Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Чк чн русский язык. Диктанты на сочетания чк, чн, нч

  • Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?
  • 2.

    Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

    • Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
    • Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
      1. с чк ,
      2. с чн ,
      3. с чт ,
      4. с щн .

    3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

    Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

    • Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
    • Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .

    Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы .

    Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик.

    4. Прочитайте.

        Мышонок встал на цыпочки,
        Он роста невеликого,
        Играет он на скрипочке,
        Тихонечко пиликает.
        И. Токмакова

    • Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
    • Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .

    5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.

    1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
    2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

    6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

    Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.

    • Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
    • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите к выделенным словам однокоренные.

    та ре́лка

    7. Прочитайте. Назовите сказки.

    1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
    2. Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
    3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
    • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
    • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .

    8. Произнесите слова.

    скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что

    • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
    • Устно составьте предложение с любым словом.

    9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

    Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.

    Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.

    (Н. Сладков)

    • Почему в тексте выделены три части?
    • Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

    10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.

        В небе - вечер, в небе - тучки ,
        В зимнем сумраке бульвар .
        Наша девочка устала,
        Улыбаться перестала.
        Держат маленькие ручки
        Синий шар.

    • Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

    ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

    Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

    Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Начинаем мы урок.

    Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

    II. Актуализация знаний

    а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

    Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

    Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

    Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

    Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

    б) Игра «Волшебник мягкий знак»

    - С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание

    для проверки СЛАЙД 3

    в) Диктант. (создание проблемной ситуации)

    - Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II - в середине слова.

    Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.

    Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)

    А в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)

    Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4

    III . Сообщение темы урока

    - Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

    На какие три группы можно разделить слова?

    Бол… кол…цо ноч… ной

    лос… кон…ки хищ…ный

    ден… пал...то кон…чик

    Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

    Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

    Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

    Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

    Во втором столбике? (мягким знаком )

    Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

    (мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

    Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

    Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

    Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

    Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

    IV. Работа по учебнику (2-я часть )

    Прочитайте, чему будем учиться.

    Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

    V. Работа по теме урока

    У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

    На св о ей улочке и курочка хр а бра.

    Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

    Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

    Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

    Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

    Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

    Мачта - высокий столб на судне для парусов.

    Отвечаем на вопросы после упражнения.

    Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

    а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

    б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

    в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

    г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

    Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

    Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

    Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

    Физ-ка «буква – Л»

    Для развития речи учащихся

    ● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

    ● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

    ● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

    ● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем )

    VI. Знакомство с правилом

    Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

    У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

    Выполните задание к упражнению

    Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

    Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

    Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

    Кончик - уменьшительное к слову конец;

    Блинчик – название сладкого блюда

    Стаканчик – маленький стакан.

    Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

    VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

    1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

    - Работа в парах по карточкам

    Карточка 1

    СИНИЧ Ь КА

    Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

    Карточка 2

    Прчитайте текст и исправьте ошибки

    ПОМОЩ Ь НИКИ.

    Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы - крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.

    VIII. Рефлексия Слайд № 8

    Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

    Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

    Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

    IХ. Итог СЛАЙД № 9

    Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

    Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

    Дерево знаний

    Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;

    желтая -, если хорошо усвоили материал;

    зеленая - если уверены в своих знаниях

    Х. Домашнее задание

    У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

    Спасибо за урок!

    Используемая литература

    Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

    В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

    В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

    В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

    Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

    ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

    планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

    Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Прозвенел звонок,

    Начинаем мы урок.

    Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

    II. Актуализация знаний

    а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

    Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

    Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

    - Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

    Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

    б) Словарная работа Слайд № 3

    Язык, языковед, языкастый.

    Прочитайте группу слов .

    Как вы понимаете слова, объясните?

    Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

    Языковед- Учёный, специалист по языковедению;

    Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

    Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?

    Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

    Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? ( язычок )

    III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

    На какие три группы можно разделить слова?

    Бол… кол…цо ноч… ной

    лос… кон…ки хищ…ный

    ден… пал...то кон…чик

    Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

    Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )

    Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

    Как обозначите мягкость согласного в первом столбике ? ( мягким знаком )

    Во втором столбике? ( мягким знаком )

    - Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

    ( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

    Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

    Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )

    Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )

    Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

    IV. Работа по учебнику ( 2-я часть )

    с. 3 - прочитайте, чему будем учиться.

    У.с. 4 - Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

    V. Работа по теме урока

    У.с. 4 упр.1

    Пл. о .хой друг в деле не п о мощник.

    На св о ей улочке и курочка хр а бра.

    Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? (проверяемая гласная)

    Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками ( помощник, улочка, курочка )

    Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули?

    ( Буквосочетания ЩН, ЧК )

    с.4 упр.2 - Что обозначает условный значок на полях? ( Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

    - Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? ( мачта )

    Мачта - высокий столб на судне для парусов.

    - Отвечаем на вопросы после упражнения.

    Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)

    а) с ЧК, удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

    б) с ЧН, песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

    в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

    г) с ЩН, помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

    Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? ( мягко )

    Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность?

    ( звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

    Как называются такие опасные места в словах русского языка? ( орфограммами )

    Физкульминутка «Черепаха» слайд № 5

    Для развития речи учащихся

    Шла по полю черепаха ( идём пальчиками )

    И дрожала вся от страха ( руки в кулачок, кулачки дрожат )

    Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)

    Никого я не боюсь! ( отрицание - указательным пальцем )

    VI. Знакомство с правилом

    У.с. 5 - Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

    У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

    Выполните задание к упражнению

    Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

    Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

    Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

    Кончик - уменьшительное к слову конец;

    Блинчик – название сладкого блюда

    Стаканчик – маленький стакан.

    Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение самостоятельно.

    VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

    1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

    - Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

    Разноцветные сестрицы

    Заскучали без водицы.

    Дядя, длинный и худой,

    Носит воду бородой,

    И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

    (краски и кисто чк а)

    Что это у Галочки?

    Ниточка на палочке.

    Палочка в руке,

    А ниточка в реке. ( удо чк а )

    В деревянном домике

    Проживают гномики.

    Уж такие добряки

    Раздают всем огоньки.

    ( спи чк и )

    На ветках плотные комочки,

    В них не дремлют клейкие листочки.

    ( по чк и)

    Отгадайте, что за птичка:

    Тёмненькая невеличка,

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два хвоста.

    ( ласто чк а )

    С именем вкусным,

    Не бывает грустным,

    Смотрит весело вокруг,

    Он Незнайке лучший друг.

    (По нч ик )

    VIII. Рефлексия Слайд № 8

    Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

    - Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

    - Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

    IХ. Итог СЛАЙД № 9

    - Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

    - Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

    Дерево знаний

    Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;

    встаём, если хорошо усвоили материал;

    поднимаем руки, если уверены в своих знаниях

    Х. Домашнее задание

    У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

    ЗАДАНИЯ

    1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.

    Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, овощ... ной, слон..

    2. В слова вставь нужное буквосочетание : Сини.....и, пти.......а, червя.....ки.

    3. Узнай слово: колю.....а., Жу...…а, щё......а

    4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.

    На воде играют солне.. .ные зайчики.

    Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

    5. Из больших предметов получить маленькие.

    Строка -

    Кошка -

    Дева -

    6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать

    Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик

    7. Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

    Разноцветные сестрицы

    Заскучали без водицы.

    Дядя, длинный и худой,

    Носит воду бородой,

    И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

    (краски и кисточк а )

    Что это у Галочки?

    Ниточка на палочке.

    Палочка в руке,

    А ниточка в реке. (удочк а )

    В деревянном домике

    Проживают гномики.

    Уж такие добряки

    Раздают всем огоньки.

    (спичк и )

    На ветках плотные комочки,

    В них не дремлют клейкие листочки.

    (почк и)

    Отгадайте, что за птичка:

    Тёмненькая невеличка,

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два хвоста.

    (ласточк а )

    С именем вкусным,

    Не бывает грустным,

    Смотрит весело вокруг,

    Он Незнайке лучший друг.

    (Понч ик )

    1. Прочитайте. Когда так говорят?

      Плохой друг в деле не помощник.
      На своей улочке и курочка храбра.

    • Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
    • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?

    2.

    Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

    • Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
    • Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
      1. с чк ,
      2. с чн ,
      3. с чт ,
      4. с щн .

    3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

    Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

    • Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
    • Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .

    Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы .

    Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик.

    4. Прочитайте.

      Мышонок встал на цыпочки,
      Он роста невеликого,
      Играет он на скрипочке,
      Тихонечко пиликает.
      И. Токмакова

    • Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
    • Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .

    5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.

    1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
    2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

    6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

    Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.

    • Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
    • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите к выделенным словам однокоренные.

    та ре́лка

    7. Прочитайте. Назовите сказки.

    1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
    2. Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
    3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
    • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
    • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .

    8. Произнесите слова.

    скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что

    • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
    • Устно составьте предложение с любым словом.

    9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

    Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек — прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала — прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины — прилетят снегири и свиристели.

    Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.

    (Н. Сладков)

    • Почему в тексте выделены три части?
    • Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

    10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.

      В небе — вечер, в небе — тучки ,
      В зимнем сумраке бульвар .
      Наша девочка устала,
      Улыбаться перестала.
      Держат маленькие ручки
      Синий шар.

    • Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

    Конспект открытого урока
    по русскому языку
    2 – Г класса

    Правописание
    сочетаний
    ЧК, ЧН .

    подготовил учитель:

    Новожилова И. П.

    Макеевка - 2011

    Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

    Цель урока : - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

    Закрепить знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн.

    задачи урока : обобщить знания учеников о звуке [ч"]. Практиковать написание слов с орфограммой. Формировать навыки устной и письменной речи (составление предложений). Развивать навыки каллиграфического письма. Формировать навыки групповой работы.

    Ход урока

      Орг.момент

      Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

    Сядьте тихо и неслышно

    И скорей начнем урок.

    Будем мы писать, трудится

    Ведь заданья нелегки.

    Нам, друзья, нельзя лениться,

    Так как мы – ученики.

    Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс и не повлияла на наше настроение.

    2. Чистописание .

      Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

      Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

      Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

      Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

      Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.

      Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

      Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

      Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)

      Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)

      Запишем эти два сочетания на следующей строке.

      Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)

      Правописание слов с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

    2.1. Словарная работа.

      Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят снежинки и падают на деревья, кусты.Когда много снега им тепло. А на какое дерево они подают, мы узнаем, отгадав загадку.

      В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза )

      Правильно, это береза.

      Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).

      Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)

      Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (на слог с гласной ё всегда падает ударение)

      Какую букву мы должны запомнить? (е)

      Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка)

      Запишите это слово(на доске), поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

      Проверьте то, что вы написали.

      Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

    3. Объяснение нового материала

    Почему ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака?

    Жили – были буквы, и был среди них Ь. Никто с ним не дружил и Ь знаку было скучно. Все буквы играли в слова, начали они собирать слово ВИНЕГРЕТ, у них все получилось. Начали они собирать слово СЛОВАРЬ, собрали они слово СЛОВАР. Буква Р сказала: « Приходи к нам Ь мы с тобой тоже будем играть.». Ь знак пришел к ним, подошел он к букве Р и получилось у них слово словарь. Все буквы обрадовались, что у них получилось и это слово. Потом они начали собирать слово ДОЧКА. Ь знак увидел, что это слово получилось без него, и он побежал к буквам ЧК, а буква Я сказала:

    Куда ты бежишь Ь знак, ты в этом слове не можешь стоять, ведь буква Ч и так мягкая. Если ты встанешь после неё, то она превратиться в зелёное облачко и улетит. Тогда у нас больше не будет буквы Ч и наши слова с буквой Ч пропадут и не будут получаться.

    И Ь знак не встал в слове ДОЧКА.

    4. Закрепление нового материала.

      Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели снежинки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

      Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.(ученик у доски)

      то чк а

      но чк а

      пе чк а

      чн

      то чн о

      сро чн о

      со чн о

      Проверим.(поменялись тетрадями «взаимопроверка»)

    5. Физминутка.

    Жук испугался - в норке темно,

    Жутко ему опускаться на дно.

    И вылез наш жук, увидал Божий свет…

    При свете таком у жука страха нет.

    6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.(работа в группах)

      Посмотрите! Озорник ветер не только со снежинками играет. Он перемешал слова в предложении. Давайте вернем слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)

      Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)

      Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).

      Какие правила написания слов встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).

      Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)

      (У доски дети, а все остальные списывают в тетрадь перепутанные слова. Подчеркните чк, чн). У речки дубовая роща. Мама купила Коле книжечку. У охотника была внучка Катя. За речкой горит огонёк. Прилетела к нам синичка. Я кушал сочный апельсин.

      Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

      А чем закончилась эта сказка?

      Что помогло героям сказки вытащить репку? (Вот и мы работали вместе, дружно).

    7. Работа с учебником .

    Открываем учебник на стр. 91 упр. 184(дочка, удачный, ручка, сказочный, тучка, почка), комментированное письмо, правило,упр.185- устно(Верочка, Зиночка, Леночка, Ирочка, Людочка).

    8. Физминутка

    На уроке мы писали

    И, конечно же, устали.

    Мы немножко отдохнем

    И опять писать начнем.

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках.

    Вот проверили осанку

    И свели лопатки.

    На носочки поднялись.

    Руки опустили,

    А теперь присели вниз.

    Коленки обхватили.

    Снова встали - ноги вместе

    И уже сидим на месте.

    9. Работа с карточками в парах.

      А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

    Слова: синички, птички, червячки, кусочки, лампочки.

      Проверьте друг у друга. .(поменялись тетрадями «взаимопроверка»)

    10. Диктант с простукиванием.

    Дети сегодня у нас необычный урок, мы были в сказке и сейчас тоже попали в сказочный лес, где живет волшебный дятел, который будет вам немного подсказывать, т.к. тема у нас новая. Сели ровно и внимательно слушаем. Не забываем, с какой буквы мы начинаем писать начало текста и новое предложение.

    Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку.

    11. Дидактическая игра.

      Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово ТОЧКА)

      Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

      Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).

    12. Работа над орфоэпией .

    Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.

    Я, конечно, не нарочно

    Затолкал кота в буфет.

    И, конечно, не нарочно

    Съел я килограмм конфет.

    И, конечно, не нарочно

    Вазу мамину разбил.

    И уж вовсе, не нарочно

    На ковёр кисель пролил…

    Просто было очень скучно…

    Но теперь-то я послушный!

    13. Домашнее задание.

    стр.93, упр. 190

    14. Подведение итогов урока.

    Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

      Что мы узнали нового на этом уроке?

      Делаем вывод: мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн!