Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Древние фараоны Египта. Первый фараон Египта

Имя «фараон» стало определением носителя верховной государственной власти только в эпоху Нового царства. До этой эпохи древнеегипетская транскрипция «per-oa» (искаженная древнегреческая («φαραώ») дословно означала «Великий дом». Однако еще задолго до наступления новых времен Яхмеса I, Тутмоса и Аменхотепа III египетские правители имели всеобъемлющую власть, которая позволяла вести захватнические войны, содержать в повиновении армии рабов, сооружать циклопические монументы и грандиозные усыпальницы. Это производило достаточно сильное впечатление на окружающих. Многие жители дельты Нила и послы других государств считали, что фараон в Древнем Египте – это материализовавшаяся в плоть одна из ипостасей древнеегипетских богов.

Значение фараона в Древнем Египте

Древнеегипетские фараоны если и не считались земным воплощением бога, то рассматривались как посредники между божественным духом и земной материей. В непогрешимости фараона нельзя было сомневаться, за любое осуждение воли египетских властителей ослушника ждали два наказания – рабство или смерть. При этом атрибутике достоинств фараона была весьма разнообразна и обширна. Любой атрибут одежды египетского царя помимо чисто унитарной функции носил и смысловую.
Роль не чисто управленческая или военная, но и определённой мере сакральная. Именно благодаря его близости к религиозным культам обеспечивался разлив Нила – гарант плодородия почвы у высоких урожаев. Жрецы, доводили до масс простонародья волю египетского правителя, с использованием магических обрядов. Причем значение фараона в Древнем Египте подчеркивалось каждой мелочью, любым бытовым действием. Ни простолюдин, ни верховный сановник не могли сесть за стол без упоминания имени фараона, которых у него было несколько. При этом, произносить истинное имя властелина (Рамсес, Эхнатон, ) запрещалась. Наиболее употребительным, расхожим было определение — «жизнь-здоровье – сила».
Лишь немногим египтянам удавалось увидеть земное воплощение всевышнего воочию. Даже приближенные вельможи подбирались к фараону, ползя на коленях и преклонив голову. Умерший фараон должен был воссоединиться со своим божественном сообществом и его небесная жизнь, как и земная должна проходить в роскоши. Фараон в загробном мире должен иметь все необходимое что его окружало в земной юдоли. Именно этим объясняется богатство и разнообразие погребальной утвари.


Первые фараоны Древнего Египта

Несмотря на то что первым правителем Древнего Египта официально признан Ни-Нейт, (Хор-ни-Нейт), годы правления которого до настоящего времени не определены, в действительности это первый правитель Египта династического периода. История египетского государства гораздо древнее и до Ни-Нейта правили мифические владыки (Птах, Ра, Осирис) и фараоны додинастического периода («Слон», Пен-абу («Бык») и «Скорпион» I). Кто они такие и являются ли реальными личностями современная египтология не может дать ответа. Действительные первые фараоны Древнего Египта – (Хат-Хор (Хор-хат), Ка, (Хор-ка, Хор-сехен), Нармер (Нар)) малоизветны и о них не осталось практически никаких материальных свидетельств.
Говорить о величии фараонов можно начиная с эпохи правления Джосера — первого фараона III династии Древнего царства и строителе первой, ступенчатой пирамиды.


Имена фараонов Древнего Египта

Как и все обряды Древнего Египта, одежда верховных правителей и имена египетских фараонов носили налет сакральности. Используемые в современной литературе имена скорее прозвища (если не сказать «клички») фараонов Древнего Египта. Личное имя, пишущееся одним иероглифом будущий правитель получал при рождении. При назначении его наследником престола Верхнего и Нижнего Царства, впереди личного имени обязательно делалось уточнение – «сын Ра». Если на престол вступала женщина, то приставкой служило определение «дочь Ра». Первой «фараоншей» удостоившейся такого титула была царица Мернейт («Быть любимой»). По дошедшим до нас сведениям она была женой или фараона Джета (Уэнефеса) или Джера (Хор Хвата).
При вступлении фараона на престол ему присваивалось тронное имя. Именно эти имена отображались в картушах, благодаря которым Жан-Франсуа Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы.
Кроме этих двух имен фараон мог именоваться Золотым именем, именем по Небти и Хоровым имени (именем Хора).

Фараон — это высшая должность в иерархии древнеегипетского общества. Само понятие «фараон» не было официальным титулом и использовалось для того чтобы не называть имя и титул царя. Этот эвфемизм впервые появился в Новом царстве. В переводе с древнеегипетского языка это понятие означает «великий дом», что подразумевало под собой дворец царя. Официально же в титуле фараонов отражалось их владение «обеими землями», то есть как Верхним, так и Нижним Египтом. В разные эпохи фараоны Древнего Египта имели различный статус, степень сосредоточения власти и влияния в государстве.

История фараонов Древнего Египта

Наивысшее влияние фараоны Египта имели во времена Древнего царства после того как Верхний и Нижний Египет были объединены в единое государство. Этот период характеризуется снижением деспотичности и агрессивности египетской монархии наряду с развитием бюрократии и переходом большинства отраслей государственного хозяйства под прямое управление царя. Власть фараонов в этот период стремительно сакрализировалась. Фараон считался единым в земной и божественной ипостасях, и был, таким образом, посредником между миром людей и богами. До IV династии фараонов считали земным воплощением бога Гора, в то время как после смерти их считали преображающимися в Осириса. В дальнейшем фараонов стали считать сыновьями бога солнца Ра.

Полубожественная сущность фараонов в представлении египтян налагала на них обязанность поддерживать мировой порядок (Маат) и всячески бороться с хаосом и несправедливостью (Исфет). Поэтому фараон наделялся свойствами напрямую общаться с богами посредством постройки храмов и святилищ и обильных жертвоприношений. В Древнем царстве авторитет фараонов был настолько велик, что траур после их смерти длился в стране девяносто дней, и смерть царя воспринималась как величайшее горе, нарушение порядка и устоев мироздания. Воцарение же нового законного наследника понималось как величайшее благо для страны и восстановление пошатнувшегося положения.

Максимальное могущество фараонов и их авторитет в египетском обществе держались в течение Древнего царства. После его падения и в ходе I переходного периода власть в стране в значительной степени перешла в руки жрецов и знати, из-за чего роль фараонов стала снижаться и больше не достигла такой же значимости, как при Древнем царстве. В дальнейшем в обществе Древнего Египта стали развиваться традиции индивидуализма, что отразилось на многих сферах жизни, в том числе и на восприятии фигуры фараона. Моральная и идеологическая зависимость жителей страны от правителя уже не была настолько большой, а свой авторитет фараоны начали поддерживать в основном путем завоевательных походов в другие страны.

Тем не менее, Новое царство, характеризовавшееся большим количеством завоеваний и серьезным расширением владений государства, распалось в результате все возрастающего влияния храмов, жрецов и правителей отдельных провинций, в результате чего власть фараонов совершенно перестала пользоваться таким же авторитетом, как ранее. Они перестали серьезно влиять на жизнь своих подданных и соседние государства, а их роль посредников между миром людей и миром богов совершенно нивелировалась. После того как Египет был завоеван персами, фараонами официально стали считать уже персидских царей, после них это звание принял Александр Македонский, а после его смерти - династия Птолемеев.

Титулование фараонов Египта

Как уже отмечалось, «фараон» не было официальным именованием правителей Древнего Египта. В действительности их называли «принадлежащими Тростнику и Пчеле» или «повелителями обеих земель», отражая в этих титулах их власть над обеими частями Египта - Верхним и Нижним.

Официальное именование фараона , начиная с времен Среднего царства и вплоть до начала римского владычества, обязательно состояло из пяти имен. Первое из них, самое раннее по времени возникновения, было связано с богом Гором и отображало веру народа в то, что фараон был его земным воплощением. Второе имя было связано с двумя богинями - Нехбет и Уаджет - которые считались покровительницами соответственно Верхнего и Нижнего Египта. Это имя символизировало власть фараона над ними, воплощало мощь монархии. Третье имя - золотое. Его значение не было выяснено, и две основные версии связывают его либо с солнцем (то есть фараон сравнивался с солнцем), либо с золотом, символизировавшим вечность. Четвертое имя фараона - тронное. Оно давалось ему в ходе коронации. Наконец, пятое имя египетского правителя - личное. Его будущий царь получал при рождении.

Фараоны ранних династий зачастую известны по Горову имени, так как эта часть титула появилась раньше остальных. Правители более поздних династий, относящихся к Среднему и Новому царствам, известны чаще всего по личным именам и упоминаются так же и в научных работах.

Атрибуты фараонов

Фараонам было запрещено появляться перед своими подданными без головного убора, поэтому в числе их атрибутов обязательно была корона. Чаще всего она представляла собой комбинацию из красной короны правителя Верхнего Египта и белой короны правителя Нижнего и называлась «пшент» (рис. 1). Обе эти короны символизировали также богинь-покровительниц обеих частей страны, которые часто изображались на единой короне царя. Помимо единой короны фараоны иногда надевали синюю корону для военных походов и золотую для проведения различных религиозных обрядов.

Рис. 1 - Пшент

Также фараоны носили на голове платок. Этот головной убор носили все жители страны, однако в зависимости от сословия он имел различные цвета. Фараоны носили золотые платки с синими полосами.

Еще одним атрибутом фараона был короткий жезл с крюком на верхней части. Это один из наиболее древних атрибутов царской власти, известный еще со времен Додинастического Египта и, согласно большинству исследователей, произошедший от пастушьего посоха. Также фараоны носили плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и навершие в виде головы собаки или шакала, и крест с петлей - анкх (рис. 2), символизировавший вечную жизнь.

Рис. 2 - Анкх

Также одним из атрибутов фараонов была накладная борода. Она всегда изготовлялась искусственно и носилась, чтобы подчеркнуть власть и мужскую силу правителя. Бороды носили и фараоны-женщины, например, Хатшепсут. Зачастую им приходилось надевать их для того чтобы притворяться мужчиной перед подданными.

Наиболее известные фараоны Египта

Родоначальником единого Египта считается фараон Менес , который, будучи царем Верхнего Египта, подчинил себе Нижний и первым надел двойную красно-белую корону. Несмотря на множество упоминаний Менеса в текстах египетских жрецов и греческих и римских историков, он может быть и мифологической фигурой.

Золотым веком Древнего Египта считается время правления фараона Джосера , второго представителя III династии. Именно при нем началось возведение пирамид - усыпальниц фараонов. Джосер провел также множество военных походов, подчинил Египту Синайский полуостров и провел южную границу государства по первому нильскому порогу.

Значительного расцвета Египет достиг и при царице Хатшепсут . Она снарядила торговую экспедицию в Пунт, занималась архитектурой, а также вела и завоевательную деятельность.

Фараон Эхнатон прославился как религиозный реформатор. Он пытался отменить культ старых богов, заменив его культом самого фараона, перенес столицу страны в новый город и остановивший возведение храмов. Реформы Эхнатона не были популярны, поэтому после его смерти они были в основном отменены, а имя фараона-реформатора было подвергнуто забвению.

Последним великим фараоном Египта был Рамсес II , который смог на некоторое время вернуть ему былое могущество в результате множества военных походов. Однако после его смерти Египет окончательно погрузился в пучину междоусобиц, восстаний и войн, что привело к его распаду и завоеванию.

Первая (I) династия Египта стала первоначальной в истории правления, поэтому ее относят к Раннему царству. Первая династия занимала временной промежуток примерно в 2 столетия. Первой столицей царства принято считать Тин (Тинис), первым фараоном-правителем - Нармера. Последующих фараонов первой династии считают первооснователями всех царских традиций, так как именно за время их правления были открыты важные знания и умения:

  • летоисчисление (годы, месяцы, дни);
  • письменность (фиксация определенных событий на пергаментах и изделиях);
  • зарождение войска;
  • строения из камня (гробницы, статуи);
  • торговые отношения с соседними странами.

Фараоны первой династии

Первая династия правила в третьем тысячелетии до нашей эры. Истории известно около десятка фараонов, которые оставили свои имена на найденных артефактах.

Нармер . Первый фараон первой (или нулевой) династии Раннего Царства (так считают многие источники). Отличился тем, что за время его правления якобы произошло объединение Древнего Египта. Приблизительный период его правления - конец 32 века до нашей эры.

Его имя отсутствует в царских списках, что усложняет его подлинную идентификацию и место среди других правителей. Есть предположение, что Нармер является отцом Менеса, но многие отождествляют его с ним. После себя оставил множество памятников истории, которые хранятся в разных музеях мира и частных коллекциях.

Менес . Еще один представитель правителей Древнего Египта, которого считают первым фараоном первой династии Раннего Царства. Его имя упоминается неоднократно греческим автором Геродотом как Мина или Менни. Вторым его именем является Хор-Аха , но о том, какое из них было правильным, до сих пор есть споры. Также не исключено, что Хор-Аха и Менес - это абсолютно два разных человека. Его имя также не найти в царских списках.

Датой его правления считается период около 3050 года до нашей эры. Менесу присваивают заслуги по основанию египетской государственности, так как он объединил Верхний и Нижний Египет. Фараона Менеса также считают хорошим военачальником, так как он шел с войнами на ливийцев, после чего покорил их и собирал дань.

При его правлении было сооружено несколько гробниц, которые отличались между собой как местом расположения, так и масштабами. Сам он погребен в Абидосе. Хотя есть доказательства, что у него было две гробницы - она на юге, а вторая на севере. Чтобы олицетворять полную власть над Египтом.

Джер . Его имя расшифровывается как «защитник» или «сильный». Фараона относят к первой династии Раннего царства. Судя по сохранившимся изображениям на глиняной печати, где он изображен в двух коронах (Верхнего и Нижнего Египта), означает, что он властвовал над всем Египтом. Предположительно был на престоле около 47 лет. Период - с 2870 по 2823 до нашей эры.

Джер - это неполное имя фараона, а лишь часть. Дословно можно перевести как «хват». Его имя не сохранилось в царском списке, поэтому есть разные теории о том, в какой именно отрезок времени было его правление.

Фараон был хорошим завоевателем и продолжал войны в Нубии, которые начинал еще фараон Менес (Хор-Аха). За время его царствования продолжалось укрепление Египта, развивалось искусство, ремесло, ювелирное дело. Об этом свидетельствуют многочисленные находки в гробницах. Их было как минимум две, в которых находили упоминания о фараоне Джер.

Джет . Считается третьим (четвертым) фараоном первой династии Раннего царства. Имеет множество имен, какое из них наиболее достоверное - неизвестно. Это Уаджи, Зет, Уджат, Уадж, Уэнефес. Даты его правления примерны, но определяют около 2980 по 2920 до нашей эры.

Правление Уаджи не сильно освещено в истории Египта, так как об этом фараоне очень мало осталось упоминаний. Но известно, что его гробница была очень скромной, находится в Абидосе. В Саккаре якобы также у него есть более роскошная гробница, в которой были найдены глиняные изделия с его именем.

Мернейт . Первая правительница Египта, которая имела женский пол. Относится также к первой династии Раннего царства Древнего Египта. Предположительно могла быть супругой фараону Джету или Джеру. По другим источникам - дочь царя Джера.

Допустимо, что правила она совершенно недолгое время, так как данных об этом практически нет. Доказательством ее власти есть только лишь две найденные гробницы в Саккаре и Абидосе. Погребена она была по всем традициям Раннего царства - с другими людьми, которые, видимо, были принесены в жертву.

Ден . Второе имя царя Дена - Удиму. Правил он предположительно с 2870 по 2820 года до нашей эры. Фараона Дена можно найти в Абидосском списке.

Ден носил двойную красно-белую корону, которая символизировала объединение Египта. Вел войны с кочевниками на Синайском полуострове. Его матерью считается Мернейт, так как была найдена ее гробница, которая располагалась недалеко от Дена. Отличился от предшественников гробницей, которая находилась на земле, а не под ней.

Аджиб . Является следующим фараоном первой династии Раннего царства Древнего Египта. Точной продолжительности его правления не установлено, но есть вероятность, что это 2925-2900 года до нашей эры. Хотя мнения о том, что это был промежуток в 9 лет также отбрасывать не стоит. Имя Аджиб в некоторых упоминаниях является как Анеджиб.

Погребен в Абидосе, где захоронены и другие цари. Отличается небольшими масштабами и гробница сделана из грубого кирпича. Считается, что именно эта гробница является первоначальницей традиции захоронения в пирамидах.

Семерхет . Правил он недолго, около 9 лет с 2900 по 2890 года до нашей эры. Он есть в Абидосском списке под именем Семсу. А многие источники называют его как Ири-Нечер, Семсем, Семемпсес. Оставил после себя многочисленные артефакты. В его гробнице были найдены сосуды, которые принадлежали не ему, поэтому возникали подозрения, что его правление было нелегитимным. Пытался сохранить торговые отношения с другими странами, хотя при правлении фараона Семерхета они значительно оскудели.

Каа . Многие историки называют фараона Каа последним правителем первой династии. Его существование датируется приблизительно в 2890 годы до нашей эры. Его имя содержится в Абидосском списке как Кебех, в Саккарском списке и Туринском папирусе как Кебху. Также были и другие имена - Сен, Ка-а, Сехетеп. Во время царствования Каа Египет продолжал развиваться как экономически, так и с военной стороны. Каа возвел в Абидосе крупную мастабу, которая была внушительных размеров. Также внутри захоронения были найдены сокровища - золото, посуда.

Сенеферка . Фараон Сенеферка по данным раскопок был правителем в конце существования первой династии Раннего Царства. Периодами правления может быть как года 2660 г. до н. э. или 2850 г. до н. э. Оставил после себя скудное наследие. Упоминания о нем встречаются лишь на некоторых фрагментах посуды. За время его правления продолжалось развитие военной отрасли, летописи, торговых отношений, продолжалось орошение долины Нила.

Птица . Подлинность его имени находится под большим сомнением. Но, тем не менее, его расшифровывают как Хор-Ба, Хор-Са, Хор-Геб. Время предположительного правления с 2663 по 2639 год до нашей эры.

Есть вероятность, что местом его захоронения был Мемфис. После себя он практически не оставил культурного наследия. Хотя и были найдены произведения искусства и ремесла. За время правления активно развивался политеизм. Религиозные обряды и поклонения обретали все больше значения для египетского народа.

Полулюди-полубоги, эти правители прекрасно осознавали собственное величие и священность своего долга, проникнувшись необходимостью поклоняться богам, служить государству и выполнять обязательства перед своими подданным, любовь которых большинство из них сумело завоевать. Политики и солдаты, от Нармера до Нектанеба все они в той или иной степени были выдающимися строителями.

Если верить Манетону, история Древнего Египта занимает на хронологической оси отрезок, равный приблизительно шести тысячам лет. Сегодня же большинство исследователей предполагают, что на самом деле этот исторический период начинается в IV тысячелетии до н. э. и заканчивается христианской эпохой, что составляет около трех тысяч двухсот лет.

Три тысячи лет, отмеченных правлениями этих удивительных наполовину людей, наполовину богов — фараонов древнего Египта… Именно Манетон первым раз — делил на тридцать династий списки этих выдающихся личностей, которые были одновременно божествами и правителями, главами государства и великими жрецами, военачальниками и политиками, завоевателями, чародеями, строителями, отцами и духовными вождями народа, безусловным поклонением которого они пользовались. В нашей статье мы вкратце расскажем вам о самых великих из этого длинного списка, принесших Египту славу, от Нармера, основателя египетского государства, до Нектанеба II, который стал последним фараоном Египта.

Нармер и объединение Египта

Начнем с того, кто даровал египетскому государству единство. Нармер, которого также называют Менесом, стал тем самым правителем, кто придал Древнему Египту импульс к развитию и привел его к могуществу и процветанию. Придя с юга, он завоевал северные территории и тем самым объединил Обе Земли, Верхний и Нижний Египет. Начиная с него и северным, и южным царством будет править один фараон. Так был образован Древний Египет. Будучи дальновидным политиком, Нармер разделил страну на многочисленные провинции, номы, которые являлись одновременно экономическими, административными и религиозными единицами. Этот правитель, построивший свою столицу, Мемфис, в символичном месте на краю дельты Нила, по легенде погиб во время охоты, став жертвой бегемота.

Джосер, основатель III династии, в глазах своего народа был «Великолепным». Его правление стало периодом мира и гармонии. И вдобавок «каменным» периодом — потому что именно тогда египтяне впервые начали использовать в строительстве этот материал. Кроме того, заслуга Джосера в том, что он сумел окружить себя талантливыми и дальновидными советниками, среди которых был, например, Имхотеп, великий визирь и гениальный архитектор, немало поспособствовавший славе своего господина.

Основатель IV династии, Снофру, тоже оставил свой след в истории, став одним из величайших фараонов-строителей. Его правление характеризуется миром и процветанием, которые в ту пору царили в Египте.

Сложно разделить образы великих фараонов древнего Египта — Хеопса, Хефрена и Микерина, трех колоссов Гизы. Хотя о жизни этих трех правителей нам мало что известно, очевидно одно: даже спустя пять с лишним тысяч лет после их смерти, великие пирамиды, которые они построили, продолжают как ни в чем не бывало возвышаться на плато Гизы, неподалеку от Каира, став незыблемыми символами могущества египетской цивилизации и ее архитектурного гения. Три пирамиды, настоящий вызов вечности, до сих пор еще не раскрыли всех своих тайн, и техника, при помощи которой они были возведены, по-прежнему остается загадкой.

А ПОСЛЕ НЕКТАНЕБА?

Мы ограничили наш рассказ только египетскими фараонами, но как не вспомнить Александра Македонского, короновавшего себя фараоном в Мемфисе, Александра, который по легенде был сыном Нектанеба И, последнего египетского фараона? Позднее огромная империя македонского завоевателя будет разделена между его военачальникам, и один из них, Птолемей, сын Лага, присвоит себе египетские земли. Он станет основателем новой династии Лагидов, одной из самых знаменитых представительниц которой будет царица Клеопатра.

Долгое правление Пепи II

Если верить легенде, Пепи II, правление которого было центральным в эпоху

VI династии, занимал трон на протяжении девяноста лет. Египет, которым он правил, был в ту пору величайшим в мире государством. Однако необычайная продолжительность правления Пепи II стала причиной ослабления центральной власти, доселе очень сильной. При нем началась смута, которая привела Египет к первому из величайших упадков, так называемых «переходных периодов».

Сенусерт I, второй фараон XII династии, стал одним из самых выдающихся фараонов Среднего царства. Как ни удивительно, этот фараон, который, прежде всего, был солдатом, знаменит мирным правлением. Однако следует отметить, что, чтобы сохранить мир внутри страны, Сенусерт I был вынужден без конца сражаться, не давая врагам Египта пересечь границы царства. Великий строитель и мудрый правитель Сенусерт I сделал своей столицей Лишт, город, расположенный неподалеку от богатой провинции Файюм, и сумел договориться с духовенством Амона в Фивах, которое по-прежнему имело огромное влияние.

Правление Сенусерта III, символизирует апогей эпохи Среднего царства, которая была периодом гармоничным во всех отношениях.

Будучи одновременно военачальником и полководцем, он сумел мудро и вместе с тем жестко править царством, достойно выдерживая натиск внешних врагов. Как настоящий ценитель искусств, Сенусерт украсил Египет памятниками, свидетельствующими о золотом веке классической египетской архитектуры.

Яхмос, которого народ прозвал Освободителем, был молодым фиванским принцем, чьим главным достижением стало освобождение страны от гнетущего чужеземного господства — от власти гиксосов, что привело к настоящему возрождению цивилизации. Яхмос основал XVIII династию, которая вошла в историю Древнего Египта как одна из величайших. Она, в свою очередь, стала началом одного из самых блестящих периодов в этой истории.

Тутмос I, отец Хатшепсут

В жилах Тутмоса I не текла кровь фараонов, но его выбрали в качестве наследника Аменхотепа I, чьим соратником он был, не за происхождение, а за доблесть и отвагу. К тому моменту, когда этот молодой военачальник возложил на себя царский венец, он уже был отцом девочки, которой было уготовано великое будущее: звали ее Хатшепсут.

Хатшепсут взошла на египетский престол после преждевременной смерти своего супруга, скончавшегося на третий год правления. Красивая, умная и образованная, юная царица имела огромное влияние на свое окружение. Формально она была всего лишь регентшей, потому что наследнику покойного фараона, сыну одной из наложниц, было всего пять лет. Таким образом, будущий Тутмос III приходился царице одновременно пасынком и племянником.

Правление Хатшепсут пришлось на период мира и процветания в Египте. Ее главным шедевром в области архитектуры остается погребальный храм Дейр-эль-Бахри, расположенный неподалеку от Фив и построенный в месте, посвященном богине Хатор.

В конце концов, Тутмос III все же унаследовал своей тетке и мачехе. Молодому древнеегипетскому фараону слишком долго пришлось изнывать от нетерпения за кулисами власти, и он обрушил свой гнев на регентшу, приказав уничтожить все, что может напоминать о ее правлении. Новый фараон показал себя деятельным и энергичным царем и завоевателем с хорошим политическим чутьем и любовью к власти. Именно он совершил самые масштабные завоевания в истории Древнего Египта. После себя Тутмос оставил империю, простиравшуюся от берегов Евфрата до Судана.

ФАРАОНЫ В ХРОНОЛОГИИ ЕГИПТА

В этой статье мы рассказываем о фараонах в хронологическом порядке: Нар-мер был представителем I династии (ок. 3000 г. до н. э.)| Джосер — III династии (ок. 2690 г. до На.э.); Снофру, Хеопс, Хефрен и Мийёрин „- IV династии (ок. 2625 г. до н. э.); Пепи II -VI династия (Ок. 2200 г. дон. э);Сенусерт I и Сенусерт III — XII династии (ок. 1900 г. до н. э.); Яхмос, Тутмос I, Хатшепсут, Тутмос III, Аменхотеп IV (Эхнатон) и Тутанхамон — XVIII династии (ок. 1543-1295 гг. до н. э.); Сети I и Рамсес II- XX династии (ок. 1200 г. до н. э.); Рамсес III — XXI династии (ок. 1070 г. до н. э.); Нектанеб II -XXX династии (ок. 340 г. до н. э.).

Супруги-еретики из Амарны

Аменхотеп IV был седьмым правителем из XVIII династии, фараоном, которого постигла в высшей степени удивительная и загадочная участь. Он вошел в историю под именем Эхнатон, которое он принял, навязав своей стране самую дерзкую и самую революционную религиозную реформу. Этот молодой правитель, о личности которого мы еще очень многого не знаем, как не знаем и причин, подтолкнувших его к этому выбору, взял в жены юную принцессу необычайной красоты: царицу Нефертити. Происхождение ее, как и участь, осталось загадкой.

Царская чета отвергла культ Амона, приняв и навязав своему народу единого бога Атона. Супруги покинули старую столицу, Фивы, и основали новую, больше соответствующую их мечте — Амарну. Как мы знаем, предприятие Эхнатона и Нефертити закончилось плохо для них, но тем не менее оно оставило неизгладимый след в истории Древнего Египта в виде оригинального художественного направления: амарнской школы.

Хотя Тутанхамон стал самым знаменитым фараоном в истории этой страны, это никак не связано ни с оригинальностью, ни с величием его правления. Он прославился только потому, что 4 ноября 1922 года британский египтолог Говард Картер открыл его гробницу, и в этой гробнице обнаружились несказанные сокровища, которые продолжают нас очаровывать. О самом правлении и о личности этого фараона нам мало что известно: только то, что он царствовал недолго, потому что умер молодым.

Рамсес II — победитель битвы при Кадеше

Зато куда больше мы знаем о личности Сети I, сына Рамсеса I и отца Рамсеса II, который был солдатом, великим строителем и выдающимся правителем, которого горячо любил египетский народ.

Именно у Сети I будущий Рамсес II научился ремеслу фараона. Ему было всего шестнадцать лет, когда умер его отец, но, несмотря на свою молодость, он тут же занял трон. Вскоре после коронации Рамсес продемонстрировал, что стремится стать великим правителем. Главной его задачей было обеспечение безопасности империй. Фараон достиг цели ценой многочисленных компаний против хеттов, которых он окончательно разбил при Кадеше. За этой победой последовало подписание договора, принесшего Египту четыре десятилетия мира и процветания. Рамсес II умер в возрасте восьмидесяти трех лет, процарствовав шестьдесят семь лет. Необычайное великолепие памятников, которыми он украсил свою страну, сделало его одним из самых выдающихся правителей в истории Древнего Египта.

Еще одним колоссом из славной династии Рамсесов стал третий по счету носитель этого имени. Ему тоже пришлось долго сражаться, чтобы защитить границы страны, которые постоянно подвергались атакам соседей — в данном случае, ливийцев. Тем не менее, он был последним из великих фараонов Египта. Пройдет меньше ста лет после его смерти, и Нового царства вместе с XX династией не станет.

Теперь совершим большой скачок во времени, пропустим III переходный период и большую часть так называемого Позднего периода, когда Египтом правили сначала нубийские фараоны, а затем персидские династии, и расскажем о том, кто считается последним египетским фараоном.

Нектанеб, последний и отважный

Нектанеб II, третий и последний фараон XXX династии, сумел вернуть в свою страну мир и стабильность. Он был еще военачальником, возглавляющим египетскую армию, когда фараон Тахос потерпел серьезное поражение в битве с персами. Вернувшись в Египет, Нектанеб сумел предотвратить гражданскую войну и остановить беспорядки, начавшиеся после падения Тахоса. После этого он был признан фараоном и увенчал себя короной.

Новый правитель попытался воспользоваться союзом с греками, чтобы противостоять персам. Однако последние сумели создать военную державу, перед лицом которой и египтяне, и их союзники оказались бессильны. Они были разгромлены, и Артаксеркс III, царь персов, основал XXXI династию. Увы, но на троне Древнего Египта больше никогда уже не будет фараонов-египтян.

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов

До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не всегда величали фараонами. Имя и титул фараона считались священными, поэтому их избегали называть и уточняли имя конкретного фараона только в том случае, когда это было крайне необходимо. Это, разумеется, не облегчает труд историков.) С середины II тысячелетия египтяне называли своего правителя «пep-o» – «большой дом». От этого определения и произошло позднее слово «фараон».

В летопись каждый год вносились записи о правлении царя. Перечисленным в летописи царям в IV тысячелетии до н. э. предшествовали многочисленные племенные вожди и цари, владевшие областями Северного и Южного Египта. В летописи приводятся также имена царей северной части Египта, о которых уже в III тысячелетии не сохранилось никаких сведений, только имена и приблизительная последовательность правления.

О древнейшей эпохе Египта осталось довольно много памятников материальной культуры и даже письменные источники, но они очень краткие, отрывочные, неполные, начертаны на очень древнем языке, с трудом поддающемся расшифровке. По этой причине о происхождении первых египетских фараонов известно совсем немного. Было бы гораздо проще, если бы древние летописцы указывали хотя бы даты рождения и смерти своих царей, но летосчисления, похожего на современное, у древних египтян не было, поэтому в истории Древнего Египта существует так много загадок, а в египтологии существуют разные хронологии.

История фараонов Древнего Египта настолько длинная, что историки для удобства разделили ее на несколько периодов, каждый из которых сопоставим по продолжительности с историей любой европейской державы.

Древнее царство (2707-2170 до нашей эры) – эпоха великих пирамид.

Среднее царство (2119-1793 до н. э.) – развитие письменности.

Новое царство (1550-1069 до н. э. – время великих зодчих.

Позднее царство (715-332 до н. э.) – период персидского господства.

После окончания каждой великой эпохи наступало время хаоса, разделения Египта на две части. Эти времена характеризуются как Периоды распада:

Первый период распада (или Первый переходный период) – 2170-2019 до н. э.

Второй период распада (или Второй переходный период) – 1794/93-1550 до н. э.

Третий период распада (или Третий переходный период) – 1070/69-714 до н. э.

Но вообще история египетских фараонов началась в доисторическую эпоху, которую принято определять как Додинастический период, вслед за которым настало время Ранних династий – ок. 3100-2700 гг. до н. э. (I и II династии – 3100-2700 гг. до н. э.). В те очень давние времена Египет постепенно развивал свою высокую культуру. Окончательно оборвались династии Древнего Египта при греческих фараонах Птолемеях (332-30 до н. э.). В 30 году до н. э. Египет стал римской провинцией. Знаменитая царица Клеопатра считается последней правительницей на троне фараонов.

Первый фараон Аха (или Менес) правил примерно с 3032 до 3000 года до н. э. и сумел объединить две части страны – Верхний и Нижний Египет.

Все эпохи разделяются на династии, правившие три тысячи лет – в общей сложности 31 династия. Все хронологии Древнего Египта довольно условные, потому что за давностью лет и при отсутствии точных данных историкам приходится пользоваться косвенными указаниями, сопоставлять разные источники. Поэтому даты правления фараонов даны предположительно – в разных исторических источникам можно встретить данные, различающиеся на целые десятилетия.

Списки фараонов Древнего Египта обнаружены в храмах. Самый древний такой список относится к Пятой династии (2498-2345 гг. до н. э.) – так называемый Палермский камень. На плите из черного базальта, расколотой на несколько кусков разных размеров, высечен перечень фараонов Древнего Египта за шесть или семь столетий, начиная с доисторического периода, то есть с конца IV тысячелетия до Новой эры. На одном из кусков упоминаются некоторые из последних египетских царей Додинастического периода (примерно до 3150 года до н. э.). Заканчивается список фараоном Нефериркаром, который правил в середине Пятой династии. Примечательно, что на «Палермском камне» называются не только имена фараонов, но и описываются важнейшие события, случившиеся при их правлении.

В другом списке фараонов – из храма Карнак – названы все царственные предки фараона Тутмоса III (XVIII династии). Не хватает только нескольких фараонов из Второго периода распада.

Самый известный перечень древнеегипетских фараонов содержит так называемый Абидосский список, который выбит на каменных стенах храма Сети I в Абидосе. Там изображен фараон Сети I, который показывает своему сыну Рамзесу II длинные ряды картушей 76 египетских царей, начиная с Менеса и заканчивая Сети I. Правители из Второго периода распада, иначе называемого Вторым переходным периодом, там тоже пропущены, как и в Карнаке.

В Абидосском списке отсутствуют также пять царей XVIII династии: Хатшепсут, Эхнатон, Сменхкар, Тутанхамон и Эйе (царица Хатшепсут была исключена, по всей вероятности, по приказу Тутмоса III, а четверо остальных фараонов относились к Амарнскому периоду и были прокляты как вероотступники).

В Списке Саккара имеется 47 картушей (первоначально было 58), и там названы фараоны от Анеджиба из Первой династии до Рамзеса II. Фараонов Второго переходного периода там тоже нет.

Самым подробным списком признан знаменитый Туринский канон. Возраст его составляет, по оценкам специалистов, около 1200 лет. Первоначально этот список содержал триста имен фараонов, но папирус при транспортировке был сильно поврежден, и многие его фрагменты не сохранились. Это тем более досадно, что пропали части скрупулезно составленного документа, где были проставлены даты правления с точностью до месяца и дня.

Огромный вклад в историю Древнего Египта внес Манефон Семеннитский – единственный известный древнеегипетский историк. Манефон написал «Историю Египта», которая дошла до нас фрагментарно, в виде цитат в трудах других историков древности – Иосифа Флавия, Секста Африкана, Евсебия Кесерейского и других, которые пользовались его сочинениями для восполнения собственных знаний о Египте. Манефон был, по всей вероятности, жрецом или верховным жрецом при Птолемее I (306/304-283/282 гг. до н. э.). Он пользовался храмовыми документами и архивами и располагал большими возможностями, по сравнению с историками нового времени, для ознакомления с древнеегипетскими историческими источниками. Манефон разделил всю историю Древнего Египта на 30 династий, и этот принцип разделения сохранился до сих пор (хотя сейчас принято насчитывать 31 династию).

Некоторые сведения о египетских фараонах были почерпнуты из трудов историков и летописцев других стран, например, греческих историков V века до н. э. Геродота и I века до н. э. Диодора, которые тоже уделяли внимание историческим событиям в такой крупной и важной стране как Египет.

Все списки указывают последовательность правления фараонов и их имена. Однако эти списки неполные, фараонов переходных периодов они, как правило, пропускают. А в списке Манефона, как и в текстах Геродота и Диодора, приводятся греческие варианты имен фараонов. Египетские имена фараонов можно найти только в древнеегипетских текстах.

Указания на продолжительность правления фараонов находят на оттисках печатей на глиняных сосудах для вина. О возрасте фараона иногда можно судить по результатам исследования с помощью радиоуглеродного метода.

Радиоуглеродный метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения основан на измерении соотношения содержания в материале изотопов углерода. Углерод присутствует в земной атмосфере в виде стабильных изотопов C-12 и C-13 и радиоактивного изотопа C-14. Углерод постоянно подвергается воздействию проникающего в атмосферу космического излучения, и при этом образуется радиоактивный изотоп С-14. Когда организм погибает и разлагается, стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный изотоп распадается с периодом полураспада 5568 + 30 лет, поэтому его содержание в останках постепенно убывает. Зная исходное содержание изотопа в тканях и выяснив, какое количество осталось, можно узнать, какое количество радиоактивного углерода распалось и, таким способом, установить время, прошедшее с момента прекращения жизнедеятельности организма.

Принцип радиоуглеродного датирования предложил американский физик и химик Уиллард Либби еще в 1946 году. С тех пор методика его применения в различных условиях и для различных органических материалов была усовершенствована, чтобы уменьшить погрешность. В настоящее время радиоуглеродный анализ считается одним из самых надежных способов определения возраста органических останков, хотя не все ученые это признают.

Применительно к мумии фараона радиоуглеродный анализ дает возможность получить довольно достоверные данные о датах его рождения и смерти. Если фараон умер очень молодым (как, например, Тутанхамон), специалисты рассматривают также состояние его скелета и так называемых «зубов мудрости».

Степени родства древнеегипетских фараонов установить сложно. Генетический анализ мумий проводится редко, а в тех случаях, когда он все-таки был проведен, результаты были положительные – фараоны и их супруги находились в кровном родстве. Но генетические исследования осложняются тем, что для лучшей сохранности мумии подвергали облучению гамма-лучами, и это облучение повлияло на результаты. Генетическое исследование костного мозга и зубной ткани некоторых мумий успешно проведено. Но, вероятно, сложность анализа и сомнительные результаты охлаждают пыл исследователей.

В списках фараонов указана последовательность, но не даты правления и годы жизни каждого отдельного фараона. Поскольку в Древнем Египте не было точного летоисчисления, то более или менее точное датирование всегда создавало большие сложности. Не удивительно, что данные, какие можно встретить в работах ученых-египтологов, очень сильно различаются, иногда на сто лет. Новейшие датировки основаны на современных исследованиях, но и новизна не является гарантией точности.

Представить себе, как выглядели фараоны Древнего Египта, несколько проще, потому что сохранились многочисленные изображения, в том числе подписанные. Даже если учесть, что портретное сходство могло вовсе отсутствовать, что автор рисовал идеальное изображение божественного властителя Египта, он все-таки основывался на реальных чертах своих современников, хотя и приукрашивал их. Видел ли художник, хотя бы издали, свою царственную модель, неизвестно. Авторы изображений фараонов наверняка руководствовались, подобно иконописцам, установленными канонами, но вовсе не исключено, что эти каноны, возможно, предполагали внесение некоторых индивидуальных черт. В лицах всех фараонов есть определенное сходство, но все-таки проглядывают и различия, так что можно предполагать наличие портретного сходства с конкретными фараонами.

Внешний облик фараонов в течение тысячелетий практически не изменился. Из-за жаркого климата на них иногда не было надето никакой другой одежды, кроме напоминающей фартук набедренной повязки схенти из тонкого льняного полотна, перетянутой на талии поясом. По особым случаям к этому поясу прикрепляли звериные хвосты – обычай, оставшийся, вероятно, с тех времен, когда правители Египта были племенными вождями и главными охотниками племени. У племен, добывавших себе пропитание охотой, существовал обычай надевать на себя во время ритуалов звериные шкуры или носить на себе клыки, хвосты или другие части тел убитых животных. Иногда во время ритуалов фараоны, тоже по давней традиции, носили на плечах накидку из меха или целую шкуру пантеры. В более поздние века вместо набедренной повязки фараоны носили туники из тончайшего полотна. Грудь полностью закрывали широкие массивные золотые ожерелья с драгоценными камнями и жемчугом. В торжественных случаях царственную особу украшали золотые пряжки, ожерелья, диадемы, заколки, подвески, и все это великолепие весило не один килограмм.

На голове фараону полагалось носить корону или платок. Иногда в будничной обстановке фараоны ограничивались только платком или париком. Голову обычно брили, а париков было много – будничные и парадные, завитые разными способами или заплетенные в косички. Поверх платка или парика фараоны носили урей – золотую диадему в виде готовящейся к нападению кобры.

Корона была не одна, а несколько разных: хеджет – корона Верхнего Египта в виде высокого белого колпака, напоминающего кеглю; дешрет – красная корона Нижнего Египта, цилиндрическая спереди с длинным выступом сзади; пшент – двойная комбинированная корона Верхнего и Нижнего Египта. Для ритуальных целей фараоны надевали корону атеф – искусно выполненный тростниковый колпак, иногда снабженный рогами. Синюю округлую корону в виде шлема стали носить фараоны XVIII династии.

Полосатый платок фараонов немес повязывали на голову, почти закрывая лоб, два конца соединяли сзади, два другие свободно и симметрично выпускали на плечи и грудь. Существовал и более простой вариант завязывания платка-клафта, при котором концы связывали на затылке или скрепляли золотыми заколками и выпускали на спину. На коронах и платках фараона обязательно присутствовал урей надо лбом – изображение кобры, которая являлась знаком власти правителей Египта. Змея всегда была представлена развернувшейся, готовой к нападению, с поднятой головой, что должно было обозначать готовность к борьбе против сил зла.

Фараон, вероятно, не мог самостоятельно одеться, правильно надеть свои головные уборы, и для парадного облачения ему необходимы были слуги.

Типичной деталью внешности фараона являлась приставная бородка. Фараоны, как и простые египтяне, брили усы и бороду. Искусственная борода, тщательно завитая или заплетенная в косички, уложенная в форме трапеции или совсем прямая, прикреплялась к подбородку тесемками, привязанными к парику. Египетских богов изображали с бородками, значит, и у фараона должна быть такая же, чтобы подчеркнуть его божественность.

В Древнем Египте существовал обычай подводить глаза, наносить на лицо грим. Декоративную косметику накладывали щедро. В гробницах фараонов археологи находили большое количество шкатулок, пузырьков и мисочек с целым запасом различных мазей, красок, белил, ароматических веществ. Некоторые снадобья, должно быть, оказывали целебное действие. На всех изображениях фараонов глаза у них ярко обведены и подрисованы черной краской. Возможно, это связано с убеждением, что черная краска предохраняет от глазных болезней, которые были широко распространены, или хранит от злых духов.

Фараоны часто изображены с перекрещенными на груди скипетром и плетью. Возможно, эти царские регалии достались фараонам от их далеких предшественников, племенных вождей. Для вождя племени скотоводов посох и плеть были обычными атрибутами и знаками власти. Скипетр фараона, должно быть, символизировал пастушеский посох и обязанность фараонов заботиться о своем народе, стеречь его, как пастух стережет свое стадо, защищать от врагов, побивая их могучей дланью, вооруженной плетью для битья, символом оружия. Загадочная плеть одновременно сильно напоминает веер от мух – необходимый в быту предмет. Скипетры могли иметь разную форму – например, с головой бога Сета, которая символизировала власть и могущество фараона.

Бог Сет царствовал в пустыне и, по мнению ученых, прообразом его головы послужила голова пустынной землеройки, которая и сейчас водится в саваннах и полупустынях от Марокко до западной Ливии.

Что касается обуви, то в Древнем Египте почти все ходили босиком, не исключая знати и даже самого фараона. Фараон надевал сандалии из папируса или из кожи только для торжественных выходов за пределы дворца, а в своих покоях, по всей вероятности, ходил босиком по гладким каменным плитам. Простые люди не имели права надевать такую обувь, как у правителей и сановников, да и не имели в ней нужды. Чтобы в самый зной на работе защитить ноги от раскаленных острых камней и песка, они иногда привязывали ремнями к ступням подошвы из твердой кожи или плетеной соломы, но, как правило, египтяне ступали по земле босыми ногами.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 4. Эпоха второй половины XIV – XVI веков новой эры в истории «древнего» Египта. Атаманская – Отоманская империя 1. Общий обзор истории 18-й «древне»-египетской династии Знаменитую 18-ю династию египтологи относят к периоду 1570-1342 годы до н.э. , с.254. Согласно нашей

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил

Из книги Русь и Рим. Славяно-тюркское завоевание мира. Египет автора Носовский Глеб Владимирович

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта: Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея Первого (305-285 гг. до н.э.). Автор истории Египта на греческом языке.Туринский

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

7.2. Странные периодические «возрождения» в истории «древнего» Египта В томе «Числа против Лжи», гл. 1 мы уже говорили, что хронология Египта - одна из самых молодых исторических наук. Она создана на основе уже сложившейся скалигеровской истории Рима и Греции, а потому

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Война и мир в истории Древнего Египта Менес - объединитель ЕгиптаОдин из первых оазисов человеческой цивилизации - Древний Египет - пережил в своей военной истории многое, что впоследствии повторялось в судьбах других государств и народов.В самом своем рождении

Из книги Древний Восток автора

Источники по истории Древнего Египта Первые известия о египетской и других восточных цивилизациях появились у обитателей Европы еще до становления античной цивилизации, во II тысячелетии до н. э. Собственно говоря, Египет и другие страны Востока были своего рода фоном и

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи продолжают использовать в периодизации истории Древнего Египта последовательность правления 30 династий египетских царей, введенное еще Манефоном. Первый царь в этом ряду, Менес (или Мина), правил

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 1 Как был найден потерянный ключ к истории Древнего Египта 19 мая 1798 года французский флот под командованием молодого генерала Бонапарта отплыл из Тулона, чтобы бросить вызов английскому владычеству в Египте. Наполеон надеялся, завоевав эту страну, создать оплот на

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Воссоединение Египта под властью саисских фараонов Следует отметить, что Ассирия установила свое господство в Египте не только потому, что она обладала военным превосходством. Среди прочих причин, о которых мы можем лишь догадываться или судить по сохранившимся