Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Поход по реке Хопёр - oleg_volkov. Река хопер - сокровищница природы россии Исток где начинается хопер

Очень часто человек не осознает красоту того, что находится рядом, и хочет попасть куда-то далеко для того, чтобы обнаружить это. И отпуска человек обычно планирует, принимаясь рассматривать первым делом дальние поездки, и только после - сокращает путь, делая ближе место отдыха к дому. Однако совершенно недалеко в нескольких часах езды на машине от Москвы имеются чудные места, где можно провести настоящий отдых, полюбоваться прекрасными ландшафтами и даже дотронуться до истории. Это и есть река Хопёр, о которой мы и поговорим в этой статье. Сравните с природой .

Большинство из тех, кому удалось побывать в этом месте, признавались, что приняли решение оказаться здесь после того, как не получилось по определенным причинам оказаться в более отдаленных местах на Урале, в Карелии и т.д. Однако после посещения этих мест, ни у одного человека, не возникнет желания об этом пожалеть и даже больше этого - они хотят вернуться в эти чудесные места.

Истоками Хопра являются 12 кристально чистейших родников, бьющих из-под возвышенности недалеко от села Поперечное Пензенской области, хоть и большинстве источниках зарегистрирована деревня Кучки, в качестве самой близкой к верховьям Хопра. Самый большой из них достигает полуметра в диаметре, а остальные другие - небольшие. Посмотрите для сравнеия на природу .

Есть сказание, что старец, которого звали Хопёр, жил в этих степях, набрел на возвышенность из-под которой пробивались и разбегались по разным сторонам 12 прозрачных источников ледяной воды. Старец объединил эти русла ручьев воедино, и тогда образовалась река, которая и была названа его именем. Старец Хопер возвел на реке мельницу, где молол зерно для местного населения окрестных деревень. Местность, в которой ручейки объединяются в реку, обозначена памятником: восседает на камне под дубом старец Хопер, а прямо с его бороды течет река.

Существуют также и другие сказания о том, как произошла река. Какая-то повествует о любви красивой Вороны, которая была дочерью половецкого хана, а также славянского молодца Хопра. Набросились на половцев жестокие татары, убили всех, и только Ворона смогла укрыться. Тогда татары решили ее догнать. Обратилась она за помощью сначала к одному богатырю, потом к другому, однако и они испугались погони и убежали. И только смелый парень Хопер из племени вятичей смог подхватить Ворону и помчаться к Седому Дону, чтобы просить защиту. Хопра с вороной стали настигать преследователи, и в тот момент Седой Дон взмахнул речным покрывалом, после чего все преследователи превратились вместе с Хопром и Вороной в реки. Таким образом, образовалась река Хопер, притоком ее является Ворона и реки: Чембар, Карай, Важдя.

География Хопра

Как бы ни происходило объединение этих 12-ти родников - человек делал это или же непосредственно природа - это явилось началом потрясающей реки Хопер. Она протянулась на 980 километров (согласно некоторым оценкам больше 1000 километров) и проходит 4 области - Пензенскую, Воронежскую Саратовскую, а также Волгоградскую. Эта река стала самым большим левым притоком Дона максимально протяженным и полноводным. У Хопра имеется большое количество притоков, однако самыми крупными являются: правые Савала, и Ворона, левые - Бузулук и Сердоба. Бассейн имеет площадь Хопра больше 61000 квадратных километров. Первоначально река узкая (20-30 метров ширины), однако в нижнем и среднем течении ее русло становится шире, и ширина достигает 100 метров, а после того как в нее впадает река Савала, на некоторых плесах, Хопер начинает разливаться до 200 метров. Река имеет изменчивую глубину от 0,5-1,5 метров, а на перекатах до 3-12 метров на плёсах.

Хопер начинает замерзать в конце ноября, а в начале апреля вскрывается ото льда. Когда лед перестает таять, образуется половодье, сопровождаемое огромным водным подъемом на 4-5 метров, а в нижнем и среднем течении водный подъем доходит до 7 метров. Водный разлив длится примерно около 73 дней. В летнее время на реке определяется межень, чья продолжительность составляет от 90 - 180 дней, во время этого могут происходить дождевые паводки. Во время межени из-под воды виднеются небольшие островки, а также песчаные косы. В начале октября начинается подъем воды, приходит пора дождевых паводков, которые усугубляют снижение температуры. Во времена с очень сильными паводками в отдельных местах река начинает менять свое русло, промывая самый кротчайший путь. Староречья остаются в стороне, после они превращаются в озера, поскольку утрачивают связь с главным руслом. Пойма Хопра очень богата озерами, которые довольно большие - они могут достигать нескольких километров.

"Вода в Хопре пресная, чистая и прозрачная, как кристалл без всякого вкуса и здорова как для человека, так и для животных." Начиная с конца 17 века на Хопре интенсивно начало развиваться судоходство. Но Хопер год от года мелел, чему способствовала бездумная хозяйственная деятельность человека. Плохую службу сыграли хищническая вырубка леса, заиление донных родников, эрозия почв и т.д.. На отдельных участках река загромождалась сваленными деревьями, а на глубине - мореным дубом. И хотя с помощью Больше-Карайской ГЭС, построенной в 1958 году, в пределах Балашова удалось поднять уровень воды, но резко уменьшилась скорость течения реки, что в конечном итоге привело к увеличению донных отложений и размножению водорослей. За 10-15 лет исчезли родники в районе Алмазово, Аркадака и других местах. Одной из главных причин заболачивания Хопра является сброс в водоем отходов, содержащих большое количество органических веществ. Они-то и способствуют разрастанию болотной растительности. Наиболее благоприятная среда создается для распространения сине-зеленых водорослей, выделяющих токсины. Они губительно действуют на речную флору и фауну, обедняя ее видовой состав. Берега с обнаженными корневищами пней и всем, что составляло когда-то тайну реки, теперь стало сухим и пыльным. Лугов почти тоже не осталось. Пашня подходит местами к самой воде. До Б. Карая и ниже Борисоглебска местность, по которой течет Хопер, холмиста и живописна. Правый берег обычно высокий, изрезанный оврагами, левый - низменный; на излучинах реки - пляжи, в русле много коряг и упавших подмытых деревьев. Препятствий, кроме нескольких разрушенных плотин (Беково, Зубрилово, Турки), на реке нет. В нижнем течении правобережный увал сложен известняками и мелом. Особенно хорош Хопер в соловьиную пору мая и в конце лета, когда исчезают комары и спадает жара. Но и в разгар лета, если оно на большей части европейской территории страны выдалось дождливым, на Хопре обычно достаточно солнца и тепла. Обычно путешествия у нас по Хопру начинают от Кургана. Прервать или начать путешествие можно и в других местах, где железная или шоссейная дорога подходит в реке: это район Аркадака (платформа пригородных электропоездов на правом берегу у воды), Балашов (2 км до вокзала городским автобусом); Б. Карай (автобус до ст. Романовка, 18 км, в мае можно подняться до Романовки по притоку Хопра р. Карай, 25 км); Поворино (4 км до вокзала, у берега есть платформа пригородных поездов). При освоении черноземов Юго-Востока во времена Екатерины II в долине верхнего и среднего течения Хопра обзавелись именьями видные екатерининские вельможи (Куракино, Долгоруково, Мещерское; Зубрилово и Летяжевка - поместья кн. Голицыных; Пады - усадьба гр. Нарышкиных). Здесь сохранились некоторые достопримечательности тех времен.

Локтионов С. Хопер – река заботы нашей / Сергей Локтионов // Вестник АПК Волгоградской области. - 2011. - №10. - С. 21-23

Значение рек объяснять, наверное, не стоит. С первого класса мы знаем, что они имеют огромное значение для всей нашей планеты. Реки как кровеносная система для человека. Но если чистить артерии и вены наука научилась недавно, то чистить или прокладывать новое русло, изменять течение вод человечество умело еще на заре цивилизации. Тем удивительнее наблюдать, как сегодня, в век мощнейшей техники и продвинутых технологий, реки медленно, но неотвратимо мелеют и пересыхают.

Для нашего региона, ландшафт которого представлен в основном лесостепью и полупустыней, потеря каждого водного объекта оборачивается полной деградацией, а то и разрушением местной экосистемы. Не случайно в «Докладе о состоянии окружающей среды в Волгоградской области в 2010 году» председатель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области Олег Горелов отметил: «Анализ ситуации в сфере охраны окружающей среды и природопользования свидетельствует, что в последние годы в области накоплен ряд экологических проблем, затрагивающих качество окружающей среды». Все острее встает вопрос сохранения малых рек. Нуждается в помощи и река Хопер, крупнейший правый приток Дона.

Хопер берёт начало на западном склоне Приволжской возвышенности, из родников у села Всеволодо-Сергиевска Пензенского района. Общее направление течения юго-западное. Длина Хопра - 980 км, площадь бассейна - 61100 кв. м, ширина-до 100 м, глубина - до 17 м. Дно, как правило, песчаное. Течение - быстрое. В долине Хопра - много стариц. Он протекает через муниципалитеты городов: Ртищево (Пензенская область), Балашов (Саратовская область), Борисоглебск (Воронежская область), Урюпинск (Волгоградская область), казачьи хутора и станицы. Хопер на всем своем протяжении имеет более 30 притоков. Наиболее заметные притоки: справа - реки Ворона, Савала, слева - реки Сердоба, Бузулук. Но питают Хопер и масса совсем маленьких рек. Например, только на территории Урюпинского района их десять.

К сожалению, многие из них сохранились только на карте. Вода в них течет только в период весеннего снеготаяния, в остальное время года русла остаются сухими. Хотя еще лет 20-30 назад вода сохранялась в них круглый год, - комментирует ситуацию директор Урюпинской городской экологической службы, депутат Урюпинской городской Думы Петр Козлов.

Объем водосбора падает, Хопер мелеет. Особенно это заметно в последние засушливые годы. Прошлым летом вода в реке опустилась на 30 сантиметров ниже нулевой отметки. А ведь даже далеко не пожилые урюпинцы помнят то время, когда по Хопру курсировали пассажирские теплоходы. С 1949 по 1969 год река даже имела статус судоходной. И пусть соответствовала ему только нижняя треть русла, но для жизни прилегающих к реке населенных пунктов, да и области в целом, Хопер имел большое значение как транспортная артерия. Первым эксплуатационным участком на реке был Урюпинский. В местных карьерах, разрабатываемых недалеко от реки, добывался камень, который затем шел на строительство Волго-Донского канала. Именно в период этой всесоюзной стройки получило развитие судоходство на Хопре, сначала грузовое, а потом пассажирское. Конечно, и в то время, когда река была гораздо полноводнее, приходилось прилагать большие усилия для сохранения русла, пригодным для прохождения баржи и теплоходов. Только за Урюпинским участком было закреплено два земснаряда и столько же корчекранов. В порядке содержались и берега. Чтобы во время паводка не смывались деревья, растущие у уреза воды, на расстоянии пяти метров от берега растительность вырубалась. В лесничествах за этим следили строго.

Каким был в те годы Хопер, хорошо помнит бывший капитан речного теплохода Валентин Полунин, В 50-х годах прошлого века он работал в системе речного флота и был очевидцем тех теперь уже далеких событий.

Наша семья жила в хуторе Батраковском. В то время, как по Хопру стали ходить первые теплоходы, я был еще мальчишкой. И когда открылась пристань, я часто бегал смотреть, как они причаливают. После восьмилетки пошел в речники. Взяли меня рулевым на теплоход «Ленинград», и первая моя навигация началась в далеком 1955 году. В это же время из города в хутора стали курсировать груз-такси - грузовые машины с будками для перевозки пассажиров с их кладью. И хотя доехать на машине было быстрее, все равно многие предпочитали теплоход. У нас получалась не столько поездка, сколько прогулка по реке. Хопер тогда был очень красивым. Ухоженное русло, берега. Отменным было не только судоходство, но и рыбалка. Я еще застал то время, когда не редкостью считалось поймать стерлядку. Сомы ловились такие, что не помещались на телеге! А еще помню, как из щуки, ко¬торую поймал мой сосед, знатный рыбак, достали несколько килограмм икры. Всех соседей наделил.

Конечно, сейчас Хопер уже не тот.. . Обмелел, рыба помельчала, да и мало ее стало. За 90-е годы, когда рухнула система рыбоохраны, расплодившиеся браконьеры опутали реку и пойменные озера сетями, много рыбы погибло от электроудочек. А я помню рассказы стариков о том, как за ботились о рыбнрм богатстве Хопра до революции казаки без всяких инспекций. За каждой станицей был закреплен свой участок реки для ловли. Во время нереста запрещали даже колокольный звон. Тогда рыбу ловили не для наживы, а для пропитания.

С развитием сети автодорог, появлением большегрузных машин Хопер потерял свое транспортное значение. По этой причине исчезла и забота о его русле. Спустя всего десяток лет бывшие перекаты превратились в песчаные острова, русло забилось плавником.

Одной из главных причин заболачивания Хопра является сброс в водный объект отходов, содержащих большое количество органических веществ. Они-то и способствуют активному процессу заболачивания его пойменной части. Наиболее благоприятная среда создается для распространения сине-зеленых водорослей, выделяющих токсины и активно поглощающие кислород в воде. Они губительно действуют на речную флору и фауну, значительно обедняя ее видовой состав. В свою очередь отравленная токсинами вода поступает в централизованные системы водоснабжения города. Положение усугубляется тем, что содержание в воде хрома, марганца, меди, железа превышает предельно допустимую концентрацию, что небезопасно для здоровья человека. Нужна комплексная научно-обоснованная программа оздоровления бассейна Хопра . Приоритетными направлениями могут стать: во-первых, полное прекращение сброса в реку промышленных и бытовых сточных вод напрямую, минуя очистные сооружения; во-вторых, поэтапная очистка русла реки в акваториях городских поселений четырех регионов, по которым протекает река. Если отложить решение этих вопросов на несколько лет, мы рискуем потерять уникальный экокомплекс Прихоперья, - утверждает Петр Козлов.

Судьбой реки озабочены не только экологи, но и общественные организации. В декабре 2010 года Урюпинский городской совет ветеранов обратился к председателю Правительства РФ Владимиру Путину, главам Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской администраций, главам муниципалитетов городов Ртищево, Балашов, Борисоглебск, Урюпинск с обращением «О сохранении и охране реки Хопер для обеспечения благоприятной среды обитания проживающего в районе реки населения». Вскоре был получен ответ от Министерства природных ресурсов, который подписал директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Дмитрий Кириллов. В сво¬ем ответе он рекомендовал обратиться в общественный бассейновый совет по Донскому бассейновому округу в город Ростов-на-Дону, где вопрос по реке Хопер будет обсужден, а затем подготовлено предложение по решению системных и локальных водохозяйственных задач бассейна Хопра. Ветераны также получили ответ из Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области, который выразил желание участвовать в решении всех проблем, связанных с рекой Хопер. И это не формальное обещание. В Волгоградской области реализуется программа возрождения малых рек. В целом за 2010 год из областного бюджета были профинансированы работы по расчистке русел рек на сумму 63,4 млн. рублей. В том числе и реки Бузулук в Алексеевской муниципальном районе.

На последнем примере стоит остановиться подробнее. Бузулук-один из крупнейших притоков Хопра и также входит в экологический комплекс Прихоперья. Его реанимация, безусловно, способствует и оздоровлению Хопра.

В 2008 году проект по расчистке русла Бузулука был включен в федеральную программу «Малые реки России». За четыре года работы по углублению дна и расчистке берегов проведены на 13,2 километра русла Бузулука и притока с озером Чиганак. Общая стоимость проекта составила 136 млн. рублей, - рассказывает начальник отдела ГОЧС и охраны окружающей среды администрации Алексеевского муниципального района Иван Сидоров.

Если раньше Бузулук даже в паводок можно было перейти вброд, то в результате мелиоративных работ глубина реки, в среднем, возросла до 2,3 метра. Экологическая обстановка стала приходить в норму буквально на глазах. По словам специалистов-экологов, во многом ликвидирована угроза заболачиваемости, стала восстанавливаться экосистема пойменного леса. Снята угроза подтопления, и это еще один серьезнейший аргумент в пользу целевого расходования бюджетных средств. Ведь раньше в паводок до 130 домов в станице Алексеевской находились под постоянной угрозой быть затопленными вешними водами. Открывшиеся родники способствовали повышению уровня воды в реке. Это, в свою очередь, обеспечило большую комфортность жизни для ее обитателей. Например, в Бузулуке стало больше рыбы. И наконец, алексеевцы получили превосходные пляжи для отдыха. Есть, правда, и недостатки, но не в плане выполнения работ, а в их объеме. Уже сейчас становится ядно, что для сохранения достигнутого необходимо провести расчистку гораздо большего участка русла, иначе все вновь замоется наносами с верховий реки. То, что лечение рек должно быть системным, понимает и руководство области.

Так, в начале сентября этого года прошло VI заседание бассейнового совета Нижневолжского бассейного округа в Саратове, в котором принял участие и председатель облкомприроды Олег Горелов. Обсуждались проблемы, связанные с функционированием водохозяйственного комплекса на территории Волгоградской, Астраханской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской областей и Республики Татарстан, а также задачи, проволочки в решении которых угрожают экологической безопасности и здоровью населения.

Что касается Волгоградской области, то, по словам Олега Горелова, с 2012 по 2014 годы у нас планируется осуществить капитальный ремонт 12 гидротехнических сооружений на общую сумму почти 122 млн. рублей. Работы по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистке, дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов и водотоков на участках работ на общую сумму 132 млн. рублей и строительство берегоукрепительных и защитных сооружений на четырех объектах капитального строительства на сумму около 370 млн. рублей. Кроме этого, есть четыре нереализованных проекта на расчистку русел рек общей протяженностью более 52 километров, на общую сумму чуть более 480 млн. рублей. В целом же, как отметил Олег Горелов, в Волгоградской области нереализованных проектов по расчистке малых рек по текущим ценам накоплено на сумму более 1 млрд. руб. Для их реализации есть вся необходимая проектно-сметная документация, но нет средств. И без федеральной поддержки в решении проблемы не обойтись. При этом средств из федерального бюджета на решение проблемы расчистки рек поступает явно недостаточно. И если в областном бюджете доля средств, выделяемых на эти цели, с каждым годом увеличивается- с 15 млн. руб. в 2010 году до 147 млн., которые запланированы на 2012 год, то из федерального бюджета в 2010 году было выделено 48,382 млн., а на 2011, 2012 и 2013 запланировано лишь по 44 миллиона. Тем не менее, областное руководство в лице облкомприроды сделает все возможное, чтобы воплотить в жизнь намеченное.

Хочется надеяться, что заботу о себе почувствует и Хопер. Он давно в ней нуждается.

По данным ЮНЕСКО, Хопер признан самой чистой рекой в Европе. В верхнем течении реки, на участке между городами Борисоглебск и Новохоперск, находится природный парк «Хоперский заповедник» . В нижнем течении от станицы Луковской Нехаевского района до станицы Букановской Кумылженского района - природный парк «Нижнехоперский» . Вышеуказанные парки в верхнем и нижнем течении граничат с Урюпинским районом, и 92 километра - это образовавшийся «экологический вакуум». Для поддержания экосистемы реки необходимо организовывать природный парк регионального значения. Над этим сейчас и работает Урюпинская городская экологическая служба. Рабочее название парка - «Хоперский».

Уникальная природа сделала Хопер излюбленным местом отдыха туристов. На значительной части Хопер доступен для сплава на байдарках. В реке водятся много видов рыб: судак, язь, чехонь, сом, щука, окунь, лещ, карась, встречается стерлядь, налим. То есть, имеется база для создания мощной инфраструктуры для любителей активного отдыха, экологического, этнографического туризма. Казачий компонент придает особый колорит Прихоперью. Что, несомненно, также является большим плюсом при возможной реализации идеи о развитии здесь обширной рекреационной зоны отдыха.

Понимание значимости решения проблем малых рек сегодня есть на самом высоком уровне власти. Об этом, в частности, свидетельствует проведение 17 августа в Астрахани под руководством президента РФ Дмитрия Медведева совещания, посвященного вопросам развития водного хозяйства р. Волги. О внимании к этой сфере говорит и принятие концепции федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», в соответствии с которой на решение задач по ликвидации дефицита водных ресурсов в регионах РФ, повышению рациональности их использования, восстановлению водных объектов, повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, обеспечения населения сооружениями инженерной защиты будет выделено более 520 млрд. руб. То, на какие конкретно мероприятия и объекты пойдут эти деньги, во многом зависит от того, насколько инициативны будут те или иные регионы и насколько рациональны их предложения.

Хопёр.
Водный поход по реке Хопёр от станции Вертуновская до города Балашов. Запад Саратовской области. 19-31 августа 2010 года. Катамаран, КНБ, Рафтмастер, 9 человек, из них 4 детей.
Фотографии Юли Молодцовой можно посмотреть http://album.foto.ru/photos/68172/ , часть из них представлены в данном описании.
ЛОЦИЯ.
Лоция реки соответствует движению катамарана. Катамаран специальной конструкции, предназначенный для гребли байдарочными вёслами.

Скорость его движения была немного меньше скорости движения байдарки.
Уровень воды немного ниже среднего летнего.
1 день.
1-40 (ходовое время, часы-минуты) Обед на левом берегу под шиферным навесом.
2-03 Большой песчаный пляж у деревни Зубрилово.
3-26 Ночёвка на левом берегу в соснах.
2 день.
4-37 Большой автодорожный железобетонный мост в деревне Потьма.
4-49 Остатки старого моста.
7-15 Ночёвка на правом берегу в соснах и дубах напротив деревни Ключи.
3 день.
9-07 Сужение при старом мосте.
9-49 Остановка на обед на большом песчаном пляже с очень накатанным подъездом к нему.
11-58 Железный автодорожный мост у деревни Перевесинка.
13-15 Озеро Гусиное слева, чуть в стороне от русла реки.
13-18 Остановка на ночёвку на левом берегу при выходе реки из этого озера.
4 день.
15-25 Остатки старого деревянного моста или плотины. Сужение русла до 7 метров. За сужением река разливается и по обоим берегам расположены песчаные пляжи. Автомашины на левом берегу.
17-12 Ночёвка на левом берегу Хопра при впадении пересохшего ручья напротив деревни Трубетчино.
5 день. Днёвка.
6 день.
18-37 На правом берегу реки появились строения посёлка Турки.
18-42 Разбои русла, сужения, быстрины.
18-45 Бетонные сваи старого моста в русле.
18-52 Деревянный автодорожный мост рядом с посёлком Турки.
Далее на протяжении 10-15 километров идут отличные стояночные места.
20-35 Барельеф «Русалка» на песчаном пляже.
21-58 Ночёвка на правом берегу Хопра в 100 метрах перед впадением правого пересыхающего притока.
7 день.
22-50 Слева впал мутный крупный приток река Аркадак. Сразу за его впадением русло Хопра утыкано деревянными сваями старого моста. Проход через сваи свободный.
Ниже по течению по правому берегу реки навалены горы песка, образовавшиеся от работы драги.
22-56 Низкий железный автодорожный мост. Рядом строится новый мост на высоких бетонных сваях.
В 50 метрах ниже по течению расположен высокий железный автодорожный мост, переоборудованный из бывшего железнодорожного моста.
23-30 Пологий слив в сужении перед пересечением с железнодорожным мостом. Перепад около 50 сантиметров на 5 метрах. Под железнодорожным мостом быстрина. Дальше русло реки расширяется до 50-80 метров и идут заросли камыша.
24-31 Реку пересёк газопровод. Набросаны камни по обоим берегам реки.
27-10 Ночёвка на правом берегу реки в степи между деревнями Летяжевка и Малиновка.
8 день.
29-36 Остановка на обед и на ночёвку на правом берегу реки в лесу среди лип и дубов.
9 день.
На протяжении 3-5 километров идут стояночные места.
30-11 Отличная уютная стоянка среди дубов на правом берегу реки.
31-26 Деревянный мост недалеко от деревни Пады.
31-47 Остановка в дождь на обед рядом с большим песчаным пляжем. Посещение усадьбы в Падах.
34-37 Ночёвка на правом берегу реки «кабанья».
10 день.
35-20 Понтонный мост, перегораживающий протоку правее острова. На острове большой песчаный пляж. Слева от острова свободный проход. Уже отсюда виден высокий песчаный обрыв правого берега Хопра, высотой около 20 метров, поверху которого растёт сосновый лес.
35-30 Остановка у начала песчаного обрыва. Залезали наверх.
35-35 Конец обрыва.
36-17 Остановка на обед и ночёвку в сосняке на правом берегу реки напротив деревни Большой Мелик.
11 день.
37-02 Слева впадает маленький приток. За ним начинается село Новохопёрское.
37-11 Уютная стоянка с неудобным выходом наверх на правом берегу Хопра за островом.
37-50 ЛЭП пересекает реку.
38-17 Свободный от деревьев обрыв высотой около 20 метров на левом берегу реки.
38-33 Большой автодорожный железобетонный мост в Балашове.
38-41 Разваливающийся пешеходный большой железобетонный мост, сильно б.у. на мощных бетонных опорах.
39-02 Три железнодорожных моста. Два новых, а третий не действующий.
39-07 Антистапель ниже моста на правом берегу Хопра на городском песчаном пляже.
1 день 3-26.
2 день 3-49. Полуднёвка.
3 день 6-03.
4 день 3-54.
5 день 0-00 Днёвка.
6 день 4-46.
7 день 5-12.
8 день 2-26. Полуднёвка.
9 день 5-01.
10 день 1-40. Полуднёвка.
11 день 2-50.
Всего по реке Хопёр пройдено около 200 километров.
Заброска.
От Павелецкого вокзала города Москвы до станции Вертуновская мы добирались на поезде № 17 Москва- Саратов. Отправление его с Павелецкого вокзала в 19-54, прибытие на станцию Вертуновская в 7-36. Цена полного плацкартного билета 740 рублей. В 400 метрах ниже железнодорожного моста, примерно в полутора километрах от станции на берегу Хопра есть место, подходящее для сборки судов. Вокруг много мусора, но есть площадка для сборки судов и песчаный пляж у воды. На станции с трудом договорились с водителем грузовика, приспособленного для перевозки людей о заброске к берегу реки за 900 руб.
Описание маршрута.
Ширина Хопра в месте старта меняется от 15 до 35 метров, глубина до 1-2 метров, есть течение. Дно реки на начальной части маршрута в основном песчаное, но есть протяжённые участки, на которых дно песчаное с примесью глины, а выходы на берег илистые. Вода в реке прозрачная, в русле много водорослей, кувшинок. Местами оно зарастает тростником и камышами, между которыми образуются узкие проходы шириной 3-5 метров. Иногда встречаются мели, но всегда можно найти более глубокую линию движения. Необходимости в проводке судов у нас нигде не возникало. Иногда попадаются пляжи с белым песком, но, в основном, берега Хопра крутые, обрывистые, не удобные для выхода. Стоянок мало. Хорошие стоянки с причалом к песчаному пляжу, удобным выходом на берег и ровным местом для установки палаток среди деревьев в верховьях реки встречаются редко.
В районе деревни Зубрилово на правом берегу был очень большой песчаный деревенский пляж.

Дальше шёл участок реки, где не было стоянок. На ночёвку встали на правом берегу Хопра среди сосен недалеко от деревни Чиганак. Ниже нашего места ночёвки снова нет удобных для стоянки мест. Только при приближении к автодорожному мосту у деревни Потьма по обоим берегам реки появляется несколько стоянок с песчаными пляжами.
В районе деревни Гривки по правому берегу реки расположен высокий, свободный от леса бугор. С него можно посмотреть на окрестности. Ниже по течению свободных от леса обзорных точек рядом с рекой почти нет.
Перед деревней Гривки начинается участок, на протяжении которого отсутствуют стояночные места. Две сплошные, ядовито-зелёные стены ивовых зарослей, увешанные лианами бешеного огурца, сопровождают реку на протяжении 6-7 километров.

Даже выйти на берег для приготовления обеда некуда. Потом, по левому берегу реки на песчаном пляже мы встали на обед. А ещё через 50 метров на правом берегу реки нашли удобную стоянку в соснах и дубах, где и остались на ночёвку. Стоянка очень понравилась. Когда наступила ночь несколько сов, обитающих недалеко от места стоянки, долго перекликались между собой.
Ниже по течению немного в стороне от реки на левом берегу расположены деревни Ключи, Голицыно, Красная Звезда и Сорокино. Поэтому, на протяжении 3-4 километров по левому берегу было несколько стоянок с неудобным илистым выходом на берег через заросли кувшинок. Стоянки были заняты рыбаками, приехавшие на машинах. Была и парочка туристских стоянок. По карте здесь Хопёр делает большую петлю, оставляя по правому берегу большой ненаселённый лесной массив. Однако, удобных мест, где можно встать на стоянку на правом берегу реки практически нет.
Перед деревней Перевесинка на левом берегу Хопра была сильно замусоренная стоянка на большом песчаном пляже. В 100 метрах ниже по течению, в лесу, располагался шиферный навес рядом с вытоптанной стоянкой.
Перед пересечением с автодорожным мостом(11-58 по лоции) русло Хопра сужается метров до 10 и одна за другой следуют три быстрины.
Ниже моста река снова расширяется до 30-45 метров. По берегам по-прежнему идут места, не удобные для стоянок. Заросли ивняка с бешеным огурцом закрывают оба берега Хопра. Ниже деревни Колычево, растянувшейся на три километра вдоль реки, Хопёр проходит через небольшое расширение, остающееся слева от русла. Это озеро Гусиное. На ночёвку удалось встать при выходе реки из этого озера на левом берегу, напротив деревни. Рядом со стоянкой проходит просёлочная дорога и много мусора.
Примерно в километре ниже по течению, перед выходом Хопра на небольшой открытый степной участок у деревни Чириково, на левом берегу реки была туристская стоянка. Других удобных стояночных мест на том участке не было.
В районе деревни Красный Яр Хопёр сужается метров до 5, в сужении расположены деревянные сваи старого моста или плотины. Сужение прошли на вёслах, проблем не возникло. Ниже сужения река разливается, по обоим её берегам располагаются большие песчаные пляжи. К левому берегу реки есть подъезд автотранспорта. Ниже снова следуют места не очень удобные для стоянок.
Удобное место для ночёвки мы нашли напротив деревни Трубетчино, в устье впадающего пересохшего ручья. Здесь есть небольшой песчаный пляжик

и большое уютное ровное место среди редко растущих дубов и клёнов. Пряный запах упавшей листвы создавал непередаваемый аромат. Сама деревня расположена за высоким, крутым, заросшим буреломным лесом холмом. В деревне есть магазины, где можно докупить продукты. Подъём от реки к деревне идёт по свободному от деревьев участку степи. Отсюда открывается вид на окрестности Хопра, заросшие лесом. Место стоянки так понравилось, что мы остались здесь на днёвку.
На этом участке река сильно зарастает камышами и водорослями. Несмотря на то, что ширина реки около 60-70 метров, местами приходится находить проходы среди камыша. Для этого надо перемещаться от одного берега реки к другому, выискивая оптимальную линию движения. Временами русло освобождается от растительности, но потом снова река уходит в камыши. На этом участке Хопёр мало петляет, русло прямое.
Посёлок Турки к берегу Хопра выходит на коротком участке. После этого река уходит в сторону, и начинаются разбои русла. Река сужается местами метров до 7, скорость течения возрастает. Ниже расположенных в русле бетонных свай, реку пересекает деревянный автодорожный мост(18-52 по лоции).
Ниже посёлка Турки на карте обозначено, что Хопёр петляет между обрывистых берегов. Мы опасались, что там берега окажутся ещё менее пригодными для стоянок, чем на предыдущих участках. Но всё оказалось совершенно по-другому. Именно на участке между посёлками Турки и Аркадак расположены наиболее живописные места на Хопре. Они продолжаются на протяжении примерно 10-15 километров. Здесь множество песчаных пляжей, рядом с которыми можно встать на стоянку на полочке в дубовом, или сосновом лесу.
Оказалось, что участки Хопра, где он сильно петляет, обычно сопровождаются большим количеством мест, удобных для стоянки. В этих местах дно реки песчаное, и на поворотах намываются пляжи с белым песком. Деревья, растущие по берегам, подмываются водой и падают в реку. Поэтому, на таких участках в реке много коряжника и утонувших деревьев. Непосредственно рядом с песчаными пляжами растёт ивняк. А в нескольких метрах выше русла реки обычно располагается полочка, заросшая широколиственным лесом с преобладанием дуба, липы и ясеня.
На одном из песчаных пляжей был выложен барельеф русалки. Благодаря прошедшим недавно дождям верхний слой песка сгладился и превратился в тонкую прочную белоснежную корочку. Поэтому барельеф великолепно сохранился.

Песок пляжа круто сползал прямо в реку. Когда дети стали прыгать с пляжа в воду, верхний белый слой песка сломался и наверх вылез слой пепла, принесённого ранее ветром во время летних пожаров.
В районе Чапаевки песчаных пляжей и стояночных мест становится меньше. Тем не менее, нам удалось найти очередное великолепное место для ночёвки. Располагалось оно в 100 метрах выше впадения пересыхающего ручья перед подходом к Хопру железнодорожной ветки. В 300 метрах выше впадения в Хопёр на ручье сооружена большая плотина, высотой более 20 метров. Стоянка оказалась очень удобной. Здесь был и песчаный пляж и пологая ровная полочка в дубраве.

С дровами в дубравах нигде нет проблем, всегда можно набрать валяющихся рядом веток. Даже, кажущиеся совершенно гнилыми, лежащие на земле стволы и ветки дуба великолепно горят. Неподалёку был маленький родничок. Расположенный над стоянкой берег начинал круто подниматься метров на 30 вверх. На этом склоне росли огромные тополя. Они имели слегка бочкообразную форму, сначала немного расширяясь, а потом снова сужаясь. Если вылезти наверх, преодолев последний крутой подъём, то попадаешь в степь, и открывается великолепный вид на водохранилище, Хопёр и его окрестности.
При приближении к Аркадаку снова возникают проблемы со стоянками, иногда к реке подходят деревенские пляжи. Перед посёлком Аркадак слева в Хопёр впадает крупный приток Аркадак с мутной, зеленовато-белёсой, неприятной на вид водой. Ниже его впадения и в Хопре вода тоже становится мутной. Возможно, это следствие работы драги, изменяющей русло реки в районе строительства нового моста. А, может быть, по притоку что-то сбрасывается в реку. Перед Аркадаком в Хопре было видно много мелкой рыбы. Возможно, она ушла против течения от мутной, а может быть и грязной воды. Ниже строящегося моста Хопёр расширяется местами метров до 70, вдоль берегов идут заросли камыша и тростника. На протяжении 10-15 километров ниже впадения Аркадака вода остаётся мутной, но она постепенно очищается на водорослях. Окончательно прозрачной она становится ниже Летяжевского санатория. Удобных стояночных мест ниже Аркадака было не много, да и вставать на берегу реки с такой водой не хотелось. Поэтому, в этот день мы постарались удалиться подальше от Аркадака. Посёлок Летяжевка растянулся вдоль берега реки километра на 3. При этом удобных выходов от деревни к воде мало. Ниже посёлка Хопёр начал петлять среди песчаных берегов. Здесь мы встали на ночёвку на степном открытом берегу рядом с большим песчаным пляжем. На протяжении нескольких километров вниз по течению идут места, удобные для стоянок. В русле встречаются коряги и упавшие деревья. В районе Малиновки и дальше со стоянками снова становится хуже.
На обед и ночёвку встали в 9 километрах ниже Малиновки, на правом берегу у небольшого песчаного пляжа. Немного выше пляжа расположена ровная полочка с великолепным липовым лесом, к которой пришлось проделать проход в ивовых кустах. Редко расположенные могучие липы и дубы растут как в парке. Всё усыпано опавшей листвой, однако лес стоит совершенно зелёный.

В районе деревни Чиганак на протяжении 3-5 километров места удобны для стоянок, но при приближении к деревне Пады берега снова становятся не удобными для стоянок. Перед Падами расположен деревянный, пешеходный мостик. Ближе всего Пады подходят к Хопру в районе большого песчаного пляжа, расположенного в 3 километрах ниже мостика на правом берегу реки. В Падах есть магазин, где можно докупить продукты. Здесь же есть развалины здания древней усадьбы, рядом расположен старинный парк.
Ниже Падов по берегам мало удобных мест для стоянки. На ночёвку встали на правом берегу реки перед деревней Арзянка, расположенной чуть в стороне от реки. На протяжении нескольких километров оба берега Хопра были взрыты кабанами. Ночью стадо кабанов пыталось пройти к реке мимо наших палаток. Они недовольно сопели и хрюкали, выказывая своё недовольство нами.
Ниже по течению начинаются более обжитые места, чувствуется приближение к большому городу. Мест, удобных для стоянки мало. По берегам располагаются строения домов отдыха. Первый из них(35-20 по лоции), расположен рядом с понтонным мостом, перегораживающим правую половину реки.
Из достопримечательностей на этом участке реки следует отметить песчаный обрыв высотой около 20 метров. По его верхнему краю растёт красивый сосновый лес, хорошо заметный издалека. Обрыв крутой, очень живописный, на него можно забраться. При этом сверху видна зелёная долина Хопра. К сожалению, поверху всюду проходят просёлочные дороги, вдоль которых расположены места для пикников. Вокруг валяются кучи мусора. Как правило, любители выехать на природу на машине считают своим долгом привезти туда кучу всякого мусора, а вывезти его обратно считают дурным тоном. Поэтому, все места, куда возможен подъезд на машинах, обычно оказываются сильно загаженными.
Песчаный обрыв тянется вдоль правого берега Хопра на протяжении метров 400.

После него вдоль правого берега реки начинаются строения очередного дома отдыха, заканчивающиеся перед огромным песчаным пляжем.
На ночёвку мы встали в сосняке, расположенном на правом берегу Хопра напротив деревни Большой Мелик. Место удобное, самое лучшее на этом участке реки перед городом Балашов.
При приближении к Балашову обитаемость берегов возрастает. Сплошная застройка левого берега Хопра сопровождает реку на протяжении последних 11 километров маршрута. Она начинается при подходе Хопра к селу Хопёрское, постройки которого переходят в постройки города Балашов. При этом правый берег реки остаётся лесистым и ненаселённым до пересечения с автодорожным мостом (38-33 по лоции). Встать на ночёвку можно даже в черте города. При прохождении справа от острова, расположенного в начале села Хопёрское на правом берегу Хопра мы обнаружили хорошую стоянку, единственным недостатком которой был неудобный крутой выход наверх. В пределах городской черты на левом берегу Хопра был высокий, свободный от леса обрыв(38-17 по лоции). С него открывается вид на долину реки и окрестности Балашова. В черте города не видно промышленных стоков. По левому берегу был большой городской пляж. На отдельных участках строения подходят близко к воде.
Выброска.
Сначала мы собирались разбирать наши суда на левом берегу
Хопра сразу после пересечения железнодорожного моста в Балашове. В левой части русла здесь расположен большой залив. Похоже, что в него сбрасывается вся городская канализация города Балашов. Поэтому, при приближении к левому берегу, мы встретились с таким сильным запахом канализации, что вынуждены были резко изменить наши планы. Мы вернулись в основное русло Хопра и, повернув за поворот, причалили к большому песчаному пляжу, расположенному на правом берегу. Это городской пляж Балашова, поэтому в прилегающих к нему кустах и вдоль тропинки, идущей к железнодорожному мосту, скопились кучи мусора и великое множество пустых пластиковых бутылок. Мы отошли около 100 метров от пляжа по направлению к железнодорожному мосту. Здесь, на полянке удобно сушить и собирать вещи. До моста отсюда оставалось около 150 метров. Чтобы попасть на железнодорожный вокзал города Балашов надо перейти Хопёр по мосту, и потом идти дальше вдоль путей ещё около 600 метров.
Обратные билеты на поезд №379 мы взяли заранее. Отправляется он со станции Балашов в 17 часов 17 минут. Стоимость плацкартного билета 879 рублей. На Павелецкий вокзал города Москвы поезд прибывает в 9-52.
Расписание электричек по станции Вертуновская.
Ртищево-Кирсанов 8-00 ежедневно.
Кирсанов-Ртищево 15-53 ежедневно.
Ртищево-Вертуновская 13-30 ежедневно.
Вертуновская-Ртищево 17-50 ежедневно.
Ртищево-Умет 18-15 пн-чт, сб.
Умет-Ртищево 21-27 пн-чт, сб.
Ртищево-Кирсанов 18-15 пт, вс.
Вертуновская-Ртищево 22-24 пт, вс.
Расписание пригородных электричек по станции Балашов.
Ртищево-Балашов 8-29---8-31, 17-03---17-05 еж.
Балашов-Салтыковка 5-19---5-20 ср, сб, вс.
Салтыковка-Балашов 13-17---13-19
Балашов-Ртищево 15-50---15-51, 17-28---17-29 еж.
Балашов-Пенза 9-19---9-20 пт, вс.
Балашов-Обловка 8-58---8-59. еж.
Обловка-Балашов 15-18---15-19 еж.
Балашов-Пинеровка 19-50---19-51 еж.
Пинеровка-Балашов 7-27---7-28 еж.
Балашов-Благодатка 5-19---5-20 пн,вт,чт,пт.
Благодатка-Балашов 13-17---13-19 пн, вт,чт,пт.
Расписание поездов дальнего следования по станции Балашов.
308 Москва-Балашов-1 6-28 по 2.9 еж, с 3.9 по 27.12 нечёт.
307 Балашов-1-Москва 12-50 с 1.9 по 25.9 нечёт
343 Москва-Балашов 6-41 чётн.
343 Балашов-Москва 12-29 чётн.
379 Волгоград-Москва 17-15 чётн.
380 Москва-Волгоград 7-40 чётн.
Было ещё несколько поездов, но я их не переписывал.
Выводы.
Для верхнего участка Хопра, расположенного выше посёлка Турки, характерны участки, протяжённостью до 5-7 километров с отсутствием хороших стояночных мест. Даже выйти на берег местами сложно, потому, что к илистому, топкому дну реки вплотную подступают непролазные ивовые заросли, или же берег крутым обрывом поднимается вверх. Обычно на таких участках река слабо петляет, протекая в лесном коридоре ярко-зелёного цвета. Число стоянок с удобным выходом на песчаный пляж и с ровной полочкой наверху ограничено. Большие песчаные пляжи, изредка встречающиеся в верхнем течении Хопра, располагаются недалеко от деревень. Стоянки, расположенные рядом с ними, обычно сильно вытоптаны и замусорены.
Ниже посёлка Турки на Хопре появляются участки, где река сильно петляет. Обычно здесь много мест, удобных для стоянки. На этих участках дно реки песчаное, и на поворотах намываются песчаные пляжи.
В русле лежат коряги и сползшие с берегов деревья.

В нескольких метрах выше русла обычно располагается полочка, заросшая широколиственным лесом с преобладанием дуба, клёна, липы и ясеня. Листва на деревьях на таких участках была пожелтевшей, совершенно осенней. На карте такие участки обозначены в виде обрывистых берегов. Особенно понравился участок реки между Турками и Аркадаком. Здесь множество песчаных пляжей, рядом с которыми можно встать на стоянку в дубовом, или сосновом лесу.
В целом стоянок на Хопре значительно меньше, чем на протекающей неподалёку Медведице. Ими приходится дорожить. Зато, в отличие от Медведицы, на Хопре много стоянок, расположенных среди сосняка или дубравы. При этом не ко всем стоянкам бывают подъезды для автотранспорта. Благодаря этому мусора на стоянках значительно меньше, чем на Медведице, где можно подъехать почти к каждой стоянке.
В отличие от Медведицы, берега Хопра почти на всём протяжении укрыты лесом. В основном это широколиственные леса с преобладанием дуба, клёна, липы, тополя и ясеня. Реже встречаются берёза, ольха и осина. Изредка вдоль берегов Хопра попадались и сосновые леса. Вдоль песчаных пляжей растут ветлы и густые заросли ивняка. Открытых, степных участков на Хопре мало.
Возможностей взобраться на господствующую высоту для осмотра окрестностей меньше, чем на Медведице. Да и видны оттуда в основном те же сплошные леса прибрежной линии Хопра.
Возможно, вследствие большей площади лесов, ветер во время похода по Хопру не был таким сильным и постоянным как на Медведице. В основном днём дул достаточно сильный встречный ветер, стихающий вечером. Но, в отличие от Медведицы, были и почти безветренные дни. А на протяжении трёх дней ветер был даже попутным.
Населённых пунктов, расположенных вдоль Хопра не много, но больше, чем на Медведице. Некоторые сёла (Колычево, Летяжевка) на достаточно протяжённом участке выходят к берегам Хопра. На последних 11 километрах маршрута левый берег реки полостью занят строениями.
В отличие от Медведицы на Хопре были комары. По вечерам они иногда встречали нас у воды.
На маршруте мы не заметили ни одного препятствия, требующего проводки или обноса. Хотя в других отчётах по Хопру упоминалось про две плотины, требующие проводки судов. Несмотря на засушливое лето, судя по береговой линии, уровень воды у нас был лишь немного ниже меженного. Непродолжительный участок песчаных перекатов, расположенный ниже песчаного обрыва тоже не потребовал проводки. Мы прошли его на вёслах, придерживаясь более глубоких мест под берегами.
Ширина реки на всём протяжении менялась в основном в пределах от 25 до 45 метров, расширяясь метров до 70 на непродолжительном участке ниже Аркадака. На перекатах глубина Хопра не превышала 30 сантиметров. В основном же глубина реки доходила до 2-3 метров. В русле много водорослей и зарослей камыша. Но они не затрудняют движение. Течение в Хопре было практически на всём протяжении пройденного маршрута. Вода прозрачная. Лишь на коротком десятикилометровом участке ниже Аркадака вода была загрязнена промышленными выбросами или взбаламучена работой драги.
В связи с пожароопасной обстановкой для приготовления еды мы брали в поход две горелки. Но в первый же день нашего похода к вечеру прошёл сильный дождь, часа на три. На протяжении следующих дней тоже было несколько дождей. Поэтому, на горелке мы готовили не часто. Дров всюду много, особенно в дубравах. Чтобы избежать пожара, для разведения костра лучше выбирать вытоптанную площадку на песке. При разведении костров в полосе леса мы сначала расчищали место от опавшей листвы рядом с кострищем и при необходимости обсыпали окрестности костра песком.
Как и при сплаве по Медведице, очень удачно было выбрано время похода. В конце августа на реке уже мало отдыхающих, а погода тёплая. На шикарных песчаных пляжах детям просто раздолье. Причём, если начинаются дожди, и холодает, то это, обычно, кратковременно. И, как только выглядывает солнце, сразу становится тепло.
Хопёр понравился даже больше Медведицы. Конечно, здесь были протяжённые прогонные участки, лишённые стоянок. Но нам почти всегда удавалось находить великолепные стоянки, уезжать с которых не хотелось. Получился великолепный поход именно для этого времени года.
При этом затраты времени на дорогу минимальны: ночь туда, да ночь обратно и великолепная река при отсутствии народа.

Хопер - река юго-востока России, наиболее привлекательна для байдарочных путешествий и отдыха на воде. Ширина Хопра в среднем течении 60-100 м. Долина реки одета широколиственными лесами, нередки сосновые рощи. В пойме много озер и стариц. Берега реки изрезанны оврагами, переходящими на излучинах в пляжи. В русле встречаются коряги и упавшие деревья - излюбленные места обитания рыб Река Хопер – одна из красивейших рек не только средней полосы России, но и Европы, самый протяжённый и полноводный приток Дона. На своем пути к Дону Хопер протекает по четырем областям: Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской. В Саратовской области, – 285 км. Его протяженность от истоков до устья – 1008 км., а площадь бассейна более 61 тысячи кв. километров. Глубины нередко достигают 7 метров. Все русло реки изобилует старицами. Речная система Хопёр берёт начало на западном склоне Приволжской возвышенности в 8 километрах от села Кучки Пензенского района, кстати, я часто проезжал мимо, из 12 родников и течет по почти безлесной, слабохолмистой, изрезанной оврагами и балками равнине, впадает в Дон у станицы Усть-Хопёрская в Волгоградской области. Хопер весьма извилист. Русло реки в верховьях имеет направление с северо-востока на юго-запад, затем в Воронежской области, у Борисоглебска и Новохопёрска, делает петлю и резко поворачивает на юго-восток, а далее, от Урюпинска, течёт в южном направлении. От станицы Усть-Бузулукской – в юго-восточном направлении. Затем снова делает петлю и от станицы Слащевской течёт в юго-западном направлении до впадения в реку Дон. Являясь притоком первого порядка, река Хопер тоже имеет притоки. Справа по течению это: Тамала, Карай, Карачан, Ворона, Савала, Елань, Добрая, Тишанка, Акишевка, а слева – Изнаир, Бузулук, Аркадачка и Мелик. Наибольшая из них в Саратовской области – река Аркадачка, а в пределах Балашовского района – река Карай. Бассейн Хопра расположен на юго-востоке Русской равнины. В географическом отношении около 60% площади бассейна Хопра находится в лесостепной зоне, чуть более 40% - в степной. На всем протяжении узкие участки с быстрой водой постоянно чередуются с широкими медленными плесам. Широкая долина Хопра имеет зеленую, часто заросшую лесом пойму, неодинаковое строение берегов. Правый берег крутой и невысокий, изрезанный оврагами, во многих местах порос лесами и кустарниками; левый, пологий незаметно сливается с поймой. Правый, материковый, берег Хопра представляет собой плато, расположенное на 80-175 м над уровнем моря, расчлененное балками и оврагами, устья которых открываются в долину Хопра. В некоторых местах река вплотную подходит к материковому склону с обрывистыми обнажениями коренных пород высотой до 200 м. Пойма Хопра имеет ровный рельеф, на отдельных участках нарушаемый прирусловыми песчаными валами, промоинами и старицами. Пойма имеет также два уровня - низкий, возвышающийся на 1-3 м, и высокий, достигающий 5,5 м над уровнем воды в реке. Ширина поймы обычно от 2 до 4 км и только в устье Карачана достигает 10 км, а местами сужается до 1 км. Левобережье Хопра за пределами поймы представляет собой надпойменную террасу шириной до 0,5 км, в строении которой видны два уровня - низкий, до 7 м, и высокий - до 10 м над уровнем воды в реке. За первой надпойменной террасой возвышается вторая, высотой до 20 м и шириной до 5 км. Поверхность этой террасы слабоволнистая, с неширокими балками и бугристыми холмами эолового происхождения до 2-3 м высотой. Ныне Хопер имеет широкую асимметричную долину, в которой выделяются пойма и левобережные надпойменные террасы. По широкой пойме плавными меандрами изгибается русло, ширина которого изменяется от 60 до 150 м. Глубина реки на плёсах от 3 до 12 м, а на перекатах - от 0,5 до 1,5 м. Уклон реки незначительный, поэтому течение спокойное. Его скорость изменяется от 0,2м/сек. до 0,5 м/сек. Дно песчаное, изредка глинистое. Хопёр - геологически одна из древнейших рек юга европейской территории России. Он заложился около 10 млн. лет назад, однако полмиллиона лет назад был засыпан ледниковыми отложениями, потом вновь возродился. По водному режиму Хопёр относится к рекам преимущественно снегового питания. Водный режим Хопра стали изучать ещё в XIX веке. Первый гидрологический пост был открыт на реке Хопер у села Поворино в 1883 г., в 1941 г. – в Балашове. В период весеннего половодья расходы воды достигают до 300-350 м3/сек. Летом и зимой они уменьшаются до 30 м3/сек. Ледостав на Хопре, неустойчивый в отдельные годы, по многолетним данным начинается в среднем 10 декабря, а вскрытие - 9 апреля. Островки и мели у Хопра один высокий паводок – в апреле, когда вода поднимается в среднем на 4 м. В остальные сезоны, уровень воды относительно стабильный. О разливах реки Хопёр рассказывают документы гидрометеослужбы Рязанско-Уральской железной дороги. В 1917 г., 1927 г., 1942 г., 1953 г. река Хопёр разливалась выше среднего уровня, превращая Захопёрье в Балашовскую Венецию. Это объяснялось обильными осенними дождями. К тому же в эти годы уже в октябре были морозы с обильными снегопадами. Ранние дружные вёсны с обильными дождями привели к затоплению огромных пойменных территорий. Самая низкая вода в июле – августе. В этот период река разбивается на плесы, появляются мели и острова. В межень, ширина Хопра в верховьях 40–80 м, глубина от 3 м на перекатах до 2–4 м на плесах; в низовье ширина 100–200 м, глубина до 5–6 м (в омутах до 16 м). Хопёр – река своенравная и даже в летнее время она, при особом стечении обстоятельств, может выйти из берегов и затопить всё вокруг. Приблизительно раз в столетие.(Статья "Такое бывает раз в столетье" в газете «Балашовская правда» № 126(17360) от 15.09.2000 г.) Река в жизни людей Река в жизни людей разных эпох Берега реки Хопер помнят древние славянские поселения. Ковыльные степи Прихоперья бороздили степняки-кочевники, в дремучих лесах скрывались мордовские селения, искавшие волю беглые крепостные селяне. Первых поселенцев Балашовского уезда привлекала не только флора и фауна, но и богатая земля. В 16 веке окрестности Хопра именовались «диким полем». Степной, нетронутый чернозем манил людей своим естественным плодородием. Перед их взорами открывалась бескрайняя, дикая, невозделанная степь. Во второй половине 16 – начале 17 веков на Хопре появляются предприимчивые крестьяне, охотники, рыболовы и особенно бортники, получившие за оброк право пользоваться богатыми нетронутыми рыбными, земельными угодьями по рекам Хопру и Медведице. В конце 17-начале 18 веков на Хопер усиливается поток беглых крестьян из Воронежа, где осуществлялась постройка морских судов, начатая по инициативе Петра I. Люди бежали, чтобы избавиться от «тягот стругового долга» слобод. Тамбовский воевода жаловался, что на «Хопер и Медведицу бегут из Тамбова стрельцы, казаки и другие служилые люди». Богатая земля Прихоперья привлекала не только беглых крестьян и казаков, но и богатых людей царского двора. Обширные земельные площади Прихоперья за разные заслуги раздавались царским двором знатным дворянам, боярам, князьям, графам, а в последствии помещикам. В лесостепной зоне Прихоперья в разные годы владели землями Нарышкины, Чернышевы, Воронцовы, Куракины, Голицины, Разумовские, Вяземские, Волконские, Игнатьевы и другие. К таковым многие века относились земли по обеим сторонам реки Хопер в его верхнем и среднем течении. Долгое время силу хоперской воды использовали лишь на водяных мельницах. В 30-е годы 19 века местные купцы получили прекрасную возможность осуществлять сплав товаров по Хопру в казачьи станицы Дона и некоторые города Приазовья. Бывший крепостной крестьянин из села Копены Аткарского уезда Герасим Превратухин совершил смелое, предприимчивое путешествие на лесных плотах вниз по течению Хопра. В 1836 году была доказана возможность сплава по реке. Через несколько лет в Балашове появились первые речные барки, построенные Г.Превратухиным у сельца Волынщино (севернее Беково). К концу 50-х годов 19 века балашовские купцы сплавляли по Хопру в Ростов хлеб, сало, спирт, муку, овес, крупы, льняное семя, пшеницу, мед, поташ и другие товары. Подготовка груза к отправке, строительство барок производилось зимой. Удобных пристаней, служивших местом для сбора барок, для сплава вниз по течению Хопра, в самом Балашове было 3-4. В 1842 году по Хопру прошло 12 барок, а 1845 – 18, а с 1847 по 1850 ежегодно собиралось от 30 до 40 барок. На каждой барке отправлялось около 20 рабочих. На встречающихся отмелях судно приходилось перетаскивать бурлацким способом. Груз одной барки составлял 3500-4000 кулей по 7,5 пудов веса каждый, т.е. около 500 тонн. Средняя цена за сплав груза из Балашова в Ростов колебалась от 65 до 80 копеек серебром за куль. Этот путь барки проходили за 1,5 месяца, иногда быстрее. Медленно двигались грузы по Хопру и Дону, но значительно быстрее, чем чумацкими караванами по сухопутью. Кроме того, водный путь обходился дешевле гужевого транспорта. Во время весеннего разлива ширина Хопра в районе города Балашова доходила до 8 верст, а глубина до 3-5 саженей. Это давало возможность сплавлять лес, зерно, барки по Хопру в область Войска Донского. В полые воды 1852 и 153 годов с Хопра на Дон было сплавлено свыше сотни барок с грузом. По словам А.Никольского «…полая вода держится более 2-х недель, а течение менее стремительно. Кроме того, заготовка хлеба в прихоперских местах обходилась дешевле». В конце 19 века сплав леса и барок прекратился. Это было связано с проведением железной дороги по территории Балашовского уезда. Кроме барок на Хопре можно было увидеть и другие суда. В начале 20 столетия рабочими балашовского паровозного депо был собран пароход «Заря», который ходил от Балашова до Никольевки в базарные дни. Сегодня река имеет важное народно-хозяйственное значение для территории Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской областей. Хопёр судоходен (от города Новохопёрска в 323 км от устья). На значительной части протяжения доступен для сплава на байдарках. Зубриловка.Пензенская область.Храм в имении Голицыных Имение Нарышкиных в с.Пады Балашовского района Прогулочный катер на реке Хопер. Середина ХIХ века Мельница второго товарищества(теперь мельзавод № 7) Значение реки и её окрестностей (природных комплексов, примыкающих к реке) в жизни людей в различные эпохи Издавна люди селились на берегах рек и озер, где лес рядом, и до низменных лугов рукой подать. Всего и на всех хватало: зверя, рыбы, грибов, ягод, валежника. В то время на большей части Балашовского уезда, особенно по реке Хопер, простирались густые, громадные лиственные леса. В лесном царстве первенство держал дуб. Кроме дуба, представители флоры лесостепной полосы: ольха, вяз, ветла, осина, черный клен, а по берегам Хопра и озер - ивы с лозняком. Деревья и кусты прямо нависают над руслом реки. Чуть дальше от берега – черемуха, дикая яблоня. Но главное украшение здешних лесов – тополь серебристый. Он и впрямь кажется серебристым, резко выделяясь белым цветом своей листвы на фоне окружающей зелени. В затонах Хопра и близлежащих к нему озерах водятся черепахи довольно крупных размеров (от 7 до 8 вершков длиною), выхухоли, крысы, ужи. Есть на Хопре и заказники с богатым растительным и животным миром. В них взяты под охрану лось, лисица, речной бобр, выхухоль, кабан, косуля, куница, заяц-русак. Выхухоль – живой памятник древней эпохи. На нашей планете выхухоль обитает только на Пиренейском полуострове и в бассейне рек Урала, Волги и Дона. В Саратовской области выхухоль водится по всей долине р. Хопер. Благодаря скрытному образу жизни, этот зверек дожил до нашего времени. В 1965 г. на Хопер были завезены бобры из Белорусского заповедника. Бобр речной, – самый ценный пушной зверь нашей природы, – был полностью истреблен задолго до революции. После восстановления поселений бобра в Хоперском заповеднике, на территории Воронежской области, бобры расселились и за его пределами. В Саратовской области на реке Хопер в 1970 г. их насчитывалось уже порядка 400.Они поселились по всей реке, включая притоки и озера. В долине Хопра множество озер и стариц. Здесь водились различные породы рыб: сом, щука, лещ, окунь, карась, судак, язь, плотва. А какое приволье здесь для водоплавающей дичи! Вольно и свободно чувствуют себя в этом уютном и тихом месте утки, бекасы, кулички, гуси, журавли, лебеди, вальдшнепы. И в настоящее время по реке проходит один из маршрутов весеннего и осеннего перелета водоплавающей птицы. Стаи гусей и уток подолгу задерживаются на богатых кормами затонах и плесах Хопра и близлежащих озерах. Не случайно В. И. Даль в своем словаре расшифровал слово «Хопер» как «притон диких гусей». Первые сведения о Хопре встречаются в летописи 1148 года. Князь Глеб Юрьевич, идя к Рязани, был и на «Велице Вороне» (в то время Хопер назывался Великой Вороной). В 1389 году реку называли Прохорь. Об этом упоминается в дневнике Игнатия Смолянина, который сопровождал митрополита Пимена в Константинополь. Но это не единственные названия реки. Встречались и другие: Хопорть, Копорть, Копорь. Истоки Хопра берут свое начало из чистейших родников недалеко от деревни Кучки, что в Пензенской области. Эти родники бьют из-под пригорка. Вода в них с кристально чистой ледяной водой. Родники совсем разные – есть совсем маленькие и их почти не видно в густой траве. А другие – побольше - с силой заявляют о себе. Их всего двенадцать. С них и начинается наша река Хопер. Существует много легенд и преданий о прихоперской земле. Одна из легенд рассказывает о любви славянского юноши Хопра и дочери половецкого хана прекрасной Вороны. В давние времена, когда по ковыльным степям от Волги до Днепра кочевали племена с бесчисленными стадами, а в густых лесах скрывались мордовские селения, была у половецкого хана Токая дочь, прекрасная Ворона. Стремительная, ловкая, красивая, стройная с иссиня черными волосами Ворона часто снилась половецким и мордовским юношам. Но вот с востока пришла беда. Напали на землю половецкие злые татары, перебили храбрых юношей половецких, разграбили половецкие вежи, взяли в плен молодых и старых. Лишь одна Ворона сумела убежать. Но погнались за ней татарские воины Чембар, Важдя и Карай. Бросилась Ворона на север в густые леса, поближе к красавцу Буртасу. Хотел Буртас броситься ей навстречу, но, увидев погоню, повернул на север и ушел в темные мордовские леса. А погоня все ближе… И устремилась тогда Ворона на запад, к мордовскому силачу Ломовису Большому. Давно заглядывался на красивую Ворону Ломовис Большой и не прочь был взять ее в жены, но, испугавшись погони, юркнул в непроходимые дебри мордовских лесов. Увидел Ворону ловкий и смелый юноша Хопер из славянского племени вятичей. На всем скаку подхватил он ее, усадил на коня и помчался к седому Дону, ища защиты. А преследователи все ближе и ближе. Седой Дон взмахнул речным покрывалом и превратил беглецов и преследователей в речки. Старик Хопер Из уст в уста, из поколения в поколение передается легенда о том, как давным-давно жил в Попереченской степи старик по имени Хопер. Однажды он набрел на холм, из подножия которого били более десятка ключей прозрачной холодной воды и разбегались в разные стороны. Старик соединил русла ручейков в один, построил небольшую мельницу и молол зерно для крестьян из окрестных деревень; говорят, вкусный был хлеб из этой муки. Народ назвал эту речушку по имени ее первооткрывателя – Хопром. На этом месте, где родники соединяются в одну речушку, сидит на камне под сенью дубов дед Хопер и река стекает с его бороды. «При самом истоке Хопер есть ручеёк большой, быстрый и глубокий, примерно до аршина. Далее глубина его простирается до двух сажен, а местами и более… Вода в Хопре пресная, чистая и прозрачная, как кристалл без всякого вкуса и здорова как для человека, так и для животных. Начиная с конца 17 века на Хопре интенсивно начало развиваться судоходство. Но Хопер год от года мелел, чему способствовала бездумная хозяйственная деятельность человека. Плохую службу сыграли хищническая вырубка леса, заиление донных родников, эрозия почв и т.д.. На отдельных участках река загромождалась сваленными деревьями, а на глубине - мореным дубом. И хотя с помощью Больше-Карайской ГЭС, построенной в 1958 году, в пределах Балашова удалось поднять уровень воды, но резко уменьшилась скорость течения реки, что в конечном итоге привело к увеличению донных отложений и размножению водорослей. За 10-15 лет исчезли родники в районе Алмазово, Аркадака и других местах. Одной из главных причин заболачивания Хопра является сброс в водоем отходов, содержащих большое количество органических веществ. Они-то и способствуют разрастанию болотной растительности. Наиболее благоприятная среда создается для распространения сине-зеленых водорослей, выделяющих токсины. Они губительно действуют на речную флору и фауну, обедняя ее видовой состав. Берега с обнаженными корневищами пней и всем, что составляло когда-то тайну реки, теперь стало сухим и пыльным. Лугов почти тоже не осталось. Пашня подходит местами к самой воде. До Б. Карая и ниже Борисоглебска местность, по которой течет Хопер, холмиста и живописна. Правый берег обычно высокий, изрезанный оврагами, левый - низменный; на излучинах реки - пляжи, в русле много коряг и упавших подмытых деревьев. Препятствий, кроме нескольких разрушенных плотин (Беково, Зубрилово, Турки), на реке нет. В нижнем течении правобережный увал сложен известняками и мелом. Особенно хорош Хопер в соловьиную пору мая и в конце лета, когда исчезают комары и спадает жара. Но и в разгар лета, если оно на большей части европейской территории страны выдалось дождливым, на Хопре обычно достаточно солнца и тепла. Обычно путешествия у нас по Хопру начинают от Кургана. Прервать или начать путешествие можно и в других местах, где железная или шоссейная дорога подходит в реке: это район Аркадака (платформа пригородных электропоездов на правом берегу у воды), Балашов (2 км до вокзала городским автобусом); Б. Карай (автобус до ст. Романовка, 18 км, в мае можно подняться до Романовки по притоку Хопра р. Карай, 25 км); Поворино (4 км до вокзала, у берега есть платформа пригородных поездов). При освоении черноземов Юго-Востока во времена Екатерины II в долине верхнего и среднего течения Хопра обзавелись именьями видные екатерининские вельможи (Куракино, Долгоруково, Мещерское; Зубрилово и Летяжевка - поместья кн. Голицыных; Пады - усадьба гр. Нарышкиных). Здесь сохранились некоторые достопримечательности тех времен.