Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Чернигов. Значение слова чернигов В каком веке был основан чернигов

Достопримечательности

Путеводитель

Чернигов - город, расположенный на северо-востоке Украины, является административным центром Черниговской области и Черниговского района. Речной порт на правом берегу Десны, узел автомобильных и железнодорожных путей.

Чернигов - древнеславянский город, исторический центр Левобережной Украины и один из крупнейших городов Киевской Руси. Формирование города, как показывают археологические данные, началось в конце VІІ столетия. Отдельные находки эпохи неолита в окрестностях Чернигова свидетельствуют, что первые поселенцы появились здесь ещё в 4 тысячелетии до н. э., а обнаруженные в урочищах Яловщина и Татарская Горка поселения эпохи бронзы указывают на заселение территории города во 2 тысячелетии до н. э. В IX веке город был центром восточно-славянского племени северян, а в конце IX столетия вошел в состав Киевской Руси. Впервые город был упомянут в летописи 907 года.

В XI-XII веках город несколько раз разорялся в ходе княжеских усобиц, а также при набегах половцев. В 1239 году был захвачен и разорен монголо-татарами. Чернигов во второй половине XIV века был присоединен к Литовскому государству, а в 1503 году - отошел к Московскому государству. В 1611 году был захвачен поляками, а через семь лет (1618 г.) отошел к Речи Посполитой по Деулинскому договору, под властью которой находился до восстания Богдана Хмельницкого. С 1635 года - центр Черниговского воеводства. В 1654 году вошел в состав Российского государства. С 1801 года Чернигов стал губернским городом.

Культурным и административным центром Чернигова с начала XIX столетия и по сегодняшний день является Красная площадь.

По всей территории города расположены разнообразные архитектурные памятники, церкви, музеи и монастыри. Самые древние церкви Чернигова это Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор Троице-Ильинского монастыря, Успенский собор Елецкого монастыря, сооруженные в XI веке, Борисо-Глебская церковь, возведенная в XII веке, в которой в XVII веке разместился католический доминиканский монастырь. Не менее интересен Свято-Троицкий собор, в котором покоятся мощи архиепископа Филарета, преподобного Лаврентия и святителя Феодосия.

К числу музеев города относятся Исторический и литературно-мемуарный музей им. М. Коцюбинского, исторический музей им. В. Тарновского, художественный музей, государственный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний», филиал заповедника «Софийский Музей».

В городе большое количество памятников – Т.Г. Шевченко, А.С. Пушкину; Богдану Хмельницкому, Ивану Мазепе и др.

В городе несколько театров, в том числе Черниговский музыкально-драматический театр и Молодёжный театр. Для маленьких посетителей города открыты двери кукольного театра. Поднимут настроение и пешие прогулки по скверу имени М. Попудренка, на территории которого расположен светомузыкальный фонтан.

ЧЕРНИГОВ

Чернигов - один из старейших русских городов, время основания которого теряется в глубокой древности. Древнейшие подлинные документы знают уже Чернигов, как один из крупных городов Руси. Договор Олега с византийскими императорами Львом и Константином 907 года ставит Чернигов тотчас после Киева в перечне городов, получающих контрибуцию с Византии. В середине X века император Константин Багрянородный упоминает его в числе важнейших городов Руси.

В 1024 году князь Мстислав Тмутараканский отдает своему брату Ярославу Киев, а себе выбирает Чернигов, превращая его в столицу всего днепровского левобережья, всей лесостепной полосы, донских степей и стратегического ключа Причерноморья - Тмутараканской земли (русское княжество на реке Кубани).

Черниговская земля всегда была открыта со стороны степи, и у степ ее столицы часто появлялись воины далекого юго-востока: то ясы (аланы) и касоги (черкесы), то загадочные «были, могуты и татраны».

В конце XI века в Чернигове княжит Владимир Мономах, а в XII веке город переходит в руки потомков князя Святослава Ярославича --сначала Давыдовичей, а потом беспокойных Ольговичей, родовым гнездом которых Чернигов стал на целое столетие.

Детинец - кремль, укрепленная центральная часть древнего города.

ДРЕВНИЙ ЧЕРНИГОВ

Курганы в „Еловш^не

.-^Старое кладбище

План древнего Чернигова и план Вщижского городища Оба плана даны в одном масштабе

Наряду с Киевом Чернигов прочно вошел в русский былинный эпос. В Чернигове создавалась своя литература, известная нам, к сожалению, лишь в отрывках.

Чернигов был центром большого княжества, границы которого на севере проходили через вятские леса, а на юге совпадали с общими границами расселения русских. Черниговская епархия простиралась вплоть до Рязани. Наличие вокруг древнего Чернигова обширного некрополя с княжескими и боярскими курганами, самыми богатыми на Руси, сохранность на территории города самых древних из русских архитектурных памятников - все это придает Чернигову особую ценность как важному объекту разностороннего изучения.

Город Чернигов расположен на высоком холмистом берегу реки Десны, в том месте, где она делает крутой поворот к юго-западу, к Киеву.

Местные краеведы насчитывают на территории Чернигова до четырех древних городищ, образовавших характерное гнездо родовых крепостей. Здесь и мог развиваться позднейший летописный Чернигов. Именно путем сращения воедино нескольких небольших родовых укрепленных поселков и образовались такие древние города, как Киев или Иско-ростень. Берега Десны, изрезанные глубокими оврагами, давали возможность создать одновременно несколько укреплений по соседству друг с другом.

На устье реки Стрижня, впадающей в Десну справа, расположен детинец.

К его северо-западной стороне примыкает древний посад, по площади вдвое превосходящий детинец; восточная граница посада также опирается на Стрижень. С запада к посаду и детинцу примыкает третья часть города, носившая название «Третьяк», по площади равновеликая детинцу, но вытянутая вдоль берега с востока на запад. Еще дальше, на запад, как бы продолжая Третьяк, находится территория Елецкого Успенского монастыря, основанного в XI веке. Каждый из участков города занимает естественный отрог берега и отделен от соседних глубокими и широкими оврагами.

От Елецкого монастыря начинался последний пояс черниговских укреплений. Вал, следы которого кое-где сохранились до сих пор, идет от монастыря на север, перпендикулярно линии берегового обрыва, и затем /поворачивает к востоку, охватывая значительную территорию на севере от перечисленных прибрежных частей города (Третьяк, детинец и др.). Линия этих укреплений пересекает реку Стрижень и идет по Застри-женью, поворачивая затем на юг и смыкаясь с посадом недалеко от северо-восточного угла детинца. Общее протяжение этого вала около 6,5 километра. Внутри этого северного полукольца укреплений находится

церковь Параскевы Пятницы на Торгу, построенная в самом конце XII века, остатки двух больших курганов X века - «Княжны Черны» (разрытый в 1851 году) и знаменитой «Черной Могилы» (языческое погребение в кургане славянского князя).

За пределами северного полукольца (назову его условно вторым посадом) до XIX века сохранялся ряд курганных групп, тянувшихся далеко в стороны от Чернигова и представлявших остатки огромного кладбища, окружавшего город со всех сторон.

На левом берегу Десны, невдалеке от церкви Ильи, на песчаной возвышенности, окруженной со всех сторон протоками и болотами, находилась «Святая роща» 1 . Древний город был окружен пригородными селами, боярскими усадьбами, курганными кладбищами.

Термины, которыми летопись обозначает различные части города, объясняются следующим образом:

1. «Детинец», или «дънешний град», - это то, что в XVII-XVIII веках называлось старой крепостью, фортецией.

2. «Окольный град» - второй пояс городских укреплений, примыкавший с севера к детинцу, а возможно простиравшийся и далеко на запад (Третьяк) до Елецкого монастыря, возникшего во второй половине XI века. Следы укреплений «окольного града» были заметны еще в XVIII веке.

«Окольный град» на востоке упирался в реку Стрижень, и здесь были ворота.

3. «Передгородье с острогом». К середине XII века объем столицы Черниговского княжества должен был сильно расшириться. Судя по тому, что передгородье было взято одними половцами (плохими мастерами штурма городов), без участия основных войск князя Долгорукого, надо думать, что острог не был особенно прочной фортификационной преградой.

Бесспорное приурочение летописных терминов к известным нам частям черниговских укреплений вряд ли возможно. По своим абсолютным размерам черниговский детинец вместе с окольным градом (включая в его состав и Третьяк) равновелик Киеву во времена Ярослава Мудрого.

Чернигов в эпоху образования древнерусского государства

Древний Чернигов IX-X веков известен нам еще недостаточно; остатки его Жилищ, улиц и дворцов скрыты под позднейшими наслоениями, и лишь кое-где при раскопках на большой глубине открываются глинобитные печи, врезанные в землю дома и лепная (т. е. сделанная просто руками, без применения гончарного круга) керамика VIII-IX веков. Остатки культурного слоя этой эпохи прослежены в черниговском детинце на

Подобные урочища, связанные с языческим культом «рощений», имеются почти около каждого древнего русского города. Близ Новгорода Великого, при выходе из Волхова в Ильмень-озеро, находилась «Перунья роща», а позднее Перынский скит. По преданиям, это место связано с культом Перуна.

б Древняя Русь

Боярские курганы IX-X веков на Болдиных горах у Чернигова

Значительном пространстве вверх по реке Стрижню и в других частях города.

Судя по тому, что две богатые княжеские могилы Чернигова X века расположены у самых стен «Окольного града», можно думать, что и возникновение этой линии укреплений относится к тому же времени. Город составился из ряда древних городищ, возникших на живописных отрогах высокого берега Десны, и земляной вал «окольного града» объединил и холм Елецкого монастыря, и Третьяк, и «дънешний град» на устье реки Стрижня.

Мало зная о самом городе и его постройках, мы можем составить себе представление о его населении по обширному некрополю.

Знаменитые черниговские курганы когда-то широкой дугой окаймляли городские стены и расходились лучами в направлении важнейших

дорог - на юго-запад, на северо-восток и на север. Размеры некрополя в настоящее время не поддаются никакому точному определению, так как тысячи курганных насыпей, существовавших еще в XIX веке, уничтожены и сравнены с землей.

Мы не можем определить, как близко подходил некрополь к стенам детинца, но можем утверждать, что район кургана «Княжны Черны» и «Черной Могилы» в X веке находился уже за городскими стенами.

Анализ черниговского некрополя дает возможность осветить ряд важных исторических вопросов, как, например, о боярском и княжеском быте, топографии пригородных сел и боярских усадеб и времени их возникновения, о языческих обрядах и т. п. Ответ на все эти вопросы может быть получен только в результате датировки курганов и разностороннего изучения инвентаря и погребального обряда. Иногда удается уловить по погребальному инвентарю возрастные различия.

В IX-X веках одновременно существовало два обряда погребения: трупосожжение и погребение в просторной яме со срубом. Срубные гробницы, встреченные в ближайших окрестностях Чернигова, содержали погребения воина с конем. Рассмотрим курган у села Гущина. Оседланный и взнузданный конь помещен в северной части погребальной камеры, а в южной части - сам воин с боевым топором, копьем и другими предметами снаряжения дружинника. В ногах покойника по славянскому обычаю был поставлен горшок, украшенный линейно-волнистым орнаментом, и деревянное ведро.

Срубные гробницы русских воинов отражены в былинах; такова, например, былина о Михайле Потоке.

Возрастные различия в украшениях, найденных в курганах XI-XII веков на городском кладбище Чернигова

А и тут стали могилу копать,

Выкопали могилу глубокую и великую.

Глубиною, шириною по двадцати сажень,

И тут Поток Михайло Иванович С конем и сбруею ратною Опустилися в тое жь могилу глубокую.

И заворочали потолком дубовыми И засыпали песками желтыми.

В черниговском некрополе часто встречалось и трупосожжение.

Оба эти обряда погребения у русов описаны арабскими писателями X века.

Черниговские курганы 1Х-^Х веков с трупосожжениями являются драгоценнейшим историческим источником. Они, во-первых, вводят нас в Сложный мир языческих представлений и обрядов, во-вторых, раскрывают перед нами быт дружинников, бояр и князей с такой полнотой, какая недоступна всем другим видам источников, и, в-третьих, позволяют сделать ряд очень важных выводов о характере размещения дружинников и бояр в окрестностях стольного города, то есть размещении, связанном с боярскими загородными вотчинами.

Погребальный обряд был сложен й различался в зависимости от социального положения погребенного. Образцами погребений дружинников IX-X веков можно считать курганное кладбище, расположенное на север от черниговского «острога» XII века.

Насыпи этих курганов высотой от 3 до 7 метров и диаметром от 10 до 25 метров прикрывали собой остатки костров, образовавшиеся от сожжения «домовин», или, как летописец называл их, «столпов» - небольших погребальных домиков, сооружавшихся из тонких, легко воспламеняющихся бревен.

Идея «дома мертвых» одинаково присуща и погребениям в ямах, когда выкапывают могилу в виде большого дома, и трупосожжениям, когда от домовины остаются лишь бревна. Исключительный интерес представляют боярские и княжеские курганы Чернигова, имеющие свои особые имена. Остановлюсь на двух из них - «Гульбище» и «Черной Могиле».

Обряд погребения производился так: на месте будущего кургана, в центре его, сооружалась насыпь в виде усеченного конуса высотой около 1,5 метра и 10 метров в диаметре. На этой насыпи (которая, возможно, называлась в древности «крада») строился дом для покойника и его жены; в дом укладывались все вещи, необходимые для обряда (оружие, посуда, кони, быки, седла, орудия труда), и все это, окруженное хворостом и соломой, поджигалось при погребальных плачах и воплях многочисленных сородичей.

После того как костер прогорал, родственники умершего изымали из кострища его останки: кольчугу с прикипевшими к ней полусожженными костями и шлем с остатками черепа. Все это временно относили в сторону и на месте костра сооружали огромную насыпь с утолщенной вершиной. Окружность такой насыпи в «Черной Могиле» достигала 125 мет-

Моспехщомятые с кострища, и обрядовые Вещщ положенные на Время тризны

Вторая насыпь из глины


Первичная насыпь (из рва)

Подсыпка ч. ^Предполагаемое

под кострище место „Ядына"-

Г кастойшс Домовины*

Кострище

Разрез кургана «Черная Могила» по уточненным данным


Реконструкция княжеского захоронения в «столпе» по данным раскопок кургана «Черная Могила» в Чернигове (середина X в.)

ров и внутри нее могли поместиться, например, кафедральный собор Чернигова (Спасский собор, 1036 г.) и две церковки.

Наверху образовывалась площадка около 1 000 кв. метров, в центре которой укладывали доспехи, или, точнее, останки умершего вместе с доспехами, снятые заранее с кострища.

Площадка вокруг этих останков сильно утрамбована; это позволяет думать о том, что она служила местом выполнения какой-то части погребального ритуала. По всей вероятности, в это время производились «страва» и «тризна» по умершему. Страва - это поминки, погребальный пир, для которого было достаточно простора на вершине насыпи. Триз-

на - это борьба, состязание, ристание- военные игры в честь умершего воина.

Тризна справлялась очевидно тогда, когда вершина насыпи была увенчана доспехами.

После этих торжеств курганную насыпь еще увеличивали почти вдвое, до г водя ее высоту до 11-12 метров, а объем до 6 000 куб. метров земли и глины.

На самой вершине окончательно насыпанного кургана ставили столб с именем умершего. Остатки такого столба сохранились в «Черной Могиле».

Курган «Гульбище» на Болдиных горах в окрестностях Чернигова может служить образцом богатого боярского погребения. Дата его - конец IX-начало X века. На вершину полунасыпанного кургана родичи вынесли здесь не только останки умершего (в кольчуге и в шлеме), но и предметы вооружения: огромный меч в ножнах, копье, большие стремена, удила, стрелы, топор и щит.

Курган «Черная Могила», датируемый золотой византийской монетой 945-959 годов, содержал три погребения: мужчины, юноши и женщины. Ряд соображений заставляет нас думать, что здесь был похоронен не просто знатный и богатый человек, а именно князь. В пользу этого говорит назначение вещей, водруженных на полунасыпанном кургане.

При насыпке «Черной Могилы» люди, руководившие погребальным обрядом, не заботились о том, чтобы вытащить наверх все оружие; много оружия они оставили на кострище. Но зато они очень внимательно отнеслись к тому, чтобы богаче представить связь погребенных с культом. Здесь мы видим и два турьих рога (обязательные атрибуты славянских божеств), два жертвенных ножа и, наконец, бронзового идола. Современники покойных дали нам понять, что под насыпью «Черной Могилы» лежат люди, облеченные правами не только военачальников, но и жрецов, люди, которым могут понадобиться на том свете и ножи для заклания жертв и священные ритоны 1 для провозглашения благоденствия соплеменникам.


Шлемы и части лука из черниговских курганов IX-X веков

1 Ритоны - питьевые сосуды из рога.

Такое сочетание воина и жреца могло быть только в лице князя. Мы знаем, что у славян князья нередко выполняли функции верховных жрецов. Думаю, что мы вправе признать княжескими курганами Чернигова только два - курган княжны Черны, где был похоронен знатный воин, снабженный турьим рогом, и «Черную Могилу», где похоронили одного или двух знатных воинов с турьими рогами.

Курганы «Гульбище» и «Черная Могила», а также ряд других близких к ним черниговских курганов IX-X веков, дали науке сотни ценнейших вещей, позволяющих восстановить виды одежды и вооружения русского боярства и князей того времени. Остановимся на таких редких предметах, как турьи рога из «Черной Могилы» (середина X века).

Воспетые в былинах древнерусские пиры сами по себе являются остатком языческого ритуала; возможно, что и питье из рогов, как наиболее архаичного типа посуды, было одним из элементов языческого праздника.

Турий рог впоследствии становится обязательным атрибутом славянских богов.

Наиболее яркими и интересными по художественному исполнению бесспорно являются два турьих рога из «Черной Могилы». Эти турьи рога впервые стали известны из работ Д. Я. Самоквасова (в 1874 г.). С тех пор они часто привлекали внимание историков искусства. Рога эти различной величины: один из них 54 сантиметра в длину, а другой 67 сантиметров. Никаких следов огня на тонкой серебряной оправе рогов нет. Страшный жар грандиозного погребального костра, сплавивший в стекловидные слитки все украшения покойников, не коснулся хрупкого серебра турьих рогов. По всей вероятности, они были положены после того как были закончены все погребальные обряды. Возможно, что, прощаясь с умершим, перед тем как окончательно засыпать землей его останки, родичи, поминая его, пили из рогов и положили их рядом с оружием. Оба рога одинаково окованы серебром вокруг устья и украшены квадратными накладками в средней части. Один из рогов (меньший) орнаментирован сочным растительным узором, переплетенным в гирлянды. Этот узор, близкий к иранскому, был очень распространен в древней Руси и встречается на вещах не восточного, а местного происхождения. Такова, например, рукоять меча, найденного в Киеве, близ Золотых Ворот.

Другой турий рог больших размеров орнаментирован значительно сложнее. Мастер-чеканщик сделал здесь замечательный фриз из различных чудовищ, птиц и людей.

Центральное место в орнаментике оправы отведено композиции из двух человеческих фигур и орла. Эта композиция находится как раз на противоположном конце оправы от разделительной пальметки; она обращена к лицу пьющего из кубка и является центральной и основной.

Внимание исследователей давно привлекали две маленькие фигурки людей, затерявшихся среди огромных чудовищ, цветов и трав, покры

вающих поле серебряной оправы. Их считали то охотниками, то детьми, заблудившимися в лесу. Обе фигурки обращены вправо, ц сторону орла, склонившего голову.

Левая фигурка изображает бородатого мужчину в малопонятной одежде вроде длинной рубахи (кольчуга), без шапки. Правая рука протянута вперед и как бы ловит что-то. В левой руке - большой лук сложной системы с ясно обозначенным способом прикрепления тетивы; около охотника, за его спиной, в воздухе две целые стрелы и одна разломанная пополам. Одна стрела как бы направлена в затылок мужчине.

Правая фигурка-женская, с колчаном у пояса, держит лук в левой руке, а правая рука согнута таким образом, как будто охотник только что спустил тетиву.

Отличием этой фигурки являются длинные косы, спускающиеся от правого виска к бедру. Можно даже разглядеть нечто вроде двух височных колец в том месте, где прическа переходит в косу. Судя.по косам, это. девушка.

Орел изображен непропорционально большим; голова его склонена вправо, крылья распростерты. При общем взгляде на всю композиционную группу из двух охотников и орла создается следующее впечатление: охотники стреляют в хищную птицу; но ни в птице, ни около нее стрел нет- они как бы возвращаются обратно к охотникам и изображены за их спинами летящими в обратном направлении, в беспорядке, оперением вперед и частично поломанные. Все это напоминает сказочные сюжеты о заколдованной птице и о возвращающихся стрелах. В русских сказках и былинах мы найдем много эпизодов, героями которых являются птица (вещая)» мужчина и девушка. Часто мужчина или лебедь освобождает девушку от когтей хищного коршуна-колдуна.

Но наиболее полную аналогию черниговскому рогу представляет черниговская же былина об Иване Годиновиче. Место действия во всех вариантах былины - Чернигов. Сюжет былины таков: молодой киевский дружинник Иван Годинович приехал в Чернигов за понравившейся ему Настасьей (или Марьей Дмитриевной) - дочерью черниговского гостя, уже просватанной за Кащея Бессмертного. Иван силой и угрозами увозит в Киев Настасью. По дороге на него нападает Кащей, который с помощью Настасьи побеждает Ивана и привязывает его к дубу.

Здесь в былину вводится новый элемент:

На ту пору на то времечко Налетала птица, черный вран,

Садился он, вран, на сырой дуб,

Проязычил языком человеческим:

«А не владеть-то Марьей Дмитриевной Царю Кащею Трипетову,

А владеть Ивану Годиновичу».

Кащей пытается застрелить из лука птицу, но выпущенные им стрелы, не тронув ее, возвращаются и поражают в голову насмерть самого Кащея. Иван освобождается.


Священный сосуд - турий рог из «Черной Могилы»


Резные камни XII в. из Борисоглебского собора в детинце


Сказочный мотив возврата стрел к стреляющему, так хорошо изображенный чеканщиком турьего рога, в былине является одним из центральных моментов. Он имеется решительно во всех вариантах этой былины (исследователи насчитывают их до 30).

На черниговском турьем роге изображен бородатый мужчина в длинной рубахе или кольчуге, только что спустивший тетиву своего лука,- Кащей Бессмертный, стреляющий в вещую птицу. Девушка с длинными косами и с колчаном через плечо - черниговская красавица Настасья (Марья), предмет спора двух мужчин. Здесь она изображена также с луком в левой руке. Вещий вран (или орел) как бы собирается взлететь. Его крылья распростерты и одно из них приподнято.


Серебряная оковка турьего рога из «Черной Могилы»

Наверху-общий развернутый вид оковки; внизу - деталь (заколдованная стрела поражает самого стрелка)

В вещую птицу на изображении было пущено три стрелы, как и полагается в настоящей былине или сказке, и все они оказались за спиной Кащея.

Одна из стрел переломилась «наполы» за спиной Кащея. Другая полетела прямо в небо. Третья стрела летит в затылок Кащею, выбежавшему стрелять птицу без шлема, без шапки, с непокрытой головой. Сердце убитого Кащея должно достаться волкам, и на турьем роге волк с разинутой пастью как бы ожидает добычи.

Совпадения исключительно полные. Нет только второго героя, Ивана Годиновича. Черниговский мастер все свое внимание сосредоточил на моменте наказания Кащея Бессмертного высшими силами за посягательство на птицу.

Кто такой Кащей? Какая птица пользуется таким покровительством колдовских сил? Почему именно смерть Кащея изображена на священном ритоне черниговского князя X века?

В былине, древность которой насчитывает тысячу лет, мы вправе искать не жанровую сценку, а какой-то скрытый, более глубокий смысл. Быть может, чеканная иллюстрация к былине позволит нам установить ее литературную историю.

Важнейшим персонажем рисунка турьего рога является вещая птица, враждебная Кащею. Именно она олицетворяет высшие силы, побеждающие Кащея Бессмертного. На роге она больше всего походит на орла.

Орел известен как герб города Чернигова. Доказанная советским ученым, доктором исторических наук А. В. Арциховским глубокая древность многих русских городских гербов заставляет внимательнее отнестись к этому совпадению. Орел, из-за которого на турьем роге находит свою смерть Кащей Бессмертный, - вещая птица черниговской былины, и орел - герб Чернигова. Все это позволяет предполагать, что орел в древности особо почитался черниговцами, может быть, как покровитель города или племени.

Царь Кащей Бессмертный, Кащей Трипетович - это, возможно, один из образов степных кочевников, образ хана, возглавляющего набег, ускользающего от смерти и укрывающего у себя полоненную русскую красавицу. В XII веке «кощеями» называли иногда и ханов; так, например, Кончак назван в «Слове о полку Игореве» «поганым кощеем».

Может быть, и вся сцена, вычеканенная на священном ритоне, - это изображение простой, исторически оправданной мысли: поганый «кощей-печенежин» поднял руку на черниговского орла, но сила вещей птицы направила стрелы обратно в обидчика.

Мастер-чеканщик, считавшийся с ритуальным характером рога, хотел показать не столько реальную смерть Кащея, сколько именно действие невидимой, но властной силы заклинания.

Независимо от правильности высказанных выше соображений турий рог из «Черной Могилы» останется одним из самых интересных предметов древней Руси, который долго еще будет привлекать внимание историков искусства, знатоков быта и исследователей славянского язычества.

Черниговские курганные клад.

<бища IX-X веков свидетельствуют о важном значении Чернигова в древнерусском государстве. В распоряжении черниговского князя были тысячи дружинников. По. пытки норманистов объявить часть курганов вокруг Чернигова скандинавскими потерпели полную неудачу.

Оба обряда - и трупосож-жение и захоронение в срубах - засвидетельствованы письменными источниками X века как русские.

Подводя итоги беглому обзору курганов IX-X веков, хотелось бы остановиться на вопросе о расселении дружинников и бояр в Чернигове и в его окрестностях.

В IX - X веках население Чернигова хоронило своих покойников не у самых стен детинца или окольного града, а несколько дальше, на выездных путях из города. КладбиЪце распадается на несколько отдельных трупп, которые раскинуты на очень большом пространстве, а вниз по Десне тянутся на 18 километров до Шеетовиц. Такая рассредоточенность чер. -ниговских дружинных погребений может быть объяснена появлением у дружинников земельных владений вокруг города, часть которых известна нам по именам (Гюричев, Семынь и др.). Обращает на себя внимание, что в каждой курганной группе есть много обычных могил небольшого размера и несколько крупных курганов с богатым инвентарем.

Произведем примерное сопоставление черниговских курганных групп, окружающих город, с древними летописными названиями сел.

1. Курганы на восток от Чернигова, среди которых есть несколько IX-X веков, - это некрополь летописного Гюричева, пригородного села.

2. Дружинные курганы IX-X веков «в старом кладбище в Березках»- это кладбище древнего села Семынь, упоминаемого в летописи. В этой группе господствовало несколько больших курганов.

3. Соседняя группа курганов X века около «Пяти Углов» - это, возможно, некрополь того древнего села, которое в XII веке стало называться селом Святого Спаса.

4. Курганы на Олеговом Поле, группировавшиеся вокруг огромной овальной могилы, может быть, следует связывать с каким-либо княжеским селом, принявшим впоследствии имя Олега (современное село Ольго- во). Здесь, на земле села Ольгова, был найден клад княжеских серебряных вещей XII века.

5. В древнем урочище Болдино возвышался курган богатого и знатного боярина конца IX - начала Хвека («Гульбище»), окруженный менее значительными насыпями.

Мечи X века из боярских курганов в окрестностях Чернигова (Шестовицы)

6. Соседняя Троицкая группа тоже имела свой боярский курган. Ее можно сближать с древним пригородным селом Гостыничами.

7. Некрополь села Гущина (близ которого находится село с многозначительным наименованием Киенки) возглавляется большим курганом со срубной гробницей. Здесь же, в этом селе, был найден в 1934 году клад серебряных украшений гнездовокого типа X века.

Расширяя радиус наших наблюдений, двигаясь по древним дорогам из Чернигова на Киев, на Любеч, на Стародуб, мы увидим, что некрополи пригородных сел незаметно переходят в городские с большими и малыми курганами: Оргощ на северо-западе, Седнев на северо-востоке, Шестови-цы на юго-западе.

Вся эта картина никак не укладывается в представление о черниговском князе как о единственном центре притяжения дружинников. Наоборот, мы видим вокруг Чернигова своего рода «солнечную систему»: город- резиденция князя - окружен несколькими вторичными центрами, границы которых подступают почти к самому городу; у этих вторичных боярских центров есть свои «спутники», окружающие их, входящие в их орбиту.

Только владение землей, .необходимость быть в селах, прочная связь с пригородными вотчинами могли создать такую яркую картину феодального рассредоточения черниговского некрополя. Никакого единого аристократического кладбища здесь нет. Огромные боярские курганы типа «Гульбища», Безымянного и больших курганов Гюричева рассредоточены в отдельных группах, как бы возглавляя их. Археологические материалы позволяют сделать следующие выводы о социальной структуре. Черниговские бояре-воины IX-X веков - это не толпа безземельных княжих мужей, окружающих князя, - это землевладельцы, сюзерены своих дружинников, господари сел, известных нам по летописи. Вассалитет без земельных пожалований был, очевидно, уже пройденным этапом к началу X века для феодалов второго города в древней Руси - Чернигова, уступавшего первенство только Киеву. Черниговское боярство далеко за пределами города осуществляло власть над окрестными селами, над землей, превращая ее в свою феодальную собственность, являвшуюся основой феодального строя.

Княжеские курганы - курган княжны Черны и «Черная Могила», которые местная легенда всегда хотела связать с основателем города Чернигова князем Черным, не связаны ни с одним из пригородных сел. Они, как и подобает княжеским курганам, связаны с сах\шм городом, у стен (а может быть у ворот) которого они и выросли.

Первые поселения, согласно полученным в ходе раскопок данным, на месте Чернигова появились еще за четыре тысячи лет до нашей эры. Благодаря выгодному географическому положению, рядом с крупной рекой, что делало его торговым и транспортным центром, город стал быстро разрастаться в первом тысячелетии до нашей эры. Согласно летописям, в 907 году киевский князь Олег завоевал Чернигов. В то время это был уже полностью сформировавшийся город, имеющий важное стратегическое и экономическое значение. В начале 11 века в городе строятся два крупных монастыря, сделавшие его религиозным и культурным центром всей северной части Киевской Руси. В период раздробленности Чернигов разросся до площади около 4,5 квадратных километров и имел население в 40 тысяч жителей, что делало его крупнейшим городом в Европе в то время. В 1239 году на крупный и богатый город позарились орды татаро-монголов, вторгнувшиеся на русские земли. Не смотря на подошедшее в помощь русское войско, город пал и был разграблен. В дальнейшем иноземцы постоянно пытались захватить Чернигов. По итогам русско-литовской войны, в 1503 году город был присоединен к Московскому княжеству. В 1618 году Чернигов был захвачен поляками и по итогам договора отошел к Речи Посполитой. Затем в 1649 году благодаря стараниям Богдана Хмельницкого, поднявшего восстание, Чернигов был отвоеван у поляков и возвращен в состав Руси.

Достопримечательности

Любой путеводитель вам подскажет: знакомство с городом следует начать с Вала - бывшего Черниговского детинца, древнего княжеского двора. Это духовный и административный центр города. Именно здесь сконцентрировано наибольшее число исторических зданий и музеев.

Спасский собор

Спасский собор - древнейший из сохранившихся на Руси. Он был заложен в 11 веке первым известным по имени Черниговским князем Мстиславом Храбрым - сыном крестителя Руси Владимира Святославича. С 1967 года Спасский собор - в составе Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний».

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор был возведён около 1123 года, посвящен небесным покровителям рода Ярославичей и был задуман как почетная усыпальница. Храм стоит всего в десятках метров от Спасского собора. Изначально между ними находились дворцовые постройки, от которых ничего не осталось, кроме археологического фундамента. За время своего существования Борисоглебский собор неоднократно был разрушен и перестроен. Сегодня это музей, здесь проходят концерты духовной музыки и постоянно работают две выставки - «Фреска черниговских храмов» и «Архитектура и ремесло Чернигова 11-13 веков».

Екатерининская церковь

Необычайной красоты эта церковь расположена на высоком мысу и отделена от Вала оврагом. Она считается визитной карточкой Чернигова, хотя и была построена гораздо позже Спасского и Борисоглебского - в 18 веке, на остатках храма средних размеров времен Киевской Руси. Сейчас в церкви можно посмотреть выставку народно-декоративного украинского искусства.

Красная площадь

Да-да, у Чернигова тоже есть своя площадь, и она тоже красная. С начала 19 столетия и по сегодняшний день это - административный и культурный центр города. Попасть на площадь от Екатерининской церкви можно по украшенной фонтанами Аллее Героев. Прежде это место именовалось Пятницким полем. Название происходит от находящегося рядом храма Святой Параскевы Пятницы, построенного еще в конце 12 столетия.

Елецкий и Троицко-Ильинский монастыри

Возникновение обоих монастырей связано с именем преподобного Антония Печерского. В древнерусские времена они находились за пределами города. В состав Елецкого монастыря, расположенного ближе к центру, входят Успенский собор, возведённый в 12 столетии, колокольня, келий, Петропавловская церковь и каменная ограда. Также на территории до сих пор стоит единственное деревянное сооружение казацкого времени - домик Феодосия Углицкого (конец 17 века). Известные подземелья монастыря возникли не раньше 18 века. Рядом находятся ещё несколько исторических зданий: тюремный замок, построенный в 1803-1806 годах, и двухэтажное здание бывшего мужского училища. Здесь же, напротив монастырской ограды, возвышается огромная земляная насыпь. Это один из самых знаменитых древнерусских языческих курганов - «Чёрная могила». По преданию, под ним похоронен основатель Чернигова князь Чёрный. Хотя раскопки доказали, что курган был насыпан уже в 10 веке, когда Чернигов уже существовал.

Троицко-Ильинский монастырь расположен на Болдиной горе (название произошло от древнерусского «болд» - дуб). Историки не исключают, что в дохристианские времена на горе было капище славянского бога Перуна. Сначала монастырь был пещерным, затем здесь возвели одноглавую Ильинскую церковь, в перестроенном виде сохранившуюся до наших дней. Рядом с ней вход в знаменитые Антониевы пещеры - они открыты для туристов. В конце 17 века на просторной площадке с западной стороны от Ильинской церкви начали возводить грандиозный архитектурный комплекс во главе с Троицким собором, освящённым в 1695 году. Он и дал современное название монастырю.

Музеи

Для любителей исторических ценностей под стеклом, приправленных рассказами экскурсовода, - сразу несколько добротных музеев Чернигова. Это и исторический имени Тарновского, и военный, и художественный имени Галагана, и литературный Коцюбинского.

Сегодня Чернигов - областной центр, граничащий с Россией и Беларусью. Город расположен в северной части Украины на правом (высоком) берегу Десны, в месте впадения в неё реки Стрижень. Первое упоминание о Чернигове относится к 907 году, таким образом Чернигов является одним из самых древних городов современной Украины.

Имеется множество находок эпохи неолита, обнаруженных на территории Чернигова, и свидетельствующих о том, что первые люди появились в этих местах как минимум в 4 тысячелетии до н.э. Помимо этого в урочищах Яловщина и Татарская Горка были обнаружены следы древних поселений эпохи бронзы (2 тысячелетие до н.э.)

В 1 тысячелетии н. э. на крутых берегах рек Десны и Стрижня существовало несколько поселений северян: в пределах древней центральной части Чернигова на Валу, на Елецких и Болдиных горах и в других местах. Быстрому экономическому росту Чернигова способствовало выгодное географическое расположение в бассейне реки Десны и её притоков реки Снов и Сейм.

Археологи насчитывают на территории современного Чернигова не менее четырех наиболее древних городищ, которые вероятно представляли собой небольшие родовые крепости, отделенные одна от другой глубокими оврагами Болдиных гор. Археологические материалы этих поселений относятся к VII веку, в связи с чем 1992 году отмечалось 1300-летие города .

О могуществе древнего Чернигова свидетельствуют не только летописные данные, но и многочисленные курганы IX-X веков - земляные мавзолеи черниговских князей и их дружинников. Тысячи курганов издревле полукругом ограничивали древний город. Ещё в конце XIX века в Чернигове и на его окраинах их насчитывалось около 500. Но после интенсивного и варварского их разграбления на сегодняшний день остались лишь отдельные курганные насыпи на Болдиных горах, в современном районе «5 углов», на Бобровице, в Еловщине и других частях города.

Чернигов - город на севере Украины, административный центр Черниговской области, а также Черниговского района (в состав которого не входит). Самый северный областной центр Украины. Исторический центр Левобережной Украины, один из крупнейших городов Древнерусского государства.

История Чернигова

Догородской период

Отдельные находки эпохи неолита из окрестностей Чернигова свидетельствуют, что первые поселенцы появились здесь ещё в 4 тысячелетии до н. э., а обнаруженные в урочищах Яловщина и Татарская Горка поселения эпохи бронзы указывают на заселение территории города во 2 тысячелетии до н. э.

В 1 тысячелетии н. э. на крутых берегах Десны и Стрижня существовало несколько поселений северян: в пределах древней центральной части Чернигова на Валу, на Елецких и Болдиных горах и в других местах. Быстрому росту города поспособствовало выгодное географическое положение в бассейне Десны и её притоков Снов и Сейм.

Впервые город упоминается в Повести временных лет под 907 годом, когда киевский князь Олег после успешного похода на Византию обязал греков платить дань наибольшим городам Руси. Чернигов в договоре был упомянут вторым после Киева.

Черниговское княжество

В 1024 году, после битвы под Лиственом, Чернигов становится стольным градом князя Мстислава Владимировича, брата Ярослава Мудрого. Во второй половине XI века, в годы княжения Святослава Ярославича, рост города продолжился. В это время были основаны Елецкий (1060 год) и Ильинский (1069 год) монастыри, ставшие духовными центрами Чернигово-Северской земли. В период раздробленности Руси Черниговское княжество закрепляется за династией Ольговичей (основателем династии был Олег Святославич, внук Ярослава Мудрого), за время правления которых древний Чернигов достиг наибольшего расцвета: общая площадь города - 450 га, население - около 40 тысяч жителей, что позволяет считать его одним из самых больших в то время в Европе.

Черниговские владения простирались далеко на восток и юг, до Мурома (затем до Коломны) на Оке и до Тмутаракани на Чёрном море.

Монголо-татарское иго; в составе Литвы

Развитие Чернигова было прервано монголо-татарским нашествием на русские земли. В октябре 1239 года татарская орда под предводительством чингизида Мункэ напала на Чернигов. На помощь городу пришло войско во главе с Мстиславом Глебовичем, под стенами города развернулась жестокая битва, но монголы победили. 12 октября окружённый город пал. Воскресенская летопись сообщает: «и множество от вой [воинов] его избиено бысть и град взяша и запалиша огнём».

После монгольского разорения значение центра чернигово-северских земель перешло к Брянску. Брянское княжество было захвачено в 1356 году литовским князем Ольгердом.

По итогам русско-литовской войны (1500-1503), вследствие разгрома литовских войск в битве под Ведрошей и заключения Благовещенского перемирия, Чернигов вошёл в состав Русского государства.

Борьба между Русью и Литвой

  • В составе Русского государства

Для прикрытия границ в середине XVI в. пограничный Чернигов был укреплён. Наиболее укреплённая часть города располагалась тогда на выступающем к Десне возвышенном мысе (Валу) и представляла собой замок, обнесённый глубокими рвами и высокими земляными валами, на которых стояли высокие деревянные башни и стены. Внутри укреплений располагались храмы, административные и жилые здания, провиантские и пороховые склады.

Однако жизнь в Чернигове оставалась напряжённой. Городу довелось выдержать нападения литовских и польских войск в 1506, 1515, 1534, 1563, 1579 гг.

  • Смутное время

В 1604 году Чернигов был захвачен и разграблен Лжедмитрием I.

Зимой 1611 года польские войска (войска подкомория Самуила Горностая) практически полностью сожгли город и уничтожили многих жителей.

  • В составе Речи Посполитой

В 1618 году по Деулинскому договору город отошёл к Речи Посполитой, под властью которой находился до восстания Хмельницкого. В 1623 году грамотой польского короля Сигизмунда ІІІ Чернигову было предоставлено Магдебургское право и учреждён черниговский магистрат. В 1623 году в Чернигове учреждаются шляхетские земские городские подкоморные суды, уравненные в правах с киевскими, а воеводство разделяется на два повета: Черниговский и Новгород-Северский. Учреждается герб с изображением двуглавого орла на одной короне. Проживавшее в Речи Посполитой православное население подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Превращаются в костёлы древние Борисоглебский и Успенский (перешёл под управление монахов-доминиканцев) соборы. В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. В 1648 году создан Черниговский полк, который с 1649 года возглавил Мартын Небаба, погибший в 1651.

  • Восстание Хмельницкого

В результате восстания Хмельницкого по Зборовскому миру 1649 года Чернигов вошёл в состав Войска Запорожского, по Переяславскому договору в 1654 году - вместе со всеми землями Войска Запорожского вошёл в состав государства Российского.

В память об этой борьбе и последующем воссоединении православного населения установлен памятник Богдану Михайловичу Хмельницкому (скульпторы И. П. Кавалеридзе, Г. Л. Петрашевич, архитектор А. А. Карнабед, 1956 год) в центральной части города в сквере, носящем его имя.

За городом строится Троицкий собор, освящённый в 1695 году. Инженеры Ламотт и Деривер составляют чертежи для новой крепости и руководят исправлением повреждённых укреплений. Строится Черниговский коллегиум. В старом городе в XVIII веке насчитывалось четверо ворот - Замковые, Киевские (Любецкие), Прогорелые (Лоевские) и Водяные и три улицы - Замковая, Киевская и Водяная. В новом городе насчитывалось четыре больших улицы. Из городских построек в «Генеральной ревизии» упоминаются две деревянные избы, каменный магистрат, полковничий дом, лавка, помещение инженерной команды, артиллерийский двор, приходская школа, полковая канцелярия и храмы. Большинство зданий были деревянными. В это время в городе насчитывалось около 4 тыс. жителей. Трижды в год в Чернигове устраивались ярмарки.

Возле города находилась пристань. Здесь не только принимали и отправляли в путь суда, но и строили новые.

Северная война

Черниговские казаки принимали участие в Полтавской битве на стороне войска Петра I. После победы Пётр I по дороге в северную столицу посетил Черниговскую фортецию. По его указанию были установлены дополнительные орудия. По другой версии Пётр I не захотел тащить устаревшие орудия в Санкт-Петербург. В 1899 году орудия, оставшиеся в городе, были установлены на доставленных из Киева лафетах и расставлены на краю Вала, где и стоят до сих пор.

От наместничества до губернии

До начала 80-х годов XVIII века Чернигов оставался центром полка (как административно-территориальной единицы). После ликвидации полкового деления на Украине, в 1781 году становится центром Черниговского наместничества, первым правителем которого стал генерал Милорадович. В том же году привилегированным малороссийским сословиям высочайше даровали права русского дворянства. За два года до окончания XVIII века Черниговская крепость была упразднена за ненадобностью, укрепления ликвидированы.

По данным тех лет, губернский Чернигов состоял из 705 домов горожан, 4 кирпичных заводов, 4 монастырей, 12 церквей, 2 богоделен и прочих казённых и торговых строений. В 1786 году по указу императрицы Екатерины ІІ в Чернигове были закрыты три монастыря из четырёх - Борисоглебский, Троицко-Ильинский, Пятницкий. Их здания и территории переданы светским организациям.

С 1801 года Чернигов стал губернским городом образованной тогда Черниговской губернии.

Отечественная война 1812 года

Нашествие Наполеона на Россию в 1812 году (через Польшу, территорию современной Белоруссии и по Смоленской дороге на Москву) не привело к оккупации Чернигова. Тем не менее, многие жители Чернигова пополнили ряды казацких полков и ополчения. Черниговский драгунский полк прославился ещё 4 ноября (по старому стилю) 1805 в битве у деревни Шенграбен в Австрии. За этот бой черниговцы первыми из кавалерийских частей получили Георгиевский Штандарт, пожалованный Императором Александром I «за подвиг при Шенграбене 4 ноября 1805 года», с Георгиевским навершием и надписью «Пять против тридцати», ставшим девизом полка на многие годы. Впоследствии полк принимал участие и в Бородинском сражении. А в 1813 году удостоен семи серебряных труб за Кацбах.

XIX - начало XX века

После отмены крепостного права (1861) происходило постепенное увеличение населения: на 1897 год численность его составляла 27 716 человек, в 1913 году - уже 35 850 человек.

Подавляющее большинство домов в Чернигове было деревянными, район обязательных каменных построек был ограничен кварталами вокруг Красной (или Базарной) площади, с сооруженными в начале XIX века торговыми рядами. Улицы, преимущественно центральные, освещались газовыми фонарями и только в 1895 году было введено электрическое освещение.

Работали две больницы: «земская губернская» и «общины сестёр милосердия». В начале XX века появились первые частные дошкольные учреждения: двое ясель и детский сад. В Чернигове действовали 15 гостиниц, 9 трактиров и 3 буфета, почтовая и телефонная конторы, а также телефонная станция, которая в 1912 году обслуживала 138 абонентов.

С конца XIX века в городе начали функционировать отделения банков. В 1875 году был основан городской гражданский банк. Состоятельные жители Чернигова пользовались услугами ломбарда, трёх сберегательных касс и общества взаимного кредита. Ярмарки собирали четыре раза на год, и трижды в неделю базар: по понедельникам, средам и пятницам. Количество торговых учреждений быстро увеличивалось: если в 1900 году в городе насчитывалось 428 магазинов и лавок, то в 1910 году их уже 734.

Развитие экономики способствовало росту профессионального образования. В начале XX века в Чернигове действовали 3 ремесленных училища, 2 торговые школы, фельдшерская школа, а также духовное училище и духовная семинария. В 1916 году основан Педагогический (учительский) институт, который давал неполное высшее педагогическое образование. Осенью 1917 года был объявлен набор учащихся в первую смешанную гимназию с обучением на украинском языке. Согласно данным первой общей переписи населения 1897 года, около 53 % жителей Чернигова умели читать и писать. Накануне І мировой войны общая численность учеников в Чернигове составляла 6,2 тыс. человек.

На грани XIX и XX веков жили в Чернигове писатели: Михаил Коцюбинский (похоронен в Чернигове), Б. Гринченко, В. Самийленко, М. Вороный, М. Чернявский, художник И. Рашевский, историк В. Модзалевский и др.

Гужевой транспорт по-прежнему оставался единственным средством передвижения по улицам города. В начале XX в. благодаря шоссе «Киев-Петербург», между Черниговом и Гомелем, Черниговом и Козельцом постоянно курсировали конные дилижансы.

Февральская революция

После Февральской революции 1917 года в Чернигове созданы отряды Свободного Казачества, и власть перешла в руки Центральной Рады. При украинской власти началась украинизация (издательство «Сиверянская мысль», дневник губернского земства «Черниговщина», орган губернского Совета Крестьянских Депутатов «Народное Слово», украинские школы и т. д.).

Первые годы Советской власти. Гражданская война

Дополнительные сведения: Иностранная военная интервенция в России

1 февраля 1918 года в городе провозглашена Советская власть, однако уже 12 марта 1918 года австро-германские войска захватили Чернигов и город вернулся под власть правительства Украинской Народной Республики. В мае 1918 года в Чернигове создан подпольный губернский комитет большевистской партии и губревком, начала выпускаться подпольная газета «Рабочий и крестьянин». 14 декабря 1918 года началось вооружённое восстание жителей Чернигова, которое было жестоко подавлено. Вскоре на смену гетманцам пришла петлюровская Директория. 10 января 1919 года Богунский полк под командованием Н. А. Щорса занял позиции северо-восточнее города, а Таращанский полк под командованием В. Н. Боженко - с юго-востока. 12 января 1919 года город был взят большевиками. Началась национализация промышленных предприятий, в пяти пунктах города открылись вечерние школы для взрослых. 11 февраля в зале Дворянских собраний был поставлен первый спектакль Союза профессиональных артистов. Начала выходить газета «Знамя Советов».

Летом 1919 года на территорию Украины вошли отряды Деникина. 30 августа деникинцы захватили Киев. 10 сентября части Красной армии начали контрнаступление из Чернигова на Киев - был занят Козелец. Но получив подкрепление, деникинцы снова перешли в наступление на Чернигов - 12 октября Чернигов был захвачен. 7 ноября 1919 года Чернигов заняли части Красной Армии и установили в городе Советскую власть.

Стройки первых пятилеток

Из торгово-ремесленного города Чернигов превратился в промышленный центр. Рост промышленности города сопровождался интенсивным ростом населения: в 1913 году - 32 тыс., а в 1939 - уже 69 тыс.

В 1921 году начали работу чугуноплавильный, клинкерный, пивоваренный и уксусный заводы. 7 ноября 1922 года состоялось открытие завода «Октябрьский молот». В 1925 году в городе насчитывалось 11 государственных предприятий. В 1924 году начлись работы по обеспечению водой рабочих предместий. Был разработан план развития города на 30 лет. Этот план предусматривал сооружение в центральной части Чернигова административных и жилых построек, а также обустройство больших массивов зеленых насаждений. Промышленные предприятия выводятся за пределы жилой застройки.

В 1927-1929 пострена новая электростанция. В 1928 создано объединение Черниговских кирпичных заводов «Кирпич» и завершено строительство железной дороги «Чернигов-Гомель». Через два года введена в эксплуатацию железнодорожная линия «Чернигов-Овруч», а в начале 1931 года в городе уже функционировал один из самых больших железнодорожных узлов в северной Украине. Годом позже начали работу судоремонтные мастерские. В это время количество предприятий достигло 32, а количество работающих на них превысило 1000.

В 1925-1932 годах Чернигов был центром Черниговской округи. В 1932 году образована Черниговская область. Согласно переписи 1926 года Чернигов насчитывал 35 200 жителей, в том числе 57 % украинцев, 20 % русских и 10 % евреев.

Чернигов сохраняет своё значение культурного центра в 1920-х - начале 1930-х годов. Здесь действовали: Исторический музей (прежний музей Тарновского, значительно обогащённый), архив научного общества, Институт народного образования (с 1920 года). Деятельность этих учреждений была плотно связана с ВУАН, в частности с её исторической секцией и Археологическим комитетом, с центральными историческими архивами в Киеве и Харькове, Институтом украинской культуры им. Д. Багалия (Харьков) и др. В 1926 году году открыт театр им. Шевченко. С Черниговом связаны имена писателей Павла Тычины, Ивана Кочерги, Василия Эллана-Блакытного, историков П. Савицкого, Е. Онацкого, В. Дубровского, В. Шугаевского, искусствоведа О. Гукала и др.

В 1934 году открылись музей М. М. Коцюбинского и областная филармония. В 1936 году построен стадион. В 1937 году - основана библиотека для детей. В 1939 - возведён кинотеатр им. Н. Щорса.

В годы первых пятилеток благодаря росту промышленности население Чернигова увеличилось, и в 1934 году в Чернигове проживало 68,6 тыс. человек, действовало 57 промышленных предприятий, работало 109 предприятий розничной торговли и 34 - общественного питания. Система медицинского обслуживания состояла из городской больницы, 6 поликлиник, 2 специальных диспансеров, психиатрической и физиотерапевтической больниц, 13 медпунктов и 5 рентгеновских кабинетов. В городе насчитывалось 14 средних и неполных средних школ, 2 вуза и 4 техникума, а также 8 вечерних школ для взрослых.

Великая Отечественная война

Бои за Чернигов

После тяжелых боёв июля и августа, в которых советские войска не смогли остановить надвигающиеся войска противника, силы немецкой группы армий «Юг» вышли к Днепру на всем течении от Херсона до Киева. Группа армий «Центр», наступая севернее припятских болот, продвинулась до Смоленска.

20 августа передовые части 1-й танковой армии перешли Днепр у Запорожья. После упорных боев была также захвачена понтонная переправа в Днепропетровске. Одновременно 17-й армии вермахта удалось форсировать Днепр у Кременчуга и создать плацдарм на левом берегу реки до Черкасс. 6-я армия вплотную подошла к Киеву.

Таким образом, оказались под угрозой окружения силы советского Юго-Западного фронта, расположенные в излучине Днепра. Здесь были сосредоточены пять советских армий (с севера на юг): 21-я (В. И. Кузнецов), 5-я (М. И. Потапов), 37-я (А. А. Власов), 26-я (Ф. Я. Костенко), 38-я (Д. И. Рябышев).

24 августа немецкая 2-я танковая группа начала наступление против войск фронта в направлении Конотопа. Несколькими днями позже из района Кременчуга ей навстречу начала боевые действия 1-я танковая группа Клейста, одновременно нанося дополнительный удар на Полтаву, но вскоре всеми силами развернувшаяся на северо-восток. К исходу августа части Гудериана сумели захватить два плацдарма на р. Десна - у Коропа и Новгорода-Северского, угрожая выйти в глубокий тыл войск Юго-Западного фронта. В первых числах сентября здесь развернулись ожесточенные бои.

Бои за Чернигов начались 28 августа 1941 года, когда 2-я немецкая армия фон Вейхса начала наступление из района Гомеля на оборонявшие город части 5-й армии Юго-Западного фронта М. И. Потапова и, одновременно зажимая в тиски между своими подразделениями и частями 2-й танковой группы Гудериана, которая наступала восточнее в направлении на Конотоп, 21-ю армию Брянского фронта. Тогда же немецкая авиация подвергла Чернигов массированным бомбардировкам. Были разрушены все промышленные предприятия, культурно-просветительские и медицинские учреждения, многие архитектурные и исторические памятники, свыше 70 % жилого фонда.

В ночь на 9 сентября 1941 года гитлеровцы захватили Чернигов. Началась двухлетняя оккупация, сопровождавшаяся массовыми расстрелами и отправкой на принудительные работы в Германии мирных граждан.

В годы войны Черниговщина стала краем всенародной партизанской борьбы - в области были созданы и активно действовали партизанские объединения под руководством секретаря обкома партии А. Ф. Фёдорова, Н. Н. Попудренко, Н. М. Таранущенко, Юрия Збанацкого и других. Свыше 12 тыс. партизан нанесли огромный ущерб врагу.

Освобождение Чернигова

Бои за освобождение Чернигова начались в середине сентября 1943 года и осуществлялись силами 13-й армии Центрального фронта под командованием генерал-лейтенанта Н. П. Пухова. Фронтовая наступательная операция советских войск Центрального фронта в Великой Отечественной войне осуществлялась как составная часть Черниговско-Полтавской стратегической операции - первого этапа битвы за Днепр.

8 сентября 76-я гвардейская стрелковая дивизия выступила из района Орла под Чернигов. За трое суток непрерывного наступления она продвинулась на 70 километров и на рассвете 20 сентября подошла к деревне Товстолес, в трёх километрах северо-восточнее Чернигова, а затем, 21 сентября 1943 года, овладев городом и после трёхдневных упорных боёв областью, продолжила наступление на запад. Приказом Верховного Главнокомандующего от 21 сентября 1943 года № 20 дивизии была объявлена благодарность и присвоено почётное наименование Черниговская.

В ходе операции были разгромлены противостоящие войска вермахта, был форсирован Днепр, оказана существенная помощь войскам Воронежского фронта и Степного фронта.

Послевоенные годы

Война превратила Чернигов в сплошные руины. Было полностью уничтожено 50 и сильно разрушено 57 промышленных сооружений, разрушено железнодорожное хозяйство, электростанция, радиоузел, телефонная связь. В результате военных действий город лишился 70 % жилого фонда. Все это необходимо было восстанавливать. Призыв поднять из руин Чернигов нашёл горячий отклик и поддержку среди населения - областной центр начал отстраиваться практически заново. Уже в конце 1943 года начались занятия в школах, а в 1944 году - в учительском институте. В 1946 году в Чернигов вернулись эвакуированные в Уфу экспонаты музея М. М. Коцюбинского. В 1948 году население города обслуживал 91 врач и 279 работников из числа среднего медицинского персонала. 1949 год - снова заработала фабрика музыкальных инструментов. В 1950 году был построен железнодорожный мост через Десну, а в 1951 году открыт железнодорожный вокзал. В 1956 году Чернигов начал получать природный газ и в 1957 году началось строительство завода по производству химических волокон.

После второй мировой войны Чернигов отстроен по генеральному плану (1945, 1958 и 1968) и реконструирован. Центр города совершенно перестроен в 1950-1955 годах (архитекторы П. Буклавский, И. Ягодовский): возникли новые улицы, построены новые кварталы, зазеленели новые бульвары, скверы и парки. Основные магистрали города застраиваются 3-5-этажными домами. Строители широко используют типовые проекты из сборного железобетона. К 1960 году было построено 300 тыс. квадратных метров жилья.

Из пепла и руин подняты цеха промышленных предприятий города, созданы новые предприятия, воссоздан железнодорожный вокзал, мосты через реку Десну, речной порт. Промышленность Чернигова достигла довоенного уровня в начале 1950-х годов.

Ведущие отрасли промышленности: химическая, пищевая, лёгкая, строительных материалов, деревообрабатывающая. Предприятия: Черниговская фабрика музыкальных инструментов (с 1934 года), фабрики первичной обработки шерсти, швейная, обувная; предприятия пищевой промышленности: мясокомбинат, фабрики - молочная, пивоваренная, кондитерская, макаронная, овощехранилище; заводы - железобетонных изделий, бетонный, ремонтно-механический, деревообрабатывающий и овощесушильный.

1950-1980-е годы

Важным событием в культурной жизни города стало открытие в 1959 году нового здания театра им. Т. Г. Шевченко (архитекторы С. Д. Фридлин и С. П. Тутученко).

В декабре 1959 года начал работу черниговский завод синтетического волокна (Черниговхимволокно). В сентябре 1960 года произвёл первый набор студентов Черниговский филиал Киевского политехнического института (сейчас Черниговский национальный технологический университет). В 1961 году введена в эксплуатацию первая турбина новой Черниговской ТЭЦ. В 1970 году открыл свои двери новый Дворец пионеров (сейчас Дворец школьников). В 1975 году открылся торговый центр «Дружба», в 1976 году - кукольный театр.

Промышленный рост города привел к тому, что к 1979 году количество населения возросло до 240 тысяч.

В 1980 году был разработан новый план реконструкции Чернигова. В ходе его реализации возведён гостинично-ресторанный комплекс «Градецкий» (1981), кинотеатр «Победа» (1984), начато строительство средней школы № 12 и издательского комплекса «Десна».

Население Чернигова росло быстро: 1959 - 90 тыс. (украинцы составляли 69 %, русские - 20 %, евреи - 8 %, поляки - 1 %), 1970-159 тыс., 1980-245 тыс. человек. К 1982 году численность населения достигла 257 тыс. человек.

В 1986 году произошла самая страшная трагедия, которую довелось пережить Чернигову за весь послевоенный период - авария на Чернобыльской АЭС. Многие жители Чернигова, приняв участие в ликвидации, отдали свои жизни и здоровье. В ознаменование десятилетия этой общенародной трагедии на Аллее Героев установлен бронзовый памятник.

Религия

Из древних церквей Чернигова примечательны Успенский собор Елецкого монастыря и Спасо-Преображенский собор, сооружённые в XI веке, а также Борисоглебский собор (XII век), в которой в XVII веке разместился католический доминиканский монастырь.

В Свято-Троицком соборе Троицко-Ильинского монастыря покоятся мощи святителя Феодосия Черниговского (ум. 1696), канонизированного Русской православной церковью в 1896 году, а также преподобного Лаврентия (1868-1950), канонизированного Украинской Православной Церковью в 1993 году и архиепископа Филарета (Гумилевского), канонизация которого Украинской Православной Церковью была произведена в ноябре 2009 года.

Кроме религиозных объединений Украинской Православной Церкви Московского патриархата в Чернигове зарегистрированы общины Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, а также приходы Украинской Автокефальной Православной Церкви. В городе есть храм Римско-католической церкви. Протестантские общины: баптистов, харизматов, пятидесятников, церковь адвентистов седьмого дня. Собрание свидетелей Иеговы. Иудейская синагога. Зарегистрирован также буддийский центр школы Карма Кагью.

Культура и искусство

Музеи

  • Исторический и литературно-мемуарный музей им. М. Коцюбинского (ул. Коцюбинского, 3)
  • Черниговский областной исторический музей им. В. Тарновского (ул. Горького, 4)
  • Черниговский художественный музей (ул. Горького, 6)
  • Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник Чернигов древний (ул. Преображенская, 1)
  • Филиал заповедника «Софийский Музей» (просп. Мира, 15)

Достопримечательности

Архитектура

Главными архитектурными достопримечательностями города являются 5 средневековых храмов, возведённых в XI-XIII веках. Также город примечателен большим количеством памятников периода Гетманщины в стиле казацкого барокко. Бо́льшая часть этих зданий формирует архитектурные комплексы на Валу, который со времён основания Чернигова и до начала XX века был политическим центром города, и на территории основанных в XI веке Елецкого и Троицко-Ильинского монастырей.

Черниговский детинец (Вал) - историческая часть города, в которой первоначально был расположен княжеский замок, а впоследствии - Черниговская крепость. С княжеских времён на Валу сохранилось 2 средневековых храма. Спасо-Преображенский собор XI века - один из древнейших каменных храмов Руси, заложен князем Мстиславом Храбрым. Рядом расположен Борисоглебский собор XII века. Дополняют архитектурный ансамбль Вала памятники в стиле украинкого барокко. Среди них здание Черниговского коллегиума - первого высшего учебного заведения на территории Левобережной Украины. Отдельные фрагменты этого здания существовали ещё в XVI-XVII веках, а основная часть создана во время гетманства Ивана Мазепы. Дом полковой канцелярии (XVII век) - один из немногих сохранившихся примеров гражданской каменной архитектуры Гетманщины. Поблизости Вала расположена Екатерининская церковь, построенная в 1715 году в честь казаков Черниговского полка, принимавших участие во взятии Азова 1696 года. На месте бывших валов Черниговской крепости установлено 12 пушек XVII - начала XIX веков. На территории Детинца также находятся 3 здания в стиле классицизма - дома архиепископа (1780), губернатора (1804) и Черниговской женской гимназии (1899).

На месте бывшей торговой площади находится Пятницкая церковь, построенная на рубеже XII-XIII веков. Рядом с ней расположена Красная площадь, современный облик которой окончательно сформировался после Великой Отечественной войны. Архитектура площади включает в себя здания, построенные в период, когда Чернигов был центром губернии - городской магистрат, губернское земство, полицейское управление и государственный банк, а также сооружения, возведённые в советское время, среди которых примечательны кинотеатр имени Щорса, гостиница «Десна» и музыкально-драматический театр имени Т. Шевченко.

На запад от Детинца расположен основанный в 60-х годах XI века Елецкий монастырь. Главным храмом монастыря является Успенский собор, построенный в XII веке. На территории монастыря также расположены кельи (XVI-XVII века), Петропавловская церковь (XVII век), надвратная колокольня (1675), церковь-усыпальница полковника Якова Лизогуба (1689), руины дома игумена (XVIII век). Кроме того, сохранился дом Феодосия Углицкого (1688) - старейший памятник деревянной жилой архитектуры на Левобережной Украине.

На Болдиных горах (укр.)русск. находится Троицко-Ильинский монастырь, основанный Антонием Печерским в 1069 году. С этих времён сохранился комплекс Антониевых пещер - подземный монастырь, развитие которого продолжалось с XI по XVIII века. У входа в пещеры расположена Ильинская церковь XII века. Во второй половине XVII века монастырь был значительно расширен. Построены Троицкий собор - главное сооружение монастыря, и Введенская трапезная церковь (укр.)русск., которая является единственным сохранившимся двухкупольным храмом на Левобережной Украине. 58-метровая колокольня, возведённая в 1775 году, является архитектурной доминантой Болдиных гор и всего Чернигова.

В городе сохранились здания XIX - начала XX веков, часть из них является памятниками архитектуры. На улице Шоссейной (современный проспект Мира) в 1912 году построен дом Николаевского епархиального братства, в котором сейчас находится областная филармония. Здание создано в неорусском стиле с разделяющей его на 2 части часовней Александра Невского (1870). В городе находятся 3 сооружения, построенные в неоготическом стиле - созданная в виде рыцарского замка усадьба Григория Глебова, дом Василия Тарновского и дом пожарного общества. Украинский модерн оказал влияние на здания народной школы (1912) и дворянского и крестьянского поземельного банка (1913).

XI-XIII века

  • Спасо-Преображенский собор (XI в.)
  • Борисоглебский собор (XII в.)
  • Ильинская церковь (XII в.)
  • Успенский собор (Чернигов) (XII в.)
  • Елецкий Успенский монастырь (XI в.)
  • Пятницкая (св. Параскевы) церковь (конец XII - начало XIII в.)
  • Антониевы пещеры (XI-XIX в.)
  • Курган Чёрная могила (Х в.)
  • Курганы Безымянный и Гульбище

XVII-XXI века

  • Екатерининская церковь (XVIII в.)
  • Коллегиум (1702)
  • Полковая канцелярия - дом Лизогуба (конец XVII века)
  • Троицкий собор Троицко-Ильинского монастыря (1679-1689)
  • Дом театра (1958, архитекторы С. Фридлин, С. Тутученко и другие)
  • Светомузыкальный фонтан

Открыт 24 августа 2008 годa. Специальная компьютерная программа регулирует струи воды, музыку и свет, которые их сопровождают. Фонтан был создан на благотворительные взносы спонсоров - предприятий и предпринимателей. Чаша фонтана имеет диаметр 12 м. Она построена из камня лабрадорита, который добывают в Коростене Житомирской области. Наивысшая струя воды достигает 10 м. Светомузыкальный фонтан запрограммирован на более чем 30 мелодий. Работает по расписанию. (по состоянию на 10.11.2011).

Чернигов в цифрах и фактах

  • Город находится на одной широте с Лондоном, Саратовом, Стоунхенджем.
  • На одной долготе с Гомелем, столицей королевства Свазиленд - Мбабане, знаменитыми пирамидами Гизы в Египте и геометрическим центром Украины - пос. Добровеличевкой.
  • 1-е место в рейтинге самых экологически чистых городов Украины
  • День города - 21 сентября
  • 76-я гвардейская Черниговская Краснознамённая ордена Кутузова II степени десантно-штурмовая дивизия (76Гв.вдд) - старейшее из ныне существующих соединений ВДВ. 8 сентября 1943 года дивизия выступила из района Орла под Чернигов. За трое суток непрерывного наступления она продвинулась на 70 километров и на рассвете 20 сентября подошла к деревне Товстолес, в трёх километрах северо-восточнее Чернигова, а затем, овладев городом, продолжила наступление на запад. Почётное наименование «Черниговская» присвоено дивизии приказом Верховного Главнокомандующего от 21 сентября 1943 года № 20.