют сами по себе. Разве можно сказать, что существует тьма? Нет, тьма – это недостаток света, и как только свет проникает в темное место, тьма тут же рассеивается.

И все же мы живем в мире, где происходят кровопролитные войны, где ежедневно невинные люди становятся жертвами жестоких преступлений, стихийных бедствий, эпидемий и все это вполне реально. В чем же корень этих зол?

Причина появления зла кроется в свободе, которой Господь одарил ангелов и людей. Бог хочет, чтобы Его любили, но Он не заставляет любить Себя (ведь это была бы уже не любовь), а только предлагает: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Избери жизнь, дабы жил ты… любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя».

При верном употреблении свобода становится источником блага. Но если правильный выбор делается по принуждению, то он уже не имеет никакой ценности. Выбор должен быть свободным и осознанным.

Быть свободным – значит иметь возможность ошибиться, отказаться от блага и выбрать зло. Первым эту ошибку совершил ангел по имени Денница, которого мы называем дьяволом или сатаной. Он увлек за собой часть ангелов Божиих, ставших бесами. Мы верим, что зло не будет пребывать в мире вечно, после Страшного суда Христова оно будет окончательно побеждено и уничтожено. Но сложнее всего победить не то зло, которое существует рядом с нами, а то, которое поселилось в нашем собственном сердце. Это страсти и грехи, которые удаляют нас от Бога.

Для того чтобы помочь нам освободиться от греха и спасти нашу душу для вечности, милосердный Господь порой попускает нам кратковременные земные страдания. Одному лишь Богу известно, какое множество людей обрело истинную живую веру, пережив утрату близких или перенеся тяжелую болезнь, сколько людей научилось сострадать ближним, испытав нужду и лишения на своем жизненном пути. Так премудрый Господь обращает следствия греха – болезни, страдания и саму смерть на пользу Своему падшему творению.

Однако следует помнить, что не любое страдание спасительно, а лишь принимаемое со смирением и благодушием. Вспомним, например, двух разбойников, распятых со Христом. Лишь благоразумный разбойник, смиренно принявший волю Божию о себе, услышал от Спасителя утешительные слова: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Источник https://ok.ru/slavaboguz/topic/65919389081630

«От чего же, говорят, болезни? От чего безвременная смерть? От чего истребление городов кораблекрушения, войны, голодные времена? Это есть зло, продолжают, и между тем все это - Божие произведение...

Одно считается злом только по нашему ощущению, а другое является [подлинным] злом само по себе. [Что касается] зла самого по себе, то оно зависит от нас [самих]: это распутство, неразумие, трусость, зависть, убийства, ложь, и все подобные недостатки, которые, оскверняя душу, помрачают ее красоту. [Что же касается] того, что мы называем злом [вещи], которые нам тягостны и болезненны для ощущения, - телесную болезнь, раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имению, потерю родных, - то каждое из сих бедствий мудрый и благой Владыка посылает к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его дурно, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех.

Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога.

Посему, как врач хотя производит в теле страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнью, а не с больным; так благ и Бог, Который частными наказаниями устраивает спасение целого. Ты не ставишь в вину врачу, что он одно в теле режет, другое прижигает, а третье совершенно отнимает; напротив того, даешь ему деньги, называешь его спасителем; потому что остановил болезнь в небольшой части тела, пока страдание не разлилось во всем теле... [Так] Бог... преобразует зло и ведет к лучшему, чтоб оно, перестав быть злом, приняло в себя свойство добра...

Поэтому болезни в городах и народах, бесплодие земли, и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое «зло» такого рода <посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинного зла. Ибо и телесные страдания и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое [стихийное] истребление многих людей бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными наказаниями. А то, что является в собственном смысле злом, то есть, грех, - зависит от нашей воли; потому что в нашей воле удержаться от порока или быть порочным.

Итак... получив понятие о раздельных видах зла, зная, что такое - зло подлинное, то есть, грех, конец которого - погибель, а что такое зло мнимое, болезненное для ощущения, но имеющее силу добра, как например страдания, насылаемые к обузданию греха, которых плоды - вечное спасение души, перестань огорчаться распоряжениями Божия домостроительства, и не считай Бога виновным в существовании зла, и не представляй, что будто бы зло имеет свою особую самостоятельность...

Зло есть лишение добра. Оно не само по себе осуществляется, но следует за повреждениями души... Прочти историю мироздания, и найдешь, что там «все хорошо», и «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Поэтому зло не сотворено вместе с тварями, которые добры.

Однако же зло есть, и действие показывает, что его много разлито в мире. Поэтому говорят: «откуда же зло, если оно и не безначально, и не сотворено?» Доискивающихся чего-либо подобного спросим: откуда болезни? откуда телесные повреждения?.. Бог сотворил тело, а не болезнь... сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? По причине свободы.

Получив от Творца жизнь свободную, она знает добро, умеет им наслаждаться... но имеет также свободу и уклониться от прекрасного. Но говорят: «Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели?» Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добродетельно.

Добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости; а произволение... свободно.

Итак, почему лукав человек? По собственной воле.

Почему зол диавол? По той же причине; потому что и он имел свободную жизнь, и ему дана была власть, или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил - Ангел и всегда предстоит Богу. Сатана - Ангел и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого сохранило в небесах произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытная любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. Так диавол лукав, имея лукавство от произволения, а не от природы».

О дин из самых эмоционально сильных аргументов против существования Бога известен под названием «проблема зла». Один из моих студентов сказал мне, что этот вопрос даже был затронут в последнем фильме «Супермен против Бэтмена» в форме защиты атеизма. Говоря коротко, проблема зла заключается в том, что любящий всех Бог не может существовать в принципе, если существует зло. На первый взгляд, это утверждение кажется разумным, по крайней мере, на эмоциональном уровне. Однако, более внимательный анализ этой логики показывает, что проблема зла не является проблемой для теистов, но является таковой только для атеистов.

Вот один из вариантов формальной логики, на которой базируется «проблема зла»:

  1. Если существует Бог всемогущий, то Он способен предотвратить зло и страдание.
  2. Если существует Бог всезнающий, то Он знает, что зло и страдание случаются.
  3. Если Бог любит всех, то Он не хочет, чтобы существовало зло и страдание, и тогда Он должен предпринять необходимые действия, чтобы остановить зло.
  4. Зло и страдание существуют.

Вывод: Поскольку зло и страдание существуют, то всемогущий, всезнающий и любящий всех Бог не может существовать.

Если каждый из этих пунктов верен, то тогда вывод является просто логическим следствием. Таким образом, мы, как теисты, должны определить, есть ли какие-либо проблемы с каждым из этих четырех положений. Если таких проблем нет, то Бог не существует. Подсказка: есть несколько проблем с этими положениями.

Ошибки самого силлогизма

  1. Первое положение верное.
  2. Второе положение верное.
  3. Третье положение спекулятивное (мы рассмотрим это ниже).
  4. Четвертое положение является верным, только если Бог существует, и потому оно является само-опровергающим. Говоря коротко, существование зла предполагает существование правильных и неправильных действий и событий, где зло является неправильным действием или событием. Однако, без Бога зла не существует в принципе: вещи и явления просто есть, они просто существуют. Позаимствовав рассуждения известного скептика Дэвида Юма, можно сказать, что без Бога существует только «есть», и нет никакого «должно быть». Уже ушедший из этой жизни атеист и профессор Корнелльского университета Уильям Провин выразил это очень хорошо: «Позвольте мне резюмировать мои взгляды относительно того, что громко и ясно говорит нам эволюционная биология. И я должен сказать, что, по сути, это взгляды Дарвина. Не существует никаких богов, никаких разумных сил, имеющих некие цели, не существует ни жизни, ни смерти. Когда я умру, я абсолютно убежден, что я буду полностью мертвым. Это будет просто полный конец меня. Нет никакого высшего основания для этики, никакого высшего смысла жизни, как и нет никакой свободной воли у людей.»

Таким образом, положение 4 уже показывает нам, что «проблема зла» на самом деле не существует, по крайней мере, для теистов. Однако, для атеистов зло является проблемой. И для того, чтобы рассматривать зло, как явление, с атеистической точки зрения, необходимо сделать довольно серьезные и обширные допущения, противоречащие самой основе атеистического мировоззрения.

Положение 3

Положение 3 утверждает: «Если Бог любит всех, то Он не хочет, чтобы существовало зло и страдание, и тогда Он должен предпринять необходимые действия, чтобы остановить зло.» Прежде всего, это утверждение претендует на совершенное знание. Поскольку это утверждение претендует на знание того, что сделал бы все-любящий Бог, то утверждающий нечто подобное должен знать все, что может знать все-любящий и всезнающий Бог. Как только меня представят человеку, обладающему таким уровнем знания, я признаю истинность данного положения.

Во-вторых, положение 3 содержит ложную дихотомию: есть только две возможности, хотя их, по крайней мере, три. Третья возможность заключается в том, что все-любящий и всезнающий Бог может позволить злу существовать. Безусловно, положение 3 обладает определенным эмоциональным влиянием. На первый взгляд кажется очень странным, что любящий Бог может допускать, чтобы мы переживали все те трудности, с которыми мы сталкиваемся. Тем не менее, для нас важно разобраться с вопросом, почему Бог может не пресекать и не останавливать страдание и зло.

5 причин, по которым Бог позволяет существовать злу (какой цели это служит?)

Нет какой-то одной причины, по которой Бог позволяет существовать злу и страданию. Есть много таких причин. Конечно, я не претендую на исчерпывающий список, но я хочу привести пять причин, по которым, согласно Божьему Слову, Он допускает зло и страдание.

  • Зло необходимо для осуществления выбора (для существования свободной воли).

Это тема немного сложная. Подумайте об этом следующим образом: если бы Бог уничтожил свободную волю, и все было бы совершенным, то мы были бы просто роботами. Мы не просто не совершали бы ошибок, но мы были бы неспособны совершить ошибку. Это, конечно, очень упрощенное объяснение довольно сложной философской идеи, но вы должны быть способны уловить базовую идею. Зло должно существовать, если существует выбор.

  • Зло демонстрирует нам, что без Бога мы — просто звери.

Мудрость Экклесиаста говорит: «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда… Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные» (Еккл.3:16,18). Позволяя нам принимать самостоятельные решения, Бог показывает нам нашу греховную природу без Него. Совершенно не удивительно, что по мере того, как современный атеизм все дальше и дальше уходит от Бога, мы придаём всё большую ценность нашей животной природе. Как раз этот паттерн Павел описывает в 1 главе послания Римлянам.

  • Испытания проверяют поклонение.

Иов был верным человеком. Однако, сатана отметил, что легко поклоняться Богу, когда все складывается прекрасно. Когда ты благословлен, легко петь хвалу, но тогда возникает вопрос: мы поклоняемся Богу или благословению? Когда Бог позволяет случиться страданию, нам необходимо выбрать, принять решение поклоняться Ему и восхвалять Его, несмотря на то, что все идет не так, как нам хочется. Страдание приводит нас к тому, чтобы любить Его больше наших обстоятельств.

  • Это производит добрый плод.

Мир выражает это следующими словами: «Что не убьет тебя, то сделает сильнее» . Библия более выразительна: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2-4). Страдание неприятно. Никто не любит исправление, когда оно происходит, но испытание огнем несет потенциал экспоненциального роста.

  • Только Бог знает.

Безусловно, существуют и другие причины, по которым Бог позволяет существовать злу и страданию. Необъятность Его знания непостижима для смертных людей. И в этом месте в дело вступает вера. Вера не слепа, она не безумна. Вера просто признает наши личностные ограничения и доверяет Богу. (Заметка на полях: каждый человек верит во что-то, будь то собственная способность к рассуждению, популярные взгляды, рекомендации экспертов, эпистемологические процессы и прочее. Вера не является свойством только Божьих людей.)

Две возможности

Совершенно ясно, что проблема зла нелогична. Фактически, эта проблема демонстрирует нам, что Бог должен существовать, но все равно остается ещё очень много вопросов для обсуждения. Давайте попробуем представить развитие каждой из возможный реальностей: одной, в которой Бог не существует и другой, в которой Бог существует (и именно Бог Библии).

Вообразите, что мир действительно совершенно без-Божен. Все страдания, которые мы переживаем, никуда не могут деться. Что тогда нам остается? Если Бога нет, то нет никакого объективного добра и зла. Это означает, что у нас нет даже такой сатисфакции, как назвать изнасилование, убийство, прелюбодеяние и ложь «неправильными». Мы можем сказать, что нам это не нравится. Мы можем сказать, что это разрушает других людей, но без Бога нет ничего объективно правильного и неправильного. Мы не только не можем называть зло объективно неправильным, но за это зло нет и не будет никакого справедливого воздаяния, кроме непоследовательного и противоречивого воздаяния на Земле. Это означает, что если кому-то удалось скрыть убийство, то всё - никакого справедливого воздаяния не будет. Более того, страдание не имеет никакого смысла или цели, и за пределами этого страдания нет никакой надежды. Как это выразил Провин, мир без Бога не имеет никакого смысла. А это означает, что и страдание не имеет никакого смысла. При этом страдание не только бессмысленно, но и надеяться за его пределами (без Бога) не на что. Вы живете. Вы страдаете. Вы умираете. Это может показаться бездушным и холодным для тех из нас, кто живет относительно приятную жизнь, но что сказать человеку, который родился в нищете, вырос в агрессивном доме среди жестокости и насилия, или кого продали в рабство в младенчестве? У этих людей нет удовольствия и радостей, которые многие могут себе позволить. Если нет жизни после этой жизни, то это все, что доступно людям. Никакой надежды. Никакой справедливости. Никакой цели или смысла.

Давайте теперь рассмотрим другую альтернативу. Страдание, по прежнему, существует. Зло, по-прежнему, существует. Но в этой реальности существует Бог. Бог, который не только справедливый Судья, но и Тот, что милует и прощает. И это означает, что вы получаете не только справедливое воздаяние за зло, совершенное против вас, но и имеете возможность получить прощение за зло, которое совершили вы. И здесь есть вечная надежда. Павел, который побывал в некоторых областях небес, и которого много раз избивали почти до смерти, говорит нам: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18). Вся боль, которую мы переживаем (а Павел страдал много!) — ничто в сравнении с красотой, которая ждет нас. Павел объяснял коринфянам, как он мог переживать побои за побоями, разочарование за разочарованием: он знал, что грядет, и это стоило всех страданий!

Последний момент

Часто говорят, что время залечивает все раны. Конечно, это не совсем так. Но в этой фразе есть определенная доля правды. Когда я был подростком, я хотел покончить жизнь самоубийством, я был зависим от наркотиков и находился в депрессии достаточно длительное время. Примерно десять лет спустя, все это уже воспринималось, как очень отдаленная реальность, если не вообще иная жизнь, хотя изначально та боль казалась непереносимой. Если время исцеляет все раны, можете ли вы вообразить, какое придет исцеление в вечности и в присутствии Бога? Совершенно не удивительно, что Павел сказал то, что сказал.

Заключение

Чему мы научились?

Подписывайтесь:

«Проблема зла» вообще не является проблемой, по крайней мере, для теистов. Положения 3 и 4 не только не выдерживают критического анализа, но делают веру в Бога рациональной и выгодной. Как последователи Христа, мы можем быть совершенно уверены, что зло существует, но оно было побеждено. С Богом есть справедливое воздаяние за зло, искупление ото зла, цель существования зла, надежда за пределами зла, и вечность красоты и исцеления, ожидающие нас в присутствии нашего возлюбленного Творца.

А что думаете вы? Какие ещё причины может иметь Бог, чтобы позволять злу существовать? Оставьте комментарий и поделитесь своими соображениями.