Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Гос ва в составе содружества до после. Британское содружество наций

На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Правовой статус Содружества был закреплён от 11 декабря 1931 года , и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).

Развитие

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией - некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с по - под управлением ЮАР . В 1995 членом Содружества стал Камерун . Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций ( -) и по соглашению об опеке с ООН (1946-1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик , бывшая колония Португалии , была принята в Содружество в после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.

Несостоявшееся членство

Прекращение членства

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

Приостановление участия в делах Содружества

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в - и с после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по и с ноября по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с по . В аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Структура Содружества

Мальборо-Хаус, штаб-квартира Секретариата Содружества

Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II . В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.

Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне . С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).

Годовщина создания Содружества -- День Содружества (Commonwealth Day) -- отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office ).

Дипломатические отношения

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners ), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.

Название:

Британское содружество, Содружество, Содружество наций, Commonwealth

Флаг/Герб:

Статус:

добровольное межгосударственное объединение суверенных государств

Структурные подразделения:

Секретариат

Деятельность:

Начало Содружеству было положено проведённой в 1887 году в Лондоне колониальной конференцией, на которой закрепились основы новой колониальной политики: отныне наиболее развитым колониям стал дароваться статус доминионов - автономных квазигосударственных образований (позднее - фактически независимых государств), при этом все они становились частью Британского Содружества наций - объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю. Такими доминионами стали Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия.

На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята специальная декларация, в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Правовой статус Содружества был закреплён Вестминстерским статутом от 11 декабря 1931 года, и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).

Официальные языки:

английский

Страны-участницы:

Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамы, Бангладеш, Барбадос, Белиз, Батсвана, Бруней, Вануату, Великобритания, Гайана, Гамбия, Гана, Доминика, Замбия, Индия, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Кирибати, Лесото, Мавритания, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Мозамбик, Намибия, Науру, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа – Новая Гвинея, Руанда, Самоа, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Соломоновы острова, Сьера-Леоне, Танзания, Тонго, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Уганда, Шри-Ланка, Фиджи, Южная Африка, Ямайка

История:

После окончания Второй мировой войны наступил распад Британской империи, вызванный ростом национально-освободительных движений в британских владениях и финансовыми трудностями британского правительства. С 1946 «Британское содружество» стало именоваться просто «Содружеством».

Уже обретение Индией независимости и установление в ней республиканской формы правления (а следовательно, и отказ признавать британского монарха главой государства) потребовало кардинального пересмотра основ организации Содружества. В частности, было изменено название самой организации, а приоритетными целями её деятельности стали гуманитарные миссии, образовательная деятельность и т. п. Содружество рассматривается в первую очередь как организация, в рамках которой государства, различающиеся по уровню развития и характеру экономики имеют возможность вступать в тесное и равноправное взаимодействие.

Бирма и Аден, получившие независимость в 1948 и 1967, соответственно, стали единственными бывшими британскими колониями, так и не вошедшими в состав Содружества после обретения независимости. Из бывших протекторатов и мандатных территорий Лиги наций, в Содружество не вошли Египет (ставший независимым в 1922), Израиль (1948), Ирак (1932), Бахрейн (1971), Иордания (1946), Кувейт (1961) и Оман (1971). Ирландская Республика покинула Содружество с провозглашением республиканской формы правления в 1949. Несмотря на это, согласно Ireland Act 1949, граждане Ирландской Республики имеют по британскому законодательству равный статус с гражданами стран Содружества.

Вопрос о противоречии между республиканской формой правления и членством в Содружестве был разрешён в апреле 1949 на совещании премьер-министров стран Содружества в Лондоне. Индия согласилась признать британского монарха в качестве «символа свободной ассоциации независимых государств-членов Содружества и главы Содружества» с января 1950, когда должно было вступить в силу провозглашение Индии республикой. Остальные члены Содружества, со своей стороны, согласились на сохранение членства Индии в организации. По настоянию Пакистана было решено, что в отношении иных государств будет принято аналогичное решение. Лондонскую декларацию часто рассматривают как документ, знаменующий начало существования Содружества в его современном виде.

До сих пор в 16 государствах, входящих в Содружество (помимо Соединённого Королевства), главой государства признаётся британский монарх, представленный генерал-губернатором. Он же является и главой Содружества; этот титул, однако, не подразумевает какой-либо политической власти над государствами-членами Содружества и не распространяется на британского монарха автоматически. Большинство государств-членов Содружества не признают британского монарха главой государства. Это, однако, не влияет на их статус в рамках Содружества. Содружество не является политическим союзом, и членство в нём не позволяет Великобритании оказывать какое-либо политическое влияние на остальных членов.

С ростом Содружества Великобританию и доминионы, существовавшие до 1945 года (название «доминион» вышло из официального употребления в 1940-е годы), стали неофициально называть «Старым Содружеством» (Old Commonwealth), особенно начиная с 1960-х годов, когда начались разногласия между некоторыми из них и менее богатыми членами Содружества из числа новых независимых государств Африки и Азии. Эти разногласия, приведшие к обвинениям Старого, «Белого» Содружества в том, что его интересы отличаются от интересов африканских членов организации, к обвинениям в расизме и колониализме, возникали в ходе ожесточённых дебатов по вопросам Южной Родезии в 1970-е, наложения санкций на ЮАР в 1980-е и, ближе к нашим дням, по вопросам необходимости продвижения демократических реформ в Нигерии, а впоследствии в Зимбабве. В частности, президент Зимбабве Роберт Мугабе часто использует выражение «Белое Содружество» (White Commonwealth), заявляя, что попытки Содружества заставить его пойти на осуществление политических перемен в стране на самом деле являются проявлениями расизма и колониализма со стороны Белого Содружества, доминирующего в Содружестве наций как таковом.

Примечания:

Мозамбик и Руанда вошли в состав Содружества, не будучи бывшими британскими колониями

Утратив промышленную монополию, Великобритания по-прежнему являлась крупнейшей колониальной державой. Под ее владычеством находилось около 500 млн человек. Территория метрополии была меньше колоний в 140 раз. По государственноправовому статуту британские владения делились на четыре группы: доминионы, протектораты, колонии и подмандатные территории.

Так, доминионы (в пер. с англ. – владение) – Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз – пользовались самостоятельностью, которая постоянно увеличивалась. Они имели не только собственные парламенты, правительства, армии и финансы, но иногда сами владели колониями, как, например, Австралия. Протекторатами становились колониальные страны с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. В них колониальная политика осуществлялась в форме косвенного управления: существовало два уровня колониального управления. Верховная власть принадлежала британским генерал-губернаторам. В отличие от губернаторов доминионов, которые, скорее, представляли интересы британской короны, губернаторы протекторатов были полновластными хозяевами подчиненных стран. Наряду с ними была туземная администрация (местные правители, вожди), которая пользовалась ограниченной самостоятельностью, была наделена определенными судебными и полицейскими полномочиями: правом сбора местных налогов, имела собственные бюджеты. Колониями являлись зависимые территории, которые напрямую управлялись и подчинялись Лондону, имея минимальные права на самоуправление или вообще не имея таковых. Исключение составляли коронные колонии со значительной прослойкой белого населения, имевшего большие привилегии и даже собственные колониальные парламенты.

Тем не менее под давлением национально-освободительного движения, расширявшегося в результате развития собственных экономик, становления национальной буржуазии, система колониального управления поэтапно реорганизовывалась. Менялись типы колониальной политики Великобритании. В 1917 г. на имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи. Участвуя в работе Парижской мирной конференции, делегация Канады добилась для доминионов права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь отдельное от Англии представительство в Лиге наций. На состоявшейся в 1923 г. имперской конференции Англия признала за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Англией. Английское правительство в 1919–1921 гг. было вынуждено признать независимость Афганистана, Египта, перевести в разряд доминионов Ирландию. Однако и после предоставления этим странам независимости английский капитал сохранял там ключевые позиции в экономике. Тысячи английских советников оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительств этих стран. Сильное влияние Англии испытывали правительства Ирана, Китая, Турции. В 1921 г. по Англо-ирландскому договору шесть северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от Англии и образовали доминион Британской империи под названием Ирландское свободное государство.

Чтобы сохранить контроль над ресурсами этих стран в новой форме – в форме косвенного (непрямого) управления, на обще- имперских конференциях доминионов в 1926 и 1930 гг. была разработана Конституция Британской империи. 11 декабря 1931 г. вступил в силу Вестминстерский статут. Он закрепил объединение английских доминионов в Британское содружество наций и создал конфедерацию. В статуте записано, что Великобритания и доминионы – "суть автономные государственные единицы Британской империи, равные по статуту, ни в каком отношении не подчиненные одна другой в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностранных делах, хотя и объединенные общим подданством короне и свободно объединившиеся в качестве членов Британского содружества наций". Система колониального управления была существенно трансформирована. По Вестминстерскому статуту английский король официально объявлялся главой Британского содружества наций, куда входили: Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское свободное государство, Ньюфаундленд. Акт отменил право правительства Великобритании вмешиваться во внутренние дела доминионов. Акт о действительности колониальных законов 1865 г. уже не распространялся на доминионы. Вестминстерский статут предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях.

Теперь английский парламент не мог издавать законы для доминионов иначе, как по их просьбе или с их согласия. Законы, принятые парламентами доминионов, не могли быть отменены, даже если они противоречили английским законам. В статуте имелась примечательная оговорка: "Однако начало равенства и сходства, присвоенные статусу, не распространяются универсальным образом на функции". Генерал-губернатор доминиона мог назначаться королем только по рекомендации премьер-министра доминиона. Он считался уже не уполномоченным правительства метрополии, а только представителем короля. Кроме генерал- губернатора, в доминионы были направлены послы Великобритании, именовавшиеся высокими комиссарами. Их роль формально сводилась к дипломатическому представительству. Со своей стороны доминионы получили право назначать таких же представителей (послов) в метрополию. Вестминстерский статут расширил государственную самостоятельность доминионов, устранил ряд разногласий между буржуазией доминионов и метрополии. При всем том положение колоний, протекторатов и мандатных территорий осталось прежним. Для решения важнейших вопросов стали ежегодно созываться имперские конференции премьер- министров стран Британского содружества наций.

После Второй мировой войны наступил период всплеска национально-освободительного движения в колониях. Индия, Пакистан, Цейлон в 1946 г. получили статус доминиона. В результате колониальных войн добились независимости Гана, Малайская Федерация (1957 г.). В 1960 г. стали независимыми Кипр и Нигерия. На многочисленных конституционных конференциях 40–60-х гг. XX в., на которых обсуждались будущее британских владений, их государственное устройство, Великобритания, формально в них участвовавшая в качестве посредника, в действительности стремилась сохранить британское присутствие во всех сферах будущих независимых государств. И это ей удалось. Так, чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые приняли статус доминиона, но установили у себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949 г. приняла решение отменить формулу Вестминстерского статута 1931 г., гласившую, что "члены Содружества объединены общей верностью короне", и считать английского короля только "символом свободной ассоциации независимых наций – членов Содружества и в качестве такового главой Содружества". Однако в 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решение Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской Республики.

В современном виде Содружество – это объединение бывших доминионов, признающих главой государства английского монарха, и ряда иных стран с различными формами правления, имеющих собственного главу государства (как, например, Гана, Кения, Шри-Ланка). В настоящее время Британское содружество наций объединяет 53 государства и представляет современный тип конфедерации. Казалось бы, конфедерации обречены на распад, но опыт Содружества позволяет говорить об известной устойчивости данного интеграционного образования. Ежегодные конференции Содружества вырабатывают решения социально- экономических проблем в бывших доминионах, преимущественно расположенных в Африке.

Война американских британских колоний за независимость закончилась, как известно, победой колоний. Британская Империя потеряла 13 колоний, оставив за собой на североамериканском континенте только Канаду.

В связи с этим в метрополии началось формирование двух различных точек зрения на дальнейшую политику Британии в отношении заморских владений. Сторонники одной ратовали за расширение британского влияния в Индии и на Дальнем Востоке , а сторонники второй считали, что расширять влияние, безусловно, необходимо, но нужно допустить в колониях развитие самоуправления, чтобы предотвратить повторение Войны за независимость североамериканских колоний.

Постепенно начали проводить реформы, в результате которых стали ещё более очевидны различия между тем колониями, в которых освоение территорий велось переселенцами из Британии и где уже имелись перспективы на развитие самоуправления, и теми территориями, где после завоевания были установлены прямые формы британского управления.

Несмотря на массу различий, и те, и другие колонии как более-менее самостоятельное государственное образование с местным правительством,которое обладало правом проводить независимую политику.

Подобный подход давал толчок развитию в колониях парламентских форм правления и возможность устанавливать власть закона. Последнему немало способствовало распространение английского языка, его использование в административной и образовательной сферах.

Пока в метрополии обсуждали вопросы о развитии самоуправления в колониях, Канада взяла инициативу в свои руки и в 1837 году Верхняя и Нижняя Канада восстали. Главным требованием было закрепление прав колониального самоуправления, которые впервые были установлены американскими революционерами 60 лет назад.

Представители власти отреагировали достаточно оперативно и в 1839 году лорд Дарем, генерал-губернатор Британской Северной Америки, выступил с предложением сформировать в колониях правительственный кабинет по аналогии с британским.

Эта колониальная ассамблея и ответственная перед ней исполнительная власть получали право осуществлять контроль над внутренней политикой, однако за Великобританией сохранялось право решающего голоса в следующих сферах колониальной политики:

  • контроль за государственными землями,
  • форма колониальных конституций,
  • внешняя политика,
  • внешняя торговля,
  • оборона.

Все эти ограничения были отменены ещё до конца Первой мировой войны.

Развитие

Термин "Содружество Наций" был впервые использован британским премьер-министром лордом Розберри в 1884 году. Официально база новой колониальной политики и статус Содружества были закреплены на колониальной конференции, состоявшейся в 1887 году в Лондоне .

Наиболее развитые колонии приобрели статус доминионов. Теперь они стали, де-юре, автономными квазигосударственными образованиями, а де-факто - независимыми государствам. Впрочем, это никак не повлияло на их вхождение в состав Британского Содружества наций - объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю.


В числе первых выделившихся доминионов были Канада, Австралийский Союз и Новая Зеландия, позднее - Южно-Африканский Союз, Доминион Ньюфаундленд и Ирландия.

Одним из наиболее значимых этапов в истории Содружества стала Вторая Мировая война . После её окончания, а точнее - с 1946 года из "Британского Содружества наций" это объединение стало просто "Содружеством наций".

События в Индии , которая в 1947 году приобрела независимость и установила на своей территории республиканскую форму правления, подтолкнули к основательному пересмотру положений о существовании Содружества.

Помимо смены названия, были откорректированы и цели деятельности объединения: теперь во главу угла ставятся гуманитарные миссии, образовательная деятельность и прочее. В рамках Содружества государства, различные по уровню развития и характеру экономики, получили возможность сотрудничать на новом уровне как равноправные партнёры.

Согласно новым договорённостям, каждая из стран Содружества обладает безоговорочным правом одностороннего выхода из организации.

Страны-участницы

В состав Содружества на сегодняшний день входит 17 стран (не считая Великобританию), которые также называют Королевствами Содружества. Общая численность населения стран Содружества составляет порядка 1,8 млрд, это примерно 30% всего населения планеты. Формально главой этих государств признаётся британский монарх, которого представляет генерал-губернатор.

Это не мешает большинству стран-участниц не признавать власть британской короны, что никоим образом не влияет на их статус в рамках Содружества. Оно изначально является не политической организацией и потому Великобритания не имеет права вмешиваться в политику его участниц.

Далеко не все страны , входящие сегодня в Содружества имели колониальные связи с Британской Империей. Первой из таких стран, присоединившейся к организации стал Мозамбик. В состав Содружества никогда не входили: Бирма и Аден, Египет, Израиль, Ирак, Бахрейн, Иордания, Кувейт, Катар и Оман. Были случаи выхода из состава Содружества (Зимбабве), в том числе с последующим восстановлением членства. К примеру, так было с Пакистаном, ЮАР.

Структура Британского Содружества

Главой Содружества Наций является британский монарх , на сегодняшний день этот пост занимает Елизавета II. Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха главы правительств стран-участниц Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство осуществляется Секретариатом, штаб-квартира которого с 1965 года находится в Лондоне. С 2008 года Секретариат Содружества возглавляет Камалеш Шарма (Индия).

  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Содружество Наций".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Британская Империя".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Заморские территории".
  • Большая Советская Энциклопедия
  • Энциклопедия Кругосвет

На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Правовой статус Содружества был закреплён от 11 декабря 1931 года , и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).

Развитие

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией - некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с по - под управлением ЮАР . В 1995 членом Содружества стал Камерун . Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций ( -) и по соглашению об опеке с ООН (1946-1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик , бывшая колония Португалии , была принята в Содружество в после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.

Несостоявшееся членство

Прекращение членства

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

Приостановление участия в делах Содружества

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в - и с после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по и с ноября по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с по . В аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Структура Содружества

Мальборо-Хаус, штаб-квартира Секретариата Содружества

Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II . В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.

Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне . С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).

Годовщина создания Содружества -- День Содружества (Commonwealth Day) -- отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office ).

Дипломатические отношения

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners ), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.