Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Приручение огня. Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему: Детские работы-презентации учащихся на тему "Приручение огня"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРИРУЧЕНИЕ ОГНЯ ЧЕЛОВЕКОМ Подготовил: Ученик 4 «А» класса Щербаков Сергей

Огонь, ты стал для нас делом привычки. Тебя вызываем чирканьем спички, Тебя обуздали, тебя приручили, Тебя в зажигалках и плитах пленили. Ты был господином, а стал ты слугой, Но всё-таки мы не владеем тобой.

Огонь начали разводить первобытные люди еще несколько тысяч лет тому назад. Так, в пещерах Европы, где ранее жили люди, антропологами в Южной Африке были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь. Как же люди все-таки научились разжигать костры? «Приручение» огня относится к периоду позднего палеолита. Примерно двести тысяч лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь. В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

Похожим способом первые поселенцы Австралии и тихоокеанских островов получают огонь и по сей день. А в Европе, Северной Африке и в некоторых районах Америки для добывания костра люди использовали кресало и кремень. Эти инструменты являли собой камни твердых пород, в которых содержалось большое количество кремния. Высекаемые гальками искры разжигали трут, в качестве которого чуть позже применяли промасленный кусок веревки. Наидревнейшие инструменты для получения огня кресало (куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль - рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов) вошли в жизнь человечества столь прочно, что использовались и до двадцатого столетия. Помимо того, кремнем и кресалом пользуются, и по сей день. Например, зажигалка, которая состоит из металлического колесика и кремния из магниевого сплава. Однако в зажигалке взамен труту используются либо смоченный керосином хлопчатобумажный шнур, либо малогабаритная газовая горелка.

С эволюцией цивилизации проблема получения огня решалась разными способами. Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички. Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства. Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали « шведскими » и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

Использование огня не только внесло изменения в жизнь первобытного человека, оно самым прямым образом оказало воздействие на его мышление. Первые инструменты труда - это попытка древних людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам.

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией. Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

Огонь также пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек.

Также огонь использовали для строительства домов. Люди смешали глину с песком, обожгли, так и получился кирпич. Затем начали добывать гранит. Гранит обжигать не надо, он и так твердый. Но чтобы добыть гранит люди разводили на огромном камне или на скале большой костер, скала раскалялась, затем на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки.

Из пещер, в которых жили предки современного человека, огонь перенесли в дома. В конечном счете, очаг, а потом печь были той основой, вокруг которой строились крыша и стены. Огню придавали священное значение. Не случайно древние греки считали, что огонь был преподнесен в дар человечеству Прометеем, которого за такой подарок постигло жестокое наказание Богов.

А в современных религиях свеча является неотъемлемым атрибутом богослужения.

Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь. Давайте будем осторожны, не будем играть с огнём. От этого зависит наша жизнь.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Обобщение знаний об энергии как о способности тел совершать работу.
  2. Знакомство с видами энергии: тепловой и кинетической (без запоминания термина).
  3. Уточнение представлений детей об огне как друге и враге человека, роли огня в развитии человечества.
  4. Развитие экономических представлений детей.
  5. Осознание и воспитание ответственности человека и человечества в окружающем мире.

Оборудование и материалы:

  • учебник: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Окружающий мир. («Человек и природа»), 4 класс. Уч. в 2 частях. Часть 1.- 4-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2011.
  • тетрадь: Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа), 4 кл./А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – М.: Баласс, 2013.
  • видео «Работа парового двигателя»
  • презентация к уроку

Ход урока

1. Оргмомент.

Начинается наш урок окружающего мира, а это значит, что мы опять отправляемся открывать удивительные тайны природы.

Вы готовы начать? Вспомним, что изучали на прошлых уроках.

2. Активизация изученного материала [слайд 2]:

Перед вами карточки с кружочками. Я буду читать высказывания. Если вы можете ответить на них «да», то раскрашивайте кружочки зелёным, «нет» - синим, «не знаю» - чёрным :

  1. Горение возможно только при наличии кислорода. Если перекрыть доступ воздуха, горение прекращается. (Да)
  2. Процесс пищеварения сходен с процессом горения. (Да)
  3. Энергия твёрдого топлива-экологически чистый источник энергии. (Не знаю)
  4. Когда люди научились добывать огонь, то они полностью перестали зависеть от природы. (Нет)
  5. На морозе птичку греют перья. (Нет)
  6. Двигатель внутреннего сгорания использует энергию пара. (Не знаю)
  7. Большинство видов топлива на земле - искусственного происхождения. (Не знаю)
  8. Энергия – это способность совершать работу. (Да)
  9. Металлы обладают низкой теплопроводностью. (Нет)

-На какие вопросы вы ответили «да»? На какие вопросы вы ответили «нет»?

-На какие вопросы вы не смогли ответить? [СЛАЙД 3] : вопросы 3,6,7.

Почему эти вопросы вызвали затруднение? (Мы не изучали эти темы).

Давайте прочитаем тему сегодняшнего урока (параграф 23, с. 104):

Приручение огня . [СЛАЙД 4]:

Предположите, сможем ли мы установить истинность или ложность данных высказываний в ходе изучения сегодняшней темы? (Скорее всего, сможем, потому что сгорание и топливо связаны с огнём).

Вас что-нибудь удивляет в названии? (Приручают диких животных для службы человеку, а здесь приручили неживой предмет).

-Какой возникает вопрос? (Как люди приручили огонь и заставили служить человеку? )

3. Изучение нового материала .

Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. А помогут нам наши старые знакомые Лена и Миша. Интересно, о чём они спорят на этот раз? (сценка):

Миша (идёт с книжкой в руках и читает себе под нос, учит пересказ):

«Сжатая пружина, выпрямляясь, может совершить работу, например, поднять на высоту груз или заставить двигаться тележку…

Способностью совершать работу обладает и всякое движущееся тело…

Если тело или несколько тел могут совершать работу, то говорят, что они обладают энергией…» .

Лена (читает книгу сказок):

«Слушаю и повинуюсь, мой господин,- прогрохотал джинн, появляясь в облаке дыма, которое покачивалось над бутылкой»…

Миша, но ведь нельзя упрятать джинна в бутылку и заставить совершать работу? Это только в сказке бывает».

Миша:

Не могу согласиться с тобой, Лена. Люди научились в небольшие ёмкости прятать силу, обладающую такой энергией, что создателям сказок и не снилась!

Лена:

Да что же это за сила? Откуда она берётся? Как называется?

Миша:

Погоди-погоди, слишком много вопросов сразу. Вот сейчас ребята во всём разберутся! (садятся за парты.)

Какое вы заметили противоречие в диалоге Лены и Миши? (Лена утверждает, что джинн, сидящий в бутылке и совершающий работу, – это сказка. Миша же уверен, что это быль, то есть такие джинны бывают и в реальной жизни.)

С кем вы согласны? Можете ли вы предположить, как «зовут» такого джинна, совершающего работу, в реальной жизни? (энергия).

Следовательно, Миша прав, когда утверждает, что джинн – энергия есть и в жизни, а не только в сказке?

Мы с вами ответили на 2 вопроса Лены: что же это за сила? Как она называется? [слайд 5]:

-Сила, служащая человеку в реальной жизни – это энергия.

Энергия – это способность тел совершать работу.

Осталось ответить на последний её вопрос:

-Откуда берётся энергия?

4. Итак, у нас уже 2 вопроса для исследования:

Займёмся исследованием. Для начала ещё раз повторим, а что такое энергия? (Способность тел совершать работу).

А можно ли запасти энергию? (Да, в батарейке, а также в деревьях, полезных ископаемых, пище).

В том материале, что учил Миша, сказано, какие тела могу совершать работу, то есть обладают энергией? (Сжатая пружина, распрямляясь, движущееся тело.)

А также падающая вода, ветер. Да и человек тоже может совершить работу. Ведь говорят – энергичный человек.

Откуда человек пополняет запасы израсходованной энергии? (В пище запасена энергия Солнца. Перевариваясь, пища отдаёт эту энергию человеку. При этом выделяется тепло.)

Получается, что энергия пищи переходит в два вида энергии: тепловую и энергию движения? (Да)

Скажите, а вне человеческого тела можно откуда-нибудь взять тепловую энергию? (Да, при сгорании топлива.)

-Посмотрите на картинки с. 104 - 105:

Что видим? (приборы, отдающие нам тепловую энергию).

Откуда она берётся? (Из энергии, запасённой в дровах, угле, газе, нефти).

Рассмотрите иллюстрации на с. 105 и догадайтесь, какие виды топлива добывают здесь люди? Результаты своих обсуждений в группе оформите в таблицу, выполнив № 2 с. 39 тетради.

Проверка:

Какой вид топлива сейчас используется мало? Почему? (Дрова трудны в обработке, деревья растут медленно, чтобы обогреть большое жильё, надо очень много дров, проблемы с хранением).

-Чем удобно ископаемое топливо в сравнении с дровами? (Меньше места, малый объём, большее количество тепла).

Почему, как думаете, эти виды топлива дают больше тепла? (с. 105 уч. 2 абзац – чтение, проверка предположений): запасли энергию в течение многих тысячелетий.

Можете теперь ответить на вопрос Лены: откуда в жизни человека берётся энергия? (Из топлива, это тепловая энергия, из пищи).

Какую работу совершает тепловая энергия в жизни человека? (Обогрев жилища, приготовление пищи, подогрев воды для купания и т.д.).

Использовать энергию, запасённую в дровах и полезных ископаемых, человек сумел тогда, когда научился добывать огонь. Расскажите, как это произошло? (сообщения детей).

Представьте себе стоянку древнего человека, например, такую, как в Погарском селе Юдиново. [слайд 6]:

Человеческая жизнь полна опасностей: голод, холод, болезни, дикие звери. Страшная гроза случилась однажды – и неподалёку от жилья расцвёл удивительный цветок: тёплый, нежный, слабый. Лёгкий ветерок его раздувал – и цветок становился больше и красивее. Сильный же ветер или дождь задувал его, и вокруг становилось ещё холоднее. Удивительный цветок боялись звери: никогда не подходили они к жилью, где он рос. Что это был за цветок? Конечно же, огонь!

Научившись добывать огонь, люди смогли приготовить пищу, а не есть её сырую. Они стали крепче и сильнее, стали дольше жить и меньше болеть - ведь огонь убивал многие болезнетворные бактерии. Учёные считают, что люди стали умнее, потому что приготовленная на огне пища лучше усваивалась, что позволило мозгу быстрее развиваться. Люди берегли огонь, ведь его потеря становилась для племени бедой.

Люди научились обжигать на огне глиняную посуду, ковать наконечники для стрел, делать орудия труда из металла. Человечество стало развиваться быстрее.

Действительно, жизнь человечества изменилась в лучшую сторону с приручением огня. Огонь не только обогрел их. Люди стали более активны, употребляя приготовленную на огне пищу, то есть энергия пищи перешла в энергию движения.

Как думаете, а энергия ископаемого топлива может перейти в энергию движения?

Прочитаем с. 105 – 106 учебника и определим, может ли это происходить? (комментированное чтение, диалог с автором).

Вывод: - Может ли энергия топлива перейти в энергию движения? Как это происходит?

(Да, топливо сгорает, и движется пароход, паровоз, автомобиль и т.д.)

Вернёмся к диалогу Лены и Миши. О чём они спорили, вспомните? (Что на самом деле невозможно запрятать джинна в бутылку и заставить совершать работу.)

Что же оказалось? Люди изобрели двигатель, работающий на сжатом паре и на ископаемом топливе. Энергии небольшого количества пара или бензина достаточно для того, чтобы двигать на большие расстояния поезд или автомобиль.

-Давайте посмотрим, как работает паровой двигатель , <Приложение 1 >.

Вы видели, что паровой котёл находится снаружи двигателя. А вот в автомобильном моторе топливо сгорает прямо внутри двигателя. Такой двигатель называют двигателем внутреннего сгорания. Если вам интересно, как он работает, прочитайте дома материал на странице 107.

Ребята, несмотря на то, что топливо уже люди нашли и активно используют, учёные не перестают искать новые его виды.

Поработайте в паре с текстом учебника: последний абзац с. 107 и сделайте вывод: почему так происходит? (свои выводы запишите в № 7 с. 40 тетради).

Проверка. (Потребности общества в топливе постоянно возрастают. Запасы ископаемого топлива ограничены. Кроме того, сгорая, топливо загрязняет атмосферу. Поэтому люди ищут новые виды топлива.)

5. Рефлексия (итог):

-Мы провели исследование вопросов, поставленных в начале урока.

-Как люди приручили огонь? Откуда в жизни человека берётся энергия?

-Можете на них ответить? (Люди научились использовать огонь для обогрева жилища, приготовления пищи, научились применять энергию топлива в различного рода двигателях).

-Установим истинность или ложность высказываний, встретившихся в начале урока[слайд 7]:

Двигатель внутреннего сгорания использует энергию пара – ложь.

Большинство видов топлива на Земле искусственного происхождения – ложь.

Энергия твёрдого топлива – экологически чистый источник энергии – ложь.

Исправляем: …ископаемого топлива

…природного

…небезопасный

Прочитав в начале урока тему, мы провели параллель: огонь приручают, как дикое животное. Мне думается, это неслучайно. Чем огонь похож на дикое животное? (Может вырваться из-под власти человека).

-Рассмотрим иллюстрации на с. 40 тетради и определим правила обращения с огнём.

–Заканчивая наш урок, хочу сказать, что роль огня в нашей жизни очень велика. Недаром событие, к которому уже несколько лет готовится наша страна, начинается эстафетой огня. Что это за событие? Конечно же, Олимпиада в Сочи. [Слайды 8,9,10]:

Олимпийский огонь дважды зажигался в нашей стране. Это торжественное и радостное событие. Пронести Олимпийский огонь по стране - это большая честь для всех людей.

15 января 2014 года Олимпийский огонь появится в Брянске. Как обещают устроители праздника, факел даже покатают на тройке лошадей. После этого огонь отправится в другие регионы нашей страны .

6. Домашнее задание на выбор [Слайд 11]:

  1. Нарисовать рисунок или плакат «Огонь – друг и враг человека».
  2. Прочитать материал для любознательных с. 107.
  3. Выполнить оставшиеся задания в тетради с. 39 – 40.

7. Самооценка и взаимооценка работы на уроке:

  • Я не ленился открывать сегодня новые знания.
  • Я задавал вопросы.
  • Я решал проблемы.
  • Я проверял свою работу.
  • Я работал сосредоточенно, не отвлекаясь.
  • Я поддерживал работу класса.
  • Я делал своё дело хорошо.

Ребята, если бы мы были актёрами, то чья работа на уроке, по-вашему, заслуживала сегодня аплодисментов? Оцените работу своих товарищей, отдав им свою сигнальную карточку.

Спасибо за урок!

Использованные материалы:

  1. М.А.Пинская. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.- М.: Педагогический университет «Первое сентября» . – 2013.
  2. Перышкин, А.В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А.Перышкин. – 13- е изд. – М.: Дрофа, 2009.

ЗАВОЕВАНИЕ ОГНЯ
На опушке подожженного молниеи леса древний человек когда-то подобрал горящую ветку. Отнёс её подальше, положил на землю, стал кормить огонь сухими листьями, травой, хворостом, радуясь аппетиту и силе пылающего костра. Так, наверное, впервые появился у человека свой собственный, ручной, огонь.
Огонь разгонял тьму - и вместе с нею страх. Огня боялись самые грозные звери. Человек взял себе в друзья огонь - и сразу стал сильнее льва и тигра.
Огонь согревал человека, давал ему тепло.
Бродили люди с места на место, охотились, собирали плоды, съедобные травы, вкусные корешки. Съедят всё поблизости от костра, дичь распугают - пора перебираться. А огонь? И его с собой брали. В корзиночках, выложенных глиной или плоскими камнями. Подкладывали в них мох и палочки, берегли пламя от дождя и ветра, заботились об огне, как о живом существе.
Но как бы бережно ни хранили люди огонь, за него всё время приходилось бояться - вдруг да потухнет. И так было
до тех пор, пока не сделали самое, может быть, великое из изобретений - пока не придумали, как огонь получать.
Потри сильно руку об руку - ладоням станет тепло. Если одну палочку потереть о другую - обе нагреются. Когда палочки трут друг о друга долго, сильно и умело - они могут загореться.
Придумали люди «огненное сверло» - острой палочкой сверлят дощечку до тех пор, пока от трения не вспыхнет древесная пыль. Не было, не было огня - а вот он перед нами!
Позже узнали, что огонь можно добыть и из твёрдого камня - кремня. Стукнешь кремнем о кремень - искры огнём посыплются. Ещё лучше, если вместо второго кремня взять железо. (До сих пор во многих зажигалках бьётся кремень о железо, рождая искру).
Огонь, который человек научился добывать, совсем своим, домашним, сделался.
Стали теперь костёр устраивать так, чтобы огню удобнее было и людям. Камнями обложили место для огня - вышел из простого костра очаг. А потом и настоящий дом, настоящее жилище люди для огня построили: закрыли огонь со всех сторон. Получилась печка. На печке еду готовить удобней, и дров меньше уходит, когда человеку своё жильё согреть надо.
Новую пищу для огня нашёл человек наших дней под землёй. Нефть, газ, каменный уголь и сланец горят в топках тепловых электростанций. Горят - и посылают на заводы, фабрики, в школы, больницы и в наши квартиры электрический ток. И тепло у нас в домах тоже потому, что воду в котельных согревают огнём.
Если бы огонь давал только свет и тепло, он всё равно был бы самым лучшим другом человека. Но огонь стал ещё и великим мастером.

ОГОНЬ-МАСТЕР
еловок заметил, что конец дубинки становится твёрже, если его подержать над огнём. И заострённый конец деревянного копья - тоже. Нужна лодка? Выжги лишнее из толстого древесного ствола, чтобы было куда сесть самому и положить сеть! У огня-мастера много профессий. Уже давно людям не нужно обжигать концы дубинок и копий, но дел огню всё прибавляется и прибавляется.
Вот только некоторые из них.

ПОВАР
Почти всё, что мы едим, приходится варить, жарить, печь... Огонь готовит нам пищу. И начал он этим заниматься сотни тысяч лет назад.
Кастрюль, сковородок, даже глиняных горшков тогда ещё не было. Люди выбили в большом камне углубление, налили туда воду, положили мясо, коренья и стали бросать в воду небольшие камешки, раскалённые на костре, - так сварили первый суп. Зарыли в золу завёрнутое в листья мясо - получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром - так и сейчас делают шашлыки. Мясо коптили в дыму от костра, и после этого оно долго не портилось.
Человек кормил огонь - и огонь кормил человека.

ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ
Когда человек научился бросать в землю семена и ждать урожая, ему понадобились поля - участки земли, свободные от ненужных растений. Как убрать траву, кустарник, лес?
Вместе с первыми земледельцами на работу вышел огонь. Лес обычно сначала вырубали, устилая землю стволами и ветками. Ждали, когда это всё подсохнет, потом поджигали. Деревья сгорали - получалось поле. А зола была первым удобрением.
Сейчас огнём иногда борются с сорняками. Весной, когда сев ещё не начат, а сорняки пошли уже в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки огня.

ВРАЧ
У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костёр. Потому что хозяева ве-рили: огонь прогоняет зло.
А ведь это и на самом деле так, если под злом понимать вредные микробы, крошечные существа, несущие болезни.
Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Человек стал меньше болеть, когда начал варить и жарить пищу. Сейчас на пакетах с молоком печатают: «пастеризованное». Значит: прогретое так, что микробы в молоке погибли.
Когда узнали о вредных микробах, медики стали прокаливать на огне свои инструменты - стерилизовать их.
Много уже найдено лекарственных веществ, которые убивают микробов, но и сейчас ещё огонь часто заботится о нашем здоровье.

СТРОИТЕЛЬ
Глину смешали с песком, обожгли - так получился кирпич. И теперь много домов строят из кирпича, и в старину строили.
А вот камень - гранит, например. Его обжигать не надо - он и так твёрдый. Нужен ли для его добычи огонь?
Сейчас не нужен. У нас есть пилы из сверхтвёрдых сталей, есть мощные машины, есть взрывчатые вещества, чтобы раскалывать самые большие скалы. Но когда-то ничего этого не было. И тогда поступали так. На огромном камне, на скале, разводили большой костёр. Скала раскалялась. Потом на неё лили холодную воду Скала трескалась. В трещину вбивали деревянные клинья и откалывали камни таких размеров, что с ними уже можно было работать.
Каменотёсам теперь огонь не нужен. Зато нужен тем, кто делает бетон. А сейчас много домов строят из бетона. Главная часть бетона - цемент, серый порошок. Получают его, обжигая известняк и глину. Смешают цемент с водой, подержат на воздухе - он затвердеет. Станет твёрдым, как камень. Можно сказать, что кирпич обжигают снаружи, а бетон - изнутри.

СТЕКЛОДЕЛ
Стёкла в доме тоже вышли из огня.
...Когда-то путешественники в пустыне развели костёр, положив дрова на какие-то странные белые камни. Приготовили пищу, легли спать - а утром увидели на месте костра красивые куски никому не известного материала. В него превратился песок, спёк- витриж-
шийся с белыми камнями.
Камни те были из соды. Так, говорят, появилось первое стекло. Прозрачным оно стало не сразу, зато красивым было с самого начала. Делали из него бусы, потом посуду.
Сейчас и посуда из стекла, и очки, и телескопы, и приборы для химиков, и статуэтки, и аквариумы... А ведь всякое стекло проходит через огонь.

МЕТАЛЛУРГ
Медная ручка двери, бронзовая пуговица, алюминиевая кастрюля, стальной корпус автомобиля - словом, всё(или почти всё), что сделано из металлов, один, два, а то и три раза с огнём встречалось.
Металл из руды в жарких печах выплавляют - раз. Потом его снова в печи, уже в другие, кладут - чтобы сделать прочнее. Про сталь так и говорят, что её варят. Добавляют в жидкое железо или в чугун вещества, благодаря которым они становятся сталью. Но из стали ведь нужно ещё сделать балки для домов, детали машин, другие полезные вещи И металл нередко снова раскаляют или даже расплавляют, потому что горячий он лучше слушается человека, легче принимает нужную форму.
Крошечной кажется старинная кузница рядом с современными заводами. Но и на нынешнем заводе металл надо сделать послушным. Огонь подчиняет его человеку.

ХОЗЯИН ДОРОГ
Красивы парусные корабли, да быстрее ветра плавать не могут. Верно служит человеку лошадь, но за паровозом ей было уже не угнаться. Не мог человек путешествовать быстрее лошади на суше и ветра на море - не мог, пока не позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал её в пар, пар вертел колёса, пар вёз по рельсам людей и грузы. Устарел теперь паровоз, но огонь не перестал нас возить по белу свету.
Мчатся по железным дорогам тепловозы, по шоссе катят автомобили, плывут по морям, рекам и озёрам теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или ещё какое-нибудь горючее. Горючее потому так и называется, что оно горит.
Вот к троллейбусу или электровозу огонь, может показаться, отношения не имеет. Но разве это так? Вы же знаете, что их движет электрический ток, который тоже часто с помощью огня получают на тепловых электростанциях.
И в воздух человека тоже огонь поднял. Первые воздушные шары наполняли нагретым воздухом - он легче холодного. Огонь заставляет вертеться пропеллер обычного самолета. Огонь вырывается из сопл реактивного самолёта. Без огня не взлетают космические ракеты...

ПРЕВРАЩЕНИЯ
Посмотрите - огонь всё время тем только и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем на первые не похожие. Лежали на костре ветки - осталась зола. Песок и сода на огне стали стеклом. Скользкая мокрая глина зазвенела, превратившись в твёрдый фарфор. Из бурого камня - руды получился блестящий металл.
И пластинка на проигрывателе, и обыкновенная пуговица пластмассовая, и автомобильные шины - всё это тоже без огня бы не появилось. На что ни посмотри вокруг, всюду огонь хоть немного да поработал. Вот бумага: уж она-то, кажется, огня боится - именно как огня. Бояться боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Делают её из измельчённого дерева, из крошечных волоконец, и массу этих волоконец непременно приходится нагревать. Бумагу варят, как и сталь, как и стекло.
Всюду, всюду работает огонь. Даже в холодильнике. Холодильник ведь электрический! Вспомните-ка, что мы говорили об электровозе и троллейбусе.
Но не всегда огонь - наш друг.
Висят всюду з городах объявления: в случае пожара звоните - 01. Смотрите, в милицию звонить - 02, в скорую помощь - 03. Пожарная охрана на первом месте. Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним надо. Дай огню волю - он и дома съест, и лес, и на месте степной травы только чёрный пепел оставит. Вот и не надо давать ему волю. Не для того наши предки огонь приручили, чтобы мы его снова диким на свободу выпускали.
На пожарных блестящие каски, у пожарных красные автомобили, длинные лестницы, насосы и шланги для воды - ведь чем сильнее друг-огонь, тем сильнее и огонь-враг. Чтоб воевать с ним, надо тоже быть сильным.
Как на бой, идут на пожар. На горящие леса парашютные десанты пожарников с самолётов прыгают. А учёные сейчас придумывают, как тучи к горящим лесам посылать, чтобы особенно сильные пожары тушить дождём.
В северной сказке говорится, что огонь всех на свете жадней и прожорливей. В сказке это сказано - да правда.
И всё-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда.

СПАСИБО ОГНЮ
колько помнит себя человечество, оно всегда восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из таких легенд - древнегреческое сказание о Прометее. Плохо, скудно, холодно, в вечном страхе жили люди без огня, - говорит это сказание. Всемогущий Зевс, повелитель громов и молний, не хотел дать им огонь. Он боялся, что люди станут слишком сильными, перестанут чтить богов и слушаться их. Но Прометею стало жалко людей. Он похитил огонь у Зевса. За это Зевс обрёк его на вечные муки.
Так говорит греческое сказание. На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.
И стал огонь для нас не только другом и помощником. Его живое пламя - символ жизни и борьбы. Горящий факел - символ победоносного знания. Мы говорим о борцах за счастье человечества: в их сердцах горит огонь любви к людям. Костёр горит на пионерском значке. И на могилах героев мы зажигаем вечный огонь - символ памяти, знак неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) - творческая студия БК-МТГК.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Огонь начали разводить первобытные люди 1000 назад. Так, в пещерах, где ранее жили люди, были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь. Как же люди все-таки научились разжигать костры? Примерно 200 тыс.лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь. В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

3 слайд

Описание слайда:

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

4 слайд

Описание слайда:

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

5 слайд

Описание слайда:

Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

6 слайд

Описание слайда:

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички. Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства. Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

7 слайд

Описание слайда:

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали «шведскими» и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

8 слайд

Описание слайда:

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией. Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

9 слайд

Что мы знаем о времени начала использования огня древним человеком? Научно не обоснованные мифы о поддержании огня австралопитеками. Где был найден древний огонь? Параллельное существование стоянок со следами использования огня и без таковых, начиная с древних Homo 1 700 000 лет назад и вплоть до неандертальцев 30 000 лет назад. Как древние люди умели обходиться без огня даже в самых суровых условиях? Когда и с помощью каких методов научились самостоятельно разводить первобытный огонь? Как Homo sapiens стали полностью зависеть от него? Рассказывает Станислав Дробышевский , антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, научный редактор портала ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека из первых рук .

«Одно из великих достижений человечества – это умение пользоваться огнём. Современные люди, все без исключения, во всех культурах, все народы, все племена, какие бы дикие, примитивные и первобытные они ни были, умеют пользоваться огнём, знают огонь и, более того, зависимы от огня. Никто не живёт без огня, и самые наидичайшие племена знают несколько способов его добывания.

Возникает вопрос – как давно возникла наша жёсткая привязка к этому явлению? Если посмотреть вдаль, то можно увидеть, что у австралопитеков ничего такого не было. Были предположения, что австралопитеки Макапансгата пользовались огнём, потому что в пещере Макапансгат были найдены какие-то чёрные обугленные кости, и камни какие-то вроде бы обугленные, и прослои какие-то вроде бы обугленные. Но потом было доказано, что это окислы какого-то там марганца или магния, чего-то чисто геологического, и к огню никакого отношения не имеющее.

Много было сказано про следы огня в пещере Чжоукоудянь под Пекином. Это одна из самых баянистых тем, когда ещё с 1929 по 1936 годы там были найдены прослойки пепла в трёх слоях толщиной до шести метров. Из чего был сделан вывод, что тамошние древние умели использовать огонь, но не умели его добывать. И, боясь, что он потухнет, подкидывали туда дровишки в течение буквально десятков или чуть ли не сотен тысяч лет, потому что по срокам от нижних слоёв до верхних получается разброс в триста тысяч лет. Понятно, что это у них не пепел торчал там столбом посреди пещеры до потолка, ведь это же все окрестные отложения должны так заполняться. И на эту тему – синантропов, подкидывающих дровишки без конца – было придумано много чего: что у них было разделение труда, что женщины – хранительницы очага, матриархат даже был приплетён, и чего только ни было.

Однако всё это оказалось не так. Потому что, несмотря на то, что в Чжоукоудяне есть следы огня, есть обугленные камни и обугленные кости, но вот эти громадные толщи пепла – это не пепел, а перегнивший ил, который просто замывало в трещины и в отложения, когда там уже никто не жил. Когда вся пещера была забита отложениями, в ней возникали промывы, и сверху с вершины холма туда замывало перегной, и он перегнивал. В итоге получалась такая ерунда, похожая на пепел, потому что это углерод из растений. А углерод – он и есть углерод.

Если обратиться к реальности, не той, что придумали философы, а как обстояло на самом деле, получается, что наиболее древние следы использования огня относятся ко времени порядка 1 700 000 лет назад. Это почти заря рода Homo. Не самая заря, конечно, всё-таки род Homo чуть древнее, может, даже на миллион лет, но тем не менее. Следы найдены в разных местах. Есть стоянки в Африке, например, в Кооби-Фора. И в последующем от 1 700 000 лет и дальше эти следы обнаруживаются везде. К примеру, на Кавказе стоянка Айникаб. Также в Африке есть пещеры и в Европе.

Вместе с тем есть места, где следов использования огня нет. Например, в пещере Сима дель Элефанте (Испания), это самая древняя точка обнаружения людей в Европе с датировкой 1 300 000 лет, там есть отложения с орудиями, но нет никаких кострищ, обожжённых камней и обожжённых костей. Однако есть челюсть с зубами, изолированный зуб человека, по которому был сделан анализ зубного камня. И с этого зубного камня было получено много всего интересного. Например, на нём обнаружено использование зерновых в пищу, но нет частиц дыма, которые обнаруживаются, на зубах более поздних неандертальцев, и нет никаких следов приготовленной на огне пищи. Вся пища сырая. Из чего мы делаем вывод, что люди в Сима дель Элефанте огня не знали. Причём, это 1 300 000 лет, когда в других местах уже давно знали»…