Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Животный мир вокруг дахаба и на синае - в дахабе ру - вся информация про дахаб и синай для тех, кто путешествует самостоятельно. Животный мир вокруг дахаба и на синае - в дахабе ру - вся информация про дахаб и синай для тех, кто путешествует самостоятельн

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов на тему: Животные вокруг нас.

Цели :

Развитие у учащихся познавательного интереса к окружающей среде:

Формирование бережного отношения к домашним животным, ответственности, милосердия:

Задачи :

Развитие наблюдательности, любознательности;

Развитие воображения, внимания, мышления;

Формирование активной жизненной позиции;

Воспитание ответственности за живое существо;

Развитие мировоззрения взглядов, суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;

Содействие воспитанию нравственных качеств учащихся;

Развитие эмоциональной сферы через яркие примеры;

Оборудование : иллюстрации с изображением животных

Ход внеклассного мероприятия.

1. Орг. начало.

Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения «Планета - дом». Я.Акима

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету.

Сегодня мы отправимся в путешествие по планете Земля. Вы будете вести наблюдение за животными, отвечать на мои вопросы и выполнять задания. Но сначала мы проверим, как вы знаете животных.

2. Работа над темой

а) Давайте немного поиграем.

Я предлагаю вам отгадать загадки

1) Рыжая плутовка

Обманывает ловко.

Ее боятся мышка

И зайка-шалунишка,

Хоть сама в лесу живет,

Из деревни кур крадет. (Лиса)

2) Кто в густом лесу живет

И с куста малину рвет,

А как вьюга засвистит,

Он в берлоге крепко спит? (Медведь)

3) Белым был зимою снежной,

Летом он сменил одежду,

Серым стал косой зверек,

Кто узнал, пусть назовет? (Заяц)

4)Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко. (Жираф)

5) В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похожа на трубу! (Слон)

6) Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходит...(Черепаха)

7) Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

8) У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет. (Кошка)

9) Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит:

"Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е". (Коза)

10) Летом, в болоте, вы ее найдете.

Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка)

11) Выгоняли рога

Погулять на луга.

И рога вечерком

Прибрели с молочком. (Корова)

12) Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

13) Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака)

б) Подумай и ответь на вопрос!

Ребята, каких из отгаданных животных можно держать дома? Каких, можно увидеть только в зоопарке, или в природе? Как их называют? Чем отличается жизнь диких животных от жизни домашних?

Мы продолжаем наше путешествие и тихо входим в лес. Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно, кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит веточку, вот какая-то маленькая птичка пролетела и скрылась в кустах, вот мимо пробежала мышка и спряталась в корнях деревьев. Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть, наблюдать. Посидите, какое-то время тихо, не выдавая себя, и лес начнет выдавать вам свои тайны.

Наблюдать за природой интересно во все времена года.

Давайте отправимся в гости к животным, но только любознательным и бережно относящимся к природе ребятам откроют свои секреты наши соседи по планете.

в) Игра «Войди в образ»

Представьте себя в образе одного из животных. Составьте диалог «Мой день». Как вам живется? Чем занимаетесь, чем питаетесь? От кого и как спасаетесь? (кошка, медведь, воробей, сайгак).

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

Руки в сторону, вперед,

На опушке зайка ждет...

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх

Убегаем мы от всех.

У животных, так же как и у людей происходит много смешных историй.

г) Чтение в лицах

Сорока и енот.

— Енот, а енот, а ты ягоды есть любишь?

— А птенцов и яйца любишь?

— А лягушек и ящериц любишь?

— А… а червяков и улиток любишь?

— Тоже люблю.

— А чего же ты тогда не любишь?

— Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают.

Что нового узнали для себя из этой сценки?

Мы продолжаем наше путешествие. И возвращаемся в наше село. Каких животных мы можем встретить в сельской местности.

д) Разыгрывание сценки с последующим обсуждением

Сценка «Разговор с кошкой» (А. Дмитриев)

Мальчик: Однажды я встретил бездомную кошку.

Как ваши дела?

Кошка: - Ничего, понемножку.

Мальчик:- Я слышал, что вы тяжело заболели?

Кошка: - Болела.

Мальчик:- Так значит, лежали в постели?

Кошка: - Бездомной, мне некуда ставить постель.

Мальчик: - Как странно, - я думал, -

Что в мире огромном,

Нет места собакам и кошкам бездомным.

Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,

Темнеет, и, значит, пора нам домой!

Мы шли с ней по улице гордо, и смело -

О чем она пела? Возможно, о том,

Что каждому нужен свой собственный дом.

Учитель: Ребята, а вы согласны с тем, что каждому нужен свой дом? (ответы детей). Учитель берет в руки 2 игрушечные собачки.

Учитель: Сегодня на улице я повстречала этих двух очаровательных бездомных собачек, зовут их Тобик и Бобик.

Ребята, а мы с вами можем помочь этим бездомным животным? (ответы детей)

Учитель: Ребята, давайте, прямо сейчас построим будку для Тобика и Бобика. А вот и строительный материал! Из заготовок делают аппликацию будки.

Игра-эстафета «Строим будку для собачки».

Учитель: Молодцы, хорошие дома получились, теперь есть жилье у Тобика и Бобика.

е) Выскажи своё мнение

В лесу из автомобиля вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезенную с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала….

3. Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие, и мы возвращаемся в нашу школу, в наш кабинет, и мне хочется спросить вас:

Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вашем сердце защиту?

В мире животных, растений, птиц и других представителей животного мира очень много интересного. Сколько мы еще не знаем даже про самых, казалось бы, знакомых нам животных! Будьте внимательны к окружающему миру, и тогда ваша жизнь будет комфортной и гармоничной. После сегодняшнего разговора я думаю никто из вас, не пройдет мимо жестокости и всегда встанет на защиту слабого. А домашние животные, которые есть у вас никогда не станут бездомными.

Закончить наше занятие мне хочется словами Душана Родовича:

“Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни”.

Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живется с нами рядом!

Использованная литература:

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Просвещение 1991 г

2. Жиренко О.Е. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. Москва «Вако» 2007

3. Гребенкина Л.В. «Сценарии классных часов» часть 2. М.:Центр «Педагогичесчкий поиск»,2002 г

4. Анохина Е.О. «Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира» Начальная школа № 12, 2012 г

ТАТЬЯНА КАРАТУНОВА
КВН для родителей и детей «Мир вокруг нас. Животный и растительный мир»

КВН «Мир вокруг нас » Цель : актуализировать знания родителей и детей о животном и растительном мире

Ведущая : - Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые родители и гости !

Земля – родной дом для всех, кто на ней живёт. Мы с вами должны беречь природу нашей планеты. Я приглашаю всех в клуб весёлых и находчивых. Сегодня в КВН принимают участие две команды «Муравьи» и «Воробьи» . Давайте, их поприветствуем. (звучит музыка «Мы начинаем КВН» ).

Тема нашего КВНа «Мир вокруг нас » . Мы с вами сегодня совершим путешествие в мир природы, наш КВН выявит, кто из команд лучший знаток природы.

Чтобы наш конкурс был настоящим, нам необходимо выбрать жюри. Судить наш конкурс я приглашаю… .родителей и наших гостей - ребят из агидбригады школы №10 «Зеленый десант»

Обратите внимание на табло. Оно выполнено в форме «Дерева» . А здесь лежат «Листочки» . Сколько очков будет получать каждая команда, столько «Листочков» будем класть в карман соответствующей команде.

Итак, первый конкурс «Приветствие команд» .

Приветствие команд

Приветствие команды «Воробьи» . СЛАЙД №1

Не видно ни травинки,

Умолкла птичья трель,

И только воробьишки

Щебечут целый день.

Дети кланяются. Аплодисменты. Ведущий приглашает другую команду. Приветствие команды «Муравьи» . СЛАЙД №2

Муравьишки торопыжки,

Не лентяи, не глупышки

Друг за другом по дорожке

Тащат зернышки и крошки.

Ведущая : - Вот какие муравьи трудолюбивые, хоть и росточком маленькие.

Конкурс «Разминка» . СЛАЙД №3 -8

Загадки о животных

1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)

2. Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)

3. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

4. Лежала между ёлками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)

5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)

6. Длинноухий трусишка, залез в огород,

Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.)

Жюри прошу дать оценку обеим командам.

Конкурс «Что за птица» СЛАЙД №9- 13

1. Кто на елке на суку, счет ведет : ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)

2. Верещунья, белобока, а зовут ее … сорока.

3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку – прыг, и чирикнет : Чик-чирик! (Воробей.)

4. Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)

5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел.)

Жюри прошу дать оценку обеим командам.

Конкурс «Назови одним словом» СЛАЙД №14-19

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

Клубника, малина, смородина , крыжовник – это …ягоды.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

Жюри прошу дать оценку обеим командам.

Конкурс-игра "Кто быстрее соберет природный материал и мусор"

Представьте, что вы в лесу или на берегу озера и перед вами огромное количество разбросанного мусора. Кто быстрее соберет мусор и природный материал. (от каждой команды по 2 человека)

Жюри прошу дать оценку обеим командам.

Следующий конкурс нам помогут провести ребята агидбригады «Зеленый десант» , они будут называть действия, а команды отвечают «да» или «нет» )

Конкурс : «Правила поведения в природе» СЛАЙД №20 - 27

Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет)

Если съем я пирожок, выкину бумажку (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду (нет)

Если сильно насорю, а убрать забуду (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю (да)

Я люблю свою природу, ей я помогаю (да)

Пока жюри подводят итоги – ребята агитбригады «Зеленый десант» исполнят песню «Юные спасатели природы» музыка и слова Т. Гуляевой.

Мы – юные спасатели природы, следим, чтобы и летом, и зимой

Леса, поля, луга и неба своды собою украшали край родной.

Припев

Берёз посадим целую аллею, от мусора спасём лесной лужок,

Не тронем на поляне муравейник, подвяжем обломившийся сучок.

Припев : Чтоб пели птицы над ручьём, шумели тополя,

Чтоб расцветала с каждым днём любимая земля!

Мы – юные спасатели природы, веселый наш отряд всегда в пути.

Леса, поля, луга и неба своды должны мы от беды с тобой спасти!

Припев : Чтоб пели птицы над ручьём, шумели тополя.

Чтоб расцветала с каждым днём любимая земля!

Победила дружба. Детям и родителям раздают памятные значки «Знатоки природы»

Публикации по теме:

«Мир вокруг нас!» «Мир вокруг нас!» (конспект занятия по познавательному развитию) Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных.

Дидактическое пособие для старших дошкольников: познавательный куб «Мир вокруг нас» Цель использования: формировать представления об окружающем мире, помочь детям повысить произвольное, зрительное и слуховое внимание. Воспитывать.

Тема недели: «Животный и растительный мир осенью». Число 11.09. 2017г Совместная деятельность с детьми СДД (самостоятельная деятельность.

Конспект ООД для детей старшей группы «Растительный и животный мир водоемов города Павловска» Цель: Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов,систематизация экологических знаний. Задачи: 1.

Конспект НОД в средней группе «Растительный и животный мир весной» Конспект НОД в средней группе «Растительный и животный мир весной» Программное содержание: формировать представления о сезонных изменениях.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области

дополнительного образования детей

Областной детский Экологический центр

Рассмотрено

на педагогическом совете

ГБОУСоДОД «ОДЭЦ»

Протокол №____

от____________ 2015____г.

Утверждаю

Директор ГБОУСоДОД «ОДЭЦ»

Р.Б. Уразаев

20 ___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Животный мир вокруг нас»

Количество обучающихся- 24-30 человек

Возраст обучающихся -7-12лет

Сроки реализации -2года

Самбуровой Веры Аркадьевны

педагога дополнительного образования

высшей квалификационной категории

2015-2016 учебный год

Оглавление

Стр.

    Пояснительная записка……………………………………………..

Отличительные особенности…………………………………..............

Ожидаемые результаты и способы их проверки…………………….

Оценка эффективности реализации программы……………………..

2.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы первого года………………………………………………..

3.Содержание дополнительной общеобразовательной программы

первого года………………………………………………………………

4.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы второго года…………………………………………………

5.Содержание дополнительной общеобразовательной программы

второго года………………………………………………………………

6. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы………………………………………………………………..

7. Список литературы, используемой педагогом……………………...

9. Приложение……………………………………………………………

Пояснительная записка к курсу: « Животный мир в природе».

Животный мир является одним из главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты. К сожалению, сегодня, многие виды животных находятся в опасности, им угрожает исчезновения. Человек все более активно вмешивается в природные процессы, нарушая хрупкое экологическое равновесие на нашей планете.

Чтобы предотвратить экологическую катастрофу и сохранить нашу Землю живой, необходимо изучение места животного мира в природе, воспитание в гармоничном существовании с природой, психологической готовности у подрастающего поколения - оберегать все живое всегда и везде.

Новизна программы :

Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность, которая начинается буквально с первых занятий и развивается поэтапно. Наблюдения проводятся как в лабораторных условиях, так и на природе.

В интеграции знаний по основам биологии, экологии, географии, ОБЖ;

В использовании натуральных объектов практической деятельности обучающихся, что дает возможность получить успешный образовательный эффект.

Актуальность программы

С принятием Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», где на первое место в основных направлениях организации воспитания и социализации учащихся ставится «формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты». Программа включает методики коллективной творческой деятельности.

В образовательном процессе используются электронные учебно-методи-ческие комплекты и ресурсы.

В возрасте 7 – 10 лет дети проявляют активный интерес к миру природы. Мир животных может служить для них неисчерпаемым источником новых открытий, поражающих воображение и подталкивающих к более углубленному знакомству с нашими соседями по планете Земля. Возможность непосредственного соприкосновения с миром живой природы на занятиях в Живом уголке, и выходах на природу благотворно влияет на развитие личности современного ребенка, взрослеющего в эпоху информационных технологий в условиях крупного мегаполиса. Обучение непосредственно в природных условиях, пребывание на свежем воздухе и активная физическая деятельность способствует укреплению здоровья учащихся

Педагогическая целесообразность:

Учащиеся узнают много нового и интересного о животном мире Земли и мерах по его охране;

Участвуют в природоохранных мероприятиях, в результате формируется активная жизненная позиция;

Обучение в обьединении дает простор для творческой деятельности;

Формируется общая культура, происходит социальная адаптация учащихся в обществе

Цель программы: формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции

Задачи программы:

обучающие - получение элементарных знаний о биоэкологических особенностях животного мира;

Изучение видового разнообразия животного планеты Земля; расширение знаний по природоведению, полученных в школе;

Обучение приемам наблюдения за живыми объектами в мини-зоопарке и природной среде;

Изучение теоретической и разработка практической системы знаний о сохранении и укреплении здоровья, организации здорового образа жизни;

воспитательные -воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению;

Воспитание коллективизма, освоение стандартов культуры труда и общения;

Воспитание положительных качеств личности путем вовлечения обучающихся в активную эколого-созидательную деятельность;

Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

развивающие - развитие и поддержка духовного мира детей, устойчивого интереса к познанию животного мира, чувства добра, сострадания и ответственности за братьев наших меньших;

- развитие творческой, познавательной и исследовательской активности;

Развитие творческой, познавательной и исследовательской активности;

Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;

Отличительные особенности первого года обучения.

Занятия первого года обучения состоят из 3блоков:

-Сезонные особенности животного мира Земли;

Жизнь животных в различных условиях обитания;

Войди в природу другом;

В содержании блоков особое внимание уделяется теоретическим занятиям и наблюдениям за изменением в жизни животного мира в каждом сезоне года. Методическое обеспечение занятий состоит

Отличительные особенности второго года обучения

Занятия второго года состоят из четырех блоков:

Животный мир городских экосистем;

- Животный мир сельских экосистем;

Животный мир мини-зоопарка;

Охрана животного мира;

В содержании программы каждого года особое внимание уделяется методам практической работы, таким как: метод наблюдения (запись наблюдений, зарисовка, рисунки, выводы; исследовательские методы (проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты); методы проблемного обучения (эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, постановка проблемного вопроса, самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.).

Каждое занятие включает в себя организационный момент, проверку знаний, усвоение новых знаний, практические занятия, рефлексию, подведение итогов.

Возрастные особенности детей,

участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на младший школьный возраст. Именно в этом возрасте проявляется влечение к окружающему миру, общение с природой вызывает эмоциональный отклик, воздействует на все чувства, отсутствие собственного социального опыта делает процесс воспитания весьма эффективным

Сроки реализации программы

Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на два учебных года.

Формы и режим занятий

Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление пройденного материала, введение нового материала, подведение итогов. Обучение происходит в занимательной форме в виде практических занятий, на которых обучающиеся выполняют творческие и логические задания, играют, рисуют, отгадывают загадки, викторины.

Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов детской деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.

Методы и формы организации изучения программы – образовательные групповые занятия, индивидуальные занятия (подготовка сообщений по итогам наблюдений), тематические экскурсии, практические занятия в мини-зоопарке, занятия с элементами игры, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми, участие в природоохранных акциях и т.д.

Количество детей в группах 12-14 человек. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа. Одно занятие со всей группой и два занятия по подгруппам. Количество детей в подгруппах 6-8 человек.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу второго года учащиеся получат представление о многообразии животного мира мини-зоопарка, городских и сельских экосистем, охраняемых животных;

Будут знать основные правила безопасного обращения с обитателями «Живого уголка» и правила безопасного поведения в природных условиях.

Получат развитие память, внимание, логическое мышление.

Разовьется эмоциональная отзывчивость, способность к сочувствию, сопереживанию, пониманию чувств и потребностей других людей.

Учащиеся будут стремиться взаимодействовать в группе, основываясь на принципах справедливости, дружелюбия, уважения к праву другого быть другим.

Возрастет ответственность, способность доводить начатое дело до конца.

Показатели качества образовательного процесса оцениваются в соответствии с требованиями рабочей программы второго года обучения. В качестве основного метода используется педагогический анализ, целью которого является объективная оценка результатов и дальнейшая выработка рекомендаций по совершенствованию учебно-образовательного процесса.

Наблюдение за деятельностью учащегося ведется на всех занятиях программы. Оценка результатов производится по окончании каждого периода обучения на каждом этапе по двум группам показателей:

Учебным, фиксирующие предметные и общеобразовательные знания, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

Личностным, выражающее изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в кружке.

Оценка эффективности реализации программы

Эффективность реализации программы происходит путем наблюдения педагога, как в условиях аудиторных занятий, так и в условиях выхода на природу, опрос устный и письменный, игра-викторина, тестирование на выявление уровня знаний, творческие работы, анкетирование, беседа, решение проблемных задач.

Программа предполагает входную, промежуточную и итоговую диагностику учащихся. Входной контроль осуществляется в сентябре месяце и направлена на диагностику начального уровня учащихся, промежуточный - январь и итоговый - в конце изучения программы.

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы первого года обучения

Наименование темы занятия

теория

практика

всего

1блок- Сезонные особенности животного мира Земли

Организационное занятие. План работы объединения. Техника безопасности. Экскурсия по ОДЭЦ.

Наука – экология. Дом, в котором живут животные.

Жизнедеятельность животных осень.

Жизнедеятельность животных зимой

Жизнедеятельность животных весной

Жизнедеятельность животных летом

2 блок- Жизнь животных в различных условиях обитания

Животный мир Арктики:

12

1. Природно-климатические условия, виды животных Арктики.

2.Белый медведь в биоценозе Арктики.

3.Моржи и тюлени в биоценозе Арктики.

3.Птичьи базары Арктики

Животный мир тундры:

4

1.Природно-климатические условия тундры, животные тундры

2. Видовой состав, биоэкологические особенности животных тундры

Животный мир лесов умеренной зоны

12

1.Природно-климатические условия лесов умеренной зоны, фауна лесов,

2. Видовой состав, биоэкологические особенности животных лесов

Животный мир степей

8

1.Природно-климатические условия степей, фауна степей.

2.Видовой состав и биоэкологические особенности животных степей

Животный мир пустынь

8

1.Природно-климатические условия пустыни, фауна пустыни.

2. Видовой состав, биоэкологические особенности животных пустыни

Животный мир тропических лесов

1. Природно-климатические условия тропических лесов, фауна тропических лесов

2. Видовой состав, биоэкологические особенности животных тропических лесов

Животный мир морей и океанов

1. Условия жизни и распределение живых организмов в водах морей и океанов.

2.Биоэкологические особенности животных морей и океанов

Животный мир рек и озер

1.Условия жизни в пресных водоемах, видовой состав животного мира

2. Биоэкологические особенности животных в пресных водах

3 блок- Войди в природу другом

1. Загрязнение окружающей среды. Найди нарушения в природе (игра)

Итого

144

Содержание дополнительной общеобразовательной программы первого года обучения

1 блок- Жизнь животных в различные времена года.

1. Ознакомление с планом работы в объединении. Режим работы в кружке. Знакомство с программой, формы проведения занятий. Экскурсия по территории ОДЭЦ. Техника безопасности при работе с животными, на полях учебно-опытных участков.

2.Разнообразие животного мира. Экскурсия в мини зоопарк и ферму ОДЭЦ.

3. Жизнедеятельность животных осенью. Изменения в жизни насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих их различные формы перенесения неблагоприятных условий. Изменение видового состава птиц.

Перелетные, оседлые и кочующие птицы. Наблюдение за поведением птиц на территории ОДЭЦ.

4. Жизнедеятельность животных зимой. Приспособления животных к неблагоприятным условиям. Значение снежного покрова в жизни животных.

Зимние убежища зверей и птиц. Основные способы питания птиц и зверей в зимний период. Следы жизнедеятельности животных, остающиеся после кормежки. Снежная тропа, следы животных на снегу. Основные виды зимующих птиц. Изготовление и развешивание кормушек. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение за зимующими птицами. Игра: По страницам снежной книги.

5. Жизнедеятельность животных весной.

Изменения в жизни животных весной (пробуждение, линька, размножение.) Весенний прилет птиц. Сроки прилета, их зависимость от температурного режима. Песня птиц и ее значение. Постройка гнезд, гнездовая жизнь. Привлечение полезных птиц. Виды искусств гнездований. Составление календаря прилета, наблюдение за поведением птиц. Развешивание искусственных гнездований. Экологический брейн-ринг: «Пернатые друзья»

6. Жизнь животных летом. Питание, размножение, суточная активность. Гнездовые и выводковые птенцы. Значение птиц для человека. Экскурсия с целью проведения учета птиц, наблюдения за жизнью муравьев и др. явлениями.

2 блок. Жизнь животных в различных условиях Земли.

1.Животный мир Арктики. Природно-климатические условия, видовой состав животных Арктики. Белый медведь в биоценозе Арктики. Моржи и тюлени и в биоценозе Арктики. Птичьи базары Арктики. Просмотр видеоматериалов Международного фонда защиты животных.

2.Животный мир тундры. Природно-климатические условия тундры. Видовой состав, биоэкологические особенности животных тундры. Северный олень в биоценозе тундры. Практическая работа: освоение навыков ухода за птицей в мини-ферме ОДЭЦ под руководством педагога.

3. Животный мир лесов умеренной зоны. Природно-климатические особенности лесов умеренной зоны. Ярусность леса. Распространение животных в зависимости от ярусности леса. Основные представители (бурый медведь, рысь, лось, кабан и т. д.). Биоэкологические особенности животных лесов умеренной зоны.

4. Животный мир степей. Природно-климатические особенности степей. Видовой состав (Суслики, хомяки, степной хорь, степной орел, дрофа), био- экологические особенности животных степей. Практическая работа: освоение навыков ухода за птицей в мини-ферме ОДЭЦ под руководством педагога

5. Животный мир пустыни. Природно-климатические условия пустыни и его влияние на животных. Представители животного мира пустыни, биоэкологические особенности. Ядовитые животные. Практическая работа: освоение навыков ухода за птицей в мини-ферме ОДЭЦ под руководством педагога

6.Видовое разнообразие животного мира тропических лесов. Природно-климатические условия тропических лесов, основные представители животного мира (крокодилы, слоны, приматы), биоэкологические особенности. Просмотр видеоматериалов: «Жизнь в тропическом лесу»

3блок – «Войди в природу другом»

1. Загрязнение окружающей среды. Игровая программа: «Найди нарушения в природе»

2. Правила поведения в природе. Праздник: «Войди в природу другом»

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы второго года обучения.

«Животный мир городских и сельских экосистем. Охрана животного мира»

Наименование темы занятия

теория

практика

всего

1 блок – Животный мир городских экосистем

1.Вводное занятие. Знакомство с планом кружка. Техника безопасности.

2.Экологические особенности городской среды.

3.Животный мир города

4.Животные в доме человека

итого

2 блок. Животный мир сельских экосистем

1. Экологические особенности сельскохозяйственных экосистем и их использование человеком

2.Фауна полей, огородов, парков

3.Насекомые полей, огородов, парков

4.Видовое разнообразие бабочек, биоэкологические особенности, значение

5. Видовое разнообразие жуков, биоэкологические особенности, значение

6.Насекомые, одомашненные человеком (тутовый шелкопряд, пчелы), биоэкологические особенности, значение в природе и жизни человека.

7. Птицы полей, огородов, парков

8. Видовое разнообразие птиц, биоэкологические особенности, значение.

9.Звери полей, огородов, парков.

10. Видовое разнообразие зверей, биоэкологические особенности, значение.

11. Многообразие сельскохозяйственных животных, значение для человека.

12.Происхождение и история одомашнивания сельскохозяйственных животных

13. Видовое разнообразие домашней сельскохозяйствен-ной птицы

14. Биоэкологические особенности, значение домашней птицы в жизни человека

15.Кролики, биоэкологические особенности, история распространения по земле. Породы кроликов, значение в жизни человека

16.Лошади, биоэкологические особенности, породы, значение в жизни человека

17.Крупнорогатый скот, биоэкологические особенности, породы, значение в жизни человека.

18. Мелкорогатый скот (козы, овцы), биоэкологические особенности, породы, значение в жизни человека.

19.Домашние свиньи, биоэкологические особенности, породы, значение в жизни человека.

3 блок – Животный мир Мини-зоопарка

1.Животные мини- зоопарка (общий обзор)

2.Аквариум. Биоэкологические особенности обитателей, правила ухода за аквариумом

3.Террариум. Биоэкологические особенности обитателей, правила ухода за террариумом

4. Птицы мини-зоопарка. Биоэкологические особенности, правила ухода за птицами

5. Млекопитающие мини-зоопарка. Биоэкологические особенности, правила ухода

4 блок – Охрана животного мира

1.Живое прошлое Земли. Наука- палеонтология. Пер-

обитатели планеты Земля.

2. Редкие и исчезающие животные. Причины сокращения и исчезновения животных.

3. Красная книга России. Животные, занесенные в Красную книгу России

4. Красная книга Саратовской области. Животные, занесенные в Красную книгу Саратовской области

5.Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, питомники и т.д.

6. Подведение итогов работы за прошедший год: игровая программа: «Краски лета»

Всего

Итого

144

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

Второй год обучения «Животный мир городских и сельских экосистем»

«Охрана животного мира»

1 блок – Животный мир городских экосистем

1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности при работе с животными. Обзорная экскурсия по ОДЭЦ.

2.Экологические особенности городской среды. Описание фауны на территории ОДЭЦ. Наблюдения

Сегодня по всему миру насчитывается около 14 млн. верблюдов, и только небольшое количество из них находится на Синае. Все верблюды, которые обитают на Синае и на всём Ближнем Востоке, являются одногорбыми. Пока в пустынях и горах Синайского полуострова есть кочующие бедуины, рядом с ними всегда будут находиться их спутники – верблюды. Организм верблюда приспособлен к засушливому климату, благодаря чему он может с лёгкостью жить в пустыне. Верблюд может обходиться без воды долгое время, сохраняя её в своём теле. Всю жидкость верблюды хранят в желудке, а не в горбу, как принято считать.

Горб же служит источником жира, используя который, организм верблюда получает необходимую ему энергию. Почки верблюда работают таким образом, что оставляют только очень концентрированную мочу. Также перед выделением из кала извлекается практически вся жидкость. Во время сильной засухи верблюд может «израсходовать» более чем четверть своего веса на поддержание своей жизни, спасаясь, таким образом, от жажды или голода. Интересно, что верблюд способен восстановить свой вес за десять минут, поглощая воду с большой скоростью. Также любопытным фактом является то, что верблюды не потеют. Так как ночью температура тела верблюда резко снижается и очень медленно его тело нагревается в дневное время. Одногорбый верблюд – травоядное животное, которое питается всеми видами растений, включая колючие и солёные. При этом верблюд практически не разжёвывает пищу, проглатывая, и перерабатывая её в желудке.

Лисы

На Синае и в окрестностях Дахаба вы найдете достаточно большое количество лис, живущих в непосредственной близости от населенных пунктов. Лисы в основном заняты охотой и поиском воды. Если вы устраиваете ночлег на открытом воздухе, то вам следует тщательно скрывать свои продовольственные припасы, так как лисы могут с лёгкостью обнаружить продукты и полакомиться ими. Чаще встречаются красные лисицы, однако изредка можно увидеть и песчаную лису. Если вы хотите понаблюдать за лисами с близкого расстояния, то оптимальные условия для этого в южной части Синайского полуострова, особенно в национальном парке «Рас Мохаммед».

Песчаная лисица, также известная как лиса «Rüppell» является редким видом, хотя её можно встретить на Синайском полуострове. Она обитает в небольшой части мира, включая Северную Африку. Песчаная лисица устраивает своё жилище в песчаниках и пустынных районах, при этом любит оставаться вблизи оазисов, заселённых людьми. Её часто считают вредителем, полагая, что она охотиться на домашних животных. Этот вид пока еще не внесен в находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Лисица «Rüppell» является собирателем одиночкой. Это всеядное животное, и будет есть практически все, что находится в пределах его досягаемости. Основной её рацион – это насекомые, а также клубни, корни, мелкие млекопитающие, рептилии, яйца и паукообразные. Интересным является тот факт, что песчаная лисица во многом использует свой запах, выделяемый специальными железами. Она использует его, чтобы пометить свою территорию, а также для отпугивания нежелательных хищников, своими действиями напоминая поведение скунса. Также лисы приветствуют друг друга, используя свой запах.

Газели

Эти животные стали сейчас редкостью. В прошлом же, жизнь на открытых песчаных территориях в больших стадах была естественной формой их обитания. Газель очень робкое и пугливое животное, поэтому достаточно сложно подобраться к ним близко.
Вид газели «Доркас» является одним из самых адаптированных к пустынному климату. Эти газели могут не пить на протяжении всей своей жизни, так как получают всю необходимую им влагу из растений, которые и формируют их диету. Однако, они будут пить там, где вода есть постоянно. Они способны выдерживать высокие температуры, но наиболее активны в основном на рассвете, в сумерках и ночью. Газели «Доркас» питаются листьями, цветами и стручками многих видов акаций, а также различных кустарников. Они способны стоять на задних лапах, чтобы подобраться к нужным им частям деревьев, а после дождя они выкапывают луковицы из земли. «Доркас» способны развивать скорость до 80 км в час. Когда им угрожает опасность, они дёргают хвостом и делают прыжки с высоко поднятой головой, демонстрируя таким образом, что они видят хищника.

Горные козлы

Бездумная охота на нубийских горных козлов в начале 20 века привела к практически полному истреблению этих красивых животных. Однако, за последние десятилетия количество горных козлов снова стало увеличиваться и они встречаются преимущественно в горах центрального Синая, в районе монастыря святой Екатерины.
Нубийский горный козёл ростом 65-75 см. Его вес достигает от 50 до 160 килограммов. Он светло-коричневого цвета, с белым подбрюшьем, у самцов темно-коричневые полосы на спине. Длина рогов самца около метра, в то время как у самок они намного короче, около 30 см. Горные козлы на Синае живут в сухой горной местности, где они питаются преимущественно травой и листьями. Нубийские горные козлы живут стадами, состоящими исключительно из самцов или самок. Они активны в течение дня и отдыхают ночью.

Ящерицы

В дикой природе Синая встречаются в основном два вида рептилий. Это крупная и редкая «Dabb Lizard» и более мелкая «Синайская Агама», которая имеет синий цвет тела. Размер «Dabb Lizard», называемой также «пустынным крокодилом» колеблется от 25 см до 91 см. Как и у многих других рептилий, цвет у этих ящериц может меняться в зависимости от температуры окружающей среды. Во время прохладной погоды цвета проявляются более густыми и темными, и это позволяет их коже впитывать больше солнечного света. В тёплую погоду цвет кожи ящерицы становится светлее. На их сильном и тяжёлом хвосте есть шипы. Хвост служит защитой от злоумышленников и может двигаться с большой скоростью. Такое поведение, как правило, сопровождается шипением с открытым ртом и демонстрацией зубов. Эти ящерицы потребляют большую часть воды, из растительности, которой они питаются. Их норы достигают трёх метров в длину.

Длина тела синайской агамы обычно около 18 см. До брачного периода окраска тела ящериц ближе к коричневому цвету. Перед откладкой яиц цвет кожи самок меняется: голова становится светло-голубой и на желтоватой спине появляются оранжево-ржавые поперечные полосы, а изредка можно увидеть синие разводы. Если самка не беременна, то передняя часть её тела синего цвета. В период полового возбуждения или сильного раздражения цвет кожи самца становится ярко синего цвета, особенно в области головы, груди. Синайская агама – хищник, который охотится из засады. Для своих жилищ эти ящерицы выбирают щели в скальных горных породах. В редких случаях агамы могут бегать на двух задних ногах. Питаются синайские агамы, как правило, кузнечиками, жуками, муравьями и термитами.

Змеи

Различные культуры на протяжении всей истории человечества всегда приписывали змеям мифические свойства и зачастую относились к ним с религиозным благоговением. Древние египтяне поклонялись им, как символу плодородия. Сегодня множество видов змей на Синае обитают в скалистых и песчаных районах. Одним из примеров синайских змей является рогатая гадюка или рогатая змея. Она охотится из засады, устроенной в небольшом углублении в песке, нападая на любое проходящее животное, которое находится в пределах досягаемости. Эта змея песочного цвета, с нерегулярными бледно-коричневыми пятнами. Она относительно невелика, примерно, 70 см. в длину.

Скорпионы

Пустынный скорпион довольно любопытное животное, с ядовитым жалом. Скорпион принадлежит к семейству паукообразных. Он также, как и паук, имеет восемь ног (которые помогут вам отличить его от насекомых). Жало скорпиона смертельно ядовито для его жертв. Однако, для человека укус пустынного скорпиона обычно не представляет угрозу для жизни, хотя и вызывает сильную боль и длительный дискомфорт. Скорпионы довольно распространены на Синайском полуострове, и их было обнаружено, по крайней мере, пять различных видов. В дневное время они прячутся под камнями или в норах, которые роют в песке, и ночью выходят на охоту. Их добыча почти целиком состоит из насекомых и пауков, которых они рвут на куски или раздавливают их своими большими когтями, чтобы извлечь соки из тела. Самки вынашивают молодое потомство на своей спине до тех пор, пока они не смогут постоять за себя. После первой линьки молодые скорпионы оставляют своих матерей и становятся независимыми.

Орлы

Золотой орёл, орёл-могильник, а также некоторые другие виды орлов являются перелетными птицами, которые мигрируют с севера средиземноморской области, для того, чтобы провести зиму в Синае и других прибрежных областях Красного моря. Золотой орёл с размахом крыльев до двух метров и длиной тела около 75 сантиметров. Золотой орёл встречается в горных районах, каньонах с кустарниковой растительностью. Он охотится преимущественно на млекопитающих, таких как кролики и зайцы, хотя рептилии и грызуны, также являются частью его рациона.

Аисты

Каждый август приблизительно 500 000 белых аистов прилетает на Синай. Как правило, они прибывают очень истощенными, а частично в плохой физической форме из-за пестицидов, которые широко используются в Европе. Они находят защиту и комфортные условия в мангровых рощах заповедника «Рас Мохаммед» и районе «Набк».