Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Христианские проповеди об исцелении сухорукого в синагоге. Исцеление сухорукого

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Новый Завет

Исцеление сухорукого

Однажды в субботний день Иисус Христос вошел в синагогу (в дом собрания и молитвы). Там был человек с иссохшею правою рукою. Фарисеи же, желая найти обвинение против Спасителя, следили, не исцелит ли Он больного в субботу.

Спаситель, зная помышления их, сказал сухорукому: "встань и выйди на середину".

Потом, обращаясь к фарисеям, сказал: "спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти жизнь или погубить", то есть оставить на погибель.

Они молчали.

Иисус посмотрев на всех их, сказал: "кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро".

После этого Спаситель обратился к сухорукому и сказал: "протяни руку твою".

Сухорукий протянул больную руку, и она стала здоровою, как другая.

Фарисеи пришли в бешенство и, вышедши из синагоги, совещались между собою, как бы погубить Иисуса.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг. от Матф. 12 , 9-14; от Марка, гл. 3 , 1-6; от Луки гл. 6 , 6-11.

(Мк. 2, 23-28; 3, 1-12; Мф. 12, 1-21; Лк. 6, 1-11)

Чудо исцеления сухорукого в синагоге тесно связано с учением Иисуса Христа о почитании субботы. Книжники и фарисеи со времени исцеления расслабленного в Иерусалиме стали постоянно обвинять Христа, в том, что Он «не хранит субботы» и таким образом нарушает данную через Моисея заповедь Божию. А Христос, говоря о Себе, что Он «пришел не нарушить закон, а исполнить», в то же время, с точки зрения фарисеев, постоянно и как бы нарочно Своими чудотворными деяниями нарушал святость покоя субботнего дня, что приводило их «в бешенство».

Христос, видя это, тем не менее продолжал исцелять в субботу. Зачем Он это делал? Не лучше ли было, рассуждая по-человечески, уступить фарисеям? Однако вопрос этот был принципиальным, ибо Господь самим Своим пришествием в мир исполнил весь закон и упразднил его. Именно это упорно отрицали фарисеи, не желая видеть в Нем истинного Мессию, Сына Божия. Хранение покоя субботнего дня было лишь поводом их богопротивления.

Заповедь о субботе была дана людям Самим Богом: «Помни день субботний, чтобы святить его». Свободный от житейских трудов и забот, «седьмой день» дан человеку, чтобы он не суетился, не забыл в непрерывности будничных дел главной цели жизни ¾ райской жизни в Боге, не забыл потерянного безгрешного блаженства, чтобы человек в своей «борьбе за существование» не эксплуатировал корыстно ни своих собственных сил, ни сил своих сотрудников - людей и даже животных. Синайская заповедь о субботе поэтому не только не была упразднена Иисусом Христом, но и восстановлена в ее чистом, духовном смысле, как заповедь любви человека к человеку во имя Бога. «Суббота для человека, а не человек для субботы», ¾ сказал Богочеловек. «Сын человеческий есть Господин и субботы». Перед фарисеями, этими слепыми вождями стоял Тот, Который властен отменить ветхозаветную субботу, Который есть Господин и субботы.

Рассказу об исцелении сухорукого предшествует повествование о том, как ученики Христовы, проходя полями в окрестностях Тивериады, срывали и ели колосья. Следившие за каждым шагом Иисуса и Его учеников фарисеи, сразу высказали упрек в том, что ученики Христа «делают в субботу, чего не должно делать». Христос же, сославшись на пример из Священного Писания, ответил им, что Давид, имея нужду в пище, «вошел в дом Божий при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним» (1 Цар. 21, 6). «Не читали ли вы в законе, ¾ обратился Господь к фарисеям, ¾ что священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» На это фарисеи не могли дать ответ, так как давно утратили понятие об истинном смысле субботнего дня.

Однако, затаив злобу, они стерегли каждое слово Иисуса Христа, повсюду сопровождая Его. Придя в местную синагогу, Господь, по обыкновению, учил народ. «Там был человек, у которого правая рука была сухая». Фарисеи же «наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: «Встань и выступи на середину!» И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: «Спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? Спасти душу или погубить?» Они молчали. Молчали потому, что им нечего было ответить, и их душила бессильная злоба против Того, Кто называл Себя «Господином и субботы». Тогда Христос им задал еще один вопрос: «Кто из вас, имея овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботу делать добро», ¾ заключил Христос. Фарисеи продолжали молчать. И тогда Христос, «с гневом» посмотрев на них, «скорбя об ожесточении сердец их», сказал больному человеку: «Протяни руку твою. И он протянул: и стала она здорова, как другая».

Став свидетелями еще одного чудотворения, которое Иисус Христос совершил в субботу, фарисеи «пришли в бешенство» и, выйдя из синагоги, «немедленно составили совещание с иродианами против Него, как бы погубить Его». Ни слово, ни дело Спасителя не образумило их. Узнав о заговоре, «Иисус удалился оттуда, ¾ повествует евангелист Матфей, ¾ и последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех».

Избрание апостолов

(Мк. 3, 13-19; Лк. 6, 12-16)

Слово о Царствии Небесном, которое принес на землю Спаситель, должны были услышать не только евреи, но и все народы земные. А для этого необходимы были проповедники, которые бы, усвоив учение Христово, донесли его до пределов земли и проповедовали всем народам. Необходимо было поэтому избрать таких проповедников, научить их и лишь затем послать на проповедь. Но прежде чем сделать все это, Иисус Христос удалился на гору, где всю ночь провел в молитве. По наступлении дня он призвал учеников Своих, но не всех тех, которые следовали за Ним, а кого сам хотел. Из их числа Он избрал двенадцать и назвал их Апостолами. Господь избрал их, чтобы послать на проповедь, и назвал их поэтому посланниками. К апостольскому служению были призваны:

Симон, названный Петром.

Андрей, брат Симона.

Иаков, сын Заведеев.

Иоанн, брат Иакова.

Варфоломей (он же Нафанаил).

Матфей (он же Левий).

Иаков Алфеев (младший).

Симон Зилот или Канонит.

Иуда Иаковлев (он же Леввей, прозванный Фадеем).

Иуда Искариот.

Первоначально между учениками Иисуса Христа не было строгого различия в старшинстве (на это, в частности, указывает различный порядок перечисления имен апостолов у различных евангелистов), а различие имен некоторых из них объясняется обычаем евреев носить несколько имен и менять их в важных случаях жизни. Все апостолы, кроме Иуды Искариота, был жителями Галилеи.

Исцеление расслабленного в Доме Милосердия

Накануне Пасхи Иисус Христос с учениками пришел в много­людный праздничный город. Направляясь в субботний день к храму, Спаситель проходил мимо одного из источников, кото­рый носил название Овечьей купальни, так как он находился не­далеко от Овечьих ворот. Вода этой купальни славилась целебной силой, поэтому возле нее для больных был построен Дом Мило­сердия. Это была огромная, с пятью крытыми коридорами боль­ница без врачей, куда стекалось великое множество больных, сле­пых, хромых, иссохших. Время от времени спокойная вода этой купальни начинала бурлить и волноваться. Это Ангел Господень сходил и возмущал воду. И кто первый погружался в нее, тот вы­здоравливал, какой бы он ни был одержим болезнью.

Естественно, все больные спешили первыми войти в воду, но не многим это удавалось. Один расслабленный (парализован­ный) с верою в чудодейственную силу Ангела, возмущавшего во­ду, долгие годы терпеливо ждал исцеления, но был бессильным войти в воду первым.

Иисус Христос зашел в Дом Милосердия и, проходя по гале­реям, остановился у постели расслабленного. «Хочешь ли быть здоров?» ¾ с любовью спросил Спаситель больного. «Так, Госпо­ди, ¾ ответил Ему расслабленный, ¾ но не имею человека, кото­рый опустил бы меня в купальню, когда возмутиться вода...» Тог­да Господь сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Взгляд говорившего, Его голос и повелительный тон, подобно элек­трическому току, пробежал по изможденным членам и разбитому организму парализованного. И совершилось чудо: по слову Спа­сителя больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел в храм, прославляя Бога.

Все это произошло в субботу, и блюстители закона сразу же обратили внимание на человека, несущего постель. Они останови­ли его и потребовали ответа, почему он нарушает субботний день. Узнав, что главным виновником нарушения субботы является Иисус Назарянин, они в храме обступили Христа и начали обви­нять Его в нарушении закона Божия.

Бездушные формалисты, утратившие дух и смысл закона Бо­жия, фарисеи строго следили за тем, чтобы соблюдалась буква за­кона. Они совершенно искази-ли заповедь о субботнем дне. Так, еврейская книга «Мишна» содержит тридцать девять главных за­прещений, касающихся субботы, и свыше тысячи примечаний к ним. Раввины спорили о том, например, можно ли есть яйцо, снесенное курицей в субботу? или: виновата ли женщина, если она родит в субботу? Можно ли писать две буквы подряд в суббо­ту, или одну утром, а другую вечером? Можно ли лечить больно­го в субботу, если ему не угрожает смерть? и т.д.

Вот таким-то холодным и жестокосердным формалистам Гос­подь ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Это значит, что как Бог Отец после творения мира не перестает промышлять о нем, так и Сын Божий промышляет дела любви погибающему в грехах роду человеческому.

Но фарисеи не унимались, они стали обвинять Христа в том, что Он делает Себя равным Богу. На это Господь ответил им: «Вы не верите Мне, потому что вы не любите Бога. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». Эти слова Господа исполняются до настояще­го времени: евреи, отвергнув истинного Мессию, ждут лжемес­сию – антихриста.

3. Срывание колосьев и спор о субботе

Мф. 12, 1-8; Мк. 2, 23-28; Лк. 6, 1-5

Преследуемый и гонимый духовными руководителями еврей­ского народа, Христос покинул Иерусалим и направился в Гали­лею. Однажды в субботний день Господь с учениками проходил че­рез поля, засеянные пшеницей. Проголодавшиеся ученики стали срывать созревшие колосья, растирать их руками и есть зерна. Фа­рисеи, следовавшие за Христом, тотчас же заметили это и сказали ученикам: «Зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?»

По толкованию ученых раввинов, срывание колосьев прирав­нивалось к жатве, растирание их руками к молотьбе, а за совер­шение в субботу таких работ назначалось побиение камнями. Не дождавшись ответа от учеников, фарисеи с упреком обрати­лись к Христу: «Смотри, что они делают в субботу, чего не долж­но делать?» В ответ на это Господь напоминает фарисеям приме­ры из Библейской истории, которые проливают истинный свет на почитание субботнего дня. Он сказал формалистам: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взал­кал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвя­щеннике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?»

Мучения голода, которые испытывал Давид и его спутники, побудили первосвященника нарушить закон о хлебах предложе­ния, потому что помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона. Поэтому и ученики Христовы, срывавшие колосья для утоления голода, неповинны в нарушении субботнего покоя. А чтобы доказать фарисеям, что закон о субботе вовсе не содержит безусловного запрещения что-либо делать, Христос указал им на священников, которые по субботам в храме совершают различные священнодействия и однако невиновны в нарушении субботнего дня. Но если служители храма не повинны в нарушении закона, то тем более не повинны служители Того, Кто больше храма.

Господь напоминает фарисеям, что не человек создан для со­блюдения субботы, а суббота установлена для человека. Она дана ему для достижения высших нравственных целей – для того, чтобы хотя бы раз в неделю он мог отвлечься от мирской суеты, вспом­нить все совершенное им в истекшие дни, осудить себя за дурные дела и за отсутствие или малое количество хороших, каяться, мо­литься и проявлять свою любовь к ближним на деле, совершая до­брые дела. Он напомнил им, что человек, вообще, выше субботы и что нельзя приносить в жертву букве закона то, что составляет цель и назначение человека. Но духовно ослепшие фарисеи так и не увидели, что перед ними стоял Тот, Кто больше храма, что Он есть «господин и субботы». Мало того, они затаили в своих злых сердцах ненависть ко Христу и искали удобного случая, чтобы предать Его смерти.

4. Исцеление сухорукого

Мф. 12, 9-13; Мк. 3, 1-6; Лк. 6, 6-11

Вскоре после спора с фарисеями о соблюдении дня покоя Гос­подь в субботу зашел в синагогу одного из городов Галилеи. Здесь оказался человек, у которого правая рука была сухая. Фарисеи злобно взирали на галилейского Проповедника, ревностно следя за тем, чтобы Он не нарушил день субботний чудесным исцелени­ем больного.

В субботу законниками запрещалось вообще прибегать к ка­кой-нибудь медицинской помощи. При зубной боли еще можно было брать немного уксуса в рот, но с условием проглотить его, а не выплевывать. Также при боли горла можно было полоскать его маслом, но с условием, чтобы масло затем проглотить. Не по­лагалось делать никаких припарок для излечения каких-ни­будь членов тела, а суровая школа Шаммаи доходила в своем за­конничестве даже до того, что запрещала в субботу посещать больных.

Зная, до какой степени извратили фарисеи закон Божий, Гос­подь властно обратился к сухорукому и повелел ему выйти на се­редину синагоги, чтобы его могли видеть все. Когда сухорукий это исполнил, Христос, обращая на него внимание блюстителей буквы закона, спросил у них: «Что должно делать в субботу? доб­ро или зло? спасти душу или погубить?»

Фарисеи молчали. Ведь они сюда собрались не для того, что­бы искать правду, а для того, чтобы, несмотря на субботний день, убить Христа. Но Спасителя не испугало их злобное молчание, и Он продолжал обличать Своих врагов: «Кто из вас, ¾ говорил Он им, ¾ имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро», ¾ заключил Христос и этим ниспроверг все ухищрения Талмуда, восстановив истинное понимание закона Синайской горы.

Фарисеи продолжали злобно молчать. Тогда Господь с гневом посмотрел на лукавых врагов Истины и, «скорбя об ожесточении сердец их», сказал больному человеку: «Протяни руку твою». Больной тотчас повиновался словам Чудесного Целителя и, к все­общему удивлению, протянул свою иссохшую руку, которая ста­ла здоровой.

Казалось бы, и каменные сердца должны были расплавиться при таких словах и чудесах, но у фарисеев сердца были крепче камня. Они, увидев чудо, пришли в страшное негодование, кото­рое евангелист Лука называет бешенством. Да это и было настоя­щее бешенство, ибо злой дух овладел как их волей, так и разумом. Они вышли из синагоги и со своими противниками-иродианами срочно составили заговор против Иисуса, с целью убить Его. Но Христос, зная их злой замысел, покинул синагогу и направил­ся к берегам Галилейского озера.

Явления воскресшего Христа.

Явление воскресшего Христа

Марии Магдалине и другим мироносицам

Мк. 16, 9-11; Лк. 24, 12; Ин. 20, 1-18

С того момента, как Христа арестовали в Гефсиманском саду, Его ученики разбежались в разные стороны и скрывались, «стра­ха ради иудейского», в безопасных местах города Иерусалима. Мария Магдалина знала, где находятся апостолы Петр и Иоанн, и, рыдая, поспешила к ним за помощью. «Унесли Господа из гро­ба, и не знаем, где положили Его», ¾ сообщила плачущая Мария удивленным апостолам.

Петр и Иоанн тотчас побежали к гробу, чтобы посмотреть, что произошло с телом их Учителя. Иоанн бежал быстрее Петра и первым оказался у гробницы, но не решился один войти в нее. Затем прибежал Петр, и они вместе вошли в пещеру. Мария Маг­далина была права. Тела Господа Иисуса не было в гробе. Лежали только одни погребальные пелены, сложенные на каменной пли­те. Полные недоумения и печали, апостолы вышли из гробницы и направились обратно в город.

У гроба Спасителя осталась одна плачущая Мария. Внезапно она увидела в гробе двух светлых Ангелов и тут же почувствова­ла, что сзади кто-то стоит. Она обернулась и увидела Спасителя, но не узнала Его. Мария подумала, что это садовник, и спросила Его: «Господин, если ты вынес тело моего Учителя, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». «Мария!» ¾ услышала она знакомый голос Иисуса и в одно мгновение поняла все. «Равву­ни!» ¾ воскликнула она и бросилась к ногам Спасителя. Но Хрис­тос сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к От­цу Моему... и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Христос стал невидим, а Мария, преисполненная чувства ра­дости о воскресшем Господе, побежала в Иерусалим, чтобы поде­литься с апостолами своей радостью. Войдя в дом, она застала апо­столов и друзей Иисуса «плачущих и рыдающих». Все были в глу­бокой печали и подавлены горем. Но радостный голос Марии не­много ободрил апостолов. Со слезами радости она возвестила им, что Христос воскрес из мертвых, и что она своими глазами видела Его в саду Иосифа. Радость и свет ворвались в дом с приходом Ма­рии, но апостолы с недоверием отнеслись к ее благовестию.

Вскоре явления стали повторяться. Пришли остальные жен­щины и рассказали апостолам, что им тоже явился воскресший Господь, когда они возвращались от гробницы в Иерусалим. Но и это свидетельство было принято апостолами с недоверием.

Реакция Синедриона

Тем временем, когда Сионская горница наполнялась радос­тью и недоумением, дворец Каиафы был глубоко встревожен страшной для первосвященников вестью, которую ранним утром принесла стража от гроба Иисуса.

Опять заволновались первосвященники. Галилейский Учитель и сейчас не давал им покоя. Они срочно собрались на совещание, на котором оценили все ужасающие для них последствия собы­тия, совершившегося у гроба Иисуса Назорея.

После совещания первосвященники призвали стражу, дали каждому воину большую сумму денег и сказали им: «Говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. А если слух об этом дойдет до правителя (Пилата), то мы похлопочем за вас перед ним и избавим вас от неприятности».

Воины взяли деньги и поступили так, как научили их перво­священники. Этот ложный слух так укоренился в еврейском на­роде, что многие из них до настоящего времени этому верят.

Так враги Христовы старались затмить дело Божие грубым сплетением лжи и обмана, но оказались бессильными против истины.

4. Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус

Хотя ученики Христовы были взволнованы рассказами ми­роносиц о явлении им воскресшего Господа, но все же они не ве­рили их свидетельству. Скорбь и сомнение охватили их печаль­ные души.

Заканчивался первый воскресный день. Наступал вечер. В это время два ученика Христовых Клеопа и (вероятно) Лука спешили из Иерусалима в селение Эммаус. Дорогой они с печа­лью вспоминали о своем любимом Учителе и о тех скорбных собы­тиях, которые произошли в Иерусалиме в последние дни. Все кончено, их вера в Иисуса как Мессию рушилась, надежда исчез­ла. В этот момент к ним подошел какой-то путник и стал идти вместе с ними. Это был Христос, но ученики не узнали Его. Не­знакомец спросил их: «О чем это вы, идя, рассуждаете между со­бою и отчего вы печальны?» Ученики удивились такому вопросу. Весь Иерусалим сейчас говорит о крестной казни Галилейского Пророка, а этот Незнакомец об этом, вероятно, даже не слышал. Тогда они начали рассказывать своему Спутнику о том, что про­изошло в эти последние дни в Иерусалиме с Иисусом Назарянином, Которого весь народ признавал за Великого Пророка. Три дня на­зад первосвященники и старейшины осудили Его на смерть и каз­нили. «А мы (Его ученики) надеялись было, ¾ добавили они пе­чально и безнадежно, ¾ что Он есть Тот, Который должен изба­вить Израиля; но со всем тем, сегодня уже третий день, как умер Он. Правда, некоторые женщины смутили нас: они рано утром были у гроба и не нашли тела Учителя; они видели и Ангелов, ко­торые сказали им, что Христос жив. Некоторые из наших также были сегодня в саду Иосифа Аримафейского и не нашли тела в гробнице, но живым Самого Христа не видели». Тогда таинст­венный Путник сказал им: «О несмысленные и медлительные сердцем, почему бы вам не веровать всему, что предсказывали пророки? Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в сла­ву Свою?» Затем воскресший Господь начал толковать ученикам пророчества о Мессии. Беседуя, они приблизились к Эммаусу. Та­инственный Путник сделал вид, что хочет идти далее, но Клеопа и Лука упрашивали Его переночевать в их доме: «Останься с на­ми, потому что день уже клонится к вечеру».

Христос согласился. Когда же они возлегли за стол, чтобы подкрепиться пищей, Христос взял хлеб, благословил его, прело­мил и подал ученикам, как это Он делал всегда перед трапезой. В этот момент открылись духовные очи апостолов, и они поняли и узнали, что их таинственный Спутник – это Сам воскресший Господь Иисус Христос. Но Господь стал невидим для них. Пора­женные явлением, апостолы с радостью сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание».

После этого оставаться в Эммаусе и спокойно спать они не могли. Надо сейчас же возвращаться в Иерусалим, чтобы сооб­щить друзьям-апостолам великую радость о том, что их Учитель воскрес.

Ликующие, они поспешили обратно в Иерусалим. Клеопа и Лука нашли десятерых апостолов, собравшихся вместе в Сион­ской горнице. Они с радостью рассказали ученикам о случае на дороге и о том, как они узнали воскресшего Господа в преломле­нии хлеба. В свою очередь апостолы рассказали эммаусским пут­никам не менее радостную весть о том, что воскресший Христос явился Петру.

5. Явление воскресшего Господа всем апостолам, кроме Фомы

Лк. 24, 36-48; Ин. 20, 19-23

Сионская горница была переполнена радостью. Сомнение по­кидало апостолов, в их сердца возвращалась вера и надежда. И вот среди радостных восклицаний, благодарственных молитв и брат­ских объятий раздался тихий и такой знакомый голос: «Мир вам!» И все присутствующие увидели посреди горницы воскресшего Гос­пода. Ученики смутились и испугались, думая, что им явился дух, ибо двери в горницу они тщательно закрыли на запор.

Видя недоумение Своих учеников, Христос сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? По­смотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Ме­ня». Господь разрешил ученикам подойти к Нему и осязать Его тело, но и осязанию своему апостолы не сразу поверили, а только радовались и удивлялись. Чтобы окончательно убедить Своих учеников, что Он не дух, а истинный Человек с душой и телом, Христос попросил у них какой-нибудь пищи. Ему подали кусок печеной рыбы и сотового меда. Он взял пищу и стал есть перед Своими учениками.

Удивительно, как глубоко было неверие апостолов в возмож­ность воскресения своего Учителя! И после этого скептики еще решаются утверждать, что апостолы так слепо верили, что их Учитель воскреснет, так страстно хотели увидеть Его воскрес­шим, что довели свое воображение до болезненного состояния и потому видели не воскресшего Иисуса, а лишь призрак, создан­ный их мечтами. Возможно ли приписывать апостолам болезнен­ное воображение, когда они не верили ни свидетельству мироно­сиц, ни даже своим собственным глазам.

Доказав апостолам, что перед ними стоит не дух, а их вос­кресший Учитель с душой и телом, Христос сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами... Так написано (в законе Мо­исеевом), и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день».

Но это радостное событие не должно оставаться только в Си­онской горнице. О нем должен услышать весь мир. Апостолам не­обходимо нести свет Христова воскресения всем народам.

«Как послал Меня Отец, ¾ сказал Христос апостолам, ¾ так и Я посылаю вас». Но, посылая апостолов на проповедь, Господь дает им силу Духа Святого и власть над душами человеческими. Он дунул и сказал апостолам: «Примите Духа Святаго. Кому про­стите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

Этим рассказом евангелистов закончилось пятое явление Хри­ста в первый день Его славного воскресения. Во время пятого явле­ния среди апостолов не было Фомы. Когда же он пришел в Сион­скую горницу, апостолы с радостью рассказали ему о явлении всем им воскресшего Учителя. Но апостол Фома им не поверил. На их горячие уверения он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю!»

6. Явление воскресшего Христа одиннадцати апостолам

Это произошло на восьмой день после воскресения Спасите­ля. В этот день все апостолы собрались в Сионскую горницу на мо­литву. Среди них был и апостол Фома, который так и не поверил свидетельству всех учеников о воскресении Христовом. И вот Ии­сус Христос опять внезапно явился среди них со словами: «Мир вам!» Затем, обратившись к Фоме с ласковым упреком, Господь сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верую­щим». Внезапное явление Христа и слова, сказанные Им Фоме, до глубины души потрясли сомневающегося ученика, и он вос­кликнул: «Господь мой и Бог мой!»

Тогда Христос, устремляя мысль Свою к будущему и имея в виду всех тех, кто, по примеру Фомы, будет сомневаться и от­вергать подлинные свидетельства апостолов, сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уве­ровавшие».

Христос никого насильно не заставляет веровать в Него, Он желает свободного изволения человеческого сердца. Господь не явился ни Пилату, ни Анне, ни Каиафе, ни кому другому из Сво­их мучителей, ибо их злая воля сопротивлялась бы очевидности явления, доколе это было бы возможно («и мертвые воскреснут – не поверят»), а когда это стало бы уже немыслимо, они покори­лись бы в страхе, без любви и примирения.

Фома же, когда говорил «не увижу ¾ не поверю», ¾ уже почти уверовал, уже почти проникся верой в воскресение. Его слова бы­ли продиктованы желанием скорее увидеть Учителя. Поэтому-то Церковь говорит о «добром Фомином неверии».

7. Явление Христа апостолам на Тивериадском озере

Исполняя повеление Учителя, апостолы после праздника Па­схи возвратились в свою родную Галилею и стали заниматься обычным для них рыбным промыслом.

Однажды Петр пригласил на ночную рыбную ловлю своих друзей: Иоанна, Иакова, Фому и Нафанаила. Когда стемнело, все они вошли в лодку Петра и поплыли на хорошее рыбное место. Но как ни трудились ученики, как ни употребляли они все свое про­фессиональное умение, в эту ночь они ничего не поймали. Уже рас­светало, когда апостолы, вымокшие и уставшие, собирались плыть к берегу. Вдруг они услышали голос Человека, стоящего на бере­гу озера. Это был Христос, но ученики Его не узнали. Незнакомец попросил у них несколько рыбок: «Дети! ¾ сказал Он, ¾ есть ли у вас какая пища? » Они ответили Вопрошающему, что у них ни­чего нет. Тогда Незнакомец посоветовал им закинуть сети по пра­вую сторону лодки. Ученики это сделали, и к их изумлению, сети наполнились крупной рыбой.

Все были заняты уловом, а Иоанн, вглядываясь в Незнаком­ца, стоящего на берегу, сказал Петру: «Это Господь». Услышав эти слова, порывистый Петр, недолго думая, прыгнул в воду и по­плыл к берегу. За ним потянулась лодка, таща полные сети. Ког­да ученики вышли на берег, они увидели разложенный костер и на нем лежащую рыбу и хлеб.

«Принесите рыбы, которую вы теперь поймали», ¾ сказал Гос­подь ученикам. Когда сети были вытащены, Христос предложил апостолам пообедать. Все ели в молчании. Никто не смел спро­сить Его, кто Он. Но все знали, что это Господь.

Через некоторое время Христос нарушил молчание и, обра­щаясь к Петру, спросил его: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?»

«Так, Господи, ¾ отвечал Петр. ¾ Ты знаешь, что я люблю Те­бя». «Паси агнцев Моих», ¾ сказал ему Христос. Но Господь не ос­тавил Петра в покое. Он второй и третий раз спросил его: «Лю­бишь ли Меня?» И тогда апостол понял, о чем идет речь. Он вспом­нил свое троекратное отречение от Господа и воскликнул в покая­нии: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Тог­да Господь восстанавливает Петра в его апостольское достоинство и предсказывает ему его дальнейший жизненный путь и мучени­ческую кончину: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда соста­ришься... другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь».

И действительно, апостол Петр впоследствии много постра­дал за Христа и был распят на кресте вниз головой.

8. Явление Христа Своим последователям на горе в Галилее

Когда все апостолы собрались вместе, Господь повелел им ид­ти на одну из гор Галилейских и там ожидать Его. По преданию, апостолы собрались на горе Блаженств, куда вместе с ними при­шло много последователей Христовых. Народа собралось более пятисот человек (1 Кор. 15, 6). Все, вероятно, с глубоким внима­нием слушали апостолов – очевидцев, которые подробно расска­зывали народу о явлениях им воскресшего Господа.

Вдруг все увидели идущего к ним воскресшего Учителя. Апо­столы до земли поклонились Господу, а некоторые из присутству­ющих стали сомневаться, думая, что видят призрак. Подойдя к ученикам, Спаситель повелел им идти на всемирную проповедь. Он сказал Своим последователям: «Дана Мне всякая власть на не­бе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Это уже было восьмое явление Господа Своим последовате­лям. Девятое явление воскресшего Христа было апостолу Иако­ву. О нем нам сообщает апостол Павел (1 Кор. 15, 7).

В 1877 году, приехав в обитель преподобного Сергия, - вспоминал бывший наместник лавры о. Кронид, - я как-то невольно обратил особое внимание на смиренного лаврского инока о. Фому. Поистине он был необыкновенно прост сердцем и кроток. Когда я с ним ближе познакомился, то убедился, что он был по состоянию своего сердца большим разумным ребенком. Он мне и рассказал о себе следующее.

«Родился я в Смоленской губернии, - так начал он повесть о себе, - а в обитель преподобного Сергия поступил тридцати лет. От юности своей я имел сухую руку. Так и в паспорте, в графах особых примечаний, значилось, что у меня сухая рука, представляющая сухую кость, обтянутую темной сухой кожей. Руку свою я всегда носил подвязанной. В лавре много раз я молитвенно обращался к преподобному Сергию об исцелении моем, но угодник Божий как бы не слышал моего к нему моления. В 18б7 г., 24 сентября, в день памяти преподобного Сергия, монастырское начальство поставило меня на время молебна и всенощного бдения к образу Святой Троицы для наблюдения за ее целостью. Икона Святой Троицы находилась близ раки с мощами преподобного Сергия. Стоя здесь, я весь молебен и все всенощное бдение провел в слезах, прося себе исцеления. Не скрою, что все то богослужение казалось мне столь усладительным, что я забыл о всем земном. Кончилась всенощная. Я прошел в свою келлию, кратко помолился и скоро уснул. Прошло не более часу, вижу в тонком сне как бы блистание молнии. Я пробудился, встал с постели и подошел к окну, думая, что, должно быть, начинается гроза. Простоял у окна минуты две. Но молниеподобного блистания больше не было. Уже хотел я опять идти спать, как вдруг вся моя келлия наполнилась светом ярче солнечного. В этом свете, вижу, шествует от двери дивный старец. Лик его столь был приятен, добр и милостив, что душа моя наполнилась от этого лицезрения неописуемою небесною радостью. В дивном старце узнал я преподобного Сергия. Он, подойдя ко мне, положил руку свою на плечо больной руки моей и милостиво сказал: «Чадо! Слышу стенания сердца твоего. Молитвенный вопль твой подвигнул меня посетить тебя и даровать тебе Божию милость исцеления во славу Его святейшего имени». При этих словах его по больной-сухой моей руке потекла как бы горячая-горячая вода. В порыве. безграничной радости, не отдавая себе отчета, я упал пред ним на колени, поднял обе руки вверх и воскликнул: «Преподобный отче Сергие! Благодарю тебя за твою неописуемую ко мне милость!» Видение кончилось. И тут только я увидел, что сухая моя рука стала совершенно здорова, как и другая. По цвету кожи она стала белой и приобрела обычную мягкость. Душа и сердце мое были наполнены не земною радостью, а небесною. Я тут же оделся и из сада под стенами лавры, где я был на послушании сторожа, отправился в лавру. Разбудив отца наместника лавры, архимандрита Антония, я поведал ему о своем дивном исцелении преподобным Сергием. Отец Антоний немедленно отправился в митрополичий дом к приехавшему на праздник митрополиту Филарету и доложил ему о моем исцелении. Митрополит благословил тут же ударить в большой колокол. Собралась вся братия на благодарственный молебен, перед которым отец наместник поведал об исцелении моей левой руки преподобным Сергием. По окончании молебна вся братия подошла ко мне, чтобы поздравить с дарованною мне радостью неба, и все были живыми свидетелями моего дивного исцеления. Всегда видевшие мою руку сухою теперь увидели ее совершенно здоровою».

Защитив учеников Своих, срывавших колосья в субботу, И , ОТОЙДЯ ОТТУДА , где объяснял фарисеям Закон о субботе, в следующую затем субботу ВОШЕЛ ОН , Господь , В СИНАГОГУ ИХ и учил. И ВОТ , ТАМ БЫЛ ЧЕЛОВЕК , ИМЕЮЩИЙ СУХУЮ РУКУ , и притом правую. И следили за Господом книжники и фарисеи, не исцелит ли Он этого сухорукого, чтобы найти новый повод к обвинению Его в нарушении Закона о субботе. Они рассуждали так: врач, для излечения больного, должен составлять лекарство, ухаживать за больным, словом, – утруждать себя, работать; а всякий труд в субботу запрещен заповедью Божией, значит, – исцелять болящих в субботу грешно. Они не хотели вспомнить, что спасти жизнь человеку Закон не запрещал и в субботу, следовательно, – и простому врачу не грешно было лечить болящих в день субботний. А Господь исцелял болящих единым прикосновением, единым словом Своим всемогущим. Только слепая злоба врагов Его могла истолковать в смысле труда действия Его Божественной чудотворящей силы, если бы и в самом Законе запрещалось лечить больных в субботу. Сердцеведец видел их лукавые помышления; да они и сами не утерпели, чтобы не высказать их: И СПРОСИЛИ ИИСУСА , ЧТОБЫ ОБВИНИТЬ ЕГО: МОЖНО ЛИ ИСЦЕЛЯТЬ В СУББОТЫ? Вопрос, очевидно, имел целью обвинить Его, чтобы иметь причину клеветать на Него. Вопрос был хитрый: если Он скажет «нельзя», то можно будет бросить в Него упреком в жестокости; если же скажет «можно», то Он покажет Себя явным нарушителем субботы, и тогда можно будет сделать на Него донос в местное судилище, какие были тогда в городах и местечках Палестины. Не отвечая совопросникам, Господь, по рассказам евангелистов Марка и Луки, обратился к сухорукому со словами: «встань и выступи на средину» (). И тот встал и выступил. «Заметь милосердие Господа, – говорит святитель Златоуст, – вызвал на середину, чтобы смягчить их его видом, чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою. Но неукротимые и безчеловечные больше хотят помрачить славу Христову, чем видеть больного исцеленным.

И вот Господь на их вопрос теперь отвечает вопросом же: «спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро» , как Я делаю, или зло, как замышляете вы в сердцах ваших? «спасти душу, или погубить?» (; ). Ваше же присловие говорит: кто может, но не хочет, и потому не делает добра, тот делает зло; кто может спасти, но не спасает, тот губит». Фарисеи сами попали в расставленную ими же сеть: им оставалось или сознаться, что сами не понимают духа Закона, или же молчать. Но не затем они пришли сюда, не для того неотступно ходили по следам Господа, чтобы искать истины: «Они молчали» (). Но молчание не помогло им: тотчас же обратился к суду их же совести и показал им, что сами они, даже в своих житейских делах, вовсе не так строго держатся своего учения о покое субботнем, и нарушают его даже из простой корысти. ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: КТО ИЗ ВАС , ИМЕЯ ОДНУ ОВЦУ , у кого только и есть единственная и потому дорогая для него овца, ЕСЛИ ОНА В СУББОТУ УПАДЕТ В ЯМУ , НЕ ВОЗЬМЕТ ЕЕ И НЕ ВЫТАЩИТ? Неужели не вытащит ее из ямы? А если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то оказать человеку милосердие – неужели грешно? СКОЛЬКО ЖЕ ЛУЧШЕ ЧЕЛОВЕК , созданный по образу Божию, безсловесной ОВЦЫ! Как же не стыдно вам так лицемерить предо Мною? ИТАК – вот вам Мой ответ на ваш лукавый вопрос: МОЖНО В СУББОТЫ ДЕЛАТЬ ДОБРО , грешно и небезопасно откладывать доброе дело до другого дня, но в этом, конечно, и вы не сомневаетесь, – вы только притворяетесь незнающими! И, при виде этой лжи, этой внутренней пустоты фарисейской нравственности, чистейшее сердце кроткого и милосердного Господа Иисуса исполнилось праведного негодования и вместе с тем – глубокой скорби об ожесточении сердец этих мнимых праведников, этих гробов покрашенных; Он воззрел на них строгим взором Судии помышлений сердечных; прежде сухорукого Он хотел уврачевать их самих, но их болезнь духовная была неисцельна, и потому Он для большей очевидности тут же исцелил болящего одним словом Своим; ТОГДА ГОВОРИТ ЧЕЛОВЕКУ ТОМУ: ПРОТЯНИ РУКУ ТВОЮ! И тот, с верой в Его всемогущество, исполнил повеленное; И ОН ПРОТЯНУЛ , И СТАЛА ОНА ЗДОРОВА , КАК ДРУГАЯ . Враги Иисусовы теперь были совершенно посрамлены. Христос даже и перстом не коснулся больного, не повелел ему что-либо делать исцеленной рукой, – Он сказал только три слова: «протяни руку твою» , и рука исцелилась...

Самый придирчивый фарисей не мог сказать, что произнесение этих трех слов можно было считать нарушением субботы. Но эта-то безоружность более всего и разжигала ярость врагов Христовых. По выражению евангелиста Луки, они пришли в бешенство; ФАРИСЕИ ЖЕ , – пишет святой Матфей, – ВЫЙДЯ из синагоги, ИМЕЛИ СОВЕЩАНИЕ ПРОТИВ НЕГО , КАК БЫ ПОГУБИТЬ ЕГО . Евангелист Марк говорит, что при этом фарисеи обратились даже к иродианам, приверженцам Ирода Антипы, в надежде, что эти люди, сильные в Галилее, где жил и действовал Господь, окажут им немалую помощь. На этот раз, ради общей цели – избавиться от ненавистного тем и другим Галилейского Учителя, фарисеи забыли свою вражду с этими еретиками, которые мирились с Римским владычеством, подражали языческим обычаям и богохульно пытались представить Ирода обетованным Мессией! Так злоба фарисеев против Господа находила себе союзников даже в таких людях, которые самим фарисеям были ненавистны! Но кроткий и смиренный сердцем Господь наш, ведая намерения врагов Своих и не желая подвергать опасности жизнь Свою прежде предопределенного времени, удалился от них: НО ИИСУС , УЗНАВ , УДАЛИЛСЯ ОТТУДА со Своими учениками к морю Галилейскому. «Такова-то зависть, – восклицает святитель Иоанн Златоуст , – нет зла хуже ее! Завистливый мучит и терзает самого себя прежде того, кому завидует. Когда случится с ближним что-либо неприятное, тогда только он покоен и весел; чужие несчастья он почитает своим счастьем, а благополучие других – своим злополучием. Зависть человека превращает в диавола и соделывает его лютым демоном. От нее произошло первое убийство, от нее осквернена земля... Отчего сделался таким преступным Каин, отчего Исав, отчего дети Лавановы, отчего сыны Иакова, отчего Корей, Дафан и Авирон с соумышленниками, отчего Мариам, отчего Аарон, отчего сам диавол?.. Вместе с этим представь и то, что ты не тому наносишь вред, кому завидуешь, но себя поражаешь мечом». Так поучает святитель Златоуст о зависти. А блаженный Феофилакт, объясняя рассказ об исцелении сухорукого, дает такой урок: «Многие и ныне имеют сухие руки, т.е. не милостивые и не простирающиеся к бедным. Но когда огласит их слово Евангельское, то простирают их для подаяния, хотя фарисеи, т.е. отсеченные от нас демоны (ибо слово фарисей значит отсеченный), по своей вражде против нас, и не хотят того, чтобы руки наши простирались на милостыню, подобно тому, как тогда фарисеи не желали исцеления недужному»...