Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Проект о чем говорят следы на снегу. "О чем рассказывают следы на снегу?"

Министерство образования Республики Беларусь Государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Орши»

« Зимний маршрут

учета диких животных »

Научный руководитель:

Лазаревич Наталья Анатольевна

учитель биологии

г. Орша 2016 г.

Содержание

    Аннотация стр. 3

    Введение стр. 4 - 5

    Основная часть стр. 6 – 13

    Заключение стр. 14

    Список используемых источников стр. 15

    Приложения стр. 16 - 25

Аннотация

Работа написана на основании исследований, проведённых в Копысском лесничестве ГЛХУ "Оршанский лесхоз". Реферат содержит рисунки, фотографии, таблицы и копии материалов по учёту животных.

Данная работа может служить учебно - воспитательным целям в вопросах охраны окружающей среды и понимания биологической и экономической ценности охотничьих видов животных, а также имеет практическое значение при планировании ведения охотничьего хозяйства.

Введение

Зима - важный и благодатный период для наблюдений. Тот, кто не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой. Для него полностью закрыта «белая книга» природы. В зимнем лесу на снежном покрове можно прочесть подробную запись ночной жизни зверя по сложным узорам его следов. Умение разбираться в следах даётся долгой практикой и в значительной степени зависит от остроты зрения и способности делать верные выводы на основании самых незначительных признаков.

Под следом в широком смысле подразумеваются те изменения и признаки, которые зверь оставляет на снегу, земле, траве, деревьях, на тех предметах, к которым прикасается. К следам можно отнести признаки лёжки, норы, ямы, царапины, метки, оставляемые зубами, рогами на разных предметах. В узком же значении под следом подразумеваются знаки, оставляемые ногами зверя при движении .

Опытные натуралисты, чья жизнь и труд неразрывно связаны с природой, обладают большим искусством читать следы. Разбираясь в следах, они как по книге, читают целые повести из жизни обитателей полей и лесов. Охотники по следам лисицы на снегу устанавливают не только её пол, но и окраску.

Определить, кому принадлежит след, не всегда возможно. Только при оттепели на снегу получаются достаточно отчётливые отпечатки лап животных. У опушки леса на снегу средней плотности следы обычно бывают отчётливые, но поверхностные. На рыхлом снегу в лесу следы того же животного будут глубокими, но неясными.

Как следует из названия работы, она посвящена изучению зимнего маршрута и следов диких животных , и интересна тем, что преследует цель определение их численности.

Объектом изучения в данной исследовательской работе являются следы животных леса, а предметом - учебные пособия, справочники, методическая литература.

Цель:

Образовательная:

Закрепить знания о зиме как фенологическом периоде;

Провести изучение зимнего маршрута животных леса;

Познакомиться с разнообразием следов зверей на снегу, научиться определять их принадлежность;

Обобщать наблюдения за изменениями живой природы. Воспитательная:

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, личную сопричастность к охране природы.

Гипотеза: по количеству следов можно определить численность животных.

Для того чтобы установить достоверность выдвинутой гипотезы и достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    изучить литературу по интересующему вопросу;

    изложить полученные сведения в доступной форме.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    метод теоретического анализа;

    сравнительный метод;

    метод описания;

    изучение и обобщение данных.

Исследование предполагает следующие этапы работы:

    На подготовительном этапе определить

    объект исследования,

    тему,

    цели и задачи исследовательской работы,

    сроки выполнения работы,

    источники информации,

    методы исследования.

    На практическом этапе

    изучить и проанализировать справочную литературу по избранной теме,

    сравнить и сопоставить сведения, имеющиеся в справочниках,

    определить способы применения полученных знаний на практике.

    Обобщающий этап предполагает соотнесение выводов, сделанных на основании проведённого исследования, с поставленными в начале работы целями, задачами и гипотезой; оформление результатов исследования.

Основная часть

Зимний маршрут учета диких животных мы проводили с учётчиком Оршанского лесхоза Марченко В. С. в Копысском лесничестве. Протяжённость лесного маршрута 9,5 километров, в тихую погоду, при температуре воздуха – 4 градуса 2 февраля 2013 года. Изучаемая территория находится в 30 км от г. Орши. С помощью учётчика выполнили абрис маршрута. Справка: абрис – это б езмасштабный чертеж маршрута с нанесенными следами охотничьих животных. Учётчик - физическое лицо, участвующее в проведении учета охотничьих животных .

Следы копытных зверей, волка и рыси наносятся на абрис маршрута в виде стрелок, указывающих направление движения. Вид, а при возможности возраст и пол животных обозначается рядом со стрелкой символами. Количество животных указывается цифрами перед символом. Одиночный след может отмечаться только символом, без цифры 1. Жировочные следы одного животного обозначаются ломаной стрелкой, пересекающей линию маршрута столько же раз, сколько и следы. Следы пушных зверей на абрис не наносятся, а только регистрируются точкованием по методу «конверта». Все записи в угодьях ведутся простым карандашом .

Изучение маршрута лесных животных начинается с ознакомления особенностей их следов.

Нередок в нашем лесу заяц. Ему принадлежат столь характерные следы, что их невозможно перепутать со следами других четвероногих лесных обитателей. Следы зайца представлены двумя крупными отпечатками впереди, чуть косо расположенными друг к другу, и двумя более мелкими следами позади, следующими один за другим. У зайца на следах отпечатки задних лап располагаются впереди передних. При быстрых прыжках отпечаток правой задней ноги заметно впереди левой задней. Заяц является обитателем открытых мест. Его узкие лапы приспособлены к беганию по плотному снегу полей.

У лесников заячьи следы имеют много специальных названий. Так, на месте ночной кормёжки сложная путаница следов называется жировой след. Жировой след состоит из мелких коротких прыжков, он никогда не бывает прямолинейным. С жировки заяц идёт отдыхать на лёжку. При этом идёт прямыми, энергичными прыжками. Часто, пройдя несколько десятков метров, заяц возвращается назад. Если обратный след идёт на некотором расстоянии от первого, то такой двойной след называется петля. Если обратные следы покрывают друг друга, то след называется вздвойка. След огромного прыжка в сторону от первоначального пути называется скидка.

След зайца - русака можно отличить от следов беляка без особого труда. Отпечаток его задней лапки более узкий и заостренный спереди. Размер отпечатка передней лапки в среднем 6×3,5, задней- 8×4,5 см, длина задней стопы 16,5 см. Прыжки у русака длиннее, чем у беляка, равного ему по величине. Гонный русак делает прыжки по 240-280 см. Это зверь открытых пространств, и, идя по его следу, можно видеть убегающую строчку следов далеко вперед .

Передняя и задняя лапки зайца-русака зайца-беляка

У скачущего зайца - беляка отпечатываются лишь пальцы и передняя часть задней подошвы. У присевшего зверька подошва задних лап отпечатывается целиком, а между отпечатками подошв задних лап видны следы передних. Еще более короткие прыжки иногда делает тихо сошедший с лежки заяц. Он, как бы крадучись и прижимаясь к земле, почти ползком удаляется от лежки на несколько метров и уж затем срывается на длинные прыжки. При спокойном движении беляк средних размеров делает прыжки длиной 120–170 см (от переднего края одной группы следов до переднего края следующей группы отпечатков всех 4 лап), при этом длина каждой группы отпечатков 38–66 см.

Чуть более длинными прыжками заяц скачет, преодолевая большие расстояния. Испугавшись или уходя от преследования, он делает прыжки, превышающие таковые при спокойном передвижении почти вдвое. В таких случаях длина прыжков бывает около 220 см, а длина группы следов - 130–150 см .

Беличий след легко узнать: четыре отпечатка - два впереди, два сзади, потом опять четыре отпечатка. Они неодинаковы: передние длинные, в виде полосок. Это отпечатки задних лап белки, они гораздо короче, но тоже некруглые. Белка, как и заяц, прыгая, выносит задние лапки вперёд. Но её прыжки короткие, поэтому отпечатки более крупных задних лап оказываются лишь немного впереди мелких передних. Обе передние лапки опускаются на одном уровне, носками чуть в стороны. Передняя лапка белки заметно мельче задней и имеет 4 довольно тонких пальца с недлинными (до 5 мм) когтями. На нижней поверхности лапки хорошо заметны выпуклые мозоли. Их можно увидеть на более четких отпечатках в виде 5 углублений. Задняя лапка крупнее и пятипалая, 1 -й (внутренний) палец заметно короче остальных. Зимой подошвы лапок сильнее обрастают шерстью. Размер отпечатка передней лапки около 4×2задней 6×3,5 см. По земле или по мелкому снегу белка передвигается легкими скачками, будто играет в чехарду.

При нормальном, неторопливом, ходе по земле или неглубокому снегу длина прыжков 66- 86 см. Длина группы отпечатков примерно 12 см, ширина следовой дорожки 11 см. По глубокому снегу белка скачет более короткими прыжками, длиной около 43 см. При этом все 4 отпечатка расположены значительно ближе друг к другу, и нередко отпечатки задних и передних ног сливаются. Ширина следовой дорожки в этом случае уменьшается до 8 см. И только на самых коротких прыжках, когда зверек что-то ищет в лесной подстилке или осторожно подскакивает к луже, чтобы напиться, отпечатки передних лап на следах могут оказаться чуть выше отпечатков задних .

Следы прыжков белки а - передняя лапа лисы, б - задняя лапа лисы

У лисиц на передней лапе 5 пальцев, но 1-й палец (он находится с внутренней стороны лапы) расположен высоко, и на следах его не видно. Отпечаток передней лапы лисицы выглядит несколько крупнее отпечатка задней за счет большей ширины. Размер отпечатков передних лап лисиц (6,5–7,5) х (4,6–5,7), а задних - (6,5–7,0) х (4,0–4,8) см. Расположенный сзади пальцев пястный мякиш («пятка») имеет вид перевернутого сердца. Спереди он сужен, книзу расширен. Причем его внешний нижний край как бы больше оттянут назад, что нередко помогает отличить правые отпечатки от левых. Задний край этого мякиша заметно вогнут. Задняя лапа тоже оставляет четырехпалый отпечаток. По сравнению с передним он выглядит более узким и стройным. Плюсневой мякиш задней лапы сзади более округл и не имеет серповидной выемки. Боковые пальцы обычно чуть более сдвинуты назад, чем на передних лапах. Когти обычно чуть короче, чем на передних лапах.

Мелкий шаг. Часто применяется в поисковом движении. При этом аллюре задняя лапа, попадая в отпечаток передней, закрывает его не полностью. Нижний след оказывается недокрыт примерно на треть. Длина шага около 31 см и меньше.

Мелкая рысь - наиболее обычный ход лисицы, при этом задние лапы точно попадают в следы передних и получается крытый след - зверь будто идет по ниточке. Отпечатки тянутся ровной цепочкой, лишь едва смещая центры правых отпечатков вправо от средней линии, а левых влево. Длина шагов 20–40 см, чаще около 30 см.

Двигаясь крупной рысью, лисица оставляет через длинные интервалы парные отпечатки: отпечатки задних лап чуть спереди, отпечатки передних чуть сбоку и сзади. При этом у разных животных или в разное время следы задних лап могут располагаться либо с одной, либо с другой стороны. Длина шагов 42–53 см.

Потревоженный зверь убегает галопом, а в отдельных случаях может перейти и на самый быстрый аллюр - карьер. Бегущий галопом зверь оставляет следы четырехчетки, где каждая лапа отпечатывается отдельно, но довольно близко одна от другой. Задние лапы расположены впереди передних и расставлены более широко. Часто одна из передних лап располагается намного позади остальных, как бы отставая от них. Длина скачков зверя 145–150 см, ширина следовой дорожки около 12 см .

Дорожки следов лисы на разных аллюрах. Передняя и задняя лапки куницы

а - шаг (ровная строчка, задняя лапа попадает в отпечаток передней): б- мелкая рысь (отпечаток задней лапы частично кроет отпечаток передней); в - более широкая рысь (отпечатки задних и передних лап расположены отдельно, но близко друг от друга; отпечаток задней лапы чаще располагается впереди следа передней лапы); г - галоп; д - карьер (намёт) .

След куницы на снегу узнается легко. Сам зверь не больше мелкой кошки, всего-то до 1,5 кг, но его широкие пятипалые лапы оставляют крупные отпечатки. Длина каждого отпечатка от 6 до 8, ширина - 4–6 см, отпечатки задних лап чуть длиннее. Зимой подошвы зверька сильно опушены, поэтому часто детали лапки и очертания пальцев просматриваются на следах плохо. Иногда видишь просто две овальные ямки, поставленные близко друг к другу. Затем через широкий интервал другая пара ямок и т.д. Чаще всего куница ходит двухчеткой, когда отпечатки задней и передней пары сливаются, попадая один в другой.

Несколько реже можно встретить трехчетку, при которой одна из задних лап несколько недоступает или переступает след передней. На четырехчетку куница переходит, когда ей приходится убегать от кого-то или за кем-то гнаться .

Длина шага спокойно идущего лося , по данным различных авторов, от 50 до 120 см. Чаще всего он делает шаги 70–90 см. При движении рысью они удлиняются до 150–180 см. При галопе зверь совершает прыжки по 3 м и более. На медленном ходу ставит заднюю ногу почти точно в отпечаток передней, поэтому на следовой дорожке идущего лося большинство отпечатков сдвоенные, в той или иной мере крытые. Иногда задняя нога так точно попадает в передний отпечаток, что полностью крытый сдвоенный след легко принять за отпечаток одной ноги. Боковые (2-й и 5-й) пальцы-поноготки у лося хорошо развиты.

Соотношение размеров отпечатков передних ног лосей разного пола и возраста :

а - взрослый самец (15,5х12 см); б - взрослая самка (14х11см); в - трехлетний самец (12х11см); г - годовалый самец (10,5х9см); д - лосенок в июле (6х5см).

Кабан - крупное тяжелое животное, и отпечатки его ног бывают хорошо заметны не только на снегу, но и на более-менее рыхлой почве. От следов других копытных отпечатки ног кабана обычно отличаются довольно легко. Даже на медленном ходу зверя на грунте остаются не только следы копыт 2 средних пальцев (3-го и 4-го), но и боковых пальцев-пасынков. Размеры копыт для кабанов разных возрастов: у 10-дневных поросят переднее копыто 2,2×2,1, заднее - 1,8 х1,6 см, у годовалого подсвинка - соответственно 5,5×4 и 5,2×4 см, а у 3,5-летнего кабана- 9×7 и 8хб,2 см.

У самца след более широк и значительно притуплён спереди. Кабан довольно коротконог, поэтому его шаги заметно короче. Шаг взрослого зверя от 45 до 62 см. На галопе зверь движется скачками, делая прыжки по 1,5–2 м. Помимо отпечатков ног, он оставляет немало и других следов своей деятельности .

След косули След кабана

Размеры следов косули: взрослый самец (4,5–5) х (3–3,5) см, шаг 35–45 см, следовая дорожка 12–16 см, молодой зверь - соответственно Зх(1,9–2,3) см, 35–40 см, 5–8 см, взрослая самка - 4×2,5 см, 40 см, 10 см.

При спокойном движении по плотному грунту косуля держит копыта сомкнутыми, а поноготки не оставляют отметин на грунте. Следовая дорожка состоит из сдвоенных отпечатков, расположенных поочередно то с одной, то с другой стороны от средней линии движения зверя.

При галопе копыта в передней части раздвигаются подобно щипцам, причем на передних ногах всегда несколько шире, чем на задних. Сзади следа часто можно видеть углубления, оставленные поноготками. А так как на передних ногах боковые пальцы расположены ниже, чем на задних, то и следы поноготков на отпечатках передних ног отпечатываются чаще или яснее.

Вот такие следы были нами найдены на снегу, а значит, этих животных можно встретить в Копысском лесничестве.

У диких животных обычно образ жизни очень скрытный. Из-за хорошо развитого чутья, слуха и зрения птицы и звери могут заметить человека гораздо раньше того, чем он заметит их. Поэтому разгадывать тайны их жизни наблюдательному человеку и помогают оставленные зверями следы.

По ним животных выслеживают и затем отыскивают, распознают их численность, пол и даже возраст. Поэтому в практической части мы решили определить численность некоторых лесных животных.

Техника проведения относительного учета несложна и заключается в следующем. На территории хозяйства намечают маршруты, которые должны пересекать основные типы угодий хозяйства: хвойные и лиственные насаждения, гари, вырубки, болота, пойменные, сельскохозяйственные и другие угодья. Желательно, чтобы длина маршрутов в каждом типе угодий была пропорциональна их площади на территории хозяйства. Маршруты не должны совпадать с наезженными дорогами и просеками. Их нужно прокладывать по непроторенным тропам, узким визирам, а если таковые отсутствуют, то по компасу. Маршруты следует нанести на карту хозяйства и пометить на местности, чтобы была возможность повторно проложить их в последующие годы .

Учет проводится при установившейся погоде, когда нет резких перепадов температур и атмосферного давления. Чтобы не быть связанными с порошами, учет проводят в течение двух дней подряд. В первый день проводят так называемую затирку следов, когда наблюдатель проходит маршрут и лыжной палкой перечеркивает все встреченные следы. Во второй день проводится подсчет появившихся в течение суток свежих следов. Если по условиям погоды свежие следы легко отличить от старых (двухсуточной давности), учет можно проводить без затирки, т. е. в течение одного дня. После окончания учета обрабатывают полученные данные, заполняется таблица 1. Учёт следов зверей

Вывод: данный участкок леса посещали 3 вида крупных копытных животных. Наибольшее количество следов оставили зайц беляк, куница и кабаны. Эти данные совпадают с отчётом Оршанского лесхоза: зайц беляк (192), куницы (190), кабаны (171) следов.

Полученный при зимнем маршрутном учёте (ЗМУ) показатель является относительным. Он позволяет сравнивать обилие животных в пространстве и времени. Для перехода к абсолютному показателю – плотности животных, используется пересчётный коэффициент (К) для учёта относительной численности. Полученные данные заносятся в таблицу 2.

Расчёт численности охотничьих животных по ЗМУ

Показатель учёта Пу = N / L * 10

Показатель плотности Пп = Пу* К,

где N – количество следов за сутки,

L – длина маршрута,

К – пересчётный коэффициент (справочное значение).

Вывод: анализируя данные таблицы, мы видим, что расчётную численность на изучаемой территории определить нет возможности. Это всязано с тем, что в расчёте используется площадь экстраполяции. Длину маршрута определяли по 13 угодьям. Мы же вели наблюдения и подсчёты только в лесу. Поэтому принятую численность взяли из ведомости по всему хозяйству. Анализируя показатель плотности можно увидеть, что он выше у кабана, зайца беляка, куницы. Можно предположить, что их численность на данной территории выше, чем среднее значение по лесхозу. Плотность значительно ниже у косуль и зайца русака.

Полученные данные сравнивают с показателями прошлого года, чтобы установить прирост численности лесных животных в таблице 3.

Экспертная оценка численности охотничьих животных

Вывод: по экспертной оценке численность животных видно, что табличные данные не всегда подтверждаются в действительности. Поэтому расчётные цифры берутся как максимальное количество животных, которое может обитать на данной территории по количеству учётных следов. Численность животных в лесхозе незначительно увеличилась по сравнению с уровнем предудущего года.

Заключение

Выводы:

    зимний маршрутный учет охотничьих животных может являться основным методом учета для лося, оленя, косули, кабана, зайцев беляка и русака, лисицы, куницы, белки, рябчика, серой куропатки и дополнительным методом учета для зубра, волка, рыси, глухаря, тетерева;

    получаемый при ЗМУ показатель учета является относительным, он позволяет сравнивать обилие животных в пространстве и времени;

    численность животных в лесхозе увеличивается, что указывает на эффективные меры по охране животных;

    ведётся учёт охотничих животных, прогнозируется их численность.

    не нарушаются пищевые связи в экосистеме леса.

    Продолжить совместную работу учащихся школы и Оршанского лесхоза.

    Изучить летний учёт животных леса.

    Вести учёт количества животных на изученной территории.

    По необходимости производить с работниками лесхоза подкормку кабанов и косуль, для лосей и зайцев использовать солонцы.

    Следить за численностью кабана, так как есть угроза заражения их африканской чумой.

После проделанной работы мы поняли, что овладеть искусством читать следы, может каждый из нас. Но для этого потребуется терпение, настойчивость в достижении поставленной цели. Надо больше читать литературы, больше бывать на природе, всегда и всюду быть наблюдательным и на все изменения в природе стараться дать ответ на вопрос: как и почему это произошло?

Список используемых источников

1. Долейш К. «Следы зверей и птиц» Агропромиздат, 1987г.

2. Конюшко В. К. «Страницы экологического краеведения» Минск, НИО, 2000г.

3. Ошпарин П. Г. «Следы в природе» Москва, Наука, 1990г.

4. Минец М. Л., Шепелевич Н. В. «Из опыта организации научно -исследовательской работы» журнал «Биология: проблемы изучения» 2007г.

5. Руковский Н. Н. «По следам лесных зверей» Москва, Лесная промышленность, 1981г.

6. Формозов А. Н. «Спутник следопыта» Москва, 1989г.

7. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты. Утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 8.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими».


Мы на экскурсии След куницы


След зайца беляка След белки

След лисицы След косули

След зайца русака След белки



След кабана След лося


Карта – схема участка Перед экскурсией инструктаж

Фролова Екатерина

Исследование о том, как распознать зверя по его следам и как выяснить среду его обитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

II районная научно-практическая конференция

« Первые шаги в науку», посвященная 200- летию Победы России в Отечественной войне 1812 года

Секция начальных классов

Номинация: биология - животный мир

Учебно-исследовательская работа по теме:

Работу выполнила

ученица 1 «А» класса МБОУ СОШ №6 г.Сергача

Фролова Екатерина, 7 лет

Руководитель

Парфёнова Евгения Михайловна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г.Сергача

г.Сергач

2012 год

Введение.________________________________________________________________________2

Основная часть._______________________________________________________________3-11

Изучение литературы о следах животных. Нахождение сведений в

Интернете_________________________________________________3-6

Посещение Сергачского лесхоза____________________________6

Обследование территории дендрария, леса в районе «Серебряных ключей», близлежащих полей_____________________________7-12

Заключение_____________________________________________________________________13

Список используемой литературы__________________________________________14

Цель исследования :

Распознать зверя по его следам.

Выяснить среду его обитания.

Задачи исследования :

1. Изучить литературу о следах животных.

2. Посетить Сергачский лесхоз и расспросить лесничих о животных, обитающих в нашей местности.

3. Посетить окрестности дендрария, леса в районе « Серебряных ключей» и близ- лежащих полей в поисках следов животных.

Введение

Однажды мы всей семьей ездили на прогулку в лес на лыжах. И я впервые заметила, что на снегу множество непонятных знаков, точек, черточек, запятых. Мама сказала, что это следы различных зверей и птиц. Видимо, здесь были лесные жители - ходили, прыгали и что-то делали. Мне захотелось разобраться в этих непонятных знаках, таинственных буквах, и я решила заняться их исследованием. Ведь тот, кто не умеет читать следы, зимой ходит в лесу, как слепой, для него полностью закрыта замечательная «белая книга».

Я считаю, что мои исследования будут интересны не только мне, но и моим одноклассникам.

Гипотеза:

Если я научусь различать следы животных на снегу, я больше узнаю о самом животном и буду лучше ориентироваться в зимнем лесу.

Основная часть

Моё исследование состояло из трех этапов:

1этап:

2 этап: Посещения Сергачского лесхоза.

3 этап : « В поисках следов»

1этап: Изучение литературы о следах животных. Нахождение сведений в Интернете.

Я обратилась к энциклопедии Гудкова В.М. «Следы зверей и птиц», и вот что узнала:

«Следы животных, т. е. оставленные ими отпечатки на снегу имеют большое значение для людей: по следам животных отыскивают (выслеживают), Узнают о среде их обитания, распознают число их, пол, возраст, а также ранено ли животное и даже насколько сильно ранено.

Дикие животные ведут скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому чутью, слуху и зрению звери и птицы замечают человека раньше, чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются, и поведение их становится нетипичным. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают следы их жизнедеятельности. Под этим подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения, которые животные вносят в окружающую природу. Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения. Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо связывать воедино биологию животного, состояние погоды в данный момент и несколько часов тому назад и другие сведения. Например, утром обнаружен след лося, не припорошенный снегом, выпадавшим накануне со второй половины дня до вечера. Свежесть следа не вызывает сомнения — он ночной. Свежесть следа можно определять и на ощупь. На морозе в сухом снегу свежий след не отличается по рыхлости от поверхности окружающего снега. Спустя некоторое время стенки следа затвердевают, и тем сильнее, чем ниже температура, — след «черствеет». Любой другой след, оставленный крупным зверем, со временем становится более жестким, и чем больше времени проходит с момента образования следа, тем он становится жестче. Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Важно выяснить, был ли зверь здесь с вечера или прошел час тому назад. Если след старый, более суток, то искать оставившего его зверя бесполезно, он уже далеко, вне пределов досягаемости. Если же оставленный след свежий, то зверь может находиться где-нибудь поблизости. Чтобы определить направление движения животного, надо знать особенности постановки конечностей разных зверей. Присмотревшись к одиночному следу крупного животного, оставленного в рыхлом глубоком снегу, можно заметить отличие между стенками следа по ходу животного.
С одной стороны они более пологие, с другой покруче. Эти различия возникают потому, что звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Эти различия получили названия: поволока — задняя стенка и выволока — передняя стенка следа. Поволока всегда длиннее выволоки, значит, животное двигалось в ту сторону, куда направлены короткие, то есть более крутые стенки следа. Когда животное вынимает ногу, оно надавливает на переднюю стенку, уплотняя ее, задняя стенка при этом не деформируется. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки. Походка зверя, или аллюр его передвижения, сводится к двум типам: медленному или умеренно быстрому передвижению (шаг, рысь, иноходь) и быстрому бегу последовательными прыжками (галоп, карьер). Звери с удлиненным телом и короткими конечностями чаще всего передвигаются умеренным галопом. Они одновременно отталкиваются задними конечностями и попадают точно в отпечатки передних конечностей. Наслед при таком аллюре — парные отпечатки только задних конечностей (большинство куньих).

Иногда при медленном галопе одну или обе задние лапы зверек не доносит до отпечатков передних, и тогда появляются группы следов по три и четыре отпечатка, называемые трехчетки и четырехчетки. Реже длиннотелые и коротконогие зверьки переходят на карьер, и тогда в прыжке они ставят задние лапы впереди передних, и потому отпечатки задних лап стоят впереди передних (зайцы, белки).

Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток.»

Затем я решила найти изображения следов животных в Интернете, скачать себе такую картинку, чтобы потом свериться с этими изображениями и угадать, чьи следы нам встретятся.

После изучения данной информации я приступила ко второму этапу своего исследования.

2 этап. Посещение Сергачского лесхоза

Папа с мамой привезли меня в лесхоз. Пообщавшись с лесниками, я узнала, что в окрестностях нашей местности обитает множество животных - это лоси, куницы, хорьки, горностаи, кабаны, лисы, зайцы, белки.

Мне показали этих животных в музее Сергачского лесхоза

Они мне так понравились, что еще больше захотелось научиться различать их следы. А вдруг мне повезёт, и я увижу кого-нибудь вживую?

3 этап : « В поисках следов»

3.1 .Посещение дендрария

Итак, мы отправились в дендрарий. Проехав совсем немного, я заметила петляющие следы от ёлочки к ёлочке, по всей видимости, это следы « преступления» белочки-проказницы.

Я читала, что по снегу и земле белка передвигается легкими скачками. Прыжки зверька напоминают игру в чехарду. Белка, опершись на передние лапки, задние проносит дальше по ходу. Из-за этого на следах отпечатки более крупных задних лап оказываются впереди следов маленьких передних лапок. Научившись безошибочно узнавать беличьи следы, нетрудно отыскать и другие следы деятельности этих грызунов. Прежде всего, это погрызенные зверьком шишки хвойных деревьев, семена которых являются основным кормом для большинства белок в зимнее время. Немного в стороне я и увидела покусанную шишку.

По всей видимости это следы лося, т.к на следу лося, далеко позади основных копыт, хорошо заметны отпечатки боковых, дополнительных копытец

(следы 2-го и 5-го пальцев).

3. 2 Обследование окрестности леса вблизи «Серебряных ключей »

Потом мы отправились в лес около «Серебряных ключей».

Первой моей находкой на данной территории были следы зайца. По всей видимости это был заяц беляк. Из рассказа лесничего я запомнила, что у беляка лапы сравнительно шире и круглее, пальцы раздвинуты довольно широко, а потому и след лап беляка на снегу почти круглый. У русака, напротив, лапа сравнительно уже, пальцы поставлены близко один к другому, а потому и след более вытянутый и овальный.

А ещё у меня сложилось впечатление, что он от кого-то убегал, так как следы друг от друга находились на большом расстоянии. Наверное, его напугала лисичка.

Мои догадки оправдались.

Проехав немного, я увидела и ее следы.

По следу лисы можно определить и ее настроение.Наша лиса перебиралась шагом, т.е. она готовилась напасть на свою добычу.

3.3 Обследование близлежащих полей.

Оказывается, есть жизнь и на пустынных полях. Там я обнаружила множество различных следов животных. Одни я сразу признала.

Это были следы мышей.

Посмотрите на них:

А это мои снимки неразгаданных следов. Может, вы догадаетесь, кому они принадлежат?

Вывод:

Я научилась распознавать многих животных по следам, оставленным на снегу, стала знать о них гораздо больше. Теперь меня часто называют «маленьким следопытом», а мне это очень приятно. Думаю, что и ориентироваться в зимнем лесу я стала лучше. И на этом мои исследования не закончатся. Летом я обязательно займусь следами животных, оставленными на земле, и созданием слепков этих следов, а потом расскажу вам об этом. До скорой встречи!

Список использованной литературы и информационных ресурсов .

1.Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник - определитель. М. Вече. 2008.

2.Ласуков Р. Звери и их следы. М. , Лесная страна, 2009

3.Ошмарин П. Гю, Пикунов Д.Г. Следы в природе. М.,Наука, 1990

МБОУ “Ребрихинская средняя

общеобразовательная школа»

Тема учебно-исследовательской работы: «Загадки на снегу»

ученица 1 Г класса

Руководитель: Филиппова Ю.Н.

с.Ребриха, 2017г.

Оглавление

Введение__________________________________________________________3

Основная часть____________________________________________________5

Заключение______________________________________________________13

Список источников_______________________________________________14

Приложения

Введение

Вначале этой зимы мы с моим дедушкой, он у меня охотник, ходили в лес. На только что выпавшем снегу я заметила непонятные для меня отпечатки, я спросила: «Что это?». А дедушка ответил, что это следы лесных жителей. Тогда я начала рассматривать их, и заметила, что они разные, мне захотелось узнать, кто же их оставил? Конечно, в тот день дедушка мне помог разгадать эту загадку, но мне очень захотелось самой научиться разбираться с такими таинственными «Загадками на снегу», поэтому, обсудив дома этот вопрос, мы с мамой решили изучить эту тему и создать данный проект.

Цель: изучить следы жизнедеятельности животных нашей местности, научиться их читать.

Задачи:

    Изучить литературу по теме.

    Выпустить информационный плакат, провести в классе опрос и викторину.

    Обработать результаты, сделать выводы.

    Создать альбом-помощник.

    Провести наблюдения за следами на снегу в нашей местности.

    Создать презентацию, выступить перед сверстниками, рассказать о проделанной работе, с целью заинтересовать их.

Методы:

    Наблюдение.

    Интервью.

    Опрос.

    Фотографирование.

    Изучение и обобщение.

    Экскурсия.

    Викторина.

Основная часть

Зима – подходящее время для тех, кто хочет понаблюдать за жизнью зверей в дикой природе: в лесу и в степи, в поле и на лугу. Потому что зимой в наших краях лежит снег и всякий, кто пробежит по снегу, оставит свой след, а по следам можно узнать многое.

Я обратилась к научной литературе о жизни животных и птиц, эта была энциклопедия Гудкова В.М. «Следы зверей и птиц», и вот, что я узнала.

Дикие животные ведут скрытный образ жизни. Благодаря хорошо развитому чутью, слуху и зрению звери и птицы замечают человека раньше, чем он их, и если они сразу не убегают или не улетают, то затаиваются, и поведение их становится нетипичным. Разгадать тайны жизни зверей наблюдателю помогают следы их жизнедеятельности. Под этим подразумевают не только отпечатки конечностей, но и все изменения, которые животные вносят в окружающую природу.
Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения. Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо связывать воедино биологию животного, состояние погоды в данный момент и несколько часов тому назад и другие сведения.

Настоящий следопыт должен знать, что следы по своей природе могут быть разных видов:

    Следы передвижения – отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо); сломанные кустарники, набитые тропы и т.п.;

    Следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи и др.;

    Следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, лёжки, ходы под снегом и пр.;

    Следы жизненных отправлений животных – экскременты, мочевые точки, следы линьки и ухаживания за волосяным покровом, трупы погибших животных;

    Информационные следы – следы передачи территориальной информацией, свидетельствующие о занятости участка – царапины и закусы на деревьях и земле, выделения мускусных желез, звуковые сигналы.

Таким образом, следы могут поведать нам не только о том, какие звери и где обитают, но и об их повадках, образе жизни.

Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток.Вот как выглядят следы некоторых животных (Приложение 1).

При передвижении шагом или рысью звери переставляют конечности крестообразно: вперед выносится передняя правая и задняя левая лапы, затем другая пара. При медленном шаге передняя конечность зверя касается земли чуть раньше задней, а при передвижении рысью передняя и задняя конечности противоположных сторон опускаются на землю одновременно.

При медленном шаге отпечатки задней лапы остаются несколько позади и сбоку от отпечатка передней. При среднем шаге зверь ставит заднюю ногу в отпечаток передней. При крупной рыси отпечаток задней ноги может располагаться несколько впереди передней линии. Следовательно, по рисунку отпечатков можно судить, медленно или быстро передвигался зверь. Иноходь - движение, при котором животное перемещает одновременно обе правые или обе левые конечности.

Чтобы заниматься зимним наблюдением, нужно еще запастись терпением и не бояться холода. На морозе особенно мерзнут руки, когда приходится снимать варежки, чтобы записать свои наблюдения или зарисовать след. Правда, к холоду со временем можно привыкнуть. Ну и, кроме того, занятие это довольно-таки трудоемкое

Другое дело – мелкие зверьки, обитатели наших лесов: лесные полевки, мыши, землеройки. За одну экскурсию в лес можно вытропить следы нескольких зверьков. И узнать о них много интересного.

По следам можно узнать и многое другое. Например, если проводить наблюдения после недавнего снегопада, то довольно точно определяется время суток, когда зверьки выходили из своих убежищ и бегали по снегу. Отправившись на экскурсии в мороз или в оттепель, вы узнаете, как реагируют животные на погоду.

После изучения литературы, я с маминой помощью решила сделать альбом-помощник о следах и жизни некоторых животных и птицах обитающих в нашем районе. Я думаю, он поможет всем следопытам – и бывалым, и начинающим. (Приложение 2 )

Затем я в классе провела опрос среди ребят, с целью выяснить, часто ли они посещают лес зимой, умеют ли они читать следы на снегу? (Приложение 3)

Изучив много литературы, посмотрев телеканалы о жизни животных и птиц в зимний период, я решила провести викторину со сверстниками. Мы с мамой создали информационный плакат и разработали вопросы викторины.

(Приложение 4)

Далее, вместе со своим классным руководителем, мы показали презентацию – загадки про следы зверей, с целью расширить знания детей по теме «Следы животных». (Приложение 5 )

В течение нескольких дней на информационном стенде был вывешен плакат и вопросы викторины. Ребята с интересом изучали информацию, я рассказывала им все, что мне удалось узнать по этой теме, отвечала на их вопросы, так же они познакомились с моим альбомом-помощником, а затем мы с классным руководителем провели викторину. (Приложение 6 )

В викторине ребята должны были ответить на 8 вопросов. Был получен результат, представленный в таблице. (Приложение 7 )

По таблице видно, что информация, предоставленная на плакате, помогла большинству ребят справиться с первыми четырьмя вопросами викторины. А на оставшиеся четыре вопроса ребятам сложно было ответить, так как нужно было поработать с дополнительными источниками. Поэтому делаю вывод, мои одноклассники получили определенные знания из моего плаката, альбома-помощника и моих рассказов. Следовательно, проделанная мной работа принесла пользу ребятам.

Затем я провела повторный опрос, с целью, узнать, заинтересовался ли кто-то из ребят моим исследованием, и захотели ли они научиться читать следы на снегу. Результат представлен в таблице. (Приложение 8)

Из результатов викторины и таблицы я сделала вывод, что моё исследование дало положительный результат. Мои одноклассники заинтересовались тем, чтобы научиться читать следы на снегу, посещать зимний лес, изучать информацию о жизни животных и птиц зимой.

Изучив литературу по теме, получив некоторые знания, мне захотелось применить их на практике, провести наблюдения за следами на снегу. Я обратилась к своему дедушке. (Приложение 9)

Мой дедушка, Манохин Геннадий Сергеевич, охотник с детства. С 10 лет его старший брат стал водить его в лес и показывать заветные места. И с этого времени, уже 55 лет он познает чудеса нашей природы. Он знает каждый уголок нашего района, знает название каждого кустика, опушки, лесочка, такие как, например: Ракиты, Озёрки, Ремки, Сенькина бригада, Питухи, Дунай, Волчий лог, Цыганский лог, Троицк, Хутор. Он знает всех животных и птиц, которые обитают в наших краях.

Дед очень любит лес, и по возможности пытается помочь, как может: сеет на подкормку овёс, раскладывает соль в кормушки, сажает картофель кабанам.

С возрастом дед стал ходить в лес почти каждый день, просто посмотреть, подышать свежим воздухом. А сколько он знает интересных историй? Вот одна из них.

Однажды зимой, в очередной раз дед на лыжах пошёл в лес. Уйдя далеко от дома, к бору, он заметил следы волка, и не одного, там их была стая. Он не испугался, что они могут напасть на него и пошёл по следам за ними. Уже смеркалось, и вот в дали он увидел их. Стая крупных волков медленно ходило около околка, наверно в поиске пищи. И тут волки заметили моего деда. Дед испугался, но он не смел, повернуться и уйти, волк мог почувствовать страх и напасть. Дед стоял до последнего и, в конце концов, волки сдались, они развернулись и побежали прочь. Даже в наших местах может быть опасно одному ходить в лес.

Пообщавшись с дедом в очередной раз, я для себя узнала много нового и интересного, и он пообещал мне показать окрестности нашего района, и тут начался новый этап моего исследования.

1 день наблюдений.

Первое моё наблюдение за животными и птицами окружающими мой дом и за их следами. На улице морозный январский день, ярко светит солнце. Морозец пощипывает нос и кончики ушей. Выйдя из дома, сразу на моём пути, мне попались следы собаки и кошки. (Приложение 10)

По их расположению было видно, что собака забегала к нам в ограду в поисках пищи, но ничего не найдя убежала. А кошачьи следы показали, что она медленно, размеренно прогуливалась. (Приложение 11)

Подойдя к кустарникам вишни и смородины, я увидела множество следов каких-то птиц, которые клевали оставшиеся после лета плоды ягод. Рядом со следами лежали кусочки пищи. (Приложение 12)

Пройдя дальше в огород, где сугробы довольно глубокие, вдалеке по ровной глади мне виднелись чьи-то маленькие следы. Сначала я подумала, что это птички, но подойдя ближе поняла, что это совсем не птичьи следы, это наверно пробегала мышка. (Приложение 13)

На этом мой первый день наблюдений закончился, я думаю что успешно. Раньше на эти следы, я не обратила бы ни какого внимания, а теперь стала изучать, присматриваться, определять направление. Это очень для меня интересно.

2 день наблюдений.

На улице не очень тепло, но солнце светит очень ярко, слепит глаза. Сегодня мне удалось увидеть рыжую лисицу, хотя и далековато. Она пробегала в поле недалеко от дороги. (Приложение 14)

Очень интересно было то, что она находилась очень близко к жилью человека. Наблюдая за ней с дороги, я заметила, что она побежала в сторону свалки, может быть там она хочет найти себе пищу. Я крикнула ей в след, она повернулась, но не испугалась и не побежала прочь, а постояла, посмотрела и побежала дальше в ту же сторону.

Сегодня мне удалось увидеть и следы других животных. (Приложение 15)

Это была мышь – полёвка. Я решила пройти некоторое расстояние, в противоположную сторону от движения лисицы, радом со следом лисицы. Обычно она бежит лёгкой рысью, и следы её тянутся ровной цепочкой, а где кормилась там ямка в снегу. (Приложение 16)

Зверь охотился за мышами. Лисица, рыская по полю, прислушивается к шороху и писку из-под снега. Следы говорят, что лисица останавливалась. Прыгнула вперёд и раскидала лапами снег. На этот раз ей наверно не удалось поймать полевку, и её следы продвигаются дальше.

Возвращаясь поздно вечером, уже по темноте, на повороте в Ребриху, нам на удивление сидела на обочине лисица. Была ли это та же самая или другая, узнать не удалось. Медленно проезжая мио, я ещё раз убедилась, что лисы не боятся нас. Она продолжала сидеть и провожать нас взглядом.

День удался на славу. Первый раз в жизни я увидела живую лисицу.

3 день наблюдений.

Слабо шумит ветер. Снег сверкает белизной. Легко дышится морозным воздухом. (Приложение 17)

Возле домов в деревне птиц заметно прибавилось. Несмотря на тишину и холод в лесу, я вскоре убедилась, что в лесу можно увидеть много разных пернатых. Двигаясь по дороге, в сторону леса, мы увидели стайку рябчиков перебегавших дорогу. Так как снега в этом году было очень много, то с первого раза им не удавалась забраться на обочину. Наблюдать за этим было очень интересно.

Сегодня мне ещё удалось увидеть снегирей, один был с красной грудкой, а второй с серой, это наверно была пара. Они вместе перелетали с ветки на ветку, с дерева на дерево, не отставая друг от друга.

Воробьи и голуби окружают нас повсюду. Их можно увидеть около каждого дома.

Создавая этот проект, я с родителями и с дедушкой и бабушкой решили помочь птицам зимой и сделали им кормушки.

Заключение

Животные нашей местности, по-разному приспособлены к долгой и холодной зиме. У некоторых животных я увидела изменение окраски меха, шерсти. Шагая по следам животных, изучая их особенности, я сделала вывод, что зайцы, белки, лисицы, дятлы, тетерева, лоси круглый год ведут активную жизнь. Так выполняя эту работу, я пополнила свои знания о жизни животных, научилась проводить опросы и обрабатывать их, также теперь умею распознавать многих животных по следам, оставленным на снегу, но, конечно, еще не всех, а только некоторых, стала лучше ориентироваться в зимнем лесу. Мне самой очень понравилось разгадывать «Загадки на снегу». Теперь меня часто называют «маленьким следопытом», и мне это очень приятно. Возможно, мне это поможет в будущем, так как я мечтаю стать следователем. А пока думаю, что на этом мои исследования не закончатся. Летом я планирую заняться следами животных, оставленными на земле, и обязательно расскажу вам об этом.

Список источников

    Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Правда, 1986.

    Биологические экскурсии: Кн. для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983.

    Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник – определитель. М. Вече. 2008.

    Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. – М.: ABF , 1998.

    Жизнь леса, Твоя первая энциклопедия, Москва, «Махаон», 2008.

    Ласуков Р.Ю. Звери и их следы: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999.

    Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. – М.: Агропромиздат, 1988.

    Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: МГУ, 1989.

    Фото из личного архива.

    http :// www . ebftour . ru / articles . htm ? id =770 .


Краткое содержание проекта. Проект для учащихся 2 класса « О чём говорят нам следы на снегу » охватывает следующие учебные темы: Дикие, домашние животные. Зимующие птицы. Признаки зимы. Охрана природы. Этапы выполнения действий по проекту. Применение полученных знаний на экскурсии, изготовление альбомов. На реализацию проекта потребуется 4 недели. Результаты познавательной работы учащихся оформляются учащимися в виде презентации.


Актуальность: Зима – подходящее время для тех, кто хочет понаблюдать за жизнью зверей в дикой природе: в лесу и в степи, в поле и на лугу. Потому что зимой в наших краях лежит снег и всякий, кто пробежит по снегу, оставит свой след, а по следам можно узнать многое. История жизни в лесу, написанная на снегу, детям недоступна. Но они могут увидеть следы знакомых животных, тех, что живут рядом и узнать об их жизни. Детская пытливость позволяет узнать, как устроена окружающая природа. Если ребёнок заинтересовался следами животных и птиц на снегу, то сможет узнавать, кто из них прошёл. Его умственное развитие прогрессирует, а сам он узнаёт много нового и интересного. Развитие ребёнка в ходе проектной деятельности наиболее продуктивна, потому что это происходит при участии активной заинтересованности. С помощью учебников, фото, видео материалов, экскурсий, учащиеся научатся распознавать следы животных на снегу в близлежащей к школе территории.


Цель: уточнить знания детей о жизни животных и птиц зимой; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида следов животных и птиц. Планируемые результаты: -Предметные: различать и называть птиц и животных обитающих в лесах Свердловской области; определять, кому принадлежат следы, и делать выводы. Метапредметные: - познавательные –. уточнять признаки зимы в ходе экскурсии; различать следы животных и птиц зимой; выделять их особенности; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из текстов, рисунков. --коммуникативные – формулировать ответы на вопросы по плану; вовремя включаться в диалог с учителем и одноклассниками; -регулятивные – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. -личностные: Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю









Пучкова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ" Детский сад комбинированного вида №3"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: проект
Тема: "Следы на снегу"
Дата публикации: 31.01.2018
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3»

ПРОЕКТ

«Следы на снегу»

для детей средней группы

Проект выполнили: Деваева Т.В.

Пучкова С.С.

«Экологическая

культура

результат

воспитания, который выражается в умении

и н д и в и д а

д о с т и г а т ь

г а р м о н и ч н ы х

отношений с окружающей его природой.»

М. Булгаков

Актуальность:

На прогулке после снегопада дети увидели много следов, знакомых и нет. Их очень

заинтересовало, кто оставил эти следы. Дети не смогли ответить на этот вопрос. Некоторые

дети отвечали, что это кошка (собака), показывая даже на следы птиц. Решили спросить у

родителей, воспитателей, детей соседней (старшей) группы. Информация была разной: и

правильной и нет.

Многие дети (да и взрослые) на вопрос: «Что такое следы на снегу?» отвечают, что это

следы животных. Этот однозначный ответ привел к необходимости объяснить детям, что на

снегу оставляют следы любые предметы, животные, птицы и человек.

Цель проекта: Дать детям представление о том, что в природе оставленные на снегу следы

помогают считывать информацию о предмете или живом организме, расширить знания и

представления детей об окружающем мире в зимний период; способствовать развитию

познавательной активности детей.

Задачи проекта:

1.Сформировать у детей:

понятие «след», как оттиск любого предмета или тела;

умение рассматривать и изучать предложенные образцы;

умение проводить исследование следов животных и птиц;

умение определять, кому принадлежит след, куда направляется.

Развивать

познавательную

активность

фантазию

творчество,

логическое

мышление.

3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю.

Длительность проекта: 3 зимних месяца.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники

проекта: дети

воспитатели

преподаватели дополнительного образования; родители.

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта дети узнают, что любой предмет может оставить на

снегу след (отпечаток). Научатся узнавать, кому принадлежат следы, называть и доказывать

свою точку зрения. Определять направление следов.

Повысить познавательный и исследовательский интерес к чудесам природы.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

1. Создание творческой группы для определения задач, исходя из возникшей проблемы.

2. Разработка плана по реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала.

Определение цели и задач проекта. Взаимодействие со специалистами детского сада для

оказания помощи в организации спортивного праздника, прослушивания музыкальных

произведений, рисования следов на бумаге.

Информирование

родителей

Совместная

деятельность

родителей

исследованию

дворовой территории и в парках города.

Основной:

Формы и методы реализации проекта:

Эксперименты и исследовательская деятельность;

Наблюдения;

Рисование, лепка;

Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий по теме «Следы на снегу»;

Самостоятельная художественная деятельность;

Дидактические игры, настольные игры, народные игры.

Заключительный:

Игра-путешествие «Угадай, чьи следы»;

Развлечение «Угадай, чей след»

Альбом «следы на снегу» (совместные работы детей и родителей; детей и воспитателя;

работы детей во время самостоятельной деятельности);

Презентация проекта.

Мероприятия реализации проекта:

Познавательное развитие

1.Беседа «Зимующие и перелетные птицы».

Дать представление о жизни животных в зимнее время. Учить рассматривать иллюстрации

и фото местообитаний зверей, рассуждать об их особенностях.

2. Беседа «Кто как зимует. Питание животных зимой»

1. Формировать у детей представления о приспособлении животных к зимним холодам.

2. Познакомить детей с особенностями питания животных в зимнее время

3. Воспитывать бережное отношение к животному миру.

3.Беседа «Как человек помогает животным зимой»

Задачи:

1.Формировать у детей представления о деятельности лесника и лесничества в зимнее

2.Воспитывать бережное отношение к животному миру.

4. Образовательная деятельность «Жизнь животных в зимнее время»

Задачи:

Формировать представления детей об условиях обитания диких животных.

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

5. Ситуативные разговоры и индивидуальные беседы:

«Кто эти звери и птицы», «Кто наследил, «Мамы и детеныши», «Кто чем питается?»

Художественно-эстетическое развитие

Лепка (пластилин): «Лисичка».

1. Продолжать формировать представления у детей о строении животных.

2 . Развивать память, мышление, внимание, волевые процессы, умение планировать свою

деятельность, предвидеть результат.

3. Воспитывать бережное отношение к жителям леса.

Рисование: «Следы на снегу» (НОД и прогулки)

Показать

рисовать

используя

нетрадиционную

2. Развивать наблюдательность и познавательные интересы.

3. Формировать способность к самостоятельному поиску способов выполнения задания.

Самостоятельная художественная деятельность.

Задачи: развивать наблюдательность и познавательный интерес детей, стремление к

самостоятельному поиску способов решения задач.

самостоятельно

изображают

(отпечатки)

животных,

человека,

машин, опираясь на рисунки и фотографии следов (отпечатков). Используют раскраски и

трафареты

Чтение художественной литературы.

В. Бианки «Чьи это ноги?», «По следу»

Н. Сладков «Нечеловеческие шаги», «Заяц в штанах», «Кто в моем доме живет?», «Разговор

медведя и сороки»

М. Пришвин «Ёж»

Социально-коммуникативное развитие

Формировать коммуникативные навыки: стремление к дружелюбию по отношению к

окружающему миру; развивать умения сопереживать, сочувствовать; поддерживать

доброжелательное отношение в играх.

Развивать

наблюдательность,

познавательный

стремление

исследовательской деятельности.

Развивать

зрительное

восприятие,

произвольное

внимание,

моторику,

координацию движений руки.

Эксперименты: «Следы машин», «Ангелы», «Здесь был Я», «Чьи это следы?», «Куда

ведут следы?», «Динозавры», «Кто прилетал на кормушку?»

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Кто бежал?», «Куда

ведут следы?», «Времена года», «Птичья столовая», «Чьи следы?», «Найди лишнее»

Настольная игра «Чей хвост».

Подвижные игры «Совушка», «Перелет птиц», «Волк и зайцы», «У медведя во бору»

Игра-путешествие «Путешествие в лес»

Развлечение «Найди свой след»

Заключение:

дети могут:

Рассказать о месте зимовья медведя, волка, лисы, зайца.

Изображать следы кошки и птиц на листе бумаги и на снегу.

Рассуждать

направлении

исследуемых

определять

принадлежность

направление.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опрос детей «Следы на снегу. Чьи они?»

Что знаю?

Что хочу узнать?

Где (или как) это найти?

Это птички

Ко нарисовал

У папы и мамы спросить

Это собаки

еще медведь

Как они получаются

родителей

спросить,

т е л е в и з о р у,

интернете

Это зайчика

спросить, сходить в лес и

посмотреть

Георгий А.

Это в лесу медведя и

Как их посмотреть?

спросить,

посмотреть

компьютере

Ко оставил следы

посмотреть,

п о с м о т р е т ь

компьютере

Эвелина Р.

Бегала собачка

В зоопарке спросим

Машина ехала

Кто здесь бегал?

У мамы спросить

Никита Б.

Это собака

Б о л ь ш а я

маленькая

Спросить

посмотреть

телевизору

Это птицы ходят

Какие птицы ходили

П о с м о т р е т ь

телевизору или у мамы

спросить

«Следы транспорта»

«Следы предметов на снегу»

«Следы птиц»

птиптички

«Делаем следы»

«Следы динозавра»

Птички прилетали кушать

Следы синички

Делаем следы кошечки

Рисуем следы кошечки

«Угадай, чьи следы?»

«Путешествие в зимний лес»