Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Кто такие моголы и откуда они взялись. Как живут в Монголии — традиции и быт кочевников

, Монголию и регионы Российской Федерации - Республики Бурятия и Калмыкия , Иркутскую область и Забайкальский край .

К монгольским народам относят себя более 10 миллионов человек. Из них 3 млн - в Монголии, 4 млн - в автономном районе Внутренняя Монголия , до 3 млн - в Ляонине , Ганьсу , Синьцзян-Уйгурском автономном районе и других регионах Китая.

В состав монгольских народов входят: халха-монголы , буряты (баргуты), ойраты (калмыки), чахары , хорчины , харачины , арухорчины , тумэты , джалайты , авга , авганары , баарины , чипчины , му-мянгаты , найманы , аохане , оннюты , дурбэн-хухэты , ураты , горлосы , ордосцы , хонгираты , джаруты , узумчины , хучиты , монгоры (ту) , дауры , дунсяне , баоань .

Название

История

Протомонгольские племена, проживавшие в Центральной Азии во II - I тысячелетиях до н. э., создали так называемую культуру плиточных могил .

Впервые этноним монголов (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в исторических хрониках эпохи Тан (7-10 вв.) . Предположительно первоначальным местом расселения прамонгольских племён было междуречье рек Аргунь и Онон , откуда в VIII веке они перекочевали в Трёхречье (бассейн рек Онон , Керулен и Туул). :238

Хамаг Монгол

В XII веке сложилось государственное образование монголов Трёхречья - улус Хамаг Монгол («Все Монголы»). Первым правителем государства был Хабул-хан , который объединил, согласно «Сокровенному сказанию монголов », 27 племён нирун-монголов («собственно монголов»), главенствующее положение среди которых занимали роды хиад-борджигинов и тайджиутов :238-239 . Помимо этих монголов, существовали племена дарлекин-монголов («монголы вообще»), не входящие в объединение Хамаг Монгол и кочевавшие в областях, соседствующих с Трёхречьем.

Монгольская империя

В XIII веке монголы под предводительством Чингис-хана и двух поколений его потомков создали самую значительную империю эпохи. При этом племенное разделение было отменено и уступило место делению по тумэнам и родам войск. В результате этнонимы тех монгольских племён, которые играли значительную роль в доимперскую эпоху (например, салджиут), сохранились на окраинах империи, и после распада государства в дополнение к ним появился ряд новых, на основании войсковой принадлежности (например, торгоут , шарайд , кубдут). Значительная часть монголов относит себя к борджигинам - потомкам Чингис-хана и его родственников.

Примерное местоположение монголоязычных и тюркоязычных племён :242
ойраты
(Саяно-Алтай)
баргуты и хори-туматы возле озера Байкал баяты по течению реки Селенги джалаиры по реке Онон
мэргэды
(по реке Селенга)
татары и хонгирады
(южнее правого берега реки Аргунь
и озёр Буйр и Хулун)
кереиты (по течению рек Орхон и Туул)
далее на Ю.-З. найманы
(вдоль Алтайского хр.)
онгуды
(севернее Великой китайской стены)

Империя Юань

В конце XIII века внук Чингис-хана Хубилай основал династию Юань со столицами в Пекине и Шанду . После победы над противниками в среде монгольской знати он подчинил себе большую часть территории современной Монголии .

Значительная часть монголов составила высший слой администрации и внутренние войска Китая, наряду с привлечёнными Хубилаем и его наследниками выходцами из других не-китайских народов. Благодаря этому появились такие группы населения, как монголы Юньнань в Южном Китае.

В 1368 году монголы, после междоусобных столкновений монгольской знати, были изгнаны из Китая на север войсками Чжу Юаньчжана , который, захватив Пекин, провозгласил династию Мин .

Монголы в период Малых ханов

В XIV-XVII веках территорию Монголии делили между собой чингисиды и ойраты - западные монголы, постепенно создавшие сильное Джунгарское ханство .

XVII-XIX века

В 1640 году состоялся последний общемонгольский съезд, на котором присутствовали и халха-монголы , и ойраты (в том числе калмыки).

В 1670-1690-е годы ойратский лидер Галдан-Бошогту , первый в Джунгарии провозгласивший себя ханом, успешно подчинил себе ряд городов на Шёлковом Пути и совершал успешные походы на Центральную Монголию. Князья-чингисиды обратились за помощью к своим союзникам маньчжурам , которые предоставили таковую на условии принятия монголами подданства маньчжурского императора.

В XVII веке земли монгольских народов и сами народы подпали под различную степень зависимости от Китая и России. В империи Цин монголы Внутренней и Внешней Монголии обладали разными правами и потеряли возможность свободного общения, что вызвало сложение отдельных народностей.

Происходят значительные перемещения и явная смена идентичности. Например, земледельцы-дагуры уходят из Забайкалья в Маньчжурию, освобождая земли в районе современной Аги для заселения кочевниками-бурятами, в свою очередь стремящимися покинуть территории, отошедшие к Китаю.

XX век

В 1911 году была провозглашена независимость Внешней Монголии от маньжчурской империи Цин , а после революций в России в составе РСФСР образованы автономные образования населяющих её монгольских народов - Бурят-Монгольская АССР (1923) и Калмыцкая АССР (1935). Для Внутренней Монголии была провозглашена автономия в Китайской Республике, затем (1936-1945) на части её территории при помощи японских милитаристов в ходе войны с Китаем было образовано государство Мэнцзян («монгольские пограничные земли») во главе с князем-борджигином Дэмчигдонровом , прекратившее своё существование после капитуляции Японии во Второй мировой войне. Значительная часть монгольской администрации Мэнцзяна бежала на Тайвань и отчасти в Монголию.

См. также

Напишите отзыв о статье "Монгольские народы"

Примечания

Сноски

Источники

Литература

  • //Древняя Русь. Вопросы ми. 2008. № 4 (34). С. 18-29

Ссылки

Отрывок, характеризующий Монгольские народы

«Петербург, 23 го ноября.
«Я опять живу с женой. Теща моя в слезах приехала ко мне и сказала, что Элен здесь и что она умоляет меня выслушать ее, что она невинна, что она несчастна моим оставлением, и многое другое. Я знал, что ежели я только допущу себя увидать ее, то не в силах буду более отказать ей в ее желании. В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне. Я удалился к себе, перечел письма Иосифа Алексеевича, вспомнил свои беседы с ним, и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку столь связанному со мною, и должен нести крест свой. Но ежели я для добродетели простил ее, то пускай и будет мое соединение с нею иметь одну духовную цель. Так я решил и так написал Иосифу Алексеевичу. Я сказал жене, что прошу ее забыть всё старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления».

Как и всегда, и тогда высшее общество, соединяясь вместе при дворе и на больших балах, подразделялось на несколько кружков, имеющих каждый свой оттенок. В числе их самый обширный был кружок французский, Наполеоновского союза – графа Румянцева и Caulaincourt"a. В этом кружке одно из самых видных мест заняла Элен, как только она с мужем поселилась в Петербурге. У нее бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью, принадлежавших к этому направлению.
Элен была в Эрфурте во время знаменитого свидания императоров, и оттуда привезла эти связи со всеми Наполеоновскими достопримечательностями Европы. В Эрфурте она имела блестящий успех. Сам Наполеон, заметив ее в театре, сказал про нее: «C"est un superbe animal». [Это прекрасное животное.] Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера, потому что с годами она сделалась еще красивее, чем прежде. Но удивляло его то, что за эти два года жена его успела приобрести себе репутацию
«d"une femme charmante, aussi spirituelle, que belle». [прелестной женщины, столь же умной, сколько красивой.] Известный рrince de Ligne [князь де Линь] писал ей письма на восьми страницах. Билибин приберегал свои mots [словечки], чтобы в первый раз сказать их при графине Безуховой. Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники, поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде. Пьер, который знал, что она была очень глупа, с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, где говорилось о политике, поэзии и философии. На этих вечерах он испытывал чувство подобное тому, которое должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот вот обман его откроется. Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна была глупость, или потому что сами обманываемые находили удовольствие в этом обмане, обман не открывался, и репутация d"une femme charmante et spirituelle так непоколебимо утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой, что она могла говорить самые большие пошлости и глупости, и всё таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала.
Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей, светской женщины. Он был тот рассеянный чудак, муж grand seigneur [большой барин], никому не мешающий и не только не портящий общего впечатления высокого тона гостиной, но, своей противоположностью изяществу и такту жены, служащий выгодным для нее фоном. Пьер, за эти два года, вследствие своего постоянного сосредоточенного занятия невещественными интересами и искреннего презрения ко всему остальному, усвоил себе в неинтересовавшем его обществе жены тот тон равнодушия, небрежности и благосклонности ко всем, который не приобретается искусственно и который потому то и внушает невольное уважение. Он входил в гостиную своей жены как в театр, со всеми был знаком, всем был одинаково рад и ко всем был одинаково равнодушен. Иногда он вступал в разговор, интересовавший его, и тогда, без соображений о том, были ли тут или нет les messieurs de l"ambassade [служащие при посольстве], шамкая говорил свои мнения, которые иногда были совершенно не в тоне настоящей минуты. Но мнение о чудаке муже de la femme la plus distinguee de Petersbourg [самой замечательной женщины в Петербурге] уже так установилось, что никто не принимал au serux [всерьез] его выходок.
В числе многих молодых людей, ежедневно бывавших в доме Элен, Борис Друбецкой, уже весьма успевший в службе, был после возвращения Элен из Эрфурта, самым близким человеком в доме Безуховых. Элен называла его mon page [мой паж] и обращалась с ним как с ребенком. Улыбка ее в отношении его была та же, как и ко всем, но иногда Пьеру неприятно было видеть эту улыбку. Борис обращался с Пьером с особенной, достойной и грустной почтительностию. Этот оттенок почтительности тоже беспокоил Пьера. Пьер так больно страдал три года тому назад от оскорбления, нанесенного ему женой, что теперь он спасал себя от возможности подобного оскорбления во первых тем, что он не был мужем своей жены, во вторых тем, что он не позволял себе подозревать.
– Нет, теперь сделавшись bas bleu [синим чулком], она навсегда отказалась от прежних увлечений, – говорил он сам себе. – Не было примера, чтобы bas bleu имели сердечные увлечения, – повторял он сам себе неизвестно откуда извлеченное правило, которому несомненно верил. Но, странное дело, присутствие Бориса в гостиной жены (а он был почти постоянно), физически действовало на Пьера: оно связывало все его члены, уничтожало бессознательность и свободу его движений.
– Такая странная антипатия, – думал Пьер, – а прежде он мне даже очень нравился.
В глазах света Пьер был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый. В душе же Пьера происходила за всё это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям.

Он продолжал свой дневник, и вот что он писал в нем за это время:
«24 ro ноября.
«Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов), возвратился к обеду, обедал один (у графини много гостей, мне неприятных), ел и пил умеренно и после обеда списывал пиесы для братьев. Ввечеру сошел к графине и рассказал смешную историю о Б., и только тогда вспомнил, что этого не должно было делать, когда все уже громко смеялись.
«Ложусь спать с счастливым и спокойным духом. Господи Великий, помоги мне ходить по стезям Твоим, 1) побеждать часть гневну – тихостью, медлением, 2) похоть – воздержанием и отвращением, 3) удаляться от суеты, но не отлучать себя от а) государственных дел службы, b) от забот семейных, с) от дружеских сношений и d) экономических занятий».
«27 го ноября.
«Встал поздно и проснувшись долго лежал на постели, предаваясь лени. Боже мой! помоги мне и укрепи меня, дабы я мог ходить по путям Твоим. Читал Св. Писание, но без надлежащего чувства. Пришел брат Урусов, беседовали о суетах мира. Рассказывал о новых предначертаниях государя. Я начал было осуждать, но вспомнил о своих правилах и слова благодетеля нашего о том, что истинный масон должен быть усердным деятелем в государстве, когда требуется его участие, и спокойным созерцателем того, к чему он не призван. Язык мой – враг мой. Посетили меня братья Г. В. и О., была приуготовительная беседа для принятия нового брата. Они возлагают на меня обязанность ритора. Чувствую себя слабым и недостойным. Потом зашла речь об объяснении семи столбов и ступеней храма. 7 наук, 7 добродетелей, 7 пороков, 7 даров Святого Духа. Брат О. был очень красноречив. Вечером совершилось принятие. Новое устройство помещения много содействовало великолепию зрелища. Принят был Борис Друбецкой. Я предлагал его, я и был ритором. Странное чувство волновало меня во всё время моего пребывания с ним в темной храмине. Я застал в себе к нему чувство ненависти, которое я тщетно стремлюсь преодолеть. И потому то я желал бы истинно спасти его от злого и ввести его на путь истины, но дурные мысли о нем не оставляли меня. Мне думалось, что его цель вступления в братство состояла только в желании сблизиться с людьми, быть в фаворе у находящихся в нашей ложе. Кроме тех оснований, что он несколько раз спрашивал, не находится ли в нашей ложе N. и S. (на что я не мог ему отвечать), кроме того, что он по моим наблюдениям не способен чувствовать уважения к нашему святому Ордену и слишком занят и доволен внешним человеком, чтобы желать улучшения духовного, я не имел оснований сомневаться в нем; но он мне казался неискренним, и всё время, когда я стоял с ним с глазу на глаз в темной храмине, мне казалось, что он презрительно улыбается на мои слова, и хотелось действительно уколоть его обнаженную грудь шпагой, которую я держал, приставленною к ней. Я не мог быть красноречив и не мог искренно сообщить своего сомнения братьям и великому мастеру. Великий Архитектон природы, помоги мне находить истинные пути, выводящие из лабиринта лжи».
После этого в дневнике было пропущено три листа, и потом было написано следующее:
«Имел поучительный и длинный разговор наедине с братом В., который советовал мне держаться брата А. Многое, хотя и недостойному, мне было открыто. Адонаи есть имя сотворившего мир. Элоим есть имя правящего всем. Третье имя, имя поизрекаемое, имеющее значение Всего. Беседы с братом В. подкрепляют, освежают и утверждают меня на пути добродетели. При нем нет места сомнению. Мне ясно различие бедного учения наук общественных с нашим святым, всё обнимающим учением. Науки человеческие всё подразделяют – чтобы понять, всё убивают – чтобы рассмотреть. В святой науке Ордена всё едино, всё познается в своей совокупности и жизни. Троица – три начала вещей – сера, меркурий и соль. Сера елейного и огненного свойства; она в соединении с солью, огненностью своей возбуждает в ней алкание, посредством которого притягивает меркурий, схватывает его, удерживает и совокупно производит отдельные тела. Меркурий есть жидкая и летучая духовная сущность – Христос, Дух Святой, Он».

На вопрос Что за племена монголо-татары? Где жили? Какое хозяйство вели? заданный автором Пособничество лучший ответ это В конце XII века – начале XIII века в Центральной Азии произошли события, оказавшие огромное влияние на историю Китая, Средней Азии, Кавказа и Восточной Европы. Эти события связаны с нашествием монголо-татар.
Зарубежная историография пытается, опираясь на евразийскую теорию, автором которой был Г. В. Вернадский, объяснить монголо-татарское нашествие как благо для покоренных народов, в том числе и для русских.
Формирование Великого Монгольского государства
В XIII в. в Азии и Восточной Европе сложилось в итоге десятилетних монгольских завоеваний особое военно-политическое объединение - Еке Монгол Улус. Это Великое Монгольское государство было крупнейшей в мировой истории державой: в период расцвета оно обнимало земли от Средиземного до Желтого морей. Несмотря на свои размеры, держава была ранней феодальной государственностью особого кочевого типа. Основавший ее народ занимался главным образом кочевым скотоводством. Многие объединившиеся в империю племенные союзы также были кочевниками. Особенности общественного быта придали совершенно особенные черты военно-политическому строю всего государства.
Согласно этой теории Россия после завоевания ее монголо-татарами превратилась в азиатскую страну. Переняв агрессивную, захватническую программу Чингисхана, она стала врагом Запада. Отсюда берет начало тезис об извечной агрессивности русских, о том, что наша страна является источником международной напряженности, «империей зла», «родиной терроризма» и т. д. Критике этих теорий, имеющих антирусскую сущность, посвящены работы В. А. Каргалова, В. Т. Пашуто, Ф. Ф. Нестерова, В. А. Чивилихина и др.
Рассматривая вопросы развития монголо-татарских племен, необходимо учитывать самые разнообразные исторические условия той эпохи, внутреннее положение этих племен, уровень сложившихся в них феодальных отношений и, наконец, экономические и политические факторы.
Монгольские племена до конца XII века жили на территории современной Монголии. Они не составляли единой народности, не имели своей государственности и говорили на разных наречиях монгольского языка. Среди монгольских племен в этот период выделялось большое племя татар, обитавшее в восточной части Монголии. Монголо-татарские племена вели кочевой образ жизни. Наиболее многочисленными были степные монголы, занимавшиеся скотоводством и охотой. Лесные монголы занимались преимущественно охотой и рыбной ловлей. Кочевали монголы большими куренями, причем каждый курень обладал значительной политической самостоятельностью: вел войны, заключал союзы и так далее.
Монголы вели натуральное хозяйство и производили чрезвычайно мало продуктов. Денежное обращение отсутствовало, а торговля происходила в форме обмена. Развитие классовых отношений, обнищание рядовых кочевников и накопление богатств в руках отдельных семей приводили к распаду общин - куреней на более мелкие хозяйственные объединения:
аилы (кочевые стоянки из множества жилищ);
юрты, кибитки одной семьи.

Кем были как этнос татаро-монголы. Откуда пришли татары. Было ли татарское нашествие на Русь. Куда делись татары.

М. А. Гайсин

Предисловие

Взрослые, иногда всерьез, иногда в шутку, спрашивают у детей, кем они хотят стать, когда вырастут. В детстве мне этот вопрос никто не задавал, тем не менее, где-то в возрасте семи лет я сам подошел к деду по материнской линии (Батыев) и сказал, что хочу стать самым главным. Он ответил, что надо стать министром обороны, чтобы быть самым главным, хотя мог бы сказать, что я и так есть самый главный, только по причине того, что я из батыевского рода. Почему я вспомнил этот эпизод из детства? А вспомнил из-за того, что оказывается, я знаю раннюю историю Руси лучше, чем все историки вместе взятые. Сейчас я сожалею, что не расспрашивал своего деда, но даже то, что я знаю достаточно, чтобы сказать, что реальная история отличается от истории, которую нам преподают в школах и в высших учебных заведениях.

Кем были как этнос татаро-монголы на самом деле.

Все кто учился в школе, более или менее знают общепринятый и при этом неправильный ответ на этот вопрос. То есть, где-то в далеких степях Монголии в начале 13 века сформировалась очень сильная военная орда, которая захватила Китай, а потом двинулась на запад. Монголы, по дороге разгромили Хорезм и в 1223 г. вышли к южным рубежам Руси. И на реке Калке разбили русское войско. Зимой 1237 г. вторглись на Русь и захватили русские города. И на Руси началось татаро-монгольское иго, которое длилось около 250 лет.
Но современные исследователи доказывают, что монголы (кочевники) из-за своей малочисленности в принципе не могли сформировать такую мощную боеспособную орду. Естественно они пришли к выводу, что раз не было татаро-монгольской орды, то не было и татаро-монгольского нашествия на Русь, и соответственно не было и татаро-монгольского ига. А что же тогда было? А было, по представлению академика А.Т.Фоменко, русская орда, которая контролировала русские княжества.
То есть, имеется явное противоречие. Летописи говорят, что нашествие монголов на Русь было, а современные исследователи говорят, что у монголов для нашествия на Русь не было ни достаточно людей, ни материальных ресурсов.
Ключ к решению этого противоречия автор нашел в эпосе Barsbij, написанного в 1497 г.

«Борын уткен заманда
Болгар белен Сарайда,
Жаек белен Иделде,
Алтын Урда, Ак Урда –
Данлы Кыпчак жиренде,
Татардан туган Нугай иленде
Туктамыш диген хан булды»

Автор сделал перевод этого отрывка эпоса с комментариями. Итак, в начале, определяется время описываемых событий. «Борын уткен заманда» - то есть в давно прошедшие времена. Потом определяется территория, где происходили эти события. С севера на юг «Болгар белен Сарайда», то есть от Волжской Булгарии до столицы Золотой Орды Сарай. С востока на запад «Жаек белен Иделде», то есть между реками Урал и Волга. Потом перечисляются ханства, находившиеся на этой территории. «Алтын Урда, Ак Урда – Данлы Кыпчак жиренде» - Золотая Орда, Белая Орда на славной земле кыпчаков. В перечень добавляется еще одно ханство. «Татардан туган Нугай иленде» - рожденная от татар Ногайская страна. «Туктамыш диген хан булды» - был хан по имени Тохтамыш. Ключом к пониманию истории Руси здесь является одна строка из четырех слов. «Татардан туган Нугай иленде» - рожденная от татар Ногайская страна. Чтобы объяснить, почему информация этой строки так важна, надо знать, что современные татары в своем большинстве не являются потомками тех татар, которые вторглись на Русь. А являются потомками кыпчаков и булгар и идентифицировались как татары значительно позже и то по причине проживания в стране татар – Золотой Орде. Современные исследователи из этого делают вывод, что вторжение татаро-монгол на Русь не было, так как предки современных татар не вторгались на Русь, а других татар вроде как бы и нет, то соответственно вторжения как бы и не было. Но на самом деле настоящие татары были, и они само идентифицировались как ногаи при распаде Золотой Орды с образованием Ногайской Орды. Читатель может спросить, почему так важна эта информация? Важна по причине того, что автор выявил, что история татаро-монголов на самом деле, это история ногайцев. Название Ногайской орды происходит от имени военачальника Золотой Орды Ногая. Основное население составляли племена, входившие в состав войска Ногая. Большая часть ногайских воинов было из племени мангытов. Другое название Ногайской орды – Мангытская Орда (Мангытский Юрт). Ногайский язык вместе с казахским и каракалпакским языками образуют кыпчакско-ногайскую подгруппу в кыпчакской группе тюркских языков. Рассмотрим слово «мангы», которое переводится с кыпчакского, как «вечный». Правила словообразования от этого слова в западно-кыпчакском языке отличается от правил словообразования в ногайском языке. Например: на вопрос кто он? ногаец ответит «мангыт», а во множественном числе «мангыттар». На вопрос кто он (ногаец)? кыпчак ответит «мангыл», а во множественном числе «мангыллар». Употребление аффикса «тар» вместо «лар», аффикса «ты» вместо «лы» характерно для ногайцев, киргизов и казахов. Чтобы вторгнутся на Русь, татаро-монголы должны были пройти через кыпчакские степи. Соответственно Русь узнала о вторжении «татар мангыллар» от кыпчаков. А в фонетике произношения русского языка словосочетание «татар мангыллар» преобразовалось в «татаро-монголов». Автор пришел к удивительному выводу, что в то время слово «монгол» не обозначал монгольский народ, а обозначал самое боеспособное племя из татарских племен - «мангыт». То есть, на самом деле, на Русь вторглись только татары.

Откуда пришли татары.

Эта история напрямую связана с историей жизни Чингисхана. Род отца Чингисхана борджигин-кыят. Где кыят (кият) это одно из кыпчакских (мангытских) племен, а борджигин – знатный род этого племени. Для начала, автор выявит территорию проживания кыпчаков (мангытов) до великих походов. Автор нашел самый простой способ решения этого вопроса. Старший сын Чингисхана Джучи (Жоши) был похоронен на родине еще при живом отце. Мавзолей Джучи хана находится на левом берегу реки кара-кенгир, которая впадает в реку Сарысу рядом с горами Улытау. Я не думаю, что Чингисхана, тоже похороненного на родине, похоронили далеко от могилы сына. На правом берегу реки Кара-кенгир на расстоянии прямой видимости от мавзолея Джучи находится мавзолей Алаша-хана. Я думаю, что Алаша-хан (хан объединитель) и есть сам Чингисхан, который всю жизнь занимался объединением татарских племен. Поэтому при жизни или после смерти мог получить второе имя Алаша. Еще надо учесть, что величайшие правители мангыты Едигей, Тохтамыш тоже похоронены здесь, хотя свои жизни прожили за тысячи километров от этих мест. Здесь образовал свою ставку старший сын Чингисхана – Джучи, отсюда начинал свой поход на запад Батый. От гор Улытау в сторону Сырдарьи течет река Сарысу. Приаралье, низовья Сырдарьи и долина реки Сарысу было местом проживания кыпчаков (мангытов) в то время. Сейчас Сарысу не доходит до Сырдарьи километров 200 и разливается озером. В те времена она впадала в Сырдарью. Долина реки Сарысу является северной границей плата Бетпакдала, приподнятой равнины высотой 300-350 м над уровнем моря. На юге плато ограничено рекой Чу, на западе Туранской низменностью, на востоке озером Балхаш. Все плато пересекает сухая пустыня. Эта пустыня являлась естественной границей между ханством кыпчаков (мангытов) и ханством Кара Киданей. Тогда на территории ханства Кара Киданей жили многочисленные и могущественные племена кара татар - джуин (жыен), айрибуир, джалаир, унгират (варианты названия: хунгират, онгират, хонкират, кунгират, кунграт), найман, кераит, меркит, ойрат, канглы и т.д. Словосочетание «кара татар» буквально переводится как «черные татары», но это неправильный перевод. Так как были и белые татары, и соответственно читатель может подумать, что между черными и белыми татарами должна быть принципиальная разница. Но на самом деле это не так, так как слова «черное» и «белое» в данном контексте не означает цвет чего-либо, а означает направление света. То есть правильный перевод словосочетания «кара татар» будет «северные татары», и соответственно «ак татар» будет «южные татары». Приведу пример, река «Уфа» на башкирском языке называется «Караидель», при этом это не означает, что река черная, а означает только, что она течет с севера. А река Белая получила такое название от буквального перевода с башкирского названия реки Агидель, хотя правильным переводом был бы «южная», так как течет с юга. Почему Черное море называется черным, хотя на самом деле оно синее. Потому что это название позаимствовано у турок, а для турок это море является северным и соответственно называется словом «кара», а Средиземное море турки называют белым, потому что для них оно является южным.
В 1161 году родился Тэмужин (Чингисхан). У рода борджигин-кыят была традиция брать невест у унгиратов (кунгратов). Мать и жены у Чингисхана и жены сыновей были унгиратками. Между племенами кыят и кунграт были близкие родственные отношения. Поэтому главы племен кыят, мангыт, кунграт, байлы, тангут и йиджан в 1206 году именно Тэмужина выбрали ханом и титуловали Чингисханом. Средняя и Центральная Азия (по Гумилеву) на 1193 год (Рис 1). Территория проживания кыпчаков (мангытов) на карте в левом верхнем углу. Всю свою жизнь Чингисхан занимается объединением соседних племен кара-киданей (каракитаев) и найманов. А в это время Хорезм, находящийся на юго-западе от мангытов, превращается в огромную империю. Хорезмшах Ала ад-Дин Текеш (1172-1200) в 1194 году захватывает восточную Персию. Проводит успешный поход против кара-киданей (каракитаев) и отнимает у них Бухару. А его сын Ала ад Дин Мухаммед второй, отнимает у кара-киданей (каракитаев) Самарканд и Отрар. Простирает свою власть на область Газна на юге Афганистана, подчиняет западную Персию и Азербайджан. К 1218 году соседями становятся хорезмийская империя и ханство Чингисхана. Чингисхан отправляет в Хорезм 450 торговых представителей. В приграничном хорезмийском городе Отрар привезенные товары были конфискованы, а торговцы убиты.
Чингисхан отправляет в Хорезм посла с требованием разъяснить причину убийства его торговых людей. Султан Хорезма Мухаммед убивает и этого посла. Чингисхан проводит курултай, где объявляет подготовку к военному походу против Хорезма. В 1219 году войска Чингисхана, осуществив трудный переход через пустыню плата Бетпакдала, осаждают город Отрар (рис 2). Оттуда Чингисхан отправляет своих полководцев в разные стороны Хорезмийской империи. Сам захватывает Бухару и Самарканд. Уже к апрелю 1221 году был взят Ургенч (Рис 2). Далее Чингисхан и его полководцы были заняты завоеванием Мавераннахра, Хоросана, Центральной Персии и Афганистана. А загнанный погоней хорезмшах Мухаммед ибн-Текеш в 1221 году заболел и скончался на острове Абескун в Каспийском море. А тумэнам Зэва и Субэгэдея, которые преследовали хорезмшаха, была поставлена новая задача, завоевать западную часть хорезмийской империи. После выполнения этой задачи они вышли в Закавказье и далее в степи Северного Кавказа и Причерноморья. Там они победили алан и разбили соединенное русско-половецкое войско на реке Калке. И пошли дальше в приволжские степи. Но на Волге они попадали в ловушки устроенные кыпчаками и булгарами. Тумэны Зэва и Субэгэдея были вынуждены повернуть назад. Они перешли Волгу и 1224 г. вернулись через степи в Среднюю Азию (Рис. 2). В 1235 году на курултае было принято решение о наступление на запад. В 1235 и вначале 1236 годов собравшееся войско чингизидов готовилось к наступлению. Поход начался с покорения башкирских племен. Осенью 1236 года армия чингизидов под общим руководством сына Джучи Батыя сосредоточилась в прикаспийских степях. Первый удар войско Батыя обрушило на Волжскую Булгарию. Волжская Булгария была разгромлена и к весне 1237 года была полностью завоевана. Потом были разбиты половцы и аланы. Потом были захвачены земли буртусов, мокши и мордвы. Подготовка к зимнему походу на Русь была проведена осенью 1237 года. И зимой 1237 году татары напали на Русь.

Куда делись татары.

На основании преданий башкирского народа и рукописных документов по истории Уфимской губернии 15 начала 16 веков, русский историк Петр Рычков писал, что на территории города Уфы существовал большой город, простиравшийся по высокому берегу реки Белой от устья реки Уфы на расстоянии десяти верст, в котором находилась ставка Тура хана. На реке Белой, там, где впадает река Дема, на горе была крепость Кунгурат, а сама гора называлась Тура-тау. В конце 15 и вначале 16 веков территорию Башкортостана покинуло значительное количество населения. Данное явление было связано с двумя волнами шибанидского завоевания Средней Азии в 1500-1510 гг. Считается, что территорию Башкортостана покинули узбекские племена, так называемые кочевые узбеки. Сразу же надо сказать, что в те времена этническое определение «узбек» не относилось к многочисленным тюркским и тюркизированным племенам Средней Азии. Это случилось уже потом, когда кочевые узбеки включились в это население, заодно передав им свой этноним «узбек». Это понимание очень важно, так как у многих историков здесь начинается путаница. Так как эти племена, как бы ни башкирские, то возникал вопрос, а кем они тогда являлись. А являлись они татарами. В работе «Монголы и Русь» ученый Г. В. Вернадский писал: "согласно Полю Пелио имя Узбек (uzbeg) значит «хозяин себя», то есть «свободный человек». Ни в европейских, ни в русских, ни в арабских источниках этноним узбек в 13-14 веках относительно народа Золотой Орды не упоминается, а население Золотой Орды считалось татарским. Только в среднеазиатских летописях население Золотой Орды обозначен как узбекский. Пример: хан Хаджи-Мухаммед во всех источниках считается татарским ханом, кроме среднеазиатских летописей, там он является узбекским государем. Вывод этнонимы татар и узбек являются внешними названиями народов Золотой Орды.
У читателя могут возникнуть вопросы. Во-первых, почему такое большое количество татар оказались на территории Башкортостана. Во-вторых, по какой причине они ушли в Среднюю Азию.
Итак, пока в 14 веке в Золотой Орде строили города, в Средней Азии в 1336 году родился великий завоеватель Тамерлан (Тимур), который в 1370 году основал империю Тимуридов со столицей в Самарканде (Рис 3). Чингисхан разделил свою державу между наследниками на улусы. Со временем улусы все больше и больше обособлялись друг от друга. Тимур поставил задачу вновь объединить завоеванные Чингисханом земли. Для достижения этой цели он создал армию практически из тех же племен, что и Чингисхан – найманов, кипчаков, киятов, джалаиров и так далее. Ханами при нем считались потомок Чингисхана Суюргатмыш (1370 – 1388) и его сын Махмуд (1388 – 1402), а сам довольствовался званием великого эмира (предводитель). Тамерлан считал, что иметь родственные отношения с домом чингизидов очень почетно. Поэтому, породнившись с домом чингизидов, вступив в брак с дочерью чингизида Казан хана, Тамерлан добавил к своему имени титул гурган (зять). В то время кочевники степи были убеждены, что власть от бога, и соответственно по их понятиям ханом стать было нельзя, им можно было только родиться. Поэтому, полководцы Ногай, Едигей и Тамерлан, имея всю полноту власти ханами себя не объявляли.
Хан Золотой Орды Тохтамыш проводил враждебную политику относительно эмира Тимура. И эмир Тимур совершил три похода против хана Золотой орды, окончательно разбив его в 1395 году. В последнем походе города Золотой Орды подверглись тотальному уничтожению. Население частично было уничтожено, частично вытеснено на периферию Золотой Орды, в том числе и на территорию современного Башкортостана. Это время зафиксировано как время мощного притока кыпчаков на запад Башкортостана. Весь 15 век на территориях великой степи шли междоусобные войны между чингизидами. В конце 15 века среди кочевой знати степи стало зреть недовольство тем, что власть на землях Чингисхана в Средней Азии незаконно принадлежит тимуридам. Эту недовольство выразил Шейбани хан в своем письме казахскому султану Касыму. В этом письме Шейбани хан просит в помощь войско, для того, чтобы потомки Чингисхана смогли вернуть земли Туркестана, которые сейчас принадлежат потомкам Эмира Тимура и тем самым вернуть былую славу чингизидам. Войско Шейбани хана состояло практически из тех же племен, которые были у Чингисхана - мангыты, кияты, кунграты, найманы, уйгуры, тангуты и так далее. В результате произошло шибанидские завоевания Средней Азии в 1500-1510 гг. Тимуриды в большинстве своем были физически уничтожены, и власть опять перешла чингизидам.
Следующий исход ногаев (татар) из земель Башкортостана зафиксировано в шежере (истории) племени Юрматы. В течение трех лет (1543-1545 гг.) выдались очень суровые зимы. Не стало лошадей и овец, хлеба совсем не всходили. Многие люди оказались голодными и нагими. Ногаи собрались и держали совет: - Наши предки пришли сюда из Кубани из-за земли и воды, но оказалось, что зимняя стужа хуже полуденного зноя. И совет принял решение вернуться на Кубань. И неисчислимая орда ногаев откочевала на Кубань. Через некоторое время, последние оставшиеся триста ногаев со своими родами также откочевали на Кубань. Оставшиеся люди назвались иштяками и наслаждались жизнью на оставшихся от ногаев пустых землях.

Заключение. Во-первых, татаро-монгольское нашествие на Русь на самом деле было татаро-мангытскым нашествием. Во-вторых, мангыты (мангылы) не были монголами, а были кыпчаками. В-третьих, события, следствием которых явилось нашествие на Русь, разворачивались не в Монголии, а в центральной части Казахстана и в Средней Азии.

Литература

Википедия. Свободная энциклопедия. Интернет.

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

Таким образом, потомки монголо-татар могут быть рассеяны не только по всей Азии, но и Европе. Национальность – вообще понятие достаточно условное.

Татаро-монгольское нашествие - это стена, воздвигнутая историками в прошлом и огораживающая территорию, на которой можно все российские проблемы объяснять отсталостью страны, обусловленной трехсотлетним иноземным игом. Стена эта носит идеологический характер, поскольку поддерживание ее в хорошем состоянии в интересах политиков. Для них история России - это история Московии, собравшей земли в одно целое.

Монголы. Карамзин писал “моголы”.

Русские впервые сталкиваются с монголами, если заглянуть в ПВЛ, на реке Калке. Как это произошло?

“По грехом нашим придоша языци незнаеми, их же добре ни кто не весть кто суть, и отколь изыдаша, и язык их, и которого племени суть, и что вера их. А зовутьcя Татары, а инии глаголют: Таурмени (Туркмены, Тавромены?) а другии Печенези...Бог един весть кто суть, и отколь изыдоша” (Полевой. т.2, с.502 - Новг. лет., л.98). Эту весть сообщили русским половцы. Никто не знает их языка?! Но монголы ведут переговоры с русскими князьями. Через переводчика?

В романе Яна “Батый” фигурирует толмач, а в летописях о переводчиках ни слова. Значит язык монголов все-таки известен! Скорее всего мы имеем дело не с совокупным знанием о монголах, появившихся в землях половцев, а со знаниями о них (лучше сказат ь об отсутствии таковых) конкретного новгородского летописца или его окружения. "Летописец передает здесь только слухи и толки. Точного он решительно ничего сказать не может, скромно исключая себя из среды "премудрых мужей", разумеющих книги, и отводя себе роль простого протоколиста бедственного (- ? -А.Г.) события" (Греков, Якубовский, 1950. с.201)

В Ипатьевской летописи о татарах сказано только, что они безбожники: “В лето, Приде неслыхана рать, безбожнии Моавитане, рекомыи Татареве, придоша на землю Половецкую. Половцем же ставшим Юргии Кончакови бе боише всих Половец не може стати, противоу лицю и бегающи же емоу, и мнози изьени юыша, до рекы Днепра Татаром же возвратившися идоша в вежа своя, прибегшим же Половцем в Роускоую землю, глющим же им Роуским князем, аще не пожете нам, мы ныне исъчени быхом, а вы наутре исчени боудете...” (Ипатьевская летопись, 1998. с.740-741). И все. Но и на Руси в те времена язычников было предостаточно.

Большая Тартария по Лызлову

В XVII веке в Скифской истории” А.Лызлов так представляет татар как часть скифского народа.

“Скифия названа есть от Скифа, сына Геркулесова, и есть двояка: едина (первая - А.Г.) европейская, в ней же мы жительствуем, тоесть москва, россияне (украинцы и белоруссы - А.Г.), литва, волохи и татарове европмкия. Вторая ассийская, в ней же вси скифскмя народы обитают, от полунощи на восток седящия. Сии ассийския скифи премного разплодишася и различными именованиями прозвашася” (Лызлов, 1990. С.8). Важно отметить, что для Лызлов все скифы, чья территория проживания - просторы СССР, имеют единые генетические корни. У всех одни предок - Скиф, сын Геркулеса.

Азиатские скифы “бяху потаени и незнаеми грекам и латинникам. Границы же скифския з запада отреки Дону [а Ботер, описатель всего света, полагает от Волги, еже и приличнее имать быти]. На восток солнца до пределов хийских, иже со Индиею. С полудня от моря Меотскаго, то есть Азовскаго, и Каспийсаго, то есть Хвалисскаго. На полнощь даже до океана скифскаго Ледоватаго.

Разделяется же на четыре части. Едина имеет в себе Орды все.Вторая загатаи и все народы, иже суть при Уссоне и пустыне Лопской. Третия обдержит Китай, и еже обретается в помянутой пустыне, и Хинское государство. Четвертая содержит страны мало нам ведомыя, яко Белгиан, Аргон, Арсатер, Аниа.

Но от пятисот лет и больши, егда скифове народ, изшедши от страны реченныя их язком Монгаль, ея же и жители назывались монгаилы или монгаили, поседоша некоторыя государства... , измениша и имя свое, назвашася тартаре, от реки Тартар или от множемтва народов своих, еже и сами любенее приемлют или слышат” (Лызлов, 1990. С.8-9).

“И меньшая половины Скифии, яже над морем Ассийским, называется Тартария великая. Разделяется же Тартария великая от Скифии Имаусом горой великою и знаменитою: еже со одной страны - то Тартария, а еже от сея страны - то Скифия” (Лызлов, 1990. С.9). Таким образом, азиатская часть Скифии носит название Великая Тартария, а европейская Скифия - просто Скифия. Азиатская Скифия у Лызлова “меньшая часть”.

Где же находилась Великая Тартария!? Историки гору Имаус считают Уральскими горами. Тогда монголы происходят из мест, где сейчас Монголия. Но Имаус не Уральские горы. Это Эльбрус! И родина монголов - Кавказ.

“О сих татарех монгаилех, иже живяху в меньшей части Скифии, которая от них Тартариа назвалась, множество знаменитых дел историкове писали, яко на весь свет прославляхуся” (Лызлов, 1990. С.9).

Лызлов излагает версию Д.Ботера об еврейском происхождении монголов. Важно, что в этой версии говорится о том, что некий народ пошел с запада на восток в страну Арсатер и превратился затем в грозу Европы, придя назад на запад под знаменами Чингиз-хана.

“Обаче множайшая часть списателей глаголют сице: яко Арсатер страна область есть Белгиана, отнюду же жидове под именем татарским изыдоша лета от воплощения 1200, во время великого Кингиса, иже утвержаше царство Китайское” (Лызлов, 1990. С.13).

Комментарий историка Ю.А.Мыцыка.: “Мнение Д.Ботера о происхождении татар от угнанных ассирийцами в плен евреев лишено основания” (Лызлов, 1990. С.449). Почему?

Этот народ, был обложен данью неким Ункамом, но затем расплодился и “избраша ис посреди себя царя Хингиса, ему же благостныя победы и мужество придаше имя Великий. Ибо той изшедши от страны своея лета от воплощения Слова божия 1162 с жестоким воинством покори под себе, ово силою, ово славою, новыя области” (Лызлов, 1990. С.14).

Н.А.Морозов слово "монгол" производил от греческого мегалион = великий. Чингиз-хан носил прозвание Великий, естественно, что его воины могли зваться великими (Чапаев - чапаевцы), то есть монголами.

Внешний облик монголов

“Согласно свидетельствам современников, монголы в отличие от татар были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым” (Гумилев, 1992. с..74). Кстати, эти татары должны быть похожими на “людей неуклюжих, с короткими ногами, далеко расставленными глазами, без верхних ресниц, с редкими волосами на бороде и усах” (Иловайский. Становление Руси, 1996. С.499). Узнаете татаро-монгол, напавших на Русь, из сотен кинофильмов? В фильмах нам показывают современных монголов.

Почему современные монголы непохожи на своих предков? Гумилев разъясняет: “Современный облик обрели их потомки путем смешанных браков с соседними многочисленными низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами” (Гумилев, 1992. с..74). Но откуда взялся тогда на востоке такой странный “светловолосый” и “бородатый” народ? Гумилев молчит. Но, все-таки, воссозданный, видимо, в научных мучениях исторический облик коротконогих и безбородых татар довлеет и над ним. Он пишет: “Однако и самые древние монголы ничего общего не имели с блондинами, населявшими Европу.

Европейские путешественники XIII в. никакого сходства между монголами и собой не обнаруживали” (Гумилев, 1992. с.74). Кого он имеет в виду? Марко Поло? Да был ли он там? Есть масса фактов, говорящих о том, что в Китае, путешествие в который так его прославило (см. Носовский Г.В., Фоменко А.Т., 1996), он никогда не был. Тогда наверное это знаменитые путешественники Плато Карпини и Рубрикс. Но Татищев замечает: “Ездясчие проповедники, Карпеин, Рубрик и пр., хотя они свои езды далеко сказуют и сусче до границ китайских, но внятно разсмотря, едва можно ли поверить, чтоб они дале Киева или Дона были, а писали по росказам, ибо переезда Волги, Яика, Аральского моря и городов, чрез которые им необходимо ехать было нуждно, яко Болгор, Турекстан, Ташкента и пр., не упоминают” (Татищев, т.1, с.233-234).

А как выглядел Чингиз-хан? Ответ: “Он... отличался очень высоким ростом, большим лбом и длинной бородой” (Иловайский. Становление Руси, 1996. С.499).

Итак, предки нынешних монголов - высокорослые, бородатые, светловолосые и голубоглазые. Так и хочется сказать “белые люди”. Сделаем небольшое отступление и приведем легенду о белом царе, столь популярную у потомков Чингиз-хана.

Легенда о белом царе

(Из записки Бадмаева Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке).

“Теперь я постараюсь представить, насколько возможно наглядно, значение белого царя для всего Востока, на основании легендарных и исторических данных, и, надеюсь, будет понятно для всякого русского человека, почему белый царь так популярен на Востоке, и как ему легко будет пользоваться результатами вековой политики своих предков.

Один бурятский родоначальник, по имени Шельду Занги, бежал из пределов Китая с 20.000 семейств после заключения трактата, но был пойман и казнен манчжурскими властями, на основании Х статьи, около 1730 г.г., на границе. Перед казнью он держал речь, в которой сказал, что если его отрубленная голова отлетит в сторону России (что и случилось), то вся Монголия перейдет во владение белого царя.

Монголы твердят, что при восьмом ургинском хутукте они сделаются подданными белого царя. Настоящий хутукта считается восьмым. Ургинский хутукта почитается монголами святым, как и далай-лама, и имеет громадное влияние на всю Монголию.

Ждут также появления из России белого знамени в Монголии в седьмом столетии после смерти Чингисхана, умершего в 1227 г.

Буддисты считают белого царя перерожденцем одной из своих богинь Дара-эхэ - покровительницы буддийской веры. Она перерождается в белого царя для того, чтобы смягчить нравы жителей северных стран.

Легендарные сказания имеют гораздо более значения в этих странах, чем действительные явления.

Угнетаемые чиновным миром манчжурской династии, монголы естественно крепко держатся преданий, обещающих им лучшее будущее, и с нетерпением ждут наступления его”.

Каковы корни этой странной легенды, которая связывает будущее бурято-монголов с белым царем, который придет из России? Не пришли ли в свое время монголы Чингиз-хана в Монголию с запада?

Комментарий историка Ю.А.Мыцыка.: “Вопрос о происхождении монголо-татар весьма сложен и до конца не выяснен современной наукой . В китайских источниках монголы и татары называются “да-да”. Существуют версии, что монголы - одно из и татарских племен и, наоборот, племенное название татар давалось монголами покоренным тюркским народам, и т.д.” (Лызлов, 1990. С.448). Итак, кто такие монголы и татары - загадка для современной науки, несмотря на триста лет исследований! Может не там искали.

Источники о татаро-монголах (Иловайский. Становление Руси, 1996. С.712)

Китайские летописцы
Персидский летописец Рашид Эддин (= Рашид-ад-Дин, жил в XIV в.)
Буддийско-монгольская летопись Алтан Тобчи (золотое сокращение)
Армянская источники (“История монголов инока Магакии. XIII века”, 1871)
Западные путешественники XIII века: Плато Карпини, Аспелин, Рубруквис, Марко Поло.
Византийский историки Никифор Грегора, Акрополита, Пахимер.
Западные летописцы, например, Матвей Парижский.

Калка

"Описание первого нашествия монголов на Русь составлено подробнее других событий и в некоторые летописи внесено отдельной статьей" (Полевой. т.2, с.501, 527).

Русские князья "ввязались" в войну с монголами по просьбе половцев о помощи для отпора агрессору.

Отметим одно интересное обстоятельство. После того, как половцы обратились за помощью к русским князьям., "татары, узнав о том, что русские князья готовятся помогать половцам, отправили к князьям русских послов с предупреждением..." (Греков, Якубовский, 1950. с.202). Как монголы узнали о переговорах половцев с русскими? Как узнали и о военных приготовлениях князей? Получается, что у них хорошо дело обстояло с разведкой. Но ведь это означает, что монголы имели неплохое представление о Руси, имели сеть разведчиков, налаженную связь с "резентурой", состоящую, видимо, из "завербованных" половцев и русских! Но в таком случае монголы сами не могли быть неизвестными ни для половцев, ни для русских. Кстати, южная Ипатьевская летопись, в отличиие от Новгородской, не говорит о монголах, что не ведомо "отколь изыдаша, и язык их, и которого племени суть, и что вера их".

На реке Калка (вопрос отдельный, где она находится) половцы и русские потерпели поражение. На стороне монгол бьется дружина русских бродников (?) во главе с воеводой Плоскиней. “Бродницы, видно, что языка рускаго были, как сие и имя князя их Плоскина уверяет, которые, видно, на Дону с половцами жили, как в том Карпеин и Рубрукис показывают; к тому же крест целовали, уверяют быть христиане” (Татищев, т.3, с.266).Историкам ясно, что это предатели и перебежчики. Для убедительности добавляют: “Особенно много перебежчиков нашлось вероятно между половцами” (Иловайский. Становление Руси, 1996. С.506). Итак, нашим не так обидно - у половцев предателей больше. Стоит отметить слово “вероятно”. Не знают, но уверяют!

Бой на Калке подходит к завершению. Кто же добьет русских? Кто даст надежду добровольно сложившим оружие? Оказывается это предатели-бродники (редкий случай в истории - предатели имеют влияние на хозяев): “Князь великий бился из городка три дня и, видя свое изнеможение, послал к татарским князем для договора и особливо бывшим с татары бродницам, у которых воевода Плоскиня. Оный окаянный дал великому князю роту с крепким обнадеживанием, что никого не убъют, но всех на откуп отпустят. Оному поверя, князь великий отдался. Он же окаянный, привед их пред князей татарских, советовал им всех побить и никого жива не пустить” (Татищев, т.3, с.218).

О роли русских в войсках монголов вопрос особый. Не только Плоскиня в центре событий, другие тоже не промах:

Война между татарскими ханами Ногаем (Нагой) и Тохтой: “... войско Ногая было разбито, а сам он убит. Сразивший его воин, русский по происхождению, был казнен по приказу хана Тохты за то, что осмелился поднять руку на стоь знатного татарина” (Борисов, 1997. С.57); убивают в Орде великого князя тверского Михаила, посланы убийцы, “наконец один из них, именем Романец, выхватил большой нож, ударил им Михаила в ребро и вырезал сердце” (Борисов, 1997. С.99). Князь Михаил не простой князь. Церковь причислила его к святым мученикам "за православную веру, за Русскую землю" (Борисов, 1997. с.97, 99).

Федорчюкова рать. Татары зимой 1327/28 года, возглавляемые неким Федорчуком, и при участии Ивана Калиты, опустошили, разгромили, сожгли тверскую землю. Речь не о Иване, а о Федорчуке. Кто это? “Имена темников, бывших с Калитою: Феодор Чик (по Воскр. лет - Разве ренегат - Федорчук?) Туралык, Сюга, и проч.” (Полевой, т.2. С.578).

Где находилась Земля Русская (Русь)?

Да, а кого имеет летописец в виду, когда пишет о русской земле, к которой подступились монголы? Землю от Дона до Баренцева моря? Увы, русская земля в то время - это всего лишь земли вокруг Киева, Чернигова и Волыни.

“...имя Руси оставалось только при Киевской области. “Так ли мне нет причастия в земле Русской”, - говорил Георгий Долгорукий, живя в Суздальской области, и услышав об изгнании сына своего из Киевского городца” (Полевой. т.1, с.528).

Слова Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского, сохраненные в летописи: “... нам нечего делать в Русской земле...”. “Интересно, что “Русская земля” - это именно юг... Андрей решил создать свою “Русскую землю”, не южную, а северо-восточную, не Киевско-черниговскую, а Владимиро-Суздальскую. Он делает Владимир своим стольным городом...” (Гримберг, с. 107).

Получается, что те русские, что жили севернее совсем не русские люди для древних летописцев.

Нашествие Батыя

Рассказ о батыевом нашествии в русских летописях

В своей "Истории русского народа" Н.Полевой приводит рассказ о батыевом нашествии. Рассказ этот нам всем известен из учебников. В примечании Полевой пишет: " "Повествование о нашествии монголов составляет отдельную статью в наших летописях, и, кажется, составлена современником. Оно внесено почти во все известные списки, только в некоторых сокращенно (Архангелогородском, Типографском); настоящий рассказ должен быть в Новгородском (и в Волынском и Пушкинском, как говорит Карамзин). Сей рассказ является более украшенным в Софийском Строевском; но прибавки тут любопытны, как памятник тогдашней совестности....

В Никоновском вставлено в него множество нелепостей; в Степенной книге он обезображен позднейшим пустословием. В Костромском списке находится в нем мноно лишнего, как-т: вставка о приходе Батыя к Смоленску, и чудесах..." (Полевой, т.2. с.527-528). Таким образом, во всех списках в основе один рассказ с возможными вариациями. Здесь уместно будет напомнить, что "Г.М.Прохоров доказал, что в Лаврентьевской летописи (Пушкинский список)три страницы, посвященные походу Батыя, вырезаны и заменены другими - литературными штампами батальных сцен XI-XII вв." (Гумилев, 1992б. с.351; Прохоров, 1972, 1974). При этом добавим, что Лаврентьевская летопись - это один из самых важных и наиболее используемых источников по древней истории России. Полевой упоминает и Лаврентьевскую летопись (да еще со ссылкой на Карамзина!). Но если в этой летописи "батыево нашествие" - подмена, то и в остальных тоже!

Рассказ о батыевом нашествии в персидских летописях

Раз в русских летописях повествование о нашествии Батыя "взывает" об осторожности, то обратимся к одному из главных иностранных источников - летописям Рашида-ад-Дина. Хотя в советском издании этих летописей говорится, что "впервые к изданию текста и его переводу приступил французкий ученый E.Quatremere ..." и издал его частично в 1836 году (Рашид-ад-Дин, 1946, т.3. с.7), тем не менее, Н.Полевой цитирует Рашида-ад-Дина по Оссону "Hist. des Mongols", Париж, 1824. Как же описано в этой книге нашествие Батыя? "Рашид... начинает истреблением Поло (Польши), и смешивает с этим разорение Венгрии. Потом уже описывает он покорение булгаров, смерть Бачмана, завоевание мокшан (или бокшан) и буртасов.

Здесь следует поход на Русь. Монголы осаждают и берут в три дня город Бан (Рязань?), ..." - читатель следи за вопросами Полевого в скобках: Полевой пытается разобраться с географией и переводом с персидского - "...потом город Ига (Ингваря?), поражают князя русского Урмана (Романа, близ Коломны?); в пять дней берут город Мокос, и убивают Эмира Улай-Тимура (Москва и князь Владимир?); восемь дней после того осаждают они город великого Георгия (Владимир?), берут его, и в пять дней овладевают городом Св.Николая (вероятно, Киевом, взятым в день Св.Николая; комм. - хоть святые выручают, а то совсем "хана" - А.Г.), столицей земли Венцеслава (Всеволода?), и убивают самого Великого Георгия, который скрывался в лесу.

После сего рассыпаются повсюду, и берут множнмтво городов (здесь упоминается о Килакаске, см. прим.89). Следуют битвы с народами: мериш, ченичак, и кипчак. Монголы берут город Мангасс и Железные врата (Дербент). Потом Мангу и Куюк едут к Оготаю, а Батый завоевывает все города Уладимура, особенно город Уч-Огул-Уладимир (по переводу: город трех сыновей Владимира), переходит горы, вступает в землю булгаров и башкирцев, разбивает воинство Безеренбама, грабит сассанов, вступает в землю Кара-Улаг, бьет улагов, и войдя в землю Мишелава, разбивает его войско. Потом преследуя Келара, монголы переходят реки Тиссу и Тонгу, м гонят Келара до самого моря. Следует окончательное покорение кипчаков. - Смесь рассказов, едва понятная!" (Полевой, т.2. с. 534-535).

Какая удача! Если бы не рассказ о нашествии в русских летописях, то так бы и не узнали мы, что Бан - это Рязань... Но, увы, проблема и с русскими летописями...

Что нам делать с Рашидом-ад-Дином? Как воспользоваться его текстом? "Для установления критического текста труда Рашида-ад-Дина, в частности для установления правильного чтения собственных имен и терминов, для изучения его лексики, языка и стиля необходимо было, помимо знания персидского и, естественно, арабского языков, знакомство также с языками монгольским и тюрскими. Наконец, для исследователя истории монгольских государств требовалось, помимо источников персидских, арабских, армянских, монгольских и китайских, привлечение также источников русских, арабских, грузинских, сирийских, византийских и западноевропейских. Короче говоря, исследователь, если не был полиглотом, - неизменно чувствовал ограниченность своих сил" (Рашид-ад-Дин, т.1. с.10) .

Со времени Полевого прошло более 150 лет. И что историческая наука способна доказать, что "Эмир Улай-Тимур = князь Владимир"! Посмотри читатель примечания в советских переводах "Сборника летописей" Рашид-ад-Дина (Рашид-ад-Дин, т.1-3) и убедись сам, что работы для исследователя не меньше, чем во времена Полевого.

Задаем вопросы и ищем ответы

Батый вторгся в русские земли с юга, идя на север вдоль Дона. Шел зимой, по неведомой стране, города и села которой затерялись меж дремучих лесов. Историки часто пишут, что дорогой к городам служили покрытые льдом реки. Но, видимо, чтобы они не писали, отменные проводники у них были, а раз отменные, то это свои местные - русские или разные там мордвины, мещера и прочие.

Описание нашествия Батыя в учебниках вызывает множество вопросов. Вот некоторые из них:

так ли хорошо монголы способны вести войну зимой,
можно ли массе конницы пройти по льду рек,
какова численность войска Батыя,
чем кормились,
каковы потери в живой силе.
Постараемся найти ответы на эти вопросы.

Время года, выбираемое монголами для налетов

Битва на Калке - лето. Но три крупных первых исторических нашествий - зимой:

Зимнее нашествие 1281/82 г. Командует татарами - Андрей Городецкий в союзе с другими князьями: Ростовским, Ярославским, Стародубским. Погром областей Муромской, Владимирской, Суздальской, взятие и разграбление Переяславля (Полевой, т.2. с.293).

Дюденева рать -?? 1292/93. Полный разгром Северо-восточной Руси. Вел.князь Андрей Городецкий акивный участник событий на стороне монголов.

Федорчюкова рать - зима 1327/28. Полный разгром тверской земли. Вел. князь Иван Калита - участник погрома.
Получается, что татары любят большие походы в зимнее время. Почему? Историки объясняют это тем, что массы конницы легко продвигаются к городам по замерзшим рекам (Борисов, 1997. с.157; Иловайский, Становление Руси. с..517). Трудно в это поверить. Особенно тем, под кем проваливался лед на русских реках. А тут десятки тысяч конников. Что говорит по этому поводу кавалерийская военная наука? Поход Батыя особенно интересен в данной связи. Не было знатных проводников-князей. Но лед был, видимо, крепким. Во всяком случае так считают историки на основании фразы летописца, что пленные "ото мриза изомроша" (Греков, Шахмагонов, 1986. с.67).

Русский снег глубокий. Как прокормить степных лошадей, привыкших к неглубокому снегу. Как Батый нашел проходы к русским городам в дремучих лесах? Видимо, были хорошие проводники. Кто, кроме русских, хорошо знал дороги? Следовательно опять предатели. Сплошные предатели и ни одного Ивана Сусанина.

Зимой в России для перевозки грузов используются сани. Были ли они у татар Батыя?

Кстати, отряд поляков быстро замерз в русских лесах, когда Сусанин довел дело до конца. Монголы не мерзли? Да, они всю жизнь провели в промерзших степях, но ведь в юртах. Значит везли с собой юрты. Это же огромный обоз, масса обозников, подсобных лошадей. Как решалась проблема прокорма всей армии? Ели то, что награбили? А на переходах? До Руси надо было еще добраться?

Если армия 300000 чел., да у каждого по два-три коня, то кормить надо 300000 чел. и не менее 600000 лошадей! Гумилев один из немногих, кто об этом задумался. В результате он уменьшил армию Батый в 10 раз. Но для объяснения того, что армия в 30000 чел., смогла взять 14 городов, ему пришлось опираться на свою теорию о пассионариях, то есть особых людях, способных воодушевить тысячи воинов на бой до полной победы, причем победы, достающейся без больших потерь.

Численность войск Батыя

Вопрос о численности армии Батыя волновал и других историков. Приведем интересные рассуждения Б.Д.Грекова и Ф.Ф.Шахмагонова:

"К сожалению, военные историки не занимались этим вопросом. Надежных указаний в источниках мы не найдем. Русские летописи молчат, европейские очевидцы и венгерские летописи исчисляют войско Батыя, взявшее Киев и вторгшееся в Европу, более чем в полмиллиона. В дореволюционной историографии совершенно произвольно утвердилась цифра 300 тысяч.

Рассуждения о численности войск, пришедших на Русь в 1237 году, строились обычно на мобилизационных возможностях империи Чингизхана (то есть половина Азии - А.Г.). Не принималось во внимание ни время года, ни география местности, ни возможности передвижения крупных войсковых масс по зимним путям. Не принималась, наконец, в расчет и реальная потребность в силах для разгрома Северо-Восточной Руси, не взвешивались мобилизационные возможности Северо-Восточной Руси. Ссылалались обычно и на то, что монгольская лошадь могла добывать корм из-под снега, но при этом упускали из виду разницу в снеговом покрове степей на далеком юге и в регионе Рязани-Владимира-Твери и Новгорода. Никто не обратил внимание на проблему управления в средние века войском в полмиллиона или несколько сот тысяч воинов.

Расчетами очень легко показать, что в походе по зимним дорогам войско в 300 тысяч воинов должно было растянуться на сотни километров. Монголо-татары никогда не отправились в поход без заводных лошадей. Не ходили даже "о двуконь", как русские дружины, у каждого воина было самое меньшее три заводные лошади. Миллион лошадей в зимних условиях на землях Северо-Восточной Руси прокормить было невозможно, и полмиллиона - невозможно, нечем прокормить и триста тысяч лошадей.

Какой бы мы ни рисовали себе нетребовательность монгольского воина в походе, он длился не десять дней и даже не месяц, а с декабря по апрель, пять месяцев. Сельский люд, приученный половецкими набегами, умел прятать продовольствие. Города доставались зазватчикам в огне, не города, а пепелища. Полгода на куске вяленого мяса и на кобыльем молоке не прожить, тем более что зимой кобылы не доятся" (Греков, Шахмагонов, 1986. с.61-62).

Численность русских войск и потери монголов в живой силе

Б.Д.Греков и Ф.Ф.Шахмагонов нарисовали столь неприглядную картину, что на месте Батыя я бы не сунулся зимой на Русь с 30 тыс. всадниками. Если забыть о теории Гумилева о пассионарности монголов, то приходится думать, что Русь не могла сопротивляться силище в 30 тысяч человек!! Так ли? Исторической науке остается только это и доказать, иначе прощай покорение Руси. Как же выглядят необходимые доказательства (в предположении, что батыево войско пришло издалеча)?

Продолжаем цитирование: "Столь же неясным остался и вопрос о возможной численности русских войск, которые могли противостоять нашествию. Вплоть до исследований М.Н.Тихомирова о русских городах XIII века из одной исторической монографии в другую перекочевывали столь же легендарные числа, как и при определении численности войск Батыя. М.Н.Тихомиров пришел к выводу, что такие города, как Новгород, Киев, Владимир-Суздальский, насчитывали от 3 до 5 тысяч воинов. Города Северо-восточной Руси, такие как Ростов, Переяславль, Суздаль, Рязань, по числу жителей не шли ни в какое сравнение с Новгородом и Киевом и по подсчетам М.Н.Тихомирова число их жителей редко превышало 1000 человек.

Есть основания полагать, что о состоянии русских крепостей, о численности городского населения, о мобилизационных возможностях Северо-Восточной Руси Батый и его темники имели достаточно точную информацию.

300 тысяч воинов не потребовалось. Для средних веков и войско в несколько десятков тысяч всадников было огромной силой, способной разлиться по всем городам Северо-Восточной Руси, обладая неоспоримым перевесов в каждой точке приложения сил" (Греков, Шахмагонов, 1986. с.62).

От такого блестящего анализа соотношения сил и доказательства обреченности Руси остается только утирать слезы умиления. Впечатляет объем работы, проделанный разведкой монгольского "генерального штаба". Не иначе, как все княжеские администрации всей Северо-Восточной Руси "работали" на Батыя, либо сам Батый и его люди происходят из местных жителей. Но последнее уже "фантазии А.Т.Фоменко". Понятно теперь почему военные историки, то есть историки, имеющих хорошее военное образования, не стремятся заниматься батыевым нашествием: их отпугивают от этой темы "специалисты по средним векам".

Но давайте согласимся с подсчетами М.Н.Тихомирова. Хотя странно, что для Новгорода говорят о воинах, а для "мелких" городов только о жителях. Ведь выходит, что у "мелкого" города воинов всего-то 200 человек.

Итак, Батый штурмует город. Сколько убитыми он потеряет. Воин на городской стене хоть одного да убъет (потери при обороне примем 1:1, хотя это какие-то убогие оборонцы), да еще одного тяжело ранит так, что из дальнейших боевых действий тот выбывает. Следовательно, один мелкий город выбивает из строя 400 воинов; 400 х 14 = 5600. Допустим, что крестьяне, хоть 400 монголов, рыщущих пропитание побьют; княжеские дружины Рязанского и Владимирского князей в бою в чистом поле с 1000 татар погубят. Наконец, поверим, что "злые" козельчане действительно 4000 захватчиков убили (Греков, Шахмагонов, 1986. с.68).

Таким образом, потери Батыя составляют 11000 человек. Треть армии! А ведь это самые скромные подсчеты. А контуженные, оглушенные (сотрясение мозга), покалеченные, лишившиеся глаза, руки, облитые кипятком - это те, что доскачут до донских степей.

До осени Батый в степях отдыхает, а затем гоняет, точнее, ведет "широкое наступление" (Греков, Шахмагонов, 1986. с.70) на половцев, аланов, ясов, мордву. Это с той армией, что изрядно потрепанная выползла из русских лесов.

Как монголы восполняли боевые потери в живой силе?

Существует в России небольшой город Брейтов. Исследователей интересовало происхождение такого необычного названия. Перебрали несколько версий, но вот, что интересно. “В народе бытует другая версия, что будто бы после битвы на Сити, где русские потерпели поражение, татары, отбирая воинов из местных жителей, ходили вдоль выстроившихся русских и указывали, кого надо взять в свою рать. Ратникам брили головы, а татарские князьки приговаривали: "Брей того! Брей того!" Так будто бы и появилось название селения Брейтово. Но здесь есть веские факты, опровергающие это предположение. Во-первых, татаро-монголы свое войско русскими не пополняли. Во-вторых, слово "брить", имеющее древнеегипетское происхождение, появилось на Руси в конце XVII века” (см. Брейтов).

Относительно первого факта приведем цитату из “Истории” Татищева: “Татарове, победя князей, хотя и велик урон претерпели, понехе их много раз более, нежели руских, побито, но великое их множество, а паче пленниками всегда войска их пополняли, что их великая погибель была не видна” (Татищев, т.3, с.236) . Да что там простые воины, князья ставали в ряды татар: "Лаврентьевская летопись рассказывает, что взятого в плен при реке Сити князя Василька Константиновича "нудиша и много проклятии безбожнии Татарове обычаю поганьскому быти въ ихъ воли и воевати с ними" (Насонов, 1940. с.54).

Второй факт также не является убедительным, поскольку существует связь межде древнеславянским и древнеегипетским языками.

Продолжим далее цитату из (Брейтов): “Наиболее достоверно третье предположение. До XVII века для облегчения сбора дани и отправки ее в Орду наша местность была разделена на уделы мелких князьков, которые усиливали и без того тяжелое бремя, лежавшее на народе во время татаро-монгольского ига. В центре удела находилось селение, где жил князь. Отсюда и произошли названия большинства сел в нашей местности. Центр удела князей Прозоровских - село Прозорово, Сутских - Сутка. Также и Брейтово было центральным селением удела князей Бритых. Слово "Брейтово" произошло от изменившегося с течением времени слова "Бритого".

До XVII века село называлось "Брентово", а еще раньше - "Бретово". Прежде всего следует отметить логику авторов текста: “брить” как древнеегипетское слово не годится (см.выше), а фамилия князей Бритых чувства протеста у них не вызывает. Во-вторых, интересно здесь не то, что автор старается найти другую версию, нежели взятие татарами новобранцев из русских, а то, что роль князей - это функция чиновника по сбор налогов в пользу татарской казны. Более того, утверждается, что именно появление Орды приводит к территориальному и административному переустройству в русской области, хотя, как правило, завоеватели используют существовавшую до их появления администрацию для сбора дани.

Кстати, как русские князья на юге воспринимали татарскую угрозу для них с севера, где уже полыхали города северо-восточных (русских) земель? Достаточно буднично. Год 1240. опустошена киевская земля. Но у Рюриковичей свои заботы: “Замечательно также, что эти... южно-русские князья продолжают свои распри и счеты за волости в то самое время, когда варвары уже наступают на их родовые земли” (Иловайский. Становление Руси, 1996. С.528). А чего князьям было волноваться. Ведь они знали, что и при татарах главным их занятием будут “распри и счеты за волости” еще, по крайнем мере, лет триста. А историки сетуют на феодальную раздробленность.

О жестокостях

В учебниках постоянно пишется об изуверской жестокости татаро-монгол. Посмотрим глазами немца на ужасы войны, учиненные русскими дружинниками в то же самое время, когда бесчинствовали монголы. “Кельх, 1218: “Руские союзники естляндские, пришед в Лифландию с великими войски, разоряли, противо которых геермейстер Винанд кровавый бой учинил, в котором немцы побеждены, и неколико храбрых мужей оставить принуждены были. Руские же продолжали победу, елико возможно, сожжением и разорением земли великий вред учинили...” (Татищев, т.3, с.263). Написана как будто о татарах в Рязани!

“ Войско Дмитрия жгло новгородские селения (где-то 1280-ые годы - А.Г.), и грабило людей, как будто в земле Корельской” (Полевой, т.2. с.295).

Вооружение русских и татар

“Рассказывая о свидании Даниила с Угорским королем и императорскими послами а Пожоге или Пресбурге, Ипатьевская летопись говорит: “Немцы же дивящееся оружию татарскому: бе бо кони в личинах и в коярех кожаных, и людье во ярыцех и бе полков его светлость велика, от оружья блистающая. Сам же еха подле короля по обычаю Руску, бе бо конь под ним дивлению подобен” и пр.

Татарское влияние, а следовательно и татарское вооружение не могли еще проникнуть в отдаленную от Золотой Орды Галицкую Русь; для этого нужно длительное время; а Даниил только за три года перед тем признал себя данником хана. Хотя это свидание в Ипат.лет. помещено под 1252 г., но также не верно. Принимая в расчет участие в данных событиях императора Фридриха II (скончавшегося в 1250), оно происходило ранее 1249 года. Следовательно было бы ошибкою принимать буквально помянутое выражение летописи о татарском вооружении галицкого войска. Это вооружение и сбруя были чисто русские, хотя и отзывались восточным характером: сношения с востоком и восточное влияние существовали с незапамятных времен. Едва ли в войске Даниила находился какой-либо вспомогательный татарский отряд” (Иловайский. Становление Руси, 1996. С.721).

А может быть ошибается Иловайский, и оружии было татарским, и отряд татарский, в том смысле, что татары в данном случае - это просто название нового рода войск, столь блистательно проявившего себя в грандиозной войне на территории России, известной как батыево нашествие. Этот род войск вскоре появится под другим названием - казаки. Кстати, гражданская война 1918-20 гг., где эффективным было массовое использование кавалерии, наводнила затем уже советскую армию кавалерией, и почти все высшее военное руководство перед Отечественной войной будет состоять из кавалеристов (Ворошилов, Буденый, Тимошенко, Рокосовский, Жуков, Кулик, Городовиков и др.).

Летописцы пишут об отменных лучниках в монгольском войске, о тучах стрел, выпускаемых ими. Следовательно войско должно иметь большие запасы стел. Стрелы имеют железные наконечники. Значит для их изготовления нужны походные кузницы, запасы железа, в противном монголы должны были везти запасы стрел с собой. И первое и второе обременительно. Как кочевники могли справиться с данной проблемой?

“В Лигницком сражении монголы изумили немцев какими-то огненными машинами; тоже говорят магометане, описывая поражение храброго Джелаледдина” (Полевой, т.2. с.521). Пушки у дикарей?