2.
Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.
- Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
- Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
- с чк ,
- с чн ,
- с чт ,
- с щн .
3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?
Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.
- Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
- Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы . Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик. |
4. Прочитайте.
- Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
- Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .
Мышонок встал на цыпочки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пиликает.
И. Токмакова
5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.
- Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
- Яблочко, корочка, пончик, тапочки.
6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.
Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.
- Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Подберите к выделенным словам однокоренные.
та ре́лка
7. Прочитайте. Назовите сказки.
- Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
- Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
- Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
- Объясните написание слов с пропущенными буквами.
- Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .
8. Произнесите слова.
скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что
- Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
- Устно составьте предложение с любым словом.
9. Прочитайте. Озаглавьте текст.
У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.
Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.
Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.
(Н. Сладков)
- Почему в тексте выделены три части?
- Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.
- Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.
В небе - вечер, в небе - тучки
,
В зимнем сумраке бульвар
.
Наша девочка
устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки
Синий шар.
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент
Начинаем мы урок.
Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
II. Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2
Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.
Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;
Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)
Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)
б) Игра «Волшебник мягкий знак»
- С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание
для проверки СЛАЙД 3
в) Диктант. (создание проблемной ситуации)
- Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II - в середине слова.
Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.
Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)
А в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)
Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4
III . Сообщение темы урока
- Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4
На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал...то кон…чик
Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )
Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)
Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )
Во втором столбике? (мягким знаком )
Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )
Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )
Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )
Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )
IV. Работа по учебнику (2-я часть )
Прочитайте, чему будем учиться.
Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)
V. Работа по теме урока
У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.
На св о ей улочке и курочка хр а бра.
Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)
Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )
Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )
Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )
Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )
Мачта - высокий столб на судне для парусов.
Отвечаем на вопросы после упражнения.
Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )
а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;
б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;
в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;
г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.
Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )
Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )
Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )
Физ-ка «буква – Л»
Для развития речи учащихся
● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )
● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )
● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)
● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем )
VI. Знакомство с правилом
Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.
У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6
Выполните задание к упражнению
Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.
Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);
Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;
Кончик - уменьшительное к слову конец;
Блинчик – название сладкого блюда
Стаканчик – маленький стакан.
Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.
VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.
- Работа в парах по карточкам
Карточка 1
СИНИЧ Ь КА
Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.
Карточка 2
Прчитайте текст и исправьте ошибки
ПОМОЩ Ь НИКИ.
Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы - крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.
VIII. Рефлексия Слайд № 8
Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки
Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )
Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.
IХ. Итог СЛАЙД № 9
Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….
Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака
Дерево знаний
Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;
желтая -, если хорошо усвоили материал;
зеленая - если уверены в своих знаниях
Х. Домашнее задание
У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;
Спасибо за урок!
Используемая литература
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.
В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.
В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.
В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.
Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
II. Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2
Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.
Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;
- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)
Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)
б) Словарная работа Слайд № 3
Язык, языковед, языкастый.
Прочитайте группу слов .
Как вы понимаете слова, объясните?
Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;
Языковед- Учёный, специалист по языковедению;
Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.
Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?
Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)
Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? ( язычок )
III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4
На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал...то кон…чик
Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )
Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)
Как обозначите мягкость согласного в первом столбике ? ( мягким знаком )
Во втором столбике? ( мягким знаком )
- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )
Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )
Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )
Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )
IV. Работа по учебнику ( 2-я часть )
с. 3 - прочитайте, чему будем учиться.
У.с. 4 - Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)
V. Работа по теме урока
У.с. 4 упр.1
Пл. о .хой друг в деле не п о мощник.
На св о ей улочке и курочка хр а бра.
Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? (проверяемая гласная)
Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками ( помощник, улочка, курочка )
Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули?
( Буквосочетания ЩН, ЧК )
с.4 упр.2 - Что обозначает условный значок на полях? ( Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )
- Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? ( мачта )
Мачта - высокий столб на судне для парусов.
- Отвечаем на вопросы после упражнения.
Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)
а) с ЧК, удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;
б) с ЧН, песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;
в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;
г) с ЩН, помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.
Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? ( мягко )
Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность?
( звук произносится мягко, но ь знак не пишется )
Как называются такие опасные места в словах русского языка? ( орфограммами )
Физкульминутка «Черепаха» слайд № 5
Для развития речи учащихся
● Шла по полю черепаха ( идём пальчиками )
● И дрожала вся от страха ( руки в кулачок, кулачки дрожат )
● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)
● Никого я не боюсь! ( отрицание - указательным пальцем )
VI. Знакомство с правилом
У.с. 5 - Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.
У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6
Выполните задание к упражнению
Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.
Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);
Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;
Кончик - уменьшительное к слову конец;
Блинчик – название сладкого блюда
Стаканчик – маленький стакан.
Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение самостоятельно.
VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.
- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(краски и кисто чк а)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. ( удо чк а )
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки.
( спи чк и )
На ветках плотные комочки,
В них не дремлют клейкие листочки.
( по чк и)
Отгадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
( ласто чк а )
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг.
(По нч ик )
VIII. Рефлексия Слайд № 8
Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки
- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )
- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.
IХ. Итог СЛАЙД № 9
- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….
- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака
Дерево знаний
Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;
встаём, если хорошо усвоили материал;
поднимаем руки, если уверены в своих знаниях
Х. Домашнее задание
У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;
ЗАДАНИЯ
1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.
Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, овощ... ной, слон..
2. В слова вставь нужное буквосочетание : Сини.....и, пти.......а, червя.....ки.
3. Узнай слово: колю.....а., Жу...…а, щё......а
4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.
На воде играют солне.. .ные зайчики.
Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.
5. Из больших предметов получить маленькие.
Строка -
Кошка -
Дева -
6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать
Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик
7. Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(краски и кисточк а )
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (удочк а )
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки.
(спичк и )
На ветках плотные комочки,
В них не дремлют клейкие листочки.
(почк и)
Отгадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточк а )
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг.
(Понч ик )
1. Прочитайте. Когда так говорят?
- Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
- Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?
Плохой друг в деле не помощник.
На своей улочке и курочка храбра.
2.
Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.
- Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
- Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
- с чк ,
- с чн ,
- с чт ,
- с щн .
3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?
Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.
- Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
- Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы . Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик. |
4. Прочитайте.
- Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
- Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .
Мышонок встал на цыпочки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пиликает.
И. Токмакова
5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.
- Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
- Яблочко, корочка, пончик, тапочки.
6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.
Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.
- Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Подберите к выделенным словам однокоренные.
та ре́лка
7. Прочитайте. Назовите сказки.
- Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
- Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
- Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
- Объясните написание слов с пропущенными буквами.
- Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .
8. Произнесите слова.
скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что
- Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
- Устно составьте предложение с любым словом.
9. Прочитайте. Озаглавьте текст.
У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.
Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек — прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала — прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины — прилетят снегири и свиристели.
Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.
(Н. Сладков)
- Почему в тексте выделены три части?
- Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.
- Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.
В небе — вечер, в небе — тучки
,
В зимнем сумраке бульвар
.
Наша девочка
устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки
Синий шар.
Конспект открытого урока
по русскому языку
2 – Г класса
Правописание
сочетаний
ЧК, ЧН
.
подготовил учитель:
Новожилова И. П.
Макеевка - 2011
Правописание сочетаний ЧК, ЧН.
Цель урока : - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.
Закрепить знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн.
задачи урока : обобщить знания учеников о звуке [ч"]. Практиковать написание слов с орфограммой. Формировать навыки устной и письменной речи (составление предложений). Развивать навыки каллиграфического письма. Формировать навыки групповой работы.
Ход урока
Орг.момент
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудится
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс и не повлияла на наше настроение.
2. Чистописание .
Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).
Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.
Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)
Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.
Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.
Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)
Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)
Запишем эти два сочетания на следующей строке.
Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)
Правописание слов с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.
2.1. Словарная работа.
Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят снежинки и падают на деревья, кусты.Когда много снега им тепло. А на какое дерево они подают, мы узнаем, отгадав загадку.
В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза )
Правильно, это береза.
Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).
Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)
Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (на слог с гласной ё всегда падает ударение)
Какую букву мы должны запомнить? (е)
Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка)
Запишите это слово(на доске), поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.
Проверьте то, что вы написали.
Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.
3. Объяснение нового материала
Почему ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака?
Жили – были буквы, и был среди них Ь. Никто с ним не дружил и Ь знаку было скучно. Все буквы играли в слова, начали они собирать слово ВИНЕГРЕТ, у них все получилось. Начали они собирать слово СЛОВАРЬ, собрали они слово СЛОВАР. Буква Р сказала: « Приходи к нам Ь мы с тобой тоже будем играть.». Ь знак пришел к ним, подошел он к букве Р и получилось у них слово словарь. Все буквы обрадовались, что у них получилось и это слово. Потом они начали собирать слово ДОЧКА. Ь знак увидел, что это слово получилось без него, и он побежал к буквам ЧК, а буква Я сказала:
Куда ты бежишь Ь знак, ты в этом слове не можешь стоять, ведь буква Ч и так мягкая. Если ты встанешь после неё, то она превратиться в зелёное облачко и улетит. Тогда у нас больше не будет буквы Ч и наши слова с буквой Ч пропадут и не будут получаться.
И Ь знак не встал в слове ДОЧКА.
4. Закрепление нового материала.
Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели снежинки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.
Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.(ученик у доски)
то чк а
но чк а
пе чк а
чн
то чн о
сро чн о
со чн о
Проверим.(поменялись тетрадями «взаимопроверка»)
5. Физминутка.
Жук испугался - в норке темно,
Жутко ему опускаться на дно.
И вылез наш жук, увидал Божий свет…
При свете таком у жука страха нет.
6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.(работа в группах)
Посмотрите! Озорник ветер не только со снежинками играет. Он перемешал слова в предложении. Давайте вернем слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)
Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)
Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).
Какие правила написания слов встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).
Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)
(У доски дети, а все остальные списывают в тетрадь перепутанные слова. Подчеркните чк, чн). У речки дубовая роща. Мама купила Коле книжечку. У охотника была внучка Катя. За речкой горит огонёк. Прилетела к нам синичка. Я кушал сочный апельсин.
Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).
А чем закончилась эта сказка?
Что помогло героям сказки вытащить репку? (Вот и мы работали вместе, дружно).
7. Работа с учебником .
Открываем учебник на стр. 91 упр. 184(дочка, удачный, ручка, сказочный, тучка, почка), комментированное письмо, правило,упр.185- устно(Верочка, Зиночка, Леночка, Ирочка, Людочка).
8. Физминутка
На уроке мы писали
И, конечно же, устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
На носочки поднялись.
Руки опустили,
А теперь присели вниз.
Коленки обхватили.
Снова встали - ноги вместе
И уже сидим на месте.
9. Работа с карточками в парах.
А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.
Слова: синички, птички, червячки, кусочки, лампочки.
Проверьте друг у друга. .(поменялись тетрадями «взаимопроверка»)
10. Диктант с простукиванием.
Дети сегодня у нас необычный урок, мы были в сказке и сейчас тоже попали в сказочный лес, где живет волшебный дятел, который будет вам немного подсказывать, т.к. тема у нас новая. Сели ровно и внимательно слушаем. Не забываем, с какой буквы мы начинаем писать начало текста и новое предложение.
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку.
11. Дидактическая игра.
Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово ТОЧКА)
Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.
Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).
12. Работа над орфоэпией .
Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил.
И уж вовсе, не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь-то я послушный!
13. Домашнее задание.
стр.93, упр. 190
14. Подведение итогов урока.
Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?
Что мы узнали нового на этом уроке?
Делаем вывод: мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн!