Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Савл в дамаске. Обращение СавлаВ

Деяния святых Апостолов Стотт Джон

2. Савл и Иисус: обращение Савла по дороге в Дамаск (9:3–9)

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна. 6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. 7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. 8 Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел; и повели его за руку и привели в Дамаск; 9 И три дня он не видел, и не ел и не пил.

Вторым свидетельством того, что обращение Савла произошло только по могуществу Божьей благодати, является повествование Луки о событиях, происшедших по дороге в Дамаск. Мы рассмотрим все три рассказа в Деяниях, хотя сравнивать и противопоставлять их будем в другой главе. Савл и его сопровождение (нам не говорят, кто они) почти завершили свое путешествие в 150 миль. На это у них ушла почти целая неделя. Когда около полудня они приближались к Дамаску, чудесному оазису, окруженному пустыней (22:6), это и произошло: внезапно осиял его свет с неба (3) - ярче полуденного солнца (26:13). Это было поразительное переживание, оно ослепило его (8–9) и бросило на землю. Он упал на землю (4), «простершись у ног победителя» . Затем он услышал обращенный к нему голос (по–арамейски, 26:14): Савл, Савл [Лука сохраняет оригинальное арамейское написание Saoul, фактически, Саул], что ты гонишь Меня? И в ответ на вопрос Савла: «Кто ты, Господи?», голос продолжает: Я Иисус, Которого ты гонишь (5). Савл должен был понять, что таким сверхъестественным образом Иисус отождествил Себя со Своими последователями, что гнать учеников - значит гнать Учителя, что Иисус жив, а значит, и все Его утверждения были истинны. Поэтому он немедленно повиновался приказанию: встань и иди в город (6), где ему будут даны последующие указания.

А тем временем сопровождавшие его стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя (7). Они не поняли того, что сказал голос Невидимого (22:9). Все же они повели его за руку и привели в Дамаск (8). Его, самоуверенного противника Христа, предполагавшего въехать в Дамаск гордым и надменным, фактически привели за руки, униженного и слепого пленника Того Самого Христа, Которому он так противился. Что же произошло? Савлу явился воскресший Господь. Все это не привиделось и не приснилось. Это было объективной реальностью, и Савлу явился прославленный Иисус Христос (Деян. 9:17,27; ср.: 22:14–15; 26:16; 1 Кор. 9:1; 15:8). Тот свет, что он видел, был славой Христа, а голос, который он слышал, был голосом Христа. Христос прервал его карьеру гонителя и развернул его в обратном направлении, направив на истинный путь.

Третье свидетельство, которое подтверждает обращение Савла силой Божьей благодати - это собственные слова Апостола о происшедших событиях. Он никогда не говорил о своем обращении, не уточняя этого факта. «Бог… - писал он, - благоволил открыть во мне Сына Своего» (Гал. 1:15–16). Бог взял инициативу в Свои руки по Собственной воле и благоволению. Эту истину Павел подтверждает тремя яркими и впечатляющими образами. Первое, «достиг меня Иисус Христос» (Флп. 3:12), или «схватил», глагол katalambano, возможно, даже предполагает, что Христос «арестовал» его прежде, чем у Савла появился шанс арестовать христиан в Дамаске. Второе, он сравнил свое внутреннее просветление с созидательным повелением Творца «да будет свет» (Быт. 1:3), или со словами: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца» (2 Кор. 4:6). И третье, он писал о том, что «благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе» (1 Тим. 1:14). Итак, Божья благодать охватила его, осияла его сердце и открылась в нем обильно с верой и любовью.

Такое богатство образов напоминает мне ряд метафор, Которые использует в последних главах своей автобиографии К. С. Льюис. Ощущая неотступный зов Бога, он сравнивает Его с «великим удильщиком», играющим с рыбкой, или с кошкой, которая преследует мышь, со стаей гончих собак, что гонятся за лисой, и наконец, с божественным шахматистом, загоняющим его в самые невыгодные позиции до тех пор, пока, в конце концов, он не оказывается в положении «мата» .

Однако следует правильно понять обращение Савла: оно произошло исключительно по Божьей инициативе. Нужно определить два момента в процессе этого обращения: могущественная благодать, охватившая Савла, не была внезапной (этому предшествовала предварительная подготовка) или принудительной (Савл имел полную свободу реагировать на происходящее).

Первое, обращение Савла не было совершенно «внезапным». Честно говоря, неожиданным было последнее вмешательство Христа: «внезапно осиял его свет с неба» (3) и к нему обратился голос. Несомненно, Иисус Христос заговорил к нему в первый раз. Согласно более позднему рассказу самого Павла, Иисус сказал ему: «Трудно тебе идти против рожна» (26:14). Этой фразой (которая, по–видимому, была достаточно популярной в греческой и в латинской литературе) Иисус сравнил Савла с молодым, живым и упрямым бычком, а Себя - с земледельцем, который использует посох с колючками, чтобы сломить его упрямое сопротивление. Подразумевается, что Иисус и ранее побуждал Савла, подталкивая и покалывая его, а тому было «трудно» сопротивляться (больно и даже бесполезно). Что за рожно, которым Иисус колол и против которого Савл «взбрыкивал»? Точно не известно, но Новый Завет предлагает нам несколько возможных вариантов.

Одной «колючкой» были его сомнения. Рассудочным сознанием он отвергал Иисуса как самозванца, отвергнутого собственным народом и умершего на кресте, проклятого Богом. Но подсознательно мысль об Иисусе не покидала Савла. Видел ли он Его когда–нибудь, встречался ли с Ним? «Существуют люди, которые категорически… отрицают такую возможность, - пишет Дональд Когган, - но я не могу относиться к ним». Почему нет? Потому что «скорее всего они были современниками и почти ровесниками». Вполне возможно, что оба посещали Иерусалим и храм в одно и то же время, и в этом случае «разве не кажется возможным и вполне вероятным, что молодой учитель из Галилеи и молодой фарисей из Тарса однажды как–то посмотрели друг другу в глаза, что Савл слышал, как учит Иисус?» Даже если они не встречались, Савл должен был слышать рассказы об учении и чудесах Иисуса, Его характере и утверждения о том, Кто Он есть, вместе с постоянными свидетельствами очевидцев, что Он воскрес и что Его видели.

Другим «уколом» являлся Стефан. О мученической смерти Стефана Савл знал не понаслышке, ибо он сам присутствовал на допросе и казни Стефана. Он собственными глазами видел лицо Стефана, сияющее как у ангела (6:15), и был свидетелем его смелого непротивления, когда его забивали камнями до смерти (7:58–60). Он также слышал собственными ушами возвышенную речь Стефана перед синедрионом, так же как и его мудрые рассуждения в синагоге (6:9-10), его молитву с просьбой простить палачей и его необычное утверждение, что он видит Иисуса, Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (7:56). Именно в этом смысле «Стефан, а не Гамалиил был истинным учителем святого Павла» . И Савл не мог забыть свидетельства Стефана. В этих христианах было что–то необъяснимое - что–то сверхъестественное, то, что говорило о божественной силе Иисуса. Сам фанатизм Савла–гонителя отражал его растущее внутреннее сопротивление и беспокойство, «потому что фанатизм, - писал Юнг, - имеется только в тех индивидуумах, которые им компенсируют свои тайные сомнения» .

Но уколы Иисуса были как морального, так и интеллектуального свойства. Больная совесть Павла, может быть, причиняла ему больше страданий, чем терзавшие его сомнения. Ибо хотя он говорил о себе, что он «по правде законной - непорочный» (внешней праведностью) (Флп. 3:6), он отлично осознавал, что его помыслы, мотивы и желания не были чисты в глазах Бога. В частности, десятая заповедь его обвиняла в алчности. Другие заповеди он мог исполнять словом и делом, но жадность не была ни словом, ни делом, а состоянием сердца, и с этим он не мог справиться (Рим. 7:7 и дал.). Поэтому у него не было ни сил, ни покоя. Но он не мог допустить этого. Он яростно сопротивлялся уколам Иисуса, но сопротивляться было больно. Поэтому его обращение по пути в Дамаск стало внезапной кульминацией долгого процесса, в котором «Небесный Гончий» давно и терпеливо преследовал его. Жесткая выя самоправедного фарисея согнулась. Бык сдался.

Благодать Божья не была внезапной, не была она и принудительной. То есть, Христос, Который явился к нему и заговорил, не оказал на него никакого давления. Он смирил его, так что тот упал на землю, но Он не применил насилия к его личности. Он не превратил Савла в робота, не внушал ему совершение каких–то определенных действий в состоянии гипнотического транса. Напротив, Иисус задал ему простой вопрос: «Что ты гонишь Меня?» Он призвал Савла к разуму и совести, чтобы довести до его сознания неправедность и зло всего того, что он делал. Затем Иисус велел ему встать и пойти в город, где ему будет сказано, что делать дальше. Савл не лишился дара речи, он вполне мог отвечать. Он ответил на вопрос Христа двумя контрвопросами: «кто Ты, Господи?» (5) и «что повелишь мне делать?» (6). Его ответ был разумным, сознательным и добровольным. Kyrios («Господь») мог значить не больше, чем «господин, государь». Но Савл понимал, что он говорит с Иисусом, что Иисус восстал из мертвых. И это обращение в его устах уже должно было приобрести тот теологический оттенок, который оно имеет в Посланиях Павла.

Итак, причиной обращения Павла была благодать, высшая и всемогущая благодать Бога. Но могущественная благодать есть милосердная благодать. Постепенно, без насилия, Иисус тревожил разум и совесть Савла уколами. Затем он открыл Себя светом и голосом не для того, чтобы сразу переполнить его, но таким образом, чтобы предоставить ему свободу выбора. Божественная благодать не приемлет насилия над человеческой личностью. Скорее наоборот, она дает возможность человеческим существам стать истинно человеками. Она связывает оковами лишь грех человека; но самого человека благодать освобождает. Божья благодать освобождает нас от уз гордыни, суеверий и эгоцентризма, и это дает нам возможность раскаяться и уверовать. Можно только прославлять благодать Божью за то, что по благодати Своей Бог проявил милосердие к такому извергу, как Савл Тарсянин, и к таким гордым, своевольным и мятежным созданиям, как мы сами.

К. С. Льюис, об ощущениях которого в ответ на Божий зов мы уже упоминали, также говорит о чувстве свободы, которое он испытывал, отвечая Богу:

«Я начал осознавать, что попал в безвыходное положение или же отгородился от чего–то. Или, если вам хочется, я чувствовал себя так, словно был одет во что–то жесткое, как корсет, или даже доспехи, словно я был раком. Я чувствовал, что именно в этот момент мне дается возможность свободного выбора. Я мог открыть дверь и мог оставить ее закрытой. Я мог освободиться от негнущихся доспехов или остаться в них. Меня не принуждали к определенному выбору; не было ни угроз, ни обещаний, побуждающих к конкретному ответу, хотя я знал, что открыть дверь, или снять доспехи, означало нечто непредсказуемое. Решение возникло мгновенно, но странно спокойно. Я не испытывал ни желаний, ни страхов. В каком–то смысле я ничего не чувствовал. Я решил открыть, снять, ослабить поводья. Я говорю «я выбирал», и все же, мне кажется, избрать противоположное было бы невозможно. С другой стороны, я не осознавал никаких мотивов. Вы можете возразить, что я не бьл свободен в выборе, но я более склонен думать, что мое решение было намного более свободным актом, чем что–либо, что я когда–нибудь делал раньше. Необходимость может не быть явлением, противоположным свободе, или, может быть, человек бывает наиболее свободен тогда, когда вместо того чтобы придумывать мотивы, он может просто сказать: «Я есть то, что я делаю» .

Из книги `Мастер и Маргарита`: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги Книга Деяний Святых Апостолов автора (Таушев) Аверкий

Обращение гонителя Савла (9:1-25) Распространением христианства в Самарии и обращением ко Христу прозелита-евнуха положено начало проповеди Евангелия за пределами чистого иудейства. Вскоре, по промыслу Божьему, предстояло еще большее расширение области евангельской

автора Безобразов Кассиан

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Обращение Савла Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

С какой целью гонитель христиан Савл отправился в Дамаск? В Деяниях апостолов сказано, что Савл отправился в Дамаск, «выпросив» у первосвященника письма к местным синагогам, дававшие ему полномочия «кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав,

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Обращение Савла (IX, 1-31) Бахметевой. Между тем как в Иерусалиме, по убиении Стефана, продолжалось сильнейшее гонение на верующих, особенно ревностно действовал против них молодой Савл. Он принадлежал к секте фарисеев, которые ненавидели учение Христово, считая Христа

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

9:1–31 7. Обращение Савла Теперь, когда Стефан и Филипп внесли свой вклад в подготовку всемирной миссионерской деятельности церкви, Лука готов рассказать историю о двух примечательных обращениях, с которых началась христианская миссия. Первой идет история обращения Савла

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

3. Савл и Анания: появление Савла в церкви в Дамаске (9:10–25) В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. 11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

4. Савл и Варнава: встреча Савла с учениками в Иерусалиме (9:26–31) Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. 27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь,

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

9:1-31 Савл Тарсянин на пути в Дамаск Хотя до этого места в книге мы редко встречались с Павлом (или Савлом), именно он - важнейшая фигура Книги Деяний. С середины гл. 12 и до конца всей книги (гл. 28) рассказчик сосредоточен почти исключительно на личности Павла и его

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Обращение Савла Тем временем Савл, не прекращавший своих угроз предать смерти всех учеников Господа, явился к первосвященнику 2 и попросил у того рекомендательные письма в синагоги Дамаска, чтобы иметь право брать под стражу тех, кого найдет там из последователей того

Из книги Истины Нового Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

Обращение Савла 1 Савл по-прежнему дышал злобой, желая смерти ученикам Господа. Он пришел к первосвященнику 2 и попросил у него письма к синагогам Дамаска, чтобы он мог бы арестовывать и приводить в Иерусалим всех принадлежащих Пути a, которых сможет там найти, будь то

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Первый мученик Стефан. Обращение Савла (Иерусалим - Дамаск, 35 - 37 гг.) ЭллинистыУже в день Пятидесятницы среди крестившихся оказались первые уроженцы стран рассеяния. К тому времени они составляли большую часть израильского народа. Из семи или девяти миллионов евреев,

Из книги автора

Обращение Савла ко Христу Прежде чем рассматривать вышеназванную тему, необходимо обратить внимание на отношение Савла ко Христу и христианству до обращения. С большой степенью вероятности можно сказать, что апостол лично не был знаком со Христом во время Его земной

Из книги автора

По дороге в Дамаск Молодой ревнитель отправился в Дамаск – там тоже была еврейская община, там тоже проповедовали ученики Иисуса. Заручившись письмом от первосвященника, Савл отправился в путь, чтобы расправиться с последователями нового учения. Но по дороге произошло

В 1860 году в результате погрома всё соборное подворье и христианский квартал были уничтожены. Через 3 года собор был восстановлен патриархом Иерофеем на средства, предоставленные правительством и помощью из России.

С 1959 года на территории собора расположена резиденция Патриарха Антиохийского.

Дорога к резиденции, по которой ехала делегация, носит название Прямая улица (виа Ректа). Улица Прямая упоминается в Евангелии - она связана с историей жизни Святого апостола Павла.

Павел (Савл до крещения) был воспитан в строгой иудейской традиции и помогал преследовать христиан.

Однажды Павел получил полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там продолжить преследования приверженцев новой веры.

Но близ Дамаска Савлу явился Иисус в мощном потоке света с небес. Ослеплённый видением Савл упал с коня и его, потерявшего зрение, пришлось вести в Дамаск, где он остановился у Иуды , жившего на Прямой улице.

Туда Господь направил своего ученика Ананию , который путём наложения рук избавил Савла от слепоты и крестил Савла, получившего имя Павел.

Теперь Павел оказался в роли гонимого. Он скрывался у христиан, и во время побега из Дамаска ученики апостола спустили его ночью на верёвке в корзине с городской стены. После чего Павел продолжил свои путешествия по свету, распространяя повсюду христианство.

Уровень улицы был на полтора метра ниже. Длина улицы составляет 1,5 км.

С началом войны в Сирии православный храм Святой Девы Марии неоднократно подвергался терактам и обстрелам.

3 апреля, за день до приезда делегации ИППО, на храм упали 2 мины, выпущенные террористами из района Восточная Гута. Одна мина разорвалась на территории храма, другая насквозь пробила его купол.

Священнослужители и прихожане, слава Богу, не пострадали. В день приезда делегации в Дамаск и в момент размещения в гостинице «Дама роз» перед отелем также упали три мины, одна за другой. Пострадали женщина и ребёнок.

Всего 4 апреля, в день пребывания делегации ИППО в Дамаске, на город боевиками были пущены 31 мина и ракеты. Несмотря на оживлённую жизнь в Дамаске, где работают школы, учреждения, магазины, лавки, рынки, этот утопающий сейчас в зелени красивый восточный город практически ежедневно подвергается миномётному и ракетному обстрелу. Страдают женщины, дети, жилые дома, инфраструктура… Но люди проявляют стойкость, спокойствие и надеются на приход мирной жизни.

Свидетельством тому - приём, который был оказан представителями Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X . Делегацию ИППО и сопровождавших её лиц встретил оркестр скаутов - около 30 молодых людей, игравших на различных музыкальных инструментах. В их исполнении прозвучал гимн Сирии и ещё несколько музыкальных произведений.

Далее епископ Афраам , викарий Святейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X, показал российским гостям и сопровождавшей делегацию министру социальных дел и труда Риме Кадри кафедральный собор Девы Марии, где в этот момент совершалось богослужение и было немало прихожан. В куполе храма зияла свежая пробоина - примерно диаметром 2 метра.

Далее в помещениях резиденции состоялось официальное открытие Сирийского отделения ИППО ,в котором приняли участие Сергей Степашин ,члены делегации ИППО Михаил Маргелов , Елена Агапова , Рамиль Байтемиров ,министр социальных дел и труда Сирии Рима Кадри и руководитель отделения Мтаниус Башшур . На церемонии присутствовал посол России в Сирии Александр Кинщак .Помещение под представительство ИППО выделил лично Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X , с которым Сергей Степашин и члены делегации ИППО встречались накануне в Ливане, в его резиденции в Баламанде.

В церемонии открытия Сирийского отделения принимали участие уже принятые в действительные члены ИППО сирийцы. Всего в отделении на сегодняшний день состоят 44 гражданина Сирии. Сергей Вадимович Степашин пожелал Мтаниусу Башшуру и членам отделения скорейшего наступления мирной жизни, успехов и отметил, что готов оказывать всяческое содействие работе Сирийского отделения ИППО. Он отметил, что уже есть целая программа действий и сотрудничества в соответствии с меморандумом, который недавно был подписан между ИППО и Министерством социальных дел и труда Сирии.

Далее прошла встреча делегации ИППО с иерархами, которые служат в Дамаске, - викарием Святейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока, секретарём резиденции священного Синода епископом Афрамом , епископом Лукой Сейднайским , митрополитом Мусой (Аль-Хури) , епископом Николасом и другими представителями Антиохийского Патриархата. Они рассказали Сергею Степашину о положении христиан в ряде городов и населённых пунктов в Сирии, в которых всегда исторически проживало христианское население. Это -Скальбия, Кфарбо, Мхарда , на последнюю упало 55 мин и была разрушена православная Церковь. «Если в местах исторического проживания христиан не останется христиан, то опустеет вся Сирия», - отметил епископ Лука Сейднайский.

Представители духовенства приветствовали открытие Сирийского отделения ИППО на территории храма Девы Марии и назвали это большим событием для Дамаска и для всей Сирии. По их словам, Императорское Православное Палестинское Общество играет особую роль в Святой Земле, в Ливане, в Сирии.

Многие на Ближнем Востоке помнят школы ИППО и во многих семьях в Сирии, Ливане из поколения в поколения переходят от предков слова на русском языке. Епископ Афрам тепло поблагодарил делегацию ИППО за приезд в Сирию в непростые времена и за поддержку страдающего от войны населения. «Этот визит несёт тепло и любовь в наши сердца, - сказал представитель Антиохийского Патриарха.

Сергей Степашин рассказал о целях гуманитарного визита в Дамаск, о работе, которую ведёт Общество по защите христиан на Ближнем Востоке. Антиохийскому Патриархату была передана доставленная в Дамаск гуманитарная помощь ИППО. В сборе помощи принимали участие представители Русской Православной Церкви - Богоявленский кафедральный собор и Иоанно-Богословский храм в Подмодсковье.

Завершился приём делегации ИППО обедом от имени епископа Афрама , в котором приняли также участие министр социальных дел и труда Рима Кадри и советник Президента Сирии по информационным и политическим вопросам Бусейна Шаабан .Делегацию ИППО сопровождал посол России в Сирии Александр Кинщак .

Вечером 4 апреля Сергей Степашин и делегация ИППО посетили Посольство Российской Федерации в Дамаске, которое, как известно, стремятся обстреливать боевики. Сергей Степашин передал послу Александру Кинщаку икону Святого Праведного Воина Фёдора Ушакова .


Как известно, прославленный флотоводец не проиграл ни одного морского сражения, не потерял ни одного своего корабля. Александр Александрович Кинщак с благодарностью принял икону, которая была освящена в одном из храмов Москвы. Сергей Степашин поблагодарил дипломатов за мужество и пожелал им стойкости и удачи.

Храни Господь наших дипломатов и всех российских граждан, выполняющих свой профессиональный долг на сирийской земле!

Храни Господь эту древнюю землю, колыбель христианства, пример мирного сосуществования религий!

«Еще не пала Сирия…»

Еще не разорвана Сирия
Еще воюет Дамаск
Против предсказанной гибели
И адских последних ласк.

В мире становится нервно
В жилах застыла кровь.
С одной стороны – инферно,
С другой стороны – любовь.

Лежит перед нами дорога
И время последнего дня.
Услышишь ли голос Бога:
Зачем ты гонишь Меня?

Текут, истекают минуты
Тебе еще можно успеть
Остановиться, споткнуться,
Ослепнуть, чтобы прозреть

Определиться с главным
В эти последние дни:
Идешь на Сирию с Савлом?
Или с Павлом лежишь в пыли?

Времени не осталось
Все будет уже решено
Или ты, потрясенный, с Павлом.
Или с Савлом идешь на дно

Что бы мы здесь ни делали
Зрячих меж нами нет:
Одних ослепляет ненависть,
Других ослепляет свет

У каждого свой мессия
В этот последний час.
Неумолимо с Россией
Идем по пути в Дамаск

*) «Еще не пала Сирия» … - из пророчества болгарской ясновидящей (май 1979). Вангелия Гуштерова (Ванга). «Человечеству уготовано ещё много катаклизмов и бурных событий. Изменится и сознание людей. Грядут тяжкие времена, людей будет разделять их вера. Древнейшее учение придёт в мир. Спрашивают меня, когда это случится, скоро ли? Нет, не скоро. Ещё Сирия не пала…».

**) Водоворотом мы схвачены последних ласк … В.Брюсов «Путь в Дамаск»

***) ослепление и прозрение апостола Павла на пути в Дамаск:
«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению... связав, приводить в Иерусалим. Когда же он... приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь... Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: ...Анания! Встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла... он есть Мой избранный сосуд... Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути... послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился... И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9:1-20).

****) 19 июля 2012 Россия и Китай блокировали в Совете Безопасности ООН принятие западного проекта резолюции по Сирии с угрозой санкций. Помимо двух голосов против, проект резолюции получил 11 голосов "за", два участника голосования воздержались. Это уже третий раз, как Россия и Китай использовали свое право вето для блокировки резолюций Совбеза, призванных усилить давление на президента Сирии Башара Асада.

Оживленная улица и крытый рынок – Мидхат-паша – это Прямая улица (виа Ректа) .

Улица Прямая упоминается в Евангелии будучи связана с историей жизни Святого апостола Павла.
Павел (Савл до крещения) был воспитан в строгой иудейской традиции и помогал преследовать христиан. Однажды Павел получил полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там продолжить преследования приверженцев новой веры.
Но близ Дамаска Савлу явился Иисус в мощном потоке света с небес. Ослепленный видением, Савл упал с коня и его, потерявшего зрение, пришлось вести в Дамаск, где он остановился у Иуды, жившего на Прямой улице.
Туда Господь направил своего ученика Ананию, который путем наложения рук избавляет Савла от слепоты и крестил Савла, получившего теперь имя Павел.
Теперь Павел оказался в роли гонимого. Он скрывался у христиан, и во время побега из Дамаска, ученики апостола спустили его ночью на веревке в корзине с городской стены.
После чего Павел продолжил свои путешествия по свету, распространяя всюду христианство.
Уровень улицы был на полтора метра ниже. Длина улицы составляет 1.5 км. В настоящее время Прямая улица делится на две – Мидхат-паша и Баб Шарки.

Мидхат-паша.


Мидхат-паша.

Мидхат-паша выводит к Римской арке (III в.). Остатки арки были обнаружены в 1749 году, когда-то она имела три пролета.


Недалеко от арки находится один из лучших ресторанов Дамаска, где можно попробовать местные блюда, покурить кальян.
Спиртное в меню тоже есть.
Цены по меркам Сирии высокие.
www.geminigrp.net

Слева за аркой - православный собор Святой Девы Марии (Мирьямия) и резиденция Антиохийской патриархии православной церкви . На этом месте прежде стояла византийская базилика. Современный храм был построен в 1970 году.
Антиохийская церковь была основана в 37 году Святыми апостолами Петром и Павлом. Местом пребывания ее главы – патриарха, долгое время являлся город Антиохия (Турция), потом – монастырь Дейр аз-Заафран, а с 1959 г. – Дамаск . Лучшими представителями Антиохийской богословской школы были Иоанна Златоуст, Илларион Велкий, Иоанн Дамаскин.


Собор Святой Девы Марии. Дамаск.

Римская арка делит Прямую улицу на две части – Мидхат-паша и Баб Шарки.



Прямая улица кончается у ворот Баб Шарки ("Восточные") .


Эти ворота (III в.) назывались воротами Солнца и являются единственными из римских ворот, сохранивших первоначальную форму. Три пролета соответствуют тогдашнему делению улицы. Проезжая часть - 13 м шириной и с двух сторон тротуар шириной 6 м. Минарет над воротами возвел в 1163 г. Нур ад-Дин.

Справа от ворот Баб Шарки находится резиденция армянского митрополита Дейр Мар Саркис . Здание резиденции было перестроено из средневекового караван-сарая. Роспись стен внутри относится к концу прошлого века. Во дворе - памятник создателю армянского алфавита Месропу Маштоцу.


Недалеко от ворот Баб Шарки – уютное кафе Art cafe Ninar (открыто по вечерам) с вкуснешей домашней кухней и спиртным.
www.ninarart.org

Если выйти из ворот Баб Шарки и пойти направо, то через полкилометра будут ворота Баб Кисан .


В римский период это были ворота Сатурна, но позже им дали имя вольноотпущенника халифа Муавии – некого Кисана.
Здесь находится монастырь Святого Павла (Мар Булюс) . Ворота в 1939 году были превращены в часовню.


Согласно легенде, бегство Павла произошло именно на башни ворот Баб Кисан. В это время на часах стоял стражник - Георгий, который сделал вид, что не заметил беглеца. За сочувствие к Павлу Георгий поплатился жизнью; его могила на кладбище через дорогу - место паломничества верующих.

Вернемся обратно к Баб Шарки и зайдем в Старый город. Свернем в первую улочку направо. Здесь находится европейский бар Пиано-Бар, в оформлении которого использованы подлинные саксофоны начала века. В баре можно найти абсолютно любое спиртное, в том числе коктейли. По вечерам – живая музыка.


Пиано-бар. Дамаск. Сирия.



А в конце улицы – дом Святого Анании .

Святой Ананий – один из 72 учеников Христа и первый епископ Дамаска. Дом Анания практически не сохранился, но главный интерес вызывает часовня, расположенная в подвальном помещении. В этом доме-часовне хозяин собирал на проповеди и молитвы первых христиан. В глубине второй комнаты имелась потайная дверь, ведущая в подземный ход на случай бегства. За проповеди христианства Св. Ананий был арестован и приговорен правителем Дамаска Лицинием к смертной казни побитию камнями. Дом часовня Св.Анании был возвращен христианам халифом Валидом в числе других ранее отобранных мусульманами культовых сооружений в качестве компенсации за перестройку храма Св. Иоанна и мечеть Омейядов.
(Входной билет 25 S.P.)


К северу от дома Св.Анании находится район Баб Тума, здесь издревле селились христиане.




В барах христианского квартала продают спиртные напитки. Дамаск. Сирия.


Оживленная улица Баб Тума заканчивается одноименными воротами, которые были построены в 1228 году. Когда-то здесь находились римские ворота Венеры, но они были разрушены.
Ворота названы по имени племянника византийского императора Гераклия. Томас (по-русски Фома, по-арабски Тума) возглавил оборону города от мусульманских войск и упорно держался у ворот Венеры, лично сразив нескольких арабских военачальников. После взятия города Томас, бежавший из Дамаска, был убит в районе Ливанских гор.


Выйдем из Старого города через ворота Баб Тума и пройдем до улицы Имтидад Шариа Багдад, направо находится самый большой православный храм Дамаска – Церковь Креста , построенная в 1932 году.


С другой стороны Прямая улица заканчивается пересечением с улицей Мидан .
По этой улице паломники со всех концов исламского мира направлялись в хаджж (паломничество) к святым местам Мекки и Медины. Совершение хаджжа самое важное событие в жизни каждого мусульманина.
При выходе из Старого города Прямая улица (Мидхат-паша) расположена медресе Сибаия (или Джами Харратын) , построенная в 1515 году наместников Дамаска Сибаи, который в ней и похоронен.


Мечеть и медресе Синания была построена в 1591 году при османском визире Синан-паше – губернаторе Дамаске в те годы.


Мечеть и медресе Синания.

Это библейская история о Савле, рассказывающая о том, как он пришел к познанию Иисуса. Дамаск, город из этой истории, до сих пор существует в Сирии, как и улица, где жил Иуда. (Не тот Иуда, который предал Иисуса, а другой.)

Савл похлопал мешочек на бедре, когда его лошадь скакала галопом вдоль каменной дороги. Он оглянулся на мужчин, едущих вместе с ним в Дамаск.

«Хм! – подумал он самодовольно. – Мы, наконец, избавимся от этих последователей Христа навсегда!»

Савл и его люди выслеживали христиан по всему Иерусалиму, и бросали их в тюрьму. Как дикий человек, Савл врывался в дома, утаскивая за собой христиан. Когда известия об арестах распространились, последователи Христа бежали в Дамаск.

Савл посмотрел на мешочек, в котором лежали бумаги на арест последователей Христа в Дамаске.

«Они не будут в безопасности долго, – подумал он. – Нет, они не будут в безопасности надолго.»

Савл и его люди устали от недельного путешествия. Капли пота скатывались с их лиц. «Уже скоро!» – объявил Савл, когда завиднелся город.

Именно тогда лошади начали ржать и фыркать. «Полегче», – сказал Савл, похлопывая коня. И вдруг ослепительный свет засиял с небес.

«Кто… кто Ты, Господи?» – запинаясь спросил Савл. Мужчины, сопровождавшие Савла, остолбенели, ведь они никого не видели, но слышали голос.

«Я – Иисус, которого ты гонишь». «Что? – думал Савл. Он тоже был смущен. –Является ли Иисус на самом деле Богом?»

«Встань и иди в Дамаск, где тебе будет сказано, что делать». Свет и голос исчезли. Савл встал, но теперь он уже был слепым.

В Дамаске христианин по имени Анания работал, когда Господь проговорил к нему: «Анания, пойди в дом Иуды и спроси о Савле. Я хочу, чтобы ты возложил на него руки и восстановил его зрение».

«Но, Господи, – ответил Анания, – Савл приходит сюда, чтобы арестовывать больше Твоих последователей.»

«Ты должен пойти. Я выбрал его, чтобы рассказать евреям, язычникам и даже царям обо Мне. И Я покажу ему, сколько проблем это принесет ему». Анания послушался.

Савл стал совсем другим человеком. Улыбка заменила его угрюмый вид. Его гнев превратился в страсть. И его хриплый голос, который когда-то выкрикивал угрозы, теперь провозглашал Божью любовь. Он не мог дождаться, чтобы рассказать своему народу, евреям, об Иисусе.

«Разве это не тот человек, который арестовывал последователей Иисуса? – шептались евреи в Дамаске. «Разве он не приехал, чтобы арестовать еще больше их?» – шептали другие. Они были удивлены, что он поверил в то, что Иисус был Сыном Божьим. Им не нравилось то, что говорил Савл, поэтому, они составили заговор, чтобы убить его.

Когда Савл услышал о заговоре евреев убить его, он понял, что пора уходить. Но римские шпионы и евреи ждали его у городских ворот. Под покровом ночи, верующие посадили Савла в корзину. Они спускали его через окно, вниз по городской стене, пока корзина не достигла земли.

Савл был в безопасности от неприятностей – на тот момент.